Прокуроры об актуальном в законодательстве. О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе Приказ генерального прокурора арбитражный процесс

Прокурор является лицом, участвующим в деле, которое имеет только процессуально-правовую заинтересованность в исходе дела, всегда выступает от своего имени, но в защиту интересов других лиц. То есть главной задачей участия прокурора в арбитражном процессе является защита государственных и общественных интересов в формах и по основаниям, которые предусмотрены арбитражным процессуальным законодательством.

Участие прокурора в арбитражном процессе представляет собой одну из форм защиты публично-правовых интересов наряду с защитой таких интересов государственными органами и органами местного самоуправления. При этом защита государственных и общественных интересов прокурором не означает, что одновременно прокурором не могут защищаться и иные интересы, что вытекает из содержания ч. 4 ст. 52 АПК РФ.

В ст. 52 АПК РФ предусмотрены две формы участия прокурора в арбитражном процессе. Во-первых, возбуждение дела по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 52 АПК РФ. В этом случае прокурор занимает процессуальное положение истца, защищающего публично-правовые интересы. Во-вторых, согласно ч. 5 ст. 52 АПК РФ по делам, указанным в ч. 1 ст. 52 АПК РФ, прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности. Здесь речь идет о тех случаях, когда прокурор не является истцом по делу, а вступает в уже начатый другим лицом арбитражный процесс. В этом случае прокурор наделяется всеми правами лица, участвующего в деле, указанными в ст. 41 АПК РФ, однако не имеет специальных прав сторон, указанных в ст. 49 АПК РФ.

Полномочия по участию в арбитражном процессе прокуроры реализуют посредством предъявления в арбитражный суд исков (заявлений), указанных в ч. 1 ст. 52 АПК РФ.

Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд:

С заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

С иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия РФ, доля участия субъектов РФ, доля участия муниципальных образований;

С иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной вышеназванными органами и предприятиями.

По указанным делам прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности.

Прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца.

Отказ прокурора от предъявленного им иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу, если истец участвует в деле.

Таким образом, участие прокурора в рассмотрении арбитражными судами дел представляет собой один из способов защиты публичных интересов и является универсальным средством реагирования прокурора на правонарушения в экономической сфере.

Участие прокурора в арбитражном судопроизводстве является средством укрепления законности, профилактики правонарушений в сфере экономических правоотношений.

В соответствии с приказом Генеральной прокуратуры от 25 мая 2012 г. № 223 "Об обеспечении участия прокуроров в арбитражном процессе" основными обязанностями прокуроров, обеспечивающих участие в арбитражном процессе, являются:

  • участие в рассмотрении дел, производство по которым возбуждено по искам (заявлениям) прокуроров, в арбитражных судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, в том числе по заявлениям о пересмотре судебных постановлений по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
  • рассмотрение обращений о вступлении в дела, производство по которым возбуждено по указанным в ч. 1 ст. 52 АПК РФ искам (заявлениям) иных лиц;
  • участие в рассмотрении дел, производство по которым возбуждено по искам (заявлениям) иных лиц, в случае принятия Генеральным прокурором РФ или его заместителем, прокурором субъекта РФ (его заместителем), военным прокурором военного округа (флота) (его заместителем) решения о вступлении в дело в порядке ч. 5 ст. 52 АПК РФ в арбитражных судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций;
  • участие в рассмотрении дел, производство по которым возбуждено на основании заявлений прокуроров о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • рассмотрение обращений о проверке вступивших в законную силу судебных актов по арбитражным делам, указанным в ст. 52 АПК РФ, от лиц, участвующих в деле, а также от лиц, не привлеченных к участию в деле, если суд принял решение об их правах и обязанностях;
  • апелляционное, кассационное обжалование судебных постановлений по арбитражным делам, перечисленным в ст. 52 АПК РФ, и иным делам, в рассмотрении которых участвовал прокурор, а также внесение представления о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора.

Прокурор в арбитражном процессе пользуется правами и несет обязанности стороны в процессе. Полномочия по участию в арбитражном процессе он реализует путем предъявления в арбитражные суды исков (заявлений), указанных в ч. 1 ст. 52 АПК РФ.

Прокурор вправе обратиться в суд:

  • с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, доля участия муниципальных образований;
  • с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов РФ, доля участия муниципальных образований.

Положение прокурора в арбитражном процессе сходно с его процессуальным положением при участии в рассмотрении гражданских дел судами общей юрисдикции.

Прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца. Вместе с тем положение прокурора в арбитражном процессе имеет свои особенности:

  • прокурор нс обязан принимать предусмотренные законом для хозяйствующих субъектов меры к непосредственному урегулированию спора;
  • исковое заявление прокурора не оплачивается государственной пошлиной, а сам прокурор освобождается от обязанности по уплате судебных расходов;
  • к прокурору не может быть предъявлен встречный иск;
  • прокурор не может закончить процесс, заключив мировое соглашение.

