История государства и права. Урок-игра

Российская империя по сравнению с другими государствами той эпохи была достаточно веротерпимой страной. Однако и здесь определенные категории верующих подвергались притеснениям и гонениям. Некоторые конфессии при одних монархах были в фаворе, а при других впадали в немилость. Больше всего ограничений было у представителей нетерпимых властями сект. Но даже представители христианских религий периодически испытывали трудности.

Ограничения католиков и покровительство протестантам

Доброжелательное отношение царской России к католикам началось во времена прозападной политики Петра I, привлекавшего в страну множество иностранцев соответствующего исповедания. Указом от 1780 года Екатерина II велела униатам переходить в православие, а умиравших униатских священников заменять православными, параллельно искореняя униатские нормы богослужений.
Католический собор на грузинской улице в Москве. Ситуация улучшилась со времен царствования Павла Первого, имевшего титул Великого Магистра в Мальтийском ордене. Но после польского восстания 1830-1831 гг. гнет возобновился: закрывались монастыри, мещанам католического вероисповедания запрещалось приобретать собственность и арендовать земли, ограничивалось католическое образования.
Современные российские католические епископы. Браки православных и католиков разрешались лишь при условии, что совместные дети будут креститься по православному обряду, а жена не перейдет в католицизм. В 1905-м Николай II издал Манифест о веротерпимости, что спровоцировало массовый переход православных в католицизм. По официальным данным, с 1905 по 1909 год католиками стали 233 тысячи человек. Положение протестантов в Российской империи всегда было более выгодным. Протестантизм пришел в Россию с иностранными купцами, ремесленниками и военными наемниками. Со временем их потомки принимали российское подданство, и протестантизм становился религией части русского общества.
Группа протестантов, 17 век. По приглашению Ивана Грозного в Москву съезжались европейские медики, аптекари, торговцы и художники, исповедующие эту веру. Покровительствовал протестантам и Алексей Михайлович, приближавший их ко двору и устраивавший на военную и гражданскую службу. Особо теплое отношение к ним также испытывал Петр Великий, поощрявший браки членов царской семьи с высокопоставленными европейцами-лютеранами. Указами Екатерины II иностранным колонистам гарантировались значительные льготы, свобода исповедания и освобождение от обязательной службы. В Российскую империю тянулись тысячи иностранцев преимущественно лютеранского вероисповедания, гонимые за свои религиозные убеждения на родине.

Предвзятые требования к иудеям

Несмотря на то, что в царской России существовала крупнейшая в мире еврейская община, иудеи жестко ограничивались в передвижениях и расселении по русским землям. Еврейское образование считалось бесполезным, а еврейский язык - едва ли не жаргоном.
Еврейский погром в Киеве. При царе Алексее Михайловиче перешедшим в православие евреям полагались крупные пожалования. Притеснял иудей и Петр I, отклоняя запросы еврейских купцов о въезде в Российскую империю. Указом Екатерины I в 1727 году евреев выселяли за пределы России, а императрица Елизавета Петровна методично продолжала политику предшественницы. По воле Екатерины II иудеям для заселения предлагались лишь пустынные пограничные районы. Имелся и ряд существенных ограничений при приеме евреев в учебные заведения, на государственную службу. В конце 18 века еврейское население облагалось дополнительными налоговыми сборами и лишалось права осваивать привычные виды деятельности (аренда земель, ростовщичество, торговля). Считалось, что своим предпринимательством евреи разоряли местных крестьян. При Николае I государство всячески вмешивалось во внутреннюю жизнь общины, запрещая иудейские традиции (привычное ношение пейсов и национальной одежды).

Эволюция отношений с мусульманами

Территориальное расширение России с включением в состав новых земель привело в русское подданство мусульман. В XIX веке ислам стал второй конфессией Российской Империи по числу верующих, при этом магометане ограничивались в своих правах и возможностях. Мусульмане не могли занимать должности в органах управления и в сфере образования. При этом им навязывались правила христианской жизни, часто конфликтующие с нормами шариата. Но с приходом к власти Екатерины II случился переломный момент в государственных религиозных взглядах, что усилило правовой статус мусульман в империи. Отныне официально утверждалось право мусульман на многоженство, причем интересы жен защищались юридически.
Группа депутатов II Думы мусульманской фракции. 1907 год. Узаконились хадж и присяга по исламским догматам. В 1788-м создана первая официальная мусульманская организация России - Оренбургское магометанское духовное собрание. Российскими мусульманами теперь управлял муфтия, кандидатура которого избиралась мусульманским обществом, после чего утверждалась императором.

Терпимость по отношению к буддийским иноверцам

Буддизм в Россию пришел вместе с калмыками, принявшими российское подданство. С XVII века религия распространилась и в Бурятии, куда ее принесли тибетские и монгольские ламы (монахи). При Елизавете Петровне буддизм признавался как «терпимое» и разрешенное вероисповедание.
Селенгинские буряты-буддисты. Через контролируемого главу бурятских буддистов Пандито Хамбо-ламы, утвержденного Екатериной II, власть реализовывала свои имперские инициативы в среде бурят-монголов и частично эвенков. Монаршие указы 18 века регламентировали все вероисповедные дела буддистов-бурятов, ламам под угрозой смертной казни запрещалось переходить границу и иметь контакты с иностранцами. В первой половине 19 века российские власти ограничивали число ламаистских монастырей и продолжали контролировать иностранные связи, опасаясь соседства иноверцев с буддийской империей Цин. В начале 20 века буддизм стал одной из господствующих религий народов Забайкалья. В период противостояния с Британией в Азии Россия разыграла буддийскую карту, предоставив иноверцам больше свобод. А Николай II, беря во внимание выгоды от укрепления дружбы с Тибетом, даже дал добро на строительство буддийского монастыря в Петербурге.

Непризнанные и преследуемые конфессии

Две последних ступеньки религиозной иерархии Российской империи занимали непризнанные конфессии. Предпоследний уровень отводился сообществам, которые «терпелись» на бытовом уровне. В эту категорию входили старообрядцы, именовавшиеся раскольниками. Их подвергали всевозможным ограничениям, но сама по себе принадлежность к их вероисповеданию преступлением не считалась. Старообрядцы. Деревня Кузнецово Семеновского уезда. На последнем уровне находились непризнанные и нетерпимые сектанты: филипповцы, поморцы, пашковцы, субботники, молокане, духоборы, хлысты и др. Имперская политика запрещала им свободно проповедовать свою религию. Поэтому в метрические книги в основном не заносились факты рождения и смерти иноверцев, а также информация о заключении среди них браков. Религиозная деятельность сектантов преследовались государством в административном и даже уголовном порядке. За совращение православных прихожан в нехристианскую веру законодательством полагалась многолетняя каторга. Тюрьмой наказывали представителей «иностранных исповеданий», посмевших в какой-либо форме оскорбить православного священнослужителя. Борьба государства с непризнанными религиями привела к тому, что количество русских сектантов сократилось в разы, а некоторые группы исчезли совсем.

Уже было написано ранее. Теперь пойдет очередь о другой форме, которая позволяла народу сохранять веру в Иисуса Христа.

Многие православные считают, что в Российской империи народ верил в Христа постольку, поскольку это просто «истинная вера». И конечно, христиане не хотят даже слышать о том, что эта вера поддерживалась исключительно на штыках. Опустим штрафы и перейдем к уголовным статьям.

В данном случае речь пойдет об уложении наказаний уголовных и исправительных от 1845 года. Эти законы актуальны во многом со времен Петра I и до 1905 года включительно. После 1905 они сохранялись лишь отчасти, причем даже временное правительство маленькую часть оставило, поскольку считало церковь важным политическим инструментом . Окончательно эти законы были ликвидированы только после Октябрьской революции.

Посмотрим же на эти «законы». Из раздела «о преступлениях против веры». Умели тогда защищать чувства верующих! Цитирую последовательно:

Видно, как государство в «особом порядке» защищало чистоту нравов. Но что грозило тем, кто делал подобное «не публично»? Смотрим дальше:

Статья 183. Непубличное богохульство — ссылка в Сибирь и телесные наказания.

