К чему приведет вывод миротворцев из приднестровья — эксперты. Приднестровский гамбит: что будет, если из региона уйдут российские миротворцы

Главная Наша миссия Противодействие терроризму Подробнее

Возникновение и развитие вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова

История возникновения вооруженного конфликта между Молдавией и Приднестровьем берёт своё начало с событий конца 80-х годов прошлого столетия, когда летом 1989 г. Верховный Совет Молдавской ССР (МССР) принял законы о языках, объявлявших молдавский язык единственным государственным.

В ответ на это на промышленных предприятиях Приднестровья создаются советы трудовых коллективов, которые организуют массовые забастовки, требуя проведения референдума по этому вопросу, что было отвергнуто Кишиневом. С этого момента нарастание национального движения в Бессарабии, прежде всего в Кишиневе, стало подталкивать возникновение и рост движения за создание приднестровской автономии.

В январе-октябре 1990 г. в населенных пунктах левобережья, а также в городе Бендеры, расположенном на правом берегу Днестра, проводились туры голосования, названные позже референдумом. В них участвовало почти 80% граждан, имеющих право голоса, и 96% из них поддержали создание Приднестровской республики. В Кишиневе эти референдумы были объявлены незаконными.

Летом 1990 г. произошло обострение обстановки как в самой Молдове, так и в отношениях между Кишиневом и Приднестровьем. Депутаты от Приднестровья покинули Верховный Совет МССР, который 23 июня 1990 г. принял декларацию о независимости Молдавской ССР. В ответ 2 сентября 1990 г. в Тирасполе 2-й съезд депутатов всех уровней Приднестровья провозгласил создание Приднестровской Молдавской ССР (ПМССР) в составе СССР. Помимо собственно левобережной территории в нее были включены город Бендеры и еще несколько населенных пунктов на правом берегу.

В ноябре 1990 г. были проведены выборы в Верховный Совет Приднестровской Молдавской ССР. Острые противоречия возникли между Тирасполем и Кишиневом по вопросу о сохранении СССР. Молдавские руководители стремились к скорейшему выходу из Союза, тогда как приднестровские выступали за его сохранение.

Окончательное размежевание произошло во второй половине 1991 года. Сразу же после провала ГКЧП, 27 августа 1991 г. Верховный Совет Молдавии объявил о незаконности всех юридических актов, начиная с актов 1775 г., по которым Молдавия или ее части (прежде всего Приднестровье) входили в состав России или СССР.

В свою очередь, 1 декабря 1991 г. в Приднестровье состоялись выборы Президента ПМССР и референдум о независимости Приднестровской Молдавской Республики (ПМР — новое название республики). В них участвовало 78% жителей, имеющих право голоса, за независимость высказалось почти 98% голосовавших.

Результаты голосования в Приднестровье являются одним из доказательств того, что конфликт между этим регионом и Молдовой не имеет преимущественно этнического характера. Значительная часть молдавско-румынского населения левобережья в 1990-1991 гг. настойчиво поддерживала идею его независимости от Бессарабии.

Вооруженные столкновения начались осенью 1990 г. Они были порождены, с одной стороны, силовым давлением на находящиеся на территории Приднестровья структурные подразделения органов внутренних дел и прокуратуры с тем, чтобы они перешли под юрисдикцию Тирасполя. С другой стороны, молдавская сторона предприняла попытки вооруженного проникновения на левобережье для защиты своих сторонников в органах власти и для демонстрации своих претензий на то, что Приднестровье — такая же часть Молдовы, как и Бессарабия. В основном вооруженные стычки, подчас весьма ожесточенные, происходили вокруг переправ через Днестр и в населенных пунктах, находившихся на правом берегу, но перешедших под юрисдикцию Тирасполя.

С конца 1990 г. в Приднестровье создаются военизированные формирования, которые с середины 1991 г. вооружаются огнестрельным оружием. В частности, в ПМР создано Черноморское казачье войско, имеющее на вооружении бронетехнику и артиллерию.

В то же время молдавские власти создают сначала отряды полиции особого назначения (ОПОН), а затем после августа 1991 г. - свои вооруженные силы на основе части дислоцированных там вооруженных сил бывшего СССР. Источниками вооружения для обеих сторон послужили, прежде всего, арсеналы соединений бывшей 14-й армии, дислоцированной на территории Молдовы.