Прокурор вправе отказаться от предъявленного им иска, однако это не лишает истца, если он участвует в деле, права требовать рассмотрения дела по существу. Вместе с тем отказ истца от иска, заявленного в его интересах прокурором, влечет оставление иска без рассмотрения.

В ст. 52 АПК РФ не предусмотрена возможность обращения прокурора в арбитражный суд в интересах гражданина или объединения граждан, если только нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не связано с оспариванием нормативных правовых актов или ненормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления. В связи с этим возникает вопрос: вправе ли прокурор со ссылкой на обстоятельства, предусмотренные в п. 4 ст. 27 Закона о прокуратуре РФ, предъявить и поддерживать в арбитражном суде иск в интересах гражданина (граждан) и но другим делам? По мнению исследователей вопроса, системное толкование норм арбитражного процессуального законодательства дает основания для положительного ответа на этот вопрос, поскольку порядок судопроизводства в арбитражных судах определяется нс только АПК РФ, но и другими федеральными законами (ч. 2 ст. 3 АПК РФ). Например, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 33 АПК РФ споры граждан-акционеров с акционерными обществами, вытекающими из их деятельности, за исключением трудовых споров, относятся к компетенции арбитражных судов. По таким спорам вполне возможны ситуации, когда гражданин-акционер но состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не сможет лично отстаивать свои права и свободы или когда будут нарушены права и свободы значительного числа граждан-акционеров либо в силу иных обстоятельств нарушение приобретет особое общественное значение. При наличии таких обстоятельств прокурор вправе обратиться в арбитражный суд, поскольку в ч. 1 ст. 52 АПК РФ (в отличие от ч. 1 ст. 45 ГПК РФ) лишь сформулирован перечень дел, но не содержится дополнительных условий, вступающих в противоречие с правилами п. 4 ст. 27 Закона о прокуратуре РФ. Согласно взаимосвязанным положениям ч. 1 ст. 52 и ч. 2 ст. 198 АПК РФ прокурор наряду с государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными не только ненормативных правовых актов, по и с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц. Основанием для такого обращения является убежденность прокурора в том, что ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) соответствующего органа или должностного лица противоречат закону или иному нормативному акту и нарушают права и законные интересы граждан и организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают другие препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Оспаривая незаконные действия соответствующих органов в суд, прокурор действует прежде всего в защиту публичных интересов. При этом не имеет принципиального значения, выражены оспариваемые прокурором действия в письменном документе (правовом акте) или нет .

Возлагая на прокурора обязанность по охране публичных интересов, законодатель вместе с тем в ст. 52 АПК РФ существенно ограничивает правомочия прокурора на обращение в арбитражный суд с требованиями в защиту интересов государства и муниципальных образований, нарушенных совершением противоправных сделок в сфере экономики. Они сводятся лишь к праву прокурора предъявить иск о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности ничтожной сделки, если участником ее являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные предприятия, юридические лица с государственным и муниципальным участием. Между тем публичные интересы в гражданском обороте с очевидностью нарушаются не только совершением сделок с участием субъектов, перечисленных в ч. 1 ст. 52 АПК РФ. С учетом этого в гражданском процессе прокурор, в отличие от арбитражного процесса, наделен полномочием по обращению в суд общей юрисдикции с любым иском, направленным на защиту интересов государства и муниципальных образований (ч. 1 ст. 45 ГПК РФ). Налицо противоречия в нормативном регулировании, обусловленные лишь тем, к ведению какого суда отнесено разрешение конкретного гражданского дела. Они порождают серьезные трудности в обеспечении защиты законных интересов государства и общества в сфере предпринимательства и иной экономической деятельности, для устранения которых, по крайней мере, требуется унификация норм гражданского и арбитражного процессуального законодательства, регламентирующих процессуальные полномочия прокурора .

Представляется, что расширение компетенции прокурора в арбитражном процессе будет способствовать укреплению законности в сфере экономики.

В каких же случаях прокурор должен использовать исковое заявление в арбитражный суд как средство надзора за соблюдением законов?

  • 1. Когда есть объективные основания полагать, что реагирование в иной форме – внесение представления или принесение протеста – не повлечет своевременного и полного устранения нарушений законности.
  • 2. Для предотвращения вреда государственным или публичным интересам путем принятия арбитражным судом по заявлению прокурора мер но обеспечению иска, если органы или должностные лица, допустившие нарушения закона, отказываются принять меры по добровольному устранению правонарушения и его последствий.

В отдельных случаях прокурор может предъявить иск в интересах организации или гражданина-предпринимагеля, если ответчиком нарушены не только права истцов, но и затронуты государственные или общественные интересы, например при срыве выпуска социально значимой продукции, нарушении нормальной эксплуатации объектов транспорта, энергетики, оборонного комплекса, медицинских и образовательных учреждений, создании предпосылок для экологических катастроф, серьезных социальных конфликтов .

