Чем отличается поступок от проступка? Конспект занятия «Поступки и проступки.

Цель: профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся,

уметь различать положительные и отрицательные поступки,

знать виды юридической ответственности за совершённые проступки.

Подготовительная работа:

Определение классным руководителем совместно с учащимися перечень вопросов для обсуждения в ходе подготовки и проведения классного часа.

Вопросы:

    Что такое ответственность за своё поведение? Когда возникает это чувство?

    Существует ли разница между поступком и проступком?

    Можно ли нарушать закон? Почему?

    Какие черты характера приводят к неправильным поступкам?

    Можно ли уважать человека, сделавшего в жизни ошибку?

Перечень этих вопросов заранее помещается в классном уголке.

Оформление: Написанные на доске тема классного часа и вопросы для коллективного обсуждения, оборудованные места для работы 5 микрогрупп, карточки с заданиями.

Подготовила: классный руководитель Е.В.Алексеева.

Класс: 7 «Б»

Волгоград 2013год

Ход мероприятия.

    Слово учителя.

Тема нашего классного часа актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает о совер­шаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии. И поэтому цель классного часа – это понимание разницы между поступком и проступком, осознание того, что проступок и правонарушение могут привести к непоправимым последствиям.

    Работа над понятиями.

Поступок – решительное, активное действие в сложных обстоятельствах.

Проступок – нарушение правил поведения, провинность.

Правонарушение – проступок, преступление.

Правонарушения классифицируются по разным основаниям: в зависимости от характера правонарушений, степени их вредности и опасности для общественных отношений, а также от характера применяемых санкций за их совершение. Согласно данному критерию все правонарушения делятся на преступления и проступки.

Преступлениями называются запрещенные уголовным законом общественно опасные, виновные деяния, наносящие существенный вред общественным отношениям и сложившемуся в обществе порядку.

Проступки представляют собой виновные, противоправные деяния, которые характеризуются меньшей по сравнению с преступлениями степенью.
За проступки отвечает кодекс административных правонарушений, а за преступления - уголовный кодекс.

    Работа в группах.

Распределите качества характера человека в таблице.

Приложение №1

Положительные +

Отрицательные -

Набор качеств

Забота
честность
капризность
аккуратность
доброта
лживость
ответственность
ум
решительность
активность

жадность
уравновешенность
взаимовыручка
организованность
правдивость
доброжелательность
злость
отзывчивость
трусость

равнодушие
справедливость
зависть
упрямство
терпение
дружелюбие
обидчивость
любознательность
злопамятность
вежливость

Приложение № 2 Какими качествами можно победить предложенные здесь черты характера:

    Зло-

    Лень-

    Лживость-

    Равнодушие-

    Грубость-

    Враждебность-

    Лекция по теме «Виды юридической ответственности за нарушение законов».

Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:

1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

4. Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

IV . Практикум по теме.

Ребята, вы узнали много нового о правонарушений, которые совершаются подростками в нашем городе и существующем наказании. Попытайтесь сами определить вид нарушения и его последствия.

Задания для учащихся.

1. Разбор ситуации.

1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа.

Какое правонарушение совершили подростки?

2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых.

Какое наказание ему грозит?

3. Учащиеся 5 и 7 классов, Дима и Женя, перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонко все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника.

Какое преступление совершили подростоки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?

4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.

Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? Какое наказание можно ожидать?

2. Определить виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.

Виды ответственности:

А - административная ответственность.

Г – гражданско – правовая.

У - уголовная.

Д - дисциплинарная

Виды нарушений:

1. Порвал учебник одноклассника. (Г)

2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде. (А)

3. Избил одноклассника. (У)

4. Совершил кражу мобильного телефона. (У)

5. Совершил прогул в школе. (Д)

6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)

7. Разбил мячом окно. (Г)

8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)

V . Итог мероприятия.

Ребята, теперь вы понимаете разницу между понятиями «проступок» и «поступок», знаете, какая ответственность грозит за совершённые правонарушения.

И мне очень хочется верить, что после нашего классного часа вы будете совершать только хорошие поступки. Удачи!

