ПМ.03 Методическое обеспечение организации физкультурной и спортивной деятельности рабочая программа на тему. Рабочая программа по профессиональному модулю "методическое обеспечение организации физкультурной и спортивной деятельности" Курсы повышения квал
Задания для контрольной работы по профессиональному модулю ПМ.03
«Методическое обеспечение организации физкультурной и спортивной деятельности»
для студентов 3 курса заочной формы обучения
5семестр
Раздел 1. Методическое обеспечение организации учебно - тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта.
Раздел 2. Методическое обеспечение организации и проведения физкультурно - спортивных занятий с различными возрастными группами населения.
Тема 1. Методическое обеспечение организации и проведения физкультурно - спортивных занятий и мероприятий в ДОУ.
Методическая (научно - методическая) работа как составная часть совершенствования педагогического мастерства педагога.
Комплексное учебно-методическое обеспечение (КУМО) образовательного процесса в ДОУ: понятие, сущность, структура (нормативно – методические, учебно – информационные, учебно – методические материалы). Рекомендуется использовать схемы, таблицы.
Учебно – методические материалы (учебно - методический комплекс) по ФК в ДОУ:
Планирование и организация работы по физическому воспитанию в ДОУ. Характеристика документов планирования. Образцы планов.
Материалы учебно – методического обеспечения физкультурного занятия (мероприятия), разрабатываемые педагогом по ФК (разновидности, примерный перечень, требования к содержанию и оформлению): разработки конкретных занятий, рекомендации по направлениям деятельности, дидактический наглядный, раздаточный материал, видеотека и т. п.
4. Практическое задание.
Разработать план – конспект физкультурного занятия для одной из групп ДОУ в установленной форме.
Разработать (определить, подобрать) учебно – методический материал для данного занятия: наглядный, раздаточный материал; рекомендации по направлениям деятельности, по самостоятельной работе; тесты, карточки – задания, вопросы и т.п.
Литература
Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
Воротилкина И.М. Физкультурно- оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении: метод. пособие.- М.: Изд-во НЦЭНАС, 2004.
Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. – М.: Владос, 2004.
Глазырина Л.Д.Физическая культура в младшей (средней, старшей, подготовительной) группе детского сада. – М.: Владос, 2005.
Глазырина Л.Д., ОвсянкинВ.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: пособие для педагогов дошк. учреждений - М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2005.
Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учрежлении. – М.: Скрепторий, 2004.
ПензулаеваЛ. И. Физкультурные занятия в детском саду. Вторая младшая группа. - М: Мозаика-Синтез, 2009г.
Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа - М: Мозаик-Синтез, 2009 г.
Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа. - М: Мозаика-Синтез, 2010 г.
План работы воспитателя по физической культуре. - М.: Скрипторий 2003, 2007.
План – программа педагогического процесса в детском саду (методическое пособие для воспитателей детского сада / под общей редакцией З.А. Михайловой. – СПб.: Детство – пресс, 2004.
Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Рабочий журнал инструктора (воспитателя) ДОУ по физической культуре / Авт. – сост. В.Н. Зимонина. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2000.
Рунова М.А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 3-4 (4-, 5-7) лет (с учетом уровня двигательной активности): Пособие для воспитателей и инструкторов физкультуры. – М.: Просвещение, 2006.
Система физического воспитания в ДОУ: планирование, информационно – методические материалы, разработки занятий и упражнений / авт. – сост. О.М. Литвинова. – Волгоград: Учитель, 2007.
СтепаненковаЭ. Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. - М: Мозаика- Синтез, 2009.
СтепаненковаЭ. Я. Методика проведения подвижных игр. - М: Мозаика-Синтез, 2009.
Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Аcademia, 2001.
Тарасова Т.А. Контроль физического воспитания детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
ФилипповаС.О. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения. - СПб.: Детство-Пресс, 2005.
Физическое воспитание и развитие дошкольников: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.О. Филиппова, Т.В. Волосникова, О.А. Каминский; под ред. С.О. Филипповой. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
Харченко Т.Е. Организация двигательной деятельности детей в детском саду. - СПб.: Детство-Пресс, 2010.
Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студ. высш. учебных заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов; - 8-е изд. испр. и доп. - М.: Академия, 2010. - 480 с.
Шебеко В.Н., Ермак Н.Н. Физкультурные праздники в детском саду. – М.: Просвещение, 2003.
ЩербакА.П. Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении. – М.: Владос, 1999.
Яковлева Л., Юдина Р. Работаем по программе «Старт» // Дошкольное воспитание. - №6. – 1997.
Журналы. Дошкольное воспитание.
Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в ГБОУ Гимназия №1506
Под спортивно - массовой работой понимается система действий, направленных на развитие личностных ресурсов, формирование позитивных стрессоустойчивых форм поведения, установок на здоровый образ жизни у школьников.
