Государство сущность государства его правовые нормы. Сущность, основные признаки и функции государства

Само понятие «государство» в смысле «политически организованное общество» сравнительно новое, восходящее к временам

Н. Макиавелли. В современном понимании государство представляет собой сложную, многофункциональную, внутренне дифференцированную целостность.

Оно во многом обеспечивает целостность общества и выступает как некая сила, концентрированно выражающая и символизирующая общество в общем. Государство является важной политической силой, обеспечивающей организованность общества, наличие в нем определенного порядка.

Вопрос о происхождении государства в течение многих столетий был предметом долгих дискуссий. Выдвигались различные гипотезы и теории.

Одна из самых давних теорий происхождения государства - теократическая, т.е. теория божественного происхождения, согласно которой государство предписано человеку Богом. Согласно другой, патриархальной теории, государство возникает непосредственно из разросшейся семьи. Власть отца (главы семьи) постепенно перерастает во власть души.

Иное объяснение государства с точки зрения теории его договорного происхождения. Переход от естественного (догосударствен- ного) состояния общества к государственному происходит путем соглашения, заключения договора, которым люди соединяются в одно государство и подчиняются сразу же устанавливаемой государственной власти. Среди теорий, объясняющих возникновение государства, есть и такие: психологическая (в основе факторы психики человека), органическая (биологические факторы), материалистическая (социально-экономические факторы), теория насилия, основанная на военно-политических факторах, и т.д.

Государство - продукт внутренней эволюции общества, объективно нуждающегося в организационном оформлении. В разные эпохи в различных условиях оно выступает как организация для управления обществом, как механизм властвования. Государство не имеет вечной природы, оно не существовало в первобытном обществе. Таким образом, государство - исторически сложившаяся организация политической власти и управления социальными процессами в обществе, основной институт политической системы.

Государство характеризуется следующими признаками, позволяющими отличить его от других политических институтов и организаций. 1.

Наличие особой публичной власти, которая, воплощаясь в государственных органах, выступает как государственная власть. Ее осуществляет особый слой людей, выполняющих функции управления и принуждения составляющих аппарат государства, который наделен государственно-властными полномочиями, т.е. возможностью издавать обязательные для исполнения акты, прибегать в необходимых случаях к государственному воздействию. 2.

Территориальная организация населения. Государственная власть осуществляется в рамках определенной территории и распространяется на всех людей, проживающих на ней. 3.

Государственный суверенитет, т.е. независимость государственной власти от любой иной власти внутри страны и вовне. Суверенитет дает право государству самостоятельно и свободно решать свои дела, отличает его, наряду с иными признаками, от других организаций общества (например, политических партий). 4.

Государство - единственная организация, которая занимается законотворчеством, т.е. издает законы и другие правовые акты, обязательные для всего населения. Государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной. 5.

Государственная организация обязательно предполагает сбор налогов с населения, взыскиваемых в принудительном порядке.

Государство можно определить как особую организацию политической власти общества, располагающую специальным аппаратом принуждения, выражающим волю и интересы господствующего класса или всего народа.

Государство представляет все общество в совокупности, им и от его имени принимаются все без исключения властные решения, касающиеся всех членов общества и обязательные для выполнения всеми. Оно является носителем власти, юрисдикция которой распространяется на всех членов общества и на всю территорию страны. Принудительный характер власти государства, его монополия на применение насилия принципиально отличают его от других политических институтов, делают его основой политической системы.

Государство невозможно представить себе без властвования, господства и подчинения. Оно отличается от всех других форм организации людей тем, что располагает военной силой и судебнорепрессивным аппаратом. Хотя насилие не является единственным средством государства, но для него это средство специфическое. Однако формы, средства, условия использования им насилия или угрозы применения насилия строго определены и регламентированы законом. Поэтому и говорят о легитимном, или узаконенном, насилии со стороны государства.

В современном обществе в руках государства концентрируется огромная сила. Во-первых, оно обладает монополией принятия общеобязательных правил поведения и способностью обеспечения их применения употреблением репрессивного аппарата (армия и полиция). Во-вторых, его сила обусловлена усилением вмешательства в экономическую жизнь общества. В-третьих, оно определенным образом является и опекуном общества, поскольку выполняет функции социальной защиты. В-четвертых, высшие государственные чиновники и лидеры политических партий самостоятельно принимают решения по всем более или менее важным вопросам развития общества.

