Какие сокровища хранятся на «Титанике» и почему их до сих пор не подняли на поверхность. Тайна океана

В ночь с 14-го на 15-е апреля 1912 года терпит крушение, в водах Атлантического океана, самое большое судно мира «Титаник». Поразившая весь мир катастрофа забрала жизни большого количества присутствующих на борту лайнера, множества богатых людей и пассажиров второго класса, но все-таки спастись удалось многим. Столкновение лайнера с айсбергом и стало причиной трагической катастрофы, которую многие помнят и по сей день.Долгое время местонахождение затонувшего судна было неизвестно, только в 1985 году отыскали место его покоения. И именно сюда множество экспедиций отправляется изучать, считавшийся одним из самых непотопляемых суден, «Титаник». Для тщательного изучения к месту трагедии отправили несколько суден, которые следовали по маршруту самого «Титаника» . С момента крушения, затонувшему «Титанику», в этом году, исполнилось ровно сто лет.

В 2001 году, спустя почти сто лет после катастрофы, ЮНЕСКО берет под охрану конвенции обломки легендарного судна, до этого «Титаник» считали всего лишь одним из потерпевших крушение больше века назад лайнером. Практически 3750 метров глубины, в данное время, скрывают останки суперлайнера «Титаник» на дне Атлантического океана.

Родственники погибших в ужасной катастрофе, следуют курсом «Титаника», через столетие после трагедии, для того чтобы почтить память своих родных и близких.

Место крушения Титаника — где и когда затонул Титаник

Во время своего первого рейса, ночью с 14-го апреля на 15-е 1912 года британский лайнер «Титаник» терпит крушение в Атлантическом океане, благодаря невнимательности впередсмотрящего, который очень поздно заметил препятствие. Благодаря многочисленным мелким повреждениям, которые пароход получает вследствие столкновения с айсбергом, меньше чем спустя три часа корабль погружается полностью под воду, забирая с собой жизни пассажиров, которых на борту было больше чем 2200, из них только 706-ти, включая команду корабля, пострадавшим повезло остаться в живых. В 1985 году под командованием Роберта Балларда, директора Института океанологии в США, штат Массачусетс, город Вудс-Холл, экспедиция установила место крушения британского парохода «Титаника» — в 645 км к западу от острова Ньюфаундленд.


Спустя некоторое время после катастрофы, родственники жертв трагедии стараются собрать экспедицию для поиска останков лайнера и даже его поднятия с морского дна на поверхность, но операция такого плана, в начале ХХ века, была нереальна с технической точки зрения, соответственно за нее никто не взялся.

Спустя десятилетие, после крушения «Титаника», уровень техники и науки, а также изобретения различных приборов для исследований подводного мира, позволяло надеяться на хороший результат, Роберт Баллард в 70-х годах отправляется на поиски останков легендарного лайнера. Французский институт изучения и освоения океана (ИФРЕМЕР) оказал множественную ценную помощь Балларду и его экспедиции, предоставив Роберту сонар высококачественной точности, луч которого мог «обшарить», с палубы исследовательского корабля, дно океана. Экспедицию успех постиг не сразу, несмотря на хорошую технику и оборудование. Почти смирившись с поражением, экспедиция Балларда собиралась покидать северные воды Атлантического океана. Как раз в этот момент приборы их корабля обнаруживают некий объект. Судя по фотографиям «Титаника» 1912 года, было установлено, что этот странный объект ничто иное, как один из паровых котлов лайнера.

Чуть позднее недалеко от котла нашли и остальные останки парохода, также были обнаружены принадлежавшие погибшим пассажирам вещи.

На глубине приблизительно 3,9 км по сей день лежат останки самого большого парохода «Титаника», который, к сожалению, бессмысленно поднимать на поверхность — гигантские останки проржавевшего лайнера, расколовшегося на две части во время затопления, так и останутся покоиться на дне морском.

Столетие прошло с момента ужасной трагедии, но по сей день, ученые стараются выведать новые факты и узнать реальную причину катастрофы. Относительно легендарного британского парохода было написано много книг и снято фильмов.

Как известно, легенды в любом случае имеют хоть какую-то часть истины, тем самым вызывают интерес людей. Огромное количество необычных сведений и тайн ученые пытаются раскрыть, остается немало и загадок «Титаника», которые он скрывает от человечества вот уже столетие.

