Отношения между учителем и учеником. Специфика конфликтов между учителями и учениками

Главное в преподавательской деятельности - установление между учителем и учеником взаимных доверительных и уважительных отношений, дают возможность передавать знания в непосредственном общении. Для педагога необходимы не только глубокие теоретические знания, почерпнутые им из книг, мудрость и выводы из собственного опыта, но и умение найти у ученика что-то особенное, присущее только ему, а также содействие развитию его способностей, а не сковывая инициативу. Преподаватель любого предмета, и прежде всего социологии, обязан минимум унифицированных знаний, то есть он должен дать основные понятия и суждения, трактовать правила и законы, показать взаимовлияние и взаимодействия социальных явлений, передать приемы работы, а дальше ученики обязаны самостоятельно "развиваться" в нужном для них направлении. В этом им помогает систематическая самостоятельная работа над собой, что способствует усвоению знаний и повышает эффективность обучения. Нужно не забывать выражение немецко-американского психолога, философа и социолога Фромма: "Нельзя сковывать свободу ученика".

Однако, главная задача преподавателя - воспитание ученика, который сам сможет стать учителем и в своем мастерстве даже перерасти его. Тогда Страдивари создаст свою скрипку, а не повторит опыт Амати, Аристотель создаст свою теорию, в чем будет противоречить взглядам его учителя Платона, С. Королев создаст первый космический корабль, подтвердив теорию своего учителя К. Циолковского. История знает многих талантливых учеников, которые пошли дальше своих учителей. Стираются из памяти фамилии учителей, а их воспитанники иногда достигают больших высот и сами становятся учителями. Вспомним таких выдающихся людей, как ученый и писатель М. Ломоносов, физиолог И. Павлов, первая женщина - доктор математических наук С. Ковалевская, украинский писатель Т. Шевченко, советский социальный педагог Макаренко, жизнь и деятельность которых стали образцом для подражания последующих поколений.

Необходимо творческое отношение преподавателя к предмету, который он преподает. Для этого следует, готовясь к очередному занятия, переосмысливать, с чем он должен приходить в аудиторию, способна его лекция, семинар или практическое занятие увлечь студентов, дать им не только новые знания, но и вызвать интерес, побудить к дальнейшему усвоению новых и совершенствования приобретенных ранее знаний.

Огромное значение имеют те учебники и учебные пособия, которыми пользуются преподаватели для подготовки лекций. Так, доктор физико-математических наук, профессор Г. Антонов, оценивая уровень первоисточников для преподавательской деятельности, пишет: "Думаю, до тех пор, пока не появятся труда пользователя просто и понятно, без" кружева ", сплетенных из научных, а то и псевдонаучных терминов, доступные широкому кругу преподавателей, деятельный подход в практике обучения так и будет оставаться на уровне декларативных заявлений ". Поэтому перед Министерством образования и науки Украины, Академией педагогических наук Украины возникают серьезные задачи по разработке и изданию современных учебников для высшей школы, которыми смогли бы воспользоваться и педагоги, и студенты.

Каждая лекция, каждое практическое занятие - процесс творческий. А учитель подобен актера, часть своего вдохновения, собственной увлеченности, если хотите - страсти отдает своим ученикам. Он делится с ними своим пониманием окружающего мира, а когда достигает желаемого успеха, ученики не забывают. Отдавая свои знания, умения, навыки, учитель обогащается сам, потому что взаимное общение, понимание и уважение в пользу и учителю и ученику. На сегодня студенчество высокоэрудированный, информированный, любознательный и требовательное и слабых учителей просто не воспринимает. Чтобы прочитать лекцию на высоком интеллектуальном уровне, преподавателю нужно оставить свои нерешенные проблемы дома, прийти в аудиторию с хорошим настроением, независимо от их переживаний и тревог. Его рабочее время, связанный с общением со студентами, должно быть полностью направлен на передачу знаний. Именно поэтому труд учителя - то же, что и труд актера, который иногда должен смеяться на сцене, заряжая своим смехом зрителей, тогда как на самом деле его душа плачет, например, по болезни или потерю родного человека. Истинно сюда подходит выражение: "Смейся, паяц, над разбитой любовью, смейся и плачь".

Учитель традиционно был уважаемым человеком в любом обществе, так как является источником знаний и мудрости. Если он авторитетный для молодежи, то становится для нее не просто учителем, а другом и советчиком. Он формирует и воспитывает молодое поколение путем передачи ему знаний, жизненного опыта, мудрости и одновременно является особым примером своего отношения к окружающему миру.

Учителем может быть только тот человек, который достигает высокого нравственного и духовного уровня. Это нужно для того, чтобы быть примером для своих учеников, чтобы постоянно "подтягивать" их до своего уровня. "Учитель - тот, кто распространяет мораль, преподает знания, объясняет правду", - утверждал Конфуций. Вспомним биографию нашего соотечественника, философа-путешественника Г. Сковороды, ведь он не только учил жить по библейским заповедям, но и сам жил по библейским законам. И когда люди видели это, то его примеру действовал на них лучше, убедительнее, чем любая проповедь, любые найблагопристойниши слова.

