Порядок получения гражданства рф для граждан украины. Получение гражданства рф для украинцев

Правообладатель иллюстрации TASS Image caption Граждане Украины смогут быстрее получить российское гражданство

Украинцам, которые предоставят МВД заявление об отказе от гражданства своей страны, позволят получить российский паспорт в ускоренном порядке. В МВД говорят, что эта мера поможет миллиону украинцев, живущих в России.

Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству во вторник одобрил для принятия во втором чтении поправки, вводящие дополнительные льготы для граждан Украины, которые хотят получить российское гражданство в упрощенном порядке.

Чтобы получить российский паспорт, им нужно будет предоставить МВД только письменное заявление об отказе от гражданства Украины.

Подтвердить отказ

Получить гражданство России можно в обычном и в ускоренном порядке. При обычном порядке у заявителя должен быть вид на жительство в России, а прожить в стране он должен не менее пяти лет.

В ускоренном режиме получить российский паспорт могут так называемые "носители языка", живущие в России и отказавшиеся от гражданства другого государства. В этом случае они должны предоставить в МВД документ, подтверждающий отказ.

Отказываться от родного гражданства необязательно, если "отказ невозможен в силу не зависящих от лица причин" или если между странами заключен специальный договор (такой есть между Россией и Таджикистаном).

Получение документа, подтверждающего отказ от предыдущего гражданства, стало проблемой для живущих в России украинских граждан, сообщили на заседании комитета депутаты и чиновники.

Правообладатель иллюстрации Viktor Bartenev/TASS

По их словам, сейчас граждане Украины сталкиваются с тем, что украинские органы власти не выдают им справки, подтверждающие обращение о выходе из гражданства.

Согласно поправкам, украинцам теперь не нужно будет ждать ответа от органов власти на родине, достаточно написать в России заявление об отказе от гражданства, нотариально заверить его и предоставить в МВД.

Граждан других стран новый порядок не коснется.

Квитанция об отправке обращения

Руководитель главного управления МВД по вопросам миграции Ольга Кириллова сообщила на заседании комитета, что сейчас около миллиона человек не могут получить справку об отказе от украинского гражданства.

Из них 450 тысяч обратились за статусом временного проживания. А остальные не могут получить гражданство, потому что либо у них нет возможности доказать статус "носителя языка", собрав данные о родственниках, либо регионы не выделили квоту.

В целом статистика по числу граждан Украины, которые столкнулись с этой проблемой, плавающая, заявил глава комитета Павел Крашенинников.

Ростовской области нам сообщили, что у них сотни тысяч граждан не могут получить справки об отказе от украинского гражданства. Но вести такую статистику сложно, потому что фиксировать всех невозможно", - пояснил Крашенинников.

Депутат Сергей Иванов (ЛДПР) спросил у представителя МВД, как они будут контролировать то, что после предоставления украинцами в МВД заявления об отказе от гражданства, они его реально отправят на Украину. Представитель МВД сообщила, что ведомство просит предоставить квитанцию об отправке обращения.

Поправка для украинцев дополнит законопроект о лишении гражданства за терроризм и экстремизм. Его в конце апреля внесли спикер Госдумы Вячеслав Володин и лидеры всех фракций после теракта в метро в Санкт-Петербурге.

Депутаты предложили отменять решение о выдаче российского гражданства в случаях, когда получившие его люди нарушают взятое на себя обязательство соблюдать конституцию и законы России.

Законопроект также обяжет приносить присягу при принятии в российское гражданство. Процедуру принесения присяги определит президент, сообщил Крашенинников. Документ должен быть принят во втором чтении 12 июля, закон, как ожидается, вступит в силу с 1 сентября.

Иностранцы приобретают гражданство России в порядке натурализации. Очевидно, что граждане Украины по отношению к власти российского государства выступают иностранными гражданами. Соответственно, для получения гражданства РФ для граждан Украины в 2019 потребуется пройти процедуру по одному из двух предусмотренных для этого путей.

В 2019 году в РФ действует два порядка натурализации: общий и льготный. Первый распространяется на всех иностранцев и апатридов без исключения, второй (еще называется упрощенным) позволяет некоторым категориям лиц сделать все быстро и просто. Он снижает требования к соискателю на получение российского гражданства, сокращает срок рассмотрения документов, устанавливает более простой порядок, по которому проходит процедура. Забегая вперед, можно отметить, что многие украинцы, желающие оформить гражданство РФ, смогут воспользоваться именно упрощенной формой.