План инфо-урока:

1.Лексическое значение паронимов поступок - проступок

2.Примеры словосочетаний с паронимом поступок

3.Примеры предложений с паронимом поступок

4.Примеры словосочетаний с паронимом проступок

5.Примеры предложений с паронимом проступок

1.ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПАРОНИМОВ ПОСТУПОК - ПРОСТУПОК

ПОСТУПОК — совершённое кем-либо действие.

ПРОСТУПОК — поступок, нарушающий нормы, правила поведения.

2.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ - ПОСТУПОК

1)хороший поступок

2)плохой поступок

3)правильный поступок

4)честный поступок

5)благородный поступок

6)самоотверженный поступок

7)смелый поступок

8)неожиданный поступок

9)поступок брата

10)оценить поступок

3.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ - ПОСТУПОК

1)Поступок

2)Ответственность - это обязанность отвечать за свои поступки , действия.

3)Какой поступок можно назвать нравственным?

4)Подвиг - героический самоотверженный поступок.

5)Чей поступок

6)Этот поступок достоин всяческого уважения.

7)Человек отражается в своих поступках ».

8)Иногда наши слова и поступки наносят вред окружающим.

9)Как повлиял ваш поступок на другого человека?

10)Приучай себя к добрым поступкам !

11)Отец был очень расстроен поступком сына.

12)Человек, выполнивший свой долг, - это достаточно высокое понятие. И тот, о ком это сказано, должен воспринимать это как высокую и при этом точную оценку своей деятельности или своего поступка . (К.М.Симонов)

13)Совесть - чуткий страж человеческих поступков . (В.А.Сухомлинский)

14)Безотказная готовность к самопожертвованию, деятельное сострадание определили поступок Алеся Мороза - главный герой повести В.Быкова «Обелиск»

15)Посеешь поступок

16)Человек есть не что иное, как ряд его поступков . (Гегель)

18)Поступок

19)… то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок

20)Постыдный поступок совестливый человек помнит всю жизнь.

21)Как сама Лидия Михайловна [героиня рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского»] объяснила свой поступок ?

22)Его поступок

23)Каждый поступок

24)Ведение дневника помогало Робинзону анализировать своё настроение и поступки.

25)Какие поступки

26)Можно ли назвать подвигом поступок княгини Е.И.Трубецкой?

27)Все поступки

28)Невежественный человек напрасно думает, что его поступок не сохранится в памяти окружающих.

29)Чтобы быть добрым, надо не только говорить вежливые слова, но и совершать добрые поступки , добрые дела.

30)Если твой сверстник готов совершить необдуманный поступок , останови его, удержи от опрометчивого шага.

31)Американский писатель Р.Брэдбери в рассказе «И грянул гром» предупреждает, что все мы ответственны перед будущим за каждый свой поступок .

32)Гражданин - это человек, мысли и поступки

33)Почему на вопрос ответить легко, а за поступок - трудно?

34)Не каждый человек способен на смелый поступок.

35)Каковы последствия данного поступка ?

36)Является ли данный поступок преступлением?

37)Что принесут людям твои поступки : добро или зло?

38)Лучше остерегаться плохих поступков

39)Какой поступок

40)Поступок

41)Человек должен уметь делать правильный выбор, отвечать за свои поступки .

42)Народ сложил много пословиц, поговорок о добрых поступках.

43)Слова Рудина так и остаются словами и никогда не станут поступком , а между тем эти слова могут смутить, погубить молодые сердца. (И.С.Тургенев. Рудин)

44)Я взвешиваю и разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия. (М.Ю.Лермонтов. Княжна Мери)

4.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ - ПРОСТУПОК

1)неблагородный проступок

2)злонамеренный проступок

3)большой проступок

4)мелкий проступок

5)плохой проступок

6)ужасный проступок

7)невольный проступок

8)серьезный проступок

9)тяжкий проступок

10)любой проступок

11)административный проступок

12)аморальный поступок

13)понять глубину своего проступка

5.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ - ПРОСТУПОК

проступки .

2)Проступок

3)Административный проступок

4)От проступка до преступления один шаг.

5)Какое наказание предусматривается законом за совершенный проступок ?

6)Общеизвестно, что наказание за проступок

7)Он не скрыл свой проступок.

8)Если одна семья совершит проступок

9)За каждый совершённый проступок последует наказание.

10)Любой проступок заслуживает осуждения.

11)Очень часто причиной правонарушений, преступлений и других нарушений поведения является именно непонимание последствий проступка .

