Упрощенная система отчетности субъектов малого предпринимательства. Бухгалтерская отчетность малых предприятий

Организации, применяющие спецрежим в виде ЕНВД, часто удовлетворяют критериям субъекта малого предпринимательства. Это позволяет им воспользоваться рядом льгот, связанных, например, с ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской отчетности.

В статье рассмотрены данные льготы применительно к организациям:

  • применяющим только спецрежим в виде ЕНВД, без совмещения с иным режимом налогообложения;
  • не являющимся эмитентами публично размещаемых ценных бумаг (для таких субъектов рассматриваемые льготы действуют в очень усеченном варианте).
Кроме того, в статье не акцентировано внимание на микропредприятиях, которые относятся к субъектам малого предпринимательства, но для которых предусмотрены дополнительные льготы.

Критерии отнесения организации к субъектам малого предпринимательства

Статьей 4 Закона о развитии предпринимательства установлено, что к субъектам малого предпринимательства (СМП) относятся коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), соответствующие ряду условий:
  • суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных лиц, а также доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
  • средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно (данный критерий должен соблюдаться «вмененщиком» в силу пп. 1 п. 2.2 и п. 2.3 ст. 346.26 НК РФ );
  • выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год не должна превышать 400 млн руб. (п. 1 ).

Ведение бухгалтерского учета

Согласно (далее - Закон о бухучете ) СМП вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, в том числе составлять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Эта льгота не распространяется на организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту (пп. 1 п. 5 данной статьи). Перечень случаев, когда проводится обязательный аудит, приведен в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» , в частности, если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества.

Основными документами, регулирующими упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, являются:

Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (далее - Типовые рекомендации ). Документ применяется в части, не противоречащей Закону о бухучете ;

Информация Минфина России № ПЗ -3/2012 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства» (далее - Информация № ПЗ -3/2012 );

Малым предприятиям предоставлено право вести бухгалтерский учет в упрощенном порядке:

  • применять сокращенный план счетов;
  • не использовать регистры бухгалтерского учета;
  • отказаться от применения ряда ПБУ;
  • учитывать отдельные виды хозяйственных операций в упрощенном порядке.
Руководитель СМП вправе принять ведение бухгалтерского учета на себя (п. 3 ст. 7 Закона о бухучете ).

Отметим, что льготы, которыми организация планирует воспользоваться как СМП, необходимо отразить в учетной политике, чтобы избежать риска споров с налоговой инспекцией.

Рассмотрим эти льготы подробнее.

Сокращенный план счетов

Для ведения бухгалтерского учета СМП может сократить количество синтетических счетов в рабочем плане счетов по сравнению с теми счетами, которые приведены в типовом плане счетов (п. 8 Типовых рекомендаций , п. 3 , 3.1 , 3.2 Информации № ПЗ -3/2012 ).

Например, организация может открыть для обобщения информации о затратах, связанных с производством и продажей продукции (работ, услуг), следующие счета:

  • счет 20 «Основное производство» (вместо счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»);
  • счет 44 «Расходы на продажу».
Таким образом, СМП самостоятельно определяет на базе типового плана счетов, какие именно счета он будет использовать, исходя из специфики деятельности. Рабочий план счетов прилагается к утвержденной организацией учетной политике.

Упрощенная система регистров

Для систематизации и накопления информации СМП может принять упрощенную систему регистров (упрощенную форму) бухгалтерского учета. В зависимости от характера и объема учетных операций это может быть форма бухгалтерского учета без использования (простая форма) или с использованием регистров бухгалтерского учета имущества (п. 4 , 4.1 , 4.2 Информации № ПЗ -3/2012 ).

Форма бухгалтерского учета без использования регистров бухгалтерского учета имущества (простая форма) предполагает регистрацию всех хозяйственных операций только в книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности (см. приложение 1 к Типовым рекомендациям ). Книга (журнал) является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у субъекта малого предпринимательства на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.

