Почему медведь - символ россии. Коготь медведя и значение других медвежьих оберегов

Традиционно медведь – символ дуалистичный, то есть он объединяет черты, которые во многом (а иногда напрямую) противоположны. Это образ силы и лени, ярости и добродушия, обжорства и аскетизма, непредсказуемости и материнства. И нет ничего удивительного в том, что символ медведя встречается в культурной традиции едва ли не любого региона на планете, ведь везде, где обитает это животное, оно занимает верхнюю позицию в пищевой цепочке.

Это существо, с которым вынужден считаться каждый, будь то животное или человек. Именно поэтому повадки медведя хорошо известны с глубокой древности, люди всегда уважали и боялись медведя, желая получить некоторые из его качеств (у скандинавов, славян и американских индейцев – коготь и клык медведя являются культовыми талисманами с глубоким сакральным значением). При этом практически у всех народов медведь – символ богатырской мощи и неистовой ярости, отсюда – закономерное внедрение образа в воинскую структуру.

К примеру, у древних скандинавов медведь олицетворял Одина, поэтому воины, посвятившие себя служению этому богу, именовались берсерками (от «бор» или «бер», что значит «медведь»), они отличались неистовством в бою и носили медвежьи шкуры. Также у скандинавов символ медведя связан с луной, это животное бога грома Тора и атрибут богини Берн. Медведица Атла в скандинавском шаманизме олицетворяет женский принцип, а медведь Атли – мужской. У галлов медведь был символом процветания (неизменный спутник богини охоты Артио), а у кельтов это благородное животное противопоставлялось кабану, воплощающему духовную власть.


В Древнем Египте символ медведя олицетворял ребенка (новорожденного), а медведица была широко распространенной метафорой беременной женщины. При этом для египтян символ медведя заключал в себе идею творения, идею создания новой жизни, ее воплощения из бесформенного небытия хаоса в упорядоченный мир действительности. На востоке (в частности – у хеттов) широко распространены мифы о людях-медведях, а сам медведь является «царем зверей» наряду со львом. У эллинов символ медведя неразрывно связан с Артемидой, богиней охоты и дикой природы. Медведей приносили в жертву Артемиде, а в ее храмах обязательно жило прирученное (насколько это вообще возможно) животное. Широко известен древнегреческий миф о том, как Артемида обратила Каллисто в медведицу, которую позже Зевс «забросил» на небо (так якобы возникло созвездие Большой Медведицы). Также медведь был символом богини Дианы и выступал эпитетом бога Меркурия.

У славян символ медведя был связан с богом природы Велесом. Медведь был спутником Велеса, да и сам бог нередко принимал облик этого животного, которого славяне считали хозяином леса. У всех славянских народов широко распространены мифы о бералаках (полулюди-полумедведи). В некоторых мифах говорится о том, что люди становятся бералаками из-за наведенного колдовства, в других – если прогневят богов. Часто бералаки (подобно волколакам) предстают антропоморфными чудовищами, но иногда речь идет о неконтролируемом превращении (как в случае с широко известными оборотнями-волками из европейской традиции).

Почему медведь – символ России?

По всей территории России символ медведя неизменно присутствует в сказках и поверьях. Прирученные скоморохами медведи всегда участвовали в народных гуляниях, известны упоминания о кровавой забаве – кулачном бою человека и медведя. Это животное было культовым, оно являлось тотемом многих племен, причем не только у западных и восточных славян, но и у народом Сибири, где медведь неразрывно связан с шаманической традицией (в тенгрианстве и во многих других местных верованиях он воплощает дух предка, помогает шаману в его странствиях, защищает его).

Учитывая глубокую связь этого образа с культурой и традицией народов, исконно населяющих территорию нашей страны, нет ничего удивительного в том, что медведь – символ России. Символ медведя широко представлен в геральдике русских городов, его можно увидеть на гербе Ярославля, Перми, Норильска, Новгорода, Хабаровска, Екатеринбурга, Южно-Сахалинска и многих других населенных пунктов. В Европе символ медведя встречается на гербах Брюгге и Гренландии, традиционно медведь – символ Берлина и Мадрида (это животное представлено в символике указанных городов со средневековья). Также медведь располагался на личном гербе папы римского Бенедикта XVI.

Но почему медведь – символ России в контексте европейского взгляда? Откуда пошла эта традиция? Дело в том, что шведский ученый и исследователь Олаус Магнус на своей «Морской карте» (1539 год) обозначил территории славян стилизованным символом медведя. А еще раньше, в 1526 году барон Сигизмунд Герберштейн в своих «Записках о московитских делах» указал, что зимой медведи, гонимые голодом и холодом, нередко приходят в русские города и села. Безусловно, его описание было преувеличенным, однако именно оно легло в основу прочной связи между образом России и медведя, ставшего «национальным символом» нашей страны.

Нужно сказать, что медвежий культ, бытовавший у славян с глубокой древности, в отдельных регионах сохранялся вплоть до XX века. В Белоруссии до середины минувшего столетья праздновали Комоедицу, день пробуждения медведя (а кое-где празднуют до сих пор). По всей территории Украины, а также у представителей народа мордва символ медведя был широко распространен не только в фольклоре, но и в народной праздничной традиции до конца XX века. На сегодняшний день обширный пласт этой традиции сохранен и в отдельных районах реализуется до сих пор в практически неизмененном виде.

Фактически культ медведя среди славянских племен являлся, вероятно, одним из древнейших (наряду с культом волка). С течением времени (особенно под влияние процесса христианизации) истоки культа видоизменились, из тотемного животного и атрибута бога Велеса медведь стал сугубо фольклорным персонажем и на данный момент у нас практически нет сведений о том, как это животное славяне воспринимали изначально (в средневековье и еще раньше). Тем не менее, символ медведя действительно неразрывно связан с мифами, легендами и традициями нашей страны. Так что называть медведя символом России справедливо и исторически закономерно.