Правом обращения в Высший Арбитражный Суд РФ наделены только Генеральный прокурор РФ и его заместители. В арбитражные суды субъектов РФ обращаются прокуроры субъекта РФ и их заместители, а также приравненные к ним прокуроры. Прокуроры городов и районов, а также приравненные к ним прокуроры правом обращения в арбитражные суды не обладают, однако могут принять участие в подготовке материалов для предъявления иска и подготовке проекта искового заявления, после чего направляют указанные материалы в соответствующее управление вышестоящей прокуратуры.

Исковые заявления направляются в суд с соблюдением правил подведомственности (ст. 27 АПК РФ) и подсудности (ст. 34–39 АПК РФ). К исковому заявлению в обязательном порядке прилагаются доказательства, подтверждающие обоснованность иска. Копии этих документов направляются ответчику.

В соответствии с ч. 5 ст. 52 АПК РФ прокурор вправе вступить в дела, указанные в ч. 1 ст. 52 АПК РФ и возбужденные по искам (заявлениям) иных лиц, на любой стадии арбитражного процесса (при рассмотрении дела судами первой, апелляционной и кассационной инстанций). Вступление прокуроров в процесс, инициированный иными лицами, имеет целью обеспечение законности. С учетом этого решение о вступлении в дело в порядке ч. 5 ст. 52 АПК РФ должен принимать прокурор субъекта РФ или его заместитель как по собственной инициативе, так и по ходатайству лиц, участвующих в деле, о чем он направляет в арбитражный суд соответствующее заявление.

Несмотря на то что принятие решения о вступлении в дело прокурора непосредственно арбитражным судом в АПК РФ не предусмотрено, в случае вынесения судом соответствующего определения следует рассматривать и этот вопрос с учетом требований ст. 52 АПК РФ.

Дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражными судами по общим правилам искового производства с особенностями, установленными гл. 23 АПК РФ.

Прокурор в соответствии с ч. 2 ст. 192 АПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагает, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц также рассматриваются арбитражными судами по общим правилам искового производства с особенностями, установленными гл. 24 АПК РФ.

Прокурор согласно ч. 2 ст. 198 АПК РФ вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При подготовке заявлений о признании ненормативных актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными прокурор должен иметь в виду, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину или организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п. 4 ст. 198 АПК РФ) с учетом особенностей, изложенных в п. 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 марта 2012 г. № 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе" .

В ходе судебного разбирательства прокурор обладает всеми правами стороны. Он вправе знакомиться с материалами дела и делать выписки из них, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, высказывать свое мнение по поводу заявленных ходатайств и отводов, участвовать в исследовании доказательств, обжаловать судебные решения, знать о поданных жалобах, получать копии жалоб и принятых судебных решений.

В случае незаконности и необоснованности судебных решений, нс вступивших в законную силу, прокурор, участвующий в деле, подает апелляционную жалобу. Она должна быть составлена в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 260 АПК РФ. Копию жалобы прокурор направляет лицам, участвующим в деле. Документы, прилагаемые к апелляционной жалобе, могут быть представлены в арбитражный суд в электронном виде.

При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам вправе повторно рассмотреть дело.

Прокурор должен иметь в виду, что дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.

При рассмотрении дела в арбитражном суде апелляционной инстанции прокурор, как и иные лица, участвующие в деле, вправе заявлять ходатайства о вызове новых свидетелей, проведении экспертизы, приобщении к делу или об истребовании письменных и вещественных доказательств, в исследовании или истребовании которых им было отказано судом первой инстанции. Суд апелляционной инстанции не вправе отказать в удовлетворении указанных ходатайств на том основании, что они не были удовлетворены судом первой инстанции.

Суд апелляционной инстанции рассматривает дело только в объеме жалобы. В соответствии с ч. 5 ст. 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

Вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч. 4 ст. 270 АПК РФ основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.

Новые требования, которые не были предметом рассмотрения в арбитражном суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе вынести следующие решения:

  • оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения;
  • отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт;
  • отменить решение полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить исковое заявление без рассмотрения полностью или в части.

Правом отменить решение суда первой инстанции и вернуть дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции апелляционная инстанция не обладает.

В апелляционной жалобе прокурор должен указать основания отмены или изменения решения. Основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются:

  • неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела;
  • недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными;
  • несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела;
  • нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В свою очередь, неправильным применением норм материального права являются:

Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.

Безусловными основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются:

  • рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из участвующих в деле лиц, не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания;
  • принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле;
  • неподписание решения судьей или одним из судей, если дело рассмотрено в коллегиальном составе судей, либо подписание решения не теми судьями, которые указаны в решении;
  • нарушение правила о тайне совещания судей при принятии решения.

В кассационном порядке прокурор, участвующий в деле, обжалует незаконное и необоснованное решение суда первой инстанции, вступившее в законную силу, за исключением решений Высшего Арбитражного Суда РФ, и (или) постановление арбитражного суда апелляционной инстанции.

Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления арбитражного суда, если иное не предусмотрено АПК РФ.