12)Фразеологизмом “хлеб да соль” встречали дорогих гостей, наказывая за проступок, сажали «на хлеб и воду», а чтобы подчеркнуть огромное желание, говорили: “Его хлебом не корми”.

13)Павел I был чрезмерно придирчив, строг к военным людям, за незначительный проступок могло последовать суровое наказание.

14)Старинная китайская легенда о появлении чая начинается с того, что буддийский монах совершил тяжкий проступок

15)Человека, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой проступок

16)Какой проступок

17)Даже незначительный на первый взгляд проступок

18)Чувствовать себя в ответе за каждую человеческую судьбу, быть в ответе за каждый проступок товарища - это чудесное качество. (А.Г.Алексин)

19)Память В.М.Шукшина навсегда запечатлела этот проступок , и через много лет писатель создал рассказ “Дядя Ермолай”.

20)Провинившийся человек, совершая очередной проступок , говорит: «Семь бед - один ответ».

21)Однажды кот-ворюга совершил непростительный проступок : разрыл в чулане банку с дождевыми червями. (По К.Г.Паустовскому)

22)Во время правления Цинь Шихуана в Китае за проступок

23)Почему люди совершают проступки ?

24)Какие чувства человек испытывает, когда совершает проступок ?

25)Иван Флягин, главный герой рассказа Н.С.Лескова «Очарованный странник», совершает в ранней молодости тяжкий проступок

26)За проступок

27)Наказывай не только за проступок

28)Проступок

29)Он, совершивший проступок

30)В годы правления Александра I был издан указ, отменявший право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь за маловажные проступки .

31)Вопрос о том, почему совершаются преступления и проступки, людей изучался издревле.

32)Аморальные проступки

33)За какие проступки в средние века рыцарей могли не допустить к участию в турнире? За обиду, нанесенную даме, за нарушение клятвы, за ограбление имущества церкви, за убийство, за нарушение святости брака, за дачу денег под проценты.

34)Тантал был высокомерным, он считал себя равным богам. Он неоднократно испытывал терпение богов. Но Зевс прощал сыну его проступки и не наказал даже после похищения золотой собаки.

36)Стоит ли лишать детей карманных денег за проступки ?

37)Спартанский законодатель Ликург постановил, чтобы за проступки

38)Уступчив, скромен, тих,
В лице ни тени беспокойства, и на душе проступков никаких…
(А.С.Грибоедов. Горе от ума)

39)Под влиянием алкоголя ослабляется воля и самоконтроль, и нередко люди совершают проступки .

40)Появилось немало бедняков и людей, изгнанных из племени за какие-либо проступки

41)За большие проступки

42)Расстрига - бывший священнослужитель, добровольно отказавшийся от церковного сана или лишенный его за какой-либо проступок .

6.ТЕСТЫ

1)Какой проступок можно назвать нравственным?

2)Вопрос о том, почему совершаются преступления и проступки, людей изучался издревле.

3)Аморальные проступки отличаются от преступлений и правонарушений тем, что не причиняют физического или материального вреда.

4)За какие проступки в средние века рыцарей могли не допустить к участию в турнире?

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер предложения и правильное слово.

1)Все правонарушения подразделяются на преступления и проступки .

2)Проступок представляет собой менее опасное противоправное деяние.

3)Его проступок понятен: по христианским обычаям перед каждым новым делом, начинанием дети обращались за советом к родителям.

4)Административный проступок - это правонарушение, посягающее на установленный законом общественный порядок.

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер предложения и правильное слово.

1)Поступок мальчика заставил родителей изменить свое отношение к дедушке.

2)Человек должен уметь делать правильный выбор, отвечать за свои поступки .

3)Народ сложил много пословиц, поговорок о добрых поступках.

4)Он, совершивший поступок , раскаявшийся и признавший свою вину, пережил немало неприятных минут.

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер предложения и правильное слово.

1)Если одна семья совершит проступок , девять других семей привлекутся за соучастие. (Надпись на стене в г. Сучжоу)

2)За каждый совершённый проступок последует наказание.

3)Американский писатель Р.Брэдбери в рассказе «И грянул гром» предупреждает, что все мы ответственны перед будущим за каждый свой проступок .

4)Любой проступок заслуживает осуждения.

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер предложения и правильное слово.

