Американская художница бабушка мозес. Бабушка Мозес

Анна Мозес (Бабушка Мозес) Anna Mozes

Она была слишом стара, чтобы работать на ферме, и поэтому вошла в историю искусства.

Её дни рождения отмечались на обложках журналов "Тайм" и "Лайф", а столетие и вовсе стало праздником целого штата Нью-Йорк: губернатор Нельсон Рокфеллер объявил 7 сентября 1960 года "днём Бабушки Мозес". Президент Трумэн лично приглашал её в гости в Белый дом. Администрация Эйзенхауэра заказала ей картину в подарок президенту на третью годовщину инаугурации...

Даже такой гений самопиара, как Энди Уорхол, не смог в своё время похвастаться подобным вниманием публики. Она же без малейших на то усилий стала самым знаменитым американским художником ХХ века.

Один критик сказал об Анне Мари Мозес : "Привлекательность её картин в том, что в них изображён тот стиль жизни, в существование которого американцы так любят верить, но которого больше нет". Её деревенские пасторали, сценки из быта американских фермеров прелестны и, безусловно, заслуживают место в истории искусства. Но сама по себе наивная живопись нигде и никогда не пользовалась бешеной популярностью.


Catching the Thanksgiving Turkey, 1943


Публику поражали не столько картины, сколько сама Бабушка Мозес, как прозвали её журналисты. Она впервые взялась за кисть в том возрасте, когда большинство людей уже не ждут никаких подарков судьбы, а тихо доживают свой век. Начинающей художнице было 76 лет.


2. Shenandoah Valley, 1938

3. Shenandoah Valley (1861 News of the Battle), 1938


Почти ничего, кроме фермы, она в жизни не видела. Она появилась на свет на окраине штата Нью-Йорк, в графстве Вашингтон. И по сей день отнюдь не центр цивилизации, в 1860 году это была и вовсе глухая деревня.


4. Catching the Turkey, 1940

5. Mt. Nebo on the Hill, 1940


Анна Мари считала своё детство счастливым, хотя семья её родителей, фермеров Робертсонов, достатком избалована не была. Девочка успела получить лишь самое простое образование: научилась читать-писать, да и только. Двенадцати лет от роду она пошла в прислуги к более удачливым соседям.


6. The Burning of Troy in 1862, 1943

7. Sugaring Off, 1943


Зарабатывая на кусок хлеба, Анна Мари чуть было не упустила своего счастья, и вышла замуж только в 27 лет (в таком возрасте женщины считались уже безнадёжными старыми девами). Партию блестящей назвать сложно: Томас Салмон Мозес был таким же наёмным рабочим, то есть без гроша за душой. Но в медовый месяц молодые всё же отправились в путешествие. Если, конечно, так можно назвать поиски места, где больше платят...


8. Checkered House, 1943

9. Hoosick Falls, New York, in Winter, 1944


В родные края Мозесы вернулись только через восемнадцать лет - столько потребовалось, чтобы скопить денег на покупку своей земли. И в 1905 году Мозесы обосновались на собственной ферме неподалеку от городка Орлиный Мост. У Анны Мари и Томаса было к тому времени пять детей (ещё пятеро умерли, недотянув и до года).


10. Early Springtime on the Farm, 1945

11. Wash Day, 1945


Когда в 1927 году Томас Мозес умер из-за сердечного приступа, делами семейной фермы занялся младший из сыновей. А старая миссис Мозес вдруг оказалась не у дел. Свободного времени стало слишком много.


12. Hoosick Valley (From the Window), 1946

13. Grandma Moses Goes to the Big City, 1946


Отнюдь не кокетничая, она рассказывала позже в телеинтервью: "Я просто не могла сидеть в кресле-качалке". Миссис Мозес занялась вышиванием, но ещё несколько лет спустя артрит превратил рукоделие в пытку. И тогда дочь предложила матери рисовать...


14. A Tramp on Christmas Day, 1946

15. Apple Butter Making, 1944-1947


Это было весьма удачное время: в конце 30-х годов в Америке вспыхнул интерес к художникам-самоучкам "из глубинки". К ним были благосклонны выставочные залы, в первую очередь недавно открытый нью-йоркский Музей современного искусства. Появились и частные коллекционеры "народного" творчества...


