Примеры нарушения и защиты прав ребенка. Суть нарушения прав ребенка, защита

Права каждого ребенка в России гарантируются и охраняются Конституцией и Семейным кодексом РФ.

В Российской Федерации защита прав ребенка возложена на:

  1. законных представителей;

    При этом, несовершеннолетние имеют право на защиту от злоупотреблений с их стороны.

  2. органы опеки и попечительства;
  3. прокурора;

Важно! Для защиты нарушенных прав ребенок имеет право самостоятельно обращаться в органы опеки, а по достижению 14 летнего возраста в судебные органы.

К сожалению, случаи ущемления прав ребенка со стороны взрослых, явление достаточно частое. Как правило, это происходит дома и в учебном заведении.

Самыми распространенными случаям нарушения прав детей дома является:

  • физическое насилие . Может выражаться, как в действии (побои, приобщение к употреблению алкоголя и наркотиков и так далее), так и в бездействии (например, сознательное лишение пищи, неоказание необходимой медицинской помощи путем обращения в лечебное учреждение);
  • моральное насилие (систематическое воздействие на психику ребенка криками, оскорблениями, угрозами);
  • социальное насилие . Выражается в пренебрежении к нуждам и естественным потребностям ребенка (в жилье, одежде, образовании).

За ущемление прав ребенка законные представители несут административную и уголовную ответственность. В отдельных случаях, строго оговоренных в семейном кодексе (ст.69, 73 СК РФ), родители могут быть ограничены или лишены родительских прав.

Ущемление прав ребенка в школе

Как могут быть ущемлены права ребенка в школе:

  1. необоснованная критика и угрозы;
  2. оскорбления и унижение достоинства, в том числе публичное;
  3. целенаправленная изоляция;
  4. повышенные требования по сравнению с другими учениками.

Подобные ситуации не следует оставлять без внимания в надежде, что все разрешиться само собой или из опасения, что при принятии мер отношение к ребенку еще больше ухудшиться.

Не стоит забывать, что: «Безнаказанность порождает вседозволенность» . Поэтому, если права Вашего ребенка ущемлены, то в первую очередь следует обратиться с письменной жалобой к директору образовательного учреждения.

Если никакие меры не будут предприняты, то следующим шагом будет обращение в районное или городское управление образование. Если представители органа образования не смогли оказать Вам квалифицированную помощь в восстановлении нарушенного права, то Вы имеете право обратиться в прокуратуру.

Важно! Очень часто учеников не пускают в школу в связи с тем, что они забыли сменную обувь дома. Это является серьезным нарушением со стороны образовательного учреждения, так как каждый имеет право на получение основного общего образования. Поэтому представители школы не имеют право не допускать ребенка к занятиям, кроме как по медицинским основаниям.

Во время образовательного процесса ответственность за жизнь и здоровье несовершеннолетнего несет школа. Поэтому, если ребенка не пустили в школу, отправили домой, и в этот период с ним что-то случилось, то родители имеют право обратиться в суд с иском к образовательному учреждению.

Никого не удивишь ситуацией, когда детей оставляют после уроков убирать класс. В случаях, если это не является частью образовательной программы, либо не согласовано с родителями учеников, данные действия расцениваются, как принудительный труд, который запрещен в РФ.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

Вы когда-нибудь задумывались о том, что общество должно давать ребенку? Приведем примеры тех гарантий, которые есть у любого дошкольника, посещающего детский сад. Начиная с рождения и до достижения совершеннолетия у детей есть свои индивидуальные "привилегии". Все права ребенка (кратко их должны знать любые папа и мама) изложены в Конвенции ООН.

В обязанности родителей входит строгое наблюдение за тем, чтобы во время посещения детского садика их никто не нарушал. Если анализировать реальность, то на практике права нарушаются, но при этом никто из нарушителей не получает заслуженного наказания, ведь дети не всегда жалуются родителям на своих воспитателей.

Что такое Конвенция?

Данный документ был принят ООН, причем он является далеко не единственным нормативным актом, в котором затронута тема "Права ребенка". Страны Европы уделяют существенное внимание проблеме защиты дошкольников, понимая, что в таком возрасте самостоятельно они постоять за себя неспособны. В любом цивилизованном государстве существуют свои собственные нормативные документы, в которых перечисляются права ребенка (в детском саду, в частности).

Какие документы регламентируют гарантии в РФ?

В нашей стране существует Семейный кодекс, кроме того, функционирует Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Эти документы являются основополагающими для социальных работников, которые отслеживают благополучие семей. Права ребенка в ДОУ защищены Законом «Об образовании». Есть и административные документы, инструкции, в которых они также прописаны. Подобные нормативные акты прописывают все права ребенка в ДОУ, родители должны внимательно ознакомиться с ними и при необходимости защищать, основываясь на этих законах, своих малышей.

Собираемся в детский сад

Российская действительность такова, что запись в детский сад часто начинается сразу после рождения малыша, но попасть в учреждение ребенок может только по достижении трехлетнего возраста. Причиной стало повышение рождаемости, а также закрытие во времена разрушения СССР многих ДОУ. Для решения проблемы, связанной с нехваткой мест, в наши дни строятся новые сады, но полного ее устранения пока не ожидается.

Для защиты основного права ребенка в детском саду, а именно возможности малыша посещать данное заведение, законодательно было установлена обязанность органов власти предоставлять детям вакантное место для получения дошкольного образования. Как только вашему малышу подошла очередь определяться с дислокацией, в семье появляются различные проблемы. В первую очередь, это связано с тем, что ребенок находится в ожидании нового этапа своей жизни, у него возникают тревожные ощущения, ведь непонятно, что именно будет происходить в новом месте, где рядом с ним не будет ни папы, ни мамы. Чувства родителей, которые ожидают поступления малыша в детское гораздо ярче. Они ощущают озабоченность, грусть, некоторый страх, волнение за своего будущего «ученика».

