Средства защиты для тракториста. Требования охраны труда перед началом работы

Инструкция №___

ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда
для тракториста

Инструкция составлена в соответствии с «Типовой инструкцией по охране труда для машинистов-трактористов колесного тягача» ТОИ Р-15-034-97.

1. Общие требования охраны труда

1.1. Для выполнения обязанностей тракториста могут быть приняты работники:

  • не моложе 18 лет;
  • имеющие соответствующую профессиональную подготовку.

Прошедшие:

  • обязательный предварительный медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний;
  • вводный инструктаж;
  • вводный инструктаж по пожарной безопасности;
  • первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте;
  • обучение безопасным методам и приемам труда;
  • проверку знаний требований охраны труда;
  • аттестацию на знание практических навыков безопасного производства работ, правил дорожного движения и имеющие удостоверение на право управления трактором;
  • обучение и проверку знаний по электробезопасности на соответствующую группу, в качестве оперативно-ремонтного персонала при выполнении работ, связанных с эксплуатацией электрооборудования;
  • обучение по пожарно-техническому минимуму.

1.2. Тракторист должен проходить:

  • повторный инструктаж по охране труда на рабочем месте не реже чем через каждые три месяца;
  • стажировку от 2 до 14 смен;
  • внеплановый и целевой инструктажи: при изменении технологического процесса или правил по охране труда, замене или модернизации производственного оборудования, приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более чем на 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности, — 30 календарных дней);
  • периодический медицинский осмотр.

1.3. Тракторист обязан:

  • соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;
  • соблюдать требования настоящей Инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;
  • соблюдать требования безопасного выполнения работ при эксплуатации оборудования;
  • использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной и коллективной защиты;
  • незамедлительно сообщать непосредственному руководителю о произошедших с ним или другими работниками несчастных случаях, травмах, неисправностях оборудования и т. д.

1.4. Тракторист должен:

  • уметь оказывать первую (доврачебную) помощь пострадавшему при несчастном случае;
  • знать местоположение средств оказания доврачебной помощи, первичных средств пожаротушения, главных и запасных выходов, путей эвакуации в случае аварии или пожара;
  • применять в процессе своей работы оборудование, инструменты и средства малой механизации по назначению, в соответствии с инструкциями завода-изготовителя;
  • выполнять только порученную непосредственным руководителем работу и не передавать ее другим без разрешения непосредственного руководителя;
  • во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать присутствия на рабочем месте лиц, не имеющих отношения к работе;
  • содержать рабочее место, в том числе и проходы к рабочим местам, в чистоте и порядке, при обнаружении захламления рабочей зоны необходимо обеспечить ее уборку.

1.5. Тракторист должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать разрешается только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок (кулеров).

1.6. Тракторист обязан выполнять свою работу в соответствии с трудовым договором, должностной инструкцией. В своей работе необходимо неукоснительно действовать в соответствии с установленными правилами внутреннего распорядка дня. Запрещается оставаться на территории предприятия по окончании продолжительности рабочей смены.

1.7. Основными опасными производственными факторами при выполнении работ могут быть:

  • физические перегрузки;
  • пониженная температура воздуха в производственных помещениях и сооружениях;
  • повышенная температура воздуха в производственных помещениях и сооружениях;
  • опасный уровень напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
  • локальная вибрация;
  • общая вибрация;
  • вдыхание паров продуктов сгорания при работе двигателя;
  • производственный шум;
  • движущиеся части механизмов трактора;
  • участники дорожного движения.

1.8. На основании п. 4 Приложения № 1 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.06.2009 № 357н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» трактористу положены следующие средства индивидуальной защиты:

Наименование

Срок использования

костюм хлопчатобумажный для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или костюм из смешанных тканей для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий

1 шт. на год

ботинки кожаные с жестким подноском или сапоги кожаные с жестким подноском

1 пара на год

перчатки трикотажные с полимерным покрытием

12 пар на год

каска защитная

1 шт. на 3 года

подшлемник под каску

1 шт. на год

очки защитные

до износа

вкладыши противошумные

до износа

1 шт. на год

Зимой дополнительно:

костюм на утепляющей прокладке

1 шт. на 2,5 года

валенки с резиновым низом или ботинки кожаные утепленные, с жестким подноском

1 пара на 3 года

подшлемник утепленный (с однослойным или трехслойным утеплителем)

1 шт. на год

перчатки с защитным покрытием, морозостойкие, с шерстяными вкладышами

1 пара на год

жилет сигнальный 2 класса защиты

1 шт. на год

1.9. В случае получения травмы работником ему в обязательном порядке оказывается первая помощь, а в последующем организовывается доставка пострадавшего работника в медицинское учреждение.

1.10. Лица, допустившие невыполнение или нарушение настоящей Инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации и с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

1.11. Контроль за выполнением мероприятий, изложенных в настоящей Инструкции, работником осуществляет непосредственный руководитель.

2. Требования охраны труда перед началом работ

2.1. Надеть спецодежду, спецобувь. Застегнуть спецодежду на все пуговицы, не допуская свисающих концов одежды, убрать волосы под головной убор. Проверить отсутствие в одежде острых, колющих и режущих предметов. Надеть специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты.

2.2. Пройти предрейсовый медицинский осмотр, получить путевой лист.

2.3. Тракторист обязан тщательно осмотреть внешний вид трактора, узлы и агрегаты машины, проверить систему тормозов и рукояток управления, звуковую и световую сигнализацию, заправку водой, топливом и смазкой, наружное освещение.

2.4. После осмотра трактора и устранения неисправностей запустить двигатель вхолостую на 3-5 минут, а затем проверить работоспособность систем и узлов трактора.

2.5. Перед запуском двигателя тракторист обязан убедиться:

  • в том, что рычаги управления коробкой перемены передач, гидросистемой, валом отбора мощности и рабочими органами находятся в нейтральном или выключенном положении;
  • в отсутствии людей в зоне возможного движения машины или агрегата, а также под трактором и под агрегатируемой с ним машиной;
  • в надежности соединения пускового шнура с маховиком, а также в том, что для движения руки имеется достаточно свободного места (при отсутствии стартера с аккумулятором).

2.6. При запуске пускового двигателя запрещается:

  • ставить ногу на опорный каток, гусеничный ход и находиться у заднего колеса;
  • наматывать пусковой шнур на руку;
  • стоять в плоскости вращения маховика пускового двигателя.

2.7. При наличии течи горючего в системе питания запрещается запускать двигатель.

2.9. Запускать двигатель трактора, находящегося в закрытом помещении, разрешается только при включенной вытяжной вентиляции. Длительная работа двигателя в закрытом помещении допускается только с выводом выхлопных газов за пределы помещения.

