Цусимское морское сражение состоялось в ходе. Цусимское морское сражение

Цусимское морское сражение (1905)

Цусимское сражение - состоялось 14 (27) мая - 15 (28) мая 1905 г. в районе о. Цусима, в которой российская 2-я эскадра флота Тихого океана под началом вице-адмирала Рожественского потерпела сокрушительное поражение от японской эскадры под командованием адмирала Хэйхатиро Того.

Соотношение сил

Завершающим этапом похода 2-й Тихоокеанской эскадры на Дальний Восток явилось Цусимское сражение произошедшее 14 мая 1905 г. в Корейском проливе. К тому времени в составе русской эскадры было 8 эскадренных броненосцев (из них 3 старых), 3 броненосца береговой обороны, броненосный крейсер, 8 крейсеров, 5 вспомогательных крейсеров и 9 эскадренных миноносцев. Основные силы эскадры, которые состояли из 12 броненосных кораблей, были разделены на 3 отряда по 4 корабля в каждом. Крейсера были сведены в 2 отряда - крейсерский и разведывательный. Командующий эскадрой адмирал Рожественский держал свой флаг на броненосце «Суворов».


Японский флот, под командованием адмирала Того, насчитывал 4 эскадренных броненосца, 6 броненосцев береговой обороны, 8 броненосных крейсеров, 16 крейсеров, 24 вспомогательных крейсера и 63 эскадренных миноносца. Он был разделен на 8 боевых отрядов, из них первый и второй, состоявшие из эскадренных броненосцев и броненосных крейсеров, представляли главные силы. Командиром первого отряда был адмирал Того, второго - адмирал Камимура.

Качество вооружения

Русский флот по количеству броненосных кораблей (эскадренных броненосцев и броненосных крейсеров) не уступал неприятелю, но в качественном отношении превосходство было на стороне японцев. Основные силы японской эскадры имели значительно больше орудий крупного и среднего калибра; артиллерия японцев почти в трое превосходила русскую в скорострельности, а японские снаряды имели в 5 раз больше взрывчатого вещества, чем русские фугасные снаряды. Таким образом, броненосные корабли японской эскадры обладали более высокими тактико-техническими данными, чем русские эскадренные броненосцы и броненосные крейсера. К этому следует добавить, что японцы имели многократное превосходство в крейсерах, в особенности в миноносцах.

Боевой опыт

Большим преимуществом японской эскадры было и то, что она имела боевой опыт, русская же эскадра, не имея такового, после продолжительного и тяжелого перехода должна была сразу вступить в бой с неприятелем. У японцев имелся большой опыт в проведении боевых стрельб на дальних дистанциях, который был получен в первый период войны. Они были хорошо натренированы в ведении сосредоточенного огня несколькими кораблями по одной цели на больших дистанциях. Русские же артиллеристы не имели проверенных опытом правил стрельбы на больших дистанциях и не имели практики проведения такого рода стрельб. Опыт русской Порт-Артурской эскадры в этом отношении не изучался и даже игнорировался как руководителями главного морской штаба, так и командующим 2-й Тихоокеанской эскадрой.

Адмирал Рожественский и адмирал Того

Тактика сторон

На момент прибытия русской эскадры на Дальний Восток основные силы японцев в составе 1-го и 2-го боевых отрядов сосредоточились в Корейском порту Мозампо, а крейсера и миноносцы - о. Цусима. В 20 милях к югу от Мозампо, между островами Гото Квельпарт, японцами был развернут дозор из крейсеров, в задачу которого входило своевременное обнаружение русской эскадры при подходе к Корейскому проливу и обеспечение развертывания своих главных сил на ее движения.

Таким образом, исходная позиция японцев перед сражением была такой благоприятной, что была исключена любая возможность прохода русской эскадры через Корейский пролив без боя. Рожественским было принято решение прорываться во Владивосток кратчайшим путем через Корейский пролив. Считая, что японский флот намного сильней русской эскадры, он не стал составлять плана боя, а решил действовать в зависимости от действий флота неприятеля. Таким образом, командующий русской эскадрой отказался от активных действий, отдав инициативу противнику. Повторялось буквально то же самое, что и в бою в Желтом море.

Расстановка сил

В ночь на 14 мая русская эскадра подошла к Корейскому проливу и была построена в ночной походный ордер. Впереди по курсу были развернуты крейсера, за ними в двух кильватерных колоннах шли эскадренные броненосцы и между ними транспорты. Позади эскадры на расстоянии одной мили шли 2 госпитальных корабля. При движении через пролив Рожественский вопреки элементарным требованиям тактики отказался от ведения разведки и не стал производить затемнения на кораблях, чем помог японцам обнаружить русскую эскадру и сосредоточить на ее пути свой флот.

Первым в 2 ч 25 мин. заметил русскую эскадру по огням и донес адмиралу Того вспомогательный крейсер «Синано-Мару», который находился в дозоре между островами Гото-Квельпарт. В скором времени по интенсивной работе японских радиотелеграфных станций на русских кораблях поняли, что они обнаружены. Но адмирал Рожественский отказался от всяких попыток помешать переговорам японцев.

Получив донесение об обнаружении русских, командующий японским флотом вышел из Мозампо и развернул основные силы своего флота на пути движения русских. Тактический замысел адмирала Того состоял в том, чтобы главными силами охватить голову русской эскадры и сосредоточенным огнем по флагманским кораблям вывести их из строя чем лишить эскадру управления, а потом ночными атаками миноносцев развить успех дневного боя и завершить разгром русской эскадры.

Утром 14 мая Рожественский перестроил свою эскадру вначале в строй кильватера, а потом двух кильватерных колонн, оставив транспорты позади эскадры под охраной крейсеров. Следуя в строю двух кильватерных колонн Корейским проливом, русская эскадра в 13 ч 30 мин. справа по носу обнаружила главные силы японского флота, которые шли на пересечение ее курса.

Японский адмирал, стремясь охватить голову русской эскадры, не рассчитал свой маневр и прошел на расстоянии 70 каб. от головного русского корабля. В то же время Рожественский, считая, что японцы хотят атаковать левую колонну эскадры, состоявшую из старых кораблей, опять перестроил свой флот из двух кильватерных колонн в одну. Основные силы японского флота, маневрировавшие в составе двух боевых отрядов, выйдя на левый борт, начали последовательный поворот на 16 румбов, чтобы охватить голову русской эскадры.

Этот поворот, который производился на расстоянии 38 каб. от головного русского корабля и длившийся 15 минут, ставил корабли японцев в крайне невыгодное положение. Делая последовательный поворот на обратный рейс, японские корабли описывали циркуляцию почти на одном месте, и, если бы русская эскадра своевременно открыла огонь и сосредоточила его на точке поворота японского флота, последнему могли быть причинены серьезные потери. Но этот благоприятный момент не был использован.

Головные корабли русской эскадры открыли огонь только в 13 ч 49 мин. Огонь был малоэффективен, так как из-за неправильного управления не был сосредоточен на японских кораблях, осуществлявших разворот на месте. По мере поворота корабли противника открывали огонь, сосредоточивая его на флагманских кораблях «Суворов» и «Ослябя». По каждому из них одновременно вели огонь от 4-х до 6-ти японских броненосцев и крейсеров. Русские эскадренные броненосцы также пытались сосредоточивать свой огонь на одном из кораблей противника, но из-за отсутствия соответствующих правил и опыта подобных стрельб не смогли добиться положительного результата.

Превосходство японского флота в артиллерии и слабость бронирования своих кораблей сказались сразу же. В 14 ч 23 мин. броненосец «Ослябя», был серьезно поврежден и вышел из строя и в скором времени затонул. Около 14 ч. 30 мин. вышел из строя броненосец «Суров». Имея серьезные повреждения и весь объятый пламенем, он еще на протяжении 5-ти часов отражал непрерывные атаки неприятельских крейсеров и миноносцев, но в 19 ч 30 мин. тоже затонул.

После того как вышли из строя броненосцы «Ослябя» и «Суворов» боев порядок русской эскадры был нарушен, и она потеряла управление. Японцы воспользовались этим и, выйдя в голову русской эскадры, усилили свой огонь. Во главе русской эскадры оказался броненосец «Александр III», а после его гибели - «Бородино».

Стремясь прорваться во Владивосток, русская эскадра шла генеральным курсом 23 градуса. Японцы, имея большое преимущество в скорости хода, охватывали голову русской эскадры и сосредоточивали на ведущем корабле огонь почти всех своих броненосцев. Русские матросы и офицеры, оказавшись в тяжелом положении, не оставляли своих боевых постов и со свойственным им мужеством и стойкостью до последнего отбивали атаки противника.

В 15 ч 05 мин. начался туман, и видимость до такой степени уменьшилась, что противники, разойдясь на контркурсах, потеряли друг друга. Около 15 ч 40 мин. японцы снова обнаружили русские корабли, шедшие на норд-ост, и возобновили с ними бой. Около 16 часов русская эскадра, уклоняясь от охвата, повернула на юг. В скором времени бой вновь прекратился из-за тумана. На этот раз адмирал Того на протяжении полутора часов не мог найти русскую эскадру и, наконец, вынужден был использовать для ее поиска свои главные силы.

