Форма государства: понятие, элементы, факторы, влияющие на форму государства. Понятие и структура формы государства

Форма государства – совокупность способов организации, устройства и осуществления политической и государственной власти.

Социальный фактор. Здесь речь идет о социальной структуре общества, степени ее развитости, характере и содержании отношений между составляющими структуры. Например, структура рабовладельческого общества, упрощенно говоря, проста. Она сводится в целом к двум социальным классам (рабовладельцы и рабы), отношения между которыми, как свидетельствует история, напряженны. Разумеется, велика роль личности, межличностных отношений, индивидуальных и групповых интересов.

Экономический фактор. У общества есть и экономического свойства потребности в государстве как властвующего и управляющего института власти. Характер и содержание, мотивация индивидуального и общественного труда, формы собственности, степень научно-технической оснащенности общественного производства.

Политический фактор. Включает также политическое сознание, партии, политические процессы и ценности, нормы, политические идеологии, политические отношения.

Культурный фактор. Государство можно рассматривать и понимать как явление культуры в целом, а не только политической. При всей многозначности понятия культуры, ее деления на материальную и духовную она не может быть сведена к книгам, музеям, театрам и т.д. Одной из центральных идей культуры является идея достоинства личности, понимания человека как высшей ценности. Именно в этой своей части культура ориентирует государство в его формах, деятельности, принципах властвования и управления, организации государственного аппарата на человека, его материальное благополучие, безопасность, духовное развитие. Помимо названных факторов, естественно, существуют и другие. Например, моральный, национальный, религиозный.

Среди факторов, влияющих на форму государства дозволительно отметить: 1. особенности исторического развития государства; 2. исторические традиции; 3. различные политико-правовые идеи; 4. национальный состав населения; 5. внешние факторы (международное положение и т. д.). Прямо и непосредственно влияет на установление формы конкретного государства соотношение социальных сил, политическая соперничество и её результаты.

12) Функции государства: понятие и классификация. Формы и методы осуществления функций государства.

Функции гос-ва – основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение гос-ва, причем постоянные. От функций следует отличать задачи гос-ва – конкретные цели, которые стоят перед гос-вом. Признаки функций гос-ва (они конкретизируют цели гос-ного управления на каждом историческом этапе развития общества): 1.В функциях проявляется деятельность гос-ва, его управленческая природа.



2. Функции гос-ва – основные направления деятельности, без которых на данном историческом этапе развития не обойтись (например, функция охраны природы раньше не была основной).

3. Функция гос-ва – обобщенная хар-ка деятельности его органов. Функции гос-ва следует отличать от функций гос-ных органов. Гос-во – система органов, т.е. его деятельность осуществляется через гос-ные органы.

4. Функции выражают его сущность, его связь с обществом. Гос-во – аппарат органов, взаимодействующих с обществом. Цель состоит в стабилизации и оптимальности связей с населением, обществом.

5. Реализуются функции в определенных преимущественно правовых формах и особыми характерными для гос-ной власти методами.

Классификация функций гос-ва : по изменению сущности гос-ва, по причинам их возникновения (функции, вытекающие из классовых противоречий, и функции, вытекающие из потребности общества в целом – функция обороны), по времени действия (постоянные – экономическая функция, функция обороны; временные – функции периода неразвитого гос-ва), по направленности деятельности (внутренние, внешние). Внутренние функции гос-ва: функция охраны правопорядка, прав и свобод граждан, экономическая (гос-во ведет денежное хоз-во, осуществляет бюджетную политику, кредитование, должно бороться с монополизмом, налоговая политика, охрана различных форм собственности), социальная (поддержание отдельных сфер жизнедеятельности: здравоохранение, образование, соц. обеспечение, сферы культуры, науки; поддержание отдельных соц. групп населения: пенсионеры, инвалиды, пострадавшие от техногенных катастроф), экологическая, информационно-идеологическая, функция сохранения и укрепления гос.власти. Внешние функции гос-ва: функция сотрудничества, мирного сосуществования с другими гос-вами, внешняя экономическая функция, функция обороны (организация военной промышленности и организация обучения армии, подготовка сил), функция захвата чужих территорий (у современных гос-в нет, есть у неразвитых), функция расширения сфер влияния (расширение экономического, культурного влияния).

