По каким нормам высчитывают льготы на квартплату.

И неоднократно указывали на незаконность применения такого коэффициента.

Однако, вышеназванное постановление, гласит:

"Установить, что если оплата за отопление населением произ¬
водилась ежемесячно (равными долями) в течение календарного года с учетом норматива (0,016 Гкал на 1 кв.м), то объем тепловой энер¬
гии, поставленной в отопительный период для нужд отопления до дня
вступления в силу настоящего постановления, определенный с учетом
иного отношения, чем отношение продолжительности календарного года в месяцах к продолжительности отопительного периода в месяцах (12/7), подлежит пересмотру с учетом отношения 12/7."

Последствия такого "узаконения" нетрудно предугадать.

Коэффициент 12/7, увеличивает месячный норматив расхода тепловой энергии в 12/7 раз с 0,016Гкал/кв.м. до 0,027 Гкал/кв.м., то есть на 59%

В то время, как Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению (утв. постановлением Правительства РФ от 27 августа 2012 г. N 857) с изменениями и дополнениями от:10 сентября 2013 г. уже утверждена методика расчета с коэффициентом 7/12:

1. В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется с применением коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению (далее - коэффициент периодичности платежа), определяемого путем деления количества месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в году. В этом случае начисление платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в каждом расчетном периоде календарного года.

2. Расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в следующем порядке:

а) размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме, а также размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, определяется по следующей формуле 1:

Общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения;

Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилом помещении, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306;

К - коэффициент периодичности платежа, определенный в соответствии с пунктом 1 настоящих Правил;

Тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации;

То есть это коэффициент 7/12, а не 12/7!

В то время, как в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг уже внесены изменения(утв. постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2013 г. N 344)

1.В Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской

Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 22, ст. 2338; 2012, N 15, ст. 1783):

дополнить пунктом 3.1 следующего содержания:

3.1.При наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях определяется по формуле 5 с учетом повышающего коэффициента, составляющего:

с 2017 года - 1,6.

Жилищные объединения Москвы о признании П , которым узаконен повышающий коэффициент 12/7, противоречащим действующему федеральному законодательству.

В целях совершенствования системы расчетов между управляющими и ресурсоснабжающими организациями за поставленную в многоквартирный дом тепловую энергию для нужд отопления Правительство Москвы постановляет:

1. Внести изменение в постановление Правительства Москвы от 11 января 1994 г. N 41 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных субсидий" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 21 июня 1994 г. N 500, от 28 июля 1998 г. N 566, от 12 января 1999 г. N 16, от 20 апреля 1999 г. N 331, от 23 декабря 2003 г. N 1062-ПП, от 13 июня 2006 г. N 381-ПП, от 25 июля 2006 г. N 538-ПП, от 29 ноября 2011 г. N 571-ПП), дополнив раздел "Нормативы потребления коммунальных услуг для населения" приложения 4 к постановлению примечанием в следующей редакции:

"Примечание. Объем поставленной в отопительный период тепловой энергии для нужд отопления определяется как произведение норматива (0,016 Гкал на 1 кв. м) и отношения продолжительности календарного года в месяцах к продолжительности отопительного периода в месяцах (12/7), и при этом оплата за отопление населением производится ежемесячно (равными долями) в течение всего календарного года.".

2. Установить, что если оплата за отопление населением производилась ежемесячно (равными долями) в течение календарного года с учетом норматива (0,016 Гкал на 1 кв. м), то объем тепловой энергии, поставленной в отопительный период для нужд отопления до дня вступления в силу настоящего постановления, определенный с учетом иного отношения, чем отношение продолжительности календарного года в месяцах к продолжительности отопительного периода в месяцах (12/7), подлежит пересмотру с учетом отношения 12/7.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Бирюкова П.П.

Мэр Москвы С.С. Собянин

Обзор документа

Уточняется, что объем поставленной в отопительный период тепловой энергии для нужд отопления определяется как произведение норматива (0,016 Гкал на 1 кв.м) и отношения продолжительности календарного года в месяцах к продолжительности отопительного периода в месяцах (12/7), при этом оплата за отопление населением производится ежемесячно равными долями в течение всего календарного года.

Если оплата за отопление производилась ежемесячно с учетом иного отношения, чем 12/7, то объем тепловой энергии, поставленной в отопительный период подлежит пересмотру с учетом отношения 12/7.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: [email protected]

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Дело № А40-194641/16
г. Москва
26 января 2017 г.