Дневной бой

Хорошо организовав разведку перед боем, Того в ходе Цусимского сражения пренебрегал ею, в результате чего два раза терял из видимости русскую эскадру. В дневной фазе сражения японские миноносцы которые держались недалеко от своих главных сил, предприняли несколько торпедных атак против русских кораблей, поврежденных в артиллеристском бою. Эти атаки производились одновременно группой миноносцев (по 4 корабля в группе) с разных направлений. Снаряды выстреливались с дистанции от 4 до 9 каб. Из 30 торпед в цель попали только 5, при этом три из них - в броненосец «Суворов».

В 17 ч 52 мин. основные силы японского флота, обнаружили русскую эскадру, которая в это время вела бой с японскими крейсерами, снова атаковали ее. Адмирал Того на этот раз отвлекся от маневра охвата головы и повел бой на параллельных курсах. К концу дневного сражения, продолжавшегося до 19 ч 12 мин., японцы смогли потопить еще 2 русских броненосца - «Александр III» и «Бородино». С наступлением темноты японский командующий прекратил артиллерийский бой и направился с главными силами к о. Оллындо, а миноносцам приказал атаковать русскую эскадру торпедами.

Ночной бой

Около 20 часов до 60 японских миноносцев, разделенных на небольшие отряды, начали охватывать русскую эскадру. Их атаки начались в 20 ч 45 мин. одновременно с трех направлений и носили неорганизованный характер. Из 75 торпед, выпущенных с дистанции от 1 до 3 каб., в цель попали лишь шесть. Отражая торпедные атаки, русские моряки смогли уничтожить 2 японских миноносца и 12 повредили. Кроме этого, в результате столкновений между своими кораблями японцы потеряли еще один миноносец, и шесть миноносцев были серьезно повреждены.

Утро 15 мая

К утру 15 мая русская эскадра как организованная сила перестала существовать. В результате частых уклонений от атак японских миноносцев русские корабли рассредоточились по всему Корейскому проливу. Только отдельные корабли пытались самостоятельно прорваться во Владивосток. Встречая на своем пути превосходящие силы японцев, они вступали с ними в неравный бой и вели его до последнего снаряда.

Геройски сражались с противником экипажи броненосца береговой обороны «Адмирал Ушаков» под командованием капитана I ранга Миклухо-Маклая и крейсера «Дмитрий Донской», под командованием капитана II ранга Лебедева. Эти корабли погибли в неравном бою, но не спустили своих флагов перед врагом. По другому поступил младший флагман русской эскадры адмирал Небогатов, без боя сдавшийся в плен японцам.

Потери

В Цусимском сражении русская эскадра потеряла 8 броненосных кораблей, 4 крейсера, вспомогательный крейсер, 5 миноносцев и несколько транспортов. 4 броненосных корабля и миноносец вместе с Рожественским (вследствие ранения он был без сознания) и Небогатовым сдались в плен. Часть кораблей была интернирована в иностранных портах. И только крейсер «Алмаз» и 2 миноносца смогли прорваться во Владивосток. Японцы потеряли в этом сражении 3 миноносца. Многие их корабли были серьезно повреждены.

Причины поражения

Поражение русской эскадры было обусловлено подавляющим превосходством неприятеля в силах и неподготовленностью русской эскадры к сражению. Большая вина за поражение русского флота лежит на Рожественском, которым как командующим было допущено ряд серьезных ошибок. Он игнорировал опыт Порт-Артурской эскадры, отказался от разведки и вел эскадру вслепую, не имел плана боя, неправильно использовал свои крейсера и миноносцы, отказался от активных действий и не организовал управление силами во время сражения.

Действия японской эскадры

Японская эскадра, располагая достаточным временем и действуя; в благоприятных условиях, хорошо подготовилась к встрече с русским флотом. Японцами была выбрана выгодная позиция для боя, благодаря чему они смогли своевременно обнаружить русскую эскадру и сосредоточили свои основные силы на пути ее следования.

Но и адмиралом Того были допущены серьезные ошибки. Он неправильно рассчитал свое маневрирование перед сражением, в результате чего не смог охватить голову русской эскадры при ее обнаружении. Совершив последовательный поворот в 38 каб. от русской эскадры, Того подставил свои корабли под ее удар, и лишь неумелые действия Рожественского спасли японский флот от серьезных последствий этого неправильного маневра. Того не организовал тактической разведки в ходе сражения, как результат неоднократно терял контакт с русской эскадрой, неправильно использовал крейсера в сражении, прибегая к поиску русской эскадры основными силами.

Выводы

Опыт Цусимского сражения еще раз показал, что главным средством нанесения удара в бою являлась крупнокалиберная артиллерия, решившая исход сражения. Артиллерия среднего калибра с ростом боевой дистанции не оправдала себя. Выявилась необходимость выработки новых, более совершенных способов управления артиллерийским огнем, а также возможность использования торпедного оружия с миноносцев в дневных и ночных условиях для развития успеха, достигнутого в артиллерийском бою.

Увеличение пробивной способности бронебойных и разрушительного действия фугасных снарядов потребовало увеличения площади бронирования борта корабля и усиления горизонтальной брони. Боевой порядок флота - однокильватерная колонна с большим числом кораблей - не оправдал себя, так как затруднял использование оружия и управление силами в сражении. Появление радио увеличило возможности связи и управление силами на расстоянии до 100 миль.

Тяжело сказать, что и как было на самом деле. Ни кто, из тех кто был в этот момент с адмиралом Рожественским на мостике флагманского броненосца, кроме самого адмирала, не уцелел в сражении. А сам адмирал Рожественский хранил по этому поводу молчание, так нигде и никогда не объяснив мотивы и причины своих действий в сражении. Попробуем сделать это за него. Предложив свою версию этих событий. Событий так сильно сказавшихся на судьбе России.

В мае 1905 года русская эскадра медленно входила в Цусимский пролив. И казалось, что было сделано всё, для того, что бы дозорные корабли противника её обнаружили. Эскадру сопровождали несколько транспортных и вспомогательных судов. Которые ограничили её скорость 9 узлами. А два госпитальных судна, по требованиям того времени, светились всем огнями, подобно новогодним ёлкам. И первая же линия японских дозоров обнаружила русские корабли. И именно по этим «ёлкам». Тут же заработали японские радиостанции, передающие информацию, о русских кораблях. А на встречу русской эскадре вышли главные силы японского флота. Радиостанции, на которых так же работали не переставая. Осознав опасность командиры русских судов предложили командующему эскадрой адмиралу Рожественскому отогнать японских разведчиков. А командир вспомогательного крейсера «Урал», имевшего первоклассную, для своего времени радиостанцию, предложил заглушить работу японских радиостанций.

Госпитальное судно «Орёл».

Вспомогательный крейсер «Урал». Ещё четыре подобных корабля отделились от русской эскадры и приступили к рейдерским операциям у берегов Японии. «Урал» остался при эскадре.

Но адмирал всё запретил. И открывать огонь по японским разведчикам и заглушать работу их радиостанций. А вместо этого приказал перестроить эскадру из походного порядка в боевой. То есть из двух колонн, в одну. Но за 40 минут, до начала сражения Рожественский распорядился снова перестроить эскадру. В точности наоборот из одной колонны в две. Но теперь эти колонны броненосцев располагались уступом вправо. И стоило русским закончить перестроение, как на горизонте показались дымы кораблей главных сил японского флота. Командующий которым, адмирал Того заканчивал манёвр, гарантирующий ему победу. Ему надо было только повернуть вправо. И поставить строй своих кораблей, поперёк движения русской эскадры. Обрушивая огонь всех своих орудий на головной корабль противника.

Адмирал Того

Но увидев, что русские броненосцы идут походным порядком вместо этого адмирал Того, повернув влево. На сближение с наиболее слабыми кораблями русской эскадры. Намериваясь атаковать в первую очередь их. И тут же, русская эскадра, начала перестроение в одну колонну. И открыв огонь, буквально засыпала японский флагман градом снарядов. В какой-то момент сражения по японскому флагману вели огонь одновременно шесть русских кораблей. За короткие 15 минут в «японца» попало более 30 крупнокалиберных снарядов. Адмирал Рожественский, сделал то ради чего на флоте и существует командующий, он привёл свою эскадру без потерь и переиграл японского адмирала. Заставив того подставить свои корабли под сосредоточённый огонь стремительно приближающихся русских броненосцев.

Схема начала Цусимского сражения.

Рожественский сделал то, что хотел, воспользовавшись единственным шансом на победу. Он дал возможность противнику выявить эскадру, дал понять, что она тихоходна и идёт восточным, узким проливом. Он не стал мешать передачи информации разведчиками. И работе радиостанций главных сил японцев. А в последний момент, перед столкновением перестроил эскадру. Точно рассчитав время столкновения. Зная, что адмирал Того, уже не успеет получить расшифрованную информацию об его манёвре.

