Как зарегистрировать земли общего пользования в снт. Специфика использования земель садового некоммерческого товарищества (СНТ)

(комментарии юриста)

В настоящее время правила пользования и распоряжения землями общего пользования (далее -- ЗОП ) садоводческих некоммерческих товариществ (далее -- СНТ ) установлены совокупностью федеральных законов России:

01. Федеральный закон РФ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединенияхграждан» №66-ФЗ от 01.01.2001г. («Закон об СНТ »)

02. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ )

03. Федеральный закон РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 01.01.2001г. («Закон о госрегистрации »)

04. Федеральный закон РФ «Земельный кодекс РФ» от 01.01.2001г. («Земельный кодекс »)

05. Федеральный закон РФ «О государственном кадастре недвижимости» 24 июля 2007 года N 221-ФЗ («Закон о кадастре »)

06. Федеральный закон РФ №93-ФЗ от 01.01.2001г. (это комплекс законов , именуемый в народе «Закон о дачной амнистии »)

Как стало известно, некая инициативная группа садоводов СНТ «Лесное» готовит почву для передачи части ЗОП в собственность отдельных членов СНТ.

Что в связи с эти важно понимать ВСЕМ САДОВОДАМ ?

Ответы – в нижеследующих комментариях, основанных на положениях перечисленных выше федеральных законов.

1. Какие существуют виды прав на ЗОП

1.1. ЗОП могут находиться в режиме:

а) права общей совместной (до 1998г. – называлась коллективной совместной) собственности членов СНТ .

б) или права собственности СНТ как юридического лица (Юрлицо ),

1.2. В случае а) решение о передаче ЗОП кому-нибудь должно быть принято письменно поименно единогласно ВСЕМИ членами СНТ (п.2. ст. 253 ГК РФ). А, например, решение об образовании земельных участков из ЗОП осуществляется по соглашению между всеми садоводами об образовании земельного участка (п. 5 ст. 11.2 Земельного кодекса).

В случае б) все решения о судьбе ЗОП принимает Общее собрание членов СНТ (а по уставу СНТ «Лесное» -- Общее собрание уполномоченных ) простым большинством голосов. Т. е. в случае, если это – Собрание уполномоченных, то решение в «минимально допустимом случае» могут принять всего 5,0% + один голос от общего списка садоводов!!!

1.3. У СНТ «Лесное» сейчас имеется Свидетельство о праве совместной (коллективной) собственности садоводов на ЗОП , выданное в 1995г. (Свидетельство № 000, выданное Постановлением главы администрации Выборгского района от 01.01.2001г.). Оно действует и в настоящее время.

1.4. В силу этого любые решения о распоряжении ЗОП, в том числе о разделе их на новые (мелкие) с последующей «прирезкой» их кому-нибудь, будут законны только в том случае, если будут приняты письменно поименно единогласно ВСЕМИ членами СНТ согласно списку!


2. Надо ли переоформлять существующее право на ЗОП

2.1 Закон не обязывает садоводов переоформлять ранее полученное Свидетельство.

Но при желании (мотивы непонятны!!) садоводы могут изменить правовой режим ЗОП: передать ЗОП из совместной собственности садоводов в собственность СНТ как Юрлица.

2.2. Какие от этого могут быть выгоды? Единственная -- что механизм принятия решений о судьбе ЗОП становится очень простым (см. выше п. 1.2.).

2.3. Какие опасности таит перевод права собственности на ЗОП к СНТ? Вот они.

2.3.1. Общее собрание уполномоченных по очень простой процедуре может принять решение с какой-нибудь расплывчатой формулировкой типа: «произвести оптимизацию пользования и распоряжения ЗОП с целью получения дополнительных финансовых средств».

2.3.2. В промежутках между Общими собраниями на основании этого решения Правление примет решение, напр., о передаче ЗОП в аренду какой-нибудь организации на непонятных условиях, а задним числом отчитается перед очередным Общим собранием (опять же уполномоченных!). Это будет выполнение «оптимизации пользования ЗОП ».

