Сезонные изменения в лесу « Осень. Презентация на тему "сезонные изменения в лесу" Какие сезонные изменения в сосновом лесу

Задачи:

  • на основе личных наблюдений учить делать выводы о сезонных изменениях в жизни растений и животных в лесной зоне;
  • учить детей вести диалог, высказываться, отстаивать свою точку зрения;
  • развивать речь, логическое мышление, умение пользоваться индуктивным и дедуктивным методами поиска правильного ответа;
  • воспитывать бережливое отношение к природе, чувство коллективизма.

Оборудование:

  • иллюстрации картин природы,
  • картинки с животными,
  • карточки с заданиями,
  • карточка – художественное описание времён года.

I. Вступительная часть.

Жизнь – самое удивительное и замечательное явление природы. Она превратила когда-то пустынную и мрачную планету Земля в многоцветный и многозвучный мир. Как не счесть звёзд на небе, так же многочисленны обитатели Земли. Всюду кипит жизнь: и в знойных пустынях и в вечных снегах, на суше, в воде и в воздухе. А мы на нашем необычном уроке поговорим о четырёх временах года, четырёх сезонных циклах, которые сменяются в лесу, ведь в каждом из них природа имеет свой облик, свою красоту.

Лес – не только для нашей забавы
В нём – деревья, ягоды, травы.
Птицы, звери
И прочие твари
Учёные тоже работают тут,
Лес они сообществом зовут.

Ребята, мы тоже сегодня будем маленькими учёными, понаблюдаем, расследуем, обсудим и поговорим о сезонных изменениях в лесу.

Работать мы будем в группах. Перед началом работы повторим правила:

- уважать позицию товарища;

- не обижать и не обижаться;

- быть внимательным;

- соблюдать тишину;

- слушать и слышать друг друга;

- участвовать всем.

II. Презентация каждой группы.

Следующий этап нашей работы презентация каждой группы. Готовясь к этому уроку, ребята захотели представить название своей группы стихами собственного сочинения.

По ходу урока каждая группа будет заполнять таблицу теми явлениями и объектами живой и неживой природы, которые соответствуют выбранному вами времени года

III. Актуализация знаний.

С чем связана смена времён года? У вас 2 варианта ответа.

Выберите правильный ответ, обсудив в группах.

  1. Наступление времён года связано с положением солнца на небосводе.
  2. Наступление времён года зависит от деятельности человека.

Если вы выбрали ответ под №1, то поднимаете карточку под №1, если под №2, то поднимите карточку под №2.

Обобщение: да, солнце по-разному обогревает Землю в течение года.

На таблице вы видите разные положения солнца. Покажите то положение солнца, которое соответствует вашему сезону.

Кто сможет сделать вывод. Как положение солнца влияет на смену времён года?

Вывод: смена времен года связана с положением солнца на небосводе. Чем выше солнце, тем теплее, чем оно ниже, тем холоднее, земля прогревается хуже.

IV. Художественный текст.

Лес в любое время года имеет свои особенности, свою прелесть и неповторимость. У вас на столах карточки с текстом. Ваша задача из художественного текста выбрать то описание леса, которое подходит вашей группе и доказать (во время чтения группами своего отрывка на таблицу вывешиваются иллюстрации с лесными пейзажами)

Запестрели деревья. Яшмовые клёны буквально светятся среди берёз и лип. Да и сами липы и березы будто в парчовых накидках: так ярки расцвеченные листья. Сказочным чертогом выглядит лес, расписанный волшебной кистью матушки – природы. Особенно красив он в ясный, яркий день, согретый тёплым солнышком. Казалось, без устали бродил бы этими стёжками, запорошенными листвой.

Природа настроилась на суровый лад. В морозы быстрые речки и те лубенеют, прячась под лёд. Снегу намело столько, что без лыж не пробиться полем или перелеском. А снежинки всё падают и падают, преображая лес в серебряные чертоги, одевая каждое деревце в бархат и парчу. Зайцы, волки и лисы кругом оставили столько следов, что только распознавать не забывай. И к тому ж празднично разубранные ёлочки, одна другой пригоже.

Деревья пробуждаются по мере схода снега и размерзания почвы. В лесу она глубоко не промерзала, особенно под слоем листвяной подстилки. Снега же в лесу нынче было много. Медленнее всего он тает в хвойниках и на северных склонах. Там нередко залёживается до дней тёплых и звонких. Набегут первые дождички и от старого сезона никаких следов не останется. “Первый дождик корешки обмоет”, наставляет старинная примета Тепло пригонит птиц издалеча. Крики возвратившихся птиц пронижут воздух. Эти-то крики и называют издавна “музыкой сфер”.

Только что дни росли и росли, и вот настал зенит света - пора солнцестояния. Как хорош лес! Дубравный покой и дубравный шум, беспрерывное жужжание мух, пчёл, шмелей и запах … этот травяно – лесной запах, насыщенный растительными испарениями, листом, а не цветами. Сейчас куда ни взгляни – везде увидишь обновы середины года с их яркими красками и пышным великолепием. Кажется, всё в лесной стороне предстало в своих лучших нарядах.

Физминутка.

Давайте перенесёмся на минутку в лес, послушаем музыку леса и отдохнём.

Руки подняли и помахали
Это деревья в лесу
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу
В стороны руки
Плавно помашем
Это к нам птицы летят
Как они сядут
Тоже покажем -
Крылья сложили назад.

V. Неживая природа.

Красив лес в любое время года. Как же сезонные изменения влияют на неживую природу, мы сейчас увидим. В конвертах для каждой группы задание: обсудите и выберите те явления неживой природы, характерные для вашего сезона и дополните ими таблицу. Таблица наша пополняется.

VI. Живая природа.

Изменяется погода, и растения и животные приспосабливаются к этим изменениям. Каким образом это происходит, мы можем пронаблюдать на отдельных примерах.

