Норма права: понятие, структура. Эффективность применения норм права


В Уголовном кодек­се РФ дефинитивными являются нормы, определяющие понятия преступления, покушения на преступление, соучастия в преступ­лении, невменяемости и другие уголовно-правовые понятия.

Нормы-правила содержат правовые предписания в форме прав и обязанностей либо в форме правовых запретов.

5. По способу воздействия на субъектов права нормы- правила делятся на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Обязывающие нормы возлагают на субъектов обязанности. Основная цель обязывающих норм — определение требуемого (должного, обязательного) поведения. Таковы нормы, определяющие гражданские, трудовые, семейные, административные, процессуальные и другие обязанности.

Запрещающие нормы налагают запрет на совершение определен­ных действий. В нормах уголовного и административного права, которые указывают наказуемые действия, запрет на совершение та­ких действий подразумевается. С помощью запретительных норм осуществляется охрана правопорядка, предупреждение и пресечение деяний, вредных или опасных для общества.

Управомочивающие нормы предоставляют субъектам опреде­ленные правомочия. Социальный смысл управомочивающих норм — предоставление гражданам и другим субъектам права определенной возможности поведения, гарантированной соответствующими обязанностями других лиц. К ним относятся, например, нормы о праве на трудовую деятельность, на вознаграждение, на отдых, на образование, на материальное обеспечение, нормы о правах автора, об имущественных правах и др.

6. По степени обязательности выделяют императивные и диспозитивные нормы.

Диспозитивные нормы предписывают определенный вариант по­ведения, но при этом предоставляют субъектам возможность дого­вориться о правах и обязанностях.

Классификация правовых норм по степени обязательности

Важно

Так, согласно ГК РК не допускается принудительное изъятие имущества у собственника.

Управомочивающие нормы предоставляют субъектам возможность совершать определенные действия, влекущие юридические последствия.

По степени обязательности нормы права разделяются на императивные и диспозитивные.

Императивные нормы содержат категорические предписания, которые не могут быть изменены по усмотрению субъектов права. Таковы нормы уголовного и административного права.

Диспозитивные нормы предоставляют субъектам возможность самим решать вопрос об объеме и характере своих прав и обязанностей.


Внимание


Например, в соответствии с ГК РК наниматель обязан поддерживать нанятое имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт, если иное не установлено договором. Это означает, что хотя по общему правилу обязанность текущего ремонта нанятого имущества лежит на нанимателе, стороны при заключении договора могут договориться об иных правилах.

* По сфере действия правовые нормы делятся на общие, специальные и исключительные.

Общие нормы применяются ко всем отношениям данного рода.
Как правило, они присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все ее институты. Например, определение преступления применимо ко всем уголовно-правовым отношениям.

Специальные нормы регулируют не все, а только определенные отношения данного рода, относятся к отдельным институтам отрасли права.
Например, нормы гражданского права, регулирующие отношения собственности, применимы только к ним и не действуют при арендных отношениях.

Исключительные нормы устанавливают изъятия из содержащихся в общих и специальных нормах правил.

Классификация правовых норм по степени обязательности:

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ

Виды юридических норм исключительно разнообразны, в основе их классификации лежит множество критериев.

* По характеру содержания выделяют нормы-декларации, нормы-дефиниции, нормы-предписания.

Нормы-дефиниции содержат формулировки законодательных определений, правовых понятий.

Хотя нормы-декларации и нормы-дефиниции прямо правил поведения не устанавливают, они являются полноценными правовыми нормами. Соблюдение этих правил обеспечивается целым комплексом мер государственного принуждения, зафиксированных в международном, уголовном и других отраслях права.

* По целевому назначению нормы права распадаются на регулятивные и охранительные.

Регулятивные нормы непосредственно устанавливают права и обязанности участников правоотношений.


Примером регулятивных норм может служить раздел Конституции, закрепляющий права и обязанности граждан.

Охранительные нормы регулируют отношения, связанные с юридической ответственностью, возникающей вследствие нарушения регулятивных норм.