Закон о статусе граждан РФ в действующей редакции определяет, что упрощенная процедура получения гражданства России доступна для лиц, являющихся носителями русского языка.

Общий порядок

Любой иностранец, достигший совершеннолетия, может претендовать на российское гражданство, если:

  • он обязуется принимать и выполнять нормы Конституции и законов РФ;
  • у него есть легальный источник получения средств для существования;
  • он законно проживал в России в течение 5 лет;
  • он свободно изъясняется по-русски, способен поддерживать общение на языке как в устной, так и в письменной формах.

Кроме соблюдения этих критериев нужно оформить надлежащий пакет документов и подать его в компетентный орган госвласти.

Легальное проживание

Процесс начинается с регистрации мигранта и получения им разрешения на временное проживание на территории РФ. Иностранец может зарегистрироваться по адресу постоянного проживания родственников или в собственном жилом помещении. Разрешение выдается на 3 года. Далее разрешение может продляться еще на год. Следующим этапом станет получение вида на жительство.

Вообще в РФ предусмотрено несколько способов легального пребывания для граждан Украины:

  • Временное пребывание

Украинцы могут находиться на территории РФ законно без оформления каких-либо разрешений и виз до 90 суток. Время приезда для подтверждения в последствии длительного легального проживания отмечается на миграционной карте. Срок может быть продлен до 180 дней – полгода. Чтобы это сделать следует обратиться в органы по вопросам миграции при территориальном отделении полиции.

В 2019 году действует норма, позволяющая украинцам продлевать временное нахождение в РФ беспрепятственно, пока на территории Украины продолжаются военные действия.

  • Временное убежище

Для получение временного убежища в РФ, срок которого составляет 1 год, житель Украины должен обратиться в территориальный орган МВД по вопросам миграции, предоставив свой внутригражданский паспорт и миграционную карту. Указанный годичный срок можно продлять. Длительность рассмотрения заявления составляет 3 дня с момента обращения. В обязательном порядке необходимо прохождение медосмотра.

По результатам рассмотрения лицо получает сертификат о предоставлении временного убежища. Никаких платежей и пошлин за получение убежища в РФ не предусмотрено.

Выданный документ дает право на легальное трудоустройство и социальную защиту от государства. Внутригражданский паспорт индивида остается на хранении в органах по вопросам миграции, пока лицо не решит вернуться на родину.

  • Статус беженца

Статус предоставляется при наличии у лица доказательств того, что в родной стране оно преследуется по политическим мотивам. Документы нужно подавать в территориальные органы по вопросам миграции. Процедура занимает 3 месяца. На период рассмотрения бумаг лицо получает временное удостоверение, подтверждающее факт подачи документов. В случае положительного решения выдается бессрочное удостоверение беженца. Его нужно подтверждать раз в полгода.

Бумага предоставляет законную возможность проживать в РФ, трудоустраиваться, пользоваться основными социальными гарантиями.

  • Временное проживание

Временное проживание на территории РФ требует получения регистрации. За получение разрешения на временное проживание взимается госпошлина. При этом получить его можно только по квоте, которая устанавливается для каждого региона. Документ также позволяет легально трудоустраиваться и пользоваться всеми социальными благами. Проживать при этом разрешено только в определенном регионе. Действует разрешение на протяжении трех лет.

  • Патент на работу

Для официального трудоустройства без оформления предыдущих документов, нужно получить патент на работу. Очевидно, что этот документ также позволяет легально находиться на территории РФ. Выдается он на год при условии наличия документов от работодателя, который готов предоставить работу иностранцу, а также оплаты годичного налога единоразово. В 2019 году для оформления патента нужно, чтобы в миграционной карте стояла отметка «трудоустройство» в графе «Цель визита».

  • Вид на жительство

В случае получения гражданства в общем порядке лица должны законно находиться на территории РФ по виду на жительство. Однако, в большинстве случаев украинцы имеют право на льготное получение гражданства. Вид на жительство, как правило, является последним шагом перед получением гражданства.

Программа «Соотечественник»

С 2014 года в РФ действует программа «Соотечественник». Она позволяет украинцу в упрощенном порядке получить российское гражданство. Ее начало странным образом совпало с началом аннексии АР Крым и военных действий на Востоке Украины. Для получения статуса гражданина нужно, чтобы был оформлен один из видов законного пребывания в РФ: разрешение на временное проживание, временное убежище либо ВНЖ. Документы на право стать участником госпрограммы рассматриваются всего два месяца.

