Легкая (стертая) форма дизартрии. Диагноз «дизартрия»: что это такое

Стертая форма дизартрии – одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. При минимальных дизартрических расстройствах наблюдается недостаточная подвижность отдельных мышечных групп речевого аппарата (губ, мягкого неба, языка), общая слабость всего периферического речевого аппарата вследствие поражения тех или иных отделов нервной системы. Сегодня можно считать доказанным, что помимо специфических нарушений устной речи имеются отклонения в развитии ряда высших психических функции и процессов, отвечающих за становление письменной речи, а также ослабление общей и мелкой моторики.

Изучая анамнез детей со стертой дизартрией, выявляются факторы неблагоприятного течения беременности и родов, асфиксия, низкий оценочный балл по шкале Апгар при рождении, наличие у подавляющего большинства детей в первый год жизни диагноза ПЭП – перинатальной энцефалопатии.

При знакомстве с ранним развитием ребенка отмечается задержка локомоторных функций. Такие дети часто отказываются от грудного вскармливания, отмечается диспропорциональность развития: стоять начинают раньше, чем сидеть, ходьба опережает ползание, ползают назад или вбок, испытывают моторную неловкость при ходьбе, быстро утомляются при выполнении отдельных движений, не умеют прыгать, переступать по ступенькам лестницы, схватывать и удерживать мяч. Отмечается позднее появление пальцевого захвата мелких предметов, длительное сохранение тенденции захватывать мелкие предметы всей кистью.

Дети со стертой дизартрией имеют некоторые характерные особенности. В раннем детстве они нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Труднее у таких детей воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, т.к. у него слабо развиты мышцы языка и щек. Дети с дизартрией не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Они испытывают затруднения и в изобразительной деятельности: не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Для таких детей характерны также затруднения при выполнении физических упражнений и в танцах. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут четко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или на правой ноге.

Исследования неврологического статуса детей со стертой дизартрией выявляет мозаичность нарушений иннервации лицевого, языкоглоточного или подъязычного нервов. Волокна подъязычного нерва иннервируют мышцы языка. Эти нервные волокна идут в виде веера вверх и вперед, прикрепляясь к слизистой оболочке спинки языка, что придает языку подвижность и гибкость, а также умение осаживать язык книзу.

В случаях нарушения функций подъязычного нерва отмечается отклонение кончика языка в сторону пареза (девиация), ограничивается подвижность в средней части языка. При подъеме кончика языка зазубно средняя часть его быстро опускается на сторону пареза, обуславливая возникновение боковой струи воздуха. При поражениях подъязычного нерва затруднены движения нижней челюсти, отмечается повышенная саливация, нарушения функции глотания.

Языкоглоточный нерв иннервирует язык, глотку, среднее ухо, околоушную железу. У детей с преобладанием нарушения функции языкоглоточного нерва, ведущими в симптоматике являются изменения мышечного тонуса корня языка и мягкого неба, что приводит к расстройствам фонации, появлению назализации, искажению или отсутствию заднеязычных звуков [К ] [ Г] [Х]. Существенно страдает голос, он становится хриплым, напряженным или же, наоборот, очень тихим, слабым. Таким образом, неразборчивая речь при дизартрии обусловлена не только расстройством собственно артикуляции, но и нарушением окраски речи, ее мелодико-интонационной стороны, невыразительностью речи, монотонностью, т.е. нарушением просодики.

Исследования Лопатиной Л.В. и других авторов выявили у детей со стертой дизартрией нарушения иннервации мимической мускулатуры: наличие сглаженности носогубных складок, нарушения мышечного тонуса губ и их асимметрия, сниженный объем движений губ, наблюдаются трудности растягивания губ, подъема бровей, зажмуривания глаз.

Наряду с этим выделяются характерные для детей со стертой дизартрией симптомы: трудности переключения с одного движения на другое. При выполнении упражнений для языка отмечается избирательная слабость некоторых мышц языка, неточность движений, трудности распластывания языка, подъема и удержания языка наверху, тремор кончика языка; у части детей – замедление темпа движений при повторном выполнении задания, синюшность части языка при увеличении нагрузки. У многих детей отмечается: быстрое утомление, наличие гиперкинезов мышц лица и язычной мускулатуры.

Особенности мимической мускулатуры и артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией свидетельствуют о неврологической микросимптоматике. Эти нарушения чаще всего не выявляются первично неврологом и могут быть установлены только в процессе тщательного логопедического обследования и динамического наблюдения в ходе коррекционно-логопедической работы. Таким образом, характер речевых расстройств зависит от состояния нервно-мышечного аппарата органов артикуляции.

Многими авторами: Левиной Р.Е., Киселевой В.А., Лопатиной Л.В. – установлена взаимосвязь между самим нарушением произносительной стороны и формированием фонематических и грамматических обобщений. Как указывает Р.Е.Левина, нарушение речевых кинестезий при морфологических и двигательных поражениях органов речи оказывает влияние на слуховое восприятие всей звуковой системы языка. Смазанная, невнятная речь этих детей не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и самоконтроля. Это приводит к тому, что у детей со стертой дизартрией имеется недоразвитие фонематического восприятия, что еще более усугубляет нарушение звукопроизношения. У таких детей неразличение собственного неправильного произношения затормаживает процесс “подлаживания” артикуляции с целью достижения определенного акустического эффекта. В свою очередь, нарушение фонематического восприятия приводит к вторичному недоразвитию грамматического строя речи, которое проявляется как незначительные задержки в формировании морфологической и синтаксической системах языка, так и выраженных аграмматизмов. Основным механизмом несформированности грамматического строя речи у детей со стертой формой дизартрии является нарушение дифференциации фонем. Это нарушение вызывает у детей трудности различения грамматических форм слов из-за нечеткости слухового и кинестетического образа слова и особенно окончаний.

Лопатина Л.В. выделяет три группы детей со стертой дизартрией, ознакомление с которыми позволит нам более точно диагностировать логопедическое нарушение. В первой группе детей основным нарушением является искажение или отсутствие звуков. Нарушения звукопроизношения выражаются во множественных искажениях и отсутствии звуков. Фонематический слух полностью сформирован. Слоговая структура не нарушена. Дети успешно овладевают навыками словоизменения и словообразования. Связная монологическая речь формируется в соответствии с возрастными нормами. Если рассматривать детей со стертой дизартрией в рамках психолого-педагогической классификации Р.Е. Левиной, то можно отнести их к группе с фонетическим недоразвитием. (ФН). По данным Архиповой Е.Ф. количество детей с со стертой степенью дизартрии с первоначальным заключением “сложная дислалия” составляет 10%.

Во второй группе детей нарушение звукопроизношения носит характер множественный замен, искажений.В большей или меньшей степени нарушен фонематический слух. При обучении их звуковому анализу возникают трудности. При воспроизведении слов сложной слоговой структуры – перестановки и другие ошибки. Активный и пассивный словарь отстает от нормы. Отмечаются ошибки при грамматическом оформлении речи. Связная монологическая речь характеризуется употреблением двусложных, нераспространенных предложений. По классификации Левиной – это дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. (ФФН), по данным Архиповой Е. Ф. они составляют примерно 30–40 % от всей группы с ФФН.

В третьей группе детей – экспрессивная речь сформирована неудовлетворительно. Отмечаются трудности понимания сложных логико-грамматических конструкций предложений. Нарушения звукопроизношения носит полиморфный характер. Выраженное нарушение фонематического слуха: недостаточно сформированы слуховая и произносительная дифференциация звуков, что не позволяет овладеть звуковым анализом. Более выражено нарушение слоговой структуры слов. Активный и пассивный словарь значительно отстает от возрастных нормативов, а лексико-грамматические ошибки носят множественный и стойкий характер. Эта группа детей со стертой дизартрией не овладевает связной речью.

По классификации Р.Е. Левиной третья группа детей соотносится с общим недоразвитием речи. (ОНР). В этой группе стертая степень дизартрии может быть у 50 до 80 % детей.

