Пакет яровой информация. Путин подписал "пакет яровой"

31.01.2017 | Владимир Хазов

С 1 июля 2018 года вступают в силу новые нормы хранения трафика операторами связи, определенные в антитеррористическом «пакете Яровой», который был подписан Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным 7 июля 2016 года.

Новые законы, включенные в пакет, обязывают операторов хранить метаданные пользовательского трафика до трех лет, а весь трафик – до шести месяцев.

Пакет Яровой (также называют законом Яровой) состоит из двух законов, направленных на усиление борьбы с терроризмом:

  • Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности»;
  • Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности».

Эти дополнения вносят поправки в действующее федеральное законодательство по нескольким направлениям: полномочия правоохранительных органов, требования к операторам почтовой связи, регулирование религиозно-миссионерской деятельности и, что для нас имеет наибольшее значение, новые требования к операторам связи и интернет-проектам.

Согласно пакету, с 1 июля 2018 года изменяются требования к хранению трафика пользователей и метаданных операторами связи и интернет-провайдерами. Сравним с тем, что и сколько необходимо хранить сейчас.

Объект хранения Сейчас С 1 июля 2018 года
Весь трафик пользователей : текстовые сообщения, голосовая информация, изображения, звуки, видео-, иные электронные сообщения Не обязаны записывать и хранить Обязаны записывать и хранить сроком до 6 месяцев
Метаданные:
сведения о фактах приема, передачи, доставки сообщений и звонков
Обязаны записывать и хранить только сведения о фактах соединения в течение 6 месяцев Обязаны записывать и хранить сроком до 3 лет

Однако относительно хранения всего трафика есть оговорка: «Порядок, сроки и объем хранения указанной в настоящем подпункте информации устанавливаются Правительством Российской Федерации». Закон устанавливает полномочия Правительства Российской Федерации, а не конкретно срок, и вместо 6 месяцев он может быть всего 24 часа.

Сколько стоит выполнить требования пакета Яровой и кто за это заплатит

Для примерного подсчета затрат на хранение всего пользовательского трафика достаточно умножить ширину канала оператора на срок хранения и узнать стоимость хранения такого объема данных (аренда системы хранения или строительство своего дата-центра). Например, при ширине канала в 50 Гбит/с ежедневно необходимо будет записывать на диски 540 000 Гб (527 Тб) – не сложно оценить размеры и стоимость системы хранения, которая позволит накопить весь объем трафика за 6 месяцев.

Операторы связи и крупные интернет-провайдеры считают, что затраты на строительство инфраструктуры хранения таких огромных объемов данных будут сопоставимы с доходами за несколько лет работы. Без принятия мер со стороны правительства и увеличения тарифов самими операторами связи их работа станет убыточной и компании будут вынуждены прекращать свою деятельность.

«Вымпелком» оценил создание системы сбора и хранения информации для всех операторов примерно в 2 трлн рублей (каждый оператор потратит не менее 200 млрд рублей), «Мегафон» оценил свои затраты в 230 млрд рублей.

Возросшие расходы операторы связи смогут компенсировать только повышением тарифов. В России стоимость «безлимитных» тарифов на связь и интернет одна из самых низких в мире, например у оператора t-mobile она стартует с 40 долларов (около 2500 рублей) в месяц за 3 Гб трафика и неограниченное общение. В настоящий момент сложно спрогнозировать реальный размер повышения тарифов, но, по предварительным оценкам, рост может быть двух-трехкратным по сравнению с текущими ценами. Это значит, что за доступ к сети Интернет с мобильного телефона придется ежемесячно платить около 1000 рублей. С другой стороны, такая стоимость приведет к уменьшению числа абонентов широкополосного доступа в сотовых сетях, а значит, к еще большему снижению прибыли операторов.

Как смягчить негативные последствия пакета Яровой

Поддержка государства

В первую очередь, Правительство РФ может отсрочить вступление в силу законов с поправками. Это даст операторам связи время на строительство вычислительных мощностей для хранения таких объемов данных, а также на проведение других мероприятий, связанных с ценообразованием и дополнительными опциями.

Также власти могут проработать предложение генерального директора «МегаФона» Сергея Солдатенкова о введении налога в размере 1% от прибыли для операторов связи на строительство государственных центров обработки данных и хранение в них всего собираемого трафика.

Использование средств классификации трафика

По словам заместителя министра связи и массовых коммуникаций Алексея Волина, сокращение объема хранимой информации в 10 раз поможет реализовать законопроекты с минимальным ущербом для операторов связи. Значительную долю пользовательского трафика составляют онлайн-видео, торренты, игры и другой трафик, который не представляет интереса для правоохранительных органов с точки зрения осуществления оперативно-розыскных мероприятий и защиты от терроризма.