Свидетельство участника дает целый ряд преимуществ для украинцев, переехавших в Россию:

  • компенсация потраченных на проезд средств;
  • пособие на обустройство в определенном регионе;
  • предоставление жилья;
  • ввоз личного транспорта без необходимости платить государственную пошлину на импорт автотранспорта;
    бесплатное медобслуживание;
  • ежемесячное пособие на проживание в течение периода рассмотрения вопроса о предоставлении гражданства.

Главным же преимуществом участия в программе «Соотечественник» для украинцев, желающих оформить постоянную связь с российским государством, является возможность получения гражданства в упрощенном порядке.

Чтобы принять участие в программе нужно обладать полным объемом гражданской дееспособности, достигнуть восемнадцатилетнего возраста и уметь изъясняться по-русски на уровне родного. В перечень регионов, принимающих украинцев, так называемых «соотечественников», вошли не самые желаемые местности: Воронежская, Тульская, Костромская, Калужская и Тверская области; Центральный, Южный, Ненецкий, Сибирский, Дальневосточный федеральные округа. Полный перечень по запросу предоставляют органы по вопросам миграции при МВД.

Этапы процесса

Упрощенная схема доступна для русскоязычных украинцев, которые сами или их близкие родственники проживали или проживают сейчас на территории современной России. Процедура проходит относительно быстро.

Весь процесс включает несколько этапов:

  1. Получение права временного проживания.
  2. Предъявления доказательств владения официальным государственным языком.
  3. Оформить ВНЖ (срок – до 3 лет).
  4. Письменно отказаться от гражданства Украины.
  5. Подать пакет документов для присвоения гражданства.

Как действовать

Чтобы получить российское гражданство в 2019 году украинцу, который въехал в Россию с внутригражданским паспортом и миграционной картой, необходимо:

  1. Посетить госорган по вопросам миграции и выбрать подходящий статус из перечисленных выше, которые позволяют украинцам временно пребывать в стране на легальных основаниях. Здесь важно определиться с тем, сколько времени необходимо быть в РФ, какую активность предпочесть, какие возможности нужно реализовать.
  2. Вбирать место. Определяясь с регионом нужно учитывать востребованность рабочей силы, чтобы иметь шансы на трудоустройство, близость с родиной, чтобы можно было при необходимости поехать для решения неотложных дел (однако стоит учитывать, что приближенные в Украине регионы уже наполнены такими же «соотечественниками»), стоимость жилья и проживания.
  3. Подобрать жилье. Наличие места проживания – обязательное условие получения права нахождения в РФ. Остановиться можно у родственников, друзей-знакомых, арендовать или купить собственную недвижимость. В случае получения статуса беженца рекомендуется оставаться в лагере для беженцев, так больше шансов получить помощь от властей РФ.

Это приблизительная общая схема, по которой можно начинать длительную процедуру получения гражданства РФ. На самом деле каждый случай индивидуален и разработать единый алгоритм нереально. Все они требуют индивидуального подхода и решения. Поэтому рекомендуется обратиться к компетентным специалистам-юристам, оказывающим правовую помощь в вопросах миграции. Они смогут предложить оптимальные варианты решения проблемы и подобрать максимально короткий путь для воплощения поставленной цели.


1 сентября в России вступил в силу закон, упрощающий получение гражданства РФ для украинцев. Теперь будет действтвать заявительный порядок (без предоставления подтверждающей справки от компетентных национальных органов) при отказе от гражданства Украины для получения вида на жительство и паспорта в РФ.

В документе говорится, что «отказ от имеющегося гражданства Украины осуществляется путем направления заявления об отказе от гражданства в полномочный орган данного государства. Документом, подтверждающим отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства, является нотариально заверенная копия заявления».

Сообщается, что отказ от гражданства Украины оформляется нотариально, один документ идет в ФМС, второй - на Украину. Предполагается, что при подаче документов на получение гражданства отказ от гражданства Украины заменит ту справку, которую до этого нужно было получать с Украины.

Напомним, законопроект, меняющий правила получения гражданства России разработали Руслан Бальбек, Наталья Поклонская и Константин Затулин, и он уже получил положительное заключение комитета по делам национальностей ГД.

«В случае принятия данного закона получить гражданство Российской Федерации можно будет не только по принципу крови, родства, но и по принципу почвы. Основным критерием будет являться знание русского языка, а также берется за основу связь с территориями Советского Союза и Российской империи», - рассказал Бальбек.

