Управление средствами на едином счете. Единый счет бюджета, лицевые счета участников бюджетного процесса

Строительный контроль проводится в процессе строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.

Классификация видов контроля стр-ва: по оношению к производству: Внешний контроль осуществляется службами технического надзора заказчика, проектными организациями (авторский надзор), а внутренний – линейным персоналом и работниками соответствующих служб генподрядной и субподрядных организаций.

Три вида контроля(По этапу процесса производства):

Входной контроль, в ходе которого оценивается качество проектной документации, всех материалов, полуфабрикатов, изделий и конструкций, принимаемых на строительную площадку, машин, механизмов, оборудования, приспособлений и инструмента, используемого в процессе строительства;

Операционный контроль осуществляется в процессе выполнения строительно-монтажных и специальных работ, и он устанавливает соответствие промежуточной строительной продукции проектным решениям и нормативным требованиям к ней;

Приемочный контроль устанавливает соответствие конечной продукции ее потребительским качествам, заложенным в проекте и в нормативных требованиях к ней.

Поставка на объект материалов и изделий сопровождается документами о качестве (сертификат завода-изготовителя), предусмотренными соответствующими стандартами, а также сертификатом соответствия любой российской сертификационной системы на продукцию. Продукция не должна иметь повреждений в процессе транспортирования, хранения и установки в проектное положение. Для отделочных материалов при входном контроле следует вести проверку их соответствия санитарно-гигиеническим показателям.

Входной и операционный контроль осуществляется соответствующими службами генподрядчика (субподрядчика) или специалистами привлеченных испытательных лабораторий, аккредитованных в установленном порядке по ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025. Приемочный контроль должен осуществляться только независимыми специализированными аккредитованными испытательными лабораториями. Протоколы испытаний входят в комплект исполнительной документации и должны храниться в установленном порядке.

По привлечению контролирующей организации : *Строительный контроль заказчика, *Авторский надзор проектировщика, *Государственный строительный надзор,*Саморегулирующая организация. По полноте охвата контролируемой продукции :*Сплошной,*Выборочный,*Непрерывный,*Периодический.По ур-ню технической оснащенности: *Визуальный,*Органолептический.*Инсрументальный.По влиянию на объект контроля : *Разрушающий,*НеразрушающийДля работ, результаты которых будут скрыты другими работами, и по ответственным конструкциям составляются акты соответственно освидетельствования скрытых работ и освидетельствования и испытаний ответственных конструкций

Внутренни конроль вып-ся персоналом самих организаций,производящих строит.продукцию(строит.-монтажных,проектно-изыскательных)в целях проверки соответствия выполняемых работ проктной документации и разгного вида требования.Замечания о недостатках выполнения работ при строительстве объекта должны быть оформлены в письменной форме. Об устранении указанных недостатков составляется акт, который подписывается лицом, предъявившим замечания об указанных недостатках, и лицом, осуществляющим строительство.

29. Внешний контроль за ходом строительства

1)строительный контроль (технический надзор) заказчика застройщика -это контроль за объемами и качеством работ на протяжении всего срока строительства и приемка от подрядчика подготовленных к вводу в эксплуатацию объектов; 2) авторский надзор проектировщика -проверка соответствия выполненных в натуре работ утвержденному проекту; 3) государственый строительный надзор (ГСН) -предупреждение. а также выявление и пресечение нарушени соответствия работ, выполняемых,в процессе строительства,реконструкции, капитального ремонта, требованиям тёхнических регламентов, обязательных нормативиых актов и проектной документации; 4)саморегулирующая организация.

Контроль за качеством строительства осуществляется государственными и ведомственными органами контроля и надзора, действующими на основании специальных положений о них (пожарный, санитарно-гигиенический, авторский контроль проектных организаций, технадзор заказчика).

Технический надзор заказчика осуществляет контроль качества строительных материалов, оборудования и выполненных строительно-монтажных работ, их соответствие проекту, СНиПам, ГОСТам и другим стандартам. Работники технического надзора заказчика несут ответственность за плохое качество работ, принятых от строителей, несвоевременное оформление актов на скрытые работы и систематически фиксируют в журналах работ свои замечания по качеству выполненных работ. Например, без подписи заказчика "К производству работ" рабочие чертежи считаются недействительными.

В целях осуществления технического надзора, заказчик может выполнять: проверку у исполнителя работ документов о качестве (сертификатов в установленных случаях) применяемых материалов, изделий и оборудование. Это осуществляется на основе документированных результатов входного контроля и лабораторных испытаний; контроля соблюдения исполнителем работ правил складирования и хранения применяемых материалов, изделий и оборудования и т.д. и т.п. При выявлении нарушений представитель технадзора может ввести соответствующие запреты.

30. Порядок приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов.