Новый этап эскалации конфликта начался весной 1992 г. 28 марта 1992 г. молдавским руководством было объявлено чрезвычайное положение, и Президент Снегур распорядился «ликвидировать и разоружить» приднестровскую милицию.

Особой остроты вооруженный конфликт достиг в июне 1992 г. во время боев за город Бендеры, расположенный на правом берегу Днестра, но включенный в состав ПМР. Политическая сторона противоборства заключалась в попытке молдавского руководства силой захватить город и поставить его под свой контроль.

Бои продолжались в течение 19-26 июня 1992 г. В них принимали участие с молдавской стороны силы МВД (прежде всего ОПОН), подразделения национальной армии, отряды волонтеров и отряды самообороны. Со стороны ПМР — республиканская гвардия, милиция, отряды казаков и ополченцев, а также территориальные спасательные отряды.

Об интенсивности боев свидетельствуют цифры потерь. Приднестровцы потеряли 203 человека убитыми (в том числе 169 членов вооруженных формирований) и около 300 человек ранеными. Молдавская сторона потеряла убитыми около 80 человек, более 500 было ранено, в том числе военнослужащих - около 350. Всего же в период с ноября 1991 г. по июль 1992 г. в ходе вооруженных столкновений погибло около 500 человек.

Российское руководство больше не могло сохранять нейтралитет, и 7 июля в регион прибыли полномочные представители президента России, которым удалось достичь соглашения о прекращении огня, и 21 июля в Москве Б. Ельциным и М. Снегуром в присутствии И. Смирнова было подписано соглашение «О принципах урегулирования вооружённого конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова».

Соглашение о принципах мирного урегулирования
вооруженного конфликта в Приднестровском регионе
Республики Молдова от 21 июля 1992 г.

На встрече лидеров государств-участников СНГ 6 июля 1992 г. молдавский президент М. Снегур поставил вопрос о направлении в зону конфликта миротворческих сил СНГ, в которые должны были бы входить молдавские, российские (но не 14-я армия), украинские и белорусские контингенты.

Однако это предложение не получило поддержки, так как миротворческая операция проводится не под эгидой СНГ, а в состав миротворческих сил вошли лишь молдавский, российский и приднестровский контингенты. Единственное, что было принято из предложений Снегура, заключалось в том, что российский миротворческий контингент не вошел в состав 14-й армии.

Юридической основой миротворческой операции служит «Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова», подписанное Б. Ельциным и М. Снегуром, а также завизированное президентом ПМР И. Смирновым 21 июля 1992 г.

Его основное содержание сводилось к следующему:

Конфликтующие стороны обязались предпринять все меры к полному прекращению огня, отвести войска и вооружения из «зоны безопасности»;

Для обеспечения контроля за прекращением огня, отводом войск и вооружений в этой зоне создавалась объединенная Контрольная комиссия, «состоящая из представителей трех сторон, участвующих в урегулировании»;

Комиссия использует в своей работе группы военных наблюдателей, ей в под¬чинение передаются созданные на добровольной основе воинские контингенты «представляющие стороны, участвующие в выполнении данного соглашения»;

Помимо контроля за прекращением огня Комиссия обеспечивает поддержание правопорядка в городе Бендеры;

Решения Комиссии принимаются консенсусом;

Воинские части 14-й армии будут строго соблюдать нейтралитет, вопросы о ее статусе, порядке и сроках вывода будут определены в ходе переговоров между Российской Федерацией и Республикой Молдова.

Таким образом, Россия официально закрепила свое положение как сторона, участвующая в урегулировании конфликта. Российский миротворческий контингент, наряду с молдавским и приднестровским, был введен в «зону безопасности». Контрольная комиссия приступила к работе. Положение вдоль берегов Днестра в военном отношении нормализовалось.

Состав и задачи российского воинского контингента
Совместных миротворческих сил в Приднестровском регионе
Республики Молдова

С 23 по 31 августа 1992 г. российский воинский контингент (РВК) был введен в зону конфликта с целью прекращения боевых действий между конфликтующими сторонами, отвода их вооруженных сил и боевой техники.