Понятие, признаки и сущность государства.

Государство - это организация политической власти, содействующая осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.

При определении понятия государства различные ученые выдвигают на первый план либо принуждение в отношении эксплуатируемых классов, либо организацию «общих дел», вытекающих из природы всякого общества.

Так, Аристотель определял государство как соединение многих родов ради лучшей, совершенной жизни.

Цицерон видел в государстве союз людей, объединенных общими началами права и общей пользы.

Шершеневич трактовал государство как соединение людей под одной властью и в пределах одной территории.

Выделяют юридический подход к определению государства (Коркунов, Еллинек) - государство как целевое единство индивидов, наделенное качествами юридического субъекта, обладающее волей и являющееся носителем прав.

Философский подход (Гегель) – государство – порождение особых духовных начал человеческого бытия.

Марксистко-ленинская наука определяет государство исходя из его классовой сущности; государство – машина для угнетения одного класса другим, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие починенные классы.

Современные исследователи определяют государство как единую политическую организацию общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

Признаки:

1. Наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны. Государство, наряду с органами, издающими законы, выносящими решения и отдающими приказы, обязательно обладает особым аппаратом управления (учета, контроля и надзора), а также особым аппаратом принуждения, выделенными из общества, существующими специально для выполнения этих функций государства. Публичная власть состоит из особых отрядов вооруженных людей (армия и полиция), из тюрем, судов и других принудительных учреждений, из аппарата чиновников, занимающихся специально управлением людьми.

2. Наличие четко определенных внешних границ и внутреннего административно-территориального деления (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени. То есть государство имеет свою территорию, определяет и охраняет свои границы, защищает ее от нападения извне. Коренное население данной страны имеет устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется защитой государства как внутри страны, так и за ее пределами. Территориальные пределы государственной власти распространяются и на находящихся в стране иностранцев и лиц, не имеющих гражданства – их правовое положение регулируется особыми нормами права.).

3. Наличие суверенитета – верховенство власти внутри страны и независимость вне страны. Суверенитет государства выражается: в самостоятельности принятия решений в области внутренней и внешней политики (издание законов и др. нормативных актов); в распространении государственной власти на всю территорию страны, общеобязательности решений органов государства для всех, кого они касаются; возможности отмены решений иных властей (прерогатива).

4. Связь с правом (государство не может существовать без права, т.к.право юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легальной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства).

5. Монополией на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей (жизни, свободы), определяет особую действенность государственной власти.

6. Система налогов, податей, займов (необходимы для содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью и для проведения определенной политики);

Государство - это организация политической власти, содействую­щая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.

При рассмотрении сущности государства необходимо учитывать два аспекта:

То, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);

То, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

Главное в сущности содержательная сторона - то, чьим интересам служит данная организация. Исходя из этого выделяют такие подходы к сущности государства:

Классовый – государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. Здесь государство используется для обеспечения главным образом интересов господствующего класса.

Общечеловеческий – государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Государство используется как средство для обеспечения общественных интересов, концентрирующих интересы различных классов и слоев, большинства населения страны преимущественно с помощью компромисса.

Религиозный – государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной религии (Ватикан в своей политике руководствуется в большей мере религиозными началами).

Национальный – государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной нации за счет удовлетворения интересов других наций, проживающих на территории данной страны (Латвия, Эстония, которые провозгласив себя демократическими правовыми государствами, на самом деле проводят во многом политику в интересах лишь коренных наций, ущемляя одновременно интересы иных наций).

Расовый – государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной расы за счет удовлетворения интересов других рас, проживающих на территории данной страны.

Сущность государства состоит:

В его социальном назначении, а именно: регулировать общественные отношения, управлять обществом. Для продолжения существования человеческого общества необходимо обеспечивать постоянное производство и воспроизводство общественной жизни, что достигается наличием социального управления. Назначение государства заключается в управлении процессами реализации стоящих перед обществом задач. Государственное управление – это целенаправленное воздействие государства на систему общественных отношений с целью их упорядочения и планомерного развития.