2.3.3. А могут принять решение и о продаже части ЗОП кому-нибудь на таких же непонятных условиях (как это сейчас пытаются проделать с ЛЭП). Это будет выполнение «оптимизации распоряжения ЗОП ».

Т. е., принимая решение о переоформлении земель общего пользования из совместной собственности садоводов в собственность юридического лица, каждый садовод отказывается от своей «доли» в общем имуществе Товарищества и передает ее в собственность СНТ навсегда!

3. Надо ли проводить кадастровые работы с ЗОП

3.1. Согласно ст. 11.1 Земельного кодекса и п.5. ст.37 Закона о кадастре, кадастровые работы – это составление кадастрового паспорта земельного участка с проведением межевания (т. е. согласования границ земельного участка с собственниками всех смежных участков).

Т. е. для СНТ «Лесное» это очень дорогостоящие работы (из-за размера и сложности границ ЗОП, а также «непростых» внешних соседей – федерального лесничества и пр.).

3.2. Согласно Закону о госрегистрации , если с земельным участком совершает сделки Юрлицо, перед сделкой необходимо провести кадастровые работы.

Передача ЗОП из совместной собственности садоводов в собственность СНТ как Юрлица – это сделка , требующая госрегистрации, и следовательно, обязательного проведения кадастровых работ с ЗОП.

3.3. Если же ЗОП в собственность СНТ не переводится , проводить кадастровые работы не требуется , за исключением случая, когда у садоводов возникло желание (необъяснимое!) просто заменить Свидетельство старого образца на Свидетельство нового образца.

4. Опасности перехода права на ЗОП к СНТ (в деталях)

4.1. Если всё же решение Общего собрания (Собрания уполномоченных) о передаче ЗОП в собственность СНТ как юрлица принято , то дальше для недобросовестного Председателя правления открывается следующая схема неправомерных действий «в свою пользу» вопреки пользе СНТ:

4.2. Председатель организует вынесение Решения Правления (в худшем случае – фальсифицирует, пример – в конце данного материала!), на основании которого и не дожидаясь соответствующего Решения Общего собрания(Собрания уполномоченных ) совершает от имени СНТ сделку (в соответствии с подпунктом 4) пункта 2 ст. 23 Закона об СНТ), в результате которой отчуждает кому-нибудь кусок из состава ЗОП.

4.3. Сделка по п.4.2. проходит госрегистрацию.

4.4. Приобретатель земельного участка по п. п.4.2,4.3. становится «добросовестным приобретателем » и суд в случае спора вероятнее всего призна’ет (сохранит) его право на землю, а СНТ, следовательно, навсегда лишится этого проданного куска.

4.5. Если же (еще одна ситуация) по сделкам, совершенным Председателем от имени СНТ , у СНТ появятся долги, СНТ будет отвечать по ним всем своим имуществом (абзац третий ст.7 Закона об СНТ), в том числе взыскание может быть обращено и на ЗОП, которые теперь уже будут собственностью СНТ как Юрлица, а не совместной собственностью садоводов .

5. КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

5.1. Передавая ЗОП из совместной (коллективной) собственности в собственность СНТ как юридического лица, каждый садовод отказывается от своей «доли» в общем имуществе Товарищества и практически передает возможность распоряжаться этими землями Правлению и Председателю .

При этом появляется возможность даже вообще лишиться права общей собственности на часть ЗОП, а возможно и на все ЗОП.Пример : СНТ «Заря» во Всеволожском районе лишилось права на часть ЗОП по сфальсифицированным Председателем протоколам Общего собрания и Правления.

5.2. При сохранении же совместной собственности садоводов на ЗОП Распоряжение этими землями осуществляется по согласию всех членов СНТ.

5.3. По действующему законодательству члены Товарищества вправе не осуществлять никакого переоформления существующих земель.

5.4. Если же будет принято решение переоформить существующее Свидетельство о праве совместной (коллективной ) собственности на ЗОП с любой из двух целей:

а) сохранение существующего права совместной собственности членов СНТ но с заменой существующего «старого» Свидетельства от 1995 года на Свидетельство новой формы , установленной действующим законодательством , чего закон сейчас не требует ;

б) перевод права совместной собственности членов СНТ на право собственности СНТ как Юрлица ,

то это в обоих случаях потребует проведения кадастровых работ, стоящих немалых денег.

