Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группеТема: «Что мы делаем в детском саду. Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе: «Путешествие в страну Граматию Индивидуальная работа по грамоте по

Разделы: Работа с дошкольниками

Цель занятия: помочь дошкольника освоить программный материал, сделать педагогический процесс более эмоциональным, добиваться большей активности детей на занятии.

Задачи:

  • Закреплять умение детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука.
  • Закрепление навыков выделения нужного звука в слове.
  • Формировать умение делить слова на слоги.
  • Закреплять умение выделять первую букву в слове и называть слова определенной звуковой структуры.
  • Совершенствовать умение детей составлять цепочку предложений по схемам.
  • Формировать грамматический строй речи, расширять словарный запас.
  • Совершенствовать навык чтения детей.

Материалы: конверт с письмом; картинки; схема пятизвукового слова, фишки: красные, синие, зеленые, черные; карточки-схемы для определения слогов в слове; карточки с набором букв; указка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель сообщает детям, что нашла письмо от Незнайки. Читает его детям.

Воспитатель: Незнайка пишет, что попал в страну «Умников и умниц» где царствует царица Грамота. Царица грамота пригласила Незнайку поиграть в речевые игры, но Незнайка отказался играть с царицей, потому что он не знает что такое «речь» и «речевые игры». На что царица очень рассердилась и приказала заточить Незнайку в высокой башне, но пообещала выпустить его, если мы с вами поможем ему. Надо выполнить задания, которые нам приготовила царица Грамота. Ну что, вы согласны помочь нашему другу Незнайке? (Ответы детей).
– Прежде чем мы начнем выполнять задания, давайте вспомним, что такое «речь»? Из чего она состоит? (Речь – это слова, предложения. Речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова состоят из слогов и букв. Слоги состоят из букв и звуков).
– Для того чтобы нам правильно выполнить все задания, давайте сделаем гимнастику для язычка. Язычок любопытный смотрит вверх, вниз, влево и вправо (дети выполняют движения язычком 3-4 раза). А теперь проговорим скороговорку «Как у горки на пригорке, жили тридцать три Егорки» (дети проговаривают скороговорку тихо, громко, быстро и медленно).

1 задание: Звуковой анализ слова

Воспитатель: Рассмотрите картинку и назовите слова начинающиеся на твердый звук -м- и мягкий звук -м’- (Ответы детей).

– А теперь проведем звуковой анализ слова, например слово мишка. Вспомните, какие бывают звуки? (Гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие, а также ударные).

М’ – согласный, мягкий, звонкий звук, отмечаем зеленой фишкой.
И
Ш
К – согласный, твердый, глухой звук, отмечаем синей фишкой.
А – гласный звук, отмечаем красной фишкой.
Какой звук в этом слове ударный? Звук -и-, рядом ставим черную фишку.

2 задание: Какая буква «заблудилась»? (Исправить ошибку)



3 задание: Сколько слогов в слове?

Воспитатель: Нужно закрасить столько «кирпичиков», сколько слогов в этом слове.

Физкультминутка

4 задание: Расшифруй слово

Воспитатель: Нужно отгадать, какое слово зашифровано. Рисунки подскажут, какие буквы нужно вписать в квадраты.

5 задание: Составь предложение

Воспитатель: Добавляя по одному слову, составить цепочку предложений по схеме.

6 задание: Прочитай слово

Воспитатель: И, наконец, последнее задание. У каждого из вас есть цепочка из букв, надо ту букву, которая написана правильно, обвести в кружок, а ту, которая не правильно – зачеркнуть. Прочтите полученное слово.

Воспитатель: Молодцы!

Звучит телефонный звонок, воспитатель разговаривает, затем сообщает детям, что Незнайка на свободе и предлагает детям пригласить его в детский сад, чтобы научить его всему чему научились сами.

Занятие 1.

Звук и буква «А».

Цель:

Учить определять место буквы и звука в слове.

Учить писать печатную букву А.

Закреплять умение выполнять учебную задачу самостоятельно.

Занятие 2. Звук и буква «О».

Цель:

Познакомить с гласным звуком О и его условным обозначением – красным квадратом.

Продолжать учить определять место звука и буквы в словах.

Закреплять умение самостоятельно выполнять учебную задачу.

Занятие 3.

Звук и буква «У».

Цель:

Познакомить с гласной буквой У, правильном её написании.


- Учить определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условные обозначения.

- Продолжать учить называть слова с заданными звуками .

Занятие 4.

Звук и буква «Ы».

Цель:

- Познакомить с буквой Ы и с правильным её написанием.

Учить делить слова на слоги, используя схему слова.

Закреплять умение определять первый звук в словах и соотносить с соответствующей буквой.

Занятие 5.

Звук и буква «Э».

Цель:

Продолжать учить проводить звукобуквенный анализ слов.

Познакомить с гласной буквой Э и с правильным её написанием.

Закреплять умение соотносить звук и букву, писать гласные буквы: О, А, У. Ы.

Занятие 6.

Чтение слов из пройденных букв – АУ, УА.

Цель:

Закреплять умение находить гласный звук в словах и обозначать его место на схеме.

Продолжать учить выполнять учебную задачу самостоятельно.

Занятие 7.

Звук и буква «Л». Чтение слогов: ЛА, ЛО, ЛЭ, ЛУ, ЛЫ.

Цель:

Познакомить с буквой Л как с согласным звуком и его условным обозначением – синий квадрат.

Познакомить с правилами написания буквы Л.

Продолжать учить делить слова на слоги.

Занятие 8.

Звук и буква «М». Чтение слогов, слов. Ударение.

Цель:

Познакомить с буквой и с согласным звуком М, правилами её написания. Учить читать слоги: МА, МО, МУ, МЭ, МЫ.

Продолжать учить производить звукобуквенный анализ.

Познакомить с ударением и его обозначением.

Учить выделять в слове ударный слог и ударные гласные.

Занятие 9.

Звук и буква «Н». Чтение слогов. Написание и чтение слов.

Цель:

Продолжать учить проводить звукобуквенный анализ.

Познакомить с буквой и с согласным звуком Н, правилами её написания.

Учить писать слова с помощью условных обозначений и букв.

Закреплять умение самостоятельно выполнять учебную задачу.

Занятие 10.

Звук и буква «Р». Чтение слогов. Знакомство с предложением, чтение предложения.

Цель:

Продолжать учить проводить звукобуквенный анализ.

Познакомить с буквой Р, с её условным обозначением и правильным написанием.

Познакомить со словесным составлением предложения.

Занятие 11.

Закрепление пройденного материала. Гласные и согласные звуки и буквы. Чтение слогов, слов.

Цель:

Продолжать учить соотносить звук и букву.

Занятие 12.

Буква « Я». Чтение слогов, слов, предложений.