Законом оговаривается право на ускоренное и приоритетное получение гражданства жителями бывших советских республик. Тот же Бальбек сообщил, что право на упрощенную процедуру предоставления гражданства России получат носители русского языка - выходцы или их родственники по восходящей линии из стран постсоветского пространства, которые некогда входили в состав СССР или Российской империи.

Изначально законопроект разрабатывался в соответствии с поручением президента РФ Владимира Путина по ускоренному порядку получения гражданства носителями русского языка и культуры, однако тема эта широко обсуждалась еще до того, как на нее обратил внимание президент. Собственно, вопрос встал ребром после присоединения Крыма и начавшейся на Украине гражданской войны.

Отметим, что закон - лишь один из шагов, направленных на обеспечение безопасности и соблюдения прав наших соотечественников. Собственно, помимо жителей Украины речи идет также, например, и о русских жителях стран Прибалтики, где после крымских событий и обострения отношений России и Запада нагнетается антироссийская истерия. В том числе, и на деньги НАТО.

В последнее время давление на русских в прибалтийских странах приобрело беспрецедентные масштабы, как и государственная русофобия - и желающих сбежать из Прибалтики в Россию наверняка тоже немало.

При этом согласно действующему законодательству получить гражданство по ускоренной процедуре могут только те, кто сам или чьи родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее проживали на территории РФ (либо ранее относившейся к Российской империи или СССР).

Теперь же, после изменений, вносимых законопроектом, право на ускоренную процедуру будет и у тех, кто родился в России или имеет родственников по прямой восходящей линии, также родившихся в нынешних границах Российской Федерации.

По сути, закон дает возможность жителям всех остальных республик бывшего СССР стать гражданами России. Причем даже в том случае, если их прямые предки переехали на нынешнюю территорию другого государства еще до октябрьской революции. Кроме того, такую же возможность получат и «возвращенцы» - бывшие эмигранты, успевшие сменить гражданство, которые хотели бы снова жить в России.

На самом деле, «право почвы» - принцип получения гражданства, довольно широко распространенный в мире. Он действует, в том числе, в США и Канаде, в Доминиканской Республике, во многих странах Латинской Америки, является вполне стандартной юридической практикой и ничего сенсационного в себе не несет.

Ни для кого не секрет, что отношения между Россией и Украиной «немного» испорчены. Поколение с 1945 по 1965 годов рождения не понимают причин и не могут собрать в голове этот ребус. Когда-то люди жили в одной стране (прим. СССР), по одинаковым законам и что самое важное в сегодняшней теме с одним паспортом!

Сегодня, 1 сентября, жизнь граждан Украины, желающих приобрести российское гражданство, стала немного легче и проще.

А вы носитель русского языка?

Одним из упрощенных порядков получения Российского гражданства и вида на жительство является признание иностранного гражданина носителем русского языка. В соответствии со статьей 33.1. ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» иностранный гражданин или лицо без гражданства по результатам собеседования, проведенного с ними комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (далее - комиссия), могут быть признаны носителями русского языка, то есть лицами, владеющими русским языком и повседневно использующими его в семейно-бытовой и культурной сферах. В случае, если данные лица либо их родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации.

«В законе все довольно просто и предельно ясно. С учетом того, сколько людей к нам обращаются за юридической помощью, примерно 7 из 10 думают, что получить гражданство Российской Федерации довольно просто и легко. Если человек обладает желанием и имеет основания для начала процедуры оформления РВП, ВНЖ или сразу гражданства, он его без проблем получит. Нужно пройти процедуру проверки личности и всех документов, немного подождать, и получить документы. Подобного рода процедуру проходят абсолютно в любой стране мира. Естественно, все это возможно при условии „чистоты“ перед законом. Само основание „носитель русского языка“ - оно прекрасно. Поправки в федеральный закон „О гражданстве“ принятые Государственной Думой и подписанные президентом Путиным, которые начнут действовать с 1 сентября, очень помогут гражданам Украины стать гражданами России. К сожалению, данная поправка будет действовать не на всех граждан Украины. Если выделять из общей массы, это меньшинство. Пока не ясно, что будет делать Киев, возможно, кто откажется от украинского гражданства, нотариально заверив свой отказ и отправим по почте в посольство, попаду в немилость украинских властей. Но с другой стороны на двух стульях не усидишь, поэтому нужно выбирать и данный закон отлично подходит для тех, кто твердо решил стать гражданином России» - свое мнение озвучил основатель центра юридической помощи «Мигрант 365» Антонец Игорь.