16. The Spring in Evening, 1947

17. A Storm Is on the Water Now, 1947


История умалчивает, каким ветром в 1938 году инженера Луиса Калдора занесло в провинциальный городишко Хусик Фоллс. Но что бы ни искал он в этом захолустье, а наткнулся на картины Анны Мари, пылившиеся в витрине местной аптеки. Калдор был настолько очарован, что отыскал автора и приобрёл у неё несколько работ.


18. The Thunderstorm, 1948

19. A Beautiful World, 1948


Он даже умудрился протолкнуть три картины Мозес на выставку "Современные неизвестные американские живописцы" в Музее современного искусства. Правда, мероприятие было закрытое, проводилось для специалистов, а опыта общения с этой публикой Калдор не имел...


20. Plow Boy, 1950

21. The Quilting Bee, 1940-1950


Однако год спустя судьба свела энтузиаста с владельцем новой нью-йоркской "Galerie St. Etienne" Отто Каллиром. В отличие от восторженного Калдора, тот был в артбизнесе профессионалом. Правда, в этот момент Каллир начинал с нуля: после аннексии Австрии фашистской Германией ему пришлось уносить ноги с родины. Недавный эмигрант пытался застолбить место под американским солнцем. Калдор принёс ему именно то, что надо.


22. Country Fair, 1950

23. Taking in the Laundry, 1951


В октябре 1940 года в "Galerie St. Etienne" открылась персональная выставка Анны Мари Мозес - "Что рисует жена фермера".


24. Morning Day on the Farm, 1951

25. Joy Ride, 1953


Вторая мировая плавно перетекла в холодную войну. Америка как никогда нуждалась в собственном искусстве как элементе пропаганды. И Бабушка Мозес невольно оказалась "на передовой". Она стала одной из главных участниц передвижных выставок, которые Информационная служба США организовывала в разорённой войной Европе...


26. Sugaring Off, 1955

27. Halloween, 1955


Однако хороший приём картин Мозес в Старом Свете получил странный резонанс на родине художницы. "Европейцы любят думать, что Бабушка Мозес представляет американское искусство. Они хвалят нашу наивность и честность, но отказывают нам в возможности полноценного, искушённого художественного выражения. Бабушка Мозес - именно то, что они ожидают от нас, что они готовы нам позволить", - писала "Нью-Йорк Таймс" в 1950 году.


28. A Blizzard, 1956

29. Eagle Bridge Hotel, 1959


К этому времени в художественном мире США переменился ветер. Профессиональные живописцы слишком долго ощущали себя незаслуженно обойдёнными вниманием Музея современного искусства и иже с ним. Борьба с самоучками в конце концов увенчалась успехом профессионалов - к исходу 40-х годов интерес американского артрынка к "народному искусству" иссяк. Мозес оставалась последним бастионом, пока критики не списали её популярность на низменные вкусы публики и политические игры.


30. Waiting for Christmas, 1960

31. So Long Till Next Year, 1960


Мнение это столь прочно укоренилось, что к началу XXI века имя Мозес было забыто. И юбилейная выставка, организованная наследниками Отто Каллира, нынешними владельцами "Galerie St. Etienne", стала неожиданным и приятным открытием для новых поколений критиков и зрителей.


32. The Rainbow, 1961

33. Checkered House


Вокруг её имени критики ломали копья, а она тихо жила в своей провинции. Здоровье не позволяло ей трудиться на ферме - разве что кормить кур. И рисование стало её работой. За четверть века (Бабушка Мозес умерла когда ей шёл 101 год) ею было создано больше 1600 картин, рисунков, иллюстраций.


34. Checkered House

35. Catching the Turkey


Бабушку Мозес мало заботило мнение художественного мира. Признание со стороны прессы и политиков скорее утомляло, чем радовало, - приходилось временами покидать родные места и ехать в какой-нибудь грязный, многолюдный Нью-Йорк. Её не беспокоило, что на её имени делаются немалые деньги: работы художницы тиражировались в миллионах открыток, марок, плакатов... Бабушке Мозес доставляло удовольствие, что она приносит кому-то радость.