Один из серьезных вопросов, который не должен выпасть из поля зрения родителей, - права ребенка в детском саду. Далеко не все современные мамы и папы имеют полное представление о них. Хотя незнание порой порождает очень серьезные проблемы с психикой, которые очень трудно исправить даже через несколько лет. Содержание прав ребенка - проблема, о которой далеко не каждый отец или мать задумается, тогда как воспитатели ею могут воспользоваться в полной мере.

Примеры документов-«защитников»

Основные права ребенка, примеры которых должны знать любые заботливые родители, базируются на Конвенции, Семейном кодексе, Законе «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Безусловно, нарушения любого из этих нормативных актов приводят к административной и уголовной ответственности.

Что гарантировано дошкольникам?

Перечислим основные права ребенка в детском саду для родителей, чтобы они могли защищать своих чад (в случае необходимости). Итак, это право ребенка:


Что такое жестокое обращение с ребенком?

Определение «жестокое обращение» предполагает побои, сексуальное, эмоциональное либо физическое насилие (например, крики, оскорбления, унижения). В детских садах нарушения подобного плана происходят довольно часто, причем воспитатели считают нормальным кричать на детей, называть их некрасивыми словами, отвесить оплеуху. Если вы узнали, что нарушаются права ребенка (примеры таких ситуаций встречаются нередко), то есть к малышу применялось какое-либо насилие, переводите его в другое дошкольное учреждение.

Могут ли родители защищать детей в дошкольных учреждениях?

Именно родители могут и должны следить за тем, чтобы права их детей в дошкольных образовательных учреждениях не нарушались. При выборе детского сада мамы и папы обязаны проверить уровень квалификации воспитателей, к которым они поведут своих чад. Если малыш после первого визита в садик дома капризничает, отказывается спать, плачет без причины, то ощущение дискомфорта налицо. Родители должны пристально понаблюдать за малышом, если через 3-4 дня его поведение не меняется, повышается нервозность, поговорите с воспитателями. Если после разговора ничего не меняется, и малыш отказывается идти в детский сад, ищите для него другое дошкольное учреждение.

О чем должны спрашивать родители?

Не забывайте интересоваться правилами распорядка, принятыми в ДУ, спросите о тех занятиях, которые проводят воспитатели для развития творческих способностей и интеллекта дошкольников. Детский сад, который дорожит своей репутацией, всегда сотрудничает с родителями и даже приглашает их на открытые занятия, чтобы они могли видеть, как развивается ребенок, знать, какие навыки формируются у него во время творческих заданий.

Как родителям вести себя, если выявлены нарушения?

Сначала нужно в письменном виде обратиться к заведующему детским садом, попросить его пресечь неправомерные действия со стороны сотрудников. Если положительных результатов не последовало, обращайтесь с В данном заведении будет проведено служебное расследование, с его результатами ознакомят родителей, которые считают, что права их малыша были нарушены сотрудниками дошкольного учреждения.

Основная задача - помнить, что малыш в 2-3-летнем возрасте никак не сможет постоять за себя. Конечно, сегодня множество ребятишек в таком возрасте уже умеют включить телевизор для просмотра мультфильмов или «покопаться» в папином мобильном телефоне. Однако это не значит, что они смогут дать отпор невежливой воспитательнице, которая так и норовит накричать или ударить. Постарайтесь чаще расспрашивать ребенка о событиях в саду. Очень часто он запоминает самые яркие приятные и неприятные моменты, поэтому кое-как поведать вам о них сможет. Уже после этого активные действия не откладывайте на потом, чтобы ребенок не получил психическую травму.

Права ребенка и их защита

Статья, в которой я пишу о защите прав ребенка, поможет ответить на вопросы:

Какие права имеет ребенок, только родившись;
- от кого нужно защищать ребенка;
- какие т ипичные нарушения прав ребенка, лишенного родителей;
- кто обязан защищать права ребенка;

Права ребёнка

Малыш, еще только родившись, имеет свои, гарантированные государством, законные права.
Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированный в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнок — это лицо, не достигшее восемнадцати лет. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.

    Ребёнок имеет право на семью.

    Ребёнок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей.

    Ребёнок имеет право посещать школу и учиться.

    Ребёнок имеет право на равенство.

    Ребёнок имеет право свободно выражать свои мысли.

    Ребёнок имеет право на собственное мнение.

    Ребёнок имеет право на имя и гражданство.

    Ребёнок имеет право на получение информации.

    Ребёнок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения.

    Ребёнок имеет право на медицинское обслуживание.

    Ребёнок имеет право на отдых и досуг.

    Ребёнок имеет право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями).

    На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.

    Еще одним актом, защищающим права ребенка, является Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году,

    Декларация прав ребёнка устанавливает следующие принципы:

1. Ребёнку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребёнка или его семьи.

2. Ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита детей и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путём и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка.

3. Ребёнку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

4. Ребёнок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровый рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая дородовый и послеродовый уход. Ребёнку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

5. Ребёнку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режимы, образование и заботы, необходимые ввиду его особого состояния.

6. Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

7. Ребёнок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребёнка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребёнку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

8. Ребёнок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

9. Ребёнок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

10. Ребёнок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

11. Ребёнок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

От кого нужно защищать ребенка?

В реальной жизни происходят ситуации нарушения прав ребенка, причем зачастую сами нарушители не осознают, что их действия идут вразрез с буквой закона и являются уголовно наказуемыми. Защищать нужно от взрослых, от сверстников и, порой, от самих себя.

