25 право в системе социальных норм. Социальные и технические нормы.(37)

План

2. Право в системе социальных норм.

3. Право и государство.

Литература

1. Венгеров А.Б. Теория государства и права: В 2-х частях. Ч. 2. Теория права. – М., 1996.

2. Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. – М., 1996.

3. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. – М., 1996.

4. Копаев В.С. Мораль и ее влияние на современное российское право // Юрист. – 1998. - № 10.

5. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для ВУЗов. – М., 1999.

6. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. – М., 2000.

7. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 2-е изд., перераб и доп. – М., 1996.

8. Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник. – М., 1999.

9. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник. – М., 1998.

10. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. – М., 1996.

11. Теория права и государства: Учебник для вузов / Под ред. Г.Н. Манова. – М., 1996.

12. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В. М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М., 1997.

13. Четвернин В.А. Понятия права и государства: Учебное пособие. – М., 1997.

14. Энциклопедический юридический словарь / Румянцев О.Г., Донов В.Н. – М., 1997.

1. Понятие и виды социальных норм. Социальные и технические нормы.

Общество не может существовать без регулирования, под которым понимается упорядочение поведения людей в различных сферах жизнедеятельности. Упорядочение осуществляется с помощью норм, которые подразделяются на социальные и технические.

Социальные нормы – это правила поведения, используемые для регулирования общественных отношений. К ним относятся правовые, моральные, религиозные, политические, эстетические, корпоративные и иные нормы.

Особенности социальных норм:

1) предмет регулирования здесь сугубо социальный – общественные отношения;

2) «субъективный» состав связан только с людьми как представителями социальный сферы.

Технические нормы – это правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и предметами природы. К ним относятся правила выполнения определенных строительных работ, нормы расходования сырья, топлива, ГОСТы, технические условия и др.

Особенности технических норм:

1) предмет регулирования здесь не сугубо социальный;

2) «субъективный» состав связан не только с людьми, но и с внешним миром, природой, техникой.

Социальные и технические нормы взаимодействуют между собой. В частности, важнейшие для общества технические нормы поддерживаются правом и государством, становясь уже технико-юридическими правилами поведения. В силу этого они выступают не только целесообразными, но и общеобязательными, влекущими за собой определенные юридические последствия. Так УК предусматривает ответственность за нарушение правил безопасности при производстве строительных работ, за нарушение правил вождения и эксплуатации транспорта.

2.1. Место права в системе нормативного регулирования общественных отношений

Система нормативного регулирования общественных отношений – это совокупность социальных норм, т.е. связанных с волей и сознанием людей общих правил регламентации поведения, форм их социального взаимодействия, возникающих в процессе исторического развития общества и соответствующие типу культуры и характеру его организации.

Социальные нормы выполняют три основные функции:

1) регулятивную , т.е. установление правил поведения в обществе, регламентация социального взаимодействия;

2) оценочную , являясь критериями отношения к тем или иным действиям и поступкам;

3) трансляционную, т.е. передачу от поколения к поколению определенной культуры общественных отношений

Социальные нормы можно классифицировать по разным основаниям.

По сферам действия различают экономические, политические, религиозные, экологические и др. нормы.

По механизму, т.е. регулятивным особенностям, принято выделять мораль, право, обычаи, и корпоративные нормы.

Право – это система общеобязательных, формально-определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством.

Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с другими нормами, как элемент системы социального нормативного регулирования.

Право и мораль . Право и мораль характеризуются как единством, так и различием. Их единство проявляется в том, что они являются духовными ценностями, выработанными человечеством. Кроме того, они в конечном счете определяются уровнем экономического развития общества. В то же время они выражают различные стороны регулирования общественных отношений, поведения людей и различаются по способу существования (нормы права зафиксированы в нормативно-правовых актах, а нормы морали, в основном существуют в сознании людей, либо находят воплощение в произведениях искусства и религиозных канонах), по сфере действия (нормы морали охватывают более широкую область отношений), по способу привлечения к ответственности, по формам ответственности и т.д.

Право и обычаи. Обычай – это общие правила, возникающие в результате многократного повторения конкретных образцов поведения и деятельности и в силу длительности существования вошедшие в привычку людей.

Обычаи относят к числу самых ранних социальных норм. В период становления государств обычаям начали придавать общеобязательное значение. Записанные обычаи стали возводиться в ранг законов государства и превратились в первые источники права. Сегодня юридические нормы поддерживают обычаи, полезные с точки зрения общества и государства. В то же время право может вытеснять вредные с точки зрения общества и государства обычаи, или занимать по отношению к некоторым из них нейтральные позиции.

Право и корпоративные нормы . Корпоративные нормы – это правила поведения, создаваемые в организованных объединениях, распространяющиеся только на их членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного объединения. К таким нормам относятся нормы партий, профсоюзов, клубов и т.п.

По формальным признакам корпоративные нормы похожи на юридические (записаны в соответствующих документах, систематизированы, принимаются по определенной процедуре). Однако предметом их регулирования являются отношения, не урегулированные юридически. Они не порождают права и обязанности, обеспеченные юридической защитой.

В условиях демократического общества и правового государства гармоническое взаимодействие права с другими социальными нормами является необходимым условием их эффективности.

2.2. Соотношение права и морали

Мораль – это система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого и поддерживаемая силой общественного мнения.

Мораль является синонимом понятия нравственность. Наукой о морали или нравственности является этика.

Единство между правом и моралью заключается в следующем:

1) в системе социальных норм они выступают самым универсальным, распространяющимся на все общество, средством регулирования;

2) у них единый объект регулирования – общественные отношения;

3) они исходят в конечном счете от общества.

Различия между правом и моралью :

1) по происхождению (если мораль возникает вместе с обществом, то объективное право – вместе с государством);

2) по форме выражения (если мораль содержится в общественном сознании, то право – с специальных актах, имеющих письменную форму);

3) по сфере действия (если мораль может регулировать практически все общественные отношения, то право – наиболее важные и только те, которые в состоянии упорядочить);

4) по времени введения в действие (если моральные нормы вводятся в действие по мере их осознания, то правовые – в конкретно установленный срок);

5) по способу обеспечения (если нормы морали обеспечиваются мерами общественного воздействия, то нормы права – мерами государственного воздействия);

6) по критериям оценки (если нормы морали регулируют общественные отношения с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого, то нормы права – с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного).

Право и мораль взаимодействуют между собой в процессе упорядочения общественных отношений. Их требования во многом совпадают: то, что осуждает и поощряет право, осуждает и поощряет, как правило, мораль. И наоборот. Многие правовые нормы вытекают из нравственных, например, не убий, не укради и др.

