Эвристическая беседа в начальной школе конспект урока. Использование форм и методов эвристического обучения на уроках окружающего мира

Лангепасское городское муниципальное

общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 6»

Нижневартовского района Тюменской области

Ханты-Мансийского округа-Югры

Конспект эвристического занятия в 4 классе

по теме «Древнерусский быт»

подготовила

учитель начальных классов

Усенко Елена Сергеевна

г. Лангепас

Эвристическое занятие в 4 классе по теме

«Древнерусский быт»

    Методы эвристического обучения – метод эвристических вопросов, сравнения (сравнение версий учеников с культурно-историческими аналогами), самоорганизации обучения (работа с реальными объектами), рецензий, рефлексии.

    Цели урока: 1) расширение представлений учащихся о древнерусском быте, знание основных понятий, терминов, входящих в изучаемую тему; 2) преобразование текста на древнерусском языке в текст на современном языке; 3) познание объектов окружающей реальности; 4) развитие навыков работы в группе.

3.Основные этапы эвристической образовательной ситуации.

      Образовательная напряжённость.

Учитель говорит о жизни людей в прошлом, о важности знаний быта, питания, одежды своих предков. Определяются хронологические рамки вопросов: с древнейших времён, со времени восточного славянства до петровских преобразований, т.е. с VI по конец XVII века.

Образуются в классе 3 малые группы.

Для каждой группы учеников формулируются проблемы, проходит обсуждение (10 мин).

1 группа. - Что ели в Древней Руси?

На столе лежат продукты питания (список прилагается). Ученики после обсуждения должны выбрать то, что употребляли в пищу предки и объяснить, почему они не взяли оставшиеся продукты питания.

Учащиеся при обсуждении задают друг другу вопросы: - Какая пища занимала главное место у древнерусских людей (растительная или животная)?

Как готовили хлеб?

    Какие напитки приготавливали?

    Какие фрукты и овощи известны из древности и какие появились поздно?

Список продуктов:

    хлеб белый * горох

    хлеб чёрный * греча

    чай - * просо

    кофе - * рис -

    сахар - * перец

    соль * макароны -

    пиво * картофель -

    морковь * дыня

    огурцы * подсолнух -

    помидоры - * вяленая рыба

(Знак « - » стоит возле тех продуктов, которые не употреблялись в пищу до XVII века, а порой и позже).

Справка о питаниии . В питании древнерусских людей главное место занимала растительная пища. Важнейшую роль играла продукция зернового хозяйства: рожь, пшеница, овёс, ячмень, гречиха, просо. Многие из них перемалывали и из муки делали чёрные и белые хлеба, варили различные каши, приготавливали напитки (браги и пиво, кисели, с добавлением мёда или хмеля – сбитни).

Широко и часто употребляли горох и бобы, а также репу, капусту, редьку, морковь, яблоки, вишни, груши. Насколько важна была капуста, показывает то, что огороды в ряде мест называли капустниками. Кроме того, знали в Древней Руси арбуз и дыню. Англичанин Флетчер, в XVI веке посетивший Россию, был удивлён дыней, незнакомой его стране. Флетчер писал о ней: «Плоды, похожие на тыкву, но значительно слаще». Не знал он и просо, поэтому при описании сравнивал его с рисом, который тогда на Руси не употребляли.

Такие продукты, как картофель, подсолнечник, помидор появились сравнительно поздно и вошли в рацион питания русских людей лишь в XIX веке. Поэтому вместо подсолнечного масла в древности использовали льняное и конопляное.

Широк был ассортимент и молочных продуктов. Сыром называли сыр в современном значении этого слова и творог.

Мясо употребляли по праздникам, причём в деревне чаще и обильнее, чем в городе. Это говядина, телятина, баранина, на юге ещё и свинина. Конина крайне редко шла в пищу, лишь в исключительных обстоятельствах. Это связывают с важным значением лошади в хозяйстве, в военных делах, откуда и особое отношение к этому животному.

А вот рыба, которая считалась полупостной, в пищу шла очень широко. Существовали самые разные способы приготовления рыбы, в том числе и вяление, такую рыбу называли «ветряной». Активно потребляли и разные сорта икры, а с XVI века её уже экспортировали.

Кроме продуктов своего производства, были и привозные. Среди фруктов известны с древности лимоны, виноград, знатные люди потребляли пряности, практически все их виды были знакомы и использовались для приготовления острых приправ и при засолке овощей.

    группа. - Что носили люди в Древней Руси?

Выбрать из предложенных деталей одежды то, что называется «панева» и показать, как и кто это носил. Какой цвет был самым любимым цветом в одежде?

(Ученик-консультант готовит справку об одежде заранее).

3 группа. - Чем пользовались наши предки?

а) Предметы быта.

Показаны черпак и лопатник, нужно объяснить, как они употреблялись в быту. Предметы могут быть выбраны по усмотрению и возможностям учителя.

Справка. Черпак – это большая деревянная ложка, которая использовалась на пирах, братчинах, где ею разливали хмельные напитки. Просуществовали черпаки до начала XX века. Лопатник – это футляр, сплетённый из лыка. В нём хранили первоначально узкую лопатку, которой точили косы, отсюда и его название. Затем в этом футляре носили бруски для тех целей. Лопатники брали на покос, привешивали к поясу, поэтому в нём есть специальное отверстие.

б) Вещи из сказок.

Могут быть показаны самые разные, в том числе и современные предметы, из которых нужно выбрать то, что упоминаются в русских сказках и объяснить, в чём их волшебная сила.

Например, клубок указывал дорогу, пояс или полотенце превращались в реку, ковёр использовался как воздушное транспортное средство и т. п.

в) Обереги.

Нужно выбрать те предметы, которые защищали человека и объяснить их назначение. Например, гребень защищал от болезней, ложка – символ сытости, ключ – символ богатства и т.п.

II . Уточнение образовательного объекта.

После обсуждения вопросов учащиеся дают версии-ответы и заслушивают историческую справку, которую даёт учитель или подготовленный ученик-консультант.

III . Конкретизация задания.

- Как говорили в Древней Руси?

Каждой группе даётся текст на древнерусском языке, предлагается при обсуждении их прочитать вслух и дать перевод на современный язык. Тексты должны быть отобраны заранее; оформлены так, чтобы легко было их читать, т.е. шрифт должен быть крупным и разборчивым.

IV . Решение ситуации.

Групповая работа – решение образовательной ситуации с помощью обсуждения, дискуссии в группе.

V . Демонстрация образовательной продукции.

Организация рецензии текстов.

VI . Систематизация полученной продукции.

Красочное оформление текстов в форме летописи, организация выставки.

VII . Работа с культурно-историческими аналогами.

Чтение исторических текстов на современном языке учениками-консультантами.

Сравнение аналогов с текстами (образовательного продукта) учащихся.

Древнерусские тексты.

