Зубанова С.Г. Теория государства и права Понятие и виды дисциплины

Дисциплина связана с деятельностью (поведением) личности. В ней отражаются:

1) требования общества к индивидам и коллективам;

2) социальная оценка поведения человека с точки зрения его соответствия интересам общества, законности, правовой культуре.

" О функциях и принципах правопорядка см.: Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Т. 2. Теория права. М.: Зерцало, 1998. С. 547-553.

Раздел IV. Теория прям

Виды дисциплины:

Государственная - выполнение государственными служащими требований, предъявляемых государством;

Трудовая - обязательное соблюдение участниками трудового процесса установленного распорядка;

Воинская - соблюдение военнослужащими правил, установленных законами, воинскими уставами, приказами;

Договорная - соблюдение субъектами права договорных обязательств;

Финансовая - соблюдение субъектами права бюджетных, налоговых и иных финансовых предписаний;

Технологическая - соблюдение технологических предписаний в процессе производственной деятельности и др.

Государственная дисциплина - режим господства закона во взаимоотношениях органов государства, должностных лиц, других уполномоченных субъектов, основывающийся на требованиях к каждому субъекту исполнять свои обязанности, не превышать свои полномочия, не посягать на права, не ущемлять интересы других субъектов, проявлять инициативу и ответственность в порученном деле.

Государственная дисциплина, законность и правопорядок тесно связаны между собой, так как государственная дисциплина невозможна без соблюдения и исполнения законов и сознательного позитивного отношения государственных служащих к установленному правопорядку.

Однако между законностью и дисциплиной имеются различия по содержанию и месту в системе правового регулирования.

1. С точки зрения права законность есть основа дисциплины, но дисциплина - не только правовое, но и социальное явление. Она не исчерпывается законностью. Если законность означает точное и неукоснительное соблюдение закона, то дисциплина предполагает ещё и активность, инициативу в работе.

2. Понятие дисциплины шире понятия законности в плане нормативного обеспечения. Государственная дисциплина обеспечивается как правовыми нормами, так и другими социальными нормами, особенно нормами морали. В основе государственной дисциплины лежит исполнительская дисциплина, добросовестное отношение должностных лиц к исполнению возложенных на них обязанностей.

Глава 24. Законность. Правопорядок

3. Дисциплина и законность имеют разные результаты действия. Результат законности - правопорядок. Результат дисциплины - общественный порядок.

Государственная дисциплина реализуется в сфере осуществления функций государства, его органов, учреждений, предприятий. Её виды: плановая, финансовая, служебная дисциплина и другие.

Трудовая дисциплина - показатель как отношения гражданина к исполнению служебных обязанностей, так и работы каждой из государственных структур. В действующем трудовом законодательстве предусмотрены общие требования дисциплины, связанной с выполнением правил внутреннего трудового распорядка: своевременно приходить на работу, придерживаться установленной продолжительности рабочего дня, использовать все рабочее время для продуктивного труда, своевременно и точно выполнять распоряжения администрации и др.

Эти нормы и требования не могут охватить все стороны производственного процесса. Поэтому в трудовом законодательстве определяется дополнительный круг обязанностей работников, связанных с соблюдением технологической дисциплины.

Для повышения эффективности дисциплины важны:

Применение мер поощрения с целью развития побудительных факторов (объявление благодарности, выдача премии, награждение ценным подарком, почетной грамотой, представление к награждению орденами и медалями, званиями, материальное вознаграждение);

Наложение мер юридической ответственности (увольнение, депремирование, понижение в должности и др.).

Следует признать, что дисциплина зависит не столько от силы принуждения или воспитательного воздействия убеждением, сколько от рациональной системы хозяйствования и управления, стиля руководства, ориентированного на личность, которая реализует себя в процессе труда.

На дисциплину труда, как минимум, влияют два фактора. Первый фактор - желание, с которым выполняются приказы и распоряжения администрации. Исполнительская дисциплина обусловливается: а) подбором кадров - привлечением наиболее способных работников и заботой о повышении их квалификации; б) демократическим стилем руководства, сочетающим коллегиальность в обсуждении решения (право иметь собственное

Раздел IV. Теория прям

мнение, пока не принято решение) и единоначалие при принятии решения и ответственности за его результат. Второй фактор - восприятие правил и стандартов в работе. Правила должны быть разумными и уместными, тогда и дисциплина будет соблюдаться. Главным должен быть принцип: стремиться к совпадению интересов работников и администрации. Качество дисциплины зависит от эффективности правового воспитания, уровня правовой культуры. Дисциплина - неотъемлемая черта демократии.

