Адаптационная игра «Шесть думающих шляп мышления» по методу создания проектов.

Приём критического мышления 6 шляп – это игра с применением разных ролей. В качестве актёра может выступить любой желающий, а если речь идёт о компании – все управляющие коллективом. Каждый участник попеременно одевает на себя незримый головной убор (обувь, маску и т.д.) различных цветов.

Люди должны работать головой, это спасает мозг.

Чем больше он включен, тем дольше сохранен.

Т. Черниговская.

Особенность методики заключается в том, что ситуацию можно не спеша рассмотреть со всех сторон. Логическое решение формируется очень быстро, человек не осознаёт данного процесса. При этом в голове одновременно анализируются накопленные знания, опыт, возникают позитивные и негативные эмоции. Расцветка позволяет выделить из всего оркестра только один инструмент, и проанализировать его сознательно.

Технология мышления 6 шляп помогает справиться с 3 основными проблемами при разрешении вопросов:

  • путаница;
  • беспомощность;
  • эмоциональность.

Главное отличие такого образа мыслей в том, чтобы не спорить с участниками дискуссии, а выслушивать их. Так же вы можете быть уверены, что выслушают вас. После этого проводится анализ всех мнений.

Метод применяется в индивидуальной программе для развития творческой мысли. При групповом исследовании ситуации он помогает воссоздать полную картину происходящего. В последние годы технику активно используют учителя российских школ на уроках.

Породнитесь мыслью с вашим сценическим образом,

и пусть он ведет вас по сцене, а не вы – его.

К. Станиславский.

Атрибуты одеваются попеременно. Порядок их применения значения не имеет. При индивидуальном использовании, человек сам следит за ходом мыслей. Коллектив возлагает эту обязанность на организатора.

Пользователь должен отключить своё «Я» и довериться той маске, которую он одел. Это позволяет избавиться от устоев и убеждений, действовать открыто. В случае чего, вся ответственность лежит на шляпе, а не на её носителе.

Запрещается:

  • смешивать образы мыслей (эмоции с фактами, позитив с негативом и т.д.);
  • вступать в полемику.

Шляпы мышления применяются для решения конкретных вопросов и снимаются сразу после обсуждения. Рекомендуется ограничивать время пребывания участников в чёрном и красном цилиндрах.

Описание гардероба

Чей образ на себя мы примеряем,

С той гаммой черт роднимся мы душой.

А. Захарченко

Каждый цвет головного убора соответствует одному из мыслеварительных процессов. Остановимся подробно на каждой из 6 шляп мышления и приведём примеры их использования.

Белая

Цвет символизирует объективность. Нужно сосредоточиться на том, что известно о данной ситуации.

Выясняются реальные обстоятельства: цифры и факты. Разрешается подчёркивать вероятность события сравнительными выражениями («в большинстве случаев», «иногда происходит так…», «реже всего»).

Примеры высказываний:

  1. Я убеждён, что Черчилль восхищался политикой Гитлера.
  2. Согласно сведениям ВЦИОМ, 88% избирателей верят, что выборы президента в 2018 г. прошли честно.
  3. 8 из 10 онкологов утверждают, что химиотерапия мало эффективна при лечении рака.

Как видно из списка, метод шести шляп мышления допускает использовать факты 1-го (доказанные) и 2-го (убеждения) порядка.

Красная

Красный цвет – символ раздражения, напряжения, гнева. Задача головного убора состоит в том, чтобы показать чувства, переживания, эмоции, интуицию.

  1. У меня ощущение, что вы отстаиваете свою позицию, а не интересы компании.
  2. Я против повышения Смирнова в должности. У него мало опыта, чтобы стать моим начальником.
  3. Меня раздражает одна мысль об этом менеджере, потому что он всегда всех обманывает.

В повседневности человек старается абстрагироваться от проявления всего вышеперечисленного. Эдвард де Боно убеждён, что эмоциональность играет значительную роль в принятии решения. Если не дать ей ход, то она проявится в самый неподходящий момент. Выплеснуть наружу эмоции, значит получить шанс трезво оценить обстановку.

Чёрная

Расцветка указывает на темноту, негатив, отрицание, мрачность. Выясняется, где и почему дела пойдут плохо. Отличие образа мыслей под тёмным цилиндром от простого проявления эмоций в том, что здесь необходимы доводы. Они складываются из статистических данных и собственных соображений – не принципиально.

  1. Снижение стоимости проезда приведёт к падению прибыли.
  2. Проект не оправдает надежд из-за низкого спроса на аналогичные услуги.
  3. Сотрудничество с этой компанией пошатнёт репутацию нашей фирмы.

Так по методу мышления 6 шляп выявляются недостатки, недоработки, ошибки.

Жёлтая

Это символ позитива. Высказываются только те мысли, которые говорят исключительно о положительных последствиях. Приветствуются обоснования для благоприятного настроя. Но они не всегда нужны.

  1. Из-за снижения цен клиентов станет больше.
  2. Мы заполоним рынок дешёвыми и качественными аналогами.
  3. Может случиться, что политика наших конкурентов приведёт их к разобщённости в коллективе.

Под сводом жёлтого колпака допускается проявление здоровой фантазии и рассказ о невероятном успехе. Методика шесть шляп мышления предполагает оценку мнений после окончания обсуждения.

Зелёная

Зелёный цвет означает зарождение новой идеи. Это головной убор творца, который ищет нестандартные пути. Но вовсе не обязательно использовать новшество непосредственно сейчас. Важно проанализировать все поступившие предложения и почерпнуть из каждого максимум пользы. Рекомендуется задавать новатору наводящие вопросы.

Например:

  1. Следуя вашему предложению, мы потратим много времени на изучение нового для нас материала. Подумайте, как трансформировать идею, чтобы этого избежать?
  2. Компания не может выделять деньги на дополнительное оборудование. Сможем ли мы обойтись имеющимися ресурсами?

