Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации на предприятии. Инженер по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям

Главный приоритет при любых чрезвычайных ситуациях – это здоровье и безопасность людей. Катастрофы, природные катаклизмы, техногенные факторы, военные действия нельзя полностью исключить как фактор влияния, не принимая во внимание их возможную опасность для персонала и других людей, проживающих в окрестностях предприятия, а также близлежащих территорий. Именно по этой причине на любом экономическом объекте необходима организация комплекса мер, которые нужно будет незамедлительно принять в случае подобных обстоятельств.

Рассмотрим, как организовать гражданскую оборону на экономическом объекте, каким навыкам необходимо обучить сотрудников и как их контролировать, какие документы для этого необходимы, отметим степень ответственности работодателя за порядок обучения ГО своего персонала.

Суть гражданской обороны

Экстраординарных ситуаций лучше не допускать, для чего на любом предприятии действуют специально принятые правила внутреннего распорядка и безопасности. Но иногда избежать их не представляется возможным: порой случаются техногенные или природные катаклизмы, не исключены и военные действия, несущие непосредственную угрозу для гражданского населения. Поэтому каждый гражданин должен знать, что ему предпринять в случае наступления таких чрезвычайных ситуациях, какие меры принять. Поскольку эти меры, прежде всего, направлены на защиту и минимизацию негативных последствий для всех людей, их называют гражданской обороной .

Любые должностные лица, в чьем подчинении находятся люди, особенно это касается работодателей, должны обеспечить знание своими подчиненными этих мер и поддерживать их знания, умения и навыки на должном уровне.

Обязанности работодателя по организации ГО

Федеральные законы, а также другие правовые законодательные акты РФ вменяют работодателю в обязанность:

  • планирование и организацию штатных действий по ГО;
  • составление программы образования сотрудников в области ГО;
  • обеспечение проведения инструктажей и/или тренингов по гражданской обороне для персонала согласно составленной программе;
  • разработку плана эвакуации людей и материально-культурных ценных фондов;
  • установку и поддержание в функционирующем состоянии систем экстренного оповещения;
  • наличие запаса основных средств, необходимых для ГО (медицинских, технических, защитных и др.).

К СВЕДЕНИЮ! Если предприятие относится к разряду потенциально небезопасных, то, помимо приведенных задач, необходимо решить вопрос о создании спасательного формирования экстренного реагирования в случае чрезвычайных ситуаций.

С чего начать организацию ГО на экономическом объекте

Все вопросы, касающиеся ГО, ложатся непосредственно на плечи руководителя, так как по закону именно он или его заместитель является в случае возникновения опасной внештатной ситуации начальником штаба гражданской обороны. Именно он и будет ответствен за должную организацию и слаженные действия персонала, его прерогатива – принимать управленческие решения и издавать приказы относительно людей и ценных активов, а также организации всех видов действий и мероприятий, посвященных ГО.

Необходимая документация

  1. В любой организации должен функционировать внутренний локальный акт, заверенный руководством – Положение о ГО. В нем необходимо отразить:
    • главные задачи ГО для данного экономического объекта;
    • меры по защите персонала в случае чрезвычайных ситуаций;
    • действия, направленные на решения задач ГО отдельно в мирное и в военное время;
    • формирования ГО, которые будут действовать в данном объединении;
    • регламент аварийных и спасательных работ;
    • контролирование устройств связи и экстренного оповещения;
    • согласование действий со штабами ГО более крупных структурных подразделений (района, города, области);
    • материальное обеспечение персонала медицинскими, защитными и другими средствами, необходимыми для ГО;
    • другие важные моменты, касающиеся сферы гражданской обороны на данном объекте (строительство или поддержание в функционирующем состоянии убежищ, контроль над биологической обстановкой и др.)
  2. ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Выписка из данного Положения является обязательной составляющей должностной инструкции каждого сотрудника, ознакомление с ней должно быть зафиксировано собственноручной подписью.

  3. План мероприятий по ГО – главный рабочий документ штаба. В нем прописан комплекс мер поддержания безопасности и действий в чрезвычайных ситуациях для мирного времени и отдельно – для военного, с учетом конкретных характеристик предприятия, на котором он будет применяться. Приложениями к этому плану могут быть:
    • отдельные комплексы мер при ЧС для каждого структурного подразделения предприятия;
    • план территории организации с указаниями касательно эвакуации;
    • инструкции по остановке основных узлов предприятия;
    • схемы расположения систем оповещения, пожарных гидрантов и т.п.;
    • ведомость по средствам индивидуальной защиты и медицинскому обеспечению персонала;
    • бланки для расчетов ущерба при чрезвычайных ситуациях;
    • перечисление ближайших медицинских учреждений, готовых оказать экстренную помощь;
    • порядок извещения вышестоящих штабов ГО и др.
  4. Законодательные основы обучения персонала

    Знания и навыки в области ГО персонал должен получить в обязательном порядке, как гласят Федеральные законы № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

    Чему нужно обучить персонал касательно ГО

    Проходить такое обучение обязаны все работающие лица, трудоустроенные в сфере обслуживания и производства. Для этого существуют специально разработанные МЧС России программы, на основе которых организации составляют и принимают приказом руководителей собственные образовательные планы. Согласно последней версии основной программы, принятой в 2013 году, работников необходимо научить:

  • что предпринимать при оповещающем сигнале;
  • какими способами можно защититься от разных видов опасностей при ЧС;
  • оказывать первичную медпомощь;
  • правильно использовать средства защиты, как индивидуальные, так и коллективные;
  • адекватно применять меры противопожарной безопасности;
  • исполнять основные приемы аварийно-спасательных работ;
  • предпринимать предусмотренные меры для защиты населения и сбережения материальных ценностей в обстоятельствах ЧС.

