Согласование границ земельного участка при межевании. Акт согласования границ земельного участка — основные требования Акт согласования границ земельного участка через суд

1. Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

2. Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);

2) пожизненного наследуемого владения;

3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

4. От имени указанных в части 3 настоящей статьи лиц в согласовании местоположения границ вправе участвовать их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. При этом в согласовании местоположения границ от имени собственников вправе участвовать также представитель собственников помещений в многоквартирном доме, уполномоченный на такое согласование принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав общего имущества указанных собственников), представитель собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения - решением общего собрания собственников таких долей (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц), представитель садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества - решением общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества (если соответствующий смежный земельный участок расположен в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и является имуществом общего пользования товарищества). В согласовании местоположения границ от имени органа государственной власти или органа местного самоуправления вправе участвовать представитель данного органа, уполномоченный на такое согласование доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа. Нотариальное удостоверение этой доверенности не требуется.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. В случаях, предусмотренных федеральным законом , в согласовании местоположения границ земельных участков, предназначенных для размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения, от своего имени вправе участвовать Государственная компания "Российские автомобильные дороги".

4.2. Границы земельных участков, образуемых при безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность, подлежат согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления муниципального образования, в собственность которых подлежит безвозмездной передаче указанное имущество. Границы земельных участков считаются согласованными при наличии письма органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органа местного самоуправления об их согласовании с приложением согласованного проекта границ земельного участка.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Согласование местоположения границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ с установлением границ земельных участков на местности или без установления границ земельных участков на местности.

Заинтересованное лицо вправе потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. В этом случае такое согласование осуществляется с установлением соответствующих границ на местности, за исключением предусмотренных частью 6 настоящей статьи случаев.

6. Согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если:

1) земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

2) подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено посредством указания на природные объекты или объекты искусственного происхождения либо их внешние границы, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, что позволяет определить подлежащее согласованию местоположение границ таких земельных участков;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено местоположением на одном из таких земельных участков линейного объекта и нормами отвода земель для его размещения.

7. Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами.

8. В случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по адресу электронной почты и (или) почтовому адресу, по которым осуществляется связь с лицом, право которого на объект недвижимости зарегистрировано, а также с лицом, в пользу которого зарегистрировано ограничение права или обременение объекта недвижимости, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости в соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 9 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", с уведомлением о вручении (при наличии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости) либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если:

1) в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об адресе электронной почты или о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;

2) смежный земельный участок расположен в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) земельные участки, в отношении которых выполняются кадастровые работы, являются лесными участками.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. В извещении о проведении собрания о согласовании местоположения границ должны быть указаны:

1) сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;

2) сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;

3) кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются соответствующие кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;

Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» установил, что местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

По смыслу закона местоположение границ земельных участков, сведения о которых (об участках) содержатся в государственном кадастре недвижимости, должно быть согласовано независимо от наличия в государственном кадастре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на эти земельные участки либо сведений о координатах их границ или иного описания местоположения границ, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ таких земельных участков.

Предметом согласования является определение местоположения границы земельного участка, одновременно являющейся границей другого земельного участка. Результат согласования местоположения границ оформляется актом согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением следующего случая.

Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не подписали акт согласования местоположения границ либо не представили свои возражения в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным, о чем в акт согласования вносится соответствующая запись.

Законом предусмотрено, что необходимыми для кадастрового учета документами являются межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение ЗЕМЕЛЬНОГО СПОРА О СОГЛАСОВАНИИ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ГРАНИЦ земельного участка.

Далее в законе сказано, что при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если при уточнении границ нарушен порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными В ПОРЯДКЕ РАЗРЕШЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО СПОРА.

Формулировка «земельный спор о согласовании местоположения границ земельного участка», которая используется в законе, не дает возможности сделать точный вывод о том, какие конкретно исковые требования могут быть заявлены в суд в случае возникновения спора.

На практике это приводит к тому, что истцы заявляют самые разные требования, например, о признании незаконным отказа в согласовании границ земельного участка, о признании незаконными и снятии возражений в согласовании границ земельного участка, об обязании согласовать границы участка и т.п.

Между тем действующее законодательство не предусматривает возможность согласования смежным землепользователем границ земельного участка путем принятия судебного акта об обязании согласовать местоположение границ. Согласование местоположения границ земельного участка предполагает совершение его в добровольном порядке и является правом, а не обязанностью.

В практике судов все более четко прослеживается тенденция определения предусмотренного законом надлежащего способа защиты права. А избрание неверного способа защиты своего права является основанием для отказа в иске.

Представляется, что в случае отказа смежного землепользователя от согласования местоположения границ земельного участка правильным будет обращение в суд с иском ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА. Данный вывод подтверждается руководящими разъяснениями высших судебных инстанций.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.