* По способу воздействия на субъектов права нормы делятся на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Обязывающие нормы возлагают на субъекта обязанность совершать определенные действия. Примером может служить статья ГК РК, на основании которой лица, незаконно получившие информацию, составляющую коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки.

Запрещающие нормы указывают на недопустимость совершения каких-либо действий.

Альтернативные нормы закрепляют несколько вариантов условий их действия, а также поведения участников правоотношения или ответственности за их нарушение.

В зависимости от сферы действия выделяют: 1) региональные, действующие на территории субъектов РФ; 2) общефедеральные нормы, действующие на территории всей страны; 3) локальные, действующие на территории конкретного учреждения, организации, предприятия.

По времени действия существуют постоянные нормы, содержащиеся в законах, и временные, действующие определенный срок в конкретном регионе.

В зависимости от юридической силы выделяют правовые нормы законов и подзаконных актов.

40. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм | Шпаргалка по теории государства и права | 42.
Понятие и виды форм права.
Классификация правовых норм

В силу различных оснований выделяют следующие основные виды правовых норм.

1. По характеру содержания выделяют нормы-декларации, нормы-дефиниции, нормы-предписания.

Нормы-декларации закрепляют правовые принципы, цели, задачи.

Нормы-дефиниции содержат формулировки законодательных определений, правовых понятий. Соблюдение этих норм в полной мере обеспечивается целым комплексом мер государственного принуждения, зафиксированных в различных отраслях права. Если определение зафиксировано в тексте правовой нормы, оно называется легальной дефиницией.

Нормы-предписания устанавливают строго определенные варианты поведения, например, для должностных лиц государственных органов, работников различных организаций, различные служебные инструкции, регламентные нормы.

Они есть по сути нормы-обязывания. Обязательность требования и запрет его неисполнения, изложенные в норме, создают норму-предписание.

2. По целевому назначению нормы права подразделяются на регулятивные и охранительные.

Регулятивные нормы устанавливают субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения.

Инфо

Они непосредственно регулируют (нормируют) свободу распоряжения субъективными правами и обязанностями. Это нормы общедозволительного характера.

Охранительные нормы определяют условия применения к субъекту мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер.


Эти нормы возникают вследствие нарушения норм регулятивных. Охранительные нормы регулируют отношения, связанные с юридической ответственностью.

3. По способу воздействия на субъектов права (по характеру или составу предписываемых правил поведения) нормы делятся на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Обязывающие нормы возлагают на субъекта обязанность совершения определенных действий, т.е. предписывают содержание этих действий.

К сделкам законных представителей несовершеннолетнего с его имуществом применяются правила, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 37 настоящего Кодекса».

7. По целевой направленности нормы права выделяют коллизионные, внутриорганизационные, восстановительные, компенсационные, компетенционные нормы.Коллизионные нормы – это разновидность специализированных норм права, издаваемых с целью устранения коллизий, возникающих между нормами права. Внутриорганизационные нормы – это нормы, целью которых является обеспечение единства и целостности системы права и направлены на повышение организованности и эффективности ее функционирования.

Компенсационные нормы – это нормы права, имеющие общеобязательный характер предписания, регламентирующие восстановление нарушенного права, правового положения личности.

По степени общности содержания и по функциональной роли нормы права делятся на нормы-принципы, общие нормы и специальные нормы.

13. По техническим приемам установления правил поведения нормы права делятся на определенные, отсылочные и бланкетные.

Приведенный перечень классификации правовых норм в некоторых аспектах является условным и не исчерпывает всех существующих в науке теории права способов классификации правовых норм.

Например, нормы права можно классифицировать и по таким основаниям, как по степени активизации социально полезной деятельности, по непосредственному предмету воздействия или по признакам, свойственным элементам правовой нормы.

Условность любого основания классификации правовых норм выражается в том, что ни одно из них не является однозначным. Например, не существует правовых норм, которые были бы только обязывающими, или только запрещающими, или только управомочивающими.

