Что такое доброта - существует ли абсолютное добро.

архим. Савва (Мажуко)
  • митр. Макарий
  • архиеп.
  • Теймураз Кристинашвили
  • Владимир Соловьев
  • Владимир Легойда
  • Клайв Стейплз Льюис
  • Добро́ – 1) одно из имён , указывающее на Него как на Всеблагого и как на Источник всяческих благ; 2) то, что соответствует Божьему ; 3) исполнение человеком Божественной , ведущей его к духовному .

    1. Источник добра

    Автономного от Бога добра не существует. Либо это бессознательное свойство (свойств души, дарованных Творцом Своему созданию при рождении, и направляемое данной Им совестью), либо это сознательное уподобление Богу, действие Его благодати в христианине.
    Если человек, отрицающий Бога, помогает кому-то, то он очевидно считает источником добра себя (других вариантов нет). Это питает его гордость, даже, если он этого и не осознаёт.

    1. Внутреннее содержание поступка

    Истинное добро всегда имеет духовное содержание , это не просто угодный другому человеку поступок. Ценность поступка определяется тем, с каким намерением оно совершается. Под видом добра может выступать и зло, например, тщеславие, гордость, человекоугодие и даже сребролюбие. Чаще всего мотивом является чувство удовлетворения своим поступком.

    1. Условия истинного добра

    Истинное добро связано с испытаниями и совершается в тайне. Одно дело помочь нищему без ущерба для себя, а другое – если сам остро нуждаешься; одно дело – сделать от избытка средств известный всем добрый поступок, другое – пожертвовать необходимым в тайне.

    1. Добро и добродетель

    Есть добро (добрый поступок), а есть добродетель (привычка к деланию добра). Цель христианской жизни – приобретение добродетелей.
    Грехопадение настолько повредило природу человека, что без Бога он в принципе не может достичь чистоты. Бог – истинное добро, поэтому тот, кто не имеет с Ним общения, не может стать добрым в совершенстве.

    1. Бог и добро

    Бог – источник добра. Невозможно совершенствоваться в добродетели, имея искажённые представления о её Источнике, или считая лишь себя источником добра. Бог сформулировал добродетели в Своих .

    апостол Иаков:
    Кто разумеет делать добро и не делает, тому грех (). Ср. (; )

    святитель :
    Многие делают добро, но не от веры, поэтому Богу угодить не могут… Многие удаляются от нечистоты, но ради стыда человеческого, а не от страха Божия, то есть не от веры, ибо такие тайно дерзают на такое, о чем стыдно и говорить (). Иные кроткими и незлобивыми кажутся, но ради мирной и спокойной жизни с людьми. Это есть мудрость человеческая, и потому не от веры. Иные ближним своим всякое добро делают, но ради того, чтобы ими любимы были, и это не от веры…

    свт. :
    В обществе падшего человечества некоторые люди называются добрыми. Так называются они неправильно, относительно. В этом обществе называется добрым тот человек, который делает наименее зла.

    Слепы те, которые дают важную цену так называемым ими добрым делам естества падшего. Эти дела имеют свою похвалу, свою цену во времени, между человеками, но не пред Богом, пред Которым все совратились с пути, до одного негодны (). Уповающие на добрые дела естества падшего не познали Христа, не поняли таинства искупления, увязают в сетях собственного лжеумствования, воздвигая против своей полумертвой и колеблющейся веры нелепое возражение: Неужели Бог так неправосуден, что добрых дел, совершаемых идолопоклонниками и еретиками, не вознаградит вечным спасением? Неправильность и немощь своего суда эти судьи переносят на суд Божий.

    Недостаточно быть добрым по естеству: надо быть добрым по Евангелию. Естественное добро часто противоречит добру евангельскому, потому что наше естество находится не в первобытной чистоте, дарованной ему при создании, но в состоянии падения, при котором добро перемешано в нас со злом. И потому это добро, если не выправится и не вычистится Евангелием, само по себе непотребно и недостойно Бога!