Капитан корабля Морган Робертс за двадцать лет до самого крушения «Титаника» выпускает замечательную книгу, в которой рассказывается о кошмарной катастрофе корабля, из спасшихся в которой всего небольшое количество людей и капитан судна. В этом рассказе удивительно совпали два корабля «Титаник» и описанный в книге Робертса пароход «Титан», размеры кораблей тоже совпали, также оказалось таким же число пассажиров и даже количество спасательных шлюпок на палубах. Ужасает то, что кораблекрушение в книге, написанной за два десятка лет до самой трагедии, точно совпадает с реальностью, «Титан» так же затонул от столкновения с айсбергом. Успех книги после катастрофы значительно увеличился, хоть и написана она была раньше самого крушения «Титаника».

В конце прошлого века выпустили еще одну книгу, в которой ее авторы описали связанные с катастрофой парохода факты. Ученые утверждают будто крушение «Титаника» было подстроено специально, факты, указывающие на это, были неоспоримы, к примеру, спасательных шлюпок было раза в два меньше, чем пассажиров на корабле. Взять даже тот факт, что владелец «Титаника» самый известный миллионер Пирсон Морган, отказывается плыть на своем же лайнере в последний момент. Хотя уговаривает поехать своего так сказать друга Джона Астора, богатейшего человека Америки. Вскоре после катастрофы, отдыхая и расслабляясь на французском курорте владелец «Титаника» Пирсон Морган прекрасно проводил время.

По счастливой случайности в последний момент отказываются от увлекательной поездки на самом большом британском пароходе приблизительно пятьдесят человек, весомых причин на то при этом не было. Самое интересно было то, что отказавшиеся от путешествия пассажиры корабля — близкие друзья Моргана, что вызывает определенное подозрение. По приказу владельца лайнера Моргана были оставлены на берегу уникальные картины, коллекции которых должны были перевозить на борту «Титаника».

Видео Титаник не тонул

Фото и картинки Титаника








В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года самый современный на тот момент пассажирский лайнер «Титаник», совершавший свой первый рейс из Саутгемптона в Нью-Йорк, столкнулся с айсбергом и вскоре затонул. Не менее 1496 человек погибло, 712 пассажиров и членов экипажа были спасены.

Катастрофа «Титаника» очень быстро обросла массой легенд и домыслов. При этом на протяжении нескольких десятилетий место, где покоится погибший корабль, оставалось неизвестным.

Главная трудность заключалась в том, что место гибели было известно с весьма невысокой точностью — речь шла о районе в 100 километров в диаметре. С учётом того, что «Титаник» затонул в районе, где глубина Атлантики насчитывает несколько километров, поиск корабля был делом весьма проблематичным.

Титаник. Фото: www.globallookpress.com

Тела погибших собирались поднимать динамитом

Сразу после кораблекрушения родственники богатых пассажиров, погибших в катастрофе, выступили с предложением организовать экспедицию по подъёму судна. Инициаторы поисков хотели похоронить своих близких и, что уж греха таить, вернуть ценности, ушедшие на дно вместе с их владельцами.

Решительный настрой родственников наткнулся на категорический вердикт специалистов: технологий для поиска и подъёма «Титаника» с большой глубины на тот момент просто не существовало.

Тогда поступило новое предложение — сбросить на дно в предполагаемом месте катастрофы динамитные заряды, которые, по замыслу авторов проекта, должны были спровоцировать всплытие со дна трупов погибших. Эта сомнительная идея также не нашла поддержки.

Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война отложила вопрос о поисках «Титаника» на многие годы.

Интерьер веранды для пассажиров первого класса «Титаника». Фото: www.globallookpress.com

Азот и шарики для пинг-понга

Вновь о поиске лайнера заговорили лишь в 1950-х годах. Одновременно начали появляться предложения по возможным способам его подъёма — от заморозки корпуса при помощи азота до заполнения его миллионами шариков для пинг-понга.

В 1960-1970-х годах в район гибели «Титаника» отправлялись несколько экспедиций, но все они не добились успеха в силу недостаточной технической подготовки.

В 1980 году нефтяной магнат из Техаса Джон Гримм профинансировал подготовку и проведение первой большой экспедиции по поиску «Титаника». Но, несмотря на наличие самой современной аппаратуры для подводных поисков, его экспедиция завершилась неудачей.

Главную роль в обнаружении «Титаника» сыграл исследователь океана и по совместительству офицер ВМС США Роберт Баллард . Баллард, занимавшийся вопросами совершенствования малых беспилотных подводных аппаратов, ещё в 1970-х годах увлёкся подводной археологией и, в частности, тайной места гибели «Титаника». В 1977 году он организовал первую экспедицию для поиска «Титаника», но она завершилась неудачей.

Баллард был убеждён — разыскать судно возможно только при помощи новейших глубоководных батискафов. Но получить такие в своё распоряжение было весьма непросто.

Фото: www.globallookpress.com

Тайная миссия доктора Балларда

В 1985 году, не добившись результатов во время экспедиции на французском исследовательском судне Le Suroît, Баллард перебрался на американское судно R/V Knorr, с которым продолжил поиски «Титаника».

