Надзорная жалоба по гражданскому делу: советы по составлению. Как подать надзорную жалобу в Верховный суд РФ

Судебный надзор является самой последней инстанцией, в которой можно обжаловать вступившее в силу решение, вынесенное судами первоначально, а после пересмотренное в порядке кассации и апелляции. А потому судебное решение, принятое в порядке надзора, пересмотру уже не подлежит.

Основания

Основаниями подачи надзорной жалобы по гражданскому делу в вышестоящий судебный орган должны являться:

Судебный надзор является самой последней инстанцией, в которой возможно обжаловать вступившее в силу решение, вынесенное судами первоначально, а после пересмотренное в порядке кассации и апелляции. А потому судебное решение, принятое в порядке надзора, пересмотру уже не подлежит.

Жалобы в порядке надзора рассматриваются исключительно Верховным судебным органом РФ.

Основания

Подача надзорной жалобы по гражданскому делу в вышестоящий судебный орган должны сопровождаться следующими основаниями:

  • нарушенные свободы и права гражданина, которыми он наделен Конституцией РФ, международными и иными законными актами (это может быть истец, ответчик и иные участвующие лица судебного процесса),
  • нарушенные публичные, общественные интересы широкого круга граждан,
  • неверное истолкование и применение судьями норм российских законных актов.

Рассмотрение

Надзорная жалоба по гражданскому делу разрешается в следующем порядке. Если она подана без нарушений, то поступит на рассмотрение к одному из судей Верховного органа. В противном случае будет возвращена заявителю без рассмотрения. Судья изучает представленные документы, анализирует изложенные в иске доводы и при необходимости запрашивает судебное дело, которого касается жалоба. В итоге он выносит одно из определений: о передаче прошения в Президиум Верховного Суда или об отказе ее туда направить.

Судебный Президиум также изучает жалобу, представленные документы, другие материалы и назначает судебное рассмотрение. Когда кто-то из вызванных не является в суд, это не помешает вынести решение. Принимается оно путем голосования: утверждается то, что поддержано большим количеством голосов.

Как написать

Образец надзорной жалобы по гражданскому делу мало отличается от обычного судебного иска. В ней указываются:

  1. наименование суда,
  2. личные и контактные данные просителя,
  3. сведения о других участвующих лицах,
  4. указание всех судебных органов, ранее выносивших решения по этому делу,
  5. перечисление имеющих судебных постановлений и их суть, какое право они нарушают,
  6. изложение прошения,
  7. дата, подпись.

Документы

В надзорную инстанцию вместе с жалобой нужно представить документы:

  • паспорт просителя,
  • копии всех существующих судебных постановлений по делу,
  • доверенность, если от лица просителя действует представитель,
  • квитанция об уплате госпошлины (в 2015 году для гражданина - 300 рублей, для организации - 6000 рублей),
  • иные документы.

Все их следует представить в количестве экземпляров, равному количеству участвующих лиц.

Сроки

Предельный срок подачи надзорной жалобы - 3 месяца после приобретения судебным актом законной силы.

Срок ее рассмотрения - 2 или 3 месяца, в зависимости от того, запрашивалось ли гражданское дело. Может быть продлен Председателем ВС РФ до 2 месяцев.

На рассмотрение прошения в Президиуме также дается не более 2 месяцев.

Решения

Президиум ВС РФ по результатам рассмотрения жалобы принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет прошение и направляет дело на новое рассмотрение,
  • пересматривает дело и выносит решение,
  • оставляет жалобу без удовлетворения, а прежние решения судов или хотя бы одно из них - без изменения,
  • прекращает дело,
  • оставляет без рассмотрения жалобу, поданную с нарушениями.

Если истец или ответчик прошел по всем ступеням российской судебной системы, но так и не смог добиться справедливости, последняя возможность отстоять собственные интересы – надзорная жалоба по гражданскому делу. Она направляется в высший орган юстиции – Президиум Верховного суда. Если эта инстанция не удовлетворит требования гражданина, далее защита прав будет возможна только через международные институты. Чтобы добиться своего, нужно составить обращение максимально грамотно и по форме, и по содержанию.

Кто вправе подать жалобу?

Согласно положениям ст. 391.1 ГПК РФ, подать обращение в ВС РФ в порядке надзора имеют право следующие категории граждан:

  • истец и ответчик по судебному делу;
  • третьи лица, если несправедливое решение суда нарушает их права и интересы;
  • прокурор, если он представлял обвинение в ходе разбирательств;
  • государственные структуры, если решение суда нарушило интересы широкого круга лиц.

Если надзорная жалоба по административному делу подается не участниками разбирательства, а третьими лицами, последним нужно объяснить в тексте документа, как именно пострадали их интересы.

Сроки направления обращения

Жалоба в надзорную инстанцию имеет следующие особенности:

  • она направляется в высшую инстанцию правосудия – Верховный суд;
  • ее можно готовить, когда решения апелляционной и кассационной инстанции вступили в законную силу;
  • ее вправе направлять исключительно лица, оговоренные в ст. 391.1 ГПК РФ.

Срок подачи надзорной жалобы ограничен действующим законодательством. Заинтересованная сторона вправе подготовить обращение в ВС РФ в трехмесячный период с даты вступления в силу обжалуемого постановления суда.