Данная форма бухгалтерского учета рекомендована субъектам малого предпринимательства, совершающим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более 30 в месяц), не осуществляющим производство продукции (выполнение работ, оказание услуг), связанное с большими затратами материальных ресурсов.

Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества (см. разд. 4.2 Типовых рекомендаций ) предполагает регистрацию фактов хозяйственной деятельности в комплекте упрощенных ведомостей, предназначенных для формирования информации для управленческих целей и составления бухгалтерской отчетности. Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.

Отражение операций в бухгалтерском учете

Кассовый метод. По общему правилу выручка признается в бухгалтерском учете по начислению (по мере отгрузки товаров (работ, услуг)), независимо от фактического получения денежных средств от покупателей и заказчиков ().

СМП вправе признавать выручку кассовым методом (то есть выручка признается не по мере передачи прав владения, пользования и распоряжения на поставленную продукцию, отпущенный товар, выполненную работу, оказанную услугу, а после поступления денежных средств и иной формы оплаты) (п. 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации» ). Если организацией в учетной политике принят кассовый метод признания выручки, то и расходы отражаются после погашения задолженности (п. 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации» ).

Внеоборотные активы. На основании п. 7 - 9 Информации № ПЗ -3/2012 СМП вправе в бухгалтерском учете:

  • не проводить переоценку основных средств, предусмотренную ;
  • не проводить переоценку НМА, а также не отражать обесценение НМА, которые предусмотрены п. 17 , 22 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» .
Финансовые вложения. СМП вправе осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений (как рыночных, так и нерыночных) в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым их текущая рыночная стоимость не определяется (п. 19 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» ), то есть по первоначальной стоимости.

Условные факты. СМП разрешено не применять (п. 3 ПБУ ). В результате организация не будет отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в бухгалтерском учете и отчетности. Для этого СМП может в том числе не создавать никаких резервов (например, на оплату отпусков работникам, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание), а все фактически понесенные расходы учитывать в составе расходов по мере возникновения.

Расходы по займам и кредитам. СМП вправе признавать прочими расходами проценты по всем займам и кредитам, в том числе по тем, которые используются для приобретения (создания) инвестиционного актива и проценты по которым по общему правилу включаются в его стоимость ().

Исправление ошибок прошлых периодов. По общему правилу существенные ошибки прошлых лет исправляются записями в корреспонденции со счетом 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и с применением ретроспективного пересчета сравнительных показателей отчетности прошлых лет (п. 9 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» ). СМП вправе исправлять существенную ошибку предшествующего отчетного года, выявленную после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, без применения счета 84 и без ретроспективного пересчета.

Отражение последствий изменения учетной политики. По общему правилу последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением отдельных ситуаций (). СМП вправе отражать в бухгалтерской отчетности любые последствия изменения учетной политики перспективно , за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством РФ и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету ().

Бухгалтерская отчетность

СМП может составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме (), то есть она может состоять только из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. Отчет об изменении капитала, отчет о движении денежных средств, пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах составляются, только если они содержат информацию, без которой невозможна оценка финансового положения и финансовых результатов организации.

Кроме этого, СМП вправе:

  • самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности;
  • включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках показатели только по группам статей, без детализации показателей по статьям;
  • раскрывать в бухгалтерской отчетности меньший объем информации по сравнению с объемом, предусмотренным для иных субъектов предпринимательства.
Формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах СМП приложены к вышеуказанному документу.

СМП приводит в бухгалтерской отчетности показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях обособленно лишь в случае, если они существенны и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения субъекта или финансовых результатов его деятельности.

СМП разрешено не применять следующие ПБУ, касающиеся составления бухгалтерской отчетности:

ПБУ 11/2008 ). В результате они вправе не раскрывать информацию о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности.