    свмч. :
    Кто знает, может быть, неверующий, который на наш взгляд кажется добрым человеком, имеет пробел в своей нравственности, незаметный для нас, а это уже и есть причина дальнейшего его убожества, в данном же случае неверия. А быть верующим или, лучше, казаться таковыми и в то же время быть людьми небезупречной нравственности, это обычное явление, ибо и бесы веруют и трепещут (). Нам также известна фарисейская праведность показная, лицемерная. Вот что, однако, несомненно: безукоризненно-нравственный человек не может быть неверующим. Здесь нравственная жизнь ведет к вере, равно как и искренняя вера воспитывает добрую нравственность. Это уже несомненная истина.

    прот. Аркадий Шатов:
    У некоторых неверующих людей есть принцип, который они считают более высоким, чем все религиозные принципы. Это принцип бескорыстия. Вы помогаете другому, потому что видите в этом человеке Христа и считаете, что Бог вам за это воздаст, говорят они, а нам не нужно воздаяния, мы ПРОСТО делаем добро.
    Хочу сказать со всей ответственностью: я не знаю людей, которые действительно жили бы этим принципом. Я знаю людей, которые обманывают себя им. Принцип абсолютной любви существует в христианстве на высотах человеческого духа. Например, апостол Павел говорит: Я желал бы быть отлученным от Христа ради моих сродников по плоти. То есть он готов идти в ад, если сродникам по плоти это послужит ко спасению. Но люди, не знающие Бога, которые провозглашают этот принцип, сами очень далеки от него. В действительности их деятельность чаще всего имеет личный мотив, и этот мотив гордость: Мне НИЧЕГО не надо, я сам буду для всех всем, всем буду служить, всё буду делать. У христианина же бескорыстная любовь сочетается с сознанием своей немощности, греховности, недостойности.
    У церковных людей более серьезное отношение к своему делу: они знают, что за каждое дело будут нести ответ на суде Божием.

    свт. :
    Вы думаете: что будет с добрыми людьми, которые зла не делают, даже много добра творят, но Бога не исповедуют?
    Войдут ли они в Царство Небесное? Сподобятся ли жизни вечной? О нет, о нет! Это не я говорю, но Сам Христос.
    Недостаточно одних добрых дел, надо еще всем сердцем веровать в Господа Иисуса Христа и пославшего Его Бога Отца, надо омыть свою греховную скверну в купели крещения, нужно причащаться Тела и Крови Христовых.
    Не я говорю, а Сам Христос говорил апостолам Своим пред вознесением Своим на небо: Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет ().
    Тем, кто веры не имеет, кто не крестился, не приобщался Тела и Крови Христовых, нет доступа в этот град новый Иерусалим, нет жизни вечной, как нет ее и для иудеев, и для мусульман, хоть и много среди них есть людей добрых и весьма достойных.
    Тогда где же будет им место? На это отвечает Христос, сказавший: В доме Отца Моего обителей много.
    Какова же будет участь их? Не знаем, но так как Господь сказал обителей много, думаем, что и для них найдется какая-нибудь скромная обитель в доме Отца Небесного. Они не наследуют в полной мере Царства Божия, но и не будут мучиться. Они будут в каком-то промежуточном состоянии. Какое это состояние, мы, конечно, не знаем.

    Добро – это самые высокие нравственные и моральные ценности, относительно которых остальные категории понятий приравниваются к числу вторичных. Оно будет характеризовать пользу для человека какой бы то ни было вещи. Но что такое добро?

    Что такое доброе дело?

    Говоря о моральном отношении доброты, то это может быть выполнение человеком определенных действий, влияние которых направлено непосредственно на получение высшего блага не для себя лично, а для окружающих. Добрым делом называется то, что выполняется без преследования корыстной цели или выгоды. Оно должно быть направлено на то, чтобы преодолеть непонимание с окружающими и привитие людям человеколюбия с гуманизмом.