В его ценности. Ценность государства состоит в его реальной способности направлять общественное развитие.

В определении пределов управляющего воздействия государства на общественные отношения. Границы деятельности государства признаются широкими или узкими в зависимости от того, чьи интересы – личные или общественные – являются приоритетными.

Государство - это суверенная организация публичной власти, действующая в отношении населения на закрепленной за ним территории с использованием права и принуждения.

Признаки государства подразделяются на основные и дополнительные.


Территория Единая денежная

Население еденица

Публичная власть Единый государственный

Право язык

Государственный суверенитет Единое экономическое

Правоохранительные органы пространство

Армия Государственные

Налоги символы (флаг, герб,

К основным признакам государства относятся следующие:

1.Территория. Это пространственная основа государства, его физическая, материальная опора. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство, континентальный шельф и очерчена границами государства. Без территории государство не существует, хотя она может изменяться со временем (например, уменьшаться в результате поражения в войне или увеличиваться в процессе экспансии). На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать ее от внешнего вторжения.

2.Население. Это человеческое сообщество, проживающее на территории государства.

3.Право . Как система общеобязательных правил поведения, право является средством управления, юридически оформляет государственную власть, определяет рамки и формы осуществления основных направлений деятельности государства и т.п.

4.Суверенитет – это верховенство государственной власти над всеми иными политическими силами внутри страны, ее самостоятельность и независимость на международной арене.

5.Система налогов, податей, займов, которые необходимы для содержания государственного аппарата, поддержки социальной сферы, обеспечения обороноспособности страны и т.д.

6.Армия – вооруженные силы страны, основная задача которых – защита территориальной целостности государства.

7.Публичная власть. Понятие «власть» означает способность принуждать действовать в определенном направлении, подчинять своей воле. В государстве такие отношения складываются между населением группой людей, осуществляющей управленческие функции.

Публичная власть обладает следующими особенностями:

· носит институциональный характер, т.е. осуществляется посредством органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую структуру;

· распространяет свое действие на всю территорию страны и на все население; способна решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы;

· обладает прерогативой на издание юридических норм;

· ее указания являются общеобязательными, их исполнение поддерживается возможность применения государственного принуждения;

· действует постоянно и непрерывно;


· имеет публичную нематериальную основу (казну, государственное имущество).

Сущность государства

Как философская категория сущность – это совокупность наиболее важных, устойчивых свойств, определяющих самые необходимые глубинные связи и отношения предмета, явления, о которых зависят все их остальные свойства и признаки. Таким образом, проблема сущности государства – это проблема определения самой важной, определяющей его характеристики. Существует два основных подхода к определению сущности государства:

1.Классовый подход . Государство есть орудие господства одной части общества (собственников) над другой (несобственников). Основное социальное назначение государства – регулирование общественных отношений в интересах экономически господствующего класса. Поэтому сущность государства составляет диктатура экономически господствующего класса.

Общесоциальных подход (общечеловеческий). Сущность государства состоит в регулировании общественные отношения, управлении обществом. государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах человека, оно – инструмент примирения социальных противоречий. Государство представляет интересы всего общества. Его цель состоит в достижении социального компромисса и благоденствия всех членов общества.

особенностью современного подхода к определению сущности государства является признание того, что помимо классовых функций государство стремится решать и общесоциальные задачи (оборона, правопорядок, здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение).

Соотношение и взаимосвязь государства и права.

Важное значение при характеристике государства имеет выяснение его соотношения с правом, которое, как указывалось, является неотъемлемым признаком государства.

Соотношение государства и права можно проследить по трем аспектам, выявив их единство, взаимосвязь и взаимодействие. Единство между данными явлениями состоит в том, что государство и право возникают и развиваются совместно; выступают средствами управления, инструментами власти; призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы; определяются общими социально-экономическими и духовными факторами и т.п.

Различия между государством и правом заключается в следующем:

1.Если государство есть особая организация политической власти, то право – социальный регулятор.

2.Если государство выражает силу, то право – волю.

3.Если первичным элементом государства является государственный орган, то первичный элемент права – норма.

4.Они также не совпадают по формам, функциям и т.д.