Обязательным условием при подаче документов на гражданство или вида на жительство в Российской Федерации является отказ от уже имеющегося гражданства. К сожалению власти Украины не охотно подписывали добровольные решение о выходе из гражданства своих бывших соотечественников, тем самым затрудняя, а иногда делая невозможным вступление в гражданство Российской Федерации, не обращая внимание на «основной закон» Конституцию Украины, в которой четко сформировано норма о невозможности лишения человека права изменить гражданство. (ст. 25 Конституции Украины)

Федеральный закон от 29.07.2017 N 243-ФЗ внес существенные изменения для граждан Украины, облегчив порядок получения гражданства и вида на жительство в упрощенном порядке лицам, признанным носителями русского языка. Вышеуказанный закон вступает в силу с 01.09.2017 года. Изменения, внесенные в нормативные акты регулирующие порядок пребывания и получения гражданства в России решает многотысячные проблемы граждан Украины желающих получить гражданство в России.

А теперь можно - даже вопреки!

Со слов руководителя главного управления МВД по вопросам миграции Ольги Кирилловой, за весь прошлый год выйти из украинского гражданства смогли всего лишь 156 человек, а за последние несколько лет - 25 тысяч человек. Если с 2015 года Киев, по ее словам, давал согласие на выход из гражданства охотно, то теперь тормозит этот процесс.

Мы поинтересовались, что по данному вопросу думает эксперт в сфере миграции Дмитрий Михайлов: «В соответствии с поправками, внесенными Государственной Думой в вышеуказанные акты, теперь отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины осуществляется путем направления данным гражданином заявления об отказе от имеющегося у него гражданства Украины в полномочный орган данного государства. Документом, подтверждающим отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины, является нотариально заверенная копия заявления данного гражданина об отказе от имеющегося у него гражданства Украины. Данная процедура убирает все препятствия, которые создавали свои бездействием сотрудники государственного корпуса Украины для своих граждан при попытке в добровольном порядке выйти из гражданства Украины».

Данное нововведение однозначно положительно скажется на жизни тех людей кто «уже почти» россиянин. Остается дело за малым, оформить все документы и пройти процедуру получения российского гражданства.

Всего через неделю после принятия нашумевших изменений в закон о гражданстве, позволяющих украинцам в упрощенном порядке расстаться с гражданством, Госдума приняла закон в третьем чтении. Закон поступил в Совет Федерации и был им одобрен. Вскоре он будет подписан Президентом РФ и с 1 сентября этого года вступит в силу.

ИСТОРИЯ ЗАКОНОПРОЕКТА

Законопроект №156692–7 был внесен в Государственную Думу 21 апреля этого года депутатами-руководителями фракций и другими видными парламентариями. Первоначальный текст законопроекта предусматривал только случаи, в которых могут быть отменены решения по вопросам гражданства. Иными словами, целью законопроекта было «законодательное закрепление нормы, направленной на недопустимость получения гражданства РФ в целях осуществления деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя РФ». Лица, уличенные в террористической деятельности, могли быть лишены гражданства РФ, если они получили его не по рождению.

Законопроект с небольшими замечаниями был поддержан Правительством РФ и Общественной палатой РФ. Если поначалу мнение общественности склонялось к тому, что лишать гражданства неконституционно, то потом Общественная палата признала хитрую юридическую конструкцию с аннулированием решения о приеме в гражданство соответствующей части 3 статьи 6 Конституции РФ.

Ко второму чтению законопроект был существенно переработан и дополнен. В нем появилась присяга лица, приобретающего гражданство РФ, и упрощенный порядок подтверждения отказа от гражданства для граждан Украины. Поскольку идея упростить порядок подтверждения отказа от гражданства, особенно для украинцев, родилась уже давно и фигурировала в различных законопроектах, - К.Затулина, и в проекте Сергея Миронова (№159595–7). Законопроект Миронова был внесен в Думу через несколько дней после регистрации проекта №156692–7, логично предположить, что депутаты решили некоторые популярные в народе идеи из проекта Миронова включить в свой законопроект, не столь однозначно воспринятый обществом. Разница между текстами проекта ко второму чтению и после третьего чтения не столь велика: только редакционные правки, так как регламент Думы предполагает принятие существенных поправок только на стадии второго чтения.

ПРИСЯГА ГРАЖДАНИНА

Принятый Госдумой закон дополняет закон о гражданстве новой статьей 11.1. Эта статья вводит обязательную присягу для лиц, приобретающих гражданство РФ. Присяга для иностранцев, получающих гражданство, существует в ряде стран мира (Германия, Япония, Чехия, Сингапур и других). Наиболее известен факт наличия клятвы для иммигрантов, получающих гражданство США. Нарушение клятвы гражданина США может быть основанием для лишения гражданства. Была клятва для подданных и в царской России.

