Парижский клуб. Кто входит в состав клуба и основные его задачи

Парижский и Лондонский клубы и их роль в регулировании финансово-кредитных отношений

Система мировых финансовых институтов не ограничивается Меж­дународными межправительственными организациями (ММПО): МВФ, Всемирным банком и региональными банками развития. Она включает в себя две неформальные организации - Парижский и Лон­донский клубы, играющие ведущую роль в урегулировании проблем внешней задолженности, с которыми сталкивается значительная часть развивающихся стран, а в связи с созданием рыночной модели эконо­мики и страны Центральной и Восточной Европы.

Парижский клуб (Paris Club) - неформальная организация прави­тельств экономически развитых стран, выступающих в качестве креди­торов, для согласования действий в том случае, если страны-заемщи­цы не в состоянии соблюсти первоначально утвержденные условия выплаты внешних займов.

Начало его деятельности относится к 1956 г., когда Аргентина предприняла меры по консолидации займов на сумму 350 млн долл. США. Для согласования этого вопроса в Париж на переговоры были приглашены представители 12 западноевропейских стран - кредито­ров Аргентины для переговоров по двухсторонним клиринговым сче­там 1 . И хотя своим названием Парижский клуб обязан журналистам, которые окрестили его так за любовь руководителей финансовых ве­домств этих стран к парижскому отелю «Ritz», однако в настоящее вре-

1 Финансово-кредитный словарь: в 3 т. Т. 2 / под ред. В. Ф. Гарбузова. М., 1986. С. 390.


226 Глава 3. Международные финансовые организации

мя название символизирует не столько место проведения переговоров, сколько традиционные процедуры, сложившиеся в ходе прошедших, без малого, пятидесяти лет.

Неформальное объединение Парижского клуба сложилось вокруг вполне формального ядра - комитета десяти стран, которые являются крупнейшими кредиторами МВФ (табл. 3.14).

В настоящее время основными членами Парижского клуба явля­ются следующие развитые страны: Австрия, Австралия, Бельгия, Ве­ликобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кана­да, Нидерланды, Норвегия. Российская Федерация, США, Финлян­дия, Франция, Швейцария, Швеция.

Таблица 3.14. Главные кредиторы Парижского клуба

Парижский клуб не имеет жесткой организационной структуры. У него нет штаб-квартиры, Устава. Клуб не имеет юридического стату­са. В то же время членом Клуба могут быть любые страны, которые яв­ляются кредиторами, принимают практику его работы и являются дер­жателями обязательств по долгам. Работа Клуба строится на опреде­ленных правилах, которые согласованы и приняты всеми участниками Парижского клуба. Решения по обращениям стран принимаются на основе фактов и доказательств, согласованности, обусловленности, солидарности, сопоставимости.



Страны-кредиторы встречаются 10-11 раз в году для переговоров или обсуждения ситуации внешней задолженности стран-дебиторов и других вопросов.

Встречи проходят в Париже. Председателем Парижского клуба традиционно является высокопоставленный чиновник министерства финансов Франции. Небольшой секретариат размещается во француз­ском казначействе. Пятнадцать человек из Министерства финансов Франции оказывают поддержку секретариату и часть своего времени


работают в Парижском клубе. Поскольку организация неформальная, то это дает возможность работать с ограниченным числом персонала и подвижной структурой.

Главной функцией Клуба является проведение многосторонних пе­реговоров с крупнейшими должниками и урегулирование их внешней задолженности (государственной или гарантированной государством).

Порядок решения проблемы реструктуризации долга начинается с переговоров с должниками на многосторонней основе. Членами Па­рижского клуба подписывается Согласованный протокол (Agreed Minutes) реструктуризации долга, который содержит: условия о консо­лидации платежей по обслуживанию долга и просроченных платежей; дату, по состоянию на которую подписанные соглашения о кредитах попадают под реструктуризацию; консолидационный период, в тече­ние которого должна произойти реструктуризация долга; доля долга, подлежащая реструктуризации; условия первого взноса по реструкту­ризованной задолженности и график платежей. Условия согласован­ного протокола вступают в силу только после того, как страна-креди­тор и страна-должник договорятся на двусторонней основе по списку кредитов, подлежащих реструктуризации".

Парижский клуб проводит политику конфиденциальности. Кре­диторы не раскрывают своей информации о экономическом финансо­вом положении должников, масштабов предоставляемых им льгот по погашению долгов. Только сам должник может предоставлять такую информацию третьим странам.

За прошедшие 48 лет существования Клуба он стал главной фигу­рой в проведении международной стратегии в области обеспечения погашения задолжности стран. В основе стратегии Парижского клуба лежат два принципа: проведение страной-должником внутренней ре­формы и структурной перестройки экономики.

Проведение страной-должником этих мер обеспечивает им полу­чение внешней финансовой помощи в форме новых займов или льгот­ных условий погашения прежних долгов.

В отношении стран-должников могут приниматься следующие ре­шения:

Консолидация кредита, т.е. замена еще не погашенных кредитов или частей кредитов на новые займы на новых условиях, выполнение которых более реально;

Изменение плана погашения, т.е. продление сроков выплаты;

Преобразование государственных займов в не подлежащие вы­плате субсидии;

http://www.clubdeparis.org.

Глава 3. Международные финансовые организации


Преобразование гарантированных государством частных креди­тов в государственные займы на более выгодных для страны-должника условиях 1 .

Большую часть займов и кредитов развивающиеся страны, а также государства Центральной и Восточной Европы получают от стран - членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), поэтому последние почти всегда участвуют в работе Париж­ского клуба. Среди других традиционных участников переговоров в Парижском клубе следует назвать МВФ, Всемирный банк, Конферен­цию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и, естественно, саму страну-должника, обратившуюся с просьбой о пересмотре задолжен­ности. Ряд крупных должников, например Россия и Бразилия, сами предоставляют значительные кредиты другим странам, и их должники также обращаются в Парижский клуб. Таким кредиторам выгодно ре­шать вопросы уже на многосторонней основе.

Многосторонний подход является наиболее эффективным и об­легчает работу Клуба в административно-организационном плане, так как должник имеет возможность вести переговоры со всеми кредито­рами одновременно, а не с каждым в отдельности. Кроме того, креди­торы придают большое значение принципу равенства или равномер­ного распределения бремени невыплаченных задолженностей. Они хотят быть уверенными в том, что полученные от них льготы в отноше­нии условий погашения долга не использованы для обслуживания дол­говых обязательств другими кредиторами 2 .

Парижский клуб пересматривает старые условия погашения кре­дита, если существует непосредственная угроза прекращения должни­ком своих выплат, которым наступил срок выплат.

Как правило, наличие крупных задолженностей по платежам в погашение внешних кредитов является для Парижского клуба доста­точным доказательством того, что эти платежи вскоре будут прекра­щены. Кроме того, Парижский клуб может-проанализировать сте­пень серьезности проблем данной страны с помощью прогноза МВФ о состоянии платежного баланса страны на будущий год 3 . Вопрос ре­структуризации долга согласно правилам Парижского клуба предпо­лагает определенные обязательства, которые должен взять на себя должник.

У должников, испытывающих финансовые трудности, зачастую накапливаются большие суммы неплатежей по погашению задол-

1 Финансово-кредитный словарь: в 3 т. Т. 2/подред. В."Ф. Гарбузова. С.129.

2 Каратаев, С. В. Деятельность Парижского и Лондонского клубов кредиторов и
интересы России // http://www.invest.delovoy.com/cgi-bin/I-e/work/news.

3 Саркисянц, А. Д. Система международных долгов. М.: ДеКА, 1999. С. 108-109.