1. Задонщина. «Звонят колоколи вечнии в Великом в Новегороде. Стоят мужи наугородци у святые Софии, а ркучи такову жалобу: «Уже намъ, брате, к великому князю Дмитрею Ивановичю на пособь не поспети». Тогда аки орли слетощася со всея полуношныя страны. То ти не орли слетошася, съехалися все князи русскыя, к великому князю Дмитриею Ивановичю на пособь…»

Перевод Н.К.Фомина. «Звонят колокола вечевые в Великом Новгороде. Стоят новгородцы у святой Софии, говорят с тоской: «Уж нам, братья на помощь к великому князю Дмитрию Ивановичу не успеть». Тогда слетелись со всей северной страны орлы. Но это были не орлы. Съехались все князья русские к великому князю Дмитрию Ивановичу на помощь…»

    Домострой. «Казни сына своего от юности его, и покоит тя на старость твою, и даст красоту душе твоей. И не ослабляй, бия младенца: аще бо жезлом биеши его, не умрёт, но здравие будет, ты бо бия его по телу, а душу его избавляеши от смерти. Дщерь ли имаша: положи на них грозу свою, соблюдеши я от телесных. да не посрамиши лица своего, да в послушании ходит, да не свою волю приимши, и в неразумии сотворится знаем твоих посмех, и посрамят тя пред множеством народа, аще бо отдаси дщерь свою без порока, то яко велико дело совершиши и посреди собора похвалишися, при концы не постонеши на ню».

Перевод. «Наказывай своего сына в юности, и тогда он успокоит твою старость и даст красоту твоей душе. И не ослабляй своей руки, наказывая младенца: ибо от наказания жезлом он не умрёт, но здоровее будет, ты же избивая его тело, душу его избавляешь от смерти.

Дочь ли имеешь: подчини её самому строгому порядку и ты сохранишь её от соблазнов, дабы подчинившись чужому влиянию, своим неразумением она не стала предметом осмеяния со стороны твоих знакомых и не осрамила тебя перед множеством народа, ибо отдав (замуж) свою дочь без порока, такое великое дело совершишь и посреди храма похвалишься, и в конце не будешь горевать над нею».

    Епифаний Славинецкий . Гражданство обычаев детских. (XVII век)

О нравах на сретени. «Что творити имать детище, аще кто е а пути чести достойный срящет?

    С пути уступити, шапку честно сняти, аще же славный человек или достоинства яковаго будут имать, тому поклонитися.

Како беседовати детище с болшими?

    Яко с равными любезно и дружески глаголати имать, тако с болшими честно и кротко: титлу достоинства им приличную часто имать усугубляти, и не имать отити от них, дондеже отпущение возмет или от них будет отпущен».

Перевод. О правилах при встрече. «Что делать ребёнку, если он встретит на пути уважаемого человека?

    Уступить дорогу, шапку прилежно снять, если же человек известный или высокого чина, то поклониться.

Как беседовать ребёнку со взрослым?

    Как со сверстниками любезно и дружески разговаривает, так и со взрослыми честно и кротко: наименование чина часто не употреблять и не отходить, пока не получит разрешения или будет отпущен».

VIII . Рефлексия.

    Что нового каждый из нас понял, узнал, придумал?

    Что вы чувствовали?

Список использованной литературы

    Е. В. Саплина, А. И Саплин. Введение в историю. 3 класс: Кн. для учителя. – М.: Дрофа, 2001.

    В. Сергеев. Викторины. – М., 2001

    М. А. Ильин. Вещи рассказывают. - М.: 1989.

    Книга для умников и умниц. Справочник эрудита. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.

Деятельность учителя

1. Подготовительный этап (актуализация знаний).

Задачи этапа :

1).Создание высокого уровня мотивации для работы детей на уроке.

2).Развитие произвольного внимания.

3.)Фиксация в ходе рефлексии границы знания - незнания (постановка учебной задачи).

4).Осуществление педагогической диагностики владения опорными знаниями (готовности учащихся к освоению новой единицы содержания).

На предыдущих уроках вы познакомились со свойствами воздуха. Чем важен воздух для всего живого на Земле?

Каков состав воздуха?

Может ли исчезнуть кислород из воздуха? Откуда он поступает в воздух?

Пока на Земле есть чистые водоёмы и растения, воздух будет пополняться кислородом, так необходимым для всего живого.

Без чего ещё не могут существовать живые организмы?

Верно. Второй важнейший источник жизни - вода.

Эмоциональный настрой. (Слайд №2 со звуковым сопровождением)

Объявление темы урока: Бесценный дар природы.

Постановка учебной задачи.

Прочтите девиз нашего урока.

Как понимаете эти строки?

Какова основная мысль этого высказывания?

Как вы думаете, какую задачу перед собой поставим на уроке?

Чтобы справиться с её решением, нам необходимо вспомнить – какую роль играет вода в жизни живых организмов.

Записываю на доске:

1.Роль воды в жизни живых организмов.

(Слайды №3,4,6,7,8,10.)

Страничка для любознательных. Слайд №5.

Чтобы получить 1 т бумаги, нужно использовать 250 т воды.

Подсчитайте количество воды в своём организме.

Слайды№6,7,8,10

Итак, повторим. Как человек использует воду?

Проверим свои ответы. (Слайд №9).О чём не сказали, не знали?

Как вы считаете, мы справились с заданием?

Педагогическое оценивание.

2. Этап усвоения нового материала.

Задачи этапа:

1).Развивать речь учащихся (введение новых слов), коммуникативные навыки (работа в парах).

2). Продолжить работу по развитию учебно-познавательной, общекультурной, информационной компетенции (работа с картой, навыки экспериментальной работы, умение находить информацию из различных источников).

3).Развивать аналитические умения.

Вся ли вода, имеющаяся на планете, используется человеком?

Где сосредоточены основные запасы пресной воды?

(Слайды№10,11,12.)

Как вы думаете, почему медицинские работники советуют пить талую воду?

Использование сети интернет.

В каких ещё водоёмах может быть пресная вода?

Озеро Байкал заполнено самой пресной в мире водой. Значит эта вода образовалась от таяния ледников? Я верно рассуждаю, как вы думаете? Помогите мне разобраться.

Где узнать истину?

Использование сети интернет.

Как вы уже доказали, наибольшее практическое значение для человека имеют пресные водоёмы. Взгляните на карту. Много ли рек протекает на территории России?

Постановка проблемы.

В начале прошлого века трудно было себе представить, что на Земле, богатой реками и озёрами, наступит время нехватки чистой питьевой воды, время, когда каждый её кубометр надо будет ставить на строгий учёт. (Показ слайдов №14,15.) Почему это произошло, нам предстоит выяснить.

Запись на доске:

2 . Почему запасы пресной воды ограничены?

Предлагаю послушать сказку А.А.Рыжова «Жила-была река» .

(Слайды№16-23.) Читаю сказку, сопровождая показом слайдов.

Минутка отдыха – слайд№17(исп. музыкальное сопровождение)

Беседа.

Как речка помогала людям?

Как люди относились к реке?

Что случилось с горожанами, когда речка ушла?

Смогли бы мы жить без рек?

Ребята, но может быть люди не везде так поступают с реками, как в прочитанной нами сказке? И существует другая причина сокращения запасов чистой пресной воды?

Региональный компонент.

Мы живём на благодатной донской земле. Основными источниками централизованного водоснабжения для 70 % населения Ростовской области являются реки Дон и Миус, Цимлянское и Соколовское водохранилища. (Слайд№25.)

Как вы думаете, существует ли в нашем регионе проблема обеспечения жителей области чистой питьевой водой?

(Слайды№26,27,28.) Как загрязняются реки.

К чему приводит бесхозяйственная деятельность человека? (Слайды№29,30.)

Можете назвать причину сокращения запасов чистой воды?

Как происходит загрязнение рек?

К сожалению, краса и гордость дончан и жителей области река Дон тоже попала в список загрязнённых рек. Как вы думаете, что послужило основной причиной загрязнения реки? (Слайд №31 – сброс сточных вод).