Формы и методы осуществления функций гос-ва

Под формами осуществления понимаются специфические виды гос.деят-ти и деят-ть, посредством, которого реализуются функции гос-ва

По отраслевой специфике относят:

Законодательную(нормотворческая деят-ть)

Исполнительная(управленческая деят-ть)

Судебная(правосудие)

Контрольно-надзорная деят-ть за состоянием законности

По критерию однородности выделяют правовые и организационные формы

Правовые: 1. правотворческая деят-ть – это форма осуществления функций гос-ва путем издания нормативных актов, принятия новых юридических норм, изменений или отмены устаревших норм;

2. правоприменительная деят-ть – деят-ть органов гос-ва по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права, являющихся основанием для возникновения, изменения или прекращения прав и обязанностей.

Правоприменит.деят-ть включает в себя:

1. исполнительно-распорядительную функцию – управленческая деят-ть органов гос-ва, осуществляемая путем принятии правоприменит.актов распорядит.хар-ра;

2. правоохранит.деят-ть – деят-ть правоохранит.органов, осуществляемая путем принятия правоприменит.актов, направленных на защиту прав и законных интересов граждан, юридич.лиц и общества в целом.

Организационные формы: 1. организационно-регламентирующая деят-ть – текущая работа организационно-технич.хар-ра,направленная на обеспечение деят-ть органов гос-ва(подготовка документов,организация различных мероприятий, подбр и растоновка кадров); 2. организационно-хозяйственная деят-ть – текущая работа хоз. хар-ра, направленная на материальное обеспечение выполнения функций гос-ва(сбыт,учет,статистика); 3. организационно-идеологическая деят-ть – повседневная разъяснительная работа, направленная на идеологическое обеспечение выполнения ф-ий гос-ва(разъяснение законов,формирование обществ.мнения и т.д.)

Назовите три фактора, обуславливающие специфику конкретной формы государства, указанные автором. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё один фактор, не указанный в тексте.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Существенные черты той или иной формы государства нельзя понять и объяснить, отвлекаясь от характера тех производственных отношений, которые сложились на данной ступени экономического развития. Однако экономический строй общества, определяя всю надстройку в целом, характеризует форму государства лишь в конечном итоге, преломляясь через его сущность и содержание.

Среди факторов, обусловливающих специфику конкретной формы государства, первостепенное значение имеет соотношение классовых сил, социальное представительство лиц, стоящих у власти в данной стране и в данный исторический период времени.

На форму государства известное влияние оказывают также национальный состав населения (наличие нескольких наций приводит, как правило, к формированию федеративной государственности), уровень культуры и те традиции, которые сложились в результате исторического развития страны (примером могут послужить монархические традиции в Великобритании и Японии), а в определённой степени, хотя и косвенно, даже особенности её географического положения.

При анализе формы государств следует учитывать также и влияние международных связей. При современном многообразии экономических, политических, культурных и иных зависимостей между странами даже экономически мощные государства не могут полноценно развиваться в международной изоляции.

Мировой истории известны две формы правления: монархия и республика.

Монархия - это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека - монарха (царя, короля, шаха, императора, султана и т. п.), который выполняет функции и главы государства, и законодательной, и во многом исполнительной власти.

Монарх наследует власть как представитель правящей династии и осуществляет её пожизненно и бессрочно; он персонифицирует государство, выступая от имени всего народа как «отец» нации («Государство - это я»); за результаты своей деятельности не несёт юридической ответственности.

Перечисленные признаки являются типичными для монархической формы правления. В реальной же действительности они не безусловны, отличаясь различным соотношением, определяют многообразие и виды ограниченных и неограниченных монархий.