При стертой дизартрии расстройства произношения звуков вызваны нарушениями фонетических операций, поэтому важнейшим направлением коррекционно-логопедической работы становится развитие артикуляционной моторики. Эту работу осуществляют по двум направлениям:

  1. формирование кинестетической основы движения: ощущение положения органов артикуляции;
  2. формирование кинетической основы движения: сами движения языка и артикуляционных органов.

Определяющим моментом при постановке звука, является формирование статико-динамических ощущений, четких артикуляционных кинестезий и кинестетического образа движений артикуляционных мышц. Работу необходимо проводить с максимальным подключением всех анализаторов. Шаховская С.Н. рекомендовала использовать на логопедических занятиях все анализаторы. Одно и тоже следует проговорить, изобразить, посмотреть, т.е. пропустить через “ворота” всех органов чувств. Успех работы над звуком определяется возможностью формирования у детей осознаваемых кинестетических опор. Важно, чтобы ребенок мог ощутить в момент артикуляции положение и движения артикуляторных органов (например подъем спинки языка при произнесении [ к ], [ г ]). Необходим учет разнообразных осязательных ощущений (прежде всего тактильно-вибрационных и температурных) например, ощущение рукой вибрации в области гортани или темени при произнесении звонких согласных, длительность и плавность выдыхаемой струи при произнесении щелевых звуков [Ф], [В], [Х], краткость артикуляции, ощущение толчка воздуха при произнесении смычных согласных [П], [Б], [Т], [Д], [Г], [К], ощущение узкой струи воздуха [С], [З], [Ф], широкой [Т], [К], температурные [С] – холодная струя, [Ш ] – теплая.

При постановке звуков важно, чтобы дети знали артикуляционный уклад звука, умели рассказать и показать в каком положении находятся губы, зубы, язык, вибрируют или нет голосовые складки, какова сила и направленность выдыхаемого воздуха, характер выдыхаемой струи. Полезно сравнение речевых звуков с неречевыми. Такое осознанное овладение правильной артикуляцией имеет большое значение для формирования правильного артикуляционного образа звука его произнесения и, что немало важно, его различения с другими звуками.

При формировании кинетической основы артикуляторных движений основное внимание нужно уделять упражнениям, направленным на выработку необходимого качества движений: объема, подвижности органов артикуляторного аппарата, силы, точности движений, на воспитание умения удерживать артикуляторные органы в заданном положении. Широко используются традиционные артикуляционные упражнения для развития динамической координации движений, однако хороший положительный результат дают и специальные комплексы упражнений с учетом специфики нарушения.

Для детей с легкой степенью дизартрии с повышенным мышечным тонусом в артикуляционной мускулатуре предлагаются упражнения на расслабление напряженных мышц языка, губ.

Для расслабления языка:

  • высунуть кончик языка. Помять его губами, произнося слоги па-па-па-па – после этого оставить рот приоткрытым, зафиксировав широкий язык и удерживая его в таком положении под счет от 1 до 5–7;
  • высунуть кончик языка между зубами, прикусывать его зубами, произнося слоги та-та-та-та, оставив на последнем слоге рот приоткрытым, фиксируя широкий язык и удерживая его в таком положении под счет от 1 до 5-7 и вернуть в исходное положение;
  • открыть рот, положить кончик языка на нижнюю губу, зафиксировать такое положение, удерживая его под счет от 1 до 5–7, вернуть в исходное состояние;
  • беззвучно произносить звук И, одновременно нажимая боковыми зубами на боковые края языка (это упражнение также является своеобразным приемом массажа при паретичном состоянии мышц боковых краев языка)

Для опускания напряженного корня языка предлагается упражнения, связанные с высовыванием языка.

Расслабление напряженных губ достигается легким похлопыванием верхней губы о нижнюю губу.

В случае пониженного мышечного тонуса дошкольникам с легкой степенью дизартрии предлагаются задания на активизацию, укрепление паретичных мышц:
– почесывание кончиком языка о верхние резцы;
– пересчитывание зубов, упираясь кончиком в каждый;
– поглаживание кончиком языка щеки, с силой надавливая на ее внутреннюю сторону;
– удержание языком круглой конфетки у альвеол.

Не плотно смыкающиеся, вялые губы тренируют, используя такие задания:
– растянуть губы в улыбку, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удерживая под счет от 1 до 5–7 вернуть в исходное положение;
– растянуть в улыбке только правый, левый уголок губы, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удерживать под счет от 1 до 5–7, вернуть в исходное положение;
– удерживать губами кусочки сухарика, трубочки разного диаметра, полоски бумаги;
– плотное смыкание губ.

В процессе коррекции звукопроизношения у детей с легкой степенью дизартрии закрепление большинства вновь сформированных звуков, предлагается начинать со структуры слогов типа СГ, а затем переходить к структуре “гласный-согласный”. При формировании [С], [Р] допускается введение звука прежде в слог ГС. Поскольку фрикативный [ Р] (а в конце слов он фрикативный) часто усваивается лучше, чем дрожащий. От фрикативного [ Р] успешно переходят к произнесению их основных дрожащих вариантов. Той же последовательности придерживаются в работе со звуками [С], так как произнесение этого согласного в конце слов способствует формированию у детей осознаваемых ими кинестетических опор.

Однако, если ребенок будет работать только со специально подобранным материалом, то он не научится использовать звук в самостоятельной речи, возникает эффект “кабинетной речи”. Организующим фактором логопедической работы должно выступать коммуникативное обучение, создание модели процесса общения, представляющей собой ряд сменяющих друг друга ситуаций. Для этого используются сюжетные игры, игры-драматизации, побуждающие ребенка к речевому высказыванию. Проектная деятельность может быть широко включена в процесс закрепление того или иного звука, его введения в свободную речь. Проектная деятельность в логопедической практике может стать важной формой работы по автоматизации звукопроизношения, так как относится к коммуникативному типу обучения и создает модель процесса общения, приближает детей к живой ситуативной обстановке. Такая организация логопедом этапа автоматизации звука еще и привлечет дополнительное внимание родителей к коррекционной работе.

Таким образом, для осуществления успешной коррекционной работы с детьми со стертой степенью дизартрии необходимо выделить основные аспекты:

Для выявления точного логопедического заключения необходимо тщательное психолого-медико-педагогическое обследование с изучением медицинской карты ребенка, ознакомление с анамнестическими данными, заключением врача. Следует поддерживать тесную взаимосвязь с родителями, не только с целью получения информации о раннем развитии ребенка, но с целью разъяснения особенностей данного нарушения.

Осуществления дифференцированного подхода в преодолении дизартрии, с повышенным или пониженным мышечным тонусе.

Важным фактором в работе с детьми со стертой степенью дизартрии является формирование четких статико-динамических ощущений артикуляционных мышц.

Системность в работе по формированию фонематических операций, развитию мелодико-интонационной стороны речи, процессов дыхания, голосообразования, артикуляции.

Коммуникативная направленность обучения – использование сюжетных, дидактических игр, проектной деятельности в процессе автоматизации звукопроизношения.

Литература:

  1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии.– М., 2008 .
  2. Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии.– М., 2007.
  3. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников.– СПб., 2001.
  4. Федосова О.Ю. Условия создания прочного навыка звукопроизношения у детей с легкой степенью дизартрии.– Логопед в детском саду № 2, 2005.

СТЕРТАЯ ФОРМА ДИЗАРТРИИ КАК УСТОЙЧИВЫЙ СИМПТОМОКОМПЛЕКС

СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ

Как особый вид речевого расстройства стертая фор -ма дизартрии стала выделяться в логопедии относи -тельно недавно - в 50-60-х годах XX века.

В своей классификации нарушений звукопроизно -сительной стороны речи, основанной на патогенети -ческом принципе, Р.А.Белова-Давид отграничила два основных вида: дислалию, связанную с функциональ -ным характером нарушения, и дизартрию, обусловлен -ную органическим повреждением центральной нерв -ной системы.

