Новое в материнском праве, как продать, купить. Законодательная база российской федерации Государственной поддержки семей, имеющих детей

Закон о материнском капитале в нашей стране действует более 10 лет, с 2006 года. Он предоставляет гражданам РФ право получить средства от государства на решение вопросов, связанных с детьми. При этом ФЗ о маткапитале предусматривает целевое расходование денег - государство строго контролирует их перечисление.

Маткапитал направлен на улучшение демографической ситуации в России. Обычно семья тратит его на покупку жилья или образование детей, потому что в нашей стране сейчас это самые актуальные проблемы.

Краткое описание ФЗ 256 о материнском капитале

В 2006 году принят Федеральный закон о маткапитале (ФЗ-256), который вступил в силу в январе 2007 года. В нем установлено право родителей при рождении или усыновлении второго либо последующего ребенка получить средства государственной субсидии, которые можно потратить на установленные законом нужды.

ФЗ о материнском (семейном) капитале, принятый 29.12.2006 г., состоит из 13 статей:

Помимо ФЗ-256, в России действует Постановление Правительства № 862, которое предусматривает улучшение условий проживания многодетных семей. Оно регламентирует временные рамки использования семейного капитала с пояснениями.

На что можно потратить выделенные государством средства?

ФЗ позволяет тратить предоставленные государством средства на следующие нужды:

Иные способы использования государственных средств запрещены. Есть предложения о включении в перечень возможных направлений денежной субсидии:

Однако надежды на принятие соответствующих поправок пока нет.

На какие именно улучшения условий проживания направляется маткапитал, прописано в Постановлении №862:

Закон в последней редакции накладывает ограничения по использованию маткапитала в зависимости от возраста ребенка. Все варианты применения доступны после достижения ребенком 3-летнего возраста. Единственное исключение – перечисление в счет погашения ипотечного кредита, которое можно сделать сразу после рождения малыша.

Обычно материнский капитал получают матери или усыновительницы, однако в определенных законом случаях его может оформить отец или сам ребенок-сирота через законного представителя. Важно отметить, что право на маткапитал имеют именно матери. Если у мужа есть дети от предыдущего брака, то при рождении ребенка от второй жены сертификат ему не полагается.

Размер и индексация выплат

На первоначальном этапе сумма выплат составляла 250 тысяч рублей. С 2015 года после периодической индексации она достигла 453 тысячи рублей. До настоящего времени новой индексации размера маткапитала не проводилось.

До 31.11.2017 года возможно было получить 25 тысяч рублей наличными средствами на любые нужды. Будет ли продлена данная возможность в 2018 году и произойдет ли индексация, пока неизвестно. Кроме этого случая, перечисление средств происходит только безналичным путем. Получателем выступает банк-кредитор, продавец жилого помещения, образовательное учреждение, строительная или медицинская организация.

Использовать маткапитал можно как частично, так и полностью. К примеру, часть средств направляется на погашение ипотечного кредита, а оставшаяся сумма – на будущую пенсию матери.

Какие документы необходимы для получения материнского капитала?

Для оформления сертификата на семейный капитал необходимо предоставить в Пенсионный фонд пакет документов. Документы для получения государственной субсидии:

Алгоритм действий по получению сертификата

Обратиться за сертификатом можно в любое время, срока получения не предусмотрено. Если он вам положен по закону, то можно не торопиться его получить до конца 2018 года, вы вправе это сделать и позже, когда понадобится. Распоряжение средствами маткапитала закреплено в законе:

Для оформления сертификата на материнский капитал необходимо лично обратиться в Пенсионный фонд по месту своего проживания или в МФЦ. Предварительно соберите пакет документов и предоставьте их в оригинале. Сотрудник снимет копию бумаг для рассмотрения вопроса. Заявление составляется по определенной форме, его заполнит сотрудник Пенсионного фонда, вам нужно будет проверить его и подписать.

Законом предусмотрена возможность отправки заявления по почте. В таком случае заполните его сами и приложите копии документов, заверенные нотариусом.