Цель:

Познакомить с гласной буквой Я и ее условным обозначением – красный квадрат.

Учить писать букву Я.

Учить отгадывать загадки. Развивать внимание, логическое мышление.

Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Занятие 13.

Буква «Ю». Чтение слогов, слов.

Цель:

Продолжать учить детей проводить звукобуквенный анализ.

Познакомить с буквой Ю и с её условным обозначением.

Учить писать печатную букву Ю.

Продолжать знакомить с ударным слогом, ударными гласными, с обозначением ударения.

Продолжать знакомить с согласными: МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным обозначением – зелёный квадрат.

Занятие 14.

Буква «Е». Чтение слогов, слов. Составление предложений.

Цель:

Познакомить детей с буквой Е и с её условным обозначением – красный квадрат, с её правильным написанием.

Учить составлять предложение из трёх слов по картинке и записывать его условными знаками.

Занятие 15.

Буква «Ё». Чтение слогов, слов.

Цель:

Способствовать развитию звукобуквенного анализа.

Познакомить с печатной буквой Ё, с её условным обозначением и написанием.

Продолжать знакомить с согласными: МЬ, ЛЬ, РЬ и с их условным обозначением – зелёный квадрат.

Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Занятие 16.

Звук и буква «И». Чтение слогов, слов.

Цель:

Познакомить с буквой И, с её условным обозначением и с правильным написанием.

Закреплять умение проводить звукобуквенный анализ.

Закреплять умение отгадывать загадки.

Продолжать знакомить с согласными: МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ, и с их условным обозначением – зелёный квадрат.

Учить проводить фонетический разбор слов.

Занятие 17.

Закрепление пройденного материала.

Цель:

Закрепить умение писать гласные: Я, Ю, Е, Ё, И.

Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Занятие 18. Буквы Г, К. Звуки Г-К, К-КЬ, Г-ГЬ. Чтение слогов, составление и условная запись предложения.

Цель:

Способствовать развитию звукобуквенного анализа.

Знакомить со звуками Г-ГЬ, К-КЬ.

Познакомить с буквами Г-К как письменными знаками согласных звуков.

Продолжать учить составлять предложения из трёх слов по сюжетной картинке и записывать его условными обозначениями.

Занятие 19.

Буквы «Д-Т». Звуки Д-ДЬ, Т-ТЬ. Чтение слогов, предложений.

Цель:

Познакомить с буквами Д и Т.

Закрепить умение определять место звука в слове и отмечать его условным обозначением – синий квадрат, зелёный квадрат.

Закреплять умение определять ударный слог и ударные гласные, обозначать ударение значком.

Занятие 20.

Буквы «В-Ф». Звуки В-ВЬ, Ф-ФЬ. Чтение слогов, предложений.

Цель:

Познакомить с буквами В, Ф и тем, что они обозначают звуки В -ВЬ, Ф-ФЬ.

Учить писать слова, проводить фонетический разбор слов.

Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Занятие 21.

Буквы «З-С». Звуки З-ЗЬ, С-СЬ. Чтение слогов, слов.

Цель:

Познакомить с буквой З. С и с тем, что они обозначают звуки З- ЗЬ, С-СЬ.

Учить писать печатные буквы З, С.

Учить отгадывать загадки. Развивать внимание, логическое мышление.

Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Занятие 22.

Буквы «Б-П». Звуки Б-БЬ, П-ПЬ, Чтение слогов, слов, предложений.

Цель:

Способствовать развитию звукобуквенного анализа.

Познакомить с Б-П, как звонкими и глухими согласными.

Познакомить со звуками БЬ-ПЬ.

Совершенствовать навык чтения слов и предложений.

Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Занятие 23.

Буква «Х». Звуки Х-ХЬ. Чтение слогов, слов, предложений.

Цель:

Способствовать развитию звукобуквенного анализа.

Познакомить с буквой Х, с правильным её написанием и звуком Х-ХЬ.

Учить подбирать к картинке соответствующий текст (предложение).

Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Занятие 24.

Буквы и звуки «Ж-Ш». Чтение слогов, слов.

Цель:

Способствовать развитию звукобуквенного анализа.

Познакомить с буквами Ж, Ш и тем, что они обозначают звуки Ж-Ш-звонкие и глухие.

Продолжать учить работать со схемами слов.

Учить писать печатные буквы Ж, Ш, писать слова.

Совершенствовать навык чтения слогов, слов.

Продолжать учить соотносить слово с его графическим изображением.

Занятие 25.

Буквы и звуки «Ч- Щ». Чтение слогов, предложений.

Цель:

Способствовать развитию звукобуквенного анализа.

Познакомить с буквами Ч, Щ и с их написанием, условным обозначением – зелёный квадрат.

Закрепить умение проводить фонетический разбор слов.

Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Занятие 26.

Звук и буква «Ц». Чтение слогов, стихотворных текстов.

Цель:

Способствовать развитию звукобуквенного анализа.

Познакомит с согласным твёрдым звуком Ц, с её написанием.

Совершенствовать навыки чтения.

Продолжать учить проводить фонетический разбор слов.

Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Занятие 27.

Буква и звук «Й». Чтение слов, стихотворных текстов.

Цель:

Способствовать развитию звукобуквенного анализа.

Познакомить с мягким согласным звуком Й и его условным обозначением – зелёный квадрат.

Учить писать печатную букву Й.

Закреплять умение писать слова знаками и буквами.

Занятие 28.

Буква «Ь». Чтение слов, стихотворных текстов.

Цель:

Познакомить с буквой Ь, с его смягчающей функцией.

Учить писать печатную букву Ь.

Совершенствовать навык чтения.

Учить писать слова.

Продолжать учить соотносить слово с его графическим изображением.

Занятие 29.

Буква «Ъ». Чтение слов, стихотворных текстов.

Цель:

Способствовать развитию звукобуквенного анализа.

Познакомить с печатной буквой Ъ, с её написанием.

Совершенствовать навык чтения.

Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Занятие 30.

Чтение слогов, слов, предложений.

Цель:

Продолжать учить писать названия предметов.

Закреплять умение проводить фонетический разбор слов.

Учить отгадывать ребусы.

Занятие 31.

Чтение слов, составление предложений по сюжетным картинкам.

Цель:

Способствовать развитию звукобуквенного анализа, фонетического восприятия.

Продолжать учить писать печатные буквы, различать гласные и согласные звуки и буквы.

Учить составлять и записывать предложения по сюжетным картинкам.

Проводить фонетический разбор слов.

Закреплять умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Занятие 32.

Алфавит, чтение стихотворения.

Цель:

Познакомить с алфавитом.

Закрепить умение писать пройденные буквы.

Совершенствовать навык чтения.

Занятие 33.

Закрепление пройденного материала.