1)Гражданин - это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.

2)От поступка до преступления один шаг.

3)Почему на вопрос ответить легко, а за поступок - трудно?

4)Не каждый человек способен на смелый поступок.

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер предложения и правильное слово.

1)Что принесут людям твои поступки : добро или зло?

2)Лучше остерегаться плохих поступков , чтобы не чувствовать угрызения совести.

3)Расстрига - бывший священнослужитель, добровольно отказавшийся от церковного сана или лишенный его за какой-либо поступок .

4)Какой поступок мы называем нравственным, а какой - безнравственным?

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер предложения и правильное слово.

1)Стоит ли лишать детей карманных денег за проступки ?

2)Спартанский законодатель Ликург постановил, чтобы за проступки детей были наказаны и их родители.

3)Появилось немало бедняков и людей, изгнанных из племени за какие-либо проступки . Племена начинали воевать между собой.

4)Каждый проступок героя, подлый или благородный, обязательно имеет свою нравственную цену.

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер предложения и правильное слово.

1)Даже незначительный на первый взгляд поступок может испортить человеку репутацию.

2)Иногда наши слова и поступки наносят вред окружающим.

3)Как повлиял ваш поступок на другого человека?

4)Приучай себя к добрым поступкам !

В одном из приведенных ниже словосочетаний НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер словосочетания и правильное слово.

1)Можно ли назвать подвигом поступок княгини Е.И.Трубецкой?

2)Поступок , хоть и может вызвать временное благополучие, никогда не приносит подлинного счастья. (В.Скотт)

3)Ведение дневника помогало Робинзону анализировать своё настроение и поступки.

4)Какие поступки и высказывания Катерины Кабановой [главной героини пьесы А.Н.Островского «Гроза»] свидетельствуют о её честности, стремлении к свободе, твёрдости характера, прямоте в отношении к людям?

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер предложения и правильное слово.

1)Старинная китайская легенда о появлении чая начинается с того, что буддийский монах совершил тяжкий проступок : во время молитвы заснул в храме.

2)Человека, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой проступок , называют, используя фразеологизм, козлом отпущения.

3)Какой проступок совершил Филька по прозвищу «Да ну тебя» - главный герой сказки К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»?

4)Проступок - это совершаемое субъектом всякого рода деяние, имеющее моральную оценку.

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер предложения и правильное слово.

1)Чей поступок в рассказе можно назвать геройским?

2)Под влиянием алкоголя ослабляется воля и самоконтроль, и нередко люди совершают поступки .

3)Этот поступок достоин всяческого уважения.

4)Человек отражается в своих поступках ».

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер предложения и правильное слово.

1)Иван Флягин, главный герой рассказа Н.С.Лескова «Очарованный странник», совершает в ранней молодости тяжкий проступок - глумится над старым и убогим монахом и доводит его до гибели.

2)За проступок рыцаря его герб будет наказан: он будет перевёрнут или ему отрубят угол. Тогда все будут знать, кто перед ними.

3)Посеешь проступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер. (Народная мудрость)

4)Наказывай не только за проступок , но и за намерение. (Периандр)

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер предложения и правильное слово.

2)Поступок Даши - это деятельное сострадание, то, что дает человеку право уважать самого себя, что вызывает уважение со стороны окружающих.

3)… то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок , нравственное чувство... (К.Д.Ушинский)

4)Во время правления Цинь Шихуана в Китае за поступок одного человека наказывали всех его близких.

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер предложения и правильное слово.

1)Человек есть не что иное, как ряд его проступков . (Гегель)

2)Какое наказание предусматривается законом за совершенный проступок ?

3)Общеизвестно, что наказание за проступок должно быть своевременным и справедливым.

4)За большие проступки наказывали тогда студентов солдатчиной. (Ф.Буслаев. Мои воспоминания)

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер предложения и правильное слово.

1)Чтобы быть добрым, надо не только говорить вежливые слова, но и совершать добрые поступки , добрые дела.

2)Подвиг - героический самоотверженный поступок.

3)Все поступки людей должны соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в обществе, в государстве.

4)В годы правления Александра I был издан указ, отменявший право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь за маловажные поступки .