Постановка проблемы .

- Как помочь рекам ? (Вопрос записываю на доске).

Какие задачи для этого необходимо решить?

- А хотите сами поучаствовать в очистке реки ?

Оборудование: лабораторные стаканчики с чистой и грязной водой, пустые стаканчики, воронки, фильтры (по количеству пар детей в классе).

Инструктаж о технике безопасности.

У вас на столах вода из реки. В 1-м стаканчике – из чистой, во 2-м – из грязной. Сравните воду в двух стаканах. В чём отличие?

В какой воде могут жить рыбы, раки и другие водные животные и растения, а в какой – нет?

Предлагаю вам помочь реке: очистить воду с помощью фильтра, чтобы она опять стала чистой.

Когда вся вода пройдёт через фильтр, сравните её с водой в чистом стакане.

Спасибо. Благодаря вашим усилиям речка выздоровела.

О каких свойствах воды вы узнали в результате проделанной работы? (В случае затруднения, организую дополнительные наблюдения).

О других волшебных свойствах и превращениях воды вы узнаете на следующем уроке.

Есть такие большие фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду, текущую в реку с фабрик и заводов.

Вспомните, как Крокодил Гена в мультфильме закрывал собой отверстие в трубе, из которой текла грязная заводская вода. А если отверстие закрыть фильтром, который очистит воду...

Помогите мне закончить мысль.

- Как же происходит очистка воды с помощью фильтров ? И как их установить на реках? Найдите ответы в учебнике . (Задание предлагается ученикам по вариантам).

Слайд №32.

Используют и биофильтры, состоящие из плантаций водного гиацинта (эйхорнии), который своими длинными корнями выбирает сложные химические соединения, разлагая их на простые и безвредные элементы. (Слайд №33)

Какие предпринимаются меры по очистке малых рек области?

Сообщения:

  1. Река Темерник просит о помощи...
  2. Мокрый Еланчик возрождается.
  3. Пока речка ещё жива. Река Сухой Еланчик

В с. Екатериновка. (Сообщения сопровождаются показом слайдов № 34,35,36)

Мы нашли ответы на поставленные вопросы? Оцените свою долю участия в этой работе.

3.Этап первичного закрепления и применения знаний.

Задачи этапа:

1). Определение уровня усвоения материала.

2).Развивать умение использовать знания в необычной ситуации.

3). Организация коммуникации и группового взаимодействия для работы с пониманием.

4).Формировать навыки проектной деятельности.

Вернёмся к возникшей в ходе урока проблеме:

Как помочь рекам стать чистыми?

Что мы можем сделать для реки, которая находится рядом с нами? (река в с. Екатериновка Сухой Еланчик).

Ролевая игра .

Предлагаю детям выступить в роли экологов - одна группа ребят, и жителей села (собственно они ими и являются) – другая группа.

Группы получают задание: обсудить и кратко изложить (можно письменно) экологическую проблему.

В ходе работы оказываю помощь командам.

Знакомство с результатом деятельности.

Что не учли?

Как помочь реке стать здоровой?

4.Итог на рефлексивной основе.

Задачи этапа:

1). Развивать умение адекватно оценивать свою работу на уроке.

2).Развивать память, умение воспроизвести основные моменты занятия.

3). Учить вычленять главное, делать выводы.

- Обратимся к задаче нашего урока. Справились ли мы с её решением?

Дайте краткие ответы на поставленные в ходе урока вопросы (записаны на доске).

Что вас затронуло больше всего на уроке, не оставило равнодушным?

Чем опасно загрязнение рек?

Рефлексия коммуникативных умений:

Получилась ли у вас сегодня работа в группе?

Сумели ли вы слушать своих товарищей?

Кто был самым активным в вашей группе?

Помогала ли работа в группах или наоборот мешала? Почему?

Личная рефлексия:

Заполнение личной карточки учащегося:

1.Я всё понял

Творческая работа - это прекрасный, необычайно тяжелый

и изумительно радостный труд.
Н. Островский

Современность меняется с геометрической прогрессией. Порою, даже имея хорошие знания, люди не могут приспособиться, найти пути решения проблем, не могут преодолевать трудности. Для решения насущно важных вопросов необходимо воспитывать креативно мыслящих, творческих, смело выражающих свое мнение людей. Сегодня становится важнее креативно думать, чем много говорить. Такая ситуация в жизни заставляет нас обновлять содержание и технологии образования. В стандартах второго поколения одной из первостепенных выдвинута задача достижения нового, современного качества образования, выражающегося в необходимости развития творческих созидательных способностей личности . Развитие творческого воображения и мышления - процесс длительный, поэтому чтобы добиться удовлетворительных результатов, надо начинать с детских лет . Большое количество педагогов стремятся решить данную задачу, освоив ТРИЗ-педагогику и технологию РКМ. Именно эти методы и приемы способствуют формированию у детей креативности, активности и коммуникативности.

Современные педагоги учат детей использовать мыслительные операции: сравнивать и находить закономерности, классифицировать, проводить синтез и анализ, использовать алгоритм, строить умозаключения, рассуждать и делать выводы.

Чтобы воспитать детей с такими умениями, необходимо решать следующие задачи:

  1. развивать речь, внимание, логическое мышление, память;
  2. активизировать творческую познавательную деятельность;
  3. вызывать интерес к учебному процессу;
  4. воспитывать умения общаться в группах, в парах;
  5. учить находчивости, сообразительности, умению преодолевать трудности;
  6. развивать креативность через использование приёмов ТРИЗ и РКМ.

Привлекательность ТРИЗ и РКМ, заключается в том, что в них практически отсутствуют готовые варианты поиска решения, а основное внимание уделено на осознание операций мышления.

Применение технологий ТРИЗ и РКМ дают возможность не только умело овладеть информацией, но и критически её осмыслить, оценить, применить.

При изучении новой темы на уроках окружающего мира регулярно использую приём «Инсерт». Например, по теме «Путешествие по материкам земли. Как открывали Австралию », в 4 классе был применён этот способ.

Во время самостоятельного знакомства с учебным материалом учащиеся делали на полях пометки:

«V» - знаю;

«+» - новое для меня;

«-» - думал иначе;

«?» - не понял, есть вопросы.

Результаты этой работы обсуждаются всеми учениками. Этот приём помогает устранить пробелы в знаниях учащихся, развивает речь, учит общаться, высказывать и выслушивать другие мнения.

Приём «Верные - неверные утверждения» заставляет учащихся вдумчиво и критически рассматривать информацию, делать выводы о точности и ценности данных сведений. Полученные результаты школьники совместно обсуждают.

Очень важно умение компактно представлять изученный материал. Такое умение можно развивать использованием приёма «Кластер», который представляет собой выделение смысловых слов текста и графическое оформление в определённом порядке в виде грозди. Такая система кластеров охватывает больший объём информации, чем мы бы могли получить при любой другой работе. Использую приём «Кластер» и на стадии осмысления, для полного изучения материала, и на стадии рефлексии (как итог знакомства с каким-либо разделом). Например, был составлен «Кластер» на уроке окружающего мира по теме «Путешествие по материкам земли. Как открывали Австралию».