Цель:

Продолжать учить составлять предложения из слов по сюжетной картинке.

Закрепить знания гласных букв и их написание.

Потренировать в чтении небольших текстов.

Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Занятие 34.

Повторение пройденного материала.

Цель:

Закрепить знания согласных букв и их написание.

Совершенствовать навык чтения.

Определять слова по заданной схеме.

Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

На чтение 22 мин.

Одним из важных направлений работы воспитателя ДОУ является подготовка старших дошкольников к обучению грамоте.

Актуальность этой работы определяется введением с пяти лет, требованиями преемственности и перспективности в работе двух звеньев образования — дошкольного и начального и современными требованиями к речевому развитию детей, овладению ими родным языком как средством общения.

Процесс обучения детей грамоте был предметом исследования ученых различных отраслей: психологии (Л. Выготский, Д. Эльконин, Т. Егоров и др.), лингвистов (А. Гвоздев, А. Реформатский, А. Салахов), классиков дошкольной педагогики (Е. Водовозова, С. Русова, Я. Тихеева и др.), современных педагогов и методистов (А. Богуш, Л. Журова, Н. Варенцова, Н. Вашуленко, Л. Невская, Н. Скрипченко, К. Стрюк и др.).

Взгляды педагогов на проблему обучения дошкольников грамоте

Нередко взгляды педагогов относительно этих вопросов являются диаметрально противоположными: от полного одобрения до полного отрицания. Подогревают эту дискуссию еще и родители, которые нередко требуют от воспитателей научить их ребенка читать.

Это связано с тем, что для многих родителей, нередко и учителей начальных классов, умение читать до школы является одним из основных показателей готовности ребенка к обучению.

Вызывает недоумение и попытка, как ученых, так и практиков дошкольного звена образования, механически перенести содержание работы по обучению грамоте, который определяется действующими программами для детей подготовительной к школе группы на детей старшей группы.

В литературе (А. Богуш, Н. Вашуленко,. Горецкий, Д. Эльконин, Л. Журова, Н. Скрипченко и др.) подготовка старших дошкольников к обучению грамоте определяется как процесс формирования у детей начальных элементарных умений читать и писать.

Как известно, умения читать и писать, необходимые и важные для современного человека, поскольку обеспечивают формирование и удовлетворение его культурно-эстетических потребностей, являются ведущими каналами самостоятельного приобретения знаний, развития и саморазвития личности, центральным звеном самостоятельной деятельности.

Ученые признают чрезвычайную сложность процесса усвоения грамоты, наличие в нем нескольких взаимосвязанных этапов, большинство из которых приходится на начальную школу.

Однако следует заметить, что подготовка старших дошкольников к обучению грамоте необходима, а большая часть умений, традиционно относимых к обучению грамоте, необходимо начинать формировать у детей еще на этапе дошкольного возраста.

Что необходимо ребенку перед школой?

Отметим, подготовка старших дошкольников к обучению грамоте и обучение детей чтению и письму является главной задачей начальной школы. Вместе с тем, школа заинтересована в том, чтобы ребенок, который приходит в первый класс, был хорошо подготовленным к обучению грамоте, а именно:

  • имел бы хорошую устную речь;
  • развитый фонематический слух;
  • сформированные элементарные представления об основных языковых единицах, а также начальные навыки аналитико-синтетического характера в работе с предложениями, словами и звуками;
  • был подготовлен к овладению графикой письма.

Поэтому вполне логичным является выделение в Базовом компоненте дошкольного образования, практически во всех действующих программах, по которым работают дошкольные учебные заведения («Я в Мире», «Ребенок», «Ребенок в дошкольные годы», «Уверенный старт», «Ребенок в дошкольные годы» и др), такой задачи, как подготовка старших дошкольников к обучению грамоте.

Задача пропедевтической работы по обучению грамоте

  1. Ознакомить детей с основными единицами речи и научить правильно пользоваться терминами их обозначения: «предложение», «слово», «звук», «слог».
  2. Сформировать элементарные представления о слове как основной единице речевого общения и его номинативном значении (может называть предметы и явления, действия, признаки предметов и действий, количество и тому подобное); дать представление о словах, которые не имеют самостоятельного значения и употребляются в речи детей для связи слов между собой (показать на примерах союзов и предлогов).
  3. Научить выделять из речевого потока предложение, воспринимать его как несколько связанных по смыслу слов, выражающих законченную мысль.
  4. Упражнять в делении предложений на слова, определении количества и порядка слов в них и составлении предложений из разрозненных слов, с заданным словом, в распространении предложений новыми словами; привлекать детей к моделированию предложения в работе со схемами предложений.
  5. Ознакомить со звуками речевыми и неречевыми; на основе совершенствования фонематического слуха и совершенствование звукопроизношения, формировать умения звукового анализа речи.
  6. Научить определять на слух первый и последний звук в слове, место каждого звука в слове, выделять заданный звук в словах и определять его позицию (в начале, середине или конце слова), выделять звук чаще звучит в тексте; самостоятельно подбирать слова с заданным звуком в определенной позиции; показать зависимость значения слова от порядка или изменения звуков (кот-ток, карта — парта); строить общую звуковую схему слова, называть слова, соответствующие заданной схеме.
  7. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте, формируя знания о гласных и согласных звуках на основе понимания различия их образования; дать понятие о составе как часть слова, образованной из одного или нескольких звуков, о роли гласных звуков.
  8. Упражнять в делении слов на слоги с ориентацией на громкие звуки, определении количества и последовательности слогов; показать зависимость значения слова от порядка слогов в нем (бан-ка — ка-бан. Ку-ба — ба-ку); научить определять ударные и безударные слоги в словах, замечать смысловую роль ударения (за’мок — замо’к); упражнять в составлении слоговых схем слов и подборе слов к заданной схеме.
  9. Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками; научить выполнять на слух звуковой анализ слов, строить звуковые схемы слов из меток или фишек в соответствии с порядком (гласный или согласный, твердый или мягкий согласный).

Следовательно, для реализации предусмотренных программой задач воспитания детей необходимо глубоко осознать научно-теоретические и письму, особенности современного подхода к организации занятий по родному языку, а именно подготовка старших дошкольников к обучению грамоте.

С чего начинается подготовка старших дошкольников к обучению грамоте?

Осветим ряд наиболее важных для практической деятельности воспитателя вопросов, связанных с обучением детей грамоте.

Прежде всего следует понимать психологическую сущность процессов чтения и письма, механизмы этих видов речевой деятельности человека.

Чтение и письмо — это новые ассоциации, которые базируются на уже сложившейся у ребенка второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает ее.

Итак, основой для них служит устная речь, а для обучения грамоте важен весь процесс речевого развития детей: овладение связной речью, словарем, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя.