Под спортивно-массовой работой понимается привлечение школьников к организованной спортивной занятости и участию в спортивно-массовых мероприятиях различного уровня.
Педагогические усилия школы сконцентрированы на организации работы, которая направлена на формирование у молодого поколения ориентации на здоровый образ жизни , создание единого социокультурного пространства на территории школы.
Новые цели воспитания выдвигают на первый план индивидуальный гуманистический подход к личности ребенка. Одной из задач является расстановка акцентов в воспитательно-образовательном процессе на необходимости сохранения и поддержания здоровья в любом возрасте и психолого-педагогических технологиях формирования активной психологической защиты, ценностного отношения к здоровью, индивидуальной жизнестойкости.
Цели организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе
- Формирование нового качества воспитательно-образовательного пространства школы, в котором физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая деятельность школьников выступает социальным процессом, базирующемся на принципах социального партнерства и объединяющем все здоровые интеллектуальные, нравственно-волевые, культурно-ценностные, мировоззренческие, профессиональные ресурсы.
- Пропаганда культуры досуга среди детей и подростков через организацию и участие в спортивно-массовых мероприятиях.
- Социализация детей и подростков на основе инициируемых в школьной среде экологичных моделей альтернативного поля устойчивой нравственной позиции и получения необходимого физического развития через приобщение к занятиям физической культурой и спортом.
- Формирование образа школы как территории здоровья в общественном сознании.
Задачи организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе:
- всесторонняя забота о сохранности жизни и здоровья, физическом, психическом развитии детей и подростков;
- пропаганда и утверждение здорового образа жизни среди детей и подростков, их родителей, педагогов школы;
- организация содержательного, познавательно-развлекательного досуга детей и подростков;
- создание условий для социализации личности подростка на ранней стадии его становления;
- осуществление мониторинга здоровья детей и подростков и оценка эффективности проводимых мероприятий.
Виды организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе:
Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работы в школе включает в себя следующие виды деятельности :
- мониторинг состояния физического развития современного поколения детей, которое вызывает тревогу и требует активных действий всех структур законодательной и исполнительной власти;
- пропаганду здорового образа жизни через урочную, внеклассную, досуговую деятельность, организацию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе;
- участие в разработке и внедрении профилактических и воспитательных программ, программы «Здоровье», развития школы;
- расширение возможностей сферы досуга обучающихся через сохранение и развитие сети спортивных и оздоровительных секций на базе школы, внеклассную и внеурочную деятельность;
- воспитание будущих родителей и психолого-педагогическое просвещение взрослых в области семейного досуга через участие в спортивных мероприятиях;
- формирование позитивного родительского мнения по вопросам воспитания детей средствами спорта;
- формирование привычки спортивного досуга и внимания к своему здоровью, как семейной ценности;
Система организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе содержит несколько модулей:
- уроки физической культуры;
- лечебная физическая культура;
- работа школьных спортивных секций и спортивных секций другой ведомственной принадлежности.
- спортивно-массовые мероприятия различного уровня;
Физическое воспитание и сохранение здоровья учащихся - одно из важнейших направлений деятельности нашей школы. Оно осуществляется в соответствии с уставом средней общеобразовательной школы, в котором подчеркивается, что охрана здоровья учащихся - забота всего педагогического коллектива в том числе и учителей физической культуры.
Материально-техническая база для физкультурно-оздоровительной работы
- В школе действует два спортзала, оборудован спортивный комплекс, который включает в себя поле для мини футбола, площадка для игры в волейбол и площадка с тренажёрами. Образовательным учреждением активно используется также материальная база бассейна "Полярная звезда". Уроки физической культуры полностью обеспечены необходимым оборудованием.
Методическая подготовка учителей; освоение современных технологий
Вопросы о теоретико-методических основах здоровьесберегающей педагогики, о личностном подходе к сохранению здоровья и физическому развитию учащихся постоянно рассматриваются на заседаниях методического объединения. Учителя физкультуры выносят их обсуждение на совещания всего педагогического коллектива школы. Рекомендуют проведение гимнастики до начала уроков и физкультурных пауз в ходе урока. Педагоги участвуют в разработке уроков, внеклассных мероприятий по здоровьесбережению и пропаганде ЗОЖ. Учителя методического объединения привлекаются к взаимопосещению и анализу уроков со здоровьесберегающих позиций.
- Ведется методическая работа по обобщению и распространению опыта работы педагогов школы. 20 октября 20013 года в школе проведен муниципальный семинар учителей физической культуры "Уроки физической культуры без освобождённых", получивший высокую оценку коллег.