  • наименование арбитражного суда, в который подается кассационная жалоба;
  • наименование лица, подающего жалобу, с указанием его процессуального положения, а также других лиц, участвующих в деле, их место нахождения или место жительства;
  • наименование арбитражного суда, принявшего обжалуемое решение, постановление, номер дела и дата принятия решения, постановления, предмет спора;
  • требования лица, подающего жалобу, о проверке законности обжалуемого судебного акта и основания, по которым лицо, подающее жалобу, обжалует решение, постановление, со ссылкой на законы или иные нормативные правовые акты, обстоятельства дела и имеющиеся в деле доказательства;
  • перечень прилагаемых к жалобе документов.

Кассационная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции прокурора, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.

Арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального нрава и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено АПК РФ.

Независимо от доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, не нарушены ли арбитражным судом первой и апелляционной инстанций нормы процессуального права, являющиеся основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

При рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими но делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

В кассационной жалобе прокурор вправе просить суд кассационной инстанции принять одно из решений, предусмотренных в ст. 287 АПК РФ.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе:

  • оставить решение арбитражного суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения;
  • отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права либо законность решения апелляционной инстанций повторно проверяется арбитражным судом кассационной инстанции при отсутствии оснований, предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 286 АПК РФ;
  • отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено или изменено, если этим судом нарушены нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч. 4 ст. 288 АПК РФ основанием для отмены решения, постановления, или если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам. При направлении дела на новое рассмотрение суд может указать на необходимость рассмотрения дела коллегиальным составом судей и (или) в ином судебном составе;
  • отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и передать дело на рассмотрение другого арбитражного суда первой или апелляционной инстанции в пределах одного и того же судебного округа, если указанные судебные акты повторно проверяются арбитражным судом кассационной инстанции и содержащиеся в них выводы не соответствуют установленным но делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам;
  • оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений;
  • отменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить исковое заявление без рассмотрения полностью или в части.

Арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

В случае если указанные нарушения закона судом кассационной инстанции были допущены, то прокурор приносит жалобу в порядке надзора.

В соответствии со ст. 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Неправильным применением норм материального права являются:

  • неприменение закона, подлежащего применению;
  • применение закона, не подлежащего применению;
  • неправильное истолкование закона.

Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения, постановления.

Безусловными основаниями для отмены решения, постановления арбитражного суда являются:

  • рассмотрение дела арбитражным судом в незаконном составе;
  • рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания;
  • нарушение правил о языке при рассмотрении дела;
  • принятие судом решения, постановления о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле;
  • неподписание решения, постановления судьей или одним из судей либо подписание решения, постановления не теми судьями, которые указаны в решении, постановлении;
  • отсутствие в деле протокола судебного заседания или подписание его не теми лицами, которые указаны в ст. 155 АПК РФ;
  • нарушение правила о тайне совещания судей при принятии решения, постановления.

Пересмотр в порядке надзора вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов осуществляется исключительно Высшим Арбитражным Судом РФ по заявлениям лиц, участвующих в деле, и иных, указанных в ст. 42 АПК РФ, а также по представлению прокурора по делам, предусмотренным ст. 52 АПК РФ.

Право обращения в Высший Арбитражный Суд РФ предоставлено Генеральному прокурору РФ и его заместителям (п. 4 ст. 4 АПК РФ).

Основаниями к отмене или изменению решения в порядке надзора являются:

  • нарушение единообразия в применении арбитражными судами норм права;
  • препятствие принятию законного решения по другому делу;
  • нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.

Представление о пересмотре судебных актов в порядке надзора прокурор вправе направить только по делам, указанным в ст. 52 АПК РФ, т.е. возбужденным но искам и заявлениям прокурора, а также по тем делам, по которым прокурор участвовал в деле в порядке ч. 5 ст. 52 АПК РФ.

Представление в Высший Арбитражный Суд РФ может быть подано в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта, т.е. в кассационном порядке.

В соответствии с приказом Генеральной прокуратуры от 25 мая 2012 г. № 223 "Об обеспечении участия прокуроров в арбитражном процессе", подготовку и направление в Высший Арбитражный Суд РФ представлений о пересмотре судебных актов в порядке надзора по арбитражным делам должно осуществлять управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры РФ либо управление обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах Главной военной прокуратуры (при обращении в арбитражный суд военного прокурора). Подготовку и направление в Высший Арбитражный Суд РФ исковых заявлений (заявлений) в соответствии с подсудностью дел, а также представлений о пересмотре судебных актов в порядке надзора осуществляет управление но обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе, па которое возлагается обеспечение участия прокурора в рассмотрении дел для поддержания исков (заявлений) и надзорных представлений, рассматриваемых Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ.

Представление прокурора рассматривается коллегиальным составом судей Высшего Арбитражного Суда РФ, который решает вопрос о направлении дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ для пересмотра судебного акта в порядке надзора.

Генеральный прокурор РФ вправе принимать участие в заседаниях Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ. Он вправе обращаться в Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по арбитражным делам.

