Пожарная каланча: история в деталях.

Мне нравится изучать город… выцепишь какую-нибудь деталь силуэта и рассматриваешь как под микроскопом… На этот раз это пожарная каланча.

Согласно Энциклопедическому словарю, Каланча — (тюрк. — от араб. кал а — крепость), во 2-й пол. 18 — нач. 20 вв. возвышающаяся над зданием пожарной части башня для наблюдения за возникновением пожаров. Имела колокол площадку для дежурного и мачту для сигнализации флагами и фонарями.

Активно строить их начали после указа Александра второго от 31 мая 1804 года «О сложении с обывателей Москвы повинности ставить пожарных служителей и об учреждении в оной пожарной команды». С этих пор появились пожарные части при полицейских участках. К ним и пристраивалась или устанавливалась башня — каланча.

До этого простыми горожанами велось дежурство пожарных дозоров. Ими же осуществлялось оповещение и тушение пожаров.

Пожарные каланчи продолжали строить в советское время до появления телефонной связи. После этого необходимость в них отпала. Рост этажности городов в этот период также уже не позволял им выполнять свою функцию.

В дальнейшем и сейчас при пожарных частях все равно продолжают строить башни, но теперь уже для сушки пожарных рукавов, а не как дозорные и сигнальные. Пожарные каланчи, считайте, в красной книге.

В Москве пожарные каланчи строились с конца 18 века и вплоть до начала 1930х гг. На сегодня мне удалось найти около дюжины сохранившихся пожарных каланчей, которые изначально строились как дозорно-сигнальные. Из них 8 являются памятниками архитектуры, половина построены в дореволюционный период (все в 19 веке), 4 построены по типовому проекту в стиле конструктивизма.

Каланча состоит из трех функционально значимых частей: входной группы (1), ствола — вертикальной коммуникации (2) и обзорной площадки (3).

На основе исследования множества архитектурных и объемно-планировочных решений пожарных каланчей можно выделить четыре типа блокировки каланчи и основного здания: изолированный (1), линейный (2), центрально-осевой (3) и угловой (4).

Сам ствол башни бывает только трех типов: прямой (1), сужающийся кверху (2) и составной из прямой и сужающейся части (3). Причем все три типа башен в плане могут быть круглые, квадратные и восьмигранные. Это основные формы планов башен. Видела еще прямоугольный вариант, но крайне редко.

В дозорной площадке главное — это выполнение её функций: кругового обзора, подачи сигнала колоколом или фонарём, защита от погодных условий дежурного. При этом тут архитекторы проявляли свою фантазию. Чаще всего, это самая декоративно украшенная часть башни.

Таким образом, сложилось множество типов дозорных площадок. Ниже те, которые удалось вывести из пожарных каланчей Москвы. Они являются различными комбинациями нескольких приемов: вынос площадки консолью за ствол башни или расположение площадки в границах плана башни, наличие или отсутствие кровли у площадки, наличие опор кровли и размер выхода на площадку.

Ниже мои зарисовки сохранившихся каланчей Москвы. Первые четыре каланчи дореволюционного периода.

Слева направо: Сущевская полицейская часть (ул.Селезневская, 11, стр.1), Хамовнический полицейский дом (Комсомольский проспект, 16, 1897 г.), Рогожская полицейская часть (Николоямская, 54, 1862 г.) и Сокольническая пожарная каланча (ул.Русаковская, 26, 1884 г.).

Слева направо: Пожарная часть №19 (Ленинский проспект, 71а, 1929 г.), Пожарная часть №20 (Ослябинский пер., 2), Пожарная часть №17 (Шоссе энтузиастов, 11, 1929 г.), Пожарная часть №22 (ул. Краснобогатырская, 6, 1927 г.).

Еще обнаружила пару каланчей в руинах, одну из которых собираются реконструировать (ул. Хромова, 40), пару каланчей обшитых сайдингом, их период постройки неизвестен.

Каланчи позднего советского периода и 90х гг дозорной функции не несут и имеют уже другую архитектуру.