Организация учебного процесса
Особое внимание при организации учебного процесса в школе уделяется составлению расписания учебных занятий, факультативов и кружков в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
Школа осуществляет личностный подход к сохранению здоровья учащихся. Каждый учитель начинает учебный год с изучения листка здоровья каждого школьника, чтобы в соответствии с рекомендациями медицинских работников организовать образовательную деятельность учеников.
Учитель физкультуры ведет индивидуальные карты физического развития школьников, регулирует индивидуальную физическую нагрузку учащихся на уроках физкультуры в зависимости от уровня подготовки ребенка, для дальнейшего физического совершенствования и укрепления здоровья предлагает индивидуальные домашние задания на отработку тех или иных навыков.
В школе организована работа с детьми с различными нарушениями здоровья. Поскольку в специальную группу входят дети разного возраста и диапазон их заболеваний разнообразен, учителя физкультуры используют, в основном, индивидуальную работу с каждым учеником СМГ.
Организация внеклассной спортивно-оздоровительной работы
Внеклассная спортивно-оздоровительная работа - одно из важнейших направлений системы воспитательной работы школы в целом. Разработана ежегодная циклограмма физкультурно-оздоровительных мероприятий.
На базе школы были созданы и работают спортивные кружки: футбол, аэробика, оздоровительная гимнастика, шахматы, большой теннис, бальные танцы В рамках этого направления ребята принимают активное участие в районных, окружных, городских соревнования.
В школе проводятся Дни здоровья, предметные недели посвящённые физической культуре, туристические слеты, походы, спортивные праздники. Школьники участвуют в спортивных соревнованиях школьного, муниципального уровней. Образовательное учреждение рассматривает участие школьников в спортивных соревнованиях как прекрасную возможность для их самовыражения, самореализации, самоутверждения.
Ежегодно учащиеся старших классов в рамках Спартакиады допризывной молодёжи принимают участие в военно-полевых сборах.
Большая работа ведется работа по профилактике курения, употребления спиртных напитков и наркотических средств, формированию гигиенических навыков и ЗОЖ школьников.
В школе организовано тесное сотрудничество и соблюдается преемственность в физическом воспитании и развитии детей с дошкольными образовательными учреждениями, расположенными в микрорайоне образовательного учреждения. Воспитанники старших групп дошкольных учреждений приходят в школу на занятия в группу «Раннего развития» , знакомятся с будущими учителями, занимаются в школьном спортивном зале.
Школьное методическое объединение учителей физической культуры
Тема методического объединения: Система методической работы по физической культуре как средство повышения профессионального потенциала учителей, обеспечивающего достижение нового качества образования.
Цель: Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и компетентности в области учебного предмета и методики его преподавания.
Задачи:
- Повышение компетентности педагогических кадров.
- Создание системы поиска и развития одарённых детей.
- Сохранение и укрепление психофизического здоровья каждого ученика.
- Повышение учебной мотивации обучающихся.
- Обобщение и распределение положительного педагогического опыта педагогов.
Состав МО учителей физической культуры
Ф.И.О. |
Число и год рождения |
Образование ВУЗ (год окончания) |
Курсы повышения квалификации |
Методическая |
||
Зуева Лариса Александровна |
АРМГИФК, 1986 |
ЦОМОФК, 2013г. |
Совершенствование физических качеств посредством дыхательных техник |
|||
Скрипник Наталья Валерьевна |
РГУФКС и Т, |
ЦОМОФК, 2013г. |
Совершенствование физ.качеств посредством оздорровительной аэробики. |
|||
Викторов Даниил Андреевич |
Высшее ГБОУ ВПОТВГУ, 2006 |
Совершенствование физ. Качеств посредством игры футбол |
||||
Новикова Юлия Святославовна |
ГБОУ СПОСПТ «Спорт», 2010 МИФК и С, 2014 |
Совершенствование физ. качеств у старшекласниц посредством оздоровительной аэробики. |
Информация об учебных программах и их методическом обеспечении по предмету
Предмет - физическая культура 1-11 класс
- Комплексная программа физического воспитания 1 - 11 кл. «Просвещение», Москва, 2011 г., В.И.Лях и Н.А.Зданевич
- Рабочие программы согласованы на ШМО и утверждены завучем и директором
- Учебники:
- «Мой друг - физкультура!» 1 - 4 кл. В.И.Лях, «Просвещение». Москва, 2011 г.
- «Физическая культура» 5 - 7 кл. В.И.Лях, «Просвещение», Москва, 2011 г.
- «Физическая культура» 8 - 9 кл. В.И.Лях, «Просвещение», Москва, 2011 г.
- «Физическая культура» 10 - 11 кл. В.И.Лях, «Просвещение», Москва, 2011 г.