Порядок приемки и ввода объекта законченного строительством в эксплуатацию регламентирован:

Статьей 55 Градостроительного кодекса РФ;

Положением об осуществлении государственного строительного надзора в РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1.02.06 г. №54;

ТСН 12-316-2002 «Приемка и ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов недвижимости в СПб».

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство и на основе соответствия построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается на основании обращения застройщика в орган, выдавший разрешение на строительство с соответствующим заявлением с приложением регламентированного пакета документов. В течение десяти дней со дня поступления заявления орган, выдавший разрешение на строительство, обязан обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов. Осмотр объекта капитального строительства не проводится, если при строительстве объекта осуществлялся государственный строительный надзор. После осмотра объекта выдается либо разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, либо отказ в выдаче такого разрешения с указанием причин. Решение принимается на основании проверки наличия и правильности оформления документов, прилагаемых к заявлению, к которым согласно законодательства РФ отнесены:

Документы о предоставлении земельного участка под строительство (реконструкцию и пр.) объектов недвижимости;

Акты органов государственной власти или акты органов местного самоуправления о разрешении строительства объектов недвижимости;

Акты приемочных комиссий о приемке и вводе в эксплуатацию законченных строительством (реконструкцией) объектов недвижимости.

Во время проведения итоговых проверок законченных строительством объектов должностные лица органа государственного строительного надзора в обязательном порядке проверяют наличие справок других органов государственного надзора и контроля. Эксплуатирующие организации, как поставщики коммунальных услуг, принимают объект на обслуживание только при выполнении технических условий на подключение наружных коммуникаций к объекту по постоянной схеме.

отменен/утратил силу Редакция от 30.01.2009

Наименование документ ПРИКАЗ Минфина РФ от 30.03.2006 N 44 (ред. от 30.01.2009) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИЯМИ СО СРЕДСТВАМИ НА ЕДИНОМ СЧЕТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА"
Вид документа приказ, порядок
Принявший орган минфин рф
Номер документа 44
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 30.01.2009
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус отменен/утратил силу
Публикация
  • В данном виде документ опубликован не был
Навигатор Примечания

ПРИКАЗ Минфина РФ от 30.03.2006 N 44 (ред. от 30.01.2009) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИЯМИ СО СРЕДСТВАМИ НА ЕДИНОМ СЧЕТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА"

ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИЯМИ СО СРЕДСТВАМИ НА ЕДИНОМ СЧЕТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

от 14.04.2008 N 94 , от 30.01.2009 N 15 )

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьей 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 8; 2007, N 18, ст. 2117) и устанавливает порядок управления операциями со средствами на едином счете федерального бюджета.

от 14.04.2008 N 94)

2. Управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации ежедневно, не позднее 16 часов местного времени, осуществляют перечисление средств, подлежащих зачислению в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации, с открытого им счета на балансовом счете N 40101 "Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации" на счет, открытый Федеральному казначейству на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета", за исключением Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия.

(в ред. Приказа Казначейства РФ от 30.01.2009 N 15)

3. Управление Федерального казначейства по Республике Ингушетия ежедневно осуществляет перечисление средств, подлежащих зачислению в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации, с открытого ему счета на балансовом счете N 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации" на счет, открытый Управлению Федерального казначейства по Республике Ингушетия, на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета".

(в ред. Приказа Казначейства РФ от 30.01.2009 N 15)

4. Управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации в целях осуществления кассовых выплат из федерального бюджета по мере необходимости представляют в Федеральное казначейство в электронном виде Заявки на перечисление средств федерального бюджета со счета, открытого Федеральному казначейству на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета", на счет Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации, открытый на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета", (далее - Заявки) с применением электронно-цифровой подписи (далее - ЭЦП) по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.

Управление Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации, за исключением Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия, осуществляет кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета исключительно за счет средств, поступивших на счет Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации, открытый на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета", в соответствии с Заявкой. Осуществление кассового обслуживания исполнения федерального бюджета за счет иных поступлений на счет Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации, открытый на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета", не допускается.

(в ред. Приказов Казначейства РФ от 14.04.2008 N 94 , от 30.01.2009 N 15)

5. Отделение Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации осуществляет составление Заявки на основании представленных получателями средств федерального бюджета платежных документов и до 15 часов местного времени текущего рабочего дня (в дни, непосредственно предшествующие выходным и нерабочим праздничным дням, - до 14 часов местного времени) направляет в электронном виде данную Заявку в Управление Федерального казначейства по соответствующему субъекту Российской Федерации (при нахождении Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации и Отделения Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации в разных часовых поясах местным временем считается время часового пояса, на территории которого находится Управление Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации).

