Индивидуальный метод санитарного просвещения и его значение. Учебник: Основы медицинских знаний

САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ - совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на сохранение, укрепление и скорейшее восстановление здоровья и трудоспособности человека, на продление активной его жизни.

В СССР С. п. является составной частью коммунистического воспитания советских людей и призвано способствовать формированию у них научного мировоззрения, воспитанию сознательного отношения к своему здоровью, на основе того, что забота о собственном здоровье и здоровье окружающих является не только личным делом каждого отдельного человека, но и его общественным долгом.

Принципиальными особенностями С. п. в СССР являются: его государственный характер, партийность, высокий научный уровень, дифференцированный подход к содержанию и методике С. п. в зависимости от возраста, состояния здоровья, национальных особенностей, обычаев и традиций тех групп населения, среди к-рых проводится эта работа.

Стремление поставить достижения медицины на службу здоровью населения составляло одну из лучших традиций передовых представителей отечественной медицины еще в дореволюционной России. Н. И. Пирогов утверждал: «Наша задача -обнародовать науку всеми средствами, которые мы имеем под руками». Виднейшие представители клинической и теоретической медицины прошлого - М. Я. Мудрое, И. Е. Дядьков-ский, К. В. Лебедев, Е. О. Мухин, С. П. Боткин, Г. А. Захарьин, B. А. Манассеин и др. неизменно подчеркивали большое познавательное и воспитательное значение популяризации медицины и гигиены. Значительный вклад в дело С. п. в России внесли земские врачи, непосредственно сталкивавшиеся с сан. безграмотностью и бескультурьем огромной части населения страны. Однако в условиях царской России С. п. не могло развиваться успешно в связи с препятствиями, чинившимися имущими классами в области распространения среди широких народных масс передовых идей и научных знаний. Зато в агитационно-пропагандистской деятельности большевиков вопросы охраны здоровья рабочего класса занимали видное место. Яркие примеры политической агитации и пропаганды на эту тему содержат «Искра», «Правда», «Звезда» и другие большевистские газеты, а также листовки, прокламации, обращения и воззвания к рабочим, выпускавшиеся большевистскими партийными организациями. Врачи-большевики Н. А. Семашко, 3. П. Соловьев, И. В. Русаков и др. в своих выступлениях связывали работу по охране народного здоровья и пропаганду гиг. знаний с общими задачами борьбы за свержение самодержавия.

Великая Октябрьская социалистическая революция определила коренной поворот в деле С. п., к-рое стало одной из воспитательных функций молодого советского государства. Установка на самое активное участие трудящихся в деле охраны своего здоровья и огромная тяга к знаниям народных масс, освободившихся от царского гнета, способствовала широкому развитию С. п.

«Народный комиссариат здравоохранения,- писал Н. А. Семашко,- считал бы несоответствующим своему назначению каждого врача на участке или в городской больнице, который не помогал бы распространению санитарных знаний среди населения... Без санитарной культуры не может быть культуры вообще; без санитарного просвещения не может быть здорового населения, а без здорового населения не может быть прочного фундамента социалистического здания».

По мере развития Советского государства менялись содержание, организационные формы и методика C. п., но оно всегда отражало актуальные задачи социалистического строительства в области охраны народного здоровья.

В годы интервенции и Гражданской войны (1918-1920) в труднейших условиях экономической разрухи С. п. явилось острым оружием в деле мобилизации широких масс населения на борьбу с эпидемиями, угрожавшими как гражданскому населению, так и молодой Красной Армии, героически сражавшейся на многочисленных фронтах. В подписанном В. И. Лениным декрете Совнаркома от 28 января 1919 г. «О борьбе с сыпным тифом» содержалось указание о принятии срочных мер по развитию широкого С. п. В эти годы С. п. получило особенно большое развитие в Красной Армии, что способствовало охране здоровья красноармейцев и воспитывало их как сан. активистов, много сделавших для пропаганды С. п. после демобилизации в деревне и на производстве.

В соответствии с условиями военного времени С. п. носило гл. обр. агитационный характер; наиболее распространенными формами были сан. митинги, боевые листки, лозунги, агитплакаты, окна РОСТА. В С. п. принимали участие такие видные художники-плакатисты, как В. Н. Дени, Д. С. Моор; поэты Вл. Маяковский, Демьян Бедный, создавшие блестящие образцы политически насыщенных и острых по оформлению санитарно-просветительных материалов.

С переходом на мирное строительство, в период восстановления и реконструкции народного хозяйства перед С. п. возникли новые задачи. Его тематика значительно расширилась. Основное внимание направляется на охрану материнства и младенчества, на борьбу с туберкулезом и венерическими болезнями, на оздоровление условий труда и быта. Принятие в 1930 г. постановления СНК РСФСР о сан. минимуме явилось стимулом к развертыванию массовых форм работы с целью мобилизации населения на работу по наведению чистоты и сан. благоустройства в населенных пунктах и на производстве. Проводились такие массовые мероприятия как «дни и недели чистоты», субботники, «банные дни» и т. п. Наряду с этим стали чаще практиковаться чтение циклов лекций, организация кружков и курсов для определенных групп населения в целях углубленной пропаганды мед. и гиг. знаний.

В годы Великой Отечественной войны С. п. было направлено на подготовку населения к сан. обороне. Возникла угроза эпидемических заболеваний, что требовало развития противоэпид. пропаганды. Широко проводилась пропаганда донорства, а также знаний по сан.-хим. защите. Изменились и формы работы; возродились «воскресники», декадники. В связи с недостатком бумаги и полиграфическими трудностями лозунги начали выпускать на обрезках бумаги; для размножения материалов на местах стали создавать трафареты и штампы взамен типографских изданий; лозунги демонстрировались на киноэкранах и т. п.

После окончания войны С. п. стало одним из важных факторов ликвидации ее сан. последствий. Важной вехой послевоенного развития С. п. явился приказ М3 СССР № 109 от 16 февраля 1948 г. «О мероприятиях по улучшению санитарного просвещения», обязавший всех медработников уделять этой работе определенную часть своего служебного времени. С 1955 г. стали разрабатываться утверждаемые Советами Министров союзных республик комплексные планы по улучшению гиг. и мед. пропаганды среди населения, что сделало С. п. обязательной функцией не только органов и учреждений здравоохранения, но и многих других ведомств и организаций, проводящих образовательную и информационную работу.

В свете решений XXVI съезда КПСС, июньского (1983) Пленума ЦК КПСС и постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дополнительных мерах по улучшению охраны здоровья населения» (1982) в эпоху развитого социализма С. п. отводится особо ответственная роль как важному средству совершенствования социалистического образа жизни (см.), обеспечения всестороннего и гармоничного развития советского человека, формирования у каждого гражданина сознательного отношения к своему здоровью.