Полностью исключается тривиальный подход к решению задач. Необходимо придерживаться двух основных требований: идея должна быть пригодна для существования и донесена до людей, способных её оценить.

Синяя

Расцветка сродни небосводу символизирует холодное отчуждённое суждение. Здесь выбирается образ мыслей, наиболее подходящий для решения проблемы.

Итогом рассуждений становятся:

  • выявление фактов;
  • вычисление преимуществ и недостатков;
  • оценка рисков и поиск способов их нейтрализации;
  • принятие решений.

В организации этот колпак надевает председатель собрания. Он следит за своевременной сменой головных уборов, соблюдением изложения мыслей в «компетенции» одетой маски. Руководителю разрешается прерывать процесс, если разговор переходит в споры или не касается предмета обсуждения.

Модификации метода

Последователями идеи предлагается использовать 7 шляп мышления. Дополнительная модель бесцветна и предназначена для невербального выражения мыслей.

Прозрачность символизирует скотч. Человек с данным атрибутом может танцевать, рисовать, посылать телепатические сигналы другим участникам, но ему запрещено говорить. Такие знаки каждой личностью воспринимаются по своему, что толкает людей на размышления и новые идеи. Эстафета передаётся другим участникам дискуссии по завершению одного круга обсуждения.

Можно использовать семь шляп мышления или больше. Данная модификация – единственная, что заслуживает внимания. Сам Эдвард де Боно убеждён: шесть – оптимальное количество элементов гардероба.

Пример использования

Строительная организация планирует возведение нового здания под офисы. Но руководство неуверенно в успехе проекта. Чтобы расставить все точки над «i» решено использовать методику 6 шляп мышления.

Цилиндр белого цвета дал понять, что:

  • наблюдается тенденция снижения количества аналогичных застроек;
  • растёт спрос съёмщиков офисных помещений.

После примерки красного колпака выяснились опасения некоторых работников по поводу:

  • эстетики здания;
  • не актуальности вопроса.

Под чёрным сводом участники дискуссии выявили следующее:

  • прогнозы о прибыли могут не оправдаться;
  • подсчитаны возможные убытки.

Находясь под жёлтым колпаком, участникам удалось доказать необоснованность негативных переживаний:

  • дизайн легко заменить;
  • отчёты, статистика, исследования рынка говорят о минимальных рисках.

В зелёном одеянии был изменён облик застройки:

  • спланировано здание в несколько этажей;
  • продумана VIP-зона.

Организатор встречи находился в синем атрибуте и следил за процессом.

Преимущества и недостатки

К плюсам метода Эдварда де Боно 6 шляп мышления относят:

  • развитие внимания;
  • простота в достижении согласия с участниками дискуссии;
  • возможность разговорить молчунов;
  • проведение подробного анализа ситуации.

Среди недостатков выделяют:

  • длительный срок обучения взрослых;
  • сложность внедрения в российские коллективы из-за традиционного подхода к решению проблем.

Итого

Метод 6 шляп мышления позволяет рассмотреть ситуацию со всех сторон. Есть определённые сложности его использования. Но сейчас, он считается наиболее эффективным способом мозгового штурма. Кроме того, саморазвитие – длительный процесс на пути к совершенству. Не останавливайтесь на достигнутом, и попробуйте применить данную технику.

Шесть шляп мышления - простой и практический способ, позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности, связанные с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная "шляпа". Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ

СЛАЙД 1.

Вы часто отвечаете на звонок, отрываете почту, пишете записку и сигналите кому-то рукой - и все это одновременно…

Часто мы делаем нечто подобное и в нашем мышлении. Нам нужно удерживать в уме информацию, пытаясь при этом следовать логике и не давать отклоняться от нее другим. Наши эмоции также постоянно участвуют в игре. Иногда мы даже можем пытаться подходить к делу по творчески и искать новые идеи. В результате одновременно происходит довольно много всего.

СЛАЙД 2.

Когда мы имеем дело с практическим мышлением , возникают три фундаментальные трудности:

  1. Эмоции . Часто мы склонны не думать вообще, а опираться в наших действиях на чутье, эмоции и предрассудки.

Эмоции на правильной стадии мышления совершенно необходимы. Эмоции там, где они не нужны, могут быть губительными. Метод шести шляп позволяет использовать эмоции и чувства в нужный момент.

  1. Беспомощность . Беспомощность возникает, когда у нас нет общих стратегий мышления, которые можно было бы применить.

Нашей реакцией может быть чувство неадекватности: "Я не знаю, как об этом думать. Я не знаю, что делать дальше".

3. Путаница. Мы пытаемся удержать в своем уме все сразу, и в результате получается мешанина. Часто, когда мы начинаем думать о чем-то, наши мысли уносит в нескольких разных направлениях одновременно.

СЛАЙД 3.

Шесть шляп мышления - простой и практический способ преодолеть все три трудности.

СЛАЙД 4.

Эдвард де Боно родился на Мальте, начал свое образование с обучения в колледже Св. Эдварда, продолжил его в Королевском университете Мальты и блестяще

завершил в качестве именного стипендиата Оксфордского университета, который он закончил с отличием по специальности «психология и физиология», получив почетную степень доктора медицинских наук. Сейчас он, кроме того, является доктором философии Кембриджского университета и регулярно получает приглашения прочесть курсы лекций в университетах Оксфорда, Лондона и Гарварда.

СЛАЙД 5.

Доктор Эдвард де Боно широко известен как ведущий специалист в области развития практических навыков мышления. Он ввел в науку понятие «латеральное мышление», (СЛАЙД) которое впоследствии было занесено в Оксфордский словарь современного английского языка, и разработал систему научных методов по развитию в человеке способностей к активному творческому поиску

СЛАЙД 6.

