Социальное государство и защита прав человека.

Система прав и свобод личности

В современном мире существуют самые различные правовые идеи, теории, доктрины, господствует многообразие правопонимания. В той же степени многообразие воззрений присуще проблематике прав и свобод человека, его взаимоотношений с государством. Различие подходов обусловлено различными интересами их представителœей, особенностями духовной, культурной жизни, историческими традициями, обычаями, интеллектуальным своеобразием и другими причинами.

Сам факт многообразия правопонимания свидетельствует о том, что с точки зрения содержания в "чистом виде" как таковых безусловно объективных и общепризнанных прав и свобод человека не существует. Реальностью являются лишь представления, взгляды, теории о том, что такое права человека, а также основанные на них политические, юридические, моральные и иные нормы. Взгляды и нормы опосредуют складывающиеся и развивающиеся в обществе материальные и духовные возможности и обязанности людей.

При этом многообразие подходов к правам человека и праву не умаляет возможности и крайне важно сти выработки и признания определœенного минимума общечеловеческих, общедемократических требований к правовому и социальному положению человеческой личности. Его реализация должна быть обеспечена всœегда и везде, вне зависимости от социально-политических, экономических, культурных и иных особенностей конкретной страны. Этот минимум в качестве базовых прав и свобод человека должен и должна быть начальной точкой отсчета суммарного возрастания добровольно признанных всœем мировым сообществом непререкаемых ценностей.

Наиболее оформленное и концентрированное выражение правопонимание находит в конституционном и текущем законодательстве государств.

Впервые формальное, законодательное закрепление представления о правах человека получили в 1776 ᴦ. в Конституции американского штата Вирджиния, а затем в Билле о правах 1791 ᴦ., который представлял собой десяток поправок к Конституции США 1787 ᴦ. В 1789 ᴦ. во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина, оказавшая огромное влияние на политическое, правовое и духовное развитие многих стран мира. Важной особенностью этих документов является подразделœение в них прав, принадлежащих человеку, на две категории: права человека в собственном смысле слова, присущие ему от рождения, рассматриваемые как естественные, неотчуждаемые и не зависимые от государства; и права гражданина, которые установлены государственной властью, людьми (позитивное право).

Самой разработанной и распространенной является классификация прав и свобод в соответствии с предварительным выделœением наиболее важных сфер общественной жизни, в которых возникают и реализуются права и свободы. Другими словами, это подразделœение прав и свобод по их социальному назначению. По этому основанию выделяют четыре большие группы прав и свобод: политические, социально-экономические, личные, культурные.

При этом грань, проводимая между этими группами прав и свобод, достаточно условна, поскольку всœе они характеризуют единую, целостную систему общественных отношений. А многие конкретные права и свободы одновременно бывают отнесены к двум различным категориям прав.

Политические права и свободы личности - это возможности человека в государственной и общественно-политической жизни, обеспечивающие его политическое самоопределœение и свободу, участие в управлении государством и обществом. К ним относятся: право на объединœение; свобода митингов, шествий, демонстраций; право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; право на равный доступ к любым государственным должностям; право участвовать во всœенародных обсуждениях и голосованиях (референдумах) и др.
Размещено на реф.рф
К примеру, важнейшее политическое право, каким является право на объединœение (свобода ассоциаций), означает возможность свободного создания политических и иных организаций, добровольность вступления и выхода из них. Ограничения этого права незначительны и строго регламентированы законом, а спорные вопросы создания и деятельности объединœений разрешаются только в судебном процессе судебными органами.

Личные права и свободы - это возможности человека, ограждающие от незаконного и нежелательного вмешательства в его личную жизнь и внутренний мир, призванные обеспечить существование, своеобразие и автономию личности.

Все права, принадлежащие человеку, в равной степени являются личными. Тем не менее в узком смысле слова под личными правами принято понимать лишь часть прав, непосредственно защищающих личную жизнь и свободу каждого человека. К ним относятся: право на жизнь; право на личную неприкосновенность; право на уважение, защиту чести и достоинства; свобода совести; право на неприкосновенность жилища; право на свободу передвижения и выбор места жительства и др.
Размещено на реф.рф
К примеру, содержание права на неприкосновенность личности раскрывается в определœении исключительных условий, при которых возможны ограничение и лишение свободы, в установлении строжайшего запрета насилия, пыток, жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения, в добровольности медицинских, научных и иных опытов в отношении человека, в реализации презумпции невиновности. Презумпция невиновности означает, что обвиняемый в преступлении считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого, а доказательства, полученные с нарушением закона, признаются не имеющими юридической силы.

Социально-экономические права и свободы - это возможности личности в сфере производства и распределœения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов человека. К числу социально-экономических прав и свобод относятся: право на труд, право на отдых, право на социальное обеспечение, право на жилище, право наследования и др.
Размещено на реф.рф
К примеру, право на отдых состоит в том, что всœем без исключения работающим по найму в государственных, общественных или частных организациях гарантируется ограниченная законом продолжительность рабочего времени, еженедельные выходные дни, а также оплачиваемый ежегодный отпуск и некоторые другие условия, обеспечивающие естественную потребность человека в полноценном отдыхе,

Культурные права и свободы - это возможности человека пользоваться духовными, культурными благами и достижениями, принимать участие в их создании в соответствии со своими склонностями и способностями. К числу таких прав относятся: право на пользование достижениями культуры; право на образование; свобода научного, технического и художественного творчества и некоторые другие.

Аналогично различению общего и специального правового статуса различают также общие и специальные права личности. Общие права принадлежат в равной степени всœем гражданам, вне зависимости от социальной, профессиональной и иной принадлежности. Таковы практически всœе конституционные права - избирательные права, право на труд, право на образование, право на защиту чести и достоинства и др.
Размещено на реф.рф
В системе общих прав личности ведущим началом обычно является принцип равноправия всœех граждан. Специальные права - это особенные права, отражающие специфику различных групп населœения, дополняющие и развивающие общие права и не противоречащие им. К примеру, права военнослужащих, права пенсионеров, права депутатов, права молодежи и т.д. В свою очередь специальные права бывают подразделœены на виды исходя из степени их конкретизации. К примеру, можно выделить права депутатов местных представительных органов, права военнослужащих внутренних войск и т.д.