С. п. охватывает в СССР все разделы профилактической работы: ан-тенальную профилактику в период беременности, осуществляемую в женских консультациях; профилактику заболеваний среди детей раннего, дошкольного возраста, среди школьников и педагогов, всего взрослого населения с учетом условий труда и быта. Оно направлено на оптимизацию сан-гиг. условий жизни и охрану окружающей среды; должную организацию труда и отдыха, рациональное питание; развитие физической культуры и спорта; правильное половое воспитание; включает противоалкогольную и ан-титабачную пропаганду; служит первичной и вторичной профилактике заболеваний и травматизма. Выполнение этих задач требует дифференцированного подхода к определению содержания и методики работ в зависимости от конкретной ситуации и степени сан. культуры (представлений, знаний, интересов, потребностей, привычек и поведения в вопросах здоровья) тех или иных групп населения. Особой задачей

С. п. является пропаганда мероприятий партии и правительства в области охраны народного здоровья, а также организация общественной самодеятельности в помощь органам здравоохранения.

С. п. как отрасль воспитательной работы полностью обеспечено организационно и материально. В составе органов здравоохранения имеется специальная служба С. п., куда входят руководящие работники (специалисты по С. п. мин-в здравоохранения СССР, союзных и автономных республик), врачи по С. п. и средние медработники (инструкторы по С. п.) в сан.-эпид. и леч.-профилактических учреждениях. Специальными учреждениями являются республиканские, областные (краевые), городские и районные Дома санитарного просвещения (см.).

Поскольку С. п. выходит далеко за рамки органов и учреждений здравоохранения, большое значение приобретает координация этой работы, осуществляемая Всесоюзным советом санитарного просвещения (ВССП), работающим под руководством Министерства здравоохранения СССР. В союзных и автономных республиках имеются аналогичные советы. В состав ВССП входят представители министерств и ведомствг а также многих общественных организаций, проводящих образовательную, воспитательную и информационную работу среди населения.

С целью определения конкретных мероприятий по С. п., проводимых ведомствами и организациями, ВССП разрабатывает на очередное пятилетие «Комплексный план по гигиеническому обучению и воспитанию населения», к-рый утверждается Министерством здравоохранения СССР. Такие же планы разрабатывают в союзных республиках. ВССП проверяет выполнение планов и обсуждает эти вопросы на своих пленумах. Важно подчеркнуть роль в С. п. Министерства просвещения СССР, Государственных комитетов по печати, радиовещанию, телевидению, кинематографии, профессиональных союзов, обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (см. Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР). Велика также роль Советов народных депутатов, в составе к-рых имеются комиссии здравоохранения, а также подчиненной им сети культурно-просветительных учреждений, организующих у себя сан.-просвет, мероприятия. Необходимые материальные средства для проведения С. п. предусматриваются как в центральном, так и в местных бюджетах.

С. п. проводится на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве путем вводного инструктажа и курсового гиг. обучения работающих с учетом специфики производства. В детских дошкольных учреждениях С. п. включено в различные формы воспитательной работы среди детей, а также с обслуживающим персоналом и родителями. Большое внимание уделяется включению С. п. в школьные учебные программы, в различные формы внеклассной и внешкольной работы. В целях повышения эффективности С. п. соответствующие мероприятия проводятся также среди педагогов и родителей.

В учреждениях здравоохранения С. п., проводимое медработниками больниц, поликлиник, амбулаторий, санаториев и др., планируется как обязательная часть производственной их деятельности и организуется в соответствии с профилем данного учреждения. Особое внимание уделяется включению С. п. в систему диспансеризации населения (см. Диспансеризация).

В системе С. п. используются различные формы, средства и методы: устное и печатное слово, наглядная пропаганда (плакаты, диапозитивы, кинофильмы) и сочетание этих средств и методов, что является наиболее эффективным. Устное слово позволяет устанавливать тесный контакт со слушателями, учитывать интересы и особенности аудитории. Индивидуальная беседа врача с пациентом обеспечивает правильные взаимоотношения между ними и имеет не только информационное, но и психотерапевтическое значение. Важным также является инструктаж при выписке из стационара, особенно хрон. больных или потенциальных бактерионосителей.

Из массовых средств пропаганды С. п. особенно распространена лекция. Активности восприятия и лучшему усвоению материала способствует практика вопросов и ответов, проведение групповой дискуссии и т. п. Магнитофонная запись лекции позволяет проводить неоднократное организованное ее прослушивание в леч.-профилактических или культурно-просветительных учреждениях. Особой формой является устный журнал. Это комбинированная форма С. п., включающая выступления по определенной программе нескольких специалистов-врачей с привлечением в необходимых случаях (в зависимости от темы) юристов, педагогов, работников ГАИ и др. Из других средств устного метода можно упомянуть викторину - познавательную игру с элементами соревнования, содействующую расширению кругозора слушателей в области медицины, в первую очередь гигиены. Особенно уместно проведение викторин среди школьников и в пионерских лагерях. Особое значение приобрела гигиеническая подготовка различных групп населения путем проведения в народных университетах здоровья (см.), школах и т. п. занятий на сан.-просвет, темы, а также беседы с беременными женщинами, матерями, общественным сан. активом и др.

Для различных профессиональных групп населения обязательна гиг. подготовка до начала или в процессе их производственной деятельности. Такие занятия по определенным программам, в соответствии с профил ем профессии, проводятся в виде сан.-технического инструктажа и сан.-технической подготовки на предприятиях и в сельском хозяйстве, на транспорте, в строительстве, сфере обслуживания.

Материалы для С. п. издаются в виде популярных статей в общей и медицинской прессе, стенных и многотиражных газетах, а также в виде научно-популярных брошюр и памяток. Печатные издания могут быть адресованы определенным контингентам: больным с конкретными заболеваниями, родителям, сельскому населению и др.

Средства наглядной пропаганды, применяемые в С. п., охватывают предметы оказания первой помощи, ухода за больным, ухода за новорожденным и др., демонстрацию натуральных патологоанатомических препаратов, муляжей, моделей, макетов, плакатов, слайдов, диапозитивов, кинофильмов и др. Более всего распространены плакаты (цветн. рис.). Перечисленные средства применяют также в специальных музеях и на выставках. С. п. использует также кино и телевидение. Большое значение имеет информация населения через центральное и местное радиовещание, организующее выступления ученых и врачей, проведение бесед по С. п. с использованием местного материала. Применяются, наконец, малые формы наглядной пропаганды в виде наклеек на спичечных коробках и конвертах, почтовых марок, публикация соответствующих материалов в календарях и пр.