В настоящее время доктор де Боно руководит проведением в жизнь обширной специальной учебной программы, разработанной им для общеобразовательных учебных заведений и призванной способствовать развитию у детей навыков творческого мышления. Эта программа давно получила признание в официальных кругах и нашла самое широкое применение во многих странах мира.

Помимо того, он учредил в Нью-Йорке Международное сообщество творческих работников, призванное помогать странам-членам ООН в разработке новых идей.

СЛАЙД 7.

Можно ли повысить результативность своего мышления?

В январе 1985 года журнал «Таймс» назвал Человеком года Питера Юберроута , благодаря которому Олимпийские игры в Лос-Анджелесе прошли с колоссальным успехом. Как правило, проведение мероприятий такого масштаба обходится их организаторам в сотни миллионов долларов. Но муниципальному фонду Лос-Анджелеса не пришлось вовсе «потратиться» на их организацию. Наоборот, Олимпиада-84 принесла городу более 250 миллионов долларов чистой прибыли ! Необычайный успех Олимпийских игр во многом зависел от новых концепций и творческих идей, блестяще осуществленных на практике Питером Юберроутом.

В интервью газете «Вашингтон Пост» 30 сентября 1984 года Питер Юберроут признался, что при выработке нового подхода к решению поставленной задачи он применял латеральное мышление.

СЛАЙД 8.

Боно написал об этом уже немало книг. Одна из них оказалась в руках Питера Юберроута за девять лет до проведения упомянутых Олимпийских игр.

СЛАЙД 9.

Назначение метода

Применяется при проведении любой дискуссии как удобный способ управлять мышлением и переключать его. Один из инструментов развития творческого мышления.

Цель метода

Научить людей лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблем.

Суть метода

Шесть шляп мышления - простой и практический способ, позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности, связанные с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная "шляпа". Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым.

СЛАЙДЫ 10-15

Шесть шляп мышления

Красная шляпа . Красный цвет наводит на мысль об огне. Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не нужно ничего обосновывать. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить.

Желтая шляпа . Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения, перспективы и возможные выигрыши, выявить скрытые ресурсы.

Черная шляпа. Черный цвет напоминает о мантии судьи и означает осторожность. Черная шляпа - это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться.

Зеленая шляпа . Зеленый цвет напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа - это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.

Белая шляпа . Белый цвет наводит на мысль о бумаге. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры.

Синяя шляпа . Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.).

Особая Синяя Шляпа

Синяя шляпа отличается от других тем, что она связана с управлением самим процессом мышления. Когда мы предлагаем, какая шляпа должна быть следующей, мы на самом деле используем синюю шляпу. О ней не обязательно каждый раз упоминать явно. Скажем, может стать неудобной фраза “Надевая мою синюю шляпу, я считаю, что нам нужно подумать в черной шляпе”.

СЛАЙД 16.

Достоинства метода

Наглядность, простота освоения и применения.

Умение видеть ситуацию и решение с нескольких точек зрения.

Позволяет отстранить свое эго от мышления.

Недостатки метода

Для эффективного применения требуется развитое воображение и тщательная тренировка.

Ожидаемый результат

Более эффективное использование процесса мышления при решении проблем.

СЛАЙД 17.

Четыре Типа Использования Шляп

1. Надеть шляпу . В ходе обсуждения мы можем попросить коллегу или члена коллектива надеть шляпу конкретного цвета. Или мы можем попросить всю группу использовать шляпу конкретного цвета в течение нескольких минут.

“Каковы ваши мысли в черной шляпе об этой идее? Что может не получиться, если мы попытаемся ее воплотить?”

“Мы застряли. Почему бы нам не надеть зеленые шляпы и не поискать новые подходы к этой проблеме?”

“Какие об этом известны факты? Что мы об этом знаем? Давайте наденем белые шляпы”.

2. Снять шляпу . Мы можем попросить человека снять шляпу определенного цвета. Здесь мы подразумеваем, что в настоящий момент мышление принадлежит к некоторому типу. Мы просим человека уйти от этого типа мышления. Система шести шляп дает удобный способ это сделать. Человек, возможно, и не надевал шляпу сознательно, но, судя по всему, использует ее.

“Кажется, мы сфокусировались на мышлении в красной шляпе. Давайте снимем ее на момент”.

“Хорошо, это неплохие мысли в черной шляпе. Давайте пока отложим черную шляпу”.

“Вы нашли много новых идей и возможностей - теперь у нас их достаточно. Давайте теперь снимем зеленые шляпы”.

3. Сменить шляпу . Как только правила введены, мы можем попросить мгновенно переключить мышление. Мы достигаем этого, предложив коллеге снять одну шляпу и надеть другую. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении.

“Мы выслушали положительные стороны. Теперь давайте переключимся с желтой шляпы на черную. В чем мы можем нарваться на неприятности, если поступим таким образом?”

“Находясь в черной шляпе, вы объяснили, почему идея может не сработать. Теперь давайте перейдем к зеленой шляпе и посмотрим, нельзя ли разрешить проблемы”.

“Это интересная идея. Теперь давайте снимем зеленую шляпу и наденем белую. Нам нужно изложить факты”.

4. Обозначить свое мышление . Мы можем назвать шляпу, чтобы показать, какой тип мышления мы собираемся использовать. Например, иногда нужно что-то сказать, но это трудно сделать, не обидев кого-то. Просто сказав, что надеваете черную шляпу, вы получаете возможность обсуждать идею, не нападая на человека, предложившего ее. Используйте шляпы сами - и указывайте на то, что их используйте, обучая шляпам других.

“Надевая свою черную шляпу, я считаю, что расписание изменить не получится, потому мы его уже разослали”.

