Отличие прав от свобод гражданина. Отличие права от свободы

Одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является свободное развитие личности (ст. 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»),

В древних памятниках XI и XII веков встречается лишь наречие в смысле прилагательного: свободъ, например, в Остромировом Евангелии первичного извода: въ истину свободъ будете.

Свобода - идея, отражающая такое отношение субъекта к своим актам, при котором он является их определяющей причиной, и они непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными, индивидуально-внутренними или индивидуально-родовыми факторами.

Некоторые определяют свободу как господство над обстоятельствами со знанием дела, а другие, как Шеллинг, утверждают, что свобода - это способность делать выбор на основе различения добра и зла. Существует множество других определений свободы .

В праве свобода - это закрепленная в конституции или ином правовом акте возможность определенного поведения человека (например, свобода образования, слова, вероисповедания и т.д.). Категория свободы близка к понятию права в субъективном смысле, она включает юридический механизм для реализации и соответствующей обязанности государства или другого субъекта совершить какое-либо действие. В «Декларации прав человека и гражданина» (Франция, 1789 год) свобода человека трактуется как возможность «делать всё, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом».

Свобода человека - это возможность активной деятельности в соответствии со своими потребностями, намерениями, интересами, в результате которой человек достигает своих целей. Противоположной категорией свободе является несвобода (рабство). По данным «Российской газеты», в рабство были проданы один миллион женщин и детей, из них 250 тысяч - в Юго-Восточной Азии по 10 тысяч долларов за человека (Российская газета. 06.05.2000).

Рабство - система общественных отношений, при которой допускается нахождение раба в собственности у другого человека: господина, рабовладельца, хозяина или государства. Прежде в рабы брали пленников, преступников и должников, позже и лиц, которых принуждали работать на своего хозяина. Рабство было широко распространено до XX века, а в некоторых арабских и африканских странах вплоть до его конца. В таких странах, как Судан, Нигер и Мавритания, рабство распространено и поныне.

В Дигестах Юстиниана (Corpus iuris civilis ) рабство определяется как «установление права народов, в силу которого лицо подчинено чужому владычеству вопреки природе» (Digest. 1.5.4.1).

Конвенция «О рабстве», принятая Лигой Наций в 1926 году дала определения рабства и работорговли:

  • 1. Под рабством понимается положение или состояние лица, в отношении которого осуществляются некоторые или все полномочия, присущие праву собственности.
  • 2. Под работорговлей понимаются все действия: связанные с захватом, приобретением какого-либо лица или с распоряжением им с целью обращения его в рабство; связанные с приобретением раба с целью его продажи или обмена; по продаже или обмену лица, приобретённого с этой целью, и вообще всякое действие по торговле или перевозке рабов.

Рабство осуждено договором Лиги Наций в 1926 году и во от 1948 года, а также в других основных документах, касающихся прав человека.

В 4 пункте Всеобщей декларации прав человека ООН расширила понятие раб до любого лица, которое не может по своей воле отказаться от работы. В Европе рабство запрещает Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.

Международная организация труда определяет рабское положение работника по следующему списку признаков: выполнение работы вопреки собственному желанию; нарушение законных трудовых прав; отсутствие возможности уволиться; ограничение физической свободы; наличие на рабочем месте надсмотрщиков; применение к работнику физического насилия.

На протяжении последних 5000 лет рабство существовало почти повсюду. В российской литературе существовала традиция отождествлять крепостных крестьян с рабами, однако, несмотря на целый ряд сходных черт, у рабства и крепостничества были некоторые различия(И. Супоницкая, Раб и крепостной http://his.lSeptember. ru/2006/15/4.htm).

По данным МОТ, общий доход, получаемый от незаконного использования принудительного труда, составляет не менее $ 150,2 млрд в год. Наибольшие доходы, порядка $99 млрд, приходятся на использование рабского труда в секс-индустрии. Около $34 млрд в год приносят рабы, занятые в строительстве, промышленности и на добыче полезных ископаемых, $9 млрд в год - сельскохозяйственные рабы, $8 млрд - домашняя прислуга.

Наибольший доход приносит рабство в Азиатско-Тихоокеанском регионе - $51,8 млрд. В пересчете на одного раба доход составляет $5 тыс. в год. В европейских странах и США ежегодная прибыль с каждого раба выше в 6-7 раз, что даёт в совокупности $46,9 млрд в год (https://ru.wikipedia.org/wiki/Pa6cTBo).