Другой удобный молодой маме вариант оформления маткапитала – электронное заявление через портал Госуслуг. Для этого требуется иметь действующий личный кабинет на этом сайте. Государственную пошлину за оформление сертификата платить не требуется.

В течение 5 дней после подачи заявления вам придет ответ. По истечении 30 дней вы сможете получить сертификат на руки или по почте. Если при подаче документов выявятся какие-либо ошибки или потребуется доработка, то Пенсионный фонд сообщит вам об этом. Какие могут быть основания для отказа:

6. Основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата являются:

1) отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона;

3) представление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки;

4) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме.

Далее вам следует определиться, как вы хотите использовать эти средства. Когда решение будет принято, обратитесь с документами по предполагаемому применению маткапитала в Пенсионный фонд с соответствующим заявлением на перечисление.

Региональные программы материнского капитала

Регионы самостоятельно устанавливают программы получения дополнительного материнского капитала на своем уровне. Сумма зависит от наполнения бюджета. В большинстве субъектов РФ дополнительная субсидия выдается при рождении третьего ребенка.

Также в некоторых областях на дополнительные средства от государства можно приобрести автомобиль, подвести коммуникации к дому или купить жилье. Средняя сумма сертификата составляет около 100 тысяч рублей, реже государство предоставляет большие суммы. Срок его использования в среднем не превышает 3 лет.

Для получения региональной субсидии семье следует соответствовать дополнительным условиям. Администрация рассматривает доход супругов, время проживания на территории региона, жилищные условия.

Резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни как последствие социально-экономических реформ конца XX - начала XXI в. обусловило деформацию демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества - семьи. Так, к началу 2001 г. численность населения Российской Федерации составила около 145 млн человек. С 1993 г. естественная убыль населения находится на стабильно высоком уровне (0,7-0,9 млн человек в год). За 1992-2000 гг. численность населения сократилась в 65 из 89 субъектов РФ. Естественный прирост населения в 2000 г. был отмечен лишь в 15 субъектах РФ, в число которых входят некоторые субъекты РФ, расположенные в восточной части страны и на Северном Кавказе, а также Республика Калмыкия. В 1999 г. превышение числа умерших над числом родившихся составило в целом по стране 930 тыс. человек, в 2000 г. - 958 тыс. человек. Депопуляция - устойчивое превышение числа умерших над числом родившихся - затронула в разной степени практически всю территорию Российской Федерации и почти все этнические группы. Одной из причин депопуляции является низкая рождаемость. В 2000 г. родилось 1267 тыс. человек, что на 722 тыс. человек, или в 1,6 раза, меньше, чем в 1990 г. Снижение уровня рождаемости началось с конца 60-х гг. Современные параметры рождаемости в два раза меньше, чем требуется для замещения поколений: в среднем на одну женщину приходится 1,2 рождения при 2,15, необходимых для простого воспроизводства населения. В ряде регионов, расположенных в центральной части России, суммарный коэффициент рождаемости составляет около одного рождения на женщину. Характер рождаемости в РФ определяется массовым распространением малодетности (1-2 ребенка), сближением параметров рождаемости городского и сельского населения, откладыванием рождения первого ребенка, ростом внебрачной рождаемости .

Таким образом, включение международных правовых норм в систему национального законодательства допустимо при соблюдении установленной процедуры признания их государством. В настоящее время порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров определяется Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".

Буквальный анализ положений комментируемой статьи позволяет отметить, что за основу законодательства РФ о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, приняты две группы международно-правовых норм:

Всеобщую декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., согласно которой материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь (п. 2 ст. 25);

Международный пакт о гражданских и политических правах, определяющий, что семья имеет право на защиту со стороны общества и государства (п. 1 ст. 23), а также провозглашающий право каждого ребенка на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства (п. 1 ст. 24);

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, декларирующего предоставление семье, как естественной и основной ячейки общества, по возможности самой широкой охраны и помощи при ее образовании и в период заботы о несамостоятельных детях и их воспитании. Особая охрана должна предоставляться матерям в течение разумного периода до и после родов (п. 1, 2 ст. 10).