Броненосец «Сагами» ведет колонну кораблей

Скорее всего адмирал Рожественский рассчитывал и на находящиеся во Владивостоке два броненосных крейсера. Которые за три дня до Цусимского сражения вышли из порта. По официальной версии для проверки работы радиостанций. Но как раз во время, что бы подойти к Цусимскому проливу вместе с главными силами русского флота. Но тут вмешалась случайность. За год до этого японцы на фарватере поставили минное поле. Несколько раз русские крейсера свободно проходили это минное поле. Но именно накануне Цусимского сражения флагман этого отряда броненосный крейсер «Громобой» коснулся мины и вышел из строя. Отряд вернулся во Владивосток. Лишив возможности адмирала Рожественского усилить свою эскадру уже в ходе сражения. На то что это планировалось, указывает наличие в составе эскадры того же вспомогательного крейсера «Урал». Предназначенного для рейдерских операций на коммуникациях и совершенно не приспособленного для боя эскадр. Но имеющего лучшую в эскадре радиостанцию. С помощью, которой и должен был вывести крейсера из Владивостока к месту боя.

Броненосный крейсер «Громобой» в сухом доке Владивостока.

Сделал это, адмирал Рожественский точно зная, где находиться японская эскадра. И в этом ему помогли сами японцы. Точнее их радиостанции. Опытные радисты, по силе радиосигнала, или по «искре», как тогда говорили, могут определить расстояние, до другой радиостанции. Узкий пролив указывал точное направление на противника, а сила сигнала японских радиостанций показывала расстояние до него. Японцы рассчитывали увидеть одну колонну русский кораблей. А увидели две, и поспешили атаковать наиболее слабые корабли. Но русские колонны шли уступом вправо. Это и дало возможность Рожественскому перестроить эскадру и попытаться самому атаковать наиболее слабые корабли японцев. Прикрывая которые адмирал Того вынужден был продолжить манёвр. Буквально развернув последовательно свои броненосцы. Чем и подставил свой флагман, под сосредоточённый огонь лучших русских кораблей. В это момент, в японский флагман и попало около 30 крупнокалиберных снарядов. А следующий в строю броненосец 18. В принципе этого было достаточно, что бы вывести вражеские корабли из строя. Но к величайшему сожалению только в принципе.

Повреждения русского и японского броненосца в сражении.

Парадоксально, но самым большим японским секретом того времени, были русские снаряды. Точнее их ничтожное воздействие на корабли противника. В погоне за бронепробиваемостью русские инженеры уменьшили вес снаряда, на 20%, по отношению к зарубежным снарядом аналогичного калибра. Что предопределило более высокую скорость снарядов русских орудий. А что бы сделать свои снаряды безопасными их снаряжали взрывчаткой на основе пороха. При этом предполагалось, что, пробив броню снаряд, взорвётся, за ней. Для этого поставили очень грубые взрыватели, которые не взрывались даже при попадании в не бронированную часть борта. Но мощности взрывчатки, в снарядах, порой не хватало, даже на то что бы разорвать сам снаряд. И в результате русские снаряды, попадая в корабль, оставляли аккуратненькое круглое отверстие. Которое японцы быстренько заделывали. Да и взрыватели у русских снарядов оказались не на высоте. Боёк получился слишком мягким и не накалывал капсюль. А эскадру Рожественского вообще снабдили бракованными снарядами. С повышенным содержанием влаги, во взрывчатке. В результате даже попавшие в японские корабли снаряды массово не разрывались. Именно качество русских снарядов и предопределило, что японские корабли выдержали массированный огонь русских. И сами, пользуясь преимуществом в эскадренной скорости стали охватывать голову русской колонны. Вот тут даже возникает сомнение в том, что если бы японцы не знали об посредственном качестве русских снарядов, то Того рискнул бы выполнить свой рискованный манёвр. Нет, он не мог знать об отвратительном качестве снарядов находившихся на снабжении второй эскадры. Но вполне возможно, что он правильно оценил риск для своих кораблей и совершил свой манёвр. Который потом назовут гениальным, но который не совершит ни один находящийся в здравом уме флотоводец. А в результате японцы победили, в Цусимском сражении. Не смотря на героизм русских и выигрыш Рожественского на манёвренном этапе боя.

Картина посвящённая героической гибели броненосца береговой обороны «Адмирал Ушаков»

И всё же в этом поражении виноват лично Рожественский. Будучи начальника Главного морского штаба, он лично курировал технические вопросы во флоте. И именно на его совести, оказались эти не годные снаряды. Да и в составе японского флота, были 2 корабля, которые могли бы быть в составе его эскадры. Но от которых он лично так опрометчиво отказался. В Италии строились 2 броненосных крейсера, для Аргентины. Корабли были уже готовы, когда заказчик от них отказался. И итальянцы предложили эти корабли России. Но Рожественский, будучи начальником Морского Штаба, отказался от них. Мотивируя, тем, что эти корабли не подходят Русскому флоту по типу. Японскому же флоту они подошли. Японцы их сразу же перекупили. И как только эти корабли, достигли Японии, началась война. В это же время на Средиземном море находилась эскадра из двух броненосцев, трёх крейсеров и более десятка миноносцев. Шедшая на Тихий океан. И была выдвинута идея, сопровождать эти корабли своими кораблями. И под угрозой уничтожения этих кораблей, не дать возникнуть войне до усиления нашего флота. Но для этого, было необходимо оставить миноносцы, без опеки крупными кораблями. И Рожественский, запретил сопровождать японцев, приказав конвоировать миноносцы. В результате эта эскадра, до начала войны, не спела усилить наш Тихоокеанский флот. А перекупленные японцами броненосные крейсера успели.

Броненосный крейсер «Касуга», который мог служить и в Российском императорском флоте

Адмирал Рожественский, вполне справедливо, мог бы показать себя одним из величайших флотоводцев России. Который привёл флот без потерь через три океана, и сделал все, что бы разгромить японцев. Но как администратор, он проиграл войну, ещё до её начала. Упустив возможность усилить свой флот, ослабить флот противника. И не сумев обеспечить вверенные ему силы боеприпасами надлежащего качества. Чем и опозорил своё имя. В конце концов, оказавшись в плену у японцев.

Корабль оправдавший своё название. На нём адмирал Рожественский попал в плен к японцам.

Как известно незнание истории приводит к её повторению. И недооценка роли бракованных снарядов в Цусимском сражении ещё раз сыграло в нашей истории негативную роль. В другом месте и в другое время. Летом 1941 года, в начале Великой Отечественной войны. Тогда основным нашим танковым и противотанковым боеприпасом был 45-мм снаряд. Который должен был уверенно пробивать броню немецких танков метров до 800. Но реально, наши танки и противотанковые пушки этого калибра были бесполезны метров с 400. Немцы, это выявили сразу и установили безопасную дистанцию для своих танков в 400 метров. Оказалось, что в погоне за увеличением выпуска снарядов, произошло нарушение технологии, их изготовления. И массово шли перекалённые, а значит и более хрупкие снаряды. Которые просто раскалывались, при попадании в немецкую броню. Не причиняя особого вреда немецким танкам. И позволявшие немецким танкистам практически беспрепятственно расстреливать наших солдат. Совсем как японцам наших моряков при Цусиме.

Макет снаряда 45мм

Сражение

23 мая 1905 г. эскадра Рожественского произвела последнюю погрузку угля. Запасы снова взяли сверх нормы, в результате броненосцы оказались перегруженными, глубоко погрузившись в море. 25 мая все лишние транспорты были направлены в Шанхай. Эскадра была приведена в полную боевую готовность. Рожественский разведку не организовал, чтобы не обнаружить эскадру.


Однако японцы и так догадались, каким путём пойдут русские корабли. Японский адмирал Того ждал русские корабли уже с января 1905 года. Японское командование предполагало, что русские попытаются прорваться во Владивосток или захватить какую-нибудь гавань в районе Формозы (современный Тайвань) и оттуда вести операции против Японской империи. На совещании в Токио было принято решение исходить от обороны, сконцентрировать силы в Корейском проливе и действовать по ситуации. В ожидании русского флота японцы провели капитальный ремонт кораблей, заменили все неисправные орудия новыми. Предыдущие бои сделали японский флот единой боевой единицей. Поэтому к моменту появления русской эскадры японский флот был в наилучшем состоянии, единым, с большим боевым опытом соединением, которые было воодушевлено прежними успехами.

Основные силы японского флота были разделены на 3 эскадры (в каждой несколько отрядов). 1-й эскадрой командовал адмирал Того, который держал флаг на броненосце «Микасо». В 1-м боевом отряде (броненосное ядро флота) было 4 эскадренных броненосца 1-го класса, 2 броненосных крейсера 1-го класса и минный крейсер. В 1-ю эскадру также входили: 3-й боевой отряд (4 бронепалубных крейсера 2-го и 3-го классов), 1-й отряд эсминцев (5 эсминцев), 2-й отряд эсминцев (4 единицы), 3-й отряд эсминцев (4 корабля), 14-й отряд миноносцев (4 миноносца). 2-я эскадра была под флагом вице-адмирала Х. Камимуры. В её состав входили: 2-й боевой отряд (6 броненосных крейсеров 1-го класса и авизо), 4-й боевой отряд (4 бронепалубных крейсера), 4-я и 5-й отряды эсминцев (по 4 корабля), 9-й и 19-й отряды миноносец. 3-я эскадра под флагом вице-адмирала С. Катаока. В состав 3-й эскадры входили: 5-й боевой отряд (устаревший броненосец, 3 крейсера 2-го класса, авизо), 6-й боевой отряд (4 бронепалубных крейсера 3-го класса), 7-й боевой отряд (устаревший броненосец, крейсер 3-го класса, 4 канонерки), 1-й, 5-й, 10-й, 11-й, 15-й, 17-й, 18-й и 20-й отряды миноносцев (по 4 единицы), 16-й отряд миноносцев (2 миноносца), отряд судов особого назначения (в него входили вспомогательные крейсера).