Особое значение приобретает обучение детей осознавать чужое и собственное высказывание, вычленять в нем отдельные элементы. Речь идет об устной речи, которым дошкольники полностью овладевают.

Но известно, что до 3,5 лет ребенок еще не замечает речи как самостоятельного явления и тем более не осознает ее. Пользуясь речью, ребенок осознает только ее смысловую сторону, которая оформлена с помощью языковых единиц. Именно они становятся предметом целенаправленного анализа во время обучения ребенка грамоте.

По мнению ученых (Л. Журова, Д. Эльконин, Ф. Сохин и др.), необходимо добиться «разведение» звуковой и смысловой стороны слова, без чего невозможно овладеть чтением и письмом.

Психологическая сущность чтения и письма

Не менее важно для воспитателя глубоко осознавать психологическую сущность механизмов чтения и письма, которые рассматриваются как процессы кодирования и декодирования устной речи.

Известно, что вся информация, которой пользуются люди в своей деятельности, закодирована. В устной речи таким кодом являются звуки или звуковые комплексы, которые в нашем сознании связываются с определенными значениями.

Стоит в любом слове заменить хотя бы один звук другим, как смысл его теряется или изменяется. На письме используется буквенный код, в котором буквы, буквенные комплексы в определенной степени соотносятся со звуковым составом сказанного слова.

Говорящий постоянно осуществляет переход с одного кода на другой, то есть перекодирует звуковые комплексы буквы (во время письма) или же буквенные комплексы в звуковые (при чтении).

Итак, механизм чтения состоит в перекодировании печатных или письменных знаков в смысловые единицы, в слова; письмо же представляет собой процесс перекодирования смысловых единиц речи в условные знаки, которые могут быть написаны (напечатаны).

Д.Эльконин о начальном этапе чтения

Известный отечественный психолог Д. Эльконин рассматривает начальный этап чтения как процесс воссоздания звуковой формы слова по его графическому строению (модели). Ребенок, который учится читать, оперирует не буквами или их названиями, а звуковой стороной речи.

Без правильного воссоздания звуковой формы слова оно не может быть понятным. Поэтому Д. Эльконин приходит к очень важному выводу — подготовка старших дошкольников к обучению грамоте должно начинаться с ознакомления детей с широкой языковой действительностью еще до изучения букв.

Методы обучения дошкольников грамоте

Актуальным для организации процесса обучения дошкольников грамоте является вопрос выбора метода. Воспитателям предлагается в помощь ряд методик обучения дошкольников грамоте, а именно: метод раннего обучения чтению Н. Зайцева, метод обучения грамоте Д. Эльконина, подготовка старших дошкольников к обучению грамоте и обучение раннему чтению по системе Глена Домана, методика обучения грамоте Д. Эльконина — Л. Журовой и др.

Ученые отмечают, что подготовка старших дошкольников к обучению грамоте и выбор метода обучения грамоте зависит от того, насколько полно он учитывает соотношение устной и письменной речи, а именно звуков и букв.

Наиболее полно отвечает особенностям фонетической и графической систем языка звуковой аналитико-синтетический метод обучения детей грамоте, основоположником которого был известный педагог К. Ушинский.

Естественно, что метод совершенствовался с учетом достижений психолого-педагогической и лингвистической науки и передовой практики, но и сегодня он является наиболее эффективным в решении комплекса образовательно-воспитательных и развивающих задач обучения грамоте как первоклассников, так и детей дошкольного возраста.

Звуковой аналитико-синтетический метод

Охарактеризуем звуковой аналитико-синтетический метод. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте по этому методу носит развивающий характер, обеспечивая умственное развитие через систему аналитико-синтетических упражнений; строится на активных наблюдениях за окружающей средой; метод также предусматривает опору на живое общение, на уже сформированные у детей речевые навыки и умения.

Научно-методические принципы метода

Основными научно-методическими принципами, на которых основывается метод, являются следующие:

  1. Предметом чтения является обозначенное буквами звуковое строение слова; звуки речи являются теми языковыми единицами, которыми старшие дошкольники и первоклассники оперируют на начальном этапе овладения грамотой.
  2. Первоначальные представления о языковых явлениях дети должны получать на основе активных наблюдений за соответствующими единицами живого общения с должным осознанием их существенных признаков.
  3. Ознакомлению детей с буквами должно предшествовать практическому усвоению фонетической системы родного языка.

Исходя из научных основ звукового аналитико-синтетического метода, предметом чтения является обозначенная буквами звуковая строение слова.

Понятно, что без правильного воссоздания звуковой формы слова не могут быть понятными читателю. А для этого необходима подготовка старших дошкольников к обучению грамоте и долгий путь ознакомления детей со звуковой действительностью, усвоения ими всей звуковой системы родного языка в устной речи.

Поэтому не случайно на начальном этапе обучения детей грамоте за основу аналитической и синтетической работы берется звук (буква вводится как обозначение звука после знакомства с ним).

Отметим, что основой сознательного овладения детьми звуковыми единицами являются развитие у них фонематического слуха и фонематического восприятия.

Развитие фонематического слуха

Результаты специальных исследований детской речи (В. Гвоздев, Н. Швачкин, Г. Лямина, Д. Эльконин и др.) доказали, что фонематический слух развивается очень рано.

Уже в 2 года дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой. Такой уровень фонематического слуха является достаточным для полноценного общения, но является недостаточным для овладения навыками чтения и письма.

Фонематический слух должен быть таким, чтобы ребенок мог расчленить поток речи на предложения, предложения на слова, слова на звуки, определять порядок звуков в слове, давать элементарную характеристику каждого звука, строить звуковые и слоговые модели слов, подбирать слова в соответствии с предложенными моделями.

Д. Эльконин назвал эти специальные действия, связанные с анализом звуковой стороны слова, фонематическим восприятием.

Действия звукового анализа не усваиваются детьми спонтанно сами по себе, потому что такой задачи в их практике речевого общения никогда не возникало.

Задание овладеть такими действиями ставит взрослый, а сами действия формируются в процессе специально организованного обучения, во время которого дети усваивают алгоритм звукового анализа. А первичный фонематический слух является предпосылкой более сложных его форм.

Поэтому одной из главных задач в обучении дошкольников грамоте является развитие у них фонематического слуха, и на его основе — фонематического восприятия, что включает формирование широкой ориентации детей в языковой деятельности, умений звукового анализа и синтеза, развитие осознанного отношения к языку и речи.

Подчеркнем, что ориентировки детей в звуковой форме слова является более значимым, чем просто подготовка к усвоению основ грамоты. Стоит прислушаться к мнению Д. Эльконина о роли раскрытия перед ребенком звуковой действительности языка, звуковой формы слова, поскольку от этого зависит все дальнейшее изучение родного языка — грамматики и связанной с ней орфографии.