Понятия «субъекты малого предпринимательства» и «субъекты среднего предпринимательства» определяются ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

  • 1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25% (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам), в том числе совместно с другими лицами, таких хозяйственных обществ, участникам таких хозяйственных партнерств - бюджетным научным учреждениям и автономным научным учреждениям либо образовательным организациям высшего образования, являющимся бюджетными или автономными учреждениями);
  • 2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
    • а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
    • б) до 100 человек включительно для малых предприятий (для микропредприятий, выделяемых среди малых предприятий, - до 15 человек);
  • 3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанные выше предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. Постановлением Правительства РФ от 09.02.2013 № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» установлены предельные значения выручки (без НДС) в следующем объеме:

  • микропредприятия - 60 млн руб.;
  • малые предприятия - 400 млн руб.;
  • средние предприятия - 1 млрд руб.

Предельная балансовая стоимость активов в настоящее время Правительством РФ не установлена.

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, ус тановленным п. 2 и 3 приведенного выше списка. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в и. 2 и 3, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, З"слуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные в п. 2 и 3.

Порядок определения средней численности работников малого предприятия установлен приказом Росстата от 09.01.2014 № 1 «Об утверждении указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения № ПМ “Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия”». Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год должна определяться в порядке, установленном НК РФ. Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов), когда ее предельные размеры будут утверждены Правительством РФ, должна будет определяться в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете.

При проведении проверки субъектов малого предпринимательства аудитору необходимо учесть, что отчетность данного рода экономических субъектов может существенно различаться.

В соответствии с действующими законодательными и нормативными документами субъекты малого предпринимательства сами выбирают формы (системы) налогообложения, учета и отчетности, которые они будут применять: либо общепринятые для всех экономических субъектов, либо упрощенные. С точки зрения техники проведения проверки этот момент не вносит каких-либо существенных особенностей в порядок проведения проверки.

Однако следует разграничивать понятия «упрощенная система налогообложения», «упрощенная форма учета» и «упрощенная форма отчетности».

Под упрощенной системой налогообложения (УСН) чаще всего понимается добровольное применение организацией или индивидуальным предпринимателем специального налогового режима «Упрощенная система налогообложения» . Применение этого режима регулируется гл. 26.2 НК РФ.

Применение УСН организациями предусматривает их полное или частичное освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций. Кроме того, они не признаются плательщиками НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и некоторых других случаев ). Организации, применяющие УСН, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также исполняют обязанности налоговых агентов, предусмотренные НК РФ.

Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если не попадает под ограничения п. 3 ст. 346.12 НК РФ и по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН, ее доходы не превысили определенного периодически индексируемого размера.

Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика превысили определенный размер, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.

В случае применения клиентом УСН аудитору при проверке необходимо руководствоваться следующими основными документами:

  • - гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ;
  • - приказом Минфина России от 22.10.2012 № 135н «Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и Порядков их заполнения»;
  • - приказом ФНС России от 04.07.2014 № ММВ-7-3/352@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в электронной форме».

Если субъект малого предпринимательства выбрал в соответствии с установленным порядком упрощенную систему налогообложения, то в большинстве случаев это предполагает применение им также упрощенных форм учета и бухгалтерской отчетности. Однако действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, не меняются.

Упрощенная форма (система) бухгалтерского учета может применяться в соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Указанная норма не освобождает экономических субъектов от обязанностей ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности .

Нормативными документами регламентируются следующие упрощенные формы ведения бухгалтерского учета:

  • 1) журнально-ордерная форма учета для небольших предприятий. Состав и взаимосвязь учетных регистров при этой форме учета регламентируются следующими документами:
    • - письмом Министерства финансов СССР от 06.06.1960 № 176 «Об инструкции по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций»;
    • - письмом Минфина России от 24.07.1992 № 59 «О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях».

Некоторую сложность применения этой системы создает тот факт, что указанные нормативные документы привязаны к отмененным планам счетов бухгалтерского учета. При выборе экономическим субъектом данной формы учета должна быть произведена ее адаптация к действующему Плану счетов с закреплением соответствующих положений в учетной политике;

2) упрощенные формы бухгалтерского учета для малых предприятий. Состав и взаимосвязь учетных документов, счетов и регистров регламентирована приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н «О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства».