P.S. Любопытно отметить, что известный швейцарский психиатр Карл Густав Юнг видел в образе медведя отражение (или воплощение) наиболее опасной, инстинктивной и необузданной части человеческого подсознания.

На гербе уральского города Перми изображен идущий медведь. Почему именно Медведь стал символом многих городов России и Европы? Да и в остальном мире, где водятся эти звери, к Медведю относятся более, чем почтительно.
Для всех Медведь – это символ силы. Медведь – самый крупный и сильный зверь на севере Европы.
Это олицетворение могучей силы, мощи, жизнестойкости. Это зверь, умеющий постоять за себя!

Медведь может показаться неуклюжим, добродушным и ленивым. Этаким увальнем. И прозвище у него в России снисходительно-ласковое – Мишка косолапый.
Но не стоит задирать Медведя – он в миг способен стать ловким, быстрым, злобным и яростным, к тому же обладающим неимоверной силой и мощью зверем.
Кстати, Медведь – символ России ! Не зря мудрые люди советовали разным захватчикам не трогать, не задирать, не пытаться захватить Россию. Это всегда плохо кончалось. Для захватчиков.

Для людей Медведь всегда был символом возрождения и новой жизни, т.к. исчезал зимой, уходя в зимнюю спячку, а весной появлялся вновь живым, а медведица еще и выходила весной из берлоги с медвежатами!

Медведь – древнейший царь зверей и Хозяин дремучих холодных северных лесов. На северо-востоке Европы Медведя уважительно называют Хозяин леса, Хозяин тайги или просто Хозяин!
Археологи находят медвежий культ у всех финно-угорских и почти увсех европейских народов.
Медведь – символ смелого Охотника, Родоначальника, Родового старца, Прародителя, Духа Покровителя.

В Европе культ Медведя был распространен от Эльбы до Урала.
Образ льва, как царя зверей, пришел в Европу позже – из теплых средиземноморских стран. Но и сейчас еще в гербах многих европейских городов присутствует медведь -Мадрид, Берлин, Берн, Ярославль, Пермь…

В гербе Перми Медведь несет на спине Библию – это изначально символизировало победу христианства над язычеством местных угро-финских народов.
Белый (серебряный) цвет Медведя – символ благополучия и процветания.
Медведь также и символ единства и гармонии с окружающим миром. Идущий Медведь в гербе символизирует движение вперед, уверенность в будущем.
Так-что, Медведь – отличный символ Перми !

И в современной истории используется Медведь- как символ . Например, Медведь был символом Олимпийских Игр 1980 года в Москве.

Другой пример. На фондовых биржах, на международных валютных торгах игроки, делающие ставки на понижение курсов, называются “медведями”. Их символ – Медведь, своей лапой давящий цены вниз.
Там есть и другие персонажи животного мира, но об этом в другой статье.

Возросший интерес к культуре России, широкое использование образа медведя как символа России в СМИ, как зарубежных, так и отечественных, в речи современных политиков, в повседневной жизни поясняет актуальность необходимости ответа на вопрос: «Почему медведь является символом России?». Объяснению причин становления устойчивого стереотипа «Русского медведя» посвящали свои труды А.А. Россомахин, В.М. Успенский, Д.Г. Хрусталев, А. Леонтьев, М. Леонтьева, Ю.А. Кошкарова, В.С. Житенёв и другие.

Для тщательного раскрытия проблемы требуется как рассмотрение истории почитания этого животного в России на протяжении веков, так и анализ генезиса восприятия образа “Русского медведя” в самой России и за рубежом.

Культ медведя существовал во многих частях мира еще в Каменном веке. Древние люди придавали медведю особое значение, о чем свидетельствуют находки древнейших памятников культуры. Так, особую ценность для археологов представляет «Монтеспанский медведь», найденный в пещере Монтеспан (Франция)- глиняная статуя медведя, к которой ориентировочно 35-30 тыс. лет до н.э. был прикреплен настоящий череп медведя. Ученые предполагают, что эта статуя служила охотничьей мишенью для человека палеолита, который верил, что "убийство" макета будет благоприятствовать реальной охоте.


«Монтеспанский медведь», Франция, Монтеспан.

Женщина-медведица (неолит) 1

В мифологическом представлении человека Каменного века медведь представлял священное животное, о чем свидетельствуют наскальные рисунки палеолита, мезолита и неолита. Многочисленные петроглифы изображают не только охоту на медведя, но и отдельные рисунки этого животного, что говорит об особой роли медведя для древнего человека, его причастности к загробной жизни. 2 В своем труде «Культ медведя в палеолите Европы», Житенёв В.С. утверждает, что «Культ по отношению к медведю - один из самых древних проявлений зоолатрии», и выражался он в организации медвежьих костных комплексов, а также в изготовлении подвесок из медвежьих зубов и костей. По мнению Б.А. Рыбакова, культ медведя, возможно, является самым первым в истории человечества. 3


Два медведя, Хйеммелюфт, Альта-фьорд, Норвегия


Гравированный рисунок медведя, пещера Пешь-Мерль, Франция


Пещерный медведь, пещера Шове, Франция


Гравированные морды медведя и лошади, Кресвел, Англия

В мифологии Северного полушария образ медведя является одним из самых распространенных. Так, особое отношение к медведю существует в скандинавских сагах. Некоторые герои саг имеют предка-медведя, что является пережитками тотемизма. Интересным в этой связи представляется упоминание в скандинавских сагах воинов-берсерков (berserkr в переводе со старонорвежского переводится как «медвежья шкура» или «без рубашки»). Это были свирепые и агрессивные воины, которые предваряли боевые действия, приводя себя в «особого рода боевой транс». 4 Берсерки носили медвежьи шкуры, как бы превращаясь в этого сильного, агрессивного, непобедимого животного.