Чья земля?

Кому принадлежат земли общего пользования садоводческих товариществ? Нужно ли оформлять права на такие земли? Каков порядок оформления прав на земли общего пользования СНТ? С подобными вопросами обращаются все больше и больше представителей товариществ в органы государственной регистрации. Постараемся вкратце прояснить некоторые моменты, связанные с этим непростым процессом оформления прав на земли общего пользования.

Во-первых, земли общего пользования не попадают под «Дачную амнистию», соответственно, на них не распространяется упрощенный порядок приватизации.

Во-вторых, к земле общего пользования в садоводческих товариществах, гаражных кооперативах относятся дороги, проезды, земли на которых расположены линии электропередачи, газопроводы, трубопроводы, водоемы, подсобные сооружения (сторожки), то есть все то, что находится на территории СНТ или ГСК, за исключением земельных участков, непосредственно закрепленных за гражданами. Эти земли являются коллективной собственностью членов кооперативов и товариществ.

В-третьих, согласно статье 28 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно.

В-четвертых, Закон о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации четко указывает на то, что переоформление садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан, а также гаражными потребительскими кооперативами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками сроком не ограничивается.

В-пятых, у любого садоводческого товарищества, гаражного кооператива в составе документов должен находится правоустанавливающий документ на земли общего пользования. Таким документом может быть акт местных властей о передаче земель в собственность, или акт закрепляющий право постоянного бессрочного пользования землей.

Итак, мы уже вкратце обмолвились, что земли СНТ могут принадлежать как на праве коллективной собственности, так и быть закреплены на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Рассмотрим поподробнее случай, когда земельные участки закреплялись за СНТ на праве коллективной совместной собственности.

Почему коллективная совместная, а не совместная собственность, которая предусмотрена Гражданским кодексом РФ? – спросите вы. Для этого надо вернуться в 90-е годы, когда началась повальная приватизация. Так, в соответствии с Земельным кодексом РСФСР №1103-1 от 25.04.1991 г. в РСФСР подтверждалось многообразие и равенство государственной, колхозно-кооперативной, частной, коллективно-долевой форм собственности, поддерживается развитие всех форм хозяйствования: колхозов, совхозов, крестьянских хозяйств, их кооперативов и ассоциаций.

В РСФСР устанавливались государственная собственность на землю и собственность граждан и (или) их коллективов (совместная или долевая).

Большинство садовых объединений, которым были выделены земельные наделы на разных правах владения, воспользовались таким правом приватизировать земельные участки. Личные участки граждан закрепили за каждым гражданином с получением свидетельства о собственности индивидуально для каждого, земли общего пользования оформили в соответствии со статьей 8 Земельного кодекса РСФСР, который на то время имел юридическую силу.

Земли общего пользования садоводческих товариществ передавались им бесплатно и разделу не принадлежали.

В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса РСФСР земельные участки для коллективного садоводства, огородничества и животноводства предоставлялись местными Советами народных депутатов в пределах их компетенции и состояли из земель общего пользования, находящихся в пользовании садоводческих и животноводческих товариществ, и из земель, находящихся в собственности членов указанных товариществ.

К землям общего пользования относились земельные участки, занятые охранными зонами, дорогами, проездами, другими сооружениями и объектами общего пользования.

На земли общего пользования местными Советами народных депутатов садоводческому или животноводческому товариществу должны были выдать документ, удостоверяющий право на землю.

Такие земельные участки, зарегистрированные в соответствии с Земельным кодексом РСФСР, принадлежат гражданам, а ни в коей мере не юридическому лицу. Свидетельство, имеющееся в наличии у садового товарищества, подтверждает наличие права на земельный участок именно у граждан. То, что в качестве правообладателя (субъекта права) указано садоводческое товарищество, накладывает определенные отпечатки, но не исключает право собственности граждан.

Хотя Гражданский и Земельный кодексы не предусматривают наличие коллективной собственности, а только совместную и долевую – это не значит, что ваши земельные наделы вне закона. В Федеральном законе 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», который принят 25 октября 2001 года, есть пункт 9 статьи 3, в котором говорится: «Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Нужно ли менять старое свидетельство с формой собственности коллективная совместная?