Японский флот выходит навстречу 2-й Тихоокеанской эскадре

Соотношение сил было в пользу японцев. По линейным броненосным кораблям было примерное равенство: 12:12. По орудиям крупного калибра в 300 мм (254-305 мм) преимущество было на стороне русской эскадры - 41:17; по другим орудиям преимущество имели японцы: 200 мм - 6:30, 150 мм - 52:80. Японцы имели большое преимущество по таким важным показателям как число выстрелов в минуту, весу в кг металла и взрывчатки. По орудиям калибра 300-, 250- и 200 мм русская эскадра делала 14 выстрелов в минуту, японцы - 60; вес металла составлял у русских орудий 3680, у японцев - 9500 кг; вес взрывчатого вещества у русских, у японцев - 1330 кг. Русские корабли уступали и в сегменте орудий калибра 150 и 120 мм. По числу выстрелов в минуту: русские корабли - 120, японские - 300; весу металла в кг у русских орудий - 4500, у японцев - 12350; взрывчатки у русских - 108, у японцев - 1670. Русская эскадра уступала также по площади брони: 40% против 60% и в скорости хода: 12-14 узлов против 12-18 узлов.

Таким образом, русская эскадра уступала по скорострельности в 2-3 раза; по количеству выбрасываемого в минуту металла японские корабли превосходили русские в 2 1/2 раза; запаса взрывчатки в японских снарядах было больше в 5-6 раз, чем в русских. Русские толстостенные бронебойные снаряды с крайне низким разрывным зарядом пробивали японскую броню и не взрывались. Японские же снаряды производили сильные разрушения и пожары, буквально уничтожая все неметаллические части корабля (на русских кораблях был избыток дерева).

Кроме того, японский флот имел заметное преимущество в лёгких крейсерских силах. В прямом крейсерском бою русским кораблям грозило полное поражение. Они уступали в числе кораблей и орудий, а также были связаны охраной транспортов. Огромное превосходство японцы имели в миноносных силах: 9 русских 350-тонных миноносцев против 21 эсминца и 44 миноносца японского флота.

После появления русских кораблей в Малаккском проливе японское командование получало точные сведения о движении 2-й Тихоокеанской эскадры. В середине мая крейсера Владивостокского отряда выходили в море, что указало Того, что русская эскадра приближается. Японский флот приготовился к встрече противника. 1-я и 2-я эскадры (броненосное ядро флота из 4 эскадренных броненосцев 1-го класса и 8 броненосных крейсеров 1-го класса, почти равных по мощи броненосцам) расположились на западном берегу Корейского пролива, в Мозампо; 3-я эскадра - у острова Цусима. Вспомогательные крейсера из торговых пароходов составили сторожевую цепь протяжением в 100 миль, раскинутую в 120 милях к югу от главных сил. За сторожевой цепью располагались легкие крейсеры и дозорные корабли главных сил. Все силы были связаны радиотелеграфом и охраняли вход в Корейский залив.


Японский адмирал Того Хэйхатиро


Эскадренный броненосец "Микаса", июль 1904 года


Эскадренный броненосец "Микаса", ремонт кормовой башни. Рейд Эллиот, 12-16 августа 1904 года


Эскадренный броненосец "Сикисима", 6 июля 1906 года

Эскадренный броненосец "Асахи"

Утром 25 мая эскадра Рожественского направилась в Цусимский пролив. Корабли шли двумя колоннами с транспортами посередине. В ночь на 27 мая русская эскадра прошла японскую сторожевую цепь. Корабли шли без огней и не были замечены японцами. Но, следовавшие за эскадрой 2 госпитальных судна были освещены. В 2 час. 25 мин. их заметил японский крейсер, сам оставшись необнаруженным. С рассветом на русскую эскадру вышли сначала один, а затем несколько вражеских крейсеров, которые следовали на удалении и временами исчезали в утреннем тумане. Около 10 часов эскадра Рожественского перестроилась в одну кильватерную колонну. Позади двигались транспорты и вспомогательные суда под прикрытием 3 крейсеров.

В 11 час. 10 мин. из-за тумана появились японские крейсера, некоторые русские корабли открыли огонь по ним. Рожественский приказал прекратить стрельбу. В полдень эскадра взяла курс норд-ост 23° - на Владивосток. Затем русский адмирал попытался перестроить правую колонну эскадры в строй фронта, но, вновь увидев противника, отказался от этой идеи. В результате броненосцы оказались в двух колоннах.

Того, получив утром сообщение о появление русского флота, немедленно перешёл от Мозампо на восточную сторону Корейского пролива (остров Окиносима). Из донесений разведки японский адмирал отлично знал дислокацию русской эскадры. Когда около полудня расстояние между флотами сократилось до 30 миль, Того двинулся навстречу русским с главными броненосными силами (12 эскадренных броненосцев и броненосных крейсеров) плюс 4 легких крейсера и 12 эсминцев. Главные силы японского флота должны были атаковать голову русской колонны, а крейсерские силы Того направил в обход русского тыла, чтобы захватить транспорты.

В 13 час. 30 мин. правая колонна русских броненосцев увеличила ход до 11 узлов и стала уклоняться влево, чтобы выйти в голову левой колонны и составить общую колонну. Крейсера и транспорты получили указание отойти вправо. В этот момент с северо-востока появились корабли Того. Японские корабли, имея ход в 15 узлов, шли наперерез русской эскадре и, оказавшись впереди и несколько влево от наших кораблей, начали последовательно (один за другим в одной точке) поворачивать в обратное направление - т. н «петля Того». Таким маневром Того занял позицию впереди русской эскадры.

Момент поворота был очень рискованным для японцев. Рожественский получил хороший шанс переломить ситуацию в свою пользу. Ускорив до максима ход 1-го отряда, сблизившись на привычную для русских комендоров дистанцию 15 кабельтовых и сосредоточив огонь на точке поворота эскадры Того, русские эскадренные броненосцы могли расстрелять врага. По мнению ряда военных исследователей, такой маневр мог причинить серьёзный ущерб броненосному ядру японского флота и позволить 2-й Тихоокеанской эскадре, если не победить в этом бою, то по крайней мере, выполнить задачу прорыва основных сил к Владивостоку. Кроме того, новейшие русские броненосцы типа «Бородино» могли попытаться «отжать» японские корабли к колонне более старых русских броненосцев, медленных, но с мощными орудиями. Однако Рожественский или не заметил этого, или не решился на такой шаг, не веря в способности своей эскадры. А времени на принятие такого решения у него было крайне мало.

В момент поворота японской эскадры в 13 час. 49 мин. русские корабли открыли огонь с расстояния около 8 км (45 кабельтовых). При этом только головные броненосцы могли эффективно бить по врагу, для остальных расстояние было слишком большим, и мешали впереди идущие корабли. Японцы немедленно ответили, сконцентрировав огонь на двух флагманах - «Князе Суворове» и «Ослябе». Русский командующий повернул эскадру вправо, чтобы занять положение параллельно курсу японского флота, но противник, пользуясь большей скоростью, продолжал охватывать голову русской эскадры, закрывая путь на Владивосток.

Примерно через 10 минут японские комендоры пристрелялись и их мощные фугасные снаряды стали производить большие разрушения на русских кораблях, вызывая сильные пожары. Кроме того, огонь и сильный дым затрудняли русским стрельбу и нарушали управление кораблями. «Ослябя» были сильно поврежден и около 14 час. 30 мин. зарывшись носом по самые клюзы, выкатился из строя вправо, примерно через 10 минут броненосец опрокинулся и затонул. Командир капитан 1-го ранга Владимир Бэр был ранен в начале боя и отказался покидать корабль, вместе с ним погибли более 500 человек. Миноносцы и буксир подняли из воды 376 человек. Примерно в это же время сильные повреждения получил «Суворов». Осколки снаряда попали в рубку, перебив и ранив почти всех, кто там был. Рожественский был ранен. Потеряв управление, броненосец покатился вправо, а затем болтался между эскадрами, пытаясь вернуть управление. В ходе дальнейшего боя броненосец не раз обстреливали, атаковали торпедами. В начале 18 час. миноносец «Буйный» снял с корабля часть штаба во главе с тяжело раненым Рожественским. Вскоре японские крейсера и миноносцы добили искалеченный флагман. Весь экипаж погиб. Когда погиб броненосец «Суворов», командование принял адмирал Небогатов, державший флаг на эскадренном броненосце «Император Николай I».


И. А. Владимиров. Героическая гибель броненосца "Князь Суворов" в Цусимском сражении


И. В. Славинский. Последний час броненосца "Князь Суворов" в Цусимском бою

Эскадру возглавил следующий броненосец - «Император Александр III». Но вскоре получил сильные повреждения и переместился в центр эскадры, уступив «Бородино» место головного. Добили броненосец «Александр» в 18 час 50 мин. сосредоточенным огнём броненосных крейсеров «Ниссин» и «Кассуга». Никто из экипажа (857 человек) не выжил.