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе

судьи Яремчук Л.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

ПАО «МОЭК»

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.12.2016,

по делу № А40-194641/16,

принятое судьей Поздняковым В.Д.,

в порядке упрощенного производства

по исковому заявлению ТСЖ ВСК «Бастион»

(ОГРН 1097746358412, 109263, ул. Шкулева, д. 9, к. 2)

к ПАО «МОЭК»(ОГРН 1047796974092, 119048, г. Москва, ул. Ефремова, д. 10)

третье лицо: ГБУ «ЕИРЦ г. Москвы»

о взыскании неосновательного обогащения,

без вызова сторон,

УСТАНОВИЛ:

ТСЖ ВСК «Бастион» обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском о взыскании с ПАО «МОЭК» неосновательного обогащения в сумме 196 767 руб.90 коп..

Решением суда от 06.12.2016 года требования ТСЖ ВСК «Бастион» удовлетворены. При принятии решения суд исходил из обоснованности и документального подтверждения заявленных требований.

ПАО «МОЭК» не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, указав на неправильное применение судом норм материального права.

ТСЖ ВСК «Бастион» представило письменный отзыв, в котором считает доводы апелляционной жалобы необоснованными и просит решение суда оставить без изменения.

Рассмотрев дело в порядке статей и , Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без вызова сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела (п.1 ч.1 ст. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

01.01.2011 года между ТСЖ ВСК «Бастион» и ПАО «МОЭК» заключен договор теплоснабжения № 05.401089-ТЭ, по условиям которого теплоснабжающая организация обязуется поставить (отпустить) потребителю через присоединенную тепловую сеть тепловую энергию для нужд отопления, вентиляции, кондиционирования, сушки для собственных нужд или оказания коммунальных услуг гражданам, а потребитель обязуется принять тепловую энергию и оплатить её.

Согласно пункта 6.8.1. договора, при отсутствии прибора (узла) учета, непредставлении абонентом отчетной ведомости и справки о количестве потребленной тепловой энергии и воды для нужд горячего водоснабжения за расчетный период в сроки, предусмотренные пунктом 3.4. договора, расчет стоимости потребленной абонентом тепловой энергии и воды для нужд горячего водоснабжения производится по показаниям узла учета, установленного на ЦТП, с учетом расчетных тепловых нагрузок, без последующего перерасчета.

Как следует из материалов дела, спор между сторонами возник в связи с определением объема поставки тепловой энергии по договору теплоснабжения № 05.401089-ТЭ от 01.01.2011 года в многоквартирный дом по адресу: г.Москва, ул.Шкулева, дом 9, корпус 2, в котором были неисправны общедомовые приборы учета.

ТСЖ ВСК «Бастион» считает неправомерным увеличение норматива потребления коммунальной услуги по отоплению на коэффициент 12/7, и наличие на стороне ответчика неосновательного обогащения за ноябрь 2015 года в сумме 196 767 руб.90 коп., что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями, выставленными счетами на оплату.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, пришел к выводу об отсутствии у ответчика правовых оснований для удержания денежных средств в размере заявленных истцом требований, указав, что применение коэффициента 12/7 не предусмотрено Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006 года.

Между тем выводы суда первой инстанции не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Правовое регулирование отношений энергоснабжения предусмотрено § 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации. Помимо правил § 6 гл. 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, к договору энергоснабжения как одному из видов договора купли-продажи в силу пункта 5 статьи Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат применению общие положения о купле-продаже (§ 1 гл. 30 Гражданского кодекса Российской Федерации).

С учетом публичного характера фактических договорных отношений энергоснабжения, сложившихся в спорный период между ПАО «МОЭК» как ресурсоснабжающей организацией и ТСЖ как абонентом, к отношениям сторон также подлежат применению обязательные правила, изданные Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. Гражданского кодекса Российской Федерации).

Отношения по поставке коммунальных ресурсов (определение объема, порядка учета, сроков оплаты и др.) для предоставления коммунальных услуг регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации и изданными в соответствии с ним нормативно-правовыми актами.

Действующее нормативное регулирование отношений по теплоснабжению жилых домов допускает учет фактического потребления энергоресурсов либо по показаниям прибора учета либо расчетным путем по нормативам потребления коммунальных ресурсов, установленных для граждан (пункт 1 ст. Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года № 307, пункт 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354, пункт 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья, либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 года № 124, Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 года № 2380/10).

Иных способов определения стоимости коммунальных услуг (коммунальных ресурсов), поставленных в целях предоставления гражданам - потребителям коммунальных услуг, действующее законодательство не предусматривает.

В силу подпункта «в» п. 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 года № 124, объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле, предполагающей учет показаний индивидуальных приборов учета, а при их отсутствии - использование норматива потребления соответствующего коммунального ресурса.

Согласно приложению № 1 к Постановлению Правительства Москвы от 11.01.1994 года № 41»О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных субсидий», норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений составляет 0,016 Гкал/м2 в месяц.

Величина приведенного ежемесячного норматива потребления тепловой энергии определена путем деления среднегодового объема тепловой энергии, потребляемой в период отопительного сезона (составляющего 7 месяцев), путем деления на площадь жилого фонда и на 12 месяцев.