3.5. Парижский и Лондонский клубы

женности не только перед официальными и частными кредиторами, но и перед МВФ. Устав МВФ запрещает предоставлять таким стра­нам новые кредиты и ссуды, следовательно, заключать с ними соот­ветствующие дополнительные договоренности. А это, в свою оче­редь, лишает страны-кредиторы Парижского клуба возможности урегулировать финансовые отношения с такими странами. Для ре­шения проблемы Парижский клуб разработал специальную страте­гию, согласно которой страна-должник должна осуществлять про­грамму макроэкономических преобразований в соответствии с тре­бованиями, которые предъявляются к получателям дополнительных ссуд от МВФ.

План преобразований включает в себя следующие требования:

Ограничение роста денежной массы;

Сокращение дефицита государственного бюджета;

Контроль над предоставлением кредитов, совершенствование политики обменного курса национальной валюты (речь идет об устра­нении искусственного завышения курса путем девальвации);

Устранение контроля над ценами, совершенствование торгового баланса;

Ограничение вмешательства государства в экономику.

К моменту завершения указанной программы страна-должник должна полностью рассчитаться с долгами и приобрести право на по­лучение кредитов от МВФ в обычном порядке.

Наиболее бедным странам списывается до 80% их внешнего долга официальным кредиторам. Принятая Клубом практика ограничивает сумму уступки страной-кредитором активов на вторичном рынке дол­гов пределом в 20 млн долл., или 10% общей суммы требований к дан­ной стране-кредитору (в зависимости от того, что больше).

Если страна-должник не является членом МВФ, она обсуждает в рамках Парижского клуба необходимые преобразования непосредст­венно с кредиторами. Как правило, страны-кредиторы направляют в эту страну группу экспертов для оценки реальной экономической об­становки. Такие группы были направлены в 1994 г. в Польшу и Мозам­бик до того, как эти государства вступили в МВФ. Такой же подход был принят и в отношении Кубы - страны, не являющейся членом МВФ. Кредиторы утверждают, что страны-должники неохотно идут на такие условия, так как в отличие от МВФ Парижский клуб не в состоянии предоставить новые кредиты в качестве стимула к проведению эконо­мических реформ 1 .

Каратаев, С. В. Указ. соч.


230 Глава 3. Международные финансовые организации

Позиция кредиторов Парижского клуба опирается на следующие правила: при распределении между собой бремени проблем, связан­ных с пересмотром условий погашения кредитов, необходимо дейст­вовать сообща, координировать свои требования и действия.

Данное правило называют принципом равных условий. Оно обес­печивает равномерное распределение среди кредиторов бремени про­блем, связанных с пересмотром условий погашения долговых обяза­тельств. В целях упрощения этой работы кредиторы Парижского клу­ба, как правило, договариваются о том, что для всех кредитов, предоставленных данной стране до определенного срока, будет уста­новлен один и тот же льготный период и срок погашения.

Указанный принцип распространяется и на кредиторов, не участ­вующих в переговорах в рамках Парижского клуба. Официальные кре­диторы не хотят, чтобы уступки, предоставляемые Парижским клу­бом, использовались должниками для покрытия долговых обяза­тельств перед другими категориями кредиторов. Поэтому в протоколе о пересмотре условий погашения задолженностей содержится требо­вание в адрес страны-должника о необходимости добиваться анало­гичных уступок по условиям погашения внешних задолженностей и от других кредиторов. Соответствующее положение протокола гласит: «В целях обеспечения равных условий для государств-кредиторов от частных кредиторов, правительство Республики «икс» обязуется доби­ваться от иностранных кредиторов, в том числе от банков и фирм-по­ставщиков, отсрочек и условий рефинансирования аналогичных изло­женным в настоящем протоколе в отношении кредитов с аналогичным сроком погашения, с тем чтобы не допустить возникновения неравных условий для различных категорий кредиторов».

Переговоры в Парижском клубе не требуют больших затрат, одна­ко для представителей стран-должников эта процедура унизительна и неприятна. Как правило, переговоры в Парижском клубе завершаются в течение одного дня, но.иногда бывают более продолжительными. Са­мые короткие за всю историю Клуба переговоры были в октябре 1983 г., когда для достижения договоренностей с делегацией Малави потребовался всего один час. Случается, что переговоры занимают до­вольно много времени, а бывает, что и заходят в тупик 1 .

Главная функция Парижского клуба - реструктуризация долга. Ре­структуризация долга - это одна из форм реорганизации условий долга, в ходе которой должники и кредиторы договариваются об отсрочке вы­плат задолженностей по основной сумме кредита и по Процентам, срок которых должен наступить в определенный период времени, а также о

Саркисянц, А. Д. Система международных долгов. М.: ДеКА, 1999. С. 111.


3.5. Парижский и Лондонский клубы

новом графике таких платежей. В последнее время реструктуризация внешнего долга стала достаточно популярной практикой. В Парижском клубе реструктурируются правительственные или гарантированные правительством долги. В рамках Парижского клуба реструктуризирует­ся задолженность в основном для беднейших стран.

Парижский клуб в своей деятельности учитывает уровень развития и состояния национальной экономики должников. В связи с этим всё страны подразделяются на следующие категории:

Беднейшие страны;

Беднейшие страны со средним уровнем дохода;

Страны со средним уровнем дохода.

У развивающихся стран с большим внешним долгом существуют проблемы платежеспособности. Они испытывают постоянно расту­щую потребность в отсрочке платежей по прежним соглашениям. Пе­ресмотр условий погашения ранее реструктурированных долгов усу­губляет непосильное бремя внешней задолженности, так как растут проценты, начисляемые в период приостановки выплат. На совеща­нии глав государств «большой семерки» в июне 1988 г. в Торонто были приняты рекомендации относительно совершенствования условий пе­ресмотра внешних долгов беднейших стран с самыми большими объе­мами внешней задолженности с целью предотвращения их дальнейше­го роста. Руководители государств «большой семерки» предложили кредиторам предоставить данной категории должников льготные ус­ловия погашения кредитов.

Были разработаны три варианта льготных условий, которые могли быть предоставлены кредиторами странам-должникам. В сентябре 1988 г. Парижский клуб заявил о своем согласии с этими вариантами, которые и стали известны как Торонтские условия (рис. 3.6).

Первыми странами получившими отсрочку погашения долга на Торонтских условиях, стали Республика Мали, Мадагаскар, Нигер и Танзания.

Торонтские условия применялись при пересмотре долгов афри­канских стран, расположенных к югу от Сахары; в то же время отсроч­ки по погашению долгов в соответствии с этими условиями были пре­доставлены и некоторым странам Центральной и Южной Америки. В период 1988-1990 гг. Парижским клубом было заключено 26 согла­шений о пересмотре долгов на основе Торонтских условий на общую сумму 5,8 млрд долл.