Республика - форма правления, при которой государственная власть передаётся (делегируется) народом определённому определенному коллегиальному, а не единоличному органу (сенату, парламенту, народному собранию, федеральному собранию и т. п.), который выполняет своё функциональное назначение в режиме «сдержек и противовесов» с другими ветвями власти; представительная власть сменяема, избирается на определённый срок; законодательно закрепляется и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятельности.

В процессе исторического развития формы правления различных государств претерпевают весьма существенные изменения, что связано с необходимостью их совершенствования применительно к новым историческим обстоятельствам.

(По В.Л. Кулапову )

Пояснение.

В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:

1) факторы по тексту, обуславливающие специфику конкретной формы государства: соотношение классовых сил, уровень культуры и традиции, которые сложились в результате исторического развития страны, национальный состав населения, особенности географического положения;

2) факторы не по тексту, обуславливающие специфику конкретной формы государства: могут быть названы религиозный (конфессиональный) состав населения, размер территории, степень политической активности населения.

Могут быть названы другие факторы.

Как мы уже отмечали, содержанием государства является государ­ственный аппарат, весь реальный процесс его жизнедеятельности. Любой объект действительности (в том числе и государство) пред­ставляет собой единство содержания и формы.

Под формой пони­мается способ существования и внешнего выражения содержания.

Применительно к форме государства это следует понимать сле­дующим образом. Форма государства как способ существования и внешнего выражения содержания показывает особенности обра­зования, структуры и предназначений органов государственной власти, специфику государственно-территориального построения, средства и методы, используемые государственным механизмом для реализации властных полномочий.

Таким образом, под формой государства следует понимать орга­низацию политической власти в государстве, взятую в единстве трех ее основных элементов (или сторон) - формы государственного прав­ления, формы государственного устройства и государственного (по­литического) режима.

Существование той или иной формы государства связано с раз­личного рода факторами.

1. Среди факторов, обусловливающих специфику конкретной формы государства, большое значение имеет расстановка социаль­ных сил, их представительство во власти в данной стране и в дан­ный исторический период времени. Итоги политической борьбы за власть находят свое выражение в порядке организации и струк­туре всего государственного механизма, в антидемократических либо демократических методах его деятельности. Действие этого фактора особенно ярко проявляется в революционные периоды, доказательством чего является, в частности, падение монархиче­ских режимов в результате Великой французской революции 1789 г. или Февральской революции 1917 г. в России.

2. На форму государства большое влияние оказывает также на­циональный состав населения (наличие нескольких наций приводит, как правило, к формированию федеративной государственности).

3. Специфика конкретной формы государства зависит от куль­туры и тех традиций, которые сложились в результате историческо­го развития страны (примером могут служить монархические тра­диции в Великобритании. Вне исторического контекста невозмож­но, например, объяснить существование в современной Великобритании парламентской монархии).

4. На форму государства могут оказывать влияние и внешние силы. Так, смена форм правления в ряде восточноевропейских стран в результате Второй мировой войны имела своей предпосыл­кой присутствие в этом регионе армии Советского Союза.

5. При анализе формы государств следует учитывать также и влияние международных связей. В современном мире даже эконо­мически мощные государства не могут полноценно развиваться в международной изоляции. При многообразии связей менее разви­тые в экономическом и политическом отношении страны исполь­зуют опыт государственно-правового строительства более развитых государств и создают органы одинаковой функциональной направ­ленности. Примером могут служить страны СНГ, которые исполь­зуют (а иногда копируют) опыт государственного строительства других стран.

6. В определенной степени, хотя и косвенно, на форму государ­ства оказывают влияние особенности его географического положения (Россия, Бразилия, Австралия).