Простейшей классификацией является подразделœение всœех прав и свобод на конституционные или основные, ᴛ.ᴇ. установленные и гарантируемые Основным законом страны, и на права и свободы, предусмотренные текущим законодательством.

Практический опыт показывает, что существуют единство и взаимосвязь всœех видов прав и свобод. В этом смысле иерархическое построение прав и свобод, подчеркивание приоритета одних прав перед другими малопродуктивны. Трудно согласиться также с концепциями, обосновывающими абсолютное преимущество политических и личных (гражданских) прав, вплоть до полного отрицания социально-экономических прав и свобод. Ведь без определœенного минимума социально-экономических прав наличие многих политических и личных прав и свобод ставится под вопрос. Это обстоятельство учитывают одобренные абсолютным большинством стран мира важнейшие международно-правовые документы по правам человека, рассматривающие социально-экономические права наравне с другими правами и свободами человека.

§ 5. Международно-правовое сотрудничество государств и проблема прав человека

Значительным прогрессом в развитии мирового сообщества в XX в. явилось понимание ценности человеческой личности, ее достоинства в неразрывной связи с крайне важно стью обеспечения минимальных гарантий существования и свободного развития индивида. Практическим выражением этого стало стремление передовой мировой общественности определить общечеловеческий минимум прав и свобод, который был бы обеспечен любому человеку и в любой стране. Основным средством утверждения этих прав и свобод стали выработка и принятие соответствующих международно-правовых документов, обязательных для исполнения государствами, добровольно признавшими их юридическую, политическую и моральную силу.

В 1945 ᴦ. был принят Устав ООН, провозгласивший в качестве одной из целœей этой организации осуществление международного сотрудничества в гуманитарной сфере, поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам всœех людей без исключения. Этот документ явился политическим и юридическим фундаментом для последующего сотрудничества суверенных государств и народов в области прав и свобод человека. Другим важным документом явилась Всеобщая декларация прав человека 1948 ᴦ. Декларация определила минимальный объём прав и свобод, которым должен обладать любой человек в политической, экономической, социальной и культурной сферах общественной жизни, дав перечень конкретных прав. Создатели Декларации провозгласили некий общечеловеческий минимум прав и свобод исходя из своего понимания уровня развития человеческой цивилизации в целом. Декларация не является юридически обязательным документом и имеет характер рекомендации всœем народам и государствам мира. Тем не менее ее практическое значение очень велико. Именно на ее базе и в развитие ее положений в последующем были приняты юридически обязательные международные документы по правам человека. Самыми значительными из них являются Пакт о гражданских и политических правах и Пакт об экономических, социальных и культурных правах. Оба пакта приняты в 1966 ᴦ. и вступили в силу, в т.ч. для СССР и России в 1976 ᴦ. Сегодня действуют и многие другие международные соглашения по правам человека.

Для воплощения в жизнь внутри государства юридических норм, содержащихся в международных соглашениях по правам и свободам человека, необходима не только трансформация их содержания во внутреннее законодательство страны, но и, прежде всœего, требуется проведение соответствующей социально-экономической политики, направленной на создание условий для фактического осуществления содержащихся в них требований. В противном случае ценность международно-правовых норм о правах человека остается минимальной, а соответствующее государство, не обеспечивающее условий для реализации прав и свобод, должно оцениваться государствами-участниками соглашения как уклоняющееся от взятых на себя обязательств.

Международное сотрудничество в области прав человека не сводится только к выработке и принятию соответствующих документов и к крайне важно сти перевода содержащихся в них норм во внутреннее законодательство стран-участниц соглашений. Такое сотрудничество крайне важно и в дальнейшем в целях успешного выполнения государствами принятых на себя обязательств и осуществления международного контроля за их выполнением. В этих целях созданы специальные международные органы, призванные активно содействовать осуществлению соглашений по правам человека. Процесс же формирования международно-правовых принципов и норм по Правам человека продолжается и сейчас.

Все сказанное выше не означает того, что права личности (или некоторые из этих прав) непосредственно производны исключительно от международного сотрудничества и международного права. Действительные права людей, при всœех условиях, остаются всœе-таки продуктом конкретного общественного организма. Само по себе международно-правовое регулирование положения человека в обществе может иметь большое значение и играть существенную роль в свете решения проблемы прав личности. Но при этом оно всœегда является производным, вторичным по отношению к внутренней жизни данного общества, его государственной организации и политической системе в целом, поскольку всœегда опосредовано, с одной стороны, суверенной волей государства, а с другой - его социально-экономическими, политическими, культурными и другими особенностями. В этом смысле никакое право не должна быть привнесено извне, помимо общества и государства.

В то же время в современном мире резко возросли взаимосвязь и взаимозависимость суверенных государств друг от друга, отдельного государства от всœего мирового сообщества в целом. В этих условиях отдельные права и свободы могут возникать и реализовываться во всœе большей степени под воздействием внешних для конкретного общества и государства факторов и, в частности, под воздействием международно-правовых принципов и норм, выработанных практикой международного сотрудничества.

Система прав и свобод личности - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Система прав и свобод личности" 2017, 2018.