Научно-исследовательская и научно-методическая работа в области С. п. имеет своей задачей уточнение и совершенствование функций, содержания, методик и организации С. п. При этом изучается уровень сан. культуры населения, в т. ч. гиг. навыки и привычки, знания, уровень сан. сознательности, мотивы, интересы и потребности в деле охраны и укрепления здоровья, степень общественной самодеятельности в области здравоохранения. Кроме того, результаты исследований определяют наиболее рациональные пути развития и методы С. п., обеспечивающие наибольшую эффективность.

Для изучения степени восприятия различных форм С. п. и оценки его результатов наиболее часто применяют следующие методики: интервью в двух формах - стандартизированное (с предварительно уточненной программой) и нестандарти-зированное (задается только цель интервью); анкетирование - заочное либо путем личного опроса и т. д. Сюда же относится изучение мед. документации, отражающей степень сан. культуры больных. Особое место занимает экспериментальный метод. При изучении эффективности тех или иных средств С. п. полезны психофизиологические методики.

Научно-исследовательским и научно-методическим центром С. п. в СССР является Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения Министерства здравоохранения СССР (ЦНИИСП М3 СССР). Его задачей является разработка теории и методов С. п., а также издание методических и наглядных пособий (см.). Институт готовит, кроме того, специалистов по С. п. в очной и заочной аспирантуре, повышает квалификацию работников системы С. п. путем организации курсов в центре и на местах. Институт активно участвует в работе ВССП, является головным институтом по проблеме «Санитарное просвещение» проблемной комиссии при Президиуме АМН СССР, поддерживает многочисленные связи со специальными учреждениями и специалистами как социалистических, так и капиталистических стран. В частности, установлены деловые связи с аналогичными институтами в Софии (НРБ), Праге и Братиславе (ЧССР), Белграде (СФРЮ), Дрездене (ГДР), Будапеште (ВНР), а также с национальными и региональными центрами по С. п. в ряде социалистических (МНР, ПНР, СРР) и капиталистических стран (Франция, Великобритания, ФРГ, США и др.).

В социалистических странах С. п. организовано в основном по советскому образцу с учетом своих национальных особенностей. Лучшему межгосударственному контакту и взаимопониманию в области С. п. служит разработка международного терминологического словаря «Санитарное просвещение», выполненная специалистами институтов С. п. социалистических стран Европы.

В капиталистических странах С. п. проводится гл. обр. общественными организациями. Наряду с этим имеется тенденция к повышению активности государственных учреждений. Эта работа отражает классовые интересы капиталистического общества и отличается принципиально и методологически от советского С. п.

Особое значение С. п. имеет в развивающихся странах. Однако, ввиду малой численности местных мед. кадров, работа проводится там в основном силами международных организаций.

С 1949 г. в системе Всемирной организации здравоохранения (см.) существует секция С. п., к-рая работает в контакте с ЮНЕСКО и Международным союзом С. п. Ежегодно 7 апреля под руководством ВОЗ проводится «Всемирный день здоровья» как комплекс информационных мероприятий массового характера в целях привлечения внимания общественности к наиболее важным проблемам охраны здоровья.

В 1951 г. был основан Международный союз санитарного просвещения (МССП) как неправительственная организация, с целью содействия С. п. в странах, входящих в ее состав (СССР входит в эту организацию). В 1968 г. для стран Европы был основан региональный орган МССП - Европейское зональное бюро, имеющее рабочие группы для сбора информации по отдельным проблемам С. п. МССП проводит международные конференции в целях обмена опытом (раз в 3 года), а также симпозиумы, в частности для специалистов социалистических стран Европы. С 1958 г. МССП издает международный журнал для распространения информации о научно-исследовательской, методической и организационной работе по санитарному просвещению.

Активное участие советских специалистов в международных конференциях по С. п., симпозиумах и семинарах, организуемых секцией С. п. ВОЗ и МССП, зарубежные командировки советских специалистов по С. п., проведение подготовки работников по С. п., командируемых ВОЗ и МССП в ЦНИИСП Минздрава СССР, - все это содействует популяризации за рубежом принципов и методов советского С. п. Эти же цели достигаются организацией за рубежом выставок, демонстрирующих достижения советского С. п., а также публикацией статей советских авторов в международном журнале по С. п.

Санитарное просвещение в войсках является составной частью деятельности мед. службы Вооруженных Сил СССР, проводимой в тесном контакте с политико-воспитательной и культурно-массовой работой. Оно направлено на развитие у военнослужащих материалистического понимания явлений природы, на усвоение ими знаний и выработку навыков по сохранению и укреплению здоровья и предупреждению инф. заболеваний, а также на закрепление знаний и навыков, полученных в ходе военномедицинской подготовки войск (см.).

Основными задачами С. п. в войсках являются: пропаганда мероприятий КПСС и Советского правительства в области здравоохранения; распространение мед. и гиг. знаний, выработка гиг. навыков, проведение противоалкогольной и научно-атеистической пропаганды; совершенствование знаний и закрепление практических навыков по оказанию самопомощи и взаимопомощи (см.) при боевых поражениях, острых заболеваниях и травмах; мобилизация личного состава на сознательное выполнение требований уставов, наставлений и приказов в части сохранения и укрепления здоровья военнослужащих, повышения сан.-эпид. благополучия войск.

В России С. п. в армии было объявлено обязательным лишь в начале 20 в. и заключалось в привитии солдатам гиг. норм и навыков. Одновременно проводились занятия по подготовке санитаров и санитаров-носилыциков.

Становление С. п. в Советской Армии неразрывно связано с именем 3. П. Соловьева, считавшего, что пропаганда сан. знаний должна давать красноармейцу прочное сан. воспитание, создающее предпосылки для его активного участия в деле охраны здоровья коллектива и каждого военнослужащего. После гражданской войны, с переходом к мирному хозяйственному строительству, была поставлена задача полностью ликвидировать сан. безграмотность в армии.

В годы Великой Отечественной войны С. п. получило свое дальнейшее развитие. Оно проводилось в боевых, запасных и резервных частях, в военных госпиталях и батальонах выздоравливающих. Большое внимание С. п. уделяла военная печать (фронтовые, армейские, дивизионные газеты). На фронтах издавались листовки, лозунги и плакаты. С. п. в значительной мере способствовало предупреждению инф. заболеваний и сохранению здоровья воинов, а в конечном итоге - повышению боеспособности частей и соединений.

В связи с оснащением войск современной боевой техникой и вооружением перед С. п. поставлены новые задачи - способствовать сохранению и укреплению здоровья воинов путем их ознакомления с основами физиологии военного труда в различных родах войск и разных военных специальностей; обучению мерам техники безопасности при работе с радиоактивными веществами и агрессивными жидкостями, а также при длительном пребывании в условиях СВЧ-поля; закреплению навыков по оказанию самопомощи и взаимопомощи при современных боевых поражениях.

В этих условиях резко возрастает роль методического руководства С. п., к-рое осуществляет ЦВМУ МО СССР и методические бюро по С. п. мед. служб военных округов (групп войск), флотов (флотилий). Консультативную помощь методическим бюро оказывает методический кабинет по С. п. Военно-медицинского музея МО СССР.