С какими ситуациями приходится сталкиваться чаще всего? Взрослые считают допустимым шлепнуть ребенка за провинность - за дело ведь, накричать - а чтобы язык не распускал или лучше учился, назвать «идиотом», «тупицей». Действуя и благих побуждений, они не видят в таких «воспитательных мерах» ничего предосудительного. А это самые настоящие проявления насилия - физического или психологического, которые и является самой распространенной формой нарушения прав ребенка.

К другим нарушений прав ребенка в семье относят ограничение свободы передвижения (наказание в виде запирания ребенка в комнате), порчу личных вещей, лишение еды.

Часто происходит и нарушение прав ребенка в школе. К сожалению, есть педагоги, которые другим воспитательным методам предпочитают запугивание, публичное унижение, оскорбление, систематическую и необоснованную критику. Во многих школах существует практика уборки кабинетов и пришкольной территории после уроков. Составляются графики, отслеживается посещение, отсутствующих на уборках подвергают различным «репрессиям». Это также незаконно - детей могут попросить убрать в классе или на территории, они могут дать согласие, подтвердив его в письменной форме. Жестокость сверстников, в основном подростков, отдельная тема для разговора. Единственное, на что хотелось бы обратить внимание - это быть предельно внимательным к ребенку, стараться уловить все нестандартные проявления поведения; почаще «беседы беседовать»; вести диалог, а не просто расспросы; дабы не пропустить проблему.
Проблемы в общении со сверстниками приводят к девиантному поведению, склонности к деструктивным поступкам и суицидальным попыткам. И здесь приходится спасать ребенка самого от себя.

Т ипичные нарушения прав ребенка, лишенного родителей
Дети-сироты или дети, лишенные родительского попечительства, попадают в дома ребенка (с рождения до трех лет), а позднее - в детские Дома, Центры или школы-интернаты. Основной задачей таких учреждений является социа-лизация воспитанников. Многие дети, оставшиеся без попечения родителей, передаются в приемные семьи, под опеку или усыновляются.
Наиболее типичныенарушения прав таких детей - невыполнением государственных гарантий по финансовому содержанию; занижение норм государственного содержания детей в опекунских семьях, невыполнения федерального закона«О дополнительных гарантиях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей»в отношении внеочередного обеспечения жильем. Острота проблемы не уменьшается в части своевременных алиментных выплат на детей в полном объеме.В результате нарушаются права детей на получение содержания от своих родителей.

Кто обязан защищать права ребенка?

В любой стране мира должна осуществляться защита прав и интересов детей. Довольно распространенное явление это нарушение прав несовершеннолетних. Зачастую дети не борются за свои права, да, в принципе, самостоятельно сделать это очень сложно. Кроме того, люди, которые могут помочь, просто не хотят на это тратить собственное время, да и усилия.

    Прокуратура

Детей необходимо рассматривать как самостоятельный субъект права.
Прокурор вправе (и должен) самостоятельно предъявить заявление в суд в защиту прав детей, а вот в защиту прав опекунов только в том случае, если опекун обратится с заявлением в прокуратуру и обоснует при этом свою невозможность действовать самостоятельно (например, по состоянию здоровья).

    Суд.

Защищать права ребенка следует в судах общей юрисдикции. Использовать этот метод могут абсолютно все физические лица. Несовершеннолетний, защищающий свои права, может использовать помощь родителя. Именно суд способен разрешить споры, которые связаны с воспитанием детей. Это касается лишения родительских прав, их ограничения, а также усыновления и его отмены. По некоторым причинам дети не могут самостоятельно отстаивать свои права и интересы. Поэтому необходимо чтобы был законный представитель. Ими могут являться опекун, усыновитель, приемные родители и т. д. Но стоит понимать, что и сами несовершеннолетние также должны привлекаться. Если ребенок является недееспособным, то ему не обязательно присутствовать на судебном процессе. Несовершеннолетний может отстаивать свои права как самостоятельно (если ребенку есть уже 14 лет) , так и с помощью опекунов, родителей, усыновителей.

    Родитель, приемный родитель, опекун.

    Законный представитель (например, директор учреждения, где находится ребенок).

    Органы опеки и попечительства.
    Принарушении законных интересов детей, их же родителями (опекунами, законными представителями), сам ребенок способен обратиться за помощью в органы опеки и попечительства. Если ребенку есть уже 14 лет, то он способен самостоятельно обратиться в суд.

    Комиссия по делам несовершеннолетних.

Проблема защиты прав ребенка всегда являлась самой актуальной, причем для многих стран. Она требует огромной ответственности. Это довольно сложный процесс из-за того, что многие механизмы защиты не действуют или же делают это не в полной мере.

Именно поэтому добиться определенного правосудия просто невозможно.
Государство обязано защищать несовершеннолетних, и разработать определенную систему. В нее необходимо объединить различные органы, которые способны отстоять права и защиты граждан. Что касается детей в этом случае, то защита проходит в два этапа. Первый это судебный, второй административный. Можно использовать сразу и тот и тот способ, но, как правило, выбирается только лишь один. Необходимо понимать, что эффективность защиты напрямую зависит от разработанных механизмов.

В конференции участвуют: Вихрова Ирина Вячеславовна

Дети часто оказываются незащищёнными на улице, в школе и даже в собственной семье. Подзатыльники, издевательства и грубые слова для некоторых родителей являются основными методами воспитания. Как отстоять свои права, когда их нарушают? Куда и к кому обращаться за помощью? Что делать, если вы знаете, о жестоком обращении с ребёнком? Эти и многие другие вопросы мы обсудили с членом президиума общественного движения «Матери России» — Ириной Вихровой.

