Основоположником теории солидаризма является. Теория солидаризма

Основоположником и наиболее известным представите­лем теории солидаризма в нраве был французский юрист Л.Дюги (первая треть XX в.) В качестве основных положе­ний, на кᴏᴛᴏᴩых базировалось его учение, Л. Дюги выдвигал два: человек-- существо, сознающее ϲʙᴏе положение; чело-иск - существо общественное, он не может жить обособлен­но. Общество функционирует исключительно благодаря солидарности, кᴏᴛᴏᴩая соединяет индивидов. Из ϶ᴛᴏго положения Дюги де­лал вывод о наличии неизменной нормы (принципа) соли­дарности: «поступай солидарно». Никто не должен нарушать норму солидарности: не делать ничего, что наносит ущерб солидарности, а делать исключительно то, что содействует солидарнос­ти. Принцип солидарности постоянен, хотя его содержание и меняется вместе с изменением общественной жизни. Стоит заметить, что он будет основой правопорядка и государственной организа­ции. С развитием разделения труда, отмечал Дюги, люди ста­новятся более зависимы друг от друга (рабочий - от капита­листа, капиталист - от рабочего и т. д.), а потому солидар­ность должна развиваться и укрепляться. На основе идеи со­лидарности в обществе стихийно складываются различные социальные нормы, в т.ч. и правовые.

Право, по мнению Дгоги, не создается государством. Пра­вовые нормы существуют без государства, кᴏᴛᴏᴩое исключительно вы­являет нормы, стихийно складывающиеся в обществе на ос­нове солидарности, и формулирует их в виде закона. Право­вые нормы выше государства, выше законодателя. В случае если госу­дарство издает правила, противоречащие солидарности, то

они не будут соблюдаться, не войдут в число социальных норм. Право - ϶ᴛᴏ нс инструмент политики государства. Стоит заметить, что оно выражает не волю какого-либо класса, а солидарность раз­личных социальных групп. Существование государства обус­ловлено разделением труда и необходимостью установления и формулирования права, выражающего солидарные интере­сы. Разделение на правящих и управляемых есть также след­ствие стремления сильных, энергичных индивидуумов ис­пользовать ϲʙᴏю энергию на охрану социальных норм, орга­низацию общественной реакции на их нарушение,

Дюги выступал противсубъсктивных прав, заменяя их со­циальной функцией. Рабочий и капиталист не имеют субъек­тивных прав, они обладают исключительно определенными социальны­ми функциями, кᴏᴛᴏᴩые призваны осуществлять «святую со­лидарность» и обеспечивать «счастливую гармонию». Частная собственность -- нс право капиталиста, а необходимая соци­альная функция, без кᴏᴛᴏᴩой немыслимо общество.

Идея о социальной функции частной собственности вос­принята конституциями ряда развитых стран. К примеру, в Конституции ФРГ (ст. 14) записано: «Собственность обязы­вает. Стоит сказать - пользование ею должно служить общему благу».

Кстати, эта идея была бы полезна для России, где идет перерас­пределение собственности, созданной общим трудом миллио­нов. в пользу немногих. Не стоит забывать, что важно, ɥᴛᴏбы частная собственность, возникающая в результате перераспределения, использова­лась бы не только для извлечения прибыли, но и в общесо­циальных целях.

Отметим, что теория солидаризма актуальна и в другом отношении. Стоит заметить, что она лежит в основе политики социального, классового со­трудничества, активно внедряемыми разными политически­ми силами. Кстати, эта идея начинает воплощаться и в России. При­мером ϶ᴛᴏму служит и подписание Договора об общественном согласии, заключение тройственных соглашений (правитель­ство, профсоюзы, работодатели)

Идеи солидаризма получили значительное распространение в конце XIX -начале XX вв. Их теоретической основой была социологическая доктрина, взгляд Огюста Конта на общество как на единое целое. Понятие «солидарность», выдвинутое основателем социологии Огюстом Контом, получило развитие в книге французского социолога Эмиля Дюркгейма «О разделении общественного труда» (1893 г.).