Свобода человека в образовательных отношениях в период раннего детства осуществляется им самим, но в большей степени ее осуществляют родители, законные представители с учетом интересов ребенка. Родители имеют право выбирать форму обучения, образовательного учреждения, защищают законные интересы и права ребенка, принимают участие в управлении образовательными организациями.

Обучающиеся приобретают право на самостоятельный выбор образовательной организации и формы образования только по достижении совершеннолетия, которое, согласно ст. 60 Конституции РФ, наступает в 18 лет. С этого возраста гражданин России может самостоятельно осуществлять свои права и обязанности. В то же время право самостоятельно поступать на работу возникает у человека с 16 лет (ст. 63 ТК РФ). Важнейшим вопросом образовательного права является вопрос о динамике дееспособности обучающегося. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право в соответствии со ст. 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:

  • 1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
  • 2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации и т.д.

Согласно ст. 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательную организацию до получения основного общего образования по согласию родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательную организацию до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок принимает меры по продолжению освоения несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству.

У ребенка в процессе образования формируется понятие свободы человека. Человек был свободен полностью только тогда, когда он жил самостоятельно, свободно не в государстве или какой-то другой общности. Когда человек приобретает гражданство государства, он передает ему часть своих прав, т.е. ограничивает свою свободу. Государство ограничивает свободу человека, устанавливая запреты поведения, защищающие свободу личности, и устанавливает ответственность за их нарушения.

Самые блестящие умы ищут пути, как сделать этот мир лучше. Но результат нередко расходится с целями, и иногда вместо свободы и процветания надвигается рабство и нищета. По словам Иммануила Канта и Вольтера, «человек свободен, если он должен подчиняться не другому человеку, но закону».

Цель общества или государства дать каждому человеку свободу, возможности, а он должен развивать присущие ему дарования. Понятие «право» употребляется в гегелевской философии права в следующих основных значениях: 1) право как свобода (идея права);

  • 2) право как определенная ступень и форма свободы (особое право);
  • 3) право как закон (позитивное право). Таким образом, право на об- разоваание можно рассматривать: 1) как вид свободы; 2) как ступень образования; 3) как закон об образовании. Понятие «свобода» используется в Федеральном законе об образовании 45 раз.
  • http://ru.wikipedia.org/.

Настоятельно рекомендуем ознакомиться на нашем сайте "Веб-клуб Космополит" с современными концепциями Андрея Булатова о связи психики человека с его нервной системой.
Просим дать ссылку на таламопсихологию в учебные заведения и в научные организации!
Будущий мир - представления развития мира в свете современных информационных технологий.
P.S. Не пропустите новости о новых теориях будущего мира и таламической психологии, которые не перестают и никогда не перестанут развиваться - подпишитесь здесь: Рассылка-ЖМИ

Чем права отличаются от свободы

Одинокому человеку на необитаемом острове права не нужны, так как у него там исключительно только одни свободы. Может он делать все, что захочет.

Права появляются в обществе в ответ на ограничение отдельных индивидуальных свобод. В обществе необходимо одеваться определенным образом и следить за собственным поведением, нести трудовую повинность. Прав становится больше, если больше ограничиваешь себя и больше служишь людям. Люди предоставляют тебе право распоряжаться их свободами, если поведешь их к всеобщему благу.

Общество предоставляет права, забирая некоторые свободы. На основе этих прав появляются новые правовые свободы, которые гораздо больше дают возможностей индивидууму, чем возможности одинокого человека.

Право есть доля от общественных благ, за которую следует платить своей свободой. Но можно и чужой свободой расплатиться. А лучше платить идеями и инновациями, которые сокращают индивидуальный вклад в общественном производстве благ.

Права предоставляют государственные органы власти, международные правозащитные организации. Необходимо приложить усилия, чтобы реализовать свои права и воспользоваться ими.

Государство дает право, принуждает к праву. Свободу же дает сам Господь Бог.

И если человек живет без Бога, не является он сам по себе свободным, то и никакое право ему не поможет обрести в жизни радость и счастье.