Использование приёма «Синквейн» позволяет высказать свою точку зрения на заданный предмет. Дети с интересом составляют текст из пяти строк, который строится по правилам:

  1. В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным).
  2. Вторая строка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
  3. Третья строка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
  4. Четвёртая строка - это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.
  5. Последняя строка - это синоним из одного слова (или словосочетание), который повторяет суть темы.

Так, после изучения темы «Путешествие по материкам земли. Как открывали Австралию», дети представили эту страну следующим образом:

Австралия

Жаркий, маленький

Удивляет, пугает, зовет

Хотелось бы увидеть сумчатых!

Одиночка.

Однако, как показывает практика, «Синквейн» можно успешно применять и на других уроках. (Литература, история, русский язык и т. д.)

На любом этапе урока можно использовать методы научного творчества, развивая у детей творческое мышление и воображение, креативность .

Для развития креативного мышления и фантазии, часто создаю на уроках проблемную ситуацию. Тогда ученики встают перед обоснованным выбором, это и способствует развитию аналитико-синтезирующего мышления: развитию умения сгруппировать факты, сделать обобщающие выводы.

Хорошие результаты при усвоении учебного материала даёт регулярное использование разных приемов ТРИЗ и РКМ, основанных на принципах и деятельности обратной связи, позволяющей контролировать процесс образования. Одним из таких приёмов считается приём «Да - нет».Ребята задают друг другу вопросы, на которые отвечают, используя только слова «да» или «нет». Если вопрос задан некорректно, т.е. не позволяет дать ответ «да» или «нет», то вправе отказаться от ответа .

На уроке «Путешествие по материкам земли. Как открывали Австралию» можно было использовать такие вопросы:

Австралия находится на полуострове? Нет.

Эту страну открыл Христофор Колумб? Нет.

В Австралии развито сельское хозяйство? Да.

Осмысление нового материала проводится в командах, так как включаетзадачи поискового характера. Командам даётся задание, для ответа на которое они должны поработать с текстом, отобрать необходимые факты, сопоставить детали и сделать выводы. Общая тема - Австралия.

1 команда - узнает об открытии Австралии.

История открытия и исследования Австралии.

Открытию Австралии препятствовали отдаленность ее от Европы. Еще древние ученые предполагали, что к югу от Южного тропика существует земля. Эту землю первыми открыли голландцы еще в первой половине 17 века. Голландский мореплаватель Абель Тасман исследовал северные и северо-западные берега материка. Восточное побережье Австралии было открыто во второй половине 18 века. Честь открытия принадлежит английскому капитану Джеймсу Куку. Трижды этот неутолимый путешественник отправлялся в океанские плавания. В 1770 году Кук высадился на восточном побережье Австралии, которая оказалась материком разных чудес. Именно Кук доказал, что Австралия - это самостоятельный материк, и нанес его на географическую карту.

Но до XVII в. Австралия существовала как мифический Южный материк, который должен занимать большую часть Южного полушария. Его называли «Неведомая Южная земля» (Terra Australia inkognita) и поисками именно этого материка занимались многие мореплаватели.

1 команда - о климате, реках, пустынях
2. Прочитайте внимательно текст учебника на странице 142-143.

Растения Австралии

  1. Прочитайте внимательно текст учебника на странице 142-143.
  2. Прочитайте дополнительную информацию:

У эвкалипта твердая древесина - хороший строительный материал. А листья его используют для производства масел, красок, лекарств.

В лесах Австралии среди высоких трав растут пальмы, фикусы, древовидные папоротники.

4 команда - о животном мире

Животный мир Австралии.

  1. Прочитайте внимательно текст учебника на странице 142-144.
  2. Прочитайте дополнительную информацию:

Утконос, чтобы уберечься от врагов, поражает их ядовитыми шпорами на задних лапах.

Тело ехидны покрыто длинной грубой шерстью и колючими иглами
по 6-8 сантиметров. С помощью своего длинного языка она добывает корм

В дикой природе коала спит до 80% времени, активна только в ночное время. Эти животные ведут древесный образ жизни, так как питаются только листьями эвкалиптов.

5 команда - о населении

Население Австралии

  1. Прочитайте внимательно текст учебника на странице 142-143.
  2. Прочитай внимательно текст.

Современное население Австралии состоит из коренных жителей (их меньшинство) и переселенцев, которые теперь составляют основную часть страны. Коренное население - аборигены - имеют темно-коричневый цвет кожи, волнистые черные волосы, широкий нос, сильно выступающее надбровье. К пришлому населению относятся англичане, англо-австралийцы, говорящие на английском языке.

Аборигены живут в нищенских условиях. Часть аборигенов работают на фермах батраками в качестве пастухов за нищенскую зарплату. Другие продолжают вести образ жизни полубродячих охотников и собирателей.

В стране развито машиностроение, химическая и пищевая промышленности, сельское хозяйство. Ведущее место принадлежит овцеводству. Австралия занимает первое место в мире по количеству овец и настригу шерсти.

В дальнейшем каждая команда действует согласно инструктажу.

Инструктаж:

  1. Внимательно самостоятельно изучите текст.
  2. Обсудите в команде.
  3. Полученные сведения кратко запишите в 3-й столбик своего журнала.
  4. Выберите докладчика. Доложите.
  5. Выступления команд.

Обучающим моментом является прием, когда дети, работая в командах, самостоятельно составляют вопросы, адресованные учителю или другой команде.

Большое значение уделяю в своей работе развитию речи учащихся. Это очень сложная и кропотливая работа, которая должна проводиться постоянно, а не только на специальных уроках.

Развивать речь можно разными способами: написать сочинение, изложение, сообщение, характеризующие явления от 1 лица или от 3 лица, дать сравнительную характеристику героям, предметам, явлениям и т. д.

«Письма другу», «Дневниковые записи» также направлены на развитие речи, внимания, наблюдательности детей. Задания такого характера ребята выполняют без затруднений, что и было сделано на уроке.

Эффективные результаты развития речи наблюдается при использовании приема ТРИЗ «Другая точка зрения». Суть его в том, что ученики пытаются представить и описать увиденное с точки зрения любого другого человека или предмета.

Педагогика, как и сама жизнь, постоянно меняется. Вводятся новые технологии, приемы и методы работы. К учителю и ученику предъявляются высокие требования, поэтому педагог должен постоянно самосовершенствоваться. Технология ТРИЗ и РКМ помогает субъектам образовательного процесса быть мобильными, творческими, решительными, динамичными, способными мыслить нестандартно. ТРИЗ - это с одной стороны занимательная игра, с другой - развитие умственной активности ребенка через творчество. А творчество ребенку дает возможность проявить себя, получать новую информацию об окружающем, дает возможность созидать, творить, развивать и доказывать свою точку зрения.

В процессе применения этих технологий создаются условия для вариативности, креативности, дифференциации обучения, развиваются навыки и способы мышления, происходит обучение обобщенным знаниям и умениям. Новые приемы и методы воспринимаются учениками как красивый праздник и вызывают стремление к творческой мыслительной деятельности.

«Истинно то, что выдерживает проверку практикой» - писал Альберт Эйнштейн. В своей статье я также изложила некоторые приемы и методы, которые проверены временем и практикой.

Желание идти вперёд, интересно, доходчиво преподать детям знания, облегчить им путь освоения нового толкает меня шагать со временем в ногу.

Именно в приемах ТРИЗ и КРМ нахожу много интересных материалов, которые перерабатываю и внедряю в свою педагогическую деятельность. А в последнее время приемы ТРИЗ стали незаменимыми помощниками в достижении главной цели - обучение и воспитание успешного, востребованного подрастающего поколения, отвечающего запросам общества.