  • 11Философия права и теория права в их соотношении
  • 12 Общественное мнение в системе правовой государственности
  • 13 Демократический правовой режим
  • 14 Государственный (политический) режим: понятие, виды
  • 15 Государственный суверенитет
  • 16 Понятие и структура политической системы общества
  • 17 Типы государства: различные подходы
  • 18 Соотношение права и морали
  • 19 Принцип разделения властей
  • 20 Понятие государства и его признаки
  • 21 Происхождение и сущность государства
  • Основные теории происхождения государства, их общая характеристика.
  • 1. Теологическая теория происхождения государства
  • 2. Патриархальная теория происхождения государства.
  • 3. Психологическая теория происхождения государства
  • 4. Договорная теория происхождения государства
  • 5. Теория насилия (завоевания)
  • 7. Органическая теория происхождения государства
  • 8. Марксистская теория.
  • 22 Состав правонарушения
  • 26 Понятие и классификация форм правления
  • 27 Республиканская форма правления
  • 28 Президентская и парламентская республика. Особенности республиканской формы правления в рф
  • 29 Правовая активность и правовой нигилизм
  • 30 Форма государственного устройства как элемент формы государства. Разновидности форм государственного устройства
  • 31 Унитарное государство. Тенденции развития унитаризма в современном мире
  • 32 Федерация как форма государственного устройства. Особенности рф
  • 33 Материалистическая теория о сущности и предназначении государства и права
  • 34 Формы осуществления функций государства
  • 35 Основные принципы права
  • 36 Механизм государства
  • 37 Право и закон. Их соотношение
  • 38 Основания юридической ответственности
  • 39 Понятие функции государства в современной теории государства, классификация функций
  • 40 Правопонимание: эволюция представлений о праве, характеристика основных учений о сущности права
  • 41 Взаимная ответственность государства и личности
  • 42 Естественно – правовая идеология и ормирование современной концепции прав человека
  • 43 Политический режим как элемент формы государства. Типология политических режимов
  • 44 Система прав и свобод человека и гражданина. Гарантии прав и свобод
  • 45 Порядок опубликования и вступления в силу законов и иных нпа
  • 46 Характеристика основных черт романно – германской (континентальной) правовой семьи
  • 47 Обратная сила закона: понятие, порядок и пределы применения
  • 48 Конституция в системе нормативно правовых актов
  • 49 Система права: понятие и структурные элементы
  • 50 Виды правоотношений
  • 51 Применение права: понятие и роль в осуществлении права
  • 52 Субъекты права и субъекты правоотношений
  • 53 Толкование правовых норм. Виды толкования
  • 54 Понятие, признаки и виды законов
  • 55 Правовая культура гражданина и должностного лица
  • 57 Предмет и метод теории государства и права
  • 58 Формирование (происхождение) права как нормативного регулятора общественных отношений. Теории происхождения права
  • 59 Объекты правоотношений: понятие и виды
  • 61 Структура нормы права. Виды правовых норм
  • 62 Теория государтсва и права в системе юридических наук
  • 63 Естественные права человека и гражданина
  • 64 Законодательные органы современного российского государства
  • 65 Позитивистская теория права. Преодоление позитивистского подхода в отечественной теории и юридической практике
  • 66 Применение права как особая форма его реализации
  • 67 Соотношение права и государства: основные теоретические модели
  • 68 Характеристика основных черт англо – американской правовой семьи (семьи общего права)
  • 69 Содержание правоотношений
  • 70 Правовые нормативные акты: понятие, виды, соподчиненность
  • 71 Граждане (физические лица) как субъекты правоотношений
  • 72 Предмет и метод правового регулирования как основные критерии построения системы права
  • § 3. Методы, способы, типы правового регулирования. Правовые режимы
  • 73 Правомерное поведение. Позитивная и негативная юридическая ответственность
  • 74 Подзаконные акты: понятие и виды
  • 75 Правоотношение: понятие, признаки, виды
  • 76 Понятие и виды юридической ответственности
  • 77 Юридический факт в теории правоотношений. Виды юридических фактов
  • 78 Право как регулятор общественных отношений
  • 79 Систематизация правовых нормативных актов
  • 80 Основания юридической ответственности
  • 81 Понятие правоспособности и дееспособности
  • 83 Возникновение и развитие теории права в России
  • 84 Реализация права: понятие и формы
  • 85 Деформация правосознания, профессиональная деформация
  • 86 Пробелы в праве. Аналогия закона и аналогия права, тенденции их использования в юридической практике рф
  • 87 Субъективное право и юридическая обязанность
  • 88 Действие нормативно – правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
  • 89 Фактический состав
  • 90 Причины правонарушений и пути их устранения
  • 91 Право в системе социальных норм
  • 92 Кодификация как вид систематизации законодательства
  • 93 Публичное и частное право
  • 94 Внутренние и внешние функции государства
  • 95 Понятие нормы права как элемента системы права. Признаки правовых норм
  • 96 Правовая психология как структурный элемент правосознания
  • 97 Стадии процесса применения норм права
  • 98 Тоталитарное государство
  • 99 Правосознание: понятие, структура, виды
  • 100 Орган государства: правовой статус
  • 101 Теория естественного права
  • 102 Уяснение и разъяснение как способы толкования права
  • 104 Непосредственная и представительная демократия
  • 105 Материальное и процессуальное право: правовая природа и роль в правовом регулировании, в защите прав и свобод граждан
  • 106 Понятие законности и правопорядка
  • 44 Система прав и свобод человека и гражданина. Гарантии прав и свобод

    Права человека – это естественные возможности индивида, обеспечивающие

    его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех

    сферах общественной жизни.

    Права гражданина есть совокупность естественных правомочий, получивших

    отражение в нормативно-правовых государственных актах, и приобретенных

    правомочий, выработанных в ходе развития общества и rocyдарства.Права

    гражданина обязательно закрепляются в конституциях и иных

    законодательных актах и также обязательно государством декларируется и

    обеспечивается их защита.Они квалифицируют человека как члена

    государственно-организованного сообщества.

    В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

    Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

    Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

    Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

    Права человека также можно поделить на 1) личные + политические; 2) социально - экономические; 3) культурные + коллективные. Ниже приведена наиболее популярная теория классификации прав и свобод человека и гражданина.

    Являются правами каждого, и хотя часто именуются гражданскими, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека. К личным правам обычно относят:

    Право на жизнь

    Право на свободу и личную неприкосновенность

    Право на достоинство личности

    Право на неприкосновенность частной жизни

    Право на неприкосновенность жилища

    Право на самозащиту, в том числе право на эффективные средства самозащиты, такие как огнестрельное оружие

    Право на национальную и культурную самоидентификацию

    Свобода совести и свобода мысли

    Свобода передвижения и выбора местожительства;

    Свобода выбора национальности и языка общения

    Право на судебную защиту

    Свобода вероисповедания (каждый человек может придерживаться любой религии, или создать свою собственную)

    Право на имя

    Право на частную собственность (некоторыми правоведами относится к экономическим; во Франции признано одним из основных личных прав со времён Великой французской революции.