В современной системе образования недостаточно используется богатый опыт общения учителя с учеником, заложенный восточной традиции, так как считается, что он не принят из-за ориентации на так называемый западный мир. Однако некоторые элементы восточного обучения достаточно универсальны и не просто могут, а должны использоваться в системе современного образования.

Во-первых, в восточной традиции особое место отведено личности учителя, его нравственному состава. Стать учителем -означает занять один из самых высоких ступеней человеческих достижений. Достижения определенной ступени духовного развития позволяет сначала стать учеником. "Достигая высших уровней развития, ученик получает доступ к знаниям более высокого ранга и постепенно сам становится учителем для других. Так происходит освоение и передача мудрости, берет начало с древних времен, через овладение знаний и умений учителей» .

Во-вторых, восточная школа образования известна особой формой подачи учебного материала, наполненный легендами, сказками, конкретными жизненными ситуациями. Ставя ученика в определенную ситуацию, учитель дает ему возможность почувствовать и осмыслить ее, понять не только умом, но и сердцем. Далее учитель направляет ученика на принятие решения, что может понадобиться ему в дальнейшей практической деятельности.

Каждая наука (математика, химия, социология, медицина, астрономия, психология или демография и т.д.), говоря об окружающем мире своим языком, по-своему подходит к пониманию его гармонии. Все эти науки не противоречат и не противопоставляют законы развития окружающего мира, а подчеркивают его взаимозависимость, универсальность, единство картины. Так, например, "целью обучения социологии должно стать понимание гармонии мира, возможности установить гармоничное общение с этим миром, постижение этой гармонии через все пласты мировой культуры" .

В связи с этим вспоминается высказывание известного ученого Р. Феймана (автора замечательных лекций по физике), адресованное студентам: "Я не ставил себе целью подготовить вас к каким экзаменам или даже к работе в промышленности и в военном деле. Я хотел, чтобы большинство из вас смогла оценить красоту нашего прекрасного мира и вместе с тем получить физическое представление о нем, что, я думаю, составляет сейчас главную часть истинной культуры нашей эпохи! ".

Философы воспринимают красоту окружающего мира через призму философских рассуждений о проблемах создания Вселенной, возникновение и развитие жизни на Земле, отношений материи и сознания. Они ищут смысл жизни, занимаются проблемами счастья, удовлетворения в творчестве, саморазвитии и самореализации личности. Философы подарили миру основные законы развития общества, стали общими для всех наук. Вот почему философию называют наукой наук.

Историки узнают гармонию мира через изучение социальной реальности прошлого, ищут причины и выявляют закономерности прошлых исторических событий, связывают прошлое с настоящим, делают серьезные выводы о развитии цивилизаций и т.

Задача социолога сложнее. Он, раскрывая красоту и гармонию физического мира, имеет глубоко проанализировать проблему и противоречия социального устройства общества, его структуру и пути преобразования, причины социального неравенства, проблемы в отношениях разных социальных групп. Социолог обязан доказать, что за внешней гармонией физического мира стоит сложный мир межличностной, межгрупповой коммуникации, сложные отношения различных социальных групп и сообществ, столкновения несовместимых интересов и потребностей, неразрешимых противоречий и конфликтов, которые могут сопровождаться даже открытыми беспорядками и такими негативными социальными явлениями, как революции и войны.

Вводить в этот сложный социальный мир учеников учителю нужно постепенно, по мере изучения сначала основ социологии, изложенных в курсе общей социологии, а также истории социальных теорий и учений, а уже потом специальных социологий, в том числе и социологии образования.

Этот принцип перехода от простого к сложному - характерная черта изучения любой науки, универсальное требование образования.

Очень важно понимание учителем своего ученика. К сожалению, существенным недостатком современного человечества является отсутствие умения слушать и понимать "не свое", толерантно относиться к чужому и, наоборот, "талант" преобразовывать с удивительным упорством "чужое во враждебное". Так сказал М. Кесада, президент Международной федерации философских обществ на Всемирном философском конгрессе в 1993 г.. .

Как свидетельствуют социологические исследования, на старших курсах активность студентов иногда снижается. Скорее всего, это является следствием неправильных установок в обучении и неоптимальных форм общения учителя с учениками. Вот почему современный подход к образованию, особенно в высшей школе, требует огромной самоотдачи учителя, его постоянной работы над собой. Если преподаватель потеряет способность постоянно учиться самому и передавать новые знания студентам, то он постепенно деградирует как личность и в итоге может потерять свой авторитет, что сделать гораздо легче, чем потом его приобретать. Авторитет - свойство переменная, его нужно постоянно поддерживать.