“Надевая на секунду красную шляпу, я должен сказать, что мне эти новые книги по математике нравятся куда меньше, чем старые”.

“У меня возникла идея под зеленой шляпой - нужно подать заявку на грант. Скажите, что вы думаете об этом предложении?”

Просуммируем сказанное : мы можем попросить других надеть, снять, сменить или обозначить шляпы. Мы также можем надеть или снять шляпу сами. Формальность и "игровой" аспект метода - его наибольшие достоинства. Люди учатся играть по правилам.

Дополнительная информация:

Почему шляпы? Шляпу легко надеть и снять. Это относится и к нашей ситуации, поскольку мы должны уметь менять различные типы мышления с такой же легкостью, как и цветные шляпы.

До 90% ошибок в мышлении (в нетехнических областях) - это ошибки восприятия. Логические ошибки очень редки.

Метод шести шляп обогащает наше мышление и делает его более всесторонним. Если мы просто просим других о чем-то подумать, часто они приходят в растерянность. однако если их приглашают исследовать предмет, используя схему шести шляп, широта их восприятия быстро возрастает.

СЛАЙД 18.

«Благодаря ясности подхода де Боно, его курс мышления в равной степени полезен всем, от школьников до топ-менеджеров» (Джон Найсбитт, автор Megatrends и High Tech / High Touch)

«Я знаю доктора де Боно и являюсь почитателем его работы. Мы все живем в информационной экономике, где наши результаты — прямое следствие того, что происходит в нашем сознании». (Джон Скалли, президент Pepsi Cola и CEO Apple).

«Работа де Боно — возможно, самое лучшее, что происходит сегодня в мире» (Джордж Гэллап, основатель института общественного мнения США) .

СЛАЙД 19-20.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


методика Эдварда де Боно для развития критического мышления,навыков работы с информацией.

Пояснительная записка.

Сегодня вряд ли кто-то будет спорить с тем, что навыки работы с информацией необходимы. Как их сформировать? При этом необходимо помнить, что у человека нет прямого доступа к истине. Люди рассматривают происходящее с какого-то ракурса, с какой-то культурной, социальной или теоретической (если речь идет о науке) позиции. Наличие своих и чужих описаний событий, логики возникновения и развития вопроса или проблемы, наличие базовых убеждений и культурных предписаний часто не дает возможности понимания той информации, которую человек получает как от других людей, так и из книг или из средств массовой информации. Как правило, выявляется наличие определенных стереотипов, конструктов, которые не позволяют увидеть событие или осмыслить воспринимаемую информацию текст объективно, в «чистом виде», а приводит к созданию определенных, разной степени достоверности интерпретаций. Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» - простой и практичный способ получить навыки практического мышления для более объективного восприятия информации, какой бы сферы это не касалось (научное познание, обучение, межличностное взаимодействие).

Еще одна проблема мышления человека заключается в одновременности протекания мыслительных процессов и эмоциональных состояний: мы пытаемся сделать слишком многое сразу. Эмоции, информация, логика, воображение, интуиция и творчество - все это говорит в нас одновременно . Метод работы по развитию нашего мышления «Шесть шляп» Эдварда де Боно позволяет мыслящему человеку концентрироваться на одном деле в определенное время. Она позволяет отделить эмоции от логики, творчество от информации и т.д. Каждая шляпа задает определенный образ мышления.

Метод «Шесть шляп мышления» это метод ролевой игры. Надевая шляпу определенного цвета (буквально или мысленно), человек играет определенную роль, которая ей соответствует, смотрит на себя со стороны, смотрит на проблему с определенной точки зрения. Меняя шляпы, меняет роли, ракурс рассмотрения вопроса. Используя метод Эдварда де Боно, мы можем поменять автоматическое, реагирующее мышление на намеренное и сосредоточенное. Намеренное мышление позволяет работать с поступающей информацией и ситуацией намного лучше. Но не так просто послать себе сигнал о том, что мы желаем выйти из рутины и перейти от шаблонного, копирующего типа мышления к намеренному. Таким четким и ясным сигналом для себя и других может стать идиома шляпы мышления.

Эдвард де Боно в своей книге «Шесть шляп мышления» очень образно объясняет различия между двумя типами мышления - реагирующим и намеренным. «Когда вы ведете машину, вам приходится выбирать дорогу, придерживаться заданного направления и следить за движением другого транспорта. Вы совершаете очень много быстрых действий, продиктованных предыдущим или последующим мгновением. Вы следите за сигналами и реагируете на них. Это реагирующее (реактивное) мышление. Так вот, обыденное мышление очень напоминает управление автомобилем: вы читаете дорожные знаки и принимаете решения. Но вы не составляете карты. Иной тип мышления вы используете для составления карты: вы изучаете предмет и составляете план. Это требует объективного и нейтрального отношения. Чтобы составить план, нужно смотреть шире. Это действие в значительной мере отличается от простого реагирования на дорожные знаки по мере их появления.»

Для того чтобы научить подростков (7-11 классы) работать с поступающей информацией как со стороны других людей, так и из печатных текстов (научные статьи, средства массовой информации) был разработан тренинг по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления». Метод Эдуарда де Боно «Шесть шляп» Метод «Шесть шляп» – один из популярнейших креативных методов, который был разработан Эдвардом де Боно – известным исследователем креативности – в 80-х гг. XX века.

Назначение метода

Используется в дискуссиях и обсуждениях как продуктивный способ управления и переключения мышления. Эффективный метод стимулирования творческого мышления.

Цель:

Дать детям представление об особенностях их индивидуального стиля мышления, научить управлять порядком своих мыслей и прилагать его к поставленным проблемам с целью достижения более продуктивной работы мышления при решении творческих задачпутем развития конструктивного и творческого мышления, дополняющего мышление аналитическое и оценочное.