2.10. Перед началом движения трактора к прицепным агрегатам (машине) тракторист должен дать звуковой сигнал, убедиться в отсутствии людей между трактором и агрегатом и только после этого начать движение. Подъезжать к агрегату следует задним ходом на низшей передаче, плавно и без рывков. При этом тракторист обязан наблюдать за командами прицепщика, ноги держать на педали муфты сцепления и тормоза, чтобы в случае необходимости обеспечить экстренную остановку трактора.

2.11. В момент движения трактора к прицепному агрегату (машине) прицепщик не должен находиться на пути его движения. Соединять или расцеплять прицепное устройство разрешается только при полной остановке трактора по команде тракториста.

2.12. Во время соединения или расцепления машины тракторист обязан установить рычаг переключения коробки перемены передач в нейтральное положение, а ногу держать на тормозе.

2.13. Тормозная система прицепной машины должна быть подключена к трактору. Транспортное средство должно дополнительно соединяться с трактором страховочной цепью (канатом).

2.14. На машинах, работающих от вала отбора мощности трактора, защитный кожух карданного вала должен быть зафиксирован от вращения, а на тракторе и машине должны быть установлены защитные ограждения, перекрывающие воронки защитного кожуха на величину не менее 50 мм.

2.15. В зимнее время для заправки системы охлаждения трактора должны применяться низкозамерзающие жидкости или вода. Применять для заправки системы охлаждения дизельное топливо или другие жидкости не допускается.

2.16. В зимнее время при запуске двигателя в радиатор необходимо заливать горячую воду, а в картер — подогретое масло.

2.17. Подогревать двигатель паяльной лампой, горящим факелом и другими источниками открытого пламени запрещается.

2.18. Учитывая, что низкозамерзающие жидкости ядовиты, заливка и переливание их должны производиться механизированным способом с применением индивидуальных средств защиты.

2.19. Применение низкозамерзающих жидкостей допускается только после инструктажа тракториста по правилам безопасного обращения с ними.

2.20. Перед выездом с базы механизации или с объекта механик обязан проверить техническое состояние трактора и сделать соответствующую запись в сменном журнале учета работы. К работе допускаются трактора в технически исправном состоянии. Перечень неисправностей и предельных состояний узлов и систем, при которых запрещается работа трактора, указан в эксплуатационной документации (паспорте) завода-изготовителя.

2.21. Въезд на территорию строительной площадки трактора, принадлежащего специализированной организации, допускается с разрешения администрации стройплощадки (мастера или прораба) и после получения инструктажа трактористом по безопасной работе трактора на стройплощадке.

2.22. По прибытии на место работы тракторист обязан ознакомиться под подпись с технологической картой или схемой, поручаемой руководителем работы. При наличии источников повышенной опасности к работе можно приступать только при наличии наряда-допуска и после получения целевого инструктажа, при котором руководитель работ обязан указать характер опасного или вредного производственного фактора, границы опасной зоны и конкретные меры по безопасности выполняемой работы. Проведение целевого инструктажа регистрируется в наряде-допуске на производство работ.

2.23. Обо всех обнаруженных недостатках в работе тракторист обязан сообщить непосредственному руководителю работ.

3. Требования охраны труда во время работы

3.1. В процессе работы тракторист обязан соблюдать требования правил эксплуатации оборудования, используемого на данном виде работ, применять безопасные способы и приемы выполнения работ, выполнять только ту работу, по которой прошел обучение, инструктаж по охране труда и к которой допущен.

3.2. Не поручать свою работу необученным и посторонним лицам.

3.3. К работе на оборудовании допускаются работники, прошедшие специальное обучение и проверку знаний в установленном порядке. Передавать управление и обслуживание оборудования не обученным работникам, оставлять без присмотра работающее оборудование, требующее присутствия персонала, запрещается.

3.4. Включение, запуск и контроль за работающим оборудованием должны производиться только лицом, за которым оно закреплено.

3.5. Порученную работу тракторист обязан выполнять в строгом соответствии с технологической картой, схемой или устным указанием непосредственного руководителя работ (мастера или прораба).

3.6. Во время работы на территории строительной площадки перемещение трактора должно осуществляться по схеме, указанной у въезда на стройплощадку и обозначенной дорожными знаками. Скорость движения трактора вблизи места производства работ не должна превышать 10 км/ч на прямых участках и 5 км/ч на поворотах.

3.7. Работа трактора вблизи ЛЭП и других источников повышенной опасности должна производиться в строгом соответствии с требованиями безопасности, изложенными в наряде-допуске.

3.8. Передвижение трактора через естественные, а также через неохраняемые железнодорожные переезды допускается только после обследования состояния пути движения. При необходимости путь движения должен быть спланирован и укреплен с учетом требований, указанных в паспорте машины.

3.9. Перемещение трактора по льду допускается только в том случае, если оборудована ледовая переправа, согласно соответствующим требованиям безопасности.

3.10. При значительной толщине снежного покрова тракторист должен вести машину с равномерной скоростью на пониженной передаче, стараясь по возможности не делать переключения передач и резких поворотов.

3.11. В гололед трактор должен быть снабжен противоскользящими цепями или быстросъемными ледовыми шипами.

3.12. Работа трактора на откосах и косогорах, крутизна которых превышает допустимую по техническому паспорту машины, не разрешается.

3.13. Спуск со склона необходимо производить на первой передаче. При этом запрещается выключать сцепление, двигаться накатом, использовать увеличение крутящего момента, переключать передачи, производить резкое торможение, останавливать трактор на крутых склонах или ездить поперек них.

3.14. Во время перерывов в работе трактор необходимо установить на ровной площадке, затормозить, рычаги органов управления поставить в нейтральное положение, перевести двигатель на малые обороты.

3.15. Оставлять без надзора трактор с работающим двигателем запрещается.

3.16. Перемещение, установка и работа трактора вблизи выемок (котлованов, траншей, канав и т. п.) разрешаются только за пределами призмы обрушения грунта на расстоянии, установленном проектом производства работ.

3.17. Запрещается передвижение трактора в опасных зонах, создаваемых другими опасными производственными факторами (грузоподъемные краны, строящиеся здания, ЛЭП и др.). Эти зоны на стройплощадке ограждаются сигнальными ограждениями и обозначаются надписями и знаками.

3.18. При отсутствии ограждений и знаков, определяющих границы опасных зон, тракторист обязан уточнить их у непосредственного руководителя работ.

3.19. Нахождение в кабине трактора, а также на участке производства работ лиц, не связанных с выполнением технологического процесса, не допускается.

3.20. Количество людей, перевозимых на тракторе, определяется количеством мест в кабине.

3.21. Буксировать и вытаскивать трактором автомашины и другие агрегаты допускается с помощью жесткого буксира и под руководством мастера или прораба.

3.22. Допускается при буксировке применять стальной канат при наличии решетки на заднем стекле кабины трактора и отсутствии людей в зоне трактора и буксируемого механизма.

3.23. Крышку радиатора на перегретом двигателе во избежание ожога необходимо открывать в рукавицах плавно для постепенного стравливания пара. При этом лицо тракториста должно быть повернуто в сторону от радиатора.