Если заинтересованная сторона пропустила «дедлайн» по уважительным причинам, например, из-за тяжелой болезни или длительной командировки, сроки можно восстановить. Для этого вместе с жалобой подается ходатайство о продлении периода. ВС РФ вправе отклонить его или ответить положительно.

Cоставление обращения в Верховный суд

Подготовить грамотное обращение в ВС РФ способен только человек, знакомый с нормами права и имеющий четко аргументированную позицию. Недостаточно просто копировать образец надзорной жалобы, представленный в интернете, нужно детально разобраться в ситуации и выстроить собственную стратегию.

В тексте документа можно опираться на один из двух моментов:

  • неправильное толкование судами нижестоящих инстанций норм действующего права, отказ учесть последние коррективы и изменения в законодательстве;
  • несоблюдение процессуальных норм, указанных в ГПК РФ, АПК РФ и других НПА.

Требования к содержанию жалобы изложены в ст. 391.3 ГПК РФ. В статье указано, что документ должен содержать:

  • наименование судебной инстанции-получателя;
  • ФИО и адрес прописки заявителя и иных лиц, участвующих в деле;
  • наименования судов нижестоящей инстанции, рассматривавших дело ранее, описание сути принятых ими решений;
  • сведения об обжалуемом постановлении суда;
  • перечень аргументов, позволяющих требовать пересмотра ранее принятых решений;
  • изложение конкретных требований автора-составителя (например, отменить ранее принятые решения и взыскать с ответчика неустойку за несоблюдение договорных обязательств);
  • список прилагаемых документов-подтверждений;
  • дата составления.

Готовый документ заверяется подписью гражданина или его законного представителя. Во втором случае к жалобе обязательно прикладывается доверенность, подтверждающая его полномочия. Необходимо соблюдать правила делового стиля и следить за аргументированностью и грамотностью изложения позиции заявителя.

Образец надзорной жалобы:

Принятие к рассмотрению

Готовое обращение передается получателю – в ВС РФ. Судьи могут принять относительно поступившего документа одно из трех решений:

Возврат без рассмотрения по существу

Решение о возвращении принимается в 10-ти-дневный срок. Причины для его принятия следующие: нарушение сроков написания жалобы, несоблюдение подсудности, требований к форме или содержанию, подпись неуполномоченного лица на документе, пожелание автора бумаги отозвать ее.

Отказ от рассмотрения жалобы на заседании суда

Решение принимается, если после изучения материалов обращения специалисты ВС РФ не видят оснований для пересмотра принятого ранее судебного решения.

Передача документа для рассмотрения на судебном заседании

Согласно ст. 391.6 ГПК РФ, на предварительное рассмотрение жалобы и принятие решения об отказе или передаче в производство отводится не более 2-х месяцев.

Порядок рассмотрения жалобы в ВС

Если надзорная жалоба передается в производство, Верховный суд назначает время и место проведения заседания. Об этом извещаются все участники разбирательства, им направляются копии обращения инициатора процесса. Если никто не явится на слушания, они все равно состоятся. Однако посещение заседания в интересах участников, т.к. они вправе давать собственные комментарии.

Слушания начинаются с выступления судьи-докладчика, который рассказывает об обстоятельствах дела, излагает аргументы из жалобы, текст решений судов нижестоящих инстанций. Затем слово дается иным участникам процесса, которые вправе высказать свои пояснения и возражения. Первым всегда выступает автор жалобы.

В конце заседания судьи принимают постановление, которое оглашается участникам заседания. В нем указывается название суда, дата и место принятия, данные об отменяемых решениях, выводы ВС РФ и объяснение их мотивов.

Подача надзорной жалобы – это способ отстоять собственную правоту, если нижестоящие инстанции приняли несправедливые решения. Чтобы ВС РФ встал на сторону обратившегося, нужно соблюсти требования к форме и содержанию заявления, тщательно аргументировать излагаемую позицию.

Ф едеральным законом от 04.12.2007 г. № 330-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» (далее - Закон № 330-ФЗ) в гражданско-процессуальное законодательство внесены изменения, которые серьезно затронули порядок подачи гражданами и юридическими лицами надзорных жалоб, а также последующую процедуру судопроизводства. В результате сложилась довольно неприятная ситуация, поскольку даже выпущенные в свет в 2008 году юридические издания сразу же устарели в части описания правил надзорного судопроизводства. Не исключено, что многие в этом году получат из судов малоприятные сообщения о том, что их жалобы поданы несвоевременно, а потому обжалуемое судебное решение никто пересматривать не собирается.

Предлагаемый материал призван уберечь читателя от возможных в сложившихся условиях ошибок при обжаловании вступивших в силу, но тем не менее незаконных и необоснованных судебных постановлений по гражданским делам.

«Обрезание»… законности

Конституционный Суд РФ в постановлении от 05.02.2007 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности положений статей 16, 20, 112, 336, 376, 377, 380, 381, 382, 383, 387, 388 и 389 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кабинета Министров Республики Татарстан, жалобами открытых акционерных обществ «Нижнекамскнефтехим» и «Хакасэнерго», а также жалобами ряда граждан» указал, что существовавший в российском праве институт пересмотра судебных постановлений по гражданским делам в порядке надзора не противоречит Конституции РФ. Напротив, он позволял ради устранения серьезных ошибок пересматривать вступившие в законную силу судебные акты. Вместе с тем Конституционный Суд отметил, что множественность надзорных инстанций и возможность чрезмерно протяженных по времени процедур обжалования и пересмотра судебных постановлений в порядке надзора приводят к отступлениям от принципа правовой определенности. В этой связи федеральному законодателю было предписано «в разумные сроки установить процедуры, реально обеспечивающие своевременное выявление и пересмотр ошибочных судебных постановлений до их вступления в законную силу, и привести правовое регулирование надзорного производства в соответствие с признаваемыми Российской Федерацией международно-правовыми стандартами».