Задачи:

максимально результативно использовать работу мышления для решения поставленных задач;

расширять восприятие, помочь разглядеть проблему с разных точек зрения;

помочь разделить свое эго и мышление;

выявлять и развивать индивидуальный стиль мышления;

работать с информацией;

находить выгоды и возможности;

использовать интуицию;

критически анализировать проблемы;

генерировать творческие идеи;

организовывать свое мышление.

Суть

«Шесть шляп» – несложный и эффективный метод, помогающий преодолеть три главные проблемы практического мышления: эмоции, растерянность и путаницу. Этот способ дает возможность поделить мышление на шесть режимов, каждый из которых соотносится с воображаемой «шляпой» определенного цвета. Деление на типы шляп помогает структурировать мышление, сделать его более сосредоточенным и постоянным.

Специфика

При офсетной печати цвета, нанесенные по отдельности, смешиваются и дают цветную картинку, так же и этот тренинг уделяет внимание разным сторонам мышления для его совершенствования. Данный метод предполагает тренировку шести аспектов мышления по очереди.

Воображаемые шляпы, раскрашенные в разные цвета, представляют наиболее распространенные типы мышления. Взятая цифра охватывает основные способы мышления, поэтому уменьшение количества шляп было бы не целесообразно, а увеличение осложняло усвоение материала.

Способ применения шляп

1. Выбрав определенную шляпу, мы соглашаемся взять ту роль, которую она предполагает.

2. Сняв шляпу определенного типа мышления, мы снимаем с себя и предписанную ею роль.

3. Смена типов мышления (шляп) должна происходить мгновенно. Переключение с одного типа мышления на другой позволяет управлять ходом мысли человека, не нанося обиды человеку. Человека просят изменить способ мышления, а не отказаться от высказанных мыслей.

4. Чтобы высказать свое мнение следует назвать цвет шляпы, чтобы окружающие поняли, в каком стиле мышления вы будете выступать. Соответственно, надев черную шляпу, можно начать обсуждать высказывание человека, не переходя на обсуждение самого человека.


  1. ХОД ЗАНЯТИЯ:
Легенда о мудром волшебнике и о шести его сыновьях.

Однажды, много лет назад в одной удивительной стране жил волшебник.

Был он добрым и мудрым. Люди обращались к нему со всеми своими проблемами, любили и уважали его. На все вопросы умел находить он ответы. И было у него шесть сыновей, которых он очень любил. Но самым большим сокровищем его была шестицветная волшебная шляпа. Надев ее, человек становился самым мудрым на свете и мог решить любую проблему. Ведь это была думающая шляпа мудрости , предмет обожания и зависти многих мудрецов того времени. Но время летит неумолимо. Прожив с достоинством свой век, волшебник понял, что пришла ему пора умирать. Созвал он шесть своих сыновей, сказал: « О, милые сыновья мои. Самое большое сокровище, которое есть у меня – это думающая шляпа мудрости. Благодаря ей наша волшебная страна процветает и не знает бед. Я ОСТАВЛЯЮ ВАМ СЕЙ ЧУДЕСНЫЙ ДАР, РАЗДЕЛИВ ЭТУ ШЛЯПУ НА ШЕСТЬ ШЛЯП РАЗНОГО ЦВЕТА, ЧТОБЫ КАЖДЫЙ ИЗ ВАС МОГ ПОЛУЧИТЬ СВОЮ» С этими словами волшебник умер.

Прошло много лет…и вот что из этого вышло.

1. Владелец красной шляпы был очень эмоциональным, откровенным, у него было много друзей, он всегда был в центре внимания. Но у него также было много врагов, и государство его обнищало.

2. Сын волшебника со шляпой желтого цвета оказался в сфере позитивного мышления. Он умел видеть только лучшее в ситуации. Но не видел негативных сторон происходящего и люди злоупотребляли его добротой и пользовались его наивностью.

3. Владелец черной шляпы был очень осторожен. Он критически оценивал происходящее. Всегда мог предостеречь от недочетов и возможных рисков. Был сказочно богат, но не было у него друзей и близких людей, и к старости был он одинок.

4. Сын волшебника со шляпой зеленого цвета был очень творческой личностью, под его шляпой рождались нестандартные подходы, решения и идеи. Однако, много раз он очень рисковал и в результате приобрел много недоброжелателей и завистников.

5. Владельца шляпы белого цвета обсуждал только доступные ему факты и цифры, вел различные дневники, подсчитывал расходы. Был он очень богат, но скуп и не было у него преданных друзей .

6. Сын волшебника со шляпой синего цвета ставил цели для будущей работы и подводил итоги, но абсолютно ничего не предпринимал для достижения этих целей. В результате, он не смог осуществить ни одной.

Разделение класса на группы по типу мышления (по результатам анкетирования)

Ребята, все вы индивидуальны и неповторимы. Каждый из вас мыслит, анализирует ситуацию по- своему. Бывают ли ситуации, при разрешении которых вы заходите в тупик? Это происходит потому, что каждый человек анализирует информацию по некой схеме. И у каждого эта схема своя. Сегодня я предлагаю вам попробовать взглянуть на проблему совершенно с другой стороны. Предварительно с вами было проведено анкетирование и тестирование, определен ваш тип мышления. А сейчас я предлагаю вам разделиться на группы согласно вашему цвету и попытаться взглянуть на мир, надев шляпу цвета, противоположного вашему и попытаться взглянуть на предложенную проблему другими.

Тренинг с надеванием шляп.

Посмотрите видео ролик фильма по мотивам Владимира Железникова «Чучело». Проанализировать данную информацию и решить проблему вам поможет список примерных вопросов.

