Саморегулирование в энергетике. §2

Круг субъектов энергетических отношений широк и разнообразен. Данная сфера отношений касается не только государства, его органов, должностных лиц, муниципальных образований, органов и должностных лиц местного самоуправления, наделенных определенными полномочиями в энергетической сфере, но и всех без исключения граждан и их объединений, юридических лиц как потребителей электрической, тепловой и иных видов энергии.

Субъекты энергетических отношений можно условно разделить на три группы: производители энергетической продукции, ее потребители и субъекты, облеченные властными полномочиями в энергетической сфере - органы государственной и муниципальной власти и должностные лица. Об ответственности последних речь шла в предыдущих параграфах.

К производителям в сфере энергетики можно отнести лиц, осуществляющих деятельность в сфере энергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и иных видов энергии, приобретение и продажу энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической и иной энергии, оперативнодиспетчерскому управлению в энергетике, сбыт электрической и иной энергии (мощности), организацию купли-продажи энергии и мощности. В большинстве случаев это - юридические лица, в том числе осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере энергетики, саморегулируемые организации. Они могут нести административную и гражданско-правовую ответственность.

Административная ответственность юридических лиц наступает в виде штрафа и административного приостановления деятельности. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица. Так, ст. 9.11 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение правил пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуатации топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки. Такое деяние влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1 тыс. руб.; на должностных лиц - от 1 тыс. до 2 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1 тыс.

до 2 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 10 тыс. до 20 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Административное производство по таким делам осуществляют органы государственного энергетического надзора.

Гражданско-правовая ответственность носит компенсационный характер и за гражданско-правовые проступки, в том числе в сфере энергетики, налагается по общим правилам гражданского судопроизводства судами общей юрисдикции, арбитражными и третейскими судами. Субъектами гражданско-правовой ответственности могут быть как производители, так и потребители энергетических продуктов.

Потребителями продукции топливно-энергетического комплекса являются как юридические, так и физические лица. Физические лица за правонарушения в энергетической сфере несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность.

Особым субъектом в уголовном и административном законодательстве является должностное лицо.

Должностными лицами в уголовном законе признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационнораспорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. К субъектам энергетических отношений, которые несут уголовную ответственность как должностные лица, относятся лица, обладающие вышеуказанными признаками, наделенные полномочиями в сфере энергетики, в том числе должностные лица Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

В административном законодательстве под должностным лицом организации, не являющейся органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления, государственной и муниципальной организацией, понимается лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа организации, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации. Когда полномочия единоличного исполнительного органа организации осуществляет юридическое лицо (управляющая организация), под должностным лицом понимается лицо, к должностным обязанностям которого относятся вопросы технической политики и промышленной безопасности. В случае отсутствия такого лица в управляющей организации под должностным лицом понимается лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа управляющей организации. Такими лицами могут быть руководители предприятий, учреждений, организаций, осуществляющих деятельность в сфере ТЭК.

Ответственность различных субъектов энергетических отношений неодинакова. Применение того или иного вида ответственности зависит от целого ряда факторов:

  • совершенного деяния, подпадающего под признаки преступления или иного правонарушения;
  • статуса субъекта энергетических отношений (кроме гражданско-правовых отношений, которые основываются на автономии воли и равноправии сторон). В уголовном и административном законодательстве предусматривается повышенная ответственность должностных лиц. Совершенно очевидно, что общественная опасность или общественный вред деяний, совершенных должностным лицом, выше, поскольку наносит больший ущерб интересам личности, общества, государства;
  • наступивших последствий. В ряде случаев юридическая ответственность наступает только при наличии тяжких последствий (например, ст. 215.1 УК РФ предусматривает ответственность за незаконные прекращение или ограничение подачи потребителям электрической энергии либо отключение их от других источников жизнеобеспечения, совершенные должностным лицом, а равно лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, если это повлекло по неосторожности причинение крупного ущерба, тяжкого вреда здоровью или иные тяжкие последствия).

Нормы законодательства РФ о юридической ответственности субъектов энергетических отношений выполняют важную функцию охраны прав и свобод человека в сфере энергетики, экономической безопасности страны.

(Романова В. В.) («Юридический мир», 2013, N 4)

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ ПРИРОДЫ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ

В. В. РОМАНОВА

Романова Виктория Валерьевна, доцент кафедры предпринимательского права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), соискатель кафедры коммерческого права Санкт-Петербургского государственного университета, партнер российско-британской юридической фирмы «Мусин, Ибрагимов и партнеры», кандидат юридических наук.

В настоящей статье автор проводит правовой анализ особенностей правовой природы отношений в сфере энергетики, субъектного состава правоотношений, объектов правоотношений в сфере энергетики, определяет круг общественных отношений, регулируемых нормами энергетического права.

Ключевые слова: право, частноправовые отношения, публично-правовые отношения, субъект, объект.