    Еще со времен становления мира, человечество не перестает рассматривать, на что может быть способно добро, благодаря которому появляется возможность добиться в обществе действительно совершенных взаимоотношений. Существует теория, что доброму человеку жить труднее, чем злому, ведь в своих поступках он никогда не будет преследовать корыстных целей или пытаться кому-то испортить жизнь.

    Добро можно отнести к общему понятию, при этом добродетель будет являться субъективным качеством. Именно оно определяет, есть ли у конкретного человека такие качества, как милосердие, щедрость, бережливость, великодушие, мужество и справедливость. Мало кто знает, но качества добродетели требуют от человека правильного воспитания, ведь быть добрым, значит, уметь находить компромиссные решения, в чем-то уступать и всегда идти на помощь ближнему.


    Если говорить о моральной стороне, то добру будет присуще ровно две части – это внутренняя, а также внешняя. В первом варианте предполагается размышление самого человека о своих поступках и действиях, относящихся к категории добродетели. К внешней стороне будет относиться именно общественная сторона понятия добра – что можно считать добром, а также то, какое оно имеет значение для человечества.

    Именно внешняя сторона добра и будет регулировать человеческие взаимоотношения. Это прекрасная основа для развития дружбы, а также и товарищества. Эти отношения будут предусматривать добро, в качестве основы взаимопонимания. Философия подробно изучает это понятие на протяжении многих лет.

    Чем отличается добро от зла?

    Ежедневно каждый человек совершает большое количество разнообразных поступков, при этом одни могут быть спланированными, а другие спонтанными. Часто на это не обращается никакого внимания. Конечно, одни поступки будут хорошими, а другие плохими, но в повседневности бывает очень сложно определить тонкую разграничивающую полосу между злом и добром.

    Добрый поступок – это тот, который будет приносить пользу окружающим, а не только себе. Они должны совершаться не для того, чтобы получить от этого выгоду, а безвозмездно. Делать добро может только искренний и открытый человек.


    Понятия добро и зло считаются просто отдаленными формами сознания общества, именно поэтому они могут трактоваться в виде парных категорий, которые относятся к морали, этике, а также нравственности.

    Добро отличается от зла, и они являются не парными категориями. Эти два понятия считаются начальными принципами строения мира, при этом испокон веков они находятся в противостоянии между собой.

    Добро и зло на протяжении всего существования мира находятся рядом друг с другом, но при этом полностью противоположны. Довольно часто случается, когда эти два понятия путаются в ежедневной суете. Это происходит из-за того, что изредка люди вынуждены совершать не самые хорошие поступки, пытаясь предотвратить еще большее зло.


    Добро всегда будет находиться там, где присутствует мораль, при этом души людей должны оставаться неиспорченными и неизбалованными. Если каждый человек хотя бы попытался сделать кого-то счастливым, то люди на всей планете могли стать действительно счастливыми.


    Бывают случаи, когда совершить благие поступки очень тяжело и происходит это исключительно из-за того, что присутствует отрицательный опыт. К сожалению, жизнь устроена таким образом, что сделав кому-то добро практически во всех случаях в ответ будет получено зло. Поэтому и считается, что эти два понятия взаимосвязаны и всегда находятся рядом.

    Круговорот добра (видео)

    Проблема состоит даже не в том, что подсознательно человек хочет вам испортить жизнь, скорее всего, он, как и многие, за благие дела ожидает какого-то вознаграждения. Если его не будет совсем или покажется незначительным, то приходит понимание, что оставаясь хорошим, в жизни придется очень тяжело.


    Как правило, данное мнение является только заблуждением. На самом деле, если делается добро, оно рано или поздно возвращается, но это может произойти не сразу и совершенно от других людей. Лучше всего совершая благие дела стараться, чтобы никто про это не знал и вскоре мир отплатит той же монетой, причем вознаграждение будет настолько большим, что вы не могли об этом даже мечтать.