Хотя, что понималось под «непубличным богохульством», понять трудно. Однако это уже прямое вмешательство даже в образ мыслей человека.

А вот как тогда относились к простой критике христианства:

Статья 186. Богохульство, поношение, порицание, критика Христианства без умысла — заключение в смирительном доме до 2 лет, заключение в тюрьме до 2 лет.

Статья 187. Печатная и письменная критика Христианства — ссылка в Сибирь, телесные наказания.

Статья 188. Насмешки над Христианством, умышленно — заключение года, неумышленно — до 3 месяцев.

Статья 189. Изготовление, распространение предметов веры в непристойной форме — по умыслу — наказание согласно ст. 183; без умысла — заключение до 6 месяцев или арест до 3 недель.

Какие добрые люди, защищают веру от осквернения и, главное, здравого смысла.

А что в Российской империи грозило человеку, который бы сам решил перейти из православия в другую веру? А вдруг, в «духовных поисках» он посчитал важным сменить веру? Ведь православие никто не выбирал, всех людей заставляли креститься. И на этот счет в уголовных уложения находились отдельные варианты:

Статья 190. Отвлечение от веры: ненасильственное — ссылка до 10 лет, телесные наказания, клеймение; насильственное — ссылка до 15 лет, телесные наказания, клеймение.

Статья 191. Отступление от веры — лишения прав на время отступления от веры.

Статья 192. Если один из родителей не христианской веры воспитывает детей не в Православной вере — расторжение брака, ссылка в Сибирь.

Статья 195. Совращение из Православия в иное вероисповедание — ссылка, телесные наказания, исправительные работы до 2 лет. При насильственном принуждении — ссылка в Сибирь, телесные наказания.

Статья 196. Вероотступничество — запрет на контакты с детьми, до возвращение в веру.

Вот так наш народ был «всегда веротерпим» и «уважал чужие взгляды», как любят сегодня говорить различные «патриоты» вроде журналиста Шевченко. Взгляды то они уважали, да только клеймили и ссылали людей с идеей вечной справедливости.

А теперь стоит посмотреть на то, как толерантно относились к другим ветвям христианства, т.е. к католицизму, лютеранству (с сектами был разговор отдельный). Стоит сразу отметить, что торговцам и иностранцам разрешалось отправлять их культ, однако им запрещалось его пропагандировать среди Русских:

Статья 197. Не Православная проповедь — заключение в смирительном доме до 2 лет. За повторное нарушение — заключение до 6 лет. В третий раз — ссылка, заключение до 2 лет, телесные наказания, исправительные работы до 4 лет. Соблазнённые проповедями — заключаются в смирительном доме до года.

Вот и веротерпимость еще раз.

А теперь хотелось бы обратить внимание на статью, которая касается воспитания детей:

Статья 198. Уклонение от крещения и воспитания детей в Православной вере — заключение до 2 лет.

Статья 220. Не привод детей в церковь — духовное и гражданское внушение.

Вот и прямое свидетельство того, что вообще-то выбора никакого не было.

С «сектантами» поступали проще:

Статья 210. Насильственное распространение ереси и раскола — каторжные работы до 15 лет, телесные наказания, клеймение.

Видно, что к людям отношение как к скоту. А в сущности, большинство населения и было тогда практически «скотом» для высших сословий. Ни образования, ни прав, ни культуры. Почти рабы. До определенного периода на них даже играли в азартные игры люди, несомненно, полные «духовности».

Чаплин говорил, что оскорбление святыни – это самый ужасный поступок. В Российской империи его бы полностью поддержали, ведь среди законов был и такой:

Статья 223. Оскорбление святынь — каторжные работы до 15 лет или пожизненные, телесные наказания, клеймение.

А что есть «оскорбление», решают попы и чиновники. Хотя это было жестким оскорблением, ведь была и light версия:

Статья 226. Неуважение к святыне — заключение в смирительном доме до 3 лет или тюремное заключение до года.

А вот что могло быть за оскорбление попа или «неумышленное оскорбление» святыни:

Статья 227. Оскорбление священнослужителя — заключение в смирительном доме до года или тюремное заключение до 6 месяцев.

Статья 228. Неумышленное неуважение к святыне и оскорбление священнослужителя — арест до 3 месяцев.

Статья 229. Оскорбление Православного священнослужителя иноверцем — заключение в тюрьме до года, повторно — до 2 лет.

Видимо, поп – это тоже своеобразная «святыня».

Так что православие вовсе не фундамент культуры. Его никто не выбирал, высокая «духовность» достигалась абсолютным принуждением. Это ярмо для народа, как крепостное право в свое время. Не станем же мы утверждать, что крепостничество является частью российской культуры и менталитета? Это, несомненно, часть истории, но вряд ли этим стоит гордиться и закреплять «почетную роль». А то в ролевых играх последних лет может дойти и до такого маразма.

Поэтому любые претензии православия на почетную роль являются абсурдными. Нет никакого основания, чтобы светское государство каким-либо образом способствовало утверждению этого мракобесия, которое не может нормально функционировать без репрессивных законов и финансовой поддержки со стороны государства, а также категорически враждебно светской идеологии . Впрочем, к сожалению, Россию сегодня можно с большой натяжкой назвать «светским государством».

1. Законодательство и культура. Законодательство есть сфера выражения официального права, приспособленного к нуждам судопроизводства. В силу этого оно определяет масштаб и условия всякого культуротворчества. До некоторой степени правомерно утверждение, что культура есть лишь оборотная сторона законодательства. Каковы законы страны, такова и ее культура.

2. Кодификация русского права. Преобразование России на европейских началах вызвало чрезвычайно интенсивное развитие русского законодательства. Только в петровское время было издано более четырех тысяч нормативных актов, большей частью составленных либо отредактированных самим царем. Ничуть не иссяк поток новых законов и при его преемниках.

Еще при жизни Петра I началась работа над кодификацией русского права. Учрежденная им в заключительный период Северной войны законодательная комиссия должна была выработать новое сводное Уложение, которое могло бы стать основой всего государственного судопроизводства. В качестве образца было взято законодательство шведского короля Кристофера 1450 г. и «Датский закон» 1683 г. Результат этой работы вылился в четыре объемных тома, которые, однако, остались без применения на практике. Лишь Екатерина II частично использовала их материалы в своем «Наказе», представлявшем собой своеобразное руководство для очередной комиссии "по сочинению проекта нового Уложения".

Ставя своей целью вытеснение "старой подьяческой юриспруденции", императрица обращала внимание на принципы формулирования правовых норм. Статья 158 «Наказа» гласила: "Законы должны быть писаны простым языком; и Уложение, все законы в себе содержащее, должно быть книгою весьма употребительною и которую бы за малую цену достать можно было наподобие букваря...

Преступления не столь часты будут, чем большее число людей Уложение читать и разуметь станут. И для того предписать надлежит, чтобы во всех школах учили детей грамоте попеременно из церковных книг и из тех книг, кои законодательство содержат" . Хотя комиссия не исполнила своего предназначения (она была распущена самой Екатериной под предлогом начавшейся войны с Турцией), тем не менее идея кодификации русского законодательства не была забыта и получила реализацию в царствование Николая I.

Непосредственным исполнителем дела стал крупнейший отечественный государствовед М.М. Сперанский (1772-1839), еще в 1809 г. подготовивший свое знаменитое «Введение к Уложению государственных законов». Его гигантская кодификаторская работа увенчалась изданием в 1830 г. «Полного собрания законов Российской империи», начиная с «Соборного Уложения» царя Алексея Михайловича 1649 г. и заканчивая временем правления императора Александра!. «Собрание» содержало 30920 законодательных актов, напечатанных в хронологическом порядке в 56 томах.

Из этого основного материала были выбраны и систематизированы те законодательные акты, которые имели отношение к деятельности конкретных министерств и правительственных учреждений. Они были опубликованы Николаем I в 1832 г. Кодекс содержал 42 тыс. статей в 15 томах. "Сим исполнились, - говорилось в приуроченном к этому событию Манифесте царя от 31 января 1833 г., - желания предков наших, в течение ста двадцати шести лет почти непрерывно продолжавшиеся" . Последнее официальное издание «Собрания законов" вышло в 1893 г.