Ближе всего по своему содержанию к концепции настоящего подходят нормы Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 г.; Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 3 декабря 1986 г.; Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.; Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей, принятой в г. Нью-Йорке 30 сентября 1990 г.; Конвенции N 103 Международной организации труда относительно охраны материнства, принятой 28 июня 1952 г. в Женеве.

4. На федеральном уровне система законодательства о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, представлена в виде трех блоков норм:

Настоящий , разработанный в целях реализации положений Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ 2006 г. в части стимулирования рождения в семье второго ребенка, был принят Государственной Думой РФ 22 декабря 2006 г., одобрен Советом Федерации 27 декабря 2006 г. и подписан Президентом РФ 29 декабря 2006 г. Рассматриваемый нормативный акт регулирует отношения, связанные с приобретением и порядком реализации права на получение дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, под которыми понимаются меры, обеспечивающие возможность приобретения жилья, получения услуг в сфере образования, улучшения пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных законопроектом.

Предусматривается предоставление права на дополнительные меры государственной поддержки женщинам, родившим (усыновившим) второго ребенка начиная с 1 января 2007 г., женщинам, родившим (усыновившим) третьего или последующего ребенка начиная с 1 января 2007 г. (если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки). При этом в случае смерти указанных женщин, объявления их умершими, лишения их родительских прав, а также в случае совершения умышленного преступления против жизни и здоровья ребенка (детей), право на дополнительные меры государственной поддержки переходит к отцу (усыновителю) ребенка (детей) независимо от его гражданства. В случае смерти обоих родителей (усыновителей) ребенка (детей) или единственного родителя (усыновителя) ребенка (детей), объявления их (его) умершими, лишения их (его) родительских прав, совершения ими (им) умышленного преступления против жизни и здоровья своего ребенка (детей) право на дополнительные меры государственной поддержки переходит к ребенку (детям в равных долях). Право на дополнительные меры государственной поддержки может быть реализовано не ранее, чем по истечении трех лет со дня возникновения права на них, т.е. по достижении ребенком возраста трех лет либо прошествии трех лет со дня его усыновления.

В целях регистрации права на дополнительные меры государственной поддержки комментируемым предусмотрено создание федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки. Ведение этого регистра осуществляется Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами. Кроме того, на Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы нормами настоящего Закона возлагаются обязанности по рассмотрению заявлений и выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. При этом Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы наделяются правом проверять обоснованность выдачи документов (их заверенных копий), удостоверяющих право на дополнительные меры государственной поддержки.

1. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться:

1) на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели;

2) на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.

1.1. Часть средств материнского (семейного) капитала в сумме, не превышающей 50 процентов размера средств материнского (семейного) капитала, полагающихся лицу, получившему сертификат, на дату подачи им заявления о распоряжении, может быть выдана в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи указанному лицу на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства при представлении засвидетельствованных в установленном законом порядке:

1) копий документов лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги), подтверждающих право собственности на земельный участок, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право аренды земельного участка либо право безвозмездного пользования земельным участком, предназначенным для индивидуального жилищного строительства, на котором осуществляется строительство (реконструкция) объекта индивидуального жилищного строительства;

2) разрешения на строительство либо уведомления, указанного в пункте 2 части 7 , выданных лицу, получившему сертификат, или его супругу (супруге);

3) выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги) на объект индивидуального жилищного строительства в случае его реконструкции;

4) письменного обязательства лица (лиц), на которое (которых) оформлено разрешение на строительство либо которому (которым) выдано уведомление, указанное в пункте 2 части 7 , в течение шести месяцев со дня получения кадастрового паспорта либо со дня получения уведомления о соответствии построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности, указанного в пункте 5 части 19 , оформить жилое помещение, построенное (реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга (супруги), детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей).