Как рассказал сам Баллард спустя много лет, экспедиция, ставшая исторической, началась с секретной сделки, заключённой между ним и командованием ВМС. Исследователь очень хотел получить для своих работ глубоководный исследовательский аппарат «Арго», однако американские адмиралы не хотели оплачивать работу техники для поиска какого-то исторического раритета. Судно R/V Knorr и аппарат «Арго» должны были выполнить миссию по обследованию мест гибели двух американских атомных подлодок «Скорпион» и «Трешер», затонувших ещё в 1960-х годах. Эта задача была секретной, и ВМС США нужен был человек, который не просто сможет выполнить необходимые работы, но и сумеет сохранить их в тайне.

Кандидатура Балларда была идеальной — он был достаточно известен, и все знали о его увлечённости поисками «Титаника».

Исследователю предложили: он сможет получить «Арго» и задействовать его для поисков «Титаника», если сначала найдёт и исследует подводные лодки. Баллард согласился.

О «Скорпионе» и «Трешере» знали лишь в руководстве ВМС США, для остальных Роберт Баллард просто исследовал Атлантику и искал «Титатник».

Роберт Баллард. Фото: www.globallookpress.com

«Кометный хвост» на дне

С секретной миссией он справился блестяще, и 22 августа 1985 года смог снова приступить к поискам лайнера, погибшего в 1912 году.

Никакая самая передовая техника не обеспечила бы ему успеха, если бы не накопленный ранее опыт. Баллард при исследовании мест гибели подлодок обратил внимание, что они оставили на дне своеобразный «кометный хвост» из тысяч обломков. Связано это было с тем, что корпуса лодок были разрушены при погружении на дно из-за огромного давления.

Учёный знал, что при погружении на «Титанике» взорвались паровые котлы, а это значило, что и лайнер должен был оставить аналогичный «кометный хвост».

Именно этот след, а не сам «Титаник», было проще обнаружить.

В ночь на 1 сентября 1985 года аппарат «Арго» нашёл на дне мелкие обломки, а в 0:48 камера зафиксировала котёл «Титаника». Затем удалось обнаружить и носовую часть судна.

Было установлено, что нос и корма переломившегося лайнера расположены поодаль друг от друга, на расстоянии примерно 600 метров. При этом и корма, и нос серьёзно деформировались при погружении на дно, однако нос всё-таки сохранился лучше.

Макет корабля. Фото: www.globallookpress.com

Дом для подводных обитателей

Новость об обнаружении «Титаника» стала сенсацией, хотя многие специалисты поспешили поставить её под сомнение. Но летом 1986 года Баллард осуществил новую экспедицию, в ходе которой не только подробно описал находящееся на дне судно, но и совершил первое погружение к «Титанику» на обитаемом глубоководном аппарате. После этого последние сомнения рассеялись — «Титаник» был обнаружен.

Последний приют лайнера находится на глубине 3750 метров. Помимо двух основных частей лайнера, по дну на площади 4,8×8 км разбросаны десятки тысяч более мелких обломков: части корпуса судна, останки мебели и отделки помещений, посуда, личные вещи людей.

Обломки корабля покрылись многослойной ржавчиной, толщина которой постоянно растёт. Помимо многослойной ржавчины, на корпусе и возле него проживают 24 вида беспозвоночных животных и 4 вида рыб. Из них 12 видов беспозвоночных явно тяготеют к обломкам кораблекрушения, поедая металлические и деревянные конструкции. Интерьеры «Титаника» почти полностью уничтожены. Деревянные элементы поглотили глубоководные морские черви. Настилы палуб покрывает слой из раковин моллюсков, с многих металлических элементов свисают сталактиты ржавчины.

Кошелёк, поднятый с «Титаника». Фото: www.globallookpress.com

От людей осталась только обувь?

В течение 30 лет, которые прошли с момента обнаружения корабля, «Титаник» стремительно разрушался. Его современное состояние таково, что ни о каком подъёме судна не может быть и речи. Корабль навсегда останется на дне Атлантического океана.

До сих пор нет единого мнения о том, сохранились ли на «Титанике» и вокруг него человеческие останки. Согласно преобладающей версии, все человеческие тела целиком разложились. Тем не менее, периодически появляется информация о том, что некоторые исследователи всё-таки натыкались на останки погибших.

Но Джеймс Кэмерон, режиссёр знаменитого кинофильма «Титаник» , на личном счету которого свыше 30 погружений к лайнеру на российских глубоководных аппаратах «Мир», уверен в обратном: «Мы видели туфли, сапоги и другую обувь на месте затонувшего судна, но наша команда ни разу не сталкивалась с человеческими останками».