Животные в лесу оставляют следы (открыть следы и таблице). Вы, как настоящие следопыты, догадайтесь, какие животные оставили следы в лесу. Найдите под партой животного и проверьте, верно ли ваше предположение.

А теперь каждая группа расскажет о повадках, поведении и жизни вашего животного.

Как, в какие группы можно объединить этих животных?

VII. Птицы.

На карточках – названия птиц. Вычеркните тех птиц, которых не бывает в ваше время года в Хакасии. Обоснуйте ответ.

Проблемный вопрос: почему лес один, а птицы разные?

VIII. Блиц-турнир “Знайка”.

  • для осени: можно ли задержать перелётных птиц, если развесить везде утеплённые птичьи домики?
  • для зимы: какие птицы выводят птенцов зимой?
  • для лета: у какой птицы летом птенцы беспризорные?
  • для весны: почему птицы чаще всего выводят птенцов весной, а не в другое время года?

IX. Экология.

Как человек не может прожить без леса, так в наши дни лес не может без человека. Какую пользу приносит человек лесу – все мы знаем, а вот зачем лесу человек? (охрана, защита)

Давайте все вместе вспомним и перечислим правила поведения в лесу (на столах в конверте лежат плакаты по охране природы, посоветуйтесь и расскажите, о чем предостерегают они нас, дайте название каждому плакату и подпишите его).

X. Заключение.

Вы хорошо поработали, подружились в группе, узнали много нового,

делились друг с другом своими знаниями. Возьмитесь за руки, передайте то тепло, тот импульс, тот заряд энергии, который вы получили во время урока, улыбнитесь друг другу. Если вам понравился урок – поднимите руки вверх. Наш урок закончен и хочется пожелать вам, чтобы наше творческое сотрудничество продолжалось.

Д.з: написать сочинение на тему “Лес будущего”.

Вашему вниманию был предоставлен урок окружающего мира по теме «Сезонные изменения в лесу. Весна ». Урок комбинированный. Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является третьим в изучении темы «Сезонные изменения в лесу».

Обучающей задачей урока было познакомить учащихся с приметами весны, ее особенностями, с жизнью животных и растений весной в лесу.

Развивающей задачей - способствовать развитию внимания, памяти, умения применять логические операции – сравнение и обобщение.

Воспитывающей задачей - воспитывать культуру диалога, любовь к природе, бережное отношение к ней, умение проводить рефлексию своей работы на уроке.

Урок тесно связан с предыдущим материалом и работает на последующие уроки.

Материал, использованный на уроке, соответствовал возрастным особенностям детей. Для достижения целей урока, развития познавательной активности школьников использовалась эмоциональная мотивация –приемы критического мышления: составление синквейнов, определение темы и задач урока самими учениками. Выбранная структура урока была рациональна для решения поставленных задач. Этапы урока: стадия вызова, стадия осмысления, стадия рефлексии - логически взаимосвязаны между собой. Продуктивной деятельности учащихся способствовали различные методы обучения: словесные (беседа, объяснение), наглядные, практические (самостоятельная работа с карточками-заданиями), а также исследовательский метод изучения нового материала (работа в группах). Прочному усвоению материала урока способствовали задания на развитие памяти, внимания, логического мышления. Были использованы различные формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в группах. На уроке применялись ТСО, развивались коммуникативные навыки, использовались технологии: ИКТ, рефлексивная, РО, личностно-ориентированная, игровая. Царила доброжелательная обстановка, атмосфера сотрудничества: «ученик-ученик», «учитель-ученик».

Адекватно целям урока была организована частая смена видов деятельности, что позволили сделать урок динамичным, оптимальным по темпу и создать условия для активной работы детей, активизировать их познавательную деятельность.

Тема урока связана с региональным компонентом:знакомство с растением нашего края.

На протяжении всего урока ребята были достаточно активны, проявляли самостоятельность, доказывали, приводили примеры из жизни, высказывали своё отношение, не боялись дать неправильный ответ. Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного обучения, грамотно подобранных заданий и частой сменой деятельности.

На уроке был реализован компонент «социальное взаимодействие», то есть каждому ученику на уроке была предоставлена возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности и получить одобрение педагога и одноклассников.

Урок целей достиг.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 3 «а» классе по теме «Сезонные изменения в лесу. Весна»

разработан учителем начальных классов

Андросовой Т. Н.

2013-2014 уч.г.

Тема: Сезонные изменения в лесу. Весна.

Цель:познакомить учащихся с приметами весны, ее особенностями, с жизнью животных и растений весной в лесу.

Задачи:

  • закрепить знания учащихся о зимующих, кочующих и перелетных птицах;
  • совершенствовать знания о правилах поведения в лесу;
  • развивать и пополнять знания об изменениях в жизни растений, насекомых, птиц и животных леса;
  • познакомить с опасными для человека растениями, насекомыми леса;
  • развивать память, внимание, творчество, логическое мышление;
  • воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Формирование УУД:

Личностные: проявление познавательной инициативы на основе жизненного опыта.

Познавательные: проводить простейшую классификацию изученных объектов, проводить несложные наблюдения, делать выводы на основании полученных результатов.

Регулятивные: следование инструкции при выполнении задания

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание, развитие навыков сотрудничества со сверстниками в групповой работе, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Оборудование: учебник для 3 класса «Окружающий мир» Дмитриевой Н.Я, Казакова А.Н., мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки с заданиями для групповой работы, карточки с изображением птиц.

  1. Ход урока
  1. I. Эмоциональный настрой на урок с визуальным и звуковым рядом.
  • Прозвенел звонок. Начинается урок. Поприветствуйте гостей. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе.
  1. Определение темы и целей урока.

Послушайте музыку, внимательно посмотрите на меня. Ребята, вы догадались кто я? Почему вы так решили?

Верно. На прошлых уроках мы говорили с вами о сезонных изменениях в лесу осенью и зимой. А о чем мы сегодня будем говорить, что должны узнать?