Далее в постановлении сказано, что решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости.

При рассмотрении указанного иска суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Необходимо также учитывать положения Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» о том, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Нужна помощь по этой теме? Записывайтесь на прием по тел.: +7 906 074 76 14.

С уважением,
адвокат Маковеев Сергей Иванович

Согласование границ земельного участка с соседями необходимо производить в строгом соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”, поскольку это один из основополагающих вопросов для оформления правоспособности участка.

Поэтапный порядок

В общепм виде порядок согласования границ земельного участка согласно действующему законодательству, в том числе Земельному Кодексу может быть представлен в следующей схеме обязательных к выполнению процедур:

Процедура
Геодезическая съемка Осуществляется представителем геодезической службы
Получение данных кадастровым инженером Передает заинтересованная сторона
Получение сведений из государственных реестров Сбором информации занимается кадастровый инженер. При отсутствии документации границы определяются по ограничивающим природным объектам или забором, существующим более 15 лет
Определение контрольных точек Контрольные точки – пункты межевой сети
Обследование границ Поиск межевых знаков
Определяются координаты точек поворота Точки поворота – места смены направлений линий границ
Вычисление площади Происходит за счет измерения фигур, образованных проекцией границ на горизонтальную плоскость
Подготовка акта Акт согласования подписывается при отсутствии смежных границ
Подписание акта Подписи ставят все стороны и участники процедуры
Подкрепление акта Акт о согласовании подкрепляется к межевому плану
Заверение акта Подкрепление акта о согласовании к кадастровым документам посредством отправки в Кадастровую палату

Порядок согласования границ должен подчиняться предусмотренной законодательством процедуре, предусматривающей различные варианты при наступлении различных частных обстоятельств и условий. Так, будет отличаться процедура, необходимая к проведению при межевании.

Процедура при межевании

При проведении процедуры межевания, затрагивающей территорию соседних земельных участков, необходимо согласование с соседями. В частности потребуется согласование межевого плана.

Подготовка межевого плана

Для согласования границ межевого плана потребуется оформить согласие соседей в установленной процедуре. После заблаговременного уведомления всех участников собрания наступает период работы кадастрового инженера. В его обязанности входит выполнение следующих работ:

  • подготовка плана земельного участка;
  • произведение топографических замеров;
  • подготовка окончательного плана границ земельного участка;
  • составление акта учета координат поворотных точек;
  • установка временных межевых знаков.

Кроме того, обязательно участие кадастрового инженера в собрании для демонстрации границ прохождения межевой линии между участками. При ошибке кадастрового инженера необходимо осуществить повторное обращение в геодезическую компанию.

В ходе собрания кадастровый инженер производит письменный учет правоустанавливающих документов владельцев смежных участков для внесения их в . Если собственники не могут явиться лично, они могут действовать через представителей при условии наличия нотариальных доверенностей.

В каких случаях необходимо согласовать с соседями, а в каких нет?

Если необходимо оформить план участка, включающий указание границ координат, при межевании без согласия соседей, оформленного согласно установленному образцу и подкрепленному к акту, не обойтись.

Извещение

При межевых работах важно заранее провести оповещение владельцев соседних участков. Законодательство определяет месячный срок предварительного оповещения . Формы уведомления допускаются следующие:

  1. личное уведомление (с подписью об ознакомлении);
  2. отправка электронной почты;
  3. заказное письмо;
  4. публикация в местном печатном издании.

При различных обстоятельствах следует выбирать наиболее соответствующую им форму уведомления сторон. Личное и электронное оповещение актуально при уверенности обратной связи и явки на заседание адресата.

Способ оповещения заказным письмом необходим для мотивированной неявки на процедуру согласования, поскольку при условии троекратного уведомления посредством этого способа неявка адресата будет означать утрату им права голоса.

Посредством объявлений в средствах массовой информации лучше оповещать лиц, установить местонахождение которых не представляется возможным.

С администрацией

При проведении процедуры согласования, затрагивающей соседние земли, принадлежащие муниципальным образованиям, необходимо провести процедуру согласования с администрацией. Законодательство предусматривает соблюдение определенных нормативов, к которым относится:

  • участие в оформлении акта согласования кадастрового инженера;
  • личное информирование кадастровым инженером полномочное лицо с разъяснением правил и норм производимых расчетов;
  • обязательство представителя администрации по участию в процедуре согласования границ;
  • отказы оформляются в форме согласно утвержденному образцу с мотивированием согласно утвержденному перечню;
  • · спорные вопросы должны разрешаться в ходе судебных слушаний.