Как часто нужно обновлять знания по ГО

Любые навыки со временем утрачиваются, а знания, если они не применяются и не обновляются, становятся неактуальными. Поэтому нормативная государственная документация предусматривает определенную периодичность прохождения обучения по ГО, различную для тех или иных категорий сотрудников:

  • персонал, являющийся уполномоченным в сфере ГО (начальник штаба, его заместитель, работники, непосредственно отвечающие за ГО, личный состав специальных формирований) должен проходить обязательную переподготовку не менее чем 1 раз в пятилетку;
  • остальное трудящееся население должно совершенствовать знания и умения в сфере гражданской обороны каждый год.

ВНИМАНИЕ! Организацию обучения можно осуществлять непосредственно по месту работы, в специальных учреждениях МЧС или учебно-методических центрах (рекомендуется для уполномоченных ГО).

Законодательная ответственность за неисполнение требований по организации гражданской обороны

Если работодатель пренебрегает обучением сотрудников действиям в случае ЧС, не организовал должным образом службу ГО на вверенном ему предприятии, не выполняет задачи в этой области, которые диктует действующее законодательство, это чревато не только возможными тяжелыми последствиями, но и личной ответственностью.

Согласно ст. 20.7. КоАП, неготовность руководства и невыполнение должных мер по подготовке к действиям при опасностях военного времени обойдется должностным лицам в сумму штрафа от 10 до 20 тыс. руб. Юридическим лицам придется уплатить сумму, большую в 10 раз. Такие же штрафы предусматриваются за несоблюдение готовности отразить неблагоприятные последствия чрезвычайных ситуаций.

1. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

1. Положение об организации и ведении гражданской обороны в федеральном органе исполнительной власти.

2. План гражданской обороны и защиты населения федерального органа исполнительной власти согласованный и утвержденный установленным порядком.

4. Приказ о создании эвакуационной комиссии (положение об эвакуационной комиссии; план работы эвакуационной комиссии; состав и план работы эвакуационной комиссии).

В Приказе:

К приказу прилагаются:

Расписание занятий

6. Приказ о создании НАСФ (утвержденные руководителем рабочие программы по обучению л/с НАСФ; утвержденное руководителем расписание занятий по обучению л/с НАСФ; распечатанный и утвержденный руководителем лекционный материал; план учений и тренировок с л/с НАСФ с отметками выполнения и номерами актов по данным тренировкам и учениям; функциональные обязанности командиров и л/с НАСФ; ведомости учета НАСФ; ведомость учета оснащения техникой и имуществом;

7. Документ (накладная, выписка из инвентарной книги и т.д.), подтверждающий обеспечение работников средствами индивидуальной защиты; акт, подтверждающий качественное состояние СИЗ.

8. Приказ, определяющий должностное лицо, в обязанности которого входит учет, надлежащее хранение, обеспечение сохранности, готовности СИЗ к применению.

9. План выдачи и распределения средств индивидуальной защиты.

10. Приказ о создании содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств с номенклатурой.

11. Приказ, о назначении сотрудника, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций)

12. Наличие убежища гражданской обороны (при продолжении деятельности в военное время) и соответствующей документации.

13. План осуществления комплексной маскировки (при продолжении деятельности в военное время).

1. План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального органа исполнительной власти согласованный и утвержденный установленным порядком.

2. Приказ о создании функциональной подсистемы РСЧС.

3. Приказ о создании, составе координационного органа функциональной подсистемы РСЧС (КЧС) (функциональные обязанности членов КЧС и ОПБ; план работы КЧС и ОПБ на текущий год).

5. Документы по вопросам обучения в области защиты от ЧС:

1) Приказ руководителя ГО об итогах подготовки по ГО и защите от ЧС за прошедший учебный год и задачах на новый учебный год;

В Приказе:

Отражаются общие результаты подготовки, выполнение планов, состояние подготовки по учебным группам, оценки и выводы по учениям и практической работе, состояние учебной материальной базы, основные нерешенные вопросы и недостатки, анализ их причин, а также другие данные о положении дел и отмечаются отличившиеся;

Указывается главное в подготовке по вопросам ГОЧС на следующий год, темы и цели планируемых учений, тренировок и других мероприятий и ставятся конкретные задачи исполнителям;

Утверждается порядок организации подготовки (состав учебных групп, руководители занятий) и список лиц, планируемых для обучения в Камчатском УМЦ ГОЧС (план подготовки руководящего и командно-начальствующего состава);

Указываются сроки начала и окончания учебного года;

Указываются лица, до которых доводится приказ, и порядок контроля за его исполнением.

К приказу прилагаются:

Список должностных лиц и работников ГОЧС, планируемых для обучения в Камчатском УМЦ ГОЧС;

Перечень учебных групп и руководителей занятий по ГОЧС.

2) План основных мероприятий по вопросам ГО, предупреждению и ликвидации ЧС на новый учебный год (тематика занятий, учений и тренировок на текущий год).

Расписание занятий (приложение к плану) разрабатывается для каждой учебной группы рабочих и служащих (личного состава формирований) на учебный год с учетом наличия учебных мест занятий.

3) Свидетельства о прохождении обучения в области ГО и ЧС руководителя, начальствующего состава и должностного лица, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (не реже одного раза в пять лет)

6. Приказ об итогах обучения сотрудников в предыдущем году и задачах обучения на текущий год (тематика учений и тренировок на текущий год; перечень учебных групп и руководителей занятий на год; план подготовки руководящего и командно-начальствующего состава; расписание занятий по ГО и ЧС с персоналом; свидетельства о прохождении обучения в области ГО и ЧС руководителя, начальствующего состава и должностного лица, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций).