36. Winter

37. Christmas at Home


Она была счастлива: "Я оглядываюсь на свою жизнь, как на завершённую дневную работу, и я довольна тем, как она выполнена. Жизнь такова, какой мы её делаем. Так всегда было, и так всегда будет".


38. Let Me Help

Anna Mary Robertson Moses

Текст: Станислав Артёмов, «Люди»

Вокруг нас столько людей - сорокалетних, пятидесятилетних, шестидесятилетних, - которые не живут, а доживают в уверенности, что менять свою жизнь уже слишком поздно. Наш сегодняшний рассказ пойдет об уникальной женщине, круто изменившей свою жизнь аж в 80 лет! Это Анна Мария Мозес, более известная как «бабушка Мозес» – одна из самых известных американских художников, крупнейший представитель американского примитивизма.

До 80 лет бабушка Мозес вела ничем не примечательную жизнь. Она родилась в 1860 году в семье простого американского фермера Робинсона. У Анны было 5 братьев и 4 сестры. С ранних лет дети помогали родителям: мальчики работали вместе с отцом на ферме и мельнице, а девочки выполняли работу по хозяйству. В 12 лет Анна поступила в услужение в богатую семью. Здесь она проработала в течение последующих 15 лет, пока не вышла замуж за Томаса Салмона Мозеса. Молодые переехали в Южную Каролину, где Томас устроился управляющим на конное ранчо. На свои небольшие сбережения супруги арендовали небольшую ферму и купили корову.

Пока муж работал на ранчо, жена взбивала масло и готовила картофельные чипсы на продажу. Она вставала до зари, доила коров, убиралась в хлеву, заботилась об урожае, воспитывала детей. Она родила десять детей, пятеро из которых умерли в младенчестве. Супруги считали, что живут неплохо. Спустя годы они накопили достаточно средств, чтобы купить собственную ферму.

Анна бы с радостью провела остаток жизни в Вирджинии, на юге США, но ее супруг тосковал по Северу, откуда они оба были родом. В итоге была куплена ферма в штате Нью-Йорк на северо-востоке Соединенных штатов, неподалеку от того места, где родилась Анна Мозес. Свою ферму супруги пророчески назвали «Гора Нево» в честь ветхозаветного места кончины пророка Моисея. Пророчески – потому что именно здесь в 1927 году от сердечного приступа скончался Томас Мозес. Фамилия Moses означает «Моисей».

После кончины мужа Анна продолжала жить на ферме и заниматься хозяйством, но силы начали ей отказывать. Ее мучили жуткие боли в суставах, врачи диагностировали артрит. Однако человеку, работавшему всю жизнь, было невыносимо сидеть без дела. Дочь посоветовала заняться рисованием. Позже Анна шутила: «Если бы я не начала рисовать, я бы разводила цыплят или пекла блинчики на продажу».

Однажды через городок Хоосик-Фоллс, неподалеку от которого была ферма бабушки Мозес, проезжал нью-йоркский любитель живописи по имени Луи Кальдор. Он заметил рисунки, висевшие на стене провинциальной аптеки, и эти милые непринужденные работы неожиданно глубоко тронули его. Он купил все имевшиеся в аптеке картины Мозес, хотя аптекарь смотрел на него как на сумасшедшего. Коллекционер узнал имя и адрес художника и лично поехал на встречу с ней.

Когда Кальдор сказал бабушке Мозес, что сделает ее знаменитой, она только покрутила пальцем у виска, но позволила коллекционеру выбрать еще несколько ее работ. Весь следующий год Кальдор обходил с этими картинами всевозможные музеи и выставки. Многим нравились работы Мозес, но стоило дельцам услышать возраст художницы, как они теряли интерес. Ожидаемая продолжительность ее жизни была такова, что большинство дилеров не желали вкладываться в организацию выставки – надежды, что они получат прибыль от своих инвестиций, были крайне малы.

Однако Кальдор упорствовал. В 1939 году коллекционер Сидни Янис выбрал три картины и включил их в выставку, предназначенную для частного просмотра. В октябре 1940 года удалось организовать еще одну выставку под названием «Рисунки с фермы». Но славу художнице принесла третья выставка, организованная универмагом Gimbels. Выставка имела успех, и художницу попросили приехать в Нью-Йорк – выступить на пресс-конференции.