Систематизируя нарушения звукопроизношения у дошкольников с учетом патогенеза звукопроизносительных расстройств, Е.Ф.Соботович выделила недостатки звукопроизношения, которые проявлялись на фоне неврологической симптоматики и имели органическую основу, однако носили стертый, невыраженный характер. Она квалифицировала их как расстройства дизартрического ряда, отмечая при этом, что симпто -матика этих нарушений отличается от проявлений тех классических форм дизартрии, которые имеют место при ДЦП.

Другие отечественные и зарубежные исследователи также указывали, что существует группа детей с нару -шениями формирования звуковой стороны речи, симптоматика и природа которых не соответствуют ни дис -лалии, ни дизартрии.

Длительное время природа указанных расстройств оставалась неясной, что проявилось и в вариативности терминологии (апрактическая дизартрия, артикулятор -ная диспраксия, органическая, центральная или усложненная - «затяжная» - дислалия, функциональная дизартрия, малые дизартрии, минимальные дизартри-ческие расстройства и др.). В дальнейшем в исследова -ниях Е.Ф.Соботович, Р.И.Мартыновой, Э.Я.Сизовой, Э. К. Макаровой, Л.ВЛопатиной и других эти наруше -ния стали обозначаться как стертая дизартрия или как стертая форма дизартрии.

Сам термин «стертая форма дизартрии» впервые был употреблен Токаревой О.А., по мнению которой дети, страдающие данной патологией, большинство звуков могут произносить правильно, но в спонтанной речи их слабо автоматизируют и дифференцируют.

Очевидно, что первоначально исследователи относили стертую форму дизартрии к собственно звукопро -износительным расстройствам, но впоследствии эти нарушения многими авторами стали трактоваться как симптомокомплекс, включающий в себя речевые и не -речевые симптомы. В настоящее время в отечественной литературе стертая форма дизартрии рассматривается как следствие минимальной мозговой дисфункции, при которой, наряду с нарушениями звукопроизноси-
тельной стороны речи, наблюдаются нерезко выражен ные нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы, легкие двигательные расстройства и замедленное формиро -вание ряда высших корковых функций. В литературе подчеркивается, что стертая форма дизартрии по своим проявлениям характеризуется сглаженностью симпто -мов, их неоднородностью, вариативностью, различ -ным соотношением речевой и неречевой симптоматики, нарушениями знакового (языкового) и незнакового (сенсомоторного) уровней. Поэтому она представляет значительную трудность для дифференциальной диагностики.

Этиологию стертой формы дизартрии отечественные авторы связывают с органическими причинами, действующими на мозговые структуры в пренатальный, натальный и ранний постнатальный периоды. Во мно -гих случаях в анамнезе имеет место цепочка вредностей всех трех периодов развития ребенка. Исследователи отмечают, что при воздействии вредоносного фактора на развивающийся мозг повреждение имеет распро -страненный характер и может способствовать задержке созревания и нарушению функционирования структур

Головного мозга.

В иностранной литературе для подобных наруше -ний используется понятие «речевая, или артикуляционная, диспраксия развития» (Development apraxia of speech- DAS). Среди причин, вызывающих DAS, обычно называют нарушение иннервации артикуляционного аппарата, двигательные расстройства, ораль -ную апраксию как нарушение центральной программы временного согласования произвольных мускульных движений артикуляционного аппарата, минимальную

Мозговую дисфункцию.

Отечественные и зарубежные исследователи отме -чают наличие многообразной неврологической симптоматики у детей со стертой формой дизартрии,

Симптомы органического поражения центральной нервной системы обнаруживаются в форме стертых па -резов, изменении тонуса мышц, гиперкинезах (избы -точных непроизвольных движениях), проявляющихся преимущественно в мимической и артикуляционной мускулатуре, в наличии патологических рефлексов, на -рушении вегетативной нервной системы.

Г.В.Гуровец, С.И.Маевская, Б.А.Архипов указыва -ют на нарушение функции глазодвигательных нервов у детей со стертой формой дизартрии, проявляющееся в одностороннем птозе, косоглазии, ограничении объ -

Ема движения глазных яблок.

В двигательной сфере у данной категории детей на -блюдается одинаковое развитие функций обеих рук и псевдолеворукость. Исследователи отмечают замед -ленность, неловкость, недостаточность движений при

относительной сохранности их объема, подчеркивая, что ограничение объема движений верхних и нижних конечностей выявляется преимущественно с одной стороны.

Отметим, что общая моторика детей со стертой формой дизартрии недостаточно исследовалась в отличие от тонкой моторики, нарушение которой, наряду с артикуляционной, определяется авторами как один из ведущих симптомов при стертой форме дизартрии. Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова, описывая нарушения ручной моторики у этих детей, отмечают неточность, некоординированность, недостаточную динамическую организованность движений. А.В.Се-менович указывает на грубые нарушения реципрок-ных и синергетических сенсомоторных координации, обилие синкинезий.

Исследования артикуляционной моторики показали, что у детей со стертой формой дизартрии имеется нарушение функций мышц, иннервируемых нижней ветвью тройничного нерва, лицевым, подъязычным и языкоглоточным нервами. Нарушения функций трои-ничного нерва (V пара) проявляются в сужении объема движений нижней челюсти. При этом отмечается неточность, ограниченность движений, синкинезий губ и языка. Нарушения функции лицевого нерва (VII пара) у детей со стертой формой дизартрии проявляются в сглаженности, асимметричности носогубных складок, недостаточном объеме мимических движений, движений губ при оскаливании. Нарушения иннервации подъязычного нерва (XII пара) проявляются в невозможности удержания статической позы, треморе кончика языка, трудностях поднятия вверх языка, гипер-или гипотонусе мышц. Нарушения функции языкоглоточного нерва (IX пара) проявляются в недостаточном поднятии мягкого неба (Uvula), назализованном оттенке речи, саливации, ограниченном объеме движений средней части и корня языка.

Авторы также указывают на трудности переключения движений, воспроизведения одновременных движений артикуляционных органов, персеверации (навязчиво повторяющиеся движения), перестановки при воспроизведении серии движений.

Перечисленные нарушения моторики артикуляционного аппарата определяют разнообразные фонетические недостатки, которые, по мнению большинства исследователей, являются доминирующими в структуре дефекта при стертой форме дизартрии. О.А.Токарева указывает, что у данной категории детей имеются более грубые проявления нарушений звукопроизношения, чем при дислалии, требующие длительного логопедического воздействия для их устранения. Особенности звукопроизношения определяются характером нарушений иннервации, состоянием нервно-мышечного аппарата артикуляционных органов. Поданным Г.В.Гу-ровец и С.И.Маевской, наиболее распространенные искажения - боковое, межзубное, смягченное произношение звуков. Дети со стертой формой дизартрии сложные звуки часто заменяют артикуляционно более простыми, аффрикаты расщепляют на составляющие

их компоненты, щелевые заменяют смычными, твердые - мягкими.

Большинство исследователей отмечают, что для детей с этим дефектом характерно полиморфное нарушение звукопроизношения, которое проявляется в искажениях и отсутствии преимущественно трех групп звуков: свистящих, шипящих, соноров.

Менее выражены, по мнению авторов, у данной категории детей просодические (голосовые) расстройства. Указывается на отклонения в темповой и динамической организации речи. Отмечаются особенности тембра голоса (высокий, громкий, крикливый, срывающийся на фальцет или, наоборот, - тихий, низкий, слабый), недостаточное дифференцирование различ ных видов интонации. Речь характеризуется малой выразительностью, монотонностью, «смазанным» интонационным рисунком.

Во многих исследованиях, посвященных изучению проблемы стертой формы дизартрии (Г.В.Гуровец, С.И.Маевская, Е.Ф.Соботович, Л.В.Лопатина и др.), отмечается, что у детей данной категории распространены нарушения фонематического восприятия. Им трудно различать на слух твердые-мягкие, звонкие-глухие звуки, аффрикаты и составляющие их элементы. Для них характерны искажения звукослоговой структуры слов, трудности в овладении звукослоговым анализом и синтезом, формирования фонематических представлений.