6. Управление Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации до 16 часов местного времени текущего рабочего дня (в дни, непосредственно предшествующие выходным и нерабочим праздничным дням, - до 15 часов местного времени) осуществляет составление и направление в электронном виде Заявки с применением ЭЦП в Федеральное казначейство. Заявка составляется на основании:

­ платежных документов получателей средств федерального бюджета, представленных в Управление Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации;

­ Заявок отделений Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации.

Допускается в исключительных случаях по решению руководителя Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации или его заместителя направление в Федеральное казначейство дополнительной Заявки на осуществление кассовых выплат из федерального бюджета в течение текущего рабочего дня с указанием обосновывающей информации в поле Заявки "Примечание". Решение о перечислении средств федерального бюджета по дополнительной Заявке принимается заместителем руководителя Федерального казначейства, к полномочиям которого относится принятие данных решений.

В случае недостаточности средств на счете, открытом Управлению Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации на балансовом счете N 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации", для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов и иных платежей (далее - сумм платежей), подлежащих возмещению сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление возврата и сумм процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, формирование графы "Сумма" Заявки осуществляется с учетом оформленного Управлением Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации платежного поручения на перечисление указанных средств со счета, открытого Управлению Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета", на счет, открытый Управлению Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации на балансовом счете N 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации". При этом в поле Заявки "Примечание" выделяется сумма, необходимая для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных (взысканных) сумм платежей, подлежащих возмещению сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление возврата и сумм процентов, начисленных на излишне взысканные суммы.

(в ред. Приказа Казначейства РФ от 14.04.2008 N 94)

Ответственность за соответствие суммы, указываемой в Заявке, направляемой Отделением Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации в Управление Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации, предполагаемым кассовым выплатам, возлагается на руководителя Отделения Управления Федерального казначейства Российской Федерации или его заместителя.

Ответственность за соответствие суммы, указываемой в Заявке, направляемой Управлением Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации в Федеральное казначейство, предполагаемым кассовым выплатам, возлагается на руководителя Управления Федерального казначейства Российской Федерации или его заместителя.

7. Федеральное казначейство по мере поступления в течение текущего рабочего дня Заявок от управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, осуществляет подготовку и направление в учреждение Центрального банка Российской Федерации платежных поручений на перечисление средств федерального бюджета со счета, открытого Федеральному казначейству на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета", на счет соответствующего Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации, открытый на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета", в соответствии с Договором обмена электронными документами и оказания информационно-вычислительных услуг при многорейсовой обработке платежей в системе АСБР-Москва от 5 марта 2005 г. N 935-МОП-2005, заключенным между Центральным банком Российской Федерации и Федеральным казначейством.

8. Управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации ежедневно, не позднее 16 часов 30 минут местного времени, направляют в подразделения расчетной сети Центрального банка Российской Федерации или кредитные организации (филиалы) платежное поручение на списание остатка неиспользованных в течение дня средств федерального бюджета со счета, открытого Управлению Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета", на счет, открытый Федеральному казначейству на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета".

Платежное поручение, предусмотренное в абзаце первом настоящего пункта, в подразделения расчетной сети Центрального банка Российской Федерации или кредитные организации (филиалы) не направляет Управление Федерального казначейства по Республике Ингушетия.

(в ред. Приказа Казначейства РФ от 30.01.2009 N 15)

Платежное поручение, предусмотренное в абзаце первом настоящего пункта, в подразделения расчетной сети Центрального банка Российской Федерации Управление Федерального казначейства по г. Москве и Управление Федерального казначейства по Московской области направляют не позднее 17-30 местного времени.

(в ред. Приказа Казначейства РФ от 14.04.2008 N 94)

II. Правила составления Заявок на перечисление средств федерального бюджета со счета, открытого Федеральному казначейству на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета", на счет Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации, открытый на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета"

10. В Заявке указываются:

дата, на которую необходимо осуществить зачисление средств федерального бюджета;

дата составления Заявки.

11. Заявки составляются в тысячах рублей с точностью до целых.

12. В Заявке, составляемой Отделением Управления Федерального казначейства по субъекту и направляемой в Управление Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации, указывается фамилия, имя и отчество руководителя Отделения Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации или его заместителя и его подпись, а также фамилия, имя и отчество ответственного исполнителя, его должность, подпись и телефонный номер с указанием междугороднего кода.

В Заявке, составляемой Управлением Федерального казначейства по субъекту и направляемой в Федеральное казначейство, указывается фамилия, имя и отчество руководителя Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации или его заместителя и его подпись, а также фамилия, имя и отчество ответственного исполнителя, его должность, подпись и телефонный номер с указанием междугороднего кода.

13. Заявки, подписанные руководителем Отделения Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации или его заместителем, хранятся в электронных базах данных информационной системы Отделения Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации.