Проще говоря, Конституционный Суд потребовал, чтобы судебные ошибки выявлялись и исправлялись как можно быстрее, причем уже на стадии апелляции или кассации. Единственным же недостатком сложившейся системы пересмотра дел в порядке надзора являлась, по сути, неповоротливость и неторопливость ряда судебных инстанций. При этом констатировалось, что нет ничего плохого в проверке законности ­вступивших в силу судебных постановлений.

Законодатель довольно быстро отреагировал на предписания Конституционного Суда, но, как представляется, получилось несколько не то, чего добивался суд. Судите сами. Законом № 330-ФЗ были существенно трансформированы нормы Гражданского процессуального кодекса, регулирующие производство в суде надзорной инстанции. Теперь в порядке надзора можно жаловаться только в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу сомнительного судебного постановления по гражданскому делу.

К этому нововведению можно относиться по-разному, но одно ясно - исправить судебную ошибку в России теперь стало гораздо труднее. Во всяком случае, сокращение в два раза срока на надзорное обжалование приведет не только к желанному для судей вышестоящих судов снижению нагрузки на них, но и к тому, что многие наши сограждане просто-напросто окажутся в ситуации, когда законными способами исправить судебную ошибку уже невозможно.

А это плохо, поскольку ни для кого не секрет, что качество рассмотрения дел отечественными судами, к сожалению, оставляет желать лучшего. Причин тому много. Это и некомпетентность, и захлестнувшая страну коррупция, и даже обычная лень, которой люди в судейских мантиях порой подвержены не меньше, чем мы, простые смертные. Поэтому слабо верится, что суды первой, а равно апелляционной и кассационной инстанций станут работать качественнее по той только причине, что сводится к минимуму вероятность последующей отмены принимаемых ими решений.

Полгода на размышление

Поскольку комментируемое изменение закона не совсем вписывается в русло вышеизложенных рекомендаций Конституционного Суда, официальная версия сокращения срока на обжалование сводится к трогательной заботе государства о россиянах. Мол, производство в судах надзорных инстанций обычно затягивается, и наши сограждане, ожидая решения из надзорных инстанций, частенько пропускают шестимесячный срок на подачу жалобы в Европейский Суд. Получается, что для того чтобы люди не лишились возможности прибегнуть к межгосударственным средствам защиты своих прав, их решено серьезно ограничить в возможности отстаивать права в компетентных органах родного государства. А ведь требуется-то всего лишь довести до сведения граждан, например, через СМИ, что для обращения в Европейский Суд им нет нужды дожидаться ответа на надзорную жалобу, а следует делать это сразу (максимум - в течение полугода) после получения на руки кассационного определения суда.

Но оставим на совести законодателей подобную аргументацию, тем более, их еще можно поблагодарить за то, что срок на обжалование они не сократили в четыре раза, то есть до трех месяцев, как это было задумано в первоначальном варианте законопроекта. Сейчас наша задача состоит в том, чтобы минимизировать риски, возникшие в результате вступления в силу новой редакции процессуальных норм. Попытаемся разобраться, как же теперь обжаловать вступившее в законную силу постановление суда по гражданскому делу.

Начнем с исчисления срока. Новая редакция части второй статьи 376 Гражданского процессуального кодекса сформулирована следующим образом: «Судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что указанными лицами были исчерпаны иные установленные настоящим Кодексом способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу».

Получается, что срок на обжалование начинается с того момента, когда обжалуемое постановление вступило в законную силу. При этом лицо, подающее надзорную жалобу (в данном случае под лицом, обжалующим решение суда, понимается физическое или юридическое лицо), должно документально подтвердить, что оно не сидело без дела, не игнорировало, а в полной мере использовало предусмотренные Гражданским процессуальным кодексом «способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу». Такого рода подтверждение есть не что иное, как приложение к надзорной жалобе надлежащим образом заверенных .

В свою очередь обозначенные в норме «способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу» есть не что иное, как апелляционное обжалование постановлений мирового судьи или кассационное обжалование постановлений федерального суда. Напомню, что такого рода жалобы надо успеть подать до вступления оспариваемого решения в законную силу. Если же этого не сделано, то путь к дальнейшему обжалованию отныне будет закрыт.

Поскольку комментируемые нами изменения закона могут неоднозначно восприниматься даже судьями, Верховный Суд решил дать соответствующие пояснения, для чего Пленум Верховного Суда принял постановление от 12.02.2008 г. № 2 (далее - Постановление № 2). В абзаце 3 пункта 3 По­становления № 2 разъяснено, что «надзорная жалоба и представление прокурора на судебные постановления, не прошедшие стадию апелляционного или кассационного обжалования, подлежат возвращению без рассмотрения по существу определением судьи на основании пункта 5 части 1 статьи 379.1 Гражданского процессуального кодекса как поданные с нарушением правил подсудности, установленных статьей 377 ­Гражданского процессуального кодекса».