Наличие присяги гражданина может оцениваться положительно в целом. Но модель присяги гражданина, вводимая новым законом, вызывает нарекания. Во-первых, эта присяга только для тех, кто приобретает гражданство по определенным основаниям. Граждане РФ по рождению присягу не принимают. Во-вторых, конструкция с присягой предназначена главным образом для того, чтобы удалось обойти конституционный запрет на лишение гражданства.

Новый закон предусматривает перечень лиц, которые также не приносят присяги. Это несовершеннолетние, недееспособные и ограниченно дееспособные, инвалиды, не способные произнести или подписать присягу. Президент своим решением может освободить от принесения присяги также других лиц. Определение порядка принесения присяги также относится к компетенции Президента РФ.

Не совсем понятно, почему все несовершеннолетние освобождены от принесения присяги. В полном объеме дееспособность возникает с 18 лет, но обязанность соблюдать законы, очевидно, возникает раньше. Например, уголовная ответственность за ряд преступлений, в том числе террористических, наступает с 14 лет. По общему правилу административная и уголовная ответственность может применяться к лицам, достигшим 16 лет.

Текст присяги установлен законом. Акцент в присяге делается на принятие новым гражданином обязательств соблюдать Конституцию и законодательство РФ. В обязанность новых граждан вменяется также защита свободы и независимости России, быть верным России, уважать ее культуру, историю и традиции.

Соблюдать Конституцию и законы РФ обязаны все граждане РФ и другие люди, находящиеся на территории России. Уважение культуры, истории и традиций России не является особой обязанностью граждан РФ - это обязанность каждого, кто находится в России. Статья 44 Конституции РФ обязывает каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. К конституционным обязанностям граждан РФ отнесена защита Отечества, положение присяги о защите свободы России в общих чертах соответствует статье 59 Конституции РФ.

В закон не вошли предложения по тексту присяги, в которых гражданам предписывалось испытывать «неописуемый восторг, что с сегодняшнего дня я гражданин самой великой страны на этой земле». Не прошли и клятвы верности в восточном стиле: «И пусть отсохнут мои руки и ноги, если я когда-либо перейду на сторону врага. И пусть мертвым будет мой язык, если когда-либо я скажу хоть одно плохое слово о России». Обо всем этом и так позаботятся наши правоохранительные органы.

ОТКАЗ ОТ ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНСТВА

Важное изменение касается упрощенного порядка приобретения российского гражданства носителями русского языка. Формулировка об обязательном отказе от имеющегося иностранного гражданства была уточнена в отношении граждан Украины: «Отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины осуществляется путем направления данным гражданином заявления об отказе от имеющегося у него гражданства Украины в полномочный орган данного государства. Документом, подтверждающим отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины, является нотариально заверенная копия заявления данного гражданина об отказе от имеющегося у него гражданства Украины».

Эта норма обусловлена тем, что граждане Украины не получали никакого ответа на свой отказ от гражданства. Более того, государство может и не принять такой отказ от гражданства, например, если гражданин не исполнил обязанности перед государством (не уплачены налоги, не пройдена служба в армии), либо преследуется государством в уголовном порядке, либо не имеет иного гражданства.

При этом остается непонятным, что имеется в виду в другой формулировке этого пункта, которая есть в действующей и в новой редакциях. Речь о том, что «отказ от гражданства иностранного государства не требуется, … если отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу не зависящих от лица причин». Почему ситуацию, в которой оказались некоторые граждане Украины, нельзя было считать подпадающей под этот пункт, до сих пор неясно. По идее это был как раз тот самый случай, когда украинцы не могли отказаться от гражданства в силу независящих от них причин. То есть при желании можно было бы на практике толковать эту норму закона именно так, а не ждать три года принятия этого закона. Также можно было при желании сразу в 2014 году прописать эту норму с учетом сложившейся ситуации на Украине.

Такая норма, принятая в интересах граждан Украины, выглядит довольно странно, потому что на данный момент в законе о гражданстве РФ нет упоминания какой-либо другой страны, кроме России. Особое правовое регулирование в интересах граждан конкретного иностранного государства вообще не характерно для российских законов, в частности, это обусловлено конституционным требованием равноправия. Очевидно, что при наличии политической воли вопрос о преференциях для граждан Украины можно было бы решить еще в 2014 году на уровне подзаконного акта, пользуясь возможностями толкования действовавшей на тот момент формулировки.