В то же время возможны и противоречия, когда одна и та же ситуация может регулироваться по-разному со стороны права и морали. Причины противоречий могут быть объективные (существующие различия между правом и моралью) и субъективные (право меняется быстрее морали и подчас с ней не согласуется в силу определенных идеологических, конъюнктурных моментов.) Например, советское право запрещало калым, в то время как мораль среднеазиатских народов считала его общеобязательным и всячески поощряла.

2.3. Право и обычаи. Их единство, различие и взаимодействие

Обычаи – это общие правила, возникающие в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и деятельности в силу длительности своего существования вошедшие в привычку людей.

В основе обычаев лежат образцы конкретного поведения, практической деятельности. Это обусловливает многообразие обычаев. Свои обычаи имеют различные этносы, социальные группы, сообщества. Рознятся обычаи и в зависимости от регионов.

В отличие от права или морали обычаи предполагают не согласование поведения с предписанными требованиями, а воспроизведение самого поведения в его устоявшихся вариантах.

Существование обычая в виде привычки означает отсутствие особых механизмов его обеспечения, отсутствие необходимости в принуждении, поскольку следование привычке обеспечено самим фактом ее существования, т.е. естественно.

Исторически обычаи относят к числу самых ранних социальных норм. В период образования государств им стали придавать общеобязательное значение. Облеченные в письменную форму, в систематизированные своды обычаи возводятся в ранг законов государства (Законы Хаммурапи, Законы Ману и др.) и становятся первыми источниками права.

Сегодня возможны три основных варианта взаимодействия права и обычаев:

1. Юридические нормы поддерживают обычаи, полезные с точки зрения общества и государства и создают условия для их реализации.

2. Юридические нормы способствуют вытеснению вредных с точки зрения общества обычаев.

3. Юридические нормы безразличны к действующим обычаям.

Обычаев, к которым юридические нормы безразличны, большинство и связаны они главным образом с межличностными отношениями, бытовым поведением людей.

От взаимодействия права и обычая следует отличать правовой обычай, как источник (форму) права, сохранивший некоторое значение и в настоящее время.

В правовом обычае юридическое значение придается именно обычной норме путем ее санкционирования. Иначе говоря, в этом случае обычай приобретает юридический статус без его текстуальной формулировки в нормативном акте. В качестве примера могут рассматриваться ст. 134, 135 Кодекса торгового мореплавания и ст. 5 ГК РФ, санкционирующая обычаи делового оборота.

2.4. Право и корпоративные нормы

Корпоративные нормы – это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества. Наиболее распространенным примером таких норм являются нормы общественных организаций – партий, профсоюзов, клубов и т.д.

По формальным признакам корпоративные норы похожи на юридические: текстуально закреплены в соответствующих документах, принимаются по определенной процедуре, систематизированы. В то же время корпоративные нормы не обладают общеобязательностью норм права, не обеспечиваются государственным принуждением.

Корпоративные нормы имеют иную природу, нежели право. Предметом их регулирования являются отношения, не урегулированные юридически (в силу невозможности или нецелесообразности такого регулирования). Они «принадлежат» структурным единицам гражданского общества и отражают специфику природы последних.

В связи с этим важно отличать корпоративные нормы от юридических, содержащихся в локальных нормативных актах. Последние, хотя и действуют только внутри определенной организации, являются юридическими, поскольку порождают права и обязанности, обеспеченные юридическими механизмами. Это означает, что в случае их нарушения существует возможность обратиться в компетентные правоохранительные органы. Например, при нарушении положений учредительных документов акционерного общества заинтересованный субъект может обжаловать состоявшееся решение в судебном порядке. А вынесение решения с нарушением устава партии обжалованию в судебном порядке не подлежит.

3. Соотношение государства и права

Государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Право – это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом, это система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Единство государства и права состоит в том, что они:

1) возникают и развиваются совместно;

2) выступают средствами управления, инструментами власти;

3) призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы;

4) определяются одними и теми же социально-экономическими, политическими, культурными и другими факторами.

Различия между государством и правом:

1) если государство есть особая организация политической власти, то право является социальным регулятором;

2) если государство выражает силу, то право – волю;

3) если первичным элементом государства является государственный орган, то первичным элементом права – норма;

4) они также не совпадают по формам, функциям и т.д.

Взаимосвязь государства и права:

1) с одной стороны, воздействие государства на право состоит в том, что первое формирует, изменяет, отменяет второе (правотворчество), а также регулирует и охраняет его (правоприменение);

2) с другой стороны, право воздействует на государство, упорядочивая деятельность государственного аппарата, устанавливая компетенцию его органов.

Выделяют два основных типа взаимоотношений между государством и правом:

1) государство стоит над правом, выступая определяющим фактором, что характерно для антидемократических стран;

2) право стоит над государством, выступая его ограничителем, что характерно для правовых государств.

Любое общество можно рассматривать как социальную систему, для которой существует объективная необходимость упорядочить постоянно усложняющиеся связи и отношения, возможность удовлетворить интересы членов общества.

С развитием общества увеличивается количество вариантов поведения, что определяет необходимость закреплять наиболее устойчивые и типичные, что и определяет появление и развитие соци-альных норм.

Нормативное регулирование отношений является непремен-ным условием развития общества: обществу (как и любой системе) необходима упорядоченность, урегулированность отношений.

В свою очередь и само нормативное регулирование пред-ставляет собой систему. Система нормативного регулирова-ния общества - это совокупность взаимосвязанных норм, которые регламентируют поведение людей в обществе, ре-гулируют их отношения между собой и объектами внешне-го мира.

Термин «норма» имеет два смысла.

Первый : норма - есте-ственное состояние какого-либо явления (процесса, отноше-ния, системы и т.д.). Второй: норма - это определенный стан-дарт, образец, эталон, модель поведения, связанный с сознанием и во-лей людей в процессе человеческого общения.

Второй смысл относится собственно к социальной норме.

Социальные нормы не просто существуют в обществе, а ре-гулируют общественные отношения, поведение людей, нормируют совместную жизнедеятельность людей. При этом соци-альные нормы регулируют не всякие, а наиболее типичные от-ношения.

Социальные нормы - это общепризнанные или распрост-раненные эталоны, образцы, варианты, правила поведения лю-дей в обществе.

Признаки социальных норм.

1. Социальные нормы являются общими правилами, т.е. правилами для всех членов общества и исходят из интересов общества. Поэтому они обращены к неопределенному кругу лиц (не имеют конкретного адресата).

2. Социальные нормы действуют непрерывно (до измене-ния или прекращения) и многократно.

3. Социальные нормы - это всегда результат волевой и со-знательной деятельности людей.

4. Социальные нормы направлены на регулирование об-щественных отношений.

Классификация социальных норм.

Социальные нормы многочисленны и разнообразны, что свя-зано с разнообразием тех общественных отношений, которые регулируют (предмет регулирования).

В теории данные нор-мы классифицируют исходя из:

1) сферы действия;

2) способа формирования и особенности регулирования.

