Можно ли привлечь к административной ответственности.

    Административная ответственность является видом административного принуждения и одновременно – юридической ответственности.

    Она отличается следующими особенностями:

  • наличие межотраслевой направленности. Административная ответственность направлена на охрану не только административных, но и земельных, налоговых, таможенных и некоторых других правовых общественных отношений;
  • ограничение личных, организационных или имущественных отношений, что влечет для физического лица неблагоприятные последствия;
  • применяется исключительно уполномоченными на то государственными органами, должностными лицами или судами;
  • применяется уполномоченным субъектом публичной власти к физическим лицам, не находящимся в служебной подчиненности.

Особенности привлечения

Особенности привлечения к административной ответственности связаны с наличием нескольких обязательных условий:

  • законодательное регулирование ответственности в соответствии с КоАП РФ и законами субъектов РФ об административных правонарушениях;
  • наличие административного правонарушения, которое влечет за собой административную ответственность;
  • применение к виновному за совершение им правонарушения установленной государством меры принудительного воздействия личного или имущественного характера;
  • использование специальных субъектов административной ответственности, к которым относятся граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели (ИП), юридические лица;
  • наличие субъектов административной юрисдикции, уполномоченных применять административное взыскание, к которым, кроме судей, относятся должностные лица органов госуправления и специализированных коллегиальных органов;
  • применение порядка привлечения к административной ответственности, который урегулирован закрепленными в КоАП РФ нормами.

Таким образом, привлечение к административной ответственности лица, совершившего правонарушение, предусмотренного административно-правовой нормой, связано с применением мер принудительного воздействия в виде административного наказания, с помощью которого ограничиваются личные или имущественные права этого лица.

Когда применяется

Уполномоченными на то государственные органы на основании правовых актов издают (гл. 23 КоАП РФ , ст. 23.1–23.61) постановление о привлечении к административной ответственности виновного физического или юридического лица, совершившего административное правонарушение.

Главное основание привлечение к административной ответственности – наличие вины лица, нарушившего закон. В зависимости от ее характера и устанавливается вид административной ответственности.

Виды административных наказаний

В заявлении должно быть требование органа или должностного лица о привлечении организации, ИП к административной ответственности.

Подавать такое заявление можно по месту нахождения компании или ИП, в отношении которых составлен протокол, или по месту регистрации физического лица.

Общие требования к подаче заявления о привлечении к административной ответственности лиц изложены в ст.125 АПК . В первую очередь это относится к ИП или иному лицу, занимающемуся экономической деятельностью.

В заявлении указываются:

  • место и время совершения неправомерных деяний, послуживших основанием для составления протокола;
  • информация о составившем протокол лице;
  • данные о правонарушителе и его месте регистрации;
  • нормы КоАП РФ, которые предусматривают административную ответственность за действия, ставшие основанием для составления протокола;
  • требование о привлечении к административной ответственности.

К заявлению должен прилагаться протокол об административном правонарушении, подтверждающие факт нарушения документы и доказательство направления копии заявления лицу, в отношении которого составлен протокол.

После составления протокола заявление должно направляться в арбитражный суд в соответствии сост. 28.8 КоАП в течение 24 часов. Если требования к оформлению и срокам подачи заявления были нарушены, то оно, в соответствии со ст. 128 и АПК РФ, может быть возвращено или оставлено без движения. Суд, приняв его к рассмотрению, выносит определение. На следующий день его направляют участвующим в деле лицам.

Чтобы убедиться в законности составления протокола и привлечении к административной ответственности, необходимо хорошо разбираться в нормах КоАП и АПК РФ. Сделать это помогут юристы нашей компании, которые проанализируют ситуацию и сделают все необходимое для грамотного решения вопроса.

ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Единственным основанием наступления административной ответственности является совершениеадминистративного правонарушения, под которым признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об адми- нистративных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ). Административное правонарушение должно обладать всеми

перечисленными юридическими признаками (противоправность, виновность) и в его состав должны входить предусмотренные нормой права элементы (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

Объектом административного правонарушения является совокуп- ность общественных отношений, на которые направлены противоправные действия (бездействие). Это могут быть права и свободы человека и гражданина; здоровье граждан; санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; общественная нравственность; окружающая среда; установленный порядок осуществления государственной власти; общественный порядок, законные экономические интересы физических и юридических лиц, общества и государства и т.д.

Объективная сторона административного правонарушения состоит в конкретном действии (бездействии) лица, нарушившем установленное правило и в связи с этим влекущем предусмотренную законом административную ответственность; к объективной стороне относятся также способ, место, время, орудия и средства совершения правонарушения и другие обстоятельства.

Субъектом правонарушения является тот, кто совершил адми- нистративное правонарушение, - физические и юридические лица. КоАП РФ предусматривает возможность наступления административной ответственности только для лиц, достигших 16-летнего возраста. Недостижение физическим лицом на момент совершения им противоправных действий требуемого по закону возраста исключает производство по делу либо ведет его к прекращению. Вместе с тем, предусматривая ответственность граждан за административные правонарушения с 16 лет, Кодекс закрепляет ряд дополнительных гарантий для них. Так, к несовершеннолетним нарушителям, не достигшим 18 лет, не может применяться административный арест (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ); несовершеннолетие является смягчающим ответственность обстоятельством

Порядок привлечения к административной ответственности регламентируется положениями Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ).

Согласно ч.1 ст.2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

В соответствии со ст.4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

Согласно п.2 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в ч.1 ст.4.2 КоАП РФ, например, имущественное положение лица, неполучение им стипендии и отсутствие другого дохода. Однако, для того, чтобы данные обстоятельства были приняты в качестве смягчающих, лицо, привлекаемое к ответственности, должно предоставить доказательства этих обстоятельств.