Обязывая к совершению какого-либо действия, норма права запрещает воздержание от его совершения и наоборот. В то же время всякая норма, обязывающая к совершению какого-либо действия и запрещающая его, управомочивает кого-либо требовать совершения или несовершения этого действия. Условность классификаций правовых норм не означает их отрицания вообще.

Тем самым данные нормы занимают особое, ведущее место в государственно-правовом механизме регулирования общественных отношений и, соответственно, имеют высшую юридическую силу по сравнению с другими видами норм права. В свою очередь учредительные нормы принято разделять на нормы-начала, нормы-принципы, целеустановочные нормы, дефинитивные нормы.

Нормы-начала, в содержании которых закрепляются основы (начала) конституционного (государственно-правового) строя, политические, экономические, культурные и социальные основы государства и общества, взаимоотношения личности, общества государства.
Данные нормы содержаться в Конституции РФ, прежде всего в гл. 1 «Основы конституционного строя». Так, например, в ст. 2 Конституции РФ провозглашается, что человек, его права и обязанности являются высшей ценностью, это ориентирует формирование и развитие государственно-правового устройства общества исходя из приоритета индивидуальных прав, свобод и обязанностей. Причем осуществление которых, т.е. этих прав и свобод, не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17 Конституции РФ), что в свою очередь, ориентирует на создание политико-правовых механизмов по защите, согласованию этих прав и свобод, минимизации конфликтов между ними. Другой пример, Основной Закон ст. 7 п. 1. ориентирует формирование правового, экономического и политического пространства исходя из того, что Российская Федерация является социальным государством, что подразумевает создание политико-правовых и социально-экономических гарантий для достойной жизни и развития как отдельного человека и гражданина, так и всего общества в целом, согласования общественных и индивидуальных интересов и потребностей.Нормы-принципы – это нормы общего характера, выражающие и закрепляющие принципы права и правового регулирования отдельных видов общественных отношений.Диспозитивные нормы , напротив, предписывая субъектам вариант поведения, в то же время предоставляют этим субъектам возможность в пределах закона урегулировать отношения по своему выбору (усмотрению), самим определить конкретное содержание прав и обязанностей. Например, Гражданский кодекс РФ предусматривает «свободу договора», означающую возможность свободно избирать своего партнера и определять правовые условия заключаемого договора.

В свою очередь содержание в диспозитивной норме определенного правила поведения необходимо на тот случай если субъекты правовых отношений не установили своим соглашением (усмотрением) иных условий своего взаимоотношения, тогда им предписывается определенный в норме обязательный вариант поведения. Вообще принцип диспозитивности в праве означает наличие у субъектов правовых отношений известной степени свободы волеизъявления относительно своих прав и обязанностей в пределах, предусмотренных соответствующими нормами права 485.

Стимулирующие нормы или традиционно их еще называют как поощрительные.

Однако более верно, с нашей точки зрения, их называть стимулирующими, поскольку данные нормы не предписывают гражданам и организациям определенного положительного поведения, а устанавливают правовые стимулы для такого поведения. В этом плане происходит не подчинение правовому предписанию, а, напротив, создается правовое побуждение к законопослушному (одобряемому обществом и (или) государством) поведению 486.

В свою очередь, под воздействием этих стимулов субъект настраивается на общественно одобряемое положительное поведение, рассчитывая на получения каких-либо поощрений (премий, льгот и т.п.)487. Например, Трудовой Кодекс РФ предусматривает целую систему стимулирующих средств (а, точнее «стимулирующих выплат» ст. 144 ТК РФ): премии, доплаты, надбавки. Ст.

Классификация норм права

По назначению и роли в правовом регулировании нормы права подразделяются на:

Регулятивные — нормы, связанные с правомерным поведением. Регулятивные нормы подразделяют на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

· Управомочивающие нормы предоставляют право на какие-либо положительные действия (договор купли-продажи), в том числе и обращения за защитой субъективного права (например, право обращения в суд с иском).