План работы МО на 2014-2015 учебный год
Тема заседаний |
Вопросы для обсуждения |
Ответственный |
Дата |
Заседание № 1 «Планирование и организация методической работы на год». Цель: откорректировать и утвердить деятельность МО учителей физкультуры; выработать единые представления о перспективах работы над метод. темой. |
|
Учителя физической культуры. |
сентябрь |
Заседание № 2 «ФГОС на пути перехода от ФГОС НОО к ФГОС ООО» Цель: повышение проф. мастерства и обеспечение условий роста профессионализма |
|
Учителя физической культуры. |
|
Заседание № 3 «Повышение качества знаний учащихся в результате активного использования в процессе обучения методов и технологий, способствующих формированию положительной мотивации учащихся» |
|
Учителя физической культуры. |
|
Заседание № 4 «Формирование здоровьесберегающей компетентности через уроки и внеклассную работу» |
|
Учителя физической культуры. |
|
Заседание № 5 «Анализ результативности МО за год» |
|
Учителя физической культуры. |
План внутришкольного соуправления и контроля
I четверть
- Согласование плана работы МО.
- Утверждение рабочих программ, кружков, секций
- Проверка учебно-методической базы учителей
- Формирование групп для занятий в кружках и секциях
- Проведение мониторинга физического развития
- Проведение школьных предметных олимпиад
- Охрана здоровья на уроках физичкой культуры (проверка журналов по т/б)
- Проверка уровня физической подготовленности учащихся в 5 - 8 классах на начало учебного года
II четверть
- Участие в муниципальном туре предметных олимпиад
- Контроль за документацией по спортивно-массовой работе.
- Обеспечение техники безопасности на уроках физической культуры
III четверть
- Анализ посещаемости обучающимися занятий по физической культуре (9-11)
- Ведение журналов кружковой работы
- Предметная декада
- Контроль за выполнением программ, учебных планов, своевременность и объективность выставления оценок, качество заполнения журналов
IV четверть
- Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня (5-8 кл.)
- Уровень физической подготовленности учащихся на конец года (мониторинг физической подготовленности)
- Эффективность приемов и методов организации учебной деятельности на уроках физической культуры (2 - 4 кл.)
- Контроль выполнения программ, учебных планов.
- Проверка готовности экзаменнационных материалов
- Годовая аттестация учащихся
- Анализ результативности работы ШМО
Работа между заседаниями
- Подготовка к школьным и районным олимпиадам.
- Ремонт оборудования школьной спортивной площадки.
- Взаимопосещение уроков.
- Изучение научно-методических журналов и дополнительной литературы по предметам.
- Приобретение новинок методической литературы.
- Пополнение методических копилок.
- Организация и проведение внеклассных мероприятий.
- Участие в конкурсах, выставках соревнованиях.
- Помощь коллегам (по мере необходимости).
- Приобретение нового и списание старого оборудования.
- Пропаганда здорового образа жизни и занятий физической культурой и спортом через газеты, уголки, выступления.
- Оформление и обновление спортивных уголков и стендов.
- Работа над пополнением и развитием кабинета физической культуры.
- Выступление на родительских собраниях и индивидуальные беседы с родителями.
- Выпуск предметных газет.
Работа с одаренными и мотивированными детьми
- Работа кружков и секций.
- Подготовка и участие в выставках, соревнованиях.
- Работа в научном обществе школьников
- Рецензирование докладов и рефератов.
- Применение докладов, рефератов, а также стендового материала на уроках, классных часах, в методических уголках, на родительских собраниях, в подготовке к экзаменам.
- Участие в школьной, муниципальной, региональной, Всероссийской олимпиаде школьников
- Участие в школьном и муниципальном этапах районных предметных олимпиад, а также всероссийского и международного уровне.
- Подготовка и проведение декады физической культуры.
Одним из стратегических направлений муниципальной политики в сфере развития массовой физической культуры является организация работы с населением по месту жительства в целях формирования основ здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья.