Вещи с «Титаника» — выгодный товар

За время с момента обнаружения «Титаника» Робертом Баллардом к кораблю было осуществлено около двух десятков экспедиций, в ходе которых на поверхность поднято несколько тысяч предметов, начиная от личных вещей пассажиров и заканчивая куском обшивки весом в 17 тонн.

Точное число предметов, поднятых с «Титаника», сегодня установить невозможно, поскольку с совершенствованием подводной техники корабль стал излюбленной целью «чёрных археологов», любыми путями пытающихся добыть раритеты с «Титаника».

Роберт Баллард, сетуя на это, заметил: «Корабль всё ещё благородная старая дама, но уже не та дама, которую я увидел в 1985 году».

Вещи с «Титаника» уже много лет продаются на аукционах и пользуются огромным спросом. Так, в год 100-летия катастрофы, в 2012 году, с молотка ушли сотни предметов, в том числе ящик для сигар, принадлежавший капитану «Титаника» (40 тысяч долларов), спасательный жилет с судна (55 тысяч долларов), мастер-ключ стюарда первого класса (138 тысяч долларов). Что касается драгоценностей с «Титаника», то их стоимость измеряется миллионами долларов.

В своё время, обнаружив «Титаник», Роберт Баллард намеревался сохранить это место в тайне, дабы не тревожить место упокоения полутора тысяч человек. Возможно, он зря этого не сделал.


  • © www.globallookpress.com

  • © www.globallookpress.com

  • © Commons.wikimedia.org

  • © кадр из youtube

  • © Commons.wikimedia.org

  • © Commons.wikimedia.org

  • © Commons.wikimedia.org

  • © Commons.wikimedia.org
  • © Commons.wikimedia.org / Матросы, оставшиеся в живых, пытающиеся подняться на борт HMS Dorsetshire

  • ©

И этот факт не удивляет, ведь на момент строительства и введения в эксплуатацию « » являлся одним из самых габаритных лайнеров в мире. Его первый рейс, он же и последний, состоялся 14 апреля 1912 года, ведь судно после столкновения с ледяной глыбой, утонуло, спустя 2 часа 40 минут после удара (в 02.20 15 апреля). Столь масштабная катастрофа превратилась в легенду и в наше время обсуждаются причины и обстоятельства ее возникновения, снимаются художественные фильмы, а исследователи продолжают изучать остатки лайнера, находящиеся на дне и сравнивать их с фотографиями судна, сделанными в 1912 году.

Если сопоставить приведенную на фото модель носовой части и те остатки, что сейчас лежат на дне, сложно назвать их идентичными, ведь передняя часть корабля в процессе падения сильно погрузилась в ил. Такое зрелище сильно разочаровало первых исследователей, поскольку расположение обломков не позволяло осуществить осмотр места, которым судно ударилось об ледяную глыбу, без использования спецтехники. Рваная дыра, наличествующая в корпусе, хорошо заметная на макете – результат удара об дно.

Остатки «Титаника» находятся на дне Атлантического океана, они лежат на глубине около 4 км. Судно в процессе погружения под воду треснуло и сейчас две его части лежат на дне, на расстоянии около 600 метров одна от другой. В радиусе нескольких сотен метров возле них находятся множественные обломки и предметы, в их числе огромный кусок корпуса судна.

Панораму носовой части Титаника, исследователям удалось сделать путем обработки нескольких сотен снимков. Если рассматривать ее справа налево можно увидеть лебедку от запасного якоря, которая торчит прямо над носовой кромкой, далее заметно швартовное устройство, и рядом открытый люк, ведущий в трюм №1, от него к бортам идут линии волнореза. Лежащую мачту, под которой имеются еще два трюмных люка и лебедки для поднятия грузов хорошо видно на межнадстроечной палубе. Мостик капитана раньше распологался на передней части основной надстройки, а теперь его можно найти на дне лишь по частям.

Зато надстройка с капитанской и офицерскими каютами и радиорубкой сохранилась хорошо, правда ее пересекает трещина, создавшаяся на месте деформационного шва. Видимая дыра в надстройке является местом расположения дымовой трубы. Еще одна дыра за надстройкой колодец, где размещена парадная лестница Титаника. Большое рваное отверстие, расположенное левее – место второй трубы.

Фото основного якоря по левому борту Титаника. Остается загадкой, как он в процессе удара об дно не слетел вниз.

За запасным якорем Титаника расположено швартовное устройство.

Еще лет 10-20 назад на мачте Титаника можно было разглядеть остатки так называемого «вороньего гнезда», где располагались впередсмотрящие, но сейчас они отвалились. Единственным напоминанием о «вороньем гнезде» является отверстие в мачте, через которое моряки-впередсмотрящие могли попасть на винтовую лестницу. Хвостик, находящийся за отверстием был когда-то креплением для колокола.