Если доказательства были представлены, но должностное лицо, рассматривающее дело, не приняло их во внимание и не учло при назначении наказания лицо, привлекаемое к ответственности, может обжаловать постановление по делу и просить смягчить наказание. В течение 10 суток со дня получения копии постановления по делу об административном правонарушении оно может быть обжаловано лицом, привлеченным к административной ответственности или его представителем.

Постановление может быть обжаловано и по другим основаниям в соответствии с требованиями гл. 30 КоАП РФ.

Понятие, задачи и стадии производства по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях - совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по применению мер административного наказания.

Задачи производства по делам об административных правонарушениях:

    всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение каждого дела;

    разрешение дела об административном правонарушении в соответствии с законом;

    обеспечение исполнения вынесенного по делу об административном правонарушении постановления;

    выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

Производство по делам об административных правонарушениях не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

    отсутствие события административного правонарушения;

    отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

    действие лица в состоянии крайней необходимости;

    издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

    отмена закона, устанавливающего административную ответственность;

    истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

    наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

    смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях – относительно самостоятельная часть производства, которой присущи конкретные задачи, состав участников, процессуальное оформление результатов.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях.

    возбуждение дела об административном правонарушении и административное расследование;

    рассмотрение дела об административном правонарушении;

    пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях;

    исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

В статье ответим на три вопроса: кто привлекает к административной ответственности (т.е. кто реально в праве сделать это, а не просто грозится), по каким вопросам это можно сделать и какова процедура привлечения: от А до Я. Поехали.

Кто привлекает к административной ответственности?

Ни рядовой работодатель, ни сосед с верхнего этажа (если конечно, он не полковник милиции, шутка), ни злой директор учебного заведения привлечь к административной ответственности НЕ МОЖЕТ. Этим занимаются лишь специально уполномоченные лица. Рассерженный учитель вправе подать ходатайство на возбуждение дела, но непосредственно запустить всю процедуру он, повторюсь, не в состоянии.

В подавляющему большинстве органом, курирующим эти вопросы является полиция. Именно к её ведению относится разбор даже незначительных правонарушений (незначительных в том смысле, что до полноценной уголовщины не дотягивают). Все проступки описаны в специальном кодексе - КоАП РФ. В него входит всякое разное, начиная от посягательств на права граждан, вопросы по защите окружающей среды и мелкие дорожные происшествия.

Важный нюанс.

Составлять протокол имеет право только специально-уполномоченное лицо. Все они перечислены в статье 28.3 КоАП РФ. Такой пример : ваш ребенок решил перейти дорогу в неположенном месте. За этим делом его поймал некий Иванов - сотрудник патрульно-постовой службы. Им был оформлен протокол, и ваше чадо привлекли к административной ответственности. В этом случае Вас и вашего ребёнка выручит как раз таки статья 28.3. Иванов, пусть и является сотрудником гос. служб, не принадлежит к ГИБДД, а только она - ГИБДД, имеет право составлять подобные протоколы в подобных ситуациях. Следовательно, это даёт право совершенно законно ничего не платить и вообще избежать наказания.

Ошибка юристов.

Некоторые юристы могут дать совет, что если даже вас привлекли к ответственности, но протокол был составлен позже оговоренных статьей 28.5. КоАП РФ сроков - то это даёт право обжаловать постановление. Так вот, это не так. Временные рамки, указанные в статье являются номинальными. Они не жёсткие и прицепиться к ним не удастся.

Обжалование дела?

Можно. Законом даётся целых 10 суток сделать это (Статья 30.3 КоАП). И даже если этот срок был пропущен, то соответствующая просьба в вышестоящую инстанцию исправит положение. При наличии уважительных причин, разумеется.

Понятие привлечения к административной ответственности

TIR 13-04-2017 22:16

Что понимается в законе под понятием "привлечение к административной ответственности"?

Если человек совершил АП, на него составили в тот же день протокол, соответственно на рассмотрение дела он будет вызван значительно позже, как постановление вступит в законную силу ещё на 10 дней позже — когда считать его привлеченным к административной ответственности? Каким числом?

Dr3-11 13-04-2017 22:33

TIR 13-04-2017 22:38

А где найти это определение?

Dr3-11 14-04-2017 01:27

КоАП РФ, Статья 4.6. Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

TIR 14-04-2017 07:28quote:Originally posted by Dr3-11:

лицо считается подвергнутым

Cazador 14-04-2017 10:01quote:Originally posted by TIR:

А это точно синоним слова "привлеченным"?

Если в контексте определения наличия отягчающих обстоятельств, то да, синоним.

o001mo98 19-06-2017 22:52

TIR 20-06-2017 19:46

решение обвинительное

Чаво? В административном праве нет такого понятия.
quote:Originally posted by o001mo98:

привлечен это не когда решение обвинительное а с момента начала производста по делу об ап

Нет.
Привлечен это именно с получения постановления. В пользу этого ответы форумчан и мнение знакомого юриста. Так что пожалуйста дайте ПРУФ, если он у вас есть.
quote:Originally posted by o001mo98:

анологично привлеченный по уо не значит судимый….

Аргумент. Привлекавшиеся к УО действительно часто не судимы. Но важен контекст именно административного права.Андрей85 24-06-2017 16:01quote:Originally posted by Dr3-11:

С момента вступления в законную силу.

Совершенно верно.TIR 28-06-2017 11:16quote:Originally posted by Андрей85:

Совершенно верно.

Совершенно неверно.

Cazador 28-06-2017 17:04quote:Originally posted by TIR:

Привлечен с момента административного протокола, с момента получения постановления, с момента вступления в законную силу? Неизвестно.

Другой вопрос для какой вам это цели? Чтобы написать в анкете "привлекался/не привлекался" или для чего-то более специфического?

TIR 29-06-2017 19:37quote:Originally posted by Cazador:

Другой вопрос для какой вам это цели?

А вы с какой целью интересуетесь? Или смысл понятия меняется от целей? Для одних целей — так, для других — иначе?Cazador 30-06-2017 10:07quote:Originally posted by TIR:

Или смысл понятия меняется от целей? Для одних целей — так, для других — иначе?