Можно выделить и социальный аспект нарушений оптимальных форм общения учителя и ученика. Современная социальная реальность транзитивного общества Украины, крайне низкая заработная плата учителя в школе и преподавателя в вузе побуждают последних увеличивать учебные часы, не оставляя времени на самоподготовку и совершенствования учебного процесса. Постепенно преподаватель высшей школы превращается в обычного "урокодателя". Где уж там творчество и новаторство! На это у него просто нет ни времени, ни сил. "На педагогов смотрят то как на репетиторов, которые обучают студентов основным навыкам, то как на профессионалов, которые отвечают за всестороннее развитие студента.

В конечном итоге важно не столько определение, сколько качество такой подготовки педагогов, даст им возможность расширить круг своих обязанностей ». Английские социологи обратили внимание на изменение отношения общества к образованию как источника позитивных изменений: период разочарования общества в образовании меняется оптимистичным к ней отношением. "На стадии оптимизма (период подъема и процветания экономики) происходят события, свидетельствующие о позитивном отношении общества к образованию, на стадии разочарования (периоды спада и застоя) - о негативном. В период процветания наблюдается высокая оценка обществом труда педагога, появляется много известных и уважаемых всеми педагогов. В момент перехода от периода спада к периоду застоя на фоне ужесточения реакции появляются "элитарные" новаторы. Государство оказывает на них ставку и начинается повсеместное внедрение их опыта. Постепенно избранные лидеры отрываются. После этого меняется модель управления образованием ».

Нельзя проявлять насилие над личностью педагога. Когда общество в целом находится на стадии поиска форм общественного развития, когда происходит кризис экономической, политической и социальной систем, то очень часто появляются различные школы и учения, новые методы, в том числе и в образовании.

Присущие Украины и такие явления, когда каждого учителя школы и педагога высшего учебного заведения обязывают перенимать приемы и методы кого-то из своих коллег, работа которых была официально признана передовой и прогрессивной.

К процессу переобучения подключали даже СМИ, в том числе и телевидения. В этих случаях редко учитывались особенности педагога, несмотря на то, что одни навыки могли быть им усвоены, а другие были для него неприемлемыми и даже далекими. То, что в устах одного педагога звучит естественно, в устах другого - напряженно и даже фальшиво. Но необходимо было неуклонное внедрение методов, признанных передовыми в сфере образования. Этим каличилася личность преподавателя, сковувалася его инициатива, ломались стереотипы его мышления, что вызвало глухие нарекания и недовольство преподавательской деятельностью в целом.

Экономический кризис и нестабильность экономики, как правило, сопровождаются жестким контролем над деятельностью различных учреждений, социальных служб, бюджетных организаций и, конечно же, учреждений образования. Массовые и частые проверки учебного процесса в школах и высших учебных заведениях редко дают положительные результаты, а вот негативные проявления очевидны: отражается охота к творческому подходу в преподавании, утверждается официально признана идеология, страдает плюралистический подход к решению различных проблем, преобладает конформизм, становится приоритетным догматизм, а отсюда недалеко и до преследования инакомыслящих.

Все должно быть в меру. Нельзя внедрять что-то новое, не проверив это практикой, но нельзя и сковывать новаторство педагогов, нельзя без конца контролировать и запрещать, нужно уметь и поощрять, и видеть то новое, что создает сама жизнь, что принято и стало даже нормой педагогической деятельности.

Душа ребенка равно сложна, как и душа взрослого.

Она так же полна подобных противоречий. Она пребывает в тех же трагических вечных борениях: стремлюсь и не могу, знаю, что надо, и не могу себя заставить.

На картинках-заставочках учитель смотрит на своего ученика сверху вниз. Так и в реальной жизни. Именно это несовпадение плоскостей обозрения и создает множество причин для нарушения отношений между ними. Практический совет можно дать сразу: если вы хотите установить дружеские отношения с ребенком, держите свои глаза на уровне его глаз. Не «громыхайте» сверху.

Отношения - это взаимные связи между учителем и учениками. От них зависит очень много: как воспринимают дети школу, учителя, свои школьные обязанности, что они могут себе позволить и до какого предела дойти. На отношения учителя со всеми детьми и с каждым отдельным учеником влияют многие факторы: Ситуация в обществе, экономические условия, уровень общественной культуры, профессиональная подготовка педагогов, их нравственность, стиль общения и многие другие. Отношения между учителем и учениками, как подтверждают научные исследования, могут стать и часто становятся причинами отклоняющегося поведения школьников.

В классе учитель входит в два вида отношений: 1) отношения его к классу в целом и 2) отношения его с каждым учеником в отдельности. Оба эти вида отношений необходимы и важны, но важнее все-таки отношения с каждым отдельным ребенком.