Peculiarities of legal character of relations in the sphere of energetic V. V. Romanova

In this article the author makes legal analysis of peculiarities of legal character of relations in the sphere of energetic, subject composition of legal relations, objects of legal relations in the sphere of energetic, shows up the sphere of social relations, which are regulated by energetic law.

Key words: law, private-legal relations, public-legal relations, subject, object.

Следует отметить, что вопрос о правовой природе отношений в сфере энергетики неоднократно поднимался в правовой литературе. Из представленных в правовой литературе позиций в отношении круга общественных отношений в сфере энергетики следует, что все позиции основаны на том, что соответствующие общественные отношения имеют «отраслевую» (энергетическую) общность. В. Ф. Попондопуло, рассматривая вопросы энергетического права и энергетического законодательства, определяет энергетические отношения как отношения по производству, передаче и потреблению энергии, включая электроэнергию и другие ее виды <1>. ——————————— <1> Попондопуло В. Ф. Энергетическое право и энергетическое законодательство: общая характеристика, тенденции развития. Энергетика и право. М.: Издательство «Юрист», 2008. С. 205.

В. Ф. Яковлев, П. Г. Лахно подчеркивают, что энергетика — это отрасль экономики и существующие в рамках данной отрасли отношения, в т. ч. и по поводу поиска, разведки, добычи первичных источников, выработки, передачи (транспортировки), распределения и использования (потребления) энергии, как раз они и представляют собой ту основу, на которую накладываются регулирующие их нормы энергетического права <2>. Необходимо обратить внимание, что В. Ф. Яковлевым, П. Г. Лахно дано определение топливно-энергетического комплекса страны как системы связанных энергетических отраслей, предприятий и организаций, имеющих в своей основе единство выполняемых ими функций по добыче (производству), переработке, преобразованию, хранению, транспортированию и распределению энергоносителей и энергетических ресурсов, включая сооружения и эксплуатацию объектов энергетики, с целью обеспечения потребностей населения и экономики страны энергетическими ресурсами, выполнения международных обязательств и охраной окружающей природной среды <3>. ——————————— <2> Энергетическое право России и Германии: Сравнительно-правовое исследование / Под ред. П. Г. Лахно. М.: Издательская группа «Юрист», 2011. С. 49. <3> Там же. С. 59.

А. Г. Лисицын-Светланов при исследовании специфики правового регулирования нефтегазового комплекса России справедливо отмечает, что возникающие общественные отношения с участием хозяйствующих структур нефтегазового комплекса охватывают весь производственно-хозяйственный цикл, начиная с геологоразведки на площадке возможных месторождений нефти и газа, их освоения с добычей углеводородного сырья, его транспортировки до потребителя с использованием трубопроводных сетей не только в границах России, но и за ее пределами по условиям межгосударственных соглашений <4>. ——————————— <4> Лисицын-Светланов А. Г. Роль права в модернизации экономики России. М.: Учреждение Российской академии наук «Институт государства и права РАН», 2011. С. 16.

О. А. Городов отмечает, что ядром предметной области энергетического права выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере энергетики, которая представляет собой область народного хозяйства, охватывающую энергетические ресурсы, выработку, преобразование, передачу и использование различных видов энергии, что к указанной группе тесно примыкают иные группы отношений, возникающих в связи с выработкой, преобразованием, передачей и использованием различных видов энергии, среди которых отношения, связанные с инвестированием в энергетику, с экологическими требованиями, предъявляемыми к организации деятельности предприятий энергетики, с обеспечением безопасности в сфере энергетики, с энергоснабжением и др. <5>. ——————————— <5> Городов О. А. Введение в энергетическое право: Учебное пособие. М.: Проспект, 2012. С. 7, 11.

Таким образом, определяясь с кругом отношений, регулируемых нормами энергетического права, можно сказать, что данные отношения охватывают отношения, возникающие в связи с поиском, добычей энергоресурсов, производством, переработкой, передачей, хранением, транспортированием, распределением различных видов энергии, проектированием, строительством энергетических объектов, обеспечением энергетической безопасности. Эти отношения складываются: 1) между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в данной сфере, между данными лицами и лицами, приобретающими различные виды энергоресурсов и которыми оказываются соответствующие услуги; 2) между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в энергетической сфере, уполномоченными государственными органами и соответствующими саморегулируемыми организациями. В первом случае речь идет о частноправовых отношениях, во втором — о публично-правовых отношениях. Следует отметить, что в настоящее время сфера публично-правового регулирования деятельности в сфере энергетики существенно расширена в связи с появлением, действием и развитием института саморегулирования <6>. ——————————— <6> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19.12.2005 N 12-П «По делу о проверке конституционности абзаца восьмого пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобой гражданина А. Г. Меженцева» // Российская газета. 2005. 28 декабря; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 461-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мисовца Василия Григорьевича на нарушение его конституционных прав положениями статей 15 и 24.6 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2009. N 5.