Конспект урока по окружающему миру с элементами ТРИЗ в 4-м классе.

Тема «Путешествие по материкам земли. Как открывали Австралию»

Тема урока: Путешествие по материкам земли. Как открывали Австралию.

Цель урока: познакомить с периодом открытия Австралии, её особенностями местоположения, флорой и фауной.

Задачи урока: активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации; развивать умения учащихся самостоятельно определять свои знания - незнания по изучаемой теме; работать в парах, группах; сравнивать, анализировать, формулировать вопросы; развивать мышление, творческие способности и познавательный интерес к окружающему миру; воспитывать внимание, навыки сотрудничества.

Структура урока: урок по ТРИЗ и РКМ.

Условия проведения: 5 групп по 5 человек.

Ход урока

I. Стадия вызова.

1) Актуализация знаний. Мотивация. (ТРИЗ)

Учитель демонстрирует действие макета корабля. (Можно показать слайд - корабль.) Дети наблюдают и высказывают свои мнения: какие бывают корабли, для чего они нужны.

2) Повторение изученного.

Мы с вами сегодня продолжим путешествие по материкам Земли.

На каких материках уже побывали?

Прочитайте имена этих людей. Что их объединяет? (Слайд 2)

На какие две группы можно их распределить?

В какую группу войдет каждое имя?

Соедините имена путешественников с географическими объектами, в честь которых они названы. Покажите эти объекты на карте. (Слайд 3)

3) Кроссворд.

Разгадав кроссворд, вы узнаете, какой уникальный материк называли в средние века «Неведомая южная земля». (ТРИЗ. Слайд 4)

1) Континент, открытый Христофором Колумбом? (Америка)

2) Имя путешественника Беринга? (Витус)

3) Край, покоренный Ермаком? (Сибирь)

4) Прогрессивный царь, во время правления которого развивались наука, флот? (Петр I)

5) Кто исследовал берега реки Амур? (Хабаров)

6) Море, носящее имя двоюродных братьев путешественников? (Лаптевых)

8) Фамилия путешественника, именем которого назван пролив между Америкой и Азией? (Беринг)

9) Часть материка восточнее уральских гор? (Азия)

10) Куда же лежит наш путь? (В Австралию.)

4) Работа с картой.

Ребята, я приглашаю вас в путешествие на этот материк.

Покажите на карте Австралию. Что вы можете сказать об этом материке?

(Австралия на карте мира, вид из космоса. Слайды 5-7.)

Как вы думаете, на чем удобнее отправиться в путешествие с нашего материка, чтобы ничего не упустить, все заметить? (на корабле) (Слайд 10.)

И так, представьте мы на борту корабля « АВСТРАЛИЯ» (на доске название).

Для слаженной работы мы разделимся на 5 команд. Выберите капитанов.

Все путешественники ведут дневники, куда заносят свои наблюдения. У каждой группы есть тоже такой дневник.

5) Мозговой штурм. (ТРИЗ)

А так ли уж эта Земля неведома для нас?

Что уже знаете об этом материке, запишите в 1 столбик дневника. Обсудите в команде.

(Австралия - материк. Расположен в Восточном полушарии. Омывается водами Индийского и Тихого океана. Самый маленький материк. Там тепло. В Австралии живут кенгуру).

Дневник путешественника

Хочу узнать

Много ли знаем?

А что бы хотели узнать?

Запишите вопросы во 2-й столбик журнала. Обсудите в команде.

6) Составление кластера.

Что же вас интересует? Составим кластер.


II. Стадия осмысления (ТРИЗ)

1) Работа с текстом учебника с.140, 142 (фронтальная работа)

Перед тем, как отправиться в путешествие, каждый пытается заранее что-нибудь узнать об этой местности.

Про Австралию говорят - «этот материк самый-самый».

Поработайте, пожалуйста, с текстом в учебнике и найдите подтверждения.

2) Анализ текста. (ТРИЗ)

Так почему же материк этот «самый-самый»? Зачитайте доказательства.

Какая информация вас заинтересовала?

3) ФИЗМИНУТКА (ТРИЗ)

Игра «Робинзон Крузо»

4) Работа в командах.

Т. к. времени у нас на путешествие немного, каждая команда получает свое задание.

Учебник с.140-145 (Тексты на листочках)

1 команда - узнает об открытии Австралии

2 команда - о климате, реках, пустынях

3 команда - о растительном мире

4 команда - о животном мире

5 команда - о населении.

Как применять формы и методы эвристического обучения на уроках окружающего мира

В начальной школе ознакомление детей с окружающим миром осуществляется на основе различных программ и курсов. На практике используются и новые формы обучения, среди которых эвристический подход, позволяющий расширить возможности развивающего и проблемного обучения посредством ориентации преподавателя и учеников на достижение результата, который им заранее неизвестен. Благодаря такому методу обучения происходит перенос уже имеющихся знаний на совершенно новую ситуацию, положительные результаты достигаются и при изучении основных объектов изучения. Дети при самостоятельном открытии различных истин более вовлечены в учебный процесс, успешно усваивают знания, уверенны в своих силах. Учитель при использовании эвристического подхода должен создавать благоприятную атмосферу, поощрять оригинальные идеи школьников, что будет способствовать развитию познавательной активности детей.

Большая роль отводится открытым вопросам, которые побуждают ученика путем размышлений находить на один и тот же вопрос разные ответы. Развивать эвристические способности учеников можно путем создания гипотетической ситуации, задавая вопросы «Что будет, если?».

Можно задавать вопросы, для ответа на которые нужно «ворошить» свою память, извлекать из нее все имеющиеся данные, после чего творчески применять их для ответа. Положительные результаты достигаются также, если предложить ученикам внимательно изучить объект, а потом описать его особенности.

Есть ряд заданий, которые активизируют мыслительные процессы детей:

· Задания познавательного характера (опишите, установите, сформируйте, перечислите, соотнесите);

· Задания на понимание (расскажите своими словами, объясните смысл, покажите взаимосвязь, опишите ваши чувства);

· Задания на сферу применения (примените для решения, объясните цель, продемонстрируйте);

· Задания аналитического характера (объясните почему, сравните, разложите на составляющие);

· Задачи синтетического характера (объедините по признаку, создайте, придумайте другой вариант);

· Задачи оценочного плана (что вы думаете об, отберите и выберете, определите).

Развитие исследовательских умений. При систематическом анализе учителем мнений школьников, последние приобретают навык рецензирования и обсуждения – задают вопросы об изучаемом объекте, выдвигают собственный ответ на них. У детей улучшается образное видение, толкование символов и конструирование собственных знаков. Развивать исследовательские умения на уроках окружающего мира нужно постоянно, в урочной и внеурочной деятельности. Экологический материал используется для формирования умения исследовательской деятельности, а исследовательский метод должен постоянно использоваться в качестве основного при преподавании. Учитель должен помочь ученикам увидеть смысл в исследовательской деятельности, возможность реализовывать свои таланты, саморазвиваться и самосовершенствоваться.

Проводить пропедевтическую работу нужно посредством таких средств:

· частично-поисковым, проблемным, эвристическим обучением, которым руководит учитель;

· уроком-исследованием (учитель устанавливает проблему, ученики наводящими вопросами ищут решение;

· затем проблемы устанавливают и ищут решения сами ученики; выводы);

· кратковременные исследования (наблюдение за объектом и его описание).