· Обязывающие нормы налагают на субъектов права реализацию соответствующих действий (уплата штрафа, возвращение долга, вещи).

· Запрещающие нормы предполагают пассивное выполнение обязанности, т.е.

по своему характеру это также обязывающая норма, но содержание обязанности не предполагает специальных (активных) действий (например, выполнение уголовно-правовых запретов);

Охранительные — правила, связанные с государственным принуждением и рассчитанные на неправомерное поведение — нормы уголовного, административного и других отраслей права.

Специализированные — нормы специального действия, направленные на нормальное функционирование регулятивных и охранительных норм. Специализированные нормы подразделяются на дефинитивные, коллизионные, оперативные и др.

· Дефинитивные — содержат определения терминов, использующихся в других нормах. Например, ст. 8 НК РФ («Понятие налога и сбора») дает понятие налога как обязательного индивидуального безвозмездного платежа, взимаемого с организаций и физических лиц, в форме отчуждения принадлежащих на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств (п. 1).

· Коллизионные — применяются в случае коллизий — противоречий между нормами права, регулирующих одно и то же фактическое отношение. Коллизионные нормы подразделяются на темпоральные, пространственные, иерархические и содержательные.

Тема №11 Теория принятия управленческих решений

Классификация управленческих решений

Управленческое решение – выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью.

Цель управленческого решения - обеспечение достижения целей организации.

Эффективное управленческое решение – выбор, обеспечивающий наиболее экономичный способ достижения поставленных целей.

Требования к процедуре принятия решений:

Своевременность

Обоснованность

Директивность и адресность

Непротиворечивость

Правомочность

На эффективность решения оказывают влияние следующие факторы:

понятность проблемы и причинно-следственных связей между ней и ситуацией, в которой принимается решение;

характер взаимоотношений внутри организации;

личностные моменты;

наличие времени;

степень риска;

основополагающие принципы;

четкое распределение подготовительной работы и возложение персональной ответственности на конкретных лиц;

наличие четких правил, определяющих порядок разработки, обсуждения, утверждения, сроки реализации или отмены решения; нормативов, инструкций и проч.;

учет требуемых для реализации решения ресурсов, степени влияния решения на другие функции и сферы деятельности организации, ее партнеров.

По степени уникальности (по Г.Саймону)

Запрограммированные (рутинные, нетворческие) решения есть результат заранее определенной последовательности шагов или действий.

Незапрограммированные (уникальные, творческие) решения, возникающие в ситуациях, которые в определенной степени новы, неструктурированы и сопряжены с неизвестными факторами.

По степени воздействия на будущее

Оперативные – решения по обеспечению максимизации прибыльности от текущих производственно-хозяйственных операций. Основная сфера решений – распределение имеющихся ресурсов предприятия между функциональными подразделениями, оперативное планирование, регулирование и контроль производственно-хозяйственных процессов на предприятии

Тактические (административные) – решения о структуризации ресурсов предприятия, обеспечивающие максимальную результативность. Принятие решений в области структуры организации (структурное построение организации и делегирование полномочий), организация производственных и информационных потоков, каналы товародвижения и т.п.

Стратегические – решения о целях и задачах предприятия, сферах деятельности, целевых рынках, обеспечивающих стабильный рост и потенциальную результативность предприятия.

По виду

Индивидуальные , принимаемые единолично


Коллективные , принимаемые на основе заранее оговоренных условий (простое большинство, квалифицированное большинство, консенсус и т.п.)

По степени определенности ситуации

Решения, принимаемые в условиях определенности (детерминистские решения). Руководитель в точности знает последствия развития ситуации по каждой из возможных альтернатив.

Решения, принимаемые в условиях риска (вероятностные решения) . Последствия развития ситуации в точности не известны, но известными являются вероятностные характеристики возможных в будущем событий.