Проведение командно-штабных учений или тренировок по совершенствованию знаний, умений и навыков в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

7. Приказ о создании резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

8. Приказ о создании резервов финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

9. Проведение командно-штабных учений или штабных тренировок по совершенствованию знаний, умений и навыков в области защиты от чрезвычайных ситуаций

10. Создание постоянно действующего органа управления (приказ, о назначении сотрудника, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций)

2. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

- проверка выполнения требований и мероприятий в области гражданской обороны

1. Постановление об утверждении Порядка подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в муниципальном образовании.

2. План гражданской обороны и защиты населения муниципального образования согласованный с ГУ МЧС России по Камчатскому краю и утвержденный главой муниципального образования.

3. План основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям согласованный с ГУ МЧС России по Камчатскому краю и утвержденный главой муниципального образования.

4. Распоряжение о создании комиссии по повышению устойчивого функционирования (ПУФ) (положение о комиссии по ПУФ; план работы комиссии по ПУФ).

5. Распоряжение о создании эвакуационной комиссии (положение об эвакуационной комиссии; состав эвакуационной комиссии; план работы эвакуационной комиссии). План эвакуации.

6. Документы по вопросам обучения населения в области ГО:

В постановлении:

3) Решения КЧС по вопросам подготовки населения муниципального образования и ход их выполнения (вопросы обучения населения в области ГО должны рассматриваться ежегодно);

4) Программы обучения должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС, личного состава НАСФ, работающего и неработающего населения (разрабатываются и утверждаются в соответствии с примерной программой обучения должностных лиц и специалистов РСЧС Камчатского края);

5) План подготовки должностных лиц и работников ГО в области гражданской обороны;

6) План основных мероприятий муниципального образования по вопросам ГО, предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, в котором определены темы и сроки проведения учений и тренировок на объектах экономики (тематика учений и тренировок на текущий год);

7) Регистры (списки) подготовки и повышения квалификации должностных лиц и работников ГО соответствующего уровня;

10) План пропагандистской работы в области ГО;

11) Положение о проведении соревнований «Школа безопасности» или полевых лагерей «Юный спасатель» муниципального уровня.

12) Планирующие и отчетные документы по деятельности учебно-консультационных пунктов (Приказ о создании УКП, План работы на текущий год, расписание, журналы, регистры и т.д.)

13) Свидетельства о прохождении обучения в области ГО и ЧС руководителя, начальствующего состава и должностного лица, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (не реже одного раза в пять лет)

7. Постановление о создании, содержании и организации деятельности нештатных аварийно-спасательных формирований на территории муниципального образования (функциональные обязанности командиров и л/с НАСФ; реестр организаций, создающих НАСФ; ведомость учета (регистр) по обучению должностных лиц и работников ГО и РСЧС в организации (с указанием номеров удостоверений обучившихся; Утвержденные руководителем рабочие программы по обучению л/с НАСФ и работающего населения, не входящего в состав НАСФ).

8. Документ (накладная, выписка из инвентарной книги и т.д.), подтверждающий обеспечение сотрудников и необходимых категории населения средствами индивидуальной защиты и акт качественного состояния СИЗ.

9. Распоряжение, определяющее должностное лицо, в обязанности которого входит учет, надлежащее хранение, обеспечение сохранности, готовности СИЗ к применению.

10. Постановление о создании и содержании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств на территории муниципального образования и перечень созданных запасов.

11. Распоряжение о создании постоянно действующего органа управления о назначении сотрудника, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

12. Постановление о своевременном оповещении и информировании населения муниципального образования (наличие записей о выполнении работ технического обслуживания с требуемой периодичностью в формуляре и книге учета технического состояния; правильность ведения эксплуатационной документации (состав документации, ее состояние и условия хранения; наличие и правильность записей в формулярах (паспортах); книга учета технического состояния; соблюдение сроков калибровки средств измерений и электрических испытаний защитных средств).

14. Мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с оповещением населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Оборудование МО системой оповещения населения, наличие схемы размещения звукоизлучающих средств оповещения с нанесенными на карте зон звукопокрытия населенных пунктов.

15. Мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с первоочередным обеспечением населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе с медицинским обслуживанием, включая оказание первой медицинской помощи, со срочным предоставлением жилья и принятием других необходимых мер

16. Мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с борьбой с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий

17. Мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с санитарной обработкой населения, обеззараживанием зданий и сооружений, со специальной обработкой техники и территорий

18. Мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с восстановлением и поддержанием порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий

19. Мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной со срочным восстановлением функционирования необходимых коммунальных служб в военное время

20. Мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной со срочным захоронением трупов в военное время

21. Мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с разработкой и осуществлением мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время

22. Мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с обнаружением и обозначением районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению

23. Мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с проведением аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера,

24. Мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с обеспечением световой и других видов маскировки, являются:

25. Мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению убежищ и средств индивидуальной защиты (Документация защитных сооружений гражданской обороны, план выдачи и распределения средств индивидуальной защиты)

26. Мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с эвакуацией населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы

- проверка выполнения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

1. План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования согласованный с ГУ МЧС России по Камчатскому краю и утвержденный главой муниципального образования.

2. Постановление о муниципальном звене территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

3. Распоряжение о создании, составе координационного органа районного звена РСЧС (КЧС) (функциональные обязанности членов КЧС и ОПБ; план работы КЧС и ОПБ на текущий год).

4. Распоряжение о создании эвакуационной комиссии (положение об эвакуационной комиссии; состав эвакуационной комиссии; план работы эвакуационной комиссии).

5. Планирующая и отчетная документация по проведению командно-штабных учений или штабных тренировок по совершенствованию знаний, умений и навыков в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

6. Перечень потенциально опасных объектов на территории муниципального образования.

7. Постановление о порядке создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и перечень созданных ресурсов.

8. Оборудование МО системой оповещения населения, наличие схемы размещения звукоизлучающих средств оповещения с нанесенными на карте зон звукопокрытия населенных пунктов..