3. О монархической власти. Сущность российского законодательства выражалась в доминировании трех моментов: во-первых, утверждении монархической власти; во-вторых, регламентации гражданской службы и, в-третьих, решении крестьянского вопроса.

До Петра I власть царя признавалась сакральной и не подлежала никакой иной легитимации, кроме церковной. Самодержавие, по словам П. А. Флоренского, относилось "к числу понятий не правовых, а вероучительных", входило в область веры, а не выводилось "из вне-религиозных посылок, имеющих в виду общественную или государственную пользу" . Петровский секуляризм привел к изменению статуса монархической власти. Прежний "помазанник Божий" превращался в обычного земного правителя, возвышаемого лишь "волей народа" на основании определенного договора.

Так, во всяком случае, учили западноевропейские юристы XVII - начала XVIII вв. Среди них особенно выделялся С. Пуфендорф, чей трактат «De officio nominis et civis justa legem naturale» («О должности человека и гражданина по естественному праву») высоко ценил Петр I. Согласно его теории, любая власть возникает вследствие разумного соглашения людей, добровольно ограничивающих свои права в пользу светских или религиозных учреждений.

Договорное происхождение имеет и монархия, которая, по мнению Пуфендорфа, не только наиболее полно гармонирует с естественными стремлениями людей, ограждая их от насилия частных лиц и устанавливая равенство в подчинении, но и гарантирует защиту неотъемлемых прав личности, таких как право владения частной собственностью, а также получения образования и продвижения в должности и службе безотносительно к родословию и богатству.

Идеи Пуфендорфа (а равно и ближайших его предшественников - Г. Гроция и Т. Гоббса) оказали сильное влияние на законотворческую деятельность русских правоведов петровского времени. Однако они вносили и свою лепту в толкование прерогатив монархической власти, наделяя ее прежде всего законодательной функцией. Так, Феофан Прокопович в своем трактате «Правда воли монаршей», составленном по поручению Петра I, доказывал, что народ, передавая всю полноту власти монарху, тем самым признает его единственным источником закона. Поэтому он обязан "без прекословия и роптания" исполнять его указы и повеления. Долг же монарха - помнить, что "всякая власть верховная едину своего установления вину конечную имеет всенародную пользу" . В противном случае он не монарх, но тиран, деспот.

Неограниченная власть монарха оформляется и закрепляется в узаконениях Петра I. «Толкование» к артикулу 20-му Воинского устава 1716 г. гласило: "Его величество самовластный монарх, который никому на свете в своих делах ответу дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять" .

О спасительности для России монархии говорилось и в предисловии к Морскому уставу 1720 г., написанном самим Петром I. Характерна параллель, которая проводилась в нем между Иваном Грозным и Владимиром Святославичем. О великом киевском князе сказано: "Владимир Святый наставлен был в богословии, не наставлен показался в политике.

И как привидением России от тьмы неверия в познание истинны вечных похвал явился достоин, так российский монархии разделением не малый славы своей урон зделал: понеже превеликий вред народу рускому принес" . Напротив, Иван Грозный "управил сердце... ко уврачеванию вреда Владимером соделанного" и избавил Россию от "смертоносные болезни" удельного "разсечения", соединив обратно "многие немощные и взаим себе вредящие части... в едину монархию". Именно его Петр I считал своим "предшественником и примером" .

Монархам, провозглашал «Духовный регламент» 1721 г., "повиноваться сам Бог за совесть повелевает" .

Необходимость самодержавной формы правления обосновывалась и в «Наказе» Екатерины II: "Государь есть самодержавный; ибо никакая другая, как только соединенная в его особе, власть не может действовати сходно со пространством толь великого государства" (ст. 9). Помимо этого географического фактора в соображение принималась и экономическая сторона дела: "Всякое другое правление не только было бы России вредно, но и разорительно" (ст. 11).

Да и к тому же гораздо проще "повиноваться законам под одним господином, нежели угождать многим" (ст. 12). Главное состоит в том, чтобы монарх, давая законы, не отнимал у людей "естественную их вольность", но направлял "действия их... к получению самого большого ото всех добра" (ст. 13). "Самодержавных правлений намерение и конец, -наставляла Екатерина II, - есть слава граждан, государства и Государя" (ст. 15).

Обсуждался в «Наказе» и вопрос о сущности "добра", доставляемого законами. Оно - в безопасности и равенстве граждан. Равенство же - это когда "все подвержены... тем же законам" (ст. 34). Нарушение данного принципа означало покушение на "общественную и государственную вольность", которая "есть право делать все то, что законы дозволяют" (ст. 38). Соответственно, любые действия, не подкрепленные законами, попадали в разряд преступлений и преследовались властью.

Контроль за исполнением законов возлагался на "малые протоки, сиречь правительства" (ст. 20), учреждаемые монархом. Таким образом, «Наказ» превращал граждан в послушных заложников монархической власти, отнимая у них ради мнимого "спокойствия" свободу и инициативу. В этом как нельзя лучше сказалось противоречие между просветительскими идеалами и реальной практикой "блистательного века" Екатерины II.

В дальнейшем развитии русское право неизменно оставалось на позициях монархизма, хотя и смягчало его абсолютистские формы. В качестве примера можно сослаться на Б.Н. Чичерина (1828-1904), виднейшего представителя отечественной юридической науки второй половины XIX в. Он признавал, что "самодержавие, которое играет роль воспитателя юных народов, не соответствует уже эпохе их зрелости". На смену ему должно прийти народное самоуправление, т. е. республика.

Однако Россия, на его взгляд, еще не готова для такого перехода: самое большее, на что она пока может рассчитывать, это конституционная монархия. "Из двух форм, - писал Чичерин, - в которых воплощается политическая свобода, ограниченная монархия и республика, выбор для нас не может быть сомнителен. Монархическая власть играла такую роль в истории России, что еще в течение столетий она останется высшим символом ее единства, знаменем для народа" .

Эти слова были написаны в 1877 г. Тогда действительно трудно было предположить, что пройдет всего каких-то четыре десятилетия и российская монархия рухнет в акте унизительного николаевского самоотречения 1917 г.

4. «Табель о рангах» и формирование чиновничества. Второе направление русского законодательства, как было сказано, относилось к регламентации гражданской службы, т. е. формированию правительственного аппарата самодержавной России - чиновничества.

Начало этому процессу было положено указом об отмене местничества 1682 г. Отныне основной путь получения дворянства лежал через службу. С этого времени в России появляется наряду с поместным и служилое дворянство, которое с каждым годом увеличивается.

Издание в 1722 г. закона, вводившего «Табель о рангах», окончательно узаконило сложившуюся тенденцию. Чиновная вертикаль, разделенная на 14 должностных степеней, определяла статус всех видов государственной службы - от воинской до статской и придворной. Ранг становился мерилом человеческого достоинства, его места в социальной системе. Всякое нарушение ранга, будь то незаконное превышение или, напротив, принижение, каралось штрафом. Наблюдение за чиновными рангами, особенно низших категорий, возлагалось на фискалов, "дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалом и тунеядцом получать".

Все замужние женщины находились "в рангах по чинам мужей их". В отношении их также, "когда они тому противно поступят", применялся штраф в том же размере, какой должны были платить их мужья "за свое преступление". Кроме того, строжайше предписывалось, что никакое лицо, даже знатного происхождения, не может возводиться в какой бы то ни было ранг, пока оно не окажет "нам и отечеству никаких услуг".

Особо выделялись служители первых восьми рангов. Независимо от того, кем они были прежде (россиянами или иностранцами, людьми высокого положения или "низкой породы"), все они и их "законные дети и потомки" причислялись "в вечные времена лучшему дворянству во всяких достоинствах и авантажах". Тем не менее это не давало права дворянским детям на высокий чин. Их надлежало, как и всех прочих, "в коллегиах производить снизу, а имянно: перво в коллегии юнкары, ежели ученые и освидетелствованы от коллегии и в Сенате представлены и патенты получили". Коллежский юнкер относился к 14 рангу.