В соответствии с действующими законодательными и нормативными документами субъекты малого предпринимательства сами выбирают формы (системы) учета и отчетности, которые они будут применять: либо общепринятые для всех экономических субъектов, либо упрощенные.

Понятие упрощенной формы бухгалтерской отчетности подразумевает усечение ее состава и (или) периодичности представления пользователям. Применение упрощенных форм отчетности допускается в соответствии с п. 6 приказа Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности организаций», который гласит, что организации - субъекты малого предпринимательства - имеют право формировать бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе:

  • а) в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах включать показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
  • б) в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах приводить только наиболее важную информацию, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Кроме того, в приложениях к указанному приказу приведены два варианта форм баланса и отчета о финансовых результатах - полный (для крупных и средних организаций) и сокращенный (для субъектов малого предпринимательства). Субъекты малого предпринимательства имеют возможность выбора форм официальной бухгалтерской отчетности, т.е. они вправе (по своему усмотрению) применять как полный, гак и сокращенный вариант форм отчетности.

  • Применение понятия «упрощенная система налогообложения» в широком смыслесправедливо и для других специальных налоговых режимов, например единого сельхозналога, патентной системы налогообложения и др.
  • Подробнее см. ст. 346.11 ПК РФ.
  • См., например, Определение Конституционного суда РФ № 319-0 от 13 июня 2006 г.

Е. П. Зобова, главный редактор журнала

На официальном сайте Минфина (minfin.ru) представлен новый документ – Информация № ПЗ-3/2010 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства» (далее – Информация № ПЗ-3/2010). В нем обобщены вопросы применения упрощенной системы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства. Как же рассматривают финансисты ведение бухгалтерского учета на малых предприятиях?

В очередной раз возвращаемся к проблемам бухгалтерского учета «упрощенцев» . Это в первую очередь связано с перспективой введения обязательного бухгалтерского учета для всех организаций и индивидуальных предпринимателей уже с 2012 года. Напомним, что соответствующий законопроект принят Госдумой в первом чтении, его окончательное принятие планируется этой осенью. И льгот для «упрощенцев» по ведению бухгалтерского учета в нем нет.

А Минфин продолжает настаивать на том, что независимо от применяемого налогового режима организации обязаны вести полноценный бухгалтерский учет. Нормы законодательства об обществах с ограниченной ответственностью (ГК РФ, Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» ) и об акционерных обществах (Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» ) обязывают их вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность, а также утверждать распределение прибыли и убытков. Вышеуказанные нормы законодательства РФ подлежат применению всеми акционерными обществами и обществами с ограниченной ответственностью, включая перешедшие на УСНО (Письмо Минфина РФ от 31.05.2011 № 03-11-06/2/85 ).

Рекомендации, приведенные в Информации № ПЗ-3/2010 , предназначены для субъектов малого бизнеса, критерии отнесения к которому определены Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» . К субъектам малого предпринимательства относятся зарегистрированные в установленном порядке юридические лица и индивидуальные предприниматели, соответствующие следующим условиям:

  • для юридических лиц – суммарная доля участия в уставном капитале РФ, субъектов РФ и других указанных в законе лиц не должна превышать 25%;
  • средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек;
  • выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должны превышать предельные значения, установленные Правительством РФ, – 400 млн руб. (Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» ).

Прежде чем следовать рекомендациям Минфина по ведению упрощенного варианта бухгалтерского учета, «упрощенцы» должны проверить, по всем ли критериям они подходят под категорию субъектов малого бизнеса, особенно те организации, которые имеют разноплановый состав учредителей. По таким показателям, как средняя численность работников и выручка от реализации, вопросов к «упрощенцам» возникнуть не может.

Упрощенная система бухгалтерского учета

Принципы построения и ведения бухгалтерского учета определяются в учетной политике. Учетная политика – это принятая совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности (ПБУ 1/2008 ).

Учетная политика должна обеспечивать:

  • полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);
  • своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);
  • большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
  • отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
  • тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
  • рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности).