«Антитеррористический пакет» Яровой принят Советом Федерации, что это и чем он грозит простым россиянам.

Прежде всего хочется сказать, что «Антитеррористический пакет» Яровой это один из самых жестки и резонансных законов принятых Госдумой за последние десять лет.

24 июня 2016 года Госдума России приняла во втором и третьем чтениях «антитеррористический пакет», внесли его на голосование депутаты Ирина Яровая и сенатор Виктор Озеров. Перед голосованием депутаты отменили самые одиозные поправки – о лишении гражданства и запрете на выезд из страны.

Однако, в этом пакете остались десятки других законов, которые очень сильно отразятся на жизни просто россиянина. Пакет законов одобрен Советом Федерации и нет сомнений, что его подпишет президент России Владимир Путин.

Антитеррористический пакет Яровой текст:

Сейчас мы вам расскажем о самых важных в документе законодательных актов.

Недоносительство

Начиная с 20 июля 2016 года не сообщившие о преступление граждане могут ответить за уголовной ответственностью. Наказание предусмотрено в виде лишения свободы на срок до одного года. Люди должны сообщать властям о таких правонарушениях, как подготовка теракта, вооруженны мятеж, а также другие виды преступлений. Всего их в законе около пятнадцати описано.

Теперь записи телефонных разговоров и СМС каждого абонента будут хранится у операторов связи «Мегафон», «Билайн» и МТС и другие в течение полугода. В течение трех лет операторы связи должны хранить мета-данные – сюда входит информация о том, что разговор состоялся, был обмен СМС между клиентами. Данная норма касается и интеренет-ресурсы, которые будут внесены в соответствующую базу. Они должны будут хранить мета-данные один год. Операторы связи предупредили, что данное нововведение повлечет увеличение платы в 2-3 раза за использование мобильной связи.

Шифрование данных

Интеренет-сервисы, мессенджеры, социальная сеть, почтовый клиент или просто сайт, который поддерживает шифрование данных должен помочь ФСБ в случае надобности расшифровать их. За отказ это делать будет оштрафован на сумму от 800 тысяч до миллиона рублей.

Миссионерство

Законы Яровой касаются и регулирования в религиозной сфере. Теперь «миссионерской деятельностью» смогут заниматься только зарегистрированные организации. Любая миссионерская деятельность вне помещений запрещена. Штраф до миллиона рублей.

Ужесточение наказания за экстремизм

За экстремизм будут наказывать еще более жестко. За финансирование экстремистской деятельности (282.3 УК) теперь предусматривают срок до восьми лет, а до этого был порог до трех лет.

Склонение к массовым беспорядкам

В случае «склонения, вербовки или иное вовлечение» в организацию массовых беспорядков будет наказываться сроком лишения от пяти до десяти лет.

Уголовная ответственность с 14 лет

Теперь за некоторые преступления в России установлена уголовная ответственность с 14 лет. 14-летних детей будут судить за международный терроризм, участие в террористических сообществах, участие в массовых беспорядках. Так же они будут подвержены уголовной ответственности за недоносительство.

Международный терроризм

Уголовная ответственность будет предусматриваться за международный терроризм совершенный за пределами России, в котором пострадали российские граждане. Тут предусмотрено наказание – пожизненное лишение свободы.

Проверка почтовых посылок

На почтовых операторов возложили ответственность за содержание и проверку посылок. Теперь они должны проверять, чтобы в посылках не было оружия, наркотиков или денег.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности

Внести в Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ
«О противодействии терроризму» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 11, ст. 1146) следующие изменения:

1) в статье 5:

а) в части 4 четвертое и пятое предложения исключить;

б) дополнить частью 4.1 в следующей редакции:

«4.1. В целях обеспечения координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц. Для реализации решений указанных органов могут издаваться акты (совместные акты) указанных органов, представители которых входят в состав соответствующего органа. Решения указанных органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами в соответствующем субъекте Российской Федерации.»;

2) дополнить статьей 5.2 следующего содержания:

«Статья 5.2. Полномочия органов местного самоуправления в области противодействия терроризму

Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений:

1) разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий его проявлений;

2) организуют и проводят в муниципальных образованиях информационно-пропагандистские мероприятия, направленные на разъяснение сущности терроризма и его общественной опасности, а также на оказание позитивного воздействия на граждан в целях формирования у них неприятия идеологии терроризма, посредством распространения информационных материалов, печатной продукции, разъяснительной работы и иных мероприятий;

3) участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

4) обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

5) направляют предложения по вопросам участия в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

6) осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.»;

3) статью 11 дополнить частью 5 следующего содержания:

«5. Правовой режим контртеррористической операции может вводиться в целях пресечения и раскрытия преступления, предусмотренного статьей 206, частью четвертой статьи 211 Уголовного кодекса Российской Федерации, и (или) сопряженного с осуществлением террористической деятельности преступления, предусмотренного статьями 277, 278, 279, 360 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – преступления террористической направленности), минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. В этих случаях при введении правового режима контртеррористической операции применяются положения, предусмотренные статьями 11 – 19 настоящего Федерального закона.»;

4) часть 1 статьи 12 изложить в следующей редакции:

«1. Контртеррористическая операция проводится для пресечения террористического акта и преступлений террористической направленности в случае принятия решения о ее проведении в порядке, предусмотренном настоящей статьей.»;

5) в статье 24:

а) в части 1 слова «2821-2823 и 360» заменить словами «2821-2823, 360
и 361»;

б) в части 2 слова «2821-2823 и 360» заменить словами «2821-2823, 360
и 361».

Статью 6 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ
«Об оружии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996,
№ 51, ст. 5681) дополнить пунктом 11 следующего содержания:

«11) производство гражданского и служебного оружия из боевого ручного стрелкового оружия, в том числе снятого с вооружения.».

Внести в Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ
«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 33, ст. 3418) следующие изменения:

1) в абзаце четвертом статьи 3 слова «279 и 360» заменить словами «279, 360 и 361»;

2) в статье 6:

а) в пункте 2.1:

в подпункте 5 слова «2823 и 360» заменить словами «2823, 360 и 361»;

б) в пункте 2.2:

в подпункте 2 слова «2823 и 360» заменить словами «2823, 360 и 361»;

в подпункте 4 слова «2823 и 360» заменить словами «2823, 360 и 361»;

в подпункте 8 слова «2823 и 360» заменить словами «2823, 360 и 361».

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1) следующие изменения:

1) дополнить статьей 11.14.3 следующего содержания:

«Статья 11.14.3. Невыполнение обязанностей, предусмотренных законодательством о транспортно-экспедиционной деятельности

1. Нарушение экспедитором порядка организации оказания экспедиционных услуг, а также обязанностей, установленных законодательством о транспортно-экспедиционной деятельности, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей – от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.»;

2) в части 1 статьи 23.1 после слов «статьей 11.7.1» дополнить словами «, частью 2 статьи 11.14.3»;

3) в части 1 статьи 23.36 слова «статьями 11.14.2, 11.15,» заменить словами «статьей 11.14.2, частью 1 статьи 11.14.3, статьей 11.15,».

Статью 22 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ
«О гражданстве Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 22, ст. 2031) изложить в следующей редакции:

«Статья 22. Основания отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации

1. Решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

2. Решение о приобретении гражданства Российской Федерации подлежит отмене в связи с осуждением лица к наказанию по приговору суда, вступившему в законную силу, за совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205 – 206, 208, 211, 277 – 2824, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, если такое лицо не имеет иного гражданства или гарантий на его приобретение.».

Пункт 4 статьи 4 Федерального закона от 30 июня 2003 года № 87-ФЗ
«О транспортно-экспедиционной деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 27, ст. 2701) изложить в следующей редакции:

«4. При приеме груза экспедитор обязан проверить соответствие наименования (маркировки) груза действительному наличию и установить личность клиента, после чего выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.».

Пункт 1 статьи 64 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 28, ст. 2895) изложить в следующей редакции:

«1. Операторы связи обязаны хранить на территории Российской Федерации в течение трех лет информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации и текстовых сообщений, включая их содержание, а также изображения, звуки или иные сообщения пользователей услугами связи и предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, указанную информацию, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи и иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами.».

В пункте 17 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 31, ст. 3215) слова «без письменного разрешения представителя нанимателя» и слово «исключительно» исключить.

Статью 15 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ
«О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996,
№ 34, ст. 4029) дополнить подпунктом 9 следующего содержания:

«9) является лицом, которому в установленном порядке объявлено официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 2051, 2052, 2053, 2054, 2055, частями третьей и четвертой
статьи 206, частью четвертой статьи 211, статьями 353, 356, 357, 358, 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, – в течение пяти лет со дня объявления ему официального предостережения, а равно имеющим неснятую или непогашенную судимость за совершение сопряженного с осуществлением террористической деятельности хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 277, 278, 279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, и (или) преступления экстремистской направленности.».