    Политические

    Основная статья: Политическая свобода

    Политические права и свободы отличаются от личных, социальных, экономических и других прав, тем, что как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства. Являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны. К политическим правам, как правило, причисляются:

    Свобода слова (свобода распространения информации)

    Право на информацию (доступ к информации)

    Право обращений или петиций (то есть обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления)

    Право на объединение (свобода союзов)

    Свобода собраний (право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, демонстрации, шествия)

    Право на участие в управлении делами государства и на равный доступ к государственной службе

    Право на гражданство

    Избирательные права (активное и пассивное субъективное избирательное право: избирать и быть избранным)

    Право на участие в отправлении правосудия

    Социально-экономические

    К социально-экономическим правам относятся:

    Свобода предпринимательства (право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность)

    Право на частную собственность

    Трудовые права (право на труд и свободу труда)

    Право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства

    Право на социальное обеспечение

    Право на жилище

    Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

    Право на справедливое взимание налогов

    Право на восьмичасовой рабочий день, на справедливые условия труда, равную оплату за труд равной ценности и т.д.

    Культурные

    Культурные права обеспечивают духовное развитие личности. К ним относятся:

    Право на образование

    Свобода творчества (свобода литературного, научного и других видов творчества и преподавания)

    Право на участие в культурной жизни

    Академические свободы

    Право на благоприятную окружающую среду

    Гарантии прав и свобод человека и гражданина .

    Гарантии прав и свобод - это условия, средства, меры, направленные на

    обеспечение практического их осуществления, охрану и защиту.Наличие

    гарантий предполагает наличие обязанностей.Выше были описаны обязанности

    граждан перед государством, однако в данной ситуации подразумеваются

    обязанности государства перед гражданамиОсновные гарантии закреплены в

    Конституции, но это не означает, чтоьперечисленный список гарантий

    является исчерпывающим.Для более подробного рассмотрения всей

    совокупности гарантий существует их классификация по сфере

    действия.Гарантии делятся на международно - правовые и

    внутригосударственные.

    Внутригосударственные гарантии.

    Закрепляются в конституциях и иных нормативно - правовых актах

    государства, обеспечиваются соответствующими материальными и

    организационными средствами.В Российской Федерации гарантией, обладающей

    наивысшей юридической силой, является Конституция.В Конституции, как уже

    говорилось выше, закрепляются основные гарантии, определяющие смысл,

    также органов сомоуправления.Контроль за их соблюдением принадлежит

    Конституционному Суду РФ.Внутригосударственные гарантии делятся на общие

    и гарантии правосудия.

    Общие гарантии.

    1. Защита прав и свобод - обязанность государства.Данное положение

    закрепляется в ст.45 ч.1 Конституции РФ.В реализации данной гарантии

    участвует весь механизм государства.

    2. Самозащита прав и свобод.С пособов самозашиты существует множество

    и все они могут быть применены гражданами, но существет одно

    ограничение, указанное в ст.45 ч.2:

    2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не

    запрещенными законом.

    3. Судебная защита.Эта гарантия находит свое отражение в ст.46

    Конституции.Такая форма защиты прав и свобод являетсф наиболее

    эффективной, поскольку в суд могут быть обжалованы любые решения.

    4. Возмещение вреда.В соотвествии со статьей 53 Конституции, каждый

    имеет право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями

    (или бездействикм) органов государственной власти или их должностных

    лиц.Размер возмещения вреда утанавливается судом.

    5. Неотменяемость прав и свобод.Любой человек может быть уверен, что

    пока существует Конституция РФ, права и свободы, закрепленные в ней, как

    сказано в ст.18, являются непосредственно действующими.

    6. Возраст.В Конституции сказано, что гражданин России может

    самостоятельно осуществлять а полном объеме свои права и обязанности с

    18 лет.Ограничением может служить признание гражданина недеесаособным

    или ограниченныи в дееспособности, но только по решению суда.Лица, не

    достигшие этого возраста, также обладают правами, перечисленными в

    Гражданском кодексе.

    Гарантии правосудия.

    Данные гарантии лежат в основе УПК и направлены на исключение

    произвола в судебном разбирательстве.Гарантии правосудия - гарантии

    свободы личности, отсюда их конституционный уровень закрепления.

    1. Гарантии подсудности.Для человека необходимо, чтобы его дело

    разбиралось в том суде и тем судьей, которые предусмотрены

    законодательством.Определение законом такого суда и есть подсудность.В

    Конституции прямо указано, что никто не может быть лишен права на

    рассмотрение его дела тем судом и тем судьей к подсудности которых оно

    отнесено законом.Главной гарантией демократического правосудия выступает

    суд присяжных.

    2. Право на юридическую помощь.Это означает, что любой, кто нуждается

    в квалифицированной юридической помощи, имеет право на ее получение.В

    предусмотренных законом сучаях, юридическая помощь оказывается

    бесплатно.

    3. Презумпция невиновности.Она закреплена в ст.49.Сут же презумпции

    заклбчается в том, что любой человек считается невиновным пока его

    виновность не будет доказана.

    может быть осужден за одно и тоже преступление более одного раза (ст.50

    Конституции РФ).

    5. Недействительность незаконно полученных доказательств.Человек

    гарантирован от таких "методов" работы суда и следствия на всех стадиях

    уголовного процесса (ст.50 ч.2 Конституции).

    6. Право на пересмотр приговора.Любой осужденный имеет право на

    пересмотр приговора вышестоящим судом, а также просить о помиловании или

    смягчении приговора.

    7. Гарантия от самообвинения.Выражается в том, что человека нельзя

    прнудить к даче показаний против себя, а также против близких для него

    родственников, круг которых определяется федеральным законом.

    8. Права потерпевших от преступлений и злоупотребления властью.Статья

    52 Конституции РФ:

    Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются

    законом.Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и

    компенсацию причиненного ущерба.

    ответственность, обратной силы не имеет.Но если он отменяет или смягчает

    ответственность, то его обратная сила предусматривается (ст.54

    Конституции).

    Международно - правовые гарантии.