В общем то да. Буквальный смысл конечно не меняется, но отвечать в разным местах можно по разному.
Если тупо вопрос в анкете при приеме на работу в ЧОП или в другое место без особых претензий, то можно писать "не привлекался", если не было "обвинительного" постановления, вступившего в законную силу, либо с момента его исполнения, например уплаты штрафа, прошел год.
А есть более придирчивые конторы, например Квалификационная коллегия судей, в которые лучше написать, что привлекался, даже если год прошел, или в последствии постановление было отменено, не вступив в законную силу, при этом описав все эти моменты, что ты чист.

Cazador 30-06-2017 10:31quote:Originally posted by o001mo98:

привлечен это не когда решение обвинительное а с момента начала производста по делу об ап — или применения мер обеспечения …. привлеченный и подвергнутый разные вещи….

Мое имхо, что "привлеченный к административной ответственности", это все таки после вступления постановления в законную силу. И здесь понятия "привлеченный" и "подвергнутый" тождественны. Потому что "привлеченный к ответственности" это и есть подвергнутый наказанию, а в описываемой вами ситуации с момента начала производства по делу об ап или применения мер обеспечения, лицо находится в статусе "лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении", то есть к ответственности он еще не привлечен.

TIR 30-06-2017 10:38quote:Originally posted by Cazador:

тупо вопрос в анкете

Да что вы заладили про анкету…)
Представьте, в законе имеет значение когда по времени человек привлекался или подвергался адм.ответственности. Из-за этого разбежка в 2 месяца может быть. quote:Originally posted by Cazador:

при приеме на работу в ЧОП или в другое место без особых претензий, то можно писать "не привлекался"

Да там при любом раскладе можно писать не привлекался. Чтобы это проверить нужно совершить уголовное преступление. Вопрос кто кого таким образом проверяет Не все хотят работать у преступников. quote:Originally posted by Cazador:

Квалификационная коллегия судей, в которые лучше написать, что привлекался, даже если год прошел

Не смотря на то, что спустя год лицо считается ранее не привлекавшимся? Т.е. устраиваясь в суд надо писать безграмотную чушь? Позор какой-то…

5 важных нюансов привлечения к административной ответственности

quote:Originally posted by Cazador:

Поэтому и спрашиваю для каких целей и где писать "привлекался/не привлекался", если речь не о сугубо академическом интересе.

Речь сугубо об академическом интересе. Советов что и где писать как раз мне не нужно. Я хочу разобраться с понятием.Андрей85 10-09-2017 22:53quote:Originally posted by TIR:

Совершенно неверно.

Никто не знает ответа, но все играют в угадайку.

Привлечен с момента административного протокола, с момента получения постановления, с момента вступления в законную силу? Неизвестно.

Вам привели уже статью 4.6 КоАП, в ней и содержится ответ. С момента вступления в законную силу постановления о привлечении к административной ответственности.
Протокол — документ фиксирующий обстоятельства АПН. Постановление — документ, назначающий наказание (освобождающий от ответственности) по результатам рассмотрения дела. Но пока оно не вступило в законную силу оно не имеет юридически значимых последствий.

Главная▲▼

Кто привлекает к административной ответственности

Основания административной ответственности

Существуют три тесно взаимосвязанных основания административной ответственности : юридическое, фактическое и процессуальное основания.

Отсутствие любого из них исключает саму постановку вопроса о привлечении того или иного субъекта к административной ответственности.

Юридическое основание административной ответственности - это предусмотренность ее за конкретные правонарушения в действующем законодательстве.

Фактическим основанием административной ответственности служит конкретное в полном составе составляющих его элементов административное правонарушение, совершенное соответствующим субъектом.

Процессуальным основанием административной ответственности является составленный уполномоченным на то должностным лицом органов государственной исполнительной власти протокол об административном правонарушении, совершенном данным субъектом.

Как фактическим основанием административной ответственности признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Административное правонарушение характеризуется следующими обязательными признаками :

во-первых, любое административное правонарушение - это деяние , то есть объективно выраженное действие или бездействие;

во-вторых, это деяние, посягающее на любой из перечисленных в ст. 1.2 КоАП РФ общих родовых объектов посягательств ;

в-третьих, административным правонарушением признается лишь виновное деяние , и отсутствие вины в действиях (бездействии) физических и юридических лиц полностью исключает возможность квалификации их поведения в качестве административного правонарушения. При этом юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (п.

Как и за что привлекают к административной ответственности

2 ст. 2.1 КоАП РФ);

в-четвертых, это деяние противоправное , за совершение которого действующим законодательством предусмотрена административная ответственность.

Условия административной ответственности

Условиями привлечения к административной ответственности (или исключающими ее) является наличие или соответственно отсутствие следующих обстоятельств : умышленной или неосторожной вины (ст. 2.2 КоАП РФ), возраста, по достижении которого наступает административная ответственность (ст. 2.3 КоАП РФ), соблюдение давностных сроков привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ), состояние крайней необходимости (ст. 2.7), невменяемость правонарушителя (ст. 2.8 КоАП РФ), смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства (ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ), а по некоторым составам административных правонарушений также причинная связь между противоправным действием и наступившими последствиями.

Признаваемое административным правонарушением действие (бездействие) по своей объективной стороне является антиобщественным вредоносным деянием, дезорганизующим систему общественных отношений, но, в отличие от преступления, оно не рассматривается государством в качестве общественно опасного деяния.

При этом граница между антиобщественной вредоносностью административного правонарушения и общественной опасностью преступления устанавливается при формулировании составов административных правонарушений законодателем (а не правоприменителем), причем зачастую достаточно точно и четко.

Хищение чужого имущества, например, стоимостью до пяти минимальных размеров оплаты труда признается административным правонарушением (мелким хищением, ст. 7.27 КоАП РФ), а выше этого размера - преступлением .

1. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

2. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

3. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Комментарий к Ст. 2.1 КоАП РФ

1. Часть первая комментируемой статьи дает определение понятия «административное правонарушение». Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Исходя из данного определения, можно выделить следующие признаки административного правонарушения, совокупность которых позволяет определить наличие либо отсутствие такового:

1) противоправность действия (бездействия). Противоправность говорит о нарушении установленной законодательством нормы, регулирующей те или иные отношения;

2) наличие вины. Вина - субъективная сторона правонарушения. Она может характеризоваться умыслом или неосторожностью (формой вины). В соответствии со ст. 2.2 комментируемого Кодекса административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть;

3) наличие субъекта правонарушения - физическое или юридическое лицо. В отличие от привлечения к уголовной ответственности, где субъектом правонарушения может быть только физическое лицо, наказание за административное правонарушение может быть наложено на юридическое лицо. Физическое лицо привлекается к административной ответственности по достижении им шестнадцатилетнего возраста. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории РФ административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях;

4) за совершенное деяние (действие или бездействие) комментируемым законом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к административной ответственности за противоправное деяние, за которое не предусмотрена административная ответственность, не допустимо.

В зависимости от объекта правонарушения все административные правонарушения подразделяются на несколько видов:

Административные правонарушения, посягающие на права граждан (глава 5);

Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (гл. 6);

Административные правонарушения в области охраны собственности (гл. 7);

Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8);

Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике (гл. 9);

Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (гл. 10);

Административные правонарушения на транспорте (гл. 11);

Административные правонарушения в области дорожного движения (гл. 12);

Административные правонарушения в области связи и информации (гл. 13);

Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности (гл. 14);

Административные правонарушения в области финансов, налогов, сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15);

Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (гл. 16);

Административные правонарушения, посягающие на институты Государственной власти (гл. 17);

Административные правонарушения в области защиты государственной границы и обеспечения режима пребывания иностранных граждан на территории РФ (гл. 18);

Административные правонарушения против порядка управления (гл. 19);

Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (гл. 20);

Административные правонарушения в области воинского учета (гл. 21).

В зависимости от формы вины административные правонарушения подразделяются на совершенные умышлено и совершенные по неосторожности.

2. При привлечении к административной ответственности юридического лица комментируемый Кодекс не исключает из состава такого правонарушения наличие субъективной стороны. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Положения части 2 комментируемой статьи, предусматривающие основания, при обязательном наличии которых юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности, предусмотренной статьей 1.5 комментируемого Кодекса, и имеют целью исключить возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности при отсутствии их вины.

3. Часть третья комментируемой статьи предусматривает возможность привлечения к административной ответственности по одному и тому же составу административного правонарушения одновременно и юридического лица, и должностного лица данного юридического лица, виновного в совершении правонарушения: назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» дает некоторые разъяснения по применения указанной нормы.

В соответствии с ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (ст. 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц. При определении степени ответственности должностного лица за совершение административного правонарушения, которое явилось результатом выполнения решения коллегиального органа юридического лица, необходимо выяснять, предпринимались ли должностным лицом меры с целью обратить внимание коллегиального органа либо администрации на невозможность исполнения данного решения в связи с тем, что это может привести к совершению административного правонарушения.

Поскольку КоАП РФ не предусматривает в указанном случае каких-либо ограничений при назначении административного наказания, судья вправе применить к юридическому и должностному лицу любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе и максимальную, учитывая при этом смягчающие, отягчающие и иные обстоятельства, влияющие на степень ответственности каждого из этих лиц. Привлечение к уголовной ответственности должностного лица не может в силу ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ служить основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности.

Вопрос 85. Основания и порядок привлечения к административной ответственности.

Административная ответственность - это применение государствен-ными органами, должностными лицами и представителями власти уста-новленных государством мер административного воздействия к гражда-нам, а в соответствующих случаях - и к организациям за совершенные административные правонарушения.

Нормативное основание административной ответственности – система юридических норм, определяющих основания и порядок реализации административной ответственности.

Фактическое основание административной ответственности – совершение лицом деяния, содержащего признаки состава административного правонарушения.

Процессуальное основание административной ответственности – вынесение в установленном порядке уполномоченным субъектом постановления (решения) о привлечении к административной ответственности.

Порядок привлечения к административной ответственности регламентируется положениями Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ).

Согласно ч.1 ст.2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

В соответствии со ст.4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

Согласно п.2 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в ч.1 ст.4.2 КоАП РФ, например, имущественное положение лица, неполучение им стипендии и отсутствие другого дохода. Однако, для того, чтобы данные обстоятельства были приняты в качестве смягчающих, лицо, привлекаемое к ответственности, должно предоставить доказательства этих обстоятельств.

Если доказательства были представлены, но должностное лицо, рассматривающее дело, не приняло их во внимание и не учло при назначении наказания лицо, привлекаемое к ответственности, может обжаловать постановление по делу и просить смягчить наказание.

В течение 10 суток со дня получения копии постановления по делу об административном правонарушении оно может быть обжаловано лицом, привлеченным к административной ответственности или его представителем.

Постановление может быть обжаловано и по другим основаниям в соответствии с требованиями гл. 30 КоАП РФ.

Вопрос 86. Понятие и признаки предпринимательской деятельности.

Определение предпринимательской деятельности с точки зрения закона дано в ст. 2 Гражданского ко-декса РФ. «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Из этого определения можно выделить следующие признаки предпринимательской деятельности:

1) самостоятельность;

3) рисковый характер;

4) регистрация в установленном законом поряд-ке лиц, осуществляющих эту деятельность.

Вопрос 87. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности.

Субъект предпринимательской деятельности - это такой субъект гражданского права, который на свой риск осуществляет самостоятельную деятельность, направленную на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнения работ или оказания услуг, и который зарегистрирован в этом качестве в установленном законом порядке.