Моментом же вступления в силу постановления суда, обжалованного в апелляционном или кассационном порядке, является, в соответствии с частью 2 статей 329 и 367 Гражданского процессуального кодекса, день принятия постановления судом апелляционной инстанции или момент вынесения кассационного определения.

Пример 1

Свернуть Показать

Предположим, мы обжаловали в кассационном порядке решение одного из районных судов Москвы. 15.02.2008 г. Судебная коллегия по гражданским делам Мосгорсуда вынесла кассационное определение, которое в тот же день вступило в силу. Значит, предусмотренный для надзорного обжалования шестимесячный срок начинает исчисляться на следующий день, то есть 16.02.2008 г., а истекает он в соответствующее число последнего месяца данного срока, а именно - 16.08.2008 г. Это значит, что если надзорная жалоба будет сдана в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным, а надзорную жалобу обязаны принять к рассмотрению.

Но в нашем примере получается так, что последний день шестимесячного срока приходится на нерабочий день, ведь 16 августа в 2008 году выпадает на субботу. В подобных случаях днем окончания срока считается следующий за последним днем срока рабочий день, то есть понедельник 18 августа.

А как быть, если срок начал исчисляться, например, 30 августа? Последний месяц срока оказывается февралем, а в нем, как известно, даже в високосный год нет тридцатого числа. В этом и подобном ему случаях срок истекает в последний день последнего месяца шестимесячного срока. Соответственно, при начале течения шестимесячного срока 30 августа истекает он .

И, наконец, нельзя оставить без внимания ситуацию, когда в порядке надзора приходится последовательно обращаться в несколько судебных инстанций. Ведь нет гарантии, что жалоба пролежит в суде довольно долго, «съев» все ставшие теперь столь ценными дни, отведенные на обжалование. Между тем подача надзорной жалобы или представления прокурора в вышестоящий суд надзорной инстанции после получения определения нижестоящей надзорной инстанции об отказе в передаче надзорной жалобы или представления прокурора для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции не влечет исчисления заново полугодового срока. Верховный Суд в Постановлении № 2 предусмотрел подобную перспективу и указал, что «время рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора в суде надзорной инстанции при исчислении… срока учитываться не должно, так как оно не зависит от лица, подавшего надзорную жалобу, или прокурора, подавшего представление».

Требования закона к содержанию жалобы практически не изменились, изложены они в статье 378 Гражданского процессуального кодекса. Практика показывает, что даже опытным юристам небесполезно при подготовке документа иметь перед глазами текст упомянутой статьи. Тем паче сказанное относится к тем, кто не является профессионалом в вопросах права.

Компонуется документ следующим образом. В «шапке», которую обычно размещают в правом верхнем углу листа, указывается наименование суда надзорной инстанции (определяется по правилам статьи 377 ГПК РФ). Кстати, в отличие от апелляционной и кассационной жалоб, которые направляют через тот суд, постановление которого обжалуют, надзорная жалоба подается непосредственно в суд надзорной инстанции.

Здесь же указывается, кто подает жалобу, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле. Обязательно указываются и наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения.

В тексте жалобы перечисляются все суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, и краткое содержание принятых ими решений. Далее сообщается, какие именно решения, определение суда и постановление президиума суда надзорной инстанции обжалуются.

Пожалуй, самым сложным, обычно требующим специальных познаний, является указание в тексте жалобы на то, в чем конкретно заключается допущенное судами существенное нарушение закона. В связи с комментируемыми изменениями закона подготовка этой части надзорной жалобы осложнилась. Ведь до недавнего времени, в соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора были просто существенные нарушения норм материального или ­процессуального права.

Теперь же при написании жалобы надо учитывать, что новая редакция закона позволяет суду надзорной инстанции учитывать не любые сущест­венные нарушения, а лишь «повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов».

Каких-либо вразумительных пояснений в этой части не дал даже Верховный Суд. Например, в пункте 6 вышеназванного постановления Пленума Верховного Суда сказано следующее: «… по смыслу статьи 387 Гражданского процессуального кодекса во взаимосвязи с положениями Конвенции о защите прав человека и основных свобод, существенным нарушением, являющимся основанием для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора, в отличие от оснований отмены судебных постановлений в кассационном порядке, может быть признано не всякое нарушение норм материального и процессуального права, из числа указанных в статьях 363 и 364 Гражданского процессуального кодекса.

Отмена или изменение судебного постановления в порядке надзора допустимы лишь в случае, если без устранения судебной ошибки, имевшей место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявшей на исход дела, невозможно восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов.

Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления. Иная точка зрения суда надзорной инстанции на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения судебного постановления нижестоящего суда».

Как видите, даже Верховный Суд, хотя и руководствовался принципом правовой определенности, не сумел найти ее в расплывчатых формулировках закона. Значит, на практике придется самим упражняться в красноречии, не просто указывая в тексте жалобы конкретное нарушение закона, а одновременно сообщать суду надзорной инстанции, как это нарушение повлияло на исход дела.

Так, из текста статьи 387 Гражданского процессуального кодекса следует, что основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права. Соответственно, в жалобе можно написать:

«Судом были нарушены нормы материального права, то есть суд, вынося обжалуемое постановление, не применил предусмотренные Жилищным кодексом РФ правила, подлежащие применению в данном случае…».