Вопрос: важно! 17:53 02/06/2014

на площадке живет неблагополучная семья, родители пьют, постоянно приходят какие-то проверяющие органы, но детей они из этого ада не забирают, почему? там невооруженным взглядом видно, что детьми никто не занимается.

Ответы:

Вихрова Ирина Вячеславовна 19:04 08/06/2014

Полагаю, что подобную информацию нужно тщательно проверить, и рекомендую обратиться в органы прокуратуры с соответствующим заявлением

Вопрос: Виктория Ж 08:36 03/06/2014

Учитывают ли мнение ребенка при разводе родителей? Если я хочу остаться с папой, кому мне об этом сказать?

Ответы:

Вихрова Ирина Вячеславовна 19:03 08/06/2014

Расторгая брак, взрослые имеют возможность договориться о месте жительства своих детей и порядке осуществления родительских прав (как устно, так и путём подписания соответствующего соглашения). В первую очередь о своём желании нужно сказать родителям. Если этот вопрос мирно решить не получается, спор рассматривается в судебном порядке. Мнение ребёнка учитывается с 10 лет, но оно не является определяющим для суда. В подобных делах принимается во внимание привязанность ребёнка к каждому из родителей, братьям и сёстрам, бабушкам и дедушкам, проживающим с ними одной семьёй; отношения в семье; возможность создания условий для полноценного развития ребёнка; возраст ребёнка; моральные качества каждого родителя; иные обстоятельства, влияющие на правильное разрешение этих споров, такие, как: проявление одним из родителей большей заботы и внимания к ребенку; привлечение родителей ребенка к административной или уголовной ответственности; наличие судимости; состояние на учёте в психоневрологическом, наркологическом диспансерах; климатические условия жизни ребенка, проживающего с родителем при проживании родителей в разных климатических поясах; возможность своевременного получения медицинской помощи; наличие или отсутствие у родителей другой семьи; сложившийся уклад жизни ребенка (друзья, воспитатели, учителя); приближённость места жительства родственников (бабушек, дедушек, братьев, сестёр и т.д.), которые реально могут помочь родителю, с которым остаётся проживать ребенок, в его воспитании; удобство расположения образовательных учреждений, спортивных клубов и учреждений дополнительного образования, которые посещает ребёнок, и возможность создания каждым из родителей условий для посещения таких дополнительных занятий (график работы) и др. Таким образом, при разрешении подобных споров суд исходит из наилучшего обеспечения интересов ребёнка.

Вопрос: Лидия 36 14:34 03/06/2014

Скажите насколько законно устанавливать в садике камеры? Мне кажется, что это НОРМАЛЬНО! У всего воспитательского состава детского сада, в который ходит моя дочь - другое мнение! А у меня есть подозрения, что ребенка там обижают, и не только моего!

Ответы:

Вихрова Ирина Вячеславовна 19:01 08/06/2014

Безопасность и качество образовательно-воспитательного процесса в детском саду волнует большинство родителей. Одним из способов обеспечить максимальный уровень безопасности и проконтролировать ситуацию в детском дошкольном учреждении (ДОУ) является установка видеонаблюдения, благодаря которой в режиме реального времени родители могут наблюдать за своим ребёнком. Нередко на собраниях родители предлагают организовать видеонаблюдение в группах детского сада. Но законно ли устанавливать камеры видеонаблюдения в ДОУ? Вопрос, действительно, интересный. Законодательство нашей страны в сфере применения IT недостаточно развито, поэтому дать однозначный ответ нельзя. Безусловно, видеонаблюдение даёт возможность наблюдать за своим ребёнком через интернет, а также позволяет: - повысить уровень безопасности в ДОУ; - улучшить качество образовательно-воспитательного процесса; - установить причины получения травмы ребёнком и достоверность других фактов; - предупредить грубое обращение с детьми, применение к ним психологического и физического насилия. С точки зрения принципов и норм действующего законодательства в области информации, персональных данных и охраны изображения гражданина, камеры видеонаблюдения можно использовать в детских садах. Руководством ДОУ меры по обеспечению сохранности видеоматериалов и ограничения доступа к записи должны быть приняты в обязательном порядке, поскольку видеонаблюдение в детских садах за воспитанниками и сотрудниками позволяет идентифицировать гражданина, а следовательно, получить к персональным данным человека доступ. Требуется ли письменное согласие родителей воспитанников и сотрудников на установку системы видеонаблюдения в ДОУ? Детское дошкольное учреждение — публичное место. Согласно статье 152.1 Гражданского кодекса РФ и ФЗ №149-ФЗ от 27.07.06 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», правовые основания на запрет установки камер видеонаблюдения внутри групп детского сада отсутствуют. Единственным условием является наличие объявления, предупреждающего о том, что в помещении ведётся видеосъёмка. Однако на основании ФЗ №152 от 27.07.06 «О персональных данных» видеозапись даёт сведения о биологических и физиологических особенностях человека. Обрабатываться эти биометрические данных без разрешения гражданина Российской Федерации могут только в случае исполнения судебных актов и осуществления правосудия. Во всех иных случаях субъект должен дать согласие на видеосъёмку. Во избежание противоречий согласие на организацию видеонаблюдения в ДОУ у сотрудников и родителей воспитанников рекомендуется оформить в письменном виде. При этом имеющиеся сомнения о том, что ребёнка обижают в детском саду, возможно устранить путём посещения психолога, который на профессиональной основе проведёт необходимые исследования, что позволит жить спокойно, а при наличии оснований — обратиться в правоохранительные органы.

Вопрос: Олег Корнеев 17:14 03/06/2014

Если я шлепнул своего ребенка по попе пару раз за дело, я должен нести наказание, тогда как воспитывать детей?