3.24. В темное время суток трактор должен работать со всеми источниками света, предусмотренными конструкцией машины.

3.25. Выходить из кабины управления и входить в нее, регулировать двигатель, смазывать и крепить узлы во время движения трактора запрещается. Смазку, крепление и регулировку узлов и систем трактора следует производить при выключенном двигателе.

3.26. Запрещается выпрыгивать из кабины трактора. Спуск осуществлять строго по лестницам, трапам.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. В случае появления задымления или возгорания немедленно прекратить работу, отключить электрооборудование, вызвать пожарную охрану, сообщить непосредственному руководителю и администрации организации, принять меры к эвакуации из помещения. При ликвидации загорания необходимо использовать первичные средства пожаротушения, принять участие в эвакуации людей. При загорании электрооборудования применять только углекислотные или порошковые огнетушители.

4.2. В случае получения травмы работник обязан прекратить работу, поставить в известность непосредственного руководителя и вызвать скорую медицинскую помощь или обратиться в медицинское учреждение.

4.3. Если на металлических частях оборудования обнаружено напряжение (ощущение тока), электродвигатель оборудования гудит, в случае появления вибраций или повышенного уровня шума, при резком нагревании и плавлении электропроводов, искрении электрооборудования, обрыве заземляющего провода необходимо остановить работу оборудования, доложить о случившемся непосредственному руководителю. Без указаний руководителя к работе приступать запрещено.

4.4. Во всех случаях отправления предоставить пострадавшему покой и как можно скорее обратиться за медицинской помощью.

4.5. При попадании вредных веществ через дыхательные пути необходимо удалить пострадавшего из зоны заражения на свежий воздух, уложить его, желательно в теплом месте, расстегнуть одежду, пояс.

4.6. При попадании вредных веществ на кожу снять зараженную одежду, тщательно обмыть загрязненные участки кожи большим количеством воды. При попадании в глаза тщательно и обильно промыть струей проточной воды.

4.7. При попадании вредных веществ в желудочно-кишечный тракт дать выпить несколько стаканов теплой воды или 2 %-ного раствора пищевой соды.

4.8. При поражении электрическим током необходимо освободить пострадавшего от действия тока путем немедленного отключения электроустановки рубильником или выключателем. Если отключить электроустановку достаточно быстро нельзя, необходимо пострадавшего освободить с помощью диэлектрических перчаток или сухого деревянного предмета, при этом необходимо следить и за тем, чтобы самому не оказаться под напряжением. После освобождения пострадавшего от действия тока необходимо оценить его состояние, вызвать скорую медицинскую помощь и до прибытия врача оказывать первую доврачебную помощь.

5. Требования охраны труда по окончании работ

5.1. По окончании работы тракторист обязан:

  • поставить трактор в отведенное место, выключить муфту сцепления, рычаг переключения скоростей перевести в нейтральное положение, выключить двигатель, включить стояночный тормоз и прекратить подачу топлива;
  • очистить трактор от грязи, пыли, вытекающей смазки и осмотреть состояние его механизмов;
  • устранить обнаруженные неисправности и отрегулировать при необходимости механизмы управления муфты и тормоза;
  • смазать механизмы трактора согласно требованиям инструкций завода-изготовителя;
  • в холодное время года слить воду из радиатора и трубопровода. Это достигается работой двигателя в течение нескольких минут после слива воды;
  • убрать инструменты и приспособления в отведенные места, привести в порядок рабочее место, очистить проходы, эвакуационные выходы;
  • сдать рабочие места непосредственному руководителю. Сообщить ему о выполненных задачах, а также обо всех замеченных в ходе работ неисправностях;
  • снять рабочую одежду, обувь, убрать их в предназначенные для хранения места;
  • вымыть руки и лицо с мылом, по возможности принять душ.

1.1. К управлению и обслуживанию колесных тракторов допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие специальную подготовку и получившие в установленном порядке удостоверение на право управления трактором. Машинист-тракторист должен пройти обучение по охране труда и получить соответствующее удостоверение.

1.2. Закрепление работников за определенной машиной должно оформляться приказом (распоряжением) по цеху или организации.

1.3. Машинист должен знать и выполнять правила внутреннего трудового распорядка организации.

1.4. Машинист должен пользоваться средствами индивидуальной защиты (спецодежда, спецобувь, рукавицы и др.), выдаваемыми в соответствии с отраслевыми нормами.

1.5. При движении колесных тракторов по дорогам общего пользования и лесовозным дорогам необходимо руководствоваться "Правилами дорожного движения", утвержденными МВД России.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед началом работы машинист-тракторист должен проверить техническую исправность:

ходовой части трактора и прицепного технологического оборудования;

рулевого управления и тормозного устройства;

приборов освещения и звукового сигнала.

2.2. Полностью заправить трактор ГСМ, специальными и охлаждающими жидкостями.

2.3. Перед запуском двигателя проверить рычаги управления трактором и технологическим оборудованием и убедиться, что они находятся в нейтральном положении, а гидросистема отключена.

2.4. После запуска двигателя проверить работу машины и технологического оборудования на холостом ходу и убедиться в их исправности. Работа на неисправном тракторе не разрешается.

2.5. Перед началом движения машинист должен убедиться в отсутствии людей вблизи машины и на пути движения, подать предупредительный сигнал и только после этого начинать движение.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Работник должен выполнять только ту работу, которая поручена ему непосредственным руководителем.

3.2. Подавая трактор задним ходом к прицепному оборудованию, необходимо двигаться на первой передаче заднего хода на малой частоте вращения коленчатого вала двигателя, держа правую ногу на педали подачи топлива, а левую - у педали слива в готовности остановить трактор в любой момент.

3.3. Если тракторист не видит сближающиеся прицепные устройства, то его действиями должен руководить другой работник, находящийся вне пути движения трактора.

3.4. Перед каждым входом в кабину трактора машинист должен тщательно очистить обувь от грязи во избежание падения с подножки и соскальзывания ног с педалей управления.

3.5. Запрещается при движении трактора сходить и входить в кабину, стоять и сидеть на подножках, лестницах, крыльях, навесном технологическом оборудовании.

3.6. При работающем двигателе запрещается выполнять ремонтные работы под трактором.

3.7. Очищать технологическое оборудование от земли, снега, грязи, коры, щепы и т.д. следует после полной остановки трактора.

3.8. При работе с навесным технологическим оборудованием следует выполнять следующие требования:

при развороте трактора следить, чтобы технологическое оборудование вписывалось в габариты дороги;

не выполнять крутых поворотов на высших транспортных скоростях (во избежание опрокидывания);

не проводить регулировочные, очистные и другие работы под поднятым технологическим оборудованием (не исключен самопроизвольный переход гидросистемы в режим опускания);

при длительных переездах учитывать, что техническими условиями на изготовление трактора допускается усадка штоков гидроцилиндров до 30 мм за 30 минут. Поэтому следует периодически контролировать и корректировать высоту их подъема.