Рассматривая вопросы правового регулирования нефтегазового комплекса, А. Г. Лисицын-Светланов верно отмечает, что отношения, складывающиеся в процессе функционирования нефтегазового комплекса, охватывают разнообразные отношения его участников как по вертикали, так и по горизонтали, а именно отношения публично-правового и частноправового характера с учетом специфики правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов, в т. ч. в транснациональных масштабах <7>. ——————————— <7> Лисицын-Светланов А. Г. Указ. соч. С. 15.

Основным объектом частноправовых отношений в сфере энергетики является прежде всего тот или иной вид энергии или энергоресурса, например электрическая энергия, тепловая энергия, газ, нефтепродукты, уголь. В соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» <8> дано определение энергетического ресурса, под которым понимается энергетический ресурс — носитель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная энергия или другой вид энергии). ——————————— <8> Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 48. Ст. 5711.

Согласно нормам § 6 главы 30 ГК РФ электроэнергия, газ, нефть, нефтепродукты относятся к товарам (ст. 548 ГК РФ). В соответствии с п. 26 ст. 2 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» <9> энергия также отнесена к товарам, которые являются предметом внешнеторговой деятельности: «Товар — являющиеся предметом внешнеторговой деятельности движимое имущество, отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река — море) плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии». ——————————— <9> Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 50. Ст. 4850.

Следует отметить, что в правовой литературе имеется дискуссия по вопросу о принадлежности энергии к тому или иному виду объектов гражданских прав <10>. В. Ф. Яковлев, П. Г. Лахно, рассматривая данный вопрос, отмечают наличие четырех концепций — вещной, обязательственной, смешанной и автономной и предлагают определять энергию (в первую очередь электрическую) в качестве самостоятельного объекта гражданских и иных прав <11>. ——————————— <10> См., напр.: Зайченко Н. Электрическая энергия в гражданском праве: проблемы определения и классификации // Хозяйство и право. М., 2007. N 12; Сейнароев Б. М. Договор энергоснабжения // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2000. N 6; Сейнароев Б. М. Договор энергоснабжения // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2000. N 7; Матиящук С. В. Электрическая энергия: право требования или особый вид имущества // Цивилист. Научно-практический журнал. М.: АНО «Юридические программы», 2008. N 4; Матиящук С. В. Электрическая энергия и мощность как особые объекты гражданского оборота: вопросы теории и практики // Журнал российского права. М.: Норма, 2008. N 12. <11> Яковлев В. Ф., Лахно П. Г. Энергетическое право как комплексная отрасль права России. Энергетическое право России и Германии: Сравнительно-правовое исследование / Под ред. П. Г. Лахно, русск. издание. М.: Издательская группа «Юрист», 2011. С. 43.

Объектом отношений в сфере энергетики могут быть также работы по строительству новых энергетических объектов, модернизации, реконструкции существующих энергетических объектов, проектные, изыскательские работы, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы. Объектом отношений в сфере энергетики могут быть также различные виды услуг. Что касается объектов публично-правовых отношений, то, как верно отмечают Л. Л. Попов, Ю. И. Мигачев, С. В. Тихомиров, в каждом конкретном административно-правовом отношении объектом является то, на что направлены права и обязанности его участников, т. е. на то, ради чего возникает правоотношение <12>. Объектами публично-правовых отношений в сфере энергетики являются действия, поведение субъектов энергетических отношений. В случае, если действия субъектов энергетических отношений нарушают установленные законом требования, предусматривается административная и уголовная ответственность <13>. ——————————— <12> Административное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2011. С. 62. <13> См., напр.: ст. 9.6 — 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; ст. 215, ст. 215.1 — 215.3 Уголовного кодекса Российской Федерации.

На основании очерченного круга общественных отношений, складывающихся в сфере энергетики, представляется, что энергетическое право может быть определено как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения (как частноправовые, так и публично-правовые), возникающие в связи с поиском, добычей энергоресурсов, производством, переработкой, поставкой, хранением, транспортировкой различных видов энергии, проектированием, строительством энергетических объектов, обеспечением энергетической безопасности.

——————————————————————

Как Вы относитесь к отказу от саморегулирования и возвращению института лицензирования в строительной сфере?

С 07.04.2017 по 12.05.2017

За сохранение саморегулирования, в том виде в котором оно существует в данный момент 0% (0)

За сохранение саморегулирования, при условии внесения кардинальных изменений 0% (0)

За возвращение лицензирования, в том виде в котором оно существовало до 2009 года 0% (0)

За использование одновременно двух механизмов: лицензирования и страхования 0% (0)

За отказ от саморегулирования и введение механизма страхования 0% (0)

За отказ от любых регулятивных механизмов в строительной сфере 0% (0)

Вопрос-ответ:

Вопрос: Может ли иностранная компания вступить в СРО строительной сферы без регистрации в ФНС филиала иностранной фирмы?