В части 3 статьи 10.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года
№ 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006,
№ 31, ст. 3448) после слов «пользователей сети «Интернет» дополнить словами «, включая их содержание,», слова «шести месяцев» заменить словами «трех лет».

В пятницу, 24 июня, Госдума во втором и третьем чтении рассмотрит резонансный антитеррористический пакет законопроектов депутата Ирины Яровой и сенатора Виктора Озерова. Российские интернет-компании уже отмечают, что принятие законов поставит под удар их бизнес и ограничит свободу в сети. «Лента.ру» объясняет, почему «пакет Яровой» не поможет в борьбе с терроризмом, но навсегда изменит судьбу российского интернета.

Что предлагают Яровая и Озеров

В «пакете Яровой» содержится целый ряд предложений по противодействию экстремизму и терроризму в сети. В частности, предлагается усилить ответственность за его пропаганду - оправдание террористических актов или призыв к ним предполагается карать лишением свободы сроком до семи лет.

Но наиболее резонансные поправки напрямую касаются российских интернет-компаний. В тексте законопроекта они названы «организаторами распространения информации в сети», так что под действие «пакета Яровой» потенциально попадают новостные порталы, почтовые сервисы, соцсети, мессенджеры, форумы и даже онлайн-магазины. Всех их обяжут хранить у себя информацию о передаче и обработке текстовых сообщений, изображений, звуковых файлов и видеозаписей пользователей. Спецслужбы смогут получить доступ к этим данным, если это потребуется для расследования или обеспечения государственной безопасности.

Кроме того, компании обяжут предоставить госорганам инструменты для дешифровки защищенных сервисов. Это коснется и владельцев сайтов, использующих интернет-протокол HTTPS. В случае отказа их ждет штраф до миллиона рублей.

Предлагаемые законы требуют, чтобы операторы связи в течение шести месяцев хранили записи всех звонков абонентов, а информация об их входящих и исходящих вызовах была доступна для спецслужб в течение трех лет. Причем законопроект никак не регулирует порядок хранения этих данных. Операторам также придется в течение 15 дней подтверждать подлинность личности пользователей.

Сколько это будет стоить

Российские компании заставят за свой счет установить всю необходимую аппаратуру и арендовать центры обработки данных для хранения информации. Это потребует огромных расходов прежде всего от мобильных операторов, вынужденных по полгода хранить записи всех входящих и исходящих звонков. В «МегаФоне» затраты оценили в 20,8 миллиарда долларов, в «Вымпелкоме» - в 18 миллиардов долларов, а в МТС - в 22,7 миллиарда долларов. А за весь 2015 год «большая тройка» и Tele2 заработали 17,8 миллиардов долларов.

Бьют тревогу и интернет-компании. В Mail.Ru Group посчитали , что на установку оборудования им придется потратить до 2 миллиардов долларов, ежегодные расходы на его поддержку составят еще 80-100 миллионов долларов. Выручка Mail.Ru за 2015 год - 592 миллиона долларов.

Интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев прямо , что в пятницу Госдума рассмотрит «смертный приговор российскому телекому».

Пытаются ли интернет-компании помешать принятию закона

Да. Российская Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК), куда входит более 200 российских интернет-компаний, уже направила помощнику президента Игорю Щеголеву, министру связи Николаю Никифорову, спикеру Совета Федерации Валентине Матвиенко и главе комитета Госдумы по информационной политике Леониду Левину письма с просьбой предотвратить принятие «пакета Яровой».

В РАЭК вполне обоснованно считают, что законопроект приведет к вторжению в частную жизнь граждан. Их лишат права на тайну переписки, все их действия в соцсетях и разговоры будут записываться и полгода храниться на серверах компаний.

Кроме того, антитеррористический пакет поставит под угрозу национальную безопасность России. Хакеры и иностранные спецслужбы теоретически смогут получить доступ к хранящимся у государства ключам шифрования от защищенных сервисов. Этот же аргумент в мае 2015 года свел на нет попытки президента США Барака Обамы заставить Apple, Google и Microsoft предоставлять ФБР и ЦРУ доступ к зашифрованным данным.

Из-за огромных затрат на аренду серверов и установку оборудования интернет-компании и сотовые операторы сократят вложения в многие перспективные проекты. А это в том числе расширение сетей 4G и внедрение 5G, увеличение скорости интернета и развитие «интернета вещей», не говоря уже об исследованиях в сфере искусственного интеллекта и нейросетей.

К тому же оборудование для хранения данных в основном будет закупаться за рубежом, поскольку в России его сегодня либо нет, либо оно уступает западным аналогам. Это увеличит зависимость России от иностранных компаний вроде IBM, Cisco и Huawei, что прямо противоречит политике импортозамещения. К тому же защиту информации смогут обеспечить лишь крупные игроки рынка, а мелкие легко могут стать жертвами взлома, и данные пользователей попадут в сеть.