Следует отметить, что существенные черты той или иной формы государства нельзя понять и объяснить, отвлекаясь от характера тех производственных отношений, которые сложились на опреде­ленной ступени экономического развития. Республика рабовла­дельческого общества имеет больше родственных свойств с рабов­ладельческой монархией, нежели с республикой периода капита­лизма, так как и республика, и монархия при рабовладельческом строе - лишь различные формы проявления экономической и политической власти рабовладельцев.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме ПОНЯТИЕ «ФОРМА ГОСУДАРСТВА» И ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЕГО СПЕЦИФИКУ:

  1. Вопрос № 1. Понятие формы государства, ее элементы. Факторы, определяющие многообразие форм государства
  2. 5. Форма государства: понятие, элементы. Факторы, влияющие на форму государства.

┌─────────────────────────┐

┌───┤ ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ │

│ └─────────────────────────┘

├───┤Форма правления├───┤Структура высших органов государственной власти,│

│ │ │ │порядок их образования и распределения │

│ └────────────────┘ │компетенции между ними │

│ └─────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌────────────────┐ ┌─────────────────────────────────────────────────┐

│ │ Форма │ │Административно-территориальное и национальное│

├───┤территориального├───┤строение государства, раскрывающее характер│

│ │ устройства │ │взаимоотношений между его составными частями,│

│ │ │ │между центральными и местными органами власти │

│ └────────────────┘ └─────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌────────────────┐ ┌─────────────────────────────────────────────────┐

│ │ Форма │ │Совокупность способов и методов осуществления│

└───┤государственного├───┤политической власти государством │

│ режима │ │ │

└────────────────┘ └─────────────────────────────────────────────────┘

Почти во всех работах о государственности отмечается, что каждое государство представляет собой единство именно этих трех элементов . Вместе с тем необходимо учитывать, что это единство не означает тождества и не является абсолютным, неразрывным. Каждый из указанных трех элементов государства обладает относительной самостоятельностью, т.е. способен развиваться и существовать относительно самостоятельно.

Конкретная форма государства может зависеть от того, в обществе какого типа она складывается и существует . Например, во всех исторических типах государства существовали такие формы правления как республики. Но рабовладельческие республики во многом отличаются от республик, которые сложились в период феодализма в торговых городах; от них, в свою очередь, существенно отличаются буржуазные республики. С другой стороны, в пределах одного и того же типа государства могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти. Следовательно, нет жесткой зависимости между типом и формой государства. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общественной и государственной жизни , задачами и целями, которые ставит перед собой государство.

Серьезное влияние на форму государства оказывают культурный уровень народа , его исторические традиции, характер религиозных воззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).

Все эти факторы так или иначе придают каждому государству уникальность с точки зрения формы, особенно по деталям этой формы.


11. Функции государства: понятие и классификации. Формы и методы осуществления функций государства.

Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение государственного управления обществом.

В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, и структура государства, т.е. его внутреннее строение, которое определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет.

Используется метод классификаций при изучении непосредственно функций государства. Действительно, в научных и практических целях функции государства могут быть классифицированы, но самым различным критериям, например:

По времени действия функции делятся на:

постоянные (осуществляемые государством на всех этапах его существования);

временные (появление которых вызвано специфическими условиями общественного развития, а прекращение - их исчезновения).

По сферам политической направленности (внутренняя и внешняя политика) функции государства делятся на:

внутренние (представляющие его деятельность внутри страны, определяющие его роль в жизни данного общества);

внешние (деятельность за ее пределами, в которой проявляется роль государства во взаимоотношениях с другими государствами). Например: оборона страны, функции интеграции « мировую экономику, внешнеэкономического партнерства и государственной поддержки иностранных инвестиций, поддержки мирового правопорядка, сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.)

По сферам общественной жизни функции государства могут быть разделены на (это относится к разделу внутренних функций):

1.экономические (координация экономических процессов с помощью кредитной и налоговой политики);

2.политические (обеспечение политической стабильности, выработка политического курса);

3.социальные (удовлетворение потребностей людей в жилье, работе и т.д.);

4.правовая (обеспечение правопорядка);

5.образовательная (обеспечение обязательного бесплатного среднего образования)

6.культурно-воспитательная (формирование условий для удовлетворения культурных потребностей).