Бронзовая пластинка 8 века

На территории России в каменном веке также существовали свидетельства особого отношения к медведю. Памятники наскального искусства с изображением этого зверя имеются во многих местах России. Например, на камнях Балабан I и II, расположенных на берегу реки Тагил, на родине манси, у которых медведь считался князем лесов, присутствуют изображения медведей. «Эти находки могут быть отнесены к петрогромской культуре и датированы концом I – началом II тысячелетия» 5 . Здесь изображены окружности, в центре которых находится фигура медведя, при этом, по словам Д.П. Шорина, «его изображение обведено двумя кругами как окружались имена фараонов в египетских иероглифах» 6



Панорама Камня Балабана I, 2010 год 7

Эти и другие находки свидетельствуют о существовавшем у древних народов России культа медведя.

Определение культу медведя дает Ю.А. Кошкарова в своем исследовании «Архетипический образ медведя в духовной культуре народов России». 8 Под культом медведя «понимается поклонение медведю, проявляющееся в особом отношении к этому животному и реализации комплекса обрядов, связанных с охотой, поеданием туши и захоронением его костей, основанных на синтезе тотемизма, анимизма, анимализма, промысловых и родовых (племенных) культов, посредством чего достигается «расположением» медведя к человеку» 9 .

Зародившись в мустьерской культуре, просуществовав до середины XX века и сохранив некоторые элементы в культуре некоторых народов современной России, культ медведя является одним из наиболее устойчивых.

В представлении древних народов России медведь представлял предка человека, имел «кровную связь» с ним. Об этом свидетельствуют и эвфемизмы, которыми иносказательно называли медведя - «старик», «дед», «дедушка», «дядя», «бабушка», «большая старуха» 10 и т.д.

Следует отметить причастность этого животного к божественному. Древнерусский языческий бог мудрости и плодородия Велес имеет образ медведя. При этом, вероятно, Велес - Волос, был древнейшим из всех славянских божеств, корни представлений о котором восходят к медвежьему культу мустьерских неандертальцев. Примечательно, что «древнерусские волхвы носили одежды, вывернутые наизнанку, либо звериные шкуры, как правило, медвежьи» 11 . По мнению Ю.В. Кривошеева 12 , медведь, в представлении волхвов, уносил их в иной мир.

Божественная ипостась медведя в представлении древних народов России породила создание многих эвфемизмов для замены табуированного имени этого животного, таких как «лесная или горная женщина» у манси, «шерстной человек» (кеты), «князь зверей» (якуты), «царь-человек» (буряты), «маленькое дорогое божественное создание» (айны) 13 . Само слово «медведь» означает «поедающий мёд» (трактовка «ведающий мёд» является ошибочной), и впоследствии само стало заменяться эвфемизмами: «косолапый», «бурый», «старый», «тихий», «мохнатый».

Постепенно медведь из предка трансформируется и приобретает образ хозяина, царя леса, князя зверей.

Особое восприятие медведя древними народами породило «медвежий праздник» - охотничий культ, связанный с представлениями древних охотников о перерождении животных после смерти. Убийство, поедание и похороны медведей сопровождались ритуальными действиями и «медвежьими песнями» с целью умилостивить и расположить убитого медведя, "помирить душу медведя с добывшим его охотником" 14

«Медвежья присяга» у остяков и вогулов также являлась подтверждением особого отношения к животному. По традиции этих народов обвиняемый мог прибегнуть к «медвежьей присяге» для доказательства своей невиновности. Как пишет Н. Харузин, «Очистительная клятва медведем считается одной из наиболее сильных, и лицо, согласившееся воспользоваться этим видом судебного докзательства, освобождается от подозрения в совершении проступка или преступления» 15 .

Таким образом, в сложном образе медведя для древнего человека соединялись три ипостаси: божественная, человеческая и животная.

Медведь, в представлении древних славян, обладал целым рядом уникальных свойств. Он был способен снимать злые чары, напущенные на скот, и поэтому считался покровителем скотоводства 16 .

В языческой символике медведь олицетворял умение быть хозяином мира, ”хорошим семьянином, учителем, воспитателем… схоронником (хранителем запасов), купцом” 17 . Поэтому чаще всего этот символ изображался на мужских талисманах. Знак “медвежьи уши”- символ внимательности в язычестве, а “след медведя”, как символ охотника, вышивали на мужских рубахах.

Следы тотемизма просуществовали вплоть до середины ХХ века. Сибирские старожилы еще в конце ХIХ века продолжали звать медведя «хозяином». Сохранились различные поверья, например, в леса не брали беременных: если ей встретился медведь, он обязательно ее изорвет, убив в утробе будущего охотника. Сохранились и приметы: «если зверь долго не залезает в берлогу, то зима будет длинной» 18 , а также особенность этого животного подчеркивалась связью с календарем: половину зимы медведь спит на одном боку, половину - на другом. Сохранилось поверье, что "хозяин тайги" имел человеческое происхождение, ввиду того, что имел глаза, ступни и пальцы как у человека. По народному поверью, медведь даже постится весь Рождественский пост - сосет лапу 19 . Охотники обосновывали человеческое происхождение медведя тем фактом, что собака одинаково лает на человека и медведя.

Ряженый-медведь продолжал быть частью свадеб у русского народа, так как оставался символом многодетности и плодородия, богатства молодых 20 . В связи с этим невеста и жених сидели на шкурах этих животных. Более того, на Масленицу вплоть до Великой Отечественной войны водили живых обученных медведей.

Медведь является персонажем русских народных сказок, анализ которых раскрывает картину образа медведя в сознании русского народа.