Наверное все видели, выйдя из станции метро «Сокольники», на противоположной стороне Стромынской площади, местную достопримечательность - Сокольническую пожарную часть с красавицей башней-каланчей. Знаменитая пожарная каланча в Сокольниках, старейшая в Москве, силуэт которой неизменно привлекает внимание москвичей. Расположена на территории 12-й пожарной части. Сейчас имеет чисто символическое значение, т.к. свою утилитарную функцию она утратила и используется теперь в качестве смотровой площадки.

Сегодня мы с вами посмотрим, как устроен быт в пожарной части №12. На входе нас встречает начальник 12 пожарной части, капитан внутренней службы - Шарапов Максим Евгеньевич


Он рассказал нам, что каланча бывшей Сокольнической части 1863 г., перестроена в начале XX в. и является историческим памятником начала прошлого века. Это одна из двух каланчей, сохранившихся до нашего времени.

В карауле одновременно находится 12 человек – начальник караула, диспетчер, два водителя, два командира отделения и по 3 пожарных. Помимо работы по вызовам постоянно проходят уроки как по теоретической, так и по практической подготовке и поддержанию соответствующей физической формы служащих. Так как здание старой постройки, то свободных помещений нет, одновременно в одной комнате находятся: кровати для отдыха, маленький тренажерный зал и стол для бильярда (в тесноте, да не в обиде:)...).


Доска скорби...Навечно в строю...


На стене, в одном из коридоров части, висит рисунок Провоторовой Ксении "Сокольники. Пожарная каланча"


В пожарные не берут женщин, по многим причинам (например одна из них - женщинам на производстве разрешено поднимать тяжести не более 20 кг, а одна пожарная лестница весит целых 60 кг). Но ни кто не мешает им работать в пожарной части диспетчером


Диспетчер Ольга рассказала нам, что за сутки по Москве бывает 500-600 реальных выездов, хотя общее количество звонков намного больше – 6-8 тысяч обращений. Многие из них являются ложными даже не из-за хулиганства, а из-за непроверенной информации. Кому-то что-то кажется и сразу звонят 01 (например, у соседа задымилась кастрюля, и бдительная соседка сразу звонить в 01). Но пожарные не обижаются и считают, что лучше перестраховаться, чем потом тушить:) Основная причина пожаров - нетрезвое состояние граждан.
Был случай, пожарные приехали по вызову, а там на балконе пьяный гражданин жарит на мангале шашлык:))
Ещё случай был, мужчина позвонил в службу 01 и сказал, что на улице Строителей пожар...оказалась, что он был во Владивостоке, а сам из Москвы и набирая 01 роуминг автоматически перевел его в Москву, так что уточняйте город:):)
Одним словом скучать на службе не приходится:)

На экране у диспетчера показываются все обращения в службу 01




У пожарных есть специальный датчик, который светится и его видно даже в дыму, так же он начнет пронзительно пищать, если сотрудник будет без движения 30 секунд. Имеется специальный датчик показывающий сколько осталось воздуха в баллоне, когда воздуха останется на 10 минут сработает оповещение


Самое главное для пожарников при тушении пожара - баллоны с воздухом!!! Стойка с полными баллонами

Поэтому баллоны с воздухом тщательно проверяют.


На втором этаже находится два спусковых столба

Спусковой столб - используется в пожарных частях уже более 140 лет для быстрого спуска с верхних этажей на нижние. Огнеборцы обычно находятся на верхних этажах здания пожарной части до того времени, пока не поступит пожарная тревога, после которой они должны как можно быстрее экипироваться, спуститься на нижний этаж и погрузиться в пожарные автомобили.