Активизировать познавательную деятельность учеников на уроках исследовательской деятельности можно при помощи:

· Кроссвордов, шарад, ребусов, загадок, логических заданий;

· Игр с задействованием сказочных героев, которые помогают в исследовании;

· Фантастических исследований;

· Игр-путешествий и ролевых игр.

Темы для уроков-исследований могут быть следующими: «Как вырастить цветок», «Как возникает радуга», «Мой домашний питомец», «Разные характеры у разных пород кошек», «Кактусы» и т.д.

Логические задачи на уроке. Благодаря реализации в учебном процессе организационно-педагогических условий можно решить задачу развития исследовательских умений у младших школьников и освоить новые способы добывания знаний. Период младших классов в школьном обучении является самым ответственным этапом. У детей этого возраста наибольшей интерес вызывают игры, интегрированные в процесс обучения. Они развивают воображение и творческое мышление, способствуют возникновению познавательного мотива, который, в свою очередь, является мощным стимулом к обучению. Дидактическая игра позволяет школьникам ознакомиться с признаками и свойствами предметов; сравнить и классифицировать их, установить последовательность решения задач. Когда дети освоят предметную среду – необходимо усложнить задания игр, например, предложить школьникам определить предмет на основе одного качества. В такой ситуации дети активно задействуют свое мышление. При формировании экологической проблемы важная роль отводится методам, которые стимулируют самостоятельную деятельность школьников. На разных этапах урока применяют логические задачи, ориентированные на сообразительность, применение имеющихся знаний в решении нестандартной проблемы. При решении логической задачи ученики должны сравнить, обобщить, сделать выводы и проанализировать их. Самым простым видом логической задачи является загадка, найти правильный ответ на которую, можно только после осознания некоторых закономерностей окружающего мира и после нахождения связи с содержанием задачи. Загадка раскрывает особенность объекта, показывает его с новой стороны, а разгадка позволяет ощутить радость открытия. Для того чтобы найти ответ дети задействуют процессы воображения и сравнения. При составлении загадок используются приемы сравнения, противопоставления и метафор. Сначала выбирается предмет, выделяются его основные приметы, а затем на основе сравнения и противопоставления к ним составляют загадки. Такая работа развивает образное видение предмета, позволяет найти свое решение, на основе своего замысла создать новый образ. Логические задачи требуют напряжения умственных сил, выдумки, сообразительности, т.е. эвристического действия, при котором создается собственный продукт деятельности.
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • формировать знания о том, что вода в природе никуда не исчезает, она путешествует, переходя из одного состояния в другое;
  • контролировать усвоение знаний учащимися;
  • приблизить детей к пониманию научной картины мира;
  • развивать ценностное отношение к природе, понимание её уникальности;
  • мотивировать действия детей на целенаправленную экспериментальную деятельность – утверждение или отрицание выдвинутой гипотезы.

Проблемный вопрос: обнаружение доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы: «Изменяется ли количество воды на планете?»

Необходимое оборудование и материалы для урока:

ОС Windows 2007, мультимедийный проектор, наглядная презентация. На двери компьютерного класса таблички: «Тихо! Идёт исследование!», «Научная лаборатория»;
лабораторное оборудование: штатив, две тарелки, стекло, спиртовка, вещество для опыта: вода, лёд, кусковой сахар, комочки земли;
стаканы с водой по количеству детей, глобус с внутренней подсветкой; карточки для самостоятельной работы: «Круговорот воды в природе; «Три состояния воды», «Свойства воды»;
иллюстрации с изображением водных стихий, с изображением планеты Земля (вид из Космоса); речевые карточки, ручки, простые карандаши, фонетический экран, индивидуальные слуховые аппараты.

Целесообразность использования медиапродукта на уроке:

  • необходимый материал в существующих учебно-методических пособиях недостаточно освещён (в учебниках нет определённых иллюстраций, схем);
  • эффективность индивидуального подхода к работе учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе всего урока (продуктивная самостоятельная контрольно-коррекционная деятельность, развитие интеллектуальных способностей, индивидуальная траектория закрепления материала);
  • повышение эффективности усвоения учебного материала учащимися с особенностями в развитии за счёт одновременного изложения учителем необходимых сведений и показ демонстрационных фрагментов (опора на зрительный анализатор);
  • подача нового красочного, иллюстрированного материала через экран монитора, с целью повышения мотивации, активизации познавательных способностей школьников, имеющих нарушения функций слухового анализатора.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (слайд 1)

Учитель: (далее У.) Здравствуйте, дорогие ребята. Наша научная лаборатория вновь открыла двери. Сегодня мы проведём ещё одно исследование – определим, изменяется ли количество воды на нашей планете Земля. Вы готовы к сотрудничеству?
Д. Да!

Вниманию учащихся представляется глобус с внутренней подсветкой.

У. Что это?
Дети: (далее Д.) Это глобус. Это модель земли. Это наша планета.
У. Какого цвета больше?
Д. Голубого цвета.
У. Давайте посмотрим на нашу планету из космоса. Обратите внимание, наша планета голубая-голубая. Почему, как вы думаете?

Учащиеся рассматривают иллюстрации нашей планеты, выполненные из Космоса.

Д. Потому что воды на планете Земля больше, чем суши. Голубой цвет – это водное пространство.

II. Введение в тему

У. Послушайте загадку (слайд 2)
Я и туча, и туман, и ручей и океан, я летаю и бегу, и стеклянной быть могу (Капелька).
У. Сегодня я расскажу вам удивительную историю, которая приключилась с Капелькой. Посмотрите, пожалуйста, где живёт Капелька (слайд 3).
Д. Капелька живёт в океане, в море, в озере, в водопаде, в реке, в облаке.
У. Капелька живёт в туче, в тумане, в луже, и даже в водопроводном кране, т.е. там, где есть вода, верно? Вы согласны со мной?
Д. Да!
У. С маленькой Капелькой мы совершим путешествие – «Круговорот воды на земле», при этом постараемся выяснить, изменяется ли количество воды на земле?

Дети считывают информацию с экрана «Круговорот – обмен влагой между атмосферой и земной поверхностью» (слайд 4).

У. Круговороту, или по-другому можно сказать влагообороту, мы посвятим наше исследование. Что мы должны определить? Какую проблему будем решать?

Д. Изменяется ли количество воды на нашей планете Земля? (Слайд 5).
У. Итак, проблема, которую мы постараемся решить, есть. А что мы будем исследовать? Каков предмет исследования? (Слайд 5).
Д. Вода.
У. Давайте выдвинем предположение: больше становится воды, меньше или количество воды остаётся неизменным? (Слайд 5).
1) Да, изменяется (воды становится больше или меньше);
2) Нет, не изменяется.
Ну что ж, отправляемся вслед за Капелькой. Думаю, вам будет интересно проследить её путь, а он не простой, и в этом вы убедитесь сегодня. Итак, тема нашего урока «Вода на планете Земля» (Слайд 6).

III. Повторение изученного материала (слайды 7-10)

Закрепление познавательной задачи через инсценирование стихотворения.