Заявки, подписанные руководителем Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации или его заместителем, подлежат хранению в электронных базах данных информационной системы Управлении Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации.

Формирование Заявок, указанных в абзацах первом и втором настоящего пункта, на бумажных носителях осуществляется по мере необходимости.

А) Принцип единства кассы

Б) Принцип подведомственности

Означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся

Вопрос 2. Принципы казначейского исполнения бюджетов.

1.Принцип единства кассы

означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета

2. Принцип подведомственности расходов

означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся

3. Принцип финансирования через лицевые счета

Лицевые счета открываются для каждого главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета (ст.254 Бюджетного кодекса РФ). На лицевом счете отражаются суммы, которыми организация - бюджетополучатель может располагать в процессе осуществления своей деятельности. Таким образом, финансирование бюджетных организаций осуществляется путем зачисления средств на лицевой счет распорядителями в соответствии с лимитами.

4. Принцип финансирования в пределах остатка средств на счете

5. Принцип прозрачности

Вопрос 4 Единый счет Федерального бюджета: понятие, характеристика счета и методы управления.

Единый счёт бюджета - счёт (совокупность счетов для федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), открытый (открытых) Федеральному казначейству в учрежденииЦентрального банка Российской Федерации отдельно по каждому бюджету бюджетной системы Российской Федерации для учёта средств бюджета и осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета.

Является реализацией принципа единства кассы, может пониматься как система (совокупность) банковских счетов, один из которых является основным, а остальные - техническими (транзитными).

В соответствии с бюджетным законодательством бюджетному учреждению могут быть открыты расчётные счета в кредитных организациях. Оно осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Единые счета бюджетов обслуживаются учреждениями Центрального банка Российской Федерации. Кредитные учреждения могут привлекаться к выполнению функций по обслуживанию единых счетов бюджетов в случае отсутствия учреждений Центрального банка Российской Федерации на соответствующей территории или невозможности исполнения ими этих функций.

Операции на единых счетах бюджетов осуществляются органами Федерального казначейства либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в случае передачи ему полномочий Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации.

До 2014 года органы управления государственными внебюджетными фондами самостоятельно открывают счета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации.

Единые счета бюджетов открываются Федеральному казначейству, управлениям Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации (УФК) в учреждениях Центрального Банка Российской Федерации на балансовых счетах:

    № 40105 «Средства федерального бюджета»

    № 40201 «Средства бюджетов субъектов Российской Федерации»

    № 40204 «Средства местных бюджетов»

Управление операциями со средствами на едином счёте федерального бюджета[править | править исходный текст]

Сложившаяся к концу 90-х система сбора средств федерального бюджета и доведения их до получателей бюджетных средств обладала существенными недостатками, в том числе:

    Для учёта и распределения поступивших доходов использовались 4 счёта. Средства федерального бюджета становились доступными к использованию через 5-6 дней после их поступления.

    Счета по учёту доходов и расходов федерального бюджета открывались каждому органу федерального казначейства. Большое количество счетов по уровням органов федерального казначейства замедляло прохождение средств от налогоплательщика до получателя бюджетных средств, поставщиков товаров, работ, услуг этим получателям. В результате Правительство Российской Федерации было вынуждено привлекать заёмные средства на финансирование дефицита федерального бюджета при наличии значительных остатков средств федерального бюджета.

    Отсутствовала возможность оперативного управления остатками средств федерального бюджета, находившихся на многочисленных счетах органов федерального казначейства.

    Существовал повышенный риск возможных потерь средств федерального бюджета на счетах отделений федерального казначейства, открытых в кредитных организациях.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2000 года № 107-р одобрена Концепция функционирования единого счёта федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по учёту доходов и средств федерального бюджета. Главной целью её реализации являлась централизация доходов и средств федерального бюджета на едином казначейском счёте (ЕКС) Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации. Следует отметить, что понятие «единый казначейский счёт» отсутствует в бюджетном законодательстве, иногда оно употребляется вместо понятия «единый счёт бюджета».

В настоящее время для осуществления операций со средствами федерального бюджета Федеральному казначейству открыт счёт № 40105810800000012900, каждому УФК открыт счёт на балансовом счёте № 40105.

Ежедневно УФК перечисляют средства, подлежащие зачислению в федеральный бюджет, со счетов № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» на счёт № 40105 Федерального казначейства.

На основании платёжных документов, представленных получателями бюджетных средств федерального бюджета и администраторами источников финансирования федерального бюджета, УФК формируют Консолидированные заявки и направляют в Федеральное казначейство.

Федеральное казначейство подкрепляет счета № 40105 УФК, обеспечивая зачисление средств на счета № 40105 УФК к началу следующего рабочего дня.