Антитеррористические поправки Яровой ставят под угрозу российский интернет-бизнес.

А иностранные компании вполне могут отказаться от соблюдения закона или же ограничить свое присутствие на рынке. Россияне лишатся доступа к новым опциям Google и Facebook, своевременным обновлениям iOS и Android, а также многим другим перспективным технологиям. Это приведет к общей деградации российской интернет-отрасли.

Поможет ли «пакет Яровой» бороться с терроризмом в интернете

Это очень спорный вопрос. Массовый сбор и обработка информации действительно способны помочь идентифицировать потенциальных террористов и экстремистов. Похожая программа анализа метаданных в США, по утверждениям ФБР, ЦРУ и АНБ, действительно способствовала предотвращению многих терактов, хотя и подверглась серьезной критике после разоблачений Эдварда Сноудена. Однако американцы потратили на ее реализацию миллиарды долларов, а также компенсировали расходы участвующим в проекте интернет-компаниям, в том числе Google, Facebook и Microsoft.

С другой стороны, во всем мире расширяется шифрованный трафик, и Россия тут не исключение. Глава Роскомнадзора Александр Жаров оценивает его долю в 15-20 процентов, но тот же Google утверждает, что у него в России на шифрованный протокол HTTPS приходится до 81 процента трафика, а у Ростелекома этот показатель составляет 50 процентов.

При использовании HTTPS все пересылаемые материалы видны интернет-сервису, например, администрации «ВКонтакте», но недоступны провайдеру. В некоторых случаях прочитать переписку можно только пока идет интернет-сессия, то есть пользователь находится в сети. Как только сеанс завершается, ключ шифрования автоматически удаляется. Это делает хранение данных бессмысленным, ведь теперь их все равно не расшифровать.

В то же время террористы предпочитают защищенные сервисы, в том числе мессенджер Telegram. Там действуют информационные каналы запрещенной в России террористической группировки «Исламское государство», через которые ведется пропаганда экстремистских идей и вербовка новых боевиков. По имеющимся данным, взломать Telegram пока не представляется возможным, а его основатель Павел Дуров выступает резко против сотрудничества со спецслужбами.

Не выдают данные пользователей и недавно сквозное шифрование мессенджеры WhatsApp и Viber, а такие программы как FireChat вообще при пересылке сообщений могут обходиться без стандартных сетей операторов. Все эти компании, скорее всего, просто проигнорируют уведомления о миллионных штрафах за несоблюдение российского законодательства, ведь они зарегистрированы в других странах и, за исключением Viber, не имеют серверов в России. Точно так же поступит и Facebook, хранящий данные россиян на своих европейских и американских серверах.

Фото: Анастасия Кулагина / «Коммерсантъ»

Поправки Яровой никак не ограничат общение террористов через зашифрованные сервисы, в том числе мессенджер Telegram

Тем не менее такая блокировка требует постоянного мониторинга и мощных операционных ресурсов. В Китае и Иране ограничение работы тех или иных сервисов - распространенная практика, и государство ежегодно выделяет на это немалые средства. В Поднебесной уже более 10 лет функционирует уникальная система «Золотой щит», способная мониторить анонимайзеры и VPN-сервисы.

В России же практически нет опыта отслеживания зашифрованного трафика мобильных приложений, а тот же Роскомнадзор блокирует сайты только по домену. Более того, для ограничения доступа к защищенным мессенджерам необходимо разработать законодательную базу, которая на сегодня просто-напросто отсутствует.

Но даже если отечественным спецслужбам и удастся ограничить доступ к Telegram и WhatsApp, то террористы наверняка найдут другие способы коммуникации. Например, сеть Tor, взломать которую пока не по силам даже правительству США.

20 июля 2016 года в России вступит в силу большинство новых законов и поправок, усиливающих уголовную ответственность за преступления террористической и экстремистской направленности. В СМИ эти инициативы прозвали «пакетом Яровой» — по имени председателя думского Комитета по безопасности Ирины Яровой , которая их разработала.

1 июля 2018 года в силу вступят те поправки, которые касаются хранения и передачи персональных данных россиян мобильными операторами. Такая временная отсрочка для этих инициатив была сделана в связи с тем, что для их исполнения бизнесу потребуется подготовить необходимую кадровую и техническую базы.

В чём суть поправок, коснувшихся вопросов хранения персональных данных россиян?