9. Распоряжение о создании резервов финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

10. Распоряжение о создании постоянно действующего органа управления о назначении сотрудника, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

11. Паспорт безопасности муниципального образования.

12. Постановление о создании дежурно-диспетчерской службы территориального звена муниципального образования; свидетельства о прохождении обучения (повышение квалификации) руководителя и специалистов дежурно-диспетчерской службы.

13. План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов муниципального образования, согласованный и утвержденный установленным порядком.

14. Документы по вопросам обучения населения в области защиты от ЧС, разрабатываемые в муниципальных образованиях:

1) нормативные правовые акты муниципального образования по организации обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (постановления главы администрации);

2) постановление (приказ) главы администрации по итогам обучения населения в прошедшем году и задачах на новый учебный год;

В постановлении:

Отражаются общие результаты подготовки, выполнение планов, состояние обучения по категориям, оценки и выводы по учениям и практической работе, состояние учебно-материальной базы, основные нерешенные вопросы и недостатки, анализ их причин, а также другие данные о положении дел и отмечаются отличившиеся;

Ставятся задачи на следующий год (главная задача, конкретные указания руководителям различных категорий, а при необходимости и некоторым руководителям лично, указываются темы учений и другие вопросы);

Устанавливаются сроки издания руководителями организаций приказов об итогах подготовки по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций за прошедший год и задачах на следующий;

Утверждается план основных мероприятий подготовки (командно-штабных, тактико-специальных, комплексных учений, тренировок) по всем органам управления и организациям;

Указываются сроки начала и окончания учебного года;

Поощряются организации и лица, добившиеся наилучших результатов.

3) Решения КЧС по вопросам подготовки населения муниципального образования и ход их выполнения (вопросы обучения населения должны рассматриваться ежегодно);

4) Программы обучения должностных лиц и специалистов РСЧС, личного состава НАСФ, работающего и неработающего населения (разрабатываются и утверждаются в соответствии с примерной программой обучения должностных лиц и специалистов РСЧС Камчатского края);

5) План подготовки должностных лиц и работников в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

6) План основных мероприятий муниципального образования по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС, в котором определены темы и сроки проведения учений и тренировок на объектах экономики (тематика учений и тренировок на текущий год);

7) Регистры (списки) подготовки и повышения квалификации должностных лиц и работников в области ЧС соответствующего уровня;

8) Комплексный план мероприятий по обучению неработающего населения в области безопасности жизнедеятельности;

9) Перспективный план совершенствования учебно-материальной базы по обучению всех категорий населения в области безопасности жизнедеятельности;

10) Положение о проведении соревнований «Школа безопасности» или полевых лагерей «Юный спасатель» муниципального уровня.

11) Планирующие и отчетные документы по деятельности учебно-консультационных пунктов (Приказ о создании УКП, План работы на текущий год, расписание, журналы, регистры и т.д.)

12) Свидетельства о прохождении обучения в области ЧС руководителя, начальствующего состава и должностного лица, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (не реже одного раза в пять лет)

3. ОРГАНИЗАЦИИ

- проверка выполнения требований и мероприятий в области гражданской обороны

1. Положение об организации и ведении гражданской обороны в организации.

2. План гражданской обороны и защиты населения организации согласованный и утвержденный установленным порядком. План основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности организации согласованный и утвержденный установленным порядком.

3. Приказ о создании комиссии по повышению устойчивого функционирования (ПУФ) (положение о комиссии по ПУФ; план работы комиссии по ПУФ).

4. Приказ о создании эвакуационной комиссии (положение об эвакуационной комиссии; план работы эвакуационной комиссии; состав эвакуационной комиссии).

5. Документы по вопросам обучения в области ГО:

В Приказе:

Отражаются общие результаты подготовки, выполнение планов, состояние подготовки по учебным группам, оценки и выводы по учениям и практической работе, состояние учебной материальной базы, основные нерешенные вопросы и недостатки, анализ их причин, а также другие данные о положении дел и отмечаются отличившиеся;

Указывается главное в подготовке по вопросам ГОЧС на следующий год, темы и цели планируемых учений, тренировок и других мероприятий и ставятся конкретные задачи исполнителям;

Указываются сроки начала и окончания учебного года;

Указываются лица, до которых доводится приказ, и порядок контроля за его исполнением.

К приказу прилагаются:

Список должностных лиц и работников ГОЧС, планируемых для обучения в Камчатском УМЦ ГОЧС;

Перечень учебных групп и руководителей занятий по ГОЧС.

2) План основных мероприятий по вопросам ГО, предупреждению и ликвидации ЧС на новый учебный год (тематика занятий, учений и тренировок на текущий год).

Расписание занятий

6. Приказ о создании НАСФ в организации (утвержденные руководителем предприятия (организации) рабочие программы по обучению л/с НАСФ; утвержденное руководителем предприятия (организации) расписание занятий по обучению л/с НАСФ; распечатанный и утвержденный руководителем предприятия (организации) лекционный материал; план учений и тренировок с л/с НАСФ с отметками выполнения и номерами актов по данным тренировкам и учениям; функциональные обязанности командиров и л/с НАСФ; ведомости учета НАСФ; ведомость учета оснащения техникой и имуществом;

7. Документ (накладная, выписка из инвентарной книги и т.д.), подтверждающий обеспечение работников средствами индивидуальной защиты; акт, подтверждающий качественное состояние СИЗ; Приказ, определяющий должностное лицо, в обязанности которого входит учет, надлежащее хранение, обеспечение сохранности, готовности СИЗ к применению.

8. Приказ о создании содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств с номенклатурой.

9. Приказ, о назначении сотрудника, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций)

10. Разработка документов страхового фонда документации (в соответствии с Перечнем объектов повышенного риска).

11. Наличие убежища гражданской обороны (или договора) (для учреждений и организаций продолжающих свою деятельность в военное время для набольшей работающей смены) и соответствующей документации.