Ответы:

Вихрова Ирина Вячеславовна 18:57 08/06/2014

Шлёпнуть можно по-разному и зачастую не рассчитать силы. В любом случае подобное воспитание причиняет физические и нравственные страдания ребёнку и, по действующему законодательству, недопустимо. Воспитывать детей нужно не запретами и наказанием за провинности, а стимулированием. Важен собственный пример, полноценное общение с детьми, направление их в нужное русло (спорт, здоровый досуг и т.д.). В помощь родителям — психологи, воспитатели, педагоги. Хорошей подмогой являются спортивные и военно-патриотические лагеря.

Вопрос: 110195 17:14 03/06/2014

Здравствуйте, уважаемая Ирина. Можно ли использовать диктофон, чтобы подтвердить, что учительница на уроке обзывает нас? Еще беспокоят проблемы, которые могут после этого возникнуть в школе.

Ответы:

Вихрова Ирина Вячеславовна 18:56 08/06/2014

Законодательство не содержит прямого запрета на проведение аудиозаписи занятий, однако её использование ограничено по ряду причин. Например, в судебном процессе суд оставляет за собой право не приобщать подобное доказательство к материалам дела, т.к. оно добыто незаконно. В подобном случае доказать оскорбления учителя достаточно просто - свидетельскими показаниями. Коллективное обращение к директору школы в письменном виде позволит разрешить конфликт. Но обращаю внимание «коллективное обращение», чтобы у отдельных учеников не было впоследствии психологического дискомфорта на уроках. Бездействие директора, в свою очередь, возможно обжаловать в территориальном управлении образования.

Вопрос: Мама двух дочерей! 10:20 04/06/2014

Здравствуйте, уважаемый эксперт, я воспитала двух дочерей, одна уехала в Америку и сюда возвращаться не собирается, другая живет отдельно и вспоминает о матери, только, когда ей что-то нужно. Материально меня никто не поддерживает, хотя я на пенсии и до последнего помогала обеим, так вот у меня вопрос, можно ли на уровне закона потребовать, материальную поддержку у детей?

Ответы:

Вихрова Ирина Вячеславовна 18:52 08/06/2014

В соответствии со ст.87 Семейного кодекса Российской Федерации совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся родителей, которые могут взыскать алименты в судебном порядке. Размер алиментов, взыскиваемых с каждого из детей, определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твёрдой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно. При определении размера алиментов суд вправе учесть всех трудоспособных совершеннолетних детей данного родителя независимо от того, предъявлено требование ко всем детям, к одному из них или к нескольким из них. Дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения обязанностей родителей. Названная статья обязывает детей не только предоставлять содержание своим родителям, но и заботиться о них. В данном случае речь идет о личном уходе и иных видах помощи, если в этом есть необходимость. Если родитель, нуждающийся в постороннем уходе, обращается за алиментами к своим детям, тот из детей, который осуществляет за ним уход, вправе требовать уменьшения размера взыскиваемых с него алиментов.

Вопрос: Арсений AK 14:38 04/06/2014

Могут ли родители запретить мне играть в компьютерные игры

Ответы:

Вихрова Ирина Вячеславовна 18:50 08/06/2014

Согласно ст.63 Семейного кодекса Российской Федерации родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования. Формы и методы воспитания выбираются родителями самостоятельно. Не допускается использование методов, причиняющих ребенку физические или нравственные страдания, связанные с причинением вреда здоровью либо побоев. Лишение компьютера в сложившейся практике не является методом, причиняющим ребенку такие страдания. Действия родителей правомерны. Более того, они направлены на сохранение здоровья ребёнка, и являются проявлением их заботы о своем чаде. Ведь развитие ребёнка должно быть разносторонним и сочетаться с полноценным отдыхом.

Вопрос: Бе бе 17:43 04/06/2014

Хочу поменять имя и фамилию, особенно ФАМИЛИЮ, родители против, получается, что мне нужно ждать до 18 лет? Сейчас мне 15 и я с детства терплю издевательства сверстников над своей фамилией, иногда даже учителя новенькие смеются, мне что еще три года мучатся?

Ответы:

Вихрова Ирина Вячеславовна 18:48 08/06/2014

Вы уже достигли того возраста, когда можно ставить такой вопрос. Данное право регулируется не только семейным, но и гражданским законодательством. Фамилия ребёнка определяется фамилией родителей. Однако по достижении возраста 14 лет ребёнок может сам обратиться с заявлением об изменении фамилии, имени или отчества в общем порядке, предусмотренном ст.59 Семейного кодекса Российской Федерации и Законом об актах гражданского состояния. В подобном случае считаю возможным привести в качестве пояснений комментарий к вышеуказанной статье «изменение имени и фамилии не влияет на правовые отношения, в которых состоял гражданин. Перемена имени подлежит регистрации в соответствии с Законом об актах гражданского состояния. Комментируемая статья корреспондирует с нормами ст. 58 названного Закона, согласно п.2, которой перемена имени производится органом загса по месту жительства или по месту государственной регистрации рождения лица, желающего переменить фамилию, собственно имя и (или) отчество. Перемена имени лицом, не достигшим совершеннолетия, производится при наличии согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия — на основании решения суда, за исключением случаев приобретения лицом полной дееспособности до достижения им совершеннолетия в порядке, предусмотренном законом».

Вопрос: Мила Бабкина 18:40 04/06/2014

Уважаемая Ирина Вячеславовна, очень хочется услышать Ваше экспертное мнение по поводу запрета на усыновление детей иностранными гражданами в нашей стране, это ли не нарушение прав ребенка во всей красе? Почему дети сами не могут выбирать кто будет их родителями? И еще вопрос, как наше государство помогает сиротам, которые растут всю жизнь в детских домах,а в 18 лет становятся (или должны стать)свободными, самостоятельными людьми?