Те же идеи развивались в книге французского политического деятеля Л. Буржуа «Солидарность» (1897 г.). Построить на ос-нове идей солидарности политико-правовую концепцию предпринял попытку профессор юридического факультета в Бордо Леон Дюги (1859-1928 гг.) в книге «Государство, объективное право и положительный закон» (1901 г.).

Для политико-правовой доктрины солидаризма характерны следующие моменты:

Идеологическое противостояние и индивидуализму, и социализму (коммунизму);

Резко негативное отношение к учению о классовой борьбе (Леон Дюги называл его «отвратительной доктриной»);

Скептическое отношение к субъективным правам, поскольку они, по мнению солидаристов, разобщают членов общества. «Индивид не имеет никакого права, он имеет лишь социальные обязанности». Дюги предлагал заменить понятие субъективного права понятием социальной функции;

Отрицательное отношение к идеям равенства и естественных прав человека, выдвинутых в революционную эпоху и закрепленных в Декларации прав человека и гражданина. Дюги утверждал, что люди неравны от природы, занимают соответственно этому разное положение в обществе и должны иметь разное, а не одинаковое юридическое состояние;

Взгляд на буржуазию и пролетариат как на взаимосвязанные классы, каждый из которых выполняет социально необходимую функцию и которые должны совместно и солидарно трудиться в общественном производстве;

Одобрительное отношение к частной собственности, которая рассматривалась не как субъективное право индивида, а как его обязанность «свободно, полно и совершенно выполнять социальную функцию собственника»;

Понимание социальной солидарности как «факта взаимной зависимости, соединяющей между собой, в силу общности потребностей и разделения труда, членов рода человеческого»;

Идея о том, что осознание факта солидарности порождает социальную норму, которая стоит выше государства и положительных (писаных) законов, а они лишь служат ее осуществлению.

Дюги формулировал эту норму следующим образом: «Ничего не делать, что уменьшает солидарность по сходству и солидарность через разделение труда; делать все, что в материальных силах личности, чтобы увеличить социальную солидарность в обеих этих формах»;

Акцент на положительных обязанностях государства. По мнению Дюги, норме солидарности соответствуют законы о всеобщем образовании, здравоохранении, социальном обеспечении, охране труда и др.

Теория солидаризма оказала значительное и долговременное влияние на политико-правовую идеологию и практику. В России идеи Леона Дюги были поддержаны (хотя и не безоговорочно) такими видными правоведами, как Павел Иванович Новгородцев и Максим Максимович Ковалевский. На идеи Дюги о «социальных функциях» права благожелательно ссылались А. Г. Гойхбарг и другие советские юристы 1918-1920 гг. В дальнейшем доктрина Дюги о синдикалистском (корпоративном) государстве была использована фашистской партией Италии, франкистским и другими антидемократическими режимами, что подорвало доверие к фактически умеренным идеям солидаризма, ряд которых сохраняет актуальность и по сей день.

Еще по теме 88. ТЕОРИЯ СОЛИДАРИЗМА:

  1. 1.4. Теория договорного происхождения государства (естественно-правовая теория)
  2. 1.7. Теория насилия (завоевания) и расовая теория о происхождении государства
  3. Теория государства и права: учебное пособие. В 2-х частях / А. В. Ба­ранов. - Томск: Эль Контент,2012. - Ч. I: Теория государства. - 188 с., 2012
  4. if(!cssCompatible) { document.write("\ \ СПИСОК ВИКОРИСТАНОЇ ТА РЕКОМЕНДОВАНОЇ ЛІТЕРАТУРИ\ \ \ Основна література\ \ \ 1. Венгеров А. Б. Теория государства и права. - М., 2000.\ \ \ 2. Загальна теорія держави і права / За ред. В. В. Копєйчикова. - К., 2000.\ \ \ 3. Комаров С. А. Теория государства и права. - М., 1999.\ \ \ 4. Котюк В. О. Теорія права: Курс лекцій. - К.: Вентурі, 1996.\ \ \ 5. Общая теория государства и права: Академический курс: В 2 т. / Под ред. М. Н. Марченко. - М., 1998.\ \

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Теологическая теория. Представители: Тертуллиан, Аврелий Августин, Фома Аквинский.