В федеральные законы «О связи» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» были внесены следующие изменения и правки:

  • Операторов связи и «организаторов распространения информации» в интернете обяжут хранить на территории России записи звонков («голосовую информацию»), переписку, изображения, звуки, видео и другие сообщения пользователей. Срок хранения — до шести месяцев с момента передачи, приёма и/или обработки. Порядок, сроки и объём хранения указанной информации устанавливаются Правительством РФ.
  • Информацию о факте приёма или передачи сообщения или звонков (то есть не содержание, к примеру, переписки, а только сведения о том, что она состоялась) операторы должны будут хранить в течение трёх лет. Все эти данные надо будет передавать в правоохранительные органы, если они понадобятся для оперативной работы.
  • Организатор распространения информации в сети Интернет обязан хранить на территории РФ информацию о фактах приёма, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео или иных электронных сообщений пользователей сети Интернет и информацию об этих пользователях в течение одного года с момента окончания осуществления таких действий.
  • Организатор распространения информации в сети Интернет обязан при использовании для приёма, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей дополнительного кодирования этих сообщений предоставлять в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений.

Кто и как будет контролировать реализацию пакета Яровой?

Президент РФ Владимир Путин поручил правительству контролировать ход реализации утверждённых инициатив. В частности, Путин потребовал от чиновников обратить особое внимание на следующие пункты:

  • применение норм федерального закона об ответственности за использование на сетях связи и (или) при передаче сообщений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет несертифицированных средств кодирования (шифрования);
  • разработку и ведение уполномоченным органом в области обеспечения безопасности Российской Федерации реестра организаторов распространения информации в сети Интернет, предоставляющих по запросу уполномоченных ведомств информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений в случае их дополнительного кодирования;
  • применение норм федерального закона о прекращении оказания услуг связи в случае неподтверждения соответствия персональных данных фактических пользователей услуг связи сведениям, указанным в абонентских договорах.

«В срок до 1 ноября 2016 года Правительству Российской Федерации с участием ФСБ России подготовить проекты необходимых нормативных правовых актов, направленных на минимизацию возможных рисков, связанных с применением положений федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности», — говорится в указе президента.

Кроме того, Минпромторгу России совместно с Минкомсвязи России Путин поручил до 1 сентября 2016 года провести анализ и представить предложения в части возможности, сроков и объёмов финансовых затрат в целях организации производства отечественного оборудования и создания отечественного программного обеспечения, необходимого для хранения и обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео или иных электронных сообщений пользователей сети Интернет и информации об этих пользователях, с указанием конкретных производственных площадок в Российской Федерации.

Закон Яровой, также широко известный как «пакет Яровой», это ряд законопроектов, принятых 6 июля 2019 года, которые вызвали большой общественный резонанс.

Данные законы критиковались в интернет-сообществе и независимых СМИ почти во всех направлениях и проявлениях, хотя изначальная его цель довольно верна и позитивна – противодействие терроризму и экстремизму.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Что бы разобраться в том, почему же меры, преследующие такие благородные цели, оказались крайне непопулярны в народе, необходимо рассказать, что это такое простыми словами, рассмотреть каждую его ипостась и ответить на ряд вопросов, которые и будут рассмотрены ниже.

Об авторе

Говоря о «пакете Яровой», в первую очередь необходимо понять, в честь кого названы данные законопроекты.

Ирина Анатольевна Яровая является действующим депутатом Государственной Думы от партии «Единая Россия», в которой с 2008 года является членом Генерального Совета. Поскольку речь идет о ее, в какой-то степени, политическом детище, останавливаться на подробностях ее личной жизни и личной биографии не будет этичным — здесь будет рассмотрена лишь ее политическая деятельность.

А начало политической карьеры Ирины Анатольевны довольно сильно противоречит ее нынешнему положению. Ее деятельность началась в партии «Яблоко», оппозиционной ее нынешней партийной принадлежности.

Будучи членом Совета народных депутатов Камчатской области, она также возглавляла фракцию «Яблока», активно выступая против политики «Единой России» в данном регионе. Неоднократно баллотируясь в Государственную Думу, она не смогла получить депутатский портфель, не прекращая, однако, свою политическую деятельность в партии «Яблоко» на Камчатке, находясь в оппозиции руководству области.

В 2003-и году, со стороны «Единой России» ей предлагался переход в эту партию, от которого она отказалась.

В 2007 году, Ирина Анатольевна вышла из партии «Яблоко» и присоединилась к «Единой России», мотивируя это тем, что хочет переехать в Москву на постоянное место жительства. На очередных выборах в Государственную Думу она оказалась на втором месте, однако все же получила мандат после отказа от него победителя.