"Каждый пожарный - герой, всю жизнь на войне, каждую минуту рискует головой" (Владимир Гиляровский)


История пожарной охраны России уходит вглубь веков. 1472 год пожар в Москве. Великий князь Иван III, во главе царской дружины учавствовавший в тушении и проявивший себя "зело хоробрым", несмотря на тяжелые ожоги, издает указ о мерах пожарной безопасности в городе. 1649 год в "Соборном уложении" царя Алексея Михайловича восемь статей строго регламентируют соблюдение правил пожарной безопасности в городах и других селениях. 30 апреля 1649 года выходит царский "Наказ о градском благочинии", устанавливающий строгий порядок при тушении пожаров в Москве, который заложил основы профессиональной пожарной охраны


Пожары на Руси всегда были одним из самых тяжких бедствий. Было время, когда в Москве не имелось пожарной команды и тушить пожары обязаны были сами жители. Но они не умели и не знали, что надо делать для укрощения огненной стихии. За первые четыре с половиной века своего существования Москва 13 раз выгорала дотла и около 100 раз в значительной своей части. Пожар 1356 года за два часа уничтожил практически всю Москву, включая Кремль и посады. В начале XVI века по указу Ивана III в Москве создается пожарно-сторожевая охрана. Первая пожарная команда в Москве была создана в двадцатых годах XVII столетия


14 мая 1863 года группа частных лиц, проживающих в районе Сокольников, обратилась к обер-полицмейстеру г.Москвы Крейцу с просьбой разрешить создать пожарную часть в Сокольниках на собственные средства. На постройку здания части было собрано 1800 рублей и 5 августа 1863 года Городская дума разрешила постройку Сокольнической пожарной части. Во вновь созданной части числилось 40 человек служащих


Стенд рассказывающий о истории пожарных частей. Представлены пожарные шлема разных лет


Стенд с медалями, наградами и почетными грамотами пожарной части №12



Все сотрудники готовы!


Пожарный автомобиль с люлькой (подъемной платформой). У люльки есть датчики, на подобие парктроника, чтобы не ударяться об стены:))


Пожарная насосная станция ПНС-100 предназначена для подачи воды по магистральным рукавным линиям к передвижным лафетным стволам или к пожарным автомобилям, может использоваться для создания резерва воды в непосредственной близости от места пожара


Сотрудники начинают практические занятия, ну а мы не будем им мешать и пойдем смотреть дальше


Интересный факт, но на территории пожарной части не курят, вообще 65% послужного состава не курят


Пожарная куртка специально так свернута, чтобы сотрудник смог быстро её одеть не теряя драгоценные секунды


Сапоги уже вдеты в штаны, так же чтобы не терять время. Нормативы строгие - надевание боевой одежды и снаряжения (пожарный должен её одеть максимум за 27 секунд и то это на троечку)


Максим Евгеньевич показывает и рассказывает, как оснащена современная пожарная машина



Место для экипажа



Каланчи возвышались над окружающей 1-3 этажной застройкой, что позволяло быстро установить место пожара и оповестить о нем с помощью сигнала соседние части. Освещения на винтовой лестнице нету:)

В верхней части каланчи, многие кирпичи именные - "Челноков"


окна в каланче


Начальник пожарной части №12 осматривает свой район. Глядя на проезжающие внизу машины, максим Евгениевич рассказал, что в пожарную часть постоянно приходят штрафы за еду пожарных автомобилей. Штраф за проезд на красный цвет, за выделенную полосу и т.д., но как пожарная машина успеет приехать вовремя, если будет ехать по правилам...?! Странно всё это, неужели ГИБДД не может занести номера пожарных авто в базу, чтоб камера их не считала...Приходится вести переписки с ГИБДД и доказывать, что машина ехала на вызов и только тогда штрафы отменяют


Шпиль каланчи


В верхней части каланчи располагалась обходная галерея, где круглосуточно дежурил пожарный-часовой, наблюдая за местностью вокруг. При пожаре вывешивались шар, флаг или фонарь, давался сигнал колокола. В случае видимого возникновения пожара он давал сигнал в помещение дежурной команды, которая была обязана собраться и выехать в указанном им направлении в течение 2,5 минут, включая упряжку лошадей. Постройке каланчи в те времена придавалось огромное значение - на разработку ее проекта объявлялся архитектурный конкурс. Красно-кирпичная пожарная каланча над зданием бывшей Сокольнической полицейской части - вторая по времени постройки после Сущёвской из сохранившихся в Москве каланчей.