Поделитесь работой в социальных сетях
Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск
Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм> |
|||
1392. | Организация физкультурно-оздоровительной деятельности в клубах по месту жительства со старшим поколением | 326.6 KB | |
В стране существенно увеличилось количество людей, употребляющих наркотики. Их средний возраст прогрессивно снижается. В настоящее время более 3 миллионов человек потребляют наркотики, почти две трети из них молодежь в возрасте до 30 лет, составляющая основную группу ВИЧ-инфицированных. | |||
21251. | Методическое обеспечение диагностирования радиоэлектронных средств | 4.9 MB | |
Анализ методов диагностирования электронных средств Анализ аппаратных средств диагностирования электронных средств. Автоматизированная система диагностирования электронных средств. Требования к системе диагностирования РЭС. Разработка алгоритма функционирования программного комплекса автоматизированного диагностирования РЭС. | |||
12286. | МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИЕЙ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ | 5.34 MB | |
Целью исследования магистерской работы является разработка и обоснование теоретико-методических основ и научно-практических рекомендаций по усовершенствованию системы мотивации персонала на предприятии. | |||
11972. | Методическое, модельное и информационное обеспечение системного прогнозирования развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) России | 60.72 KB | |
Радикально усовершенствованы методы и модельный инструментарий системных исследований энергетики выполнена интеграция задач оптимизации развития экономики и ТЭК на региональном и федеральном уровнях. Разработаны методическая и информационная база системных исследований развития ТЭК России на средне и долгосрочную перспективу и комплекс взаимоувязанных имитационных и оптимизационных модельных блоков обеспечивающих формирование сценариев социальноэкономического развития России и ее субъектов а также системную оценку экономической... | |||
11813. | Повышение эффективности деятельности предприятия гостиничного бизнеса (на примере хостела «Постоянное место жительства») | 495.61 KB | |
Влияние фактора сезонности на результаты деятельности средств размещения Вопросы которые касаются влияние фактора сезонности на результаты деятельности средств размещения были задействованы во многих книгах и статьях отечественный и зарубежных авторов. В современной литературе отечественной и зарубежной часто рассматриваю метод постоянной средней метод переменной средней метод нахождения взвешенных индексов сезонности и последний метод это метод скользящей средней... | |||
19548. | Обеспечение прав человека в деятельности ОВД | 22.72 KB | |
Права арестованных лиц во время и после ареста по международному праву и законодательству Российской Федерации Статья 108 УПК РФ предусматривает что заключение под стражу применяется в отношении лиц подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет если невозможно примененить иную более мягкую меру. 91 УПК РФ. 108 УПК РФ; если он скрывается ч. 466 УПК РФ; если обвиняемый находится на стационарной судебно-психиатрической экспертизе или имеются... | |||
3184. | Финансовое обеспечение туроператорской деятельности | 38.9 KB | |
Порядок выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии.: В целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц осуществление туроператорской деятельности на территории Российской Федерации допускается юридическим лицом при наличии у него договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по... | |||
13727. | Прикладное программное обеспечение деятельности мелкооптового книжного магазина | 423.22 KB | |
Менеджер магазина, изучив спрос на книжную продукцию в городе, принимает решение о закупке партии книг в том или ином издательстве. Некоторые пользующиеся повышенным спросом книги могут быть закуплены у посредников. Часть продукции заказывается через Internet. | |||
21157. | Таможенное обеспечение транспортно-логистической деятельности и пути ее совершенствования | 46.04 KB | |
Активная интеграция мировой экономики и глобализация бизнеса создают предпосылки формированию оптимально организованной системы взаимодействия всех участников внешнеэкономической деятельности ВЭД в процессе таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств. Современное развитие таможенного дела ориентировано на экстенсивный путь развития таможенного дела при выделении фискальной функции в качестве детерминирующей функции таможенных... | |||
6046. | Правовое обеспечение сервисной деятельности в системе правовых дисциплин | 22.92 KB | |
Источники сервисного права. Среди ученых рассматривающих сервисное право как самостоятельную отрасль права Гущин В. Сервисное право рассматривает следующие ключевые вопросы: сервисное право как наука и как отрасль права; источники сервисного права... |
Задания для контрольной работы по профессиональному модулю ПМ.03
«Методическое обеспечение организации физкультурной и спортивной деятельности»
для студентов 3 курса заочной формы обучения
5семестр
Раздел 1. Методическое обеспечение организации учебно - тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта.
Раздел 2. Методическое обеспечение организации и проведения физкультурно - спортивных занятий с различными возрастными группами населения.
Тема 1. Методическое обеспечение организации и проведения физкультурно - спортивных занятий и мероприятий в ДОУ.
Методическая (научно - методическая) работа как составная часть совершенствования педагогического мастерства педагога.
Комплексное учебно-методическое обеспечение (КУМО) образовательного процесса в ДОУ: понятие, сущность, структура (нормативно – методические, учебно – информационные, учебно – методические материалы). Рекомендуется использовать схемы, таблицы.
Учебно – методические материалы (учебно - методический комплекс) по ФК в ДОУ:
Планирование и организация работы по физическому воспитанию в ДОУ. Характеристика документов планирования. Образцы планов.
Материалы учебно – методического обеспечения физкультурного занятия (мероприятия), разрабатываемые педагогом по ФК (разновидности, примерный перечень, требования к содержанию и оформлению): разработки конкретных занятий, рекомендации по направлениям деятельности, дидактический наглядный, раздаточный материал, видеотека и т. п.
4. Практическое задание.
Разработать план – конспект физкультурного занятия для одной из групп ДОУ в установленной форме.
Разработать (определить, подобрать) учебно – методический материал для данного занятия: наглядный, раздаточный материал; рекомендации по направлениям деятельности, по самостоятельной работе; тесты, карточки – задания, вопросы и т.п.