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Тгп как наука, ее предмет, функции

В третьих теоретической.. в четвертых это наука философского методологического характера.. освещая общие закономерности функционирования и развития правовых явлений она конкретизирует положения философии в..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ТГП как наука, ее предмет, функции
Каждая наука имеет свой предмет исследования, под кот понимается изучаемая ею сторона объективной дей­ствительности. ТГП изучает общие закономер­ности возник-ния, развития, назначения и функциони­р

Методология и методы юридической науки
Особенности науки теории государства и права выражаются не толь­ко в ее предмете, но и в методе. Поэтому после выяснения того, что является предметом изучения, необходимо рассмотрет

Теория государства права в системе общественных и юридических наук
Теория государства и права, находясь в системе гуманитарных наук, тесно взаимодействует с философией, политологией, экономической тео­рией, социологией, психологие

Власть и управление в первобытном обществе
Появлению человеческого рода - группе лиц, связанных кровнородственными связями, - предшествовало стадное существование человека в виде неоформленной группы, орды. Господствовал групповой брак. Род

Характерные черты власти в первобытном обществе - это выборность, сменяемость, срочность, отсутствие привилегий и ее общественный характер
Особенности социальных регуляторов. Разумный человек, его появление связано с одновременной выработкой правил поведения (специальных регуляторов). Любая социальная общность, какой являлся род, пред

Основные теории происхождения государства
┌─────────────────────────

Понятие государства. Основные признаки
Гос-во - это организация политической вл-ти, необходимая для выполнения как сугубо клас­совых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общ-ва. Гос-во отличается от дру

Форма государственного правления. Понятие, основные разновидности. Форма правления современного Российского государства
Под формой правления подразумевают организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительност

Формы государственного устройства, из разновидности. Россия как федеративное государство
Форма гос-ного устройства - элемент формы гос-ва, характеризующий внутреннюю структуру ггос-ва способ его политического и территориального деления обусловливающий определенные взаи

РФ как федеративное государство
Территориальная организация государственной власти в России - одна из острейших проблем государственного строительства. Она заключается в нахождении и поддержании оптимального соотношения между дея

Политический режим и его формы
Политический режим - это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства раз

Функции государства
┌─────────────────────────

Правовые формы осуществления функций государства
┌─────────────────┐ ┌─────γ

Внутренние функции Российского государства
В драматический переходный период, который переживает наша страна, на первый план выдвигается экономическая функция государства, ибо без оздоровления экономики все пути к про

Внешние функции Российского государства
Глубокие преобразования всей системы общественных отношений внутри страны не могли не отразиться на российской внешней политике. Но за последний период неузнаваемо изменилась не тол

Принципы организации и деятельности государственного аппарата
Аппарат государства есть система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами организации и деятельности. Подобные принципы - это исходные идеи, руководящие п

Механизм государства
┌─────────────────────────

Виды государственных органов
┌─────────────────────────

Механизм современного Российского государства
Проблемы укрепления Российского государства закономерно требуют, чтобы его рабочая часть, т. е. механизм, действовала четко, слаженно и эффективно. Механизм Российского государства - это с

Совершенствование политсистемы в РФ
Современная российская политическая система, несмотря на конституционное оформление новой системы власти в виде суперпрезидентского режима, включает в себя разнообразные, порой взаимоисключающие те

Место и роль государства в политической системе
Понятия «государство» и «политическая система общества» соотносятся, как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, р

Государство и гражданское общество. Проблемы формирования гражданского общества в РФ
Гос-во - это организация политической вл-ти, необходимая для выполнения как сугубо клас­совых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общ-ва. Граж-е общ-во со

Проблемы формирования общества в РФ
Реальность XX в.- российское гражданское общество. Однако многие его черты и качества еще находятся в стадии развертывания И формирования. Сегодня этот процесс осложняется нестабильностью обществен

Государство и политические партии. Государство и церковь
Политическая партия - это, как правило, весьма формализованная политическая организация со своей структурой (руководящие органы, региональные отделения, рядовые члены), выражающая

