Основные виды религий. Мировые религии

Позиция богословов и верующих (по воле бога возникает религия и все события) весь исторический процесс определяется промыслом божьим. Бог как творец (единственный). Продумал каждого из нас, от момента рождения до смерти. Есть и деятельность человека, отличающаяся от божественного плана (алкоголизм, наркомания и тд), ведь каждый рождается свободным, свобода воли. Человек сопомощник бога. В конце жизни с тебя всё спросят, будешь отвечать за содеянное. Существует 2 пути. Один божий путь, ведёт в рай, второй путь дьявола, ведущий в ад. Удвоение мира главный признак религии: мир реальный, земной и сверхъестественный мир(загробный). Смерть с точки зрения религии не конец, а переход из естественной в сверхъестественную жизнь. Бог вечен, религия ВЕЧНА.

Биолого-антропологическая (творец религии-человек). Религия возникает в сознании человека спонтанно, самопроизвольно. Внешние причины не играют никакой роли. Сознание первично. Люди создавшие мировые религии: Иисус Христос, Мухаммед, Будда.

Материалисты (создает религию человек, но в отличие от биолого-антропологического подхода, религия - не где кроме бытия возникнуть не может. Возникает не в сознании человека, а сознание отражает причину возникновения религии. Господство внешних сил (природы и общества) над человеком - причина возникновения религии.

Влияние на человека внешних сил человек способен преодолеть, а господство внешних сил порождает религию. Влияние (дождь, снег), а господство (ураган, наводнение). Если полное господство внешних сил- не возникает религия, людям не до этого.

2. Структура религии

С точки зрения богословов человек самостоятельно структурировать не может. Это тайна бога, которой он делится с человеком. Знаем о сверхъестественном - от посланников, пророка божьих. Самостоятельно человек познать не может.

Светские исследователи говорят, что человек может самостоятельно определить структуру религии.

Религиозное сознание В религиозном сознании выделяются религиозные представления и религиозные настроения.

Религиозное поведение. В религиозном поведении выделяется религиозное действие.

Религиозные действия часто называют культовыми действиями. Но религиозный культ понятие более широкое. Определяя культ-религиозное действие+материальные объекты которые при этом используются. Храм-культовое место, священник-представитель культа, иконы, кресты-культовая атрибутика. Всё это состоит культ. Культ очень глубоко символичен. Горящая свеча-символ горения христианской души перед богом. Дым благовонии из кадила-возносящиеся молитвы от верующих к богу. Культ необходим любому верующему человеку т.к. культ символизируют прямую связь верующего и бога. Молитва-восхваление бога и просьбы.

3) Ранние формы религии

Фетишизм - рога оленя,зуб хищника, подкова (взаимодействие части и целого)

Магия - близка к фетишизму, но фетишизм предполагает наличие сверхъестественных сил в самом объекте без воздействия на материальные объекты. А магия и колдовство верят в сверхъестественные свойства объектов, но предполагается воздействие на материальные объекты. Если объект магии далеко нужен заменитель. Заменитель: часть от объекта от человека (волос, зуб, одежда которую носил). Часть и целое тождественны. Подобное порождает подобное. Есть белая и черная магия. Образ (рисунок, фотография,след) наделён силой воздействия на человека.

Тотемизм - тотем животное, реже растение. Обожествление сверхъестественной связи животного и человека. Тотем-единство рода или племени. Род или племя комфортно себя чувствуют только в той территории где распространено животное-тотем. Они чувствуют себя правителями территории где распространён животное-тотем.

Анимизм - вера в то, что каждый объект материальной природы окружающей человека и сам человек имеет душу. Человек 2 субстанции: тело и душа. Душа состоит из тонкой материи, совершает то что не может тело человека (летать, проходить сквозь стены). Душа жива самостоятельной жизнью только во время сна. Смерть человек мало отличается от тела. Во сне уходит душа и возвращается, а смерть когда не возвращается в тело никогда. Род не на кровном родстве, а на духовном.

Похороны-подготовка к жизни загробной и вечной. Несколько типов похорон: под землёй, на земле, кремация. Жизни потусторонняя-продолжение жизни земной.