232 Глава 3. Международные финансовые организации

Условия пересмотра внешних долгов беднейших стран
\ ,
ТОРОНТСКИЕ УСЛОВИЯ ТРИНИДАДСКИЕ ЛОНДОНСКИЕ
(1988г.) УСЛОВИЯ (1990 г.) УСЛОВИЯ (1991г.)
Данные условия применяются лишь Аннулирование 2/^ долга Аннулирование 25%
в отношении стран с доходом на ду- стран-должников, входящих долга и реструктуриро-
шу населения не выше установлен- в соответствующие катего- вание оставшейся суммы
ного Всемирным банком уровня, ко- рии. на 23 года с 6-летним
торый дает право на получение Гибкий график платежей льготным периодом и на-
кредитов от Международной ассо- в соответствии с экспортны- числением процентов
циации развития (в настоящее вре- ми возможностями страны- по рыночным ставкам.
мя - 540 долл. в год). должника: реструктуризация Реструктурирование
Вариантыусловий: оставшейся части долга на 25 долга с применением
А(уменьшение суммы долга): лет; предоставление льготно- льготных процентных
списать третьдолга; го периода в 5 лет; капита- ставок на 23 года без
* в отношении остальной части дол- лизация процентов за первые льготного Периода.
га пересмотреть условия погашения 5 лет. " Реструктурирование
по рыночным процентным ставкам; Гибкий график платежей в обязательств по обслу-
срок погашения 14 лет, включая соответствии с экспортными живанию кредитов, пре-
льготный период в 8 лет. возможностями страны- доставленных в порядке
должника. оказания официального
В (долгосрочные долги): содействия развитию, на
" проценты начисляются по рыноч- Отбор кандидатов на предос- 30 лет с 20-летним льгот-
ным ставкам; тавление льготных условий ным периодом
срок погашения 25 лет, включая осуществляется по крите-
льготный период в 14лет. риям, аналогичным Торонтс­ким условиям
С (уменьшение платежей по обслу-
живанию долга):
предоставление льготных про-
центных ставок (выбрать бблыиую
из двух величин: 3,5% в год или
половина рыночной ставки);
■ срок погашения 14 лет, включая
льготный период в 8 лет
1 "
НЕАПОЛЬСКИЕ УСЛОВИЯ (1995г.) 67%-ное списание по чистой при­ веденной стоимости или реструкту­ рирование долга с целью его сокра­ щения на 67% по ставкам ниже рыноч­ ных (ВВП на душу населения менее 500 долл., или долг/экспорт более 350%). 50%-ное списание (для других категорий). ■ Капитализация 50% и их выплата в течение 33 лет с 8-летним льготным периодом, остальная часть в течение 23 лет с 6-летним льготным периодом с прогрессивной шкалой аморти­зации. Реструктуризация на 40 лет с 16- летним или 20-летним льготным периодом, проценты по прежней ставке ЛИОНСКИЕ УСЛОВИЯ (1995 г.) ■ 80%-ное снижение долго­ вых обязательств. Доведение соотношения «внешний долг - экспорт» до 200-250%. ■ Доведение соотношения «платежи - экспорт» до 20-25%

Рис. 3.6. Условия пересмотра внешних долгов беднейших стран


3.5. Парижский и Лондонский клубы

В сравнении с обычными условиями применение Торонтских ус­ловий привело к сокращению примерно на 20% выплат по погашению процентов за период приостановки выплат по основной сумме 1 .

Торонтские условия считаются исключением из обычных правил пересмотра условий погашения долгов. Такие условия применяются лишь в отношении стран с низким доходом на душу населения и хро­ническими проблемами платежного баланса, имеющими наиболь­ший объем внешнего долга. Под воздействием роста процентных ста­вок в 1999 г. Торонтские условия претерпели значительные измене­ния, не сыграв существенной роли в уменьшении бремени внешних долгов.

В 1990 г. на совещании министров финансов стран Британского содружества в Тринидаде Джон Мейджор, бывший тогда министр фи­нансов Великобритании, предложил аннулировать 2 / 3 суммы долга беднейших стран и стран с наибольшими суммами внешнего долга. Эти предложения известны сегодня как Тринидадские условия, со­гласно которым должнику значительно продлевают сроки погашения кредитов и льготные периоды, но не уменьшают суммы долга.

Тринидадские условия не были приняты в полном объеме. Однако
на совещании стран «большой семерки» в Лондоне была признана не­
обходимость предоставления беднейшим странам новых льгот по по­
гашению долгов в дополнение к Торонтским условиям. Эта рекомен­
дация в новом варианте (Лондонские условия) была принята Париж­
ским клубом в 1991 г. Вместо списания 2 / 3 объема долга были приняты
четыре варианта сокращения на 50% чистой приведенной стоимости
подлежащих консолидированию сумм непогашенных коммерческих
кредитов 2 . За 1991 - 1993 гг. были пересмотрены долги десяти бедней­
ших стран на"общую сумму 4 млрд долл. На этих условиях были сокра­
щен официальный внешний долг Польше (приблизительно с 30 млрд
долл. до 15 млрд долл.) 3 . Сокращение долга осуществляется поэтапно и
тесно связано с выполнением нынешних и будущих кредитных согла­
шений с МВФ. " "

С января 1995 г. действуют Лионские, Неапольские условия и «Инициатива HIPC», а с 1997 г. для стран с низким уровнем развития и чрезмерной задолженностью принята программа МВФ и Всемирного

1 UNCTAD. Trade and Development Report 1989. NY. : United Nations, 1989.
P. 53-54; UNCTAD. Debt and Managing Adjustment: Attracting Non-Debt-Creating
Financial Flows and New Lending. Doc. TD/C. 3/234 of 19 th February, 1990. P. 5.

2 UNCTAD. Trade and Development Report 1991. NY. : United Nations, 1991.
P. 54-55.

3 UNCTAD. Trade and Development Report 1994. NY. : United Nations, 1994.
P. 54-55.


234 Глава 3. Международные финансовые организации

банка, являющаяся своего рода дополнением к Лионским условиям и предполагающая снижение платежей в МВФ. Впервые это было при­менено в 1997 г. в Уганде, Боливии и Буркина-Фасо. В соответствии с данной программой соотношения «долг - экспорт» первых двух стран были снижены в 1998 г. до 20,2 и 20,5% соответственно, а аналогичный коэффициент Буркина-Фасо было намечено снизить до 22,5% к апре­лю 2000 г.

Проект под названием «Инициатива Н1РС» предусматривает целе­направленные усилия по снижению бремени долга самых бедных раз­вивающихся стран при условии проведения в этих странах в течение определенного периода реформ по финансовому оздоровлению, одоб­ренных Банком и МВФ. Уникальность данной программы состоит в том, что это первый случай, когда Банк и Фонд согласились не на рест­руктуризацию, а именно на списание части задолженности бедных стран.

Реализация «Инициатива HIPC» основана на использовании меха­низмов, существующих в Парижском клубе. К концу трехлетнего пе­риода оценивается возможность применения к стране-задолжнику стандартной операции по реорганизации долга. Для этого проводится специальный анализ, направленный на выяснение достаточности стандартной операции для достижения устойчивости внешнего долга в последующие три года.

В зависимости от результатов анализа возможны два варианта сни­жения бремени долгов:

1) страны, которым обычный механизм Парижского клуба не по­зволит стабилизировать ситуацию, получают расширенную под­держку;

2) страны, в отношении которых неясно, можно ли выправить си­туацию с внешним долгом при помощи обычных операций, получают возможность использовать реорганизацию долга в соответствии с про­цедурами Парижского клуба или специальные меры в рамках Инициа­тивы по своему выбору.

Страны, которые могут достигнуть устойчивости своего внешнего долга в течение трех лет с использованием обычной процедуры Париж­ского клуба, не смогут рассчитывать на дополнительную помощь в рамках Инициативы.

Участие в «Инициативе НIPC» предполагает проведение реформы в области макроэкономической, структурной и социальной политик под контролем МВФ и Всемирного банка.

Развивающиеся страны со средним уровнем дохода могут рассчи­тывать на пересмотр своих долгов лишь на обычных условиях. В эту группу входят страны, имеющие право на получение кредитов MAP и


3.5. Парижский и Лондонский клубы

МБРР. В связи с тем что некоторые из этих стран в 80-е гг. долгое время испытывали серьезные проблемы платежного баланса, на совещании стран «большой семерки» в 1990 г. в Хьюстоне было принято решение усовершенствовать условия погашения кредитов для этих стран-долж­ников на условиях, получивших название Хьюстонские, разработан­ные представителями США и Франции (рис. 3.7).

Условия погашения кредитов беднейших стран со средним уровнем дохода

Одна из особенностей международной финансовой системы состоит в том, что в ней велика роль параорганизаций, причем такие параорганизации создаются как государствами, так и частными лицами из разных государств. Некоторые параорганизации, создаваемые государствами, носят настолько «размытый» характер, что больше похожи на некие «группы интересов».