Невозможность отказа от гражданства по не зависящим от заявителя причинам также нужно было обосновывать. На практике такими причинами признавались: решение компетентного органа об отказе в выходе из гражданства, невозможность отказа от гражданства по законодательству этого государства, в некоторых случаях - отсутствие ответа государства на заявление гражданина о выходе из гражданства. Новый закон, возможно, поставит точку и в этом вопросе. Новый закон предусматривает изменения в закон о правовом положении иностранцев, согласно которым Правительство РФ должно определить перечень причин, влекущих за собой невозможность отказа лица от имеющегося у него гражданства иностранного государства. Интересно, что это полномочие дается Правительству РФ в контексте статьи о запрете находиться на государственной или муниципальной службе лицам с двойным гражданством.

Вызывает вопросы и новая формулировка о подтверждении отказа. В частности, неясно, почему нужна заверенная нотариусом копия заявления гражданина об отказе от имеющегося у него гражданства Украины. То, что гражданин написал заявление об отказе от гражданства и заверил копию заявления, еще не подтверждает того факта, что заявление было отправлено в соответствующий орган. Логично было бы нотариально заверять подпись гражданина на заявлении, чтобы у компетентных органов не возникало сомнений в том, что это заявление составлено и подписано самим гражданином. Также логично было бы требовать документы об отправке этого заявления в компетентный орган: почтовую квитанцию, опись вложений, и при наличии - уведомление о вручении. Получается странная ситуация, при которой формально иностранный гражданин может написать заявление об отказе от гражданства, заверить его копию у нотариуса и не отправлять его органам своего государства, потому что факт отправки никто не обязан проверять. Формально юридически если заявление не отправлено, то отказ от гражданства не произошел. Именно поэтому процедура подтверждения отправки заявления должна быть уточнена, например, подзаконным актом.

Допустим вариант, когда гражданин составляет такое заявление, предоставляет заявление и его нотариально заверенную копию вместе с другими документами в управление по вопросам миграции МВД России, а МВД уже само направляет заявление гражданина в соответствующий орган. Тогда факт отправки не требовал бы дополнительного подтверждения.

ОТМЕНА РЕШЕНИЙ О ГРАЖДАНСТВЕ - НЕ ЛИШЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА

Статья 22 закона о гражданстве существует в действующей редакции закона и называется «Основания отмены решений по вопросам гражданства РФ», в новой редакции название сохраняется. Действующая редакция содержит весьма неопределенные формулировки касательно отмены решений о гражданстве. Сейчас оснований для отмены решения о приобретении гражданства два: предоставление заявителем подложных документов, представление заведомо ложных сведений. Для отмены решений о гражданстве факты представления ложных сведений или документов должны быть установлены судом.

Новый закон дополняет этот перечень оснований еще одним: отказ от принесения Присяги гражданина. Частным случаем называется приобретение гражданства РФ в целях осуществления деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя РФ, а также сообщение заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ.

Одним из вариантов судебного установления такого факта является наличие вступившего в силу приговора за совершение преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, частью второй статьи 205.2, статьями 205.3–205.5, 206, 208, частью четвертой статьи 211, статьями 281, 282.1–282.3 и 361 Уголовного кодекса РФ (все это преступления террористической и экстремистской направленности). Как отмечено выше, совершение таких преступлений является частным случаем сообщения заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ.

При этом закон содержит оговорку о том, что если нехороший человек принимался в российское гражданство вместе с супругой (супругом) и детьми, а члены семьи в терроризме и экстремизме не были замечены, то они остаются гражданами РФ.

Закон также предусматривает механизм информирования органов МВД о соответствующих приговорах. Изменения в Уголовно-процессуальный кодекс о дополнении перечня органов, в которые может направляться обвинительный приговор суда, также уже приняты Думой и одобрены Советом Федерации.

Де-юре отмена решения о гражданстве и лишение гражданства - совершенно разные вещи. Отмена решения о приобретении гражданства, как и отмена (не признание утратившим силу) любого другого решения, означает, что такого решения как бы никогда и не было. Иными словами, отмена решения означает, что это решение не повлекло никаких правовых последствий. Если такие правовые последствия фактически уже успели наступить (например, гражданину была назначена пенсия), то эти последствия также обнуляются (пенсия отменяется, а все выплаченное подлежит возвращению). Очевидно, что отмена решения о приобретении гражданства может коснуться лишь тех, кто получил гражданство не по рождению. Лишение же гражданства могло бы коснуться любого гражданина, даже гражданина по рождению. Лишение гражданства РФ запрещено Конституцией РФ. Европейская конвенция о гражданстве в качестве одного из принципов называет запрет на произвольное лишение гражданства.