Для субъектов малого предпринимательства при выполнении прочих требований к учетной политике важным является требование рациональности. Из этого исходит и Минфин в своих рекомендациях. Условия хозяйствования и величина организации имеют решающее значение при организации бухгалтерского учета субъектов малого бизнеса.

Предпочтительные формы ведения бухгалтерского учета. Субъектам малого предпринимательства рекомендованы в качестве предпочтительных следующие организационные формы ведения бухгалтерского учета (в зависимости от объема учетной работы):

  • ввести в штат должность бухгалтера;
  • передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации (централизованной бухгалтерии) или бухгалтеру-специалисту;
  • вести бухгалтерский учет лично руководителем.

Данные варианты предусмотрены Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» , также Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации .

Какой вариант выбрать руководителю малого предприятия? Ответ на этот вопрос зависит прежде всего от объема учетной работы. Во-вторых, важным фактором являются личные предпочтения руководителя: кому-то нравится работать со своим бухгалтером, а кому-то проще передать ведение бухгалтерского учета и сдачу всей отчетности сторонней организации.

Только вариант ведения бухгалтерского учета лично руководителем представляется сомнительным. Например, руководителю
аудиторской фирмы не составляет никакого труда вести бухгалтерский учет и сдавать отчетность своей организации. А вот руководителю строительной организации, наверное, это будет сделать сложно. Все-таки каждый должен заниматься своим делом.

Сокращенный вариант рабочего плана счетов. Для практической реализации требования рациональности Минфин предлагает сократить количество синтетических счетов в принимаемом субъектом малого бизнеса рабочем плане счетов бухгалтерского учета по сравнению с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций . Данные рекомендации приведем в таблице 1.

Таблица 1

Упрощенный вариант рабочего плана счетов

Счета, которые можно заменить

Производственные запасы

Затраты, связанные с производством и продажей продукции (работ, услуг)

Готовая продукция и товары

Денежные средства в банках

Капитал

Финансовые результаты

Упрощенная система регистров бухгалтерского учета. Для систематизации и накопления информации субъект малого предпринимательства может принять упрощенную систему регистров (упрощенную форму) бухгалтерского учета. В зависимости от характера и объема учетных операций это может быть форма бухгалтерского учета без использования (простая форма) или с использованием регистров бухгалтерского учета имущества.

Субъектам малого предпринимательства, совершающим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более 30 в месяц), не осуществляющим производство продукции (работ, услуг), связанное с большими затратами материальных ресурсов, рекомендуется применять простую форму бухгалтерского учета. Форма бухгалтерского учета без использования регистров бухгалтерского учета имущества (простая форма) предполагает регистрацию всех хозяйственных операций только в книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности. Книга (журнал) является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у субъекта малого предпринимательства на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.

Субъектам малого предпринимательства, осуществляющим производство продукции (работ, услуг), рекомендуется применять форму бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества: регистрация фактов хозяйственной деятельности в комплекте упрощенных ведомостей, предназначенных для формирования информации для управленческих целей и составления бухгалтерской отчетности. Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.

Послабления в методике ведения бухгалтерского учета. Субъектам малого предпринимательства сделан ряд послаблений при ведении бухгалтерского учета. Например, они могут не применять ряд ПБУ (таблица 2). Исключением из этого правила являются эмитенты публично размещаемых ценных бумаг, они не могут воспользоваться всеми льготными возможностями.

Минфин предлагает использовать данные льготы при ведении бухгалтерского учета в полном объеме.

Таблица 2

Основание

Примечание

Использовать кассовый метод учета доходов и расходов

– ПБУ 1/2008;

– Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н;

– Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н

Признавать доходы и расходы по договору строительного подряда в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 (включая возможность использования кассового метода учета доходов и расходов), не применяя ПБУ 2/2008

Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008), утвержденное Приказом Минфина РФ от 24.10.2008 № 116н

За исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг

Не проводить переоценку основных средств для целей бухгалтерского учета

Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденное Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н

Не проводить переоценку нематериальных активов для целей бухгалтерского учета.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/07), утвержденное Приказом Минфина РФ от 27.12. 2007 № 153н

Не отражать обесценение нематериальных активов в бухгалтерском учете

Осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется. При этом субъект малого предпринимательства может принять решение не отражать обесценение финансовых вложений в бухгалтерском учете в случаях, когда расчет величины такого обесценения затруднителен

– Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» (ПБУ 19/02), утвержденное Приказом Минфина РФ от 10.12.2002 № 126н;

– ПБУ 1/2008

За исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг

Не отражать , условные обязательства и условные активы в бухгалтерском учете, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание и др.)