Примером параорганизации на межгосударственном уровне может служить Парижский клуб кредиторов; на уровне общения частных лиц - Лондонский клуб кредиторов. Параорганизациями, близкими к «группам интересов», являются: «Большая семерка» (Г-7 (G-7),

Парижский клуб кредиторов

Функции своеобразных форумов для переговоров между должниками и кредиторами выполняют так называемые клубы или пулы кредиторов. Наиболее известные из них - Парижский клуб и Лондонский клуб. Зарождение Парижского клуба кредиторов связывают с аргентинским кризисом 1956 г., когда возникла проблема платежного баланса и выплаты внешнего долга. Активной стороной в переговорах с Аргентиной по поводу долга выступили несколько развитых государств, которые стали на некоторое время своеобразными посредниками в урегулировании проблемы между Аргентиной и прочими странами. Так сложился клуб кредиторов, занимающийся вопросами урегулирования и реструктуризации государственных долгов. Его главная задача - не допустить одностороннего моратория по выплате соответствующим государством внешнего долга, вернуть государство в общую систему международного кредитования, равномерно распределить между кредиторами бремя реструктуризации долга. Членами Парижского клуба являются 20 государств. Россия вступила в клуб в 1997 г. За годы своего существования в рамках Парижского клуба было заключено более 400 соглашений с 90 странами на сумму более 500 миллиардов долларов.

Парижский клуб кредиторов не имеет устава или других формальных правил, регламентирующих его деятельность. Процедуры работы клуба основываются на 50-летней практике, прецедентных решениях, внутренних обычаях.

Постепенно в процедурах работы клуба сложились свои неписаные правила. Одним из важнейших принципов, заложенных в работу клуба, является принцип равенства всех кредиторов. Участниками переговорного процесса в рамках Парижского клуба являются, как правило, правительства страны-должника (стран-должников) и его (их) кредиторы. Согласно сложившемуся обычаю, заседания проходят под председательством старшего чиновника французского казначейства. На заседаниях присутствуют наблюдатели из МВФ, МБРР, ОЭСР, ЮНИДО, ЮНКТАД и других международных финансовых, экономических организаций.

Проблема с выплатами долгов наступает, когда происходит нарушение платежного баланса: импорт долгое время превышает объемы экспорта или экспорт по объективным причинам держится на невысоком уровне. В результате сокращается приток в страну иностранной валюты, необходимой для выплаты внешнего долга. Страна-должник, столкнувшаяся с кризисом по выплате долга и с необходимостью его реструктуризации, должна предварительно подписать договор с МВФ о получении кредита и взять на себя обязательства осуществить определенную программу экономического оздоровления, одобренную МВФ. Обычно такая стабилизационная программа нацелена на то, чтобы провести сокращение государственных расходов в стране- должнике, в том числе на социальные нужды, снизить уровень зарплат в государственном секторе ит.п., а также увеличить национальный экспорт. Увеличение экспорта приносит в страну иностранную валюту; она-то и есть ресурс для возврата долга.

В рамках Парижского клуба кредиторы рассматривают эту программу. Главное, чтобы в результате ее реализации удалось обеспечить платежный (главным образом, торговый) баланс, т.е. достичь сбалансированности текущих операций. В таком случае страна-должник получит возможность возобновить платежи по внешнему долгу.

В первые 30 лет существования Парижского клуба к странам-долж- никам применялся только стандартный режим пересмотра долга, который получил название «Классические условия». Суть стандартного режима в том, что сроки обслуживания долга продлеваются на определенный период. Для двух третей соглашений в рамках Парижского клуба использованы именно «Классические условия». Вместе с тем для отдельных категорий государств в Парижском клубе начиная с конца 1980-х гг. сложились и более льготные условия реструктуризации долгов, предусматривающие списание, т.е. прощение, значительной части долга. Такие режимы получили названия «Торонтские условия» (списание трети долга) и «Лондонские условия» (списание половины долга). В отношении беднейших, преимущественно африканских, стран, обремененных значительными долгами, со второй половины 1990-х гг. применяется инициатива HIPS (Heavily Indebted Poor Countries), a c 2003 г. Парижский клуб ввел новый режим с названием «Эвианские условия». Применение того или иного режима зависит от отнесения каждой страны в ту или иную группу по уровню дохода на душу населения, обремененности долгами по двусторонним соглашениям и облигациям, состояния платежного баланса и т.д. Если страны находятся на границе между группами, им приходится убеждать Парижский клуб в необходимости более благоприятного режима.

Обычно Парижский клуб не соглашается на реструктуризацию, если страна не проводит программу структурной перестройки экономики на основании соглашения с МВФ (соглашения о резервном кредитовании). В этом смысле Клуб выступает на «долговом поле» как «младший брат» МВФ в части идеологического, политического и экономического воздействия на государства-должники в интересах ведущих западных государств.

Решения в Парижском клубе принимаются на основе консенсуса кредиторов. Предложения ряда правительств стран-кредиторов о более существенном облегчении долга Клубом не принимались из-за возражений других стран. Некоторые страны-кредиторы облегчали долговое бремя для должников в одностороннем порядке за рамками Парижского клуба. Так, Франция в 1992 г. приняла меры по облегчению долга четырех африканских стран - Габона, Камеруна, Конго и Кот д’Ивуара. Она создала Фонд конверсии долга, в который помещались средства, выплачиваемые этими странами. Затем средства Фонда направлялись на проекты развития в данных африканских странах.

Парижский клуб активно занимался проблемами погашения и реструктуризации государственного долга и постсоветских стран (80- 90-е гг. XX в.). В период с 1993 по 1999 г. пять соглашений в рамках Клуба были заключены с Российской Федерацией.

Парижский клуб - основной форум, на котором страны-кредиторы ведут переговоры по долгам официального сектора. Долги официального сектора - это обязательства, которые либо эмитированы, либо застрахованы или гарантированы правительствами стран-кредиторов. Парижский клуб включает 19 постоянных членов: Австрия, Австралия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США , Финляндия, Франция, Швеция, Швейцария, Япония. Другие страны-кредиторы могут принимать участие в переговорах в случае, если они являются кредиторами стран-должников и заинтересованы в учете их интересов.

Парижский клуб кредиторов не представляет собой формальную организацию. Но у клуба есть секретариат в рамках Казначейства Франции, который возглавляет представитель казначейства.

В ходе переговоров о снижении долговой нагрузки правительств стран-должников члены Парижского клуба, исходя из общих согласованных принципов, все же применяют дифференцированный подход к разработке условий конкретных реструктуризаций. После обращения страны-должника в Парижский клуб с заявлением о необходимости реструктуризации постоянные члены формируют Комитет, который совместно с представителями международных финансовых институтов и региональных банков развития проводит переговоры с правительством страны-должника об условиях реструктуризации. МВФ и МБРР представляют экспертные оценки степени обремененности страны-должника суверенным долгом и перспективам ее социально-экономического развития. В настоящее время наличие согласованной с МВФ программы кондишинелити и выделения кредита «стэнд-бай» выступает обязательным условием начала переговорного процесса в рамках Парижского клуба. Общие данные о деятельности Парижского клуба за время функционирования отражает таблица 1.

Общие итоги функционирования Парижского клуба, 1956-2015 гг.

1. Общее число соглашений о реструктуризации

2. Число стран, заключивших соглашения о реструктуризации

3.Общий объем реструктурированного долга

583 млрд долл.

4. Число стран, чей долг был реструктурирован на основе «классических условий»

5. Число стран, чей долг был реструктурирован на основе Хьюстонских условий

6. Число стран, чей долг был реструктурирован на основе Неапольских условий

7. Число стран, чей долг был реструктурирован на основе Кельнских условий

Источник: http://www.clubdeparis.org.

При разработке условий реструктуризации суверенного долга Парижский клуб преследует цель стабилизации платежей по обслуживанию долга для страны-должника. В основу переговоров положены общие принципы и детализирующие их правила реструктуризации официального долга стран-должников.