Субъектами предпринимательства могут быть:

  • Хозяйственные общества, обладающие сложной корпоративной структурой, включающей несколько уровней управления (общее собрание акционеров или участников, совет директоров, исполнительные органы).
  • Граждане, без регистрации занимающиеся предпринимательством, – суд может применить к сделкам такого лица правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п.4 ст. 23 Гражданского кодекса РФ).
  • Некоммерческие организации, основная цель – ведение некоммерческой деятельности, могут заниматься предпринимательством, но правосубъектность таких лиц ограничена целями, ради которых они созданы (п. 3 ст. 50 ГК).
  • Граждане, непосредственно осуществляющие предпринимательские функции (члены органов управления коммерческих организаций), осуществляют использование экономических ресурсов в целях получения прибыли. Их права и обязанности в рамках предпринимательских отношений также регулируются правом.

К иным субъектам предпринимательства можно также отнести:

  1. филиалы, представительства и иные структурные подразделения коммерческих организаций;
  2. производственно-хозяйственные комплексы (финансово-промышленные группы (ФПГ), холдинги), простые товарищества и иные объединения предпринимателей.

Индивидуальный предприниматель.

Индивидуальный предприниматель — это физическое лицо, зарегистрированное для ведения предпринимательской деятельности. При регистрации индивидуального предпринимателя не образуется юридическое лицо. Зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель может как гражданин, так и не гражданин Российской Федерации, в том числе и лицо без гражданства.

Порядок регистрации индивидуального предпринимателя

Если индивидуальный предприниматель хочет пройти регистрацию, он должен представить в налоговую инспекцию определенные документы.

При этом будущий индивидуальный предприниматель — гражданин Российской Федерации — подает в налоговую инспекцию:

  • заявление установленной формы о регистрации индивидуального предпринимателя, заверенное у нотариуса;
  • ИНН, если он есть, и копию паспорта индивидуального предпринимателя. Если будущий индивидуальный предприниматель подает документы лично, то подойдет и простая копия паспорта, а если через доверенное лицо или по почте, то копию паспорта также необходимо заверить у нотариуса;
  • документ об уплате государственной пошлины.

Сама деятельность индивидуального предпринимателя регулируется теми же нормами законодательства, что и деятельность юридических лиц. Однако институт индивидуального предпринимателя имеет и свои особенности. Так, для индивидуального предпринимателя предусмотрена более простая и короткая процедура регистрации, чем для юридического лица.

  • Индивидуальному предпринимателю не нужно иметь уставный капитал.
  • Индивидуальному предпринимателю не нужен юридический адрес.
  • Индивидуальный предприниматель не обязан открывать счета в банке (хотя при желании он имеет на это полное право).
  • Кроме того, индивидуальный предприниматель работает по упрощенной системе налогообложения.
  • Ответственность индивидуального предпринимателя при ведении коммерческой деятельности

Вопрос 89.

В настоящее время сформировалась четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Первый (законодательный) уровень — Федеральные законы, постановления правительства, указы Президента. Такие законы как “О бухгалтерском учете”, “Об акционерных обществах” кроме того, право регулировать бухгалтерский учет предоставлено Центральному Банку РФ, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг
Второй (нормативный) уровень составляют положения по бухгалтерскому учёту.(ПБУ)
Третий (методологический) — инструкции, рекомендации и методические указания по ведению бухгалтерского учета, которые принимаются Минфином РФ, федеральными органами исполнительной власти
Четвертый уровень — организационно-распорядительные документы, формирующие учетную политику предприятия, которые разрабатываются самим предприятием. Это приказы, распоряжения, рабочие инструкции, указания по учету конкретных объектов и операций.
Регулирование аудиторской деятельности осуществляется в соответствии с федеральным законом.

Нормативное регулирование аудиторской деятельности.
Принятый ФЗ установил единый государственный орган, ответственный за регулирование аудиторской деятельности, распределил функции между государственным органом и профессиональными аудиторскими организациями. К числу основных функций федерального органа в соответствии со ст. 18 относятся:

1.издание нормативных и правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность;
2. разработка и представление федеральных правил или стандартов аудиторской деятельности;
3. организация порядка системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов РФ, лицензирование их деятельности;
4. контроль за соблюдением аудиторами лицензионных требований и условий федеральных стандартов аудиторской деятельности;
5. ведение государственных реестров аттестованных аудиторов.

Вопрос 90.

Государственная служба в Рф, регулируется ФЗ « О государственной службе».
Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:
-федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти.
-законность;
-приоритет прав и свобод человека и гражданина
-равный доступ граждан к государственной службе;
-взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;
-открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю
-профессионализм и компетентность государственных служащих;
-защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.
Поступление на государственную службу, ее прохождение и прекращение

1. На государственную службу по контракту вправе поступать граждане, владеющие государственным языком Российской Федерации и достигшие возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида.

2. 4. Федеральным законом о виде государственной службы определяется предельный возраст пребывания на государственной службе данного вида.

Еще статьи по теме

Привлечение к административной ответственности

По общему правилу КоАП РФ привлечение к административной ответственности дважды, за одно и то же административное правонарушение, не допускается.
Однако, необходимо разграничивать случаи, где есть два административных правонарушения и к административной ответственности привлекают дважды, а где есть только одно административное правонарушение и имеется повторная административная ответственность.
Можно говорить о таком явлении как повторное привлечение к административной ответственности в связи с наличием в Кодексе РФ об административных правонарушениях нескольких норм.