Русская эскадра продолжала движение в относительном порядке, пытаясь вырваться из японских клещей. Но, японские корабли, не имея серьёзных повреждений, по-прежнему закрывали путь. Около 15 час. японские крейсера вышли в тыл русской эскадре, захватили два госпитальных судна, завязали бой с крейсерами, сбив крейсера и транспорты в одну кучу.

После 15 час. море внезапно закрыл туман. Под его защитой русские корабли повернули на юго-восток и разошлись с противником. Бой был прерван, и русская эскадра снова легла на курс норд-ост 23°, в сторону Владивостока. Однако вражеские крейсера обнаружили русскую эскадру и битва продолжилась. Через час, когда снова появился туман, русская эскадра повернула на юг и отогнала японские крейсера. В 17 час., повинуясь указанию контр-адмирала Небогатова, «Бородино» опять повёл колонну на северо-восток, к Владивостоку. Затем снова приблизились главные силы Того, после короткой перестрелки, туман разделил главные силы. Около 18 час. Того снова догнал главные русские силы, сосредоточив огонь на «Бородино» и «Орле». «Бородино» получил сильные повреждения, горел. В начале 19 час. «Бородино» получил последние критические повреждения, был весь в огне. Броненосец опрокинулся и затонул со всем экипажем. Спасся только один матрос (Семён Ющин). Чуть раньше погиб «Александр III».

С закатом солнца японский командующий вывел корабли из боя. К утру 28 мая все отряды должны были собраться к северу от острова Дажелет (в северной части Корейского пролива). Миноносные отряды получили задачу продолжать бой, окружить русскую эскадру и ночными атаками довершить разгром.

Таким образом, 27 мая 1905 г. русская эскадра потерпела тяжелое поражение. 2-я Тихоокеанская эскадра потеряла 4 лучших эскадренных броненосца из 5-ти. Оставшийся на плаву новейший броненосец «Орёл» был сильно поврежден. Тяжелые повреждения получили и другие корабли эскадры. Многие японские корабли получили по несколько пробоин, но сохранили боеспособность.

Пассивность русского командование, которое даже не попыталось нанести врагу поражение, шло в бой без всякой надежды на успех, отдавшись на волю судьбы, привела к трагедии. Эскадра только пыталась прорваться в сторону Владивостока, а не вела решительный и яростный бой. Если бы капитаны решительно бились, маневрировали, пытались сблизиться с противником для эффективной стрельбы, японцы понесли намного более серьёзные потери. Однако пассивность руководства парализовала почти всех командиров, эскадра, как стадо быков, глупо и упрямо, прорывалась в сторону Владивостока, не пытаясь смять строй японский кораблей.


Эскадренный броненосец "Князь Суворов"


Эскадренный броненосец "Ослябя" в походе на Дальний Восток в составе 2-й Тихоокеанской эскадры


Эскадренный броненосец "Ослябя" перед Корейским проливом, май 1905 года


Корабли 2-й эскадры во время одной из стоянок. Слева направо: эскадренные броненосцы "Наварин", "Император Александр III" и "Бородино"


Эскадренный броненосец "Император Александр III"

Завершение погрома

Ночью многочисленные японские миноносцы окружили русский флот с севера, востока и юга. Небогатов на своём флагмане обогнал эскадру, стал в голове и двинулся во Владивосток. Крейсеры и миноносцы, а также уцелевшие транспорты, не получив задачи, направились в разные стороны. Оставшиеся при Небогатове 4 броненосца («Николай», «Орёл», «Адмирал Сенявин», «Генерал-адмирал Апраксин») утром были окружены превосходящими силами врага и капитулировали. Экипажи были готов принять последний бой и с честью погибнуть, но выполнили приказ адмирала.

Только попавший в кольцо окружения крейсер «Изумруд», единственный крейсер оставшийся в эскадре после боя и ночью охранявший остатки 2-й Тихоокеанской эскадры от атак миноносцев, не подчинился приказу о сдаче японцам. «Изумруд» на полном ходу прорвал кольцо окружения и пошёл во Владивосток. Командир корабля капитан 2-го ранга Василий Ферзен, который отлично себя проявил в ходе этого трагичного сражения и прорыва кольца окружения, во время пути во Владивосток совершил ряд серьёзных ошибок. Видимо, сказалось психологическое напряжение сражения. При заходе в залив Владимира корабль сел на камни и был взорван экипажем, опасаясь появления противника. Хотя во время прилива можно было снять корабль с мели.

Броненосец «Наварин» сильных повреждений в дневном бою не получил, потери были небольшими. Но ночь он выдал себя светом прожекторов, и атака японских миноносцев привела к гибели корабля. Из 681 члена экипажа спастись удалось только троим. Броненосец «Сисой Великий» получил в ходе дневного боя тяжелые повреждения. Ночью была атакован миноносцами и получил смертельное повреждение. Утром броненосец достиг острова Цусима, где столкнулся с японскими крейсерами и миноносцем. Командир корабля М. В. Озеров, видя безнадежность ситуации, согласился на капитуляцию. Японцы эвакуировали экипаж, а корабль затонул. Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов» был серьёзно поврежден днём, ночью был торпедирован и утром его затопили, чтобы не сдать врагу. Броненосец «Адмирал Ушаков» получил в дневном сражении серьёзные повреждения. Скорость корабля упала, и он отстал от основных сил. 28 мая корабль отказался капитулировать и принял неравный бой с японскими броненосными крейсерами «Ивате» и «Якумо». Получив сильные повреждения, корабль был затоплен экипажем. Сильно поврежденный крейсер «Владимир Мономах» был затоплен экипажем в безнадежном положении. Из всех кораблей 1-го ранга крейсер «Дмитрий Донской» ближе всех смог подойти к Владивостоку. Крейсер настигли японцы. «Донской» принял бой с превосходящими силами японцев. Крейсер погиб, не спустив флага.


В. С. Ермышев Броненосец "Адмирал Ушаков"


"Дмитрий Донской"

Во Владивосток смогли уйти только крейсер II ранга «Алмаз», миноносцы «Бравый» и «Грозный». Кроме того, транспорт «Анадырь» ушёл на Мадагаскар, а затем на Балтику. Три крейсера («Жемчуг», «Олег» и «Аврора») ушли в Манилу на Филиппинах и там были интернированы. Миноносец «Бедовый», на борту которого находился раненый Рожественский, был настигнут японскими миноносцами и сдался в плен.


Пленные русские матросы на борту японского броненосца «Асахи»

Основные причины катастрофы

С самого начала поход 2-й Тихоокеанской эскадры носил авантюристический характер. Корабли нужно было отправить на Тихий океан ещё до войны. Окончательно смысл похода был утрачен после падения Порт-Артура и гибели 1-й Тихоокеанской эскадры. Из Мадагаскара эскадру нужно было возвращать назад. Однако из-за политических амбиций, желания хоть как-то поднять престиж Россию, флот отправили на гибель.

Сам поход из Либавы к Цусиме стал беспримерным подвигом русских матросов по преодолению огромных трудностей, но сражение при Цусиме показало всю гнилость империи Романовых. Сражение показало отсталость кораблестроения и вооружения русского флота по сравнению с передовыми державами (японский флот создавался усилиями ведущих мировых держав, особенно Англии). Русская морская сила на Дальнем Востоке была сокрушена. Цусима стала решающей предпосылкой для заключения мира с Японией, хотя в военно-стратегическом отношении исход войны решался на суше.

Цусима стала своего рода страшным знаковым событием для Российской империи, показывая необходимость коренных изменений в стране, гибельность войны для России в её текущем состоянии. К сожалению, его не поняли, и Российская империя погибла как 2-я Тихоокеанская эскадра - кроваво и жутко.

Одной из главных причин гибели эскадры стала безынициативность, нерешительность русского командования (бич русской армии и флота во время Русской-японской войны). Рожественский не решился жестко поставить вопрос об отправке эскадры назад, после падения Порт-Артура. Адмирал вёл эскадру без надежды на успех и держался пассивно, отдав инициативу врагу. Конкретного плана сражения не было. Дальнюю разведку не организовали, удобный случай нанести поражение японским крейсерам, которые значительное время были в отрыве от основных сил, не использовали. В начале сражения не использовали шанс нанести сильный удар основным силам противника. Эскадра не закончила боевого построения и вела бой на невыгодных условиях, нормальный огонь могли вести только головные корабли. Неудачное построение эскадры позволило японцам сосредоточить огонь на лучших броненосцах русской эскадры и довольно быстро вывести их из строя, после чего исход битвы был решен. В ходе боя, когда головные броненосцы вышли из строя, эскадра фактически сражалась без командования. Небогатов принял командование только вечером и утром сдал корабли японцам.

Среди технических причин можно выделить «усталость» кораблей после длительного похода, когда длительное время были в отрыве от нормальной ремонтной базы. Корабли были перегружены углём и другими грузами, что снижало их мореходные качества. Русские корабли уступали японским кораблям в общем числе орудий, площади бронирования, скорости хода, скорострельности, весе и взрывной мощи выстрела эскадры. Сильное отставание было в крейсерских и миноносных силах. Корабельный состав эскадры отличался разнообразным по вооружению, защите и маневренности, что сказалось на его боеспособности. Новые броненосцы, как показал бой, имели слабое бронирование и малую остойчивость.