Несмотря на то, что в Градостроительном кодексе РФ прямо указано о том, что в СРО строителей, проектировщиков и изыскателей могут вступать иностранные юридические лица (иностранные компании), и не указывается на необходимость регистрации филиала или представительства иностранного юрлица на территории России (в ст. 55.6 ГрадКодекса - указаны иностранные компании), саморегулируемые организации при приеме в члены руководствуются нормами Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 № 160-ФЗ, где в п. 3, ст. 4 указывается на необходимость аккредитации филиала или представительства иностранной компании на территории России, для осуществления коммерческой деятельности.

Цитируем: «Иностранное юридическое лицо, цель создания и (или) деятельность которого имеют коммерческий характер и которое несет имущественную ответственность по принятым им в связи с осуществлением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам (далее - иностранное юридическое лицо), имеет право осуществлять деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство со дня их аккредитации, если иное не установлено федеральными законами. Иностранное юридическое лицо прекращает деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство со дня прекращения действия аккредитации филиала, представительства.

Днем аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица или внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, являющемся информационной системой (далее также - реестр), либо прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица признается день внесения соответствующей записи в реестр. (пункт в редакции Федерального закона от 05.05.2014 г. № 106-ФЗ)»

Вопрос: Можно ли вернуть взнос в компенсационный фонд?

Ответ: В соответствии с ч. 4 ст. 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, взнос в компенсационный фонд не возвращается, если не предусмотрено иное.
Под «иным» подразумеваются определенные случаи, описанные в ст. 3.2 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ (в ред. ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.07.2010 г. № 240-ФЗ). В них сообщается, что строительная, инженерная, изыскательская СРО обязана вернуть организации или ИП, прекратившим членство в соответствующем партнерстве, уплаченные ими средства компфонда, в случае исполнения следующих условий:
1) получение допуска данного СРО к определенному виду или видам работ, исключенными 1 августа 2010 года из официального перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
2) отсутствие у лица допуска к другим видам работ (отсутствие иных видов работ в допуске СРО);
3) прекращение членства в данной СРО не ранее двух и не позже 6 месяцев со дня исключения отраженных в допуске видов работ из официального классификатора перечня (то есть с 1 сентября 2010 года по 1 января 2011 года).
Отметим, что только в случае исполнения всех трех вышеуказанных условий саморегулируемая организация обязана вернуть вышедшим из состава членам взносы в компенсационный фонд в полном объеме.
Для возврата денежных средств был отведен срок в размере не более 10 календарных дней после прекращения членства. День прекращения членства определяется днем регистрации заявления от ИП или юридического лица о выходе из состава СРО.
В связи с тем, что с отведенного для официального прекращения членства в СРО промежутка времени уже прошло несколько лет, данные основания представляются неактуальными.
Градостроительным кодексом определено лишь несколько допущений для осуществления выплат из средств компенсационного фонда саморегулируемой организации. Деньги могут быть возвращены если были ошибочно перечислены на счет СРО; перечислены для размещения средств компенсационного фонда СРО в целях его сохранения и увеличения; использованы для осуществления выплат в результате наступления солидарной ответственности по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда.