Нет, не стоит и даже опасно, принимая решение о переоформлении земель общего пользования из коллективной совместной собственности в собственность юридического лица, каждый гражданин-садовод отказывается от своей доли в общем имуществе товарищества и передает ее в собственность юридического лица.

Передавая земли в собственность юридического лица, вы навсегда привязываете себя к членству, тем самым лишаясь собственности.

Если вы выходите из членов по своему желанию или вас исключают по решению общего собрания, то вы уже не будете иметь свое влияние на судьбу земель общего пользования, так как вы уже не являетесь членами объединения. Если же земли общего пользования остаются в совместной собственности граждан, то выходя из членов объединения, вы все равно остаетесь собственником земель общего пользования до тех пор, пока вы являетесь владельцем своего индивидуального участка.

Здесь же считаем необходимым отметить еще целый ряд вопросов, который может возникнуть в ходе оформления прав на земли общего пользования, а именно несоответствие площади земли, указанной в постановлении и свидетельстве (акте) и уточненной площади, после проведения межевания. Такое расхождение может быть связано как с нарушением границ самого садоводства, так и с самозахватом чужого земельного участка (незаконное увеличение земельного участка). Или участки, уже оформленные в СНТ в собственность, не соответствуют первичной документации и расположены на землях общего пользования. Возможно расхождение в списках членов, представленных председателями СНТ, и это при том, что численность владельцев земельных участков в СНТ может быть свыше двухсот-трехсот и фактически собрать всех собственников для обсуждения того или иного вопроса очень затруднительно, не говоря уже о том, что практически в каждом садоводческом товариществе находятся заброшенные земельные участки, а также другие вопросы, которые затрудняют процесс формирования и оформления земельных участков.

Однако стоит помнить, что существующие права на земли общего пользования у садоводов никто не сможет отнять.

В случае возникновения вопросов о порядке государственной регистрации прав садоводческих, дачных и иных товариществ на земли общего пользования мы всегда готовы проконсультировать заинтересованных лиц как по телефону, так и при личном контакте.

Сергиево-Посадский отдел

Управления Росреестра

по Московской области

56.300000 38.133333

Оперируют понятием «земельный участок общего пользования»;

ГК РФ Статья 262. Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок

  1. Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых «законом» и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
  2. Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.
  • градостроительный кодекс использует термин «территории общего пользования».
  • СПРАВКА: Хотя ГК и ЗК применяют одну и ту же формулировку, смысл, вкладываемый в нее, различен. Земельный кодекс перечисляет объекты улично-дорожной сети, а также пляжи и водные объекты. ГК говорит о любых не огороженных территориях, отнесенных к публичной собственности, причем к их числу стоит относить также леса, болота, луга, где разрешается сбор ягод и грибов.

    Больше информации о праве использования земель лесного и водного фонда, находящихся в собственности государства, найдете в .

    В Градостроительном кодексе приведено определение территорий общего пользования, а для пояснения включен неисчерпывающий перечень, перекликающийся с перечнем из ч. 12 ст. 85 ЗК.

    Резюмируя обзор понятий, нужно отметить, что правильнее говорить не о землях, а о земельных участках общего пользования.

    Они могут входить, как сказано в ст. 85 ЗК, в любые территориальные зоны, то есть в общественно-деловые, жилые, производственные и так далее.

    Это естественно, ведь во всех этих зонах должны быть улицы.

    Однако при обращении к ГрК всплывает еще одно противоречие в понятиях: территориальными зонами названы зоны, для которых устанавливаются градостроительные регламенты, а ч. 4 ст. 36 ГрК устанавливает, что на участки в рамках территорий общего пользования градостроительные регламенты не действуют. То есть по ГрК общественные земли не входят ни в какие территориальные зоны.

    Содержание права общего пользования землей

    ГК РФ указывает на две составляющих права пользования землями общего пользования:

    • возможность пребывания на таких участках;
    • возможность сбора имеющихся природных объектов.