  • Жилин Г. А. Правосудие по гражданским делам. М.: Проспект, 2010.
  • Егорова Л. Процессуальные противоречия судебной защиты публичных интересов // Законность. 2006. № 1. С. 14–17.
  • Трикс А. В. Справочник прокурора. СПб.: Питер Пресс, 2007.
  • Вестник ВАС РФ. 2012. № 5.

В целях обеспечения полного и эффективного решения органами прокуратуры задач в арбитражном процессе, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации”, приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, военным и иным специализированным прокурорам рассматривать участие прокуроров в арбитражном процессе как действенное средство укрепления законности и предупреждения правонарушений в экономической сфере, защиты государственных и общественных интересов.

участие в рассмотрении дел, производство по которым возбуждено по искам (заявлениям) прокуроров, в арбитражных судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, в том числе по заявлениям о пересмотре судебных постановлений по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;

рассмотрение обращений о вступлении в дела, производство по которым возбуждено по указанным в ч. 1 ст. 52 АПК РФ искам (заявлениям) иных лиц;

участие в рассмотрении дел, производство по которым возбуждено по искам (заявлениям) иных лиц, в случае принятия Генеральным Прокурором Российской Федерации или его заместителем, прокурором субъекта Российской Федерации (его заместителем), военным прокурором военного округа (флота) (его заместителем) решения о вступлении в дело в порядке ч. 5 ст. 52 АПК РФ в арбитражных судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций;

участие в рассмотрении дел, производство по которым возбуждено на основании заявлений прокуроров о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

рассмотрение обращений о проверке вступивших в законную силу судебных актов по арбитражным делам, указанным в ст. 52 АПК РФ, от лиц, участвующих в деле, а также от лиц, не привлечённых к участию в деле, если суд принял решение об их правах и обязанностях;

апелляционное, кассационное обжалование судебных постановлений по арбитражным делам, перечисленным в ст. 52 АПК РФ, и иным делам, в рассмотрении которых участвовал прокурор, а также внесение представления о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора.

3. Участвующим в арбитражном процессе прокурорам работу по поддержанию исков (заявлений) "в арбитражных судах строить в тесном взаимодействии с подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации и иных приравненных к ним прокуратур, а также прокурорами городов и районов, приравненными к ним военными прокурорами, подготовившими проект иска (заявления) и обеспечившими его направление в суд.

Считать обязательным предварительное согласование исков (заявлений), подготовленных структурными подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации и иных приравненных к ним прокуратур, со структурным подразделением соответствующей прокуратуры, обеспечивающим участие прокуроров в арбитражном процессе.

4. Прокурорам, участвующим в рассмотрении дел арбитражными судами, тщательно готовиться к судебному заседанию. До начала судебного разбирательства детально изучать материалы, послужившие основанием для обращения в суд с иском (заявлением), оценивать имеющиеся в них доказательства на предмет их достаточности и необходимости представления дополнительных доказательств.

5. Обязательно участвовать в предварительном заседании на стадии подготовки к судебному разбирательству дел, производство по которым возбуждено по искам (заявлениям) прокуроров, а также в судебном разбирательстве указанных дел в первой, апелляционной и кассационной инстанциях.

6. Участие в судебных заседаниях, за исключением процессов по делам по заявлениям прокуроров городов и районов о привлечении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей к административной ответственности, обеспечивать, как правило, соответствующему структурному подразделению прокуратур субъектов Российской Федерации, военных и иных приравненных к ним прокуратур по месту нахождения арбитражного суда, рассматривающего дело.

С учетом положений ст. 153.1 АПК РФ прокурору, инициировавшему иск (заявление) в арбитражном суде другого субъекта Российской Федерации, при наличии в соответствующем арбитражном суде технической возможности осуществления видеоконференцсвязи своевременно ходатайствовать перед судом об участии в судебном заседании, путем использования систем видеоконференцсвязи.

При обращении Генерального прокурора Российской Федерации либо его заместителя, прокурора субъекта Российской Федерации с иском (заявлением), апелляционной либо кассационной жалобой в арбитражный суд другого субъекта Российской Федерации (если в деле не будет обеспечено непосредственное участие либо участие путем использования систем видеоконференцсвязи представителя прокуратуры, направившей иск (заявление) в арбитражный суд) копии представленных в суд материалов направлять соответствующему прокурору субъекта Российской Федерации с извещением о необходимости участия в процессе представителей данной территориальной прокуратуры, о чем также информировать арбитражный суд.

Прокурору, получившему такое извещение, обеспечить участие представителя органов прокуратуры в процессе при рассмотрении арбитражных дел, возбуждённых по инициативе Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителя или прокурора другого субъекта Российской Федерации. При этом принять во внимание, что правом на изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска обладает прокурор, предъявивший иск. В этой связи прокурору, участвующему в деле по иску (заявлению) другого прокурора, при возникновении обстоятельств, указывающих на необходимость совершения перечисленных процессуальных действий, незамедлительно информировать об этом прокурора, инициировавшего иск (заявление). После получения указанной информации прокурору, предъявившему иск (заявление), совершать данные процессуальные действия самостоятельно либо в письменной форме предоставлять полномочия на их совершение прокурору, участвующему в деле.