Мозес согласилась, не побоявшись дать публичное выступление. Однажды она выступала на фермерской ярмарке, представляя джемы и варенья собственного приготовления, – бояться нечего! 80-летняя художница приехала в Нью-Йорк в своей неизменной черной шляпке и платье с кружевным воротничком – маленькая, сухонькая, но очень энергичная старушка с молодыми глазами. Публика была совершенно очарована «бабушкой Мозес», как ее прозвали журналисты.

Живопись бабушки Мозес в стиле «примитивизм» напоминает детские рисунки. Написанные простой женщиной без соответствующего образования, ее картины магически воздействуют на зрителя, вызывая улыбку и положительные эмоции. На большинстве работ изображены сельские пейзажи, обычно многофигурные. Зимние пейзажи бабушка Мозес любила больше, чем летние. По утверждению художницы, образы на ее картинах – ее детские воспоминания. События минувших дней она помнила намного лучше, чем то, чем занималась вчера.

Вскоре Мозес стала суперзвездой – сначала американского, а потом и мирового масштаба. Уже через 2 года ее картины выставлялись в крупнейших европейских художественных галереях. Бабушка Мозес стала одной из самых известных художников Америки. Она получала награды из рук президента США Гарри Трумена. Ее фото появлялись на обложках журналов «Тайм» и «Лайф». Одна из ее первых картин «Старый пестрый дом», купленная у художницы за 110 долларов, в 2004 году была продана на аукционе в Мемфисе за 60 000 долларов. Она прожила до 101 года и подарила миру более 1600 картин.

Удивительно, что бабушка Мозес родилась ровно за 100 лет до моего рождения, оставив после себя более 1000 красочных картин, которыми можно украсить любую детскую книжку. Никому не известная в молодом и зрелом возрасте, она стала по-настоящему знаменитой и успешной на восьмом десятке лет. К вековому юбилею ее фото украсило обложку журнала «Лайф»!

Ее жизнь не была историей счастливой Золушки. Отнюдь. Скорее всего, она – яркий пример человека бесконечно трудолюбивого, не поддающегося жизненным невзгодам и верящего в успех на любом этапе жизни. Несломленная трудностями многодетная мама на всю свою долгую жизнь сохранила доброту, любовь к окружающей природе и семейным традициям, детям, сельским пейзажам и временам года, которые она по памяти из детства переносила на холст.

Факты из жизни бабушки Мозес

Ее настоящее имя – Анна Мария Робертсон Мозес. Она родилась в Америке в 1860 году в многодетной фермерской семье и уже с нежного 12-летнего возраста начала самостоятельно зарабатывать себе на жизнь у более богатых соседей-фермеров. В 27 лет вышла замуж за работника фермы и переехала из Гринвича в Вирджинию. Семейная пара тяжело и много работала, за собственные сбережения Анна купила корову и аппарат для сбивания масла, а позже она зарабатывала, делая чипсы. Рождались дети, нужно было всех прокормить, помочь стать на ноги. К сожалению, из 10 детей, которые появились в семье, пятеро умерли сразу после рождения.

Живя на ферме и постоянно занимаясь сельским трудом, Анна любила вышивать пряжей. Но в преклонном возрасте, 76 лет, когда заниматься вышивкой стало невозможно из-за развившегося артрита, она оставила рукодельные расшитые полотна и начала рисовать. Ее ранние работы отображали ностальгические картинки из далекого детства с играми, забавами и Рождеством.

Картины бабушки Мозес

Создавая примитивные, почти детские картины, она не рисовала их для себя, а дарила родственникам и знакомым. Казалось, они не имели особой ценности, ведь были написаны простой женщиной, без особого таланта и соответствующего образования, хотя вызывали улыбку и положительные эмоции. Иногда работы выставлялись для показа, но без особого успеха… И все-таки чудо произошло!

Счастливый случай решает судьбу художницы бабушки Мозес

Выставленные в окне местной аптеки полотна бабушки Мозес случайно заметил известный частный коллекционер Луис Калдор, который не смог равнодушно пройти мимо. Он вбежал в помещение и с трепетным чувством узнал, чьи картины выставлены в окне. А потом разыскал дом неимоверной художницы и за 200 долларов купил у нее 14 полотен, пообещав на прощание сделать ее знаменитой. Усмехнувшись странному покупателю, бабушка не поверила ни одному его слову. Но встреча двух упрямых людей оказалась судьбоносной, несмотря на скептицизм, с которым поначалу знатоки живописи отнеслись к картинам женщины ну очень преклонного возраста.