Взаимодействие государства и права основано на том, что, с одной стороны, государство формирует, изменяет, отменяет право (правотворчество), а также реализует и охраняет его (правоприменение). С другой стороны, право воздействует на государство, упорядочивая деятельность государственного аппарата, устанавливая компетенцию его органов, создает систему ответственности (включая юридическую) государства (органов государства).

Выделяют два вида основных типа взаимоотношения между государством и правом: когда государство стоит над правом, выступая определяющим фактором (антидемократическое государство); когда право стоит над государством, выступая его ограничителем (правовое государство).

При изучении теории государства и права , предметом которой являются именно государство и право, необходимо получить правильные представления о государстве, определить его основные особенности, признаки, позволяющие отличить его от иных социальных явлений.

4. Политический характер. Государственная власть - власть политическая. Государство и создавалось, и развивается, прежде всего, как власть политическая, связанная с решением не конкретных вопросов, а для регулирования отношений между классами, нациями, государствами и т.д. - то есть для политических отношений.

5. Публичный характер. Государственная власть - власть публичная. Публичность власти проявляется в том, что она:

а) выделилась из общества . Члены общества, как известно, занимаются производством и распределением материальных и духовных благ.

б) стоит над обществом Отделившись от общества, государство существует не параллельно с обществом, а стоит выше, «над ним», ибо осуществляет по отношению к нему властвование.

в) действует в интересах всего общества. Все иные властные структуры осуществляют властвование только над членами своей группы, в рамках своего социального института (лидер конкретной партии, глава определенной организации и т.д.).


г) осуществляется специальным отрядом людей . Государственную власть осуществляют уже не члены общества (рабочие, врачи, педагоги и т.д.), а субъекты, имеющие специальные властные полномочия, статус, наименование (царь, министр, президент, судъя и т.д.).

6. Правовой характер деятельности . Государство осуществляет свои властные полномочия правовыми средствами. Для решения того или иного вопроса оно издает правовые акты общего и индивидуального характера и обеспечивает их реализацию опять же правовыми средствами.

7. Организованный характер . Государственная власть - не аморфное образование . Она четко организована в специальный аппарат, состоящий из взаимодействующих органов. От характера организации государственного аппарата зависит и эффективность деятельности государства.

8. Наличие специального аппарата принуждения . Среди органов государства имеются не только органы управления, но и специальные органы, осуществляющие исключительно принуждение.

9. Территориальная организация власти . Государственная власть в отличие от иных видов власти организуется территориально. Все иные властвующие субъекты имеют определенный круг подвластных (членов определенной партии, религиозной конфессии, членов коллектива и т.д.). Государственная власть распространяется на всех субъектов, населяющих определенную территорию. Каких-либо иных критериев распространения государственной власти на подвластных (например, национальность, язык) не может быть.

10. Наличие налогов . Поскольку государственная власть публична, ее субъекты сами непосредственно ничего не производят. Для их существования, для обеспечения функций государства необходимы средства, которые государство и собирает с членов общества, с производителей материальных благ.

Только в совокупности всех указанных признаков государство становится подлинным «государством». Познание и характеристика указанных признаков имеет не только научно-теоретическое, но и практическое значение.

Указанные признаки государства позволяют подчеркнуть его особенности как специфического явления, определить признаки, отличающие его от иных субъектов социального властвования. Социальное же назначение государства, его общественная значимость определяется через категорию «сущность государства».

2. Сущность государства

Под сущностью любого явления понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития.

Применительно к государству его сущность составляет такая характеристика, которая раскрывает природу и назначение государства в обществе. Поэтому в науке сложились два подхода к пониманию сущности государства.

Первый из них - классовый подход . Основываясь на марксистской теории государства , сторонники этой концепции исходят из классовой природы государства. Государство понимается как классовое явление. Оно возникло с образованием классов, изменяется со сменой классов и отомрет при их исчезновением. Следовательно, и сущность права имеет классовое содержание. Классики марксизма, характеризуя классовую сущность государства, трактовали его как машину для угнетения одного класса другим, как орудие классового господства.

Другой подход исходит из общесоциальной сущности государства, его назначения служения обществу, а не отдельным лицам или классу. Подобная сущность государства проявляется в том, что оно понимается как орудие обеспечения целостности общества, порядка и организованности в нем, как средство обеспечения прав и свобод человека.