  1. Работа по теме урока.
  • Я Весна-красна, бужу землю ото сна, наполняю соком почки, на полях ращу цветочки, прогоняю с речек лед, светлым делаю восход. Всюду – в поле и в лесу – людям радость я несу. Кто друг весне, спеши ко мне! Только с одним уговором: вам надо отгадать загадки. Готовы?

– Отгадайте загадки и определите тему урока.

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет.

(Солнце.)

Из-под снега расцветают,

Раньше всех весну встречают.

(Подснежники.)

Висит за окошком кулек ледяной.

Он полон капели и пахнет весной.

(Сосулька.)

– Почему загадка о солнце – первая? (Потому что солнце стало подниматься на небе выше и на смену зиме идет весна. «Весна» – тема нашего урока.)

Чтобы заслужить мое одобрение, надо прочитать обо мне стихотворение. А ну-ка, кто тут самый смелый? Иди скорее к березке белой! (чтение детьми стихотворений о весне)

– Послушайте стихотворения русских поэтов о весне и определите приметы весны (учащиеся читают стихи).

  • Почему А. С. Пушкин назвал весну «утром года»? (Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна.)

Какие вы молодцы. Такие красивые и добрые слова обо мне сказали. В благодарность я предлагаю вам «заглянуть» в лес и понаблюдать за изменениями в лесу весной (просмотр видео)

Расскажите какие признаки весны вы увидели? (ответы детей)

-«С марта весна открывается», – говорят в народе. Однако отсчет вешних дней ведется по-разному. Календарная весна начинается в первый день марта. Фенологическая – с первых проталин и подснежников. Метеорологическая – с перехода средней суточной температуры воздуха через ноль градусов в сторону тепла. Астрономическая же весна не зависит от капризов природы и наступает всегда в один и тот же день – 21 марта, в день весеннего равноденствия. Ребята, а какая же весна уже наступила? (ответы детей)

Работа в группах

Как вы считаете, вы все изменения в природе перечислили?
На столах у вас лежат конверты, в них карточки с названиями изменений в природе. Прочитайте, все ли слова вам понятны? (дети высказываются.)
Ваша задача: работая сообща, разделить слова в две группы: изменения в природе весной и зимой.
(Карточки: Таяние снега, капель, оттаивание почвы, оттепель, иней, изморозь, вьюга, позёмка, ручейки, ледоход, половодье). Работаем 1-2 мин.
- Давайте сравним вашу работу (слайд на экране)
Зима Весна
Иней оттепель
Изморозь ручейки
Вьюга таяние снега
Позёмка капель
Оттаивание почвы
половодье

Ледоход

– С наступлением весны просыпаются деревья, начинается сокодвижение. Что такое сокодвижение? (Многие деревья и кустарники запасают с осени в стволе и почках полезные питательные вещества. Вода из почвы, попадая в растения, растворяет их, образуя сок, он разносится по дереву – в растении началось сокодвижение.)

– Оживают весной деревья. Загустели кроны – это набухли на ветвях почки. Ветви у берез стали бронзовыми. Такой цвет называют мартовским загаром.

– Кто дает в природе команду зацветать? (Солнце.) Как это происходит? (Весной талая вода проникает в почву и растворяет минеральные вещества, корни всасывают их и по стволу подают в ветви к почкам, листьям, цветам.)

– Какие вы знаете цветы, которые, не дожидаясь схода снега, начинают цвести? Как их называют? (Гусиный лук, первоцвет, галантус. Эти цветы расцветают, не дожидаясь схода снега.)

– Что вы знаете об этих растениях? (Сообщение ученика о подснежнике, о ядовитом цветке, произрастающем на Северном Кавказе)

– Кого манит аромат распустившихся цветов?

Говорят, весенние цветы – праздник для насекомых. Какие насекомых можно увидеть в это время года в лесу? (Шмели, мухи, пчелы, бабочки.)

Какую работу выполняют насекомые? А все ли насекомые безопасны для человека? (беседа о клеще и мерах профилактики КГЛ)

Физминутка
Капли звонко капали, (прыжки на месте)
Все сосульки плакали. (качаем головой, прижав руки к щекам)
Солнце светит ярко, (руки вверх, потягиваемся)
Нам, сосулькам, жарко. (обмахиваемся).
С нас течёт уже вода, (наклон вниз)
Мы растаем навсегда. (выпрямляемся)

А раз появились насекомые, то скоро должны прилететь....У птиц началось движение.

Работа в группах

  • Вы уже знаете перелетных, кочующих и зимующих птиц. Распределите птиц по группам. (. Группам даны рисунки птиц. Дети прикрепляют на доску рисунки.1-ая группа определяет зимующих птиц, 2-ая - кочующих, 3-ая -перелетных). обсуждение выполнения задания группами.
  • Зимние гости – снегири, свиристели – потихоньку улетают на север. А с юга уже летят грачи, скворцы, жаворонки. Подумайте, в каком порядке птицы возвращаются на родину весной. Вспомните о сроках отлета птиц.

Первыми трогаются в путь те, что осенью улетели от нас последними. Последними – те, что первыми улетели от нас осенью. Позже других прилетают самые яркие и пёстрые птицы: им надо дождаться свежей листвы и травы. Они слишком заметны на голой земле и деревьях, и сейчас ещё им не спрятаться у нас от врагов – хищных зверей и птиц.

– Птиц иногда называют «лесными Айболитами». Почему? (ответы детей). Отгадайте одну из этих птиц.

В лесу под щебет, звон и свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд-приятель!»

И ставит подпись… (дятел).

– Расскажите, что вы знаете о дятле. Почему его называют «доктором наших лесов»? (сообщение учащегося о дятле)

– Каких птиц-докторов вы знаете? Чем они помогают лесу?

Воробей – уничтожает вредных насекомых, спасает травянистые растения и деревья от вредителей.