ПРОСМОТР ВИДЕО РОЛИКА «ЧУЧЕЛО»

«Ленка увидела ребят - остановилась как вкопанная. И ребята увидели Ленку и в восторге замерли.
- Перед нами исторический экспонат - Бессольцева! - Впервые губы Мироновой растянулись в сдержанную улыбку , а голос зазвенел: - Она пришла за билетом!.. Она уезжает!
Ленка резко повернулась ко всем спиной и подошла к кассе речного пароходства.
- Точно! - крикнул Лохматый. - Она уезжает!
- Сила победила! - радостно поддержал его Рыжий.
- А знаете, что мы ей посоветуем? - Миронова озарилась вдохновением: - Чтобы она запомнила наш урок на всю жизнь.
Валька, кривляясь, изгибаясь спиной, на цыпочках подбежал к Ленке и постучал костяшками пальцев по ее спине:
- Бессольцева, ты запомнила наш урок?
Ленка не отвечала. Она стояла не шелохнувшись.
- Не отвечает, - разочарованно сказал Валька. - Выходит, не запомнила.
- Может, оглохла? - пропищала Шмакова. - Так ты ее… встряхни.
Валька поднял кулак, чтобы садануть Ленку по ее тоненькой худенькой спине.
- А вот этого уже не надо, - остановила его Миронова, - ведь она уезжает. Значит, мы победили. Нам этого достаточно.
- Пусть катится, откуда приехала! - крикнул Рыжий.
И другие тоже заорали:
- Нам такие не нужны!
- Ябеда!
- Чу-че-ло-о-о! - Валька схватил Ленку за руку и втащил в круг ребят.
Они прыгали вокруг Ленки, плясали, паясничали и веселились, и каждый старался перещеголять другого:
- Чу-че-ло-о-о!
- Чу-че-ло-о-о!
- Ого-род-ное!
- Рот до ушей!
- Хоть завязочки пришей!
Крутился разноцветный круг, а Ленка металась внутри него»
.
(Владимир Железников «Чучело»)

Белая шляпа - объективные факты и цифры. Факты и цифры слишком часто становятся частью аргументации, подкрепляющей определенную точку зрения. Факты чаще приводятся с какой-то целью, чем сообщают о том, что действительно есть на самом деле. И здесь нам важно выяснить как то, что мы знаем по данному вопросу, так и то, что мы НЕ знаем. Мы должны задать себе и оппоненту следующие вопросы:


  • какая информация имеется;

  • какая информация необходима;

  • как и где получить недостающую информацию.
Ключевые моменты:

  • отметить конфликтующие/противоречащие точки зрения;

  • оценить уместность и точность информации;

  • отделить факты от предположений;

  • определить действия, необходимые для устранения пробелов;

  • узнать о настроениях и эмоциях.
Красная шляпа - мышление в красной шляпе связано с эмоциями и чувствами, а также с иррациональными аспектами мышления (интуицией, предчувствиями). Мышление в красной шляпе позволяет прояснить:

  • что я сейчас чувствую;

  • что мне подсказывает моя интуиция;

  • что говорит мне мой «внутренний голос».
Ключевые моменты использования красной шляпы:

  • ограничиться 30 секундами;

  • разрешено выражать чувства, подсказки интуиции и «внутреннего голоса»;

  • не нужно оправдываться и объяснять причины своих чувств;

  • использовать как часть мыслительного процесса, способствующего принятию решения;

  • применять после принятия решения.
Черная шляпа - мышление в Черной шляпе должно быть логичным и правдивым, это не атака, не критические нападки, это критическое исследование. Мышление в Черной шляпе должно быть основано на логике соответствия и несоответствия. Это не «я тебе докажу, что ты не прав», это критический АНАЛИЗ проблемы. Под Черной шляпой мы выясняем последствия, факторы, влияние процесса или выполнения нашего решения на ценности, проводим проверку на соответствие и несоответствие, на недостатки.

Вопросы, которые мы задаем «под Черной шляпой»:


  • каковы возможные проблемы;

  • каковы вероятные сложности;

  • на что нужно обратить внимание;
Желтая шляпа - требует сознательного усилия. К сожалению для отрицательного отношения существует больше естественных причин, чем для положительного. Мышление в Черной шляпе может защитить нас от ошибок, рисков и опасностей. Позитивное мышление должно быть смесью любопытства, удовольствия и желания осуществлять задуманное.

Вопросы «под Желтой шляпой»:


  • каковы преимущества;

  • каковы положительные стороны;

  • в чем ценность;

  • привлекательна ли концепция данного предложения;

  • можно ли это воплотить в жизнь.
Зеленая шляпа мышления имеет непосредственное отношение к новым идеям и взглядам на вещи. Надевая Зеленую шляпу, человек выходит за рамки старых идей, чтобы найти что-то получше. Зеленая шляпа связана с изменениями. Мышление в Зеленой шляпе представляет собой намеренное и сконцентрированное усилие ума, направленное на поиск творческих идей и альтернатив.

Вопросы «под Зеленой шляпой»:


  • какие творческие идеи имеются;

  • каковы возможные альтернативы;

  • как преодолеть сложности, обнаруженные под Черной шляпой.
Синяя шляпа - особая шляпа. Это рефлексивное мышление, мышление о мышлении. Под Синей шляпой мы управляем процессом восприятия и переработки поступающей информацией. Фокусирование - одна из ключевых ролей Синей шляпы. Постановка вопроса - самый простой способ фокусирования мышления. Под Синей шляпой мы составляем программу: регламент в широком смысле слова; какие шляпы будем использовать и в каком порядке (простые и сложные последовательности). Под Синей шляпой мы делаем обобщения и выводы (наблюдение и обзор; комментарии; подведение итогов, выводы).