Начальники медслужбы частей, кораблей, соединений и военно-учеб-ных заведений постоянно поддерживают связи с учреждениями, занимающимися политико-воспитательной и сан.-просвет, работой, всесоюзным об-вом «Знание», комитетами СОКК и КП СССР, Домами С. п.

Важными условиями эффективности С. п. являются его целенаправленность, плановость и непрерывность. С. п. планируется в тесном контакте с командованием и политическими органами по периодам обучения и на каждый месяц с учетом особенностей военного труда, задач по боевой подготовке, краевой патологии, времени года, данных анализа заболеваемости, травматизма и трудопо-терь среди личного состава, сан. состояния части и задач военно-мед. подготовки; в лазаретах и госпиталях - с учетом профиля мед. учреждения (отделения), состава больных и требований лечебно-охранительного режима.

При организации и проведении С. п. широко используются различные формы и методы: лекции, беседы (в том числе по радио и телевидению), научно-популярные конференции, демонстрация кинофильмов, диафильмов, диапозитивов, издание листовок, памяток, лозунгов, выпуск сан. бюллетеней, организация фотовыставок, опубликование статей в армейской и фронтовой печати и т. д.

Ответственность за организацию, планирование и проведение С. п. возлагается на начальников мед. службы частей (кораблей), соединений, а в военных госпиталях, санаториях и домах отдыха - на заместителей начальников этих учреждений по мед. части.

Санитарное просвещение в системе гражданской обороны имеет целью распространение мед. и гиг. знаний среди населения в интересах обеспечения его защиты от оружия массового поражения. Оно призвано содействовать обучению населения правилам поведения в очагах массового поражения в военное время и при стихийных бедствиях в мирное время, способствовать приобретению навыков в оказании первой медпомощи пострадавшим и использованию для этого современных средств помощи, а также воспитывать твердую уверенность в эффективности мед. мероприятий ГО. Значительное место в этой работе отводится также пропаганде безвозмездного донорства, предупреждению инф. заболеваний и пищевых отравлений.

С. п. включено в общую систему подготовки населения по ГО, предусмотренную нормативными документами и действующими программами обучения; при этом оно не дублирует специальную подготовку по защите от оружия массового поражения, но существенно дополняет и обогащает ее.

Организацию и проведение работы по С. п. населения в системе ГО осуществляют органы и учреждения здравоохранения, территориальные штабы и курсы ГО совместно с учреждениями науки, культуры и народного образования при активном участии об-в Красного Креста и красного Полумесяца, «Знание», «ДОСААФ» и др.

С. п. в системе ГО проводят врачи, средние и младшие медработники, с привлечением к этой работе активистов ГО министерств, ведомств и общественных организаций.

В С. п. используются такие средства массовой информации, как печать, кино, радио, телевидение, местное радиовещание. Выпускаются короткометражные научно-попу-лярные, учебные фильмы и кино-журналы по ГО, содержащие материалы по защите населения в очагах массового поражения.

Организационно-методическим и координирующим центром пропаганды мед. знаний по ГО на соответствующей территории являются Дома С. п., систематически проводящие массовую сан.-просвет, работу оборонного характера. В разрабатываемых ими планах предусматривается проведение семинаров с медработниками, сан. активистами, руководителями занятий по методике С. п., осуществление обмена положительным опытом работы, организация выставок и уголков первой помощи, учет всей сан.-просвет. работы на обслуживаемой территории (республика, край, область, город, район).

Местом проведения санитарно-просветительной работы служат в первую очередь леч.-профилактические учреждения, курсы и классы ГО, а также культурно-просветительные учреждения и места отдыха трудящихся (парки культуры и отдыха, пионерские лагеря, агитпункты, кинотеатры, красные уголки ЖЭКов и т. п.).

Библиография: Аккерман А. И. и Маников JI. М. Санитарно-просветительная работа по вопросам гражданской обороны, М., 1970; Баранов А. Г. и Свердлов А. К. Пропаганда медицинских и естественнонаучных знаний в войсках округа, Воен.-мед. журн., № 1, с. 18, 1971; Брыкин И. С. Использование наглядной агитации в санитарном просвещении, там же, JVft 2, с. 80, 1976; Гражданская оборона (пособие для подготовки населения), под ред. А. Т. Алтунина, М., 1980; Греков В. А. Пропаганда гражданской обороны - важная задача, М., 1979; Курцев П. А. Санитарно-оборонной работе - повседневное внимание, М., 1974; «Поранений Д. Н. Гигиеническое воспитание населения в СССР, Гиг. и сан., № 11, с. 18, 1977; Лоранский Д. Н. и др. О международном сотрудничестве в области санитарного просвещения, Сов. здравоохр., № 6, с. 70, 1978; Нестеренко А. И. Санитарное просвещение в РСФСР, Становление и начальный период развития (1917-1921 гг.), М., 1971; О ш e р о в С. X. и др. Учебное пособие по медицинской службе гражданской оборОны, М., 1981; Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения, в кн.: Основные документы, с. 5, Женева, 1978; Учебник для подготовки санитарных дружин и санитарных постов, под ред. А. Ф. Решетова, М., 1981; Энциклопедический словарь военной медицины, т. 4, ст. 1326, 1418, М., 1948.

Д. Н. Лоранский, И. С. Соколов; С. А. Алексанкин (воен.), Б. А. Гайко (ГО).

6.20. санитарное просвещение

Одним из основных направлений профилактической медицины является санитарное просвещение. Санитарное просвещение пропагандирует здоровый образ жизни, физическую и медицинскую активность и т.д. Распространение медицинских знаний зависит от методов санитарного просвещения.

Методы санитарного просвещения. Методы санитарного просвещения подразделяются по виду передачи информации на методы индивидуального воздействия, воздействия на группу лиц, массового воздействия. По видам используемой пропаганды различают методы устной (беседы, доклады, дискуссии), печатной (плакаты, брошюры, листовки, лозунги) и изобразительной (выставки, санитарные бюллетени и т.д.) пропаганды.

Метод индивидуального воздействия заключается в санитарно-просветительном воздействии на индивидуума (больного или его родственника). Групповой метод заключается в воздействии на различные возрастные, половые и профессиональные группы населения. Этот метод достаточно эффективен, так как группа однородна по интересам - есть обратная связь. Метод массового воздействия позволяет воздействовать одновременно на большое число людей.

Рассмотрим принципы санитарного просвещения в системе отечественного здравоохранения. Санитарное просвещение носит государственный характер и является обязанностью всех медицинских работников, оно должно быть планомерным и организованным, соответствовать современному состоянию науки. Санитарное просвещение должно быть дифференцировано в методическом отношении в зависимости от аудитории. Работа по санитарному просвещению проводится совместно с немедицинскими ведомствами, обществами Красного Креста и Красного Полумесяца, обществом «Знание» и т.д.