Ворон – лесной санитар, собирает падаль, очищает лес.

Дрозд – лечит деревья. Засовывает свой клюв глубоко в землю и вытаскивает из лесной подстилки опасных вредителей, которые губят корни деревьев.

Пищуха – клюв длинный, тонкий, как щипчики, и слегка загнутый вниз. Может легко забраться в любую щель и достать насекомых-вредителей.

Мы с вами в свою очередь тоже помогали птицам зимой. Расскажите как и зачем? (слайд в презентации с фотографиями детей, которые развешивали кормушки в школьном саду)

Работа по учебнику

- Рассмотрите рисунки с:137. Что вы можете рассказать о гнездах птиц?

Гнездо – это птичий клад. Он надежно спрятан в траве или листьях. Яички в нем – как горстка сияющих драгоценностей. В гнезде певчего дрозда похожи на изумруды. Но что изумруды – они мертвы! А в яичках будущие птенцы. Одним отличается птичий клад от настоящего: его нельзя трогать. Только нетронутый, ненайденный принесет он радость.

  • Каким птицам человек помогает устраивать гнезда? (Но большинству птиц наша помощь не нужна. Они сами творят чудеса.)
  • Давай и весной поможем птицам. Вместе с родителями сделайте скворечник для птиц. Мы повесим их в школьном саду.

– Весенние песни, весенние заботы. Птицы прилетели, гнездо обжили, что же дальше? (Выводят птенцов.) Что вы об этом знаете?

Птичий рабочий день длится 16–19 часов. Надо кормить птенцов. Зато птенцы растут не по дням, а по часам. Но птенцы – не дармоеды. Чем больше они едят, тем больше от них пользы. Какой? (Птенцы очищают от вредных насекомых леса, сады, поля.)

Физминутка

Дует ветер нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише...

Деревцо - все выше,выше.

Животные весной

Весной изменяется и жизнь животных. Расскажите об этом. (ответы детей с опорой на фотографии в презентации)

Весной у животных появляется потомство. У лосихи рождается один лосенок, у волчицы, лисы бывает по 5-6 детенышей, в гнезде коршуна-2-3 птенца, у серой куропатки-по20 птенцов. Почему, как выдумаете, у животных рождается разное количество детенышей? (обсуждение проблемного вопроса детьми)

Сегодня мне хочется поподробнее познакомить вас с одним из животных леса- лосем. В народе его называют «сохатый». Как вы думаете, почему? (рассказ учителя о происхождении данного названия). Кроме меня об этом животном вам приготовил доклад ваш одноклассник (сообщение ученика о лосе)

Работа в группе "Экологическая культура"

Отправляясь в лес каждому необходимо знать правила поведения в лесу. А вы ребята, их знаете? Давайте это проверим.

Каждая команда получает лист, на котором описывается конкретная ситуация, поведение в природе, которую необходимо обсудить. Команда по порядку рассуждает, каждая по поводу своей ситуации.

Ситуация 1. "Гнездо"

  • Ты заметил в кустах гнездо. Что сделаешь?

Ситуация 2 "Букет первоцветов"

  • Девочка нарвала букет подснежников. Ваши действия.

Ситуация 3 "Шум в лесу".

  • Ты любишь слушать музыку. И взял с собой приёмник. Идёшь, по лесу и музыка гремит рядом с тобой. Хорошо ли?

Работа в группе.

Я вижу вы очень хорошо знаете правила поведения в лесу. А можете ли вы составить обо мне Весне небольшой стих- синквейн? Попробуйте вместе составить его. (составление в группах синквейна о весне, затем представление)

IV. Итог урока.

Какие изменения произошли в лесу весной?

Почему весна – самое благоприятное время года?

Есть ли связь с приходом весны в неживой и живой природе?

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Какую информацию вы сочли интересной и полезной для себя?

V.Рефлексия.

На доске рисунок солнышка, тучки.

Ребята, вам понравилось сегодня на уроке? Кому на уроке было интересно, легко, добавьте к солнышку еще лучиков. Если вам было не интересно, не все было понятно-прикрепите капельки к тучке.


Сезоны — это времена года, отличающиеся погодой и температурой. Они меняются в зависимости от годового цикла. Растения и животные прекрасно приспосабливаются к этим сезонным изменениям.

Времена года на Земле

В тропиках никогда не бывает очень холодно или очень жарко, там только два сезона: один — влажный и дождливый, другой — сухой. У экватора (на средней воображаемой линии) жарко и влажно в течение всего года.

В умеренных зонах (за пределами линий тропиков) бывает весна, лето, осень и зима. Обычно чем ближе к Северному или Южному полюсу, тем прохладнее лето и холоднее зима.

Сезонные изменения у растений

Чтобы образовывать питательные вещества и расти, зеленые растения нуждаются в солнечном свете и воде. Больше всего они растут весной и летом или во влажный период. Они по-разному переносят зиму или сухое время года. У многих растений есть так называемый период отдыха. Многие растения накапливают питательные вещества в утолщенных частях, находящихся под землей. Их надземная часть умирает, растение отдыхает до весны. Морковь, лук и картофель — такого типа растения, накапливающие питательные вещества, которые используют люди.

Такие, как дуб и бук, сбрасывают листву осенью, потому что в это время недостаточно солнечного света для образования в листьях питательных веществ. Зимой они отдыхают, а весной на них появляются новые листочки.

Вечнозеленые деревья всегда покрыты листвой, которая никогда не опадает. Чтобы узнать больше о вечнозеленых и сбрасывающих листья деревьях.

У некоторых вечнозеленых деревьев, таких, как сосна и ель, листья длинные и тонкие, называемые иголками. Многие из вечнозеленых деревьев растут далеко на севере, где лето короткое и прохладное, а зима суровая. Сохраняя свою листву, они могут начать расти, как только придет весна.