Сказочный образ медведя в русской сказке неоднозначен. Где-то он является сильным и справедливым защитником слабых («Медведь и собака»), где-то легкомыслен, ограничен и простодушен («Мужик и медведь», «Медведь и лиса»). Также он имеет “роль помощника и дарителя” 21 .

В некоторых сказках медведь является похитителем, испытанием для героев. В сказке «Маша и медведь» зверь похищает девочку, заставляет ее работать. Другие сказки, например, «Медвежье ушко», которая повествует о рождении героя от человека и медведя, выражают «брачную» роль медведя, который иногда может превращаться в человека. В подобных сказках медведь выполняет роль испытания для девочки, которая, преодолевая трудности, становится «красной девицей», то есть девушкой на выданье. Например, в сказке "Про медведя и трех сестер" медведь требует демонстрировать способности к ткачеству: «Девица, девица, садись за красеньци. Выткёшь - замуж возьму, не выткёшь - голову отсеку» 22 . Медведь как символ плодородия, помогает женщинам развивать свою женскую природу, становиться женами и матерями.

После принятия христианства отношение к медведю как к сакральному животному стало вытесняться в связи с искоренением язычества на территории Руси. Однако, отношение христианства к медведю не столь однозначно.

Для полного понимания этого вопроса К. Войцеховска в статье «Лютый зверь и образец заботливости: образ медведя в Библии и апокрифах» 23 делает попытку истолковать библейский образ медведя. В Библии медведь (речь идет о сирийских медведях) упоминается не часто: несколько раз в Ветхом Завете, и один - в Новом Завете. Одним из таких упоминаний является 4 Цар 2:23-24, где пророк Елисей проклинает детей, которые насмехнулись над ним, и тогда вышли два медведя и растерзали их. Здесь медведи предстают как орудие суда Божьего. Медведь в видении пророка Даниила (Дан 7:1 и посл) описан так: «И вот еще зверь, второй, похожий на медведя, стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него, между зубами его; ему сказано так: «встань, ешь мяса много!» (древнееврейское слово dob, «медведь», может обозначать и самку, и самца, из чего некоторые исследователи делают вывод, что это животное объединяет диаметрально противоположные качества, например, божественную и демоническую силы). Исследователи предполагают, что в данном случае медведь - одно из агрессивных животных-врагов Божьего народа, и олицетворяет Мидо-Персию. В этом контексте, К. Войцеховска отмечает, что персидский царь Кир изображался на иконографии верхом на медведе. В Откровении Иоанна Богослова «медвежьи лапы» также являются частью «зверя».

Однако не только хитрость и жестокость олицетворяет медведь. В книге пророка Исайи медведица - олицетворение спокойствия: «И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому». Во 2 книге Царств медведица, с одной стороны, раздражена, а с другой - готова защищать своих детенышей, что может служить примером положительной символики, в связи со сравнением ее с Богом: «И продолжал Хусий: ты знаешь твоего отца и людей его; они храбры и сильно раздражены, как медведица в поле, у которой отняли детей, и отец твой - человек воинственный; он не остановится ночевать с народом». В дальнейшем, медвежата, выходящие из пещеры, стали символом воскресения Христа.

В русской православной церкви изображение медведя присутствует на иконах. В житии святого Серафима Саровского, жившего в конце ХVIII- начале ХIХ вв., повествуется, что не раз видели, как старец из рук кормил огромного медведя, служившего ему.

«Одна монахиня пришла к святому Серафиму и увидела, что он сидит близ своей кельи на обрубке дерева, и подле него стоит огромный медведь. Она так и обмерла от страха и закричала во весь голос: "Батюшка! Смерть моя!” и упала. Старец Серафим, услышав её голос, ударил медведя легонько и махнул ему рукой. Тогда медведь, как разумный, тотчас пошёл в ту сторону, куда показал о. Серафим, в густоту леса. Монахиня, видя всё это, трепетала от ужаса. Старец Серафим подошёл к ней и сказал: “Не ужасайся, не пугайся!” Она все-таки продолжала кричать: “Ой, смерть моя!” На это старец отвечал: “Нет, матушка, не смерть, и смерть от тебя далеко. А это радость!” И затем он повёл её к той самой колоде, на которой сидел прежде. Помолившись, он посадил монахиню на колоду и сам сел. Не успели они сесть, как вдруг тот же самый медведь вышел из чащи леса, подошёл к св. Серафиму и лёг у его ног. Монахиня, видя такого страшного зверя вблизи себя, была сначала в большом страхе и трепете. Отец же Серафим обращался с ним без всякого страха, как с кроткой овечкой, и даже стал кормить его из своих рук хлебом. Тогда и монахиня стала мало-помалу приободряться. Лицо великого старца было в это время особенно чудно. Оно было светло, как у ангела, и радостно» 24 .

Этот сюжет стал распространен как олицетворение христианской любви и милосердия, способных «приручить» даже опасного зверя.

В житии святого Сергия Радонежского на медведе также проявляется милосердие и любовь святого. Однажды святой пожалел огромного медведя, слабого от голода и принес ему хлеба. Медведь мирно съел угощение и стал навещать святого Сергия с этих пор, а потом стал ручным.


Юность Преподобного Сергия. Нестеров М.В.

Несмотря на неоднозначное отношение церкви к образу медведя, элементы культа медведя сохранились в обрядах, приметах, творчестве славян и после Крещения Руси.

На Руси верили, что нечистая сила не может принимать облик медведя. «Медведь от Бога»,- говорили крестьяне Олонецкой губернии. А в украинской легенде «старый дед» обращает человека и делает его сначала богом, потом медведем. Интересным представляется шуточное название медведя крестьянами: «Лесной архимандрит».

Сохранилось поверье, что медведь снимает порчу с дома и со скота. Поэтому, в некоторых русских деревнях существовал «обряд вождения медведя вокруг деревни, направленный на очищение полей и, соответственно, на обеспечение хорошего урожая» 25 .