Можно предположить, что, например, Европейский суд по правам человека трактовал бы наш термин «отмена решения о приобретении гражданства» достаточно широко и приравнял бы к лишению гражданства, если такое дело дошло бы до ЕСПЧ. Тем более, что человек, оставшийся таким образом без российского гражданства, возможно, стал бы лицом без гражданства, что также не приветствуется Конвенцией. И вообще статус таких лиц на данный момент неясен. Вероятно, для такого «бывшего» гражданина (хотя формально юридически он не будет ни настоящим, ни бывшим гражданином РФ) будут действовать общие миграционные правила для иностранцев. Гражданство РФ такой человек уже точно не получит никогда. Выслать его за пределы РФ можно при нарушении им миграционных правил. Но вот вопрос: куда его высылать, если он отказался от своего гражданства? Отказ-то от гражданства не аннулируется. Конечно, есть вероятность того, что отказ не был принят иностранным государством. Непонятно, и каким образом такому человеку будет возвращен его старый иностранный паспорт.

Действующий порядок отмены решений о гражданстве (Указ Президента РФ от 14.11.2002 №1325) предусматривает такой вариант: при отмене решения о приобретении гражданства РФ лицу, проживающему на территории РФ, выдается вид на жительство лица без гражданства или вид на жительство иностранного гражданина. То есть по действующим правилам такой человек не выдворяется за пределы РФ автоматически, а вид на жительство дает ему право пребывать в России в течение 5 лет. Затем вид на жительство может продлеваться неоднократно. Однако органы миграции могут и не продлить вид на жительство, точнее, в случае с совершением террористических или экстремистских преступлений, они будут обязаны аннулировать вид на жительство. Кроме того, надо учитывать, что за преступления, в результате которых человек лишится российского гражданства, он будет отбывать наказание в России (это могут быть и длительные сроки лишения свободы). И когда этот человек выйдет на свободу, вид на жительство уже будет либо аннулирован, либо просрочен.

Действующая редакция закона о статусе иностранцев (статья 9) гласит, что вид на жительство не выдается, в ранее выданный вид на жительство аннулируется, если иностранец:

Выступает за насильственное изменение основ конституционного строя РФ, иными действиями создает угрозу безопасности РФ или граждан РФ;

Финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;

Осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;

Имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории РФ либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.

Это означает, что в случае отмены решения о приобретении гражданства в отношении человека, совершившего террористические или экстремистские преступления, такой человек не может получить вид на жительство. И вообще путь к получению законных оснований для нахождения в России (разрешение на временное пребывание или проживание, вид на жительство) ему будет закрыт. Как быть с таким человеком, если он, например, является лицом без гражданства?

Таким образом, этот аспект реализации нового закона на практике представляется не проработанным.

ВЫВОДЫ

1. Основная цель закона - ввести дополнительные основания для отмены решений о приобретении гражданства РФ. Другие нововведения типа присяги гражданина служат только этой цели. По существу это очередной антитеррористический закон, причем одним из его авторов является Ирина Яровая.

2. Появление в законе нормы об упрощенном порядке отказа от украинского гражданства для носителей русского языка можно считать случайным, а в некоторой степени - популистской мерой. Эта норма начнет действовать в сентябре 2017 года - поближе к президентским выборам.

3. Если бы у власти действительно была цель помочь гражданам Украины подтвердить отказ от гражданства, можно было бы еще в 2014 году толковать закон таким образом, что именно в их случае «отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу не зависящих от лица причин». Однако в целом надо признать, что закон позволяет избавиться еще от одной, хоть и небольшой бюрократической препоны, но только украинцам. Хотя новая формулировка о подтверждении отказа от гражданства также нуждается в уточнении.

4. Некоторые положения закона вызывают вопросы о том, как они будут применяться на практике. В частности, это касается дальнейшей судьбы террористов и экстремистов, лишившихся российского гражданства и не имеющих иного гражданства. Не то чтобы нас сильно волновала их судьба, но очевидно, что в России им, мягко говоря, не будут рады. Понятно, что срок лишения свободы они будут отбывать в России. Но отсутствие законных оснований для их дальнейшего пребывания в России ставит вопрос о необходимости их выдворения за пределы РФ. В связи с этим нуждается в корректировке также указ Президента РФ о порядке рассмотрения вопросов гражданства.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