Общие принципы Парижского клуба:

  • 1. Решения Парижского клуба принимаются на основе от случая к случаю;
  • 2. Все решения достигаются при полном консенсусе стран-кредиторов;
  • 3. Переговоры о снижении долга применяются только к странам, действительно нуждающимся в освобождении от долга, предпосылкой начала переговоров выступают программы МВФ по адаптации экономической политики (кон-дишинелити) страны-должника;
  • 4. Требуется солидарность в том смысле, что все кредиторы будут применять согласованные в ходе переговоров условия при заключении двусторонних соглашений со страной должником;
  • 5. Парижский клуб стремится к сопоставимости условий реструктуризации для разных кредиторов, т.е. страна-кредитор не может предоставить стране-должнику более благоприятные условия, чем те, что согласованы членами Парижского клуба.

Детализирующие правила клуба определяют:

  • 1) типы долга: соглашения Парижского клуба охватывают только средне- и долгосрочный долг общественного сектора и кредиты, привлеченные официальным сектором страны-должника до определенной даты «отсечения»;
  • 2) разграничение потока и запаса платежей по обслуживанию и погашению долга; выделение потока платежей позволяет стране-должнику преодолеть временные трудности дефицита платежного баланса, а запаса - помогает оценить, какую долю накопленного страной долга будет охватывать соглашение с Парижским клубом;
  • 3) условия текущих платежей суверенным кредиторам;
  • 4) провизии по долговым свопам, т.е. сделкам по обмену накопленной задолженности на другие активы, такие как иностранная помощь, материальные активы или долг, номинированный в национальной валюте страны-должника.

Достигнутое в ходе переговоров консенсусное решение оформляется как соответствующий протокол («согласованная минутка»), оно носит рекомендательный характер и не является юридически обязательным соглашением.

Условия Парижского клуба реструктуризаций суверенного долга.

Классические условия - стандартные условия, они доступны для любой страны, столкнувшейся с кризисом суверенного долга. Их конкретные параметры в наименьшей степени детализированы. Величина задолженности, подлежащей реструктуризации, может охватывать до 100% официального долга, хотя в отдельных случаях учитывается задолженность только по запасу долга. Срочность долга может быть продлена до 10 лет, а льготный период - до 5 лет. Процентные ставки по новым условиям устанавливаются на уровне рыночных ставок на момент достижения кредиторами консенсуса.

Хьюстонские условия были разработаны в 1990 г. на встрече Большой семерки в Хьюстоне, штат Техас. Они применяются при выработке условий реструктуризации задолженности официального сектора стран, относимых к группе стран с низкими средними доходами. По новым условиям обслуживания и погашения задолженности обычно предусматриваются более длительный серый период и период погашения по сравнению с классическими условиями.

Неапольские условия (заменили Торонтские и Лондонские условия) были разработаны в 1994 г. на встрече Большой семерки в Неаполе и применяются в отношении группы бедных стран. Страна-должник может рассчитывать на такие условия, если способна получить кредит от Мирового Банка или Международного агентства содействия развитию. Неапольские условия предусматривают более льготные условия реструктуризации для стран-должников. Так, если Лондонские условия допускали списание до 50% от номинала запаса долга, то Неапольские условия - до 67% чистой текущей стоимости долга для стран, у которых среднедушевой размер ВВП менее 500 долл, или уровень долга 350% от доходов от экспорта, и до 50% для остальных стран-должников. Лондонские условия содержали три варианта реструктуризаций:

  • - реструктуризация долга с продлением периода обслуживания до 23 лет по сниженным процентным ставкам без льготного периода;
  • - реструктуризация долга с продлением периода обслуживания до 25 лет по рыночным процентным ставкам с 16-лет-ним льготным периодом;
  • - реструктуризация условий обслуживания долга по кредитам официальной помощи развитию с продлением периода до 30 лет с 20-летним льготным периодом.

Неапольские условия, помимо больших списаний номинала долга, предусматривали также несколько вариантов:

  • ? капитализация процентных платежей (50%) и их погашение в течение 33 лет с 8-летним льготным периодом;
  • ? общая сумма долга погашается в течение 23 лет с 6-лет-ним льготным периодом и прогрессивной шкалой обесценения;
  • ? реструктуризация долга на 40 лет с 16 или 20-летним льготным периодом при неизменности процентной ставки для кредитов по программам официальной помощи развитию.

Кельнские условия (заменили Лионские) были согласованы в июне 1999 г. Они были разработаны для урегулирования проблемной задолженности стран, которые МВФ и Мировой Банк отнесли в 1996 г. к группе сильно обремененных долгом беднейших стран (Highly Indebted Poor Countries Initiative, HIPC). Если первоначально в 1988 г. при реструктуризации задолженности Мали было списано 33,3% (по торонтским условиям), то данные условия допускают списание до 90% запаса долга.

Эвианский подход. В 2003 г. Парижский клуб объявил о новом, более гибком подходе к разрешению долгового бремени. Вместо использования экономических индикаторов для определения возможности освобождения от долга, данный подход делил потенциальных соискателей снижения суверенного долга на две группы. Первая группа - это страны, подпадающие под Н1РС, а вторая - все остальные. Страны-должники из первой группы могли рассчитывать на возможность реструктуризации суверенного долга по кельнским условиям. До начала переговоров о списании долга страны должны пройти через тщательный анализ социально-экономических условий от МВФ, который оценит степень устойчивости долга, потребности в инвалютной ликвидности, или же страна столкнулась с обеими проблемами. Если эксперты МВФ приходят к выводу, что страна-должник столкнулась с временными проблемами дефицита инвалютной ликвидности, ей в ходе переговоров о реструктуризации долга кредиторы Парижского клуба могут перенести платежи по обслуживанию и погашению задолженности на будущие периоды. Если эксперты МВФ заключают, что долговая динамика страны неустойчива, у нее отсутствуют долгосрочные ресурсы для погашения долговых обязательств, а накопленный объем долга негативно влияет на ее будущую способность платить, страна может рассчитывать на реструктуризацию долга. При этом по официальным кредитам помощи развитию срок может быть установлен до 40 лет при льготном периоде до 18 лет.

В соответствии с Эвианским подходом отсутствуют стандартные условия снижения долгового бремени суверена, при обращении правительства страны в Парижский клуб кредиторы могут предлагать к обсуждению спектр возможных вариантов, как применявших в прошлом, так и новых.

Лондонский клуб кредиторов официально получивший название «Комитет коммерческих банков-советников», является форумом, в рамках которого проводятся переговоры о реструктуризации долга, предоставленного суверенным заемщикам коммерческими банками без гарантий (страхования) своих правительств. В таблице 2 представлено сопостав-

Отличительные особенности работы Парижского и Лондонского клубов кредиторов 1

Лондонский клуб

Парижский клуб

Тип долга

Реструктуризация долга перед коммерческими структурами

Реструктуризация долга перед официальными кредиторами

Начало переговоров

Определяется должником (дата, указанная в заявлении должника о неспособности платить по долгу)

Определяется кредитором (дата, когда страны-кредиторы отказываются предоставить стране-должнику новые кредиты)

Представление интересов кредиторов

Интересы кредиторов представляет Комитет банков-советников, образованный из наиболее заинтересованных банков-кредиторов

Интересы кредиторов представляют наиболее влиятельные банки, вне зависимости от их доли в финансировании долга

Возможность пересмотра основной суммы долга и процентов

Условия «старых» долгов не пересматриваются. Клуб ведет переговоры о пакете мер по реструктуризации долга, банки становятся собственниками новых евробондов

Соглашения предыдущих периодов могут быть пересмотрены

Необходимость поддержки должников со стороны

МВФ и других финансовых институтов

Не требуется

Реструктуризация долга сочетается с требованием подписания соглашения о выделении траншей со стороны МВФ и альтернативного кредитования из других

источников

ление отличительных черт функционирования Парижского и Лондонского клубов кредиторов.