Русская эскадра, в отличие от японского флота, не была единым боевым организмом. Личный состав, как начальствующий, так и рядовой, отличался разношёрстностью. Кадровых командиров хватило только на замещение основных ответственных должностей. Некомплект командного состава возместили за счёт досрочного выпуска морского корпуса, призыва из запаса «стариков» (которые не имели опыта хождения на броненосных кораблях) и перевода из торгового флота (прапорщики). В результате образовался сильный разрыв между молодежью, не имеющей нужного опыта и достаточных знаний, «стариками», которые нуждались в обновлении знаний и «гражданскими», не имеющими нормальной военной подготовки. Матросов срочной службы также не хватало, поэтому экипажи примерно на треть состояли из запасников и новобранцев. Много было «штрафников», которых командиры «сослали» в дальний поход, что не улучшило дисциплину на кораблях. Не лучше ситуация была и с унтер-офицерским составом. Личный состав в большинстве был назначен на новые корабли только летом 1904 года, и не смог хорошо изучить корабли. Из-за того, что приходилось в авральном порядке заканчивать, ремонтировать и готовить корабли, эскадра летом 1904 года вместе не ходила, не училась. Только в августе было совершено 10-дневное плавание. Во время похода, из-за ряда причин, экипажи не смогли научиться маневрировать кораблями и хорошо стрелять.

Таким образом, 2-я Тихоокеанская эскадра была плохо подготовлена, по сути, не получила боевой подготовки. Понятно, что русские матросы и командиры вступили в битву мужественно, храбро дрались, но их героизм не мог выправить ситуацию.


В. С. Ермышев. Броненосец "Ослябя


А.Трон Гибель эскадренного броненосца "Император Александр III"

Хорошо описал ситуацию Алексей Новиков, матрос на «Орле» (будущий советский писатель-маринист). Его в 1903 году арестовали за революционную пропаганду и как «неблагонадёжного» перевели на 2-ю Тихоокеанскую эскадру. Новиков писал: «Многие матросы были призваны из запаса. Эти пожилые люди, явно отвыкнув от военно-морской службы, жили воспоминаниями о родине, болели разлукой с домом, с детьми, с женой. Война свалилась на них неожиданно, как страшное бедствие, и они, готовясь в небывалый поход, выполняли работу с мрачным видом удавленников. В число команды входило немало новобранцев. 3абитые и жалкие, они на все смотрели с застывшей жутью в глазах. Их пугало море, на которое они попали впервые, а ещё больше - неизвестное будущее. Даже среди кадровых матросов, кончивших разные специальные школы, не было обычного веселья. Только штрафные, в противоположность остальным, держались более или менее бодро. Береговое начальство, чтобы отделаться от них, как от вредного элемента, придумало для этого самый лёгкий способ: списывать их на суда, отправляющиеся на войну. Таким образом, к ужасу старшего офицера, у нас набралось их до семи процентов».

Ещё один хороший образ, объясняющий гибель эскадры, передал Новиков (под псевдонимом "матрос А. Затертый"). Вот что он увидал: «Мы были крайне поражены тем, что этот корабль ничуть не пострадал от нашей артиллерии. Он имел такой вид, как будто его сейчас вывели из ремонта. Даже краска на орудиях не сгорела. Наши матросы, осмотрев «Асахи», готовы были клясться, что 14 мая мы сражались не с японцами, а… чего доброго, с англичанами. Внутри броненосца мы поражались чистотой, опрятностью, практичностью и целесообразностью устройства. У нас на новых броненосцах типа «Бородино» для каких-нибудь тридцати человек офицеров отводилась целая половина корабля; ее загромождали каютами, а они во время боя только увеличивали пожары; а в другую половину корабля у нас были втиснуты не только до 900 человек матросов, но и артиллерия, и подъемники. А у нашего противника на корабле все было использовано главным образом для пушек. Затем нам резко бросилось в глаза отсутствие между офицерами и матросами той розни, какую на каждом шагу встречаешь у нас; там же, наоборот, чувствовались между ними какая-то сплоченность, родственный дух и общие интересы. Тут только впервые мы и узнали по-настоящему, с кем мы имели дело в бою и что такое японцы».

Цусимское сражение. Поход на дно Японского моря

Русско-японская война по праву считается одной из самых трагичных страниц в истории нашего государства. Были ли основной причиной поражения промахи русской дипломатии, бесхребетность и нерешительность царских полководцев, отдаленность театра боевых действий или же виной всему неблагосклонность госпожи Удачи? Всего понемногу. Почти все ключевые сражения данной войны прошли под знаменем обреченности и излишней пассивности, результатом чего стало полное поражение. Цусимское сражение, в котором схлестнулись силы 2-й Тихоокеанской эскадры Российской Империи с силами Японского флота, является тому примером.

Война для России началась не столь удачно, как планировалось. Блокада в Порт-Артуре 1-й Тихоокеанской эскадры, потеря в сражении у Чемульпо крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» стали причинами попыток Петербурга кардинально изменить положение на театре боевых действий. Такой попыткой стала подготовка и отправление 2-й, а затем и 3-й Тихоокеанской эскадры. Буквально через полмира прошли 38 боевых кораблей, сопровождаемые вспомогательными транспортами, нагруженные провиантом так, что ватерлинии основательно находились под водой, ухудшая и без того слабую бронезащиту русских кораблей, которые были покрыты броней лишь на 40%, в то время как японские – на все 60%.


Командующий 2-й Тихоокеанской эскадрой вице-адмирал Зиновий Петрович Рожественский

Изначально поход эскадры считался многими теоретиками русского флота (например, Николаем Лаврентьевичем Кладо) уже заранее проигрышным и бесперспективным. Более того, весь личный состав – от адмиралов до простого матроса – чувствовали себя обреченными на провал. Бесперспективности добавила нагнавшая эскадру на Мадагаскаре новость о падении Порт-Артура и потери почти всей группировки 1-й Тихоокеанской эскадры. Узнав об этом 16 декабря 1904 года, командующий эскадры контр-адмирал Зиновий Рожественский пытался с помощью телеграмм переубедить вышестоящее начальство в целесообразности продолжения похода, но вместо этого получил приказ ждать на Мадагаскаре подкрепления и предпринять попытку прорваться во Владивосток любым способом.

Приказы обсуждать не принято, и 1 мая 1905 года эскадра, уже добравшаяся к тому времени до Индокитая, взяла курс на Владивосток. Прорываться было решено через Цусимский пролив – самый близкий путь, так как проливы Сангарский и Лаперуза не рассматривались из-за удаленности и проблем в навигационном обеспечении.

Цусимский пролив

Некоторые броненосцы, такие как «Император Николай I», были вооружены устаревшей артиллерией и были вынуждены использовать чрезвычайно дымный порох, из-за которого корабль заволакивало дымом после нескольких залпов, в результате чего дальнейшая пристрелка ощутимо затруднялась. Броненосцы береговой обороны «Адмирал Ушаков», «Адмирал Апраксин» и «Адмирал Сенявин», исходя из названия своего типа, вообще не были предназначены для дальних походов, так как данный класс судов создавался для защиты береговых укреплений и чаще в шутку звался «броненосцем, берегами охраняемым».

Большое количество транспортных и вспомогательных судов вообще не следовало тащить с собой в бой, так как в сражении они пользы не приносили, а лишь затормаживали эскадру и требовали для своей защиты значительного количества крейсеров и миноносцев. Скорее всего, им следовало разделиться, уйдя в нейтральный порт, или попытаться пройти во Владивосток далекими обходными путями. Маскировка русской эскадры тоже оставляла желать лучшего – ярко-желтые трубы кораблей являлись хорошим ориентиром, в то время как японские суда были оливкового цвета, из-за чего нередко сливались с водной поверхностью.

Броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков»

Накануне сражения, 13 мая, было принято решение провести учения в целях повышения маневренности эскадры. По результатом данных учений стало понятно, что эскадра совсем не готова к согласованным маневрам – колонна кораблей постоянно разрушалась. Неудовлетворительно обстояло дело и с поворотами «все вдруг». Некоторые суда, не поняв сигнала, делали в это время повороты «последовательно», внося в маневр путаницу, а когда по сигналу с флагманского броненосца эскадра переходила в строй фронта, получалась полная неразбериха.

За потраченное на маневры время эскадра могла бы пройти самую опасную часть Цусимского пролива под покровом ночи и, возможно, ее бы не увидели японские суда-разведчики, но в ночь с 13-го на 14-е мая эскадра была замечена японским разведывательным крейсером «Синано-Мару». Хочется заметить, что, в отличие от японского флота, активно проводившего разведывательные действия, русская эскадра шла почти вслепую. Было запрещено вести разведку из-за опасности раскрытия местоположения противнику.

Курьезность момента дошла до того, что было запрещено преследовать разведывательные крейсера противника и даже мешать им телеграфировать, хотя на вспомогательном крейсере «Урал» стоял беспроволочный телеграф, способный перебивать донесения японцев о местоположении русской эскадры. В результате такой пассивности адмирала Рожественского командующий силами флота Японии адмирал Хэйхатиро Того знал не только местоположение русского флота, но и его состав и даже тактическое построение – достаточно, чтобы начать бой.