В пустынях обычно очень сухо, иногда там вообще ие бывает дождя, а иногда случаются очень короткие сезоны дождей. Семена прорастают и дают новые всходы только в дождливый период. Растения цветут и очень быстро дают семена. В них накапливаются питательные вещества

Сезонные изменения у животных

Некоторые животные, такие, как рептилии , чтобы выжить в холодный или сухой сезон, уменьшают свою активность и засыпают. Когда становится теплее, они возвращаются к активному образу жизни. Другие животные ведут себя иначе, у них есть свои способы выживания в суровые периоды.

Некоторые животные, такие, как соня, спят всю зиму. Это явление называется спячкой. Все лето они едят, накапливая жир, чтобы зимой можно было спать, не принимая пищи.

Большинство млекопитающих и птиц выводят детенышей весной, когда везде много пищи, так что они успевают подрасти и окрепнуть к зиме.

Многие животные и птицы каждый год предпринимают длинные путешествия, называемые миграциями, в места, где больше пищи. Например, ласточки вьют гнезда в Европе весной, а осенью улетают в Африку. Весной, когда в Африке становится очень сухо, они возвращаются.

Карибу (называемые северными оленями в Европе и Азии) тоже мигрируют, проводя лето за Полярным кругом. Огромные стада поедают траву и другие мелкие растения там, где тает лед. Осенью они переходят к югу, в район вечнозеленых лесов, и поедают такие растения, как мох и лишайник, находящиеся под снегом.

Конспект открытого урока по окружающему миру в 3 классе

Тема: Лесная зона. Сезонные изменения в лесу.

Цели: систематизировать знания об осенних, зимних, весенних и летних изменениях в природе; формировать умения анализировать, обобщать; учить объяснять причины изменений в природе; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: пейзажи со временами года, животные для викторины, ветки деревьев, животные и растения для пищевой цепи, карточки с цифрами для уч-ся, карточка с домашней работой, запрещающие знаки о поведении в лесу.

Ход урока

1. Организационный момент.

Улыбнитесь друг другу. Желаю вам успешных ответов, высказывания своих мыслей.

2. Определение темы и постановка целей урока.

Рассмотрите репродукции с картин известных художников: И.И. Шишкина, В.Д. Поленова, И.И. Левитана. Определите название каждой картины. Почему вы так решили?

Определите сами тему нашего урока. (Сегодня мы изучим сезонные изменения в лесу.)

Мы отправимся на лесную поляну. На чем лучше отправиться в путешествие, чтобы не помешать течению лесной жизни? (Пешком.)

Назовем и другие правила поведения в лесу (по карточкам с запрещающими знаками).

Какие правила мы еще не назвали?

3. Повторение и обобщение пройденного.

Как называется республика, в которой мы живем? (Башкортостан)

В каком климатическом поясе находится Башкортостан? (В умеренном поясе.)

А в какой природной зоне? (Лесной.)

Какие еще природные зоны вы знаете? (Пустыня, степь, тундра, ледяная пустыня, тайга.)

Чем эти зоны отличаются друг от друга? (Климатом, рельефом, растительным и животным миром, занятиями людей.)

Особенность климата лесной зоны в том, что в этой зоне четко выражены 4 сезона. Какие? (Зима, весна, лето, осень.)

4. Изучение новой темы.

Шли мы, шли, и вот, наконец, привал. В какое время года в лесу мы попали?

1) Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный.

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

О каком времени года строки? (Об осени.)

Какие изменения произошли в неживой природе?

На доске:

Долгота дня

Количество ясных дней

Температура воздуха

Осадки

Подслушаем разговор двух деревьев.

Расхвасталось одно дерево осенним нарядом: «Красивее моей одежды не придумаешь, тут и красные, и желтые, и розовые, и оранжевые краски».

А я считаю, что такой пестрый наряд для солидного дерева неприличен, - сказало другое дерево, - самый скромный и самый красивый цвет – зеленый. Я этому цвету никогда не изменяю.

Угадайте, какие деревья вели этот спор. (Лиственное и хвойное.)

Какие изменения произошли в растительном мире? (Смена окраски листьев.) Почему изменилась окраска листьев?

Прочитаем научное объяснение этого явления. (Учебник, с.93)

Назовите хвойное дерево, которое осенью сбрасывает с себя всю листву, то есть ведет себя как лиственное. (Лиственница.)

- Осенью на растениях образуются плоды и семена. Отгадайте их.

Растут на ветке группкам, покрытые скорлупками. (Орехи.)

На балет дуб детей одевает без затей.

Все в его семейке носят тюбетейки. (Желуди.)

Каждой весною лапы еловые старые лампы меняют на новые. (Шишки.)

Осенью на растениях образуются семена, и природа придумала разные хитрости, чтобы распространить их.

Посмотрите на иллюстрацию учебника с.94. Сделайте вывод, как распространяются семена дикорастущих растений. (Очень многие семена разносятся ветром, люди и звери переносят прицепившиеся семена, а также птицы, насекомые.)

Физкультминутка.

Елочки зеленые на ветру качаются. (Покачивания влево-вправо.)

Низко наклоняются, низко наклоняются. (Наклоны вперед.)

Сколько елочек зеленых? (Любое число.) Столько сделаем поклонов.

Сколько бабочек у нас? (Любое число.) Приседаем столько раз.

Сколько синеньких платочков? (Любое число.) Столько сделаем прыжочков.

Жизнь животных осенью тоже подчиняется сезонным изменениям. Насекомые забиваются в разные щели, под кору деревьев. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету. О некоторых из перелетных птиц ребята подготовили сообщения.

(Заслушиваются сообщения детей.)

Зимующие птицы стараются перебраться поближе к человеку. Близость к селениям, где всегда есть пищевые отходы, поможет им подкормиться. Школьники тоже могут помочь этим птицам. Как? (Сделать для них кормушки.)