УФК, после завершения операционного дня, перечисляют остатки средств со счетов № 40105 УФК на счёт № 40105 Федерального казначейства.

Аннотация.

Объектом исследования является единый счет бюджета.Предметом исследования выступают теоретико-методологические аспекты управления единым счетом бюджета.Автор подробно рассматривает методологические принципы функционирования единого казначейского счета, а также возможности Федерального казначейства в условиях единого казначейского счета при переходе на новую информационную технологию (связанных с организацией оперативного централизованного контроля за временем прохождения и зачисления получателям средств, оперативной подготовке любых отчетных данных по исполнению расходной части федерального бюджета на территории субъектов Российской Федерации и др).Особое внимание уделяется существующим подходам к содержанию технологии единого казначейского счета. При выполнении исследования и изложении материала были применены следующие методологические подходы: общенаучный (системный, материалистический) и методы научного познания (анализа, синтеза, системного сравнения). Основным выводом исследования связан с созданием реальных предпосылок для эффективного управления средствами единого казначейского счета, связанных с преимуществами введения единого казначейского счета в совокупности с мероприятиями предварительного и текущего контроля за целевым использованием средств Новизна исследования заключается в исследовании малоизученного вопроса относительно сущности и значимости единого казначейского счета бюджета в современных условиях.Результаты исследования могут быть использованы в работе казначейских и финансовых органов.


Ключевые слова: Бюджет, Бюджетная система, Сбалансированность бюджета, Единый казначейский счет, Казначейство, Регионы, исполнение бюджетов, государственное управление, финансы, государственные финансы

10.7256/2409-7802.2015.4.15452


Дата направления в редакцию:

01-06-2015

Дата рецензирования:

02-06-2015

Дата публикации:

07-10-2015

Abstract.

The object of the research is a single budget account. The subject of the research includes theoretical and methodological aspects of the single budget account. The author examines the methodological principles of the single treasury account as well as opportunities of the Federal Treasury in a single treasury account during the transition to a new information technology (related to the arrangement of the centralized operational control over the time and transfer of funds to recipients, prompt preparation of all reported data for the execution of the expenditure part of the federal budget in the territory of the Russian Federation, etc.). Particular attention is paid to existing approaches to the contents of the technologies of the single treasure account. In her research the author has applied the following methodological approaches: general scientific (systems and materialistic) methodologies and scientific research methods (analysis, synthesis and system comparison). The main conclusion of the research is related to the creation of actual preconditions for effective management of the single treasure account and benefits associated with the introduction of the single treasury account in conjunction with the activities of preliminary and current control over the targeted use of funds. The novelty of the research is caused by the fact that the author has studied the poorly studied question about the nature and significance of the single treasury account of the budget under modern conditions. The results can be used by the treasury and financial bodies.

Keywords:

Budget system, finance, balanced budget, single treasure account, treasury, execution of budgets, regions, public administration, public finance, budget

Современный этап общественного развития, ориентация на интеграцию административных и корпоративных инструментов в государственном управлении вновь призывают обратить внимание на модернизацию казначейской системы в части проведения операций по повышению ликвидности бюджетных средств на едином казначейском счете.

Выполнение Казначейством России функций по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы с применением казначейских методов и технологий непосредственно связано с реализацией на практике механизмов управления остатками денежных средств на казначейском счете. Единый казначейский счет сам по себе не решает задачи повышения эффективности использования текущих активов и пассивов бюджета, а лишь создает предпосылки для этого. Тем самым становится актуальной тема формирования эффективной модели использования финансовых ресурсов бюджета, сконцентрированных на едином счете бюджета.

В настоящее время управление временно свободными остатками средств бюджетов осуществляется и финансовыми (уполномоченных) органами субъектов Российской Федерации. Опыт их деятельности позволяет провести некоторые промежуточные исследования на основе обобщения федерального и регионального опытов.

Все вышеперечисленное определяет актуальность выбранной темы исследования.

Всистеме управления государственными финансовыми ресурсами любой страны очень важная роль отводится организационной структуре, обеспечивающей реализацию на практике перспективных задач социально-экономического развития страны. В круг ее основных функций входит, прежде всего, осуществление операций с бюджетными средствами, контроль за их целевым расходованием, финансирование федеральных социальных программ, консолидация и учет всех видов государственных финансов. В качестве такой организационной структуры в РФ выступает институт Казначейства, который за непродолжительный период своего развития превратился в действенный инструмент проведения государственной финансовой политики в бюджетной сфере.