    Однако эти правомочия могут ограничиваться нормативными актами или решением собственника, то есть публичного образования.

    СПРАВКА: Проход по улицам, проезд по автомобильным дорогам, отдых на лавочке в парке – это реализация рассматриваемого права общего пользования земельными участками. А платный вход в парк, платная автодорога, перекрытое движение по улицам и площадям – это возможные ограничения, которые устанавливает собственник.

    В теории все кажется понятным, но любое гражданское право проявляет себя в возможности его судебной защиты. А при попытке защитить рассматриваемое правомочие от посягательств других лиц человек может столкнуться с тем, что его не признают надлежащим истцом.

    Например, если на улице установлен торговый киоск, пешеход, которому этот киоск мешает, вряд ли сможет обратиться в суд с иском о демонтаже торгового павильона, так как не сможет представить доказательств наличия у него того субъективного права, которое нарушено.

    За незаконную торговлю привлекут только к административной ответственности из-за нарушения правил получения разрешения на торговлю и самовольного занятия земли.

    Прохожий же не сможет отстоять свои интересы в судебном порядке. Немаловажен и еще один юридический аспект. Некоторые специалисты приписывают конструкции общего пользования землями не гражданско-правовую, а эколого-правовую природу. То есть это правомочие признается разновидностью права природопользования, а не самостоятельным вещным правом.

    Объекты и субъекты использования земель общего пользования

    В отношении объектов права важно определиться, требуется ли их кадастровый учет или объектами могут выступать любые публичные земли. И ГК, и ЗК говорят об индивидуально-определенных вещах – участках, которые должны иметь границы, сформированные в ходе межевания.

    ВАЖНО! Закон о кадастровой деятельности отвечает утвердительно на вопрос о том, должна ли дорожная сеть и остальные подобные элементы городской планировки быть зарегистрированы в качестве публичной собственности. В ходе комплексных кадастровых работ проводится формирование участков, занятых этими объектами, их и постановка на .

    В то же время, если учитывать эколого-правовой характер общего пользования землей, то объектами могут выступать любые земли, не важно, зарегистрированы ли они. В этом есть своя логика, потому что при прогулках по городским территориям или сельским просторам мы не совершаем никакого распоряжения землями, поэтому регистрация не играет здесь никакой роли.

    Субъектами права вступают только граждане, а не другие участники гражданского оборота – юридическим лицам такая возможность не предоставляется, что связано с самим характером рассматриваемых правоотношений.

    Статья 262 ГК: сфера действия

    Комментарии к ч. 1 ст. 262 ГК сходятся в более широком толковании понятия земельных участков общего пользования, чем приведенное в статье 85 ЗК.

    ГК очевидно включает в число таких земель и лесные угодья, которые не регулируются ЗК.

    Комментаторы приводят ссылки на ст. 11 Лесного кодекса , которая позволяет свободно находиться в лесах и собирать там не древесные ресурсы.

    Особое внимание комментаторов уделяется пределам осуществления права. Публичное образование не может ограничивать доступ на участок произвольно. Различные законы содержат ограничения разной степени конкретики. Так, в Лесном кодексе запрещается сбор видов, включённых в Красные книги.

    СПРАВКА: Ч. 2 ст. 262 содержит норму, не связанную с правом общего пользования на землю. В ней говорится о праве прохода через чужой участок, если он не огорожен.

    Аренда: противоречивая практика

    Статья 85 ЗК содержит запрет на приватизацию земли общего пользования. Арбитражные суды трактуют эту норму по-разному:

    • одни пишут, что аренда таких земель недопустима в силу запрета приватизации (ФАС СЗО, СКО, Дальневосточного округа);
    • другие считают, что нельзя передавать их в частную собственность, а в аренду не запрещено (ФАС Центрального, Поволжского округа).

    Возможность законно поставить киоск на бульваре зависит от региона, в котором находится объект.

    Самозахват: куда обращаться

    В случае самовольного захвата земель можно жаловаться:

    • в прокуратуру;
    • в Росреестр;
    • в муниципальные органы, если земля муниципальная.