7. Участие прокурора в рассмотрении арбитражным судом дел, производство по которым возбуждено по искам (заявлениям), правовым основанием для предъявления которых явились нарушения законодательства о противодействии коррупции либо законодательства о противодействии экстремизму и терроризму, обеспечивать сотрудникам соответствующих структурных подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры субъекта Российской Федерации, военной прокуратуры военного округа (флота), подготовивших иск (заявление) в суд.

8. Прокурорам городов и районов (их заместителям), приравненным к ним военным прокурорам, возбудившим дело об административном правонарушении, подведомственное арбитражному суду, одновременно с направлением в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности и прилагаемых к нему документов высылать копии заявления и документов в прокуратуру субъекта Российской Федерации, военную прокуратуру округа (флота) для обеспечения участия прокурора в процессе, а также информировать об этом арбитражный суд

9. Обеспечить участие прокурора по делам об оспаривании нормативных правовых актов во всех судебных инстанциях независимо от того, кем подано заявление в арбитражный суд - прокурором или иными лицами (чч. 1, 2 ст. 52 АПК РФ).

10. Принять во внимание, что по делам, указанным в ч. 1 ст. 52 АПК РФ, прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности.

При решении вопроса о вступлении в дело исходить из его актуальности и сложности.

11. Прокурорам, участвующим в арбитражном процессе, в целях реального исполнения решений судов, минимизации материального и иного ущерба, причиняемого правонарушениями, во всех необходимых случаях ставить перед судом вопрос о принятии обеспечительных мер, заявлять ходатайства о приостановлении действия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, если такие ходатайства не были заявлены на стадии предъявления иска (заявления).

12. Участвующим в деле прокурорам своевременно реагировать на допущенные судом ошибки. Обжаловать в апелляционном и кассационном порядке незаконные и необоснованные судебные решения. Требования в жалобах формулировать с учетом полномочий судов апелляционной и кассационной инстанций, предусмотренных ст. 269, 287 АПК РФ.

При необходимости заявлять перед арбитражным судом кассационной инстанции ходатайство о приостановлении исполнения решения, постановления, принятых судами первой и апелляционной инстанций.

Во всех случаях обжалования судебных постановлений другими участниками арбитражного процесса и отсутствия оснований для принесения жалобы (представления) участвующему в деле прокурору направлять в суд соответствующей инстанции отзыв на жалобу.

13. Прокурору, участвующему в деле, надлежащим образом формировать наблюдательное производство, в котором должны содержаться копии наиболее важных процессуальных документов: иска (заявления), отзывов на него, документов, подтверждающих обоснованность заявленных требований, протоколов судебных заседаний, состоявшихся судебных актов, апелляционных, кассационных жалоб и отзывов на них, а также копии материалов дела, на которые имеются ссылки в жалобе (представлении) прокурора.

14. Копии вступивших в законную силу судебных актов по искам (заявлениям) прокурора для контроля за их исполнением незамедлительно передавать должностному лицу прокуратуры, осуществляющему организацию надзора за деятельностью судебных приставов по исполнению судебных актов.

15. При рассмотрении обращений о проверке вступивших в законную силу судебных актов по делам, предусмотренным ч. 1 ст. 52 АПК РФ, руководствоваться требованиями ст. 273, 288, 292, 304 АПК РФ, судебной практикой Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, решениями Конституционного Суда Российской Федерации и судебной практикой Европейского Суда по правам человека.

При отказе в удовлетворении обращения составлять мотивированное заключение, о принятом решении сообщать заявителям.

При наличии оснований для пересмотра судебного акта в порядке надзора обращаться с проектом представления к Генеральному прокурору Российской Федерации или его заместителю. Проект представления составлять с учетом требований чч. 2 и 3 ст. 294 АПК РФ. В подтверждение доводов, изложенных в представлении, прилагать к нему надлежащим образом сформированное наблюдательное производство.

16. Проект представления в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации о пересмотре судебного акта в порядке надзора по искам (заявлениям) прокурора направлять Генеральному прокурору Российской Федерации или его заместителю в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия по делу последнего судебного акта. Иметь в виду, что данный срок не является пресекательным, однако преследует цель обеспечить соблюдение процессуальных сроков при подаче представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора.

17. Подготовку, и направление в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации представлений о пересмотре судебных актов в порядке надзора по арбитражным делам осуществлять управлению по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации либо управлению обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах Главной военной прокуратуры (при обращении в арбитражный суд военного прокурора).

18. При наличии оснований для пересмотра судебного акта в порядке надзора по арбитражным делам по заявлениям прокурора о привлечении к административной ответственности, о признании незаконным и отмене постановления административного органа о привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности прокурору, направившему такое заявление в арбитражный суд, самостоятельно обращаться как лицу, участвующему в деле, в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора.