Норматив потребления тепловой энергии на отопление определяется как 1/12 среднегодового объема тепловой энергии и подлежит применению ежемесячно в течение всего календарного года, в том числе и летнего неотопительного периода.

Пунктами 21, 25 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам предусмотрено, что собственники (наниматели) жилых помещений многоквартирного дома оплачивают коммунальную услугу по отоплению в течение всего года равными долями (1/12) от фактического потребления прошлого года, при этом раз в год проводится корректировка размера платы за отопление (подпунктом 2 пункта 1 приложения № 2 к Правилам).

Расчет количества и стоимости тепловой энергии, поставленный в дом, не с оборудованным (неисправным) прибором учета ТСЖ ВСК «Бастион» произведен с применением норматива на отопление 0,016 Гкал/м2 в месяц, но исключительно за месяцы отопительного сезона (7 месяцев), фактически исключая из своего расчета количество тепловой энергии отпущенной населению согласно Правилам № 307 в неотопительный период (5 месяцев).

В случае отсутствия в жилом доме или в жилых помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется как произведение общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме, норматива потребления тепловой энергии на отопление и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В этой связи, расчет ежемесячной платы за отопление при условии равномерного внесения платы в течение 12 месяцев для собственников (нанимателей) жилых помещений многоквартирного дома в случае отсутствия, неисправности коллективного (общедомового) прибора учета, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется исходя из норматива потребления по формуле:

Рм = Sпом. x N x Т, где

Рм - ежемесячная плата за отопление, рассчитанная исходя из норматива расхода тепловой энергии на отопление жилого помещения,

Соответственно годовая плата за отопление жилого помещения в многоквартирном доме (Ргод) будет составлять:

Ргод = 12 x S x N x Т, где

Ргод - годовая плата за отопление, рассчитанная исходя из норматива расхода тепловой энергии на отопление жилого помещения величина годового;

12 - расчетный период по оплате тепловой энергии, составляющий 12 месяцев календарного года.

Таким образом, в настоящее время на территории города Москвы при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяются Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года № 307, а также месячный норматив расхода тепловой энергии на отопление жилого помещения, установленный в размере 1/12 от общего среднегодового потребления тепловой энергии, позволяющие жителям вносить плату равномерно в течение 12 месяцев в году, что исключает существенное возрастание расходов населения на оплату жилищно-коммунальных услуг в отопительный сезон.

Согласно ст. Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, равно как и порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Вместе с тем, поставку тепловой энергии истцу ПАО «МОЭК» осуществляет исключительно в течение отопительного сезона, т.е. в течение 7 календарных месяцев, а не как истец населению - в течение 12 месяцев.

В связи с неисправностью у истца прибора учета по спорному дому в ноябре 2015 года, определение количества поставленной тепловой энергии на нужды отопления осуществлено исходя из норматива расхода тепловой энергии на отопление жилого помещения в размере 0,016 Гкал/м2.

Так как ответчик выставлял истцу плату исключительно за 7 (семь) месяцев отопительного сезона, в целях осуществления рассматриваемых расчетов годовая величина расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений, установленная Постановлением Правительства Москвы № 41 в размере 0,192 Гкал/м2 (0,016 Гкал. x 12 месяцев), делится теплоснабжающей организацией на 7 (семь месяцев). 0,192 Гкал/м / 7 мес. = 0,027 Гкал/м2.

Соответственно, ежемесячная плата за отопление жилых помещений многоквартирного дома в отопительный период будет определяться:

Рм в отоп. период = Sпом. x N х 12 / 7 x Т, где

Рм в отоп. период - ежемесячная плата за отопление, рассчитанная исходя из норматива расхода тепловой энергии на отопление жилого помещения при условии расчетов только в отопительный период, составляющий 7 месяцев,

S - общая площадь помещения (квартиры) в многоквартирном доме,

N - величина ежемесячного норматива расхода тепловой энергии на отопление жилого помещения (Гкал/м2),

Т - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).

Соответственно плата за отопление жилого помещения в многоквартирном доме в расчетный период, составляющий 7 месяцев (Ротоп. период) будет составлять:

Ротоп. периодах Sпом. x N x 12 / 7 x Т, где

Ргод - годовая плата за отопление, рассчитанная исходя расчетного периода, составляющего 7 месяцев.;

7 - расчетный период по оплате тепловой энергии за отопление, составляющий 7 месяцев.

С учетом изложенного, действующее законодательство допускает два способа расчета величины ежемесячной платы за отопление жилых помещений многоквартирного дома в зависимости от выбранного расчетного периода:

В том случае, если согласно условиям заключенного с теплоснабжающей организацией договора теплоснабжения расчетный период составляет 12 месяцев, то при расчете величины ежемесячной платы за отопление жилого помещения многоквартирного дома необходимо использовать следующую формулу: Рм = Sпом. x N x Т.