Сравнительные фото палубы Титаника, на которой размещались спасательные шлюпки. Справа видно, что надстройка на ней местами разорвана.

Лестница Титаника, которая украшала корабль в 1912 г.:

Фото остатков судна, сделанное в аналогичном ракурсе. Сравнивая два предыдущих фото сложно поверить, что это одна и та же часть судна.

За лестницей были оборудованы лифты для пассажиров 1-го класса. О них напоминают только отдельные элементы. Надпись, которую можно увидеть на фото справа, находилась напротив лифтов и указывала на палубу. Именно эта надпись – указатель, направляющий на палубу А (буква А, сделанная из бронзы, отпала, но следы еще остались).

Палуба D, холл 1-го класса. Несмотря на то, что большая часть деревянной отделки съедена микроорганизмами, сохранились отдельные элементы, напоминающие о парадной лестнице.

Холл 1-го класса и ресторан Титаника, расположенные на палубе D, имели большие витражные окна, они сохранились и до наших времен.

Именно так бы смотрелся «» вместе с самым большим современным пассажирским лайнером, который носит название «Allure of the Seas».

Его ввели в эксплуатацию в 2010 г. Несколько сравнительных величин:

  • у «Allure of the Seas» водоизмещение в 4 раза превосходит данную характеристику у «Титаника»;
  • современный лайнер – рекордсмен имеет длину 360 м, что на 100 м превосходит «»;
  • максимальна ширина 60 м в сравнении с 28 м легенды судостроения;
  • осадка почти не отличается (почти 10 м);
  • скорость хода у этих судов равна 22-23 узлам;
  • численность командного состава «Allure of the Seas» — более 2 тыс. человек (обслуга «» – 900 человек, преимущественно это были – кочегары);
  • пассажировместимость гиганта современности – 6,4 тыс. человек (у – 2,5 тыс.).

Крупнейший в мире на момент постройки пассажирский лайнер "Титаник" (Titanic) компании "Уайт Стар Лайн" (White Star Line) затонул в Атлантическом океане из‑за столкновения с айсбергом во время своего первого рейса 15 апреля 1912 года, по пути из Саутгемптона (Великобритания) в Нью‑Йорк (США). На борту находилось более 2200 человек. Погибли, по разным данным , от 1400 до 1517 человек, спаслись около 700 пассажиров.

План поиска "Титаника" обсуждался уже через пять дней после трагедии. Винсент Астор (Vincent Astor), сын британского миллионера Джона‑Джейкоба Астора (John Jacob Astor), объявил о своем желании отыскать место залегания судна, чтобы найти тело своего погибшего отца. Однако тело было обнаружено уже на следующий день и поиски лайнера не начались.

В 1912 году идея подъема "Титаника" ради захоронения тел погибших вместе с ним пассажиров и членов команды стала обсуждаться вновь, но, несмотря на наличие достаточных финансовых средств, с технической точки зрения такая операция в то время была невозможна .

Точные координаты места нахождения останков "Титаника" были неизвестны. Во время длительного погружения лайнер дрейфовал от той точки, где его пытались отвернуть от столкновения с айсбергом. Координаты судна после этого маневра составили 41°46" с.ш., 50°14" з.д. (такие координаты передавали радисты судна). В процессе погружения лайнер мог сместиться от точки с этими координатами, что сильно затрудняло поиски.

Выдвигались различные варианты подъема "Титаника" в случае его обнаружения: использование для подъема корпуса "Титаника" подводной лодки, оснащенной электромагнитами; использование магнитов, прикрепленных к понтонам , вместе с которыми корпус судна всплыл бы на поверхность. Но с началом Первой мировой войны идея поднять "Титаник" была на время забыта.

В 1953 году поиски лайнера были возобновлены. В месте предполагаемой гибели "Титаника" британская судоподъемная фирма сделала попытки составить карту океанского дна с помощью эха от взрывов. Поиски прошли безрезультатно.

В 1966 году англичанин Дуглас Уолли (Douglas Wally) начал проект по поискам "Титаника" стоимостью пять миллионов долларов. Он предложил найти лайнер, обложить его пластиковыми контейнерами с водой, пропустить сквозь них электрический ток и получить, таким образом, газы, которые поднимут судно. Уолли также изучал вариант подъема лайнера с помощью нейлоновых баллонов, заполненных воздухом.
В 1970 году Дуглас Уолли основал "Компанию спасения "Титаника", объявив, что он имеет все права на его останки, и анонсировал план поисков лайнера, его подъема и буксировки в Ливерпуль. В Ливерпуле Уолли хотел превратить "Титаник" в плавучий музей. Но необходимые финансовые средства на осуществление этого замысла собраны не были.