Восточное государство
До недавнего времени восточные государства в учебной и научной литературе обычно относили к рабовладельческому типу. Правда, и тогда у этих государств отмечалось немало специфического, вносились пр

Рабовладельческое государство
Государства рабовладельческого типа возникли позднее ранневосточных государств в результате появления частной собственности, имущественного расслоения, раскола общества на классы. Н

Феодальное государство
На основе феодальных производственных отношений возникло много государств, не известных предшествующей эпохе. Это государства в Англии и Франции, Германии и России, Чехии и Польше,

Буржуазное (капиталистическое) государство
Этот тип государства оказался самым жизнестойким, способным адаптироваться к изменяющимся условиям. Первые капиталистические государства возникли более трех столетий назад. Буржуази

Социалистическое государство
Идеи о подлинно демократическом, гуманном и справедливом обществе и государстве содержатся во многих мировых религиях, в частности в христианской. Они выдвигались и развивались соци

Соотношение государства и права. Значение этой проблемы для правопонимания
Право тесно связано с государством. Они одновременно возникают и параллельно развиваются. Именно государство, с одной стороны, создает, изменяет и отменяет правовые нормы, организует их исполнение,

Сущность государства. Экономические, социальные, духовные основы
Опыт мировой истории доказывает, что обществу со сложной структурой, раздираемому противоречиями, имманентна (внутренне присуща) государственная организация. В противном случае ему неизбежно грозит

Формирование правового государства в РФ
Последовательное претворение в жизнь основных принципов правовой государственности в России - процесс длительный и сложный. Закрепление в ст. 1 Конституции РФ положения о том, что "Российская

Марксистско-ленинское учение о государстве. Его конструктивно-критический анализ
Оно объясняет возникновение государства как результат естественного развития первобытного общества, развития прежде всего экономики, которое не только обеспечивает материальные условия возникновени

Нормативистская школа права
· право является пирамидой норм; · во главе данной пирамиды стоит «суверенная норма», определяющая смысл остальных норм (конституция); · каждая норма в данной иерархии черпает юри

Развитие представлений о праве
┌───────────────────────────&

Причины, закономерности и основные теории происхождения права
§1. ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА Ярким представителем и одним из главных разработчиков данной теории был крупнейший идеолог католицизма Фома Аквинский (XIII в).

Поняти нормы права, ее особенности, признаки
В общесоциальном плане правовая норма выступает в виде: а) справедлив


Правовой обычай- является исторически первой формой или источником права, под которым понимает

Право и закон. Проблемы соотношения
Проблема соотношения права и закона существовала практически всегда. Как и в вопросе соотношения права и государства здесь преобладают два основных подхода. Первый ориенти


Законы з

Законодательный процесс по Конституции РФ
Законотворческий процесс является основной частью правотворческого процесса. Если результатом правотворчества в целом являются различные формы права - законы, подзаконные нормативн

Действие нормативных актов во времени. Порядок вступления в силу и утраты силы нормативных актов
Любой нормативно-правовой акт имеет пределы своего действия. При этом важно уяснить начальный и конечный момент

Действие нормативных актов в пространстве и по круги лиц
Действие в пространстве определяется территорией распространения властных полномочий органов, издающих акт. Территориальные пределы действия нормативно-правовых актов отражают суве

Методы, способы и типы правового регулирования. Правовые режимы
Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия. В зависимости от указанных различий в теори

В юридической литературе и в практике существует две юридические формулы, на основе которых выделяются два типа правового регулирования
Первая формула: дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе. На этой формуле построен общедозволительный тип правового регулирования. По этому типу в регулируемых правом о

Понятие и признаки правоотношений. Место и роль правоотношений в правовом регулировании
Правовое отношение -это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой

Правоотношение выступает в виде конкретной общественной связи, причем степень конкретизации может быть различной
Минимально конкретизируются правоотношения, которые возникают непосредственно из закона. В подобных случаях все адресаты юридической нормы имеют общие (одинаковые) права и свободы и несут ра

Реализация права и ее формы
Реализация правовых норм - это фактическое осуществление их предписаний в пове

Правовое поведение и его виды
Правовое поведение -социально значимое осознанное поведение индивидуальных или коллективных субъектов, урегулированное нормами права и влекущее за собой юридические последствия.