Броненосец «Император Николай I»

Почти все утро 14-го мая японские крейсера-разведчики шли параллельным курсом, лишь ближе к полудню туман скрыл эскадру Рожественского от их взора, но ненадолго: уже в 13:25 был установлен визуальный контакт с японской эскадрой, шедшей наперерез.

Головным шел броненосец «Микаса» под флагом адмирала Того. За ним следовали броненосцы «Сикисима», «Фудзи», «Асахи» и броненосные крейсеры «Кассуга» и «Ниссин». Вслед за этими кораблями выступили еще шесть броненосных крейсеров: «Идзумо» под флагом адмирала Камимура, «Якумо», «Асама», «Адзума», «Токива» и «Ивате». За основными силами японцев следовали многочисленные вспомогательные крейсера и миноносцы под командованием контр-адмиралов Камимуры и Уриу.

Состав русской эскадры к моменту встречи с вражескими силами был таков: эскадренные броненосцы «Князь Суворов» под флагом вице-адмирала Рожественского, «Император Александр III», «Бородино», «Орел», «Ослябя» под флагом контр-адмирала Фелькерзама, который еще задолго до сражения умер от инсульта, не выдержав тягот и испытаний долгого похода, «Сисой Великий», «Николай I» под вымпелом контр-адмирала Небогатова.

Адмирал Того

Броненосцы береговой обороны: «Генерал-адмирал Апраксин», «Адмирал Сенявин», «Адмирал Ушаков»; броненосный крейсер «Адмирал Нахимов»; крейсера «Олег» под флагом контр-адмирала Энквиста, «Аврора», «Дмитрий Донской», «Владимир Мономах», «Светлана», «Изумруд», «Жемчуг», «Алмаз»; вспомогательный крейсер «Урал».

Эскадренные миноносцы: 1-й отряд – «Бедовый», «Быстрый», «Буйный», «Бравый»; 2-й отряд – «Громкий», «Грозный», «Блестящий», «Безупречный», «Бодрый». Транспорты «Анадырь», «Иртыш», «Камчатка», «Корея», буксирные пароходы «Русь» и «Свирь» и госпитальные суда «Орел» и «Кострома».

Эскадра шла в походном строю двух кильватерных колонн из боевых кораблей, между которыми шел отряд транспортов, имея в охране с обеих сторон 1-й и 2-й отряды миноносцев, выдавая при этом скорость от силы 8 узлов. Сзади эскадры шли оба госпитальных судна, благодаря яркому освещению которых и была накануне замечена эскадра.


Тактическое построение русской эскадры перед боем

Хоть список выглядит внушительным, лишь первые пять боевых кораблей являлись серьезной боевой силой, способной потягаться с японскими броненосцами. Вдобавок, общий ход в 8 узлов был обусловлен медлительностью транспортов и некоторых устаревших броненосцев и крейсеров, хотя основной костяк эскадры мог выдать скорость едва ли не в два раза большую.

Адмирал Того собирался предпринять хитрый маневр, развернувшись перед самым носом русской эскадры, при этом сосредотачивая огонь на головных броненосцах – выбивать их из строя, а затем выбивать следующие за головными. Вспомогательные японские крейсера и миноносцы должны были добивать торпедными атаками выбывшие из строя вражеские корабли.

Тактика же адмирала Рожественского заключалась, мягко говоря, «ни в чем». Стояла главная директива – прорываться во Владивосток, и в случае потери управления флагманскими броненосцами их место занимал следующий в колонне. Так же миноносцы «Буйный» и «Бедовый» были приписаны к флагманскому броненосцу как эвакуационные суда и обязаны были спасти вице-адмирала и его штаб в случае гибели броненосца.

Капитан 1-го ранга Владимир Иосифович Бэр в молодости

К 13:50 раздались выстрелы орудий главного калибра русских броненосцев по головному японскому «Микасе», ответ не заставил себя долго ждать. Воспользовавшись пассивностью Рожественского, японцы произвели охват головной части русской эскадры и открыли огонь. Больше всех страдали флагманские «Князь Суворов» и «Ослябя». Через полчаса боя броненосец «Ослябя», охваченный пожаром и огромным креном, выкатился из общего строя, а еще через полчаса перевернулся кверху килем. Вместе с броненосцем погиб его командир – капитан 1-го ранга Владимир Иосифович Бэр, до последнего руководивший эвакуацией моряков с тонущего корабля. Также погиб весь состав механиков, инженеров и кочегаров, находившихся в самой глубине броненосца: во время боя следовало накрыть машинное отделение бронеплитами от защиты осколков и снарядов, а во время гибели корабля матросы, назначенные поднять эти плиты, разбежались.

Вскоре выскочил из строя объятый пламенем броненосец «Князь Суворов». Место во главе эскадры заняли броненосцы «Бородино» и «Александр III». Ближе к 15:00 водную гладь окутал туман, и бой прекратился. Русская эскадра взяла курс на север, потеряв к тому времени еще и госпитальные суда, шедшие в хвосте эскадры. Как выяснилось позднее, их захватили легкие японские крейсеры, тем самым оставив русскую эскадру без медицинской помощи.

Последние минуты жизни броненосца «Ослябя»

Через 40 минут бой возобновился. Вражеские эскадры вышли на довольно близкие расстояния, что привело к еще более быстрому уничтожению русских кораблей. Едва поспевали за основными силами броненосцы «Сисой Великий» и «Орел», имеющие на своем борту больше мертвых, чем живых членов экипажа.

К половине пятого дня 2-я Тихоокеанская эскадра взяла курс на северо-восток, где соединилась с крейсерами и транспортами, которые вели бой против шальных крейсерских отрядов японского адмирала Уриу. Тем временем с броненосца «Князь Суворов», который чудом держался на воде, был снят миноносцем «Буйный» раненый вице-адмирал Рожественский и весь его штаб. Основная часть экипажа отказалась покидать броненосец и, имея в строю лишь кормовые малокалиберные орудия, продолжала отбиваться от атак противника. Через 20 минут «Князь Суворов», окруженный 12 кораблями противника, был расстрелян почти в упор с минных аппаратов и затонул, унося с собой на дно весь экипаж. Всего за время боя по броненосцу было выпущено 17 торпед, в цель попало только три последних.

Окруженный, но не сломленный «Князь Суворов»

За полтора часа до заката, не выдержав большого количества попаданий и не в силах парировать увеличивающийся крен, утонули один за другим головные броненосцы «Бородино» и «Александр III». Позднее из воды японцами был спасен единственный выживший с экипажа «Бородин» – матрос Семен Ющин. Экипаж «Александра III» полностью погиб вместе с кораблем.

Броненосец «Бородино» во время ходовых испытаний

С наступлением сумерек в дело вступили японские миноносцы. Благодаря своей незаметности и большому количеству (порядка 42 единиц), миноносцы подбирались на критически близкие расстояния к русским кораблям. В итоге за время ночного боя русская эскадра потеряла крейсер «Владимир Мономах», броненосцы «Наварин», «Сисой Великий», «Адмирал Нахимов» и миноносец «Безупречный». Экипажам «Владимир Мономаха», «Сисого Великого» и «Адмирала Нахимова» повезло – почти все моряки данных кораблей были спасены и взяты в плен японцами. С «Наварина» было спасено всего три человека, а с «Безупречного» и вовсе ни одного.


Ночные атаки японских миноносцев на разрозненную русскую эскадру

Тем временем отряд крейсеров под командованием контр-адмирала Энквиста, потеряв за время боя крейсер «Урал» и буксир «Русь», настойчиво пытался взять курс на север. Помехой этому служили практически ни на час не прекращающиеся атаки японских миноносцев. В итоге, не выдержав давления и потеряв из виду все транспорты и крейсеры кроме «Авроры» и «Олега», Энквист увел эти крейсеры в Манилу, где они были разоружены. Таким образом был спасен самый знаменитый «корабль революции».


Контр-адмирал Оскар Адольфович Энквист

Начиная с самого утра 15-го мая 2-я Тихоокеанская продолжила нести потери. В неравном бою, потеряв почти половину личного состава, был уничтожен миноносец «Громкий». Не вынесла боя «один против трех» бывшая царская яхта «Светлана». Эскадренный миноносец «Быстрый», видя гибель «Светланы», пытался уйти от погони, но, не в состоянии сделать этого, выбросился на берег Корейского полуострова; его экипаж был взят в плен.

Ближе к полудню были окружены и сдались оставшиеся на ходу броненосцы «Император Николай I», «Орел», «Генерал-адмирал Апраксин» и «Адмирал Сенявин». С точки зрения боевых возможностей данные корабли могли лишь героически погибнуть, не нанеся противнику какого-либо урона. Экипажи броненосцев были измотаны, деморализованы и не имели никакого желания сражаться против главных сил японского броненосного флота.