Как они складываются? какими могут быть? к каким отношениям необходимо стремиться? На эти вопросы мы получим ответы, рассмотрев типичные схемы отношений педагога с учеником, их преимущества и недостатки.

См. картинки П - У. Педагог и ученик нейтральны по отношению друг к другу, близко не общаются. Между ними существуют лишь формальные отношения, соблюдается официальная дистанция. Учитель не интересуется учеником, ученик избегает учителя. Это форма не отношений, а сосуществования. О воспитательном влиянии педагога говорить не приходится. Чувствуя безразличие учителя, ученик платит ему тем же. Если взаимное безразличие продолжается достаточно долго, то ученик привыкает смотреть на школу и на учителя как на формальные атрибуты, которые его ни к чему не обязывают. Причин для возникновения девиантного поведения более чем достаточно. Безразличие учителя - главный стимул для этого.

П - У. Попытка педагога установить отношения с учеником, склонить его к выполнению требований, заданий, распорядка. Со стороны ученика эмоционального ответа нет. Ему безразличны намерения учителя, но тот продолжает настаивать. Эта односторонняя связь весьма неустойчива и не может долго продолжаться.


Побившись, как рыба об лед, учитель большей частью отступает и встает на авторитарную почву приказов, принуждений. Редко у кого хватает ума и сил разобраться, почему ребенок закрыт, как пробить его самоизоляцию. Причины для возникновения отклоняющегося поведения ученика есть.

П - У. Ученик ищет поддержку у педагога, пытается обратить на себя внимание как на уроках, так и на переменах. Он соглашается выполнять любые поручения, задания в школе и дома. Но внимание учителя обращено на других детей или собственные дела. Потому и связь между ними односторонняя, формальная. Ученику остается лишь надеяться. Такой тип отношений, с педагогической точки зрения, недопустим, ведь это прямое нарушение профессиональной этики. Причины для возникновения отклоняющегося поведения есть со стороны учителя.

П - У Стремление обеих сторон к обоюдному контакту. Взаимосвязь существует, она постоянна и углубляется. Развивается сотрудничество, успехи и воспитанность растут. Учитель хорошо знает особенности и возможности ученика. Это оптимальная модель отношений между участниками педагогического процесса. Причин для возникновения школьной дезадаптации, девиантного поведения нет.

П - У. Ухудшение первоначально неплохих отношений между педагогом и учеником, инициируемое педагогом. Причины чаще всего в том, что ученик не оправдывает надежд учителя. Это проявляется в том, что педагог начинает хуже выполнять свои обязанности по отношению к ученику или совсем перестает их выполнять. Действия учителя кажутся ребенку неубедительными. Ситуация благоприятна для возникновения девиантного поведения.

П - У. Ситуация, обратная к предыдущей: ухудшение отношений между педагогом и учеником происходит по инициативе ученика. Причинами чаще всего становятся несправедливые оценки учителя, строгие наказания, неуважение, недоверие, ограничение прав. Ребенок страдает. Одно из ее следствий - депрессия. Отклоняющееся поведение уже возникло. Ситуация трудная для обеих сторон.

П - У. Сильное напряжение в отношениях. Отсутствие наблюдательности со стороны педагога при оценке успехов ученика, глубокого анализа его поступков, неумение проанализировать собственное поведение, нежелание понять ученика поставили учителя в трудное положение. Педагог и ученик либо пребывают в сильном конфликте, либо близки к этому.

П - У. Попытка педагога нарушить не способствующее воспитанию равновесие в отношениях с учеником. В результате самоанализа своих поступков учитель приходит к необходимости пересмотра методов воспитания, стиля общения с учеником, ревизии системы своих действий. Его действия направляются на улучшение контактов с учеником. Но тот еще не понимает намерений педагога, может быть, не верит ему, занимает выжидательную позицию, остается в своем прежнем закрытом положении. Ситуация должна понемногу улучшаться, причин для возникновения отклоняющегося поведения ученика должно становиться меньше.

П - У. Ученик пытается восстановить контакт с учителем, равновесие в их отношениях. Учитель занимает выжидательную позицию. Ситуация сложная и непредсказуемая. После нескольких попыток она может улучшиться, а может и ухудшиться. Педагог либо откажет ученику в своем внимании, покажет, что он сердится, недоволен ребенком, либо приблизит его к себе. Это повод для пересмотра отношений, перехода их в новую фазу и, может быть, на более высокий уровень.

П - У. Ситуация, в которой обе стороны пытаются улучшить отношения без выяснения, кто и в чем виноват, кто сделает первый шаг. Начать обязан педагог, но так бывает не всегда. Стороны глубже познают свои сильные и слабые стороны. Ученик тоже продвигается в своем познании человеческих отношений, начинает пересмотр собственного «Я».