Ребёнок-ведущий. Спросил на днях малыш-сосед у Капельки из крана:
Ребёнок-малыш. Откуда ты?
Ребёнок-ведущий. Она в ответ:
Ребёнок-Капелька. Я здесь из океана!
Ребёнок-ведущий. Потом малыш гулял в лесу, увидел Капельку-Росу.
Ребёнок-малыш. Откуда ты?
Ребёнок-ведущий. Спросил Росу.
Ребёнок-Капелька. Я, с облака упала!
Ребёнок-ведущий. На поле лёг туман седой, малыш увидел Капельку в тумане:
Ребёнок-малыш. Откуда ты?
Ребёнок-ведущий. Она в ответ:
Ребёнок-Капелька. А это мой секрет.
У. Думаю, что секрет Капельки вы сегодня разгадаете, это будет не сложно. Ребята, вода в природе встречается в разных состояниях. Предлагаю вам подумать и ответить на вопрос, в каких состояниях встречается вода в природе?
Д. Вода в природе бывает в жидком состоянии (слайд 7).
У. Посмотрите, молекулы воды – это маленькие-маленькие частицы, они находятся в движении. Когда падает с гор вода – это явление называется водопадом.

Учащиеся считывают слово «Водопад» с карточки.

У. Ещё, в каких состояниях бывает вода?
Д. Вода бывает в твёрдом состоянии (слайд 8).
У. Посмотрите, молекулы воды застыли, они скованы, связаны друг с другом, поэтому не могут свободно передвигаться. Вода при замерзании переходит в другое состояние, она превращается в лёд. Ещё, в каком состоянии бывает вода?
Д. Вода бывает в газообразном состоянии (слайд 9).

Детям, испытывающим трудности в проговаривании слов, предложить речевые карточки, либо помочь дактилированием.

У. Молодцы! А теперь вспомните свойства воды. На прошлом уроке мы определили, что вода не имеет запаха, она прозрачная …

У. Внимательно посмотрите, хорошо подумайте, вспомните и соедините стрелками составляющие свойства воды.
У. (слайд 10)Сравните свои результаты с результатами на экране. Ребята, самое главное свойство воды, это то, что она растворяет твёрдые вещества. Как вы думаете, сахар – это твёрдое вещество? Может ли его растворить вода?

Учащимся представляются кусочки комкового сахара разных размеров.

Д. Да! Нет. Не знаю. Забыл. Думаю, что может, а может быть, и нет?
У. Проведём опыт. Опустите кусочек сахара в стакан с водой. Что происходит?
Д. Сахар растворяется, он исчезает, его не видно. Вода растворила сахар. Я так и знал!
У. А теперь опустите комочек земли в стакан с водой. Что произошло?
Д. Вода растворила землю. Вода стала серой, грязной.
У. Вы убедились, что вода – это растворитель?
Д. Да.
У. Зачем вам это надо знать?

Произвольные ответы детей.

У. Запомните, вода растворяет твёрдые вещества – это самое главное свойство воды. А если в воду попадёт плохое вещество – яд? Как вы думаете, вода растворит яд? А что может быть, если эту воду выпьет человек, или какое либо животное?
Д. Если выпить эту воду, заболит живот или голова, можно погибнуть или даже умереть. Можно попасть в больницу. Можно долго болеть (произвольные ответы детей).
У. Ребята, подумайте, отравленная вода вредна только для человека и для животных? А если отравленная вода попадёт в землю? Что может случиться?

Через свободные размышления подвести детей к пониманию того, что отравленная вода вредна как для животного, так и для растительного мира. Если дети будут это знать, они всегда будут проявлять осторожность, предусмотрительность.

У. Сделайте вывод. Что вы приобретёте, если это будете хорошо знать?
Д. Пресная вода нужна для животных, для растений, для человека. Её надо беречь, следить, чтобы в неё не попадали ядовитые вещества, вредные отходы заводов и фабрик. Воду ещё надо кипятить, чтобы вредные вещества исчезли. Воду надо беречь.

Некоторым учащимся, испытывающим трудности при формулировке ответа, предлагаются в помощь карточки с готовыми ответами для считывания.

У. В ваших силах экономно расходовать воду в школе и дома, следить, чтобы краны с водой были закрыты. Вы не забыли, что сегодня мы совершаем путешествие с Капелькой? Перед дальней дорогой поиграем.

IV. Динамическая игра «Капельки»

На полу мелом обозначается круг – облако. В руках у каждого ребёнка символ капельки. Все дети – капельки в облаке. Ведущий играет роль облака, читает стихотворение «Кап-кап».

У. Капелькам подставь ладошки, пусть помоют их немножко,
С капельками подружись, поиграй и покружись.

Под музыку ведущий командует: «Идёт дождик». Капельки разбегаются в разные стороны. Когда музыка затихает, ведущий командует: «Капельки домой». Капельки должны собраться назад в облачко. Игру повторить 2 раза.

V. Постановка проблемы, поиск её решения (восприятие «лекционного» материала)

(слайды 11-19)

У. Послушайте историю одной Капельки. В большом Океане жила-была маленькая Капелька. Однажды Капелька стала подниматься вверх (слайд 11) и оказалась на гребне Волны (слайд 12). Она почувствовала что-то новое – воздух и увидела свет. Это был совершенно новый мир. Солнце блестело на волнах, вдалеке плыли облака, и казалось, что так будет всегда. Солнце грело всё сильнее и сильнее, и Капелька превратилась в маленькое Облачко пара (слайд 13) но не испугалась, она поняла, что перешла в другое состояние. Но тут солнце закрыла большая Туча (слайд 14). – Наконец-то, – сказала Туча.– Мы заждались тебя. Теперь можно отправляться в путь. Ветер понес Тучу всё дальше и дальше от Океана. Через какое-то время Капелька увидела впереди Землю (слайд 15)
– Вот тут полю пшеницы нужна вода, – громко сказала Туча. Ветер тут же с облегчением остановился, и наша Капелька дождиком стремительно полетела вниз (слайд 15). Она напоили пшеницу, потом растеклась Лужицей (слайд 16). Скатившись с откоса, Капелька попала в Ручеёк (слайд 17).
– Куда ты бежишь? – спросила Капелька.
– Я бегу к Большой Реке, которая течёт к Могучему Океану, – ответил Ручеёк.
– Тогда нам по пути, – обрадовалась Капелька.
– Это долгий путь, выдержишь ли ты? Если луч солнца согреет тебя и превратит в пар, ты улетишь обратно на небо. Там ты снова будешь жить в Облаке, пока не вырастешь, а потом опять опустишься сюда, на Землю. Так вода в природе совершает круг. Этот великий закон воды называется КРУГОВОРОТОМ, – объяснил Ручеёк.
– Я всё выдержу, я очень сильная – сказала Капелька и вместе с Ручейком
они побежали навстречу Большой Реке (слайд 18). Вскоре Большая Река добежала до Океана (слайд 19).
– Как я рад снова увидеть тебя, – обнял Океан свою капельку. – Ты очень добрая, очень смелая, очень сильная и для всего живого – настоящий друг.– Много капелек объединены в одно целое, наша сила – в единстве, и вместе мы – Могучий Океан. А теперь отдохни, ведь ты утомилась в пути. И Капелька растворилась в Могучем Океане.
У. Вам понравилось путешествие маленькой Капельки? Эта история поможет нам в исследовании. Итак, вспомните, какая проблема встала перед нами в начале урока?
Д. Изменяется ли количество воды на планете?
У. Какое вещество мы выбрали как предмет исследования?
Д. Воду.
У. Какие выдвинули предположения?
Д. Да, изменяется.
– Нет, не изменяется.
У. Сейчас проведём опыт. Над тарелкой с водой я закрепляю тарелочку со льдом и нагреваю воду до кипения. Что мы видим под верхней тарелкой?