В 1940 году, когда Анне Марии Мозес исполнилось уже 80 лет, открылась ее первая художественная выставка, на которой присутствовала и сама виновница торжества, не преминув надеть шляпку и украсить платье белым кружевным воротничком.

С этого периода началась мировая слава пожилой художницы. Картины на выставках объехали более половины штатов Америки, страны Европы и далекую Японию. Их примитивизм был близок и понятен каждому, а сюжеты всегда вызывали счастливые воспоминания из детства о друзьях, купании на речке, катании с горки, Хеллоуине и Рождестве. Сюжеты были понятны и близки почти каждому человеку и не требовали особых знаний искусствоведения: все просто, как в детстве – зима, светло- весна, темно-зеленое лето и осень, сани, олени, лошади, Санта-Клаус.

Успех 100-летней художницы Мозес

За воплощенную жизненную простоту бабушка Мозес была награждена несколькими премиями, одну из которых она получила лично из рук самого Президента страны Гарри Трумена. Несмотря на наивность живописи, она была востребована широкой публикой и стала появляться на марках и открытках, на посуде и тканях. Знатоки делали на ней огромные деньги, о которых бабушка Мозес даже не мечтала. Ее картина «Старый пестрый дом» была продана с аукциона за 60 тыс.долларов, в то время как обошлась новым владельцам всего за 110 долларов!

В нарушение всех известных правил на девятом десятке лет бабушка Мозес стала суперзвездой! В 1946 году была издана первая монография о художнице, в 1950 – снят документальный фильм о ее жизни, который был номинирован на Оскар, в 1952 году опубликована автобиография. Успех пожилой женщины поражал американское воображение, средства массовой информации не уставали пересказывать сказочный сюжет жизни бабушки Мозес. Ее 100-летний юбилей по указанию губернатора Нью-Йорка Нельсона Рокфеллера праздновали как праздник всей страны, на 101 День рождения звучали фанфары. Все приветствовали и радовались успехам знаменитой долгожительницы.

Анна Мария Мозес не переступила 102 жизненный отрезок, скончавшись за несколько месяцев до даты своего рождения. О прискорбном событии новость вышла на первых страницах печатных изданий по всей Америке и большей части Европы. Она оставила после себя славу самого известного художника примитивизма Америки и 1600 жизнерадостных и светлых картин, излучающих доброту, сказочность природы, детства, волшебство праздников.

Вы еще сомневаетесь, что в любом возрасте можно воплощать свои мечты и желания? Самый яркий пример этому – жизнь и творчество 100-летней художницы бабушки Мозес.

Будьте смелыми и настойчивыми, воплощая в реальность свои видения и фантазии!

Клетчатый дом

Что может быть общего между французским таможенным служащим, вдовой американского фермера, девушкой из украинского села? С первого взгляда, ничего. Но их объединяет то, что, каждый в свое время, они взяли кисть в руки и стали рисовать тот мир, который видели вокруг себя. Не имея опыта и художественного образования, эти непрофессиональные живописцы создавали оригинальные и поэтичные полотна. Такие работы самоучек, внешне походившие на детские рисунки, но с глубоким и метафоричным смыслом, стали называть наивной живописью.

Анна Мэри Мозес

Первая половина XX века была богата на самобытные таланты. Но среди всех представителей наивной живописи, пожалуй, самая вдохновляющая судьба выпала на долю Анны Мэри Мозес (1860 – 1961 гг.). На самом деле в течение многих и многих лет ничего оригинального в ее жизненном пути не было. Дочка небогатого фермера из американского захолустья, она получила самое незатейливое образование, и уже с 12 лет была вынуждена работать по найму. Дальше ее жизнь складывалась так же, как и у многих других американских женщин конца XIX века: труд на чужих фермах, замужество, многолетние попытки накопить денег на свое хозяйство, рождение десятерых детей, пятеро из которых не дожили до года. Только к 45 годам жизнь Анны Мозес обрела некоторую стабильность: супругам удалось купить небольшую ферму и обрести свой собственный дом. Правда, тяжелой работы от этого стало еще больше. В 1927 году у миссис Мозес умер муж, и фермой стал управлять младший сын. Здоровье и возраст пожилой вдовы уже не позволяли ей работать, как раньше. Но сама Анна была слишком деятельным и позитивным человеком, чтобы просто день за днем сидеть в кресле-качалке. Тут-то и началось самое интересное.