Дисциплина – это совокупность требований, отвечающих социальным нормам, которые сложились в обществе и предъявляются к поведению людей.

Выделяют следующие виды дисциплины.

  1. Государственная дисциплина – это дисциплина, связанная с выполнением тех требований, которые предъявляются к государственным гражданским служащим.
  2. Воинская дисциплина – это дисциплина, возникающая по поводу соблюдения правил, установленных военными законами, уставами и приказами.
  3. Трудовая дисциплина – это дисциплина, которая возникает в процессе производства материальных благ. Она регулируется нормами трудового законодательства.
  4. Финансовая дисциплина – это дисциплина, устанавливающаяся по поводу соблюдения субъектами правоотношений бюджетных, налоговых и иных финансовых правовых предписаний.
  5. Технологическая дисциплина – это дисциплина, возникающая в процессе производства при соблюдении субъектами технологических предписаний.
  6. Договорная дисциплина – это дисциплина, возникающая при соблюдении субъектами правоотношений , обязательств , предусмотренных в договорах .

Нормы, которые регламентируют дисциплину:

  1. организационные;
  2. политические;
  3. социальные;
  4. нормы морали и т. д.

Дисциплина имеет тесное взаимоотношение с законностью , правопорядком , общественным порядком:

1) дисциплина и законность представляют собой похожие явления правовой деятельности, так как дисциплина представляет собой совокупность предъявляемых к обществу требований, а законность – совокупность строгих требований, которые все органы государственной власти , органы местного самоуправления , должностные лица, учреждения, граждане одинаково понимают и соблюдают без каких-либо исключений при применении законодательства;

2) в отличие от законности, дисциплину связывают непосредственно лишь с трудовой деятельностью. Она, проникая в производственные отношения, придает им стабильность и направленность;

3) результатом дисциплины является общественный порядок, а результатом законности – правопорядок.

Правопорядок – это часть дисциплины, которая проявляется в совокупности отношений и связей, которые обеспечивают устойчивое развитие общества. Поддержание дисциплины призвано регулировать правомерное поведение , а также свободное и непринуждаемое воплощение субъективных прав и юридических обязанностей субъектов правоотношений.

Общественный порядок – это определенная закономерностями социального развития система институтов и правил, которые призваны обеспечивать упорядоченные общественные отношения, придавать общественным отношениям установленную организационную форму. Взаимосвязь его с дисциплиной и правовым порядком проявляется их определенными закономерностями, а также целями общественного развития, государственной охраной, общей социальной природой.

Таким образом, дисциплина – это составная часть общественного порядка, представляющего собой совокупность упорядоченных и организованных общественных отношений, регулируемых нормами права , морали, традициями, обычаями и т. д.

Дисциплина - это определенный порядок поведения людей в соответствии с нормами права и морали, которые сложились в обществе или организации, а поведение - это совокупность действий и поступков личности, образ его жизни. В поведении проявляются особенности характера, темперамент, потребности и предпочтения.

Проблема дисциплины включает ряд как научных, так и практических проблем. Комплексность проблем дисциплины предполагает необходимость привлечения к ее изучению различных наук - права, экономики, социологии, менеджмента, кибернетики, социальной психологии.

Следует отметить, что в настоящее время нет общепризнанного понятия дисциплины. Российские ученые определяют дисциплину как форму связей между людьми, степень обеспечения организованности и порядка; соотношение поведения человека с нормой общественной жизни; порядок поведения людей в соответствии с социальными нормами права и морали.

Дисциплина является важной общечеловеческой ценностью, объединяющей людей. Только на ее основе возможно построить эффективные социальные и трудовые отношения. Понятие "дисциплины" многозначно. Наиболее точным может быть определение русского ученого В.И. Шкатулы: "Дисциплина - это общественные отношения, которые складываются по поводу соблюдения социальных и технических норм, правил поведения в семье, организации, обществе, государстве". В рамках различных отношений основными свойствами дисциплины называют разные характеристики.