Дискуссионным является вопрос о механизмах фонематического недоразвития в структуре речевого дефекта при стертой форме дизартрии. Поданным исследований Л.В.Лопатиной, у дошкольников со стертой формой дизартрии существование нечетких артикуляторных образов приводит к тому, что грани между слуховыми дифференциальными признаками звуков стираются, а отсутствие четкого слухового восприятия и контроля способствует сохранению звукопроизносительных дефектов в речи. Как отмечала Р.Е.Левина, такое явление наблюдается при нарушении речевых кинестезии, имеющих место при морфологических и двигательных поражениях органов речи. Таким образом, в современной дефектологической литературе фонематическое недоразвитие в структуре дефекта при стертой форме дизартрии рассматривается как вторичное нарушение.

Иной точки зрения придерживаются исследователи-нейропсихологи (А.В.Семенович, Л.И.Серова и др.). Они также считают, что нарушение фонематического восприятия, наряду с недостаточностью фонетической стороны речи, является одним из доминирующих симптомов при стертой форме дизартрии, однако оно обусловлено не звукопроизносительными расстройствами, а системной задержкой и искажением цереброгенеза мозговых систем.

Е.Ф.Соботович, Л.В.Лопатина отмечают у детей со стертой формой дизартрии недоразвитие грамматического строя речи: от незначительной задержки формирования морфологической и синтаксической систем языка до выраженных аграмматизмов в экспрессивной

речи. Одной из причин недостаточной сформирован-ности грамматического строя речи у данной категории детей, по их мнению, является нарушение дифференциации фонем. Аналогичной точки зрения придерживается и Н.В.Серебрякова, которая указывает на наличие у дошкольников со стертой формой дизартрии лексикограмматического недоразвития речи и нарушений связной речи. Однако другие исследователи не соглашаются с данной точкой зрения (Р.И.Мартынова, Г.В.Гуровец и др.) и утверждают, что данные нарушения не являются обязательными, они могут проявляться при наличии определенных неблагоприятных факторов.

Исследователи-нейропсихологи обнаруживают у детей со стертой формой дизартрии нарушение соотнесения слова-наименования и образа предмета. У части детей наблюдается несформированность и бедность самостоятельной речевой продукции, задержка становления обобщающей и регулирующей функции слова.

Ряд авторов (Р.И.Мартынова, Е.Ф.Соботович, Л.В.Лопатина и др.) выявляет особенности формиро -вания ряда высших психических функций и процес -сов у детей со стертой формой дизартрии: ослабление мыслительной деятельности по типу астенизации с выраженным снижением функций внимания и памяти, трудности при обобщении, классификации, опреде лении логической последовательности событий в сю жетных сериях, нарушения в установлении причинноследственных связей.

Некоторыми исследователями (О.А.Красовскои, А.В.Семенович и др.) выделены как типичные сим -птомы стертой формы дизартрии дефекты избира тельности зрительной памяти, восприятия, про -странственных представлений. Так, О.А.Красовская указывает на нарушения зрительного распознавания предметов: фрагментарность восприятия предметных изображений, нарушения симультанного гнозиса и недостаточность наглядного контроля. Она отмечает, что при исследовании рисунков у этих детей выявленные нарушения носят различный характер: от полного распада зрительно-конструктивной деятельности, не -возможности выполнения рисунка ни по инструкции, ни по образцу до искажения отдельных деталей, раз -меров, неправильного расположения его в пространстве (поворот на 90 градусов). А.В.Семенович говорит о тенденции к инверсии вектора зрительного воспри-яти;т (справа налево, снизу вверх) и левостороннему игнорированию.

Исследователи, занимавшиеся изучением данной проблемы, проводили наблюдения преимущественно за детьми дошкольного возраста. Тем не менее неко -торые из них (Р.И.Мартынова, М.П.Давыдова и др.) указывают на возможные трудности обучения в школе детей со стертой формой дизартрии. Л.В.Лопатина и Н.В.Серебрякова пишут, что дети со стертой формой дизартрии даже к 7 годам недостаточно подготовлены к усвоению школьной программы по русскому языку. По данным Р.И.Мартыновой, на письме у детей со стертой формой дизартрии наблюдаются дисграфиче-ские ошибки.

Г.В.Чиркина также указывает на нарушения письменной речи у детей с этим дефектом: «Многие дети, поступившие в массовые школы, совершенно не могли усвоить программу первого класса»,

Таким образом, в литературе отмечается наличие следующих симптомов стертой формы дизартрии у детей: неврологическая симптоматика, недостаточность зрительного гнозиса, пространственных представ ле-ний, памяти, нарушения моторики, просодической стороны речи, низкий уровень развития звукопроизно-шения, фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Психическое развитие этих детей протекает по специфическому типу и характеризуется системно-динамической задержкой и искажением формирования ряда высших психиче -ских функций и процессов.

Для организации эффективной коррекционной работы необходимо определить доминирующие симптомы, обязательные для симптомокомплекса при стертой форме дизартрии, и вторичные, проявляющиеся при наличии определенных условий, а также хорошо представлять влияние особенностей психического развития данной категории детей на формирование чтения и письма,

Дизартрия представляет собой такого типа патологию, развитие которой обусловлено органическим поражением центральной нервной системы. Дизартрия, симптомы которой отличаются от иных форм, касающихся произношения, проявляется в виде нарушения у больного полностью речи, а не нарушения, отмечаемого в произношении отдельных типов звуков.

Общее описание

Данного типа нарушение возникает по причине недостаточности иннервации речевого аппарата, которая, в свою очередь, достигается за счет поражения соответствующих отделов мозга – подкорковых и заднелобных. У пациентов отмечается ограниченность в подвижности органов воспроизведения речи (губы, язык и мягкое нёбо), ввиду чего усложняется артикуляция (артикуляция определяется как совместно проводимая речевыми органами работа, в результате которой обеспечивается возможность произношения звуков в речи).

Дизартрия у взрослых проявляется без сопутствующих форм распада речевой системы (т.е. нарушение слухового восприятия речи, нарушение письма и чтения). Дизартрия у детей зачастую становится причиной нарушений, связанных с воспроизведением слов, что, в свою очередь, приводит к нарушению чтения и к нарушению письма, в некоторых случаях актуальность приобретает общее недоразвитие речи. При произношении звуков отмечается их нечеткость и «смазанность», что касается особенностей голоса, то при этом заболевании он может проявляться как в крайне слабой форме воспроизведения, так и, наоборот, в очень резкой. В речи отсутствует характерная для нее плавность, дыхание в ритме сбивается, изменениям подвергается и темп речи, который то замедлен, то ускорен.

В зависимости от клинико-психологической характеристики, дети с дизартрией определены в неоднородного типа группу, причем в ней нет взаимосвязи тяжести проявления этой патологии со степенью выраженности психопатических форм отклонений. Следует отметить, что дизартрия, равно как и тяжелые ее формы, проявляться может даже у детей при сохраненном у них интеллектом, в то время как ее легкие проявления могут проявляться и у этой группы детей, и у детей, для которых актуальны нарушения интеллектуального развития.

В зависимости от особенностей, выделенных в каждом конкретном случае для психофизического развития детей с дизартрией, клинико-психологическая характеристика основывается на следующем разделении пациентов на группы:

  • дизартрия, проявляющаяся у детей с нормальным уровнем психофизического развития;
  • дизартрия у детей при гидроцефалии;
  • проявление дизартрии у детей при олигофрении;
  • дизартрия при ДЦП;
  • проявление дизартрии у детей при ЗПР (т.е. при задержке психического развития);
  • дизартрия у детей при ММД (минимальная форма мозговой дисфункции).

Последний вариант, связанный с минимальной формой дисфункции при дизартрии у детей, проявляется достаточно часто, отмечается он в коллективах среди детей, обучающихся в специализированных дошкольных и школьных учреждениях. В этом случае к недостаточности речи добавляются также нарушения памяти, внимания, волевой и эмоциональной сферы, интеллектуальной деятельности, легкие формы двигательных расстройств, замедленность формирования определенных корковых функций высшего порядка.