- проверка выполнения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

1. План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организации согласованный и утвержденный установленным порядком.

2. Приказ о создании объектового звена РСЧС.

3. Приказ о создании, составе координационного органа объектового звена РСЧС (КЧС) (функциональные обязанности членов КЧС и ОПБ; план работы КЧС и ОПБ на текущий год).

4. План основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям согласованный и утвержденный установленным порядком.

5. Приказ о создании эвакуационной комиссии (положение об эвакуационной комиссии; план работы эвакуационной комиссии; состав эвакуационной комиссии).

6. Приказ о создании комиссии по повышению устойчивого функционирования (ПУФ) (положение о комиссии по ПУФ; план работы комиссии по ПУФ).

7. Документы по вопросам обучения в области защиты от ЧС, разрабатываемые на ПОО:

1) Приказ руководителя ГО организации об итогах подготовки по ГО и защите от ЧС за прошедший учебный год и задачах на новый учебный год;

В Приказе:

Отражаются общие результаты подготовки, выполнение планов, состояние подготовки по учебным группам, оценки и выводы по учениям и практической работе, состояние учебной материальной базы, основные нерешенные вопросы и недостатки, анализ их причин, а также другие данные о положении дел и отмечаются отличившиеся;

Указывается главное в подготовке по вопросам ГОЧС на следующий год, темы и цели планируемых учений, тренировок и других мероприятий и ставятся конкретные задачи исполнителям;

Утверждается порядок организации подготовки (состав учебных групп, руководители занятий) и список лиц, планируемых для обучения в Камчатском УМЦ ГОЧС;

Указываются сроки начала и окончания учебного года;

Поощряются работники, добившиеся лучших результатов по ГОЧС в прошедшем учебном году;

Указываются лица, до которых доводится приказ, и порядок контроля за его исполнением.

К приказу прилагаются:

Список должностных лиц и работников ГОЧС, планируемых для обучения в Камчатском УМЦ ГОЧС;

Перечень учебных групп и руководителей занятий по ГОЧС.

2) План основных мероприятий по вопросам ГО, предупреждению и ликвидации ЧС на новый учебный год (тематика занятий, учений и тренировок на текущий год).

План согласовывается с вышестоящим начальником. Подписывается руководителем структурного подразделения (работником), уполномоченным на решение задач в области ГО, и утверждается руководителем ГО объекта. Выполнение плана контролируется лично руководителем структурного подразделения (работником), уполномоченным на решение задач в области ГО объекта.

Расписание занятий (приложение к плану) разрабатывается для каждой учебной группы рабочих и служащих (личного состава формирований) на учебный год с учетом наличия учебных мест занятий. Расписание занятий подписывается руководителем структурного подразделения (работником), уполномоченным на решение задач в области ГО объекта.

3) В организации постоянно ведется учёт подготовки и обучения по ГО и ЧС. Он должен отражать все проводимые учебные мероприятия.

Для этого на объекте ведутся:

журнал учета занятий по ГОЧС на каждую учебную группу;

регистр подготовки и повышения квалификации должностных лиц и работников ГОЧС в Камчатском УМЦ ГОЧС. В этом регистре учитываются все должностные лица ГО и РСЧС объекта, которые в соответствии с установленной периодичностью должны проходить подготовку в Камчатском УМЦ ГОЧС.

4) Свидетельства о прохождении обучения в области ГО и ЧС руководителя, начальствующего состава и должностного лица, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (не реже одного раза в пять лет)

8. Приказ об итогах обучения сотрудников предприятия (организации) в предыдущем году и задачах обучения на текущий год (тематика учений и тренировок на текущий год; перечень учебных групп и руководителей занятий на год; план подготовки руководящего и командно-начальствующего состава; расписание занятий по ГО и ЧС с персоналом; свидетельства о прохождении обучения в области ГО и ЧС руководителя, начальствующего состава и должностного лица, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций).

9. Приказ о создании НАСФ в организации (утвержденные руководителем предприятия (организации) рабочие программы по обучению л/с НАСФ; утвержденное руководителем предприятия (организации) расписание занятий по обучению л/с НАСФ; распечатанный и утвержденный руководителем предприятия (организации) лекционный материал; план учений и тренировок с л/с НАСФ с отметками выполнения и номерами актов по данным тренировкам и учениям; функциональные обязанности командиров и л/с НАСФ; ведомости учета НАСФ; ведомость учета оснащения техникой и имуществом;

10. Документ (накладная, выписка из инвентарной книги и т.д.), подтверждающий обеспечение работников средствами индивидуальной защиты; акт, подтверждающий качественное состояние СИЗ.

11. Приказ о создании резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

12. Приказ о создании резервов финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

13. Проведение командно-штабных учений или штабных тренировок по совершенствованию знаний, умений и навыков в области защиты от чрезвычайных ситуаций

14. Планирование и организация аттестации НАСФ на право ведения определенных видов аварийно-спасательных работ

15. Журнал учёта (карточка) технического состояния здания или объекта (для объектов здравоохранения и образования);

16. Создание постоянно действующего органа управления (приказ, о назначении сотрудника, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций)

17. План повышения защищенности критически важного объекта (для предприятий входящих в Перечень)

18. Наличие резервного источника питания (для объектов с круглосуточным пребыванием людей)

19. Создание органа повседневного управления (дежурно-диспетчерской службы) и организация его работы

20. Прохождение обучения (повышение квалификации) руководителя и специалистов дежурно-диспетчерской службы.

21. Наличие договора с профессиональным аварийно-спасательным формированием на обслуживание потенциально опасного объекта (или наличие собственного аттестованного аварийно-спасательного формирования).

22. Разработка Паспорта безопасности потенциально-опасного объекта.

23. Создание локальной системы оповещения.

24. Наличие Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов согласованного и утвержденного установленным порядком.