В том случае, если согласно условиям заключенного с теплоснабжающей организацией договора теплоснабжения расчетный период составляет 7 месяцев, то при расчете величины ежемесячной платы за отопление жилого помещения многоквартирного дома необходимо использовать следующую формулу: Рм в отоп. период = Sпом. x N x 12 / 7 x T.

Величина годовой платы за отопление жилого помещения многоквартирного дома и в том и другом случае будет одинаковой.

При этом, учитывая то обстоятельство, что истец при начислениях собственникам помещений многоквартирного дома применяет тот же норматив, что и ответчик, но в течение всего календарного года, величина годовой платы за отопление жилого помещения многоквартирного дома будет одинаковой как случае равномерных начислений за отопление в течение 12 месяцев, так и при расчетах за отопительные месяцы.

Применение теплоснабжающей организацией в течение семи отопительных месяцев норматива без коэффициента 12/7 и применение того же норматива исполнителем коммунальных услуг, но в течение двенадцати календарных месяцев, приведет к неизбежному неосновательному обогащению на стороне исполнителя коммунальных услуг.

Во избежание данной разницы в начислениях исполнителем коммунальных услуг населению и теплоснабжающей организации исполнителю коммунальных услуг Правительством города Москвы 14.07.2015 года принято Постановление № 435-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 11.01.1994 года № 41.

Данным Постановлением установлено что «объем поставленной в отопительный период тепловой энергии для нужд отопления определяется как произведение норматива (0,016 Гкал на 1 кв. м) и отношения продолжительности календарного года в месяцах к продолжительности отопительного периода в месяцах (12/7), и при этом оплата за отопление населением производится ежемесячно (равными долями) в течение всего календарного года».

Данное Постановление, как следует из его преамбулы, принято в целях совершенствования системы расчетов именно между управляющими и ресурсоснабжающими организациями за поставленную в многоквартирный дом тепловую энергию для нужд отопления.

Таким образом, данное Постановление не касается граждан, осуществляющих плату за коммунальные услуги, а распространяется только на ресурсоснабжающие организации и управляющие компании, ТСЖ, ЖСК, которые осуществляют перечисление платы за коммунальные услуги, собранной с граждан.

Выводы суда первой инстанции о том, что при расчетах между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией применяется повышающий коэффициент 12/7 к нормативу расхода тепловой энергии противоречит буквальному его содержанию.

Суды принимают обоснование применения данного коэффициента как единственно возможный вариант ресурсоснабжающей организации получить за 7 месяцев денежные средства, которые управляющие компании собирают в течение 12 месяцев.

Тепловую энергию на отопление истец фактически потребляет 7 месяцев в году. Следовательно, и расчеты за весь объем фактически потребленной тепловой энергии он должен производить в течение отопительного сезона. Следовательно, расчет ответчика с применением коэффициента 12/7 соответствует законодательству.

Соответствующая правоприменительная практика определена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.11.2011 года № 8413/11 по делу № А50-3946/2010, Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.04.2014 года по делу № А40-144767/2012, Определении Верховного суда Российской Федерации от 28.04.2016 года по делу № 3а-745/2015.

При таких обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о том, что требования истца необоснованные и удовлетворению не подлежат.

Судебные расходы распределяются в соответствии со ст. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст. , Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г.Москвы от 06.12.2016 г. по делу № А40-194641/16 отменить.

В удовлетворении исковых требований о взыскании с Публичного акционерного общества «Московская объединенная энергетическая компания» в пользу Товарищества собственников жилья во вновь создаваемом кондоминиуме «Бастион» неосновательного обогащения в сумме 196 767 (сто девяносто шесть тысяч семьсот шестьдесят семь) руб. 90 коп. - отказать.

Взыскать с Товарищества собственников жилья во вновь создаваемом кондоминиуме «Бастион» (ОГРН 1097746358412) в пользу Публичного акционерного общества «Московская объединенная энергетическая компания» (ОГРН 1047796974092) расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 3 000 (три тысячи) руб.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям предусмотренным ч.4 ст. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья: Л.А.Яремчук

Суд:

9 ААС (Девятый арбитражный апелляционный суд)

Истцы:

ТСЖ "ВСК"Бастион"
ТСЖ ВСК "Бастион"

Ответчики:

ПАО "МОЭК"

Судебная практика по:

По договору купли продажи, договор купли продажи недвижимости

Судебная практика по применению нормы ст. 454 ГК РФ


По коммунальным платежам

Судебная практика по применению норм ст. 153, 154, 155, 156, 156.1, 157, 157.1, 158 ЖК РФ