Вопросы «под Синей шляпой»:


  • с чего начать;

  • что на повестке дня;

  • каковы цели;

  • какие шляпы использовать;

  • как подвести итог;

  • что делать дальше.
Ребята, можно ли решить проблему исходя лишь с одной позиции ?

Конечно нет, для того, чтобы решить проблему эффективно, необходимо рассмотреть ее со всех сторон в комплексе, учесть ее положительные и отрицательные стороны, продумать возможные пути ее решения.

Была ли идея разделения шляпы удачной? Почему? Нет.

Я предлагаю дополнить шляпы другими цветами и сделать их шестицветными.

Изготовление новых (шестицветных) шляп.

Составление алгоритма решения проблемы.

под Белой шляпой- факты, что нам известно, что не известно;
под Зеленой шляпой - каковы творческие идеи по применению этого изобретения и внедрению его в производство (например, в нашей стране);
под Желтой шляпой - плюсы, позитивные моменты такой продукции;
под Черной шляпой - трудности, с которыми можно столкнуться при внедрении этого продукта; недостатки идеи;
под Красной шляпой - свое отношение к предложенной авторами идее;
под Синей короной- контроль: все ли высказывания соответствовали заявленному; обобщение и выводы.

Вопросы для рефлексии в конце занятия:


  1. Под какой шляпой мы определяем и формулируем проблему?

  2. Каким будет процесс рассмотрения ситуации или проблемы, если не будет рамок и регламента?

  3. В каких ситуациях рассмотрение вопроса может заканчиваться мышлением в Зеленой шляпе?

  4. Мышление в какой шляпе оказалось для вас наиболее трудным и непривычным? В какой шляпе вам было наиболее приятно работать со статьей? Что, по вашему мнению, у вас получилось и что не получилось при работе над статьей?
Итак, подведем итоги. Метод «Шесть шляп мышления» применяется при проведении любой дискуссии (поиск новых идей, решение проблем, разрешение конфликтных ситуаций) как удобный способ управлять мышлением и переключать его. С помощью этого метода можно научиться лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблем. Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная «шляпа». Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым. Метод Шести шляп обогащает наше мышление и делает его более всесторонним.

Литература:


  1. Боно Э. Шесть шляп мышления / пер. с англ. - Мн.: «Попурри», 2006. - 208 с.

  2. Материалы тренинга «Эффективное мышление». Ведущий - Галкин Дмитрий Владимирович - бизнес-тренер (Центр кадровых технологий 21 век, Высшая школа экономики - Москва), тренер полной квалификации по методам де Боно (CavendishTraining, Oxford), кандидат философских наук, доцент Томского Государственного Университета, руководитель Центра Де Боно, г. Томск, креативный директор Центра практического мышления, г. Москва

Известнейший ученый доктор медицинских наук Эдвард де Боно внедрил методику, которая помогает результативно размышлять. Называется этот метод «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно. Автор методики рекомендует примерить 6 шляп и научиться размышлять с различных позиций. У каждой из шляп есть свой цвет и образ мышления.

Чтобы с честью выйти из любой интеллектуальной задачи, можно научиться при помощи этого метода освоить все грани своего мышления в различных ситуациях. Рассмотрим подробнее суть метода.

Почему «шляпы»?

Эдвард де Боно называл шляпами невидимые никому убеждения, суждения и мысли. Другими словами у каждого человека есть своя «мыслеварительная шляпа» или форма мыслей. Поэтому автор предлагает примерить каждую из 6 шляп и приобрести не только новые впечатления, но и новые черты характера.

Метод помогает обрести спокойное состояние сознания, бесстрастно посмотреть на ту или иную ситуацию, всесторонне обдумать событие и принять правильное решение. Даже если каждый день тренироваться по несколько минут, можно воспитать в себе взвешенное мышление, сознательно выбирать течение мыслей.

Игры позволяют выйти нашему «Я» за пределы обычного сознания. Без маски истинное «Я» рискует подвергнуться критике и осуждению. Благодаря смене «мыслеварительных шляп» человек невольно воспринимает новые поведенческие сценарии, попутно меняя в лучшую сторону свой характер. Каждый цвет головного убора помогает активно управлять мыслями и действовать в соответствии с ситуацией. Такое мышление названо картографическим.

Можно заметить, что решения принятые в состоянии подавленности значительно отличаются от тех, которые были приняты в хорошем расположении духа. На сегодня мы знаем многое о головном мозге. Например, баланс нейромедиаторов, которые расположены в гипоталамусе, определяют поведение человека. Известно также, что эндорфины отвечают за качество силы, которая двигает человеком. Любое химическое изменение крови или мозга способно влиять на поведение и мышление.

Известно также, что мозг способен создавать стереотипы мышления и схемы реагирования на ситуацию, которые зависят от накопленного опыта. Недостатком таких стереотипных схем является то, что мозг старается применить их ко всем схожим ситуациям.

Разноцветные головные уборы, которые предлагает автор, являются условно-рефлекторными сигналами, которые помогают изменить химический баланс элементов, влияющих на работу мозга. Без определенного хода мыслей при принятии решений человек либо мечется между рассудком и эмоциями, либо полностью находится под влиянием эмоций. Такое состояние мешает мыслетворительным процессам и управлению разумом.

Какую из шляп надеть?

Перед тем как примерять на себя головные уборы и соответственно мыслить, Эдвард де Боно предлагает представить их реально существующими. Расцветка каждой из шляп помогает творческому процессу. Надев шляпу белого цвета, мы становимся объективными и беспристрастными. Белый головной убор призывает мыслить с помощью цифр и фактов.

Красный цвет всегда ассоциируется с агрессией, напряжением, волнением. Именно поэтому, надев шляпу красного цвета, можно смело отдаваться во власть эмоциям. Черный цвет мрачный и недобрый. Какую роль определяет черная шляпа? В ней скрывается все, чего страшится людской глаз. Человек в черной шляпе – критик и скептик.