В «Табели о рангах» выделялась статья и о низших воинских чинах. Рядовой, дослужившийся до обер-офицерства, получал дворянское звание, переходившее по наследству его детям, "которые родятца в офицерстве, а ежели не будет в то время детей, а есть прежде, и отец будет бить челом, тогда дворянство давать и тем, только одному сыну, о котором отец будет просить". Дворянское достоинство подтверждалось гербом и печатью. Поместные дворяне должны были доказать документально, "от какого наддания" они приобрели дворянство и гербы и что "чрез предков наших или нашею милостию в оную честь приведены" .

За тяжкие преступления дворяне лишались титула и ранга.

С введением «Табели о рангах» занятие любой классной должности в системе государственных учреждений становилось невозможным, если данное лицо не являлось чиновником, т. е. не обладало соответствующим рангом. Все привилегии устанавливались по рангу, а не по должности. Это положение подтвердила в своей жалованной грамоте дворянству Екатерина II.

Со временем, однако, установление Петра I, дававшее дворянство либо по достижении обер-офицерства, либо по присвоению чина VIII класса, стало вызывать недовольство в высших слоях общества. Так, председатель Государственного совета Б. А. Васильчиков представил Николаю I записку, в которой он предлагал сократить чрезмерное изменение дворянского сословия посредством чинов как на военной, так и на гражданской службе, поскольку, на его взгляд, умножение числа мелкопоместных владельцев ведет "к великому вреду государства и к унижению дворянского звания, столь необходимого в составе самодержавного правления" .

С другой стороны, министр просвещения Уваров, усматривая в подобном принижении дворянства и опасность возвышения чиновничества, предостерегал Николая I: "Таким образом, государственная служба вся перейдет в руки так называемых чиновников, составляющих у нас многочисленное сословие людей без прошедшего и будущего, имеющих свое особое направление и совершенно похожих на класс пролетариев, единственных в России представителей неизлечимой язвы нынешнего европейского образования". Николай I, хотя и соглашался с мнением родовитого дворянства, однако изменить ситуацию не решался.

Вопрос об уничтожении чинов обсуждался и при преемниках Николая I - Александре II и Александре III, но несмотря на это, они благополучно просуществовали вплоть до 1917 г. Надо полагать, что монархия все же больше считала своей опорой не дворянство, а чиновничество.

5. Крестьянский вопрос. В этом отчасти кроется разгадка крестьянской реформы 1861 г., которая болезненно отразилась прежде всего на помещичьем сословии. "Рыдания" помещика Обол та-Обол дуева вовсе не были выдумкой Н. А. Некрасова:

"Кричат писаки праздные
Кричат: "Довольно барствовать!
Проснись, помещик заспанный!
Вставай! - учись! Трудись!.."
Трудись! Кому вы вздумали Читать такую проповедь?
Я не крестьянин-лапотник -Я Божиею милостью Российский дворянин!"
Помещик зарыдал...

Слушавшие Оболта-Оболдуева "крестьяне добродушные" справедливо рассудили про себя:
Порвалась цепь великая,
Порвалась - расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим по мужику!

Крепостное право было одним из печальнейших наследий, оставшихся от прошлого. Узаконенное Соборным уложением 1647 г., оно тяжким грузом лежало на российской государственности, тормозя процессы европеизации и просвещения. О необходимости упразднения его задумывалась уже Екатерина II. При Александра I и Николае I создавались специальные комиссии по крестьянскому вопросу. Одну из них, учрежденную в 1839 г., возглавил министр государственных имуществ граф П. Д. Киселев.

Опираясь на закон о свободных хлебопашцах 1803 г., он указывал на необходимость, во-первых, устройства дворовых людей, во-вторых, наделения крестьян земельными наделами и предоставления им права на движимую собственность и, в-третьих, организации между крепостными крестьянами сельского управления, ограничивающего произвол помещиков. Кроме этого, предлагалось законодательно определить права помещика в отношении его крестьян. Хотя проект Киселева не покушался на само крепостное право, он встретил сильное сопротивление в дворянской среде и был оставлен без внимания.

Но острота вопроса не исчезла, тем более что "развитие промышленности и фабрик, - по словам А. И. Герцена, - распространение начал политической экономии, приспособленной к местным обычаям, дали новые средства использования крестьян" . Европеизация несла с собой не только светскую цивилизацию, но и буржуазные, капиталистические отношения.

На это указывалось в «Записке об освобождении крестьян в России» либерального историка и публициста К. Д. Кавелина (1818-1885). Крепостное право, доказывал он, давно изжило себя и таит в себе огромную политическую опасность: "Народ сильно тяготится крепостною зависимостью, и при неблагоприятных обстоятельствах из этого раздражения может вспыхнуть и разгореться пожар, которого последствия трудно предвидеть". Кавелин предлагал проведение крестьянской реформы на следующих основаниях:

  1. крепостных следовало бы освободить вполне совершенно из-под зависимости от их господ;
  2. их надлежало бы освободить не только со всем принадлежащим им имуществом, но и непременно с землею и
  3. освобождение может совершиться во всяком случае не иначе, как с вознаграждением владельцев.

Выделенный же надел должен был удовлетворять жизненным нуждам крестьян, чтобы они не впали "в крайнюю нищету" и не "обратились в бездомных и бобылей - нечто вроде сельских пролетариев, которых у нас покуда, слава Богу, очень мало" . Таким образом, Кавелин недвусмысленно предупреждал о недопустимости пролетаризации крепостного крестьянства ввиду той опасности, к которой это может привести.

Под давлением обстоятельств царизм пошел на реформу, издав «Манифест от 19 февраля 1861 г. о выходе крестьян из крепостной зависимости». Составителем «Манифеста» был московский митрополит Филарет Дроздов - "Филька", как его звали в народе. Отсюда и пошло выражение "Филькина грамота", т. е. темное, малодоступное сочинение. В документе констатировалось, что "государственное законодательство, деятельно благоустрояя высшия и средния сословия, определяя их обязанности, права и преимущества, не достигло равномерной деятельности в отношении к людям крепостным, так названным потому, что они, частию старыми законами, частию обычаем, потомственно укреплены под властию помещиков, на которых с тем вместе лежит обязанность устроять их благосостояние".

Однако, отмечалось далее, процветавшие некогда "добрыя патриархальный отношения искрен-ной правдивой попечительности и благотворительности помещика и добродушнаго повиновения крестьян" постепенно (вследствие "уменьшения простоты нравов") "ослабевали и открывался путь произволу, отяготительному для крестьян и неблагоприятному для их благосостояния, чему в крестьянах отвечала неподвижность к улучшению в собственном быте".

Между тем сущность «Манифеста» сводилась к немногим тезисам. Прежде всего, 23-миллионному помещичьему крестьянству обещались "е свое время полные права свободных сельских обывателей". Пока же дело ограничивалось предоставлением им права выкупать у помещиков усадебную оседлость и приобретать в собственность полевые земли и другие угодья.

До выплаты установленных сумм крестьяне именовались временно-обязанными и должны были либо отбывать барщину, либо платить оброк помещику. При этом помещики заключали уставные грамоты не с отдельными крестьянами, а с миром, сельской общиной, чтобы заручиться с ее стороны круговой порукой. На ревизскую душу (а таковой признавался только мужской пол) отводилось 3,3 десятины; земля до ее выкупа оставалась собственностью помещика.

Один из пунктов «Манифеста» гласил, "что законно приобретенные помещиками права не могут быть взяты от них без приличного вознаграждения или добровольной уступки; что было бы противно всякой справедливости пользоваться от помещиков землею и не нести за сие соответствующей повинности" . Все предыдущие годы бесплатного труда на помещика в расчет не принимались. Временнообязанное состояние крестьян устанавливалось до 1 января 1883 г.

Заявленная «Манифестом» забота о помещике оказалась недолгой. Правительство преследовало свои сугубо эгоистические цели и изменило порядок выплаты крестьянского "долга". Помещик немедленно получал от своих крепостных людей 20% стоимости земли, а 80% за них вносило само правительство. На возврат этого "кредита" устанавливался срок в 49 лет с ежегодной выплатой 6% выкупной суммы. Это составляло 294% от размера предоставленной ссуды. Лишь в 1906 г., в обстановке первой российской революции, уплата выкупных платежей была прекращена. К тому времени бывшие помещичьи крестьяне внесли в правительственную казну 1 млрд. 570 млн. руб. за землю, которая стоила 544 млн. руб., т. е. в три раза больше.