    почти всегда субъективная оценка некоторого действия. Абсолютное добро может быть лишь при оценке Вершиной Духа – Любовью. Человека могут вести в оценках добра и зла его эмоции и чувства, если он ограничивает себя в абсолютных оценках тем, что лежит ниже Любви.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    ДОБРО

    в широком смысле слова, как благо, означает, во-первых, ценностное представление, выражающее положительное значение ч.-л. в его отношении к некоторому стандарту, во-вторых, сам этот стандарт. В живой речи слово “Д.” употребляется для обозначения самых разных благ. В историческом развитии ценностного сознания, в истории моральной философии и моралистики, несмотря на сохранение лексического единства, происходит выявление смысловых различий в употреблении слова “Д.”. В истории философии и культуры Д. трактовалось в зависимости от принима-

    емого стандарта как то, что соответствует непосредственным (житейским) потребностям, интересам и ожиданиям человека как индивида или члена сообщества (удовольствие, польза, счастье). С развитием морального сознания и этики вырабатывается более строгое понятие собственно морального Д.: а) Д. осознается как особого рода ценность, не касающаяся природных или стихийных событий и явлений: Д. (как и зло) характеризует действия, совершенные свободно, ради них самих, а не ради чего-то постороннего; б) Д. знаменует не просто свободные, но сознательно соотнесенные с высшими ценностями, с идеалом, поступки. С этим связано позитивное нормативно-ценностное содержание Д.: оно заключается в преодолении обособленности, разобщенности и отчуждения между людьми, утверждении взаимопонимания, морального равенства и гуманности в отношениях между людьми (см.: Золотое правило нравственности), оно характеризует действия человека с т.зр. его духовного возвышения и нравственного совершенствования (см.: Совершенство). Т.о., Д. связывается с духовным миром самого человека. Сведение понятия Д. к отдельным положительным качествам, сопровождающим события и явления, которые люди воспринимают как Д., Дж. Мур считал натуралистической ошибкой. Последняя, как показал Р. Хэар, заключается в том, что в определении конкретных событий, явлений и характеров как “добрых” и “хороших” смешиваются их дескриптивные и прескриптивные характеристики (см.: Дескрипция, Прескрипция).

    Различие между натуралистическим (в муровском понимании этого слова) и этическим пониманием Д. соответствует различению Д.в относительном и абсолютном смысле. При первом понимании “доброе” - это хорошее, т.е. приятное, полезное, важное, а значит, ценное ради чего-то другого.

    Хотя по императивно-ценностному содержанию Д. как будто соразмерно злу, их онтологический статус может трактоваться различно: а) Д. и зло являются однопорядковыми началами мира, находящимися в постоянном единоборстве (манихейство); б) действительным абсолютным мировым началом является божественное Д. как Благо, или абсолютное Бытие, или Бог, а зло - результат ошибочных или порочных решений человека, свободного в своем выборе; в отношении к Бытию зло есть ничто; так что Д., будучи относительным в противопоставленности злу, абсолютно в исполненности совершенства; зло - всегда относительно (Августин, B.C. Соловьев); в) противоположность Д. и зла опосредствована чем-то иным - Богом (Л. Шестов), “высшей ценностью” (И.А. Бердяев), в чем и заключено абсолютное начало морали, и тем самым утверждается, что онтологически и аксио-логически Д. не является конечным понятием. В выяснении природы Д. было бы тщетно искать именно его бытийственную основу. Природа Д. не онтологич-на, а аксиологична. Объяснение происхождения Д. не

    может служить его обоснованием; поэтому логика собственно ценностного рассуждения может быть одинаковой как у того, кто убежден, что базовые ценности даются человеку в откровении, так и у того, кто считает, что ценности имеют “земное” - социальное и антропологическое - происхождение.