Рассмотрим человека в желтой шляпе. Это жизнерадостный и солнечный оптимист с позитивным мышлением. Человек в зеленой шляпе – творческая личность, которая генерирует новые креативные идеи. Надев синюю шляпу, человек превращается в организатора, который способен управлять своими мыслительными процессами.

Белый цвет – холодный и расчетливый

Наденьте белую шляпу и представьте, что вы компьютер, которому неизвестны эмоции, только язык цифр. Как в такой роли воспринимать ситуацию? Только конкретные факты и цифры, без различного рода объяснений и чувств. На все ваши запросы должен быть четкий ответ без оспаривания и размышления оппонента. Цифры – это беспристрастные свидетели любого события.

Перед тем как примерить головной убор белого цвета и принимать в нем решение, необходимо запастись всеми фактами и располагать точной информацией. Можно представить себя в роли бухгалтера, экономиста или юриста. Оперируя достоверной информацией, можно достичь больших результатов в любом деле.

Однако стоит отделять факты с убеждениями, которые давно устоялись и пытаются выдать себя за факты. Здесь стоит потрудиться и отделить точную информацию от: «я думаю, что…», «мне кажется», «я где-то слышал (прочитал)», «мне кто-то говорил». Подобные рассуждения относятся к сплетням и чужим вымыслам. Убеждение – это вера, мнение – проверенный факт, основанный на опыте.

Правило человека в белой шляпе! Никогда не аргументируйте на основании неподтвержденной информации. Все аргументы подкрепляются цифрами и проверенными фактами.

Научившись носить белую шляпу, человек станет беспристрастно принимать правильные решения. В белом головном уборе нет необходимости вступать в бессмысленный спор. Белый цвет – это самоконтроль и дисциплина, бесстрастность и объективность.

Красная шляпа – буря страсти и эмоций

Примерив красную шляпу, человек открывает для себя просторы для выражения своих мыслей, которые неразрывно связаны с эмоциями. Как известно, включаясь эмоционально в мыслительный процесс, мы воспринимаем любой факт субъективно. Но такое решение нельзя игнорировать, так как основано оно зачастую на интуиции и предчувствии (не путать со страхами!).

Когда мы формируем свое отношение к ситуации, прежде всего, руководствуемся своими предпочтениями. Таким образом, эмоции могут определить решение в текущий момент. Следует остановиться на таких сильных эмоциях, как:

  • страх;
  • ревность;
  • подозрение;
  • влюбленность;
  • гнев;
  • ненависть;
  • зависть.

Именно полагаясь на такие эмоции, люди подсознательно принимают те или иные решения. Надев головной убор красного цвета, необходимо выставить эти эмоции, сделать их различимыми. Такое отношение поможет понять, что движет нашими поступками или поступками других людей.

В красной шляпе можно признаться себе: «Я завидую его продвижению по службе, поэтому всячески противлюсь этому» или «Мне страшно остаться без работы, поэтому я не прошу повышения оклада» и т.д.

Принятие решения, которое основано на интуиции вовсе не означает нечто необъяснимое. Интуиция всегда берет свое начало из опыта и знания. Интуитивное решение приходит в том случае, когда человек вдруг начинает рассматривать ситуацию под другим углом. Можно надеть красную шляпу и сказать: «Вот что я чувствую по этому поводу». Игра в человека в красной шляпе дает возможность рассмотреть свои эмоции, высвободить страхи, недоверие или неприятие.

Кому подойдет черная шляпа?

Примерив черную шляпу, мы позволяем себе критически рассуждать и доказывать «от противного». Своему оппоненту можно указать на ошибки, высказать сомнение по поводу его выводов. В другом случае, скептическое отношение позволяет пересмотреть все свои умозаключения и выстроить новую логическую цепочку.

Негативная оценка помогает находить новые варианты решений проблемы, предупредить об опасности, указать на то, что может не сработать. Такая позиция помогает выявить ошибки, соотнести шансы на победу и успех в том или ином проекте. Придирчивое отношение вынуждает коллектив или разработчиков проекта учесть ошибки и недостатки.

Источник позитива – желтая шляпа

Мышления в головном уборе солнечного цвета является позитивным и конструктивным. Все, что попадает в сферу восприятия человека, оценивается с положительной точки зрения. Однако стоит отметить, что оптимизм должен быть обоснованным.

Благодаря позитивному мышлению любой процесс становится плодотворным. Желтая шляпа помогает осуществлять с легкостью замыслы и эффективно действовать в любой ситуации. Однако все действия обладателя желтого головного убора не связаны с эйфорией, интуицией и новыми идеями. Основными чертами «желтошляпного мышления» являются энтузиазм и предвосхищение, что дает заряд энергии для совершения действий.

Полет фантазии – зеленая шляпа

Для развития творческого начала необходимо примерить зеленую шляпу. Именно этот цвет мышления вдохновляет рождать новые идеи, стремиться к переменам, познавать еще не освоенное. Поиск альтернатив помогает рассмотреть все способы решения проблемы. Творческое мышление открывает перед человеком огромный спектр различных вариантов решений.

Важный аспект мышления – побудительные моменты. Человек сначала освобождает свой ум от стереотипов и обращается к разработке новых понятий и представлений о ситуации. Несмотря на то, что многим кажется, что творческое мышление – удел избранных, зеленую шляпу стоит примерять каждый день. Только в этом случае можно сформировать новые привычки.

Контроль над мыслями – шляпа синяя

Человек в синей шляпе – это владелец пультом управления над своими мыслями или дирижер. В задачи синей шляпы входит определение спектра наиболее эффективных и вероятных решений и постановка задач и определение планов действий.