Осенью у лесных обитателей много забот. Они серьезно готовятся к зиме – суровому, голодному времени года. Кто укладывается спать? (Медведь, сурок, еж, енот, бурундук) Кто делает запасы? (Белка, мышь.) Кто меняет шубу? (Заяц, белка.)

Белая дорога… Кружит белый пух:

То летят снежинки роем белых мух.

Белая дорога, белые дома…

Это наступила русская … (Зима.)

Какие изменения в неживой природе происходят с приходом зимы? (по плану)

Деревья зимой спят.

Как мы уже сказали, животные очень серьезно готовятся к зиме. Ведь от этого зависит их жизнь. Откройте учебник на с.96, рассмотрите иллюстрацию.

На какие группы можно разделить животных по способу зимовки? (1 – ищут корм, всю зиму активны: лисы, зайцы, лоси, кабаны, волки; 2 – спят – медведи, барсуки, ежи, еноты.)

Викторина о животных.

На доске: рисунки с изображениями зайца (1), медведя (2), лисы (3), волка (4), белки (5).

У уч-ся карточки. Они отвечают на вопрос учителя, подняв вверх карточку с цифрой, соответствующей какому-либо животному.

1. У кого зимой появляются детеныши? (2)

2. Этот зверь питается только ягодами, орехами, желудями, иногда яйцами и птенцами. (5)

3. Кто к зиме собирается в стаи? (4)

4. У какого зверя враги филины, вороны, лисы, волки, сороки? (1)

5. Про какого зверя говорят: «Быстро бегает, умеет ползать, плавать, очень любопытный»? (3)

6. Кому помогает выжить его удивительная выносливость: он может не есть по нескольку дней, не теряя силы и не выходя из формы? (4)

7. Их ловят и съедают волки, крупные хищные птицы похищают детенышей, а беркут нападает на взрослых. Что это за звери? (3)

8. Хвост служит ей рулем, а иногда и парашютом. (5)

9. Быстро бежит в гору, а с горы – кубарем. (1)

3) Где ты, солнышко, проснись! Где ты, скворушка, вернись!

Сыпать снег зима устала, кап-кап-кап – весна настала!

Какие изменения в неживой природе происходят весной и почему? (Солнце стало подниматься в небе выше, температура повышается, день становится длиннее.)

А какой снег быстрее тает – чистый или грязный? (грязный.)

Что вниз вершиной растет? (Сосулька.)

С мартовским теплом деревья сбрасывают с себя дремоту. Чем дышат деревья? (Почками.)

С наступлением весны просыпаются деревья, начинается сокодвижение, на деревьях набухают почки. Чтение учебника с.93 (со второго предложения).

На этой остановке выполним новое задание: определите, с какого дерева ветка? (показ карточек учителем)

4) – Наконец, добрались мы до следующего времени года. Какого? (Лета)

Лето – время лесных малышей. Вылетают из гнезд птенцы. У зверей подрастает смена. Старше всех лесных малышей медвежата, ведь они родились не как все детеныши – весной, а зимой, когда их мать спала в берлоге. Летом в лесу ты встретишь много лесных малышей. Не обижай их!

Задание на остановке «Лето»: из данных карточек составить цепи питания лесных жителей. (1 ученик у доски прикрепляет карточки, рисует стрелки)

5. Итог урока.

- Вот и закончилось наше лесное путешествие по временам года. Мы многое узнали о растениях и животных леса.

Еще раз обратим внимание на иллюстрации пейзажей разных времен года. Какое время года самое красивое? (Трудно выбрать самый красивый период, у каждого времени года своя красота.)

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Все это называется природа,

Давайте же ее всегда беречь!

Оценки за урок.

Домашнее задание: задание по карточке. (Указать, в какое время года происходят изменения в природе.)

Фрагмент урока в 3 классе по теме «Сезонные изменения в лесу».
Придворева Л.А., учитель начальных классов
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о сезонных изменениях в лесу
Предметные результаты:
-продолжить формирование представлений о приспособлении животных организмов к сезонным изменениям в неживой природе, о распространении семян и плодов.
- учить составлять таблицы, схемы, используя приведенные в учебнике текст и рисунки.
-проводить аналогии между изучаемыми объектами (сезонными изменениями в неживой и живой
природе, растениями и животными) лесной зоны и своего края.
Метапредметные результаты:
- развивать умение пользоваться учебной, справочной литературой;
- развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с заданием;
- развивать коммуникативные навыки в процессе групповой работы и работы в парах;
- способствовать эстетическому воспитанию.
Оборудование: учебник «Окружающий мир»,3 класс (авт. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков), мультимедийная презентация, энциклопедия у детей.