Сейчас на обходной галерее установлено множество оборудования... всё таки 21 век на дворе (рации, интернет, мобильная связь, телефония и т.д.)



Тень пожарной каланчи:)


Вид на Сокольническую площадь


Станция метро Сокольники


Жилой комплекс "Дом в Сокольниках"


Вид на улицу Русаковская, ЖК "Дом в Сокольниках" и гостиница Холидей ИНН Сокольники


Внутренний двор пожарной части


Насмотревшись на виды района Сокольники, спускаемся вниз



В уложенные нормативы естественно не уложились, но было весело:)


Кстати, пока мы были на каланче, все машины из гаража уехали на задание


На заднем дворе пожарной части, есть небольшая площадка для тренировок личного состава


Заметил, что на каланче установлено четыре скульптуры в виде пожарных шлемов


вот такая вышла интересная экскурсия в пожарную часть №12 в Сокольниках. Выражаю благодарность за организацию события пресс-службе МЧС, руководству пожарной части №12 и лично Максиму Евгеньевичу (отличный, жизнерадостный человек, профессионал своего дела и оказалось, что скромняга:), а также сообществу

Очень рад, что удалось пообщаться с таким человеком!

Предыстория возведения здания Пожарной каланчи в Сыктывкаре относится к сентябрю 1899 года, когда Городская Дума одобрила предложение городского головы о сооружении на месте старой деревянной постройки пожарного обоза нового каменного здания с помещениями для служителей и конюшен и смотровой каланчой, оснащенной пожарным колоколом. Проект разработал вологодский архитектор И.И. Павлов. Его осуществление было начато в 1900 году. Контракт на строительные работы был подписан со знаменитым в Республике Коми подрядчиком Н.Г. Кононовым, пригласившим каменщиков из города Сольвычегодск. Строительная деятельность затянулась на несколько лет и проводилась только в летний сезон.

В 1907 году городскими властями был подписан договор о сдаче в аренду второго этажа уездному казначейству. К осени этого же года сооружение было наконец-то достроено, и 19 октября по случаю расположения в нем пожарного обоза состоялся молебен.

Композиционную основу двухэтажной каланчи составляла средняя часть, которая была выделена из плоскости боковых крыльев еле намеченным выступом в форме прямоугольника. Данный выступ перерастал стройный восьмерик здания с псевдоподвалом. Каменная каланча завершалась деревянным ярусом звона (смотровой вышкой) с пологой 8-мигранной крышей. Центральный фасад здания, смотрящий на улицу Спасская, был прорезан 5-тью широкими арочными воротами конюшен I этажа и 8-мью прямоугольными окнами II этажа, вокруг которых было сосредоточено декоративное убранство каланчи («сухарики», выемки с городчатыми перекрытиями и другие).

После реконструкции каланчи, сделанной в 1975 году по замыслу архитектора А.Д. Ракина, здание некоторым образом видоизменилось. Ракин не только сумел бережно сохранить архитектурные достоинства сооружения, но и благодаря выделению цветом подчеркнул декоративное убранство каланчи, а также творчески переработал (применительно к нынешним условиям использования) ее элементы. Первый этаж, где находились конюшни, а затем – гараж для машин был переделан под служебные помещения, бывшие ворота переоборудованы под арочные оконные проемы.

Новый, более выразительный облик получило завершение яруса звона. Вместо 8-мискатной крыши с маленьким углом уклона кровли был создан высокий шатер с полицами, завершенный флюгером в виде металлического петуха, который был устроен на гербе города Усть-Сысольск (замысел архитектора Курова был воплощен художником Кононенко и механиком Катаевым). Весной 1976 года флюгер был установлен на самой вершине шатра.