3.9. Запрещается эксплуатировать прицепное технологическое оборудование с неисправными тормозами.

3.10. Во время работы машинист должен выполнять команду "стоп" независимо от того, кем она подана.

3.11. Оставлять трактор без наблюдения при работающем двигателе запрещается.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При показаниях приборов, оповещающих о недостаточном давлении масла в двигателе или повышенной температуре охлаждающей жидкости, необходимо немедленно остановить машину и выключить двигатель. После охлаждения двигателя следует измерить уровень масла, осмотреть систему маслопровода и устранить выявленные дефекты.

Открывать крышку радиатора для контроля уровня охлаждающей жидкости необходимо с особой осторожностью, остерегаясь ожогов. Вначале следует ослабить ее, выпустив пар, а затем снять крышку с горловины. Работать при этом нужно только в рукавицах.

При необходимости устранения возникшей неисправности в процессе работы и проведения технического обслуживания следует выключить двигатель машины.

4.2. При вынужденной остановке тягача на дороге (по причине неисправности) следует выставить сзади трактора знак аварийной остановки и принять меры к устранению неисправности. В необходимых случаях следует прибегнуть к помощи других водителей и, если неисправность устранить не удалось, следовать в гараж с соблюдением мер предосторожности. В случаях, когда не работают тормоза, повреждены детали рулевого управления, подтекает топливо из системы питания, поврежден карданный вал, неисправно тягово-сцепное устройство, а также в случае съезда трактора с колейного покрытия или в кювет и невозможности самостоятельно выехать машинист должен информировать механика или руководителя работ.

4.3. Тракторист-машинист обязан выполнять принятое решение механика (руководителя работ) для дальнейшей его буксировки или о буксировке в груженом состоянии на небольшое расстояние до выхода трактора на лесовозную дорогу.

Запрещается использовать в качестве буксира груженый лесовозный автопоезд, а также буксировать неисправный груженый трактор.

4.4. Не разрешается производить сцепку и находиться между сцепляемыми транспортными средствами до полной их остановки.

4.5. При дорожно-транспортном происшествии тракторист-машинист, причастный к нему, должен:

без промедления остановиться и не трогать с места трактор, а также другие предметы, имеющие отношение к происшествию;

если невозможно движение транспортных средств, освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав положение трактора и относящихся к дорожно-транспортному происшествию предметов и следов;

при необходимости оказать пострадавшим доврачебную помощь.

4.6. Каждый работник должен уметь оказывать первую доврачебную помощь. Помощь необходимо оказывать немедленно непосредственно на месте происшествия. Первым делом нужно устранить источник травмирования (выключить двигатель, остановить механизм, извлечь пострадавшего из-под хлыста и др.). Оказание помощи надо начинать с самого существенного, что угрожает здоровью или жизни человека: при сильном кровотечении наложить жгут, а затем перевязать рану; при подозрении на закрытый перелом наложить шину; при открытых переломах сначала следует перевязать рану, а затем наложить шину; при ожогах наложить сухую повязку; при обморожении пораженный участок осторожно растереть, используя мягкие или пушистые ткани.

При подозрении на повреждения позвоночника транспортировать пострадавшего можно только в положении лежа на жестком основании.

После оказания доврачебной помощи пострадавший должен быть направлен в ближайшее лечебное учреждение.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. По окончании работы машинист должен:

поставить трактор на стоянку, опустить технологическое оборудование на землю;

выключить насосы, остановить двигатель;

очистить трактор и технологическое оборудование от грязи и мусора;

осмотреть трактор; при обнаружении неисправностей, не подлежащих устранению своими силами, доложить механику или другому ответственному лицу.

5.2. Об имевших место недостатках в области охраны труда необходимо известить своего непосредственного руководителя.

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ОХРАНЕ ТРУДА № __________

ДЛЯ МАШИНИСТА ТРАКТОРА (ТРАКТОРИСТА)

1. Общие положения

1.1. К управлению трактором допускаются лица не моложе 18 лет, которые имеют удостоверение на право управления трактором и признаны пригодными для этой работы медицинской комиссией.

1.2. Машинист трактора (тракторист), который принимается на работу, должен пройти вводный инструктаж по охране труда, производственной санитарии, пожарной безопасности, приемам и способам оказания доврачебной помощи пострадавшим, должен быть ознакомлен под роспись с условиями работы, правами и льготами за работу во вредных и опасных условиях труда, о правилах поведения при возникновении аварий.

До начала работы непосредственно на рабочем месте машинист трактора (тракторист) должен пройти первичный инструктаж по безопасным приемам выполнения работ.

О проведении вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте делаются соответствующие записи в Журнале вводного инструктажа по вопросам охраны труда и Журнале регистрации инструктажей по вопросам охраны труда. При этом обязательны подписи как того, кого инструктировали, так и того, кто инструктировал.

1.3. Машинист трактора (тракторист), который принимается на работу, после первичного инструктажа на рабочем месте должен на протяжении 2-15 смен (в зависимости от стажа, опыта и характера работы) пройти стажировку под руководством опытного, квалифицированного машиниста трактора, который назначается приказом (распоряжением) по предприятию.

1.4. Повторный инструктаж по правилам и приемам безопасного ведения работы и охраны труда машинист трактора (тракторист) должен проходить:

– периодически, не реже одного раза в квартал;

– при неудовлетворительных знаниях по охране труда не позднее месячного срока;

– в связи с допущенным случаем травматизма или нарушением требований охраны труда, которые не привели к травме.

1.5. Машинист трактора (тракторист) должен работать в спецодежде и обуви, предусмотренными Типовыми отраслевыми нормами: комбинезоне хлопчатобумажном, рукавицах комбинированных, сапогах резиновых.

Кроме того, на внешних роботах зимой: куртка и брюки хлопчатобумажные на утепленной прокладке, валенки.

Спецодежда, спецобувь должны быть исправные и соответствовать росту и размеру. Запрещается работать в одежде, пропитанной горюче-смазочными материалами.

1.6. Инструмент и устройства необходимо использовать только по назначению.

1.7. Кабина машиниста трактора (тракториста), органы управления и приборы должны быть чистые, сухие и свободные от посторонних предметов.

1.8. На тракторе не разрешается хранить промасленные или смоченные топливом обтирочные материалы, а также бензин, керосин и прочие легковоспламеняющиеся вещества.

1.9. Трактор необходимо заправлять топливом с помощью заправочных устройств. Заправка трактора в темное время суток допускается только при искусственном освещении. При этом запрещается пользоваться источниками открытого огня.

1.10. Заправка топливного бака пускового двигателя этиловым бензином разрешается только механизированным способом. Запрещается заправлять бак этиловым бензином непосредственно из ведра и других емкостей.

1.11. Необходимо следить, чтобы в топливных баках и топливопроводах не было течи, которую при выявлении надо немедленно устранить, а потеки вытереть.

1.12. Работа с неисправным или плохо слышным звуковым сигналом не разрешается.