Положение по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/01), утвержденное Приказом Минфина РФ от 13.12.2010 № 167н

– за исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг;

– начиная с отчетности 2011 года

Признавать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости проданной продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности

Признавать все расходы по зай-мам прочими расходами

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008), утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 107н

За исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг

Отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности только суммы налога на прибыль отчетного периода без отражения сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих периодов. В бухгалтерской отчетности субъекта малого предпринимательства могут не раскрываться отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства и т. п. объекты

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02), утвержденное Приказом Минфина РФ от 19.11. 2002 № 114н

Бухгалтерская отчетность в сокращенном варианте. При формировании бухгалтерской отчетности субъект малого предпринимательства должен исходить из того, что она должна давать достоверное и полное представление о его финансовом положении, финансовых результатах его деятельности и изменениях в финансовом положении (Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) , утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н ). При выполнении данных условий субъектам малого предпринимательства дано право воспользоваться рядом послаблений при представлении бухгалтерской отчетности (таблица 3).

Таблица 3

Послабления субъектам малого предпринимательства

Основание

Примечание

Составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме (например, решение вопроса о включении в бухгалтерскую отчетность отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств определяется необходимостью приведения наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности)

– Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н (далее – Приказ № 66н);
– Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н

За исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг

Самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности

Приказ № 66н

Включать в бухгалтерский баланс и показатели только по группам статей без детализации показателей по статьям

Приказ № 66н

Начиная с отчетности за 2011 год

Не раскрывать информацию о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности

Положение по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» (ПБУ 11/2008), утвержденное Приказом Минфина РФ от 29.04.2008 № 48н

За исключением публикующего бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ, учредительным документам либо по собственной инициативе

Не представлять информацию по сегментам в бухгалтерской отчетности

Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010), утвержденное Приказом Минфина РФ от 08.11.2010 № 143н

Не раскрывать информацию по прекращаемой деятельности

Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» (ПБУ 16/02), утвержденное Приказом Минфина РФ от 02.07.2002 № 66н

За исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг

При отражении в бухгалтерской отчетности событий после отчетной даты исходить из требования рациональности

Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях приводить обособленно лишь в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения субъекта или финансовых результатов его деятельности

Отражать любые последствия изменения учетной политики перспективно, за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством РФ и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету

Кроме эмитента публично размещаемых ценных бумаг

Исправлять существенные ошибки предшествующего отчетного года, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, без ретроспективного пересчета с включением прибыли или убытка, возникших в результате исправления указанной ошибки, в состав прочих доходов или расходов текущего отчетного периода

Положение по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010), утвержденное Приказом Минфина РФ от 28.06.2010 № 63н

За исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг

В заключение

В целом субъектам малого предпринимательства предоставлены серьезные послабления при организации и ведении бухгалтерского учета.

На практике бухгалтеры пользуются лишь некоторыми из них. Например, единицы представителей субъектов малого бизнеса ведут учет с применением ПБУ 18/02 . Вместо счетов , , , , многие бухгалтера используют счет 20 «Основное производство» , на котором собирают все затраты. При этом представляется целесообразным еще раз посмотреть на все возможные упрощения бухгалтерского учета на данный момент времени, которые собраны в Информации № ПЗ-3/2010 .

При принятии решения об изменении каких-либо принципов ведения бухгалтерского учета надо обязательно внести изменения в учетную политику организации и оформить приказом или распоряжением руководителя. Напомним, что согласно ПБУ 1/2008 изменение учетной политики организации может производиться в случае разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации. Но изменение учетной политики в данном случае производится с начала отчетного года.