Переговоры о реструктуризации в рамках Лондонского клуба основаны на трех основных принципах:

  • 1) недопущение дискриминации любого кредитора;
  • 2) равного подхода ко всем кредитам в зависимости от объема риска каждого банка;
  • 3) обязательности соблюдения условий реструктуризации.

Различия между Парижским и Лондонским клубами кредиторов. Хотя у обоих клубов общая цель - реструктуризация задолженности стран-должников, в их деятельности есть существенные различия. Лондонский клуб кредиторов разрабатывает и ведет переговоры об условиях реструктуризации суверенной задолженности перед частными кредиторами, а Парижский клуб - перед официальными кредиторами. У Лондонского клуба кредиторов нет постоянных членов или секретариата, а у Парижского клуба есть секретариат и постоянные члены. Урегулирование суверенной задолженности в рамках Парижского клуба опирается на согласованные принципы и правила, Лондонский клуб более свободен в выборе условий реструктуризаций и учете особенностей социально-экономических условий развития конкретных стран-должников.

После обращения страны-должника в Лондонский клуб, из коммерческих банков, на долю которых приходится основная доля задолженности суверена, формируется Комитет банков-советников, как правило, его состав не превышает 15 банков. Комитет уполномочен выражать интересы всех банков-кредиторов в переговорах с официальными представителями данной страны-должника. После достижения консенсуса со страной-должником Комитет обязан получить согласие от банков-кредиторов, на долю которых приходится 90-95% официальной задолженности страны-банкрота, только после этого может быть подписано официальное соглашение. Поскольку у страны-должника может быть более сотни банков-кредиторов или тысячи розничных инвесторов в ее долговые инструменты, то процесс достижения ими согласия может быть продолжительным. По этим причинам переговоры с Комитетом Лондонского клуба носят более длительный характер и сопряжены с большими затратами для страны-должника, чем переговоры о реструктуризации с Парижским клубом кредиторов.

Обычно в объем реструктурируемого долга Лондонским клубом не включаются процентные платежи, в то время как Парижский клуб пересматривает первоначальные условия обслуживания и погашения и основного долга, и процентных платежей. Лондонский клуб кредиторов, в отличие от Парижского, может пересматривать условия обслуживания и погашения долга без получения страной-должником кредитов «стенд-бай» от МВФ. Парижский клуб кредиторов обычно не соглашается на продолжительность периода консолидации долга, превышающую один год, в то время как у Лондонского клуба кредиторов этот период может длиться 2- 3 года. Задолженность официального сектора перед кредиторами Лондонского клуба может пересматриваться несколько раз, а перед кредиторами Парижского клуба - только один раз, за исключением группы наиболее бедных стран-долж-ников.

  • Weiss M. A. The Paris Club and International Debt Relief. - Congressional Research Service, 2013, December 11. - 8 p.

ПАРИЖСКИЙ КЛУБ

Н.ШЕЛЮБСКАЯ, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН

Вопрос об участии России в работе Парижского клуба является достаточно противоречивым. Высказываются политики, государственные и общественные деятели как "за", так и против. Но пожалуй две позиции являются бесспорными:

первая - передавая вопрос рассмотрения долгов России - Парижскому клубу, мы теряем политические и экономические сферы влияния в странах - наших должниках;

вторая - теряем большую часть долгов, т.к. это долги за поставки вооружения и военной техники и по условиям Парижского клуба они не возвращаются.

Редакция помещает два материала: справочный по истории возникновения Клуба и аналитический, позволяющий оценить возможные результаты вступления России в Парижский клуб на примере взаимоотношений с Алжиром.

Парижский клуб стран кредиторов - неформальное международное межправительственное объединение, занимающееся урегулированием внешней задолженности (государственной или гарантированной государством). Клуб действует с 1956 г., когда представители ведущих западных стран-кредиторов встретились в Париже для переговоров, касающихся задолженности Аргентины по двусторонним клиринговым счетам, а также некоторых аспектов более широкой проблемы внешней задолженности развивающихся стран. В его состав входят страны - члены ОЭСР, а также ряд других стран кредиторов.

Клуб не имеет собственных ресурсов, постоянного секретариата, официальных правил и процедур. Название "Парижский клуб" символизирует не столько место проведения переговоров, сколько сложившиеся процедуры переговорного процесса. В рамках клуба переговоры ведутся между правительством страны-должника и правительствами стран-кредиторов. Обычно они проходят под председательством министерства финансов Франции за закрытыми дверями и созываются по мере необходимости для обсуждения возникающих проблем. В компетенцию Парижского клуба входят кредиты, предоставленные по государственной линии, а не коммерческими банками. Деятельность Парижского клуба тесно связана с Лондонским клубом коммерческих банков кредиторов. В настоящее время заседания Парижского клуба являются основной формой согласования всех вопросов, связанных с пересмотром условий погашения официальной задолженности развивающихся стран.

Несмотря на отсутствие формальных правил, регламентирующих деятельность клуба, существует общая процедура рассмотрения обращений стран-дебиторов о пересмотре сроков и условий погашения их внешней задолженности.

Урегулирование задолженности в рамках клуба осуществляется в форме отсрочки тех платежей, срок которых наступает в ближайшие год-полтора. Условия отсрочки не содержат льготного элемента (снижение процентной ставки и т.п.). Обязательным условием отсрочки платежей по правилам Парижского клуба является соглашение с Международным Валютным Фондом. Должник должен принять программу экономической стабилизации, согласованную с МВФ. Такая программа включает меры по более жесткой фискальной и монетарной политике, снижению обменного курса национальной валюты с целью сокращения импорта и увеличения экспорта, улучшения текущего платежного баланса страны и обеспечения способности страны обслуживать внешний долг.

Приоритет при списании долга отдается странам, накопившим его за счет импорта вооружения (клуб может списать до 80-85% общей суммы таких кредитов), в то же время долги за энергоресурсы списывать не принято.

Страна-должник, заключившая базовые соглашения с Парижским клубом (в настоящее время их 27), принимает на себя обязательство урегулировать свою задолженность перед всеми другими категориями кредиторов на сопоставимых условиях. При этом, в первую очередь страны-дебиторы погашают свою переоформленную задолженность перед странами - участницами клуба.

Членом Парижского клуба может стать правительство любой страны-кредитора. При определении пределов реструктурирования долга все члены - кредиторы клуба признаются равноправными.

Согласно данным Минфина задолженность России Парижскому клубу, перешедшая от бывшего СССР, составила на 1 января 1996 г. 42 млрд. амер. долл. 29 апреля 1996 г. с правительствами стран - членов Парижского клуба подписан меморандум, в соответствии с которым внешний долг бывшего СССР этой группе стран реструктурируется на 25 лет при шестилетнем льготном периоде. В октябре 1996 г. были проведены предварительные переговоры с министрами финансов "большой семерки" и представителями МВФ о приеме России в Парижский клуб в качестве равноправного члена, т.е. страны-кредитора. В марте 1997 г. в ходе консультаций с экспертами Парижского клуба был обсужден практически весь круг вопросов, связанных с возможным вступлением России в эту организацию.

Официальное признание России как кредитора позволит решить проблему возврата задолженности развивающихся стран по государственным кредитам, предоставленным бывшим СССР. Кроме того, Россия сможет занять более жесткую позицию в вопросе погашения долгов странам СНГ.

По оценкам, долг "третьих стран" по кредитам бывшего СССР составляет 80-140 млрд. долл. Добиться полностью возврата этой суммы невозможно. Членство в Парижском клубе, по мнению экспертов Минфина, даст возможность стране ежегодный возврат ее должниками 300-500 млн. долл. Сейчас

вместо валюты должники расплачиваются товарами. Поэтому многие из них не приветствуют вступление России в Парижский клуб. Расплачиваться имуществом или бартерными поставками для дебиторов более выгодно, поскольку цены поставок завышаются, сроки и исполнение контрактов фактически произвольны.