По сфере действия различают нормы экономические, по-литические, религиозные, экологические, брачно-семейные и др. Различие между ними определяется конкретной областью общественной жизни, в которой они реализуются.


По способу формирования и особенности регулирова-ния можно выделить нормы морали, нормы обычаи, корпо-ративные нормы и, наконец, правовые нормы. Различие меж-ду названными видами норм определяется: процессом форми-рования; формой закрепления; характером регулятивного воздействия; способами и методами обеспечения. При таком под-ходе специфика норм проявляется достаточно определенно.

Такова система нормативного регулирования общества. К ней можно добавить нормы международного права, которые являются разновидностью норм права (нормы, которые состав-ляют двусторонние и многосторонние договоры, соглашения, пакты, уставы, конвенции, декларации).

И, наконец , особой разновидностью норм являются соци-ально-технические и технические нормы.

Основные функции социальных норм.

1) Регулятивная. Социальные нормы устанавливают пра-вила поведения в обществе и тем самым регулируют его жизнь.

2) Оценочная. Любая социальная норма, по сути, содер-жит общественную оценку действий. Можно выделить как минимум три варианта оценки.

Первый, если норма содер-жит запрет на то или иное действие - оценка (этого действия) отрицательная.

Второй, если норма «говорит» о том, что «можно» или «нуж-но» - оценка положительная.

Третий, если в норме закреплена возможность для субъек-тов общественных отношений договориться о варианте поведе-ния самостоятельно (если иное не предусмотрено договором) - оценка нейтральная.

3) Информационная. Любая социальная норма является ис-точником информации о возможном или должном поведении человека.

Юристы имеют дело, прежде всего, с правовыми нормами. Но так как все нормы в системе нормативного регулирования взаимосвязаны, следовательно, о специфике правовых норм нельзя судить без выяснения их места и роли среди других ви-дов социальных и технических норм.

Право как регулятор общественных отношений

Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается одним каким-либо смыслом. Право, писал один из них (Павел), употребляется по меньшей мере в двух смыслах. Во-первых, право означает то, что "всегда является справедливым и добрым", т. е. естественное право. Во-вторых, право - это то, что "полезно всем или многим в каком-либо государстве, каково цивильное право". Право - общественное явление, оно есть сторона, "часть" общества, или, как любил говорить Гегель , его "момент". В отечественной правовой истории наблюдается сложная эволюция права.

С течением времени менялись представления о праве, теории и концепции. В конце XIX - начале ХХ в. ученые-юристы связывали с правом преимущественно принудительное воздействие государства, осознание зависимости от власти и т.п. В 20-х годах XX в. формируется понимание права как общественного отношения, как фактического правового порядка, что отражало создание нового социалистического права. В 30-40-х годах вырабатывается нормативное определение права, которое оказалось весьма устойчивым. Но в 50-е годы вновь развиваются более широкие представления о праве, в котором выделялись помимо норм также правоотношения и правосознание. Коренное изменение общественного строя в нашей стране в 90-х годах приводит к изменению взглядов на право.

С одной стороны, расширяются научные разработки в области философии права, когда наряду с позитивным правом более резко выделяются начала естественного права и проводится различение права и закона. С другой стороны, сохраняется и обогащается прежнее нормативистское представление о праве. Сошлемся на типичное определение права как системы общеобязательных, формально-определенных норм, выражающих государственную волю общества и обеспечиваемых государством, направленных на регулирование поведения людей в соответствии с социально-экономическими, политическими и духовными устоями общества. Обогащение правопонимания позволяет предложить определение права, которое учитывает названные подходы и новую общественную и международную практику.

Право - это правовые взгляды и позиции, выражающие социальные интересы, и закрепляемые в системе общеобязательных принципов и правил поведения, установленных государством и международными структурами и регулирующих общественные отношения, обеспеченных государством и институтами гражданского общества и мирового сообщества. Но право - не абстрактное понятие, существующее лишь в теоретических представлениях ученых-юристов. Оно находит двойственное выражение. Право выступает прежде всего как общее (типичное) правосознание и как юридическая наука. Право - не застывший формализованный свод правил. Оно изменяется по мере развития общества и государства. Меняется и отношение к нему. Наша страна переживает один из самых драматических и противоречивых периодов в своей истории. Новая идеология вступила в острый поединок с концепциями, политической и экономической системами предыдущего этапа развития.

Страна стоит перед мучительным выбором. Сохранять ли прежний уклад коллективистской жизни или формировать личностно-индивидуалистический строй и рыночные отношения в экономике? Каким путем идти государству? Получат ли общественную поддержку осуществляемые реформы и дадут ли они желаемые результаты? В юридической литературе, и отечественной и зарубежной, нет единого подхода к определению понятия права, а тем более однозначного о нем представления. Если сравнить между собой определения понятия права и подходы к его изучению, характерные для советского периода, с определениями понятия права и подходами к его познанию в постсоветский период, то нетрудно заметить, что важнейшей особенностью тех и других подходов является или категорическое признание, или столь же решительное отрицание классового характера права.

Первые - строятся на строго классовых постулатах, на представлении о государстве и праве как средствах, орудиях в руках господствующего класса или классов. Вторые же, - молчаливо отвергая классовость, апеллируют к общечеловеческим ценностям и интересам или же к "общим и индивидуальным интересам населения страны". В качестве примера сугубо классового подхода к определению понятия права можно сослаться на довольно типичное определение, в соответствии с которым право рассматривается как "совокупность установленных и охраняемых государством норм, выражающих волю господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни этого класса". Или на определение права как на систему нормативно-обязательного регулирования поведения людей, "поддерживаемую государством и выражающую материально обусловленную волю господствующих классов (при социализме - волю народа)".

Примером внеклассового или надклассового подхода к определению понятия права может служить дефиниция, в соответствии с которой оно рассматривается как "система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений". Разумеется в сфере права, равно как и в других сферах государственной или общественной жизни, никто не может претендовать на истину в последний инстанции при установлении критериев правильности подходов к изучению и определению понятия тех или иных явлений, не исключая и самого права. Возможно ли успешное преодоление негативных сторон множественности, а точнее, известной разрозненности или даже противоречивости определений понятия о праве? В отечественной и зарубежной юридической литературе попытки подобного характера предпринимались, и неоднократно.

Отмечалось, в частности, что общее определение права, если оно правильно сформулировано, имеет ту несомненную теоретическую и практическую ценность, что оно ориентирует на главные и решающие признаки, характерные для права вообще и отличающие право от других, смежных, неправовых общественных явлений. Однако тут же, и не без оснований, оговаривалось, что в процессе исследования права и его применения нельзя ограничиться "одним лишь общим определением понятия права", поскольку в нем не могут получить "свое непосредственное отражение" весьма важные для глубокого понимания права и практики его применения "специфические моменты, свойственные тому или иному историческому типу права". Специфические особенности, например, рабовладельческого или феодального права вряд ли можно отразить в общем понятии, которое "вбирало" бы в себя также хотя бы некоторые специфические особенности современных правовых систем или типов права.