Или можно сформулировать так:

«Суд применил при разрешении спора правила Жилищного кодекса, ­не подлежащие применению в данной конкретной ситуации».

Всех вариантов не перечислить, но после описания допущенной ошибки требуется сказать, что она повлияла на исход дела, что без ее устранения теперь не восстановить нарушенных прав, свобод и законных интересов.

Ну а завершить жалобу, адресованную к надзорной инстанции, следует просьбой. При этом надо понимать, что просить можно только то, что в состоянии сделать адресат. Его компетенция определена статьей 390 Гражданского процессуального кодекса и сводится к возможности:

  1. оставить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции без изменения, а надзорную жалобу без удовлетворения;
  2. отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение;
  3. отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;
  4. оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
  5. отменить либо изменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело для нового рассмотрения, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права.

Не забудьте!

Прежде всего учтите, что в надзорном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами, рассматривавшими дело, только в пределах доводов надзорной жалобы или представления прокурора. В принципе, в интересах законности суд надзорной инстанции вправе выйти за пределы доводов надзорной жалобы, но надеяться на это не стоит, тем более что суд даже в этом случае не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, ­в которой они не обжалуются.

Не забывайте поставить подпись под жалобой. Надзорная жалоба должна быть лично подписана человеком, ее подающим. Если же это делает его представитель, то к жалобе прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя.

Если надзорная жалоба уже подавалась в надзорную инстанцию, в ней надо указать на данное обстоятельство и на принятое решение суда.

Обязательно приложите к надзорной жалобе заверенные соответствующим судом копии всех судебных постановлений, принятых по делу. Кроме того, приложите копии самой жалобы, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле.

Сноски

Свернуть Показать


Постановления суда, которые вступили в действие, могут обжаловаться в надзорном порядке. Правом оспаривания акта обладают лица, участвующие в деле, а также третьи стороны, не привлеченные к разбирательству, но чьи интересы были ущемлены принятым решением. В статье будет описан порядок, в соответствии с которым составляется и подается надзорная жалоба в РФ.

Общие требования

Выбор органа, куда будет подаваться надзорная жалоба по гражданскому делу, зависит от того, в какой инстанции было принято постановление. Данный порядок определяет статья 377 ГПК. В частности, в ней указано, что в президиумы субъектных судов подается надзорная жалоба по гражданскому делу на:

В Коллегию ВС подаются заявления на:

Надзорная жалоба в Верховный суд подается на:

  1. Определения Коллегии ВС, принятые в кассационном порядке.
  2. Акты Верховного суда, принятые по первой инстанции и вступившие в действие.
  3. Определения, вынесенные Кассационной коллегией ВС.

Следует отметить, что решения и прочие акты мировых судов, апелляционные постановления районных инстанций не могут оспариваться в порядке надзора в Судебную коллегию ВС.

Общие требования по составлению заявления

Необходимо сказать, что надзорная жалоба по гражданскому делу оформляется аналогично кассационной. Тем не менее при составлении необходимо соблюсти ряд условий. Существуют следующие требования для составления заявления в Верховный суд:


Нюансы составления

В самом верху документа указывается орган, в который он направляется. Далее приводятся реквизиты лица, пишущего обращение. В претензии следует четко изложить все обстоятельства в хронологическом порядке. Все требования жалобы должны быть подкреплены ссылками на соответствующие законы. К заявлению обязательно следует приложить заверенные копии вынесенных постановлений. Их перечень приводится после основного текста. В конце заявления ставится подпись и число.

Рассмотрение надзорной жалобы

Процедура разделена на три этапа. Надзорные жалобы по гражданским делам Верховного уполномоченного органа могут разбираться единолично должностным лицом. В результате может быть принято определение:


Если надзорная жалоба по гражданскому делу будет возвращена, то предполагается, что при устранении обстоятельств, которые препятствовали разбирательству по существу, она может быть снова направлена в соответствующую инстанцию. В данном случае, однако, предусмотрено исключение. Должен быть соблюден срок, в который ее можно подать.

Отказ в истребовании материалов

Это следующая стадия рассмотрения. Следует отметить, что копии оспариваемых постановлений остаются при отказе в инстанции. В данной ситуации заявитель может либо согласиться с таким определением, либо обращаться в вышестоящий орган. Чтобы дело двигалось дальше, жалобу следует направить Председателю субъектного суда и просить вынести собственное определение по вопросу истребования. Такие действия основываются на положениях ст. 381. В части 6 этой статьи сказано, что Председатель может быть не согласен с определением об отказе. Кроме этого, без обращения к этому должностному лицу направлять заявление в вышестоящую инстанцию нельзя. Это обусловлено тем, что ВС рассматривает Председателя в качестве самостоятельного надзорного органа. Некоторые специалисты считают, что делать повторные копии приложений нет необходимости. Однако при этом в претензии следует указать, что они находятся в инстанции.

Единоличная проверка истребованных материалов

В результате данной процедуры может приниматься одно из следующих постановлений:

  1. Отказать в передаче дела в надзорную инстанцию.
  2. Передать материалы для разбирательства по существу.

В первом случае можно также направить жалобу Председателю. В данном случае основанием будет ч. 2, ст. 383 ГПК. В ней сказано, что должностное лицо может быть не согласно с отказом передать дело в надзорный суд для разбирательства по существу.