На сегодняшний день перед органами Федерального казначейства стоит задача создания системы, обеспечивающей благоприятные условия для оптимального управления финансовыми ресурсами государства. В целях эффективного управления средствами федерального бюджета и сокращения срока их прохождения до получателей, сохранности, обеспечения централизованного учета поступлений в бюджеты всех уровней и получения оперативной информации о ходе исполнения федерального бюджета возникает необходимость оптимизации потоков движения средств федерального бюджета и сосредоточения их на едином счете бюджета.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ единый счет бюджета представляет собой счет (совокупность счетов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), открытый (открытых) Федеральному казначейству в учреждении Центрального банка РФ отдельно по каждому бюджету бюджетной системы Российской Федерации для учета средств бюджета и осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета .

Так, в Финансово-кредитном энциклопедическом словаре единство кассы рассмотрен как принцип исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, предусматривающий зачисление доходов и средств из источников финансирования дефицита бюджета на единый бюджетный счет и осуществление с этого счета всех предусмотренных расходов. Принцип единства кассы материализуется в ограниченном количестве счетов, в полноценном систематизированном учете всех средств бюджета, которые проходят через эти счета .

В других источниках данный принцип трактуют как принцип организации кассового исполнения государственного бюджета: все доходы государственного бюджета должны поступать на единый консолидированный счет казначейства (Министерство финансов) в Центральном банке, с которого производятся все бюджетные расходы .

В Программе повышения эффективности бюджетных расходов указано на то, что «...создание и развитие системы Федерального казначейства, обеспечивающей эффективный учет и исполнение действующих обязательств, управление единым счетом бюджета, формирование достоверной и прозрачной бюджетной отчетности» стало основой управления общественными (государственными и муниципальными) финансами .

Реформирование системы бюджетных платежей к 2017 году предполагает целый ряд мероприятий, в числе которых, в частности, завершение перевода на кассовое обслуживание всех бюджетов бюджетной системы РФ.

Как указывает Р.Е. Артюхин, «...к 2017 году, благодаря единому банковскому счету, который будет сформирован, по сути своей, возникает возможность размещения управления всем пулом ликвидности, которая будет сосредоточена на едином банковском счете Федерального казначейства. ...здесь возникает новая возможность, которой не было до сих пор в том числе, - начисление процентов клиентам Федерального казначейства, т.е. бюджетам РФ, бюджетам муниципальных образований» .

В статье С.Е. Прокофьева и В.Н.Саранцева были описаны методологические принципы функционирования ЕКС :

1. Принцип «единства кассы», предусматривающий зачисление всех доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета на Корневой счет ЕКС, а также осуществление с него всех кассовых выплат соответствующего бюджета с отражением движения бюджетных средств в едином бухгалтерском регистре - Главной книге казначейства России

2. Принцип «общего покрытия», означающий, что объем предусмотренных бюджетом кассовых выплат должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

По мнению данных авторов, «...значение функционирования ЕКС для эффективной деятельности казначейской системы в России определяется не только возможностью концентрации и централизации на нем бюджетных ресурсов и, как следствие, ускорением процесса и повышением оборачиваемости бюджетных средств, эффективности и использования, но и доступностью информации о кассовых поступлениях и кассовых выплатах за счет средств федерального бюджета».

Основополагающая идея системы единого казначейского счета (ЕКС) состоит в том, что профицит ликвидности в какой-то части государственной администрации может использоваться для покрытия дефицита в другой ее части. Поэтому счета всех министерств, ведомств, бюджетополучателей и вероятных внебюджетных фондов подключаются к единой структуре счетов, которая соединена с основным счетом. Тут важно, что все ликвидные активы размещаются в системе государственных счетов, независимо от того, имеют ли они отношение к деятельности, финансируемой непосредственно из госбюджета, либо за счет сборов с пользователей (внебюджетная деятельность) или внебюджетным фондам.

Таким образом, единый казначейских счет дает объективную основу для качественного обслуживания исполнения бюджета и проведения бесперебойных операций по кассовым выплатам из бюджета.

В этой связи, становится актуальным вопрос о внедрении новейших коммуникационных технологий в деятельность органов Федерального казначейства и финансовых органов.

Переход на новую информационную технологию в органах Федерального казначейства в условиях единого казначейского счета позволяет:

  • исключить возможность открытия счетов казначейства по учету расходов федерального бюджета в коммерческих банках и, следовательно, возможность использования этими банками средств федерального бюджета в своих целях не по назначению;
  • с учетом большой концентрации финансовых ресурсов и потоков в региональных центрах субъектов Российской Федерации достигнуть увеличения скорости прохождения платежей на финансирование распорядителей и получателей бюджетных средств;
  • сконцентрировать в УФК все операции по расходованию средств с лицевых счетов распорядителей бюджетных средств, находящихся в субъектах Федерации;
  • в условиях подключения к системе обмена электронными платежными документами Главного управления Центрального банка РФ организовать оперативный централизованный контроль за временем прохождения и зачисления получателям средств, расходуемых распорядителями бюджетных средств со своих лицевых счетов, что, в свою очередь, автоматизирует исполнение части контрольных функций казначейства;
  • при наличии региональной базы данных по лицевым счетам распорядителей бюджетных средств региона, которая в любой момент достоверно отражает состояние единого расходного счета УФК, состояние и проведение операций по всем лицевым счетам распорядителей бюджетных средств в течение бюджетного года, оперативно готовить любые отчетные данные по исполнению расходной части федерального бюджета на территории субъектов Федерации.