Ознакомление с основными языковыми единицами

Введение детей в звуковую действительность предполагает ознакомление их с основными языковыми единицами.

Напомним, что первоначальные представления о языковых явлениях дети должны получать на основе активных наблюдений за соответствующими единицами живого общения с должным осознанием их существенных признаков.

При этом воспитатели должны принять во внимание особенности фонетики и графики. Вполне понятно, что без глубокой лингвистической подготовки воспитатель не сможет сформировать у детей элементарные, но научные представления об основных языковых единицах: предложение, слово, слог, звук.

Ознакомление с фонетикой и графикой языка

Наблюдения за практикой обучения дошкольников грамоте убедительно свидетельствуют, что больше всего ошибок допускают воспитатели на этапе ознакомления детей с фонетико-графической системой родного языка.

Так, нередки случаи отождествления звука и буквы, привлечение внимания детей к несущественным признакам фонем, формирование ложного взгляда на соотношение звуков и букв и тому подобное.

На занятиях по обучению грамоте в современном ДОУ воспитатель должен свободно оперировать такими лингвистическими знаниями в области фонетики и графики родного языка.

В нашем языке существует 38 фонетических единиц. Фонемы — это основные звуки речи, с помощью которых различаются слова (дом — дым, руки — реки) и их формы (брат, брата, брату). За акустическими свойствами звуки речи делятся на гласные (их в русском языке 6 — [а], [о], [у], [э], [ы], [и]) и согласные (их 32).

Гласные и согласные звуки различаются своими функциями (гласные образуют слог, а согласные только входят в состав) и способом создания.

Гласные образуются выдыхаемым воздухом воздуха свободно проходит через ротовую полость; основой их является голос.

Во время произнесения согласных воздушный поток встречает препятствия вследствие полного или частичного смыкания органов речи (рото-закрывающие). Именно по этим признакам педагог учит детей различать гласные и согласные звуки.

Гласные звуки бывают ударными и безударными, а согласные — твердыми и мягкими. Буквы бывают большие и малые, печатные и рукописные. Неправильно поэтому говорить, что словосочетание «гласные, согласные буквы», «твердые (мягкие) буквы». Правильно с точки зрения лингвистики употреблять словосочетание «буква для обозначения гласного звука», «буква для обозначения согласного звука», или «буква гласного», «буква согласного звука».

32 согласных звука делятся на твердые и мягкие звуки. Подчеркнем, звуки [л] — [л’], [д] — [д’], [с] — [с’] и т. д. существуют как самостоятельные звуки, хотя нередко в методических пособиях авторы отмечают, что это один и тот же самый звук, который в одном слове произносится твердо, в другом — мягко.

В русском языке мягкими могут быть только звуки, которые произносятся с помощью зубов и переднего кончика языка: [д’], [с’], [й], [л’], [н’], [г’], [с’], [т’], [ц’], [дз’]. Есть слияние ля, ня, ся, зя, эта, но нет бя, мя, вя, кя.

Следует помнить, что на начальном этапе обучения грамоте к мягким согласным звукам относят не только [д’], [с’], [й], [л’], [н’], [г’], [с’], [т’], [ц’], [дз’], но и все другие согласные звуки, которые находятся в позиции перед гласным [и], например в словах: петух, женщина, шесть, белочка, лошадь и тому подобное.

В период обучения грамоте дети получают только практическое представление о твердости-мягкости согласных.

Фонетические представления

Начальные фонетические представления формируются у старших дошкольников на практической основе, путем организации наблюдений за языковыми явлениями. Так, дошкольники распознают гласные и согласные звуки по следующим признакам;

  • способ произношения (наличие или отсутствие препятствий в ротовой полости);
  • способность образовывать состав.

Одновременно дети изучают твердый и мягкий согласные звуки. При этом применяются такие приемы, как восприятие звуков в словах и отдельно на слух (сын — синь), выделение звуков в словах, сопоставление твердого и мягкого звуков, наблюдение за артикуляцией, самостоятельный подбор слов с твердым и мягким согласными звуками.

Поскольку в языке звуковое содержание буквы проявляется лишь в сочетании с другими буквами, то побуквенное чтение постоянно приводило бы к ошибкам в чтении.

Слоговое чтение

Поэтому в современной методике обучения грамоте принят принцип слогового (позиционного) чтения. С самого начала работы над техникой чтения дети ориентируются на открытый склад как единицу чтения.

Поэтому большое значение для решения методических вопросов обучения детей грамоте имеет слог с точки зрения созидания, который представляет собой несколько звуков (или один звук), которые произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха.

Основным звуком в каждом слоге есть гласный, именно он образует слог.

Типы слогов различают по начальным и конечным звукам: открытый слог заканчивается гласным звуком (игра-ты): закрытый слог оканчивается согласным звуком (год, наименьший).

Простейшими слогами являются те, что образованы из одного гласного или из сочетания (слияния согласного с гласным, например: о-ко, дже-ре-ло. Деление слов на слоги не представляет для детей никаких трудностей.

Деление слогов

При делении слов со стечением согласных звуков на слоги следует руководствоваться основною особенностью слогоделения — тяготением к открытому слогу: при стечении согласных граница между слогами проходит после гласного перед согласным (ри-чка, ка-тока-ля, ли-сто-колючки и тому подобное). Согласно этому большинство слогов в словах открыты. Именно такой подход к слогоделению нужно вырабатывать у детей.

Как организовать занятие?

Успех обучения дошкольников грамоте в значительной степени зависит от умения воспитателя организовать занятие, структурировать его, методически правильно провести.

В старшей группе занятия по обучению грамоте проводятся один раз в неделю, их продолжительность — 25-30 минут. На занятиях детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления ранее полученных знаний и умений.

При подготовке и проведении занятий по обучению грамоты воспитателю необходимо придерживаться ряда известных дидактических принципов. Основные из них: научность, доступность, систематичность, наглядность, сознательность и активность усвоения знаний детьми, индивидуального подхода к ним и тому подобное.

Следует отметить, что в методике обучения детей грамоте некоторые традиционные принципы начинают трактоваться по-другому. Например, хорошо известен принцип научности, несмотря на возраст детей, им сообщают элементарные, но важные сведения о единицах языковой системы.

Следовательно, такие объяснения воспитателя, как «Звук [о] гласный, потому что его можно петь, тянуть» являются ошибочными с точки зрения современной фонетической науки и свидетельствует о грубом нарушении указанного дидактического принципа.

Ошибочными являются методические приемы деления слов на слоги, во время которых дети хлопают в ладоши, откладывают счетные палочки, движениями руки показывают выделенные слоги и др. Вместо них на занятиях должны вводиться такие методические приемы, как подкладывание руки под подбородок, расположение ладони руки перед ртом поскольку именно они являются такими, которые базируются на учете существенных признаков слога как языковой единицы.