Как видим, мир отношений между педагогом и учеником сложен. Люди руководствуются не только здравым смыслом, но и личными переживаниями, амбициями. Разум часто идет на поводу эмоций. Если это позволительно ученику, то никак не подходит педагогу. Изучив типичные схемы отношений и отыскав в них себя, педагог поднимется выше обид на детей, признает их право иметь собственное мнение и выражать свое неудовольствие

В жизни ребенка главное не только наладить взаимоотношения с одноклассниками, но и с учителем. Ученику придется учиться, как правильно реагировать на замечания и отметки. А родителям придется учиться общению и налаживанию контактов и с преподавателями и с собственным ребенком. Слишком жесткие, как и слишком лояльные отношения к ученикам могут вызвать чувства протеста. Особенно это касается подросткового возраста.

Меняются взаимоотношения между учителем и учениками, меняется отношение и к учебе. И как следствие возникают противоречия и конфликты. Мы хотим видеть учителя, который уважает ученика, развивает его как личность. Учитель должен предъявлять к ученику посильные требования. Очень важно, чтобы учитель с пониманием относился к слабым и застенчивым детям. Но если все же произошел конфликт?

Самые распространенные конфликты.

1. Неподчинение. Школьник по какой-либо причине отказывается выполнять те или иные требования. Отказ может быть вызван желанием отстаивать свое мнение.

2. Конфликт единства. Чтобы не прослыть «слабаком», или «маменькиным сынком», подросток поступает «как все».

3. Конфликт лидерства. Подросток старается не потерять авторитет. А в учителе он видит конкурента.

4. Конфликт нелюбви. Бывает, что к учителю относятся без должного уважения, выводят его из себя. В таких случаях подростки провоцируют ситуации, чтобы учитель потерял терпение.

Если родители узнали о конфликте с учителем:

1. Вначале надо научить ребенка самому разрешить ситуацию. На первом этапе не вмешивайтесь;

2. Но если дело зашло слишком далеко, то поговорите со своим ребенком. Он должен Вам рассказать об участниках конфликта, о причинах с его точки зрения. Уясните, как долго продолжается конфликт. Постарайтесь посмотреть на все со стороны. Обсудите с ребенком возможные выходы из создавшейся ситуации. Узнайте в чем дело, не ругайте ребенка;

3. Не обсуждайте с ребенком недостатки учителя. Объясните, что учитель может устать и быть раздраженным;

4. Не затягивайте с разрешением конфликта. Постарайтесь урегулировать отношения в самом начале.

Как можно найти общий язык?

1. Привлечь к разговору ученика, учителя и психолога.

2. Главное, чтобы ребенок понял, что ему нужны знания. Приоритетом должно быть хорошее знание предмета и получение соответствующей оценки. Для этого совсем не обязательно установление дружеских взаимоотношений на уроке с учителем. Постарайтесь проявить дипломатию.

3. Ребенок должен посещать все занятия, выполнять задания. В противном случае, ни о каком решении проблемы не может идти и речи.

Настало время вмешаться в конфликт.

1. Поговорите с учителем. Если проблема касается классного руководителя, то начните с личной беседы. Если же конфликт затронул учителя-предметника, то попросите подключиться и его, и школьного психолога. Может у Вашего ребенка сложный характер, переходный период? Посоветуйтесь сообща, как найти рычаги воздействия на ребенка. Грамотный педагог всегда откликнется. В беседе не нужно переходить на личности, упреки. Чтобы решить конфликт порой придется подождать какое-то время. Постоянно будьте на связи с учителями, посещайте собрания. Постарайтесь перебороть личную неприязнь к учителю, если у Вас возникли такие чувства. Помните, что от Вас зависит дальнейшее спокойствие Вашего ребенка в школе.

2. Пообщайтесь с другими родителями. Если, по Вашему мнению, к ребенку относятся предвзято, то поговорите с другими родителями. Вы узнаете их мнение по отношению к преподавателю, а, может, и у них имеются схожие проблемы. Совместно их решать намного проще.

Если беседы с учителем не принесли ожидаемого успеха, и учитель не хочет искать выход из создавшейся ситуации, то настало время посетить завуча или директора. Школы обычно борются за свою репутацию. Руководство, наверняка, пойдет Вам навстречу.

Когда стоит поменять школу?

1. Если у Вашего ребенка даже после решения конфликта продолжаются нервные срывы, и он отказывается посещать школу. Такая обстановка не будет способствовать успеваемости ученика. Его самооценка снижена до минимума.

2. После «разрешения» конфликта оценки у Вашего ребенка резко испортились. Но Вы-то знаете, что ребенок прекрасно знает предмет. Безусловно, в такой школе Вашему ребенку не видеть хороший аттестат.

3. Если администрация школы в курсе имеющейся проблемы, но не вмешивается в конфликт. На самооценку ребенка, как и на успеваемость это не лучшим образом скажется. Продолжать борьбу можно и дальше. Но стоит ли тратить силы? Лучше перевести ребенка в другую школу.