В Госдуме она стала известна благодаря участию в создании законопроектов, касающихся проведения митингов, миграционной политики, и многих других сфер, однако наиболее известным стал недавний «пакет Яровой», который уже пора рассмотреть поближе.

О сути поправок

По сути, закон Яровой – это два законопроекта, вносящие ряд поправок в закон «О противодействии терроризму» и другие акты, касающиеся этого вопроса, и в статьи Уголовного кодекса РФ, также касающиеся антитеррора:

  • Первая часть «пакета» — это федеральный закон от 6 июля 2019 года № 374-ФЗ. Он накладывает обязательства на крупнейшие операторы связи хранить на серверах записи звонков, сообщений и истории посещения интернет страниц своих пользователей. Именно этот законопроект вызвал больше всего недовольства среди населения, так как многие сочли это вмешательством в личную жизнь;
  • Второй законопроект принят в тот же день, за номером 375-ФЗ. Как уже было сказано выше, он вносит ряд поправок в Уголовный Кодекс РФ. В первую очередь он увеличил сроки по таким статьям, как участие в террористической и экстремистской группе, агитация к этим видам деятельности и вообще по многим статьям, касающимся террористической и экстремистской деятельности. Так же, он позволил привлекать к судебной ответственности подростков от 14 лет, за участие в террористических группировках. Так же внес множество нововведений в УК РФ, одним из них является «недоносительство», т.е. несообщение о преступлении, что с вступлением в силу данного закона, является уголовно наказуемым преступлением.

Кроме этого, новшеством стало понятие «акт международного терроризма». Если сказать кратко, это понятие подразумевает под собой совершение террористического акта за пределами Российской Федерации, которое подвергло опасности граждан РФ, их жизнь и неприкосновенность

Кроме этих, наиболее важных, моментов, законопроект вносит огромное количество поправок и дополнений, касательно террористической деятельности.

Видео: Чем грозит

Про что закона Яровой

Тексты обоих законов довольно просты для восприятия. Полное название первого законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности».

Он состоит из 19 статей, каждая из которых перечисляет поправки в отдельный закон, который указан в начале статьи. Пункты этих статей довольно коротки и понятны.

Второй закон, «О внесении изменений в УК РФ и УПК РФ в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности», состоит из четырех статей, которые, однако, куда более объемные, что опять таки не мешает их правильному восприятию.

Оба закона написаны довольно лаконичным и понятным языком, что исключает его какую либо другую трактовку, кроме как задуманной авторами.

Условия работы для операторов связи

Как уже было сказано, первый закон «пакета» внес ряд поправок в закон «О противодействии терроризму», которыми обязал ряд операторов сотовой связи, создавать базы данных и хранить на них записи телефонных разговоров и СМС-сообщений пользователей этих самых операторов.

А устроено это следующим образом – ряд мобильных операторов и интернет-провайдеров, определенных специальным реестром, должны хранить все эти данные в специально созданных для этого дата-центрах и передавать их силовым структурам по первому требованию.

Этот пункт закона возмутил многих еще и потому, что помимо вмешательства в личную жизнь, это должно было спровоцировать большой рост на цены сотовой связи, о чем не забыли сообщить сами операторы. Дело в том, что хранение подобных объемов данных, а это миллионы терабайт информации, очень дорогостоящая процедура, требующая затрат, сопоставимых с бюджетами целых стран.

Постройка дата-центров, обеспечение бесперебойной работы серверов – все это сулило огромные затраты.

На сегодняшний день в правительстве ведется обсуждение по смягчению этого пункта закона, однако из заявлений экспертов известно, что отмена закона, или глобальное его превращение во что-то другое невозможно.

Условия работы для транспортных компаний

Кроме закона «О противодействию терроризма», первая часть «пакета Яровой» также внесла изменения в закон № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиторской деятельности». Поправки обязывают экспедиторов проводить дополнительную, усиленную проверку документов клиента, а также информации о грузе и особенностях его перевозки.

Как и в случае с мобильными операторами, это сулит многомиллиардные расходы для транспортных и логистических компаний, на закупку специального оборудования для усиленного досмотра грузов и посылок – металлодетекторов, рентгеновских установок и другой аппаратуры.

Это же сулит резкий рост цен на доставку посылок и грузов, что также возмущает многих людей. По расчетам аналитиков, это может снизить количество покупок в интернете до 40%.

О противодействии терроризму

Помимо всего прочего, закон № 374-ФЗ наложил запрет на использование незарегистрированных средств шифрования, со штрафом от 3 до 5 тыс. рублей за нарушение. Помимо штрафа, конфискуется также само средство кодирования.