Шаманизм - предполагает формирование настоящего профессионального служителя культа. Ш предполагает духов нескольких категорий; дух-покровитель (превращающий человека в шамана, обряд пересотсворения-появление шамана. Дух сдирает мясо со скелета промывает в чистой реке, ищет лишнюю кость и собирает заново). Если шаман не обладает лишней костью то выходит из обряда в гематомах. Применение природных глюциногенов. Шаман- первый посредник между потусторонним миром и человеком.

Человек обожествляет материальный объект - ранние формы религии. Просимый результат должен последовать сразу или вскоре. Если просимого результата нет - сверхъестественные силы покинули мат объект.

Культ умилостивительный. Обожествляется вера в сверхъестественные свойства объектов мира сверхъестественного. Вера в сверхъестественные силы сверхъестественного мира. Пример: Принести в жертву чтобы пошел дождь. Просимого результата можно не дождаться. Под сомнение сверхъестественное не ставит.

Наука не знает такого народа, которому была бы совершенно не знакома религия. Ранние формы религиозных верований были очень примитивны. Древнейшим людям были свойственны какие-то магические и тотемические верования.

Под магическими верованиями понимают представления о возможности человека сверхъестественным путем влиять на других людей и природу

Тотемизм состоит в вере в сверхъестественное родство между какой-то группой людей, с одной стороны, и определенным видом животных или растений – с другой.

Для культуры некоторых народов характерен шаманизм – представление о том, что человек может, доведя себя до состояния экстаза, общаться с духами и использовать их силу для врачевания, вызывания дождя и других целей.

Для развитой родовой общины характерны также фетишизм – почитание неодушевленных материальных предметов; и аниматизм – вера в некую безличную силу, рассредоточенную во всей природе.

Одной из древнейших религий является иудаизм. Зачатки ее относятся ко II тысячелетию до н.э., когда древние евреи были кочевым народом.

К основным догматам иудаизма относится вера в единого бога Яхве, в приход Мессии – спасителя, который придет, чтобы совершить праведный суд, воздать людям по их заслугам, - в бессмертие души и существование загробной жизни. Священной книгой иудаистов является Танах, тождественный христианскому Ветхому Завету. Признается и Талмуд, в котором дается толкование содержащихся в Танахе религиозно-этических, правовых и бытовых предписаний.

Некоторые наставления Талмуда таковы: “Не прощай себе, и тогда легко будет простить другим”, “Кто гонится за славой, от того слава бежит, кто же ее избегает, за тем она вслед идет”, “Многому я научился у своих наставников, еще более – у своих товарищей, но более всего – у своих учеников”.

Этические нормы иудаистов – это заповеди Моисея. Насчитывается 613 библейско-талмудских предписаний, регламентирующих жизнь евреев. Иудаисты соблюдают обряд обрезания, пост, предписания о дозволенной (кошерной) и недозволенной (трефной) пище. Помимо Торы, преследующей цель нравственного совершенствования человека, евреи чтут Галаху – предписания, регламентирующие религиозную, семейную и гражданскую жизнь, и Агаду – книгу сказок, притч, мифов, сказок, басен и пословиц.

В первые века I тысячелетия до н.э. в Передней Азии возник зороастризм. Эта религия возникла в обстановке острой враждебности между соседними земледельческими и скотоводческими племенами. В ее основу легло положение о противоборстве светлого и темного начал. Доброе начало олицетворяет Ахура-мазда – создатель неба, земли, человека, полезных животных и т.д. Олицетворение злого начала – Анхра-Майнью, плоды творчества которого вредны для людей – пустыня, болезнь, смерть, вредные животные. Священной книгой зороастрийцев является Авеста, которая приписывается Заратуштре. Зороастрийцы почитают огонь, приписывают ему очищающую силу, поэтому их называют огнепоклонниками. Они очень специфично относятся к человеческим трупам, считая их чем-то нечистым. Своих покойников зороастрийцы не закапывают в землю и не кремируют, а хоронят на специальных “башнях молчания”, где помещенные в ниши трупы съедаются хищными птицами. Зороастрийцы верят в загробную жизнь и имеют представление о скором конце мира.