Целью санитарного просвещения является формирование санитарной культуры населения, соответствующей современным гигиеническим требованиям и рекомендациям. Санитарная культура - это осведомленность населения в вопросах гигиены и в области охраны здоровья. Но важно не только обладать достаточной суммой гигиенических знаний, но и реализовать эти знания в своем поведении. Санитарное просвещение направлено на то, чтобы полученные населением гигиенические знания нашли свое практическое применение.

Учреждения санитарного просвещения. Основными учреждениями службы санитарного просвещения являются центры профилактики (ранее дома санитарного просвещения), кабинеты профилактики в поликлиниках. В поликлиниках и центрах государственного надзора предусмотрена должность инструктора по санитарному просвещению. Заметную роль в развитии санитарного просвещения играют общества Красного Креста и Красного Полумесяца, Общество борьбы за трезвость, телеи радиопередачи, программы, посвященные вопросам здоровья.

Научно-методическим центром санитарного просвещения является Центральный научно-исследовательский институт медицинских проблем пропаганды здорового образа жизни. Научные исследования в институте ведутся по следующим направлениям: медико-социальные аспекты пропаганды здорового образа жизни, совершенствование системы санитарного просвещения, санитарное просвещение в деле охраны здоровья женщин, детей и подростков и т.д.

Санитарное просвещение - обязательное мероприятие деятельности каждого лечебно-профилактического учреждения, профессиональная обязанность каждого медицинского работника. В настоящее время во всех лечебно-профилактических учреждениях предусмотрена работа по санитарно-гигиеническому воспитанию населения. Ведь именно поведение человека, так называемый личностный фактор, играет главную роль в профилактике заболеваний и предупреждении осложнений.

К сожалению, очень часто санитарно-просветительная работа ведется формально. Это происходит из-за недооценки медицинскими работниками значения просветительной работы, из-за отсутствия знаний об организации и методических подходах к этой работе, что приводит к нарушению основного принципа санитарного просвещения - дифференцированное™ и целенаправленности пропаганды. Основными направлениями санитарного просвещения в поликлинике являются привлечение населения на медицинские профилактические осмотры и санитарное просвещение больных и здоровых, находящихся под диспансерным наблюдением. Санитарное просвещение среди здоровых людей предполагает прежде всего пропаганду здорового образа жизни: гигиенические советы относительно труда, отдыха, питания, занятий физкультурой и спортом, борьбы с вредными привычками и т.д. Для этой цели используются лекции, индивидуальные беседы, санитарные бюллетени и т.д. Особенно важна коррекция гигиенического поведения здоровых людей, имеющих определенный риск заболеваний, так как это важнейший момент первичной профилактики, формирование установки на здоровый образ жизни.

Санитарное просвещение в стационаре дает информацию о правильном гигиеническом поведении во время пребывания в больнице, поведении после выписки из стационара, а также по общегигиеническим вопросам, особенно при наличии у больного повышенного интереса к этой теме. В стационаре проводят лекции, беседы, дискуссии.

Санитарное просвещение в эпидемических очагах предусматривает убеждение больного и его родственников в необходимости госпитализации, инструктаж лиц, имеющих контакт с больным.

Курсовым гигиеническим обучением охватываются работники парикмахерских, бань, прачечных, сотрудники отвечающие за жилищный фонд, работники водопроводных станций и т.д. Обучением охватываются все лица, принимаемые на работу. Повторно кадры обучаются каждые 2 года. Программы обучения зависят от специфики работы, но общими для всех программ являются гигиенические требования, направленные на охрану окружающей среды и общественного здоровья (охрана атмосферного воздуха, водоемов, благоустройство территории, удаление пищевых и промышленных отходов и нечистот, профилактика грибковых и других заболеваний и т.д.) и на охрану здоровья самих работников (использование средств защиты, соблюдение правил хранения и применения химических средств, соблюдение правил личной и профессиональной гигиены и т.д.).

Санитарное просвещение формирует не только знания и взгляды человека в отношении здоровья, но и его образ жизни. Формирование здорового образа жизни является обязанностью и социальных работников. При этом они могут использовать те же методы и средства санитарного просвещения, что и медицинские работники. Необходим тесный контакт медицинских и социальных работников, сотрудников санитарно-просветителъных учреждений, объединение их совместных усилий в деле формирования высокой санитарной культуры населения и сознательного гигиенического поведения граждан.

Санитарное просвещение, раздел здравоохранения и медицинской науки, разрабатывающий вопросы теории и практики повышения санитарной культуры населения. Под последней понимают совокупность знаний в области гигиены, профилактической медицины и выполнение соответствующих гигиенических или профилактических правил. С. п. как научная отрасль опирается на опыт не только медицинских дисциплин, но и социологии, психологии, педагогики. В практике санитарного просвещения используются устное слово, печать, радио, кино, телевидение, народные университеты, «школы» здоровья и т. п.

От других традиционных видов просветительной работы санитарное просвещение отличается только задачами и содержанием.

Формы проведения мероприятий по санитарному просвещению, как и средства его проведения у всех видов просветительной работы одинаковые, и хорошо разработаны в отечественной просветительской практике ещё в -30-е гг. XIX века . См., например, Просвещение психологическое . Просвещение педагогическое .

В то же время есть чисто медицинские варианты: санитарный бюллетень (санбюллетень), листовка, памятка.

Просвещение санитарное в школе

Санитарное просвещение в школе - распространение среди учащихся, их родителей и персонала школы сведений из области школьной гигиены, физиологии, эпидемиологии, педиатрии. Осуществляется школьным врачом совместно с учителями. Примерная тематика бесед по санитарному просвещению: «Организация режима дня», «Закаливание организма», «Правильный уход за одеждой и помещением», «Значение профилактических прививок» и т. п. Вместе с врачом администрация школы и учителя организуют общешкольные и классные санитарные посты и школьно-санитарную дружину.

Просвещение санитарное во вспомогательной школе

Здесь санитарное просвещение имеет некоторую специфику, определяемую контингентом учащихся и осуществляется на основе знания и соблюдения требований специальной дидактики - олигофренопедагогики.