    Данные гарантии закрепляются международно - правовых дукументах, таких

    как Всеобщая деларация прав человека, принятая на третьей сессии

    другие документы.Конституция предоставляет право обращения в

    межгосударственные органы по защите прав и своб человека, при отказе

    всех судебных инстанций Российской Федерации.Жалоба подается в комитет

    по правам человека, созданный в соответствии с Международным пактом о

    гражданских и политических правах.Комитет принимает жалобу, если она не

    анонимна и не представляет собой злоупотребление правом на жалобу.

    Другой формой международной защиты прав и свобод выступает Европейский

    Суд по правам человека, учрежденный в 1959 году.Обращение в Суд может

    подавать как государство, так и физическое лицо, но сначала это

    обращение должно пройти через Европейскую Комиссию по правам

    человека.После рассмотрения, если этр обращение признается приемлемым,

    то оно попадает в Суд.

    Помимо указанных документов, закрепляющих права и свободы человека,

    существуют также такие как:

    Европейская крнвенция о защите прав и основных свобод 1950 г. и

    дополнительные протоколы к ней;

    Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским,

    международных обязательствах в области прав человека и основных свобод

    Указанный перечень является далеко не полным, но уакзанные в нем

    документы являются более или менее главными.

    Изучим понятие и признаки основных прав и свобод личности , а также выявим их виды .

    Понятие основных прав и свобод личности

    Конституция регламентирует наиболее важные отношения между индивидом и государством. Конституционные нормы устанавливают основные права и свободы человека и гражданина.

    Основное право - это установленная возможность, которая позволяет субъекту выбирать вид и меру своего поведения, удовлетворяя при этом как личные, так и общественные интересы.

    Свобода - это установленная возможность, которая позволяет субъекту выполнять все виды юридически значимого поведения, кроме ограничений, закрепленных законом.

    Признаки основных прав и свобод личности

    Основные права и свободы обладают совокупностью следующих признаков :

    Они являются конституционными (они закрепляются в конституциях или в соответствующих законах);

    Имеют высшую юридическую силу;

    Они формируют юридическую базу для всей совокупности свобод;

    Характеризуются как социальная ценность и имеют высшую юридическую силу;

    Их признание, соблюдение, покровительство и защита является обязанностью государства.

    Виды основных прав и свобод личности

    Основные права и свободы - это сложные и многообразные явления, которые можно классифицировать по различным критериям.

    1. В зависимости от этапов провозглашения они подразделяются на три поколения .

    Первое поколение состоит из провозглашенных буржуазными революциями гражданских и политических прав , которые именуют негативными , т.е. выражающими независимость человека в определенных действиях от власти государства. Они устанавливают границы невмешательства государства в область свободы и самовыражения индивида (например, право на жизнь, свободу и безопасность личности, жилища, свободу мысли и слова).

    Второе поколение связано с социальными и экономическими правами , которые установились к середине XX столетия в результате борьбы народов за улучшение своего социально-экономического положения. Они называются позитивными , поскольку для их реализация необходимы целенаправленные действия государства. То есть нужно его «позитивное вмешательство» в их реализацию, создание необходимых обеспечивающих мер (например, право на труд и свободный выбор работы, защиту материнства и детства, образование, охрану здоровья, социальное обеспечение).

    Третье поколение включает права коллективные или солидарные , которые вызваны глобальными проблемами человечества и принадлежат не каждому индивиду, а целым нациям и народам (например, право на мир, благоприятную окружающую среду). Они стали формироваться после Второй мировой войны в связи с освобождением многих стран от колониальной зависимости, усугублением экологических и гуманитарных проблем.

    2. В зависимости от содержания права и свободы подразделяются на:

    - гражданские или личные (право на жизнь, тайну переписки);

    - политические (право избирать и быть избранным, на мирные собрания, митинги, демонстрации);

    - экономические (право частной собственности, на труд);

    - социальные (право на охрану семьи, материнства и детства, здоровья, благоприятную окружающую среду);

    - культурные (право на образование, на участие в культурной жизни).

    3. В зависимости от характера субъектов права и свободы делят на: индивидуальные (право на жизнь, труд, отдых) и коллективные (право на забастовку, митинги, собрания).

    4. В зависимости от роли государства в осуществлении прав и свобод они подразделяются на: негативные (государство воздерживается от конкретных действий в отношении индивида) и позитивные (государство должно предоставить лицу определенные блага, помощь в реализации им своих прав и свобод).