Зороастризм стал государственной религией Древней Персии и широко распространился на завоеванных ею территориях – Афганистан, Азербайджан, Средняя Азия и др. Однако границы зороастризма сузились благодаря арабским завоеваниям в седьмом веке.

Индуизм – не единая религия, а совокупность религиозных систем, для которых характерно отсутствие руководящих органов, хотя имеет храмы. Среди божеств выделяются: бог-хранитель Вишну, бог-разрушитель и созидатель Шива. Важное место в индуизме занимают положения:

О дхарме – порядок жизни, установленный для каждой касты;

О карме – воздаяние, которое получает человек в зависимости от выполнения или невыполнения дхармы;

О перерождении – воплощение души человека в ту или другую телесную оболочку в соответствии с принципом кармы.

Если человек вел праведную жизнь, его душа может воплотиться в тело представителя более высокой касты или даже в тело небожителя. При невыполнении дхармы душе грозит воплощение в тело человека, занимающего более низкое сословно-кастовое положение, животного или растения. В индуизме существуют положения об ахимсе (непричинении зла), аватаре (возможности воплощения бога в другом сверхъестественном существе, человеке или животном).

В VI-V веках до н.э. в Китае возникли два сильно отличающихся друг от друга философских учения, содержащих религиозные элементы: даосизм и конфуцианство.

Даосизм, созданный на основе философского учения Лао-цзы, считает основой возникновения, изменения и конца всех вещей Дао. Даосизм имеет многочисленное жречество, которое занимается гаданиями, выполнением магических обрядов, торговлей амулетами и т.п. Старшим даосским жрецом считается “тяньши” (даосский папа).

Конфуцианство, созданное на основе учения Кун-цзы, не имеет жречества. Религиозные обряды выполняют главы семей и старейшины родов. Одно из основных положений – требование безоговорочного подчинения вышестоящему, старшему, власти. Верховным божеством почитается небо, обожествлены также сам Конфуций, его ученики и верные последователи. Они верят в загробное существование душ и для их умилостивления совершаются жертвоприношения.


Когда вы думаете о религиях, то неминуемо натыкаются на следующие вопросы:

Почему в мире существует так много религий? И каждая утверждает, что она единственно верная.

Какая же религия верная на самом деле?

И произошли ли религии от Бога, или каким-либо иным мистическим путем? Или религии были выдуманы людьми?

Некоторые утверждают, что наука доказала неверность религий. Но доказала ли она в действительности неверность религий?

Противоречит ли наука религиям?

Какова цель и функция религий?

Я постараюсь разобраться в этих вопросах и ответить на них.

Вначале рассмотрим то, на базе чего формируются все наши познания о мире и метод анализа информации. Все, что мы знаем, и методы нашего мышления формируются на базе наших органов чувств. Причем если человек лишен зрения и слуха, то развивается он существенно медленнее (если развивается вообще) и часто при абсолютно нормальных умственных способностях не может познавать и анализировать мир, то есть, лишен способности обучения.

Причем многие наши представления о мире сформированы именно особенностями наших органов чувств. Будь у нас другой набор органов чувств, то мы имели совершенно другие представления и другую жизнь. Так если бы мы видели рентгеновское излучение, то возможно не делали бы окон в домах. А в железобетонных блоках старались бы разместить металлические пруты более эстетично. То, что не познается нашими органами чувств, для нас не существует, как материальный объект. Но и сам метод мышления тоже определен этим самыми органами чувств.

Интересно то, что несовершенны, как сами органы чувств, так мы не можем, например, видеть инфракрасный свет. Так не совершенен и сам их набор. Мы не можем, например, измерять частоту электрического тока. Видимо на условиях того, что несовершенство органов чувств очевидно, можно предположить, что многие виды информации нам не доступны в силу этого.