Отдельное значение при реконструкции здания Пожарного депо было отведено курантам на фасад. В прежнее время на улицах больших городов достаточно часто можно было слышать звон курантов. Часы требовали тщательного ухода, как и любые другие сложные механизмы. Для этой цели необходимо было нанимать целые службы, но средств для их содержания не хватало. Службы сокращались – часы останавливались. В 1986 году после реставрационных работ часы были отремонтированы и куранты заиграли. Но это продолжалось недолго. Спустя полгода, они умокли.

Следующий ремонт был произведен специалистами пожарной лаборатории под руководством главного инженера В. Лисина, однако, по сути, были сделаны новые часы. Мелодию, которая доносилась из часов, решено было оставить. Это была песня коми композитора Якова Перепелицы о городе Сыктывкар.

Здание Пожарной каланчи в Сыктывкаре представляет собой не только памятник архитектуры, но и неофициальный символ города.

Kale «крепость»).

Оборонительные каланчи

В русском языке каланчами первоначально назывались турецкие оборонительные башни; в XIX веке слово применялось и в отношении кавказских сторожевых башен.

Наиболее известны в истории две каланчи на противоположных берегах Дона на подходах к крепости Азов . Башни были выстроены турками в 1640-х гг. после изгнания донских казаков из Азова. 14 июля казачьи части российской армии взяли каланчи приступом, но турки удержали саму крепость и Петру пришлось отступить на зимние квартиры. На следующий год Азов был взят русскими войсками 19 июля (см. Азовские походы Петра I). Во второй раз азовские каланчи захватил фельдмаршал Миних 20 марта , причём одна из башен сдалась без боя.

Пожарные каланчи

Пожарные каланчи в российских городах активно строились с начала XIX века, после выхода указа Александра I «О сложении с обывателей Москвы повинности ставить пожарных служителей и об учреждении в оной пожарной команды» (31 мая ). Как правило, каланчи венчали двух-трёхэтажные здания полицейских участков, при которых были организованы пожарные части. Помимо дозорной службы, каланчи использовались для сигнализации - вывешенные на каланче кожаные сигнальные шары в дневное время или фонари в ночное оповещали соседние пожарные части о размерах и месте возникновения пожара.

    Пожарная каланча г. Самара

    Пожарная каланча г. Ульяновск

    пожарная каланча г. Омск

Исторические каланчи также сохранились в городах Костроме , Галиче , Рыбинске , Балакове , Сердобске , Угличе , Ярославле , Трубчевске , Ульяновске , Волгограде , Самаре , Осташкове и др. Имеет каланчу Музей пожарной охраны в Санкт-Петербурге . В Самаре и Ульяновске в здании пожарной каланчи созданы профильные музеи.

Пожарные каланчи в больших городах СССР строились до 1930-х годов, когда повышение этажности застройки и распространение телефонной связи сделало дозорную службу неэффективной. Последняя из таких построек в Москве - на Ленинградском проспекте у станции метро Сокол . Пожарные депо современной постройки нередко оборудуются рукавными башнями, не несущими дозорных функций, в которых размещается сушильное оборудование для пожарных рукавов.

В странах, подверженных лесным пожарам (США , Австралия , Япония и др.), распространены дозорные башни для наблюдения за лесными массивами. Такие башни устанавливаются на господствующих высотах, комплектуются простыми геодезическими приборами для определения места возгорания и средствами связи с удалёнными пожарными частями. Конструктивно, башни могут использовать каркасы старых водонапорных башен, ветрогенераторов или строиться по уникальным проектам. Самая высокая башня такого рода - Warren Bicentennial Tree Lookout в Австралии, 69 . C учётом высоты местности, самая высокая наблюдательная точка - Fairview Peak в штате Колорадо , США - 4028 м над уровнем моря.

Парковые каланчи

Каланча «Под флагом» в Пятигорске была сооружена в братьями Бернардацци на обзорной площадке Горячей горы и некоторое время совмещала и дозорные, и развлекательные функции. Названием каланча была обязана российскому флагу, поднимаемому в часы работы казённых ванн. Часовой, помимо наблюдения за южными подступами к горе, отбивал часы в колокол, повторяя бой церковных колоколов для посетителей курорта «во избежание всяких недоразумений насчёт времени пользования ваннами». После ряда перестроек башня, именовавшаяся то «Грибом», то «Бель-Вю», была уничтожена во время Гражданской войны.