Коллегиальная проверка материалов

Заседание открывается докладом одного из судей. После этого лица, присутствующие в зале (участники спора, представители сторон, прочие лица, которые подали претензию, если их интересы ущемлены принятым решением) дают объяснения. В качестве основания для отмены оспариваемого акта выступают нарушения норм материального либо процессуального права. В результате разбирательства может приниматься одно из следующих определений:

  1. Оставить постановление первой, второй либо надзорной инстанции неизменным, а жалобу без удовлетворения.
  2. Отменить оспариваемый акт частично или полностью, направив материалы на повторное разбирательство.
  3. Отменить постановление в части или полностью, заявление оставить без рассмотрения или прекратить производство.
  4. Отменить или изменить определение, принять новый акт, не передавая материалы для повторного разбирательства, если нормы материального права были ошибочно применены или истолкованы.

Указания вышестоящей инстанции обязательны для органа, в который материалы направлены на рассмотрение.

Важный момент

В случае если Президиум субъектного суда отказал в жалобе, при последующем обращении в ВС необходимо снова предъявлять заверенные экземпляры оспариваемых постановлений. Повторная выдача копий облагается госпошлиной. Данное предписание присутствует в Налоговом кодексе.

Надзорная жалоба: срок

Период, в течение которого можно направить претензии, устанавливается в ст. 376, ч. 2 НПК. По положениям, содержащимся в ней, судебные акты могут обжаловаться в надзорном порядке на протяжении года с вступления их в действие. Следует отметить, что разбирательство претензий в Президиумах субъектных судов (истребование материалов, обращения к Председателю) может занимать довольно длительный промежуток времени. В этой связи на практике зачастую возникают вопросы, касательно порядка исчисления указанного годичного срока. ВС указал, что данный период предоставлен лицам, приведенным в ст. 376 (части 1 и 3), для реализации своего права на оспаривание постановлений в соответствующем порядке. Срок, на протяжении которого осуществляется рассмотрение материалов либо жалобы в надзорном органе, процессуальный. Его длительность не зависит от гражданина, который обращается в уполномоченный орган с претензией. Поскольку рассмотрение каждого заявления на всех стадиях надзорного производства длится дольше, чем указанный в законодательстве период, заинтересованные лица теряют возможность, по которой они могут реализовать право на оспаривание. Поэтому время, в течение которого осуществляется проверка заявления или истребованных материалов, не должно учитываться в ходе исчисления указанного выше периода. При вынесении единоличных определений должностные лица обязаны проставлять дату поступления претензии в уполномоченный орган.

Елена

Подскажите,пожалуйста,если решение мирового суда вступило в силу,следовательно мы пропустили сроки подачи апелляционной жалобы, имеем ли мы право подачи кассационной жалобы?Или только в порядке надзора, и по вопросу оплаты госпошлины в подаче надзорной жалобы, если мы оспаривали денежную сумму,то сумма госпошлины составит 50 % оспариваемой суммы или я ошибаюсь?


Всего ответов: 2

Ответ юриста (Дмитрий Владимирович)

Можно и лучше Устраивает Нравится

вам требуется восстановить сроки и идти в апеляцию

Ответ юриста (Татьяна Леонидовна)

Можно и лучше Устраивает Нравится

Здравстуйте, Елена! Если вы пропустили сроки подачи апелляционной жалобы, то Вы можете подать ходатайство о восстановлении срока. Основаниями для восстановления срока могут быть, например: болезнь, работа вахтовым методом, длительная командировка, уход за тяжелобольным членом семьи. Еще одной причиной для восстановления срока может быть позднее получение Вами решения суда.

Баженова Валентина Владимировна

Добрый день! У меня два вопроса: 1. В течение какого времени согл. ст.324 ГПК РФ суд должен изготовить и отправить определение о возврате апелляционной жалобы по гражданскому делу истцу (по причине пропуска срока подачи данной жалобы). На основании какой статьи ГПК РФ. 2. Надо ли одновременно с частной жалобой на определение о возврате апелляционной жалобы подавать саму жалобу или подождать ответ (определение на частную жалобу). На основании какой статьи ГПК РФ.


Всего ответов: 1

Ответ юриста (Дежурный юрист)

Можно и лучше Устраивает Нравится

Здравствуйте" Согласно Инструкции по судебному делопроизводству, возврат апелляционной жалобы лицу, подавшему жалобу, представления прокурору осуществляется на основании определения мирового судьи в случаях, предусмотренных статьей 324 ГПК РФ.
Статья 324. Возвращение апелляционных жалобы, представления[Гражданский процессуальный кодекс РФ]
1. Апелляционная жалоба возвращается лицу, подавшему жалобу, апелляционное представление - прокурору в случае:
1) невыполнения в установленный срок указаний судьи, содержащихся в определении об оставлении жалобы, представления без движения;
2) истечения срока обжалования, если в жалобе, представлении не содержится просьба о восстановлении срока или в его восстановлении отказано.
2. Апелляционная жалоба возвращается также по просьбе лица, подавшего жалобу, апелляционное представление - при отзыве его прокурором, если дело не направлено в суд апелляционной инстанции.
3. Возврат апелляционной жалобы лицу, подавшему жалобу, апелляционного представления прокурору осуществляется на основании определения судьи. На определение судьи о возвращении апелляционных жалобы, представления могут быть поданы частная жалоба, представление прокурора.