Позволь мне помочь

Поначалу бабушка Мозес тратила часы досуга на вышивку, но с годами болезнь суставов превратила любимое дело в мучение. И тогда, в возрасте 76 лет, старушка взяла в руки кисти. Конечно, она не ставила себе целью войти в историю наивной живописи, ей просто хотелось порадовать родных и близких, а заодно сэкономить на рождественских подарках.

Сюжеты для картин Анна Мозес брала из своей жизни. Ей нравилось писать сельские пейзажи, показывать быт американских фермеров, изображать виды родного городка.

Гроза

Как и работы многих других представителей наивной живописи, полотна бабушки Мозес отличает плоскостность, некоторое искажение перспективы, незамысловатость технических приемов. Но все это вместе с сочными пятнами цвета передает жизнеутверждающее ощущение внутренней творческой свободы. Видно, что художник наслаждался самим процессом создания картины, не зацикливаясь на результате.

По счастливому стечению обстоятельств, работы неунывающей старушки, которые она щедро дарила всем знакомым, попали в поле зрения коллекционеров и собирателей живописи. Первая «настоящая» выставка работ миссис Мозес открылась в 1940 году. В это время художнице уже исполнилось 80 лет. Неожиданно для самой себя Анна Мозес оказалась «в струе», когда перед ее страной стояла задача идеологически утвердиться в мире.

Прекрасный мир

Чем же так трогала и трогает сердца наивная живопись бабушки Мозес? Ее примитивные с первого взгляда картины дышат такой поэтикой и искренностью, что сложно остаться равнодушным. На них изображены сценки из той жизни, о которой многие мечтают или вспоминают с ностальгией. Честность, простота и оптимизм захватывают зрителя. Недаром говорят, что картина – это отражение души художника.

Анна Мэри Мозес прожила сто один год, и ее жизнь нельзя назвать легкой. Но то, что ей удалось сквозь все годы пронести и подарить людям свою искренность, оптимизм и желание экспериментировать, достойно восхищения.

Светлана Виноградова

Одна из самых известных художниц Америки, Бабушка Мозес, не училась в школе. Она не заканчивала художественную академию.

У неё не было учителей. Свой жизненный путь эта удивительная женщина начала обычной крестьянкой. Она жила на маленькой ферме, с раннего детства очень много работала. Мозес была из бедной семьи, ей пришлось с одиннадцати лет батрачить на богатых соседей.

Очень поздно вышла замуж, и муж её тоже был беден, был таким же наёмным разнорабочим, как и она. Вся жизнь Мозес прошла в тяжёлых крестьянских трудах.

Просыпаться нужно было до зари, доить коров, потом ухаживать за урожаем, воспитывать детей, убирать дом, готовить еду. Всю жизнь она работала не покладая рук. Всю жизнь она жила в маленьком провинциальном посёлке, где было очень мало людей. Её организм полностью износился, как старый ржавый автомобиль, она уже не могла работать, но без дела тоже не могла сидеть и увлеклась вязанием. К сожалению, это занятие ей пришлось оставить, так как её мучили страшные боли в суставах.

Когда ей исполнилось 76 лет, дочка посоветовала начать рисовать. Мозес нигде не училась и никто не учил её рисовать. Её первые картины висели в местной аптеке. Проезжавший мимо инженер, увлекающийся живописью, обратил внимание на эти милые, примитивные картинки. За бесценок купил несколько. Начал выставлять в своей галерее, показывать друзьям. Так, постепенно, шаг за шагом, Бабушка Мозес стала самой знаменитой художницей Америки. Её картины дарили Президентам Америки на дни рождения. Она умерла в 101 год, создав более 1600 картин и рисунков.