Специфические особенности характеризуют лишь частные определения понятия права, отражающие соответственно специфические признаки и черты рабовладельческого, феодального или любого иного права. Что же касается общего определения понятия права, то оно может складываться, исходя из своего названия и назначения, лишь из самых общих особенностей. В силу этого оно неизбежно будет носить слишком общий, чрезмерно абстрактный, малопригодный для успешного решения теоретических задач и достижения практических целей характер. Поэтому, наиболее эффективным, а следовательно, и наиболее приемлемым средством преодоления негативных последствий множественности и противоречивости определения права и подходов к нему является выделение и рассмотрение его наиболее важных признаков. Что же касается наиболее приемлемого в теоретическом и практическом плане определения права, то им, по мнению автора, могло бы служить определение, согласно которому право понимается как "система общеобязательных, формально определенных норм, обеспечиваемых государством и направленных на регулирование поведения людей в соответствии с принятыми в данном обществе устоями социально-экономической, политической и духовной жизни".

1. Право прежде всего есть совокупность, а точнее, система норм. Это не случайный набор случайных норм, а строго выверенная, упорядоченная система вполне определенных правил поведения. Как и любая иная система, она складывается из однопорядковых, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Таковыми являются нормы права, или правила поведения. Система должна быть внутренне единой и непротиворечивой. Возникающие между ее структурными элементами - нормами связи, как и сами нормы, должны быть направлены на выполнение строго определенных, регулятивных и иных функций, на достижение единых целей. Чтобы стать действенным и эффективным, право должно сложиться как целостная, органическая система. Это одно из непременных требований и одновременно один из признаков реального, действующего права.

2. Право - это не просто система норм, а система норм, установленных или санкционированных государством. В мире существует множество систем социальных норм. Но только система правовых норм исходит от государства. Все остальные создаются и развиваются негосударственными - общественными, партийными и иными органами и организациями. Создавая нормы права, государство действует непосредственно, через свои уполномоченные на то органы, или же опосредованно, путем передачи отдельных своих полномочий на издание некоторых нормативно-правовых актов негосударственным органам или организациям. В последнем случае говорят о "санкционировании", то есть о даче разрешения государством на осуществление ограниченной правотворческой деятельности этим негосударственным органам и организациям.

3. Право всегда выражает государственную волю как его основу, которая в свою очередь, согласно различным существующим в отечественной и зарубежной юридической науке концепциям, воплощает в себе волю класса, правящей группы, народа, общества или нации.

4. Право представляет собой систему норм, или правил поведения, имеющих общеобязательный характер. Общеобязательность означает, что все члены общества непременно выполняют требования, содержащиеся в нормах права. Общеобязательность нормы права возникает вместе с ней, развивается, изменяется и прекращается. Г. Кельзен вполне резонно считал, что "норма права представляет собой правило поведения, согласно которому то или иное лицо (группа лиц) должно действовать в каком-то определенном направлении, независимо от того, желает ли оно вести себя таким образом или нет". Общеобязательность как признак права распространяется не только на "рядовых" граждан, должностных лиц, различные негосударственные органы и организации, но и на само государство.

5. Право охраняется и обеспечивается государством, а в случае нарушения требований, содержащихся в нормах права, применяется государственное принуждение. Государство не может безразлично относиться к нормам, издаваемым или санкционируемым им. Оно прилагает огромные усилия для их реализации, охраняет их от нарушений и гарантирует. Одним из широко используемых методов при этом является государственное принуждение. Оно должно применяться только уполномоченными на то органами, действующими строго в рамках закона, на основе закона, а также в соответствии с предусмотренными им процессуальными правилами. В последние годы произошло много перемен во всех сферах нашей жизни, которые подвергли испытаниям государственные институты и правовую систему. Современное право не просто меняется, оно становится обширнее, покрывает ранее неизвестные отношения.

Современные правовые системы и нормативно-правовые массивы устроены довольно сложно. Неизбежны поэтому как внутренние юридические противоречия в рамках каждой из правовых систем, так и внешние противоречия между ними. Соприкосновение, взаимодействие правовых систем, их взаимовлияние охватывает все слои каждой из них. Общим является то, что юридические противоречия выражаются в разном правопонимании, в столкновении правовых актов, в неправомерных действиях государственных, межгосударственных и общественных структур, в притязаниях и действиях по изменению существующего правопорядка. Поэтому, одна из задач современного права, как регулятора общественных отношений - это формирование коллизионного права.

Объективное и субъективное право: понятия. Признаки, соотношение.

Право предполагает не только юридические нормы, содержа-щиеся в законодательстве и других источниках, но и наличные (субъективные) права физических и юридических лиц, их право-мочия. В первом случае речь идет о праве в объективном смысле (объективном праве), во втором - о праве в субъективном смыс-ле (субъективном праве) .

Под субъективным правом следует понимать :

1) совокупность наличных прав субъектов права;

2) меру их возможного поведения или масштаб свободы, со-здающий возможность действовать в своих интересах;

3) такие права и свободы, которые официально признаны го-сударством, защищаются и охраняются им.

Право в объективном смысле - система общеобязательных формально определенных юридических норм, выражающих общественную. Классовую волю (конкретные интересы общества и классов), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право - законодательство, обычаи, прецеденты, нормативные договоры данного периода в конкретном государстве. Оно объективно в том смысле что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему.

Субъективное право - мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективны конкретные права и свободы личности в том смысле что связаны с субъектом принадлежит ему и зависят от его воли и сознания. Если объективное право - юридические нормы, выраженные в тех или иных формах, то субъективное право - конкретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного. Подразделение права на объективное и субъективное коренится в самой жизни, поэтому всегда надо знать идет ли речь о праве в смысле юридических норм или в смысле наличных прав участников общественных отношений. Признаки объективного права: волевой характер, нормативность, системность, связь с государством, общеобязательность.

Право в определенной мере зависит от конкретного индивида, поскольку он в некоторой степени, пусть косвенно, но участвует в формировании норм права (путем выборов депутатов законодательного органа), а в отдельных случаях он непосредственно, наряду с другими, вырабатывает их, например, при проведении референдума или в качестве члена законодательного органа (субъективное право).

Вместе с тем, принятые нормы права как бы отделяются от индивида, становятся над ним, и в этом смысле можно говорить о том, что такое право является объективным.

Разделение права на объективное и субъективное позволяет лучше понять природу права вообще, определить более эффективные меры по его реализации, как государством, так и конкретными людьми.

Итак, объективное право выражено в нормативных актах и касается неопределенного круга лиц.