Медведя воспринимали как символ здоровья и силы, и наделяли его продуцирующей силой. Поэтому медведь был важным образом на свадьбах. Жениха и невесту нередко в песнях звали «медведь» и «медведица». Молодых часто сажали на шкуры медведей, а также они могли провести первую брачную ночь на шкурах этого животного.

«Свекор батька говорит;
«К нам медведицу ведут»
свекровь матка говорит
«людоедицу ведут»

На празднестве мордвы ряженый медведь играл важную роль и помогал «запустить находящийся в покое потенциал репродуктивности, обеспечивающий рабочие руки» 26 , нередко бегая с толкушкой и заигрывая с девушками и женщинами. Также, по приметам, девушке медведь снился к жениху, свадьбе или прелюбодеянию. "Видеть во сне медведя - ожидать сватов". 27


Медведь. Охотничий идол. Тарногский район. Кон. ХVII в.

О хозяине тайги продолжали говорить иносказательно. Само слово “медведь” произошло вследствие замены табуированного неизвестного названия этого животного и создания эвфемизма от «поедающий мёд» (*medu-/medv- "мёд", + *ěd- "есть, принимать пищу"). Медведя изображали пчелиные ульи в соответствующей форме и деревянные скульптуры охотничьих идолов, корни которых уходят во времена тотемизма.


Улей в виде медведя. Россия, ХIХ век 28

Также сохранился элемент «медвежьего культа» в традициях. Например, в Белоруссии до середины ХХ века каждую весну отмечали пробуждение медведя. «Комоедицы»- так назывался медвежий праздник, который отмечался 23 марта перед Благовещением.

Однако закрепилось и негативное отношение к медведю как к символу жестокости, чревоугодия и лени. В большей степени это было результатом приручения медведя, когда царь тайги стал веселить народ на праздниках. Среди ряженых медведь был важным участником на Масленицу или Святки. Именно образу, а не человеку под маской, хозяева, к которым приходили колядовать ряженые, давали угощения, «задабривая» тех ради покровительства над скотом и урожаем. Иногда ряженые инсценировали вождение ряженого медведя на поводке, а иногда, чаще на Масленицу, настоящий обученный медведь развлекал народ.


Х.Г. Гейслер. Ряженые. 1800-е


Ф.Н. Рисс «Скоморохи в деревне» 1857 г.


П. Ф. Каверзнев «Ряженые». Вторая половина XIX века.

Все же медведь был близок российской культуре, поэтому фигура медведя распространена в и русской геральдике. Медведь изображен на гербах трех городов России и на гербе Хабаровского края.

История герба Великого Новгорода начинается еще в XVI веке, когда по приказу Ивана Грозного была изготовлена печать новгородского наместника, которая стала прообразом герба Новгорода, утвержденного в 1781 году Екатериной II. На гербе изображены два медведя, выполняющие функцию стражей места.



Печать новгородского наместника с Большой государственной печати Ивана Грозного


Герб Великого Новгорода

По мнению ученых, изображение медведя на гербе Ярославля связано со «Сказанием о построении града Ярославля», в котором говорится о том, что Ярослав Мудрый победил секирой «некоего люта зверя и псов», которых напустили язычники. Предполагается, что «лютый зверь» был медведем, т.к. в Верхнем Поволжье был распространен медвежий культ, а тот факт, что медведь стоит на задних лапах может отсылать к мифу о подобии человека и медведя. В этом сказании медведь символизирует язычество, искорененное православием.


Герб Ярославля

Герб Перми, изображающий медведя с Евангелием на спине, также символизирует победу христианства, усмирения им язычества, просвещения неверных, обращения их в православие.


Герб Перми

В связи с тем, что медведь является символом Перми, в центральной части города поставили скульптуру «Легенда о пермском медведе» или «Идущий медведь». Последнее название связано с самой идеей памятника, так как по представлениям иностранцев, по улицам уральских городов обязательно должны ходить медведи.


Скульптура «Легенда о пермском медведе». Пермь

На гербе Хабаровского края изображен гималайский медведь, что символизирует мощь и предусмотрительность 29 . Коренные народы этого края считали, а некоторые народы до сих пор считают медведя своим предком. Они обращались к нему с уважением, как к пожилому человеку. Охота на медведя сопровождалась медвежьим праздником, захоронение костей этого животного.


Герб Хабаровского края

Однако особое отношение к медведю предков, сохранение пережитков тотемизма, изображение медведя на гербах, сохранение в сказках, приметах не стало главной причиной становления образа медведя как символа России.

Большую роль, по мнению исследователей, например Д.Г. Хрустелева, в этом сыграл Запад.

Считается, что первыми сочинениями иностранца, в которых присутствуют записи о медведе в России стали «Записки о московитских делах» 30 Барона Сигизмунда Герберштейна (1486-1566). Записи о зиме 1526 года здесь, возможно, преувеличены, но имеют реальные основания. Он пишет: « ... медведи, подстрекаемые голодом, покидали леса, бегали повсюду по соседним деревням и врывались в дома; при виде их толпа поселян убегала от их нападения и от холода погибала вне дома жалкою смертию» 31 . Впоследствии этот рассказ был скопирован другими авторами, например, Александром Гваньини в произведении XVI века «Описание Московии», и стал основанием для анекдотов о медведях, гуляющих по городам России.

Примечательно, что медведь присутствует на одной из самых ранних карт Северной Европы («Carta Marina»), составленной Олафом Магнусом и напечатанной в 1539. Зверь изображен на территории Московского княжества.



«Carta Marina», Олаф Магнус

Также не позднее 1633 г. Исаак Масса составил карту «Северная и Восточная части России, называемой Московия». Здесь можно наблюдать два фрагмента, изображающих медведей.