Дисциплина - это функция, элемент социальной системы, средство эффективного достижения политических, социологических, технологических целей, фактор развития системы.

Все определения дисциплины, как правило, характеризует определенную ее сторону или определенный ее вид. Когда говорят о дисциплинированную человека, то прежде всего отмечают уровень выполнения им своих обязанностей, то есть рассматривают исполнительную дисциплину. Все катастрофы, происходящие помимо природных, возникли по вине человека, возбудила дисциплину.

Дисциплина - это уровень (высокий, средний, недостаточный) соблюдение норм в организации, обществе. Родовому признаку дисциплины является порядок - совокупность правил поведения, соблюдение которых требуется от человека.

В дисциплине выделяют две стороны:

Объективную - порядок, без которого не может существовать организация;

Субъективную - выполнение обязанностей, соблюдение прав.

По способу подчинения дисциплина классифицируется на принудительную и добровольную, по видам - экономическую, политическую, финансовую, трудовую и технологическую.

Государственная дисциплина предусматривает порядок отношений, установленных государством, согласно которым все государственные органы, организации, должностные лица и граждане обязаны выполнять возложенные на них задачи и обязанности. Государственная дисциплина включает: финансовую, договорную, технологическую, плановую, трудовую.

Трудовая дисциплина - форма общественных связей людей в процессе выполнения трудовых функций, с обязательным подчинением участников определенном распорядка. Дисциплина вводит личность в определенный стереотип поведения, принятый и поддерживается данным коллективом.

Трудовая дисциплина связана с производственной, технической и исполнительной. Итак, трудовая дисциплина - это выполнение каждым работником своих функций и обязанностей, соблюдение установленных требований, правил и ответственность за их выполнение.

Дисциплина на предприятии является показателем уровня организации, управления и морального климата. На предприятии выделяют три вида трудовой дисциплины:

Исполнительную - четкое выполнение каждым работником своих обязанностей, без проявления инициативы и активности;

Активное - соблюдение прав при исполнении обязанностей по принципу: разрешено все, что не запрещено законом. Здесь работнику предоставляется возможность активно пользоваться своими правами;

Самодисциплину - это выполнение своих обязанностей, возможность проявлять активность, реализовать свои права на основе самоуправления.

Основной задачей управления является воспитание не исполнительной и даже не активной дисциплины, а самодисциплины. В каждой организации есть возможность без особых материальных затрат повысить дисциплину на всех уровнях, и демократическим, законным путем навести порядок в обществе в целом. Этого можно достичь с помощью следующих мер:

Изменить взгляд на понятие "дисциплина" и "порядок";

Эффективно использовать методы управления дисциплинарными отношениями;

Сделать законодательство доступным для всех работников;

Повысить действенность контроля за выполнением задач, обязанностей всеми работниками;

Сместить акцент по принуждению на поощрение и убеждение, заинтересованность в результатах и мотивации труда;

Воспитывать и развивать самодисциплину как высшую форму дисциплины;

Антиподом дисциплины является "хаос" как полное отсутствие управления, согласия и порядка.

Дисциплинарные отношения - это вторичная форма трудовых отношений. По содержанию они делятся на четыре вида: охранные, поощрительные, воспитательные и организационные.

Охранные отношения возникают при наличии одного из двух юридических факторов: невыполнение обязанностей, превышение права, приносит вред другому человеку. Сторонами выступают администрация, общественные организации, которые наделены властью, и работники. Основой этих отношений выступает право и обязанность применять к нарушителям определенную степень влияния.

Поощрительные отношения основываются на применении средств мотивационного характера.

Воспитательные отношения - это права и обязанности администрации воспитывать работников на принципах убеждений, повышение уровня образования, формирования личности, ее мировоззрения, совершенствование физического развития работника.

Организационные отношения - это отношения по вопросу укрепления и поддержания желаемых дисциплинарных отношений посредством определения прав, обязанностей и меры ответственности работников.

Объектом дисциплинарных отношений является поведение человека, который может быть:

активной , когда работник выполняет свои обязанности, использует свои права и проявляет большую активность, чем это предусмотрено нормой, исходя из принципа: разрешено все, что не запрещено;

правомерной - выполнение обязанностей, использования прав;

нестандартной (отклонение или невыполнение обязанностей, превышение прав и т.д.).