7.ОТВЕТЫ

тестового задания

№ предложения

поступок

поступок

    Поступок -любое человеческое действие,шаг вперед, к своей цели, либо в отношении кого-то, чего-то. А проступок -это ошибка. Сначала был поступок, возможно, из благих намерений,но не получилось, человек оступился и совершил проступок.

    Поступок - это действие. Действию соответствуют различные действователи. Если действие в принципе соотносимо с действователем, то поступок - только с личностью. Поступки являются нравственно хорошими или нравственно плохими. Нравственные ценности (добро и зло) не только состовляют внутреннее свойство человеческих поступков, но имеют при себе ещ и то, благодаря чему человек именно как личность и сам становится хорошим или плохим через эти хорошие или плохие поступки.

    Проступок - это противоправное деяние. Социальная сущность правонарущений коренится в самих общественных отношениях, которые порождают поступки людей .

    Проступок обществом оценивается негативно. А поступок может расцениваться как благое или не благое действие.

    Проступок - полная противоположность поступка, аноним этого слова.

    Если поступают хорошо, то проступки совершают только плохие.

    Пример поступка: Перевести бабушку через дорогу.

    Пример проступка: Ударить бродячую собаку.

    Поступок - это то,что человек сделал,а проступок - это то над чем человек ошибся.Говорят он поступил так.Проступок - это означает оступиться,то есть поступить не так как надо,то есть не правильно для общественного мнения.

    проступок это чисто юридическое понятие -вид правонарушения, общественно вредное деяние, не предусмотренное уголовным законом или не обладающее всеми указанными в нм признаками! Поступок сознательное, завершенное действие свободной воли. Содержание поступка определяет нравственность и моральность поведения, различие добра и зла. Не всякое действие человека становится поступком, но только то, которое является сознательным выбором.

    Слова поступок и проступок являются паронимами в лингвистике. А в чем между ними разница? Слова явно однокоренные, а отличаются только приставкой. Вот это маленькое различие и создает разницу в значении их, сочетаемости таких слов и их употреблении в речи.

    Слово поступок имеет положительное значение. Это что-то совершенное человеком, что одобряет общество. Вот это поступок настоящего мужчины! Говорят еще героический поступок, смелый поступок, решительный поступок, благородный поступок и т.д.

    Слово проступок имеет отрицательный смысл, то есть это прямо противоположно поступку.

    Словом проступок обозначают что-то совершенное вопреки морали, нормам поведения, принятых в обществе.

    Об его смелом проступке написали в газете.

    В этом высказывании содержится лексическая ошибка -- смешение паронимов. Вместо слова поступок по невнимательности писавшего или наборщика текста употреблен пароним проступок.

    Значение высказывания искажено. Вот поэтому нужно внимательно относится к выбору слов, чтобы не допускать лексических ошибок в речи.

    Ну поступок- это действие, направленное на решение какой-либо ситуации, конечной целью является результат, к которому стремится человек.А проступок- это правонарушение,т.е. неправомерный или противоправный поступок по отношению к другому лицу или к организации,к обществу в целом.Слово проступок чаще используют юристы и суды в своих формулировках.

    Понятия поступок и проступок не имеют юридического определения. Там, у юристов, все ноши поступки-проступки именуются деяниями и принимаются во внимание только тогда, когда подпадают под реально существующие статьи уголовного, уголовно-процессуального, гражданского и других кодексов. Уважаемый(ая) ЗЕТ-ПИТ! Определение поступка и проступка лежит скорее всего в области общественной морали. В разное время различными обществами одно и то же действие может восприниматься как поступок или как проступок. Яркий пример - деяние Павлика Морозова.

    А как по мне - так отличаются они мало. Это смотря с чьей стороны смотреть. Не буду заводить долгую песню, что все в этом мире относительно (что русскому хорошо, то немцу смерть. Все мы это и так знаем. Но если серьезно - ты сам определяешь поступок это или проступок. Если ты знаешь, что поступаешь плохо и все равно делаешь, потому что хочется - для тебя это проступок. Но если ты перешагиваешь через свое хочу - и делаешь так, как совесть говорит - тогда это уже поступок.