Одна из древнейших теорий происхождения государства исходит из того, что происхождение и существование государства является результатом проявлении Божьей воли.

Государство – воплощение божественного проведения и потому государственная власть вечна, незыблема и подчинение ей естественно. Правители действуют от имени Бога. Их власть носит божественный характер, а издаваемы законы соответствуют божественной справедливости.

В сохранившихся историко-правовых памятниках Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая нашла своё чёткое выражение теологическая теория.

Наиболее широкое распространение эта теория получила в Средние века и имела главной своей направленностью обоснование, превосходство церковной власти над светской.

Начиная с 10 в. формируется теория двух мечей, согласно которой для защиты христианства Богом были даны 2 меча - церковный и светский. Оба они были переданы церкви. Сохранив для себя духовный меч, светский передала монарху. Поэтому власть монарха производна от власти церкви.

В свою очередь, сторонники независимой царской власти утверждали, что императоры получили свой меч непосредственно от Бога.

Теория солидаризма Леона Дюги

В первой половине XX века широкое распространение получило политико-правовое учение солидаризма, главным представителем которого был Леон Дюги (1859 -1928) теоретик права, конституционалист, декан юридического факультета в Бордо.

Он, опираясь на идеи французских социологов О. Конта, Э. Дюркгейма и Л. Бурнежуа, развил концепцию социальной солидарности. В теории Л. Дюги связи, объединяющие людей в обществе, являются узами социальной солидарности.

Общество делится на классы, каждый класс выполняет свою миссию, свой долг, свою социальную функцию по обеспечению солидарности и гармонии общества. Эти социальные связи основаны на разделении труда. Сотрудничество классов в процессе разделения труда приведет к преодолению теневых сторон капитализма мирным путем, без революций.

Факт общественной солидарности, говорил Л. Дюги, осознается индивидами и порождает норму социальной справедливости: "не делать ничего, что нарушает социальную справедливость, и делать все возможное для ее реализации и увеличения". Социальная норма солидарности составляет основу всего объективного права.

Юридическая норма - это "верхний пласт" социальной нормы. Отдельные нормы в их многообразии значительны лишь поскольку, постольку они отвечают социальной норме солидарности. Л. Дюги утверждает, что право вытекает непосредственно из социальной солидарности и поэтому стоит над государством. Юридическая норма возникает спонтанно в условиях общественных взаимосвязей. Законодатель лишь констатирует, но не создает ее. В этом аспекте теория Л. Дюги связана с социологической юриспруденцией.

Норма социальной солидарности создает для индивида лишь право выполнять "социальную обязанность", определенную социальную функцию, в соответствии с положением которой, данное лицо занимает в системе общественной солидарности и нет других прав.

Существует лишь объективное право - юридическая норма, которая никому: ни индивиду, ни коллективу не дает субъективных прав.

Человек лишь винтик в социальном организме. Индивид - это не цель, а средство выполнять известную работу в деле социального строительства. Для права есть только обязанности. Для каждого класса существуют свои социальные функции.

Государство налагает руку на собственность, которая должна выполнять социальную функцию. Л. Дюги говорил, что собственность социализируется и перестает быть абсолютным правом и трансформируется для собственника в социальный долг.

Л. Дюги говорил о социальной реформе общества. Он высказывал уверенность, что современное общество движется к известному роду федерализации классов, соорганизованных в синдикаты -синдикальный федерализм.

Всеобщее индивидуалистическое избирательное право предлагал заменить организаторским пропорциональным представительством партий и профессиональных организаций. Для этого классовое общество перестраивается на основе синдикатов. Каждый класс объединяется по профессиональному признаку в профессиональные союзы. Отношения между классами регулируется не законами, а договорами.

Соединение синдикатов в федерацию приведет к децентрализации политической власти, к политическому и правовому плюрализму. Власть будет распределяться между различными синдикатами, к которым перейдет вся практическая работа по осуществлению социально-экономических и социально-политических задач.

Деятельность центрального правительства будет направляться палатой, образованной из представителей всех синдикатов.