Следовательно, когда мы говорим о Боге, богах или каких-то иных состояниях материи, то речь идет, прежде всего, о том, что принципиально недоступно нашим органам чувств, что нельзя увидеть, услышать, и почувствовать. Причем вполне возможно, что это не скоро станет доступно также и нашим приборам. Подобно тому, как если мы создадим искусственный интеллект в компьютерных сетях, и ему изрядно придется повозить, чтобы осознать человека. И даже если компьютеры будут работать на человека и видеть его они не смогут осознать его. Это подобно тому, как мы не можем осознать понятие бесконечность. Бесконечность времени, бесконечность Вселенной или бесконечность микромира.

Итак, речь идет о существовании некого таинственного мира, который недоступен, как нашим органам чувств, так и нашим приборам. Но самое важное, что он недоступен нашему пониманию. И даже если мы увидим этот мир, то мы не сможем понять это. Не исключено, кстати, что мы видим, но не осознаем. В дальнейшем я буду называть этот мир – таинственным миром. Подразумевая под ним все то, что мы не можем осознать и увидеть.

Есть масса версий происхождения человека, однако самой безумной из них является Теория Эволюции, которая предполагает, что все произошло само собой вследствие случайных факторов и необходимости.

Двадцатый век показал, что человек способен творить массу механизмов и их модификаций. Но это творение при всей своей разнообразности не было набором случайностей, а было развитием определенных идей. Если мы посмотрим на живой мир вокруг нас, то это также развитие одних и тех простейших идей. От насекомых до человека есть одно приблизительно строение тела. Есть голова, на которой располагаются зрительные и другие анализаторы. Есть туловище с лапками, лапами, руками или ногами и лишь изредка их отсутствием. Причем все живые существа крайне гармонично сосуществуют вместе. И во всем разнообразие живых существ мы видим вполне определенный набор идей, которых не так много. Мы даже не видим жуков и животных, с колесной тягой вместо лапок. Хоть человечество доказало, что колеса эффективное средство передвижения. Строение тела также могло иметь другие формы и модификации, а естественный отбор логично мог привести к появлению совершенных убийц, которые выживали бы в любых ситуациях и питались бы всем чем угодно и у которых бы отрастали любые органы. Любой фантастический фильм с использованием идей эволюции показывает, сколь разнообразными могли быть существа, населяющие нашу планету. Если бы эволюция имела бы место. Но я не буду показывать всю бездарность и тупиковость этой легенды об эволюции. Это сделали до меня.

Итак, я утверждаю, что все живые существа на нашей планете были созданы разумным существом или существами. Чтобы узнать, кто они или Он нужно изучить и осознать Таинственный мир. А как я уже говорил раньше, не познание этого принципов этого мира ни его восприятие невозможно пока для человека. Однако если что-то нельзя познать – это не означает, что оно не существует. Более того, я утверждаю, что создатель или создатели оказывают самое непосредственно участие в нашей жизни. Вполне возможно, что своей жизнью мы выполняем полезные для них функции. Каждый из вас это воздействие может ощутить на себе. По идее жизнь подчиняется необходимости и случайны факторам. Но разве никогда в вашей жизни не случались уникальные совпадения, когда вы случайно встречала несколько людей в городе в нужное время и эти встречи определяли вашу дальнейшую жизнь. И если вы встретили только одного из этих людей, то это ничего бы не изменило. И только в результате того, что вы встретили сразу всех из этих людей, получился тот результат, который вы ожидали. На самом деле в жизни любого человека этих совпадений больше, чем кажется.

К тому же почему мы считаем, что мы не выполняем никаких полезных творцу или творцам функции? Аналогичные может быть тем, которые выполняет для нас компьютерные программы. Деревья подозрительно напоминают каталоги. Полезные ископаемые базы данных, а мы программы по обработке этих данных.

Заметим, что создание нами компьютеров было идеальным научным экспериментом, который в том числе мог стать моделированием реальной ситуацией, которая моделирует происхождение и основу существовании нашего мира. То ест создавая компьютеры мы моделировали виртуальную реальность, которая подобная нашей. И нам удалось смоделировать в результате этого эксперимента то, как мы появились. И то, как появилось все живое.

Зачем же нам нужны религии?

