Процессуальные сроки.

КАС РФ Статья 10. Разумный срок административного судопроизводства и разумный срок исполнения судебных актов по административным делам

1. Административное судопроизводство и исполнение судебных актов по административным делам осуществляются в разумный срок.

2. При определении разумного срока административного судопроизводства, который включает в себя период со дня поступления административного искового заявления в суд первой инстанции до дня принятия последнего судебного акта по административному делу, учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность административного дела, поведение участников судебного процесса, достаточность и эффективность действий суда, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения административного дела, а также общая продолжительность судопроизводства по административному делу.

3. Разбирательство административных дел в судах осуществляется в сроки, установленные настоящим Кодексом. Продление этих сроков допустимо в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом.

4. Обстоятельства, связанные с организацией работы суда, в том числе предусмотренные пунктом 2 части 3 статьи 28 настоящего Кодекса и требующие замены судьи, а также рассмотрение административного дела различными инстанциями не может приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумного срока административного судопроизводства.

5. Правила определения разумного срока административного судопроизводства, предусмотренные частями 2 и настоящей статьи, применяются также при определении разумного срока исполнения судебных актов по административным делам.

6. В случае, если после принятия административного искового заявления к производству суда административное дело длительное время не рассматривается и судебный процесс явно затягивается, председатель суда по своей инициативе или на основании соответствующего заявления заинтересованного лица об ускорении рассмотрения административного дела вправе вынести мотивированное определение об ускорении рассмотрения административного дела.

7. В заявлении об ускорении рассмотрения административного дела должны быть, в частности, указаны обстоятельства, на которых лицо, подающее заявление, основывает свое требование. Заявление об ускорении рассмотрения административного дела рассматривается председателем суда не позднее следующего рабочего дня после дня поступления этого заявления в суд без извещения лица, подавшего заявление, и иных лиц, участвующих в деле. По результатам рассмотрения заявления председатель суда выносит мотивированное определение об удовлетворении заявления и ускорении рассмотрения административного дела или об отказе в этом.

  1. Основной образовательной программы (опоп) по специальности 100116 «Парикмахерское искусство»

    Документ

    Раздел 2. Тема 2.4 Основные конституционные права и обязанности... : Заполните таблицу «Основания привлечения... порядка производства по делам об административных правонарушениях и... срок ... право. – М., 2007. Уголовное процессуальное право. – М., 2007. Чиркин...

  2. Основная профессиональная образовательная программа Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования

    Образовательная программа

    ... Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность. Порядок производства по делам об административных правонарушениях ... Уголовное процессуальное ... таблиц определение качества основных ...

  3. Головистикова Анастасия Николаевна

    Документ

    Понятие Производство по делам об административных правонарушениях следует рассматривать в двух направлениях Производство по делам об административных правонарушениях - это совокупность административно -процессуальных норм. Производство по делам об ...

  4. Курс «Адвокатура» представляет собой изложенные в определенной системе основные положения на базе теории и практики правового регулирования. Цель изучения дисциплины

    Документ

    Процедуру производства по делам об административных правонарушениях ; меры административно -процессуального обеспечения по делам об административных правонарушениях ; механизм исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях . Уметь...

  5. Ключи к образцам заданий регионального этапа Всош по праву (2011-2013гг.) (1)

    Документ

    ... процессуальной дееспособности – … лет. 5.2 Задание к тексту по его анализу, поиску примеров, характеризующих основные ... или соотнесите латинское выражение. Производство по делам об административных правонарушениях . № п\п Тип задания Формулировка...

Значение процессуальных сроков в административном судопроизводстве сложно переоценить, учитывая закрепление в действующем законодательстве искового производства как процессуальной формы разрешения споров в публично-правовой сфере общественных отношений с участием субъектов властных полномочий. Установление и соблюдение процессуальных сроков является одним из условий осуществления эффективного судебного административного процесса, решения спора по сути, избежания фактов затягивания рассмотрения дела административной юрисдикции и, наконец, повышение доверия к судебной ветви власти, ее способности осуществлять защиту прав и свобод граждан, прав и законных интересов юридических лиц. Следует отметить, что несоблюдение процессуальных сроков является одним из наиболее распространенных нарушений при рассмотрении дела административной юрисдикции. На это обращал внимание Верховный Суд Украины в постановлении "О состоянии осуществления судопроизводства административными судами". Нарушения касались следующих сроков: открытие производства по делу; рассмотрения административных дел; поступление исковых заявлений, апелляционных и кассационных жалоб в судьи-докладчика; открытие кассационных производств и тому подобное.