Проявление двигательных нарушений преимущественно отмечается в рамках более поздних сроков формирования у пациентов двигательных функций, в особенности таких из них как развитие самостоятельной возможности сидения, ползания, хождения, захвата пальцами предметов с последующей манипуляцией ими и пр.

Нарушения эмоциональные и волевые заключаются в проявлении повышенной степени эмоциональной возбудимости, а также в общей истощаемости, характеризующей состояние нервной системы. В период первого года жизни отмечается беспокойность детей, им требуется постоянное внимание, также они плаксивы. Актуальны нарушения аппетита и сна, имеется предрасположенность к диатезу, расстройствам ЖКТ, а также к срыгиванию и к рвоте. Зачастую детей характеризует повышенная метеозависимость.

В период дошкольного возраста отмечается двигательная беспокойность, склонность к повышенной раздражительности и переменчивости настроений, суетливость, дети непослушны и грубы. Усиление двигательного беспокойства происходит в ситуации, когда ребенок переутомлен, вплоть до истероидных реакций.

И хотя у детей не появляются выраженные формы парезов и параличей, моторика их преимущественно неловкая, отмечается и недостаточность ее координации. Помимо этого актуальны проблемы с неловкостью в реализации навыков, касающихся самообслуживания, отставанием от сверстников по части точности и ловкости в выполнении движений. Готовность руки в отношении письма также развивается с задержкой, по этой причине длительное время отсутствует практический интерес к ручной деятельности (лепка, рисование и пр.), у них плохой почерк (школьный возраст). Выраженный характер имеют нарушения, связанные с интеллектуальной деятельностью, что проявляется в пониженной умственной работоспособности, пониженном внимании и в нарушениях памяти.

Дизартрия: причины

В целом дизартрия является проблемой глобального масштаба, потому как распространение ее, как мы отметили, приходится полностью на функцию речи, а не на отдельные элементы в ней. Соответственно, рассматривается в таком случае органическое поражение, которому подверглась ЦНС, за счет чего для ребенка актуальна резкая ограниченность в движении мускулатуры.

В качестве наиболее существенного варианта рассматривается поражение мозга, на фоне которого и развивается дизартрия. Зачастую причиной этого становится перенесение матерью какого-либо инфекционного заболевания в период беременности, а также серьезной формы токсикоза. В рамках беременности помимо этого рассматриваются такие варианты воздействия, ведущие к дизартрии, как патологическое развитие плаценты, стремительные или, наоборот, затяжные роды. При родах актуальны такие виды травм как рождение при асфиксии, кровоизлияние в мозг, черепно-мозговая травма и пр.

Помимо этого учитывается в качестве возможного фактора, спровоцировавшего заболевание, перенесение ребенком инфекционных болезней, поражающих мозг и его оболочки (менингит, менингоэнцефалит и пр.).

Следует отдельно отметить, что помимо связи с другого типа патологиями, дизартрия может выступать и в качестве симптома детского церебрального паралича (ДЦП). В этом случае причины связи изучены недостаточным образом. Относительно недавно придерживались теории о том, что ДЦП является результатом родовой травмы, однако в рамках проводимых исследований выяснилось, что порядка в 80% случаев данная патология имеет врожденный характер, соответственно, развивается ДЦП внутриутробно. На процессе родовой деятельности эта патология может сказаться, кроме того, актуальная патология родовой деятельности может спровоцировать усугубление первопричины.

Классификация дизартрии

В зависимости от степени выраженности дизартрия может проявляться в нескольких разновидностях форм:

  • стертая дизартрия – симптоматика (речевые, психологические и неврологические проявления) имеет, соответственно, стертый вид, что нередко дает основания спутать дизартрию с таким нарушением как дислалия (данное нарушение проявляется в том, что дети, имея нормальный слух и при сохранности у них речевого аппарата, имеют проблему, связанную со звукопроизношением); отличие одного варианта от другого заключается в наличии при дизартрии очаговой формы неврологической микросимптоматики;
  • выраженная дизартрия – в данной форме ребенок использует речь, но она при этом характеризуется как малопонятная и нечленораздельная; звукопроизношение нарушено, нарушения проявляются также в интонационной выразительности, в голосе и в дыхании;
  • анартрия – эта форма выраженности дизартрии сопровождается абсолютным отсутствием у ребенка возможности произносить речь.

В зависимости от конкретной области локализации дизартрия может сопровождаться периферическим или центральным параличом. При периферическом параличе поражению подвергается, соответственно, периферический двигательный нейрон в сочетании с его связями с мышцами. При центральном параличе поражению подвергается центральный двигательный нейрон, а также связи, существующие между ним и периферическим нейроном. При периферическом параличе у больных снижены или полностью отсутствуют рефлексы и мышечный тонус, помимо этого актуальна атрофия мышц. Что касается центрального паралича, то развивается он, как отмечено, за счет поражения центрального двигательного нейрона, причем поражение это возникает в рамках любого его участка (т.е. это может быть спинной мозг, ствол головного мозга, кора головного мозга (двигательная зона)).

Периферический паралич в основном отражается на совершении непроизвольных и произвольных движений, паралич центральный – в основном лишь на движениях произвольных. Периферический паралич сопровождается нарушением диффузного масштаба по части артикуляционной моторики, а центральный паралич определяет нарушение в тонких дифференцированных движениях. Отличия существуют и в особенностях мышечного тонуса: центральный паралич сопровождается преобладанием повышенного мышечного тонуса (что определяется как его спастичность); периферический паралич характеризуется практическим отсутствием тонуса.

Относительно звучания при периферическом параличе определяется сведение артикуляции гласных к звуку нейтрального характера, а звонких согласных и гласных – к глухому. В таком случае рассматривается бульбарная дизартрия. Бульбарная форма патологии нередко сочетается с появлением у пациентов расстройств глотания. Кроме того, бульбарная дизартрия также является одним из симптомов патологии – бульбарного синдрома. Что касается центрального паралича, который определяет такую форму нарушения как псевдобульбарная дизартрия, то в его случае артикуляция гласных сдвигается назад, звучание согласных может быть как приглушенным, так и звонким. Речь у больных становится монотонной. Данная форма заболевания также может выступать в качестве симптома, относясь, на этот раз, к такой патологии, как псевдобульбарный синдром.

Помимо бульбарной и псевдобульбарной формы заболевания, существует корковая дизартрия , обуславливается она тем, что поражению подлежат отделы мозга, непосредственным образом связанные с функциями тех мышц, которые принимают прямое участие в процессах артикуляции. Особенность этой формы заболевания заключается в расстройстве произнесения, касающегося слогов, при котором, между тем, сохраняется правильная структура произносимого слова.

Следующая форма заболевания – мозжечковая дизартрия. Обуславливается она тем, что поражению подвергается мозжечок (не исключается и поражение проводящих путей). Характеризуется мозжечковая дизартрия тем, что речь при ней становится скандированной и растянутой, модуляция подлежит нарушению, меняется и громкость.

Экстрапирамидная дизартрия (или подкорковая, гиперкинетическая дизартрия) проявляется на фоне поражения, затрагивающего подкорковые узлы в сочетании с их нервными связями. В данном случае отмечается смазанность и невнятность речи, также отмечается ее носовой оттенок. Резким образом нарушена просодика речи (т.е. интонационно-выразительная ее окраска), темп речи.

Следующий вид дизартрии – паркинсоническая дизартрия , диагностируется она при паркинсонизме. Основные особенности заключаются в невыразительности и замедленности речи, а также в общем нарушении голосовой модуляции. Лечение в данном случае подразумевает под собой необходимость в терапии, направленной в адрес заболевания, являющегося в этом случае основным.