Объективное право формируется совокупно государственными органами, и в этом смысле оно является источником для права субъективного. Объективное право оформляется обычно в виде нормативно - правового акта, содержащих внешне абстрактные нормы, например, в тексте Конституции, УК, ГК.

Вместе с тем, в разряд объективного права могут входить и нормы, которые не закреплены в позитивном праве. Речь идет об естественных правах, которые действуют вне зависимости от того, признал их законодатель или нет. Например: право на жизнь, на свободу, на достоинство личности является объективным по своей сути, поскольку указанные социальные блага происходят из природы человека.

В отечественном правоведении субъективное право понимается как предусмотренная нормами права (объективным правом) мера возможного или дозволенного поведения индивида.

В основе субъективного права, таким образом, лежит юридически обеспеченная возможность лица действовать тем или иным способом, то есть имеется его выбор поведения в определенных правовых рамках, внутри которых лицо может самостоятельно решать, использовать ему предоставленную объективным правом возможность или не использовать.

Субъективное право, возникая на основе объективного права, принадлежит конкретному субъекту, гарантируется государством, и при необходимости защищается силой государственного принуждения.

Субъективное право, как мера возможного или дозволенного поведения состоит из нескольких элементов - правомочий, которые в совокупности составляют структуру субъективного права :

Действовать, т.е. в праве на собственное поведение управомоченного лица (право - поведение);

Требовать, т.е. в праве на должное поведение со стороны других лиц (право - требование);

Пользоваться определенным социальным благом, т.е. в праве удовлетворять свои материальные и духовные потребности (право - пользование);

Иметь защиту, т.е. в праве обращаться в компетентные органы государства и привести механизм принуждения в защиту своих интересов, если право нарушено (право - притязания).

Понятие и признаки нормы права.

Право состоит из действующих в данном обществе юридических или правовых норм.

Под нормой права понимается установленное государством и обеспечиваемое им закрепленное в его официальных актах, общеобязательное формально - определенное правило поведения, которое предоставляет права, и возлагает обязанности на участников общественных отношений.

Норма права - относительно самостоятельное явление, обладающее свойственными ей специфическими особенностями, которые позволяют более глубоко понять суть и содержание права, укрепить представления о нем, о механизме его воздействия на общественные отношения.

Юридическая норма - первичная клеточка права, исходный элемент его системы. Поэтому, естественно, что ей свойственны основные черты права, как особого социального явления. Из этого не следует, однако, что понятия «право» и «норма» права совпадают. Они соотносятся между собой как целое и часть.

К признакам нормы права относятся:

Нормативность - она имеет общий, а не конкретный характер, распространяется на большое количество жизненных ситуаций и большой круг лиц;

Общеобязательность - норма права представляет собой властное предписание государства. Относительно возможного и должного поведения людей;

Формальная определенность - норма права выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов;

Связь с государством - норма права устанавливается государственными органами, и обеспечивается мерами государственного принуждения, воздействия - и стимулированием;

Представитель - обязывающий характер - норма права не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанности, без права;

Микро системность - норма права выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция.

Правовая норма рассчитана не на разовое, а на многократное ее применение. Она отражает наиболее типичные, часто повторяемые отношения, отношения между людьми, в урегулировании которых заинтересовано государство.

Выступая «клеточкой» права, норма в то же время представляет собой такое образование, которое обладает специфическим внутренним строением, своеобразной организацией.

Структура нормы права - это внутреннее строение, которое раскрывает ее основные элементы и способы взаимосвязи. По своей структуре каждая норма права включает в себя три элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию.

Гипотеза - содержит конкретные жизненные условия (обстоятельства), при наступлении которых начинает действовать правовая норма.

Гипотезы классифицируются по двум критериям:

1. По степени сложности:

Простые - указывается одно обстоятельство. Например: согласно части 1 статьи 677 ГК РФ нанимателем жилого помещения по договору найма может быть только гражданин;

Сложные - указывается комплекс обстоятельств, при наступлении которых реализуется норма права. Например: уголовно-правовые нормы действуют по меньшей мере при наличии двух условий - соответствующего возраста уголовной ответственности и вменяемости лица, совершившего общественно опасное деяние;

Альтернативные - содержат несколько обстоятельств, при наступлении хотя бы одного из них правовая норма начинает действовать.

2. По форме выражения:

Общие - указываются общие признаки. Например: общие условия действия всех уголовно-правовых норм - достижение возраста уголовной ответственности;

Частные - указываются помимо общих, и более конкретные признаки. Например: условием действия уголовно-правовых норм, регулирующих ответственность за должностные преступления, является наличие специального субъекта, т.е. должностного лица.

Такие гипотезы в юридической литературе называют еще абстрактными и казуальными.

Диспозиция - это часть нормы права, раскрывающая само правило поведения, т.е. права и (или) обязанности действовать или не действовать тем или иным образом. Диспозиция является ядром правовой нормы, ее основным элементом, поскольку в нем формируется само правило поведения.

По характеру регулирования выделяют следующие виды диспозиции:

Управомочивающие - представляют лицу возможность действовать по своему усмотрению. Например: согласно статье 12 Закона «О милиции» работники милиции имеют право в предусмотренном законом порядке применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие;

Обязывающие - возлагают обязанность совершать те или иные действия. Например: работники милиции обязаны в частности, предотвращать, пресекать преступления и административные правонарушения, выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, оказывать помощь гражданам, пострадавшим от преступлений и т.д.;

Запрещающие - содержат требования не совершать определенные действия. Например: согласно статье 15 закона РФ «О милиции» запрещается принимать на вооружение огнестрельное оружие, которое наносит чрезмерно тяжелые ранения или служит источником неоправданного риска).

По полноте изложения диспозиции бывают:

1. Полные - правило поведения указываются исчерпывающе (таких норм большинство);

3. Бланкетные - дается ссылка на иной нормативно - правовой акт. Например: в статье 264 УК РФ говорится об ответственности за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, в связи с чем, правоприменителю необходимо обращаться к содержанию этих правил.

Санкция - это часть нормы права, раскрывающая неблагоприятные последствия (пределы взыскания, наказания), которые в принудительном порядке могут последовать в случае нарушения установленного правила поведения, т.е. выражают юридическую ответственность.

Санкции различаются по двум критериям:

1. По отраслям права:

Уголовно-правовые;

Административно-правовые;

Гражданско-правовые;

Дисциплинарные.

2. По степени определенности:

Абсолютно-определенные - указывается одна и точная мера принуждения. Например: в соответствии со статьей 1089 ГК РФ, в случае смерти кормильца лицам, имеющим в этом случае право на возмещение вреда, причинитель вреда обязан возмещать его в той доле заработка (дохода) умершего, которую они получили или имели право получать при его жизни, что встречается редко;

Относительно-определенные - указывается низший и высший предел одной меры принуждения - лишение свободы от двух до пяти лет; либо только высший предел - лишение свободы сроком до десяти лет - большинство санкций являются относительно - определенными;

Альтернативные - указываются несколько различных мер принуждения, которые выбираются правоприменительным органом. Например: лишение свободы сроком до пяти лет, ограничение свободы до трех лет или штраф. Часто санкции бывают альтернативными и относительно определенными.