Решения, принимаемые в условиях неопределенности , т.е. в условиях, когда отсутствуют вероятностные оценки потенциальных результатов (исходов событий).

По способам

Интуитивные решения . Выбор основан на ощущении, что выбор правилен (озарение или шестое чувство). Интуитивные решения могут приниматься с учетом знаний и накопленного опыта.

Рациональные решения . Выбор основан на результатах аналитического процесса, имеющего определенную последовательность взаимосвязанных шагов.

По степени обязательности исполнения

Директивные решения обычно разрабатываются высшими инстанциями в стабильных условиях по поводу наиболее важных проблем организации и требуют обязательного исполнения.

Ориентирующие решения предназначены для независимых субъектов..

Классификация норм права проводится по различным основа­ниям:

1. По предмету правового регулирования, т.е. по виду тех общественных отношений, которые регулируются нормой, разли­чаются государственно-правовые (конституционные), администра­тивные, гражданско-правовые, брачно-семейные, трудовые, уго­ловно-правовые нормы и нормы других отраслей права.

2. По специфике правового регулирования от­раслевые нормы делятся на материальные и процессуальные.

Материальные нормы права закрепляют права и обязанности участников правоотношений, указывают, «что делать».

Процессуальные нормы закрепляют порядок реализации прав и обязанностей, процедуру оформления и защиты прав, установленных материально-правовыми нормами, порядок и последовательность действий государственных органов и должностных лиц, применяющих правовые нормы, указывают, «как делать».

3. По целевому содержанию предмета регулирования правовые нормы делятся на нормы частного и нормы публичного права. К частному праву относятся нормы гражданского, семейного, трудового и других отраслей права, связанных с развитием гражданского общества. Публичное право включает государственное, административное, финансовое, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное и другие отрасли права, регулирующие деятельность государственных органов и должностных лиц. К публичному праву относится также большинство норм уголовного права.

4. По характеру содержания выделяют нормы-декла­рации, нормы-дефиниции, нормы-правила.

Нормы-декларации закрепляют правовые принципы, цели и за­дачи. В Уголовном кодексе РФ декларативными являются нормы, закрепляющие задачи уголовного законодательства, принципы уго­ловного права и цели наказания.

Нормы-дефиниции содержат формулировки законодательных (легальных) определений правовых понятий. В Уголовном кодек­се РФ дефинитивными являются нормы, определяющие понятия преступления, покушения на преступление, соучастия в преступ­лении, невменяемости и другие уголовно-правовые понятия.

Нормы-правила содержат правовые предписания в форме прав и обязанностей либо в форме правовых запретов.

5. По способу воздействия на субъектов права нормы-
правила делятся на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Обязывающие нормы возлагают на субъектов обязанности. Основная цель обязывающих норм - определение требуемого (должного, обязательного) поведения. Таковы нормы, определяющие гражданские, трудовые, семейные, административные, процессуальные и другие обязанности.

Запрещающие нормы налагают запрет на совершение определен­ных действий. В нормах уголовного и административного права, которые указывают наказуемые действия, запрет на совершение та­ких действий подразумевается. С помощью запретительных норм осуществляется охрана правопорядка, предупреждение и пресечение деяний, вредных или опасных для общества.


Управомочивающие нормы предоставляют субъектам опреде­ленные правомочия. Социальный смысл управомочивающих норм - предоставление гражданам и другим субъектам права определенной возможности поведения, гарантированной соответствующими обязанностями других лиц. К ним относятся, например, нормы о праве на трудовую деятельность, на вознаграждение, на отдых, на образование, на материальное обеспечение, нормы о правах автора, об имущественных правах и др.

6. По степени обязательности выделяют императивные и диспозитивные нормы.

Диспозитивные нормы предписывают определенный вариант по­ведения, но при этом предоставляют субъектам возможность дого­вориться о правах и обязанностях. В тех случаях, когда субъекты не в состоянии достигнуть соглашения, они должны осуществить свои права и обязанности в соответствии с предписанным вариантом поведения. Диспозитивные нормы характерны для гра­жданского права, которое предусматривает равноправие субъек­тов, их автономность и возможность соглашения сторон.