Во-первых, повторное привлечение к административной ответственности регулируется частью 5 статьи 4.1 КоАП РФ. Данной нормой предусмотрено, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Это значит, что повторная административная ответственность по закону не возможна. Напомним, лицо считается подвергнутым административному наказанию в течении одного года с момента исполнения постановления (оплаты штрафа).
Во-вторых, привлечению к административной ответственности дважды, за одно и то же административное правонарушение, посвящен пункт 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ. Согласно данной норме, если в отношении лица ведется производство по делу об административном правонарушении, либо его только собираются возбудить и будет установлено, что уже имеются:
1. постановление о назначении административного наказания по тому же самому факту, или
2. постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по тому же самому факту, или
3. постановления о возбуждении уголовного дела по тому же самому факту, в таком случае производство по делу об административном правонарушении не может быть возбуждено либо подлежит прекращению.
На практике возникают большие вопросы относительно применения данных норм. Отсутствуют общие разъяснения, которые бы оговаривали бы все проблемы повторного привлечения к административной ответственности.
Вместе с тем, существует достаточно большой объем судебной практики, которая помогает найти ответ на данный вопрос, когда есть привлечение к административной ответственности два раза за одно и то же административное правонарушение, а когда нет.
Позиция Верховного суда РФ по вопросу повторного привлечения к административной ответственности содержится в ответе на вопрос № 21 в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года», утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007.
Вопрос № 21: В течение какого срока с момента привлечения лица к административной ответственности за совершение длящегося правонарушения возможно повторное привлечение его к административной ответственности, если лицо продолжает совершать данное правонарушение, например проживает без паспорта или без регистрации?
Ответ: В соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" длящимся является правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Частью 2 ст. 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Привлечение к ответственности прекращает правонарушение. Если лицо, привлеченное к административной ответственности, не выполняет обязанности, возложенные на него законом или иным нормативным правовым актом, или делает это ненадлежащим образом, то возможно повторное привлечение его к ответственности. При этом следует учитывать характер обязанности, возложенной на нарушителя, и срок, необходимый для ее исполнения. Моментом начала течения указанного срока является вступление в законную силу ранее вынесенного постановления по тому же составу административного правонарушения.

Частью 2 ст. 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Верховный суд в ответе на вопрос указал, что привлечение к ответственности прекращает правонарушение. Здесь имеется в виду, что прекращает правонарушение формально юридически, потому что после выявления нарушений никто не вправе и не может запретить вам продолжить совершать административное правонарушение. Например, нарушать правила пожарной безопасности или санитарные нормы и правила. Далее Верховный суд пишет, что если лицо, привлеченное к административной ответственности, не выполняет обязанности, возложенные на него законом или иным нормативным правовым актом, или делает это ненадлежащим образом, то возможно повторное привлечение его к ответственности. При этом следует учитывать характер обязанности, возложенной на нарушителя, и срок, необходимый для ее исполнения. Моментом начала течения указанного срока является вступление в законную силу ранее вынесенного постановления по тому же составу административного правонарушения.
То есть, Верховный суд не говорит о том, что возможно повторное привлечение к административной ответственности за одно и то же правонарушение. Суд говорит о том, что если прошел достаточный период времени для устранения нарушения и постановление по делу об административном правонарушении вступило в законную силу, то возможно привлечение к административной ответственности по той же самой статье за те же самые действия (бездействия). Правонарушение будет новое, а значит и новая административная ответственность виновного лица.

Административное правонарушение наращивает обороты по мере все более и более прогрессивного развития общества и самых разных сфер деятельности. Закон, в свою очередь, также развивается и стремится учитывать максимальное количество возможных нарушений чужого права и зафиксировать наказание за их совершение. Стоит отметить, что в российской действительности особенно активизировалась практика применения административной ответственности после 80-х годов прошлого века. И с тех пор её роль значительно возросла и продолжает усиливаться. Появление самостоятельного конкурентного бизнеса повлекло за собой увеличение количества правонарушений, недостаточных для уголовного обоснования.

Обозначение основных терминов

Для начало необходимо обозначить, что такое административное правонарушение. Прежде всего стоит заметить, что в правовом поле это не является преступлением, поскольку не влечет за собой существенного вреда конкретным людям или обществу, связанного с жизнью или здоровьем, а также серьезными имущественными хищениями. Эти нарушения не представляют собой опасности в том смысле, который подразумевает уголовный кодекс. При этом ряд правонарушений, таких как хищение или нарушение авторских прав, может находиться в обеих плоскостях ответственности – и уголовной, и административной.

Таким образом, административная ответственность – это обязательство нарушителя понести взыскания, налагаемые соответствующим органом власти. Помимо этого, к санкциям относится также административный арест. Распространяется он как на физические, так и на юридические лица. Возраст административной ответственности для физлиц наступает с 16 лет.

Характеристика административной ответственности

С правовой точки зрения это вид юридической ответственности, поэтому она характеризуется и признаками общей юрисдикции, и особенностями, свойственными только ей. Административная юридическая ответственность также является мерой государственного воздействия. Наступает она как следствие совершенных неправомерных деяний. Ее отправителями являются должностные лица и компетентные в правоприменительной практике органы. Она выражается в наложении строго определенных законом взысканий.


Отличительные особенности

Административное право - это самостоятельный институт, который имеет собственную автономную нормативно-правовую базу, отличную от аналогичной базы других типов юридической ответственности. Весь комплекс свойственной данному институту правовой основы закреплен законодательно и сформирован в Кодекс об административной ответственности. Основанием для ее применения является совершение соответствующего деяния. Под ее юрисдикцию попадают как частные, так и юридические лица.

Санкции, которые влечет за собой правонарушение, называются административными наказаниями. Накладываться взыскания могут широким кругом представителей исполнительной и судебной власти, а также органами местного самоуправления. При этом должностные лица не могут накладывать взыскания на своих подчиненных. Административное нарушение не влечет за собой судимости и не может быть причиной лишения рабочего места. Наказание длится строго установленный отрезок времени. Процесс рассмотрения подобного рода дел, а также наложение соответствующих санкций регламентированы законодательной основой административного права и имеют определенный порядок.