19. При отсутствии оснований для пересмотра в порядке надзора судебного акта прокурору, которому отказано в удовлетворении требований, составлять мотивированное заключение.

20. Принять во внимание, что в заседаниях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации участвует Генеральный прокурор Российской Федерации, его заместитель или по их поручению представители управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации либо управления обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах Главной военной прокуратуры (при обращении в арбитражный суд военного прокурора).

Учитывать, что в силу положений процессуального законодательства прокурор, предъявивший иск (заявление) в арбитражный суд, вне зависимости от участия в деле представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации вправе ходатайствовать перед Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации об участии в заседании по пересмотру состоявшихся по делу судебных актов в порядке надзора, переданных в высшую судебную инстанцию как по своему заявлению (представлению), так и по заявлениям иных лиц, участвующих в деле, посредством использования систем видеоконференцсвязи.

21. При получении прокурором, участвовавшим в деле, определения о передаче арбитражного дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра судебных актов в порядке надзора по жалобе лиц, участвующих в деле, незамедлительно направлять в управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации либо в управление обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах Главной военной прокуратуры (при обращении в арбитражный суд военного прокурора) надлежащим образом сформированное наблюдательное производство, а также копии указанного определения и извещения о дате заседания.

22. Управлению по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации, управлению обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах Главной военной прокуратуры, отраслевым управлениям и отделам прокуратур субъектов Российской Федерации при осуществлении общего руководства деятельностью нижестоящих прокуроров по реализации полномочий в арбитражном процессе регулярно (не реже одного раза в полугодие) анализировать практику участия прокуроров в арбитражном процессе, в том числе качество участия прокуроров в рассмотрении судами дел в различных судебных инстанциях, обоснованность поданных жалоб (представлений).

Использовать результаты анализа для совершенствования деятельности подчиненных прокуроров, обеспечивать их материалами организационно-методического характера, распространять положительный опыт работы по реализации полномочий в арбитражном процессе. Проводить учебно-методические занятия по повышению деловой квалификации работников нижестоящих прокуратур, их стажирование.

23. Оценивать деятельность прокуроров по участию в арбитражном процессе исходя из качества поддержания в суде предъявленных прокурором исков (заявлений), эффективности апелляционного и кассационного обжалования судебных актов по арбитражным делам, в рассмотрении которых участвовал прокурор, обоснованности представлений о пересмотре в порядке надзора судебных актов.

26. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов, военным прокурорам, прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчинённых работников.

Обзор документа

Прокурорам даны новые указания по вопросам участия в арбитражном процессе.

Напомним, что прокурор вправе оспорить в арбитражном суде правовые акты органов власти, затрагивающие права и интересы организаций и граждан в сфере экономической деятельности, а также сделки органов власти, предприятий и учреждений с государственным (муниципальным) участием.

Даны директивы по поддержанию исков (заявлений), обжалованию судебных постановлений, о пересмотре их в надзорном порядке.

В частности, обращается внимание на обязательное участие прокурора в делах об оспаривании нормативных правовых актов во всех судебных инстанциях независимо от того, кем подано заявление в суд: прокурором или иными лицами.

Даны указания по обеспечению участия прокурора, инициировавшего иск (заявление) в арбитражном суде другого региона, в судебном заседании с помощью видеоконференцсвязи.

При рассмотрении обращений о проверке вступивших в законную силу судебных актов прокурорам предписано руководствоваться АПК РФ, судебной практикой ВАС РФ, решениями КС РФ, а также учитывать судебную практику Европейского Суда по правам человека.

Обращается внимание, что в заседаниях Президиума ВАС РФ участвует представитель Генпрокуратуры России. Однако независимо от этого прокурор, предъявивший иск (заявление) в арбитражный суд, вправе ходатайствовать перед Президиумом ВАС РФ об участии в заседании по пересмотру судебных актов в порядке надзора посредством видеоконференцсвязи. При этом не важно, переданы акты в высшую судебную инстанцию по его представлению или по заявлениям иных участников дела.

Главной задачей участия прокурора в арбитражном процессе является защита государственных и общественных интересов в формах и по основаниям, предусмотренным арбитражным процессуальным законодательством.

Участие прокурора в арбитражном процессе представляет собой одну из форм защиты публично-правовых интересов наряду с защитой таких интересов государственными органами и органами местного самоуправления. При этом защита публичных интересов прокурором не означает, что одновременно прокурором не могут защищаться и иные интересы, что вытекает из содержания ч. 4 ст. 52 АПК РФ.

Следует иметь в виду, что участие прокурора в арбитражном процессе полностью подчиняется регламенту, установленному АПК РФ, и происходит в соответствии с ним. Прокурор в суде не осуществляет функций надзора, а выступает в качестве одного из лиц, участвующих в деле. Об этом прямо сказано в ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре в Российской Федерации"*(76), согласно которой полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством.