Подобная трактовка имеет ряд преимуществ перед классовым подходом:

Во-первых , здесь подчеркивается общественная, общечеловеческая природа государства., которое действует уже не в интересах класса, а всего общества и отдельных его членов, индивидов.

Во-вторых , в этом случае государство понимается уже не как орудие насилия, а как средство позитивного регулирования, упорядочения отношений, обеспечения свободы общества и личности.

Нередко в науке указанные подходы противопоставляются друг другу. По мнению отдельных авторов, наличие классовой сущности, диктаторских методов управления полностью исключает демократические методы и наоборот. Представляется, что подобная точка зрения не вполне точна.

С развитием общества постепенно сокращалась сфера классово-принудительного воздействия за счет увеличения общесоциальных функций. Современные демократические государства - государства социальные, действующее в интересах общества и личности. Но это не означает, что они не осуществляет действий в интересах политической элиты, определенного социального слоя. Таким образом, можно сказать, что сущность государства имеет двойственную природу: с одной стороны, в ней присутствуют начала классовости, с другой - общесоциальные, гуманистические начала.

Государство – это политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, издающая законы, взимающая налоги, выражающая волю и интересы господствующего класса, социальной группы или всего народа.

Признаки государства:

1.Государство – это политико-территориальная организация власти.

2.Государство – это суверенная организация власти

3.Государство – это организация власти, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения. В отличие от общественной власти догосударственного (первобытного) общества где власть непосредственно исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления, публичная власть связана с наличием и функционированием в государстве обособленного аппарата управления и аппарата принуждения. Обособленность указывает на отделенность аппарата от общества. Аппарат управления состоит из специальных органов и лиц, на профессиональной основе занимающихся управлением общества, т.е. решением общих дел и задач. Он включает в себя органы законодательной, исполнительной, судебной власти и др. Аппарат принуждения состоит из особых вооруженных отрядов, применяющих меры государственного принудительного воздействия в отношении правонарушителей, а также обеспечивающих безопасность государства и общества, включает в себя армию, милицию, полицию, разведку, контрразведку и др. Аппарат принуждения и аппарат управления сами не производят ни материальных, ни духовных ценностей, а осуществляют управление и принуждение.

4.Государство – это организация власти, издающая законы. С одной стороны, в цивилизованном обществе посредством законов и иных источников права, применяемых компетентными органами, государство придает своим велениям обязательную силу для населения всей страны. С другой – вся деятельность государства, в т.ч. управленческая и принудительная, должна основываться на праве и законе.

5.Государство – это организация власти, взимающая налоги. Взимание налогов осуществляется специальными государственными органами в строгом соответствии с законом в целях обеспечения содержания аппарата, госучреждений, а также для выполнения различных социальных программ.

6.Государство – это организация власти, выражающая волю и интересы господствующего класса, социальных групп или всего народа. Любое государство всегда выражает чью-то волю и интересы. В этом заключается его сущность, т.е. главное свойство. Данный признак является самым главным, сущностным. От того, каково содержание данного признака, зависит содержание всех иных признаков государтсва.

Сущность государства – это главное свойство, которое определяет его содержание, социальное назначение и функционирование


Главное в государстве – это политическая власть: кому она принадлежит, в чьих интересах осуществляется. В любом государстве все политические силы будут бороться за власть, т.к. политическая власть позволяет использовать полномочия в интересах тех, кому она принадлежит. Любое государство всегда выражает в первую очередь волю и интересы тех, кто стоит у власти, кому принадлежит политическая власть в стране.

Подходы к определению сущности государства:

1.Классовый: государство как организация политической власти выражает волю и интересы экономически господствующего класса. Экономическое господство класса обеспечивает ему и политическое господство.

2.Общесоциальный: государство как организация политической власти обеспечивает компромисс интересов различных классов и социальных групп, выражает волю и интересы всего народа.

Отсюда следует двойственная сущность государства, которое выражает волю и интересы, во-первых, тех, кто стоит у власти, во-вторых, всего народа.

Иные подходы:

3.Религиозный: государство содействует преимущественному осуществлению интересов определенной религии

4.Национальный: … титульной национальности

5.Рассовый: … титульной нации (фашистский режим: - интересы высшей расы)