Первоначальный состав РВК: 6 батальонов, вертолетная эскадрилья (Ми-8 - 6 ед., Ми-24 - 4 ед.), мобильная группа 138-го отдельного полка связи ВГК (всего - 3,1 тыс. военнослужащих).

В настоящее время российский воинский контингент является составной частью созданных в соответствии с российско-молдавским Соглашением от 21 июля 1992 г. Совместных миротворческих сил (СМС) по поддержанию мира в зоне вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова. Данным Соглашением срок применения СМС в зоне конфликта определен до полного урегулирования конфликта.

На сегодняшний день миротворческие задачи выполняют 441 военнослужащий от Российской Федерации, 453 военнослужащих от Республики Молдова, 490 военнослужащих от Приднестровской Молдавской Республики и 10 военных наблюдателей от Украины.

Основные задачи российского воинского контингента: обеспечение режима прекращения огня и безопасности в зоне конфликта; наблюдение за соблюдением условий перемирия и содействие поддержанию законности и правопорядка.

Миротворческий контингент выполняет задачи путем наблюдения, контроля и досмотра транспортных средств и лиц, въезжающих (входящих) в зону безопасности и выезжающих (выходящих) из нее.

Зона безопасности имеет глубину 225 км и ширину 12-20 км, расположена между конфликтующими сторонами и разделена на три участка: СЕВЕРНЫЙ — протяженностью 85 км и шириной до 12 км; ЦЕНТРАЛЬНЫЙ — протяженностью 60 км и шириной до 20 км; ЮЖНЫЙ — протяженностью 80 км и шириной до 14 км. В зоне безопасности определен район с повышенным режимом безопасности с центром в г. Бендеры.

В течение 20 лет, с 1992 г. по настоящее время, миротворческие подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации успешно выполняют задачи по обеспечению мира, стабильности и безопасности в зоне приднестровско-молдавского вооруженного конфликта.

С момента ввода в зону конфликта российские миротворцы за нарушение режима безопасности задержали около 120 тыс. человек, изъяли более 250 единиц стрелкового оружия, около 160 тыс. патронов и более 1,3 тыс. ручных гранат, обнаружили и обезвредили почти 14 тыс. взрывоопасных предметов, в том числе 6455 противопехотных мин, 2864 противотанковых мины, 222 различных фугаса.

Приднестровская Республика Молдова является единственным регионом на территории Восточной Европы, где после ввода миротворческого контингента военные действия были прекращены и не возобновлялись.

Российские миротворцы в Приднестровье оказались в настоящей блокаде . Киев демонстративно перебросил под Одессу батарею С-300, заблокировав возможность снабжения по воздуху.

Совместную блокаду российских миротворцев в Приднестровье, начатую Молдавией и Украиной, не стоит недооценивать.

Отсутствие снабжения этой группировки может реально подорвать само существование республики и повлиять на возможность ее поддержки Россией.

Что может и должна в такой ситуации сделать Москва и конкретно российское Министерство обороны?

Односторонний выход Украины из всех соглашений по военному сотрудничеству с Россией и прекращению транзита привел к потенциально кризисной обстановке вокруг российских миротворцев в Приднестровье.

Теперь наши военнослужащие практически в круговой блокаде. А украинское командование демонстративно перебросило под Одессу батарею С-300, заблокировав возможность снабжения ПМР по воздуху.

Тем не менее, генерал армии Якубов, координатор Управления генеральных инспекторов МО РФ заявил, что «обеспечение миротворцев будет осуществляться при помощи воздушного моста, в частности будут задействованы самолеты военно-транспортной авиации».

Украинские С-300 были демонстративно провезены через всю Одессу и расположены в чистом поле у поселке Черноморское. При этом, украинские пропагандисты и официальные лица успокаивали местное население, говоря, что это лишь «плановая передислокация». И тем не менее - прекращение снабжения российских миротворцев напрямую связано с демонстративным усилением противовоздушной обороны Одессы.

На самом деле выходом из договоренностей по военному сотрудничеству с Россией Рада просто юридически оформила уже сложившуюся де-факто ситуацию.

Уже несколько месяцев Киев и так блокирует всякое снабжение российских миротворцев в Приднестровье, включая элементарное довольствие.