И, наконец, экстрапирамидная дизартрия и холодовая дизартрия. В первом случае развитие заболевания обуславливается актуальностью поражения стриопаллидарной системы, во втором нарушение является симптомом, возникающим при миастеническом синдроме и, собственно, при миастении. Останавливаясь на холодовой дизартрии можно выделить ее особенности, которые заключаются в появлении затруднений, связанных с артикуляцией в результате нахождения в условиях пониженной температуры, а также при разговоре на улице. Лечение холодовой дизартрии требует изначального лечения заболевания, являющегося при ней основным. Примечательно, что именно это нарушение нередко является единственным симптомом, указывающим на актуальность для больного скрытой формы течения заболевания в виде миопатии или врожденной недиагностированной его формы.

Дизартрия: симптомы

Дизартрия на различных уровнях ее проявления характеризуется нарушением передачи импульсов от коры мозга к ядрам области черепно-мозговых нервов. Учитывая эту особенность, не происходит поступления к мышцам соответствующих нервных импульсов (а это мышцы артикуляторные, голосовые и дыхательные), вследствие чего нарушению подлежит функция основного типа тех черепно-мозговых нервов, которые непосредственным образом относятся к речи (блуждающий, подъязычный, лицевой, тройничный и языкоглоточный).

За счет тройничного нерва обеспечивается иннервация нижней части лица и жевательных мышц, поражение этого нерва определяет актуальность возникновения трудностей, связанных с открыванием/закрыванием рта, а также с движениями, осуществляемыми нижними челюстями, с глотанием и жеванием.

За счет подъязычного нерва обеспечивается иннервация мускулатуры, сосредоточенная в области двух находящихся спереди третей языка. Соответственно, при поражении лицевого нерва возникают определенные нарушения по части подвижности языка, помимо этого возникают трудности в его удержании в определенном заданном положении.

Иннервация мимической лицевой мускулатуры обеспечивается, соответственно, лицевым нервом. Поражение этого нерва приводит к маскообразному и амимичному лицу, а также к появлению трудностей, связанных с зажмуриванием глаз, попытками надуть щеки или нахмурить брови.

Иннервация задней трети языка обеспечивается языкоглоточным нервом, помимо этого он иннервирует мягкое нёбо и глоточные мышцы. В случае поражения этого нерва голос обретает носовой оттенок, глоточный рефлекс снижается, маленький язычок отклоняется в сторону.

Что касается блуждающего нерва, то им иннервируются мышцы глотки, мягкого нёба, гортани, дыхательной мускулатуры и голосовых складок. При поражении блуждающего нерва мышцы глотки и гортани начинают работать неполноценно, нарушению подлежат и функции дыхания.

В рамках раннего периода проявления дизартрии при этих нарушениях у детей грудного возраста отмечаются следующие симптомы: паретичность мышц приводит к затруднению грудного вскармливания (прикладывание к груди осуществляется к 3-7 суткам, то есть поздно), характерно поперхивание, частое срыгивание и вялость сосания.

Ранний этап развития детей может сопровождаться в этом случае отсутствием лепета, те же звуки, которые появляются, звучат гнусаво. С задержкой дети произносят и первые слова (в основном в 2-2,5 года), последующее развитие их речи сопровождается неправильностью произношения почти всех видов звуков.

Дизартрия также может сопровождаться артикулярной апраксией, под чем подразумевается нарушение в процессе произвольно выполнимых движений артикуляционными органами. Причиной возникновения артикуляторной апраксии может выступать недостаточность у детей в артикулярной мускулатуре кинестетических ощущений.

У нарушений, связанных со звукопроизношением, и возникших на фоне артикулярной апраксии, имеются две основные особенности, заключаются они в следующем:

  • изменению и искажению подлежат звуки, находящиеся в непосредственной близости друг с другом в области их артикуляции;
  • возникающие нарушения звукопроизношения характеризуются собственным непостоянством, соответственно, это определяет случаи, при которых ребенок может произносить те или иные звуки и в правильном варианте, и в варианте неправильном.

Артикуляторная апраксия может проявляться в двух вариантах:

  • артикулярная кинестетическая апраксия – непосредственным образом связана с патологией в области теменных отделов мозга, что, в свою очередь, сопровождается возникновением трудностей по части нахождения отдельного варианта артикуляторной позы;
  • артикулярная кинетическая апраксия – обуславливается возникновением патологии в области премоторных отделов головного мозга, проявляется это в форме нарушения динамической организации в артикуляторных движениях, из-за чего затрудняется возможность перехода от одного звука к другому.

Кроме того, симптомы дизартрии сопровождаются различными повторами слогов и звуков, их вставками, перестановками и пропусками. В физическом плане дети неуклюжи, нередко спотыкается и падает, актуальны затруднения, связанные с выполнением физических упражнений (заметно это в частности при сравнении с другими детьми). Из-за нарушения мелкой моторики рук у детей возникают проблемы со шнуровкой, с застегиванием пуговиц и пр.

Стертая дизартрия: симптомы

На данной форме заболевания хотелось бы остановиться в отдельности, хотя бы по той причине, что она не только является одной из форм дизартрии, но и находится, так сказать, в смежном состоянии при рассмотрении дизартрии и дислалии. Внешние проявления этой формы позволяют ей быть сопоставимой с дислалией, однако наличие у нее собственного и специфического механизма, характеризующего ее как отдельное нарушение, определяет некоторое отстранение от этой связи, потому как заключается оно в трудности его преодоления.

Как нами уже отмечено, стертая дизартрия выступает в качестве одного из вариантов форм дизартрии, при котором возникают нарушения, связанные со звукопроизношением и с просодической стороной в речи. Возникают эти нарушения на фоне актуальности очаговой формы неврологической микросимптоматики.

  • Неречевая симптоматика стертой формы дизартрии

Неврологический статус определяет, как мы уже выделили ранее, актуальную неврологическую микросимптоматику, она, в свою очередь, проявляется в виде синдромов с сопутствующим поражением ЦНС, а это:

Стертые формы парезов (форма ослабления произвольных движений);

Слабовыраженные формы гиперкинезов (автоматические движения насильственного характера, возникающие в результате сокращения мышц, осуществляемого непроизвольным образом), проявляющиеся в лицевой мимической мускулатуре;

Изменения мышечного тонуса;

Появление тех или иных форм патологических рефлексов и пр.

Подавляющим образом черепно-мозговые нервы поражаются из-за подъязычного нерва, в результате чего проявляется определенная ограниченность в движениях языка (вперед, вниз, в стороны и вверх), неудобство занятия им определенного положения, слабость в половине языка, пассивность в его кончике, повышенное слюнотечение и пр.

Некоторые случаи течения стертой формы дизартрии сопровождаются поражением иного типа. Так, в частности, речь идет о поражении, касающемся глазодвигательных нервов, что, в свою очередь, проявляется в виде одностороннего птоза, косоглазия. Тяжелые варианты расстройств языкоглоточного, блуждающего и тройничного нерва при стертой форме дизартрии преимущественно отсутствуют. Между тем, нередко у детей можно наблюдать сглаживание носогубных складок в одностороннем варианте проявления, что происходит из-за состояния асимметрии, возникающего со стороны лицевых нервов. Помимо этого возможным вариантом рассматривается недостаточность мышечного тонуса области мягкого неба, что, в свою очередь, приводит к появлению в голосе гнусавости.

Со стороны рефлекторной сферы также проявляется своя симптоматика, заключаться она может в появлении у больных патологических видов рефлексов. Вегетативная нервная система определяет появление таких симптомов, как потливость стоп, потливость ладоней и пр.

В речевой моторике определяется истощаемость и низкое качество выполняемых движений, что касается в частности недостаточной плавности, точности и неполного ее объема. Ярче всего моторная симптоматика проявляется в результате выполнения сложного типа движений, при которых ими необходимо четко управлять, обеспечивая при этом правильность по части пространственно-временной их организации.

Собственные особенности имеются и со стороны психического статуса в рамках стертой формы дизартрии. Проявляются они в недостаточности определенных психических процессов, что касается в частности памяти, внимания, зрительной и слуховой форм восприятия, мыслительных операций. Познавательная активность также у детей подлежит снижению.