Культура взаимоотношений с учеником актуальна для любого педагога. Только глубокое понимание учителем учеников, изучение индивидуальных их способностей позволят осуществить учебно-воспитательный процесс.

Кто виноват в конфликте между учеником и учителем?

Кто виноват, если в магазине продавцу нахамил покупатель, а в парикмахерской мастеру – клиент? Тут действует незыблемое правило: клиент всегда прав. В учебном заведении, как бы хамски не вел себя ребенок, учитель не имеет права ни оскорбить, ни – тем более! – ударить разошедшегося хулигана. Хотя сплошь и рядом это правило нарушается.

Так что любой конфликт между учеником и учителем – от неумения последнего наладить взаимоотношения, от непрофессионализма. Когда говорят о том, что дети нынче «не те», нужно не забывать и другую сторону вопроса: и педагоги нынче другие. Длительное невнимание государства к этой отрасли народного хозяйства привело к тому, что в педвузы идут те, кто не попал в более престижные. Отсюда и внутренняя неготовность к профессии, отсутствие понимания, что педагог – не урокодатель, а воспитатель, как говорили в старину, «инженер человеческих душ». Не обладая навыками психологического анализа, не имея в душе любви к детям, такой учитель порой сам провоцирует учеников на конфликты. А если они возникают по вине ребенка, не видит путей разрешения сложившейся ситуации, не обладает необходимым профессиональным инструментарием.

Тогда в дело вмешиваются родители, начальство, что порой приводит только к стагнации возникшего конфликта.

Как родителям помочь ученику и учителю разрешить конфликт?

Умные родители увидят нарождающийся конфликт между учеником и учителем в зародыше: по отзывам ребенка, по оценкам и записям в дневнике. В этом случае нужно срочно, не откладывая со ссылкой на занятость, идти к учителю. В личной беседе в доброжелательном тоне попытайтесь вникнуть в суть проблемы, не стараясь сразу занять позицию ни защитника ребенка, ни строгого безапелляционного судьи собственного неуча.

Истина, как говорится, всегда посередине. Попытайтесь понять, в чем неправ ваш сын (дочь) и, главное, как исправить ошибку, если таковая имела место. Если он плохо усваивает предмет, что является причиной: проблемы с памятью, лень, непонимание объяснений учителя, отсутствие контроля с вашей стороны. Тогда станет понятно, как исправить ситуацию.

Если ребенок груб и несдержан, поговорите с ним наедине, пусть он вам расскажет причины такого поведения.

Тут роль родителя сродни роли дипломата, который помогает сторонам найти компромиссное решение.

Но если в конфликте ученика и учителя виноват наставник, который к тому же не желает идти на компромисс, тогда не стоит писать жалобы и обивать пороги вышестоящих инстанций. Лучше найдите способ поменять учителя, класс, даже школу. Жалобами и тяжбами конфликт можно только загнать вглубь, а не разрешить.

Учителя бывают разные - хорошие и плохие, добрые и злые, любимые и нелюбимые. Почему так бывает? Ведь если исходить из функций и задач, учителя должны быть одинаковыми, и, тем не менее, есть учителя, к которым дети на урок идут с удовольствием, предвкушая совместное общение и интересную работу, а есть такие, которых ученики просто боятся и тогда урок этого учителя становится для них чуть ли не каторгой.

Есть на белом свете один хороший учитель - Анатолий Бернштейн , который живет в г. Москве и в данный момент пишет книги по педагогике. Он уже не работает в школе, но все его бывшие ученики ходят к нему домой, приглашают его в гости, или просто звонят по телефону, не забывая о нем ни на минуту. И вот сегодня два наших ростовских учителя - Сорокина Татьяна Борисовна и Маханькова Надежда Павловна решили "пообщаться" с Анатолием Бернштейном, порассуждать о вопросах, поднятых им в его книге "Оставайтесь после уроков", и таким образом помочь понять читателю, каким же должен быть настоящий учитель.


- Могут ли учителя влиять на дальнейшую судьбу ребенка?

Бернштейн: "А кто сказал, что учителя - безобидные ретрансляторы знаний и в худшем случае бациллоносители просвещения? Иногда даже не самым инициативным из них приходится играть роль куда более ответственную - судьбы.
Ничего исключительного в этом нет. Учитель объективно имеет больше шансов влиять на "недоразвитого" человека, как говорили о детях в эпоху Возрождения. Он стоит на его пути, как обязательная отметка, промежуточный финиш, верстовой столб посередине дороги, который непросто объехать".

Маханькова: " Да, я согласна, учителя иногда влияют на становление характера и определение дальнейшей судьбы своего ученика, но это происходит лишь в том случае, если у учителя и ученика возникают с самого начала доверительные отношения, когда учитель является авторитетом и примером во всем".