Ответ юриста (Михаил Александрович И.)

Можно и лучше Устраивает Нравится

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении, вступившее в законную силу, в порядке статей 30.12 - 30.14 КоАП
Содержание надзорной жалобы
Как правильно составить надзорную жалобу на постановление по делу об административном правонарушении
Федеральным законом от 04.06.2014г. № 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением подведомственности некоторых категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами" внесены изменения в название жалобы: слова "в порядке надзора" исключены и заменены словами "вступивших в законную силу". Соответственно "надзорная жалоба" и "жалоба в порядке надзора" заменены на "жалобу на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов". В данной статье формулировки "надзорная жалоба" и "жалоба в порядке надзора" используются для упрощения изложения материала
Надзорная жалоба должна содержать:
1) наименование суда или председателю суда, в который она адресуется;
2) наименование и сведения о лице, подающего жалобу, его место жительства или место нахождения;
3) наименования и сведения о других лицах, участвующих в деле, указанных в статьях 25.1 - 25.4, 25.11 Кодекса об административных правонарушениях РФ, если таковые имеются, их место жительства или место нахождения;
4) указание на суды, рассмотревшие дело по первой, апелляционной (имеется в виду инстанция, рассмотревшая жалобу на не вступившее в законную силу постановление), если таковая была пройдена, и первой надзорной инстанции, когда жалоба адресуется в Верховный Суд РФ, их решения и содержание принятых ими решений;
5) доводы лица, подавшего жалобу, с указанием оснований для пересмотра в порядке надзора постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалобы.
Основное внимание следует уделить выявлению в материалах дела обстоятельств, которые в силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых судебных актов.
В жалобе указывайте на существенные нарушения норм материального и процессуального права, на нарушение требований статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ, допущенные судебными инстанциями, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, выяснить и установить существенные обстоятельства события и состава вменяемого правонарушения, доказать обстоятельства, на основании которых вынесены постановление и решение. Обосновывайте недоказанность обстоятельств, на основании которых вынесены постановление и решение и сформулированы выводы судов. Указывайте на допущенные судами существенные нарушения закона и обосновывайте это ссылками на нормы закона. Указывайте на наличие обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, на отсутствие объективной и/или субъективной стороны состава правонарушения, если в материалах дела имеются соответствующие доказательства. Важно правильно определить предмет довода или доводов надзорной жалобы и правильно их сформулировать, избегая двусмысленности изложения и неточности формулировок.
Например, по мнению заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председателя Военной коллегии Хомчик В.В. "В соответствии со ст. 30.17 КоАП РФ основаниями для отмены судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело".
Согласно закону надзорная жалоба рассматривается единолично уполномоченным судьей в отсутствии участников производства по делу по доводам, приведенным в жалобе, в ряде случаев и по усмотрению судьи, с запросом материалов дела. При этом судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право, но не обязан, проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Обратите внимание, что надзорную инстанцию не будут интересовать Ваши доводы по существу вменяемого правонарушения, если указанные доводы не были предметом рассмотрения в нижестоящих судах (формулировка в жалобе: "... не принят во внимание довод о..."), или если Ваши доводы не основаны на новых доказательствах, которые нельзя было по объективным причинам получить в предыдущих судебных инстанциях или представить в суд, при этом объективность и "уважительность" причин, естественно, придется обосновать должным образом.
Также надзорную инстанцию вряд ли заинтересуют Ваши доводы по нарушениям со стороны ИДПС, если допущенные нарушения прямо не связаны с законностью получения доказательств Вашей вины, не влияют на правильность оценки события и состава вменяемого правонарушения, на соблюдение закона при применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (формулировки в жалобе: "... не принято во внимание, что..." или "... не принят во внимание довод о..."). Например, решение Меркулова с прекращением производства по делу об административном правонарушении, предусматривающим административную ответственность по ст. 12.26 ч. 1 КоАП, на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 КоАП - постановление от 22 декабря 2014 года № 23-АД14-2.
Доводы по существу правонарушения следует приводить в качестве иллюстрации невыясненных, неисследованных и неразрешенных вопросов и обстоятельств, имеющих существенное правовое значение для правильного разрешения дела в соответствии с законом, в качестве не учтенных судами обстоятельств дела, в качестве доказательств, опровергающих выводы судов.
Следует указать, какие права или законные интересы нарушены вступившим в законную силу судебными постановлениями и мотивировать, в чем состоит нарушение единства судебной практики с соответствующим обоснованием этого нарушения ссылками на постановления Верховного Суда РФ и решения Конституционного Суда.
Целесообразно так структурировать свои доводы в жалобе, чтобы для судьи, который будет рассматривать жалобу, было ясно, что Вы считаете наиболее значимым, а что - менее. Желательно либо в начале жалобы после вводной части, либо в конце жалобы перед просительной частью, привести общий вывод в общих фразах о нарушениях закона со стороны нижестоящих судебных инстанций. Для этого потребуется всего лишь один абзац небольшого или среднего размера в несколько строк.
Нецелесообразно перегружать надзорную жалобу всеми возможными доводами, следует, учитывая практику надзорных инстанций, ограничиться несколькими наиболее важными доводами. Остальные доводы Вы можете привести в жалобе, например, в виде их перечня со ссылками на соответствующие листы дела.
6) перечень материалов, прилагаемых к жалобе, перечень прилагаемых к жалобе новых доказательств. Ссылка лица, подающего жалобу, на новые доказательства, которые не были представлены в суды предыдущих инстанций, допускается только в случае обоснования в жалобе, что эти доказательства невозможно было получить и представить в суды первых инстанций (см. сноску к статье - *). Нецелесообразно прилагать к жалобе доказательства, имеющиеся в материалах дела. Для того, чтобы обратить внимание суда на эти доказательства необходимо четко сформулировать соответствующие доводы и привести ссылки на листы дела, чтобы у суда возникла необходимость истребовать материалы дела;
7) просьба лица, подающего жалобу;
8) надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его защитником. К жалобе, поданной защитником, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия защитника, заверенные в установленном порядке;
9) к надзорной жалобе прилагаются заверенные надлежащим образом (чтобы исключить возможность возвращения жалобы по основанию сомнения в соответствии копий оригиналам) копии судебных постановлений и решений, принятых по делу (прилагаемые к жалобе копии судебных актов должны быть прошиты, пронумерованы, подписаны судьей и скреплены гербовой печатью; копия постановления по делу об административном правонарушении, копии решения по результатам рассмотрения жалобы, если такое решение вынесено; в случае подачи надзорной жалобы в Верховный Суд РФ - обязательно копия или оригинал постановления по надзорной жалобе суда первой надзорной инстанции), копия документа, которым удостоверяются полномочия законного представителя физического или юридического лица, копия доверенности или выданный соответствующим адвокатским образованием ордер, которыми удостоверяются полномочия адвоката, в случае, если жалоба подписана указанными лицами; копии жалобы, число которых соответствует числу других участников производства по делу об административном правонарушении, указанных в статьях 25.1 - 25.4, 25.11 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
10) Повторная подача жалобы в порядке надзора по тем же основаниям в суд, ранее рассмотревший в порядке надзора постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, не допускаются. При этом закон не запрещает подачу повторной жалобы по иным или новым основаниям, либо по вновь открывшимся обстоятельствам (см. *).