То, что началось с попытки не допустить в регион новые российские вертолеты, переросло уже в тотальную блокаду.

Снабжение миротворческих сил нарушено полностью, они не получают никаких припасов вообще, и наиболее сложно через некоторое время будет выглядеть обстановка с топливом и ГСМ. Приднестровье не имеет своего НПЗ, и топливо в республике привозное.

Также возникнут сложности с ротацией личного состава миротворческого контингента, поскольку теперь ни Украина, ни Молдавия российских военнослужащих через свою территорию не пропускают, а то и вовсе высылают. Последний пример такого рода произошел не далее как в пятницу.

Это неминуемо приведет к сложностям в функционировании миротворческих сил, поскольку у них чрезвычайно сложный регламент. Например, личный состав блокпостов регламентирован вплоть до знания языков каждым из солдат. Совместный пост состоит из 8 человек, из которых 4 контрактника из России. Один - начальник поста, другой - отслуживший срочную службу или в России или в ПМР, еще двое - не регламентированы. Еще два резервиста, призванные на трехмесячные сборы от ПМР и два русскоязычных от армии Молдавии.

При этом почти половина из 2-тысячного российского контингента в непосредственном несении службы на блокпостах участия не принимает, поскольку вынуждена охранять знаменитые склады в Колбасной. Дело в том, что с российской точки зрения старое вооружение из резерва советских войск, складированное там, - собственность Минобороны РФ. А по законам Приднестровья оно является «достоянием многонационального народа ПМР». Поэтому лучше его все-таки охранять, а то немедленно растащат.

Приднестровцев можно понять - они рассматривают склады как оперативный резерв, несмотря на то, что большая часть снарядов уже испортилась.

Миротворцы сведены в четыре мотострелковых батальона, но из их личного состава почти половина - это граждане ПМР со вторым российским гражданством, прошедшие срочную службу на территории России. А есть еще обслуживающий местный гражданский персонал, тоже с гражданством России. Он находится в так называемых «Красных» и «Белых» казармах и выполняет заодно функцию доукомплектования Кошницкого и Бендерского участков.

Юридически все это называется Оперативная группа российских войск в Приднестровском регионе Республики Молдова. Миротворческие функции (на совместных трехсторонних постах и на двусторонних - РФ-ПМР - в Колбасной) опять же юридически лишь приданы этой ОГРВ ПР РМ.

Такая сложная конструкция выглядит уязвимо именно в силу ее юридического несовершенства. Прошлой осенью Молдавия с трибуны Генассамблеи ООН потребовала вывести российских миротворцев и заменить их на международных. Одновременно Молдавия также де-факто перестала сотрудничать с российскими миротворческими силами.

Попытки наладить снабжение и проводить ротацию состава через аэропорт Кишинева, после того, как Украина закрыла транзит через Одессу, не удались. Российские войска оказались в фактической блокаде, которую сейчас Украина и Молдавия просто принялись оформлять юридически.

Оспорить все эти решения, конечно же, можно. Как статус миротворцев несовершенен, так и решения этих двух стран далеко не безупречны с точки зрения международного права. Но в перспективе это бессмысленное занятие, поскольку в этом вопросе «наши партнеры» в принципе не намерены считаться с международными нормами.

Курс на выдавливание российских миротворцев из ПМР настолько очевиден, что нет смысла и вести какие-либо переговоры о совершенствовании их мандата. Другое дело, что вся это история длится уже год, а в последние несколько месяцев вошла в фазу открытого противостояния. И все это время Москва практически никак не реагировала на периодические высылки российских военнослужащих, на провокации и недружелюбные акты. Возможно, решили просто не обращать внимания и перетерпеть, рассчитывая на скорое развитие событий на Украине.

Но вдруг неожиданно выяснилось, что никакой толковой стратегии по снабжению миротворцев, преодолению блокады и сохранению позиций в регионе попросту нет. Последним грузом, который доставили в ПМР россияне, были мобильные блок-контейнеры - этакий блокпост на колесах. Очень полезная вещь в нынешних условиях.