Литература
Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
Воротилкина И.М. Физкультурно- оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении: метод. пособие.- М.: Изд-во НЦЭНАС, 2004.
Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. – М.: Владос, 2004.
Глазырина Л.Д.Физическая культура в младшей (средней, старшей, подготовительной) группе детского сада. – М.: Владос, 2005.
Глазырина Л.Д., ОвсянкинВ.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: пособие для педагогов дошк. учреждений - М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2005.
Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учрежлении. – М.: Скрепторий, 2004.
ПензулаеваЛ. И. Физкультурные занятия в детском саду. Вторая младшая группа. - М: Мозаика-Синтез, 2009г.
Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа - М: Мозаик-Синтез, 2009 г.
Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа. - М: Мозаика-Синтез, 2010 г.
План работы воспитателя по физической культуре. - М.: Скрипторий 2003, 2007.
План – программа педагогического процесса в детском саду (методическое пособие для воспитателей детского сада / под общей редакцией З.А. Михайловой. – СПб.: Детство – пресс, 2004.
Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Рабочий журнал инструктора (воспитателя) ДОУ по физической культуре / Авт. – сост. В.Н. Зимонина. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2000.
Рунова М.А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 3-4 (4-, 5-7) лет (с учетом уровня двигательной активности): Пособие для воспитателей и инструкторов физкультуры. – М.: Просвещение, 2006.
Система физического воспитания в ДОУ: планирование, информационно – методические материалы, разработки занятий и упражнений / авт. – сост. О.М. Литвинова. – Волгоград: Учитель, 2007.
СтепаненковаЭ. Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. - М: Мозаика- Синтез, 2009.
СтепаненковаЭ. Я. Методика проведения подвижных игр. - М: Мозаика-Синтез, 2009.
Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Аcademia, 2001.
Тарасова Т.А. Контроль физического воспитания детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
ФилипповаС.О. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения. - СПб.: Детство-Пресс, 2005.
Физическое воспитание и развитие дошкольников: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.О. Филиппова, Т.В. Волосникова, О.А. Каминский; под ред. С.О. Филипповой. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
Харченко Т.Е. Организация двигательной деятельности детей в детском саду. - СПб.: Детство-Пресс, 2010.
Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студ. высш. учебных заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов; - 8-е изд. испр. и доп. - М.: Академия, 2010. - 480 с.
Шебеко В.Н., Ермак Н.Н. Физкультурные праздники в детском саду. – М.: Просвещение, 2003.
ЩербакА.П. Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении. – М.: Владос, 1999.
Яковлева Л., Юдина Р. Работаем по программе «Старт» // Дошкольное воспитание. - №6. – 1997.
Журналы. Дошкольное воспитание.
На основе охарактеризованных выше принципов общие и конкретные функции управления в физической культуре и спорте как относительно обособленные направления управленческой деятельности реализуются в практике с использованием различных методов.
Организационные методы управления базируются на организационных отношениях между органами управления и организациями, организациями и работниками, на отношениях власти и подчинения. В совокупности организационных методов управления обычно выделяют следующие группы:
- - методы организационно-стабилизирующего, распорядительного и дисциплинарного воздействия;
- - методы организационно-стабилизирующего воздействия используются при взаимоотношении работников внутри спортивной организации;
- - методы распорядительного воздействия используются для решения текущих задач и позволяют корректировать деятельность с учетом изменения ситуации. Методы этой группы обычно реализуются в форме приказа, распоряжения и т.д.;
- - административные методы связаны с властной природой государственного управления, проявляющейся в различных обстоятельствах и ситуациях: одна сторона взаимоотношений (государственный орган управления, или должностное лицо) наделена властными полномочиями и потому может отдавать приказы другой, как правило, прямо подчиненной ей, стороне взаимоотношений (организации), которая обязана выполнять предписанное независимо от того, согласна она с ним или нет; одна сторона взаимоотношений (государственный орган управления, должностное лицо) устанавливает нормы, которые подлежат неукоснительному исполнению другой стороной взаимоотношений (организациями, находящимися в административном подчинении). Это обычные методы для взаимоотношений организаций, находящихся в административном подчинении, на региональном, республиканском и муниципальном уровнях.
Орган управления физической культурой и спортом представляет собой физкультурно-спортивную организацию (юридическое лицо), являющуюся в системе управления субъектом (управляющей подсистемой) и воздействующую на другие физкультурно-спортивные организации как объекты (управляемую подсистему).
В настоящее время общее управление физической культурой и спортом осуществляет Федеральное агентство Российской Федерации по физической культуре и спорту, которое, в соответствии с Указом Президента РФ от 12.05.2008 г. № 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти", находится в подчинении у Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 образовано Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму, с передачей ему правоприменительных функций, функций по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом упраздняемого Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту.