Наглядность в обучении

Любое занятие в дошкольном заведении нельзя представить без использования наглядности. Этот принцип во время обучения грамоте, требует того, чтобы к познавательной деятельности ребенка были привлечены ряд анализаторов, прежде всего слухоречевые.

Работа этого анализатора активизируется во время развития фонематического слуха детей, обучение их звукового анализа, знакомство со звуками речи, предложением, словом и составом. Изучение звуков и их характеристики, формирование у детей представлений об особенностях предложения, слова, слога, обучение их правильно интонировать предложения происходит более успешно, если деятельность слухового анализатора дополняется движениями артикуляционных органов — произнесением.

Решению определенных дидактических задач способствует зрительный анализатор. Зрением ребенок воспринимает не сами элементы устной речи, а символы, которые его отражают. Так, предложение или слово схематично показывают полосками разной длины, звук и звуковую структуру слова - фишками и схемами, которые состоят из трех-четырех ячеек и тому подобное.

Зрительное восприятие такой наглядности, а также действия с ней позволяют ребенку сначала «увидеть» , а потом сознательно оперировать ими.

На занятиях по обучению грамоте педагог использует средства наглядности не только и не столько с целью иллюстрирования, а чаще как средство фиксации признаков языковых единиц, явлений, их связей и отношений.

Наглядность в обучении грамоте — это показ детям элементов устной речи. Педагог демонстрирует отмеченный (безударный) слог, твердость (мягкость) согласного, наличие (отсутствие) того или иного звука в слове и тому подобное.

А потому наглядностью может служить и речь педагога, речь детей, дидактические рассказы, сказки, стихи и тому подобное. Языковая наглядность не исключает использование иллюстративной, изобразительной (репродукции, картинки, схемы), а также предметной (игрушки, фишки, палочки, полоски и т.п.) наглядности.

Общие дидактические требования

Заботясь об успешности дальнейшего обучения грамоте ребенка в начальной школе, воспитатель должен придерживаться общих дидактических требований, которые обеспечат целенаправленность каждого занятия по обучению грамоте, организационную завершенность, методическую компетентность и результативность.

Дельные мысли дидакта, профессора А.Савченко относительно требований к современному уроку в 1 классе, могут будут учтены и в обучении старших дошкольников:

  • на уроке (занятии в старшей группе ДОУ) учитель (воспитатель) обязательно должен сообщить детям, что они будут делать и для чего, а потом после оценивания, что и как делали. Профессор А.Савченко считает, что для обеспечения целенаправленности урока прежде всего нужно правильно определить его цели. Не менее важным, по ее мнению, активизировать внимание детей в начале урока, предложив им зрительный план его проведения. Этим же планом можно воспользоваться как зрительной опорой, подводя итоги занятия;
  • задания и вопросы формулируются педагогом конкретно и короткими фразами. Важную роль в работе над новым учебным материалом играют подражательные действия дошкольников и первоклассников. Итак, когда дети усваивают новый способ действия, лучше показать образец ее выполнения. Например, «Слово произносится так …», «Произнесите этот звук вместе со мной».

На занятиях по обучению грамоте преобладают коллективные формы работы, но дети могут работать индивидуально в сотрудничестве с педагогом, самостоятельно индивидуально с раздаточным материалом.

Широко применяется на занятиях «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» групповая форма организации учебной деятельности детей, когда они объединяются в пары или группы по четверо. Ценный опыт обучения детей работать в группах описан авторами технологии развивающего обучения Д.Элькониным и В.Давыдовым.

Они считают, что для группового выполнения можно предложить задания на составление предложений или слов по представленной схеме, распространение предложения или окончания начатого педагогом предложения и тому подобное.

В течение урока (занятия) необходимо несколько раз менять виды деятельности детей. Благодаря этому оно становится более динамичным, внимание детей более устойчивым. Кроме того, чередование видов деятельности является надежным средством предотвращения переутомления детей.

Наглядные пособия, дидактический материал, игровые задания должны использоваться в такой степени, чтобы помочь педагогам достичь учебной цели, а подготовка старших дошкольников к обучению грамоте станет процессом доступным и интересным для детей.

Планирование занятия по обучению грамоте

Планируя работу на занятиях по обучению грамоте, необходимо учитывать уровень подготовленности и реальные возможности как всех детей, так и каждого ребенка отдельно.

Педагогу следует поддерживать даже малейшие успехи детей в овладении грамотой. Однако чрезмерное употребление таких выражений, как «Молодец!», «Прекрасно!» и др. по мнению проф. А.Савченко, кроме кратковременного эмоционального воздействия на ребенка, не имеет стимулирующего значения.

Вместо этого необходимо давать развернутые оценочные суждения, которые содержат конкретные советы по устранению недостатков, преодоление трудностей; сопоставлять детские работы; устраивать в конце занятия выставка лучших работ; привлекать детей к оцениванию выполнения задания товарищами. Самое главное, чтобы оценочные суждения педагога были мотивированными и понятными детям.

Характеризуя содержание, структуру и методику занятий по обучению грамоте, хотим предостеречь воспитателей от научно необоснованного механического объединения занятий по обучению грамоте с занятиями по воспитанию звуковой культуры речи.

Такая подготовка старших дошкольников к обучению грамоте не позволяет максимально полно реализовать специфические задачи этих двух типов занятий, перегружает их содержание, делает непрозрачной структуру. Не смотря на близость отдельных целей этих занятий (например, развитие фонематического слуха), общность методов и приемов и др, каждое из них должно строиться и проводиться своеобразно. Так, на занятиях по обучению грамоте усиленного внимания требует работа по формированию у дошкольников представлений о языковой единице (предложение, слово, слог, звук) и на их основе анапитико-синтетических умений.

Имеют место и неоднократные попытки отдельных методистов, а вслед за ними и воспитателей, дополнить содержание занятий по обучению грамоте ознакомлением дошкольников с буквами и обучением их читать. Следует отметить, что это является завышением требований действующих программ, следовательно, является недопустимым. Вся работа по овладению навыком читать должно организовываться исключительно в индивидуальном порядке. Такое занятие по содержанию, структуре и методике напоминать урок чтения в буквенный период в первом классе.

Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: дидактические цели

Обращаем внимание воспитателей на необходимость правильного формулирования дидактических целей занятий по обучению грамоте. Прежде всего, следует четко представлять конечный результат этого занятия, а именно: какими знаниями должны овладеть дошкольники о языковых единицах, какие умения у них будут выработаны на основе этих знаний.

Подытоживая сказанное, отметим, что успех организации обучения детей пяти-шести лет зависит от того, насколько педагог в совершенстве владеет современной технологией обучения детей грамоте, лингвистическими знаниями, как он учитывает требования современной психолого-педагогической науки к организации учебно-воспитательного процесса в дошкольном учебном заведении.