25. Наличие Договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте

Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации - это система основных мероприятий по порядку подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера.

Гражданская оборона и система ликвидации ЧС необходимы для:

  1. Сохранения жизни и здоровья сотрудников и гражданских лиц при пожарах, наводнениях и других чрезвычайных ситуациях;
  2. Минимизации рисков развития очага ЧС и его распространения;
  3. Качественного проведения аварийно-спасательных работ и неотложных действий для быстрого устранения последствий ЧС.

Безопасности объектов, часто держится на обычных сотрудниках без специальных навыков и знаний. Такой подход опасен, так как при возникновении ЧС уполномоченные сотрудники обязаны провести комплекс мероприятий по организации эвакуации персонала и ликвидации происшествия. Без специальных навыков – это задача представляется крайне сложной.

Обучение по ГО и ЧС дистанционно можно пройти за несколько дней без отрыва от производства. На каждом предприятии в обязательном порядке должны пройти курсы по гражданской обороне и ликвидации чрезвычайных ситуаций два ответственных сотрудника предприятия:

  • Руководитель организации. В эту категорию включаются только непосредственные руководители организаций: ген. директор, директора школ, главные врачи, директора школ и руководители других учебных заведений. Руководителям звеньев организации проходить обучение не обязательно;
  • Лицо уполномоченное на решение важнейших задач в области ГО и защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
  • Сотрудники, обучающие население основам ГО и ликвидации ЧС, уполномоченные на это Приказом руководителя организации;
  • Председатели и члены комиссий по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Нововведения в Постановление Правительства от 19.04.2017 регламентируют порядок проведения обучения населения в области гражданской обороны. Новшества введенные этим нормативным актом:
  • на каждом предприятии в обязательном порядке должна быть разработана программа обучения по гражданской обороне;
  • работники обязаны проходить курсовое обучение в организациях, предоставляющих образование по дополнительным профессиональным программам в области ГО и ЧС.

Направление на прохождение курсов по ГО и ЧС работников предприятия выполняется специальным Приказом руководителя организации. Обучение персонала может проходить посредством дистанционных форм или на территории учебного центра.

Не знаете обязательно ли вам проходить обучение по охране труда?

Порядок подготовки и курсовое обучение сотрудников организации является обязательной частью комплекса основных мероприятий по ГО и ЧС. Если сотрудники предприятия не обучены и не знают какие действия необходимо предпринять во время стихийных бедствий или при возникновении техногенной чрезвычайной ситуации, то это приводит к тяжелым последствиям.

Обучение должностных лиц является обязанностью руководителя организации. При недостаточной квалификации руководителя и при отсутствии удостоверений установленного образца о прохождении обучения в области гражданской обороны на юридическое и должностное лицо будет наложен штраф, согласно постановлению правительства РФ.

Важность прохождения обучения

Актуальность прохождения обучения по гражданской обороне и ликвидации ЧС обусловлена двумя факторами:

  1. Незнание правил и необходимых действий при возникновении чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий – первая причина их интенсивного развития и тяжелых последствий после них.
  2. При недостаточной квалификации руководителя организации и его работников, а также отсутствие удостоверений о прохождении обучения – повод для наложения штрафа на сотрудников, руководителя и организацию в целом.

Таким образом, прохождение позволяет минимизировать пагубное влияние ЧС на население и имущество, а также исключает возможность наложения указанных ниже штрафов на организацию.

Возможные штрафы, если не провести обучение по ГО и ЧС:

до 200 000 ₽

Штраф на юридическое лицо при отсутствии обученных специалистов по ГО и ЧС.

до 20 000 ₽

На должностное лицо и индивидуального предпринимателя – при отсутствии обученных специалистов по ГО и ЧС.

Законодательные основы

Программа обучения

Центр Профессиональной Подготовки Кадров (ЦППК) предлагает пройти курсы и по окончанию обучения получить удостоверения установленного образца. Курсовое обучение рассчитано на ответственных сотрудников предприятия и включает в себя базовый курс. Программа курса содержит:

  • требования законодательства РФ. Ответственность должностных лиц;
  • организационные основы ГОЧС по защите населения;
  • основные мероприятия, направленные на исполнение требований го и чс;
  • функции ответственных сотрудников и их роль в организации;
  • курсовое обучение сотрудников, организация тренировок;
  • проведение мероприятий по гражданской обороне. Разработка плана;
  • порядок финансирования мероприятий по ГО ЧС;
  • способы защиты от чс;
  • подготовка к проверкам.
Обучение ГО и ЧС руководителей проводится раз в пять лет и является обязательным. Учебные программы разработаны с учетом того, что кто-то проходит первичное обучение, а кто-то уже курсы повышения квалификации.

Необходимые документы

  • Заполненная заявка с указанием должности и полным наименованием организации
  • Копия паспорта обучаемого сотрудника

Курсы гражданской обороны необходимо проводить по учебной программе специалистами с профессиональным образованием. Выбирая дистанционное обучение сотрудники предприятия получают дополнительную профессиональную переподготовку и знания без отрыва от рабочего процесса.

Кандидатов на получение удостоверения делят на учебные группы и подбирают программу обучения или повышения квалификации, в зависимости от уровня знаний. Руководитель организации обязан вовремя подать документы установленного образца на заявленных на курсовое обучение сотрудников, согласовать даты и сроки обучения персонала.

Удостоверения установленного образца обозначает, что ответственный сотрудник организации прошел обучение и может проводить вводный инструктаж по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям для персонала предприятия. Также эти сотрудники обязаны разработать собственные программы на проведение инструктажа на основании действующий программ МЧС РФ и постановлений правительства.

На обязательном курсовом обучении дополнительно разбираются вопросы по ликвидации чс и порядок решения важнейших задач при возникновении чс. Порядок подготовки сотрудников организации на профессиональных курсах регламентирован приказом МЧС.