Нормы права излагаются в нормативных актах различными способами. Трехчленная структура правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) называется идеальной. Реально структура правовой нормы может не содержать гипотезы или санкции (в зависимости от размещения нормы в правовом акте). Законодатель обычно не ставит цели придать структуре правовых норм непременно стройный вид.

Структура нормы права: понятие, характеристика элементов.

«Структура» - это категория системного подхода и под ней понимаются це-лесообразные связи между элементами в системе. По давней традиции в норме права выделяют три элемента, которые но-сят названия «гипотезы», «диспозиции» и «санкции». Гипотезой называют ту часть нормы, которая указывает на условия вступления нормы в действие (да-ет описание юридических фактов). Диспозиция - это «та часть нормы, кото-рая указывает на содержание самого правила поведения, то есть на юридиче-ские права и обязанности, возникающие у субъектов» (С.С. Алексеев). Санкция - та часть нормы, которая указывает на меры правового принужде-ния, следующие за нарушение диспозиции, и словесная схема такого подхо-да выглядит следующим образом: «если..., то..., а в противном случае...».

Гипотеза дает нам ответ на вопрос: при каких обстоятельствах необходимо руководствоваться данной нормой; диспозиция - какое правило поведения закрепляется; санкция - какова юридическая ответственность за нарушение данного правила поведения. Все составляющие элементы правовой нормы логически взаимосвязаны.

Например, в Семейном кодексе Российской Федерации содержится норма: «Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке» (ст. 65). В данной статье присутствуют все три элемента логической структуры правовой нормы.

Гипотеза - это та часть правовой нормы, которая указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется эта норма. Гипотеза содержит условия, с помощью которых удается определить, подпадает ли конкретная жизненная ситуация под действие данной правовой нормы. Например, статья 12 Семейного кодекса РФ закрепляет следующие обстоятельства, необходимые для заключения брака - «взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста». Помимо названных обстоятельств, семейное законодательство также рассматривает дополнительные обстоятельства, препятствующие заключению брака - «если хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке; между близкими родственниками; между усыновителями и усыновленными; если хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства» (ст. 14).

Классификацию гипотез можно осуществлять но следующим основаниям (критериям): во-первых, по объему и способам изложения условий реализации правовой нормы и, во-вторых, по степени определенности этих обстоятельств, изложенных в норме нрава.

По объему изложения гипотезы делятся на простые и сложные . Это зависит от количества обстоятельств, обозначенных в юридической норме. Если в гипотезе указано одно условие, с наличием или отсутствием которого связывается действие правовой нормы, то такая гипотеза называется простой. Например, статья 14 закона «О гражданстве Российской Федерации» предусматривает одно условие, необходимое для приобретения гражданства Российской Федерации: «Ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве Российской Федерации, является гражданином Российской Федерации независимо от места рождения».

А сложная гипотеза указывает на несколько обстоятельств, которые вместе служат достаточным основанием для реализации правовой нормы. Таковым является гипотеза, закрепленная в пункте 2 статьи 17 того же закона: «Ребенок, родившийся на территории Российской Федерации от лиц без гражданства, является гражданином Российской Федерации». Здесь два обстоятельства: ребенок, родившийся на территории Российской Федерации, от лиц без гражданства. Если норма права связана с одним из нескольких условий, перечисленных в статье нормативно-правового акта,то такая гипотеза называется альтернативной.

Например, статья 22 названного закона перечисляет несколько обстоятельств, каждое из которых является основанием прекращения гражданства.

По способам изложения гипотезы подразделяются на казуистические и абстрактные. Казуистическая гипотеза определяет обстоятельства реализации правовой нормы конкретными видовыми признаками, а абстрактная гипотеза - через общие, родовые признаки.

В зависимости от того , насколько точно указаны обстоятельства реализации правовой нормы, гипотезы подразделяются на определенные и относительно определенные. Определенная гипотеза четко и ясно перечисляет конкретные условия, наличие которых требует осуществления заключенного в норме правового предписания. Например, в статье 129 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации содержится несколько условий, необходимых для того, чтобы суд мог принять иск к рассмотрению - «если заявление не подлежит рассмотрению в судах; если заинтересованным лицом не соблюден установленный для данной категории дел порядок предварительного внесудебного разрешения спора; если заявление от имени заинтересованного лица подано лицом, не имеющим полномочий на ведение дела». Наличие хотя бы одного из перечисленных обстоятельств достаточно, чтобы вступила в действие норма права.

Относительно определенная гипотеза предоставляет субъектам применения права возможность самостоятельно решать в каждом отдельном случае вопрос о наличии либо отсутствии этих условий. Относительно определенная гипотеза является дополнением к основной, всегда четко определенной гипотезе. Часть 1 статьи 141 Семейного кодекса гласит: «Усыновление ребенка может быть отменено в случаях, если усыновители уклоняются от выполнения возложенных на них обязанностей родителей, злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с усыновленным ребенком, являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией». Здесь перечислены основные условия, необходимые для вступления данной нормы в действие. А во второй части данной статьи указываются дополнительные обстоятельства: «Суд вправе отменить усыновление ребенка и по другим основаниям исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка». Обстоятельства, названные во второй части, не являются очевидными для всех, поэтому решение вопроса об их наличии или отсутствии в конкретной ситуации передано суду.

Диспозиция - часть правовой нормы, которая указывает на само правило поведения. Она является центральным элементом правовой нормы. Субъекты правоотношений, реализуя свои правомочия, должны действовать согласно этому правилу поведения. Именно в диспозиции наиболее четко и последовательно проявляются сущность функции правовой нормы.

Диспозиции, в зависимости от степени определенности, можно классифицировать на определенные, альтернативные и бланкетные. Определенная диспозиция точно и четко обязывает участников правоотношений, каким образом они должны строить свое поведение.

Статья 363 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что «договор поручительства должен быть совершен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора поручительства».

Данное правило поведения сформулировано совершенно определенно: как должны поступать субъекты правоотношений в реализации этой нормы, то есть обязывает их заключать договор в письменной форме. А несоблюдение этой формы влечет за собой признание договора ничтожным.

Альтернативная диспозиция дает возможность субъектам права строить свое поведение в пределах, установленных юридической нормой. Например, статья 143 Семейного кодекса РФ предусматривает возможность решать суду, как поступить при отмене усыновления ребенка: «При отмене усыновления ребенок по решению суда передается родителям. При отсутствии родителей, а также если передача ребенка родителям противоречит его интересам, ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства». В данном случае суду дано право выбрать один из вариантов поведения, который представляется ему наиболее целесообразным с точки зрения защиты интересов ребенка.