С лесным фондом

Необходимость согласования с лесным фондом способна возникнуть вследствие прохождения границ участка рядом с принадлежащей Лесхозу территорией. Поскольку систематизация кадастрового учета лесным фондом имеет ряд недостатков, процесс согласования может быть трудоемким и продолжительным. В том числе и в этой связи был подготовлен проект так называемой «Лесной амнистии», согласно которому предлагалось все участки, зарегистрированные на территориях поселков, расположенных в лесу, переоформить в частные владения жильцов.

Оформление акта

В акте о согласовании должны присутствовать следующие данные:

  • персональная информация всех участников (имена и данные удостоверяющих личность документов);
  • схема участка с границами;
  • информация о результатах согласования;
  • в случае наличия – письменная информация о возражениях (в случаях, предусмотренных законодательством);
  • подписи всех заинтересованных сторон, в том числе участвующего в процедуре кадастрового инженера.

Исправления в акте

Порядок внесения исправлений прописан в законодательстве. Так, в соответствии с действующими нормами, они допускаются исключительно до отправки оформленного акта в полномочные органы кадастрового учета. Внести исправления в праве инженер с уведомлением о них всех участвующих в его подготовке, согласовании и оформлении. Нарушения, не выявленные на стадии подготовки, разрешаются в порядке судебного производства.

Возможные кадастровые ошибки и ответственность за них

К возможным кадастровым ошибкам может быть отнесена допущенная инженером неточность в отношении указания содержащихся в акте сведений о расположении границ участка, местоположения, поворотных углов и пр.

Кроме того, ошибка может содержаться в подготовленной властями схеме участка. Для устранения неточностей и технических ошибок отвечать орган, в который направлены сведения – Росреестр.

Для уточнения данных должно быть направлено соответствующее заявление. Помимо того, основанием для внесения изменений в техническую кадастровую документацию может послужить соответствующее решение судебной инстанции.

Процедура оспаривания

При осуществлении согласования границ участка возможны споры с соседями, возникшие вследствие наступления следующих ситуаций:

  • наложение или пересечение границ;
  • ошибки кадастрового инженера;
  • некорректное внесение сведений в кадастровый реестр;
  • захват земли;
  • противоречия, возникающие ввиду сведений, содержащихся в старых документах.

В случае возникновения разногласий целесообразно попытаться решить их путем досудебного урегулирования.

Что делать, если сосед отказывается подписать?

Порядок попыток досудебного урегулирования целесообразно представить в следующей схеме.

Процедура Порядок проведения, комментарий
Возражение со стороны соседей должно быть оформлено в соответствии с принятыми стандартами Мотивированные возражения подкрепляются к акту о согласовании, скрепляемому подписями всех сторон
Обсуждение проблемы Личное общение с соседями может позволить избежать расходных судебных тяжб
Сравнение информации в кадастровых паспортах Федеральная служба государственной регистрации при соответствующем запросе предоставляет сведения о реальной площади всех зарегистрированных участков
Проверка площади собственного участка До произведения процедуры межевания
Анализ истории изменений границ участков Проследить историю изменения площади, границ и владельцев участков
Привлечение специализированной организации Для произведения замеров
Сравнение результатов процедуры с планами в кадастровом реестре Для получения исчерпывающей информации
Обращение в Государственный земельный контроль С прикреплением результатов экспертизы произведения замеров
Подача жалобы в прокуратуру Последняя возможность досудебного урегулирования

Если описанная процедура не помогла достичь согласия, единственный оставшийся выход – подача заявления в судебную инстанцию. Однако при обращении в суд следует учесть ряд значимых моментов, среди которых:

  • к процессу в обязательном порядке будут привлечены кадастровые инженеры;
  • с максимальной долей вероятности суд назначит дополнительную экспертизу, стоимость которой (около 30 000 рублей) обязан будет заплатить проигравший дело;
  • при наличии нарушений суд может отказать в принятии искового заявления;
  • суд в праве аннулировать предыдущие кадастровые паспорта;
  • важно успеть до истечения срока давности;
  • полномочия суда ограничены, важно, чтобы решаемые споры входили в компетенцию мирового суда.

Итак, процедура согласования границ земельного участка прописана в Федеральном законе от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”. Согласование зависит от частных случаев, среди которых. в том числе межевание и пересечение с границами муниципальных образований.

При несогласии соседей подписать акт о согласовании при межевании необходимо предпринять попытки досудебного урегулирования, а при отсутствии результата – обратиться в суд с приложением правоустанавливающих документов и документов, эксплицирующих произведенные попытки решения споров, среди которых кадастровые выписки, экспертные заключения, материалы межевания, копии оповещений соседей. Также к подтверждающим произведение процедуры согласования документам относятся акт о согласовании, результаты геодезической съемки, определения границ и поворотных точек.