Необходимость государственного содействия становлению института саморегулирования нашла свое отражение в программных документах Правительства Российской Федерации и в выступлениях Президента РФ Д.А. Медведева, полностью поддерживающего уже достаточно солидные по возрасту идеи передачи государственных функций общественным организациям, в том числе, саморегулируемым. Поддержка и идея саморегулирования бизнеса прозвучала в недавнем выступлении президента на заседании комиссии по модернизации технологического развития экономики в январе в городе Липецке. Развитие саморегулирования в целом и в отдельных отраслях экономики в частности выделяется в качестве одной из задач в документах, определяющих основные стратегические направления РФ в срочной и долгосрочной перспективе, таких как концепция социально-экономического развития и основные направления деятельности правительства РФ на период 2012 года.
27 ноября 2009 г. вступил в силу Федеральный закон 261 об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, установивший требования к энергетическим обследованиям, которые могут проводить только организации или лица, являющиеся членами СРО. В силу 30 июля 2010 г. вступил Федеральный закон 190 о теплоснабжении, согласно которому предлагается с 1 января 2011 г. введение в силу нормы о необходимости наличия у теплоснабжающих и тепловых организаций свидетельства о допуске к работам СРО в сфере теплоснабжения.
Сегодня зарегистрированы 16 саморегулируемых организаций в области энергообследований не только в Москве, но и в других регионах РФ. Основная цель энергоаудита – это получение объективных данных об объеме используемых ресурсов, определение показателей энергетической эффективности, определение потенциала энергосбережений, повышение энергетической эффективности, разработка перечня типовых доступных мероприятий по энергосбережению, повышение энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки. По результатам энергетического обследования обязательно составляется энергетический паспорт, который является официальным документом, содержащим информацию об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, объеме используемых энергетических ресурсов и его изменениях, показателях энергетической эффективности.
По данным Ростехнадзора, более 80% энергоблоков, опасных производственных объектов тепло- и электроэнергетики отработали расчетный срок службы. К 2015 г. 90 электроблоков отработают уже парковый ресурс. В промышленной энергетике 34000 агрегатов под надзором Ростехнадзора, 40 из которых отработали нормативный срок службы. С целью получения объективных данных по показателям энергетической эффективности и потенциала энергосбережения, разработки перечня типовых доступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, проведения их стоимостной оценки, НТЦ «Промышленная безопасность» предложило Минэнерго России включить работы по оценке технического состояния оборудования, эксплуатируемого на опасных производственных объектах, в перечень обязательных работ по энергетическим обследованиям.
В перечень организаций, для которых проведение энергетического обследования является обязательным, входят органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц, организации с участием в государстве или муниципального образования и организации, осуществляющие регулированные виды деятельности. Кроме того, обязательному энергетическому обследованию подлежат организации, осуществляющие производство и транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, нефтепродуктов, фактически вся экономика РФ. Организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива превышают 10 млн руб. за календарный год. Организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемой полностью или частично за счет Федерального, субъектов Федерации и местных бюджетов.
Федеральным законом государственное лицензирование в области энергетических обследований не предусмотрено. Оказывать услуги в этой области могут только лица, являющиеся членами СРО в области энергетического обследования, включенных в государственный реестр таких организаций. Постановлением Правительства РФ на Министерство энергетики РФ возложены функции по ведению государственного реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования и контроля за их деятельностью. Создание и функционирование СРО в области энергетического обследования должны осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона 261 и ФЗ-315 «О саморегулируемых организациях».
Некоммерческая организация может приобрести статус саморегулируемой организации в области энергетического обследования при условии ее соответствия следующим требованиям: это объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем 25 субъектов предпринимательской деятельности или не менее, чем 40 субъектов профессиональной деятельности. Наличие документов, в том числе стандартов правил, обязательных для выполнения всеми членами СРО в области энергетического обследования. Наличие компенсационного фонда, сформированного за счет взносов членов СРО в области энергетического обследования как способа обеспечения имущественной ответственности членов СРО в области энергетического обследования.
Фактически принцип создания СРО аналогичен тем организациям, которые в других отраслях промышленности сегодня созданы или создаются. С учетом мнения ведущих специалистов институтов, предприятий были выработаны приоритетные направления работы по ведению саморегулирования. Получила одобрение и идея создания СРО в области промышленной безопасности, объединяющая лиц, проводящих оценку соответствия, прежде всего, экспертизы промышленной безопасности.
В настоящее время уже созданы или находятся на стадии создания более 20 некоммерческих партнерств, будущих СРО в области промышленной безопасности. В октябре 2009 г. только началась, к сожалению, регистрация СРО в области промышленной безопасности в государственном реестре, ведение которого осуществляет Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии Росреестр. На 20 августа в Госреестре зарегистрированы 14 СРО в области промышленной безопасности. Чем больше становится таких организаций, тем громче слышны их обращения о необходимости введения саморегулирования, основанного на обязательном членстве.
Сейчас уже стало ясно, что для того, чтобы механизмы саморегулирования в области промышленной безопасности работали на полную мощность, необходимо внесение соответствующих изменений в ФЗ РФ №116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Такая позиция поддержана и в части парламентских слушаний на тему о совершенствовании законодательной базы, обеспечения безопасности опасных производственных объектов, которая была рекомендована Федеральному Собранию РФ внести изменения в ФЗ №116, в том числе, в части разграничения ответственности государства и субъектов экономической деятельности, передачи отдельных функций СРО.
По словам Сергея Николаевича Мартюшова, ведущего советника аппарата Комитета по энергетике Государственной Думы РФ, если рассматривать механизмы энергетического обследования, то становится ясно, что хотя в законе и говорится, что энергетическое обследование проводится в общем случае в добровольном порядке, проведение его является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих регулирование деятельности, организаций, осуществляющих в производстве транспортировку воды и природного газа, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, нефтепродуктов, переработку природного газа, транспортировку нефти, нефтепродуктов, организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают 10 млн рублей на календарный год. То есть, вот эти перечисленные пункты практически говорят, что вся экономика подлежит обязательному энергетическому обследованию. И не только экономика, а все сферы деятельности. Таким образом, в сферу проведения обязательных энергетических обследований попадают все мало-мальски значительные объекты экономики.
В законе сказано, что энергетическое обследование вправе проводить только лица, которые являются членами СРО в области энергетического обследования. Первое обязательное энергетическое обследование должно быть организовано и проведено до 31 декабря 2012 года, последующие – не меньше, чем 1 раз в каждые 5 лет. Таким образом, есть еще некоторое время для создания СРО в области проведения энергетических обследований и разработки нормативной базы, регулирующей их деятельность. Уполномоченный Федеральный орган исполнительной власти, который должен разработать соответствующую нормативную базу, осуществляет сбор, обработку, систематизацию, анализ данных энергетических паспортов. Каждая СРО в области энергетического обследования раз в три месяца обязана направлять заявления и копии энергетических паспортов, составленных ее членами по результату проведения ими за указанный период обязательных энергетических обследований. Уполномоченный Федеральный орган исполнительной власти вправе запрашивать и получать у СРО в области энергетического обследования данные о добровольно проведенных энергетических обследованиях, а также данные по результатам добровольных обследований энергетических паспортов.
Вот все, что фактически в законе сказано о деятельности организаций в области энергетических обследований энергоаудита. Если требования к энергетической эффективности, составлению региональных, муниципальных программ к внедрению обязательных приборов учета прописаны в законе достаточно подробно, то работа организаций в области энергетических обследований, требует еще большой работы в области подзаконных актов. В частности, как будут организации обследовать органы государственной власти, режимные объекты, объекты атомной энергетики, объекты обороны. Что это будут за организации, как они будут объединяться в СРО? Все это требует уточнения в нормативной базе.