За столько лет в ПМР так и не построили аэропорт или хотя бы взлетно-посадочную полосу, которая могла бы самостоятельно принимать крупнотоннажные транспортные самолеты. С вертолетами все понятно, а транспортная авиация раньше садилась в Одессе или в Кишиневе. А теперь куда? В чистое поле? Альтернативных путей нет вообще никаких, и, что самое неприятное, российские транспортники в любом случае должны будут пролететь над украинской территорией.

Вот для этих-то целей Украина и развернула в районе поселка Черноморское под Одессой прямо в чистом поле батарею С-300. Всего у ВСУ в рабочем состоянии шесть таких батарей. Одесская сможет сделать за раз девять выстрелов. До воздушного пространства Крыма она не дотянется, но Одессу в состоянии прикрыть.

Конечно, сложно представить себе, что в нормальном мире украинское ПВО примется сбивать российские транспортные самолеты, если они вдруг решать туда залететь. Но, во-первых, никто не поручится за то, что украинское руководство ощущает себя на одной с нами планете и в одном времени. Во-вторых, а куда, собственно говоря, полетят российские транспортные самолеты, если ни Одесса, ни Кишинев не принимают? По большому счету, украинские С-300 не представляют особой угрозы, учитывая возможности российской группировки в Крыму. Но приземляться-то где?

Можно теоретически представить, что все снабжение миротворцев будет переведено на вертолеты, и именно вертолеты имел в виду генерал Якубов, когда говорил о «воздушном мосте». Их и есть куда посадить, и они даже присутствуют в достаточном количестве и с экипажами. Но тогда придется говорить о физическом прорыве блокады. Вертолеты полетят прямо на эту самую батарею С-300, их облучат радарами, а там уже один Бог знает, как все повернется. Кроме этой батареи, кстати, в черте города Одессы есть еще одна часть ПВО.

Нагнетание обстановки вокруг ПМР - сознательный ход Киева и Кишинева. Это прямая провокация, вынуждающая Россию к неким ответным мерам. Пусть не сегодня, но через пару месяцев Москва будет вынуждена пойти на прорыв блокады тем или иным способом. И никакие дипломатические ходы или международные обсуждения статуса миротворцев этому не помогут. В первую очередь нынешнее руководство Молдовы - в том виде и в том состоянии, в каком оно приехало в Ригу на саммит восточного партнерства, заблокирует любые конструктивные обсуждения. А о Киеве и вообще речи не идет.

Перспективным представляется подождать, пока слабое и не пользующееся поддержкой населения правительство Молдовы развалится само, и к власти придут пророссийские силы. Но, во-первых, это может произойти не скоро, а, во-вторых, не одни мы пристально наблюдаем за обстановкой в Молдове. В Кишиневе обычно не утруждают себя сложными политическими играми, а предпочитают просто снимать с выборов противников, выгонять их из страны, депортировать неугодных. Да и ЕС и НАТО наверняка окажут любую поддержку лояльному им режиму. Буквально месяц назад НАТО уже провели совместные с молдавской армией учения непосредственно в зоне ответственности миротворческих сил, нарушив тем самым все имевшиеся договоренности. И - ничего.

Оказывать политическое или дипломатическое давление на Киев в такой обстановке бесполезно и бессмысленно. Не для того они все это затевали, чтобы вдруг затем найти компромисс с Москвой по приднестровской проблеме. А физическое давление на Украину, скажем, даже просто на одесском направлении - это то, чего Киев, собственно говоря, и добивается. Вот тогда-то он и сможет предъявить «факт агрессии» России, а «международные арбитры» разбираться в реальности не будут.

Давление же на Кишинев способно лишь косвенно разрешить ситуацию. Вот так вот неудачно сложилась география региона, что пролетать над Украиной надо в любом случае. А в С-300 очень много кнопок, и никто не поручится, что их будут нажимать в правильном порядке.

Приднестровский конфликт рано или поздно был просто обязан дать о себе знать. Не могло так случиться, что ПМР удалось бы отсидеться в стороне.

Но сейчас события могут начать развиваться довольно быстро. Многое зависит от того, насколько удачно российское Министерство обороны выберет стратегию и тактику поведения в этом крайне сложном и щекотливом вопросе.