Реформа 1861г., продиктованная интересами самодержавия, закрепила и усилила крестьянское малоземелье, сохранила в изобилии остатки крепостничества, перенеся их из помещичьего быта в сферу правительственно-чиновных отношений. Наметившаяся тенденция нашла подкрепление в новых реформах 1862-1874 гг., особенно в земской и судебной, которые по сути дела легализовали в открытом масштабе правовой раскол русского общества, утвердив разные юридические нормы для "верхов" и "низов". Тем самым не только создавались "предпосылки для дальнейшего расширения пропасти между правосознанием крестьян и других сословий российского государства" , но и начинала складываться революционная ситуация, подготовившая новую "русскую смуту" начала XX в.

Российская монархия, вопреки заветам Петра I и Екатерины II, так и не смогла доказать свою способность возвыситься над властным эгоизмом и действовать на основе общего законодательства и правопорядка.

Урок-игра « История государства и права»
Цели.
Образовательная. Создать условия, способствующие повторению в игровой форме ведущих понятий и основных идей темы.
Воспитательная. Содействовать в ходе урока воспитанию уважения к праву как важнейшему регулятору общественных отношений.
Развивающая. Продолжить работу над умениями работать в группе, аргументировать свою точку зрения в том числе, при отстаивании командной линии, применять знания для решения познавательных задач.
Игра предполагает деление на команды, выбор капитана. Учитель разрабатывает систему оценки каждого задания и способы ведения отчетности и оценивания учащихся. В конце игры определяется команда-победитель, лучшие игроки в каждой команде.

Разминка. Дайте определения понятий: архаичное право, талион, ордалии, частноеправо, публичное право, презумпция невиновности, вира, Судебник, кодификация,конституция, западничество, славянофильство, суд присяжных, мировой суд,волостной суд, присяжные поверенные, права человека, естественные права.
Где это было?
1) В одном из государств древности была проведена реформа, установившаяследующий порядок судопроизводства.
Судьями могли быть граждане, старше 30 лет, которые ежегодно приносили присягу - клялись судить по закону и совести и беспристрастно. Для участия в каждом судебном деле отбирались несколько сотен человек. На суде могли присутствовать все желающие. Любой гражданин мог выступить обвинителем. Обвиняемый защищался сам или приглашал себе защитника. Судьи были обязаны выслушать обе стороны. Где и когда это было? (Подсказка. В Риме при Корнелии Сулле, в Афинах при Перикле и Эфиальте, в Древнем Египте при Эхнатоне, в Персиде при Дарии I)
Этот документ оказал огромное влияние на развитие политической иправовой мысли. В числе прочих его подписали Джордж Вашингтон,Александр Гамильтон, Бенджамин Франклин. Как этот документ? Где онбыл принят? (Подсказка. Ведущая страна капиталистического мира. США)
В одном из документов говорится: « Любовь к Отечеству, стыд и страх сутьсредства укротительные и могущие воздержать множествопреступлений.. .Самое надежное, но вместе с тем и самое труднейшеесредство сделать людей лучшими есть приведение в совершенствовоспитания. Когда мог появиться этот документ? (Подсказка: одновременнос созданием «Домостроя", во времена Петра I, в царствование Екатерины II, первые годы большевистской диктатуры, в наши дни)
Указ одного из императоров предписывал «призвать к ближайшему участиюв заведовании делами, относящимися до хозяйственной пользы и нуждкаждой губернии и каждого уезда» выборных представителей местногонаселения. Всех избирателей поделили на три курии: местныеземлевладельцы, крестьянские общества и городские избиратели (владельцынедвижимой собственности, а также владельцы торговых и промышленныхпредприятий). Крестьянская курия формировалась по сословному признаку,принадлежность к двум другим определялась местом жительства истоимостью имущества. Когда и кем был издан этот указ? Какиеучреждения возникли в результате его реализации? (Подсказка: Петр I,Екатерина II, Александр II)
3. О каком из документов идет речь?
1) Перед вами отрывок одного из правовых документов, рассказывающий о порядке созыва народных собраний. « Пускай сход (conventus) собирается по древнему обычаю в каждом сотенном округе, в присутствии графа или его посланца при сотнике.
Пускай вече (placitum) происходит каждую субботу или в тот день, какой будет угодно назначить графу или сотнику, через каждые семь ночей, когда в провинции будет неспокойно; когда же спокойствия буде больше, пусть сход собирается каждые четырнадцать ночей в каждом округе, как приказано выше. Где и когда могли действовать подобные правовые нормы? (Подсказка: в Риме при братьях Гракхах, в Афинах при Перикле, в одном из варварских германских
королевств раннего средневековья, в новгородской земле при Александре Невском; В Англии при Генрихе VIII)
Одна из наиболее удачных попыток кодификации правовых норм былапредпринята в первом тысячелетии н.э. В результате возникло собраниезаконов; многие сформулированные в нем понятия использовалисьюристами последующих веков и до сих пор не утратили своего значения. Окаком из документов идет речь? (Подсказка: о Салической правде, о Сводегражданского права императора Юстиниана, о капитуляриях КарлаВеликого; об указах императора Диоклетиана)
Один из первых в истории правовых актов, гарантировавшихнеприкосновенность личности и ограждавших человека от произвольногоареста, был принят в Англии. Этот документ вошел в историю права подназванием: Хабеас Корпус Акт, Великая хартия вольностей, Билль о правах,Книга страшного суда? Когда был принят данный закон? (17 век)
В истории различных стран известно немало правовых актов,устанавливавших принципы веротерпимости или обеспечивавших праванекоторых религиозных меньшинств. Какие их документов могут бытьпричислены к этой группе:

Миланский эдикт императора Константина Великого (313 год)
Золотая булла императора Константина IV (13 56);
Флорентийская уния (1439);
Нантский эдикт французского короля Генриха IV (1598);
Постановление Вильнюсского сейма, принятое по настояниюправославных подданных польского короля Сигизмунда II Августа(1563);
Соборное Уложение (1649);
Манифест Петра I об образовании Духовной коллегии (СвятейшегоСинода),
Декларация прав человека и гражданина (1789);
Первая поправка к Конституции США;
Манифест 17 октября 1905 года;
Всеобщая декларация прав человека (1948)
4. Кто больше?
Назовите как можно больше памятников российской средневековой философско-правовой мысли.
5. Анализ документа.
Указ Петра I, изданный 24 апреля 1713 года гласил:
« Сказать во всем государстве (дабы неведением никто не отговаривался), что все
преступники и повредители интересов государственных с вымыслу (по злому умыслу),
кроме простоты какой, таких безо всякой пощады казнить смертию... А если кто
пощадит, то сам той казнью казнен должен будет. И для того надобно изъяснить
именно интересы государственные для вразумления людям».
В «Наказе» Екатерины II Уложенной комиссии говорится: « Чем больше умножатся
казни, тем больше опасности предстоит государству...Несчастливо то правление, в
котором принуждены устанавливать жестокие законы...Самое надлежащее обуздание
от преступлений есть не строгость наказания, но когда люди подлинно знают, что
преступающий законы непременно будет наказан».
В том же документе: « Законы должны быть писаны простым языком.. .Предписать
надлежит, чтобы во всех школах учили детей грамоте из церковных книг и из тех книг,
что законодательство содержат».
В чем расходятся и совпадают взгляды Петра I и Екатерины II на практику применения законов?
6. Право в России.
1. В Соборном Уложении описывалась система преступлений:
Против церкви;
Против порядка управления;
Против благочиния;
Должностные преступления;
Против личности;
Имущественные преступления;
Против нравственности
Распределите перечисленные ниже преступления по группам: убийство, непочитание детьми родителей, лихоимство (взяточничество), отказ содержать престарелых родителей, нанесение увечья; мошенничество, злостная неявка ответчика в суд, богохульство, содержание притонов, неправосудие, совращение православного в иную веру, бунт, укрывательство беглых, ябедничество (ложное обвинение), измена.
2) «Рассмотрев сии проекты, мы находим, что они вполне соответствуютжеланию нашему водворить в России суд скорый, милостивый и равный дляподданных наших, возвысить судебную власть, дать ей надлежащуюсамостоятельность и вообще утвердить в народе нашем то уважение кзакону, без коего невозможно общественное благосостояние».
Кто из российских императоров мог произнести эти слова? О каких реформах идет речь?
3) Законодательство Российской империи запрещало переход изправославия в какую-либо иную веру; все остальные подданные империи:мусульмане, католики, лютеране - были вольны менять своевероисповедание. Можно ли сделать вывод, что православие подвергалосьдискриминации?
7. «Коллеги».
Назовите крупнейших дореволюционных юристов.
Конкурс ораторов: « Отношение к праву в России».
15


Приложенные файлы

Государство и право Российской империи

в период Первой мировой войны и Февральской

буржуазно-демократической революций

(1914 г. – октябрь 1917 г.)