Сорокина: "А я думаю, что они влияют на ребенка в любом случае, даже если нет доверительных отношений. Все равно какие-то фразы, мысли, замечания откладываются у ребенка в памяти".

- Существуют ли неразрешимые противоречия между учителем и учеником?

Бернштейн: "По сути, никаких неразрешимых противоречий между учителем и учеником не существует. Воспитание - не идиллия, но, безусловно, не война за независимость. Это и взаимообучение, и опыт человеческих отношений"

Маханькова: " Нет, на мой взгляд, между учеником и учителем могут возникнуть неразрешимые противоречия, но в этом случае чаще всего будет виновен сам учитель, его невыдержанность, бестактность, недалекость. Учитель всегда должен помнить об осторожном бережном отношении к маленькому, еще не сформировавшемуся человеку, и тщательно обдумывать каждый свой поступок, тогда неразрешимых противоречий будет гораздо меньше. Но иногда бывает и так, что учитель мало может повлиять на ход развивающегося конфликта, так как причиной бывает запущенное воспитание ребенка, выросшего в неблагополучной семье; в таком случае учитель должен хотя бы сгладить возникший не по его вине конфликт".

Сорокина: " Противоречия есть, но они всегда разрешаются. У меня был недавно очень неприятный и, казалось бы, неразрешимый инцидент. Мама одной девочки решила, что я ущемляю ребенка, отбиваю интерес к знаниям, что ребенок, мол, очень умный, а я все время занижаю оценку. Это противоречие разрешилось - в класс поставили другого учителя. В результате пострадали дети, любившие предыдущего преподавателя".

- Когда учитель ругает ученик, кто больше переживает?

Бернштейн: " Учителя переживают все же чаще и глубже, а ученикам бывает в основном сильно неприятно. Но это, конечно, совершенно частные наблюдения, сугубо из личного опыта".

Маханькова: "Все зависит от ситуации. Если сорвался добросовестный учитель в силу внешних неблагоприятных обстоятельств, то он очень переживает. Если несправедливое отношение учителя к ученику является нормой в практике такого учителя, то учитель никогда не переживает. Переживания ученика зависят от его личных качеств: если ребенок чувствительный, то он переживает очень сильно, а если ученик душевно черствый, то он тоже не переживает".

Сорокина: "Ну, смотря за что ругаешь, если за то, что нужно, то не волнуешься, а если не уверен, когда ругаешь, тогда естественно переживаешь".

- Кто кому больше нужен? Учитель ученику или ученик учителю?

Бернштейн: "Ученики порою нужнее учителю, чем он им. Учителю нужен ученик, как любимая игрушка или как партнер для игры, как медный обруч, регулирующий давление, как верный Пятница - спасение от одиночества и обретение смысла жизни".

Маханькова: "Да, здесь наблюдается взаимопотребность. Настоящий учитель, для которого работа в школе - это не служба, а образ жизни, нуждается в своих воспитанниках, в общении с ними точно также, как они нуждаются в общении со свои учителем."

Сорокина: "Я тоже согласна. Учитель нуждается в ученике так же, как и он в нем".

- Какую дистанцию надо выбирать с учеником: ближнюю или дальнюю?

Бернштейн: Здесь важно понять, что управление процессом определения оптимального расстояния между двумя объектами происходит из 2-х командных центров, только не всегда согласованно. Дети прекрасно, но порой непредсказуемо для нас регулируют процесс.".

Маханькова: "Дистанция между учеником и учителем должна быть строго выверена до миллиметра, нельзя слишком влюбляться в своих учеников, приближать их настолько к себе, что некоторые родители испытывают чувство ревности, такая ситуация только мешает педагогическому процессу. С другой стороны, нельзя отталкивать от себя ребенка, если видишь, что он нуждается в твоей заботе, внимании, а иногда и любви".

Сорокина: "Я выбираю ближнюю дистанцию со всеми учениками, но иногда ребенок решает, что ему все позволено и переходит границы, тогда его необходимо отдалить".

- Кому все это вообще больше нужно: вам или им?

Бернштейн: "Нам! Для них! Ибо весь смысл нашей жизни - в ее полной отдаче им".

Маханькова: "На мой взгляд, в итоге, конечно, им, потому что наша основная функция - давать знания".

Сорокина: "А я думаю, одинаково и им, и нам. Да, наша основная функция - давать знания, а их получать эти же знания, т.е. поровну. Взаимообмен".

- Как вы устанавливаете дисциплину на уроке?

Бернштейн: "Во-первых, отнеситесь к делу, как к делу своей жизни; во-вторых, отдайте ему все 24 часа в сутки и посвятите их детям; в-третьих, уважайте себя и их по-настоящему; в-четвертых, приготовьтесь терпеть и бороться сколько потребуется. И тогда у вас все получится, что вы пожелаете".

