Активизация мышления — лучшие методы. Методы активации творческого мышления

Теперь обратимся к тому, как можно содействовать развитию мышления.

В первую очередь необходимо отметить особую роль самоорганизации, осознания приемов и правил умственной деятельности. Человек должен также управлять такими этапами мышления, как постановка задачи, создание оптимальной мотивации, регулирование направленности непроизвольных ассоциаций, максимальное включение как образных, так и символических компонентов, использование преимуществ понятийного мышления, снижение излишней критичности при оценке результата. Все это позволяет активизировать мыслительный процесс, сделать его более эффективным.

Увлеченность, интерес к проблеме, оптимальная мотивация - важнейшие факторы продуктивности мышления. Так, слабая мотивация не обеспечивает достаточной развернутости мыслительного процесса, и наоборот, если она слишком сильна, то это эмоциональное перевозбуждение ведет к неправильному использованию полученных результатов, усвоенных ранее методов при решении других новых задач, возникает тенденция к появлению стереотипов. В этом смысле конкуренция не способствует решению сложных мыслительных задач.

Успешному мыслительному процессу препятствует ряд факторов:

  • косность, стереотипность мышления;
  • излишняя приверженность к использованию привычных методов решения, что затрудняет возможность взглянуть на задачу по-новому;
  • страх ошибки, боязнь критики, страх «оказаться глупым», излишняя критичность к своим решениям;
  • психическая и мышечная напряженность и т. д.

Чтобы активизировать мышление, можно применить специальные формы организации мыслительного процесса, например «мозговой штурм » (метод, предложенный А. Осборном (США), предназначен для продуцирования идей и решений при работе в группе).

Основные правила проведения «мозгового штурма»:

  1. Группа состоит из 7-10 человек, желательно, чтобы они обладали разными профессиями (для избежания стереотипности в подходах); в группе имеется лишь несколько человек, сведущих в рассматриваемой проблеме.
  2. «Запрет критики»: чужую идею нельзя прерывать, критиковать, можно лишь похвалить, развить чужую идею или предложить свою.
  3. Участники должны быть в состоянии релаксации, т. е. психической и мышечной расслабленности, комфорта. Кресла должны быть расположены по кругу.
  4. Все высказываемые идеи фиксируются (на магнитофоне, в стенографических записях) без указания авторства.
  5. Собранные в результате «мозгового штурма» идеи передаются группе экспертов-специалистов, занимающихся данной проблемой, чтобы отобрать наиболее ценные идеи. Как правило, их оказывается примерно 10%. Участников в состав «жюри» экспертов не включают.

Эффективность этого метода высока. Так, в одной из американских фирм на 300 заседаниях «мозгового штурма» было выдвинуто 15 тысяч идей, и 1,5 тысячи из них были незамедлительно реализованы. «Мозговой штурм», проводимый группой, постепенно накапливающей опыт решения различных задач, положен в основу так называемой синектпики. Она предложена американским ученым У. Гордоном.

При «синектическом штурме» предусмотрено обязательное выполнение четырех специальных приемов, в основании которых лежит аналогия:

  • прямая (подумайте, как решаются задачи, похожие на данную);
  • личная, или эмпатия (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с этой точки зрения);
  • символическая (дайте в двух словах образное определение сути задачи);
  • фантастическая (представьте, как бы эту задачу решили сказочные волшебники).

Еще один способ активации поиска - метод фокальных объектов . Он состоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый (фокальный, находящийся в фокусе внимания), в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию и косность. Так, если случайным объектом взят «тигр», а фокальным «карандаш», то получаются сочетания типа «полосатый карандаш», «клыкастый карандаш» и т. д. Рассматривая эти сочетания и развивая их далее, удается прийти к оригинальным идеям.

Метод морфологического анализа заключается в том, что сначала выделяют главные характеристики объекта (оси), а затем по каждой из них записывают всевозможные варианты (элементы).

Так, рассматривая проблему запуска автомобильного двигателя в зимних условиях, можно взять в качестве осей источники энергии для подогрева, способы передачи энергии от источника к двигателю, способы управления этой передачей и т. д. Элементами же для оси «источники энергии» будут аккумулятор, химический генератор тепла, бензогорелка, работающий двигатель другой машины, горячая вода, пар и т. д. Имея запись по всем осям и комбинируя сочетания разных элементов, можно получить большое число всевозможных вариантов. В поле зрения при этом могут попасть и неожиданные сочетания, которые едва бы пришли в голову.

Способствует интенсификации поиска и метод контрольных вопросов , который предусматривает применение списка наводящих вопросов, например: «А если сделать наоборот? А если изменить форму объекта? А если взять другой материал? А если уменьшить или увеличить объект?»

Все рассмотренные методы активизации творческих мыслительных возможностей предусматривают целенаправленную стимуляцию ассоциативных образов (воображения).

Развивать и стимулировать мыслительную деятельность человека можно посредством различных задач. Так, для развития способности отделять главное от второстепенного используются задачи с избыточными данными, уводящими от правильного решения. Умение переформулировать проблему, чтобы более глубоко ее понять, развивают задачи с частично неверными данными, В этом случае требуется скорректировать постановку задачи или указать на невозможность ее решения. Умение отличать задачи, допускающие только вероятностное решение, также развивает мышление человека. Проанализировав решение творческих задач, ученые установили ряд закономерностей.

Сначала используются первичные, автоматизированные способы решения (что соответствует низшим уровням), причем они реализуются, пока не становится ясно, что данным способом задачу не решить. На следующем этапе происходит осмысление неудач (средний уровень), осознается их причина, а именно несоответствие средств задаче, формируется критическое отношение к собственным средствам и способам действия. В результате к условиям задачи применяется более широкий круг средств (третий этап, средний уровень), вырабатываются программы «поисковой доминанты». Затем на низшем (неосознанном) уровне отыскивается интуитивное решение, «решение в принципе», а на последних этапах (высший уровень) происходят логическое обоснование, вербализация и формализация решения.

Одной из основных проблем, стоящих сегодня перед системой народного образования и общества в целом, является проблема активизации творческого мышления школьников. Психологи утверждают, что развивать творческое начало в детях следует как можно раньше, в противном случае оно может угаснуть. Следовательно, необходима целенаправленная работа по развитию творческого мышления школьников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Творчество -- это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и культурно-исторической уникальностью.

Существенным признаком творчества является новизна его продуктов . Творчество предполагает новое видение, новый подход, новое решение, т.е. готовность к отказу от привычных стереотипов восприятия, мышления и поведения. Под новизной понимаются новые мысли, действия, вещи, которые ранее не существовали вообще или усовершенствованы, рационализированы на основе имеющихся объектов.

Новизна проявляется в нестандартных подходах к решению проблемы; в разработке новых методов, приемов, средств и их оригинальных сочетаний; в эффективном применении имеющегося опыта в новых условиях; в совершенствовании, рационализации и модернизации известного в соответствии с новыми задачами; в удачном импровизировании на основе как точного знания и компетентного расчета, так и высокоразвитой интуиции; в умении видеть «варианты» решения одной и той же проблемы.

Для активизации творческого мышления учащихся используются различные методы. В школе чаще всего применяют методы мозгового штурма и метод синектика.

Мозговой штурм позволяет снять психологическую инерцию и получить максимальное количество новых идей в минимальное время. Современная модификация этого метода, так называемая «мозговая атака», предложена американским морским офицером А. Осборном.

При проведении этого метода запрещается любая критика (словесная, жестовая, мимическая) и поощряется любая идея, даже шуточная или явно нелепая. Необходимость в использовании данного метода может возникнуть незапланировано при решении какой-либо задачи, во время занятия, при обсуждении какого-либо поступка, случая или события из художественного произведения.

Особенность мозгового штурма заключается в том, что ученики сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи и анализируют их.

Второй метод, активизирующий мышление, называется синектика (автор Уильям Дж. Гордон). В переводе с греческого слово синектика означает объединение разнородных элементов .

По мнению Уильяма Дж. Гордона, творческому человеку важно уметь превращать непривычное в привычное и, наоборот, привычное в непривычное. Главное, чтобы за новой, непривычной проблемой, ситуацией он увидел нечто знакомое и, следовательно, решаемое известными средствами.

Для того чтобы использовать этот метод, нужно сначала научить школьников владеть различными видами аналогий: прямой, фантастической, символической и личной (эмпатией).

При прямой аналогии объект сравнивается с аналогичным объектом из другой области, при этом выявляется их сходство с точки зрения каких-либо свойств или отношений.

Следующий вид прямой аналогии -- компонентная (или структурная). Она устанавливается по сходству элементов (компонентов), составляющих объект или входящих в него.

К прямой аналогии относится и функциональная аналогия: надо определить, какие функции выполняет рассматриваемый объект (что он делает), а потом найти в окружающем мире объект, который выполняет такие же или аналогичные функции.

Фантастическая аналогия позволяет отказаться от стереотипов, снять психологическую инерцию, пойти ранее неизвестным путем. Она способна перенести в сказку любую ситуацию, любое действие, а также использовать волшебство, фантастических и сказочных зверей, насекомых, пришельцев с других планет для решения задачи или выхода из создавшейся ситуации.

Когда удастся найти фантастическое или сказочное решение задачи, то необходимо определить, что мешает решить задачу таким же образом в реальных условиях, и постараться обойти это препятствие.

Символическая аналогия включает в себя обобщенный, абстрактный словесный или графический образ объекта. Это метафора, раскрывающая свойства объекта. С символической аналогией мы часто сталкиваемся в жизни. Так, речь записывается буквами -- символами звуков, а количество -- цифрами. Символическая аналогия может быть словесной и графической.

При графической аналогии символом обозначается реальный образ или несколько образов с выделением общих признаков.

Словесная символическая аналогия позволяет словами-символами кратко передать содержание или смысл чего-либо. Вместо длинного текста можно составить короткий, если каждое предложение или даже абзац обозначить словесным символом, точно передающим содержание.

В основе личной аналогии (эмпатии) лежит принцип отождествления себя с рассматриваемым или представляемым объектом. Главная задача эмпатии -- войти в роль кого-либо или чего либо. Для знакомства с ней можно использовать художественные произведения, в которых отражается точка зрения литературных героев Бушуева Л. С. Методы активизации творческого мышления младших школьников// Начальная школа. - 2008. - № 3. - С. 13-16..