2. Формы участия прокурора в арбитражном процессе

В ст. 52 АПК РФ предусмотрены 2 формы участия прокурора в арбитражном процессе.

Во-первых, возбуждение дела по основаниям, предусмотренным в ч. 1 ст. 52 АПК РФ. В этом случае прокурор занимает процессуальное положение истца, защищающего публично-правовые интересы.

Во-вторых, согласно ч. 5 ст. 52 АПК РФ по делам, указанным в ч. 1 ст. 52 АПК РФ, прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности. Здесь речь идет о тех случаях, когда прокурор не является истцом по делу, а вступает в уже начатый другим лицом арбитражный процесс. В доктрине процессуального права и по аналогии с ГПК РФ (ч. 3 ст. 45) можно говорить о даче прокурором заключения по делу. В этом случае прокурор наделяется всеми правами лица, участвующего в деле, указанными в ст. 41 АПК РФ, однако не имеет специальных прав сторон, указанных в ст. 49 АПК РФ.

Еще по теме § 4. Прокурор в арбитражном процессе 1. Задачи и цели участия прокурора в арбитражном процессе:

  1. § 1. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ АДВОКАТУРЫ И АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  2. § 4. Прокурор в арбитражном процессе 1. Задачи и цели участия прокурора в арбитражном процессе
  3. Если процесс может быть уподобляем работе механизма, то рукоятью этого механизма является иск. Н.Н.Полянский
  4. Участие в арбитражном процессе прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления, выступающих в защиту прав других лиц, и иных заинтересованных лиц

Полномочия прокурора в арбитражном судопроизводстве

Разъясняет заместитель начальника управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры г. Москвы Виталий Сергеевич Мирошниченко

Деятельность органов прокуратуры в порядке арбитражного судопроизводства способствует укреплению законности в сфере экономической деятельности, а также обеспечивает защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательства. Обращения о вступлении прокуроров в дела, рассматриваемые арбитражными судами различных инстанций, неединичны. В них ставятся вопросы как о вступлении прокурора в споры, инициированные субъектами предпринимательства, так и о подаче органами прокуратуры заявлений в интересах конкретных организаций и индивидуальных предпринимателей. Также распространены заявления о проверке законности принятых арбитражным судом судебных актов.

При этом заявители не учитывают, что полномочия прокурора в арбитражном судопроизводстве не позволяют проверить законность любого судебного акта либо вступить в процесс по любому делу в целях обеспечения законности. В силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуроры участвуют в рассмотрении дел арбитражными судами в соответствии с процессуальным законодательством.

Полномочия прокурора в арбитражном процессе регламентированы ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ).

В соответствии с частью 1 указанной статьи, прокурор вправе обратиться в арбитражный суд только с определенными требованиями:
с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований;

с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.

По делам, указанным в части 1 ст. 52 АПК РФ, прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности.

Кроме того, в соответствии со ст. 198 АПК РФ, прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с исками (заявлениями), а также вступить в арбитражное дело, только по определенным законом основаниям.

Правом обжалования судебных актов арбитражного суда обладают только лица, участвующие в деле, что предусмотрено ст. 41 АПК РФ, а также лица, не участвовавшие в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт (ст. 42 АПК РФ). Прокурор не вправе проверить законность и обжаловать судебные акты по делам, которые не указаны в ст. 52 АПК РФ.

Вместе с тем участие прокурора в арбитражном процессе не ограничивается сферой искового производства.

Статьей 30.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрено право прокурора на оспаривание постановлений административного органа о привлечении к административной ответственности в порядке и сроки, установленные статьями 30.1 - 30.3 данного кодекса.

Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в силу части 3 статьи 30.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности юридического лица или индивидуального предпринимателя, обладает исключительно прокурор субъекта Российской Федерации или его заместитель.

Также главой 25 АПК РФ предусмотрено право прокурора обратиться в арбитражный суд с заявлением о привлечении юридических лиц и предпринимателей к административной ответственности. Перечень дел об административных правонарушениях, которые подлежат рассмотрению арбитражным судом, установлен частью 3 статьи 23.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.24, частями 2 и 3 статьи 9.4, статьями 9.5, 9.5.1, 14.1, 14.10 - 14.14, частями 1 и 2 статьи 14.16, статьями 14.17, 14.18, 14.23, 14.27, 14.36, 14.37, частью 2 статьи 14.38, статьями 14.50, 14.43 - 14.49, частью 1 статьи 15.10, частями 2 и 2.1 статьи 17.14, частями 6 и 15 статьи 19.5, статьей 19.33 КоАП РФ совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями; кроме того статьями 14.9, 14.31, 14.31.1, 14.31.2, 14.32, 14.33 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

С учетом изложенного, при обращении в прокуратуру с заявлениями о проверке законности судебных актов, о вступлении в процесс прокурора, следует строго руководствоваться требованиями АПК РФ.

При их несоблюдении, в соответствии с Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 г. № 45, на обращение субъектов предпринимательства дается только разъяснение о полномочиях органов прокуратуры по затронутым вопросам.