    Основные права и свободы можно классифицировать на основе важнейших сфер человеческой жизни:
    - личные;
    - политические;
    - социально-экономические и культурные.
    Среди основных прав личные выдвигаются на первый план. Этим государство подчеркивает их социальную значимость, что объясняется, по-видимому, характером первоначальной борьбы против государственной власти именно за их осуществление.
    Конституции советского общества были нацелены на обеспечение социально-экономических прав и их гарантии. Это проистекало из господства государственной собственности. Политическая свобода личности ограничивалась определенными целями ее использования. Личным правам уделялось незначительное внимание. Важнейшее общепризнанное право человека на жизнь конституциями советского государства вообще не признавалось.
    Ныне действующий Основной Закон России значительно расширил круг личных прав человека, занявших главенствующее положение в системе прав личности. Личные права закреплены в статьях 20 - 30 Конституции. К ним относятся: право на жизнь (ст. 20), право на защиту своей чести и доброго имени (ст. 21 и ч. 1 ст. 23), право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23), неприкосновенность жилища (ст. 25). Ограничения этих прав могут осуществляться только в случаях, установленных федеральным законом, и на основании судебного решения. Со вступлением в Европейское сообщество государство обязалось исключить из практики и применение смертной казни.
    К личным правам человека относятся также право на свободное передвижение, выбор места жительства и пребывания (ст. 27). Хотя Конституционный Суд Российской Федерации официально отменил институт прописки, реализация этого права все еще затруднена. Конституция закрепляет также право каждого определять и указывать свою национальность (ст. 26), право на пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч. 2 ст. 26). К личным правам следует отнести свободу совести и вероисповедания (ст. 28), свободу мысли и слова, свободу информации (ст. 29).
    Особое значение среди основных прав приобретают политические права, прежде всего право участвовать в управлении делами государства и избирательное право (ст. 32). Только граждане являются субъектами политических прав. Они олицетворяют активный статус гражданина, дают ему возможность принимать участие непосредственно или через своих представителей в управлении государственными делами, в органах местного самоуправления, а также участвовать в референдумах.
    Основной Закон закрепляет право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), провозглашая таким образом право участия граждан в политической жизни общества. Основополагающий принцип политической жизни изложен в ст. 1, которая закрепляет демократический характер формирования государственного строя. К политическим правам также относятся: равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32), право участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32), право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).
    Система использования и защиты важнейших политических прав граждан подробно регламентируется федеральными законами. Право граждан на митинги и демонстрации, шествия и пикетирование установлено Указом Президента Российской Федерации "О порядке организации и проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования" от 25 мая 1992 г.
    Избирательное право осуществляется на основании целой системы правовых норм и прежде всего Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 19 сентября 1997 г. Право гражданина на участие в референдуме осуществляется и согласно Федеральному конституционному закону "О референдуме РФ" от 3 октября 1995 г. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации" призван обеспечить механизм осуществления права граждан на равный доступ к государственной службе.
    Конституция провозглашает такие социально-экономические и культурные права, как право на свободное использование своих способностей и имущества, свобода экономической деятельности (ст. 34), право частной собственности (ст. 35) и право граждан иметь в частной собственности землю (ст. 36). Конституционное право частной собственности дает возможность каждому свободно владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, принадлежащим ему на законном основании. К социально-экономическим и культурным правам также относятся: право на труд (ст. 37), право на отдых (ч. 5 ст. 37), право на социальное обеспечение (ст. 7 и 39), право на жилище (ст. 40), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), право на благоприятную окружающую среду (ст. 42), право на образование (ст. 43), право на участие в культурной жизни и пользование культурными учреждениями, доступ к культурным ценностям, свободу творчества (ст. 44).
    Вопрос о конституционном характере социальных прав с течением времени приобретает особую актуальность. Хотя Основной Закон и закрепляет основные социальные права, но государственное право еще не разработало единой концепции их осуществления. Об этом свидетельствуют чисто декларативные определения государства как "демократического федеративного правового государства" (ст. 1, ч. 1), "социального государства" (ст. 7, ч. 1). Разумеется, когда общество находится в глубоком кризисе, обеспечить защиту социальных прав граждан сложно, но с государства такая ответственность не снимается. Социальные блага, закрепленные в Конституции, возлагают на государство обязанность обеспечить их защиту. Однако Конституция прямо не говорит об этом, в ней сказано: "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека" (ст. 7).

    Классификация может осуществляться по различным основаниям, однако надо иметь в виду, что она зачастую весьма условна, ибо оказывается, что одно и то же право, одна и та же обязанность и свобода может одновременно принадлежать к двум или более классификационным группам.

    Одно из оснований - по политико-правовому статусу личности (это деление на права человека , т.е. права каждого индивида, и права гражданина , т.е. права лица, имеющего устойчивую правовую связь с государством) .

    Другое основание классификации также связано с характером субъектов прав, свобод и обязанностей. Речь идет о разделении прав, свобод и обязанностей по степени персонификации субъекта на индивидуальные (права отдельного человека) и коллективные (права социальных общностей).

    В большинстве случаев права, свободы и обязанности человека по характеру своему индивидуальны. Однако конституционные формулировки это обстоятельство отражают не всегда достаточно четко. Например, "лица болгарского происхождения приобретают болгарское гражданство в облегченном порядке", ибо субъект права здесь указан во множественном числе. Только логический анализ приводит к заключению об индивидуальном характере данного права.

    Что касается коллективных прав, то помимо права на забастовку, субъектами которого могут быть только трудовые коллективы либо профсоюзы, такими по природе вещей являются права разного рода меньшинств.

    Можно классифицировать права и свободы, а также обязанности по универсальности и закреплению в конституциях и международных формах на основные (конституционные) и производные (не основные). Последние производны от первых, конкретизируют их. Например, право участвовать в управлении государством - основное право, а избирательные права производны от него.

    Наибольшее значение, пожалуй, имеет классификация по сферам общественных отношений. Принято разделять права, свободы и обязанности на три основных группы. Первая группа - это личные или гражданские права, свободы и обязанности: право на жизнь, на личную неприкосновенность и т.п.. Вторая - политические, связанные с участием в управлении обществом и государством: право голоса, свобода собраний, обязанность защищать Родину и т.п. Третья - экономические, социальные и культурные: право на труд, свобода труда, право собственности, обязанность платить налоги, право на образование, свобода творчества и т.п. Некоторые авторы третью группу делят на две: социально-экономические и социально-культурные права, свободы и обязанности.

    Система прав и свобод личности

    Личные права, свободы и обязанности.

    Среди личных прав, свобод и обязанностей можно выделить следующие:

    Право на жизнь, свободу, физическую целостность и неприкосновенность;

    Свобода мысли и совести;

    Тайна частной жизни и коммуникаций, неприкосновенность жилища;

    Свобода передвижения и поселения.

    Рассмотрим теперь каждое из них более подробно.

    А. Право на жизнь, свободу, физическую целостность и неприкосновенность. Этот блок прав представляет собой основу практически всего правого статуса человека, ибо без такой предпосылки любые другие права и свободы утрачивают смысл. Эти права включают ряд прав, если так можно сказать, второго порядка, то есть составляющих первые.

    “Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и на личную неприкосновенность” - Ст. 3 Всеобщей декларации прав человека. Как же обеспечено это право? Ст. 4 содержит запрет на рабство и работорговлю, ст. 5 запрет на пытки и жестокое, унижающее достоинство обращение, а ст. 9 запрет на произвольный арест и задержание.

    Б. Свобода мысли и совести - это как бы продолжение изложенных выше прав, но уже в чисто духовной области. Свобода мысли - это, прежде всего свобода от любого идеологического контроля, когда человек сам решает, что ему думать и как ему думать, во что верить и не верить, каких духовных ценностей придерживаться. В этой связи важно подчеркнуть различие между свободой совести и свободой вероисповедания. Первая шире второй, поскольку включает и свободу придерживаться атеистических убеждений, а вторая, следовательно, является частью первой. Ст. 18 “Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии…” Ст. 19 Всеобщей декларации прав человека “Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их…”

    В. Тайна частной жизни и коммуникаций, неприкосновенность жилища. Эти проявления личной свободы также получают в демократических государствах конституционные гарантии. В условиях авторитарных, особенно тоталитарных, политических режимов власть стремится контролировать частную жизнь людей, использовать полученную информацию для усиления господства над ними. Отсюда особая важность указанных конституционных гарантий. Ст. 12 Всеобщей декларации прав человека “Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств”.