  • Речевая симптоматика стертой формы дизартрии

В данном случае, как можно предположить, нарушения отмечаются по части звукопроизношения: звуки искажаются, исключаются, заменяются. Дети стремятся упростить по максимуму артикуляцию, заменяя, таким образом, сложные звуки на простые (по части свойственным им артикуляционно-акустическим особенностям). Чаще всего искажению подлежат свистящие и шипящие, а также переднеязычные звуки.

Актуальны и просодические нарушения, при которых отмечается маловыразительность и монотонность речи, пониженный (в большинстве случаев) и ускоренный/замедленный тембр. Голос в основном у детей тихий. Довершением этой симптоматики выступает присоединение нарушений, касающихся фонематического слуха (под этим термином определяется способность к выделению, различению, воспроизведению звуков речи, то есть это не что иное, как речевой слух). Такие нарушения в основном по характеру вторичны, потому как собственная речь в ее «смазанном» варианте не определяет возможности формирования адекватного слухового восприятия и соответствующего контроля.

Лечение

Лечение дизартрии определяет необходимость комплексного подхода к обеспечению должного лечебно-педагогического воздействия. Коррекция дизартрии производится в комплексе с лечебной физкультурой и медикаментозным лечением. Важная роль отводится всестороннему развитию речи (фонематический слух, грамматический строй, словарь), потому как у детей с дизартрией в рамках школьного обучения возникают трудности по части усвоения письменной речи. В идеале детям с данным заболеванием следует обучаться в специальных логопедических группах (детский сад) и в речевых школах (соответственно, в школьные годы). Относительно прогноза по дизартрии у детей нет четко определенного результата.

Основная цель, которой придерживаются в лечении этого заболевания, заключается в реализации мер, ориентированных на достижение результатов, при которых речь ребенка будет понятна окружающим. Коррекция речи при этом заболевания осуществляется логопедом.

– легкие расстройства фонетического и просодического компонентов речи, обусловленные негрубым нарушением иннервации артикуляторных органов. Для речевого дефекта характерна нечеткая артикуляция, искажение звуков нескольких фонетических групп, сложности автоматизации, маловыразительная речь. Дизартрические нарушения диагностируются в процессе уточнения логопедического и неврологического статуса. Коррекция осуществляется с использованием артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастики, логопедического массажа. Особых усилий требует автоматизация вызванных звуков и нормализация просодики. Параллельно проводится лечение у невролога.

Патогенез

При легкой степени дизартрии обычно выявляется поражение нижней ветви тройничного (V пара), лицевого (VII пара), языкоглоточного (IX пара), подъязычного (XII пара) нервов. В результате нарушается функция мышечных групп, иннервируемых этими черепно-мозговыми нервами. При поражении тройничного нерва возникает ограничение подвижности нижней челюсти, отмечаются синкинезии губ и языка. Нарушение функции лицевого нерва предопределяет недостаточный объем мимических движений, сглаженность и асимметричность носогубных складок. Иннервационной неполноценностью языкоглоточного нерва объясняется назализация речи, гиперсаливация, ограничение амплитуды движений корня и спинки языка. Функциональная недостаточность подъязычного нерва обусловливает трудности удержания артикуляционной позы и поднятия языка в верхнюю позицию, тремор языка.

При МДР прежде всего страдает функция мышц языка, окружности рта, нёба, мимических и жевательных мышц, участвующих в управлении моторной стороной речи. Ведущим нарушением при стертой дизартрии выступают устойчивые фонетические дефекты. Неполноценная иннервация артикуляторных органов негативно влияет на интонационно-выразительный аспект речи. Фонематические и лексико-грамматические нарушения обусловлены смазанной артикуляцией и потому носят вторичный характер.

Классификация

Речевой статус при стертой дизартрии может быть нарушен в различных аспектах: в одних случаях превалируют фонетические дефекты, в других – просодические, в третьих – они могут быть равноценны. В зависимости от патогенетического варианта выделяют следующие виды МДР:

  • Стертая корковая дизартрия . Обусловлена микроочаговым поражением коркового речедвигательного центра. Нарушена только фонетическая (произносительная) стороны речи. Фонематические и просодические компоненты сохранны.
  • Стертая экстрапирамидная дизартрия . Связана с повреждением подкорковых ядер и ганглиев. На первый план выходят расстройства просодики; нарушения звуковоспроизведения и звуковосприятия выражены в меньшей степени.
  • Стертая псевдобульбарная дизартрия . Возникает при поражении проводящих путей, ведущих от коры к ядрам черепно-мозговых нервов. В равной степени определяются нарушения всех фонетико-фонематических компонентов.
  • Смешанная форма стертой дизартрии . Обычно включает в себя псевдобульбарный компонент, поэтому основные дефекты отмечаются в произносительной и звукоразличительной стороне речи.

Симптомы стертой дизартрии

У ребенка с легким дизартрическим статусом нарушены моторная сфера, звукопроизношение, просодический аспект речи. Однако все эти дефекты выражены минимально, в стертой форме, поэтому обнаруживаются только при внимательном невролого-логопедическом обследовании. Обычно стертая дизартрия диагностируется в 5-6 лет. До этого речевые нарушения расцениваются как полиморфная дислалия, и только необычайная стойкость дефектов звукопроизношения заставляет специалистов взглянуть на проблему глубже.

В общем физическом развитии у детей с МДР наблюдается незначительное отставание от возрастной нормы. Пациенты могут иметь невысокий рост, недостаточную массу тела, узкую грудную клетку. Они неуклюжи, быстро утомляются при физических нагрузках, затрудняются в синхронном выполнении движений. Наряду с общей двигательной сферой страдает тонкая моторика. Ввиду того, что нарушаются дифференцированные движения пальцев рук, дети с трудом осваивают навыки самообслуживания (застегивание пуговиц, завязывание шнурков), испытывают неловкость при творческой работе (рисовании, аппликации, лепке), не любят игрушки с мелкими деталями (паззлы, конструктор). У школьников страдают графомоторные навыки: отмечается неразборчивый почерк, низкий темп письма.

На поражение мимической и артикуляционной мускулатуры указывают гипомимичность лица, вялость губ, паретичность языка, асимметрия носогубных складок и уголков рта. При выполнении артикуляционных проб появляются гиперкинезы, синкинезии, легкая цианотичность и девиация языка. Во время речевой активности отмечается гиперсаливация. Затруднено выполнение артикуляционных движений, удержание позы, плавное переключение с одной артикулемы на другую. В нервно-психическом статусе детей со стертой дизартрией выявляются вегетативные нарушения (потливость и синюшность конечностей, стойкий дермографизм). Ребенок может быть легко возбудим, суетлив или заторможен, безынициативен. Характерна пониженная работоспособность, плохая переключаемость, неустойчивость внимания, снижение объема памяти.

Нарушение звукопроизношения носит множественный характер - фонетические дефекты затрагивают две и более группы звуков (обычно свистящие, шипящие и сонорные). Ненормативное произношение в большинстве случаев представлено звуковыми искажениями (межзубным и боковым сигматизмом, горловым ротацизмом), часто в сочетании с отсутствием и заменами звуков, дефектами озвончения/оглушения и смягчения. Даже добившись нормативного изолированного звучания фонемы, с трудом удается автоматизировать нарушенный звук и ввести его в речь. Наряду со звукопроизношением нарушается просодический аспект: голос затухающий, прерывистый, немодулированный, назализованный, интонационная выразительность речи снижена. В целом речь ребенка «смазанная», плохо разборчивая.

Осложнения

Звукопроизносительные и просодические расстройства неизбежно вызывают дефекты фонематического восприятия. При этом страдает дифференциация не только акустически близких фонем, но и звуков, достаточно далеких по своим акустическим и артикуляторным свойствам. Невозможность четкой дикции и недифференцированность слухового контроля лежат в основе ФФН. В свою очередь, это создает предпосылки для трудностей в усвоении слоговой структуры слова, словоизменения и словообразования. Также вторично выявляются словарные и грамматические нарушения: обедненность лексики, недостаточное усвоение семантики слова, аграмматизмы. К началу школьного обучения дети с МДР оказываются недостаточно подготовленными к усвоению программы по русскому языку, что неизбежно ведет к появлению стойких недочетов на письме – дисграфии .