С 1970 по 1980 год было предложено множество вариантов подъема судна в случае его обнаружения: заморозить корпус лайнера изнутри, чтобы он "всплыл на поверхность как кубик льда"; заморозить лайнер, обложив его сетью, наполненной азотом; заполнить корпус судна шариками для пинг‑понга или 180 000 тоннами жидкого воска и другие.

Наиболее осуществимым с технической точки зрения проектом был замысел международной экспедиции, которая разработала оригинальный метод подъема: посредством электролиза на большой глубине морская вода разлагается на составные элементы, и полученные таким образом водород и кислород наполняют пластмассовые резервуары, которые должны увлечь корабль на поверхность. Затраты на осуществление проекта оценивались в два миллиона фунтов стерлингов, при том, что в сейфах "Титаника" предположительно находилось золото на сумму восемь миллионов фунтов стерлингов.
14 июля 1980 года на поиски "Титаника" вышло исследовательское судно "Фея", принадлежащее техасскому нефтяному магнату Джеку Гримму. Гримм пригласил для участия в экспедиции двух известных океанологов. Цель экспедиции заключалась в исследовании морского дна в районе предполагаемой гибели лайнера, в случае неудачи предполагалось переместиться на восток. Экспедиция располагала гидроакустической аппаратурой SEA MARC, которую опускали под воду и буксировали за судном. Судно Гримма провело три экспедиции: в 1980, 1981 и 1983 годах. Несмотря на крупное финансирование проекта , "Титаник" обнаружен не был.

Следующую попытку найти "Титаник" предпринял руководитель лаборатории глубоководных исследований Вудс‑Хольского океанографического института штата Массачусетс доктор Роберт Д. Боллард (Robert D. Ballard), изучавший обстоятельства гибели судна в течение 13 лет.

Он изучил все доступные исторические материалы, имеющие отношение к "Титанику". В начале 1970‑х годов были построены опытные образцы буксируемого устройства ANGUS (Acoustically Navigated Geological Underwater Survey) и небольшого глубоководного аппарата "Элвин" (Alvin), в котором команда из трех человек могла работать на глубинах, не превышавших 2000 метров. Основное судно буксировало погруженный ANGUS, камеры которого в это время производили съемку морского дна. Но с "Элвином" невозможно было работать на глубинах, на которых находился "Титаник", а ANGUS не был достаточно оперативен ‑ отснятый материал можно было проявить и изучить только после подъема аппарата на поверхность.

Командование ВМФ США оказало финансовую поддержку в разработке двух более совершенных устройств: необитаемого глубоководного аппарата "Арго" и робота "Джейсон". "Арго", как и ANGUS, представлял собой металлическую конструкцию, оснащенную пятью видеокамерами и двумя гидроакустическими системами. На поверхности "Арго" должно было буксировать основное судно, а робот "Джейсон", соединенный с ним кабелем, включался в тот момент, когда обнаруживал предмет, требующий более подробного изучения. Комбинация "Арго" ‑ "Джейсон" могла позволить исследователям, находящимся в рубке основного судна, вести наблюдения за морским дном.

Летом 1985 года было завершено строительство "Арго", строительство робота "Джейсон" посчитали нецелесообразным. 25 августа 1985 года "Арго" был впервые опущен на глубину.

1 сентября 1985 года монитор, связанный с видеокамерой "Арго", показал объекты неприродного происхождения. На следующий день был обнаружен корпус "Титаника", и на дно был отправлен ANGUS для проведения фотосъемки. Корма "Титаника" отсутствовала, из чего следовало, что корпус судна разломился при погружении.