Гражданская оборона - это направление, по которому в каждой компании должна осуществляться надлежащая деятельность, ее организация возложена на руководителя предприятия, также становящегося главной ГО, который назначает своих заместителей в этой сфере часто из ведущих сотрудников.

В то же время рядовые работники обязаны проходить обучение по данному предмету, которое организуется для них уполномоченным на это лицом.

Общие сведения

Угроза чрезвычайных ситуаций носит постоянный характер. Каждый день существует небольшая вероятность, что произойдет:

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

  • техногенная катастрофа;
  • природный катаклизм;
  • военные действия (это совсем крайняя ситуация, но исключать нельзя и ее, и в любом случае считается, что следует быть к ней готовым).

Вследствие этого приняты нормы, в соответствии с которыми на предприятии необходимо осуществить подготовку персонала, а также заранее установить, какие действия потребуется предпринять, если одно из описанных выше положений возникнет в той местности, где функционирует данная компания.

Кого это касается

В целом это касается руководителей организаций, которые обязаны при ее отсутствии создать систему гражданской обороны в организации с нуля, 2019 год, является периодом, когда такое требование для них остается. Если же такая структура уже существует, ее следует поддерживать.

В то же время на среднем или крупном промышленном предприятии обязанности дифференцированы. Так:

Также на объекте создается отдел по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне.

Обязанности работодателя

Обязанности работодателя заключаются в следующем:

  • осуществлять планирование штатных процедур по профилю гражданской обороны;
  • их последующую реализацию;
  • обеспечивать написание программы подготовки персонала по данной дисциплине (ГО);
  • устраивать тренинги и инструктаж по ГО для персонала в соответствии с упомянутой программой;
  • разрабатывать планы эвакуации при чрезвычайной ситуации персонала предприятия (и иных лиц в зоне ответственности организации) и фондов материально-культурных ценностей;
  • монтаж систем экстренного оповещения о ЧС и поддержание их в рабочем режиме;
  • создание резерва средств по данному направлению (в том числе защитных, медицинских и технических).

Помимо этого если компания по сфере своей деятельности причисляется к потенциально небезопасным, то также требуется создать спасательное подразделение, которое обязано будет произвести экстренное реагирование, если ЧС случится.

С чего нужно начать

Начинает организацию гражданской обороны в компании всегда ее руководитель. Ему требуется назначить других своих сотрудников (заместителей и других на соответственные должности в системе ГО данной компании, принять требуемые нормы и выделить средства на материальную часть).

Необходимая документация

Базовый локальный правовой акт для компании, в котором содержатся нормы, регулирующие ее функционирование в данной сфере - это Положение о гражданской обороне.

В него включаются предписания относительно:

Основных задач ГО в этой компании
Мерам Которые в чрезвычайной ситуации понадобится предпринять, чтобы защитить ее сотрудников
Действия, которые будут нацелены для достижения целей ГО В случае катаклизма, не связанного с нарушением мира, также в военное время
Структурные подразделения предприятия На которые будут возложены обязанности по данному направлению
Регламент работ Спасательного и аварийного характера
Контроль за аппаратами Предназначенными для быстрого оповещения и связи
Координация действий упомянутых подразделений этой организации Со штабами гражданской обороны в административных единицах, на территории которых она расположена (город, район, область)
Порядок обеспечения сотрудников организации Защитными средствами и медикаментами
Возвещение убежищ и сохранение их в состоянии Пригодном для использования
Наблюдение За биологической обстановкой
Иные моменты Относящиеся как к подготовке к ЧС на данном предприятии, так и к практическим действиям, если она произойдет

Оговорено, что выписка, содержащая вводные положения из числа внесенных в данный локальный акт, должна быть включена в должностные инструкции работников предприятия. Каждый из них удостоверяет своей подписью, что он ознакомился с этими нормами.

План мероприятий

План мероприятий по гражданской обороне - это базовый документ, которым в своей деятельности руководствуется штаб или отдел компании, отвечающий за направление ГО.

При этом данная бумага содержат два набора мер:

  • для мирной ситуации;
  • для военного времени.

Также к такому плану составляется целый ряд приложений, в числе прочего:

Наборы мер Которые требуется предпринять при возникновении чрезвычайной ситуации различным структурным подразделениям компании
Схема территории предприятия с пометками Уточняющими, каким образом должна осуществляться эвакуация
Ведомость В которой учитываются предметы, относящиеся к медицинскому обеспечению кадров и средствам индивидуальной защиты
Инструкции с правилами остановки отдельных цехов Составляющих данный объект
Карта расположения Пожарных гидрантов и устройств оповещения
Перечень учреждений медицинского профиля Расположенных поблизости, которые обязаны оказать работникам компании экстренную помощь при ЧС
Порядок информирования Об опасной ситуации штабов ГО более высокого уровня

Этот перечень не закрытый, также могут приниматься положения и иных видов.

Основы образования персонала

В соответствии с действующими законами № 28-ФЗ (О ГО) и № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС» среди сотрудников предприятий требуется в обязательном порядке провести подготовку по дисциплине «гражданская оборона» .

Требуется провести инструктаж в отношении кадров, занятых как в производственных, так и обслуживающих отраслях.

Чему нужно их обучить

Программа по ГО составляется министерством по чрезвычайным ситуациям (МЧС). В объем материала по данному предмету, который должны освоить занимающиеся, входят следующие разделы:

  • что делать, если раздался сигнал оповещения о чрезвычайной ситуации;
  • методы для защиты жизни и здоровья при возникновении ЧС различных типов;
  • правила оказания первой помощи;
  • способы применения средств защиты, как коллективного, так и индивидуального характера;
  • действия при аварийно-спасательных операциях;
  • меры противопожарной защиты;
  • также действия при аварии на предприятии, нацеленные для защиты жизни и здоровья проживающегося поблизости населения и ценностей материального характера.