Когда-то Москва была полностью деревянной, поэтому на протяжении столетий город неоднократно выгорал почти полностью. Одним из последних крупных пожаров стал пожар 1812 года, когда перед сдачей города Наполеону Москву подожгли свои.


Пожарные команды всегда были одной из важных городских служб. Считается, что начало московской пожарной службе в начале XVI века положил Иван III, своим указом повелевший организовать пожарно-сторожевую охрану. На заставах организовали круглосуточное дежурство, сторожами понуждали быть простых горожан, которые должны были следить и за порядком, и «чтобы воры нигде не зажигали, не бросали огню». А при возникновении пожара народ на тушение сгонялся массово и силой, отказаться от такой работы было нельзя. С середины XVI века тушение пожаров было возложено на воинские подразделения - на стрельцов. Те были вооружены бердышами и топорами, при помощи которых можно было развалить окружающие пожар строения, чтобы воспрепятствовать распространению огня. Уже в XVII веке возле особо важных объектов стали устанавливать кадки и ведра с водой и насосы.

Пока города были малоэтажными, пожар легко было заметить по поднимающемуся столбу дыма. С ростом городов в высоту замечать начинающийся пожар стало сложнее, и чтобы заметить дым как можно раньше, с начала XIX века во многих российских городах начали строить специальные вышки - пожарные каланчи.

В Москве было построено 16 каланчей. В те времена пожарные команды размещались в одном здании с полицейской частью, поэтому и каланчи, с которых велось постоянное наблюдение за городом, были над этими полицейскими частями. Если где-то возникал пожар, то на каланче той части, которая выезжала на пожар, в определенной последовательности вывешивались чёрные кожаные шары и поперечины, оповещавшие соседние пожарные части. Если пожар был очень сильным и требовал помощи, то на него выезжали все части города. В ночное время для оповещения о пожарах соседних частей на каланче зажигали сигнальные фонари.


На тушение выезжал конный пожарный обоз, обычно состоявший из четырёх повозок. На двух повозках ехал личный состав, две другие везли гидрант и пожарные рукава, а также раздвижную лестницу, достававшую до пятого этажа. Чтобы на пожаре не перепутались лошади разных частей, в каждой пожарной части держали лошадей только одной масти.


И лишь в 1907 году у пожарных появились первые автомобили: сначала только в двух частях - Городской и Арбатской.


С 1930-х годов строить каланчи в Москве перестали: дома в городе стали настолько высокими, что с каланчи их было уже не разглядеть.


К тому же в Москве широко распространилась телефонная связь, и в начале 30-х годов появился единый номер вызова пожарной охраны — 01.


В Москве до сих пор сохранилось несколько пожарных каланчей, которые хоть и потеряли своё утилитарное значение, но давно стали архитектурным украшением города.

Хамовническому полицейскому дому (Комсомольский проспект, дом 16/2) вернули венчавшую его когда-то каланчу лишь в 2012 году, в ходе реставрации.


Памятник архитектуры восстановлен концерном «СТРАЖ», подрядчик «МСНРУ-2».


Когда-то здесь находилась часть служб и конюшни Хамовнических казарм, к которым позже пристроили домовую церковь.


Не исключено, что пожарную каланчу сделали из церковной колокольни.


В конце XIX века здание перестраивали по проекту архитектора Анатолия Гунста.


Пожарной каланчи дом лишился в 1941 году, когда для дезориентации немецкой авиации в Москве сносились приметные объекты, которые было сложно замаскировать.


Сейчас часть этого здания занимает 17-я пожарная часть федеральной противопожарной службы.


Самая старая из сохранившихся в Москве пожарных каланчей находится на Селезновской улице и является памятником архитектуры XIX века.