Одной из причин таких нарушений является отсутствие четкости и однозначности формулировки норм Кодекса административного судопроизводства Украины, которыми установлены определенные процессуальные сроки, в результате чего имеет место неоднозначность их восприятия судьями при разрешении дела административной юрисдикции. В частности, Высший административный суд Украины обращал внимание на особенности урегулирования процессуальных сроков при разрешении споров в сфере публичной службы, которые принадлежат к компетенции административных судов, согласно пункта второго части первой статьи 17 КАС Украины, в Аналитической справке об изучении и обобщении практики рассмотрения административными судами споров по поводу принятия граждан на публичную службу, ее прохождения, увольнения с публичной службы от 01.02.2009 г. Вместе с тем, такая справка не может быть отнесена к нормативно-правовых актов, а поэтому ее предписания следует воспринимать как рекомендации, направленные на совершенствование правоприменения.

Первым шагом по решению данной проблемы является определение понятия "процессуальный срок" в административном судопроизводстве, исходя из его сущности и содержания.

Научные достижения ученых, которые исследовали проблему становления и развития административной юстиции, совершенствования процессуального порядка рассмотрения дела административной юрисдикции, правового статуса участников судебного административного процесса (В. Анпилогов, А. Пасенюк и др.) свидетельствуют о крайне недостаточной степень проработки вопрос о процессуальные сроки в административном судопроизводстве. Вопрос о процессуальных сроках освещалось и в учебных пособиях, учебниках по основам административного судопроизводства, административного процесса, административно-процессуального права. Анализ научных и методических наработок в области административной юстиции свидетельствует о существовании разнообразия научных подходов относительно определения сущности и содержания общей категории судебного административного процесса. Понятно, что отдельные институты административного процессуального права, при таких условиях, еще не были изучены в достаточной степени.

Проблема сущности и содержания понятия "процессуальный срок" была изучена, в основном, российскими учеными - представителями науки гражданского права и процесса Л. Востріковою, А. Їсаєвою, К. Лебедевой. Проблему административно-процессуальных сроков изучали Д. Бахрах, А. Баб как, В. Перепелюк и др. Ученые уделяли внимание изучению процессуальных сроков, в основном, в производстве по делам об административных правонарушениях. Кроме этих сроков, А. Бабьяк изучал процессуальные сроки в процедурных процессах. В. Перепелюк формулировал общее определение процессуальных сроков, однако не отмечал их связь с наступлением юридических последствий.

Частью первой ст. 101 КАС Украины процессуальные сроки определены как установленные законом или судом сроки, в пределах которых совершаются процессуальные действия. В указанной норме процессуальные сроки определены через срок "сроки", что не может быть признано достаточным, а потому требует уточнения. Такое уточнение может быть осуществлено на основании анализа соотношения категорий "срок", "время", ведь исследования сущности времени позволяет выяснить правовую природу срока в судебном административном процессе, его социальное и юридическое значение. Как верно отмечает К. Лебедева относительно сроков в гражданском процессе, именно социально-правовая природа и юридическое значение сроков в конечном случае определяют правила их установления и определения, которые, в свою очередь, влияют на порядок применения положений закона о сроках и создают условия для наполнения механизма воздействия на общественные отношения конкретным содержанием. Этот подход ученого относительно роли социально-правовой природы и юридического значения сроков может быть в полной мере применен и к анализу проблемы сущности и содержания термина "процессуальный срок" в административном судопроизводстве.

А. Бабьяк, анализируя достижения ученых, которые изучали проблему развития процессуальных отношений и их правового регулирования, отмечал следующее. В уголовном процессе срок воспринимался как разновидность правовых средств (А. Іуляєв), время для выполнения определенных процессуальных действий (С. Фомин). При этом подчеркивается обязательность соблюдения уголовно-процессуальных сроков как их имманентное свойство. В гражданско-правовой литературе срок рассматривался как юридический факт или как один из элементов фактического состава, с которым закон связывает наступление определенных юридических последствий (А. Жгунова, Бы. Черпахін, В. Луць). Аналогичный подход отмечается и в трудовом праве (П. Жигал кин), где срок воспринимается как определенный промежуток времени, определяемый законом или в соответствии с требованиями закона волевыми действиями людей, с истечением или наступлением которого нормы права связывают определенные юридические последствия.

Статьей 251 Гражданского кодекса Украины предоставлено содержание дефиниций "срок" и "срок". Сроком определен определенный период во времени, с истечением которого связано действие или событие, имеющее юридическое значение. Срок определенный момент во времени, с наступлением которого связано действие или событие, имеющее юридическое значение. Однако разграничение срока и срока вряд предстает целесообразным, ввиду их синонимично значение, когда срок является одним из значений слова "срок".

На основании проведенного выше анализа различных научных подходов к сущности категорий "время", "срок", можно отметить, что понятия процессуального срока в административном судопроизводстве можно сформулировать, учитывая три положения: а) категорию "время"; б) наличие таких элементов времени как момент, продолжительность; в) наличие связи факта наступления или истечения с юридическими последствиями.

Таким образом, процессуальный срок можно определить как установленный законом или судом промежуток времени начало или окончание истечении которого или наступление которого влечет юридические последствия и в пределах которого совершаются процессуальные действия. Это определение целесообразно закрепить в норме ч. 1 ст. 101 КАС Украины, заменив существующую редакцию.