Запрещается эксплуатация трактора в ночное время с неисправной световой сигнализацией.

1.13. Прежде чем сойти с трактора, необходимо поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение и включить тормоз.

1.14. Перед погрузкой трактора на железнодорожную платформу или другое транспортное средство необходимо установить механизм навески в крайнее верхнее положение, зафиксировать его механическим фиксатором в транспортном положении. Необходимо слить воду из системы охлаждения двигателя и топливо из топливных баков, отключить аккумуляторную батарею, включить первую передачу коробки передач.

1.15. При погрузке и разгрузке трактора необходимо пользоваться специальными захватами, которые гарантируют безопасность работы и целостность кабины и обшивки трактора.

1.16. Машинист трактора (тракторист) должен хорошо знать приемы управления трактором и последовательность их выполнения при запуске пускового двигателя и дизеля, при запуске трактора в работу и его движении, а также при остановке трактора и двигателя.

1.17. Запрещается во время работы смазывать и крепить детали, заправлять, регулировать и очищать от грязи тягач и прицепные агрегаты.

1.18. При ремонте двигателя запрещается выполнять любые ремонтные работы под трактором и прицепными машинами.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Перед началом работы необходимо осмотреть трактор, убедиться в его исправности и только тогда приступать к пуску двигателя.

2.2. Перед пуском двигателя необходимо:

– выполнить операции “Ежесменного технического обслуживания по подготовке двигателя к работе”;

– проверить исправность электрооборудования освещения и сигнализации;

– открыть запорный кран топливного бака основного двигателя;

– выпустить воздух из топливной системы (при необходимости).

2.3. Для пуска двигателя необходимо соблюдать такие требования:

– установить рычаг переключения передач в нейтральное положение;

– включить аккумуляторную батарею в электрическую сеть, нажав на большую кнопку включателя “массы” до фиксации ее в нижнем положении;

– установить рычаг управления подачей топлива до положения выключенной подачи топлива;

– включить декомпрессор;

– открыть кран подачи топлива к карбюратору пускового двигателя;

– прикрыть воздушную заслонку карбюратора пускового двигателя;

– включить электростартер;

– после прогрева пускового двигателя плавно, но быстро включить муфту сцепления редуктора;

– прокрутить основной двигатель на протяжении 1-2 мин. до появления давления смазочного масла в масляной магистрали двигателя и выключить декомпрессор;

– заглушить пусковой двигатель;

– закрыть кран подачи топлива к карбюратору.

2.4. Для облегчения запуска двигателя в зимний период в системе охлаждения следует использовать жидкости с низкой температурой замерзания (антифриз).

2.5. Заправку системы охлаждения двигателя трактора антифризом следует проводить только с помощью специально предназначенной для этой цели посуды (ведра с носиком, бачки, воронки).

Заправочная посуда должна быть очищена от твердых осадков, налетов и ржавчины, промыта щелочным раствором и пропарена. Заправочная посуда должна иметь надпись “Только для антифриза”.

При заправке антифризом необходимо принять меры, исключающие попадание в него нефтепродуктов (бензина, дизельного топлива, масла и т.п.), поскольку во время работы двигателя они приводят к вспениванию антифриза.

2.6. Заливать антифриз в систему охлаждения без расширяющего бачка следует не до горловины радиатора, а на 10% меньше объема системы охлаждения, так как во время работы двигателя (при нагревании) антифриз расширяется больше воды, что может привести к его истечению.

Переливание антифриза с помощью шланга путем засасывания его ртом запрещается.

После работы с антифризом следует старательно вымыть руки водой с мылом.

2.7. Не разрешается пуск основного двигателя без предшествующего прокручивания коленчатого вала, в особенности в холодное время года, если смазочное масло густое и поступает в подшипники с опозданием.

2.8. Запрещается пускать двигатель без воды в системе охлаждения.

2.9. Запрещается пользоваться открытым огнем для облегчения пуска двигателя в холодное время года.

2.10. Запрещаются работы на тракторах, в которых есть устройство ручного запуска двигателя с помощью пускового шнура. Это относится к старым моделям тракторов, которые должны быть оборудованы электростартерным запуском двигателя.

2.11. При пуске двигателя пусковой рукояткой ее необходимо брать правой рукой так, чтобы пальцы руки были по одну сторону рукоятки. Вращать рукоятку по кругу запрещается.

2.12. Запрещается заводить перегретый двигатель во избежание обратного удара от преждевременной вспышки (вследствие самовозгорания рабочей смеси).

2.13. Трогаясь с места, при повороте и остановке машины, машинист трактора (тракторист) должен дать предупредительные сигналы рабочим, которые находятся на прицепных машинах.

3. Требования безопасности во время выполнения работы

3.1. Во время движения трактора главная муфта сцепления должна быть полностью включена, чтобы не допустить пробуксовывания дисков, что приводит к преждевременному срабатыванию фрикционных накладок. Переключать передачи необходимо при выключенной главной муфте.

3.2. При работе трактора с прицепными машинами необходимо прикрепить растяжки механизма навешивания к верхним плоскостям (чтобы не допустить задевание растяжек за прицепную скобку и их повреждение), поднять нижние тяги механизма навешивания к крайнему верхнему положению, установить верхнюю тягу в транспортное положение и закрепить ее специальным устройством.

3.3. Машинист трактора (тракторист) должен ознакомиться с фронтом работ и технологией рабочего процесса, проверить исправность ограждения и наличие предупредительных знаков, а также ознакомиться с рельефом и особенностями площадки.

3.4. Запрещается во время движения переходить из трактора на прицепные машины и назад.

3.5. Запрещается включать скорость при наличии людей между трактором и прицепной машиной.

3.6. Площадка, на которой работает трактор, должна быть ограждена и оборудована знаками безопасности. При выполнении работ на дорогах с открытым движением место проведения работ должно быть ограждено и установлены соответствующие дорожные знаки.

3.7. При работе трактора необходимо следить за показаниями контрольно-измерительных приборов:

– давлением в системе смазывания прогретого двигателя. Давление должно быть на номинальных оборотах 3-5кгс/см 2 , на минимальных оборотах холостого хода – не менее 1 кгс/см 2 ;

– температурой воды в системе охлаждения (75–100°С).

Нельзя допускать продолжительной работы двигателя под нагрузкой при температуре ниже 75°С, так как при этом повышается срабатывание гильзо-поршневой группы и снижается экономичность двигателя.

3.8. Чтобы не допустить ожогов паром или горячей водой (антифризом), которые выбрасываются из радиатора при перегреве двигателя, крышку радиатора необходимо снимать в рукавицах, стоя с наветренной стороны.

3.9. Одновременная работа двух тракторов с прицепными машинами допускается при расстоянии между агрегатами не менее 20 м. Интервал между тракторами допускается 10 м.