1.1-1. Документы, предусмотренные пунктами 1 - 3 части 1.1 настоящей статьи, запрашиваются Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных внебюджетных фондах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы находятся в распоряжении таких органов либо организаций и лицо, получившее сертификат, не представило указанные документы самостоятельно.

1.2. Часть средств материнского (семейного) капитала, оставшаяся в результате распоряжения ими в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи, может быть использована на те же цели не ранее чем по истечении шести месяцев со дня предыдущего направления части средств материнского (семейного) капитала при представлении лицом, получившим сертификат, документа органа, уполномоченного на выдачу разрешения на строительство, подтверждающего проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Выдача указанного документа осуществляется по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

1.3. Средства материнского (семейного) капитала на основании заявления о распоряжении лица, получившего сертификат, могут быть выданы в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи указанному лицу на компенсацию затрат за построенный (реконструированный с учетом требований части 1.2 настоящей статьи) им или его супругом (супругой) объект индивидуального жилищного строительства при представлении засвидетельствованных в установленном законом порядке:

1) копий документов лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги), подтверждающих право собственности на земельный участок, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право аренды земельного участка либо право безвозмездного пользования земельным участком, предназначенным для индивидуального жилищного строительства, на котором осуществлено строительство (реконструкция) объекта индивидуального жилищного строительства;

2) выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги) на построенный объект индивидуального жилищного строительства, возникшем не ранее 1 января 2007 года, либо на реконструированный после 1 января 2007 года объект индивидуального жилищного строительства - независимо от даты возникновения указанного права;

3) письменного обязательства лица (лиц), в чьей собственности находится объект индивидуального жилищного строительства, оформить указанный объект в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга (супруги), детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) в течение шести месяцев после перечисления Пенсионным фондом Российской Федерации средств материнского (семейного) капитала - в случае, если объект индивидуального жилищного строительства оформлен не в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга (супруги), детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей).

1.4. Документы, указанные в пунктах 1 и 2 части 1.3 настоящей статьи, запрашиваются Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы находятся в распоряжении таких органов либо организаций и лицо, получившее сертификат, не представило указанные документы самостоятельно.

2. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть использованы на исполнение связанных с улучшением жилищных условий обязательств, возникших до даты приобретения права на дополнительные меры государственной поддержки.

3. Приобретаемое с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала жилое помещение должно находиться на территории Российской Федерации.

4. Жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.

5. Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации.

6. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут направляться на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией, независимо от срока, истекшего со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.

7. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по займам, в том числе обеспеченным ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения, предоставленным гражданам по договору займа, в том числе обеспеченного ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения, заключенному с одной из организаций, являющейся:

1) кредитной организацией в соответствии с ;

2) утратил силу. - Федеральный закон от 08.03.2015 N 54-ФЗ;

3) кредитным потребительским кооперативом в соответствии с "О кредитной кооперации", сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом в соответствии с "О сельскохозяйственной кооперации", осуществляющими свою деятельность не менее трех лет со дня государственной регистрации;

4) единым институтом развития в жилищной сфере, определенным "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

8. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по займам, в том числе обеспеченным ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения при условии предоставления лицом, получившим сертификат, или его супругом (супругой) документа, подтверждающего получение им займа путем безналичного перечисления на счет, открытый лицом, получившим сертификат, или его супругом (супругой) в кредитной организации.

Настоящий Федеральный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.




Статья 1. Законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей

1. Законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом (далее - дополнительные меры государственной поддержки);

2) материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом;

3) государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.

Статья 3. Право на дополнительные меры государственной поддержки

1. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года.

2. При возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в настоящей статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.

Проживаем я. муж и двое детей. остальные части-бабушка, дедушка,...

21.09.2008)S 2009 goda yavlyaemsa takje grajdanami Belgii(u nas 2grajdanstva)v 2012 godu oformili 3 detyam Rossiyskoe...