§ 1. Государственный аппарат и законодательство

Российской империи в период Первой мировой войны

19 июля (1 августа) 1914 г. Россия вступила в Первую мировую войну, о чем было объявлено в высочайшем Манифесте от 20 июля 1914 г.По своей сущности это была империалистическая война между двумя коалициями капиталистических государств, вызванная обострением противоречий в ходе борьбы за сферы влияния, источники сырья и передел мира. Основу первой коалиции составлял военно-политический блок Германии и Австро-Венгрии, основу второй – Антанта (Великобритания, Франция, Россия).

В планы господствующих классов Российской империи входили захват принадлежащих Турции Константинополя и Черноморских проливов (Босфора и Дарданелл), завладение Турецкой Арменией. Кроме того, было стремление обеспечить высокие прибыли от военных поставок, отвлечь трудящихся от революционной борьбы. В стране была развернута широкомасштабная националистическая кампания, войне стремились придать оборонительный и освободительный (в отношении братьев-славян) характер.

По своим масштабам, средствам ведения, людским и материальным потерям Первая мировая война не имела себе равных в предшествующей истории. В нее было вовлечено 38 государств, численность действовавших армий превышала 36 млн. человек, а количество мобилизованных – 74 млн. человек. Сухопутные и морские боевые операции носили широкомасштабный и ожесточенный характер. Впервые стали использоваться боевые самолеты и дирижабли, танки и бронеавтомобили, линкоры и подводные лодки, а также боевые отравляющие вещества, применение которых было запрещено Гаагской конвенцией 1907 г. За 51 месяц войны людские потери составили 10 млн. человек убитых и 20 млн. человек раненых. Материальные потери десятикратно превысили урон, нанесенный за все войны XIX в.

Российской империи война стоила в 1914 г. 9,5 млн. руб. в день, в 1915 г. – 24 млн., в 1916 г. – 40 млн., в 1917 г.- 50 млн. Экономика страны оказалась не в состоянии справиться с такими расходами и решать задачи материально-технического, продовольственного обеспечения фронта и тыла. Отвлечение рабочей силы в армию вызвало значительное сокращение производства. Инфляция порождала рост цен, прямых и косвенных налогов. Положение народа ухудшилось. Усилилось недовольство солдат на фронте. За два с лишним года войны 1,5 млн. русских солдат было убито, около 4 млн. ранено, свыше 2 млн. попало в плен.

Неудачи на фронте, разруха в тылу активизировали буржуазную оппозицию, центром которой стала Государственная дума. Ее представители видели выход из кризиса в установлении конституционной монархии, участии буржуазии в управлении государством, демократизации страны. Совместно с членами Государственного совета был образован оппозиционный Прогрессивный блок. Нарастание политического кризиса в верхах сопровождалось усилением рабочего движения. По числу забастовщиков Россия вышла на первое место в мире: только в 1916 г. по официальным данным произошло 1416 стачек. Рабочих поддерживали крестьянские массы. Втягивались в борьбу народы национальных окраин.

Революционные настроения передавались в Действующую армию. Распространенным явлением стало братание с противником. Участились факты неповиновения командирам, что приводило к деморализации личного состава, потере боеспособности частей и подразделений.

В результате обострения противоречий между верховной властью и буржуазной оппозицией, самодержавием и народными массами в стране разразился общенациональный кризис, предопределивший начало, ход и исход Февральской (1917 г.) буржуазно-демократической революции. В этот исторический период произошли существенные изменения в государственном устройстве и праве России.

Общественный и государственный строй. В общественном строе Российской империи в годы Первой мировой войны существенных изменений не произошло. Царизм продолжал опираться на дворянство, которое, однако, постепенно теряло позиции в экономике и политике. В условиях развития империализма как высшей стадии капитализма все теснее становился союз с буржуазией, которая обогащалась на военных поставках и делалась влиятельной силой. Вместе с тем, буржуазия хотела прийти к политической власти эволюционным путем, через реформы, а потому страшилась революционного подъема трудящихся масс.

Представители буржуазных правоцентристских партий - октябристы и кадеты - составляли большинство в Государственной Думе четвертого созыва, избранной в 1912 г. На заседании 26 июля 1914 г. Дума заявила о своей поддержке внутренней и внешней политики царского правительства и призвала народ довести «войну до конца». Но постепенно настроения в ней изменились, и она стала переходить в оппозицию самодержавию. Депутаты, посещая фронт и тыл, оказывали серьезное воздействие на общественное мнение.

В августе 1915 г. фракции кадетов, октябристов и прогрессистов образовали Прогрессивный блок, объединивший примерно 2/3 буржуазно-помещичьей оппозиции Думы. Целью блока было создание не только «министерства доверия», но и ответственного (перед Думой) правительства. Император воспринял этот факт как прямой вызов самодержавию и 3 сентября объявил о перерыве в работе Думы. Она собралась лишь в феврале 1916 г. и с того времени усилила политическое давление на правительство. В целом оппозиционная деятельность буржуазных фракций Государственной думы в годы Первой мировой войны, конечно же, расшатывала устои самодержавия.

Наиболее радикальная часть буржуазной и дворянской оппозиции стала выходить за рамки легальных средств борьбы за власть, которых придерживался Прогрессивный блок. В целях консолидации сил для борьбы с самодержавием использовался масонский центр «Великий Восток народов России», объединявший около 50 масонских лож в 20 городах страны.

Положение рабочего класса в годы Первой мировой войны существенно ухудшилось. В условиях военного времени были отменены некоторые нормы фабричного права, увеличилась продолжительность рабочего дня, запрещался переход на другие предприятия. Одновременно шло наступление на экономические и политические права рабочих: ликвидировались профсоюзы, закрывались больничные кассы, запрещались стачки, при огромной инфляции и резком повышении цен снижалась реальная заработная плата. Стало хуже и положение крестьянства, из среды которого в армию было призвано большинство солдат.

Политические интересы рабочего класса отстаивала Российская социал-демократическая рабочая партия, которая после революции 1905-1907 гг. значительную часть времени находилась на нелегальном положении, а её лидеры были вынуждены эмигрировать. В РСДРП происходила ожесточенная внутрипартийная борьба между большевиками, проповедовавшими идеи социалистической революции, и меньшевиками, выступавшими за мирные средства борьбы с самодержавием. Социал-демократическая фракция в Думе в 1912-1914 гг. насчитывала 14 мест. Выразителем интересов крестьянства считала себя Партия социалистов-революционеров, расколовшаяся в годы войны на левых и правых эсеров.

Кроме партий в период Первой мировой войны активную деятельность развернули общественные организации буржуазно-демократической направленности, объединявшие земских и городских деятелей. В конце июля 1914 г. был создан Всероссийский союз земств, а на совещании городских голов в начале августа 1914 г. был образован Всероссийский союз городов. Высшим органом каждого союза был съезд уполномоченных, а в перерывах между съездами – главный комитет во главе с главноуполномоченным. Комитет каждого союза имел исполнительные органы в губерниях, городах, уездах и даже на фронтах. Финансовые средства формировались из ассигнований и пожертвований граждан. Первоначально основными задачами союзов были оказание помощи раненым и больным, а также размещение беженцев, но в ходе войны их функции значительно расширились.