МАРТЮШОВ Сергей Николаевич, ведущий советник аппарата Комитета по энергетике Госдумы РФ

Государственная политика в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Что должно получаться по результатам энергетического обследования? В законе говорится: это получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов, определение показателей энергетической эффективности, определение потенциала энергосбережения, повышение энергетической эффективности, разработка типовых доступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, проведение их стоимостной оценки. Что нам даст перечень типовых общедоступных мероприятий? Даст он повышение энергоэффективности в 2- 2,5 раза, которое требуется для нашей экономики. С одной стороны, такая общая формулировка в законе требует значительных усилий при разработке подзаконных актов, конкретизирующих данное положение. С другой стороны, это позволяет наполнить эти положения закона значительным реальным содержанием и сделать их действенными механизмами повышения энергоэффективности отраслей отечественной экономики. С одной стороны, огромная ответственность ложится на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, который должен организовать методическое обеспечение, регламентацию деятельности СРО в области энергетического обследования. С другой стороны, встает вопрос о специализированных СРО в области энергетического обследования.

ПРИДАННИКОВ С.П., заместитель руководителя Приволжского управления Ростехнадзора

Когда несколько лет назад были впервые поставлены вопросы сертификации электроэнергии, всплыл целый комплекс проблем, которые необходимо решить в данной области. Были необходимы сертифицированные лаборатории, которые замеряют параметры качества электрической энергии. Должна быть соответствующая техническая база для оборудования этих лабораторий, обученный персонал. Необходим орган сертификации качества электрической энергии.

СОЛОВЬЕВ А.Б., заместитель руководителя Западно-Уральского управления Ростехнадзора

Для достижения должного уровня промышленной безопаности в Удмуртской Республике необходима масштабная модернизация промышленных мощностей. Эта сложная и комплексная государственная задача может быть решена через реализацию Закона по энергосбережению и повышению энергоэффективности. Закон вводит комплексную систему государственного контроля. Вводится двухуровневая система государственного контроля – это федеральный и региональный государственный контроль. Следует обратить внимание на то, что объектом контроля являются не только организация в любой форме собственности, но и руководители, а также должностные лица.

КОТЕЛЬНИКОВ Владимир Семенович, генеральный директор ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность», председатель Координационного Совета НП «ЭНЕРГОАУДИТ»Актуальные вопросы в области энергетических обследований

Специалистами ряда крупных институтов были проанализированы нормативно-методические документы, регламентирующие порядок проведения энергетических обследований. В результате рассмотрения было установлено, что при оценке энергетической эффективности обследуемого оборудования практически не учитывается его техническое состояние. В крайнем случае, энергоаудитор рассматривает работу по оценке технического состояния оборудования как дополнительную задачу, решаемую при энергетических обследованиях. В то же время одной из целей энергоаудита провозглашена оценка долей энергетических потерь, которые связаны с ухудшением технического состояния оборудования и систем. Опыт проведения работ по экспертизе промышленной безопасности оборудования, эксплуатирующегося на опасных производственных объектах тепло-, электроэнергетики, ТЭЦ, ГРЭС, котельных, площадках хранения мазутного топлива, трансформаторных подстанций и так далее, позволяет сделать вывод, что эта задача может быть решена только в рамках работ по технической диагностике такого оборудования, проводимой конкретными специализированными экспертными организациями с использованием современной аппаратуры в неразрушающем контроле нормативно-технических документов и конструкторских документациях заводов-изготовителей.

РАДИОНОВ О.В., министр промышленности и энергетики

Удмуртской РеспубликиПредприятиям, в первую очередь, необходимо до конца 2012 года провести энергоаудит, чтобы понять, на каком уровне энергопотребления на единицу продукции они находятся в настоящий момент. Это сразу покажет уровень их конкурентоспособности и определит необходимые меры, проводимые в данной сфере. Энергоэффективность сегодня - это вопрос выживания предприятий завтра.