Здание для Сущевской полицейской части (улица Селезневская, дом 11А) было построено в начале 1850-х по проекту архитектора Михаила Доримедонтовича (Дормедонтовича) Быковского.

Здесь же располагалась и пожарная команда. На самом верху трёхъярусной пожарной каланчи находилась круговая площадка для дозорного.

Помимо административных помещений в доме были квартиры для полицейских чинов, а также комнаты для арестантов.


Флигель Сущевской полицейской части

Одним из них был арестованный за распространение революционных прокламаций гимназист Владимир Владимирович Маяковский.

Ещё этой полицейской части приходилось жечь неблагонадёжные книги, видимо под присмотром своих же пожарных. В частности, в 1888 году здесь сожгли весь тираж (1800 экземпляров) первой книги Владимира Алексеевича Гиляровского «Трущобные люди», запрещённой цензурой к распространению. Сейчас здание занимает Центральный музей МВД.


Вторая по возрасту и степени сохранности пожарная каланча в Москве возвышается над зданием бывшей Сокольнической полицейской части (улица Русаковская, дом 26).

Сегодня она относится к действующей пожарной станции № 12 Управления ГОЧС ВАО Москвы.

Построена в 1884 году по проекту архитектора Максима Карловича Геппенера на бывшей Стромынской площади.

Здание сложено из красного кирпича, но в последующие годы неоднократно меняло окраску. Сейчас здание выкрашено жёлтой краской.

Как и каланча на Селезневке, вышка в Сокольниках увенчана круговой обходной галереей, на которой круглосуточно дежурили пожарные.


При возникновении пожара с галереи к вершине шпиля по веревкам поднимали сигнальные шары, количество которых указывало, к ведению какой пожарной части Москвы относится пожар.

В течение нескольких минут упряжки лошадей с пожарными были готовы к выезду.

Рогожская полицейская часть (Николо-Ямская улица, дом 54) находилась близко к началу Владимирского тракта, по которому уходили этапы сосланных в Сибирь. Выкупленное городом в начале XIX века здание обычной усадьбы переделали под нужды полицейско-пожарной части. Во дворе построили служебный корпус и арестный дом. При этом деревянную пожарную каланчу надстроили почти через полвека - в 1862 году. В 1930-х годах здание приспособили под жилье и каланчу снесли за ненадобностью. Но в ходе реконструкции здания в середине 1990-х была восстановлена и пожарная каланча.

Каланча на Соколе (Ленинградский проспект, дом 71А) — Пожарная часть № 19.


В конце 1920-х годов в Москве в стиле конструктивизма стали строить специальные здания для пожарных частей, включавшие гараж для автомобилей и пожарную каланчу.


Одно из таких зданий было построено в 1927-1929 годах в селе Всехсвятское по проекту архитектора Александра Владимировича Куровского.

Село это находилось в районе нынешних станций метро «Аэропорт» и «Сокол» и вошло в территорию Москвы в 1917 году.


Каланча была самым высоким зданием в селе, выше находящегося поблизости храма Всех Святых (по имени этого храма и было дано название селу).

Уже в середине 2000-х годов на месте пожарной части хотели построить торговый центр, но оказалось, что здание пожарной части попадает в зону охраны объекта культурного наследия, которым является храм.


Так храм уже в наше время сберег архитектурный памятник социалистического конструктивизма.

Каланча на шоссе Энтузиастов — Пожарная часть № 16 (шоссе Энтузиастов, дом 11). Недалеко от станции метро «Авиамоторная», на углу шоссе Энтузиастов и Авиамоторного проезда, находится близнец здания пожарной части на Соколе. Архитектор - тот же Александр Владимирович Куровский, тот же конец 20-х годов. В отличие от спрятанного во дворе здания на Соколе, оказавшегося позади выстроенного позже высокого здания на Ленинградском проспекте, эта пожарная часть хорошо видна и используется так же, как и раньше. Здесь до сих пор располагается пожарная часть №16. В высокой башне развешивают для сушки пожарные рукава, на лестницах и балконах можно тренироваться.