    Как мы видим, с общественными землями немало юридических проблем. В разных законах в это понятие вкладывается различный смысл. Неоднозначен запрет на приватизацию – суды по-разному трактуют возможность их передачи в аренду. В любом случае, понятно, что на эти участки должна быть зарегистрирована публичная собственность. Иначе дело обстоит с общим имуществом СНТ – там общая земля закрепляется за СНТ и право использования земель для садоводства бесплатно для членов садоводства и платно для тех, кто не входит в объединение.

    До 31 декабря 2020 года все члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право оформить земельный участок в свою собственность совершенно бесплатно. И проведения торгов в этом случае не потребуется. Важно, чтобы земельный участок соответствовал в совокупности всем перечисленным условиям:

    1. ваш участок должен быть образован из земельного участка, который был предоставлен вам до вступления в силу Федерального Закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации № 137-ФЗ» для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой создавалось или организовывалось указанное объединение, а именно до 25 октября 2001 года, узнать об этом можно, обратившись в управление СНТ, непосредственно к его председателю, и попросить предоставить документы, которые подтверждают предоставление земельного участка товариществу в пользование до 25 октября 2001 года, при отказе в выдаче такого документа это следует указать в заявлении, приложив письменные доказательства обращения к председателю СНТ и его отказа в выдаче таких документов;

    2. земельный участок был предоставлен по распределению вам, как члену садоводческого объединения по решению общего собрания (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании иного документа, который устанавливает распределение земельных участков в объединении садоводов, такое решение должно хранится в СНТ, если вам его не предоставило СНТ, то об этом нужно указать в заявлении и попросить орган местного самоуправления истребовать его у СНТ (ТСН);

    3. земельный участок не изъят из гражданского оборота, не ограничен в обороте, не заложен, не подарен, не предоставлен в безвозмездное пользование иным лицам, как юридическим, так и гражданам, а также в отношении такого земельного участка не принято решение о его резервировании для государственных или муниципальных нужд. Максимально точно выяснить эту информацию можно только лишь при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, после получения отказа, в котором в качестве причины называется его ограниченность в обороте. Если земельный участок по каким - либо причинам не будет соответствовать в совокупности всем вышеперечисленным условиям, то уполномоченный орган местной власти примет решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность гражданину, являющемуся членом СНТ (ТСН).

    Передача земельного участка в собственность лица осуществляется после вынесения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса РФ, на основании заявления гражданина или его представителя положительного решения.

    Если ранее ни один из членов СНТ не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, уполномоченные органы самостоятельно запрашивают сведения о документах, которые устанавливают принадлежность земельного участка СНТ из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, если такие сведения содержатся в ЕГРН (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя), а также сведения о садоводческом объединении в форме выписки из ЕГРЮЛ в ИФНС, производившем государственную регистрацию СНТ или ТСН.

    Заявление о приобретении права на земельный участок, входящий в состав СНТ (ТСН) пишется членом товарищества на имя руководителя уполномоченного органа и подается в уполномоченный орган по месту нахождения земельного участка. Такое заявление пишется в свободной форме, в двух экземплярах. В заявлении необходимо указать Ф.И.О. заявителя, его паспортные данные, название СНТ (ТСН), площадь испрашиваемого земельного участка в квадратных метрах, испрашиваемое право (право собственности), реквизиты документа, по которому земельный участок был предоставлен товариществу. К заявлению необходимо приложить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленную гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости; протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.

    Заявление можно как и подать лично под входящий номер, дату приема, с подписью лица, имеющего право принимать корреспонденцию, так и отправить заказным письмом по почте, с уведомлением о вручении и описью вложения в ценное письмо. В течение определенного срока, установленного регламентом (от 14 до 30 дней) со дня получения вам должны предоставить письменный ответ по вашему адресу. Не лишним будет указать ваш контактный телефон, лучше мобильный, для того чтобы с вами могли связаться в случае возникновения каких-либо вопросов.

    По истечении установленного срока на получение ответа на ваше заявление можно будет обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании бездействия уполномоченного органа незаконным и обязании предоставить вам земельный участок в собственность. После вынесения решения суда в вашу пользу и вступления его в законную силу земельный участок будет предоставлен вам в собственность.