    Проступок это тот же поступок, но со знаком минус, нарушающий общепринятые правила поведения. Еще можно сказать, что проступок это провинность, но слово это не литературное, а разговорное. Далее. Со словом поступок нельзя поступить так же как с его антиподом, поэтому это слово хотя оно и обозначает совершенное кем-либо действие, имеет положительный и отрицательный характер, а в первом случае только отрицательный. Нередко можно услышать (положительных не привожу): неблаговидный, дурной, низкий, подлый, недостойный поступок. И это правильное словосочетание. Все эти тонкости обеих слов необходимо просто запомнить. Не надо сбрасывать со счетов и то, что слово проступок и его ближайший синоним провинность больше используется как термин у сотрудников правоохранительных органов.

Татьяна Мустафаева
Конспект занятия «Поступки и проступки»

МК ДОУ «ЦРР –детский сад № 17»

Конспект занятия в подготовительной группе :

«Поступки и проступки »

Воспитатель

Мустафаева Т. П.

г. Михайловск

Программное содержание :

Продолжать учить детей критически относиться к поступкам и проступкам , развивать умение видеть свои недостатки, оценивать поведение других детей, высказывать и обосновывать своё мнение.

Упражнять в умении этично и тактично указывать на недостатки.

Воспитывать умение осознавать свои ошибки, стремление преодолевать недостатки.

Словарная работа :

Этика, достоинства, недостатки, культура поведения, поступок , проступок .

Индивидуальная работа :

Побуждать Юлю С., Руслана Т., Веронику Я. Отвечать на вопросы воспитателя .

Оборудование :

Кружочки белые и красные, посылка, гномик.

Предварительная работа :

Этические беседы, чтение художественной литературы и беседы по содержанию, привитие навыков культуры поведения и воспитание культурно-гигиенических навыков в повседневной жизни, консультации советы для родителей.

Ребята, много-много лет назад, когда человек стал переделывать окружающий мир, делать его лучше, появилась культура. Культурный человек –тот, кто стремится сберечь то, что было создано для него. Все люди на земле разные, но условно мы можем всех разделить на две группы : первая- у которых больше достоинств, вторая -у которых больше недостатков. Народ всегда высмеивал глупость , жадность, злобу, к добрым людям относился с уважением. Вы не раз слышали как говорят : «Это культурный человек» , или сожалеют «Как жаль, что этот человек не культурный!»

Как вы думаете, кого называют культурным? (вежливых, ласковых, добрых, внимательных и т. д.)

Ребята, а вспомните, чем отличается поступок от проступка ?

Да, ребята, все, что делается хорошо, это достоинства, а недостатки приносят неприятности. Посмотрите, у вас есть белые и красные кружочки. Я хочу узнать умеете ли вы отличать достоинства от недостатков. Я буду называть качества характера, а вы определять :

Белым кружочком -достоинство, красным –недостаток : доброта, лень, неряшливость, бережливость, вежливость, грубость, ложь.

Хорошо, что вы правильно оценили качества характера. Ребята, но мы живем среди людей и для каждого очень важно, что о нем думают окружающие. А что вы сами думаете о себе? (Рассказы детей) .

А сейчас мы проведем небольшое соревнование. У нас две команды. Я поочередно задаю вопрос , а команда отвечает. Судить соревнование будет жюри : я и по одному человеку от команды.

Первый раунд :

Что при встрече и расставании должен сделать культурный человек? (поздороваться и попрощаться) .

Что нужно сделать, если к нам зашли гости? (вежливо предложить пройти, присесть) .

Что нужно сделать, если друг ошибся? (помочь ему исправить ошибку) .

Если друг попал в беду –ваши действия? (утешить, помочь, посоветовать) .

Второй раунд выберите правильный ответ :

1. Вы в гостях у друга играете. Случайно он разбивает чашку.

Ваши действия :

Поможете другу незаметно спрятать осколки,

Посоветуете другу самому признаться во всем,

Вместе с другом признаетесь и разделите вину пополам.

2. Друг дал вам поиграть в игру. Вы случайно ее сломали.

Ваши действия :

Отдадите игру и сделаете вид, что ничего не случилось,

Расскажите другу и попросите прощения ,

Расскажите родителям и попросите помочь вам исправить игру.

Третий раунд :

Какие поступки вы назовете неэтичными?

Кому и почему вы должны уступать место в транспорте?

Подсчитываем очки. Какая же команда победила? Победители получают новую игру. (К проигравшей команде) :

Ребята, как вы считаете, справедливо ли жюри присудило победу? Какие чувства вы испытываете?