    В структурно-нравственном плане статус Д. проясняется в соотнесении этого понятия с понятием “долг”. Суть этико-теоретической антитезы Д. и долга заключается в вопросе о приоритете в морали ценностного или императивного начал. В решении этой антитезы в истории философии прослеживаются две тенденции - “этика блага” (или утилитаризм в широком смысле слова) и “этика долга” (или кантианство в широком смысле слова). Согласно первой, понятие Д. является основополагающим в морали; согласно второй, определяющим является понятие должного. Впрочем, в рамках самого морального сознания ценностные и императивные суждения взаимооборачиваемы: поскольку моральные требования императивно значимы не сами по себе, а в отношении несовершенной человеческой воли, должное обусловлено Д, как ценностью; и, наоборот, действительное Д. возможно как добродетель, т.е. как практическое и деятельное исполнение человеком своего долга.

    Идея непреодолимой связности Д. и зла проходит через всю историю философии и конкретизируется в ряде этических положений: а) Д. и зло содержательно взаимоопределены и познаются в антитетическом единстве, одно через другое; б) формальное перенесение взаимосвязанности Д. и зла на индивидуальную нравственную практику чревато искушением человека; в) понимания зла недостаточно без готовности сопротивляться ему; но противостояние злу само по себе не ведет к Д. ; г) Д. и зло функционально взаимообусловлены: Д. нормативно значимо в противоположности злу и практически утверждается в отвержении зла; иными словами, действительное Д. - это деяние Д., т.е. добродетель как практическое и деятельное исполнение человеком вменяемых ему моралью требований. Однако будучи “сбалансированными” на уровне понятий, Д. и зло предоставляют неравные основания для оценки соответствующих действий. Одно дело вершить Д. или зло и другое - позволять злу твориться (др. людьми, стечением обстоятельств и т.д.). И хотя при выборе между большим и меньшим благом следует выбирать большее, а между большим и меньшим злом - меньшее, с моральной т.зр. вред зла значительнее, нежели благо Д. Недопущение несправедливости с моральной т.зр. существеннее, чем творение милосердия.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    К вопросу о понятии добра и добрых дел приходит человек любого возраста. Будучи малышами этим вопросом терзают родителей, а в сознательном возрасте поиск ответа уже происходит внутри себя. Истину найти действительно непросто, ведь нередко случается так, что добро для кого-то одного является огромным злом для другого или даже для целой нации. Более того, случается даже, что, казалось бы, доброе дело делает несчастным и самого человека, и его окружение. Все ли так сложно?

    Определение и значение добра

    Что такое добро, определение и значение добра. Даже такое личностное и глубокое понятие, как добро имеет свое определение. Немало философии и психологических исследований проводилось, чтобы вывести понятное и достаточно конкретное значение добра.

    Добро — есть этическая категория морали, определяющая нравственные ценности в положительном качестве. Такое сложное определение изначально ставилось в контраст ко злу и стало использоваться, как его антоним. Моральные ценности добра выделяются осознанным бескорыстным и подлинным стремлением творить добро, благо и приносить пользу всему, что окружает человека.

    Подразумевается, что добро совершается искренне действительно всему: близкое окружение, знакомые и незнакомые люди, любому животному и представителю растительного мира. Если же рассматривать добро, как проявление быта, то оно несет положительные качества и счастье для блага семьи. Добро направлено, большей частью, на улучшение жизни и психологического состояния других людей.

    Что такое доброе дело?

    Этот вопрос тоже не прост и терзал умы множества людей. Суть доброго дела выделяется определенным действием или несколькими действиями, направленных на повышение блага (в морально-этическом значении, а не материальном) окружающих, не ставя при этом собственные интересы выше. Если же немного упростить, то доброе дело совершается исключительно для кого-то, не задумываясь о собственной выгоде из этих действий и не ожидая за это вознаграждение материальное или этическое.

    Идеализированное доброе дело не должно принести кому-либо вреда. Проявляться оно может через конкретное действие, такое как помощь материального характера или этического. Хоть и кажется, что это весьма сложное и субъективное понятие, но сталкиваемся с ним мы куда чаще, чем представляется.