Таким образом, функционирование системы органов Федерального казначейства в условиях использования единого казначейского счета представляет собой качественно новую технологию исполнения федерального бюджета. Значение функционирования единого казначейского счета совместно с процессом электронного документооборота определяется не только возможностью концентрации и централизации на нем бюджетных ресурсов и, как следствие, ускорением процесса и повышением оборачиваемости бюджетных средств, эффективности их использования, но и доступностью информации о кассовых поступлениях и кассовых выплат за счет средств федерального бюджета. Кроме того, перечисленные преимущества введения единого казначейского счета в совокупности с мероприятиями предварительного и текущего контроля за целевым использованием средств создают реальные предпосылки для эффективного управления средствами единого казначейского счета.

Библиография

.

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (c изм. от 08.03.2015).

.

Распоряжение Правительства от 23.06.2010 №1101-р «Об утверждении программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года и плана мероприятий по ее реализации в 2010 году».

.

Сергиенко Н.С. Организация исполнения бюджета: учеб. пособие/Н.С. Сергиенко.-Калуга: Ваш домь, 2011.-232 с.

.

Финансово-кредитный энциклопедический словарь/ Колл. Авторов; Под общ. Ред. А.Г.Грязновой.-М.: Финансы и статистика, 2002. – с. 1168.

.

Экономический словарь/ Под ред. А.Н.Азрилияна.-2-е изд.-М.: Институт новой экономики, 2008.-с. 1152.

.

Balynin I.V. Evaluation of the debt policy regions of Privolzhsky Federal District Russian Federation in terms of imbalance regional budgets // Theoretical & Applied Science. 2013. № 12 (8). pp. 101-104.

.

Артюхин Р.Е. Задачи и направления развития казначейской системы России //Финансы.-2011.-№3.-с. 3-10.

.

Аникеева А.А. Содержание финансов в научной и практической деятельности М.В. Ломоносова // Финансы и кредит. 2012. № 1 (481). С. 62-72

.

Балынин И.В. Анализ макроэкономических показателей регионального развития субъектов Российской Федерации в 2008-2012 годах // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2015. № 1. С.124-127.

.

Балынин И.В. Комплексная модель оценки рисков несбалансированности субъектов Российской Федерации в контексте социально-экономического развития регионов //Аудит и финансовый анализ. 2014. № 3. С. 316-319.

.

Землянская Н.И. Финансово-правовая сущность бюджета как денежного фонда // Финансы и управление. 2015. № 1. С. 20-33.

.

Иванин Д.С. К вопросу о роли Конституции Российской Федерации в определении приоритетов бюджетной политики // Право и политика. 2011. № 9. С. 1431-1435.

.

Комягин Д.Л. Принцип единства кассы: опыт сравнительно-правового исследования/ Д.Л.Комягин // Ежегодник Центра публично-правовых исследований. 2006. Том 1.-с. 467.

.

Мартынов А.В. Современное право и публичное управление: проблемы методологии и соотношения // Теоретическая и прикладная экономика. 2013. № 4. С. 1-15.

.

Миндлин Ю.Б., Шедько Ю.Н. Стратегии инновационного развития экономики региона // Национальная безопасность / nota bene. 2011. № 5. С. 77-87.

.

Прокофьев СЕ, Саранцев В.Н. Единый казначейский счет Федерального казначейства: состояние и перспективы / С. Е. Прокофьев, В. Н. Саранцев // Финансы и кредит.-2010.-N 11.-с. 2-7.

.

Сергиенко Н.С. К вопросу о сущности казначейского исполнения бюджетов//Финансы. 2006. № 11. с.30-31

.

Цалиев А.М. Расширение роли субъектов Российской Федерации в государственной политике // Юридические исследования. 2013. № 3. С. 21-94.

.

Уманец О.П. Бюджет: трансформация системной модели // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 31. С. 11-20.

.

Артюхин Р.Е.: Федеральное казначейство к 2017 году должно провести реформирование системы бюджетных платежей. URL: http://tass.ru/ekonomika/688877

.

Е.Б.Чернобровкина Правовое регулирование кассового исполнения бюджета // Финансовое право и управление. - 2013. - 1. - C. 64 - 71. DOI: 10.7256/.2013.1.9669.