Возможные опасности санитарного просвещения

Безадресное санитарное просвещение, проводимое без обратной связи, с нарушением этических правил, без учета характеристик адресата (реципиента) может приводить к негативным последствиям. См. Ятрогения

Примечания

Литература

  • Бергер И. А. К методике психосанитарного просвещения // Психогигиенические и неврологические исследования. - Том II, вып. I. Психогигиена / Под ред. Л. М. Розенштейн. - М.: Изд. ГНИНПП, 1930. - С. 239-156.
  • Энциклопедический словарь медицинских терминов. В 3-х томах / Главный редактор Б. В. Петровский . - Москва: Советская энциклопедия , . - Т. 3. - С. 69. - 1424 с. - 100 000 экз.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Санитарное просвещение" в других словарях:

    САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ - в СССР, популяризация санитарно оздоровительных мероприятий, пропаганда постановлений партии и правительства в области здравоохранения и вооружение гигиеническими и медицинскими знаниями и навыками широких масс трудящихся в целях вовлечения их в… … Большая медицинская энциклопедия

    санитарное просвещение - Информирование населения в вопросах здравоохранения. Процесс обучения лица или общества поведению, содействующему укреплению, поддержанию и восстановлению здоровья, предупреждению и прекращению заболеваний. [Англо русский глоссарий основных… … Справочник технического переводчика

    Раздел здравоохранения (См. Здравоохранение) и медицинской науки, разрабатывающий вопросы теории и практики повышения санитарной культуры населения. Под последней понимают совокупность знаний в области гигиены (См. Гигиена),… … Большая советская энциклопедия

    Раздел профилактической деятельности органов и учреждений советского здравоохранения, направленный на гигиеническое обучение и воспитание населения с целью его привлечения к активному участию в охране здоровья … Большой медицинский словарь

    I Санитарное просвещение см. Служба формирования здорового образа жизни. II Санитарное просвещение раздел профилактической деятельности органов и учреждений советского здравоохранения, направленный на гигиеническое обучение и воспитание населения … Медицинская энциклопедия

    Санитарное просвещение - Система мероприятий по распространению санитарно гигиенических знаний, направленная на воспитание санитарной культуры населения. С. п. использует различные формы распространения информации: устные формы, средства массовой информации, искусство,… … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

    Санитарное просвещение учащихся - один из разделов профилактической деятельности, осн. задачей которой является гигиеническое обучение и воспитание детей и подростков, пропаганда медицинских знаний в целях укрепления и сохранения здоровья, высокой работоспособности,… … Педагогический терминологический словарь

    воспитание сознательного отношения к здоровью и санитарное просвещение - deutsch: Gesundheitserziehung f und information f english: health education Комплекс мероприятий по санитарному просвещению населения, направленных на воспитание сознательного и бережного отношения к здоровью … Русско-немецко-английский словарь по здравоохранению

    Санитарное просвещение раздел профилактической деятельности органов и учреждений (здравоохранения), направленный на гигиеническое обучение и воспитание населения с целью его привлечения к активному участию в охране здоровья. Санитарное… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Просвещение (значения). Просвещение передача, распространение знаний и культуры, а также и система воспитательно образовательных мероприятий и учреждений в каком либо государстве. В царской… … Википедия

Книги

  • Популярная медицинская энциклопедия , . Москва, 1961 год. Издательство "Советская энциклопедия" . Издательский переплет. Сохранность хорошая. Важное место в здравоохранении занимает санитарное просвещение. Оно имеет целью научить…

Основной задачей санитарного просвещения является распространение среди населения гигиенических знаний и навыков, ознакомление с профилактикой заболеваний. Для приобретения этих знаний трудящимся рекомендуется посещать лекции, беседы, занятия в университетах здоровья, читать журнал «Здоровье», просматривать телевизионные передачи и кинофильмы, слушать лекции по радио на санитарные темы. Все это способствует повышению общей и санитарной культуры населения.

Как уже говорилось, все медицинские работники, где бы они ни работали, обязаны вложить свою лепту в дело просвещения. Эффективность санитарного просвещения зависит от многих факторов и прежде всего от того, каким материалом пользуется лектор, насколько в данный момент актуальна тема его сообщения, как он излагает материал, чем иллюстрирует его и т. д.

При любом методе санитарно-просветительной работы (радио, телевидение, печать, устное и печатное слово, кино и т. д.) первым неотъемлемым условием является идейная направленность, применение марксистско-ленинской методологии, обеспечение связи с актуальными задачами и целями здравоохранения, с задачами повышения уровня санитарной культуры, борьбы с реакционной идеологией, с предрассудками, суевериями, религиозным дурманом и т. д.

Говоря о советской медицинской науке и здравоохранении, необходимо подчеркнуть их достижения. При этом надо отметить, что в капиталистических странах медицинская помощь доступна не всем, так как она очень дорого стоит. Достижения советской медицинской науки, находящейся на материалистических позициях, рушат многие религиозные представления о человеке, его болезнях, бытующие в буржуазном мире. Поэтому отличительной чертой советского санитарного просвещения является его научность.

Большую работу в этом отношении проводит Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения. Любая лекция или беседа основана на современных научных данных. Основной принцип - говорить о сложном просто и доходчиво. Однако необходимо избегать чрезмерно упрощенного изложения.

Неотъемлемым условием санитарного просвещения является правильный подбор материала. Прежде всего содержание любой лекции или беседы должно быть целенаправленным и отвечать той задаче, которую поставил перед собой лектор. Наряду с использованием литературного материала необходимо иметь данные из жизни того коллектива, которому читается та или иная лекция (например, травматизм, отравления, борьба с инфекционными заболеваниями и т. д.). Жизненные примеры делают лекцию более убедительной и привлекают внимание слушателей.

Однако не следует сгущать краски, приводя отрицательные примеры и давая их в обобщенном виде, так как это может создать у некоторых слушателей неверное представление о чрезмерной распространенности этих явлений.

Санитарное просвещение - один из важных факторов, который может способствовать снижению заболеваемости, так как только грамотные в санитарно-гигиеническом отношении люди могут правильно вести себя при тех или иных заболеваниях.

Поэтому очень важно, чтобы тематика лекций диктовалась не просто необходимостью провести какую-либо беседу или лекцию, а исходя из той конкретной обстановки, которая сложилась или может возникнуть на участке. Выявить эту обстановку помогает анализ заболеваемости на участке. После того, как будет установлено, что удельный вес какого-то заболевания стал увеличиваться, необходимо использовать все возможные, виды санитарного просвещения для того, чтобы объяснить населению элементарные симптомы данного заболевания и меры профилактики.

Таким образом, только знание уровня и характера заболеваемости и травматизма среди населения может подсказать медицинским работникам тематику лекции или беседы. Слово врача или медицинской сестры будет нацеливать внимание слушателей на борьбу с заболеваемостью.

Ознакомление слушателей с некоторыми признаками заболевания необходимо прежде всего для того, чтобы больные своевременно обращались за медицинской помощью. При этом не следует посвящать слушателей в детали тех мероприятий, которые проводят медицинские работники в борьбе с данным заболеванием, так как это может вызвать у некоторых людей нежелательные реакции. Это прежде всего относится к хирургическим вмешательствам. В лекциях о вреде курения, алкоголизма, наоборот, лектор может немного сгустить краски и рассказать, к каким отрицательным последствиям могут привести эти вредные привычки.