Бланкетная диспозиция содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации своих правомочий к другим юридическим нормам.

Санкция - часть правовой нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения юридической нормы, то есть это меры наказания, ответственность за несоблюдение нормы права. Различаются несколько видов санкций. По степени определенности санкции подразделяются на абсолютно определенные, относительно определенные и альтернативные. В абсолютно определенных санкциях точно указана мера наказания, применяемая к лицу, совершившему правонарушение. Например, в уголовном законодательстве содержатся правовые нормы, предусматривающие конкретное наказание за совершенное деяние.

В относительно определенных санкциях предусмотрена возможность выбора меры наказания в пределах одной санкции по усмотрению правоприменительного органа в зависимости от конкретных обстоятельств, смягчающих или отягчающих вину правонарушителя (лишение свободы на срок от пяти до десяти лет). В альтернативных санкциях суду или другому правоприменительному органу дана возможность выбора одной из мер наказания, предусмотренных данной правовой нормой: «... наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового» (ст. 123 Уголовного кодекса РФ).

При подготовке законопроекта очень важно, чтобы законодатель учитывал все структурные элементы будущих юридических норм. Необходимо, чтобы в этих нормах были отражены условия (обстоятельства) их применения, круг лиц, на которых распространяется это правило поведения, а также меры ответственности за нарушение данной правовой нормы. Логически выверенная связь между структурными элементами. правовой нормы всегда позволяет правильно нацеливать субъектов права на надлежащее применение этих норм в правоприменительной практике.

Виды правовых норм и Классификация норм права

Классификация правовых норм может быть осуществлена по различным основаниям.

1. По предмету правового регулирования нормы права подразделяются на конституционные, административные, гражданские, уголовные, процессуальные и т. д. Иными словами, их видовая принадлежность определяется тем, к каким отраслям права они относятся. Правовые нормы каждой отрасли права регулируют качественно однородную и относительно самостоятельную группу общественных отношений, что и обуславливает подразделение норм права на институты и отрасли права.

Нормы права также подразделяются на материальные и процессуальные. Нормы материального права устанавливают права и обязанности субъектов права, их правовое положение, пределы правового регулирования и т. д. Нормы процессуального права регулируют отношения, связанные с осуществлением, реализацией права. Главная особенность норм процессуального права - это их процедурный характер. Нормы процессуального права призваны обеспечить специальный порядок досудебной и судебной защиты общественных отношений, урегулированных правом.

2. По методу правового регулирования правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные, рекомендательные. Императивные нормы предусматривают строго обязательное выполнение субъектами правоотношений предписаний, предусмотренных в правилах поведения, то есть не допускают никаких отклонений от содержащегося в норме предписания.

Императивные нормы содержат абсолютно определенное правило, которое не может быть никем изменено. В основном это нормы административного, финансового, уголовного, некоторые нормы гражданского и трудового права. Диспозитивные нормы оставляют определенный простор субъектам права для свободного волеизъявления, то есть они сами могут договориться по вопросам реализации субъективных прав и обязанностей. В этих нормах содержатся относительно определенные диспозиции. Преимущественно эти нормы реализуются в гражданско-правовых отношениях. Рекомендательные указывают на желательный вариант поведения.

3. По месту и роли в правовой системе правовые нормы делятся прежде всего на регулятивные и охранительные, учредительные - выполняют функцию норм принципов. Нормы-принципы - это нормы, закрепляющие основополагающие, исходные начала права. Они не создают непосредственно прав и обязанностей, а указывают принципиальное направление правового регулирования, в чем и заключается их функциональное предназначение. В главе 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя» содержатся нормы, закрепляющие принципы организации и деятельности государственного строя в Российской Федерации.

Например, статья 10 Конституции РФ гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную». Как видим, в данной статье закреплен принцип «разделения властей». А нормы права, содержащиеся в главе 7 Конституции РФ «Судебная власть», устанавливают правовые принципы организации и деятельности судебной власти в Российской Федерации.

Нормы-принципы получают логическое развитие и конкретизацию в других правовых нормах, что не исключает их прямого действия. Суд и правоприменительные органы могут на них ссылаться при рассмотрении конкретного юридического дела для обоснования и усиления авторитетности принимаемого решения.

Регулятивные нормы устанавливают взаимные права и обязанности субъектов правоотношений, то есть возможные пределы поведения субъектов права. А охранительные нормы устанавливают и регламентируют меры юридической ответственности к лицам, нарушившим субъективные права участников правоотношений. По форме изложения нормы права могут быть управомочивающими («Каждый имеет право на жизнь» - ст. 20 Конституции РФ), обязывающими («Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» - ст.58 Конституции РФ) и запрещающими («Запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами» - ст. 60 Трудового кодекса РФ). Дефинитивные нормы дают определения юридических понятий и категорий таких, как: преступление, наказание, штраф, сделка и т. д. Например. «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой
наказания» (ст. 14 Уголовного кодекса РФ). Декларативные играют информационную роль. Коллизионные нормы орбитры (противоречие). Оперативная норма выполняет роль нормы инструмента, т.е. устанавливает процедуру вступления нормативных актов в силу, либо прекращает их действия.

4. По субъектам правотворчества : нормы исходящие от государства и исходящие от народа.

5. По действию во времени и по кругу лиц , на которых распространяются правовые нормы, различаются общие и специальные нормы. Общие нормы распространяют свое действие на всех лиц данной территории, а специальные - действуют лишь в отношении определенной категории субъектов (военнослужащих, пенсионеров, женщин и др.). Во времени: действующие неопределенное время и действующие определенное время.

6. По степени определенности элементов правовой нормы : абсолютно определенные точно устанавливающие права и обязанности субъектов правоотношения, а также последствия несоблюдения предписаний. Относительно определенные устанавливают варианты поведения. Альтернативные предусматривающие возможность выбора правила поведения.

Социальные нормы - это правила поведения, регулирующие отношения между людьми. Их следует отличать от технических норм, определяющих правила пользования приборами и механизмами (пылесосом, автомобилем), веществами (прием лекарств) и осуществления технологических процессов (приготовление пищи).

Первоначально поведение людей регулировалось мононормами - едиными, нерасчлененными социальными нормами, которые содержали в себе и религиозные нормы, и запреты (табу), и мифологические представления первобытного человека.

Виды социальных норм:

1. Обычаи - исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку. Могут быть полезными для общества (обычай воспитывать ребенка матерью) и вредными (обычай кровной мести).

2. Нормы морали - правила поведения, регулирующие поведение человека, исходя из представлений о добре и зле, справедливости, понятий «хорошо» и «плохо» (уважение старших, защита слабых).