Цель : Беседа на тему «что мы знаем про детский сад?». Развитие связной речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Что мы делаем в детском саду»

Продолжать знакомить детей с понятием предложение, длинные и короткие слова в предложении. Составление схем составленных предложений. Продолжать знакомить детей со слоговым составом слова. Составление схемы слов (2-, 3-, 4-хсложных). Подготовка руки к письму.

Материалы и оборудование: картинки предметные, картинки для составления рассказа о детском саде, картинки животных, три домика, загадки, разноцветные кружки, квадраты.

Ход занятия

Ребята, давайте познакомим Машеньку с вашим детским садом. Ведь она не знает, что это такое, потому что никогда не ходила в детский сад. А вы уже давно ходите в детский сад.

Расскажите Маше, что вы знаете про детский сад.

Вопросы к беседе:

  • Как называется наш детский сад?
  • В какую группу вы ходите?
  • Какие еще группы есть в детском саду?
  • Кто работает в детском саду?
  • Как зовут ваших воспитателей?
  • Как зовут вашу няню?

Теперь Машенька знает многое про ваш детский сад.

А теперь поговорим о том, что мы делаем в детском саду. Маша принесла вам картинки, которые вам помогут.

Составление рассказа по картинке «Что мы делаем в дет­ском саду?» (с помощью наводящих вопросов).

Когда дети одеваются на прогулку, что они на себя надевают?

(Ботинки, колготки, платья, кофту, шарф, шапку, пальто, носки, туфли и т.д.)

Мальчик сидит на стульчике и одевается. Что он еще не успел надеть? Чего у него нет?

Куртки, шапки, шарфа, пальто, шубы, рукавичек.

Молодцы, ребята!

Физминутка

Поиграем с Машенькой.

Заяц мчится, что есть мочи, (изображают бег на месте)

Заяц схорониться хочет. (закрывают лицо ладонями)

То бежит он, то кружит…

(бег на месте, переворачиваются вокруг себя)

Бедный, он всего боится

Где укрыться ото зла.

(руки лодочкой у груди)

От лисицы, от куницы,

(повороты вправо-влево, изображая хвост лисы и хвост куницы)

От орлицы и орла, (показывают крылья орла, широко расставив руки)

Он боится даже белки, (показывают ушки белки)

Певчей птицы, даже мелкой. (показывают клювик птицы, сложив пальцы)

Уши – стрелы, хвост – сучок, (показывают заячьи уши, вытянув руки вверх)

Прыгнул белкой и молчок. (показывают беличий прыжок, а затем подносят указательный палец к губам, изображая молчание)

Мчаться что есть мочи – бежать изо всех сил, очень быстро.

Схорониться – спрятаться.

А теперь давайте напомним Машеньке

Из чего состоит наша речь? (из предложений)

Из чего состоят предложения? (из слов)

Помните, мы составляли предложения по схеме с кружками.

(Разноцветные кружки)

Представьте, что кружки – это слова. Жёлтый кружок – предмет, зеленый – признак предмета, а красный – действие.

Кукла какая? Красивая кукла

Кукла что делает? Сидит. Стоит.

Дом какой? Большой.

Дом что делает? – строится.

В предложении могут быть короткие и длинные слова.

Мы с вами договорились обозначать слова разноцветными кружками, а теперь длинные слова мы будем обозначать кружками, а короткие – маленьким квадратиком.

Составим предложение по схеме:

ДЕТИ ИДУТ В ПАРК. Попробуем ещё.

ДЕТИ ОДАВАЮТСЯ НА ПРОГУЛКУ.

ДЕТИ ИГРАЮТ В СНЕЖКИ.

ДЕТИ ПРИШЛИ НА КУХНЮ.

Маленькие дети спят на кроватях.

СЛОВА делятся на слоги. Это вы уже знаете.

Машенька хочет поиграть с вами в игру «Посели в домик».

Машенька привела с собой гостей

Перед вами три домика.

Посмотрите внимательно на картинку. Что изображено на ней? (Три домика и животные).

Одинаковы ли домики? (Нет, в первом домике одно окно, во втором - два, в третьем - три).

Нам необходимо расселить животных по домикам. В первом домике будут жить животные, в названиях которых 1 слог.

Как вы думаете, какие животные будут жить во втором домике? (Животные, в названиях которых два слога)

Какие животные будут жить в третьем домике? (Животные, в названиях которых три слога)

Как мы проверим, сколько слогов в слове?

Рассели животных по домикам (задание, направленное на развитие навыка слогового анализа)

А теперь составим схемы этих слов

Собака

Подготовка руки к письму

Пальчиковая гимнастика

Наши пальцы играют на фортепиано.

Наши пальцы играют на аккордеоне.

Наши пальцы играют на скрипке.

Наши руки дирижируют.

Я дирижер, а вы оркестр.

Утро настало, солнышко встало, а ну, братец Федя, разбуди соседей: вставай большак, вставай, указка, вставай, середка, вставай, сиротка, вставай, крошка – Митрошка, привет, ладошка!»

Пропись 1 стр 6

Итог занятия . Оценка работы детей.

Пятница Т.В. Грамота? Да!: пособие по обучению грамоте – Мозырь, ООО ИД «Белый ветер», 2005 г. с. 69, 81

А.В. Аджи «Конпекты интегрированных занятий в подготов. Группе д/с» с.53

Н.С. Жукова Пропись 1 стр 6.

МБДОУ Центр развития ребёнка – детский сад № 125 «Яблонька»

КОНСПЕКТ

НОД

ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ

(ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ)

ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

ТЕМА:

«ВМЕСТЕ СО СМЕШАРИКАМИ»

Подготовила воспитатель

Николаева М.Н.,

Г . Дзержинск

2016 г.

ЦЕЛЬ:

обобщение и закрепление полученных знаний по подготовке к обучению грамоте

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

    Совершенствовать умение детей дифференцировать согласные звуки по мягкости и твёрдости

    Закреплять навык словотворчество через придумывание новых названий знакомых предметов

    Совершенствовать фонематический слух, навыки звукового анализа, навыки осознанного слогового чтения.

    обогащать словарный запас детей.

    Продолжать формировать навыки учебной деятельности

Развивающие:

    Развивать грамматический строй речи и связную речь;

    Развивать словесно - логическое мышление, внимание, сообразительность;

    Развивать умение использовать полученные знания в практической деятельности

Воспитательные:

    Способствовать созданию непринуждённой обстановки во время совместной деятельности с детьми

    Поддерживать интерес к образовательной деятельности;

    Воспитывать умение работать в коллективе, желание помочь другу.

    Воспитывать умение слушать и воспринимать задание взрослого, формировать навык самоконтроля и самооценки.