М.: 2014. - 656 с.

В Общей части учебника рассматриваются общие положения об энергетическом праве, его понятии, источниках, правовом режиме энергетических ресурсов, правовом режиме энергетических объектов, правовом положении субъектов частноправовых отношений в сфере энергетики, государственном регулировании и саморегулировании. В Общей части представлены теоретические взгляды по основным проблемам энергетического права с учётом правоприменительной практики и тенденций развития энергетического законодательства.

В Особенную часть включены разделы, посвящённые правовому регулированию в отдельных отраслях энергетики: газовой, нефтяной, угольной отраслях, в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, в области использования атомной энергии. Учебник подготовлен на основе современного законодательства с учётом правоприменительной практики. Учебник предназначен для студентов, аспирантов, преподавателей юридических высших учебных заведений, для научных работников, практикующих юристов, государственных служащих, судей, специалистов, интересующихся вопросами правового регулирования в сфере энергетики.

Формат: pdf

Размер: 2,2 Мб

Скачать: Rghost

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 8
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Раздел I. Понятие и источники энергетического права
Глава 1. Понятие энергетического права 19
§ 1. Правовая природа отношений в сфере энергетики 19
§ 2. Методы энергетического права 26
§ 3. Принципы энергетического права 29
§ 4. Энергетическое право как наука 33
§ 5. Энергетическое право как учебная дисциплина 40
Глава 2. Источники энергетического права 43
§ 1. Общая характеристика источников энергетического права 43
§ 2. Нормативные правовые акты как источник энергетического права 44
§ 3. Международные договоры как источник энергетического права 55
§ 4. Обычаи как источник энергетического права 62
§ 5. Судебные акты высших судебных инстанций
как источник энергетического права 70
§ 6. Акты саморегулируемых организаций
как источник энергетического права 73
§ 7. Локальные акты юридических лиц
как источник энергетического права 76
§ 8. Доктрина как источник энергетического права 78
Раздел II. Частноправовые отношения в сфере энергетики
Глава 1. Общая характеристика частноправовых отношений
в сфере энергетики 81
§ 1. Общая характеристика и источники правового регулирования
частноправовых отношений в сфере энергетики 81
§ 2. Правовой режим энергетического ресурса 83
§ 3. Правовой режим энергетических объектов 91
§ 4. Правовое положение субъектов частноправовых отношений
в сфере энергетики 100
Глава 2. Договорное регулирование в сфере энергетики 116
§ 1. Общая характеристика договорного регулирования
в сфере энергетики 116
§ 2. Договоры поставки энергетических ресурсов 124
§ 3. Договоры, регулирующие отношения по передаче, транспортировке,
перевозке энергетических ресурсов 138
§ 4. Договоры на технологическое присоединение к электрическим сетям,
системам теплоснабжения, газораспределительным,
газотранспортным сетям, магистральным нефтепроводам 146
§ 5. Соглашения о разделе продукции 155
§ 6. Концессионные соглашения 156
§ 7. Договоры на хранение энергетических ресурсов 158
§ 8. Договоры на строительство, реконструкцию
и модернизацию энергетических объектов 160
§ 9. Договоры поставки энергетического оборудования 163
§ 10. Энергосервисный договор (контракт) 165
§11. Договорное регулирование инновационной деятельности
в сфере энергетики 167
Раздел III. Публичноправовые отношения в сфере энергетики
Глава 1. Государственное регулирование в сфере энергетики 172
§ 1. Государственная энергетическая политика и стратегия 172
§ 2. Принципы государственного регулирования в сфере энергетики 174
§ 3. Государственные органы, осуществляющие государственное
регулирование в сфере энергетики 180
Глава 2. Саморегулирование в сфере энергетики 224
§ 1. Общая характеристика, источники правового регулирования
саморегулирования и виды саморегулируемых организаций
в сфере энергетики 224
§ 2. Саморегулируемые организации в сфере электроэнергетики 231
§ 3. Саморегулируемые организации в сфере теплоснабжения 235
§ 4. Саморегулируемые организации в области
энергетического обследования 239
§ 5. Саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц,
осуществляющих работы по инженерным изысканиям,
проектированию, строительству энергетических объектов 243
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
Раздел I. Правовое регулирование газовой отрасли
Глава 1. Стратегия развития газовой отрасли и источники правового
регулирования общественных отношений в газовой отрасли 253
§ 1. Стратегия развития газовой отрасли 253

в газовой отрасли 256
Глава 2. Частноправовые отношения в газовой отрасли 266
§ 1. Правовой режим газа как энергетического ресурса 266
§ 2. Правовой режим энергетических объектов газовой отрасли 272