В Положении о Федеральном агентстве по физической культуре и спорту Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации, сформулированы следующие основные его задачи: межотраслевая координация и функциональное регулирование в области физической культуры и спорта, осуществление мер по сохранению и развитию научно-технического и образовательного потенциала в сфере физической культуры и спорта, развитие материально-технической базы физической культуры и спорта, а также разработка и реализация предложений по формированию инвестиционной политики в этой сфере, разработка предложений по развитию спортивной промышленности.
В соответствии со ст.8 (ч.1) Федерального закона от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, в частности, органы местного самоуправления взаимодействуют с физкультурно-спортивными объединениями по всем вопросам развития физической культуры и спорта, в том числе:
- - координируют в установленном законодательством порядке свою деятельность по проблемам физкультурно-спортивного и олимпийского движения, при необходимости совместно проводят спортивные соревнования, спартакиады, другие физкультурно-спортивные мероприятия, организуют пропаганду физической культуры и спорта, осуществляют профессиональную подготовку работников физкультурно-спортивных организаций и обеспечивают повышение их квалификации, обеспечивают эффективное использование спортивных сооружений и строительство новых спортивных сооружений;
- - оказывают помощь физкультурно-спортивным объединениям, содействуют выполнению ими уставных задач, заслушивают информацию по основным вопросам развития физической культуры и спорта, принимают соответствующие решения и контролируют их исполнение. Совместная деятельность осуществляется на условиях договоров;
- - осуществляют в установленном законодательством порядке сбор информации, представляемой физкультурно-спортивными объединениями в соответствии с формами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области статистики, и дают по ним заключения и рекомендации.
Органы местного самоуправления создают в структуре своих исполнительных органов специализированные подразделения, к полномочиям которых относятся :
- - определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта с учетом местных условий и возможностей, принятие и реализация местных программ развития физической культуры и спорта;
- - популяризация физической культуры и спорта среди различных групп населения;
- - организация проведения муниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, а также организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства граждан;
- - содействие обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении на территориях муниципальных образований официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
- - утверждение порядка формирования спортивных сборных команд муниципальных районов и городских округов, их обеспечение;
- - оказание содействия субъектам физической культуры и спорта, осуществляющим свою деятельность на территориях муниципальных образований;
- - осуществление иных установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставами муниципальных образований полномочий.
Согласно Закону № 131-ФЗ в вопросах муниципальных районов отсутствуют полномочия по развитию физической культуры и спорта, что вызывает некоторое беспокойство.
Ограничение функций муниципальных образований может разрушить систему физкультурного движения и приведет к ликвидации большого количества спортивных школ, закрытию спортивных секций, сокращению спортивной базы, снижению количества занимающихся. В связи с этим, со стороны государства требуется поддержка местных органов власти по вовлечению детей, подростков, всего населения в постоянное занятие физической культурой.
Органы местного самоуправления с участием органов исполнительной власти субъектов РФ в области образования, органов исполнительной власти субъектов РФ в области физической культуры и спорта имеют право вводить дополнительные учебные и внеучебные физкультурно-спортивные занятия в дошкольных и других образовательных учреждениях.
Помимо этого, органы местного самоуправления могут создавать спортивные школы как учреждения дополнительного образования. Финансирование находящихся в ведении органов местного самоуправления спортивных школ и училищ олимпийского резерва, в том числе финансирование их участия во всероссийских соревнованиях, осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих уровней и других не запрещенных законом источников.
Органам местного самоуправления могут принадлежать физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения. Их содержание, в том числе ремонт, организация массовых спортивных мероприятий, оплата труда работников физкультурно-спортивных организаций, проводящих занятия с жителями микрорайонов или поселков, осуществляется в порядке, определенном правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления могут регулировать цены за посещение спортивных соревнований, аренду спортивных сооружений, находящихся в их собственности, продажу абонементов гражданам на пользование такими сооружениями, разрешать проводить в муниципальных спортивных сооружениях занятия бесплатно или на льготных условиях для детей дошкольного возраста, детей малообеспеченных и многодетных семей, а также для обучающихся в образовательных учреждениях, пенсионеров, инвалидов и в случае необходимости предусматривать компенсацию соответствующим спортивным сооружениям за счет средств местных бюджетов или других не запрещенных законом источников.
Таким образом, управление физической культурой и спортом представляет собой систему конкретных форм и методов сознательной деятельности, направленной на обеспечение эффективного функционирования и развития отрасли физической культуры и спорта в целях наиболее полного удовлетворения людей в физическом совершенствовании.