Ход урока
I.Работа по теме урока
1.Беседа.
Учитель: Рассмотрите иллюстрации. Что вы видите?
Ученики: На картинках изображена природа в разные времена года. На одной картинке летом заяц в серой шубке, зимой - в белой. Хвойные деревья стоят зелёные во все времена года, только лиственница сбросила хвою осенью. Летом много птиц, осенью они собираются в стаи и улетают, зимой птиц мало, весной птицы возвращаются. Летом много цветущих растений. Весной много раннецветущих.
Учитель: Попробуйте определить тему урока.
Ученики: Так как на всех картинках изображён лес в разные сезоны, то, наверное, об изменениях в жизни растений и животных в лесу в разное время года.
Учитель: Молодцы. Правильно, мы сегодня поговорим с вами о сезонных изменениях в лесу. Для этого отправимся в лес и попробуем представить, какие изменения происходят в лесу.
Ученики: Это напоминает сказку «Двенадцать месяцев». Перед глазами героини прошли все 4 времени года.
Учитель: А давайте отправимся в лес вместе с ней. Кто хочет побывать в роли принцессы?
Принцесса: Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь, покажитесь. Какие изменения в неживой природе происходят осенью?
Презентация с изображением картинок осеннего леса и погоды.
Ученики: Солнце скрыто за тучами. Моросящий дождь. Птицы собираются в стаи и готовятся к отлёту на юг. Ветер срывает листочки. Начинается листопад.
Учитель. Рассмотрите композицию «Краски осени»
- Расхвасталось одно дерево своим осенним нарядом: «Красивее моей одежды не придумаешь, тут и красные, и желтые, и розовые, и оранжевые краски».
- А я считаю, что такой пестрый наряд для солидного дерева неприличен, - сказало другое дерево, самый скромный и самый красивый цвет – зеленый. Я этому цвету никогда не изменяю.
Угадайте какие деревья вели этот спор? Почему, вы так считаете?
Ученики: Деревья, у которых меняется окраска листьев, это лиственные: берёза, дуб, липа, осина, клён. У хвойных деревьев листопад происходит постепенно в течение всей жизни дерева. Каждая хвоинка живет 3–5 лет. Одни хвоинки опадают, другие только выросли, и время опадать им еще не наступило. Вот и стоит дерево зеленым и никогда не бывает голым. Исключение составляет лиственница, которая сбрасывает хвою каждую осень.
Учитель: Какие изменения произошли в растительном мире? Почему изменилась окраска листьев? Прочитайте научное обоснование этого явления.
Желтая, красная краска находится в листьях всегда. Только летом желтый цвет незаметен. Он заглушается более сильным – зеленым, хлорофиллом. В живом листе хлорофилл разрушается и вновь образуется. Но происходит это только на свету. Наступает осень, удлиняются ночи, света меньше. Зеленый цвет убывает. Цвет зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе. Например, вещество ксантофил, имеет желтую окраску. Каротин, придающий моркови свойственный ей рыжий оттенок, также присутствует в листе. Существует еще антоцианин, придающий яркие красные оттенки.
Учитель: Похолодание замедляет в растениях процесс сокодвижения, а от этого рост растений замедляется. Говорят, что деревья спят. Желтые листья - признак засухи. Как вы понимаете эти слова?
Ученики: Корни плохо всасывают холодную воду.
Учитель: Начинается листопад. Попробуйте объяснить определение листопада.
Ученики: Листопад – это приспособление растений к суровым условиям зимы.
Учитель: Почему животные не едят красивые разноцветные опавшие листья?
Ученики: В них накапливаются вредные вещества.
Учитель: Дерево сбросило листву, оно погибло? Когда почки появились на дереве?
Ученики: У дерева есть почки. Осенью растение одновременно и сбрасывает листья, и закладывает почки будущих листьев, побегов и цветков, которые весной обретут свою новую жизнь.
Учитель: Осенью на растениях образуются плоды и семена. Посмотрите на иллюстрации. Сделайте вывод, как распространяются семена культурных растений, а как дикорастущих растений.
Ученики: Семена культурных растений главным образом собирает человек и использует их для новых посадок. Семена дикорастущих растений разносятся ветром, люди и звери переносят прицепившиеся семена, птицы и звери делают запасы.
Учитель: При сборе семян и ягод будьте внимательны. Существует немало ядовитых растений. Откройте учебник, внимательно рассмотрите и назовите ядовитые растения.
Учитель: Запомните их. Это знание поможет вам избежать опасности.
2.Физкультминутка.
Принцесса: Я хочу поиграть с вами в игру на внимание. На стене развешаны картинки с изображением животных. Запомните их. Закройте глаза. Кого не стало?
Ученики: Исчезли все холоднокровные животные: лягушки, жабы, ящерицы и змеи, которые активны только в теплое время года. При понижении температуры окружающей среды они находят укромное место и впадают в зимнюю спячку. Лягушки и жабы закапываются в ил,ямы, под мох, прелые листья. Ящерицы забиваются под кору, в щели, под камни. Несколько змей образуют плотные клубки в своих подземных норах. Про этих животных мы изучали во 2 классе.
Учитель: Ребята, вы не заметили как сильно похолодало. Мне на голову сыпятся первые снежинки. Неужели наступает зима.
Ученики: Последние денёчки ноября. Зима не за горами. Заяц и лиса меняют шубки. Многие птицы улетели в тёплые края, так как нет корма, исчезли насекомые. Взрослое насекомое откладывает яйца, само погибает. Некоторые прячутся в щели, под кору.
Принцесса: Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль, покажитесь. Ребятам интересно, какие изменения происходят зимой.
Зима начинается с первой снежинки.
И пусть ей растаять потом суждено
Зато ее, первую, встретят улыбкой
Любые глаза и любое окно.
Смотри, она кружится перышка легче.
Сама перед ней расступается мгла!
Без первой снежинки, без первой снежинки
На землю зима бы придти не смогла.
Учитель: Назовите признаки зимы.
Ученики: Зима самое холодное время года. Температура воздуха ниже нуля градусов. Солнце занимает самое низкое положение на небосклоне. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзает почва и водоемы. Земля покрывается снежным покровом.
Учитель: Давайте попробуем изобразить зиму с помощью приёма «Словесное рисование», разделившись на группы. Первая группа нам
·расскажет о растениях, вторая – о птицах, третья – о животных.
3.Работа в группах.
Ученики 1 группы: На смену осени пришла зима – холодная, морозная. Солнце низко. Все деревья в снегу. Это спасает их от мороза, потому что мороз может убить дерево. Рядом речка замёрзшая.
Ученики 2 группы: Птицы прилетели к нам зимовать с севера: снегири, синицы, поползень. Их называют кочевники, потому что они кочуют с северных широт в более южные. Кое-где на деревьях сидят птицы- осёдлые. Они не покинули своих мест и остались зимовать дома: вороны, воробьи. Мы развесили им на деревьях кормушки и разложили корм. Птички зимой не погибнут, мы им поможем выжить.
Ученики 3 группы: Наша группа подобрала загадки про животных и составила небольшую презентацию.
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (белка)
К зиме белка утепляет своё гнездо, которое служит ей надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо строит в развилках веток или дуплах деревьев. К зиме белочка делает съестные припасы. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды.
Хитрая плутовка, рыжая головка,Хвост пушистый - краса!А зовут ее... лиса
Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом. Охотится в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами.
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
Прежде, чем лечь в берлогу, медведь путает свои следы, петляет по бурелому, воде. Берлогу выстилает травой, сухим папоротником. Ложится головой к выходу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищу не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира. Если медведя разбудить. То он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь-шатун.
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный. (волк)
Волки имеют очень острое обоняние, улавливающее запах на расстоянии 1,5 км. Волк активен ночью, питается любыми животными. Голодный волк, способен съесть до 10 кг мяса.Логово волки устраивают в расщелинах скал, в нишах, на склонах оврагов, под вывернутыми корнями деревьев. Иногда приспосабливают норы других зверей, реже роют их самостоятельно. Волки, как правило, живут в стаях, состоящих из 6-10 особей. Волки никогда не подстерегают добычу, они загоняют ее. Преследуя добычу, волки разделяются на небольшие группы.
Шапка бегает в бору
И стволов грызёт кору. (заяц)
Запасов на зиму не делает. Обгладывает кору молодых осинок, грызёт тоненькие веточки.
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (лось)
Зимой им мешает двигаться снежный покров. В это время года стадо лосей нередко находится на одном участке, величиной несколько гектаров (охотники называют такие места стойбищем или двором лосей). Зимой лось нередко становится жертвой своего главного естественного врага волка, реже медведя.
4.Работа в группах.
Учитель: Разделите, представленных на рисунке «Лес зимой» животных на группы, по их образу жизни зимой.
Ученики: 1) продолжают вести активный образ жизни (заяц, лиса, лось, кабан, синица, сорока); 2) активны зимой, но осенью делают запасы (белка); 3) впадают в зимнюю спячку (медведь, барсук, еж, мышовка, гадюка)
Учитель: Дополните каждую группу своими вариантами.
Ученики: 1) волк, куница, хорек; 2) мышь, бобр, 3) летучая мышь.
Принцесса: Смотрите, солнышко тёплое показалось. Лес оживает после зимнего сна. Весенние месяцы: март, апрель, май, покажитесь.
5.Беседа.Разгадывание кроссворда.
Учитель: Как удалось марту справиться со снегом?
Ученики: Солнце светит ярче, становиться теплее.
Учитель: Какие изменения в неживой природе происходят в марте?
Ученики: Увеличивается высота солнца, повышается температура, тает снег, из осадков преобладает дождь.
Учитель: С мартовским теплом деревья сбрасывают с себя дремоту. Чем дышат деревья? Ученики: Почками.
Учитель: С наступлением весны просыпаются деревья, начинается сокодвижение. Что такое сокодвижение?
Ученики: Многие деревья и кустарники запасают с осени в стволе и почках полезные питательные вещества. Вода из почвы, попадая в растения, растворяет их, образуя сок, сок разносится по дереву -в растении началось сокодвижение.
Учитель: Кто даёт в природе команду зацветать?
Ученики: Солнце.
Учитель: Как это происходит?
Ученики: Весной талая вода проникает в почву и растворяет минеральные вещества, корни всасывают их и по стволу подают в ветви к почкам, листьям, цветам.
Учитель: Какие вы знаете цветы, которые не дожидаясь схода снега, начинают цвести?
Ученики: Подснежники: гусиный лук, хохлатки, пионы, тюльпаны.
Учитель: У нас в гостях месяц апрель. Давайте попросим его рассказать о себе.
Ученик-апрель: Прилетают птицы. Например, в средней полосе первыми возвращаются в лес грачи, зяблики – птицы, которые могут найти еду на первых проталинах. Стрижи и ласточки прилетают значительно позже, потому что насекомые, которыми питаются эти птицы, ловя их на лету высоко в воздухе, появляются лишь в конце весны – начале лета, когда воздух хорошо прогреется. Зимние же гости, наоборот, улетают потихоньку на север. Помогите мне разгадать кроссворд.