Животные управлялись своими инстинктами, и их взаимное существование было органично. Но человек способен творить и фантазировать. Он способен самообучаться. И эти свойства привели к тому, что человек может направлять свое творчество во вред самому себе и во вред всем другим живым существам. Причем до полного самоуничтожения. Творчество, наделенное целью, и стимулируемое инстинктами, ведет к чрезмерности и вместо пользы человек станет вреден самому себе и окружающем миру.

То есть человеку нужны регулирующие факторы. Если их не будет - общество погибнет. Законы естественно не могут управлять обществом, так как люди могут успешно их не соблюдать. Предпринимаются попытки заставить машины следить за законностью. Но машины ведь программируются людьми, а повсеместное беззаконие естественно проникнет и в органы правопорядка.

Поэтому религия является тем стержнем, который регулирует общество. Этот стержень, на котором держится нравственность. Это направление для развития и творческого развития личности. Причем даже если вокруг нет полиции и не будут действовать законы – религия все равно будет успешно регулировать нравственность и Закон. Хаос не наступит даже в отсутствии органов правопорядка – если люди будут верующие.

Как появились религии?

Очевидно, что, создав человека, обитателям таинственного мира стало ясно, что это существо может самоуничтожиться в силу неправильного образа мыслей или уничтожить все живое. Поэтому человеку дали религии. Почему религии, а не одну совершенную религию? Дело в том, что человек способен искажать любое знание и лучше, если эти знания будут находиться в конкуренции, тогда искаженное знание всегда можно будет заменить конкурирующим. Также религии были адаптированы под географическое поселение людей.

В рамках религий человеку также дают представление о Таинственном мире. Вначале человеку дали первые религиозные представления. Но они были очень сложны для первобытного человека. Даже сейчас, чтобы изучить учение колдунов Африки нужно более 40 лет. И в них естественно была наиболее точная и доступная информация о Таинственном мире и его обитателях. Но широкой первобытной общественности эти знания были непонятны. И в результате они были искажены и привели к хаосу. Вместо пользы эти знания обратили во вред. Чтобы соблюдать закон, нужно было познать сложнейшее философское учение. Тогда из таинственного мира поступило новое знание. И этим знанием были те религии, которые мы сейчас называем варварскими. Они были сложны, но уже более упрощенные.

Однако по прежнему в полной мере эти знания были доступны только жрецам. Мы видим например, что иудаизм произошел от религии междуречья, но только религия междуречья была много сложнее для понимания, чем иудаизм. Итак, идя по пути упрощений, обитали таинственного мира, дали нам то, что мы знаем под современными мировыми религиями. Все эти религии не придуманы людьми (кроме различных ответвлений и искажений). Все они в равной степени отражают истину. И все, по сути, говорят одно и тоже разными словами и подавая это в разных формах. Все они побуждают человека к определенному образу жизни. Направляя его действия и творчество в определенное русло.

Противоречит ли наука религиям? На самом деле нет, за исключением тех случаев, когда кто-то из ученых слишком самонадейно утверждает, что объяснил, то, что пока не доступно познанию – наука религии не противоречит. И если какой-либо закон и противоречит религии, то, как правило, потом выясняется, то он распространяется далеко не на всю вселенную. Так было, например, со скоростью света.

Все, что реально доступно изучению человека нисколько не противоречит религии. Когда же человек пытается изучить недоступные его познанию предметы, то может придумать гипотезы противоречащие религии, но они самодискредитируются после более детального изучения. Это давно бы ждало Теорию Эволюции, если бы не мощная политическая поддержка.

Наука изучает мудрость Создателя. Его идеи и конструкторские решения. Законы, реализованные Им во вселенной. Наука познает, мыли того (или тех) кто создал нашу вселенную. И в этом нет противоречия. Напротив, в этом есть познание истины различными путями: экспериментальным (наука), и духовным (религия).

Зачем нужны религиозные таинства и обряды?

Некоторые говорят, что религия – это хорошо. Это нравственный закон. Но зачем же нужны обряды и таинства? Часто к ним относятся как к чему мистическому, как к чему-то старому и не совсем нужному. Однако это не верно.