Некоторые идеи, которые выдвинул Л. Дюги, находят и сегодня применение, так в Норвегии продолжительность рабочего дня и минимальная оплата рабочего часа определяется соглашением организаций предпринимателей и рабочих. Этот договор является договорным.

Вывод: теория солидаризма выделяет следующие постулаты:

1. Общества складывается из связей, объединяющих людей на основе солидарности;

2. Сотрудничество классов, социальных групп регулируется социальной нормой солидарности;

3. Сущность права заключается в общественной солидарности, с которой должно считаться государство;

4. Отвергается самостоятельный статус субъекта права и в особенности его субъективные права.

Социологическая юриспруденция подвергла критике формально-догматическое направление, прежде всего за смешение права и закона. Но, с другой стороны, она сама страдает серьезными изъянами. Так, противопоставляются нормы и правопорядок, отрицается нормативный характер права, отвергается нормативная сила законов, исключаются из правовой науки сущностные и аксеологические проблемы права.

Основоположником и наиболее известным представителем теории солидаризма в праве был французский юрист Л. Дюги (первая треть XX в.). В качестве основных положений, на которых базировалось его учение, Л. Дюги выдвигал два: человек - существо общественное, он не может жить обособленно; общество функционирует лишь благодаря солидарности, которая соединяет индивидов. Из этого положения Дюги делал вывод о наличие неизменной нормы (принципа) солидарности: «поступай солидарно». Никто не должен нарушать норму солидарности: не делать ничего, что наносит ущерб солидарности, а делать лишь то, что содействует солидарности. Принцип солидарности постоянен, хотя его содержание и меняется вместе с изменением общественной жизни. Он является основой правопорядка и государственной организации.

С развитием разделения труда, отмечал Дюги, люди становятся более зависимыми друг от друга (рабочий - от капиталиста, капиталист - от рабочего и т.д.),а потому солидарность должна развиваться и укрепляться. На основе идеи солидарности в обществе стихийно складываются различные социальные нормы, в том числе и правовые. Право, по мнению Дюги, не создается государством. Правовые нормы существуют без государства, которое лишь выявляет нормы, стихийно складывающиеся в обществе на основе солидарности, и формулирует их в виде закона. Правовые нормы выше государства, выше законодателя. Если государство издает правила, противоречащие солидарности, то они не будут соблюдаться, не войдут в число солидарных норм.

Право - это не инструмент политики государства. Оно выражает не волю какого-либо класса, а солидарность различных социальных групп. Существование государства обусловлено разделением труда и необходимостью установления и формулирования права, выражающего солидарные интересы. Разделение на правящих и управляемых является следствием стремления сильных, энергичных индивидуумов использовать свою энергию на охрану социальных норм, организацию общественных реакций на их нарушение. Дюги выступал против субъективных прав, заменяя их социальной функцией. Рабочий и капиталист не имеют субъективных прав, они обладают лишь определенными социальными функциями, которые призваны осуществлять «святую солидарность»и обеспечивать «счастливую гармонию». Частная собственность - не право капиталиста, а необходимая социальная функция, без которой немыслимо общество. Идея о социальной функции частной собственности воспринята конституциями ряда развитых стран.

Например, в Конституции ФРГ (ст. 14) записано: «Собственность обязывает. Пользование ею должно служить общему благу».Эта идея была бы полезна России, где идет перераспределение собственности, созданной общим трудом миллионов, в пользу немногих. Важно, чтобы частная собственность, возникающая в результате перераспределения, использовалась бы не только для извлечения прибыли, но и в общесоциальных целях. Теория солидаризма актуальна и в другом отношении. Она лежит в основе политики социального, классового сотрудничества, активно внедряемыми разными политическими силами. Эта идея начинает воплощаться и в России. Примером этому служит подписание Договора об общественном согласии, заключение тройственных соглашений (правительство, профсоюзы, работодатели).