К 1916 г. союзы объединились во Всероссийский союз земств и городов (Земгор). Правительство предоставило ему права полувоенной организации с освобождением чиновников от обязанностей воинской службы. Земгор владел предприятиями местного значения, мастерскими и магазинами, обеспечивал фронт и тыловые госпиталя продовольствием и медикаментами, организовывал производство обуви и белья для военнослужащих, закупал за границей медицинское оборудование и инструменты, создал 75 санитарных поездов, вывезших с фронта 2,5 млн. раненых и больных.

Состав высших органов власти в годы войны принципиально не изменился. Государственная Дума вместе с Государственным советом продолжала законотворческую деятельность в соответствии с Основными законами 1906 г. Однако, в работе Думы были большие перерывы (например, с сентября 1915 г. по февраль 1916 г.), из её ведения было изъято законодательство по военным вопросам. Вопросы законодательства стали все больше решаться в царских указах и постановлениях органов, связанных с хозяйственной деятельностью. В силу этих причин законодательное значение Государственной думы снизилось, но одновременно возросла её политическая активность.

Совет министров в конце июля 1914 г. получил чрезвычайные полномочия и самостоятельно решал большинство дел, действуя от имени императора.

Война резко повысила спрос на оружие и иные материально-технические средства. Однако государственные предприятия удовлетворить эти потребности не могли. Поэтому возникла необходимость мобилизации частного капитала на нужды фронта, государственного регулирования экономики, а также создания чрезвычайных органов управления, поскольку аппарат мирного времени оказался не способен решать поставленные войной задачи.

Для координации работы отдельных ведомств в 1915 г. были образованы межведомственные особые совещания. Первым было создано Особое совещание по снабжению армии, которое несколько позднее преобразовалось в ряд межведомственных учреждений, состав которых определялся Государственной думой и утверждался императором. В годы войны действовали:

Особое совещание по обороне, которое размещало и проверяло исполнение военных заказов;

Особое совещание по топливу, взявшее на себя функции распределения топлива между потребителями;

Особое совещание по продовольствию, проводившее проверки наличия продуктов питания и устанавливавшее на них цены;

Особое совещание по перевозкам, определявшее порядок принудительного пользования транспортом;

Особое совещание по устройству беженцев, которое занималось вопросами организации размещения эвакуированных из фронтовой полосы.

Особые совещания имели право издавать обязательные к исполнению временные правила, требовать от частных предприятий преимущественного принятия военных заказов, налагать секвестр (арест без конфискации), проводить реквизицию (принудительный выкуп по фиксированным ценам).

Местными органами особых совещаний были их комиссии и уполномоченные. Комиссии создавались в губернских городах, уполномоченные действовали как в губернских городах, так и в уездных.

Наиболее важное значение имело Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по обороне. Оно не было подведомственно какому-либо другому органу управления и имело широчайшие полномочия. Председателем его являлся военный министр, а в состав совещания входили представители Думы и Государственного совета (по 10 членов вместе с председателями), различных министерств, Всероссийских земского и городского союзов, Центрального военно-промышленного комитета. На местах уполномоченными Особого совещания по обороне создавались местные совещания. Регламентация прав местных уполномоченных была уточнена Правилами о порядке действия местных уполномоченных, назначаемых председателем Особого совещания, и о состоящих при них районных заводских совещаниях от 10 сентября 1915 г.

С июня по декабрь 1916 г. действовало Особое совещание министров, координировавшее все мероприятия по снабжению армии и флота и организации тыла во главе с председателем Совета министров. Впрочем, несмотря на широкие полномочия, особые совещания с трудом справлялись со своими задачами, и снабжение вооруженных сил в ходе войны не улучшалось.

Мобилизация капитала на военные нужды вызывала противоречия между различными группами буржуазии. Пытаясь согласовать их интересы, государство взяло на себя инициативу по созданию новых организационных форм управления промышленностью и финансами. На Всероссийском съезде представителей промышленности и торговли в мае 1915 г. формулируется идея создания военно-промышленных комитетов. Положение о комитетах было утверждено царем 27 августа 1915 г. Согласно Положению образовывались центральный, областные и местные военно-промышленные комитеты для содействия делу снабжения армии и флота.

Функциями военно-промышленных комитетов являлись: посредничество между казной и промышленностью, распределение военных заказов, регулирование сырьевого рынка, внешней торговли, транспорта, рынка труда, нормирование цен на сырье и др. При комитетах создавались биржи труда и примирительные камеры, улаживавшие конфликты между рабочими и предпринимателями.

Комитеты имели широкие полномочия, например, право приобретать движимое и недвижимое имущество, вступать в договоры с государственными учреждениями, общественными организациями и частными лицами, принимать на себя различные обязательства по поставкам, заказам и подрядам, организовывать по соглашению с военным и морским ведомствами приемку и сдачу товаров и предметов для нужд армии и флота, предъявлять иски в суде и отвечать по ним.

239 военно-промышленных комитетов объединяли 1300 средних и мелких предприятий. За короткие сроки они ввели в строй 100 новых заводов. Но в целом оборонные заказы, выполненные военно-промышленными комитетами, не превышали 3 % всех заказов военного ведомства.

Законодательство периода Первой мировой войны. Война вызвала необходимость расширения компетенции генерал-губернаторов и органов военного управления. С объявлением мобилизации вступило в действие Положение о полевом управлении войск, утвержденное 16 июля 1914 г. Кроме того, продолжали действовать Правила о местностях, объявляемых состоящими на военном положении, утвержденные в 1892 г.

Меры, определенные указанными Положением и Правилами, в начале войны были дополнены отдельными актами императора, например, указом от 15 ноября 1914 г. «О некоторых мероприятиях, вызванных военным временем».

В соответствии с Положением о полевом управлении войск территория мобилизационного развертывания и боевых действий вооруженных сил и их тыловых учреждений составляла театр военных действий (ТВД). Все гражданское управление ТВД подчинялось командующим войсками военных округов или военным генерал-губернаторам.

Положение определяло устройство полевого аппарата управления войсками и полномочия должностных лиц. Верховный главнокомандующий являлся высшим начальником всех сухопутных и морских сил и наделялся чрезвычайными полномочиями. В районе ТВД его приказы исполнялись наравне с царскими законами и распоряжениями всеми без исключения правительственными учреждениями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Он подчинялся императору и за свои действия нес ответственность только перед ним.

Сущность военного положения, согласно Правилам 1892 г., заключалась в том, что при его объявлении вся власть в районе действия режима военного положения переходила к военному командованию. При этом командующему армией и уполномоченным им лицам были предоставлены практически неограниченные полномочия в отношении гражданского населения:

запрещать выезжать из зоны военного положения отдельным лицам, которых «предполагается привлечь к работам для достижения целей войны»;

воспрещать вывозить любое имущество, которое могло бы быть использовано в военных целях;

назначать общие и частные реквизиции;

уничтожать строения и истреблять все то, «что по военным соображениям может затруднить движение или действия наших войск или благоприятствовать неприятелю».

Военное командование наделялось также правом по собственному усмотрению принимать и другие меры чрезвычайного характера «для охранения государственного порядка или успеха ведения войны», непосредственно не указанные в Правилах, однако с последующим докладом о принятых мерах императору.

Роль гражданских властей и полиции в период военного положения в основном сводилась к поддержанию общественного порядка административно-принудительными средствами (издание обязательных для исполнения постановлений; запрет собраний и митингов; закрытие торговых и иных учреждений, учебных заведений; приостановление периодических изданий; привлечение к ответственности и высылка отдельных лиц; отстранение от должности должностных лиц и т.п.) и к выполнению распоряжений и оказанию содействия военному командованию по вопросам поддержания порядка и снабжения войск жилыми помещениями, транспортом и различными видами довольствия (продуктами, медикаментами и т.д.). Причем военное командование было наделено правом отмены распоряжений гражданских властей с изданием собственных распоряжений.