Т. «МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ» Вопросы 1. СТРУКТУРА МЕТОДОВ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 2. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДЫ И ИХ

Актуальность ОДНИМ ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДОВ ИМИТАЦИОННЫХ ИГР ЯВЛЯЕТСЯ ПРОЦЕДУРА АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ. В СТРУКТУРЕ МЕТОДОВ ПОЛУЧЕНИЯ РЕШЕНИЙ ЗАДАЧ ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ЗАНИМАЮТ ВАЖНОЕ МЕСТО НАРЯДУ С МЕТОДАМИ АНАЛИЗА И СИНТЕЗА И ОСНОВАНЫ НА ОЗАРЕНИИ УЧАСТНИКОВ ПРОЦЕССА И РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА СИНЕРГИИ СИСТЕМ.

ТИПИЧНЫЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ЭВРИСТИК - ДЕФИЦИТ ВРЕМЕНИ ДЛЯ ОБДУМЫВАНИЯ СИТУАЦИИ; ПЕРЕГРУЖЕННОСТЬ ИНФОРМАЦИЕЙ, ЗАТРУДНЯЮЩАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ЕЕ ОБРАБОТКИ; -НЕВЫСОКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ВОСПРИНИМАЕМОГО ОБЪЕКТА, ДЕЛАЮЩАЯ ДОСТАТОЧНО БЕЗРАЗЛИЧНЫМ ТОЧНОЕ ЗНАНИЕ О НЕМ; - ПРОСТО НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ОСМЫСЛЕННОГО ВЫВОДА; -НЕПРОИЗВОЛЬНОСТЬ БЫСТРОГО РЕШЕНИЯ. СОЗИДАНИЕ НОВОГО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КРЕАТИВНОСТИ ■ УМЕНИЕ УВИДЕТЬ ПРОБЛЕМУ; ■ БЕГЛОСТЬ, УМЕНИЕ УВИДЕТЬ В ПРОБЛЕМЕ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ВОЗМОЖНЫХ СТОРОН И СВЯЗЕЙ; ■ ГИБКОСТЬ КАК УМЕНИЕ ПОНЯТЬ НОВУЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ, А ТАКЖЕ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ УСВОЕННОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ; ■ ОРИГИНАЛЬНОСТЬ, ОТХОД ОТ ШАБЛОНА; ■ СПОСОБНОСТЬ К ПЕРЕГРУППИРОВКЕ ИДЕЙ И СВЯЗЕЙ; ■ СПОСОБНОСТЬ К АБСТРАГИРОВАНИЮ ИЛИ АНАЛИЗУ; ■ СПОСОБНОСТЬ К КОНКРЕТИЗАЦИИ ИЛИ СИНТЕЗУ; ■ ОЩУЩЕНИЕ СТРОЙНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИДЕЙ.

ОБЩИМИ МЫСЛИТЕЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА ЯВЛЯЮТСЯ КОМБИНИРОВАНИЕ И АНАЛОГИЗИРОВАНИЕ НАРЯДУ С ТАКИМИ ПРИЕМАМИ, КАК ВЫЯВЛЕНИЕ НОВЫХ СВЯЗЕЙ И ПЕРЕНОС ФУНКЦИИ ОДНОГО ОБЪЕКТА НА ДРУГОЙ. ПСИХОЛОГАМИ УСТАНОВЛЕНО, ЧТО РАСКРЕПОЩЕННОЕ ВООБРАЖЕНИЕ УПРАВЛЯЕТ ПОРОЖДЕНИЕМ БЕСЧИСЛЕННЫХ БОЛЕЕ ИЛИ МЕНЕЕ СЛУЧАЙНЫХ АССОЦИАЦИЙ. ПЕРВОПРИЧИНОЙ И ОСНОВОЙ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ РАБОТА НАШЕГО МОЗГА, УНИКАЛЬНОСТЬ КОТОРОГО ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ОН РАЗВИВАЕТСЯ ТОЛЬКО В ПРОЦЕССЕ СВОЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ВЛИЯНИЯ НА ТВОРЧЕСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ - МЕТОД ОБЪЕДИНЕНИЯ ЛЕВОСТОРОННИХ И ПРАВОСТОРОННИХ МОЗГОВЫХ ПРОЦЕССОВ ДЛЯ ТЕХ, У КОГО ПРЕОБЛАДАЕТ ЛЕВОСТОРОННЕЕ МЫШЛЕНИЕ. ЭМОЦИИ СОДЕЙСТВУЮТ РЕГИСТРАЦИИ ИНФОРМАЦИИ В ПРАВОМ МОЗГЕ. ОБРАБОТАННАЯ ОБЕИМИ ЧАСТЯМИ МОЗГА ИНФОРМАЦИЯ ЗАПОМИНАЕТСЯ НАДЕЖНЕЕ. ОРИЕНТАЦИЯ НА ЧУВСТВА ОБУЧАЕМОГО СОДЕЙСТВУЕТ ПРАВОМОЗГОВОЙ ОБРАБОТКЕ ИНФОРМАЦИИ. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИЛИ ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ИГРАЕТ ВСЕ БОЛЕЕ ВАЖНУЮ, РОЛЬ В КАРЬЕРЕ МЕНЕДЖЕРА И ЕГО РАБОТЕ С ЛЮДЬМИ. К ЧИСЛУ УСПЕШНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ МОЗГОВЫХ ПРОЦЕССОВ ПСИХОЛОГИ ТАКЖЕ ОТНОСЯТ ДРУГИЕ МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОЛУШАРИЙ.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ВЛИЯНИЯ НА ТВОРЧЕСТВО ВИЗУАЛИЗАЦИЯ - ВООБРАЖЕНИЕ, ВИДЕНИЕ, НАПРИМЕР, БУДУЩЕГО ИЗДЕЛИЯ, КОНЕЧНОГО РЕЗУЛЬТАТА ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ИЛИ ПРОБЛЕМЫ И ПУТЕЙ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ. КТО ВИЗУАЛЬНО ПРЕДСТАВЛЯЕТ ЖЕЛАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ, ТОТ С БОЛЬШЕЙ ВЕРОЯТНОСТЬЮ ДОСТИГАЕТ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ. ПООЩРЕНИЮ ЯРКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СОДЕЙСТВУЮТ РАЗВИВАЮЩИЕ СИТУАЦИИ. ВИДЕНИЕ - ЭТО ПРАВОМОЗГОВАЯ ФУНКЦИЯ И ОДНОВРЕМЕННО МЕТОД РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИ ЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ. ГРАФИКИ, ДИАГРАММЫ, СХЕМЫ, РИСУН КИ, КАРТИНЫ ПООЩРЯЮТ ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ С ПОМОЩЬЮ РАЗВИТИЯ ВИЗУАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ. АНАЛОГИИ - ЭТО СРАВНЕНИЯ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ ДИСЦИПЛИН. ЭТОТ МЕТОД МОТИВИРУЕТ ИНТУИЦИЮ И СИНТЕЗИРУЕТ МЫШЛЕНИЕ, РАЗВИВАЯ СИСТЕМНУЮ АНАЛИТИКУ.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ВЛИЯНИЯ НА ТВОРЧЕСТВО МЕТАФОРА - ЭТОТ МЕТОД МОТИВАЦИИ ТВОРЧЕСТВА ОСНОВАН НА СОЕДИНЕНИИ ДВУХ РАЗЛИЧНЫХ ВЕЩЕЙ ИЛИ ДЕЛ ПО ОБЩЕМУ ПРИНЦИПУ, НАПРИМЕР ЭЛЕКТРИЧЕСТВО СВЯЗЫВАЕТСЯ С НАПРАВЛЕННЫМ ДВИЖЕНИЕМ ЗАРЯЖЕННЫХ ЧАСТИЦ ИЛИ ЕЩЕ ПРОЩЕ - С ВОДОЙ, ТЕКУЩЕЙ ПО ТРУБАМ, ВРЕМЕНИ ПРИПИСЫВАЮТСЯ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА - СУРОВЫЕ ГОДЫ, СЧАСТЛИВЫЕ ДНИ, СМУТНЫЕ ВРЕМЕНА. МЕТАФОРЫ СОДЕЙСТВУЮТ ИГРЕ С ПОНЯТИЯМИ. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - ЭТО ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС НА ОСНОВЕ СРАВНЕНИЙ МЕЖДУ ПРОБЛЕМАМИ В РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЯХ НАУКИ И ПРАКТИКИ, ЧТОБЫ СОДЕЙСТВОВАТЬ ПОИСКУ РЕШЕНИЯ. СРАВНЕНИЕ ПРОБЛЕМ БИЗНЕСА И БИОЛОГИИ ПРИВОДИТ К ПОНЯТИЯМ, НАПРИМЕР, ВЫЖИВАНИЯ, АДАПТАЦИИ К ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ, САНАЦИЯМ. ЮМОР - АКТИВНО ОБЪЕДИНЯЕТ РАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЛЕВОГО МОЗГА И КРЕАТИВНОСТЬ ПРАВОГО. ВО ВРЕМЯ СМЕХА МОЗГ ВЫРАБАТЫВАЕТ ЕСТЕСТВЕННЫЙ ГОРМОН ЭНДОРФИН, ОБЛАДАЮЩИЙ ОБЕЗБОЛИВАЮЩИМ И ТРАНКВИЛИЗИРУЮЩИМ СВОЙСТВАМИ И СОДЕЙСТВУЮЩИЙ РАЗВИТИЮ ЧУВСТВА БЛАГОПОЛУЧИЯ.

ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ 1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ НА ЧЕТЫРЕ ГРУППЫ: ■ АССОЦИАТИВНЫЕ: - МЕТОДЫ АНАЛОГИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ СЛУЧАЙНОСТЬЮ; ■ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ: - ПРОМЕЖУТОЧНОЙ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ТОЧКИ; - ДРОБЛЕНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ НА НОВОЙ ОСНОВЕ; - РАВНОУДАЛЕННОЙ ТОЧКИ; - РАЗВОРОТА; - ВРАЩЕНИЯ ВНИМАНИЯ (МАТРИЧНЫХ СТРУКТУР); - ВКЛЮЧЕНИЯ (СУПЕРПОЗИЦИИ); - АСИММЕТРИИ; ■ ДИНАМИЧЕСКИЕ: - МАКСИМАЛЬНОГО ЧИСЛА СТЕПЕНЕЙ СВОБОДЫ; - НЕПРЕРЫВНОСТИ ПОЛЕЗНОГО ДЕЙСТВИЯ; - ПРОСКОКА; - ПЕРИОДИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ; ■ ПАРАМЕТРИЧЕСКИЕ: - ОСЛАБЛЕНИЯ УСЛОВИЙ (РЕЛАКСАЦИИ); - ЗАМЕНЫ.

ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ 2. КОЛЛЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ: ■ МОЗГОВОЙ АТАКИ И СВЕРНУТОЙ МОЗГОВОЙ АТАКИ; ■ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА; ■ АССОЦИАЦИЙ; ■ СЦЕНАРИЕВ; ■ СУДА; ■ СИНЕКТИКИ; ■ ГОРДОНА; ■ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ; ■ «МЕТРА» ИНТЕГРАЛЬНЫЙ МЕТОД; ■ ЦЕЛЕВЫХ ОБСУЖДЕНИЙ (КОМИССИЙ).

МЕТОД МОЗГОВОГО ШТУРМА (БРЕЙНШТОРМИНГ) ПРЕДЛОЖИЛ В 1938 Г. АМЕРИКАНСКИЙ СПЕЦИАЛИСТ СБОРН. А. О МЕТОД БАЗИРУЕТСЯ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСНОВАН НА ТОМ, ЧТО ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА ЗАЧАСТУЮ СДЕРЖИВАЕТСЯ ПО ТЕМ ИЛИ ИНЫМ ПРИЧИНАМ, СРЕДИ КОТОРЫХ СУЩЕСТВЕННОЕ МЕСТО ЗАНИМАЮТ РАЗНООБРАЗНЫЕ БАРЬЕРЫ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ. ГЛАВНАЯ ФУНКЦИЯ МОЗГОВОГО ШТУРМА - ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ГЕНЕРИРОВАНИЯ ИДЕЙ БЕЗ ИХ АНАЛИЗА И ОБСУЖДЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ, А УСПЕХ ПРОВЕДЕНИЯ ШТУРМА ЗАВИСИТ ОТ СОБЛЮДЕНИЯ ДВУХ ГЛАВНЫХ ПРИНЦИПОВ: ■ ГРУППА МОЖЕТ ПРОИЗВОДИТЬ ПРИ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ ИДЕИ БОЛЕЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА, ЧЕМ ПРИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЕ ТЕХ ЖЕ ЛЮДЕЙ ЗА СЧЕТ СИНЕРГИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА; ■ ЕСЛИ ГРУППА НАХОДИТСЯ В СОСТОЯНИИ ГЕНЕРИРОВАНИЯ ИДЕЙ, ТО ПРОЦЕСС ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ГОСПОДСТВУЮЩЕГО В ЭТОТ МОМЕНТ, НЕЛЬЗЯ ТОРМОЗИТЬ ПРЕЖДЕВРЕМЕННОЙ СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКОЙ ЭТИХ ИДЕЙ.

МЕТОД МОЗГОВОГО ШТУРМА (БРЕЙНШТОРМИНГ) СУТЬ МЕТОДА: КАЖДОМУ УЧАСТНИКУ ГРУППЫ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ПРАВО ВЫСКАЗЫВАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ ИДЕИ ПО ПОВОДУ ВАРИАНТОВ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ОБОСНОВАННОСТИ, ОСУЩЕСТВИМОСТИ. ЧЕМ БОЛЬШЕ РАЗНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ТЕМ ЛУЧШЕ. РУКОВОДИТ АТАКОЙ ВЕДУЩИЙ. С ИНФОРМАЦИЕЙ О ХАРАКТЕРЕ ПРОБЛЕМЫ УЧАСТНИКИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ ЗНАКОМЯТСЯ ЗАРАНЕЕ. ВСЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВЫСЛУШИВАЮТСЯ БЕЗ КРИТИКИ И ОЦЕНКИ (ЗА ЭТИМ СЛЕДИТ ВЕДУЩИЙ), А ИХ АНАЛИЗ ПРОИЗВОДИТСЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННО ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ПРОЦЕССА ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИДЕЙ НА ОСНОВЕ ЗАПИСЕЙ, ПРОИЗВОДИМЫХ СЕКРЕТАРИАТОМ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ФОРМИРУЕТСЯ СПИСОК, В КОТОРОМ ВСЕ ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СТРУКТУРИРУЮТСЯ ПО ОПРЕДЕЛЕННЫМ ПАРАМЕТРАМ (КРИТЕРИЯМ),

ЭТАПЫ МОЗГОВОГО ШТУРМА 1. подготовка – формирование Ц, подбор участников, решение орг. вопросов. 2. генерирование идей - а) регламент – постановка идей, их анализ, сопоставление списка идей; б) правила – свобода, творчество, фиксация высказываний, время для обдумывания; 3. анализ и оценка идей а) диагностика; б) классификация; в) оценка реализации; г) выбор оригинальных идей; д) список годных.

ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРОВЕДЕНИЮ МОЗГОВОГО ШТУРМА НЕОБХОДИМО ОПРЕДЕЛИТЬ МЕСТО ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ («КРУГЛЫЙ СТОЛ»), И УЧАСТНИКОВ. НАИБОЛЕЕ УДАЧНЫЙ СОСТАВ ГРУППЫ - ОТ 4 ДО 12 ЧЕЛОВЕК, ПРИ ЭТОМ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НАДО ПРИГЛАШАТЬ КАК СПЕЦИАЛИСТОВ, ТАК И НЕСПЕЦИАЛИСТОВ: ПРАКТИКА ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО НАИБОЛЕЕ ЦЕННЫЕ ИДЕИ ЧАЩЕ ВСЕГО ПРИНАДЛЕЖАТ ЛЮДЯМ, КОТОРЫЕ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ СПЕЦИАЛИСТАМИ В ЗАДАННОЙ ОБЛАСТИ, НО КОСВЕННО СВЯЗАНЫ С РЕШАЕМОЙ ПРОБЛЕМОЙ. МОЗГОВОЙ ШТУРМ «НАОБОРОТ» , ИЛИ «СВЕРНУТАЯ МОЗГОВАЯ АТАКА» , КАК МЕТОД ВО МНОГОМ НАПОМИНАЕТ ОБЫЧНУЮ «МОЗГОВУЮ АТАКУ» , НО ПРИ ЭТОМ УЧАСТНИКАМИ НЕ ТОЛЬКО РАЗРЕШАЕТСЯ, НО И ПРЕДЛАГАЕТСЯ ВЫСКАЗЫВАТЬ КРИТИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПО СФОРМУЛИРОВАННЫМ ИДЕЯМ. СЛОЖНОСТИ В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ СВЯЗАНЫ С НЕОБХОДИМОСТЬЮ КОРРЕКТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ДРУГ К ДРУГУ. ОБЫЧНО В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТОГО МЕТОДА УЧАСТНИКИ ДОЛЖНЫ СТАРАТЬСЯ НЕ ТОЛЬКО НАЙТИ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ СЛАБЫХ МЕСТ В КАЖДОЙ ИДЕЕ, НО И ПРЕДЛОЖИТЬ ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ. ЭТОТ МЕТОД ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ОБЫЧНО ПРИ ДЕФИЦИТЕ ВРЕМЕНИ, ОТПУЩЕННОГО НА РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ. ПО СУТИ ДЕЛА ЭТО УСКОРЕННАЯ, ИЛИ «СВЕРНУТАЯ МОЗГОВАЯ АТАКА» . АНАЛИЗ СУЩНОСТИ МЕТОДА МОЗГОВОГО ШТУРМА ПРИВО ДИТ К ДВУМ

Противоречия МОЗГОВОГО ШТУРМА АНАЛИЗ СУЩНОСТИ МЕТОДА МОЗГОВОГО ШТУРМА ПРИВОДИТ К ДВУМ ПРОТИВОРЕЧИВЫМВЫВОДАМ. С ОДНОЙ СТОРОНЫ, ЧТОБЫ РАЗВИВАТЬ ИДЕЮ НА ЭТАПЕ ГЕНЕРИРОВАНИЯ, ЕЕ НЕОБХОДИМО КРИТИКОВАТЬ, А КРИТИКА ПРАВИЛАМИ ПРОВЕДЕНИЯ ШТУРМА ЗАПРЕЩЕНА. С ДРУГОЙ - ЧТОБЫ НАПРАВЛЯТЬ ХОД РЕШЕНИЯ В ОДНУ СТОРОНУ, НЕОБХОДИМО ИМ УПРАВЛЯТЬ, А СУТЬ МЕТОДА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ХАОТИЧЕСКОМ ГЕНЕРИРОВАНИИ ИДЕЙ.

МЕТОД СИНЕКТИКИ УСТРАНЯЕТ ОТМЕЧЕННЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ, ГДЕ ШТУРМ ВЕДЕТСЯ ПОСТОЯННОЙ ГРУППОЙ СО СПЕЦИАЛЬНО ПОДОБРАННЫМ СОСТАВОМ. У. ГОРДОН (АВТОР МЕТОДА) В СТРЕМЛЕНИИ ПРЕВРАТИТЬ ПРОДУКТИВНЫЙ ПРОЦЕСС, ПРОТЕКАЮЩИЙ В СФЕРЕ ПОДСОЗНАНИЯ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧИ, ИЗ СТИХИЙНОГО В СОЗНАТЕЛЬНО УПРАВЛЯЕМЫЙ, В 1960 Г. ВВЕЛ ОСОЗНАННЫЙ ПОИСК АНАЛОГИЙ В РАМКАХ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ПРОЦЕДУРЫ. ЦЕЛЬ АНАЛОГИЙ - СБИТЬ ПРИВЫЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ХОРОШО ИЗВЕСТНЫХ ВЕЩАХ, ВЗГЛЯНУТЬ ПО НОВОМУ НА «НАСЛЕДСТВО ИЗ ЗАМОРОЖЕННЫХ СЛОВ» И СПОСОБОВ ПОНИМАНИЯ.

ФАКТОРЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДА СИНЕКТИКИ ■ ПРЯМАЯ АНАЛОГИЯ РАССМОТРЕНИЕ МЕТОДОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ДРУГИХ ОТРАСЛЯХ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ; ■ ЛИЧНАЯ АНАЛОГИЯ, ИЛИ ЭМПАТИЯ, ПРЕДЛАГАЕТ «ВЖИТЬСЯ» В ОБРАЗ РАССМАТРИВАЕМОГО ОБЪЕКТА, ОЩУТИТЬ ЕГО СОСТОЯ НИЕ И НА ОСНОВЕ СОБСТВЕННЫХ ОЩУЩЕНИЙ ПРЕДЛОЖИТЬ НАИБОЛЕЕ ОПТИМАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ РЕШЕНИЯ; ■ СИМВОЛИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ - НАХОЖДЕНИЕ КРАТКОГО СИМВОЛИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ ЗАДАЧИ ИЛИ ОБЪЕКТА, ОБЫЧНО В ФОРМЕ СОЧЕТАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ, КОТОРЫЕ В ФОРМЕ ПАРАДОКСА ХАРАКТЕРИЗУЮТ СУЩНОСТЬ ОБЪЕКТА (НАПРИМЕР, ГОЛОВКА МОЛОТКА, ДЕРЕВО РЕШЕНИЙ, ПОДАВИТЬ СОПРОТИВЛЕНИЕ И Т. П.); ■ ФАНТАСТИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ ПРЕДЛАГАЕТ ПОИСКАТЬ РЕШЕНИЯ В ФАНТАСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ, А ТАКЖЕ ИЗЛОЖИТЬ ЗАДАЧУ В ТЕРМИНАХ СКАЗОК, МИФОВ, ЛЕГЕНД.

МЕТОД СИНЕКТИКИ: НАЗНАЧЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ ГЕНЕРИРОВАНИЯ АЛЬТЕРНАТИВ ПУТЕМ АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ, ПОИСКА АНАЛОГИЙ ПОСТАВЛЕННОЙ ЗАДАЧЕ И ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В СЛЕДУЮЩЕМ. 1. ФОРМИРУЕТСЯ ГРУППА ИЗ 5 7 ЧЕЛОВЕК, ИМЕЮЩИХ ГИБКОЕ МЫШЛЕНИЕ, ОПЫТ, ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ СОВМЕСТИМОСТЬ, ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ, ПОДВИЖНОСТЬ. 2. ВЫРАБАТЫВАЮТСЯ НАВЫКИ СОВМЕСТНОЙ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ. 3. ПЕРЕБИРАЮТСЯ НЕ ТОЛЬКО ИЗВЕСТНЫЕ ПОДОБНЫЕ РЕШЕНИЯ, НО ВСЕ ВОЗМОЖНЫЕ И НЕВОЗМОЖНЫЕ (ФАНТАСТИЧЕСКИЕ) РЕШЕНИЯ. 4. ЗАПРЕЩАЕТСЯ ОБСУЖДАТЬ ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ЧЛЕНОВ ГРУППЫ. 5. РАЗРЕШАЕТСЯ КАЖДОМУ ПРЕКРАТИТЬ РАБОТУ В ЛЮБОЙ МОМЕНТ БЕЗ ОБЪЯСНЕНИЙ ПРИЧИН. 6. РОЛЬ ВЕДУЩЕГО ПЕРИОДИЧЕСКИ ПЕРЕХОДИТ К ДРУГИМ ЧЛЕНАМ ГРУППЫ.

ЭТАПЫ МЕТОДА СИНЕКТИКИ РАБОТА ГРУППЫ ПРОХОДИТ ВДВА ЭТАПА. ЗАДАЧА ПЕРВОГО ЭТАПА - СДЕЛАТЬ НЕПРИВЫЧНОЕ ПРИВЫЧНЫМ. ДЛЯ ЭТОГО ПУТЕМ ОБОБЩЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЙ НЕПРИВЫЧНУЮ ПРОБЛЕМУ ИЛИ ОБЪЕКТ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА АНАЛОГИЙ ПОМЕЩАЮТ В ПРИВЫЧНЫЙ КОНТЕКСТ, И ЕЕ НЕПРИВЫЧНОСТЬ ИСЧЕЗАЕТ. ПОСЛЕ ЭТОГО НАЧИНАЕТСЯ ВТОРОЙ ЭТАП, ЗАДАЧА КОТОРОГО - СДЕЛАТЬ ПРИВЫЧНОЕ НЕПРИВЫЧНЫМ (ВЕРНУТЬСЯ К ИСХОДНОЙ ПРОБЛЕМЕ).

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ 1) ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ; 2) ОЧИЩЕНИЕ ОТ ОЧЕВИДНЫХ РЕШЕНИЙ - ДИСКУССИЯ, В ХОДЕ КОТОРОЙ ЧЛЕНЫ ГРУППЫ ВЫЯСНЯЮТ СВОИ ВЗГЛЯДЫ НА ОЧЕВИДНЫЕ РЕШЕНИЯ, КОТОРЫЕ ЕДВА ЛИ ДАДУТ НЕЧТО БОЛЬШЕЕ, ЧЕМ ПРОСТОЕ СОЧЕТАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ РЕШЕНИЙ (ЭТОТ ЭТАП НАПОМИНАЕТ МОЗГОВОЙ ШТУРМ); 3) ПРЕВРАЩЕНИЕ НЕОБЫЧНОГО В ПРИВЫЧНОЕ - ПОИСК АНАЛОГИЙ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ ВЫРАЗИТЬ «ЗАДАННУЮ ПРОБЛЕМУ» В ТЕРМИНАХ, ХОРОШО ЗНАКОМЫХ ЧЛЕНАМ ГРУППЫ ПО ОПЫТУ РАБОТЫ (В ПОПЫТКЕ ПРОНИКНУТЬ В СУТЬ ПРОБЛЕМЫ И РАСПУТАТЬ КЛУБОК ПРЕДЛОЖЕНИЙ ДОПУСКАЕТСЯ ИГНОРИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ И СОГЛАШЕНИЙ); 4) ПРОБЛЕМА, КАК ОНА ПОНЯТА - ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ГЛАВНЫЕ ТРУДНОСТИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ; 5) НАВОДЯЩИЕ ВОПРОСЫ - ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ ПРЕДЛАГАЕТ ДАТЬ РЕШЕНИЕ, ПОЛЬЗУЯСЬ ОДНИМ ИЗ ТИПОВ АНАЛОГИЙ. ЧЛЕНЫ ГРУППЫ В СВОБОДНОЙ МАНЕРЕ ПРОИГРЫВАЮТ КАЖДЫЙ НАВОДЯЩИЙ ВОПРОС.

МЕТОД ДЕЛЬФИ ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЮТ НЕВОЗМОЖЕН. В В ТЕХ СЛУЧАЯХ, КОГДА СБОР ГРУППЫ СООТВЕТСТВИИ С ПРОЦЕДУРОЙ ЧЛЕНАМ ГРУППЫ НЕ РАЗРЕШАЕТСЯ ВСТРЕЧАТЬСЯ И ОБМЕНИВАТЬСЯ МНЕНИЯМИ ПО ПОВОДУ РЕШАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ, ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ МНЕНИЙ. ПРОЦЕДУРА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В СЛЕДУЮЩЕМ. 1. ЧЛЕНАМ ГРУППЫ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ОТВЕТИТЬ НА ЦЕЛЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ, ДЕТАЛЬНО СФОРМУЛИРОВАННЫХ ПО РАС СМАТРИВАЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ. 2. КАЖДЫЙ УЧАСТНИК ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ АНОНИМНО. 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОТВЕТОВ СОБИРАЮТСЯ В ЦЕНТРЕ, И ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБРАБОТКИ ОТВЕТОВ СОСТАВЛЯЕТСЯ ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ, 4. КАЖДЫЙ ЧЛЕН ГРУППЫ ПОЛУЧАЕТ КОПИЮ ДОКУМЕНТА. 5. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ДОКУМЕНТОМ (АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ДРУГИХ УЧАСТНИКОВ ГРУППЫ) МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬ МНЕНИЕ НЕКОТОРЫХ УЧАСТНИКОВ ГРУППЫ В ОТНОШЕНИИ ВОЗМОЖНЫХ ВАРИАНТОВ РЕШЕНИЙ. 6. ЭТАПЫ С 3 ГО ПО 5 Й ПОВТОРЯЮТ СТОЛЬКО РАЗ, СКОЛЬКО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ СОГЛАСОВАННОГО РЕШЕНИЯ. ЭТОТ МЕТОД ПРИМЕНИМ, КОГДА НЕТ ОГРАНИЧЕНИЙ ПО ВРЕМЕНИ ВЫРАБОТКИ РЕШЕНИЯ, И РЕШЕНИЯ ПРИНИМАЮТСЯ ЭКСПЕРТАМИ.

МЕТОД АССОЦИАЦИЙ В МЕТОДЕ ГЕНЕРИРОВАНИЯ АССОЦИАЦИЙ ИДЕЙ ОСНОВНЫМИ СЛУЖАТ СЛУЧАЙНО ИСТОЧНИКАМИ ВЫБРАННЫЕ ДЛЯ ПОНЯТИЯ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ЭТОМ АССОЦИАЦИИ И МЕТАФОРЫ. НАПРИМЕР, АССОЦИАЦИИ К СЛОВУ «ЛЕД»: СТЕКЛО (ХРУПКОЕ, ПРОЗРАЧНОЕ, СКОЛЬЗКОЕ И Т. Д.), НЕГ (ЛЕД - ПРОИЗВОДНОЕ ОТ СНЕГА, ЕСЛИ ПОСЛЕДНИЙ С ПОЛИТЬ ВОДОЙ НА МОРОЗЕ), МАСЛО (ТАЕТ, КАК И ЛЕД). ДАЛЕЕ - СЛЕДУЮЩАЯ АССОЦИАЦИЯ: МАСЛО - НОЖ - УЗКОЕ ЛЕЗВИЕ! МОЖЕТ БЫТЬ ЕЩЕ ЦЕПОЧКА АССОЦИАЦИЙ: СТЕКЛО - СТЕКЛОРЕЗ (НАДЛОМ) - ОПЯТЬ ХРУПКОСТЬ. ЕЩЕ ОДИН ВАРИАНТ: ЛЕД - МОКРЫЙ ЗАМЕРЗШИЙ СНЕГ - ТАЕТ ПОД СОЛНЦЕМ - АБСОЛЮТНО ЧЕРНОЕ ТЕЛО - ВОДА - ВОДЯНАЯ ПОДУШКА. ДЛЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АССОЦИАЦИЙ И ГЕНЕРИРОВАНИЯ ИДЕЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ МЕТАФОРЫ, НАПРИМЕР, МЕТАФОРЫ ЗАГАДКИ (ПОЛНА ГОРНИЦА ЛЮДЕЙ - ОГУРЕЦ). ТЕХНОЛОГИЯ СВОБОДНЫХ АССОЦИАЦИЙ БАЗИРУЕТСЯ НА ТАКИХ ПРИНЦИПАХ, КАК СВОБОДНЫЕ АССОЦИАЦИИ, АНТИКОНФОРМИЗМ, ОТСРОЧЕННЫЙ КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.