Сторонники нормативистского направления (Г. Кельзен) ут­верждали, что государство есть лишь результат действия норм пра­ва, а само право рассматривают как совокупность норм, содержа­щих правила «должного поведения». Нормативисты ограничивают задачи юридической науки формально-догматическим анализом пра­вовой нормы, изучением лишь внешнего ее строения (структуры). Тем самым, в известном смысле, игнорируется содержание правовой нормы, ее связь с действительными и материальными условиями жизни и интересами индивидов. Провозглашение идеи законности, в признании нормативного характера права заключается опреде­ленное положительное значение нормативистского учения. Вместе с тем определенная слабость этого учения проявляется в искусст­венном отрыве права от других явлений действительности, и преж­де всего от экономических условий жизни общества. Нормативизм ставит своей целью изучение позитивного содержания правовых норм, отказываясь от исследований сущностных проблем права.

Социологическая школа права является одним из основных направлений правоведения XX века. Социологическая школа пере­мещает центр тяжести на изучение «живого права», т. е. система правоотношений поведения людей в сфере права. Основателем со­циологического направления юриспруденции является Е. Эрлих, книга которого «Социология права» представляет собой системати­зированное изложение основных идей этого направления.

Социологическая теория наполняет право социальным содержа­нием доказательств, что право является уравновешенной силой в жиз­ни общества. Идеи данной теории четко выражают сущность правово­го государства, в котором и само государство, и его граждане должны подчиняться правовым предписаниям в интересах общего блага.

Разновидностью социологического направления является тео­рия солидаризма , которую представляет французский юрист Л. Дюги. Он считает, что в обществе не должно быть ни права кол­лектива приказывать индивиду, ни права индивида противопостав­лять свою личность коллективу или другим гражданам. Люди должны быть подчинены обязательному для всех нормативному по­рядку, вытекающему из общей солидарности. В трактовке Л. Дюги, социальная норма - это норма поведения, прилагаемая к внешним выражениям общественной жизни. Она источник человеческого благополучия и стоит выше государства.

31. Основные теории происхождения государства (общая характеристика).

Основные теории происхождения государства:



1. Теологическая теория. Это теория о божественном начале в происхождении государства. Согласно данной концепции государство было создано и существует в современном мире по воле Бога, при этом право считается божественной волей. Таким образом, считалось, что власть церкви имеет более высокое положение, находится над светской властью, монарх при вступлении на престол освящался церковью, почитался представителем Бога на земле. Сторонники теологической теории: Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве и др.

2. Патриархальная теория . Согласно данной теории государство произошло в результате исторического развития семьи. Разросшаяся семья превратилась в государство. Поэтому монарх приходится отцом (патриархом) всем своим подданным, которые обязаны его слушаться и относиться к нему с большим почтением. Обязанность же монарха – забота о своих подданных и справедливое управление ими. Сторонниками патриархальной теории являются: Аристотель, Конфуций, Р. Филмер, Н.К. Михайловский и др.

3. Договорная теория. По этой теории государство является продуктом человеческого разума, но не проявлением воли Бога. В результате государство возникло вследствие заключения людьми общественного договора между собой, для того чтобы обеспечить общую пользу и интересы. Если же будут нарушены или не выполнены условия общественного договора, то народ вправе расторгнуть его, причем даже через революцию. Сторонники договорной теории: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.

4. Материалистическая теория. В соответствии с этой теорией образование государства стало результатом трансформации общества под действием социально-экономических причин. Сторонники материалистической теории: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов.

5. Психологическая теория. Данная теория состоит в том, что возникновение государства связывается с особенными свойствами человеческой психики, а именно с тягой к власти одних над другими и потребностью одних подчиняться другим. Сторонники психологической теории: Л.И. Петражицкий, Д. Фрезер, 3. Фрейд и др.



6. Теория насилия. Сторонники теории насилия считают, что государство возникло как результат насилия, через завоевания более слабых и беззащитных народов более сильными и организованными племенами. Представители теории насилия: Е. Дюринг, К. Каутский и др.

7. Патримониальная теория. Согласно патримониальной теории государство образовалось от права собственности на землю и права владения ей теми лицами, которые проживают на этой земле. Сторонник патримониальной теории – А. Галлер.

8. Органическая теория. Сторонники органической теории считали, что государство появилось и развивалось дальше как биологический организм. Представители органической теории: Г. Спенсер, А.Э. Вормс и др.