Бабушка Мозес (англ. Grandma Moses, настоящее имя Анна Мэри Мозес, урождённая Робертсон, англ. Anna Mary Moses, b. Robertson; 7 сентября 1860 - 13 декабря 1961) - американская художница-любительница, одна из главных представителей американского живописного примитивизма.

Любила рисовать с раннего детства, однако большую часть жизни провела на ферме в штате Нью-Йорк, будучи женой фермера. Стала матерью пятерых детей. В зрелые годы занималась вышивкой, однако ближе к 70-летнему возрасту это стало для неё затруднительно из-за артрита. После смерти мужа в 1927 года Анна Мозес снова стала рисовать.

В 1938 года нью-йоркский коллекционер заметил рисунок Анны Мозес, выставленный в окне аптеки в городке Хузик-Фоллс (англ. Hoosick Falls), где она жила. В течение года рисунки Мозес начали появляться в нью-йоркской галерее Сент-Этьен и привлекли к себе широкое внимание коллекционеров и любителей живописи.

В течение 1940-х годов выставки Мозес прошли во многих европейских странах и в Японии. В 1941 году она получила государственную премию штата Нью-Йорк, в 1949 году президент США Гарри Трумэн лично вручил ей премию Национального Американского женского пресс-клуба. В 1952 году была издана её автобиография. В 1960 году, к столетию Бабушки Мозес, её фотография, сделанная известным фоторепортёром Корнеллом Капой, была помещена на обложке журнала «Лайф».

Живопись Бабушки Мозес изображает сельские пейзажи и бытовые сценки, зачастую они многофигурны и напоминают детские рисунки. Бабушка Мозес предпочитала зимние виды, летние писала реже. Один из летних пейзажей Мозес, «Старый пёстрый дом, 1862» (работа 1942 года), приобретённый у автора после создания за 110 долларов США, был продан в 2004 году на аукционе в Мемфисе за 60 000 долларов.

Публику поражали не столько картины, сколько сама Бабушка Мозес, как прозвали её журналисты. Она впервые взялась за кисть в том возрасте, когда большинство людей уже не ждут никаких подарков судьбы, а тихо доживают свой век. Начинающей художнице было 76 лет.

Её дни рождения отмечались на обложках журналов "Тайм" и "Лайф", а столетие и вовсе стало праздником целого штата Нью-Йорк: губернатор Нельсон Рокфеллер объявил 7 сентября 1960 года "днём Бабушки Мозес". Президент Трумэн лично приглашал её в гости в Белый дом. Администрация Эйзенхауэра заказала ей картину в подарок президенту на третью годовщину инаугурации...

Один критик сказал об Анне Мари Мозес: "Привлекательность её картин в том, что в них изображён тот стиль жизни, в существование которого американцы так любят верить, но которого больше нет". Её деревенские пасторали, сценки из быта американских фермеров прелестны и, безусловно, заслуживают место в истории искусства. Но сама по себе наивная живопись нигде и никогда не пользовалась бешеной популярностью.

Почти ничего, кроме фермы, она в жизни не видела. Она появилась на свет на окраине штата Нью-Йорк, в графстве Вашингтон. И по сей день отнюдь не центр цивилизации, в 1860 году это была и вовсе глухая деревня.

Анна Мари считала своё детство счастливым, хотя семья её родителей, фермеров Робертсонов, достатком избалована не была. Девочка успела получить лишь самое простое образование: научилась читать-писать, да и только. Двенадцати лет от роду она пошла в прислуги к более удачливым соседям.

Зарабатывая на кусок хлеба, Анна Мари чуть было не упустила своего счастья, и вышла замуж только в 27 лет (в таком возрасте женщины считались уже безнадёжными старыми девами). Партию блестящей назвать сложно: Томас Салмон Мозес был таким же наёмным рабочим, то есть без гроша за душой. Но в медовый месяц молодые всё же отправились в путешествие. Если, конечно, так можно назвать поиски места, где больше платят...

В родные края Мозесы вернулись только через восемнадцать лет – столько потребовалось, чтобы скопить денег на покупку своей земли. И в 1905 году Мозесы обосновались на собственной ферме неподалеку от городка Орлиный Мост. У Анны Мари и Томаса было к тому времени пять детей (ещё пятеро умерли, не дотянув и до года).