3. Религиозные нормы - регулируют поведение верующих исходя из догм религии (отправление религиозных таинств - крещения, причащения, венчания; соблюдение поста).

4. Корпоративные нормы - нормы, принятые внутри организации и распространяющиеся только на ее членов (устав партии, обязанность носить униформу).

5. Традиции - исторически сложившиеся правила поведения, регулирующие внешнюю сторону поведения (застолье по поводу заключения брака, празднование Нового года).

6. Обряды - правила поведения, имеющие символическое значение и особый смысл (обряд похорон).

7. Нормы права - исходящие от государства общеобязательные, неперсонифицированные (обращенные ко всем), формально-определенные правила поведения.

С появлением государства на первое место в системе социального регулирования вышли нормы права как самые эффективные и обеспеченные силой государственного принуждения.

Еще по теме 29. Право в системе социальных норм:

  1. ПраВо В СиСтеме Социальных норм СоциалиСтичеСкоГо общеСтВа
  2. if(!cssCompatible) { document.write("\ \ Розділ 17\ \ \ СИСТЕМА ПРАВА І ЇЇ ОСНОВНІ ЕЛЕМЕНТИ\ \ \ 17.1. Поняття і структура системи права\ \ \ При вивченні ознак права значна увага приділяється його системності, адже регулювання і охорону суспільних відносин право здійснює через відповідну систему правових норм.\ \ \ Як відомо, право складається з правових норм, але це не проста сукупність, а система взаємозалежних і взаємопов"язаних норм. Право являє певне цілісне утворення, що складається

Общество представляет собой систему взаимосвязанных социальных общественных отношений, которые многочисленны и разнообразны, но не все из них урегулированы правом, например, вне правового регулирования находятся многие отношения частной жизни людей в сфере любви, дружбы, досуга, потребления.

Политические, публичные взаимодействия большей частью носят правовой характер, и они помимо права регулируются иными социальными нормами.

Право не обладает монополией на социальное регулирование. Правовые нормы охватывают лишь стратегические, общественно значимые аспекты отношений в обществе. Наряду с правом большой объем регулирующих функций в обществе выполняют самые разнообразные социальные нормы.

Социальная норма – это правило общего характера, регулирующее однородные, массовые, типичные общественные отношения.

Помимо права к социальным нормам относятся мораль , религия, корпоративные правила , обычаи , мода.

Право – это только одна из подсистем социальных норм, обладающая своей особенной спецификой.

Общее назначение социальных норм заключается в упорядочении совместного существования людей, обеспечении и согласовании их социального взаимодействия, придании последним стабильного, гарантированного характера.

Социальные нормы ограничивают индивидуальную свободу индивидов, устанавливая пределы возможного, должного и запрещенного поведения.

Общие признаки социальных норм:

  1. Социальный (общественный) характер и строятся по типу Субъект - Субъект;

    Социальные нормы носят общий характер, социальные нормы представляют собой не конкретные указания - когда, кому и что делать или не делать, а общие модели, образцы, стандарты человеческого поведения.

  2. Объективно - субъективный характер;

    В социальных нормах одновременно сочетаются и субъективные, и объективные факторы, например, с одной стороны, они создаются людьми и носят сознательно-волевой характер, а с другой - обусловлены действием объективных закономерностей, не зависящих от человека.

  3. Системный характер;

    Для социальных норм характерны два вида системных взаимодействий - внутренние - внутри отдельно взятой системы норм и внешние - между разными системами социальных норм, например между правом и моралью, правом и традициями. Право взаимодействует и с моралью, и с религией, и с традициями, и с иными видами социальных норм.

  4. Подзаконный характер;

    И мораль, и традиции, и корпоративные правила должны соответствовать законодательству.

  5. Обеспеченный характер;

    Нарушение нормы влечет применение к нарушителю определенных санкций, если за нарушения права применяются государственные санкции, то иные социальные нормы обеспечиваются санкциями негосударственного, общественного характера.

Виды социальных норм:

  1. Корпоративные нормы - это правила, регулирующие поведение людей в локальных сообществах;
  2. Религиозные нормы - это правила, регулирующие поведение верующих в повседневной жизни;

    Все религии провозглашают божественное происхождение природы и социальных институтов, включая религиозные каноны, государство и право. Ответственность за свои действия непосредственно перед Богом. Характерным является понятие греха, а также рая для избранных и ада для грешников.

  3. Обычаи - это правила, сложившиеся стихийно в результате многократного, длительного, повсеместного использования в какой-либо сфере общественной или частной жизни;

Социальные нормы могут быть классифицированы по различным основаниям.

Политические нормы более удалены от экономических основ общественной жизни, чем нормы права , поэтому они менее стабильны. Политические нормы всегда направлены на определенную часть общества , социальную группу (или класс, как раньше было принято это называть). Нормы права устанавливаются всегда единым субъектом — государством . Безусловно, политические партии и иные организации влияют на него и даже участвуют в государственной власти . Но принимают эти правовые нормы они все равно от имени и в интересах государства, а не как политические силы. Если же происходит наоборот, тогда налицо доминирование политических норм над правовыми, чего быть не должно. Политические нормы фиксируются в праве. В таком случае они перестают быть политическими и становятся нормами права, рассчитанными на все общество, а не только на отдельную его часть. В этом заключается отличие правовых норм от политических.

Взаимодействие норм права с религиозными нормами

Религиозные и правовые нормы очень многое объединяет. Верования практически всегда выступают мерилом добропорядочного поведения субъекта, уровня его законопослушания. Это происходит потому, что правовые нормы в значительной степени базируются на религиозных постулатах, на требованиях морали , которая, в свою очередь, напрямую вытекает из религии.

Сходство религиозных и правовых норм заключается в следующем:

  • они всегда формализованы, то есть содержат определения и понятия;
  • документально зафиксированы и оформлены (нормы права — в законах , религиозные нормы — в религиозных книгах).

Существуют и отличия религиозных норм от правовых:

  • сфера действия религиозных норм всегда уже, чем правовых;
  • правовым нормам субъект следует во многом вынужденно, религиозным — добровольно и осознанно;
  • различен механизм действия этих норм. Религиозные нормы неизменны, непреложны и всегда ссылаются на «высший авторитет».

Взаимодействие норм права с корпоративными нормами

Корпоративные нормы — это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах (фирмах, учреждениях и в иных крупных и малых организациях, профсоюзах и политических партиях), распространяющиеся лишь на их членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества.

Сходство правовых и корпоративных норм заключается в следующем:

  • их тексты всегда закрепляются в соответствующих документах (правовых — в законах и подзаконных актах, корпоративных — в локальных актах руководителя предприятия , организации);
  • всегда принимаются по определенной процедуре;
  • всегда систематизированы.

Различия правовых и корпоративных норм.