    Г. Свобода передвижения и поселения. Это важное проявление личной свободы. Современный человек, от которого условия жизни часто требуют мобильности и для которого нередко мобильность становится жизненной потребностью, должен иметь возможность быстро передвигаться по стране и даже по планете и селиться там, где это представляется ему наиболее благоприятным для развития его личности. Ст. 13 Всеобщей декларации прав человека “1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе место жительства в пределах каждого государства. 2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну”.

    Политические права, свободы и обязанности.

    К политическим правам, свободам и обязанностям можно отнести следующие:

    Право участия в управлении обществом и государством;

    Избирательные права;

    Право на объединения, свобода союзов и ассоциаций;

    Свобода собраний и манифестаций;

    Свобода информации;

    Право петиций;

    Право и обязанность защиты страны;

    Право на сопротивление угнетению.

    А. Право на участие в управлении обществом и государством. Обычно данное право содержится в конституциях в виде совокупности различных прав и свобод, и сопровождается подчас установлением соответствующих обязанностей - участие в публичных делах непосредственно или через выборных представителей.

    Б. Избирательные права.

    Это ряд прав, обеспечивающих гражданам возможность участия в формировании выборных органов государства и местного самоуправления, а также участия в процедурах непосредственной демократии. Сюда относится, прежде всего, активное избирательное право, или право голоса - используется на голосовании, на выборах государственных и самоуправленческих органов, на референдумах и публичных собраниях. Пассивное избирательное право, или право избираться в выборные органы государства или самоуправления - предполагает право выдвигать свою кандидатуру или давать согласие на выдвижение.

    В. Право на объединения, свобода союзов и ассоциаций.

    По общему правилу в демократических странах объединения образуются свободно, хотя и встречаются исключения. Такие исключения установлены для неполитических объединений, так как их деятельность регулируется гражданским, торговым, промышленным законодательством. В конституциях особо выделяется право граждан на создание политических партий. При этом от партий и иных общественных объединений требуется, чтобы их внутренняя организация отвечала демократическим принципам.

    Г. Свобода собраний и манифестаций.

    Свобода собраний - это неограниченная возможность собираться в закрытых помещениях, доступ в которые может быть ограничен устроителями собрания, хотя это и не обязательный признак собрания.

    Термин "манифестация" употребляется либо как синоним терминов "демонстрация", "шествие", либо как обобщающее понятие для любых выступлений под открытым небом, а именно митингов, демонстраций, шествий, пикетов.

    Публичные собрания могут быть запрещены в каждом отдельном случае и только если:

    а) руководитель собрания разрешает доступ на него вооруженных участников;

    б) возможность использования в ходе собрания насилия.

    Руководитель собрания является его устроителем. Он ответственен за порядок проведения собрания и может назначать в помощь себе распорядителей, которые должны быть совершеннолетними и безоружными.

    Д. Свобода информации.

    Это условное обозначение целой группы свобод и прав: свободы слова, свободы печати и иных средств массовой информации, право на получение информации, имеющей общественное значение, свободы распространения информации.

    Разумеется, свобода печати и информации не должна приводить к разглашению сведений, которые в общественных же интересах должны считаться тайной. Тайна может быть военная, государственная, дипломатическая, профессиональная, коммерческая, личная и т.д. В демократических странах перечень сведений, составляющих охраняемую государством тайну, определяется законом, который устанавливает еще и срок, в течение которого она считается таковой.

    Е . Право петиций.

    Это право обращения к властям с письменным требованием, предложением, жалобой, на что власти в принципе обязаны в установленном порядке реагировать. Петиции могут быть индивидуальные или коллективные. Данное право закрепляется в конституциях.

    Ж. Право и обязанность защиты страны.

    Чаще всего рассматривается как одна из обязанностей граждан, однако, некоторые конституции считают ее также правом. Обязанность защиты страны может предполагать обязательную военную службу или заменяющую ее гражданскую службу, а также выполнение определенных законом повинностей в случае войны или военной опасности.

    Экономические, социальные и культурные права, свободы и обязанности.

    Выделяют следующие права и свободы:

    Право частной собственности и ее наследование. Свобода хозяйственной инициативы;

    Труд и связанные с ним социальные права, свободы и обязанности;

    Право на здоровую окружающую среду и обязанность беречь ее;

    Обязанность платить налоги;

    Право на социальное обеспечение;

    Право на охрану здоровья;

    Право на жилище;

    Право на образование и академическая свобода;

    Свобода творчества, свободный доступ к культурным ценностям.

    Рассмотрим каждое в отдельности.

    А. Право частной собственности и ее наследование. Свобода хозяйственной инициативы. Ст. 17 Всеобщей декларации прав человека “1. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими. 2. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества”.

    Б. Труд и связанные с ним социальные права, свободы и обязанности.

    Ст. 23 Всеобщей декларации прав человека “1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы. 2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации имеет право на равную оплату за равный труд…”.

    В целом ряде конституций провозглашается свобода труда, иногда запрещение принудительного труда.

    Обязанность трудиться, которая в демократических странах имеет скорее моральное, чем юридическое значение, в странах "социализма" подчас оборачивается принуждением к труду.

    Еще на одном праве следует в данной связи остановиться. Это право на забастовку, которое в демократических странах обычно на конституционный уровень не поднимается, хотя и признается и подробно регулируется законодательством. Законодательство обычно запрещает забастовки в органах и учреждениях, занятых "обслуживанием" государственного суверенитета (вооруженные силы, полиция, внешняя разведка), а также в службах негосударственного характера, остановка работы которых повлекла бы серьезные, если не катастрофические последствия для страны (персонал атомных электростанций).