Формы и методы вовлечения молодежи в занятия физической культурой и спортом
Для того, чтобы общество осознало важность профилактических мер, позволяющих укрепить и сохранить свое здоровье, необходимо повысить социальную значимость физической культуры и спорта, важность физической активности; сформировать взгляд на физическую культуру и спорт, как на факторы здорового образа жизни.
Одним из условий формирования здорового образа жизни является грамотный подход к его популяризации. Важно стимулировать интерес молодежи к здоровому образу жизни, в том числе с помощью средств массовой информации. Воздействие СМИ на молодежь трудно переоценить. Необходимо демонстрировать подрастающему поколению как можно больше позитивных примеров, чтобы у молодых людей была возможность выбора не между здоровым или нездоровым образом жизни, а из большого количества разнообразных вариантов здорового и созидающего поведения. Следует создать такие условия, чтобы подрастающему поколению было невыгодно быть "нездоровым".
Социальным явлением, обеспечивающим поведение детей, подростков и молодежи, является формирование их потребностей интересов. В физической культуре таким явлением можно считать освоение ценностей и знаний, формирование мотивов и потребностей в физическом развитии, отражающие в себе здоровый образ жизни, сформированный собственной личной активностью. Социальная деятельность детей, подростков и молодежи через средства физической культуры способна обеспечить духовно-нравственную деятельность, чему служат сложившиеся практические образцы физической культуры.
Утверждение такой позиции позволяет по-иному посмотреть на феномен физической культуры, способный выработать у детей, подростков, молодежи устойчивые психологические установки и ценностные ориентации, позволяющие противостоять приобщению к среде наркоманов и сохранять стойкое отрицательное отношение к наркомании и алкоголизму.
Речь идет о создании массированной информационно-пропагандистской кампании, использующей широкий спектр разнообразных средств и проводящейся с целью формирования престижного имиджа спортивного стиля жизни, ценности собственного здоровья и здоровья окружающих.
Тенденции последних лет показывают, с одной стороны, увеличение количества изданий спортивной тематики и публикаций в печатных СМИ, с другой стороны - снижение количества спортивных передач и трансляций в телерадиопрограммах, поскольку они требуют больших финансовых ресурсов. Такими ресурсами телевидение, в первую очередь государственное, не располагает. В результате на федеральных телеканалах время показа спортивных программ составляет всего около 1 часа в сутки.
Ощущается острая потребность увеличения количества спортивных программ, необходимость создания в системе телерадиовещания спортивного канала, доступного широкой зрительской аудитории, производства видео-роликов, фильмов, телепрограмм и телепередач, печатных и интернет-материалов информационно-образовательного характера, направленных на формирование у детей, подростков и молодежи потребности в занятиях спортом и здоровом образе жизни, выработку социально-психологического иммунитета к употреблению наркотических средств, к агрессивной рекламе. В соответствии с федеральным законом "О рекламе" должна быть разработана и реализована система мер, поощряющих производство и трансляцию социальной рекламы.
Необходима государственная поддержка целевого обеспечения спортивными изданиями по физической культуре и спорту и литературой массовых, школьных и вузовских библиотек, которые из-за недостатка финансовых средств практически лишены возможности приобретать эти издания. Пропаганда должна адресоваться непосредственно человеку, убедительно показывать приоритетное значение физической культуры и спорта в воспитании населения, профилактике болезней, продлении активного долголетия, в борьбе с наркоманией, курением, употреблением алкоголя, другими негативными явлениями.
Пропаганда физической культуры должна способствовать :
- - повышению у людей интереса к физическому совершенствованию, раскрытию ценности физической культуры;
- - популяризации самостоятельных занятий с широким использованием природных факторов;
- - формированию в массовом сознании понимания жизненной необходимости физкультурно-спортивных занятий.
Одной из важных задач пропаганды физической культуры и массового спорта является усиление их гуманизации . Не должно поощряться развитие видов спорта и физических упражнений, связанных с неоправданным риском для жизни и здоровья занимающихся, не отвечающих этическим требованиям, формирующих культ насилия и жестокости.
Таким образом, для повышения роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян важен весь комплекс организационных, структурных, правовых, финансовых и научно-методических мер. В то же время они должны корреспондироваться с экономическими, социальными и политическими реалиями дня и возможностями государства и общества.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что основным методом вовлечения молодежи в физическую культуру и спорт, все-таки является пропаганда здорового образа жизни. Именно этой теме должно уделяться большее внимание на страницах журналов и газет, в теле - и радиопередачах. Массовые коммуникации, особенно газеты и журналы, радио, телевидение играют в деле развития физической культуры и спорта разнообразные роли, связанные с их способностью накапливать, перерабатывать и передавать информацию широкой аудитории. Как тип управления средства массовой информации воздействуют преимущественно на общественное мнение и через него на мировоззрение масс. Они способствуют специальной ориентации в окружающем мире вообще и в области физической культуры и спорта в частности.