Диагностика

Для обнаружения стертых проявлений дизартрии проводится комплекс медико-педагогических исследований: изучение анамнестических данных, анализ медицинской карты ребенка, объективный осмотр и инструментальная диагностика. В процессе обследования необходимо тесное сотрудничество логопеда и детского невролога. Основные диагностические этапы предполагают:

  • Логопедическое обследование . На первичной консультации логопед подробно изучает анамнез ребенка, исследует состояние общей и мелкой моторики, артикуляционного праксиса и мимической мускулатуры, просодики, речевого дыхания. Затем переходит к оценке звукопроизношения, фонематического слуха, лексики и грамматики. При подозрениях на дизартрические расстройства специалист направляет ребенка к неврологу.
  • Неврологическое обследование . Позволяет выявить характер и определить тяжесть специфических нарушений (парезов, мышечной дистонии, оральной апраксии , гиперкинезов). С целью объективизации диагноза и выявления патологии, которая может служить патогенетической основой для легкой дизартрии, назначается ЭЭГ , электронейромиография , МРТ головного мозга .

На повторный прием к логопеду необходимо явиться, имея на руках заключение невролога и результаты проведенной диагностики. На основе сопоставления медицинских и психолого-педагогических данных логопед-дефектолог делает заключение о наличии у ребенка речевых нарушений (ФФН, ОНР), обусловленных стертой дизартрией. В процессе медико-логопедического обследования МДР дифференцируют от полиморфной (сложной) дислалии.

Коррекция стертой дизартрии

Тактика коррекционной работы при МДР включает медицинское и логопедическое воздействие. Только комплексный подход позволяет достичь стойкого положительного эффекта и компенсации речевого дефекта. Родителям следует настроиться на длительную и кропотливую работу, запастись настойчивостью и терпением. Общемедицинские и логопедические мероприятия проводятся параллельно и включают в себя следующие компоненты:

  • Неврологическое лечение и реабилитацию . В рамках медицинского подхода показан прием ноотропных препаратов, витаминов группы В, призванных активизировать работу нервной системы. Медикаментозную терапию целесообразно дополнять общим массажем, ЛФК , рефлексотерапией , физиотерапией, плаванием. Это позволит нормализовать мышечный тонус, улучшить моторные навыки.
  • Пальчиковую и артикуляционную гимнастику . Развитие координированных движений руки находится в тесной связи с развитием артикуляционного праксиса, поэтому в процессе логопедических занятий большое внимание уделяется пальчиковой гимнастике. Артикуляционные упражнения способствуют укреплению оральной мускулатуры, овладению правильными артикуляционными укладами и переключениями. Специальные дыхательные приемы помогают выработать сильную и плавную воздушную струю, необходимую для нормативной фонации.
  • Логопедический массаж . Является неотъемлемым компонентом коррекции стертой дизартрии. Он может быть включен в структуру логопедического занятия или проводиться отдельным курсом. Позволяет подготовить органы артикуляции к звукопостановке. Включает массаж мышц лица и полости рта. Наиболее эффективен при дизартрии зондовый массаж.
  • Коррекцию речевых расстройств . Предполагает постановку дефектных звуков, их закрепление (автоматизацию) в слогах, словах и фразовой речи, дифференциацию смешиваемых фонем. Особенностью коррекции МДР является сложность и длительность автоматизации звуков. Параллельно ведется работа над преодолением фонематических нарушений, развитием интонационно-мелодической стороны речи, усвоением лексико-грамматических категорий. Общая продолжительность курса логопедических занятий может составлять до 1 года и более.

Прогноз и профилактика

Сама по себе стертая дизартрия не несет угрозы физическому развитию и здоровью ребенка. Однако любые речевые нарушения, даже минимально выраженные, препятствуют полноценной коммуникации, влекут за собой вторичные речевые и психологические наслоения. Своевременно неисправленные дизартрические нарушения из-за стойких дефектов дикции могут накладывать определенные ограничения на выбор профессии и самореализацию индивида. Избежать возникновения дизартрии поможет ведение будущими родителями здорового образа жизни, предупреждение негативных влияний на плод, бережное родоразрешение, профилактика инфекций у детей раннего возраста.

Стертая форма дизартрии или псевдобульбарная – это нарушения речевой деятельности в связи с расстройством артикуляции при поражениях нервной системы. Отклонения при этой форме дизартрии сложно выявить без помощи специалиста. Характерным проявлением является четкость в произношении изолированных звуков, но плохая дифференциация и автоматизация произношения при речевом потоке. Явными симптомами стертой является:

  • невнятность выразительности речи;
  • трудности с дикцией;
  • искаженное произношение звуков;
  • автоматическая замена слогов по смежности произношения.

Что представляет собой стертая дизартрия?

Современная логопедия не может дать однозначного определения термину «стертая дизартрия». Считается, что это патологическое заболевание, которое проявляется в искажении фонетических просодических компонентов речевой деятельности, по причине наличия микроорганического воздействия на головной мозг.

Это понятие появилось в научной литературе сравнительно недавно, и ввела его О. Токарева, которая обозначила стертую дизартрию, как форму заболевания, имеющую легкие признаки. Выявить наличие стертой дизартрии можно только по достижению 5 лет. Заболевание требует длительного комплексного лечения в совокупности с индивидуальной логопедической терапией. Универсальных методик коррекционной работы пока не существует, но диагностировать наличие заболевания можно еще на ранней стадии развития. Комплекс методик терапии включает:

  • медикаментозное лечение;
  • психолого-педагогическая коррекционная работа;
  • логопедические занятия.

Самыми распространенными причинами развития заболевания у детей являются:

  • нарушения внутриутробного развития;
  • инфекционные заболевания головного мозга;
  • травмы, полученные в процессе родов.

Симптомы проявления

Современная логопедия выявляет симптомы проявления заболевания у детей на трех уровнях: общей моторики, мелкой моторики рук и артикуляционного аппарата.


Характерными признаками развития болезни у детей современная логопедия считает нечеткость произношения, непроизвольную смену движений и слабость артикуляционных мышц, в процессе речевой деятельности и выполнения упражнений.

Произношение звуков

Симптомы заболевания имеют схожие признаки, как и дислалия (трудности со звукопроизношением). При первичном обследовании детей наблюдается искажении, замена и смешивание звуков, но просодические нарушения бывают только у стертой формы.

Главным отличием болезни является верное произношение изолированных звуков. Очевидным признаком заболевания является трудность произношения свистящих и шипящих. Артикуляционный аппарат не способен разграничить звуки по смежному способу образования, поэтому наблюдаются призвуки акустически противопоставленных звуков. Звуконаполняемость речи упрощается и происходит ассимиляция звуковых структур.

Общее развитие речевого аппарата

Условно детей со стертой дизартрией можно разделить на 3 группы:

  1. Больные с трудностями дифференциации звуков и просодикой. Уровень развития речевого аппарата у таких детей находится на высоком уровне, а проявление болезнь находит в трудностях употребления предлогов. Расстройство произношения сложных слоговых структур сопровождается отсутствием пространственной ориентации.
  2. Наблюдается нарушение развития фонематического слуха на фоне просодики и трудностей с произношением звуков. В речи присутствуют лексические и грамматические ошибки. Отсутствует навык звуковой дифференциации.
  3. Полиморфные отклонения дифференциации звуков и недоразвитое фонематическое восприятие характерны для третей группы. Словарный запас и отсутствие знаний грамматики сочетаются с трудностями построения слоговых структур.

Больные не способны четко выражать свои мысли. На фоне трудностей с артикуляцией развивается расстройство восприятия, которое в последствие ведет к развитию психических отклонений.