Учащиеся считывают информацию с речевой карточки.

Д. Тарелка отпотела.
У. Что происходит через некоторое время?
Д. Появились капельки.
У. Наблюдаем дальше. Смотрите, капельки становятся всё более крупными и больше не могут удерживаться на дне, падают обратно, в нижнюю тарелочку. Ребята, как капли появились на дне тарелки?
Д. Они испарились с поверхности воды.
У. Вспомните, как солнышко пригрело, и наша Капелька превратилась в маленькое облачко пара. Какую работу в этом процессе выполняет лёд?
Д. Он охлаждает пар, пар превращается в маленькие капельки, потом капельки становятся тяжёлыми, не могут удержаться на дне тарелки и падают в тарелку.
У. Как происходит движение капель?
Д. По кругу.
У. Получился круговорот воды, по-другому можно сказать – водооборот . Прочитайте хором эти два слова и сделайте вывод.

Под дирижирование учащиеся считывают заданную информацию с речевой карточки, далее свободно рассуждают.

Д. Вода в виде пара поднимается вверх, остывает, пар превращается в капельки воды, они снова падают вниз.
У. Таким образом, вода совершила круговорот, как наша Капелька. Каков же результат исследования? Количество воды изменилось?
Д. Нет, так как происходит круговорот.
У. Пар поднимается от земли и образует облака. Затем облака охлаждаются, превращаются в воду, капли падают на землю. Подведём итог нашей работы. Какое из предположений подтвердилось?
Д. Количество воды на земле не меняется.
У. Совершенно верно, благодаря круговороту или водообороту воды в природе её количество не меняется. Запишите результат исследования: нет.

VI. Слухоречевая работа (коррекция слуха)

У. Сейчас я «уйду» за фонетический экран. Слушайте внимательно.

Учитель произносит слова и словосочетания: охлаждение, нагревание, круговорот, испарение, образование облаков, выпадение осадков. Учащиеся, ориентируясь на слух, имея зрительную подсказку на экране монитора, считывают индивидуально, хором, в сопряжённой, либо в сопряжено-отражённой форме выделяя ударную позицию.

VII. Закрепление нового материала

У. Покажите, насколько хорошо вы поняли, как происходит круговорот воды в природе. Выполните задания.

Дети работают со схемой «Модель круговорота». На доске учителя схема закрыта.

У. Укажите стрелочками круговорот воды. Соедините прямой линией слово и соответствующее изображение на картинке. Посоветуйтесь друг с другом. Можете помогать друг другу.

У. Сумели ли вы правильно составить схему? Используя опорные слова, составьте модель круговорота воды в природе. Расскажите, как происходит путешествие Капельки.
Д. Под действием температуры вода испаряется с поверхности земли, образуются облака, когда пар охлаждается, вода в виде дождя падает обратно на землю. Вода поступает в землю и попадает в различные водоёмы.

Некоторым учащимся, испытывающим трудности при формулировке ответа, предлагаются в помощь карточки с готовыми ответами для считывания.

У. Капелька воды выпадает из тучи на землю в виде чистой дождевой воды. Но стоит ей попасть на землю, она начинает насыщаться различными веществами, почему?
Д. Потому что вода – растворитель – это её основное свойство.
У. Молодцы, с заданием справились, а сейчасзаполните таблицу, отметьте, в каких состояниях вода встречается в природе? Если вам трудно, обратитесь за помощью к товарищу.

Дети работают со схемой «Состояния воды». На доске учителя схема закрыта.

У. Запишите составляющие в соответствующую колонку. Посоветуйтесь друг с другом. Можете помогать друг другу.

Дети получают карточки для самостоятельной работы. Взаимопроверка выполняется в паре.

VIII. Охрана воды

У. Расскажите, как и почему надо беречь воду?
Д. Воду надо беречь потому, что она нужна всем живым организмам. Мы не должны бросать мусор в водоёмы, экономно расходовать воду, следить, чтобы краны с водой были закрыты.

Для правильного построения предложений, детям, испытывающим определённые трудности в процессе речевой деятельности предложить готовые речевые образцы.

IX. Релаксация «Путь Капельки» (слайд 21)

Звучит расслабляющая музыка.

У. Закройте глаза, представьте, что вы как Капелька качаетесь на волнах океана. Солнышко греет всё сильнее и сильнее, вы превращаетесь в маленькое облачко пара и поднимаетесь вверх. Вас несёт белое Облачко, внизу видна земля. Облачко становится тяжелее и тяжелее, и вот много-много Капелек выпадают из Облачка и чистым дождём проливаются на землю …

X. Рефлексия (взгляд в себя)

У. Вам понравилось быть Капелькой? Все смогли представить Солнышко, Облачко, Дождик? Вы увидели землю? Молодцы! Вам понравилось путешествие Капельки?
Д. Да, очень!
У. А как вы справились с поставленной задачей на уроке? Вы решили проблему?
Д. Да, мы определили, что количество воды на земле не изменяется.
У. Может ли Капелька быть снежинкой?
Д. Когда в атмосфере становится холодно, капельки замерзают и становятся снежинками.
У. Перечислите состояния воды.
Д. Жидкое, твёрдое, газообразное.
У. Какое самое главное свойство воды?
Д. Вода – это растворитель, она растворяет твёрдые вещества.
У. Что показало нам исследование? Каков результат нашего исследования? Количество воды изменилось?
Д. Нет, так как происходит круговорот воды в природе.
У. Как можно сказать слово круговорот по-другому?
Д. Водооборот.

XI. Итог урока (слайд 22)

У. Вы сегодня все молодцы! Отлично сотрудничали! Провели целое исследование, определили, что вода не исчезает, она совершает круговорот, по-другому водооборот. Наша научная лаборатория закрывает двери, но не на долго.В заключение мне хотелось бы сказать: вода – наше богатство, а сберечь это богатство – наша задача и долг.
1 реб. Удивительно, не так ли?
2 реб. В супе, в чае, в каждой капле,
3. реб. В звонкой льдинке, и в слезинке,
4. реб. И в дождинке, и в росинке –
5 реб. Нам откликнется всегда
6. реб. Океанская вода!
У. Океаны, моря, реки и озёра прекрасны и удивительны. Нам надо познавать и беречь, этот загадочный мир. Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит, и человека!

XII. Домашнее задание (слайд 23)

У. Подготовьте сообщения индивидуально.Какие водоёмы есть в нашей области?Где берёт воду наш город Томск?Как очищается питьевая вода в нашем городе?
Нарисуйте свою Капельку, какую вы себе можете представить. Желаю творческих успехов! На следующем уроке мы поговорим об источниках загрязнении воды. Спасибо! (слайд 24).

Список использованной литературы :

1. А. Лопатина, М. Скребцова. Активная ссылка на сайт: Добрые Сказки – http://www.DobrieSkazki.ru .
2. Виноградова Н.Ф., Рыдзе О.А. Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы: лекции 1-4 (68с), 5-8 (72 с.) – М.: Пед. университет «Первое сентября» 2008 г.
3. Журнал “Вестник НЛП” №8. Авторский проект Ирины Гавриловой. Активная ссылка на сайт: "http://www.irinagavrilova.ru" .
4. Начальная школа: Естествознание: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002. – С.109-116. (Я иду на урок).