На основе изучения поведения людей можно разрабатывать меры воздействия на них на основе права и мотивации.

Одной из причин экономического кризиса в большинстве предприятий страны является то, что практически значительно ухудшилось управления дисциплиной. Недисциплинированность стала бы элементом нашего образа жизни, который некоторые идеологи пытаются оправдать, выдать как черту национального характера славян.

В конце 90-х годов эксперты японской фирмы "Никкен Кейко" проанализировали работу одного химико-фармацевтического завода в Украине и сделали вывод: наведение порядка на предприятии, даже при использовании имеющегося оборудования, позволило повысить производительность труда на 25-30%. Сравнение показателей работы украинского предприятия с аналогичным в Японии показало, что выпуск продукции в Японии в 2,5 раза больше, а количество работающих в три раза меньше.

Дисциплина - это выполнение коллективом, его членами принятых норм поведения. Иногда это неписаные нравственные нормы, присущие только этому коллективу. Дисциплина труда является необходимым условием совместной работы. Любой производственный процесс требует дисциплины участников, подчиненности существующем распорядка и руководству.

Дисциплина является объективным, динамичным, исторически обусловленным социальным прогрессом. На ее содержание, формы и методы определяющее влияние оказали формы собственности, тип развития экономики.

Дисциплина труда как экономическая категория представляет собой систему общественных отношений по поводу наиболее рационального и качественного выполнения трудовых функций, закрепленных правом и другими социальными нормами, регламентирующими субординацию, характер связей и взаимосвязей людей в процессе кооперации труда по производству продукции, услуг и вне сферой ее применения. Поскольку дисциплина труда представляет собой совокупность (систему) общественных отношений людей в процессе кооперированной труда, ее можно характеризовать как дисциплину трудовых отношений.

Дисциплина труда содержит технологическую, внутрисменного трудовую и производственную дисциплину, а также дисциплину поведения вне сферы применения труда (рабочего места), которые характеризуют разноаспектных стороны отношений людей в ходе производственного процесса, то есть сочетание материальных и личных факторов производства.

В основу технологической дисциплины положен технологический процесс. Как составляющая производственных сил человек в процессе труда взаимодействует с орудиями и предметами труда, вступает в соответствующие отношения с природой. И чтобы процесс производства осуществлялся при оптимальных условиях, работник должен руководствоваться соответствующими социальными нормами, приобретенными научными и техническими знаниями, передовым производственным опытом. В процессе трудовой деятельности возникают определенные обязательства по соблюдению технологии производства продукции определенного качества. Обязательства содержат функции непосредственного выполнения производственного процесса, управления и регулирования его хода, обслуживание, контроль за качеством произведенного продукта (услуг). Любое отклонение от принятой технологии является нарушением технологической дисциплины, следствием чего может быть брак продукции (работы). Объектами технологических отношений выступают непосредственные исполнители (персонал) на рабочих местах.

Производственная дисциплина характеризует отношения исполнителей производства по соблюдению правил техники безопасности и охраны труда и руководителей. Эта группа общественных отношений характеризуется выполнением функций бережного отношения к средств и предметов труда, создание благоприятных условий труда на рабочем месте, экономией материальных, трудовых и топливно-энергетических ресурсов, соблюдением техники безопасности, производственной санитарии, гигиены и охраны труда.

К нарушениям такой дисциплины относятся: нарушение правил обслуживания машин и механизмов, вызывающих аварии; перерасхода сырья, материалов, нарушение правил техники безопасности, невыполнение распоряжений руководителей и тому подобное.

Субъектами таких отношений являются непосредственные исполнители, руководители и специалисты.

Целесообразно также использовать показатели, характеризующие уровень производственной дисциплины: количество случаев нарушений правил техники безопасности и охраны труда, отказов выполнять распоряжения руководителей, коэффициенты частоты и тяжести производственного травматизма, потери рабочего времени из-за выхода из строя оборудования по вине исполнителя и т.