3.10. Во время работы трактора запрещается:

– передавать управления трактором другому лицу;

– оставлять машину с работающим двигателем;

– сидеть и стоять на раме и других частях машины;

– стоять возле колес машины или гусениц трактора;

– отцеплять машину от трактора до полной остановки;

– перевозить в кабине трактора людей.

3.11. Техническое обслуживание трактора необходимо проводить только после его остановки, при неработающем двигателе, установлении рычага коробки передач в нейтральное положение, опущенном механизме навешивания и выключенном включателе “массы”.

3.12. Машинист трактора (тракторист) должен применять только исправный инструмент, без трещин, забоин, заусениц.

3.13. Необходимо использовать гаечные ключи соответствующего размера. Запрещается использовать прокладки между зевом ключа и гранями гаек.

3.14. При подтягивании крепежных деталей необходимо беречься размещенных поблизости деталей с острыми углами и кромками.

3.15. При проверке уровня масла в конечных передачах необходимо беречься выброса горячего смазочного масла.

3.16. Запрещается пользоваться открытым огнем при проверке уровня электролита в банках аккумулятора.

3.17. Осматривать и обслуживать аккумуляторные батареи необходимо осторожно. При приготовлении электролита необходимо сначала налить в сосуд воды, а потом, беспрерывно перемешивая, тонкой струей доливать кислоту. Обратный порядок запрещается.

3.18. Запрещается при проверке степени заряженности аккумуляторной батареи нагрузочной вилкой касаться опоры, которая нагрелась, так как это может привести к ожогу.

3.19. Во избежание ожогов при демонтаже и монтаже деталей возле горячего выхлопного коллектора нельзя касаться его.

3.20. Очищать и обмывать детали и узлы необходимо скребком, тряпкой или щеткой.

3.21. Проверять натяжение ремня вентилятора необходимо только при неработающем двигателе.

4. Требования безопасности после окончания работы

4.1. Перед остановкой двигателя необходимо дать нему поработать на протяжении 5 минут без нагрузки при средней и малой частотах вращения коленчатого вала, потом остановить и выключить подачу топлива.

4.2. Закончив работу, необходимо провести контрольный осмотр трактора и операции по его техническому обслуживанию, выключить и запереть пусковые устройства. При этом должна быть исключена возможность запуска машины посторонними лицами.

4.3. В зимнее время года необходимо слить воду, масло перелить в чистую тару и плотно закрыть пробками.

4.4. По окончании работы машинист трактора должен снять спецодежду, очистить ее от пыли и другой грязи и повесить в отведенное для хранения место. Потом вымыть лицо и руки теплой водой с мылом или принять душ.

4.5. Обо всех неисправностях, выявленных при осмотре или работе трактора, машинист трактора (тракторист) должен сообщить механику или сменщику.

5. Требования безопасности в аварийных ситуациях

5.1. При появлении стуков и шумов в двигателе трактора необходимо немедленно остановить двигатель и устранить неисправности. Если частота вращения коленчатого вала двигателя увеличивается больше допустимых значений (двигатель идет вразброс), необходимо прекратить подачу топлива, переместив рычаг управления подачей топлива вверх до упора, и сообщить об этом механику.

5.2. Для экстренной остановки трактора необходимо выключить главную муфту сцепления и нажать на одну из педалей остановочного тормоза. Если остановка продолжительная, необходимо поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение и выключить главную муфту сцепления. Если трактор стоит на склоне, необходимо застопорить правую педаль остановочного тормоза зубчатым сектором.

5.3. Во избежание поломки двигателя запрещается повторное включение шестерни редуктора при работающем двигателе.

5.4. Во избежание ожогов запрещается снимать шланги с патрубков радиатора батареи при работающем двигателе.

5.5. При возникновении пожара на тракторе необходимо немедленно отключить аккумуляторную батарею. Пламя гасить порошковым или углекислотным огнетушителем, засыпать землей или накрыть брезентом.

Запрещается заливать водой горящее топливо.

5.6. Запрещается ехать поперек крутых склонов (выше 15°), чтобы не перекинулся трактор; через канавы, горбы и прочие препятствия необходимо переезжать осторожно, на малой скорости, не допуская резких наклонов трактора. Не допускать резких поворотов трактора с навешанными орудиями при ослабленных цепях растяжек.

5.7. При несчастных случаях машинист трактора (тракторист) должен уметь оказать пострадавшему первую медицинскую помощь, при неотложных случаях вызвать быструю медицинскую помощь.

6. Дополнительные требования

6.1. При движении по дорогам машинист трактора (тракторист) должен выполнять требования “Правил дорожного движения Украины”.

6.2. Скорость движения трактора по дорогам должна быть для тракторов типа, км/ч:

МТЗ – 2,5-33,4;

Т-130 – 4,4-12,2;

ДТ-75-5 5,5-11,5;

Т-150 – 16,3-30,1;

К-700 – 2,9-33,8.

________________________ ________________ _________________

(должность руководителя

подразделения

/организации/ - разработчика

СОГЛАСОВАНО:

Руководитель (специалист)

службы охраны

труда предприятия ______________ _______________

(личная подпись) (фамилия, инициалы)

Юрисконсульт ______________ _______________

(личная подпись) (фамилия, инициалы)

Главный технолог ______________ _______________

(личная подпись) (фамилия, инициалы)

_____________________________________________________________________

(наименование организации)

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

_______________________________ ______________________________

(наименование должности руководителя (наименование должности работодателя,

профсоюзного либо иного уполномоченного подпись, ее расшифровка, дата утверждения)

работниками органа, подпись, ее расшифровка,

дата согласования)

ИНСТРУКЦИЯ№____

ИНСТРУКЦИЯ№____

ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ТРАКТОРИСТА

1. Общие требования безопасности

1.1 К самостоятельной работе на оборудовании допускаются лица, прошедшие:

    вводный инструктаж;

    инструктаж по пожарной безопасности;

    первичный инструктаж на рабочем месте;

    обучение безопасным методам и приемам труда не менее чем по 20 – часовой про­грамме;

    инструктаж по электробезопасности на рабочем месте;

Для выполнения обязанностей тракториста могут быть приняты лица, имеющие удостове­рение на право управления трактором, не имеющие медицинских противопоказаний для данной профессии, достигшие 18 – летнего возраста.

1.2 Тракторист должен проходить:

    повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте не реже, чем через каж­дые три месяца;

    внеплановый инструктаж: при изменении технологического процесса или правил по ох­ране труда, замене или модернизации производственного трактора, приспособлений и инст­румента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более чем на 30 календарных дней;

    диспансерский медицинский осмотр – ежегодно.

1.3 Тракторист обязан:

    соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;

    соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасно­сти, инструкции по электробезопасности;

    соблюдать требования к эксплуатации оборудования;

    использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуаль­ной защиты.

1.4 Тракторист должен:

    уметь оказывать первую (доврачебную) помощь пострадавшему при несчастном случае;

    иметь на тракторе медицинскую аптечку оказания первой (доврачебной) помощи, первич­ные средства пожаротушения;

    выполнять только порученную работу и не передавать ее другим без разрешения мас­тера или начальника;

    во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допус­кать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе;

1.5 Тракторист должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, ку­рить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.