Посмотрим на таинства и обряды с человеческой стороны. Человек не может считать собственность своею, пока нету материального подтверждения его права собственника. И ему обязательно нужна бумажка подтверждающая право собственника. Или иной предмет это подтверждающий. Человек не может поверить во власть если нету материального подтверждения наличия власти. А в современном обществе человек без паспорта не является в принципе полноценным человеком. Откуда такая тяга к материализации виртуальных заключенных только в разуме людей понятий?

Дело в том, что человек только тогда осознает виртуальное понятие, когда он видит материальное его подтверждение и признает это материальное подтверждение. Только тогда когда он всеми органами чувств ощущает это понятие, он осознает его и воспринимает как нечто неразрывно связанное с его жизнью. И вот для этого и нужны таинства и обряды. Они позволяют человеческому мозгу лучше проникнуть в ту религию, которую человек признает. Когда священники одеты в костюмы, а церковь напоминает ратушу или офис, то естественно это не способствует погружению в религию и её принципы. Только когда все богослужение наполнено различными необычными символами и материальными подтверждениями – человек полностью погружается в это.

Я попытался в этой небольшой статье насколько это возможно дать ответы на все вышеперечисленные вопросы. Пишите если у вас возникли мыли или вопросы на эту тему.

Если бы мы спросили священника, откуда появилась религия, его ответ, скорее всего, уходил бы корнями в теологию. То же самое справедливо для раввинов, имамов, йогов и других. Мы считаем, что исток нашей личной веры даст ответ на вопросы о ее возникновении. Однажды Артур Шопенгауэр: «Каждый имеет пределы своего собственного видения для границ мира».

Религия появилась в результате... смерти?

Тем не менее, мы частично ассоциируем духовные практики с безграничностью, подобно тому, как мы предполагаем, что «душа» пребывает внутри нашей плоти, пока она не будет освобождена. Смерть, по сути, часто рассматривается как главная составляющая в основе религии. Ритуалы и верования о загробной жизни дают «противоядие», но в то же время требуют значительной ответственности.

Такой взгляд появился сравнительно недавно. Историк религии Карен Армстронг также предполагает, что главной причиной ее возникновения стала смерть, хотя, возможно, и не так, как мы ожидаем. В своей последней книге «Поля крови: религия и история насилия в мире» она пишет: «Многое из того, что мы сейчас называем религией, первоначально коренилось в признании того трагического факта, что жизнь зависит от уничтожения других живых существ. Ритуалы были призваны помочь людям примириться с этой неразрешимой дилеммой».

Дилеммы первобытных людей

Интересно отметить, что эта дилемма появилась из-за необходимости убивать животных ради добычи, а не из-за убийства других людей. По мере того, как в растущих обществах наши предки развивали этику, живя в более крупных и разнообразных группах, наши парадоксы не могли оставаться завуалированными. В то время как люди помогали своим семьям и друзьям, они регулярно забирали жизнь у других животных, многие из которых (по-своему) делали то же самое.

Как могло двуногое животное, которое получило преимущества за счет развития неокортекса, осознать то, что оно жаждет безопасности в нестабильном мире, но при этом должно убивать ради еды других живых существ? То, что это биологическое наследство, не подлежит сомнению. Но остается еще один вопрос: как мог человек с одной стороны создавать жизнь, в то время как с другой приходилось ее постоянно забирать?

Как появились первые ритуалы?

Вспомните грубые инструменты, которые использовали эти первобытные охотники, чтобы убивать животных. Они еще не могли использовать преимущества пороха или современного охотничьего оборудования, которое доступно сейчас богатым туристам. Как отмечает Армстронг, древние стрелки едва ли могли пробить кожу животного. Именно поэтому на кончики стрел начали наносить яд, и охотникам оставалось лишь ждать, пока он подействует, и отслеживать животное. Оказывается, именно в тот момент, когда появился такой способ охоты, и была рождена та вещь, которую сейчас мы называем религией.

По мере того как животное умирало, охотники собирались вокруг него, поглаживая его голову и напевая песни. Если животное кричало из-за боли, они плакали и сопереживали. Они воспринимали это как жертву, которая помогает им самим выжить. Наши предки знали, что они были частью этого процесса, а не существовали отдельно от него. Именно так и появился ритуал.