МЕТОД МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА МЕТОД ОСНОВАН НА КОМБИНИРОВАНИИ ВЫДЕЛЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ИЛИ ИХ ПРИЗНАКОВ В ПРОЦЕССЕ ПОИСКА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ. В РАМКАХ ЭТОГО МЕТОДА ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ВСЕ ВОЗМОЖНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ, ОТ КОТОРЫХ МОЖЕТ ЗАВИСЕТЬ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ, ПЕРЕЧИСЛЯЮТСЯ ВОЗМОЖНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ЭТИХ ЭЛЕМЕНТОВ, А ЗАТЕМ НАСТУПАЕТ ПРОЦЕСС ГЕНЕРИРОВАНИЯ АЛЬТЕРНАТИВ ПУТЕМ ПЕРЕБОРА ВСЕХ ВОЗМОЖНЫХ СОЧЕТАНИЙ ЭТИХ ЗНАЧЕНИЙ. ВПЕРВЫЕ МЕТОД БЫЛ ИСПОЛЬЗОВАН ДЛЯ РЕШЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В 1942 Г. , КОГДА Ф. ЦВИККИ НАЧАЛ РАЗРАБАТЫВАТЬ РАКЕТНЫЕ ДВИГАТЕЛИ В ФИРМЕ «АЭРОДЖЕМН ИНЖИНИРИНГ КОРПОРЕЙШЕН» .

МЕТОД МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОСТРОЕНИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ МАТРИЦ ПОЗВОЛЯЕТ БЫСТРЕЕ И ТОЧНЕЕ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В МНОГООБРАЗИИ ПОНЯТИЙ И ФАКТОРОВ. КЛАССИФИЦИРОВАНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЭЛЕМЕНТОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДАННОГО МЕТОДА ТЕХНИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ НЕОБХОДИМО РАЗБИТЬ НА ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЧАСТИ (ФУНКЦИОНАЛЬНО МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ), ТАКИЕ, БЕЗ КОТОРЫХ ОБЪЕКТ НЕ БУДЕТ ВЫПОЛНЯТЬ СВОИ ФУНКЦИИ. ЗАТЕМ СЛЕДУЕТ ВЫПИСАТЬ ОТДЕЛЬНО МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ И ЗАПИСАТЬ ИНФОРМАЦИЮ О НИХ (ВАРИАНТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ) БЕЗ СВЯЗИ С ОБЪЕКТОМ (ИЗДЕЛИЕМ), Т. Е. ПРИМЕНИТЬ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ К ДРУГИМ АНАЛОГИНЫМ ИЗДЕЛИЯМ.

МЕТОД СЦЕНАРИЕВ СЦЕНАРИЯМИ НАЗЫВАЮТ ГИПОТЕТИЧЕСКИЕ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ОПИСАНИЯ ТОГО, ЧТО МОЖЕТ ПРОИЗОЙТИ В БУДУЩЕМ. СЦЕНАРИИ ОБОСНОВАННЫЕ МОДЕЛИ БУДУЩЕГО, СВОЕОБРАЗНЫЙ РАССКАЗ О ТОМ, ЧТО СЛУЧИТСЯ, СЛИ. . . » . « Е ОБЫЧНО РАЗРАБАТЫВАЮТ НЕСКОЛЬКО СЦЕНАРИЕВ: ОПТИМИСТИЧЕСКИЙ, ПЕССИМИСТИЧЕСКИЙ И ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ. ПЕРЕД РАЗРАБОТКОЙ СЦЕНАРИЯ СОСТАВЛЯЮТ ПЕРЕЧНИ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ХОД СОБЫТИЙ И НАЛИЧНЫХ РЕСУРСОВ. ПОИСК НЕСТАНДАРТНЫХ РЕШЕНИЙ ВНОВЬ ВОЗНИКШЕЙ ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ МЕТОДАМИ ГЕНЕРИРОВАНИЯ АЛЬТЕРНАТИВ. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНОСТЬ РАЗЛИЧНЫХ АЛЬТЕРНАТИВ ОЦЕНИВАЕТСЯ МЕТОДОМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЙТИНГОВ ИЛИ МЕТОДАМИ ФОРМИРОВАНИЯ ОЦЕНОЧНЫХ СИСТЕМ, В СОСТАВ КОТОРЫХ ВХОДЯТ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ, ШКАЛЫ ИЗМЕРЕНИЯ КРИТЕРИЕВ, ПРАВИЛА ВЫБОРА НАИБОЛЕЕ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНОЙ АЛЬТЕРНАТИВЫ. ЭТОТ МЕТОД ПРИМЕНЯЕТСЯ В ТОМ СЛУЧАЕ, КОГДА ЦЕЛЬ НЕЯСНА, А ЕСТЬ ТОЛЬКО ИСХОДНОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ. СОБЫТИЯ НИЖНЕГО УРОВНЯ ДЕКОМПОЗИЦИИ РАНЖИРУЮТСЯ ПО ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНОСТИ И ВЕРОЯТНОСТИ НАСТУПЛЕНИЯ. НАИБОЛЕЕ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫЙ ВАРИАНТ И ЕСТЬ ЦЕЛЬ СИСТЕМЫ.

МЕТОД ГОРДОНА МЕТОД ПРЕДПОЛАГАЕТ, ЧТО УЧАСТНИКИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ ЗАРАНЕЕ НЕ ЗНАЮТ, КАКАЯ ИМЕННО ПРОБЛЕМА БУДЕТ ОБСУЖДАТЬСЯ, ПОЭТОМУ ОНИ НЕ СКОВАНЫ ПРИВЫЧНЫМИ ШАБЛОНАМИ. ВЕДУЩИЙ В САМЫХ ОБЩИХ СЛОВАХ ИЗЛАГАЕТ НЕКОТОРУЮ КОНЦЕПЦИЮ, СВЯЗАННУЮ С РАССМАТРИВАЕМОЙ ПРОБЛЕМОЙ. УЧАСТНИКИ ВЫСКАЗЫВАЮТ СВОИ ИДЕИ ДЛЯ «РАЗГОНА» , ЗАТЕМ ПОД РУКОВОДСТВОМ ВЕДУЩЕГО УТОЧНЯЕТСЯ ИСХОДНАЯ КОНЦЕПЦИЯ. ПОСЛЕ ЭТОГО ВСКРЫВАЕТСЯ ТА САМАЯ ПРОБЛЕМА, РАДИ КОТОРОЙ И ЗАТЕВАЛОСЬ ОБСУЖДЕНИЕ. В РЕЗУЛЬТАТЕ УЖЕ «РАЗОГРЕТЫЕ» УЧАСТНИКИ НАЧИНАЮТ ВЫСКАЗЫВАТЬ СОВЕРШЕННО КОНКРЕТНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ДУМАЮТ, КАК ИХ РЕАЛИЗОВАТЬ.

МЕТОД ЦЕЛЕВЫХ ОБСУЖДЕНИЙ СУТЬ МЕТОДА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ПРОВЕДЕНИИ СОВЕЩАНИЯ, НАПРАВЛЯЕМОГО ВЕДУЩИМ, С ТЕМ ЧТОБЫ ВОВЛЕЧЬ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ В ОТКРЫТУЮ И ЗАИНТЕРЕСОВАННУЮ ДИСКУССИЮ И НЕ ДАТЬ СОВЕЩАНИЮ ВЫЛИТЬСЯ В СЕРИЮ ПАССИВНЫХ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ. ОТЛИЧИЕ ОТ МЕТОДА «МОЗГОВОЙ АТАКИ» И МЕТОДА ГОРДОНА В ТОМ, ЧТО УЧАСТНИКИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ГОТОВЯТ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ ПО РЕШАЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ. ЭТО ОДНОВРЕМЕННО И ХОРОШО, И ПЛОХО. ХОРОШО ПОТОМУ, ЧТО КАЖДЫЙ МОЖЕТ СЕРЬЕЗНО ПОДГОТОВИТЬСЯ К ОБСУЖДЕНИЮ, НЕТОРОПЛИВО ВЗВЕСИТЬ ВСЕ «ЗА» И «ПРОТИВ» , ЕСЛИ НАДО, ПРИМЕНИТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ВЫРАБОТКИ ИДЕЙ. ПЛОХО ПОТОМУ, ЧТО ПРИШЕДШЕМУ К КАКОМУ ЛИБО РЕШЕНИЮ ПОТОМ БУДЕТ ТРУДНО ОТБРОСИТЬ ЕГО.

МЕТОД КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ СУТЬ МЕТОДА СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО ГЕНЕРАЦИЯ ВАРИАНТОВ РЕШЕНИЯ КАК БЫ «НАПРАВЛЯЕТСЯ» СПИСКАМИ КОНТРОЛЬНЫХ (НАВОДЯЩИХ) ВОПРОСОВ, КОТОРЫЕ СОСТАВЛЯЮТСЯ РАЗНЫМИ УЧАСТНИКАМИ ИЛИ ЭКСПЕРТАМИ. ЭТО ОБЫЧНО ВОПРОСЫ ОБЩЕГО ВИДА: «А ЕСЛИ СДЕЛАТЬ ВСЕ НАОБОРОТ? ; А ЕСЛИ ИЗМЕ НИТЬ ПОСТАНОВКУ ЗАДАЧИ? ; А ЕСЛИ ВЗЯТЬ ДРУГОЙ МАТЕРИАЛ ИЛИ ИЗМЕНИТЬ ФОРМУ ОБЪЕКТА? » УЧАСТНИКИ ОБСУЖДЕНИЯ ОТВЕЧАЮТ НА ЭТИ ВОПРОСЫ ПИСЬМЕННО (ОЧЕНЬ КОРОТКО) И ПЕРЕДАЮТ ДРУГУ ПО КРУГУ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, КАЖДЫЙ ЗНАКОМИТСЯ С ВАРИАНТАМИ РЕШЕНИЯ КАЖДОГО И ДАЕТ СВОИ СООБРАЖЕНИЯ НА ЭТОТ СЧЕТ. ПРИ ЭТОМ РЕШЕНИЯ КАК БЫ АККУМУЛИРУЮТСЯ НА ОДНОМ ЛИСТЕ КАЖДОГО ИЗ УЧАСТНИКОВ ОБСУЖДЕНИЯ. ОВТОРЯТЬСЯ ПРИ ЭТОМ НЕ НУЖНО. П