    В . Право на здоровую окружающую среду и обязанность беречь ее.

    Противоречие между экономикой и экологией побудило современные государства использовать механизм правового регулирования, включая конституционный уровень, для защиты среды обитания человечества и, тем самым спасения его от обострившейся угрозы самому существованию.

    Г. Обязанность платить налоги.

    Эта естественная изначальная обязанность не всегда получает отражение в конституции как таковой. В конституциях тоталитарных государств налогообложение граждан может вообще отсутствовать (хотя граждане также платят налоги).

    Д. Право на социальное обеспечение.

    Ст. 22 Всеобщей декларации прав человека “Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства”.

    В такой формулировке данное право обычно в конституциях не записывается, дабы избежать вопроса о судебной защите этого права. Конституции устанавливают обязательное страхование по старости, вследствие потери кормильца и потери трудоспособности. В "социалистических" же конституциях право на социальное обеспечение традиционно входит в круг провозглашаемых прав, хотя право на судебную защиту с этим связывается не всегда.

    Е. Право на охрану здоровья.

    Необходимо заметить, что в настоящее время законодательство большинства стран предусматривает два способа решения проблем, связанных со здравоохранением - страховую и государственную (бесплатную) медицину. Последняя предназначается для тех, кто не в состоянии расходовать на собственное здоровье своих средств за неимением таковых. Либеральная медицина основана на принципе: услуга - деньги и доступна только лицам с высоким доходом, которые имеют возможность выбирать себе самого квалифицированного врача. Страховая медицина - основана на предварительных страховых взносах, из которых оплачиваются медицинские услуги, когда в них возникает нужда. Но если сумма больше, чем страховка пациент доплачивает остаток из своего кармана.

    В системе государственной медицины отсутствует непосредственная заинтересованность медперсонала в качестве услуг, чем и объясняются недостатки этого качества. Бесплатность медицины порождает различные привилегии в этом отношении (для соц. стран).

    Ж. Право на жилище.

    В демократических странах об этом праве обычно не говорят, даже там, где жилищной проблемы не существует. Что касается соц. стран, то, несмотря на закрепление этого права на деле, оно ни как не было обеспечено.

    З. Право на образование и академическая свобода.

    Одно из наиболее существенных социальных прав человека, которое создает необходимую предпосылку для развития как его личности, так и всего общества.

    Неслучайно в наиболее развитых странах образование относится к числу приоритетных сфер вложения государственных средств. Государство заинтересовано, чтобы государственная система образования находилась на высоком качественном уровне, ибо из среды людей с меньшими доходами также выходят выдающиеся специалисты. Конституции современных государств все чаще регулируют этот вопрос.

    С правом на образование тесно связана академическая свобода (свобода преподавания), которая отражает идеологический плюрализм гражданского общества. Академическая свобода в демократическом государстве предполагает право преподавателя учить своему предмету так, как он считает нужным. Учащимся и их родителям академическая свобода дает возможность выбирать таких преподавателей, чьи взгляды и подходы к изучаемой дисциплине представляются наиболее приемлемыми. В тоталитарных государствах свобода преподавания не допускается.

    Разумеется, свобода преподавания имеет свои пределы, установленные в конституциях. Они сводятся к запрещению внушать учащимся идеи, пропагандирующие насилие, презрение или ненависть к другим людям или народам.

    И. Свобода творчества, свободный доступ к культурным ценностям.

    Ст. 27. Всеобщей декларации прав человека “Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами…”

    В конституциях они стали определяться сравнительно недавно - это свободы так называемого третьего поколения. Их включение в конституции обусловлено тем, что размножившиеся в середине ХХ века тоталитарные режимы характеризовались в числе прочего стремлением правящих групп подчинить себе духовный мир людей. Поэтому не случайно, что указанные свободы мы встречаем преимущественно в конституциях тех стран, которые в течение какого-то времени пережили господство тоталитаризма.

    Механизм реализации прав и свобод личности

    личность право свобода

    Права и свободы личности реализуются через систему гарантий

    Гарантии прав и свобод.

    Они подразделяются на две больших группы: внутригосударственные и международно-правовые. Первые в свою очередь, делятся на судебные и несудебные.

    Внутригосударственными гарантиями служат, прежде всего, некоторые конституционные права как материального, так и, особенно, процессуального характера. Сюда можно отнести право петиций, права реализуемые в судебном и административном процессе и др.

    Существует общий принцип - основные права граждан неотменяемы (отмена возможна только в условиях войны или чрезвычайного положения).

    Главной гарантией в демократическом государстве является суд, независимый от любого другого государственного органа, не говоря уже о партийном органе (право рассмотрения дела в компетентном и беспристрастном суде, право на защиту и помощь адвоката).

    К числу институтов, гарантирующих права и свободы, относится получающий все более широкое распространение институт парламентского уполномоченного по правам человека (омбудсмен, комиссар, посредник, народный защитник и т.п.).

    Гарантией прав и свобод служит также ответственность за их нарушение. Прежде всего, речь идет об ответственности властей и их должностных лиц. Обычно такая ответственность носит общий характер и предусматривается текущим законодательством. Однако иногда встречается особое ее конституционное регулирование. Например, согласно ст.20 Хорватской Конституции "тот, кто нарушит положения настоящей Конституции об основных правах и свободах, несет личную ответственность и не может оправдываться приказом свыше".

    Международно-правовые гарантии. Необходимость международно-правой регламентации гарантий прав человека была осознана особенно явно после второй мировой войны. Это было связано с последствиями фашизма - массовой гибелью людей.

    Универсальная международная защита прав человека осуществляется в настоящее время в рамках ООН и ее специализированных учреждений, региональная - в рамках межамериканской, европейской и африканской систем. Европейская система - наиболее совершенная. Она основывается на Европейской конвенции о защите прав и основных свобод, заключенной в 1950г. государствами - членами Совета Европы, и дополнительных протоколах к ней. За соблюдением прав человека в государствах - членах Совета следят Европейская комиссия по правам человека, Европейский суд по правам человека, а также Кабинет министров Совета Европы. Наше государство стремится вступить в Совет Европы, а для этого оно должно привести свое законодательство в соответствии с требованиями Европейской конвенции.