По горизонтали:
2. Небольшая птица, превосходный певец.
3. Дневная хищная птица.
5. Крупная промысловая птица.
6. Сравнительно крупный кулик с длинным прямым носом.

По вертикали:
1.Маленькая перелётная птица с тёмно-бурым оперением.
3.Птица, подкладывающая свои яйца в чужие гнёзда.
4.Крупная птица, гнездящаяся вблизи жилья человека.
7.Маленькая птица, живущая по берегам водоёмов, заросших камышом.

Ответы к кроссворду:


О
Р
Ш
У
Н



В
О
Р
О
Н
О
К


Е
Т
Е
Р
Е
В


А
Л
Ь
Д
Ш
Н
Е
П

Удлиняется день, уменьшается облачность. Иногда набегут тучи, и земля вновь покроется ослепительно белым снегом. Но как только затихнет северный ветер, опять припечёт солнце и вновь запорхают яркие бабочки – лимонницы, мушки, комары. В конце первой декады реки полностью освобождаются ото льда. На оголённых проталинках первой зацветает мать – и – мачеха, затем ольха и лесной орех.
Принцесса: Что-то мне стало жарко. Я так люблю май - «травень» и «песенник». Всё зеленеет, цветёт. Хочется петь и веселится. Ребята, я вам предлагаю составить схему взаимосвязи неживой и живой природы весной.
Ученики: Солнце выше больше тепла и света. Таяние снега образование в почве водных растворов минеральных веществ. Сокодвижение растений распускание почек. Появление листьев и цветение образование живого сока и нектара. Появление насекомых прилет птиц. Появление листьеввыход животных из спячки. Образование семей.
Учитель: Молодцы, ребята. Пора возвращаться в класс. Об изменениях в жизни растений и животных летом я вам предлагаю приготовить небольшие выступления дома.