7. По сфере действия юридические нормы разграничиваются на нормы общего действия (значения), ограниченного действия, локальные.

Нормы общего действия не предусматривают специальных условий и каких-либо ограничений их действия. Таковыми являются федеральные правовые нормы, выраженные в нормативных актах федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.

Нормы ограниченного действия – это общие предписания, пределы реализации которых связываются с определенными пространственными, субъектными, временными и ситуационными факторами. К данному виду правовых норм относятся: все региональные нормы; нормы, адресованные специальным субъектам (например, работникам определенных министерств и других федеральных ведомств, военнослужащим).

Локальные нормы выражают характер, цели и специфику деятельности конкретного трудового коллектива, определенного общественного объединения.

8.По функциональному назначению нормы права делятся на регулятивные и охранительные. Регулятивные нормы определяют модель поведения субъектов, охранительные нормы определяют средства защиты прав и закон­ных интересов от нарушений.

9. По кругу субъектов различаются общие и специальные нормы. Общие нормы распространяются на всех граждан, независимо от профессиональной деятельности и условий, в которых они на­ходятся. Специальные нормы распространяются только на определенные категории лиц (пенсионеры, студенты, военнослужащие и так далее).

10. По юридической силе (зависимости от субъекта правотворчества) нормы подразделяются на федеральные и региональные законодательные нормы, обладающие в пределах своей компетенции высшей юридической силой, и федеральные и региональные подзаконные нормы, выраженные в подзаконных нормативных актах, издаваемых на основе и во исполнение закона.

Федеральные законодательные нормы подразделяются на нормы, содержащиеся: в Конституции РФ; федеральных конституционных законах; федеральных законах.

Региональные законодательные нормы делятся на нормы, содержащиеся: в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов) и законах указанных субъектов в составе РФ.

Федеральные подзаконные нормы подразделяются на нормы, выраженные: в нормативных указах Президента РФ; постановлениях Правительства РФ; приказах и инструкциях федеральных министерств, государственных комитетов и других органов исполнительной власти Российской Федерации. Соответственно разграничиваются и региональные подзаконные нормы, издаваемые органами исполнительной власти субъектов РФ.

По выполняемым функциям

Большинство конституционных норм являются регулятивными , т.е. содержат только гипотезу и диспозицию. Правоохранительные нормы, содержащие санкции за их нарушения.

Например, если Президент РФ совершит тяжкое уголовное преступление, то он может быть отстранен от должности (ст. 93 Конституции РФ).

В конституционном праве немного охранительных норм. Часто санкции за нарушение конституционных норм содержатся в иных отраслях права: уголовном, административном, трудовом, гражданском.

В особую группу выделяют нормы-принципы , закрепляющие правовые принципы (принцип демократии, разделения властей), нормы целеполагания , закрепляющие цели политики государства (Российское государство должно создавать условия для достойной жизни человека – ст. 7 Конституции). Эти нормы, конечно, надо поделить на действующие и имеющие только идеологический характер (лозунг, призыв). Опять следует вспомнить, что идеология, закрепленная в норме, может оправдывать существующий строй или требовать изменить его.

Конституционное право содержит большое количество дефинитивных норм, разъясняющих отдельные понятия, используемые в праве.

Например, Закон РФ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании» содержит нормы, разъясняющие, что такое публичное мероприятие, собрание, митинг и т.д. Ч. 1 ст. 80 Конституции РФ говорит о том, что Президент РФ является главой государства. Ст. 1 Конституции РФ указывает, что термин «Россия» и «»Российская Федерация» являются тождественными.

Коллизионные нормы разрешают противоречия между нормами разного уровня (федерации и субъекта Федерации – ч. 6 ст. 76 Конституции РФ).

Методические нормы определяют правила применения других норм.

Технико-юридические нормы описывают документы (герб, флаг, удостоверение депутата).