Основания для привлечения по КоАП

Основанием административной ответственности является в первую очередь закон. Также им выступают декреты высшего должностного лица государства, т. е. президента. Никакие иные нормативные документы, как-то постановления либо указы, такой юридической силы не имеют. Участие в этом процессе органов местного самоуправления никак не противоречит описанной концепции, которая несет в себе общеюридическую базу. Безусловное основание административной ответственности – это совершение непосредственно проступка, наказание за который предусматривают статьи КоАП РФ. Именно этот факт и приводит в действие весь институт административного права.

Понятие и основания административной ответственности в российском правовом поле впервые были систематизированы лишь в 1980 году, когда были приняты «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях». Таким образом, правонарушение, совершенное в административном поле, представляет собой деяния, направленные против государственного или общественного порядка, прав и свобод личности, собственности, порядка управления. Это определение отражает общие признаки, объединяющие все правонарушения. Таковыми являются: виновность, наказуемость, противоправность и общественная опасность. Принципиально важно отметить, что основание административной ответственности наступает только при наличии всех пяти признаков. Отсутствие хотя бы одного исключает возможность правоприменительной практики.

Вменяемая административная ответственность, статьи о которой собраны в Кодексе об административных правонарушениях, подразумевает как действия, так и бездействия. Большая часть правонарушений представляет собой непосредственное действие, к примеру, нарушений правил дорожного движения. К бездействию можно отнести, например, непринятие мер безопасности. Все это обобщено термином «деяние», в котором человек должен быть признан виновным. Это обязательное условие, которое легло в основание административной ответственности. Стоит отметить, что крайне важным также является тот факт, что необходимость доказывания виновности лежит именно на уполномоченных органах. При этом лицо, находящееся под подозрением, не обязано доказываться свою невиновность.

При определении степени нарушения также учитываются обстоятельства, отягчающие или смягчающие меру наказания. К первым относятся, к примеру, совершение проступка, за который уже были наложены санкции, в течение одного года или же продолжение того же поведения, несмотря на предписание прекратить его (например, вождение автомобиля в нетрезвом состоянии). Смягчить наказание может полное раскаяние в содеянном или предотвращение вредоносных последствий.

Также основанием административной ответственности является такой проступок, который может быть квалифицирован и как административное, и как дисциплинарное правонарушение. К примеру, кадровик, который оформил работника на предприятие с нарушением, совершил дисциплинарный проступок. В то же время это деяние, которое подпадает под юрисдикцию надзорного органа, охраняющего трудовое законодательство, квалифицируется как административное правонарушение, за который может быть назначен штраф.

Главные пять признаков

Противоправность предполагает совершение деяний, которые нарушают действующие нормы (в данном случае административного права). Это также актуально и для других отраслей права. Стоит отметить, что не всякое противоправное действие следует называть правонарушением, в то время как абсолютно любое правонарушение обязательно носит противоправный характер.

Крайне важным признаком является и общественная опасность. В действующем праве есть разные системы взглядов на данный вопрос. Одни, опираясь на то, что аспект административного правонарушения, выраженный в посягательстве на общественный или государственный порядок, несет в себе угрозу, считают общественную опасность важным признаком, хотя прямого указания на нее в определении деяния нет. Другие же полагают, что данный признак свойственен только преступлениям.

Виновность также является непосредственным элементом состава административного правонарушения. Действия могут квалифицироваться как совершенные умышленно или по неосторожности. К первому относятся мелкое хулиганство, хищения и прочее, ко второму – нарушение правил строительства, дорожного движения и другие.

Наказуемость характеризуется тем, что деяние или проступок может быть признан административным правонарушением, если их совершение предусматривает привлечение лица к административной ответственности. Из этого следует, что деяние может быть признано правонарушением только в том случае, если есть решение о привлечении к ответственности. Совокупность этих признаков – главные основания привлечения к административной ответственности.

Различия между проступками и преступлениями

Порядок привлечения к административной ответственности начинается с главной задачи – установления состава конкретного правонарушения и его отличия от других видов правонарушений. Трудность в разграничении обусловлена тем, что они все наделены общими признаками, а именно: представляют опасность или вред, а также нарушают правовые нормы. Однако имеются и крайне важные отличия. Степень общественной опасности разграничивает деяния на проступки и преступления. Последнее регулируется уголовным кодексом. Проступок же является правонарушением, ответственность за которое предусмотрено административным и прочими видами права. При этом его необходимо отличать от проступков дисциплинарного характера. Последние подразумевают нарушение трудовой или военной дисциплины, несоблюдение обязательств перед конкретным коллективом. И еще один нюанс: если они и описаны в правовых нормах, то лишь в общих чертах.

В качестве наказания применяются дисциплинарные взыскания, которые отличаются правовыми последствиями и составом тех, кто может их применять. Решение о взыскании принимается только руководством той организации, где работает провинившийся. Есть определенный вид нарушений, которые попадают под действие обеих юрисдикций: и дисциплинарной, и административной. В качестве примера можно назвать распитие алкогольных напитков на рабочем месте. Признанный виновным несет два вида ответственности.

Возможности освобождения

Основания освобождения от административной ответственности прописаны в КоАП отдельной статьей. Здесь указаны все обстоятельства, по которым производство дела невозможно.

Первым таким основанием является отсутствие события правонарушения, то есть факт его совершения не доказан. В этом случае либо в действиях не было признаков противоправности, либо установить их не представляется возможным. Следующим основанием выступает отсутствие состава правонарушения. Не привлекаются к ответственности лица, не достигшие соответствующего возраста для взыскания, и те, кто признан невменяемым на момент совершения противоправного поступка.

Доказанная крайняя необходимость совершенных действий также может послужить причиной в отказе привлечения. Как правило, дело не может быть открыто, а если это уже произошло, то оно должно быть прекращено. В данном случае устанавливается факт содеянного, но отсутствует состав, который Кодексом квалифицируется как противоправный или виновный.