При этом надо понимать, что военная составляющая кризиса сейчас, конечно же, очень важна, но никто не отменял традиционные дипломатические способы. Бесперспективность переговоров на тему Приднестровья с Киевом и Кишиневом не отменяет возможности диалога с европейскими странами, хоть как-то, но влияющими на особо буйных.

В преддверии 25 годовщины ввода в Приднестровье миротворческих сил, остановивших кровавый конфликт, который, даже по приблизительным подсчетам, стоил жизней тысячи мирных жителей и четырех с половиной тысяч раненых, молдавский парламент преподнес российским «голубым каскам» своеобразный «подарок», приняв заявление о выводе миротворческого контингента РФ. И хотя, как уточняют парламентарии, это всего лишь декларация, а не законопроект, создается впечатление, что сделано это было специально для того, чтобы испортить памятную дату, подать ее под своим «соусом», акцентировав внимание на якобы нежелательность и незаконность присутствия миротворцев в регионе.Если же оценивать другие аналогичные решения последнего времени, то можно наблюдать целую цепь провокационных выпадов в адрес миротворческих усилий России. Например, можно припомнить недавнее постановление Конституционного суда Молдовы, приравнявшего российских военных в регионе к оккупационным войскам, а также высылку из страны ряда российских дипломатов, задействованных в работе объединенной контрольной комиссии.Кишинев пытается сыграть на антироссийских настроениях, подыграв Западу, и одновременно потребовать неких преференций от России - таково мнение о ситуации некоторых аналитиков. Понятно, что молдавским властям не удастся усидеть на двух стульях. Однако, как отразятся подобные игры на связях Кишинева и Тирасполя, не станут ли поводом для очередного обострения и без того не простых отношений?..Мир приносящие
Приднестровье, 60 процентов жителей которого составляют русские и украинцы, добивалось выхода из состава Молдавии еще до распада СССР, опасаясь, что республика выберет путь в составе Румынии. В 1992 году после неудавшейся попытки властей Молдавии силой решить проблему Приднестровья, этот регион стал фактически неподконтрольной Кишиневу территорией. Боевые действия здесь развернулись между молдавскими войсками, силами МВД и спецслужб и вооруженными формированиями непризнанной Приднестровской Молдавской Республики. Боестолкновения усилились летом 1992 года, и только ввод российских войск позволил остановить кровопролитие. 7 июля 1992 года Россией и Молдавией был подписан план мирного разрешения конфликта, 21 июля - заключено соглашение о мирном урегулировании, с которым согласилась приднестровская сторона, а 29 июля в Бендеры и Дубоссары были введены миротворческие силы России. 1 августа 1992 года процесс разведения вооруженных формирований конфликтующих сторон был завершен.Позже были созданы Объединенная контрольная комиссия и совместные миротворческие силы. В Приднестровье в качестве контингента миротворцев были размещены российские, молдавские и приднестровские военнослужащие. С 1993 года к процессу мирного урегулирования присоединилась ОБСЕ, а с 1995 года - Украина (сегодня в состав контингента «голубых касок» входят наблюдатели от этой страны). Сейчас миротворческие силы комплектуют 402 российских военнослужащих, 492 приднестровских, 355 молдавских, а также десять военных наблюдателей от Украины. Служба организована на 15 стационарных постах и КПП, которые размещены на ключевых участках зоны безопасности, протянувшейся вдоль Днестра на 225 км на 12-24 км в ширину.Провокацией против попыток исправить ситуацию в отношениях с Приднестровьем, предпринятых президентом Игорем Додоном, назвал нынешнюю акцию молдавского парламента депутат Влад Батрынча.«Это совершенно неуместно», - подчеркнул он. Кстати, депутаты от фракции Партии социалистов в знак протеста покинули зал заседаний. Сам Игорь Додон также считает заявление парламента провокацией, подчеркивая, что «данные действия направлены на ухудшение отношений с Российской Федерацией и подрыв тех успехов, которых удалось достигнуть совместно с российским руководством, а именно - в области экспорта молдавской продукции, ситуации с мигрантами, регионального сотрудничества, образовательных и гуманитарных программ».Как написал Додон на своей странице в Facebook, «эта провокация вписывается в череду действий со стороны парламентского большинства под руководством Демпартии по нагнетанию обстановки в регионе и в первую очередь по отношению к России, в канун визита заместителя председателя правительства РФ Дмитрия Рогозина в Молдову».Тем не менее, как заявил спикер парламента Андриан Канду, «декларация о выводе российских войск с территории страны утверждена. Это политическое решение». В документе содержится призыв к международным организациям и посредникам в переговорном процессе «инициировать политические дискуссии относительно превращения миротворческой операции на Днестре в гражданскую миссию под международным мандатом».