1.6 При обнаружении неисправности трактора, приспособлений, инструментов и других не­достатках или опасностях на рабочем месте немедленно остановить трактор. Только после устранения замеченных недостатков продолжить работу на тракторе.

1.7 При обнаружении загорания или в случае пожара:

    остановить трактор, перекрыть кран топливопровода и горюче – смазочных материалов;

    приступить к тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения в соответствии с инструкцией по пожарной безопасности. При угрозе жизни – покинуть помещение.

1.8 При несчастном случае оказать посмтрадавшему первую (доврачебную) помощь, немед­ленно сообщить о случившемся в ГАИ или начальнику, принять меры к сохранению обста­новки происшествия (аварии), если это не создает опасности для окружающих.

1.9 За невыполнение требований безопасности, изложенных в настоящей инструкции, трак­торист несет ответственность согласно действующему законодательству.

1.10 Основными опасными и вредными производственными факторами являются:

    движущиеся и вращающиеся детали и узлы трактора;

    горячие поверхности двигателя, системы охлаждения, глушителя и т.п.;

    отработанные газы в результате сгорания горюче – смазочных материалов;

    столкновение или наезд на людей или другим транспортным средством;

    падение перевозимого груза.

1.11 В соответствии с Нормами бесплатной выдаче средств индивидуальной защиты рабо­чим и служащим трактористам выдаются: комбинезон хлопчатобумажный, рукавицы ком­бинированные двупалые. На наружных работах зимой дополнительно: куртка хлопчатобу­мажная на утепляющей прокладке, брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1 Убедиться в исправности и надеть специальную одежду, застегнуть ее на все пуговицы, волосы убрать под головной убор.

2.2 Внешним осмотром убедиться в полной исправности трактора, проверить крепления ко­лес и накачку шин, соединение тяг рулевого управления и тормозов, прицепного устрой­ства, а также не подтекает вода, масло и топливо.

2.3 После запуска и прогрева двигателя необходимо проверить на ходу работу рулевого управления и тормозов, работу СТОП сигнала, поворотов и освещения.

2.4 В случае обнаружения неисправностей на линию не выезжать до их устранения, сооб­щить об этом администрации.

2.5 Не выезжать на линию без путевого листа и прав на управление трактором.

3. Требования безопасности во время работы

3.1 Выполнять только ту работу, которая поручена администрацией и при условии, что безопасные способы ее хорошо известны, в сомнительных случаях следует обратиться за разъяснениями к администрации.

3.2 При выполнении новой работы необходимо получить инструктаж о безопасных спосо­бах ее выполнения.

3.3 При ремонте узлов и механизмов трактора работать исправным инструментом и приспо­соблениями (гаечные ключи, отвертки, молоток и др.). Использовать инструмент и приспо­собления лишь по их прямому назначению.

3.4 При совместной работе согласовывать свои действия с действиями рядом работающих людей.

3.5 При движении с места вперед или назад, подъезде к рабочему месту, а также во всех случаях, когда имеется возможность неожиданного наезда на человека следует подавать предупредительный звуковой сигнал.

3.6 При работе на тракторе необходимо соблюдать следующие правила движения:

    держаться правой стороны во избежании наезда на людей, подавать сигналы не ме­нее чем за пять метров;

    сохранять дистанцию от впереди идущего транспорта не менее десяти метров;

    при поворотах, переездах и движении в узких местах и на складах снижать скорость до 4 км /час и подавать сигналы;

    проезд мимо станков, машин, трубопроводов и т.п. следует осуществлять на расстоя­нии не менее 0.5 метров от них.

3.7 Скорость движения всех видов транспорта на территории предприятия не должна пре­вышать 10 км/час. Скорость движения трактора на поворотах при выезде из-за углов здания, переезде через железнодорожные пути, перекрестки должны быть не более 3 км/час.

3.8 При переезде через железнодорожное полотно необходимо остановить трактор не доез­жая 5 м до полотна, убедиться, что опасности нет и путь свободен, двигаться разрешается со скоростью не более 4 км/час.

3.9 Не допускается перевозка людей на тракторе в одноместной кабине и на прицепных те­лежках.

3.10 Не останавливать и не оставлять трактор на наклонной плоскости, поворотах, переез­дах.

3.11 Нагружать транспорт следует в пределах установленной грузоподъемности.

3.12 Если во время движения обнаружены неисправности, необходимо трактор остановить, и только после устранения замеченных недостатков продолжать движение.

3.13 Останавливать трактор следует плавно (кроме аварийных ситуаций).

3.14 Прекратить движение трактора при недостаточной ширине проезда, в местах где неис­правны настилы или загромождены проезды, и сообщить об этом администрации.

3.15 Не передавать трактор другим лицам.

3.16 Тракторист должен контролировать работу грузчика и отвечать за его действия.

3.17 В случае выполнения трактористом погрузочно-разгрузочных работ для инструктажа следует использовать инструкцию по охране труда для грузчика.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1 Тракторист, причастный к дорожно – транспортному происшествию, вызвавшее несча­стный случай (наезд на людей или столкновение с другим транспортным средством) дол­жен немедленно сообщить в органы ГАИ, начальнику или диспетчеру, оказать постра­давшему первую (доврачебную) помощь, принять меры к сохранению обстановки проис­шествия (аварии) до прибытия ГАИ, если это не создает опасности для окружающих.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.

1.1. Настоящая инструкция предназначена для трактористов - машинистов, выполняющих подготовку тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин к работе, запуск двигателя, агрегатирование (сцепка, расцепка), переезд к месту работы и другие операции, которые являются общими для всех видов работ с использованием тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин (в дальнейшем - машины).

Требования безопасности к работам, выполняемым машинно-тракторными агрегатами, помещены в Типовых отраслевых инструкциях на соответствующие виды работ

12 -1 5. Включите п.п. 1.2.-1 5 инструкции №300.

1.6. К работе на машинах допускаются лица мужского пола не моложе 17 лет, имеющие удостоверение тракториста-машиниста.

1.7. К работе на энергонасыщенных тракторах (Т-150, Т-150К, К-700, К-701, ДТ-175 С и др.) допускаются трактористы, окончившие специальные курсы и получившие удостоверение на право управления ими.

1.8. К выполнению механизированных работ на склонах более 9° (16%) допускаются трактористы 1 или 2 класса с непрерывным стажем работы по этой специальности не менее трех лет.

1 9. Выпускники СПТУ (курсов), а также трактористы, имеющие перерыв в работе более одного года, должны пройти стажировку в течение пяти смен под руководством бригадира (помощника бригадира).

1.10 -1 20 Включите п.п.1.6. -1 16. инструкции №300.