В следующие четыре дня "Арго" и ANGUS сделали тысячи фотографий. Обломки "Титаника" были разбросаны на площади радиусом в 1600 метров на глубине около 3800 метров. Носовая часть корабля под тяжестью собственного веса прошла глубоко в грунт. В 800 метрах от нее лежала корма. Неподалеку находились руины средней части корпуса. Среди обломков корабля по всему дну были разбросаны различные предметы: набор кухонных принадлежностей из меди, кофейные чашки, туалетные принадлежности, канделябры, кухонные плиты, керамические головы кукол и многое другое.
12 июля 1986 года Баллард и его команда совершили вторую экспедицию к месту гибели "Титаника" на судне "Атлантис II", у экспедиции была подводная лодка "Элвин", которая могла погружаться на 4000 метров, и робот "Джейсон младший" (улучшенным вариант первоначального "Джейсона").
13 июля Баллард с двумя сотрудниками совершили первый, продолжавшийся два с половиной часа, спуск к "Титанику". Во время первого спуска осмотр корпуса "Титаника" продолжался две минуты. В аккумуляторах произошло короткое замыкание, и команде пришлось всплывать.
На следующий день после устранения неполадок команда приступила ко второму спуску. "Элвин" опустился на дно и приблизился к носовой части лайнера. Стало видно, что она погрузилась в ил и песок более чем на 20 метров. Левый якорь находился в двух метрах от дна, а правый лежал на нем. Борта судна были покрыты ржавчиной образовавшей огромные "сталактиты". Вместо досок палуба была покрыта слоем из мельчайших раковин, моллюсков, которые уничтожили практически все дерево. Обшивка внутри судна и мебель не сохранились, уцелели только некоторые детали, сделанные из тика и дуба.
24 июля 1986 года Роберт Боллард укрепил на носовой части "Титаника" металлическую плиту от нью‑йоркского клуба изобретателей с просьбой, обращенной ко всем, кто доберется до "Титаника", оставить его в покое. Позднее экспертами было установлено, что "Титаник" находится в таком состоянии, что любая попытка поднять его приведет к разрушению корпуса на части.

В 1987 году федеральный суд США признал американскую компанию RMS Titanic полноправным владельцем фрагментов лайнера и прочих артефактов.

Согласно накладным, на "Титанике" перевозилась коллекция драгоценностей на сумму около 300 миллионов долларов. Кроме того, на борту находились оригиналы рубаи Омара Хайяма, а также мумия древнеегипетской принцессы. К тому же многие из пассажиров захватили на борт свои личные драгоценности.
В 1994 году RMS Titanic получила эксклюзивные права на проведение исследований и подъем с океанского дна фрагментов лайнера и других предметов.
В период с 1987 по 2002 год RMS Titanic было проведено , обошедшихся компании в 11 миллионов долларов. В ходе экспедиций было поднято на поверхность свыше шести тысяч предметов. Общая стоимость предметов была оценена в 110 миллионов долларов. Найденные предметы выставлены в различных экспозициях, передвижных коллекциях или проданы с аукционов.

В 2002 году компания RMS Titanic заявила об отказе от своих прав и от проведения дальнейших экспедиций к "Титанику" из‑за финансовых проблем. Это произошло после того, как компании в судебном порядке запретили продавать найденные на затонувшем судне вещи.

Американский режиссер Джеймс Камерон с группой ученых совершил две экспедиции к "Титанику": в 1995 году (во время съемок своего фильма "Титаник") и в 2001 году (при съемках фильма "Призраки бездны").

В 1998 году Роберт Боллард сообщил, что экспедиция к "Титанику" была спонсирована ВМФ США с целью обнаружить затонувшие в этом же районе две американские подводные лодки. Большую часть времени ученые занимались исследованием подлодок, только 12 дней экспедиции было отведено на поиски и работу с "Титаником". ВМФ США рассекретили данную информацию в 1998 году.

В 2004 году Роберт Боллард организовал новую экспедицию к "Титанику" и обнаружил, что за 19 лет корпус судна был сильно поврежден. Ученый обвинил в этом организаторов туристических экскурсий к судну, во время которых глубоководные аппараты с туристами спускаются прямо на борт "Титаника" и расхищают на сувениры части судна.
Во многих местах у судна обвалилась палуба, заметные детали "Титаника" исчезли, в частности, судовой колокол и мачтовый маяк .

В 2004 году США подписали международное соглашение об охране места гибели "Титаника" и обломков потерпевшего крушение пассажирского лайнера, покоящихся на дне океана. Соглашение было выработано также при участии Великобритании, Франции и Канады. В соответствии с документом, место гибели "Титаника" и обломки судна объявлены "международным морским мемориалом" и местом захоронения мужчин, женщин и детей, погибших во время морской катастрофы.
Страны‑участницы в рамках своей юрисдикции будут также контролировать , в том числе на корпус корабля, на его груз и на участок океанского дна, где лежит лайнер. Соглашение подписано с целью пресечь финансирование и техническую поддержку для несанкционированных спусков на "Титаник" и других действий, которые могут повредить реликвии.

В этом же году был устроен аукцион, с молотка было пущено более 400 экспонатов, среди которых ‑ кусок дерева от центральной лестницы корабля, спасательный жилет, ресторанное меню, а также три из одиннадцати почтовых марок, выпущенных специально для почтового отделения на "Титанике". Также на торги были выставлены карманные часы одного из пассажиров лайнера, которые остановились в минуту, когда судно потерпело крушение.
стал простой американец из города Санта‑Роса. Он начал собирать раритеты после просмотра кинофильма "Титаник".