Кишиневская «партия войны»
Выполнение миротворческих задач в Приднестровье полностью соответствует российско-молдавскому Соглашению от 21 июля 1992 года о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в данном регионе Республики Молдова. На это обращает внимание начальник оперативного управления - замначальника Главного штаба Сухопутных войск Минобороны России генерал-майор Игорь Смолий. В ходе недавних слушаний в Совете Федерации, посвященных деятельности российских «голубых касок», он доложил, что с начала миротворческой операции в Приднестровье обострения обстановки допущено не было. И это - как раз заслуга миротворцев России. В то же время проблем у миротворцев в этом регионе хватает. Прежде всего проблем рукотворных.Так, молдавская сторона с недавних пор ужесточила правила въезда для российских миротворцев на эту территорию, вменив к нашим военнослужащим, направляемым для несения службы в состав миротворческого контингента, требование предоставлять сведения из их служебной биографии.«Напомню, что это противоречит законодательству России, в том числе касающемуся защите персональных данных», - обращает внимание Игорь Смолий.Однако, из-за подобных препон, чинимых Кишиневом, с апреля задерживается ротация очередной группы наших миротворцев. К решению возникшей проблемы подключен МИД РФ.О том, что часть нынешнего руководства Молдовы придерживается довольно грубого варианта решения так называемого «приднестровского вопроса», говорят и другие факты. К примеру, не так давно с помпой прошло открытие молдавско-украинского таможенного поста «Первомайск-Кучурган». Молдавский премьер-министр Павел Филипп даже пригласил на эту церемонию украинского президента Петра Порошенко. Вся проблема в том, что пост этот расположен в границах Приднестровья. По словам главы ПМР Вадима Красносельского, они расценивают эти действия как «односторонние попытки полностью контролировать наш экспорт и импорт, а также передвижение граждан через приднестровско-украинскую границу».Как отмечают приднестровские власти, новый режим ставит под угрозу снабжение республики, подрывает сферу индивидуального предпринимательства, грозит задержаниями грузов и арестами приднестровцев, на которых в Молдове заведены уголовные дела. По предварительным подсчетам, потери экономики республики составят более $40 млн долларов. А появление молдавских силовиков в непосредственной близости от военных ПМР угрожает региональной стабильности.«Есть ранее достигнутые договоренности, есть право Приднестровья на осуществление экономической деятельности, право на свободное перемещение граждан, - напоминает Вадим Красносельский. - Конечно, данный пост нарушил все ранее достигнутые договоренности. Те должностные лица, которые эту идею генерировали и продвигали, наверное, думают об эскалации конфликта. Зачем это делать? Зачем после 25 лет мирного сосуществования Приднестровья, Молдовы и Украины запаливать фитиль, который может привести к взрыву?».
По указке Брюсселя и Вашингтона Профессор российской Высшей школы экономики, философ и политолог Олег Матвейчев уверен, что появление совместного молдово-украинского КПП на границе с Приднестровьем - это согласованная акция двух стран по команде из Брюсселя и Вашингтона.«Надо понимать, что сегодня вся власть в Молдове сосредоточена в руках Влада Плахотнюка, который контролирует и парламент, и правительство, и президента, - считает эксперт. - Его власть является антироссийской. Они действуют в одном режиме с Порошенко».