Также, во избежание конфликтов на религиозной почве, закон запретил религиозным обществам и организациям ходить по квартирам и домам и читать проповеди, о чем следует сказать отдельно.

О миссионерской деятельности

Закон запрещает вести миссионерскую деятельность всем, кроме официально зарегистрированных религиозных групп. Однако и для них есть ряд территорий, на которых запрещено проповедовать.

Что бы получить разрешение на осуществление своей деятельности, у представителей религиозных организаций должны быть все документы, подтверждающие их принадлежность к, подчеркиваю, зарегистрированной организации.

А на изданиях и материалах для распространения должна быть специальная маркировка. За нарушение предусмотрена административная ответственность в виде штрафа.

Когда вступает в силу

Большинство поправок уже вступило в силу 20 июля 2019 года. К ним относятся поправки в Уголовный Кодекс РФ об увеличении сроков за террористическую и экстремистскую деятельность в любом ее виде, а так же снижение возрастного порога для привлечения к уголовной ответственности и «недоносительство».

Так же в силу вступили поправки, касающиеся миссионерской деятельности и транспортно-экспедиторской деятельности.

Поправки, касающиеся хранения мобильными операторами персональных данных российских граждан вступят в силу с 1 июля 2019 года, когда для этого будет подготовлена соответствующая почва и все разногласия между политиками по поводу осуществления такого масштабного проекта будут разрешены.

Последние новости

Как уже говорилось, в правительстве активно идет обсуждение осуществления всех мер, предусмотренных «пакетом Яровой». И ключевым пунктом, конечно, является хранение персональных данных. По предварительным оценкам, это сумма должна была составлять около 5 трлн. рублей.

Сумма поистине космических масштабов и далеко не у каждой страны в мире в казне есть такое количество денег.

Однако в январе 2019 года, Министерством связи и массовых коммуникаций было заявлено, что при доработке закона стоимость реализации этих проектов можно снизить до 100 млрд. рублей, за счет исключения из перечня хранимых данных истории торрент-загрузок и онлайн-видео. Разумеется, с уменьшением объема хранимых данных, отпадает нужда в большом создании большого количества хранилищ для этих данных.

Однако, сотовые операторы считают, что объем хранимой информации следует сократить исключительно до голосовых вызовов и СМС-сообщений, в противном случае реализация проекта невозможна и приведет лишь к колоссальному росту цен на мобильную связь и интернет.

Как мы видим, этот пункт пакета еще не готов к реализации и в настоящее время вокруг него идут жаркие споры, и судя по тенденциям, что бы воплотить его в жизнь, «гайки» будут немного «ослаблены».

Как это работает

После того, как основные механизмы работы закона рассмотрены, можно взглянуть на то, как эти поправки работают в деле, ведь прошел практически год с момента принятия большинства из них.

Самым печально известным и широко обсуждаемым случаем стало кошмарное убийство Андрея Карлова, российского дипломата в Турции. Напоминаем, что в 19 декабря 2019 года на фотовыставке в Анкаре, террорист почти в упор застрелил российского посла, после чего угрожал оружием остальным посетителям, выкрикивая исламские лозунги.

Он назвал это местью за действия России в Сирии. По этому случаю было заведено уголовное дело по статье 361 УК РФ «Акт международного терроризма». Эта статья была введена вместе с остальными поправками законом Яровой.

Статья о миссионерской деятельности успела проявить себя уже несколько раз, за прошедший год. Наиболее известным стало задержание Дмитрия Угая, в отношении которого начали административное разбирательство за прочтение лекции о йоге.

Ему ставили в вину не просто прочтение лекции, а вовлечение в индуизм и его пропаганду. Однако судом было решено прекратить разбирательство.

Это наиболее обсуждаемые случаи работы «пакета Яровой» в деле. Но поскольку поправок много, как крупных, так и мелких, соответственно и разбирательств, о которых не пишут СМИ, куда больше. А значит, можно сказать, что законы Яровой работают и приносят свои плоды. А хорошие они или плохие – вопрос исключительно субъективный.

Информационная безопасность

Из всего написанного вытекает логичный вопрос – является ли «пакет Яровой» покушением на личную информационную безопасность? Вопрос очень спорный. Вне сомнения, телефонные переговоры отдельного гражданина должны быть приватными и не должны быть услышаны никем, кроме собеседника на другом конце провода.

С другой стороны, данные переговоров будут просто храниться на серверах и потребуются силовым структурам, только в случае, если этого гражданина заподозрят в причастности к террористической или экстремистской деятельности. Поэтому, вокруг этого законопроекта идут такие жаркие споры.