Участие в Парижском клубе позволит России присоединиться к глобальной программе МВФ и Всемирного банка по согласованному сокращению финансовых требований к беднейшим странам. В списке 20 стран, задолженность которых снижена на 80%, присутствуют крупные должники России, в частности, Эфиопия, Мозамбик, Мадагаскар. Не участвуя в этой инициативе, Россия рискует вообще не получить никакого возврата долгов от своих должников.

Не исключена возможность того, что, вступив в клуб, Россия сможет поставить вопрос о списании части собственных долгов, "обменяв" их на долги развивающихся стран.

Вступление России в Парижский клуб облегчает получение новых займов, поскольку престиж России как заемщика прямо связан с ее статусом кредитора.

Вместе с тем, как отметил председатель Парижского клуба Кристиан Нуайе, имеется ряд политических и технических проблем участия России в Парижском клубе. С точки зрения западных экспертов, это недостаток информации о тех долгах, которые Россия должна получить от других стран. Среди основных вопросов:

во-первых,

установление курса пересчета задолженности третьих стран в твердую валюту, так как 80% задолженности развивающихся стран выражена в советских рублях (1 руб. -- 0,65 долл.),

во-вторых,

реструктуризация так называемых "военных кредитов", выданных правительством бывшего СССР своим политическим союзникам, и составляющих значительную часть долговых обязательств.

Помимо этого, ряд должников утверждает, что советские кредиты носили форму субсидий. Кроме того, Россия сохраняет репутацию "цивилизованного" плательщика и не рассматривается в качестве дебитора.


Парижский клуб - неформальное объединение правительств 20 мировых ведущих стран-кредиторов (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Ирландия, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, США, Швейцария, Швеция, Франция, Финляндия и Япония, Россия). Это международное объединение было создано в 1956 г. в целях реструктуризации погашения и обслуживания внешних государственных долгов.
Парижский клуб не имеет юридического статуса. У него нет штаб-квартиры, секретариата, а главное, нет устава. Тем не менее за 40 с лишним лет своего существования Клуб стал одним из главных действующих лиц в проведении международной стратегии в этой области. Здесь не рассматриваются кредиты частным организациям, международным финансовым организациям, кредиты для военных целей, кредиты до одного года.
Членство в Парижском клубе предполагает постоянный обмен информацией между кредиторами о задолженности и ходе ее погашения. Все соглашения стран-должников с Парижским клубом содержат статью, обязывающую их не предоставлять третьим странам