1) Императивными – содержащими строгие предписания.

«Принудительный труд запрещен» (ч. 2 ст. 37 Конституции РФ).

2) Диспозитивные – дающие возможность выбора того или иного поведения (управомочивающие нормы, которые можно не реализовать).

«Каждый вправе иметь имущество в собственности …» (ч. 2 ст. 35 Конституции)

Тексты конституций часто наполнены декларациями, требования которых невозможно защитить с помощью судебного механизма.

Например, ч. 2 ст. 40 Конституции РФ гласил, что органы государственной власти поощряют жилищное строительство. Но ни один человек не может обратиться в суд и потребовать каких-то действий от государственных органов во исполнении этой нормы.

3) Рекомендательные нормы предлагают какой-то вид поведения. Ими часто пользуются для обязывания субъекта, при отсутствие у властного субъекта права, закрепленного в нормах официального права давать такие обязанности.

Классификация правовых норм

Классификация норм права преследует несколько целей, в том числе выявление их различных регулятивных свойств, определение места норм в механизме правового регулирования, установление системных свойств норм, их взаимосвязи.1

В силу различных оснований выделяют следующие основные виды правовых норм.

По характеру содержания выделяют:

нормы-декларации;

нормы-дефиниции;

нормы-предписания.

Нормы-декларации закрепляют правовые принципы, цели, задачи.

Нормы-дефиниции содержат формулировки законодательных определений, правовых понятий. Соблюдение этих норм в полной мере обеспечивается целым комплексом мер государственного принуждения, зафиксированных в различных отраслях права.

Нормы-предписания устанавливают строго определенные варианты поведения, например, для должностных лиц государственных органов.

По целевому назначению нормы права подразделяются на: регулятивные и охранительные.

Регулятивные нормы устанавливают субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения. Они непосредственно регулируют (нормируют) свободу распоряжения субъективными правами и обязанностями.

Охранительные нормы определяют условия применения к субъекту мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер. Эти нормы возникают вследствие нарушения норм регулятивных.

Охранительные нормы регулируют отношения, связанные с юридической ответственностью.

По способу воздействия на субъектов права (по характеру или составу предписываемых правил поведения) нормы делятся на: обязывающие; запрещающие; управомочивающие.

Обязывающие нормы возлагают на субъекта обязанность совершения определенных действий, т.е. предписывают содержание этих действий. Они встречаются чаще всего в административном, природоохранительном, уголовно-исполнительном отраслях права и др.

Запрещающие нормы устанавливают запрет на совершение недозволенных действий, предписывают воздержание от содержащихся в норме действий. Они формулируются как полудиспозиции, так как прямо не устанавливают правил поведения в отличие от обязывающих и управомочивающих норм. Прямо выраженные диспозиции часто отсутствуют, гипотезы обычно сливаются с диспозициями, например, в уголовном праве. Большинство запрещающих норм установлено в охранительных (карательных) отраслях права.

Управомочивающие нормы предоставляют участникам правоотношений возможность совершения положительных действий в целях удовлетворения своих законных интересов, т.е. эти нормы являются дозволительными (гражданское, семейное, трудовое право).

По степени обязательности (способам установления правил поведения) нормы права подразделяются на:

императивные;

диспозитивные. Варина Г.Л. Теория государства и права. М., 2007.

Императивные нормы содержат категорические предписания, которые не могут быть изменены по усмотрению субъектов права. Они не допускают никаких отступлений от установленного ими правила поведения и могут устанавливать запреты, обязывания и предписания.

Диспозитивные нормы предоставляют субъектам возможность самим определять конкретное содержание прав и обязанностей. Они устанавливают правила на тот случай, если субъекты сами своими соглашениями не установили условий своего поведения. Эти нормы наиболее характерны для отраслей частного права.

По сфере действия правовые нормы делятся на:

специальные;

исключительные. Варина Г.Л. Теория государства и права. М., 2007.