Правомерное поведение. Понятие виды
Правомерное поведениеможно определить как обусловленную культурно-нравственными воззрениями и жизнен­ным опытом человека деятельность в сфере социального действия права, основанную

Форма государства – это совокупность его внешних признаков, порядка и способов организации высших органов власти, реализации политической и государственной власти.

На форму государства могут оказывать влияние следующие факторы:

1) социально‑экономические, культурные;

2) исторические, национальные и религиозные традиции;

3) природные и климатические условия;

4) расстановка политических сил и т.

Чтобы иметь более полное представление о форме конкретного государства, необходимо проводить анализ его структурных элементов:

1) форма правления – организация высших государственных органов, порядок их образования, структура, полномочия, взаимодействие с населением, а также друг с другом. Основные формы правления: монархия и республика;

2) форма государственного устройства – отражает политико‑территориальную организацию государственной власти, определяет взаимоотношения между центральной и местной властью. По форме устройства государства разделяются на унитарные, федеративные, конфедеративные;

3) государственно‑правовой (политический) режим – представляет собой совокупность приемов, способов, методов, средств осуществления власти. Основные типы политических режимов: авторитарный, демократический, тоталитарный.

Таким образом, форма государства определяет:

1) порядок формирования органов государственной власти;

2) структуру государственных органов;

3) особенность территориальной самостоятельности населения;

4) характер взаимоотношений органов государственной власти друг с другом;

5) специфику отношений государственных органов и населения;

6) приемы, способы, методы осуществления политической власти.

В соответствии с указанной выше классификацией элементов государства рассмотрим форму современного Российского государства.

Российская Федерация в соответствии с Конституцией (ст. 1) является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

В результате можно выделить характерные черты государственного строя Российского государства:

1) демократизм; 2) федерализм; 3) республиканская форма правления; 4) разделение властей; 5) политическое, идеологическое многообразие; 6) признание и гарантирование Основным Законом государства местного самоуправления; 7) государственный суверенитет, носитель которого – многонациональный народ Российской Федерации; 8) правовое государство; 9) социальный характер, в соответствии с ним политика государства сориентирована на создание условий, которые обеспечивают человеку достойную жизнь и свободное развитие.

Российская Федерация является полупрезидентской республикой.

По своему государственному устройству Российское государство является федерацией, которая построена на следующих характерных признаках федерализма:

1) добровольное вхождение в состав Федерации субъектов РФ; 2) равноправие субъектов Российской Федерации; 3) самоопределение народов, наций и национальностей; 4) государственная целостность; 5) разграничение полномочий между федеративными органами государственной власти РФ и органами власти субъектов Российской Федерации и др.

Государственно‑правовым режимом Российской Федерации является демократический режим. Среди причин и условий, определяющих форму государства, можно назвать:

сущность государства (его цели и задачи); характер отношений между

классами; внешнее влияние; состояние урегулированности, степень

стабильности существующих внутри страны отношений; культурные традиции

общества.

Еще по теме 10. Понятие формы государства, ее структура. Факторы, определяющие форму государства.:

  1. 20. Форма государства: понятие, элементы, Соотношение типа и формы государства.
  2. Тема 1. Понятие государства. Формы и функции государства
  3. 4.2. Механизм государства. Функции государства и механизм государства Механизм государства: понятие, задачи, структура
  4. 3.4.1. Структура механизма государства. Государственные органы, их виды 3.4.1.1. Механизм государства:понятие, признаки, принципы его построения и деятельности
  5. Понятие, признаки, функции государства Значение термина «государство» B понятие «государство» с момен­та его появления вкладывался различный смысл. Когда-то француз­ский король Людовик XIV