По мнению президента ПМР Вадима Красносельского, сегодня определенные внешние силы руками Молдовы и Украины намеренно создают условия для дестабилизации и постепенной разморозки конфликта.«Такими действиями не только перед Приднестровьем, но и перед всеми ответственными мировыми игроками фабрикуется абсолютно искусственный выбор между новым витком силового противостояния или бесчестьем в форме политических уступок вопреки воле приднестровского народа, - отмечает он. - Как показывает история, в конечном итоге в проигрыше остаются все участники подобных геополитических комбинаций. Но самое печальное - страдают простые люди и само дело сохранения мира и стабильности».Давление на Приднестровье, как отмечают власти республики, реализуется и с молчаливого согласия ряда участников переговорного процесса, включая австрийское председательство в ОБСЕ, которое уже полгода отказывает в созыве международного переговорного формата «5+2». Кроме того, тревогу в Тирасполе вызывают высказываемые молдавским экспертным сообществом провокационные идеи «принуждения Приднестровья» к так называемой реинтеграции. В ПМР обращают внимание на то, что эти планы предполагают широкий набор насильственных методов, не имеющих ничего общего с цивилизованными подходами и соблюдением прав человека. Даже нынешнюю юбилейную дату - 25-летие установление мира на приднестровской земле и прекращения кровопролития - в Кишиневе решили использовать как повод для нагнетания истерии.И дело не только в принятом заявлении о выводе российских миротворцев: к счастью, эта безумная идея парламента, по признанию самих же депутатов, ничего не значит. В Молдове вообще желали бы сорвать празднование нынешней даты. Иначе чем можно объяснить предложение министерства иностранных дел и европейской интеграции Молдовы отменить визит российской делегации по случаю 25-летия миротворческой операции на Днестре.Повод выбран формальный, якобы гости из Москвы прибывают на самолетах ВКС России. Молдавские дипломаты уже направили письмо в российское посольство в Кишиневе, в котором содержится отказ в предоставлении разрешения на пролет воздушного пространства Молдовы и посадку самолетов в аэропортах Кишинева и Тирасполя. Вице-премьер России, спецпредставитель президента РФ по Приднестровью Дмитрий Рогозин на этот выпад молдавских властей уже отреагировал.«Я не понял, кто там мне, чего запретил. Прилечу обязательно. Встретимся и с президентом Молдовы, и с руководством ПМР», - написал он в своем микроблоге в Twitter.Фактор стабильности
«Вывод российских миротворцев из Приднестровья невозможен без согласия России: российские военные находятся на территории ПМР со времен молдавско-приднестровского конфликта и подписания Соглашения между главами РФ и Молдавии, - подчеркивает первый вице-президент Международного общественного фонда «Российский фонд мира», член Общественной палаты России Елена Сутормина. - Наш миротворческий контингент обеспечивает стабильность и спокойствие в регионе. Правда, в этом спокойствии не заинтересованы ни Украина, ни Молдавия, в противном случае они бы уже давно сняли блокаду импорта любых грузов в Приднестровье, которую они устроили в июне прошлого года. Приднестровье не удается подавить только благодаря российским военным, находящимся на территории республики, на которой проживает большое количество наших соотечественников, и мы обязаны защищать их от агрессии некоторых молдавских политиков, которые уже давно хотят отнять у Приднестровья его независимый статус».«Начавшаяся 29 июля 1992 года операция Российской Федерации по разведению конфликтующих сторон и установлению функционального миротворческого механизма внесла определяющий, стратегический вклад в прекращение огня, установление реального мира на нашей земле, - отмечает президент Приднестровской Молдавской Республики Вадим Красносельский. - Только прямое участие России позволило остановить кровопролитную войну и положило конец убийствам сотен приднестровцев, вся вина которых заключалась в том, что они выбрали свой язык, свою культуру, избрали свободу и желание строить свое будущее вместе с Россией. Только Россия смогла остановить это бесчинство, выступить настоящим миротворцем, одним своим присутствием на долгие годы умерить пыл и бессмысленную браваду молдавской стороны. Люди хотели мира, и мир наступил. За что мы безмерно благодарны России».
Сегодня, как подчеркивает глава ПМР, только миротворческая операция на Днестре при ведущем участии России является фактором стабильного мирного завтра всего региона. «Миротворческая операция на Днестре под эгидой России наглядно показала свою жизнеспособность, ведь за 25 лет при исполнении служебных обязанностей не погиб ни один миротворец или военный наблюдатель, - убежден он. - Поэтому закономерно, что альтернативы этой успешной миссии, действующему миротворческому формату, нет и до полного разрешения молдово-приднестровского конфликта быть не может».