Первый лист карты из Атласа Блау, выходившего многими изданиями с 1635 по 1672 гг.
В XVIII веке Запад выбрал медведя в качестве героя своих карикатур для изображения России, и таким образом около 300 лет назад зародил устойчивый стереотип.

Первое изображение России в образе медведя было напечатано в 1737 г. в серии английских гравюр под названием «The European Race»(Европейская гонка). С этого момента, как заявляют А.А. Россомахин, В.М. Успенский и Д.Г. Хрусталев - исследователи, изучавшие эту тему в рамках проекта «Россия как медведь» (2006 г.), в течение ста лет было выпущено более ста сатирических гравюр, на которых образ России представлен в виде медведя (иногда в ошейнике, наморднике, на привязи или с оружием). При этом, Василий Успенский 32 приводит факты, доказывающие, что этот образ имеет английское происхождение. Для популярной в Англии XVI века медвежьей травли, специально привозили русских белых медведей, которые стали впоследствии «эталоном качества». Этот образ стал основанием для многих карикатур XVIII-XIX вв. Например, сцена травли изображена на карикатуре 1801 года (илл. 2), где Наполеон держит цепь, к которой прикован медведь. Иллюстрация 4 показывает Наполеона, который надевает «ошейник независимости».


1. «The European Race», 1737 г.


2. Неизвестный гравер (изд. Уильям Холланд). Безумный Павел. 1801 г.
Раскарашенный офорт. Библиотека Брауновского университета


3. Чарльз Уильямс. Северных медведей учат танцевать. 1801 г. Раскрашенный офорт.


4. Чарльз Уильямс. Взаимные почести в Тильзите, или обезьяна, медведь и орел. 1807 г. Раскрашенный офорт


5. Исаак Круншенк. Бруин становится посредником. 1803 г. Раскрашенный офорт.

Также медведя на карикатурах изображали в качестве военного. Например, на листе Джеймса Гиллрея «Союзные державы разувают Эгалите 33 1799 г. (илл. 6) лишь Россия не наделена национальными признаками, как Пруссия, Турция, Голландия, Англия, Франция, а изображена в виде зверя.


6. Джеймс Гиллрей. Союзные державы разувают Эгалите. 1799 г. Раскрашенный офорт.

Медведь изображался и в образе казака. Например на листе 1828 г. «Высадка Великого медведя, или мусульмане в затруднительном положении» Уильяма Хита (илл.7).


7. Уильямс Хит. Высадка Большого Медведя, или мусульмане в затруднительном положении. 1828 г. Раскрашенный офорт

Очевидно, что английские гравюры XVIII - первой трети XIX вв. выражали образ России через изображение медведя, показывая ее «дикость, кровожадность, мощь, порабощенность или глупость» 34 и были доказательством «незнания англичанами подлинной российской действительности» 35 . Однако появление медведя на карикатурах, которые являются сильным средством убеждения, зародило стереотип Русского медведя, который продолжал использоваться в дальнейших карикатурах разных стран и используется до сих пор.

В ХХ веке «русский медведь» был особенно популярен в американских СМИ. В период Холодной войны, когда накал в отношениях между СССР и Западом был велик, метафора жестокого, кровожадного медведя широко использовалась западными СМИ как олицетворение политики СССР этих лет. Например, в 1980 году в Reader’s Digest вышла статья «Standing up to the Russian bear», содержащая «призыв проявить жестокость против СССР» 36 .

Такие приписываемые медведю качества как смелость, упорство, сила являются приоритетными для любого спортсмена, поэтому в 1980 году Мишка стал талисманом ХХII Олимпийских игр в Москве. Более того, образ был близок СССР стремлением защищать слабых, справедливостью, миролюбием, что в годы холодной войны могло сыграть на руку советской пропаганде.

В XXI веке медведь стал символом правящей партии «Единая Россия», он стал появляться в речах политиков. Например, в 2014 году президент В.В. Путин в ответ на призывы США вернуть Крым заявил: «Есть древняя пословица: «Что позволено Юпитеру, то не позволено быку». Но медведь ни у кого разрешения спрашивать не будет. И тайги своей не отдаст. К нам не лезьте и не корчите из себя вершителей судеб мира» 37

Данная фраза служит примером сравнения России с медведем как сильной, независимой державы. Однако образ «Русского медведя» до сих пор имеет разную семантику в мире.

В 2009 году группой исследователей было проведено социологическое исследование с целью определения восприятия образа медведя как символа России в самой России и за рубежом, а именно в США, г. Вашингтон. Результаты исследования были опубликованы в статье Т. Рябовой «Медведь как символ России: социологическое измерение”. 38 В процессе опроса выяснилось, что среди американских респондентов медведь стоял первым в списке символов России (41,6 %), среди которых были “Красная площадь” (39,0%), “Кремль” (28,6%), “АК-47” (28,6%), “Матрешка” (23,4%) и др. В списке символов России российских респондентов “медведь” (20,0%) занял четвертую позицию после таких маркеров, как “Двуглавый орел” (56,0%), “Кремль” (38,0%), “береза” (23,0%).

Ответы на вопрос об интерпретации образа «русского медведя» были различны у представителей двух стран. Так американские респонденты выделили “агрессивность” (76,6%) главным качеством «русского медведя», за ним шли “сила” (63,6%), “жестокость” (50,6%), “варварство” (26,0%). Напротив, российские респонденты на первое место поставили “силу” (58,0%), далее “отсталость” (43,0%), “неуклюжесть” (37,0%), “агрессивность” (25,0%).

Отрицательные качества символа, выбранные респондентами разных стран, но одновременно частое использование образа в российских СМИ побудили исследователей задать другой вопрос: «Если бы вы сравнивали Россию с медведем, то какими качествами вы бы ее наделили?». Ответы были следующие: «сила» - 81 %, «добродушие» - 41%, «бесхитростность» - 13%, «неуклюжесть» - 12%, «отсталость» - 6%, «глупость» - 6%, агрессивность - 4%.