Таким образом, лектор должен вдумчиво подходить к изложению материала и знать, где заострить внимание слушателей, а где этого делать не следует.

Одним из наиболее распространенных методов санитарного просвещения является метод устного слова (лекция, беседа). Прежде чем выступать, лектор должен хорошо подготовиться - записать содержание лекции или беседы.

Существует три вида документов, которые могут быть составлены в процессе подготовки к выступлению: план, тезисы и конспект лекции. План - это перечень вопросов, подлежащих освещению в лекции, в том порядке, в каком они будут излагаться. Тезисы - кратко изложенные основные положения темы. План и тезисы представляют для согласования в учреждение, которое руководит работой лектора.

Конспект - это памятка лектора. Он представляет собой план, дополненный цитатами, цифрами, примерами, ссылками на наглядные пособия и т. д. Существуют определенные приемы оформления конспекта, которые облегчают пользование им. Так, конспект рекомендуется писать на отдельных листах на одной их стороне. Удобство подобной записи заключается в том, что при последующих выступлениях на ту же тему лектор может легко дополнить свой материал новыми данными или изменить структуру самой лекции. Обычно лектор не скрывает от слушателей того, что он пользуется конспектом, и после изложения материала, написанного на данной странице, отодвигает ее в сторону (в этом также проявляется преимущество письма на одной стороне листа).

Необходимо использовать его для того, чтобы не нарушать последовательность изложения материала и чтобы приводить основные цифры и цитаты. Лектор должен смотреть на аудиторию, чувствовать ее настроение и соответствующим образом реагировать.

Рекомендуется писать конспект так, чтобы с одного взгляда увидеть то, что необходимо. Для этого следует писать разборчивым, аккуратным почерком, основные места выделять крупными буквами или подчеркивать красным карандашом, при этом следует найти наиболее удобное для автора расположение материала на каждой страничке конспекта.

Весь лекционный материал обычно делят на три основные части. В первой, краткой, части лектор рассказывает о том, какое значение имеет данная тема для слушателей. Вторая часть лекции посвящается изложению основного материала. Третья часть - выводы.

Основным правилом при проведении санитарно-просветительной работы является максимальное вовлечение населения в число санитарных активистов. Поэтому в заключительной части любой лекции, беседы необходимо обратиться к слушателям с предложением всячески помогать медицинским работникам с тем, чтобы практическими делами способствовать борьбе с заболеваниями, травматизмом, борьбе за чистоту на работе, дома и т. д.

После хорошей беседы, лекции врача или медицинской сестры среди слушателей всегда находятся люди, готовые помочь медицинским работникам на участке, люди, которые сами могли бы быть проводниками элементарных санитарно-гигиенических знаний среди населения.

Желательно сопровождать лекцию, беседу наглядными пособиями или пользоваться ученической доской и мелом - чертить схемы, писать цифры и т. д. Все это делает сообщение более доступным для слушателей и лучше запоминающимся.

После изложения материала обычно к лектору обращаются с вопросами, на которые он обязан ответить. Если это была беседа, то обычно вопросы задают в процессе изложения материала и тут же на них получают ответ. Во время лекции вопросы задают письменно, а после нее - устно. В том и другом случае лектор в самом конце своего выступления отвечает на вопросы слушателей. Если выступающая медицинская сестра или врач не может ответить на тот или иной вопрос, то не следует стесняться, а надо сказать слушателям, что некоторые положения, касающиеся этого вопроса, будут уточнены и в следующую встречу будет дан исчерпывающий ответ. К последующей лекции или беседе необходимо прочесть соответствующую литературу и ответить на заданный вопрос.

Вторым распространенным методом санитарного просвещения является метод печатного слова - брошюра, журнал, книга, листовка, бюллетень, памятка, стенная газета, лозунг и т. д. Население может приобретать их в киосках и книжных магазинах. Обычно в лечебно-профилактических учреждениях на столиках разложены различные печатные материалы и больные имеют возможность их читать.

Долг всех медицинских работников - быть проводниками и распространителями санитарно-профилактической литературы среди широких масс населения.

Третий, основной, метод санитарного просвещения - так называемый наглядный метод. Под ним подразумевается показ моделей, муляжей, макетов, диаграмм, плакатов, фотографий, схем, рисунков и т. п. Этот метод основан на зрительном восприятии материала. Не зря в народе говорят: «Лучше один раз увидеть, чем много раз услышать».

Наглядный метод используется не только во время лекции или беседы, он широко применяется и самостоятельно. Основными наглядными пособиями при этом являются плакаты. Различают два вида их - агитационный и пропагандистский. Агитационный плакат всегда ярок и в краткой форме дает представление о каком-либо принципиальном вопросе, касающемся здоровья людей. Например, на плакате «Чистота - залог здоровья» крупным планом изображается пышущая здоровьем девушка или молодой человек во время водной процедуры. На пропагандистском плакате зачастую приводятся соответствующие данные, нередко с цифровым материалом, с несколькими рисунками. Такие плакаты менее ярки, но всегда впечатляют. Существуют и другие разновидности плакатов.

Обычно плакаты вывешивают на виду в общественных местах с наибольшим скоплением людей. Однако следу помнить, что нельзя чрезмерно злоупотреблять обилием плакатов в одном помещении, так как они при этом теряют свою остроту и действенность.

Четвертым комплексным методом санитарного просвещения, одномоментно охватывающим обширную аудиторию, является радио, телевидение и кино. Их возможности поистине безграничны, особенно это относится к кино и телевидению. Здесь можно одновременно использовать все описанные выше методы и довести до зрителя то, что невозможно сделать, пользуясь каким-либо одним методом санитарного просвещения.

Санитарному просвещению в нашей стране уделяется большое внимание, так как оно способствует подъему санитарной культуры населения, профилактике заболеваний и формированию материалистического мировоззрения у наших людей - строителей коммунистического общества.

ГЛАВА XIV

МЕТОДИКА САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ И ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЙ ПОДГОТОВКИ

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Санитарное просвещение является одним из обязательных разделов медицинского обеспечения личного состава.

Санитарное просвещение имеет целью воспитание у военнослужащих материалистического понимания явлений природы, разъяснение требований уставов и наставлений, касающихся сохранения и укрепления здоровья.

Одной из главных задач санитарного просвещения является закрепление знаний и практических навыков по оказанию самопомощи и взаимопомощи при ранениях и поражениях современными видами оружия.

Важное место в санитарном просвещении занимают вопросы физиологии и гигиены военного труда, техники безопасности при работе с радиоактивными веществами и ядовитыми техническими жидкостями, профилактики заболеваний и отравлений. Особое значение придается пропаганде вопросов закаливания, физической культуры и спорта, гигиены спортсмена, а также обучению основам* самоконтроля за состоянием здоровья в процессе тренировок.