Но тем субъектам хозяйственной деятельности, у которых есть движение валютных средств, все‑таки целесообразнее вести полноценный счет Также вызывает вопросы применение счета. Любую программу можно настроить так, как нужно бухгалтеру конкретного предприятия. Для упрощения можно вести учет всех доходов на счете 90 «Продажи» , не применяя счет 91 «Прочие доходы и расходы» . Этот вопрос надо решать исходя из конкретных условий финансово-хозяйственной деятельности.

Также серьезным послаблением в методологии ведения бухгалтерского учета является разрешение не применять целый ряд ПБУ представителям малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг. Это тоже необходимо отразить в учетной политике.

Серьезным облегчением для бухгалтера будет и сокращенный вариант представления бухгалтерской отчетности. Существенным фактором в этом случае является возможность раскрывать в бухгалтерской отчетности меньший объем информации по сравнению с объемом, предусмотренным для иных субъектов предпринимательства.

С учетом всех приведенных послаблений для субъектов малого предпринимательства в отношении бухгалтерского учета, а также соответствующей его организации ведение полноценного бухгалтерского учета для «упрощенцев» не будет трудоемким и сложным процессом. Как известно, дорогу осилит идущий!

Подробно об этом – в статьях Е. П. Зобовой «Упрощение бухгалтерского учета для малых предприятий», № 1, 2011, «Бухучет «упрощенцев» – 2012», № 5, 2011, «Изменения в бухгалтерском учете», № 6, 2011.

Бухгалтерская финансовая отчетность субъектов малого предпринимательства 2017. Форма по КНД 0710096 (бланк)

При этом при составлении упрощенной бухгалтерской отчетности в 2018 году малые предприятия руководствуются следующим подходом:

  • в бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании средств включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
  • в приложениях к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Упрощенные формы отчетности

Упрощенные формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о целевом использовании средств для малых предприятий 2017-2018 утверждены Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н .

Когда сдавать упрощенную отчетность

Особенности в сроках представления годовой бухгалтерской отчетности для малых предприятий законом не предусмотрены. Как и все организации, не позднее 31 марта они обязаны представлять годовую отчетность по своему месту нахождения:

  • в налоговую инспекцию (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ);
  • территориальный орган статистики (ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Если 31 марта совпадет с выходным днем, сдать отчетность можно не позднее следующего за ним рабочего дня (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

За 2016 год сдать годовую отчетность малые предприятия должны были не позднее 31.03.2017.

За 2017 год сдать годовую бухгалтерскую отчетность малые предприятия должны не позднее 02.04.2018.

Упрощенная бухгалтерская отчетность: кто сдает

Составление упрощенной бухгалтерской отчетности - это своего рода послабление, которое предоставляется далеко не всем. У бухгалтеров периодически возникают вопросы об упрощенной бухгалтерской финансовой отчетности, кто сдает ее и при каких условиях. Однако чтобы ответить на вопрос, кто сдает упрощенную бухгалтерскую отчетность, а точнее, кто имеет право сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность, необходимо определиться с тем, у кого вообще есть право на упрощенный бухучет. И связь здесь прямая: кому можно сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность, им же можно вести и упрощенный бухучет. Но это далеко не значит, что если у вас есть право вести упрощенный учет, вы должны его вести и обязаны сдавать только упрощенную финотчетность. Вы по-прежнему можете вести бухгалтерский учет в полном объеме и, соответственно, представлять полный комплект бухгалтерской отчетности. И даже если вы применяете упрощенный бухучет, сдавать весь комплект бухгалтерской отчетности вам никто не может запретить.

Какие организации сдают упрощенную бухгалтерскую отчетность?

Вести упрощенный бухучет и готовить финансовую отчетность в упрощенном формате в 2018 году имеют право лица, перечисленные в ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» :

  • некоммерческие организации;
  • организации-«Сколковцы».