ИНТЕГРАЛЬНЫЙ МЕТОД « ЕТРА» М МЕТОД СОЧЕТАЕТ В СЕБЕ ОТДЕЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ МОЗГОВОГО ШТУРМА, СИНЕКТИКИ, МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ТАБЛИЦ И МЕТОД АНАЛОГИЙ. АНАЛОГОВАЯ МЕТОДИКА «МЕТРА» СОСТОИТ ИЗ ШЕСТИ ФАЗ. 1. ЗАДАЧА СТАВИТСЯ В ИСКОМОЙ ФОРМУЛИРОВКЕ, А ВЕДУЩИЙ ПРИЗЫВАЕТ УЧАСТНИКОВ К СВОБОДНОМУ ОБСУЖДЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ (ЦЕЛЬ - ОЗНАКОМИТЬ УЧАСТНИКОВ С СУЩЕСТВОМ ПРОБЛЕМЫ). 2. ПРОИСХОДИТ «ДРОБЛЕНИЕ» ИСХОДНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОБЛЕМЕ В САМЫХ РАЗЛИЧНЫХ АСПЕКТАХ: ОБ ОБЪЕКТЕ, ПРЕДМЕТЕ, СУБЪЕКТЕ, СВЯЗЯХ (ПРОБЛЕМА «РАЗЖЕВЫВАЕТСЯ»). 3. ПЕРЕСМОТР ИСХОДНОЙ ФОРМУЛИРОВКИ ПРОБЛЕМЫ И ПОПЫТКА НОВОЙ ПОСТАНОВКИ ПРОБЛЕМЫ, (ПРОИСХОДИТ РАСШИРЕНИЕ ЗАДАЧИ И УПРОЩЕНИЕ ЕЕ ПОСТАНОВКИ). 4. РАЗВИТИЕ АНАЛОГИЙ В НОВОЙ ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ РАЗДЕЛИТЬ ЕЕ НА РЯД ПОДПРОБЛЕМ 5. СВОБОДНЫЙ ПОИСК АНАЛОГИЙ И АССОЦИАЦИЙ, КАК МОЖНО БОЛЕЕ ФАНТАСТИЧНЫХ И РАСКРЕПОЩЕННЫХ (ФАЗА «СВОБОДНОГО ПОЛЕТА»). 6. ВОЗВРАТ К ИСХОДНОЙ ПРОБЛЕМЕ, А ВЫДВИНУТЫЕ АНАЛОГИИ «ПЕРЕВОДЯТСЯ» НА ЯЗЫК ДЕЛОВЫХ ТЕРМИНОВ.

МЕТОД ДЕРЕВА ЦЕЛЕЙ МЕТОД РАЗРАБОТАН НА ОСНОВЕ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ И ПРЕДПОЛАГАЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЕРАРХИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ, ПОЛУЧЕННОЙ ПУТЕМ РАЗДЕЛЕНИЯ ОБЩЕЙ ЦЕЛИ НА ПОДЦЕЛИ. ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ СОЗДАЕТСЯ ДЛЯ АНАЛИЗА ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ И НАГЛЯДНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТАКОГО АНАЛИЗА. ИДЕЯ РАЗРАБОТКИ ДЕРЕВА ЦЕЛЕЙ ПРИНАДЛЕЖИТ АМЕРИКАНСКОМУ ИССЛЕДОВАТЕЛЮ ЧЕРЧМЕНУ, ПРИМЕНИВШЕМУ ТАКОЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. В ДАННОМ СЛУЧАЕ ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СВЯЗАННЫЙ ГРАФ БЕЗ ЦИКЛОВ, ПОЭТОМУ МОЖНО ДАТЬ СЛЕДУЮЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ. ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ - ЭТО ГРАФ, ВЫРАЖАЮЩИЙ СОПОДЧИНЕНИЕ И ВЗАИМОСВЯЗИ ЭЛЕМЕНТОВ, КОТОРЫМИ ЯВЛЯЮТСЯ ЦЕЛИ И РЕСУРСЫ. ПРИ ПОСТРОЕНИИ ДЕРЕВА ЦЕЛЕЙ ТЕНДЕНЦИИ ОЖИДАЕМОГО РАЗВИТИЯ СОБЫТИЙ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ЭКСПЕРТНЫМИ ПРОГНОЗАМИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА РАЗВИТИЕ СИТУАЦИИ, ПРОИЗВОДИТСЯ МЕТОДОМ РАЗРАБОТКИ СЦЕНАРИЕВ.

Большинство из методов активизации творческого мышления (методов поиска идей) зародилось в теории решения изобретательских задач и с успехом используется для поиска новых альтернатив решения.

Метод мозгового штурма , который известен также под названиями «мозговая атака», «коллективная генерация идей», «конференция идей», «метод обмена мнениями», предполагает коллективную генерацию большого количества идей, которые могут рассматриваться как альтернативные решения проблемы. 50 Этот метод был разработан в 1939 г. американским ученым А. Осборном. 51

Рассматриваемый метод полезен в тех случаях, когда необходимо выявить и сопоставить индивидуальные суждения, а затем принять решение.

Для того, чтобы метод мозгового штурма был максимально результативным, необходимо строгое соблюдение ряда условий:

Во-первых , всех участников решения проблемы необходимо предварительно разделить на две группы: «генераторов идей» и «критиков». Это связано с тем, что одни люди больше склонны к генерации идей, другие к их критическому анализу. Задача «генераторов идей» - выдвинуть как можно больше предложений по поводу решаемой проблемы. Среди полученных идей может оказаться много фантастических и даже абсурдных.

Задача «критиков» заключается в систематизация и критическом анализе полученных предложений с последующим отбором среди них наиболее ценных идей, используемых для решения проблемы.

Во-вторых , при проведении мозгового штурма необходимо придерживаться определенных правил: 52

Полный запрет любой критики и замечаний в адрес участников и их выступлений;

Отказ от представления, что обсуждаемая проблема имеет только одно решение;

Требование высказывать как можно больше разных идей;

Рассмотрение всех идей, даже самых невероятных и абсурдных, независимо от их авторства;

Краткость и четкость высказывания экспертов, необязательность подробного обоснования;

Право каждого из участников выступать много раз;

Предоставление слова прежде всего тем лицам, у которых возникла идея под влиянием предыдущего выступления;

Запрет на зачтение списка предложений, подготовленных заранее.

Выделяются шесть основных этапов проведения мозгового штурма : 53

1. Подготовительный этап. На этом этапе формируются группы участников мозгового штурма. Как показывает опыт, оптимальная численность группы «генераторов идей» составляет 10-15 человек. Группа «критиков» может насчитывать до 20-25 человек. Наиболее жесткие требования предъявляются к персональному составу первой группы. Главными критериями отбора в эту группу являются широкая эрудиция, гибкость мышления, воображение, склонность к фантазированию, а также разнообразие профессий, квалификации и опыта участников. Группа «критиков», как правило, формируется из числа узких специалистов, обладающих аналитическим складом ума и трезво оценивающих реальные возможности осуществления предложенных идей.

2. Постановка проблемы, в ходе которой участники мозгового штурма должны ознакомиться с решаемой проблемой и настроиться на активную мыслительную деятельность, для этого организаторы предоставляют им подробное описание проблемной ситуации.

З. Генерация идей. Организаторы мозгового штурма должны создать атмосферу благожелательности и поддержки, освобождающую участников от излишней скованности. Обстановка, в которой проводится обсуждение, должна способствовать открытому и свободному высказыванию различных идей, мнений и предположений.

Вначале каждый член группы работает самостоятельно, обдумывая поставленную проблему. Затем ведущий дискуссии просит участников высказываться. При этом он может использовать принудительный опрос, чтобы быстрее их активизировать. После этого процесс генерации идей развивается, как правило, спонтанно и лавинообразно. Очередной выступающий зачитывает свои идеи, остальные слушают и записывают на отдельных карточках новые идеи, возникшие под влиянием услышанного. Поток новых идей нарастает подобно снежному кому. Идеи каждого из участников порождают в умах остальных специфическую реакцию, которая в силу запрета критики формируется как новая, отсутствующая идея. Наибольшую ценность имеют идеи, которые непосредственно связаны с ранее высказанными мыслями или возникли в результате их объединения.

Эффективность мозгового штурма поразительна. Исследования показывают, что коллективное мышление в условиях запрета критики производит на 70% больше ценных идей, чем простая сумма идей, полученных индивидуально. За 1 час работы группа может выдвинуть до 150 новых идей [Джонс, 1986]. Это объясняется основной концепцией мозгового штурма - дать новым идеям выход из подсознания.

4. Систематизация идей, для этого необходимо выполнить следующие действия:

Составить общий список всех высказанных идей;

Сформулировать каждую идею в общепринятых терминах;

Выявить повторяющиеся и дополняющие идеи, которые затем следует объединить в одну комплексную идею;

Сформулировать признаки, по которым различные идеи можно объединить в группы;

Систематизировать и сгруппировать идеи;

В каждой группе идеи записываются от более общих к более частным, дополняющим или развивающим общие идеи.

5. Критика идей. Здесь начинает работать группа «критиков». На этом этапе каждая идея подвергается всесторонней критике, благодаря чему происходит «разрушение» неперспективных и нереалистичных идей. Основной принцип - рассмотрение каждой идеи только с точки зрения препятствий к ее осуществлению, т.е. участники дискуссии должны выдвигать доводы, которые опровергают обсуждаемую идею.

6. Разработка альтернатив . Это заключительный этап, на котором производится оценка всех полученных идей, контр-идей и критических замечаний, с тем, чтобы составить окончательный список практически приемлемых альтернатив, направленных на решение проблемы. С этой целью разрабатывается перечень показателей для оценки реалистичности и приемлемости каждой идеи. Например, идеи могут оцениваться по таким показателям, как оперативность, человеческие ресурсы, технологии, затраты финансовых средств, полезный эффект, этические и правовые аспекты. В окончательный список попадают только такие идеи, которые удовлетворяют всем установленным ограничениям. Эти идеи играют роль альтернативных вариантов выбора и предъявляются ЛПР для более глубокого анализа и принятия решения.