В случае принятия решения об амнистии также можно избежать ответственности. В России исключительным правом на объявление об амнистии и издание соответствующего акта обладает Госдума. Адресаты - индивидуально неопределенный круг виновных лиц.

Случается и так, что закон, нарушение которого влечет за собой административную ответственность, перестает действовать. Тогда и взыскание также отменяется. Что это значит? Поскольку применение мер воздействия в рамках административного права подразумевает ограничение прав и свобод, Конституция России предусматривает, что, если какой-то закон отменен, то и наказание за его нарушение должно быть снято. Однако стоит отметить, что в последний раз КоАП подвергался таким отменам в 1984 году, когда утратили силу сразу четыре статьи Кодекса.

Существенными являются и такие основания освобождения от административной ответственности, как истечение сроков давности наказания за конкретное правонарушение. Кодексом регламентировано, что судьи арбитражных судов, которые занимаются рассмотрением таких дел, обязаны проверять сроки давности. При этом должны учитываться обстоятельства, по которым могли быть приостановлены эти сроки, и порядок их приостановления. Здесь есть один нюанс. Согласно законодательству, пропущенные сроки давности восстановлению не подлежат. Если суд обнаружит, что срок административной ответственности был пропущен, он может либо отказать в удовлетворении иска о привлечении к взысканию, либо признать такое требование незаконным.

Согласно КоАП, гражданин не может быть привлечен за совершение одного и то же деяния дважды. К примеру, если нарушитель за совершение определенных действий уже привлекался к административной ответственности, или в отношении него ведется производство по делу, или же есть постановление о возбуждении уголовного дела по факту этих самых действий, повторно по этому же эпизоду его наказать уже не могут.

Разумеется, безусловным основанием для освобождения от ответственности является смерть того, в отношении которого ведется расследование. Если в ходе разбирательства устанавливается хотя бы одно из этих обстоятельств, выносится решение о закрытии производства.


Порядок привлечения к ответственности

Российское законодательство предусматривает четкий порядок привлечения к административной ответственности нарушителей. Наказания назначаются в рамках, законодательно установленных. К ответственности могут быть привлечены лица, достигшие 16 лет. При вынесении санкций устанавливается характер нарушения.

Немаловажным в производстве является определение личности подозреваемого, его имущественного положения, а также выявление обстоятельств, которые могут смягчить вину. Стоит отметить, что в качестве смягчающих могут быть признаны и обстоятельства, не входящие в перечень Кодекса. Однако для этого должны быть предъявлены исчерпывающие доказательства. Если же представленные аргументы не были приняты в расчет при вынесении постановления о наказании, виновный может обжаловать этот документ в законном порядке.

Возможности обжалования

Кодексом предусмотрен порядок обжалования постановлений о привлечении к административной ответственности, не вступивших в законную силу. О чем идет речь? Как известно, срок обжалования – один месяц. Обжаловать документ могут непосредственно те, в отношении которых ведется разбирательство, или их представители и защитники, а также потерпевшая сторона или её представители. Помимо этого, обратиться с данным иском в вышестоящий судебный орган может и должностное лицо, которое составляло протокол.

Если постановление было вынесено в суде, тогда иск об его отмене должен быть подан в вышестоящую судебную инстанцию. При вынесении решения коллегиальным органом, обращаться необходимо в районный суд по месту нахождения этого органа. Если решение было вынесено уполномоченным должностным лицом, документ подлежит обжалованию в вышестоящем органе или в районном суде по месту рассмотрения дела. Постановления о привлечении к ответственности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей обжалуются только в арбитражных судах.


Виды административного наказания

Следствием совершения какого-либо правонарушения становится привлечение к административной ответственности. КоАП предусматривает разные способы взыскания за содеянное. Самое безобидное – предупреждение. Это официальный документ, в котором отражена негативная оценка государством поведения виновного. Также это своеобразное предостережение от подобных действий в дальнейшем. Как правило, предупреждение выносят тем, кто совершил противоправный поступок впервые.

Наиболее распространенное наказание – штраф. Согласно КоАП, минимальным его размером является единоразовая выплата суммы, которая не может быть меньше одной десятой части минимальной зарплаты (МРОТ), а максимальный – не более 25 МРОТ для граждан, не более 50 МРОТ для должностных лиц, не более тысячи МРОТ – для юридических лиц.

Также наказанием выступает изъятие или конфискация орудия или предмета правонарушения. Эти виды меры пресечения назначаются судьей. Вследствие нарушения закона нарушитель может быть приговорен к лишению специального права на определенное время. Что имеется в виду? Под таким видом права подразумеваются, к примеру, водительские права, право на охоту, право занимать определенные должности и прочие.

Самым серьезным наказанием является административный арест. Данная санкция предполагает изоляцию нарушителя от общества на короткий срок. Максимальное время нахождения под арестом – 15 суток. Если нарушаются предписания режима чрезвычайного положения или проведения контртеррористической операции, пребывание в изоляторе составит месяц. Данное наказание применяется только в том случае, если основание административной ответственности по своему смыслу граничит с преступлением. При этом аресту не подлежат беременные, женщины, чьим детям нет 14 лет, несовершеннолетние, а также инвалиды первой и второй группы.

К нарушителям без гражданства или иностранцам также могут быть применены меры административного выдворения из страны. Нарушители принудительно и под бдительным контролем соответствующих органов покидают пределы Российской Федерации.

Также граждане могут быть подвергнуты дисквалификации или приостановлению профессиональной деятельности. Первое распространяется на топ-менеджеров, ипэшников и арбитражных управляющих. Предполагается, что на срок от полугода до трех лет указанным лицам запрещается занимать определенные управленческие должности или вести предпринимательскую деятельность.

Приостановление деятельности – это относительно новое наказание, которое было введено в российский КоАП в 2005 году. Санкция применяется, если есть угроза жизни или здоровью людей, опасность эпидемии и прочее, а также если оказывается противодействие в области отмывания доходов и финансирования терроризма.