А вы обижаетесь или злитесь на выигравших? (ответ) .

Да, нужно уметь радоваться за товарищей, а еще, ребята, нужно учиться достойно принимать поражения.

А теперь у меня вопрос к победителям : как вы поступите с призом ?

А вы будете давать игру ребятам из проигравшей команде?

Молодцы, это показывает, что у вас много хороших качеств : доброта, великодушие, чувство товарищества.

А сейчас давайте обе команды споем песню «Не обижайте муравья» .

Ребята, а сейчас мы посмотрим отдельные ситуации, которые могут произойти и с нами. А вы решите, этично ли поступили ребята .

Ситуация первая :

На столе лежит мяч, двое детей одновременно подбегают и хватают его.

Это я первая увидела мяч!

Нет, я первый его взял!

Нет, отдай мне мяч!

Сначала я им поиграю!

Вопросы :

Культурно ли поступили дети ?

Как они должны были поступить ?

Как бы поступили вы ?

Ситуация вторая :

Идут две девочки, у них –конфеты.

Ой, смотри какие красивые фантики!

Да, а конфеты, наверное, вкусные!

Давай попробуем!

Разворачивают конфеты. Одна девочка кладет фантик в карман, вторая бросает на тропинку.

Вопросы :

Кто из девочек поступил некультурно ?

Как поступили бы вы ?

Ситуация третья :

Идет бабушка с покупками, на встречу бежит мальчик, наталкивается на бабушку, у нее рассыпаются покупки. Мальчик убегает, а бабушка собирает покупки.

Вопросы :

Как поступил мальчик ?

Что он должен был сделать?

Как можно назвать поступок мальчика ?

Ребята, мы все знаем, что говорить о своих ошибках малоприятно. И еще неприятнее, когда об этом узнают все. Но ведь если вдруг сделаешь что-то не так, хочется с кем-то посоветоваться. Ну а о своих достижениях тоже хочется по секрету кому-то рассказать. Вы знаете, я написала письмо доброй Фее и попросила ее помочь нам . Сегодня я получила от Феи посылку. (достаю Гномика) . Вот этот волшебный Гномик будет приходить к нам в группу и вы ему сможете рассказывать о своих достижениях и неудачах. А гномик будет давать вам советы, показывать сценки, чтобы мы учились правильно поступать в разных ситуациях . Вы согласны? Все, что вы расскажите гномику, он будет держать все в секрете. Давайте пойдем в группу и будем с ним знакомиться.