    Проявление доброго дела выделяется в:

    • Искренности.
    • Бескорыстности.
    • Сострадании.
    • Искоренении скупости.
    • Справедливости.
    • Бережливости.
    • Решимости.

    Именно эти проявления являются основой для любого доброго дела. И их совершение, при должном воспитании, никогда не вызывает сложности и внутреннего отторжения. Но и в них есть свои скрытые особенности, ведь проявление каждого их этих принципов может быть внутренним и внешним. Истинное доброе дело не будет идти в разрез между внутренним отношением к ситуации и внешним.

    Чем отличается добро от зла?

    Добро и зло всегда ставились в противовес, в контраст друг с другом. Даже в словарях зло является антонимом к добру. Однако в жизни, эти контрастные понятия скорее являются дихотомией, а нередко и вовсе их сложно различить или выявить. И вроде все просто — добро должно нести благо другим. Бескорыстное благо и безвозмездное. На деле, добро всегда следует бок о бок со злом.

    Конечно же, добро и зло различны, как минимум, по внутреннему отношению. Именно из-за этого происходит путаница в выявлении добра и зла. Свершение добра — искреннее желание нести благо, когда как свершение зла — желание разрушить благо. Речь идет, конечно же, об окружающих. И если внешние проявления добра и зла можно еще как-либо спутать, то внутренние порывы всегда раскрывают истинную мотивацию любого действия.

    Хоть и кажется, что эти значения равноправны по отношению и свершению, но истинно добрый поступок куда сложнее, чем истинно злой. Добро всегда опирается на мораль, искренность и благо. Для зла достаточно опоры из желания разрушать. Более того, изъять из человеческого поступка куда проще именно добрые намерения, чем умышленно злые.

    Добро и желание творить благо все равно живет и время от времени расцветает во внутренних и внешних порывах каждого. Увы, но некоторое зло приходится совершать для предотвращения куда более страшного зла. Многие перестали бояться проявлять искренность и доброту, чему свидетельствуют невероятные добрые действия.

    Удивительные факты о добре

    Главный и самый важный факт о добре в том, что добро — это деяние. Это всегда какое-либо направленное действие. Согласитесь, невозможно совершить что-либо благое без реализации своих мотивов, без стремления нести свет. Немало зла было совершено именно бездействием.

    Именно направленное свершение может принести плоды, а лучшие факты о существовании добра заключены даже в малых поступках. Ярким примером будут случаи, когда берутся питомцы из приютов или подбираются просто на улице. Никто и не догадывается и не предполагает, что немало таких питомцев не только всю жизнь проявляют благодарность своим семьям, но и нередко спасают хозяев от смерти.

    Желание сгладить стресс малышей во время борьбы с болезнью, может перерасти в огромную благотворительную акцию. К примеру, работающая медицинская сестра в Америке, захотела помочь девочке спокойнее перенести стресс от химиотерапии, когда малышка сражалась с раком. Женщина сделала костюм персонажа Рапунцель, чтобы ребенок не так остро среагировал на потерю волос от лечения. Реакция девочки настолько тронула медсестру, что та решила проводить такую акцию и для других детишек, развернув акцию на всю страну под названием The Magic Yarn Project.

    Вроде такие мелочи, а несут благо для очень многих людей. Существуют мелочи, которые спасают жизни и животным. В некоторых поселках Англии были выделены отдельные полосы для уток. Вроде тоже, абсолютная мелочь, а это действие не только спасло жизни многим уткам, но и значительно сократило количество ДТП. С помощью таких полос стало возможным регулировать скорость движения транспорта, а водители стали внимательнее относиться к животным на дорогах.

    Даже самое маленькое направленное благо, может перевернуть целый мир. Даже если не мир в целом, так внутренний мир или целую жизнь кого-то одного. Не стоит бояться действовать, следует искоренять бездействие.

    Если вы нашли ошибку, опечатку или иную проблему, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter . Вы также сможете прикрепить комментарий к данной проблеме.