в газовой отрасли 278
§ 4. Договорное регулирование в газовой отрасли 289
Глава 3. Публичноправовые отношения в газовой отрасли 299
§ 1. Государственное регулирование в газовой отрасли 299
§ 2. Саморегулирование в газовой отрасли 315
Раздел II. Правовое регулирование нефтяной отрасли
Глава 1. Стратегия развития нефтяной отрасли и источники правового
регулирования общественных отношений в нефтяной отрасли 325
§ 1. Стратегия развития нефтяной отрасли 325
§ 2. Источники правового регулирования общественных отношений
в нефтяной отрасли 328
Глава 2. Частноправовые отношения в нефтяной отрасли 336
§ 1.Правовой режим нефти и нефтепродуктов 366
§ 2. Правовой режим энергетических объектов нефтяной отрасли 347
§ 3. Правовое положение субъектов частноправовых отношений
в нефтяной отрасли 354
§ 4. Договорное регулирование в нефтяной отрасли 364
Глава 3. Публичноправовые отношения в нефтяной отрасли 374
§ 1. Государственное регулирование в нефтяной отрасли 374
§ 2. Саморегулирование в нефтяной отрасли 382
Раздел III Правовое регулирование угольной отрасли
Глава 1. Стратегия развитияугольной отрасли и источники
правового регулирования общественных отношений в угольной отрасли 388
§ 1. Стратегия развития угольной отрасли 388
§ 2. Источники правового регулирования общественных отношений
в угольной отрасли 391
Глава 2. Частноправовые отношения в угольной отрасли 397
§ Шравовой режим угля 397
§ 2. Правовой режим энергетических объектов угольной отрасли 401
§ 3. Правовое положение субъектов частноправовых отношений
в угольной отрасли 404
§ 4. Договорное регулирование в угольной отрасли 410
Глава 3. Публичноправовые отношения в угольной отрасли 415
§ 1. Государственное регулирование в угольной отрасли 415
§ 2. Саморегулирование в угольной отрасли 418
Раздел IV. Правовое регулирование в сфере электроэнергетики

Глава 1. Стратегия развития электроэнергетики и источники правового
регулирования общественных отношений в сфере электроэнергетики 424
§ 1. Стратегия развития электроэнергетики 424
§ 2. Источники правового регулирования общественных отношений
в сфере электроэнергетики 427
Глава 2. Частноправовые отношения в сфере электроэнергетики 438
§ 1.Правовой режим электрической энергии и мощности 438
§ 2. Правовой режим энергетических объектов в сфере электроэнергетики 446
§ 3. Правовое положение субъектов частноправовых отношений в сфере
электроэнергетики 456
§ 4. Договорное регулирование в сфере электроэнергетики 465
Глава 3. Публичноправовые отношения в сфере электроэнергетики 475
§ 1. Государственное регулирование в сфере электроэнергетики 477
§ 2. Саморегулирование в сфере электроэнергетики 490
Раздел V. Правовое регулирование в сфере теплоснабжения

Глава 1. Стратегия развития теплоснабжения и источники правового
регулирования общественных отношений в сфере теплоснабжения 504
§ 1. Стратегия развития теплоснабжения 504
§ 2. Источники правового регулирования общественных отношений
в сфере теплоснабжения 507
Глава 2. Частноправовые отношения в сфере теплоснабжения 516
§ 1.Правовой режим тепловой энергии 516
§ 2. Правовой режим энергетических объектов в сфере теплоснабжения 521
§ 3. Правовое положение субъектов частноправовых отношений
в сфере теплоснабжения 528
§ 4. Договорное регулирование в сфере теплоснабжения 537
Глава 3. Публичноправовые отношения в сфере теплоснабжения 547
§ 1. Государственное регулирование в сфере теплоснабжения 547
§ 2. Саморегулирование в сфере теплоснабжения 558
Раздел VI. Правовое регулирование в области использования атомной энергии
Глава 1. Стратегия развития атомной энергетика и источники правового
регулирования общественных отношений в области
использования атомной энергии 562
§ 1. Стратегия развития атомной энергетики 562
§ 2. Источники правового регулирования общественных отношений
в области использования атомной энергии 566
Глава 2. Частноправовые отношения в области
использования атомной энергии 583
§ 1.Правовой режим ядерных материалов, радиоактивных отходов 583
§ 2. Правовой режим энергетических объектов в области
использования атомной энергии 594
§ 3. Правовое положение субъектов частноправовых отношений
в области использования атомной энергии 601
§ 4. Договорное регулирование в области использования атомной энергии 614
Глава 3. Публичноправовые отношения в области
использования атомной энергии 622
§ 1. Государственное регулирование в области использования
атомной энергии 622
§ 2. Саморегулирование в области использования атомной энергии 632
Библиография 638

Как верно отмечает Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин «мы гордимся тем, что Россия является одной из ведущих энергетических держав мира. Мы располагаем значительными запасами энергоресурсов, серьёзными мощностями для их переработки и транспортировки. И наша задача - с умом использовать это богатство на благо граждан России, для развития экономики, социальной сферы, укрепления экспортного потенциала нашей страны».