более выгодных условий погашения долга перед ними, чем условия, предоставленные членам Клуба.
Наиболее бедным странам списывается до 80% их внешнего долга официальным кредиторам. Парижский клуб функционирует в тесном сотрудничестве с МВФ. Если какое-либо государство- должник, испытывающее экономические трудности (например, по части баланса платежа), начинает осуществлять программу оздоровления под эгидой МВФ, Парижский клуб совместно с правительством данной страны вырабатывает соглашение о реструктуризации ее внешнего государственного долга. В результате появляется возможность уменьшить пассивное сальдо платежного баланса, не сокращая при этом объем импорта товаров и капиталов.
В рамках Парижского клуба страны, испытывающие трудности в выплате долгов другим государствам и частным учреждениям, проводят переговоры со своими кредиторами о пересмотре условий и графиков платежей.
Особенность структурной организации Парижского клуба состоит в том, что он являет собой собрание представителей суверенных государств-кредиторов. Будучи созданный не как постоянно действующий орган, а для решения конкретных проблем погашения кредитов отдельным должникам, клуб руководствуется рядом принципов, например, принципом консенсуса. Периодически некоторые принципы пересматриваются и уточняются.
Основные принципы долговой политики Парижского клуба: наличие у должника непосредственной угрозы прекращения платежей; обусловленность реструктуризации долга обязательством должника проводить определенную экономическую политику; равномерное распределение бремени невыплаченных долгов среди кредиторов.
Первые два принципа - это условия, которые страна-должник обязана выполнить, прежде чем вопрос о пересмотре старых условий погашения кредита может быть рассмотрен Парижским клубом. Третий принцип относится к позиции кредиторов и не является обязательным: он гласит, что в распределении между собой бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения кредитов, кредиторы должны действовать сообща и координировать свои действия и требования. Остановимся более подробно на названных принципах долговой политики Парижского клуба. Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей.
Чтобы Парижский клуб начал действовать, должнику необходимо доказать, что он не в состоянии платить. Как доказать? Показать размер задолженности в соответствии с макроэкономическими показателями: состояние платежного баланса, бюджета, динамику ВВП, темпы инфляции.
Парижский клуб либо сам, либо с помощью МВФ проводит анализ проблемы: есть ли действительно угрозы прекращения платежей. Если такие угрозы усматриваются, то разрабатываются условия реструктуризации долга. Условия реструктуризации долга.
Реструктуризация долга - одна из форм реорганизации условий долга, в ходе которой должники и кредиторы договариваются об отсрочке выплат задолженностей по основной сумме кредита и по процентам, срок которых должен наступить в определенный период времени, а также о новом графике таких платежей.
В последнее время реструктуризация внешнего долга стала достаточно популярной практикой. В Парижском клубе реструктурируются долги правительств и гарантированные ими долги. Реструктуризация задолженности большей частью применяется в отношении беднейших стран.
В отношении разных стран государствами-кредиторами применяются различные методы. В результате этих подходов в настоящее время четко обозначились четыре категории стран-должников: беднейшие страны (ВВП на душу населения до 785 долл. в год) - применяются Торонтские, Лондонские, Неапольские условия урегулирования задолженности; беднейшие из стран со средним уровнем дохода (ВВП на душу населения от 785 до 3600 долл. в год) - применяются Хьюстонские условия; богатые из стран со средним уровнем дохода (ВВП на душу населения от 3600 до 10-12 тысяч долл. в год) - применяются стандартные условия Парижского клуба; исключения: в отдельных случаях сумма внешнего долга страны может быть сокращена на особых условиях в силу политических и иных соображений.
Торонтские условия. Данные условия, принятые в 1988 г., могут применяться лишь в отношении стран с годовым ВВП на душу населения не более 540 долл. и имеющих право на получение кредитов от Международной ассоциации развития. Страны, получившие отсрочку по погашению долгов в соответствии с Торонтскими условиями: Республика Мали, Центральноафриканская Республика, Мадагаскар, Нигер, Танзания и др.
Кредиторам предлагаются следующие варианты условий, которые они могут предоставлять должникам.
Вариант А (уменьшение суммы долга): списание трети долга; пересмотр условий погашения остальной части долга по рыночным процентным ставкам; срок погашения 14 лет, включая льготный период в 8 лет, в течение которого проценты по долгу не выплачиваются.
Вариант В (долгосрочные долги): проценты начисляются по рыночным ставкам; срок погашения 25 лет, включая льготный период в 14 лет.
Вариант С (уменьшение платежей по обслуживанию долга): предоставление льготных процентных ставок (кредитор может выбрать большую из двух величин - 3,5% в год или половину рыночной процентной ставки); срок погашения 14 лет, включая льготный период в 8 лет.
Однако Торонтские условия предназначены не для всех стран-
должников. Они применяются лишь в случае очень тяжелых обстоятельств по обслуживанию долгов и предоставляются странам с низким средним доходом на душу населения и хроническими проблемами платежного баланса на период осуществления ими глубокой структурной перестройки.
Хьюстонские условия. Приняты в 1990 г. в отношении стран, у которых годовой доход на душу населения превышает установленный максимальный уровень (в настоящее время - 785 долл. на душу населения), дающий право на реструктуризацию долгов на основе Торонтских условий.
По данным условиям: срок погашения коммерческих кредитов увеличен до 15 лет, льготный срок 8 лет; срок погашения кредитов, предоставленных в рамках программ официального содействия развитию, увеличен до 20 лет, льготный период - до 10 лет; кредиторам предоставлено право продавать или обменивать долговые обязательства по погашению всей суммы кредитов, предоставленных в рамках программ официального содействия развитию, либо 10% непогашенной суммы кредитов (либо обязательства по погашению коммерческих кредитов на сумму в 10 млн долл., если данная величина окажется больше, чем упомянутые 10%).
Чтобы претендовать на пересмотр кредита на основе Хьюстонских условий, страна должна удовлетворять двум из трех следующих критериев: годовой ВВП на душу населения не должен превышать установленный Всемирным банком потолок (1235 долл.); соотношение суммы долга кредиторам Парижского клуба и суммы долга коммерческим кредиторам должно составлять 1: 1,5; необходимо иметь следующие показатели масштабов задолженности: сумма долга - не менее 50% объема ВВП; сумма долга/стоимость экспорта - не менее 275%; коэффициент обслуживания долга - не менее 30%.
Некоторые страны, входящие в указанную категорию, занялись реструктуризацией своих долгов на основе Хьюстонских условий, причем первыми были Польша и Египет. Другие решили провести обменные операции с государственными долговыми обязательствами, как это допускается Хьюстонскими условиями. Так поступили Конго, Сальвадор, Гондурас, Марокко и Нигерия.
Тринидадские и Лондонские условия (усиленные Торонтские условия)
А. Тринидадские условия аннулирование 2/3 долга стран-должников, входящих в соответствующие категории; гибкий график платежей в соответствии с экспортными возможностями страны-должника: реструктуризация оставшейся части долга на 25 лет, предоставление льготного периода в 5 лет; капитализация процентов за первые 5 лет; отбор кандидатов на предоставление льготных условий по критериям, аналогичным Торонтским условиям.
Б. Лондонские условия аннулирование 25% долга и реструктурирование оставшейся суммы на 23 года с шестилетним льготным периодом и начислением процентов по рыночным ставкам; реструктурирование долга с применением льготных процентных ставок на 23 года без льготного периода; реструктурирование долга по рыночным процентным ставкам на 25 лет с 16-летним льготным периодом; реструктурирование обязательств по обслуживанию кредитов, предоставленных в порядке оказания официального содействия развитию, на 30 лет с 20-летним льготным периодом.
Этими условиями воспользовались такие страны, как Гвинея, Гондурас, Мавритания, Мали, Мозамбик, Сьерра-Леоне.
Неапольские, Лионские условия, Инициатива HIPC
А. Неапольские условия
Такие условия предусматривают:
67%-ное списание или реструктуризацию суммы долга с целью его сокращения. Данное условие действует для стран, у которых годовой ВВП на душу населения менее 500 долл. или долг/экспорт более 350%. Для других стран применяется 50%-ное списание долга; выплату оставшейся части долга в течение 33 лет с восьмилетним льготным периодом или в течение 23 лет с шестилетним льготным периодом с прогрессивной шкалой амортизации долга; реструктуризацию долга на 40 лет с 16-летним или 20-летним льготным периодом, с выплатой процентов по прежней ставке. В 1995-1998 гг. более 30 странам с низким уровнем дохода Парижский клуб сократил задолженность на условиях Неаполя.
Б. Лионские условия, Инициатива HIPC
С 1997 г. действуют Лионские условия, которые предлагают 80%-ное снижение долговых обязательств, а также доведение соотношения внешний долг/экспорт до 200-250% и платежи/экспорт до 20-25%.
Проект под названием «Инициатива HIPC» предусматривает целенаправленные усилия по снижению долгового бремени самых бедных развивающихся стран при условии проведения в этих странах в течение определенного периода реформ по финансовому оздоровлению, одобренных Всемирным банком и МВФ.
Стандартные (классические) условия Парижского клуба реструктуризация до 10% долга (в некоторых случаях только основной долг); срок погашения 10 лет с пятилетним льготным периодом; рыночные ставки.
Для реализации этих принципов должник должен представить программу макропреобразований для улучшения финансового состояния страны. В данную программу должны быть заложены следующие меры. Ограничение роста денежной массы (запрет Центральному банку кредитовать правительство, отказ от льготных кредитов, повышение налогов и т.п.). Сокращение дефицита госбюджета (одно из главных направлений - уменьшение государственных расходов, в том числе и социальных). Совершенствование политики обменного курса национальной валюты (не допускать повышения или понижения). Устранение госконтроля над ценами. Ограничение государственного вмешательства в экономику. Равномерное распределение бремени непогашенных долгов среди кредиторов (принцип равных услуг). Этот принцип обеспечивает равномерное распределение среди кредиторов бремени проблем, связанных с обеспечением условий долговых обязательств (срок погашения, процентные ставки).
Россия и Парижский клуб. 17 сентября 1997 г. в Париже Правительством Российской Федерации подписан Меморандум о взаимопонимании, оформивший присоединение Российской Федерации к деятельности Парижского клуба кредиторов в качестве полноправного государства-участника. Россия выступает в Парижском клубе не только как страна-кредитор, но и как страна-должник.
Присоединение к Парижскому клубу способствует дальнейшей интеграции России в международную финансовую систему и базируется на следующих основных принципах, изложенных в положениях Меморандума о взаимопонимании. Равноправное участие России в рассмотрении вопросов урегулирования задолженности государств-должников. Начиная с даты подписания Меморандума российские долговые требования приобретают тот же статус, что и аналогичные требования членов Парижского клуба. Признание и применение при урегулировании задолженности перед Россией официального курса Госбанка СССР. Предоставление начальной скидки на задолженность госу- дарств-должников перед Россией.
Уже к 2001 г. России удалось достичь успехов: долг нашей стране со стороны многих развивающихся государств был реструктурирован. Часть долга из долга кредитного была переведена в долг по ценным бумагам, т.е. произошла секьюритизация долга.
Негативные моменты присоединения к Парижскому клубу. Россия должна была признать часть царских долгов по облигациям, главным образом, перед гражданами Франции. Россия лишилась суверенитета в улаживании отношений со своими должниками, необходимо было учитывать условия урегулирования долга, принятые Парижским клубом. В частности по условиям Парижского клуба не допускается погашение долга товарами, правами на разработку полезных ископаемых. Кроме того, пришлось списать значительную сумму долга некоторым стра- нам-должникам: Ираку - 100% (11 млрд долл.); Монголии - 98% (11 млрд долл.); Вьетнаму - 86% (9,4 млрд долл.); Сирии - 70% (9,8 млрд долл.).
Кроме того, наша страна присоединилась к международным программам оказания безвозмездной помощи беднейшим странам для поддержания минимального уровня существования их населения. Это предусматривает уменьшение абсолютного объема финансовых требований к государствам-должникам из числа развивающихся стран в зависимости от их экономического положения.
Вместе с тем вступление в Парижский клуб имело и положительные моменты. Оно дало возможность России подписать ряд соглашений со странами-должниками. Среди них - 33 многосторонних меморандума о реструктуризации задолженности с 24 странами, в том числе с Бенином, Боснией и Герцеговиной, Мали, Мозамбиком. С 1999 по 2002 г. Россией было заключено 13 двусторонних соглашений о реструктуризации задолженности с Йеменом, Вьетнамом, Мадагаскаром, Гвинеей, Гвинеей-Бисау, Бенином, Экваториальной Гвинеей, Замбией, Пакистаном, Танзанией, Албанией, Мозамбиком, Мали и Конго.
В результате реструктуризации странам-должникам были установлены льготные графики погашения консолидированных сумм задолженности. Большая часть выплат будет осуществляться после 2015 г. Почти все соглашения о реструктуризации предусматривают возможность осуществления конверсионно-обменных операций оставшейся и неоплаченной задолженности, а также переуступку или продажу долга третьей стороне.
Проведенная реструктуризация долгов способствовала началу платежей некоторыми странами, увеличению доли выплат в СКВ, консолидации задолженности по процентам и основному долгу.