Когда в 1927 году Томас Мозес умер из-за сердечного приступа, делами семейной фермы занялся младший из сыновей. А старая миссис Мозес вдруг оказалась не у дел. Свободного времени стало слишком много.

Отнюдь не кокетничая, она рассказывала позже в телеинтервью: "Я просто не могла сидеть в кресле-качалке". Миссис Мозес занялась вышиванием, но ещё несколько лет спустя артрит превратил рукоделие в пытку. И тогда дочь предложила матери рисовать...

Это было весьма удачное время: в конце 30-х годов в Америке вспыхнул интерес к художникам-самоучкам "из глубинки". К ним были благосклонны выставочные залы, в первую очередь недавно открытый нью-йоркский Музей современного искусства. Появились и частные коллекционеры "народного" творчества...

История умалчивает, каким ветром в 1938 году инженера Луиса Калдора занесло в провинциальный городишко Хусик Фоллс. Но что бы ни искал он в этом захолустье, а наткнулся на картины Анны Мари, пылившиеся в витрине местной аптеки. Калдор был настолько очарован, что отыскал автора и приобрёл у неё несколько работ.

Он даже умудрился протолкнуть три картины Мозес на выставку "Современные неизвестные американские живописцы" в Музее современного искусства. Правда, мероприятие было закрытое, проводилось для специалистов, а опыта общения с этой публикой Калдор не имел...

Однако год спустя судьба свела энтузиаста с владельцем новой нью-йоркской "Galerie St. Etienne" Отто Каллиром. В отличие от восторженного Калдора, тот был в артбизнесе профессионалом. Правда, в этот момент Каллир начинал с нуля: после аннексии Австрии фашистской Германией ему пришлось уносить ноги с родины. Недавный эмигрант пытался застолбить место под американским солнцем. Калдор принёс ему именно то, что надо.

В октябре 1940 года в "Galerie St. Etienne" открылась персональная выставка Анны Мари Мозес – "Что рисует жена фермера".

Вторая мировая плавно перетекла в холодную войну. Америка как никогда нуждалась в собственном искусстве как элементе пропаганды. И Бабушка Мозес невольно оказалась "на передовой". Она стала одной из главных участниц передвижных выставок, которые Информационная служба США организовывала в разорённой войной Европе...

Однако хороший приём картин Мозес в Старом Свете получил странный резонанс на родине художницы. "Европейцы любят думать, что Бабушка Мозес представляет американское искусство. Они хвалят нашу наивность и честность, но отказывают нам в возможности полноценного, искушённого художественного выражения. Бабушка Мозес – именно то, что они ожидают от нас, что они готовы нам позволить", – писала "Нью-Йорк Таймс" в 1950 году.

К этому времени в художественном мире США переменился ветер. Профессиональные живописцы слишком долго ощущали себя незаслуженно обойдёнными вниманием Музея современного искусства и иже с ним. Борьба с самоучками в конце концов увенчалась успехом профессионалов – к исходу 40-х годов интерес американского арт-рынка к "народному искусству" иссяк. Мозес оставалась последним бастионом, пока критики не списали её популярность на низменные вкусы публики и политические игры.

Мнение это столь прочно укоренилось, что к началу XXI века имя Мозес было несколько подзабыто. И юбилейная выставка, организованная наследниками Отто Каллира, нынешними владельцами "Galerie St. Etienne", стала неожиданным и приятным открытием для новых поколений критиков и зрителей.

Вокруг её имени критики ломали копья, а она тихо жила в своей провинции. Здоровье не позволяло ей трудиться на ферме – разве что кормить кур. И рисование стало её работой. За четверть века (Бабушка Мозес умерла когда ей шёл 101 год) ею было создано больше 1600 картин, рисунков, иллюстраций.

Бабушку Мозес мало заботило мнение художественного мира. Признание со стороны прессы и политиков скорее утомляло, чем радовало, – приходилось временами покидать родные места и ехать в какой-нибудь грязный, многолюдный Нью-Йорк. Её не беспокоило, что на её имени делаются немалые деньги: работы художницы тиражировались в миллионах открыток, марок, плакатов... Бабушке Мозес доставляло удовольствие, что она приносит кому-то радость.