За нарушение обязательных постановлений военного времени командующие армиями и генерал-губернаторы могли устанавливать наказания, в виде тюремного заключения до трех месяцев или штрафа до 3 тыс. руб.

Характерной чертой военного положения являлось также введение подсудности гражданских лиц военным судам по законам военного времени за совершение государственных и других тяжких преступлений. Рассмотрение и решение дел в военных судах должно было происходить согласно правилам Военно-судебного устава.

Соответственно, произошли изменения в системе судебных органов, а 20 июля 1914 г. была утверждена новая редакция IV раздела Устава военно-судебного «О суде в военное время». В соответствии с уставом в районе театра военных действий и в местностях, объявленных на военном положении, учреждались полковые и этапные суды, корпусные и им равные суды (они заменили суды армий), военно-окружные суды. Высшей судебной инстанцией являлся Главный военный суд, председатель которого назначался императором.

В формировании военных судов исключительная роль принадлежала командованию. Временные члены корпусных и военно-окружных судов назначались из строевых офицеров соответствующими командирами. Полковой командир имел право изменять состав полкового суда по истечении срока его полномочий.

Военным судам были подсудны не только военнослужащие и лица, состоящие при армии, но и все гражданские лица (как российские, так и иностранные подданные), причем не только в местностях, объявленных на военном, но и на исключительном положении, жители неприятельских областей, занятых русской армией, военнопленные.

При чрезвычайных обстоятельствах в районе ТВД и в местностях, объявленных на военном положении, образовывались военно-полевые суды. Они учреждались из офицеров приказами главнокомандующего армиями фронта, командующих армиями, командующих войсками военных округов и равных им должностных лиц, а также коменданта осажденной крепости или укрепленного района, начальника гарнизона не позднее суток с момента совершения преступления. В ноябре 1914 г. Правилами о военно-полевом суде указанным должностным лицам было разрешено передавать права учреждения военно-полевых судов и придания обвиняемых этим судам своим подчиненным, пользующимся правами не ниже командира полка.

Меры по расширению полномочий военных властей и изменению системы судебных органов способствовали укреплению государственной и воинской дисциплины в начале войны. Но, как показали дальнейшие события, они оказались недостаточно эффективными для поддержания порядка и организованности в армии и на флоте в период, предшествующий Февральской революции.

В условиях войны возникла необходимость внести некоторые изменения в административное, гражданское, уголовное и процессуальное право.

Так, в первый же день войны царским указом было введено Временное положение о военной цензуре, которым предусматривалось образование органов цензуры как на ТВД, так и вне его. Они осуществляли надзор за произведениями печати, публичными собраниями, типографиями, книжными магазинами во взаимодействии с полицией и жандармами.

Согласно указу от 24 июля 1914 г., все местности Российской империи, не находившиеся на военном или осадном положении, были объявлены состоящими на положении чрезвычайной охраны.

Именным высочайшим указом от 28 июля 1914 г. были обнародованы Правила, коими Россия будет руководствоваться во время войны 1914 г. Эти правила явились отражением норм международного гуманитарного права в законодательстве того времени. В основном они касались соблюдения на условиях взаимности международных договоров о ведении военных действий: Россия подтвердила, что она считает необходимым применять во время военных действий практически все положения «права войны». Кроме того, указ устанавливал порядок задержания и высылки подданных неприятельских государств, задержания их торговых судов в русских портах, а также предоставлял право подданным нейтральных государств продолжать торговые сношения с Россией.

Законодательство в экономической, финансовой и социальной областях определялось хозяйственными трудностями. Был введен военный налог на лиц, освобожденных от воинской повинности, в том числе на коренных жителей национальных окраин, которые обычно не призывались на службу в армию. Военные налоги взимались с пассажиров железных дорог, их багажа и других грузов. Повысился размер налога на землю и наследство, на публичные увеселения и зрелища. Выросли подоходные налоги с недвижимых имуществ, с предприятий, вводился налог на военную прибыль. Обмен рубля на золото был запрещен, начался выпуск необеспеченных бумажных купюр, следствием которого стали инфляция и рост цен.

Устанавливались ограничения прав собственности и обязательств. Предприятия были обязаны в первую очередь выполнять военные заказы при жестком контроле и надзоре со стороны правительства и Особых совещаний. Вводилось страхование морских судов, грузов и фрахта от военной опасности. В ноябре 1916 г. принимается постановление о продовольственной разверстке, устанавливаемой уполномоченными Особого совещания по продовольствию и земскими управами. Расчет за изымаемые продукты производился по твердым ценам, а в случае отказа назначалась реквизиция по ценам на 15 % ниже твердых. Одновременно вводилась карточная система на продукты. Был также издан ряд указов о приостановлении взысканий по векселям в местностях, объявленных на военном положении.

Семьи военнослужащих получали денежные компенсации на всех государственных предприятиях и в мастерских, размер которых определялся по количеству членов семьи. Раненым, семьям погибших, лишившимся кормильцев, также выдавались ежемесячные пособия. Руководство благотворительной деятельностью возглавляла царская семья, которая передала на социальную помощь из личных сбережений 20 млн. ф. ст.

Вместе с тем, измененное трудовое законодательство с 1915 г. разрешало привлекать на работы даже с тяжелыми условиями труда женщин и детей с 12-летнего возраста.

Подданные воюющих с Россией государств были резко ограничены в своих правах. Они лишались всех льгот и преимуществ, судебной защиты и права выступать в суде через поверенных. Их промышленные и торговые предприятия подлежали закрытию, а занятие личным промыслом запрещалось.

В уголовном законодательстве Российской империи появились новые составы преступлений, свойственные военному времени, и были изменены прежние. 14 ноября 1914 г. были внесены изменения и дополнения в Воинский устав о наказаниях.

В частности, уголовное наказание влекло за собой неисполнение постановлений Особых совещаний, поставка и отпуск недоброкачественного оружия, боеприпасов, продовольствия, нарушение твердых цен. За уклонение от несения воинской службы с помощью симуляции болезни или другого обмана виновный подвергался лишению всех прав состояния и срочной или бессрочной ссылке или смертной казни. Тем же наказаниям подвергались лица, совершившие членовредительство. За подстрекательство к неповиновению, сопротивлению начальству или восстанию виновные наказывались лишением всех прав состояния, срочной или бессрочной ссылкой или смертной казнью. Дезертиры по Указу от 12 января 1916 г. подвергались лишению всех прав состояния и ссылке на каторжные работы от 4 до 20 лет или смертной казни. Побег к противнику или покушение на побег влекли за собой лишение всех прав состояния и смертную казнь.

Согласно разделу IV Устава военно-судебного в районе ТВД и местностях, объявленных на военном положении дознание производилось военным командованием, а если дело не требовало дальнейшего расследования, обвиняемый предавался суду. Предварительное следствие по делам, подсудным корпусным и военно-полевым судам, производилось военными следователями. Прокурор, получив следственное дело, передавал суду обвинительный акт в течение суток. Решение суда являлось окончательным.

Срок подачи кассационной жалобы на приговор суда исчислялся в 24 часа со времени объявления приговора. Военно-полевые суды рассматривали суда при закрытых дверях в течение не более 2-х суток. Приговор вступал в законную силу немедленно и приводился в исполнение не позднее суток. В 1916 г. был издан закон, по которому приостанавливалось исполнение приговоров о лишении свободы в отношении лиц, состоявших на службе в действующих армии и флоте, а также мобилизованных во время войны, до окончания войны или до увольнения осужденного с военной службы.

Таким образом, в годы Первой мировой войны произошли существенные изменения в государственном механизме и законодательстве. Вновь созданные государственные и полугосударственные органы были призваны обеспечить потребности фронта и тыла для успешного ведения боевых действий, а измененное законодательство – создать для этого правовую основу. Однако, действовавшее в военные годы неблагоприятные факторы, среди которых разруха и товарный голод, утомленность населения войной, рост рабочего движения, усиление буржуазной оппозиции, неспособность верховной власти решать военные и хозяйственные проблемы, привели к тому, что для Российской империи военные итоги казались неутешительными, а политические – революционными.