Внутрисменного трудовая дисциплина характеризует отношение персонала к обязательствам по соблюдению установленного внутрисменного режима труда и отдыха на рабочем месте: своевременный приход на работу и выход из нее, соблюдение времени перерыва (обеденного и внутрисменные). В процессе трудовой деятельности у работника возникают обязательства по соблюдению установленного на производстве распорядка трудового дня. Субъектами отношений с внутрисменного дисциплины выступают непосредственные исполнители на рабочих местах. Уровень внутрисменного трудовой дисциплины целесообразно определять показателем использования рабочего времени исполнителя (коллектива), обеспеченного оптимальными условиями для производства продукта (услуг). Это положение имеет важное методологическое и практическое значение: если работники простаивают по вине руководителей производства, психологически они не настроены экономить минуты. Плохая организация труда порождает безответственность, ведет к нарушению дисциплины.

Дисциплина поведения вне сферы труда (рабочего места) характеризует отношение к обязанностям по соблюдению недельного режима труда и отдыха, то есть соблюдение графика выходов на работу. Невыполнение этих обязательств, то есть прогулы, появление на работе в нетрезвом состоянии, потери рабочего времени в течение дня в связи с задержанием органами милиции за нарушение общественного порядка препятствуют нормальному функционированию всей системы взаимосвязей отдельных элементов производственного процесса на предприятии.

Уровень дисциплины поведения целесообразно определять показателем использования фонда рабочего времени исполнителя (коллектива) за определенный период (неделя, декаду, месяц, квартал, год).

Слово дисциплина, чаще всего, вызывает появление «мурашек» по коже. Это связано с узкой трактовкой данного термина. Большинство подразумевает под дисциплиной солдатскую муштру, насилие над личностью, необходимость подъема ни свет ни заря. Поэтому одно ее упоминание вызывает скорее оскомину, чем воодушевление. Но справедливо ли такое отношение к ней? Что такое дисциплина? Можно ли обойтись без нее? Как воспитать в себе это качество?

Что такое дисциплина?

Дисциплина - это способность человека соответствовать общепринятым социальным нормам, придерживаться определенного распорядка. Эти правила, чаще всего, четко прописаны, но, порой, человек дополняет их собственными. Например, на работу принято ходить, допустим, на 8 утра. Какой-нибудь особенно ответственный сотрудник «модифицирует» требование и ходит на 7.30. Это его личная инициатива.

Само понятие дисциплины можно рассматривать в двух плоскостях. В узком плане – это контроль своего поведения (внутренние психологические установки). В широком понимании речь идет о социализации личности, ее поступках, вписывающихся в общую доктрину выбранной социальной группы (требования других людей). То есть, в армии своя дисциплина, на заводе – другая, а в спортивной секции – третья. Дисциплина нужна даже для тех, кто не знает, как заставить себя делать зарядку.

Иногда могут иметь место парадоксы или феномены дисциплины , когда общепринятые нормы идут в разрез с индивидуальными понятиями. В таком случае, человек либо адаптируется под требования коллектива, либо выпадает из него. Может иметь место бездумное наследование чужих принципов, что негативно отображается на личности.

В большинстве случаев дисциплинированность идет человеку на пользу. Четкий график и расписание дел, а также уважение общественных ценностей помогает лучше адаптироваться в коллективе. С такими людьми охотнее заключают договора о сотрудничестве, чаще дружат или строят романтические отношения. Главное, во всем знать меру и, уважая принципы других, не унижать свои собственные.

Дисциплина и ее виды

Поскольку человек - существо биосоциальное, то ему необходимо входить в определенные сообщества. Это могут быть дружеские или рабочие коллективы, а также партийные, религиозные и прочие организации. В связи с этим, принято говорить о различных видах дисциплины:

  • Государственная – основанная на гражданских взаимоотношениях;
  • Трудовая – имеет место в рабочих коллективах;
  • Технологическая – необходима в производственных процессах;
  • Финансовая – устанавливается во время финансовых взаимоотношений;
  • Воинская – обязательна для военнослужащих;
  • Договорная – возникает при договорных правоотношениях;
  • Самодисциплина – устанавливается по отношению к самому себе.

Если говорить именно о государственной дисциплине , то стоит отметить, что она тесно связана с правопорядком и законностью. Первый обеспечивает устойчивое развитие социального механизма. Законность устанавливает нормы правопорядка.