Права человека – величайшее достижение цивилизации, ведь именно благодаря им ценность личности была закреплена юридическим образом. Свободы открывают простор для деятельности и принятия решений. Понимание отличий данных категорий необходимо начинающим юристам и правозащитникам, которые хотят глубже разобраться в предмете своей деятельности.

Определение

Права – это неотъемлемая, установленная законом возможность осуществлять активное либо пассивное действие, направленное на реализацию интересов (жить, работать, пользоваться услугами здравоохранения, учиться). Большая часть прав принадлежит человеку уже в силу его рождения, а некоторые (избирательное) приобретаются в силу наличия гражданства и при достижении определённого возраста.

Свободы – это закреплённая законодательным актом возможность человека совершить какое-либо активное действие (исповедание религии, объединение в ассоциации, критика власти). Предусматривается конкретный механизм реализации свободы, а также ответственность за её незаконное ограничение. При этом права и свободы могут быть ограничены, но лишь по решению суда или при наличии экстренных обстоятельств.

Сравнение

Права и свободы – понятия если не идентичные, то очень близкие. Они обозначают субъективную возможность человека совершать какое-либо действие, не находящееся под запретом в государстве. Право на труд может быть реализовано в виде свободы предпринимательской деятельности, право на достойные условия труда – в виде свободы ассоциации.

Однако есть и несколько небольших отличий. Во-первых, право предполагает наличие возможностей и механизма по их реализации, а свобода – только отсутствие ограничений. Во-вторых, свобода даёт личности автономию. Это касается вопросов выбора религии либо отказа от неё, передвижения, выбора места жительства. Право изначально лежит в определённых рамках, что обусловлено его природой.

Выводы сайт

  1. Содержание. Право – это возможность, реализацию которой должно обеспечить государство. Свобода – это активное действие, которое не может быть ограничено.
  2. Ограничение. Свободе соответствует отсутствие ограничений, а праву – наличие возможностей.
  3. Автономия личности. Свобода предполагает широкий простор для деятельности и принятия решений.

Права человека -

Права гражданина,

граждан и правам трудящихся.



обязанности человека обязанности гражданина позитивные моральные

7. Конституционное формулирование прав, свобод и обязанностей в зарубежных странах, понятия привилегии и дискриминации, включая “позитивную дискриминацию”

Права и обязанности человека и гражданина. Начиная с француз­ской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., большинство кон­ституций стран мира стали содержать нормы, относящиеся к правовому положению обоих этих субъектов. Лишь конституции тоталитарных со­циалистических стран, а также некоторых других тоталитарных режи­мов говорят только о правах гражданина, выдвигая их на первый план и считая их дарованными государством.

Права человека - это естественные, неотчуждаемые права, принад­лежащие ему в силу рождения как личности. Под лозунгами неотчужда­емых прав человека передовые представители «третьего сословия», рево­люционной буржуазии, выступали против произвола абсолютных монар­хов и закрепощения личности средневековой церковью. Требование за­щиты прав человека выдвигается и в настоящее время различными дви­жениями, направленными против авторитаризма и тоталитаризма.

К числу неотчуждаемых прав человека относят обычно право на жизнь, свободу, безопасность, собственность, физическую и психичес­кую неприкосновенность, достоинство личности, личную и семейную тайну и др. В последние годы сюда присоединяются и некоторые права «третьего» и «четвертого» поколения, например право на использование достижений культуры или чистую природную среду. Считается, что эти права государственная власть не может даровать или отчуждать своими актами и действиями.

Права гражданина, напротив, связаны с фактом гражданства, при­надлежности лица к определенному государству, политическому сооб­ществу. Это права личности как члена политического сообщества, они связаны с актами и действиями государственных органов. К их числу относятся, например, избирательные права, право на объединение в по­литические партии, право на участие в управлении делами государства и т.д. Сюда относятся и некоторые социально-экономические права (на­пример, на бесплатное обучение за счет государства, на государственное медицинское обслуживание). Они предоставляются гражданам с учетом материальных возможностей государства, в зависимости от уровня развития демократии в данной стране, от ее традиций и других обстоя­тельств. Однако нет непреодолимой грани между правами человека и правами гражданина, не всегда между ними можно провести различия, их разделение имеет преимущественно общетеоретический характер. И те, и другие, будучи записаны в конституциях, должны обеспечиваться государством, его органами.