Маханькова: "Дисциплину на уроке я предпочитаю устанавливать путем своего личного обаяния или авторитета. Нужен набор личностных качеств, которые даются от природы и путем самовоспитания. Волевым способом, не подкрепленным вышеперечисленными факторами, дисциплину на уроке удержать сложно".

Сорокина: "Это очень сложный вопрос, потому что у меня все это происходит на интуитивном уровне. Сначала я заинтересовываю темой, а затем загружаю работой".

- Существует ли какой-то предел, кульминация учительского дела?

Бернштейн: "Педагогическому делу не грозит быть закрытым. Оно всегда длиною в педагогическую жизнь, а то и в физическую жизнь учителя".

Маханькова: " Согласна, не существует, хотя я, может быть, еще нахожусь в той поре, что еще не достигла этого наивысшего пика в своей профессиональной деятельности".

Сорокина: "Наверное, у каждого по-разному - одни нашли свой предел и уже ходят равнодушными, а для кого-то, и для меня в том числе, это всю жизнь - творческий поиск".

- Педагог - это в первую очередь кто: учитель или человек?

Бернштейн: "Учитель - в первую очередь человек, и отношения, которые устанавливаются с учеником, человеческие".

Маханькова: " Конечно, человек. Педагогика - это некая сфера деятельности, которая не имеет права допускать даже 1% брака, так как мы работаем с людьми, а не с машинами".

Сорокина: "Ну естественно - человек, и у любого учителя должны преобладать человеческие качества".

- Какие отношения должны быть между учителем и учеником?

Бернштейн : "Мы предлагаем себя в качестве объекта для обожания, подражания и послушания, а нас просто любят. Могут попросить совета, а могут и денег, чаще приюта, тепла. Легкие отношения и есть наше лучшее достижение. Не завоевание, не самоцель, а искомый результат".

Маханькова : "Вторя современным веяниям психологической науки, я придерживаюсь принципа субъект - субъективных взаимоотношений с учениками, когда учитель не забывает, что перед ним не просто объект его педагогического воздействия, а трепетная личность, которую нужно уважать, как самого себя и ценить".

Сорокина: "Между учителем и учеником должно быть сотрудничество. Они друзья, но учитель все же должен внушать уважение, выглядев авторитетно в глазах ученика".


- Нужен ли телесный контакт с учениками, взаимоприкосновения?

Бернштейн: "Нужен, так как по тому, как учитель физически раскован с учениками, не боясь ненароком кого-нибудь задеть, как легко он похлопывает, подталкивает, берет за руку, поправляет одежду и как те на это реагируют - можно много сказать о степени человеческой доверительности, открытости и душевной близости между ними. Это дано не каждому, потому что право на такое прикосновение надо заслужить".

Маханькова: "Я за науку прикосновений, особенно это необходимо в среднем школьном возрасте (5-7 классы), когда ребенок еще нуждается в заботе, опеке, у него не изжита потребность в ласковом поглаживании, похлопывании, дружеском рукопожатии, и если отношения учителя и ученика складываются доверительные, то прикосновения будут актуальными вплоть до самого старшего школьного возраста".

Сорокина: "Телесный контакт необходим - кого-то успокоить, кого-то заставить работать, кому-то внушить уверенность".

- Несут ли учителя моральную ответственность за учеников в дальнейшей их жизни?

Бернштейн: "Не берите на себя чужой кармы - не делайте за них их труд, не решайте за них их задачи, не пытайтесь стать их судьбой. Самое лучшее - пусть знают ваше мнение, позицию, оценку".

Маханькова: "В небольшой мере - да, так как с детства им что-то внушали".

Сорокина: "В общем-то да, так как, что воспитали, то и получили. А учителя воспитывают вместе с родителями".

- Каких учеников любят учителя?

Бернштейн: "Парадокс, но учителя не любят счастливых учеников. Вероятнее всего, потому, что в подсознании: если счастливы, значит, свободны, независимы от нас. А мы так хотим, чтобы в нас нуждались"…

Маханькова: "Любят чаще того, у кого есть потребность в любви".

Сорокина: "А я люблю способных, тех, которые хотят чему-то научиться, думающих, ищущих, желающих получить знания".

- Ну и, наконец, кто такой вообще "учитель"?

Бернштейн: "Учитель - скромный служащий на ответственном посту: открывающий дверь в мир знаний или в мир людей, или помогающий заглянуть в свой собственный. И не требующий за это благодарности. И достойный много большего, когда по-настоящему заслужил".

Маханькова: "Учитель - это, прежде всего, хороший профессионал".

"…Учительский труд - одно из величайших призваний в жизни… Но учитель должен быть предан своему делу в наивысшей степени, полностью отдаваться ему, учить от всего ума и от всего сердца, всем своим существом; и при наличии такой преданности возможно многое".
Дж. Кришнамурти.

"Подумайте об этом."
_________________________
© Скрынникова Алена