Книга приведена с некоторыми сокращениями

В отличие от простых действий поступок, как и проступок, представляет собой такое действие (или целую цепь действий), которое направляется определенными целями и мотивами и выражает отношение человека к другим людям (и к самому себе). В основе поступка лежит подчинение человеком своего действия определенному общественному требованию; в основе проступка - нарушение установленных в обществе правил. Проступки маленьких детей просты, бесхитростны и «открыты». В их основе лежат обычно импульсивность действия, подражание плохому примеру, неумение выйти из неожиданной жизненной ситуации, в которой ребенок оказался впервые.
Иногда причиной проступка является плохое знание ребенком тех обстоятельств, в которых он действует. Не умея сопоставить несколько требований и определить их иерархию, ребенок нередко подчиняется не тому правилу, которое ему хорошо известно, а тому побуждению, которое оказалось в данный момент для него субъективно наиболее сильным.
Сережа и Витя (4 г. 2 мес. к 5 л.) играли под обеденным столом «в моряков». Им нужно было поставить парус, чтобы спастись на шлюпке с тонущего корабля. Они быстро стянули со стола скатерть, не заметив, что на ней стояла посуда. Все чашки разбились.
Наташа (6 л.) не хотела будить папу, когда принесли телеграмму, и сказала, что его нет дома. Почтальон не оставил телеграммы, и девочка забыла о ней сказать. У папы были большие неприятности, а Наташу пристыдили за ложь.
Подобные проступки не вызывают тревоги у воспитателей. Они «одномоментны» и свидетельствуют лишь о том «вечно детском», что выступает в большой эмоциональности ребят, в их пытливом творческом отношении к окружающему, в их нарастающей самостоятельности, которая постоянно ограничивается правилами, запретами. В новых жизненных обстоятельствах ребята часто теряются. Они не знают, как следует поступить, и, естественно, допускают ошибки, иногда очень серьезные.
Значительно сложнее проступки детей младшего школьного возраста. Природа их раскрывается лишь тогда, когда они повторяются, что свидетельствует уже о чем-то устойчивом, о каких-то причинах, нарушающих дисциплинированное поведение детей. В таких проступках ребенка проявляются формирующиеся отрицательные черты его характера.
Коля М. (7 л. 2 мес), умываясь, перевернул кран: вода забила высоким фонтаном и перелилась через раковину. На полу образовалась большая лужа. Дети с немым удивлением и явным восхищением следили за Колей. Вошедшая няня с возмущением заявила, что все дети, как дети, только Коля не такой, как все. Конечно, никто другой такого не сделал бы. Коля стоял с довольным и гордым видом. Когда воспитательница приказала ему немедленно взять тряпку и вытереть насухо пол, а дети-зрители ушли в группу, Коля загрустил и нехотя начал убирать лужу.
Валя (8 л. 2 мес.) взяла у бабушки из сумочки пять рублей. Выяснилось, что она потеряла гимнастические туфли, и, боясь сказать об этом дома, взяла деньги у бабушки, надеясь, что никто этого не заметит.
Лара (10 л.) готовилась к выступлению на празднике. Девочка действительно хорошо читает стихи. Она сама это знает и считает, что никто другой так не умеет читать, как она. Но учительница поручила читать это стихотворение другой девочке - Наде. В тот же день Лара изрезала Надину книгу и порвала ее тетрадь.
Для того чтобы правильно реагировать на подобные и другие проступки, воспитатель должен их «прочитать», разобрать каждый из них. И чем большим числом наблюдений за ребенком он располагает, чем более разносторонни эти наблюдения, показывающие поведение одного и того же ребенка в разных условиях и с разными взрослыми, тем легче и глубже будет раскрыт каждый проступок ребенка.
Анализ показывает, что в каждом проступке можно выделить (условно) три слоя. Прежде всего - внешняя сторона, содержание проступка. Коля налил воду на пол, Валя взяла деньги у бабушки, Лара испортила Надины вещи. Это - «явление», но где его суть? Для того чтобы ее найти, надо снять «верхний слой» - раскрыть «явление» и заглянуть вглубь. Тогда обнаруживаются мотивы, побудившие детей к соответствующим действиям. У Коли - это желание выделиться среди других детей. Он выдумывает разные фокусы, и восторг ребят, их признание его превосходства поддерживают его желание всегда обращать на себя внимание окружающих. У Вали - страх наказания. У Лары - задетое самолюбие, «обида» на непризнание ее лучшей и несоответствие действий учителя занятой ею позиции.
Но эти мотивы также являются следствием каких-то причин, которые их породили. Откуда они возникли? Где их источники? Чтобы найти эти причины, эти источники, надо «снять» второй слой. За этим слоем обнаруживается причина, порождающая соответствующие мотивы. Причина кроется в образе жизни ребенка, в системе сложившихся у него отношений с окружающими людьми. Именно из этих отношений вырастают мотивы зазнайства, желания занять положение особенного и самого лучшего у Коли и Лары, мотив страха у Вали.
В связи с этим и педагогическое воздействие будет иметь совершенно разный эффект в зависимости от того, на какой «слой» проступка оно направлено. Воздействие на «первый слой», внешний факт (явление) или вообще не оказывает влияния (упреки няни Коле), или может дать лишь «местный», ограниченный в своей воспитательной ценности эффект. Ребенок извинится, поплачет, отдаст взятую без спроса вещь, а в следующий раз повторит свой проступок.
Воздействие на «второй слой», на мотив, будет более эффективным. Но наибольший воспитательный эффект достигается тогда, когда воспитатель меняет систему отношений, в которой живет ребенок, т. е. саму причину. Только тогда можно изменить позиции Лары или Коли, когда они в жизни, в практике своего постоянного общения со сверстниками и взрослыми будут поставлены в положение равных по правам и обязанностям с другими детьми; когда они будут встречать со стороны окружающих людей отрицательное отношение к их выходкам или терпеливое отношение к ошибкам; когда страх Вали или самовлюбленность Лары перестанут получать соответствующее «деловое» и эмоциональное подкрепление со стороны взрослых и детей.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.