В странах тоталитарного социализма, где, как уже отмечалось, не принято различать права человека и права гражданина, особое значение придается другому различию - правам граждан и правам трудящихся. В некоторых конституциях (например, в китайской) отдельные социаль­но-экономические права (право на отдых, на образование и др.) предо­ставляются только трудящимся гражданам. Последние могут обладать и другими преимуществами (иногда «эксплуататоры» лишались избира­тельных прав, государственные гарантии права на охрану здоровья за­креплялись только за трудящимися).

Конституции многих стран различают также обязанности человека (например, соблюдать законы страны пребывания) и обязанности гражданина (например, обязательная воинская служба). Иногда в науке некоторые права и обязанности характеризуются как позитивные (например, избирательные права гражданина или та же обязанность лю­бого лица соблюдать конституцию и законы). Эти права и обязанности обеспечиваются непосредственным государственным принуждением, в том числе судебным. Другие права и обязанности, хотя они и записаны в конституции, рассматриваются как моральные и непосредственно не защищаются судом; защищаются лишь производные от них, более кон­кретные права и обязанности. К числу моральных относят, например, право на здоровую окружающую среду или обязанность граждан-депута­тов отдавать все силы служению народу (как это зафиксировано в китай­ской конституции).

Многие права и обязанности человека и гражданина возникают толь­ко с достижением определенного возраста, например право на труд обыч­но с 16 лет, воинская обязанность - с 18-19 лет. Многие права возни­кают с момента рождения (например, право собственности), а иногда и до рождения: наследниками могут стать дети, родившиеся после смерти наследодателя.

Право на охрану здоровья

Реальное осуществление этого права разительно отличается, в частности, в зависимости от системы здравоохранения.

В странах с государственной медициной (социалистические страны, Великобритания, Дания, Италия) расходы на лечение оплачивает государство из бюджета. Число этих стран невелико.

В странах со страховой медициной (Германия, Франция, Польша) создается общегосударственный фонд здравоохранения. Средства в него вносят: государство из бюджета (70-80% фонда), работодатели и работники (медицинская страховка в Германии – 6,5% от заработка).

В странах с либеральной системой медицины (США и др.) пациент сам оплачивает медицинские услуги и лекарства. В то же время в этих странах есть муниципальные лечебные учреждения для малоимущих.

Конституции ряда стран принятые во второй половине ХХ века содержат нормы о праве работников на участие в управлении предприятиями . Согласно этим нормам действуют рабочие, производственные, иные советы, члены которых частично избираются работниками, другая часть назначается работодателями. Создаются они для решения социальных вопросов и не имеют права вмешиваться в хозяйственную деятельность.

В развитых странах обязательным и бесплатным является девяти и одиннадцатилетнее образование;

В постсоциалистических странах – как правило, восьми-девятилетнее.

В развивающихся – обязательным и бесплатным является только начальное образование.

Свобода образования – означает право получать образование на усмотрение лица: в государственном, муниципальном, частных, церковных школах.

Высшее образование согласно конституции и законодательству об образовании может быть государственным и частным. В некоторых странах существует бесплатное высшее образование. Государственное высшее образование осуществляется и за плату.

Законодательство многих стран запрещает при обучении внушать насилие, презрение к другим народам, нарушать моральные принципы.

Конституции социалистических стран, как правило, устанавливают, что обучение должно осуществляться на основе марксистско-ленинской идеологии и соответствовать целям коммунистического воспитания.

Право на социальное обеспечение содержится в конституциях многих стран и предполагает пенсионное обеспечение по возрасту и стажу работы и социальные пенсии для инвалидов.

Трудовые пенсии выплачиваются государством при достижении возраста у мужчин 60-65 лет, у женщин 55-60 лет и наличии трудового стажа 25-30 лет у мужчин и 20-25 лет у женщин. В отдельных странах эти критерии могут быть и выше.

Для выплаты пенсий в государстве создается пенсионный фонд, состоящий из средств государственного бюджета, отчислений работодателей и самих работников. Кроме государственных пенсий, некоторым категориям работников выплачиваются муниципальные пенсии или доплаты к государственным пенсиям.

Законодательство отдельных стран содержит норму, согласно которой разрыв между минимальной и максимальной пенсией не должен быть более чем 2 раза (Швейцария).