В 2006 году Федеральный суд США объявил RMS Titanic временным хранителем вещей, который обладает правом демонстрации, но не продажи коллекции. Суд подтвердил исключительные права RMS Titanic на проведение работ на судне.

В конце августа 2010 года на месте гибели лайнера начались исследовательские работы с целью составления виртуальной 3D‑карты района крушения "Титаника". Для ее создания ученые использовали видеотехнику и , ранее не применявшиеся для изучения останков корабля.

В 2012 году планируется круиз по маршруту следования "Титаника", его совершит суперлайнер Balmoral в честь столетней годовщины со дня отплытия "Титаника" из Великобритании.
Balmoral выйдет из гавани английского порта Саутгемптон , по пути он зайдет во французский порт Шербург и ирландский Гобх. 15 апреля судно достигнет места, где в 1912 году затонул "Титаник". В память о погибших будет отслужена торжественная месса.

"Титаник" с течением времени все больше разрушается. Сравнивая последние фотографии останков лайнера с теми, которые были сделаны при обнаружении в 1985 году, многие ученые считают, что находящиеся на дне фрагменты судна разрушатся примерно через 20‑30 лет. Ряд экспертов считает, что менее чем через 100 лет в том, что лежит на дне, уже нельзя будет узнать корабль.

3 марта 2016, 15:56

В продолжение поста блогера LadyWinter хотелось бы продолжить тему Титаника,в частности рассказать о найденных артефактах

С тех пор как легендарный "Титаник" погрузился во мрак Атлантического океана, он навсегда приковал внимание историков, археологов и коллекционеров. А в связи с предстоящим 100-летним юбилеем трагической катастрофы интерес к кораблю только повысился. Представляет обзор самых дорогих артефактов с затонувшего лайнера, выставленных на аукционы по всему миру.

История этого украшения с бриллиантами окутана тайной. На браслете имеется кулон с именем владелицы - Эми. Предположительно, он принадлежал одной из пассажирок "Титаника" - мисс Аманде. Начальная цена изделия - $200 тыс.Выглядит удивительно современно.

Во время расследования причин крушения изучались чертежи корабля, которые в 2011 году были проданы на аукционе за $362 тыс. План шириной 10 м выполнен цветными мелками и изображает момент столкновения судна с айсбергом.

Рукописи с "Титаника" неоднократно продавались на различных аукционах мира. Письмо, написанное Адольфом Саафельдом к жене, датированное 10 апреля 1912 года, было продано в 2010 году за $90 тыс. В нем пассажир делится с супругой впечатлениями о роскошном корабле, в частности описывает интерьер, искусно продуманное меню и рассказывает о "замечательном путешествии". Вряд ли Саафельд догадывался, каким образом оно завершится всего через пять дней.

Легендарный корабль отличался исключительной роскошью, дорогим убранством, а также изысканным меню в ресторанах. Поэтому на аукционе появится меню обеда для пассажиров первого класса. Ажиотаж вокруг торгов создает тот факт, что обед стал последним для большинства пассажиров судна. Меню было напечатано 14 апреля 1912 года, а трагедия, унесшая жизни 2 тыс. 208 человек, произошла в ночь на 15 апреля.

Меню не оказалось на дне океана благодаря доктору Вашингтону Доджу - банкиру из Сан-Франциско, отправившемуся в путешествие на "Титанике" со своей женой Рут и сыном Вашингтоном-младшим. Рут взяла меню на память, поместив его в свою сумочку. С тех самых пор оно хранилось в их семье как своеобразная реликвия. Последний обед пассажиров лайнера состоял из яиц, курицы, говядины, бараньих котлет на гриле, различных десертов и восьми видов сыра. Организаторы аукциона рассчитывают выручить за это около $158 тыс.

Спасательный жилет, оцененный в $119 тыс., предназначался на случай чрезвычайной ситуации на море, однако, судя по его виду, жилет вряд ли был приспособлен для суровых погодных условий.

Любовь к сигарам капитана рокового корабля Джона Смита доходила до того, что он просил родных молчать, пока курил их. Неудивительно, что британская пароходная компания White Star Lines подарила ему коробку для сигар. Она выполнена из орехового дерева и оценивается в $40 тыс.

Крайне редкий артефакт – пассажирский билет на «Титаник».

Остальные артефакты

Часы остановившие время для пассажиров корабля...

Ожерелье. Было украдено на выставке в Лондоне.

Посуда с фирменной маркировкой

Дамская сумочка

Кольцо, найденное на дне океана, невольно напоминает о бриллианте «Сердце океана» из фильма Джеймса Камерона.

Херувим, когда-то украшавший парадную лестницу «Титаника»

Фарфоровая чашка для пассажиров первого класса

Пара детских туфель

Посуда для первого класса