Срок подачи надзорной жалобы не ограничен.
Жалоба в порядке надзора подается приносится непосредственно в суд надзорной инстанции.
Надзорная жалоба государственной пошлиной не облагается.
Жалоба в порядке надзора подается в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов, Верховный Суд Российской Федерации.
Вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, правомочны пересматривать в порядке надзора председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов или их заместители, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместители либо по поручению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или его заместителей судья Верховного Суда Российской Федерации.
Верховный Суд Российской Федерации рассматривает жалобы на вступившие в законную силу постановление судьи по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб на указанное постановление. Указанные постановление и решения рассматриваются Верховным Судом Российской Федерации в случае, если они были рассмотрены председателями соответствующих верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов или их заместителями.
О принятии к рассмотрению жалобы на вступившие в законную силу постановление судьи по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб на постановление, судья выносит определение.
Решение по жалобе выносится не позднее двух месяцев со дня поступления жалобы, в суд, а в случае истребования дела об административном правонарушении - не позднее одного месяца со дня поступления дела в суд.
Постановление, принимаемое по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы (жалобы на вступившие в законную силу постановление судьи по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб на постановление), должно отвечать требованиям ст. 30.18 КоАП РФ.
Настоятельно рекомендуем для анализа административного материала, материалов дела в целом, постановления и решения судов предыдущих инстанций привлечь специалиста (защитника/адвоката), имеющего достаточно большой опыт в данной отрасли права, который может выявить такие недостатки, которые ни Вы сами, ни Ваш защитник или адвокат, не учли ранее и по какой-то причине не обратили на них внимание, но которые могут в корне изменить представление, формулировку и изложение доводов в надзорной жалобе с целью повлиять на результат рассмотрения жалобы.
Ознакомьтесь с информацией, приведенной на страничке "Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении, не вступившее в законную силу. Апелляционная жалоба (рекомендации, советы, консультации)", где, кроме всего прочего, также приведены основания для обжалования, применимые и для надзорной жалобы.
Советуем по возможности изучить практику суда, в который планируется подача надзорной жалобы. При этом не стоит ограничиваться изучением только решений по аналогичным делам. Полезная информация содержится и в других делах данного суда, например, касающихся рассмотрения надзорных жалобы в области дорожного движения. Это в какой-то мере позволит более правильно сформулировать доводы и их изложение в надзорной жалобе. Имеет смысл проанализировать практику Верховного Суда РФ по конкретным доводам, которые планируются для использования по защите. Для обоснования ряда доводов по защите рекомендуем привести ссылки на правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в соответствующих определениях, решениях и постановлениях Конституционного Суда РФ.
Настоятельно рекомендуем проконтролировать правильность оформления прилагаемых к жалобе копий судебных актов, которые должны быть прошиты, пронумерованы, подписаны судьей и скреплены гербовой печатью суда, чтобы избежать возврата жалобы из-за несоответствия приложенных копий требованиям Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утв. приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003г. № 36. Да, и сами не забудьте подписать жалобу.
Обращаем Ваше внимание, что наличие положительных решений Верховного Суда РФ по рассмотрению надзорных жалоб и отмена судебных актов нижестоящих судов прямо и очевидно свидетельствуют о необходимости идти до конца, осуществляя полноценную защиту на всех этапах судебных разбирательств, накапливая все необходимые и достаточные доводы для успешного разрешения дела.