В указаны те хозяйствующие субъекты, которые не вправе вести упрощенный бухучет. К ним относятся:

  • организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту;
  • жилищные и жилищно-строительные кооперативы;
  • кредитные потребительские кооперативы;
  • микрофинансовые организации;
  • организации государственного сектора;
  • политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;
  • коллегии адвокатов;
  • адвокатские бюро;
  • юридические консультации;
  • адвокатские и нотариальные палаты;
  • некоммерческие организации, внесенные в реестр иностранных агентов.

Указанный выше перечень в отношении упрощенной бухгалтерской отчетности 2017-2018 (кто может сдавать ее, а кому такое право не предоставлено) является закрытым. При этом нужно руководствоваться ч. 4 с учетом требований ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ . Это значит, что ответить утвердительно на вопрос, может ли НКО сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность, нельзя, руководствуясь лишь ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ , где указано, что некоммерческие организации относятся к тем, кто сдает упрощенную бух отчетность. В частности, нужно проверить, не относится ли такая НКО к некоммерческим организациям, включенным в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента. Если относится, то вести упрощенный бухучет такой организации нельзя.

А может ли ломбард сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность? Здесь уже нужно знать лишь то, относится ли такая организация к субъектам малого предпринимательства. Ведь прямого запрета на упрощенную отчетность в отношении ломбардов в Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ нет.

По ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н и Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/98).

36. В состав годовой бухгалтерской отчетности включается:

а) Бухгалтерский баланс - форма N 1;

б) Отчет о прибылях и убытках - форма N 2;

в) пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках:

Отчет о движении капитала - форма N 3;

Отчет о движении денежных средств - форма N 4;

Приложение к бухгалтерскому балансу - форма N 5;

Пояснительная записка;

КонсультантПлюс: примечание.

Приказ Минфина РФ от 12.11.1996 N 97, утвердивший типовые формы бухгалтерской отчетности N 1 - N 5, утратил силу с 1 января 2000 года в связи с изданием Приказа Минфина РФ от 13.01.2000 N 4н.

г) Отчет об использовании бюджетных ассигнований организацией - форма N 2-2 (утверждена письмом Минфина России от 27 июня 1995 г. N 61) и Справка об остатках средств, полученных из федерального бюджета (утверждена письмом Минфина России от 9 сентября 1996 г. N 79). Данные формы представляют малые предприятия, получающие бюджетные ассигнования.

В случае установления Минфином России других форм отчетной информации о характере использования бюджетных средств, они также должны включаться в состав бухгалтерской отчетности.

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ от 07.12.1994 имеет номер 1355, а не номер 1335.

КонсультантПлюс: примечание.

Постановление Правительства РФ от 07.12.1994 N 1355 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 12.06.2002 N 409, которым были утверждены иные Правила проведения открытого конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного ежегодного аудита.

Постановление Правительства РФ от 12.06.2002 N 409 было признано утратившим силу Постановлением Правительства РФ от 30.11.2005 N 706, которым утверждены действующие на настоящий момент Правила проведения открытого конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного ежегодного аудита организации, доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации в уставном (складочном) капитале которой составляет не менее 25 процентов.

В приведенном объеме представляют годовую бухгалтерскую отчетность малые предприятия, обязанные проводить независимую аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 г. N 1335 "Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке".

37. В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 19 июля 1998 г. N 34н, годовая бухгалтерская отчетность может представляться малым предприятием в сокращенном варианте.

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации было утверждено Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 года, а не 19 июля 1998 года.

38. Годовая бухгалтерская отчетность представляется в адреса и сроки в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете".

День представления малым предприятием бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи по принадлежности.

39. В формах бухгалтерской отчетности приводятся данные по предусмотренным в них показателям.

В случае незаполнения той или иной статьи (строки, графы) типовой формы бухгалтерской отчетности ввиду отсутствия у организации соответствующих активов, пассивов, операций эта статья (строка, графа) прочеркивается.

Если при составлении малым предприятием типовых форм бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении данного предприятия, а также финансовых результатах его деятельности, то в бухгалтерскую отчетность включаются соответствующие дополнительные показатели.