1.21. Опасные состояния:

отсутствие на тракторах защитных кабин (защитных каркасов);

неисправность или отсутствие блокировочного устройства запуска пускового двигателя,

неисправность тормозной системы;

неисправность муфты сцепления;

неисправность гидронавесной системы;

засорение технологическим продуктом, отходами, пылью теплообменных элементов радиаторов системы охлаждения двигателя;

Неисправность или отсутствие осветительных приборов;

скопление технологического продукта, отходов, пыли на элементах выпускной системы выхлопных газов двигателя;

подтекание топлива, масла и охлаждающей жидкости;

Отсутствие, неисправность, загрязненность средств доступа на рабочее место и к местам обслуживания.

1.22. Опасные действия:

работа на машинах общего назначения на полях с уклоном более 9° (16%);

переключение передачи при движении на подъем на машинах, у которых конструкцией не предусмотрены синхронизаторы;

проезд машин по временным, не приспособленным для этих целей, искусственным сооружениям (дамбам, плотинам, гатям и т. п.);

неподключение тормозной системы прицепных машин к энергетическим средствам;

Устранение технических и технологических отказов при работающем двигателе машины, агрегата, оборудования,

Использование случайных предметов в качестве опор и подставок за время работы или ремонта машин и оборудования;

перевозка пассажиров в кабинах машин, не оборудованных дополнительным сиденьем;

управление машинойв состоянииалкогольногоилинаркотического опьянений.

1.23.Работайтевсредствахиндивидуальнойзащитыкостюм(ГОСТ 12.4 109), при необходимости используйте защитные рукавицы (ГОСТ12 4 010 и защитные очки (ГОСТ 12.4.013).

В зимний период времени работайте в утепленном костюме (ТУ 17 PCOCF 7426) и сапогах валяных с резиновым низом (ОСТ 17 - 337).

1.24.Перед заправкой расположите трактор на ровной площадке (в конце поля или гона) и заглушите двигатель.

1.25.Заправку осуществляйте механизированным способом, преимущественно в светлое время суток.

При заправке трактора в темное время суток не применяйте для освещения топливного бака открытый огонь. Пользуйтесь светом фар другой машины, которая должна быть расположена на расстоянии не менее 10 м от места заправки, переносной лампой, питающейся от бортовой сети, или электрическим фонарем.

Не допускайте пролива горюче-смазочных материалов.

Не допускается:

Использовать топливо для заправки системы охлаждения двигателя;

Применять открытый огонь при прогреве двигателя, проверке уровня электролита в аккумуляторных батареях, очистке радиаторов двигателей;

Перевозить в кабине машин емкости с горюче-смазочными материалами 1.28.-1.33 Включите п.п. 1.17.-1.22. инструкции №300.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ.

2.1.-2.3. Включите п. п. 2.1 -2.3. инструкции №300.

Проверьте наличие, исправность и комплектность инструмента и приспособлений на тракторе, наличие и укомплектованность медицинской аптечки, бачка или термоса для питьевой воды и средств пожаротушения (огнетушитель и лопата).

Трактор, предназначенный для работы на склонах полей более 9° (16%), укомплектуйте двумя противооткатными упорами (башмаками).

Убедитесь -в наличии, исправности, надежности крепления и фиксации

защитных ограждений вращающихся и движущихся узлов и механизмов.

2.7. Убедитесь, что на защитных ограждениях, а также около узлов машин, опасныхдляобслуживания,имеютсянадписи,предупреждающиеобслуживающий персонал об опасности.

2.8.Проверьте исправность двигателя:

отсутствие подтекания топлива, масла и воды;

легкость и надежность переключения рычагов механизмов системы пуска;

исправность механизма блокировки, исключающего запуск двигателя при включенной передаче. Запрещается эксплуатировать машины с неисправным механизмом блокировки запуска двигателя.

2.9.Проверьте исправность оборудования кабины:

Стекла кабины не должны иметь трещин и других повреждений, ухудшающих видимость. Устанавливать непрозрачные материалы вместо стекол и нестандартные стекла запрещается;

Замки дверей кабины должныисключать возможность их самопроизвольного открывания;

Пол кабины должен быть закрыт рифленым ковриком из маслобензиностойкого материала, а в местах прохождения рычагов и педалей должны быть установлены уплотнители, предотвращающие проникновение пыли и шума в кабину;

Рычаги и педали управления рабочими органами машин и орудий должны легко перемещаться и автоматически возвращаться в исходное положение, или надежно фиксироваться;

Опоры (подножки и лестницы) и поручни (перила и ручки) должны быть в исправном и чистом состоянии.

2.10.Проверьте исправность тормозной системы:

Тормоза должны быть отрегулированы на одновременное торможение колес при сблокированных педалях. При этом педали правого и левого тормозов должны иметь одинаковую величину хода; которая должна отвечать требованиям инструкции по эксплуатации машин;

манометр системы пневматических тормозов должен быть в исправном состоянии;

в механическом приводе тормозов не допустимо заедание рычагов и колодок, расшплинтовка соединений и наличие трещин, а в гидравлическом приводе тормозов - подтекание тормозной жидкости в тормозных цилиндрах, шлангах, трубках и соединениях;

при отпущенной педали тормоза колеса должны полностью растормаживаться.

2.11.Проверьте исправность рулевого управления. Оно должно обеспечивать легкость, надежность и безопасность управления машиной В системе рулевого управления машин не допускаются:

подтекание масла в местах соединения маслопроводов;

люфт рулевого колеса машины свыше 25° при работающем двигателе или свыше норм, установленных инструкциями заводов-изготовителей;

установка деталей со следами остаточной деформации, трещинами и другими дефектами, а также использование деталей и рабочих жидкостей, не предусмотренных для данной марки машины или не соответствующих требованиям завода-изготовителя машины;

шплинтовка соединительных пальцев рулевых тяг нестандартными или бывшими в употреблении шплинтами;

Неполное торможение барабана механизмом управления тормозами планетарного механизма поворота при полном перемещении рычагов управления на себя.

2.12.Проверьте исправность ходовой части:

шины не должны иметь повреждений (порезы, разрывы и т.п.), обнажающих корд, расслоения каркаса, а также полного износа рисунка протектора,

колеса должны надежно крепиться к ступице, отсутствие на ступице хотя бы одной гайки для крепления колеса не допускается;

Звенья гусеничной цепи с поломанными проушинами следует заменять, пальцы гусениц шплинтовать заводскими или изготовленными" по образцу шплинтами,

отсутствие крыльев над колесами и щитов над гусеницами тракторов не допускается.

2.13. Проверьте исправность силовой передачи:

муфта сцепления должна плавно включаться, передавая полный крутящий момент, и выключаться, "пробуксовка" муфты в выключенном положении не допускается;

в гидравлическом приводе муфты сцепления не допускается подтекание жидкости из магистрали;

передачи КПП должны включаться легко, без скрежета, и не должны самопроизвольно выключаться.

2 14. Проверьте уровень масла в гидросистеме коробки перемены передач, т. к. недостаточное его количество при движении на склонах может привести к отключению гидроподжимных муфт и к аварии.