Существенную роль в формировании общественного мнения играют традиции, обычаи, мораль и право. В отдельных случаях они могут взаимно исключаться, но, чаще всего, дополняют друг друга.

Как стать более дисциплинированным?

Развить корпоративную дисциплину без внедрения ее основ в личную жизнь невозможно. Если человек крайне безалаберный в быту, то на рабочем месте ждать от него упорядоченности не стоит. Соответственно воспитание этого навыка стоит начинать с распорядка дня, упорядочивания личного пространства. Развить дисциплину помогут такие приемы:

  • Занятия спортом;
  • График сна и питания;
  • Планирование своего времени;
  • Тренировка концентрации и усидчивости;
  • Регулярная мотивация.

Занятия спортом

Многие сталкивались в жизни с парадоксом, когда спортсмены, которых часто считают «не обезображенными» интеллектом, почему-то становятся влиятельными бизнесменами, политиками, общественными деятелями.

Откинем стереотипы и условности . Спортсмены зачастую добиваются успеха благодаря своей настойчивости и дисциплине. Эти навыки вырабатываются у них в процессе посещения спортзала, на сборах или соревнованиях. Ведь любому успешному выступлению всегда предшествуют самоотверженные тренировки и жесткий ежедневный график.

Соответственно любой, кому не хватает собранности, может поучиться у спортсменов. Стоит записаться на какую-нибудь секцию, как уровень самодисциплины заметно повысится.

График сна и питания

Расписание этих составляющих жизни архиважно для каждого. От здорового и регулярного сна зависит восстановление сил, а от правильного питания – наполнение организма необходимой энергией. Если выработать четкий распорядок сна и пробуждения, а также урегулировать питание, заметно повысится общая жизненная энергия, появится больше времени для работы и желание что-то делать. Дисциплина начинается с наиболее базовых элементов. Сон и питание – это практически основа всего.

Планирование своего времени

Проблемы с дисциплиной зачастую испытывают люди, которые не умеют планировать свой день. Любой экспромт забирает дополнительные ресурсы на адаптацию и быстрое реагирование. Если человек планирует свое личное и рабочее время, тогда реже приключаются всевозможные «сюрпризы». Безусловно, случайности могут иметь место, но они не будут настолько частыми, чтобы подпортить общую статистику.

Рекомендуют два способа планирования: еженедельный и ежедневный . Первый позволяет разобраться с самыми ответственными заданиями на семь дней вперед. Второй корректирует задачи, согласно обстоятельствам. Лучше всего планировать следующий день с вечера, а утром оперативно подстраивать планы под возможные изменения. Главное научиться выполнять все задуманное, четко следуя своему расписанию.

Тренировка концентрации и усидчивости

Главнейший враг дисциплины – рассеянность внимания. Если научиться концентрации, то держать себя в руках станет заметно легче. Также важен навык усидчивости.

Лучше всего вырабатывать эти умения в игровой форме, выполняя различные увлекательные упражнения. Например, можно скачать тематическое мобильное приложение на телефон, ежедневно развивая концентрацию и усидчивость, без каких-либо дополнительных приспособлений.

Можно пойти еще более легким путем. Выбрать какой-нибудь объект (выключатель, листок, подставку и т.п.). Попытаться максимально долго удерживать на нем свое внимание. Выполняя как можно чаще это упражнение, человек развивает навыки усидчивости и концентрации. Главное, обойтись без фанатизма и не превратить игру в рутину.

Регулярная мотивация

Любая дисциплина должна мотивироваться, иначе она превращается в бессмысленное насилие над самим собой. Человек должен осознавать, почему ему стоит быть собранным. Например, девушка решила скинуть лишние килограммы, села на диету, записалась на фитнес. Она повесила дома плакат с красивой фигуристой спортсменкой в объятиях настоящего мачо. Установила такую заставку на рабочем столе компьютера и экране телефона. Мотив все время перед ее глазами, регулярно напоминая, зачем она начала тренировки и правильное питание. Желание выглядеть привлекательно подогревается созерцанием выбранного примера для подражания.

Дисциплина помогает человеку эффективнее выполнять задачи, которые он перед собой ставит. Кроме этого, она упрощает процесс социализации, позволяя становиться частью общества. Если подойти к развитию этого навыка творчески, то никакого внутреннего противодействия не возникнет, а результативность повысится.