References (transliterated)

.

Byudzhetnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 31.07.1998 N 145-FZ (c izm. ot 08.03.2015).

.

Rasporyazhenie Pravitel"stva ot 23.06.2010 №1101-r «Ob utverzhdenii programmy Pravitel"stva RF po povysheniyu effektivnosti byudzhetnykh raskhodov na period do 2012 goda i plana meropriyatii po ee realizatsii v 2010 godu».

.

Sergienko N.S. Organizatsiya ispolneniya byudzheta: ucheb. posobie/N.S. Sergienko.-Kaluga: Vash dom", 2011.-232 s.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Единый счёт бюджета - счёт (совокупность счетов для федерального бюджета , бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), открытый (открытых) Федеральному казначейству в учреждении Центрального банка Российской Федерации отдельно по каждому бюджету бюджетной системы Российской Федерации для учёта средств бюджета и осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета.

Является реализацией принципа единства кассы, может пониматься как система (совокупность) банковских счетов, один из которых является основным, а остальные - техническими (транзитными).

В соответствии с бюджетным законодательством бюджетному учреждению могут быть открыты расчётные счета в кредитных организациях. Оно осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Единые счета бюджетов обслуживаются учреждениями Центрального банка Российской Федерации. Кредитные учреждения могут привлекаться к выполнению функций по обслуживанию единых счетов бюджетов в случае отсутствия учреждений Центрального банка Российской Федерации на соответствующей территории или невозможности исполнения ими этих функций.

Операции на единых счетах бюджетов осуществляются органами Федерального казначейства либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в случае передачи ему полномочий Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации.

До 2014 года органы управления государственными внебюджетными фондами самостоятельно открывают счета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации.

Единые счета бюджетов открываются Федеральному казначейству, управлениям Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации (УФК) в учреждениях Центрального Банка Российской Федерации на балансовых счетах:

  • № 40105 «Средства федерального бюджета»
  • № 40201 «Средства бюджетов субъектов Российской Федерации»
  • № 40204 «Средства местных бюджетов»

Управление операциями со средствами на едином счёте федерального бюджета

Сложившаяся к концу 90-х система сбора средств федерального бюджета и доведения их до получателей бюджетных средств обладала существенными недостатками, в том числе:

  1. Для учёта и распределения поступивших доходов использовались 4 счёта. Средства федерального бюджета становились доступными к использованию через 5-6 дней после их поступления.
  2. Счета по учёту доходов и расходов федерального бюджета открывались каждому органу федерального казначейства. Большое количество счетов по уровням органов федерального казначейства замедляло прохождение средств от налогоплательщика до получателя бюджетных средств, поставщиков товаров, работ, услуг этим получателям. В результате Правительство Российской Федерации было вынуждено привлекать заёмные средства на финансирование дефицита федерального бюджета при наличии значительных остатков средств федерального бюджета.
  3. Отсутствовала возможность оперативного управления остатками средств федерального бюджета, находившихся на многочисленных счетах органов федерального казначейства.
  4. Существовал повышенный риск возможных потерь средств федерального бюджета на счетах отделений федерального казначейства, открытых в кредитных организациях.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2000 года № 107-р одобрена Концепция функционирования единого счёта федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по учёту доходов и средств федерального бюджета. Главной целью её реализации являлась централизация доходов и средств федерального бюджета на едином казначейском счёте (ЕКС) Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации. Следует отметить, что понятие «единый казначейский счёт» отсутствует в бюджетном законодательстве, иногда оно употребляется вместо понятия «единый счёт бюджета».

В настоящее время для осуществления операций со средствами федерального бюджета Федеральному казначейству открыт счёт № 40105810800000012900, каждому УФК открыт счёт на балансовом счёте № 40105.

Ежедневно УФК перечисляют средства, подлежащие зачислению в федеральный бюджет, со счетов № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» на счёт № 40105 Федерального казначейства.

На основании платёжных документов, представленных получателями бюджетных средств федерального бюджета и администраторами источников финансирования федерального бюджета, УФК формируют Консолидированные заявки и направляют в Федеральное казначейство.

Федеральное казначейство подкрепляет счета № 40105 УФК, обеспечивая зачисление средств на счета № 40105 УФК к началу следующего рабочего дня.

УФК, после завершения операционного дня, перечисляют остатки средств со счетов № 40105 УФК на счёт № 40105 Федерального казначейства.

Литература

  • Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823).
  • Положение о Правилах ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации от 26.03.2007 № 302-П.
  • Приказ Федерального казначейства от 14.09.2009 № 210 «Об утверждении Порядка управления операциями со средствами на едином счёте федерального бюджета».