Проанализировав эти данные можно сделать вывод, что американец видит скрывающуюся за силой «русского медведя» агрессивность. В то же время, в восприятии россиянина, сила «русского медведя» дополняется добродушием и бесхитростностью, что показывает положительную окраску данного символа в России. Возможно его близость русскому народу имеет общее с менталитетом русского человека: долгая зимняя спячка и короткое лето медведя схожи с жизнью русского крестьянина с его коротким летним периодом сельскохозяйственных работ и долгими зимними вечерами. Это и двойственность в русском характере, которая может проявляться во вспыльчивости и быстрой отходчивости, в справедливости наказания виновных и неравнодушной защитой страдающих.

Таким образом, зародившийся еще в каменном веке культ медведя сохранил свои элементы в культуре русского народа вплоть до середины ХХ века: его образ присутствует не только в обрядах, приметах и фольклоре, но и в русской геральдике. Однако Запад сыграл главную роль в становлении медведя как символа России. В ХVI веке хозяин тайги появляется на картах как маркер России, а уже в XVIII веке в карикатурах Великобритании медведь олицетворяет Россию, говоря о ней, как о варварской стране с агрессивной политикой. Во времена Холодной войны США продолжили использовать образ медведя в СМИ как инструмент информационной войны. Переходным моментом в становлении «Русского медведя» становятся ХХII Олимпийские игры в Москве, талисманом которых стал Олимпийский Мишка как обладатель силы, справедливости, миролюбия. В начале ХХI века медведь был выбран как символ правящей партии «Единой России», а сегодня его образ часто используется в речи российских и зарубежных политиков, что еще более закрепляет итак устойчивый стереотип о сильной, независимой, как медведь, России.

1 Рыбаков Б.А. Язычество древних славян(текст)/ Б.А. Рыбаков. - М. Наука, 1981 г., с. 105.
2 Дубровский Д.К., Грачёв В.Ю. Уральские писаницы в мировом наскальном искусстве. – Екатеринбург: ООО «Грачёв и партнёры», 2010. - с. 216
3 Рыбаков Б.А. Язычество древних славян(текст)/ Б.А. Рыбаков..- М. Наука, 1981 г.
4 Акунов В.В. «Берсерки. Воины-медведи древнего Севера/ В.В. Акунино.- М.: Вече, 2014.- с. 320
5 Дубровский Д.К., Грачёв В.Ю. Уральские писаницы в мировом наскальном искусстве. – Екатеринбург: ООО «Грачёв и партнёры», 2010. - с. 115
6 Дубровский Д.К., Грачёв В.Ю. Уральские писаницы в мировом наскальном искусстве. – Екатеринбург: ООО «Грачёв и партнёры», 2010. - с. 115
7 Дубровский Д.К., Грачёв В.Ю. Уральские писаницы в мировом наскальном искусстве. – Екатеринбург: ООО «Грачёв и партнёры», 2010. - с. 114
8 Кошкарова Ю.А. «Архетипический образ медведя в духовной культуре народов России». [Текст]: дисс. канд. культурологии 24.00.01 - Кошкарова Юлия Александровна.- Краснодар, 2011, с. 213
9 Кошкарова Ю.А. «Архетипический образ медведя в духовной культуре народов России». [Текст]: дисс. канд. культурологии 24.00.01 - Кошкарова Юлия Александровна.- Краснодар, 2011, с. 32
10 Кошкарова Ю.А. «Архетипический образ медведя в духовной культуре народов России». [Текст]: дисс. канд. культурологии 24.00.01. - Кошкарова Юлия Александровна.- Краснодар, 2011, с. 80
11 Кошкарова Ю.А. «Архетипический образ медведя в духовной культуре народов России». [Текст]: дисс. канд. культурологии 24.00.01. - Кошкарова Юлия Александровна.- Краснодар, 2011, с. 29
12 Кривошеев Ю.В. Религия восточных славян накануне крещения Руси(текст)/ Ю.В. Кривошеев. Л.: Знание, 1988 с. 38
13 Кошкарова Ю.А. «Архетипический образ медведя в духовной культуре народов России». [Текст]: дисс. канд. культурологии 24.00.01. - Кошкарова Юлия Александровна.- Краснодар, 2011, с. 26
14 Материалы V Югорских чтений “Медведь в культуре обско-угорских народов”: Сборник научных статей/ Под ред. Т.А. Молдановой, А.Д. Каксина.- Ханты-Мансийск: ГУИПП “Полиграфист”, 2002.- с. 3
15 Харузин Н. Медвежья присяга: тотемические основы культа медведя у остяков и вогулов - М., 1899
16 Пахомова А.В. Семантика изобразительного ряда на предметах быта славян: Дис. ... канд. культурологических наук: 24.00.01: Москва, 2004 c. 189
17 Никитина А. «Узорочье». «Словарь символов и знаков, встречающихся в вышивке, чеканке, литье» Серия “Кладезь Рода” Санкт-Петербург: Издательство АРТЕЛЬ “ВОРОЖЕЯ”, 2013 г. с. 47
18 Елена Фурсова «Пережитки культа медведя в верованиях крестьян Сибири и трансформации», «Русский медведь»: История, семиотика, политика / под ред. О.В. Рябова и А. де Лазари. М.: НЛО, 2012. с. 72
19 Краткая энциклопедия славянской мифологии: ок.1000 статей/ Н.С. Шипарова- М. ООО “Издательство АСТ”: ООО “Издательство Астрель”: ООО “Русские словари”, 2003. с. 353-354
20 Елена Фурсова «Пережитки культа медведя в верованиях крестьян Сибири и трансформации», «Русский медведь»: История, семиотика, политика / под ред. О.В. Рябова и А. де Лазари. М.: НЛО, 2012. с. 72
21 Ивона Жепниковска “Медведь в русской волшебной сказке: эскиз исследования проблемы” «Русский медведь»: История, семиотика, политика / под ред. О.В. Рябова и А. де Лазари. М.: НЛО, 2012. с. 62
22 Пинежские сказки/собр. и зап. Г.Я. Симиной. Архангельск, 1975. с. 89-91.
23 К. Войцеховска «Лютый зверь и образец заботливости: образ медведя в Библии и апокрифах», «Русский медведь»: История, семиотика, политика / под ред. О.В. Рябова и А. де Лазари. М.: НЛО, 2012. с. 11
24 дата обр. 09.07.16
25 Русская мифология. Энциклопедия.- М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2006, с. 268
26 Рогачев В.И. “Свадьба мордвы Поволжья: обряд и фольклор: историко-этнографические, региональные, языковые аспекты», Дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.09: Казань, 2004 - c. 396 РГБ ОД, 71:05-10/164.
27 Морозов И.А. Женитьбы добра молодца: происхождение и типология традиционных молодежных развлечений с символикой «свадьбы»/ “женитьбы»- М. Государственный республиканский центр русского фольклора: издательство «Лабиринт», 1998.- с. 352, 249
28 Славянская мифолоогия. Энциклопедический словарь. Изд. 2-е. - М.: Междунар.отношения, 2011.- с. 295
29 Медведь на гербе Хабаровского края/ Хабаровск. Изд. дом «Приамурские ведомости» 2014.
30 Герберштейн С. “Записки о Московии: в 2 т./Сигизмунд Герберштейн; Российская акад.наук, Ин-т славяноведия: Москва: Памятники ист.мысли, 2008
31 Бар. Сигизмунд Герберштейн Записки о московитских делах - Санкт-Петербург, А.С. Суворин, 1908, с. 98
32 Василий Успенский «Типология изображений «русских медведей» в европейской карикатуре ХVIII-первой трети XIX века», «Русский медведь»: История, семиотика, политика / под ред. О.В. Рябова и А. де Лазари. М.: НЛО, 2012. с. 87
33 Василий Успенский «Типология изображений «русских медведей» в европейской карикатуре ХVIII-первой трети XIX века», «Русский медведь»: История, семиотика, политика / под ред. О.В. Рябова и А. де Лазари. М.: НЛО, 2012. с. 95
34 Василий Успенский «Типология изображений «русских медведей» в европейской карикатуре ХVIII-первой трети XIX века», «Русский медведь»: История, семиотика, политика / под ред. О.В. Рябова и А. де Лазари. М.: НЛО, 2012. с. 103-104
35 Василий Успенский «Типология изображений «русских медведей» в европейской карикатуре ХVIII-первой трети XIX века», «Русский медведь»: История, семиотика, политика / под ред. О.В. Рябова и А. де Лазари. М.: НЛО, 2012. с. 103-104
36 Олег Рябов, «В лесу есть медведь» медвежья метафора как оружие холодной войны» «Русский медведь»: История, семиотика, политика / под ред. О.В. Рябова и А. де Лазари. М.: НЛО, 2012. с. 175
37 Топ-10 цитат Путина на заседании «Валдая»: клопы, медведь и управляемый хаос. Дата обращения: 15.07.2016
38 Татьяна Рябова «медведь как символ России: социологическое измерение”. «Русский медведь»: История, семиотика, политика / под ред. О.В. Рябова и А. де Лазари. М.: НЛО, 2012. с. 338