Пример возникновения идей в процессе мозгового штурма представлен ниже (печатается по 54)

 В книге Дж. Диксона «Проектирование систем: изобретательство, анализ и принятие решений» приведены протоколы нескольких мозговых штурмов. Вот отрывок из одного протокола, зафиксировавшего решение задачи о том, как при сортировке отделить зеленые (незрелые) помидоры от созревших:

Том: Мы сортируем их по цвету. В данном случае, вероятно, нужно применить индикатор цвета.

Эд: Излучательная или отражательная способность. Зеленый помидор должен иметь большую отражательную способность, чем созревший.

Дейв: Твердость. Мы надавливаем на них слегка или притрагиваемся к ним.

Дик: Электропроводность.

Том: Сопротивление электрическому току.

Дейв: Магнетизм!

Дик: Размер. Разве зеленые помидоры не меньше по размеру?

Эд: Вес. Созревшие помидоры будут тяжелее.

Том: Размер и вес должны быть связаны друг с другом.

Дейв: Размер и вес дают плотность.

Эд: Удельный объем.

Том: В зрелых помидорах много воды, потому они имеют удельный объем воды.

Дейв: Они плавают или тонут?

Дик: Может быть, сортировать их по плотности – в зависимости от того, плавают они в воде или тонут?

Необязательно в воде, может быть, и в другой жидкости.

Метод мозгового штурма имеет много разновидностей и модификаций. В частности, одним из его вариантов является так называемый метод 635 , характеризующий фиксированным числом участников и определенной процедурой взаимодействия между ними на этапе генерации идей.

В работе группы принимают участие 6 человек. Каждому из них выдается специальный бланк сбора идей. Все участники записывают в свой бланк по 3 основные идеи и передают его по кругу следующему участнику, который изучает полученный бланк и дополняет его тремя новыми идеями и т.д. После 5 итераций (повторов) все бланки заполняются и в итоге содержат 108 идей, которые передаются «критикам». Практика использования метода 635 показывает, что представленные в письменной форме идеи отличаются большей обоснованностью и четкостью, чем высказанные устно, хотя часто бывают менее оригинальными. 55

Метод коллективного блокнота позволяет сочетать независимое выдвижение идей каждым членом рабочей группы с их коллективной оценкой и процессом выработки решения. Метод реализуется следующим образом: каждый участник получает блокнот, в котором записывает в общих чертах без применения специальных терминов существо проблемы, а также данные, позволяющие ориентироваться в ней.

В течение месяца каждый участник ежедневно заносит в блокнот возникающие идеи, касающиеся рассматриваемой проблемы, оценивает их и определяет, какие из них могут обеспечить наилучшее решение задачи. Одновременно формулируются наиболее целесообразные направления исследования. Кроме того, в блокноте фиксируются идеи, находящиеся в стороне от основной проблемы, развитие которых может оказаться полезным для нахождения конечного решения.

Систематизация зафиксированных в блокнотах идей осуществляется руководителем группы, а заключительное творческое обсуждение - всеми членами группы. 56

Метод лестницы – метод поэтапного «связывания идей», в ходе которого участников процесса принятия решения стимулируют высказать свои идеи. 57 В начале 2 человека самостоятельно работают над задачей и затем встречаются, чтобы представить полученные результаты и вместе обсудить их. Между тем третий человек также работает над задачей и на следующем этапе представляет свои результаты группе из двух человек и так дальше, до тех пор, пока не соберется вся группа, чтобы вместе прийти к какому-либо решению. Новый участник группы должен представить свои идеи, независимо от того, что уже знает группа, которая уже обсудила подлежащую обработке задачу.

Метод лестницы приводит к успеху тогда, когда у самостоятельно работающего человека достаточно времени для работы над задачей до ее представления группе, и у группы достаточно времени на дискуссию. Преимущество этого метода в том, что каждый участник группы должен генерировать собственные идеи, при этом он не испытывает на себе влияние группы. С другой стороны, преимущество существует и для группы - у нее есть возможность не останавливаться на одном решении, а постоянно получать новые точки зрения.

Методы ассоциаций и аналогий предполагают активизацию в первую очередь ассоциативного мышления человека. К этим методам относятся: метод синектики, метод фокальных объектов, метод генерирования случайных ассоциаций.

Метод синектики - это комплексный метод стимулирования творческой деятельности, использующий приемы и принципы как «мозговой атаки», так и метода аналогий и ассоциаций. Данный метод предназначен для разработки альтернатив путем ассоциативного мышления и поиска аналогий решаемой задаче. Само слово «синектика» - неологизм, означающий объединение разнородных элементов. 58

Разработчиком метода синектики является У.Гордон, который, проанализировав записи групповой работы изобретателей, заметил, что новые важные идеи обычно появляются на основе аналогий с природными явлениями или другими аспектами жизни. 59

В отличие от мозгового штурма целью синектики является не увеличение количества идей, а формирование небольшого набора альтернатив (даже единственной альтернативы), решающих данную проблему.

План действий при использовании метода синектики заключается в следующем:

    Тщательно подбирается группа «синекторов», состоящая из 5-7 человек, которые отбираются по критериям гибкости мышления, диапазона знаний и практического опыта (предпочтение отдается людям, менявшим профессии и специальности), контрастности их психологических типов, общительности и подвижности.

    Этой группе предоставляется возможность попрактиковаться в использовании аналогий, чтобы ориентировать активность мозга на решение предложенной проблемы.

    После выработки навыков совместной работы группа синекторов приступает к систематическому решению сложных проблем, которые передаются ей руководителем организации; на решение каждой проблемы методом аналогий обычно требуется несколько недель при полном рабочем дне.

    Результаты работы «синектической» группы представляются заказчику (руководителю) для оценки и внедрения.

В процессе работы «синекторы» используют аналогии четырех типов:

- Прямые аналогии (реальные). Их часто находят в природе путем наблюдения и изучения биологических процессов в животном и растительном мире. Например, наблюдение за полетом птиц, вероятно, привело человека к идее создания первых самолетов.

- Субъективные аналогии (телесные). Эти аналогии порождаются двигательными рефлексами и ощущениями человека, которые по своей природе хорошо организованы, и их осмысление может подсказать интересную идею. Например, можно вообразить свое тело на месте нового технического устройства, «почувствовать себя им» и представить, как бы мы работали и что бы испытывали в этом качестве.

- Символические аналогии (абстрактные). К ним относятся метафоры и сравнения, в которых характеристики одного предмета отождествляются с характеристиками другого, и возникает новое качество, понятие или процесс, например устье реки, дерево решений, заглушить вибрацию, подавить конкуренцию и т.д.

- Фантастические аналогии (нереальные). Использование таких аналогий означает попытку представить вещи такими, какими они не являются, но какими мы хотели бы их видеть. Например, хотелось бы, чтобы компьютер легко воспринимал человеческую речь и мгновенно по нашему желанию решал задачи любой сложности, или хотелось бы, чтобы дорога существовала лишь там, где ее касаются колеса нашего автомобиля.

Пример использования синектического метода приводится по учебному пособию Шеметова П.В. и коллектива авторов. 60

 Одна швейцарская фирма попросила ученых из компании Meyer-Hentschel помочь сделать ее магазины более удобными для пожилых покупателей. А как понять, что нужно старушке? Для этого был создан Age Explorer – костюм, похожий на наряд мотогонщика, имитирующий болезни и проблемы пожилых людей. В шлем вмонтированы затычки для ушей, перед глазами – защитное стекло, которое делает мир мутным и уныло желтоватым. Более того, все суставные соединения костюма сделаны тугими, а перчатки имитируют артрит. Испытателями стали 4500 человек. Большинство – представители бизнеса. Оно и понятно: мир стремительно стареет и бизнесмены изучают новый рынок – делают ортопедические лыжные ботинки и мобильные телефоны, удобные для пораженных артритом пальцев. Но есть у Age Explorer и другое предназначение. Ученые надеются, что они научат молодежь понимать, как несладко приходится в этом мире пожилым.

Метод фокальных объектов (МФО) создал в 1923г. Э. Кунце - профессор Берлинского университета, в 50-е г.г. метод усовершенствовал Ч. Вайтинг в США. В методе используются ассоциативный поиск и эвристические свойства случайности.

Метод фокальных объектов заключается в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и потому называется фокальным. В результате возникает ряд неожиданных вариантов решения. Этот метод дает хорошие результаты при поиске новых модификаций известных систем. Он позволяет, например, быстро найти идеи новых необычных товаров, способов обслуживания в супермаркетах, способов управления. 61 Ряд авторов считают метод фокальных объектов частным случаем синектики.

Пример использования метода фокальных объектов приводится по учебному пособию Шеметова П.В. и коллектива авторов. 62

Принцип использования метода фокальных объектов

При разработке номера с дрессированными животными в цирке в качестве слов – объектов переноса использовались различные слова, среди которых было и слово «шуба». В результате номер представлял из себя следующее. На арену выходит женщина в столь великолепной, украшенной лисьим воротником шубе, что невольный вздох восхищения проносится по рядам зрителей. Но вдруг звучит хлопок – и «шуба», распадаясь на множество живых зверьков, стремглав исчезает за кулисами. Туда же с большим достоинством удаляется и недавний «воротник».

Метод генерирования случайных ассоциаций (метод гирлянд случайностей и ассоциаций (ГСиА)) является развитием метода фокальных объектов. Автором метода является Буш Г.Я., разрабатывавший приемы осознанно-логического и интуитивно-практического поиска решений изобретательских задач.

Метод предполагает наличие двух списков: списка объектов и списка признаков. На основании этих списков формируется третий список – список связей объектов и признаков. Используются случайные комбинации объектов и признаков, в результате чего формируются случайные ассоциации.

Метод гирлянд ассоциаций от метода фокальных объектов отличается тем, что дает большое число сочетаний фокального объекта со случайными. Расширение сочетаний понятий также достигается за счет использования синонимов объекта.

Таким образом, в состав методов активизации творческого и ассоциативного мышления входят:метод «мозгового штурма», «метод 635», метод «коллективного блокнота», метод «лестницы», методы «ассоциаций и аналогий».

Задание 3 . Каким образом можно использовать метод ассоциаций при решении задачи выпуска нового вида продукции в организации?

Сегодня новаторская работа рассмат­ривается как организованная деятельность, а инновация рассмат­ривается как процесс, которым обязательно нужно управлять. Более 90 процентов всех эффективных нововведений составляют нововведения, основанные на анализе, системе и упорном труде. Основой инновационной деятельности, безус­ловно, является творческое мышление. Как и любое мышление, творческое мышление лучше всего рабо­тает, если оно дисциплинированно. Таким образом, чтобы быть эффективным, творческое, инновационное мышление должно быть поставлено на службу четко определенной цели, и работать по четко установленным правилам. Рассмотрим основные приемы организации творческого мышления.