    Закрепить ценность групповых традиций

Предварительная работа:

Словесные дидактические игры «Мостик», «Скажи иначе», «Сочини сказку»

д/и: «Потерялся звук», «Определи место звука в слове», «Измени слово»

«Четвертый лишний», «Закончи слово»

настольно-печатные игры;

конкурс на лучшую придуманную историю

введение групповой традиции «Вопрос из сундучка»

Материал:

Демонстрационный:

игрушки Кроша и Ёжика

ноутбук

мультимедийная установка

слайды презентации по теме занятия

атрибуты к д/игре «Определи звук»

сигнальные сфетофорчики 4-х цветов для динамической паузы

песочные часы

звонок

сундучок с вопросами (групповая традиция на каждый день)

столы, расположенные в 2 ряда (для каждой команды)

Раздаточный:

карточки с буквами и зашифрованным словом

бейджики с обозначением команды (изображения Кроша и Ёжика)

карточки 2-х цветов с разрезанными на слоги словами в корзинках голубого и красного цветов

цветные картинки с изображением разных предметов

прищепки зелёного и синего цветов

набор раскрасок формата А6 (подарок от смешариков)

Методические приемы:

Создание игровой развивающей ситуации

Наглядный

Образец речи воспитателя

Развивающие задания

Использование соревновательного мотива деятельности

Использование ИКТ

Вопросы активизирующего характера

Дифференциация индивидуальных заданий

Индивидуальная помощь взрослого и сверстников

Положительная оценка деятельности детей

Дифференцированный подход:

- при подготовке раздаточного материала для задания «Собери слово»

Предусмотреть слова разной сложности:

Андрей, Даша, Лера – слова 2-х слоговые

Саша, Дима, Настя –усложнение: положить в корзинку лишние слоги

Ход занятия:

Ребята, сегодня у нас не совсем обычное занятие: у нас в гостях воспитатели нашего д/сада.

Я предлагаю начать наше занятие с игры «Тот, кто…»

Я буду называть действие и тех, кто будет его повторять. Будьте внимательны. Начнём?

В ладоши хлопнет тот, у кого сегодня в одежде есть полоски!

Топнет правой ногой тот, у кого есть сестрёнка!

Присядет тот, у кого имя начинается на звук «Д»!

Скажет «ОГО!» тот, кто сегодня съел всю кашу!

Встанет на носочки тот, кто сегодня пришёл в д/сад пешком!

Сделает шаг назад тот, кого привезли на машине!

Помашет руками тот, кто с удовольствием скгодня пришёл в д/сад!

Крикнет «ДА» тот, кто знает, кто такие смешарики!

Я даже и не сомневалась, что все их знают!

Поэтому мы сегодня устроим соревнования.

Для того, чтобы вам выполнить задания, необходимо разделиться на две команды: одна команда будет набирать очки для Кроша, а другая для Ежика. Поэтому и команды будут у нас называться – «команда Кроша» и «команда Ежика».

На карточках, которые я вам раздам, зашифрованы названия команд, в которую вы попадёте. Вам нужно на карточке из букв, обведённых в кружочек, составить слово и прочитать его.

А у Юлии Петровны и Анастасии Ивановны вы получите соответствующий бейджик.

Ну вот и определились наши команды!

Команда «Крош» занимает ряд с красными корзиночками, а команда «Ёжик» - с голубыми.

А гости сегодня будут оценивать результаты и наполнять ваши корзиночки весёлыми шариками.

Первое задание.

Все предметы, которые нас окружают, имеют своё название: окно, стол, полотенце, пенал…

Я предлагаю вам пофантазировать и придумать другие названия предметам, которые я буду называть.

Отвечать нужно будет по очереди каждой команде. Готовы?

    Кастрюля

    Мыло

    Очки

    Ручка

    Стул

    Ноги

    Телефон

    Бутылка

Молодцы! Мне понравились новые названия!

Второе задание «Собери и прочитай слово»

В ваших корзиночках карточки белого и розового цвета. На каждой – слоги от какого-то слова.

из белых карточек и из розовых. Работать нужно будет быстро, время будем отмерять песочными часами. Начинаем по сигналу. Готовы? Начали!

Помогаю, подсказываю, подбадриваю детей…

По сигналу дети заканчивают задание.

Разбираем, что получилось…

А теперь немножко отдохнём.

Динамическая пауза «Хлопни, топни»

Сейчас мы определим, кто из наших знатоков самый внимательный. У меня в руках разноцветные сфетофорчики, каждый обозначает действие: синий - хлопай в ладоши, зеленый - топай ногами, красный - повернись вокруг себя, жёлтый – помаши руками.

Вам необходимо внимательно смотреть, карточку какого цвета я вам показываю и правильно выполнять движения.

Третье задание «Определи звук»

Перед вами – необычные круги. На них картинки с разными игрушками. Для каждой команды – свой круг.

Вы по очереди будете подходить сюда, определять: твёрдый или мягкий первый согласный в названии игрушки и обозначать твёрдый звук синей прищепкой,

А мягкий - …

Да, хорошо, что вы помните.

Итак, начинаем!

    Гриб, паровозик, слон,

машина, мяч, неваляшка

    Лиса, белочка, мишка,

лягушка, бабочка, дом

Все вместе проверяем, исправляем ошибки…

Четвёртое задание «Угадай слово»

Вы узнаёте своё слово и громко его называете:

    Стеклянный, прозрачный, хрупкий

    Белое, пушистое, лёгкое

    Белое, холодное, сладкое…

Молодцы!

Ребята, я рада за вас, вы выполнили все задания!

Какое задание понравилось больше всего?

Какое задание показалось сегодня трудным?

Вы показали свои умения, знания, проявили смекалку. Молодцы!

А теперь, по нашей традиции, я говорю всем вам наши волшебные слова:

Непоседы, «кука- маракука»…(значит, я вас хвалю!)

А что скажет жюри?

В заключении, по нашей традиции, достанем вопрос из нашего сундучка.

Пусть сегодня вопрос выберет Андрей. Согласны?

Дарю всем детям раскраски на память о сегодняшнем соревновании.

Дети здороваются с гостями

Дети

слушают и выполняют действия

по своему выбору

Дети получают карточку с заданием, расшифровывают

слово, получают бейджик «Крош» или «Ёжик»

Дети занимают свои места

Дети из команд по очереди придумывают новые названия, учитывая лексическое значение

предмета

Дети собирают слова:

Машина, музыка, кубики, чудеса, снежинка, игра, дети, море, река, часы, берёза. лего…

Дети по очереди читают свои слова

Дети встают около своего места и выполняют движения

Зелёной

Стакан

Облако

Мороженое…

По желанию дети высказываются по вопросу

«Чему бы вы хотели научиться?»