СИМВОЛИКА БЕЛОГО МЕДВЕДЯ

Символика знака

Медведь от природы обладает тихим характером, и его нелегко привести в возбужденное состояние. Но в состоянии озлобления он становится очень смелым и активным, особенно самка в тех случаях, когда у нее воруют детенышей. Медведь как дикое животное символизирует жестокость и пагубное влияние. В Ветхом Завете он символизирует Персидское царство, которое принесло в мир смерть и растление и в конце концов было уничтожено Богом.

У человека с тотемом Белого Медведя должен быть строгий, рыцарский, в чем-то непредсказуемый характер. Любит играть - в игре доходит до экстаза. Любит жизнь, широкая душа. В нем нет подлости, садизма, он не терпит предательства. У него всегда есть гигантские проекты, которые они умеют воплотить в жизнь. Умеют хорошо организовать людей и вести их за собой. Внешность Люди этого знака, если в них полностью воплотился этот тотем, крупные и сильные с размашистыми движениями и добродушным, отходчивым нравом. В год Белого Медведя родились Рафаэль Санти, М. Сервантес, И. Ньютон , Тютчев , Добролюбов, В. Набоков, Э. Хемингуэй , А. Хичкок, И. Дунаевский

Символика белого медведя в татуаже

Татуировка с изображением белого медведя помогает хозяину в периоды тяжелых испытаний сохранять независимость и невозмутимость, выживать даже в запредельных условиях, добиваться целей несмотря ни на что. В зависимости от ситуации, белый медведь может превращаться в свирепого, беспощадного хищника, справиться с которым не может почти никто. Но это тату будет слабым помощником и оберегом, если Вы стремитесь к материальным ценностям, ее предназначение - выжить несмотря ни на что.

Тату с белым медвежонком означает беззащитность, стремление к независимости и самостоятельности. Это не относится к изображениям мультипликационных героев, например, Умки.

ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЙ БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ

Впервые изображение белого медведя в качестве символа Гренландии появилось в 1666 г. на гербе Дании одним из его элементов. Медведь изображался в естественном положении на четырех лапах; на задние же лапы составители гербов подняли зверя в 1819 г

КЛУБ БЕЛОГО МЕДВЕДЯ