Санитарное просвещение в войсках неразрывно связано с воспитательной работой, поэтому оно проводится военно-медицинской службой совместно с политическими органами. Санитарно-просве-тительные мероприятия в частях проводятся по плану работы медицинской службы во внеклассное время, чаще всего в часы культурно-массовой работы, а также в любое другое свободное от занятий время.

В санитарно-просветительной работе используются разнообразные методы и средства пропаганды.

Наиболее распространенными средствами пропаганды являются индивидуальные и групповые беседы, лекции, выступления по радио, вечера вопросов и ответов, занятия по оказанию первой медицинской помощи, краткие медицинские информации, чтение вслух научно-популярной медицинской литературы и т. д.

Санитарным инструкторам поручается проведение бесед о Личной гигиене, профилактике некоторых заболеваний, громкие читки научно-популярной медицинской литературы личному составу подразделений. Они принимают участие в изготовлении наглядных пособий, в выпуске санитарно-просветительной газеты медицинским пунктом части, санитарного бюллетеня или боевого листка подразделения. Санитарный инструктор готовит иллюстративный материал к лекциям и беседам и в ходе их демонстрирует диапозитивы, диафильмы и другие наглядные пособия.

Беседу можно проводить как с группой военнослужащих, так и с каждым солдатом или сержантом в отдельности. Для проведения групповой беседы надо иметь конспект, проверенный врачом. Индивидуальные беседы чаще всего проводятся с военнослужащими, допустившими нарушение правил личной гигиены или профилактики.

Старший врач частр проводит с санитарными инструкторами инструктивно-методические занятия по каждой теме беседы или практического занятия.

Санитарный инструктор должен грамотно и доходчиво разъяснять возможные последствия нарушения правил гигиены и убеждать военнослужащих в необходимости их точного выполнешп В выполнении правил личной гигиены ему надо быть примером для других.

Громкие читки научно-популярной медицинской литературы санитарный инструктор проводит в подразделениях и в лазарете медицинского пункта. Желательно отдельные места при читке иллюстрировать примерами из жизни подразделения.

Вечера вопросов и ответов проводят, как правило, врачи частей или госпиталя. К предстоящему вечеру предварительно собирают вопросы, для чего в казарме, в вестибюле клуба части или у входа в столовую вывешивают афишу и ящичек для записок с вопросами.

Выступления по радио с лекциями, беседами, ответами на вопросы радиослушателей организует и ведет врач части в дни, предусмотренные планом клубной работы.

В санитарном просвещении широко используются листовки, лозунги, плакаты, санитарно-просветительные газеты и бюллетени, «Доски вопросов и ответов».

Листовки и лозунги выпускают в период, опасный в эпидемическом отношении, при возникновении в воинском коллективе групповых заразных заболеваний, а также перед выходом части на полевые учения, боевые стрельбы и т. д. Лозунги вывешивают на видных местах, а листовки (памятки) выдают каждому военнослужащему и раскладывают на столах в приемной медицинского пункта.

Плакаты агитационные и инструктивные предназначаются для самостоятельного ознакомления с ними военнослужащих и используются в качестве иллюстративного материала при проведении бесед и практических занятий с личным составом.

В частях и подразделениях практикуется выпуск санитарнопросветительных газет и бюллетеней.

В санитарно-просветительной газете обычно помещают от 6 до 10 статей, посвященных вопросам, наиболее актуальным для того или иного периода боевой подготовки (зимой - предупреждение отморожений и простудных заболеваний, летом - профилактика острых кишечных инфекций и теплового удара).

Отдельные номера газеты могут быть посвящены предупреждению травм, болезней кожи и подкожной клетчатки, плановым оздоровительным мероприятиям, закаливанию, физической подготовке и спорту. Газету вывешивают в комнате ожидания медицинского пункта, в Ленинской комнате и в комнате бытового обслуживания подразделения.

Санитарный бюллетень чаще всего посвящается одной теме, наиболее злободневной для подразделения.

Ответы на интересующие военнослужащих медицинские вопросы могут быть даны в письменной форме на «Доске вопросов и ответов». К ней прикрепляется ящичек для опускания записок с вопросами. В тексте-объявлении под ящичком должно быть указано, в какие дни материал на «Доске» заменяется. «Доска вопросов и ответов» красиво оформляется и вывешивается в хорошо освещенном месте.

В санитарном просвещении находят широкое применение фотовыставки, муляжи, макеты, модели, диапозитивы, диафильмы, натуральные объекты и т. д.

Фотовыставка состоит из серии фотоснимков с пояснительным текстом к ним. В комплекте обычно бывает 15-30 снимков. Фотоснимки в определенном порядке (согласно нумерации на них) наклеивают на чистый лист картона или фанеры, окаймленный рамкой. Стенды с фотоматериалами вывешивают в медицинском пункте, казарме, учебном классе по военно-медицинской подготовке, спортивном зале.

Лекции или беседы часто проводятся в сопровождении показа наглядных пособий, таких, как муляжи, макеты. Муляж - это точное воспроизведение натурального объекта - его формы, размеров, окраски. Модель воспроизводит натуральный объект в уменьшенном или, наоборот, увеличенном виде. Модель может изготавливаться разборной, что помогает изучить натуральный объект в деталях (рис. 224). Макет воспроизводит натуру, как правило, в уменьшенном виде, а иногда и схематично.

Выставочные диапозитивы представляют собой фотоснимки, напечатанные на стекле (черно-белые и цветные). Выпускаются они серией в 10-20 диапозитивов, обычно отражающих одну тему. Из диапозитивов монтируются специальные витражи (приоконные и электрифицированные) .

Плакаты, фотовыставки, диапозитивы, брошюры и памятки используются для оборудования «уголков здоровья» в помещении медицинского пункта или в комнате бытового обслуживания казармы подразделения.

Диафильм - это серия диапозитивов, напечатанных в определенной последовательности на кинопленке Диафильмы показывают с помощью проекционных фонарей, фильмоскопов и эпидиаскопов.

Проекционный фонарь

ПФ-115 позволяет показывать стеклянные диапозитивы, рисунки из книг, схемы, фотоснимки и диафильмы. Для показа диафильмов, изготовленных на кинопленке размером кадров 18X20 мм, используют фильмоскопы. Стеклянные диапозитивы, непрозрачные изображения и обычные плоские объекты показывают с помощью эпидиаскопа.

В санитарном просвещении применяются в качестве иллюстративного материала натуральные препараты: высушенные клещи, комары, мухи, чучела грызунов, микробные колонии в чашках Петри, препараты глистов и т. д.

Большую группу составляют учебные пособия: бинты, индивидуальный перевязочный и противохимический пакеты, шприц-тюбики, противогазы, жгуты-закрутки, шины и др.