Ответы:

Вихрова Ирина Вячеславовна 18:43 08/06/2014

В настоящее время международное усыновление практически сведено к нулю, так как отсутствовали надлежащие договоры, а значит, и гарантии безопасности детей, переданных усыновителям в другие страны. Главным принципом такого подхода являются интересы ребенка, и, учитывая, что, в первую очередь, самым сложным остаётся вопрос о передаче детей-инвалидов в замещающую семью, в России принят ряд законодательных мер, направленных на стимулирование их внутреннего усыновления. Кроме того, при устройстве ребёнка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании. Что касается собственного выбора детей, то, согласно позиции института социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского, несовершеннолетние в возрасте до 14 лет не обладают способностью принятия дальновидных решений в силу недостаточной зрелости. Относительно государственной помощи сиротам хотела бы отметить, что таким детям оказывается всестороннее содействие в обеспечении качества их жизни. Безусловно, по ряду регионов оно может вызывать определённые нарекания. Но, в целом, увеличились ассигнования на их содержание, обеспечение жильём, медицинское обслуживание и т. д. Законодательно возвращено льготное поступление в вузы. Главное сейчас научить их адаптироваться в обществе, трудоустроиться, изменить потребительскую позицию на ответственное поведение по отношению к обществу и к собственным детям. Ведь, по официальным данным 40% выпускников сиротских учреждений пополняют ряды криминала, 40% становятся алкоголиками и наркоманами, 10% заканчивают жизнь самоубийством и только 10% ведут нормальный образ жизни.

Вопрос: Михаил Г 20:21 04/06/2014

Добрый день, я работаю волонтером, иногда помогаю в детских домах, было уже несколько случаев, когда дети в приватной беседе жаловались на воспитателей и условия содержания, но я не знаю, как проверить эту информацию, а помочь хочется, что посоветуете?

Ответы:

Вихрова Ирина Вячеславовна 18:54 08/06/2014

В соответствии с современным санитарным законодательством для обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности детей производство и реализация игр, игрушек, игрового оборудования допускаются только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения (сертификата), которое подтверждает их безопасность. Сегодня это требование особенно актуально, поскольку отечественный рынок представлен детскими товарами, поставляемыми из многих стран и, к сожалению, не всегда качественными. Для изготовления игр, игрушек и игрового оборудования разрешается использовать только те материалы, которые согласованы с органами Роспотребнадзора. Проверками соблюдения санитарных правил и норм занимается именно эта организация, а также органы прокуратуры. В Вашем случае необходимо установить соответствуют ли резиновые мячи, используемые в детском саду, требованиям безопасности либо у ребенка индивидуальная непереносимость материала, из которого они изготовлены. Только после этого можно говорить о возможности возмещения вреда здоровью несовершеннолетнего.

Вопрос: Светлана Александровна 11:51 05/06/2014

Почему у нас, в Республике Татарстан (аналогичная ситуация в Республике Башкирии) нарушаются права детей по изучению в полном объёме русского языка как во всей России и обязывают учить неродной татарский (башкирский) язык. Родители жалуются, обращаются в различные органы и инстанции, вплоть до Президента РФ, но ничего не меняется. Изучение тат.(баш.) яз. должно быть на добровольной основе, к тому же дополнительная нагрузка на детей.

Вопрос: Лёля 23:48 05/06/2014

Здравствуйте! После развода моего брата с женой 8 лет назад их дети по решению суда остались жить с матерью, но отец выплачивает алименты, каждые выходные забирает детей, наша мама, их бабушка постоянно помогает материально, ездит с ними в больницу и т.п., фактически выполняет все функции матери. Родная же мать учёбой детей не интересуется, постоянно орёт на детей, бьёт, вот только синяков не оставляет, может в 11 вечера разбудить и заставить мыть полы или выносить мусор. Дети её очень боятся, не хотят с ней жить. На диктофоне есть записи её криков. Старшей девочке 12 лет, мальчику на днях исполнится 10. Как правильно поступить? Как мирно решить вопрос о проживании детей с отцом (хотя мирно - это вряд ли)? Как доказать, что мать детьми практически не занимается?

Вопрос: татьяна ш 10:31 07/06/2014

в детском садике.куда ходит внук.холодно.с 15 мая отключили отопление.температура на улице ночью ниже 10 градусов.как быть?

Контекст

В Санкт-Петербурге в конце октября пройдет всемирный конгресс соотечественников. Ожидается, что одной из ключевых его тем станет обсуждение способов защиты прав соотечественников за рубежом и их взаимодействия с институтами гражданского общества стран проживания. РАПСИ вспомнило десять наиболее резонансных случаев нарушения прав проживающих за рубежом россиян.

Война окончена

Наиболее громким из таких дел стало решение латвийского суда, в 1998 году приговорившего ветерана Великой Отечественной войны Василия Кононова к тюремному заключению по обвинению в геноциде. По мнению латвийского суда, Кононов, командовавший в годы войны партизанским отрядом, принимал участие в убийстве мирных граждан республики.

Ветеран вышел на свободу в апреле 2000 года, а четыре года спустя обратился в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Малая палата суда в 2008 году сочла вынесенный в Латвии приговор в отношении Кононова незаконным. Однако латвийские власти обжаловали это решение в Большой палате суда, и в 2010 году она пересмотрела дело. В результате суд над Кононовым был признан законным .

В России такая позиция ЕСПЧ вызвала волну возмущения. Заявления, осуждающие решение страсбургского суда, приняли обе палаты Федерального собрания РФ. В марте 2011 года Кононов скончался.