Современное видение религии

Только романтики давно минувших эпох могут утверждать, что раньше жизнь была намного проще, чем сейчас. Как пишет Армстронг, ранние люди любили охоту. Многие продолжают эту тенденцию и сегодня. Это так же заложено в нашей ДНК, как и эмоции. И идеология, которую мы разработали, помогала нам справиться с тем знанием, что мы, как и животные, должны будем умереть.

Но современное видение естественного мира приводит человека в замешательство. В мире, где правит наука, а религия преимущественно воспринимается как здание, куда вы должны идти в определенное время года, что-то особенное теряется.

На протяжении всей своей книги Армстронг утверждает, что наше понимание того, что мы сейчас называем религией, является относительно современным изобретением, взлелеянным светскими достижениями в Европе и Америке в последние 200 лет. Это значит, что не было никакого явления, названного религией, отдельного от повседневной жизни. Космическое и обыденное существовали вместе.

Трудности восприятия

Трудно себе представить эту связь, когда ради выживания вам больше не нужно никого убивать, и вы покупаете мясо в магазине упакованным и уже без костей. Еще труднее это понять на современной охоте, где вы стоите на расстоянии сотни метров от животного и нажимаете на курок. И речь идет не о квалификации или удобстве. Речь идет об эмпатии. Нам не хватает эмоций, поскольку мы уже очень далеки от своего происхождения.

История создания

В своей классической работе по данной теме Мирча Элиаде писал: «Более полезным, чем засекречивание мифов и поиск их возможного происхождения, является изучение их структуры и роли, которую они играют в духовном опыте примитивного человека».

История создания очень важна: она возвращает нас на землю. Знания о том, где возникла традиция, помогут нам проследить перипетии принятия идеологии на протяжении тысячелетий. Иногда это хорошо. Все мы знаем библейские, коранические и другие теологические пассажи относительно рабства и порабощения женщин, которые не должны играть никакой роли в нашем современном мире. Мы эволюционировали, и по большей части это положительное развитие событий.

Но иногда старая мудрость имеет ценность. Наши предки понимали, если они берут что-то, значит, необходимо отдать что-либо взамен. Ритуалы, которые сегодня нам могут показаться странными, были попытками сделать это.

Все исследователи религии и историки сходятся во мнении, что религия в той или иной форме существовала в те времена, когда человеческая цивилизация только начинала развиваться. Примитивные верования в сверхъестественные силы были присущи первым племенам людей, и именно эти верования и послужили истоками для формирования других религий, часть из которых исчезла задолго до нашего времени, а часть - имеют влияние и адептов и .

Согласно результатам исследования религиеведов, большинство верований первобытных человеческих племен можно отнести к политеистическим, так как люди поклонялись сразу нескольким богам, которые чаще всего представлялись древнему человеку покровителями той или иной стихии или явления. Однако монотеистические верования также были достаточно распространены в первобытном обществе - такие , как христианство и ислам, имеют ряд общих черт с монотеистическими верованиями семитоязычных племен и аморитов.

Проблема происхождения религии была ключевой во многих исследованиях философов и историков XVIII, XIX и XX века, однако однозначного ответа на вопрос "как появилась религия" до сих пор нет. Единственное, в чем сходятся все исследователи этого вопроса - это в том факте, что верования были присущи самым первым людям, и периода в истории человечества, который характеризовался бы отсутствием любых верований, не было. Наряду с религиозными верованиями, древние люди практиковали определенные культы и обряды, целью которых было "общение" с божеством.

Концепции происхождения религии

Существует огромное множество различных теорий происхождения религии, так как большая часть именитых философов, историков и психологов XVIII - XX века уделяли много внимания изучению этой темы. Даже основоположник психоанализа не упустил тему происхождения и сущности религии в своих работах. Однако все теории происхождения религии можно разделить на 2 основные группы: атеистические (эволюционные) и богословские .