Как часто необходимо обновлять знания

Установлено, что лица, в отношении которых предусмотрены требования по подготовке по дисциплине ГО, после ее прохождения в дальнейшем обязаны регулярно восстанавливать знания по предмету.

В частности — руководитель штаба гражданской обороны предприятия, его зам, сотрудники, на которых возложена непосредственная ответственность по данному направлению, а также входящие в специальные подразделения обучаются как минимум один раз в пять лет.

Видео: основные способы защиты населения

Предусмотренная ответственность за неисполнение требований

Поскольку обязанность организации обучения по гражданской обороне и созданию и поддержанию ее системы на данном предприятии в целом ложится на руководителя, ответственность за невыполнение соответствующих требований несет именно он.

Она имеет административный характер и наступает в соответствии со статьей 20.7 данного кодекса.

В ней установлено, что при невыполнении установленных законами РФ особых норм использования техсистем и объектов ГО, эксплуатации устройств оповещения, средств личной защиты и иной спецтехники влечет следующие последствия:

Если же не были выполнены мероприятия, которые нацелены на защиту граждан и матценностей на территории страны от угроз, которые возникают вследствие военных действий (в том числе на подготовку к такой защите), то суммы административного штрафа будут следующие:

При этом сотрудники организации за непрохождение обучения ответственности не несут. Их обязанность - только пройти подготовку, когда руководитель юридического лица ее организует, при их отказе их могут ждать дисциплинарные последствия в самой компании.

Таким образом, деятельность в сфере гражданской обороны, направленная на подготовку компании к чрезвычайной ситуации, должна осуществляться каждым предприятием, таково требование правительства.

Возглавляет ее руководитель, который формирует штаб, назначает заместителей по различным направлениям ГО (в том числе из своих замов по компании в целом), курирует составление программы обучения персонала по этому предмету и принимает нормы, которыми регулируется сфера ГО в компании.

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019
Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников организаций атомной энергетики»
Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 10.12.2009 N 977

Инженер по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям

Должностные обязанности. Организует и контролирует разработку и исполнение мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в организации. Разрабатывает организационно-распорядительную документацию по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (ГО и ЧС). Организует работу по поддержанию постоянной готовности технических систем управления, оповещения и связи пунктов управления системы ГО и ЧС. Организует проведение расчетно-аналитического анализа возможных чрезвычайных ситуаций в организации. Осуществляет сбор, обработку и проверку данных по подготовке персонала к действиям в условиях военного времени и чрезвычайных ситуаций и подготавливает их для отчета перед вышестоящими организациями. Организует обучение работников системы ГО и ЧС к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера мирного и военного времени. Осуществляет поиск организационно-методической документации по подготовке персонала к действиям в условиях военного времени и чрезвычайных ситуациях с целью ее практического использования в системе ГО и ЧС организации. Разрабатывает и корректирует план предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, план гражданской обороны организации и другие документы по вопросам ГО и ЧС. Прогнозирует возможную обстановку в организации при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и при применении современных средств поражения. Оказывает методическую помощь персоналу отделов (штабов) ГО и ЧС подразделений в организации обучения формирований ГО. Осуществляет контроль за содержанием классов ГО, использованием по назначению учебно-материальной базы ГО. Участвует в разработке, организации и осуществлении мероприятий по обеспечению постоянной готовности служб, эвакуационных органов и сил ГО и ЧС организации. Участвует в организации тренировок, учений, проводимых по планам работы системы ГО и ЧС. Участвует в работе комиссий по расследованию причин аварий, пожаров (при включении в состав комиссий). Участвует в работе комиссий по рассмотрению проектной документации на реконструкцию, расширение, строительство объектов, по приемке и вводу в эксплуатацию заводов, цехов, установок и оборудования (при включении в состав комиссии). Участвует в организации накопления, хранения, обновления техники и имущества мобилизационного резерва, неприкосновенного запаса, оснащения формирований системы ГО и ЧС. Осуществляет контроль за содержанием фонда защитных сооружений ГО, пунктов управления системы ГО и ЧС в соответствии с требованиями нормативных документов. Работает в составе пункта управления системы ГО и ЧС. Проверяет соблюдение инструкций по эксплуатации и хранению средств связи, наличие и ведение документации по средствам связи и оповещения, наличие и срок действия схем оповещения в подразделениях. Выполняет требования правил по охране труда и пожарной безопасности, правил внутреннего трудового распорядка, требования режима секретности, сохранности служебной, коммерческой и государственной тайны, неразглашения сведений конфиденциального характера.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, методические и нормативные документы, регулирующие вопросы гражданской обороны, в том числе распорядительные акты руководителей соответствующих организаций; перечень возможных чрезвычайных ситуаций, причины возникновения, меры по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в подразделениях организации; планы гражданской обороны организации и требования по повышению устойчивости ее функционирования; организацию и методику подготовки руководящего состава, гражданских организаций системы ГО и ЧС, обучения работников; требования режима секретности, сохранности служебной, коммерческой и государственной тайны, неразглашения сведений конфиденциального характера; основы экономики, организации производства, труда и управления; основы трудового законодательства; правила по охране окружающей среды, ядерной и радиационной безопасности; правила по охране труда и пожарной безопасности; правила внутреннего трудового распорядка.

Требования к квалификации.

Инженер по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям I категории: высшее профессиональное (техническое) образование, подготовка по специальной программе и стаж работы в должности инженера по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям II категории не менее 3 лет.

Инженер по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям II категории: высшее профессиональное (техническое) образование, подготовка по специальной программе и стаж работы в должности инженера по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям не менее 3 лет.

Инженер по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям: высшее профессиональное (техническое) образование подготовка по специальной программе без предъявления требований к стажу работы.