Дорога на Гуантанамо

Другой случай, вызвавший резкую реакцию российского МИДа, связан с задержанием в 2001 году в пакистанском городе Фейсалабад россиянина Равиля Мингазова и его последующим переводом в американский специзолятор для военнопленных, расположенный на кубинской базе ВМС США Гуантанамо. Как утверждает Пентагон, Мингазов прошел в Афганистане тренировку в качестве взрывника, а затем - специалиста по отравляющим веществам. Впоследствии, после начала американских боевых операций против режима талибов, он якобы попытался скрыться в Пакистане.

Вместе с Мингазовым тогда были задержаны еще семеро россиян, также подозреваемых в причастности к «Талибану» и «Аль-Каиде», однако после долгого рассмотрения дел их в феврале 2004 года депортировали на родину. Мингазов же до сих пор находится в скандально известном лагере для военнопленных, хотя даже американские правозащитники считают, что он попал туда по ошибке. По их словам, Мингазов никогда не состоял в террористических организациях, не участвовал в боевых действиях, а в Афганистан уехал вместе с семьей только потому, что на родине подвергался гонениям из-за вероисповедания.

В свою очередь уполномоченный МИД РФ по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов в январе текущего года указал на неприемлемость ситуации с Мингазовым и другими узниками Гуантанамо, которые годами содержатся в заключении без суда. По его словам, само существование этого изолятора, через который на тот момент за десять лет существования прошли 779 заключенных, не получивших статуса военнопленных, противоречит основополагающим международным соглашениям о защите прав человека.

Большие проблемы "маленького человека"

Если Мингазова, постоянно проживавшего на Ближнем Востоке, вывезли на территорию США принудительно, то программист Сергей Алейников переехал за океан добровольно и даже получил американское гражданство. Это, впрочем, не уберегло его от проблем с местными властями.

По данным Минюста США, Алейников устроился на работу в крупный банк Goldman Sachs и более двух лет занимался там разработкой компьютерных программ и технической поддержкой торговой системы банка. В июле 2009 года Алейников перешел работать в компанию Teza Technologies, а месяц спустя был арестован в аэропорту Ньюарка. По данным обвинения, в последние дни работы на Goldman Sachs программист загрузил на сторонний сервер более 3 тысяч файлов, в которых содержался программный код.

В свою очередь Алейников утверждал, что его действия нельзя расценить как кражу, так как программный код находился в свободном доступе и не считался коммерческой тайной. Тем не менее нью-йоркский суд признал программиста виновным и приговорил его более чем к восьми годам заключения. Однако Алейников обжаловал решение, и апелляционный суд встал на его сторону. В феврале этого года уроженец России вышел на свободу.

Впрочем, вскоре ему было предъявлено новое обвинение. Так как процесс по делу о нарушении федерального законодательства Алейников выиграл, за дело взялась прокуратура штата Нью-Йорк, обвинившая его в нарушении местных законов - в частности, в незаконном использовании секретных научных материалов и незаконном копировании компьютерных данных. Рассмотрение этого дела пока не началось.

Убийство случайное и преднамеренное

Кроме того, российско-американские отношения в последние годы омрачили несколько громких случаев издевательств американских родителей над усыновленными из России детьми. Так, широкий резонанс вызвала гибель в 2009 году в США семилетнего Вани Скоробогатова из Челябинской области. По данным американской прокуратуры, смерть наступила в результате многочисленных ранений и побоев. На его теле было около 80 ран.

Обвинение в непреднамеренном убийстве ребенка было предъявлено его приемным родителям - супругам Краверам. Рассмотрев дело, суд города Йорк приговорил их к сроку от 16 месяцев до четырех лет заключения и последующим пяти годам условно за непреднамеренное убийство приемного российского ребенка, а также заговор и действия, ставящие под угрозу безопасность мальчика.

Однако супруги были освобождены в зале суда, поскольку провели в тюрьме более полутора лет, то есть более минимального срока. При этом они заявили о намерении обжаловать приговор, добиваясь своего полного оправдания. Однако суд отклонил их ходатайство о пересмотре дела, и приговор, мягкость которого вызвала в российском обществе неоднозначную реакцию, вступил в силу.

С "любовью" в Россию

Другой известный случай нарушения прав ребенка из России в США произошел в 2010 году. Приемная мать семилетнего россиянина Артема Савельева , американка Торри Энн Хансен, отправила его одного самолетом из Вашингтона в Москву с "отказной" запиской. В ней говорилось, что ребенок якобы психически неуравновешен. В американской семье мальчик пробыл всего полгода. До этого он жил в Приморском крае - сначала с матерью, а потом, когда ее лишили родительских прав - в детском доме.

После этого Всемирная ассоциация для детей и родителей (WACAP), которая помогла женщине из США усыновить Савельева, подала иск против семьи Хансен в суд округа Бэдфорд и потребовала обязать американку, по закону все еще являющуюся приемной матерью Артема, выплачивать 27% от зарплаты на содержание мальчика. Суд удовлетворил этот иск.

Среди прочих случаев нарушения прав усыновленных в России детей в США - дело американки Терезы Макналти, жестоко издевавшейся над удочеренной девочкой из России Дашей. Женщину приговорили менее чем к двум годам тюрьмы, хотя ребенок подвергался регулярным побоям и истязаниям. МИД РФ назвал этот приговор необоснованно мягким.

Кроме того, в феврале 16-летний сирота из России Антон Батраков в электронных письмах рассказал своему куратору об издевательствах, которые ему приходится терпеть от новых американских родителей. По словам подростка, его часто бьют, плохо кормят и пытаются поместить в психбольницу. Также он пожаловался на то, что недавно его пять дней продержали в подвале.

Подобные инциденты побудили российские и американские власти к ратификации соглашения, определяющего порядок усыновления и устанавливающего механизм контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей. В документе подчеркивается, что передача ребенка на усыновление в другое государство рассматривается, только если на родине для него невозможно найти подходящую семью. Соглашение вступает в силу 1 ноября.

Без вины виноватая

Еще один громкий случай нарушения прав россиян за рубежом произошел в 2011 году в Норвегии и тоже был связан с детьми. Проживающая в Осло российская гражданка Ирина Бергсет, мать двоих сыновей четырех и 13 лет , обвинила своего бывшего мужа Курта Бергсета в сексуальном насилии в отношении младшего сына Миши. В мае 2011 года оба ребенка были принудительно переданы в норвежские приемные семьи.

В августе Ирина вместе со своим старшим сыном Сашей, у которого только российское гражданство, была по запросу Норвегии задержана на границе Польши при попытке покинуть Евросоюз. Затем польские власти получили от Норвегии требование срочно депортировать сына Бергсет. Однако польский суд, рассмотрев дело, разрешил россиянке и ее сыну выехать в Россию.

В дело вмешался уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов. В результате переговоров с норвежской стороной ему удалось добиться закрытия дела Саши. По словам Астахова, Ирина Бергсет не нарушала прав своих детей в отличие от их отчима. Он отметил, что будет добиваться разрешения на встречу матери с младшим сыном, у которого только норвежское гражданство, и его возвращения к ней.

Российский МИД заявил, что удовлетворен исходом дела. При этом представители Следственного комитета РФ возбудили в отношении Курта Бергсета уголовное дело, материалы которого намерены передать в норвежский суд.

Между ангелом и бесом

В схожей ситуации оказалась россиянка Ирина Беленькая, вышедшая замуж за француза Жана-Мари Андре. Их дочь Лиза родилась в Москве в ноябре 2005 года. Затем супруги уехали во Францию, где решили расстаться. В 2007 году Беленькая увезла дочь обратно в Москву.

В следующем году сам Андре приехал в Россию и вывез дочь из страны. Однако в 2009 году неизвестные напали на него на улице во Франции, избили и похитили ребенка. Андре утверждал, что узнал в одной из похитителей мать девочки, и Франция по каналам Интерпола объявила Беленькую в розыск. Мать с дочерью были задержаны в Венгрии. Беленькую арестовали, а дочь отдали отцу.

Эта история стала одной из главных тем сообщений российских и французских СМИ весной-летом 2009 года. В июне того же года французский суд вынес решение по делу об опеке над Елизаветой Беленькой-Андре, разрешив матери встречаться с ребенком три раза в месяц без отца. Сейчас россиянка живет и работает в Москве и ездит встречаться с дочерью в Марсель, где Лиза проживает с отцом по решению суда.

При этом на 30 октября этого года во Франции назначено начало процесса по делу россиянки о похищении девочки у отца. Ранее ее адвокат Брюно Ребсток сообщил агентству Франс Пресс, что его подзащитная не могла увидеться с дочерью и была в отчаянии. В день похищения она случайно встретила двух неизвестных, которые предложили ей свои услуги. Непосредственные похитители так и не были найдены.

Москва-Париж-Москва

Другой нашумевший семейный конфликт между россиянкой и французом произошел в семье актрисы Натальи Захаровой и врача-стоматолога Патрика Уари. Россиянка более десяти лет добивается в различных судебных инстанциях восстановления своих родительских прав и возвращения ей дочери, которая в конечном счете была отдана в приемную семью во Франции по настоянию бывшего супруга Захаровой.

Захарова была осуждена французским судом в 2006 году по обвинению в попытке поджога квартиры ее бывшего мужа и несколько лет не возвращалась во Францию, опасаясь ареста. В конце 2010 года она все-таки приехала в Париж, чтобы бороться в суде за свои родительские права и возможность видеться с дочерью, которую она не видела около пяти лет. Однако ее задержали и доставили в женскую тюрьму под Парижем.

В конце мая 2011 года актрису перевели отбывать наказание в Россию. Занимавший тогда пост президента РФ Дмитрий Медведев помиловал Захарову, и спустя четыре дня она вышла на свободу.

Захарова никогда не признавала свою вину и настаивает, что дело против нее было сфабриковано. После освобождения она заявила, что будет добиваться возвращения своей дочери в Россию и надеется в этом деле на помощь российских властей.

Особо ценный груз

Еще несколько получивших широкое освещение в СМИ семейных конфликтов, связанных с детьми уехавших из страны россиянок, произошли в Финляндии. Наиболее резонансным стало дело россиянки Риммы Салонен . В 2008 году она вернулась на родину вместе с сыном Антоном, имеющим как финское, так и российское гражданство. После этого финский суд по иску своего бывшего ее мужа, финна Пааво Салонена, заочно лишил россиянку права опекунства.

В 2009 году мальчик был похищен и незаконно вывезен отцом в Финляндию в багажнике дипавтомобиля. При этом и отец мальчика, и помогавший ему дипломат избежали в Финляндии уголовного преследования, что вызвало недоумение российского МИДа. Позднее Римма Салонен вернулась в Финляндию, где была приговорена к условному сроку и выплате крупных компенсаций мужу и сыну. Впоследствии финский суд разрешил Римме Салонен видеться с ребенком два раза в месяц в сопровождении представителей полиции и социальных работников.

Помимо случая с Салонен внимание российского МИДа привлекли дела гражданки РФ Инги Рантала, которую в Финляндии обвиняют в избиении маленького сына Роберта, а также процесс над Кларой Ситновой-Тойвонен, которую финские власти обвиняют в незаконном вывозе в РФ собственного внука. Все эти конфликты до сих пор не разрешены.

Финская мечта