Общие нормы применяются ко всем отношениям данного рода. Они распространяются на всех лиц, находящихся на территории государства. Как правило, они присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все ее институты (например, определение преступления применимо ко всем уголовно-правовым отношениям).

Общие нормы обычно конкретизируются в других нормах. Среди общих норм ведущее место принадлежит конституционным нормам.

Специальные нормы регулируют не все, а только определенные отношения, относятся к отдельным институтам отрасли права. Например, нормы гражданского права, регулирующие отношения собственности, применимы только к ним и не действуют при арендных отношениях.

Специальные нормы действуют также в отношении определенной категории лиц (заключенных, военнослужащих).

Исключительные нормы являются дополнением к общим и специальным нормам и устанавливают изъятия (исключения) из содержащихся в них правил. Например, выселение из жилых помещений производится только по судебному решению, но для лиц, самовольно занявших жилую площадь, установлен административный порядок выселения.

По кругу субъектов нормы также делятся на: общие и специальные.

По предмету правового регулирования (отраслевой принадлежности) различают нормы конституционного, административного, гражданского и других отраслей права, которые строятся внутри себя по институтам, подотраслям права на основе специфики предмета и метода правового регулирования.

По специфике правового регулирования отраслевые нормы делятся на: материальные и процессуальные.

Материальные нормы закрепляют права и обязанности участников правоотношений. Они регулируют "экономические, политические, социальные, идеологические и иные материальные отношения; определяют правовой статус граждан, их разнообразные права и обязанности. С помощью материальных норм регулируются взаимоотношения граждан между собой и с создаваемыми ими общественными органами и организациями".

Процессуальные нормы регулируют процедурный порядок реализации правовых предписаний. Данные нормы, сформулированные в процессуальных отраслях права, "закрепляют процессуальные формы (процедуру, правила, порядок) осуществления и защиты предусмотренных материальными нормами прав".

По юридической силе и в зависимости от субъекта, издавшего нормы (по актам, в которых нормы права содержатся), они подразделяются на: нормы законов и нормы подзаконных актов.

По этому признаку возможна дальнейшая, более детальная классификация (конституционные законы, органические законы, обычные законы, общие подзаконные акты, местные подзаконные акты, ведомственные нормативно-правовые акты и др.). Нормы законов принимаются в особом порядке и обладают высшей юридической силой по сравнению с другими нормативно-правовыми актами.

Это означает, что все остальные правовые акты должны исходить из законов и не противоречить им. В случае расхождения акта с законом действует закон. Подзаконный акт основан на законе и не может противоречить ему, является результатом нормотворческой деятельности исполнительной ветви власти.

По времени действия нормы права делятся на: постоянные (действуют до их официальной отмены); временные (действуют только до определенного самим законом периода времени).

По сфере распространения на определенной территории нормы права классифицируются как: федеральные, региональные и местные.

По степени общности содержания нормы права делятся на: нормы-принципы, общие нормы и конкретные нормы.

По техническим приемам установления правил поведения нормы права делятся на: определенные, отсылочные и бланкетные.

Приведенный перечень классификации правовых норм в некоторых аспектах является условным и не исчерпывает всех существующих в науке теории права способов классификации правовых норм. Например, нормы права можно классифицировать и по таким основаниям, как степень активизации социально полезной деятельности, непосредственный предмет воздействия или по признакам, свойственным элементам правовой нормы. Условность любого основания классификации правовых норм выражается в том, что ни одно из них не является однозначным. Например, не существует правовых норм, которые были бы только обязывающими или только запрещающими, или только управомочивающими. Обязывая к совершению какого-либо действия, норма права запрещает воздержание от его совершения и наоборот. В то же время всякая норма, обязывающая к совершению какого-либо действия и запрещающая его, управомочивает кого-либо требовать совершения или не совершения этого действия. Условность классификаций правовых норм не означает их отрицания вообще. Классификации правовых норм отражают особенности структуры и системы права, помогают понять их формы и содержание.