Сопровождавший уцелевшие броненосцы быстрый крейсер «Изумруд» прорвался из окружения и оторвался от посланной погони, но насколько был смел и славен его прорыв, настолько же бесславна была и гибель этого крейсера. Впоследствии экипаж «Изумруда», уже находясь у берегов Родины, заблудился и, постоянно терзаемый страхом погони со стороны японских крейсеров, в горячке посадил крейсер на мель, а затем взорвал его. Замученный экипаж крейсера дошел до Владивостока уже сухопутными путями.


Крейсер «Изумруд», взорванный экипажем в заливе Владимира

К вечеру сдался и сам главнокомандующий эскадрой адмирал Рожественский, находившийся к тому времени вместе со штабом на миноносце «Бедовый». Последними потерями 2-й Тихоокеанской эскадры были гибель в бою крейсера «Дмитрий Донской» у острова Дажелет и героическая гибель броненосца «Адмирал Ушаков» под командованием Владимира Николаевича Миклухо-Маклая, брата известного путешественника и первооткрывателя Австралии и Океании. Командиры обоих кораблей погибли.

Слева командир броненосца «Адмирал Ушаков», капитан 1-го ранга Владимир Николаевич Миклухо-Маклай. Справа к омандир крейсера «Дмитрий Донской» капитан 1-го ранга Иван Николаевич Лебедев

Результаты Цусимского сражения для Российской империи были плачевны: погибли в бою от артиллерийского огня противника эскадренные броненосцы «Князь Суворов», «Император Александр III», «Бородино», «Ослябя»; броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков»; крейсера «Светлана», «Дмитрий Донской»; вспомогательный крейсер «Урал»; эскадренные миноносцы «Громкий», «Блестящий», «Безупречный»; транспорты «Камчатка», «Иртыш»; буксирный пароход «Русь».

Погибли в бою в результате торпедных атак эскадренные броненосцы «Наварин», «Сисой Великий», броненосный крейсер «Адмирал Нахимов», крейсер «Владимир Мономах».

Уничтожены своим личным составом из-за невозможности дальнейшего сопротивления противнику эскадренные миноносцы «Буйный» и «Быстрый», крейсер «Изумруд».

Капитулировали японцам эскадренные броненосцы «Император Николай I», «Орел»; броненосцы береговой обороты «Генерал-адмирал Апраксин», «Адмирал Сенявин» и эскадренный миноносец «Бедовый».


Схема с предположительным обозначением мест гибели кораблей 2-й Тихоокеанской эскадры

Интернированы и разоружены в нейтральных портах крейсера «Олег», «Аврора», «Жемчуг»; транспорт «Корея»; буксирный пароход «Свирь». Захвачены неприятелем госпитальные суда «Орел» и «Кострома».

Прорваться во Владивосток удалось лишь крейсеру «Алмаз» и эскадренным миноносцам «Бравый» и «Грозный». Внезапно героическая судьба выпала транспорту «Анадырь», который самостоятельно вернулся в Россию, а в дальнейшем успел повоевать во Вторую мировую войну.

2-я Тихоокеанская эскадра российского флота из 16170 человек потеряла убитыми и утонувшими 5045 человек. В плен были взяты 7282 человека, в том числе 2 адмирала. Ушли в иностранные порты и были подвергнуты интернированию 2110 человек. Во Владивосток сумели прорваться 910 человек.

У японцев потери были значительно меньше. Было убито 116 и ранено 538 человек. Флот потерял 3 миноносца. Из них один был потоплен в бою – предположительно крейсером «Владимир Мономах» – в ночную фазу боя. Еще один миноносец был потоплен броненосцем «Наварин» также при отражении ночных минных атак. Остальные корабли отделались лишь повреждениями.

Разгромное поражение русского флота породило целую цепь скандалов и судов над виновниками. В ходе судебного процесса Военно-морского суда Кронштадтского порта в Санкт-Петербурге по делу о сдаче в плен противнику кораблей отряда контр-адмирала Небогатова: броненосцев «Император Николай I» и «Орел» и броненосцев береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин» и «Адмирал Сенявин» суду были преданы контр-адмирал Небогатов, командиры кораблей, сдавшихся в плен, и 74 офицера тех же 4 кораблей.

На суде адмирал Небогатов брал вину на себя, оправдывая своих подчиненных вплоть до матросов. Проведя 15 заседаний, суд вынес приговор, по которому Небогатов и капитаны кораблей были приговорены к смертной казни с ходатайством перед Николаем II о замене ее заключением в крепость на 10 лет; флаг-капитан штаба контр-адмирала Небогатова капитан 2 ранга Кросс был приговорен к заключению в крепости на 4 месяца, старшие офицеры кораблей «Император Николай I» и «Адмирал Сенявин» капитан 2 ранга Ведерников и капитан 2 ранга Артщвагер – на 3 месяца; старший офицер броненосца береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин» лейтенант Фридовский – на 2 месяца. Все остальные были оправданы. Впрочем, не прошло и нескольких месяцев, как Небогатов и командиры кораблей были досрочно освобождены по решению императора.


Контр-адмирал Николай Иванович Небогатов

Контр-адмирал Энквист, почти предательски уведший с поля боя крейсеры, вообще не получил никакого наказания и был уволен со службы с повышением в вице-адмиралы в 1907 году. Глава разбитой эскадры – вице-адмирал Рожественский – был оправдан в виду тяжкого ранения и почти бессознательного состояния на момент сдачи в плен. Под давлением общественного мнения император Николай II был вынужден уволить со службы своего дядю, главного начальника флота и Морского ведомства генерал-адмирала великого князя Алексея Александровича, прославившегося больше своей активной светской жизнью в Париже, чем грамотным руководством Императорским флотом.

Еще один неприятный скандал связан с колоссальными проблемами русского флота в области снарядов. В 1906 году броненосец «Слава», который на момент формирования 2-й Тихоокеанской эскадры еще стоял на стапелях, принимал участие в подавлении Свеаборгского восстания. За время восстания броненосец произвел обстрел орудиями главного калибра укрепления Свеаборга. После подавления восстания было замечено, что ни один из снарядов, выпущенных со «Славы», не взорвался. Виной тому было вещество пироксилин, которое было весьма подвержено влиянию влаги.

Броненосец «Слава», 1906 год

Броненосцы 2-й Тихоокеанской эскадры также использовали снаряды с пироксилином, более того: перед дальним походом было принято решение о повышении количества влаги в снарядах боекомплекта эскадры, дабы избежать непроизвольной детонации. Последствия были вполне предсказуемы: снаряды не сдетонировали и при попадании в японские корабли.

Японские флотоводцы же использовали для своих снарядов взрывоопасное вещество шимозу, снаряды с которым нередко взрывались прямо в каналах стволов. При попадании в русские броненосцы или даже при соприкосновении с водной поверхностью такие снаряды почти стопроцентно взрывались и производили колоссальное количество осколков. В итоге удачное попадание японского снаряда производило большие разрушения и часто вызывало пожар, а русский пироксилиновый снаряд оставлял после себя лишь ровное отверстие.

Пробоина от японского снаряда в корпусе броненосца «Орел» и сам броненосец после боя

2-я Тихоокеанская эскадра была не готова к битве ни в тактическом плане, ни в плане вооружения, и фактически шла на добровольное самоубийство в Японское море. Война дает дорогостоящие и важные уроки, и Цусимское сражение – один из них. Любая слабость, любая расхлябанность, любое пускание дела на самотек приводит к примерно таким результатам. Мы должны научится ценить уроки прошлого – из каждого поражения должны быть извлечены максимально всеобъемлющие выводы. В первую очередь, во имя и для будущих наших побед.

О цусимском сражении вкратце

Cusimskoe srazhenie 1905 года

Одним из наиболее тяжелых поражений Российской империи на море стало Цусимское сражение. Краткими и ясными были задачи обеих сторон - японский флот, под командованием адмирала Тога получил распоряжение уничтожить российские военно-морские силы, а русский флот, под командованием Рожественского и Небогатова, должен был прорваться во Владивосток.

Сражение оказалось чрезвычайно тяжелым для российского флота. Главной причиной поражения можно назвать неумелые действия самого адмирала Рожественского. Продвигаясь ко Владивостоку он полностью пренебрег разведкой, в то время как японские разведчики не только обнаружили российский флот, но и рассчитали путь его следования. В начале сражения, которое длилось с 14 по 15 мая 1905 года, японские корабли были в полной боевой готовности, и находились на пути следования российского флота.

Лишь по оживленным радиопередачам с японской стороны российские командующие поняли, что их флот был обнаружен, однако и тогда Рожественский не предпринял ничего, чтобы нарушить связь между японскими кораблями. С японской стороны участвовало 120 кораблей, в то время как из Кронштадта во Владивосток продвигалось лишь 30 кораблей.

Бой начался в середине дня, и хуже оснащенные российские корабли, идущие к тому же в неудобном для боя строю, гибли один за другим. К тому же на них наблюдался недостаток тяжелой артиллерии, которой у японцев было с избытком. Сражение периодически прерывалось из-за погодных условий, и длилось до вечера 15 мая. Во Владивосток прибыло лишь два крейсера и два миноносца. Все остальные корабли были либо уничтожены (19 кораблей), либо оказались в нейтральных портах (3 крейсера). Сам Рожественский попал в плен вместе с командой миноносца «Бедовый». Японцы в бою потеряли три миноносца, многие другие корабли ушли с тяжелыми повреждениями.