Суть богословской концепции существования религии состоит в том, что изначально верование было дано людям высшей силой - создателем. Согласно мнению поклонников богословской концепции, Бог поделился с людьми своими знаниями через своих пророков, а также через них дал людям свои законы и заповеди, которых должны придерживаться все верующие. Большинство известных научных трудов, обуславливающих богословскую концепцию происхождения религии, принадлежат известным богословам, служителям христианской католической церкви и философам, исповедующим христианство. До второй половины XIХ века богословская концепция не подвергалась сомнению, однако ближе к концу XIХ века все больше исследователей склоняются к эволюционной концепции.

Эволюционная концепция происхождения религии заключается в том, что верования возникли по причине невозможности людей объяснить те или иные явления внешнего мира, поэтому они "придумали" богов и сверхъестественные силы. Также с помощью религии в вождей племени была возможность , объявляя свои указания божьей волей. С развитием человеческой цивилизации развивалась и религия, поэтому, согласно атеистической концепции, эволюция религии напрямую зависела от степени развития общества. Основоположниками и поклонниками данной теории являлись атеисты и поклонники деизма, и одним из самых ярких поклонников эволюционной концепции являлся Вольтер, которому принадлежит всем известное изречение "Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать". Следует отметить, что многие поклонники эволюционной концепции происхождения религии не отвергают возможность существования Бога и высших сил, однако они считают, что религия и вера имеют мало общего, и религия была придумана прежде всего как инструмент управления обществом.

Наиболее известные теории происхождения религии

Проблема происхождения религии достаточно глубоко и всесторонне описана в трудах Декарта, Вольтера, Малиновского, Маркса, Фейербаха, Мюллера и ряда других всемирно известных личностей. Каждый из них по-своему трактовал происхождение и сущность религии, однако современные исследователи, проанализировав множество трудов, призванных ответить на вопрос о появлении верований, нашли общие черты между многими разными гипотезами и сформулировали на их основе 5 основных теорий происхождения религии. Этими теориями являются:

1. Теистическая теория. Согласно данной теории, первопричиной появления религии был сам бог (или боги), который сотворил мир и людей. Человек, чувствуя свою незримую связь с Создателем, пытался установить , что и послужило появлением тех либо иных обрядов и культов. Этой теории придерживались немецкий философ Фридрих Шеллинг, английский историк Эндрю Лэнг, российский богослов и философ Владимир Соловьев и др.

2. Натуралистическая теория. Эта теория объясняет происхождение религии невозможностью древних людей понять происходящие в природе процессы. Силы природы пугали людей, поэтому первые верования и культы следует расценивать как попытки первобытного человека задобрить либо взять под свой контроль высшие силы. Исходя из натуралистической теории, не бог создал человека, а наоборот, человек создал бога, ведь первые люди обожествляли все необъяснимое. Основоположником натуралистической теории является Демокрит, также ее придерживались Фейербах, М.Мюллер, Н.Афанасьев и др.

3. Социологическая теория. Согласно этой теории, религию создало само . В каждом племени или общине первых людей существовали правила и законы, по которым жили все члены племени. Именно эти нормы и легли в основу религии, а верование в сверхъестественные силы возникло для того, чтобы удовлетворить духовные потребности человека. Главным предназначением религии по социологической теории является обеспечение влияния общества на отдельного индивида. Основоположниками данной теории являются Э.Дюркгейм и М.Вебер.


4. Марксистская теория.
Сторонники данной теории уверены, что религия является следствием несовершенства человеческого общества, и ее создали господствующие слои общества для того, чтобы с помощью верований управлять жизнью общества. В марксистской теории религия рассматривается как инструмент управления человеком, и сторонники этой теории уверены, что религия исчезнет, как только исчезнет социальная несправедливость. Основоположниками данной теории являются Карл Маркс и Фридрих Энгельс.

5. Психоаналитическая теория. Данная теория утверждает, что религия возникла вследствие наличия в человека потребности в защите и желания отгородиться от увеличивающегося влияния коллектива на жизнь индивида. Согласно этой теории, религия представляет собой "коллективный невроз навязчивых действий" и является самым простым способом удовлетворить инфантильную потребность во всесильном отце (отце-боге). Основоположником данной теории является Зигмунд Фрейд.