Первым из вышеназванных приемов по праву считается метод мозгового штурма (он же мозговая атака, он же брэйнсторминг), который также называют отцом всех приемов творческой деятель­ности.

Его создателем является Алекс Осборн. Будучи капитаном одного из американских кораблей во время второй мировой вой­ны, он выстроил команду на палубе и предложил всем матросам и офицерам, не обращая внимания на различия и звания, высказы­вать свои варианты решения задачи противодействия торпедным атакам японских эсминцев. И вот один из матросов предложил следующее. Как только мы заметим японскую торпеду, - сказал он, - мы всей командой встанем вдоль того борта, к которому она плывет, и начнем дуть в сторону этой торпеды. И тогда она отклонится от цели, то есть от корабля. Несмотря на то, что, на первый взгляд, это предложение кажется совершенно абсурдным, но на его основе позже был сконструирован силовой гидравличес­кий аппарат, который, как брандспойт, направлял мощную струю воды в сторону приближающейся торпеды. Торпеда по мере при­ближения к кораблю теряла скорость, и струя воды изменяла ее траекторию, что давало возможность избежать попадания торпе­ды в корабль.

После войны Осборн стал инженером. В 1953 году он выпустил книгу «Управляемое воображение». Благодаря колоссальному та­ланту Осборна продавать идеи у мозгового штурма в 50-60-х го­дах появились многочисленные последователи как в США, так и в других странах.

Суть мозгового штурма как методики состоит в следующем. Если вы хотите мыслить творчески, то вы должны научиться пре­доставлять своим мыслям полную свободу и не пытаться напра­вить их по заранее определённому руслу. Такое мышление назы­вается свободным ассоциированием. В этой ситуации любой участник инновационной команды говорит другим участникам и само­му себе всё, что приходит ему в голову, каким бы абсурдным это ни казалось. Установлены четыре простых правила для проведения успешного мозгового штурма:



1) Критика исключается. Идеи критикуются после, а не во время штурма.

2) «Езда без правил» приветствуется. Чем сумасброднее идея, тем лучше. Легче обработать дикую идею, чем придумать новую.

3) Мы хотим еще! Чем больше идей, тем больше вероятность появления хорошей идеи.

4) Сочетайте и улучшайте. Члены команды могут не только выдвигать новые идеи, но и предлагать способы улучшения, соче­тания или изменения идей других членов команды.

Помимо есть четыре основных принципа.

· Беритесь за дело - не ждите, пока на вас снизойдет вдохнове­ние.

· Сосредоточьтесь на цели занятия, на том, чего вы хотите до­биться.

· Будьте внимательны - убедитесь, что вся команда думает в одно и то же время в одном и том же направлении.

· Сконцентрируйтесь - держитесь и не сдавайтесь, даже если идеи не приходят в голову.

Из этого видно, что, несмотря на свободу и отсутствие ограни­чений в процессе генерации идей, сам мозговой штурм должен быть хорошо спланирован.

Другим методом активизации творческого мышления посред­ством использования свободных ассоциаций является метод бисоциации Артура Кестлера. Он исследовал то, что он назвал «бисоциативным мышлением», ассоциации, которые создает разум, воспринимая одну и ту же ситуацию или идею «в двух внутренне согласованных, но обычно не совместимых между собой системах координат». Простейший пример бисоциации - игра слов, когда разум воспринимает оба значения слова одновременно. Специально создавая бисоциации, активно исполь­зуя для этого метафоры, мы можем стимулировать творчество.

Примерно в то же самое время, что и Кестлер, свои основные идеи опубликовал другой ученый - Эдуард де Боно. Он предло­жил идею так называемого, «всестороннего подхода». В мыслительных процессах Де Боно различает «вер­тикальный подход» и «всесторонний подход».

«Вертикальный подход» - это обычное логическое мышле­ние. Оно постепенно идет от проблемы к решению. С помощью вертикального подхода ищут правильный ответ. Чтобы получить его, правильным должен быть каждый этап решения. Класси­ческий пример вертикального подхода - решение арифметической задачи.

«Всесторонний подход» - это когда мысль скачет с одного на другое. Его цель найти не правильный ответ, а новую идею. Сле­довательно, правильность действий на каждом этапе для всесто­роннего подхода не важна. Его цель не решить, а найти нечто новое. Классический пример всестороннего подхода - видеть, что два не похожих на вид предмета на самом деле похожи.

Хотелось бы отметить, что мыслительные процессы, описан­ные Де Боно как «вертикальный подход», отражают работу лево­го полушария человеческого мозга, которое формально-логичес­ки упорядочивает информацию и функционирует на основе уста­новления однозначных связей между предметами и явлениями. А «всесторонний подход» - работу правого полушария, отвечающего за образное мышление, для которого характерны многозначность и многогранность связей, свобода от альтернатив, приводящих к неразрешимым конфликтам, свободное ассоциирование. Благо­даря перечисленным характеристикам активность правого полушария открывает новые возможности для поиска и решения за­дач. Таким образом методика, предложенная Де Боно, является реалистичной стратегией для повседневного применения и направ­лена на активизацию деятельности правого полушария.

Некоторые техники пытаются использовать принцип мозгово­го штурма «больше, значит лучше». Они исходят из того, что большое количество идей, возникших более или менее механи­чески, даст хоть какое-нибудь сырье для производства действи­тельно интересных, новых идей. К методиками подобного рода относятся морфологический анализ и его разновидность ТРИЗ. Морфологический анализ как техника творчества был впервые разработан в 40-х годах 20 века швейцарским астрономом и аст­рофизиком, работающим в области ракетных исследований - Фри­цем Цвики. Суть морфологического анализа состоит в следую­щем. Он обычно означает создание сетки или матрицы из трех или более переменных и изучение всех комбинаций. Инновацион­ная команда, ищущая возможности запуска на рынок нового про­дукта, могла бы установить переменные, например, производствен­ные процессы, рынки, сырье и поместить их друг против друга на сетке или модели. Какие-то комбинации дали бы уже существую­щие продукты, другие могли бы предложить новые идеи: возмож­ную или еще неопробованную комбинацию, процесс, сырье или рынок, которые могли бы привести к успеху продукта. Хотя это не совсем творчество, но оно придает упорядоченность творческо­му мышлению.

В 40-50-е годы необычный вид морфологического анализа (ТРИЗ) был разработан в СССР. После окончания «холодной войны» он начал приобретать все большую известность.

Его автором был Генрих Саулович Альтшулер - советский ин­спектор-патентовед. На основании постоянных исследований ты­сяч патентов он объявил об открытии моделей, лежащих в основе всех изобретений. В 1948 он написал письмо Сталину, в котором критиковал неспособность советского государства стимулировать изобретательскую активность, и сразу же был приговорен к 25 годам лагерей. В лагере он продолжал обдумывать свою идею и создал систему ТРИЗ («Теория решения изобретательских задач»). В 1954 году, после смерти Сталина, его освободили, и он начал публиковаться. Однако в 1974 году он снова поссорился с властями, ТРИЗ ушел в подполье, и Альтшулеру пришлось зарабаты­вать на жизнь научно-фантастической литературой. ТРИЗ пере­шел на легальное положение только с началом перестройки. Но с тех пор он неуклонно завоевывает все большую аудиторию по все­му миру.

В основе ТРИЗа лежит диалектический материализм. В каж­дой системе происходит борьба противоположностей; противоре­чия разрешаются по мере развития системы. Поиск новых идей - это постоянный процесс выявления конфликтующих противопо­ложностей в ситуации и последующее обнаружение способа их примирения. Метод систематизирован на основе принципа поме­щения исследователем проблем в матрицу или сетку, чтобы ис­следовать по ней любую из множества парных противоположнос­тей. Альтшулер заявляет, что открыл принципы, управляющие таким диалектическим развитием; их можно освоить, и творче­ство станет менее спонтанным и более систематическим.

Еще одна методика, порожденная правилами мозгового штур­ма - это синектика . Но синектика начинает работать тогда, ког­да заканчивается мозговой штурм. С одной стороны, она развива­ет идеи Алекса Осборна, а с другой - она более систематизирова­на. Синектику разработали Уильям Гордон и Джордж Принс. Гор­дон записывал на пленку процесс работы инженеров-конструкто­ров и обнаружил, накануне прорыва к открытию команда входит в совершенно особое психологическое состояние. Так холодный объективный анализ проложил путь увлекательному и метафори­ческому стилю работы, который Гордон назвал «пылким».

Гордон ввел ряд правил для стимулирования «пылкого» стиля мышления. Наиболее существенное из них - использование ме­тафоры. Важным элементом в занятии по синектике является «эк­скурсия», которая уводит команду от «цели как ее понимают», то есть желаемой инновации, на метафорический ландшафт, где эта цель может предстать в новом неожиданном свете. Например, лидер группы может взять какой-нибудь пример из исходной ситуации и попросить свою команду привести примеры того же рода, но в абсолютно другом контексте. Мост может стать жестом дружбы; автомобильный двигатель может превратиться в местный празд­ник или производить деньги вместо того, чтобы обеспечивать дви­жение вперед.

Суть синектики состоит в том, чтобы сделать незнакомое - знакомым, а привычное - чуждым. Этот эффект достигается с помощью четырёх типов операций:

1) отождествления самого себя с каким-либо элементом про­блемной ситуации, например, с какой-нибудь частью механизма, деталью машины;

2) поиска сходных, похожих явлений и процессов в совершен­но иных, часто весьма неожиданных областях знания и практи­ки;

3) использования поэтических образов и метафор для форму­лирования задач;

4) фантастической аналогии, при которой проблема мысленно решается как в волшебной сказке: игнорируются фундаментальные законы природы.

Синектика остается одним из самых систематических подхо­дов к творческому мышлению. Она получила большую поддерж­ку в промышленных и деловых кругах.

Обобщая вышесказанное, можно заметить, что за десятки лет, прошедшие со времени изобретения метода мозгового штурма, было разработано множество других методик для творческого мышле­ния. Все они в той или иной мере посвящены специальному сти­мулированию ассоциативного мышления. В основном они действу­ют по трем направлениям:

1) конструирование ассоциаций;

2) использование переносов, метафор;

3) оспаривание или выворачивание наизнанку предвзятых мне­ний, которые лежат в основе нашего мышления.