Критерии и методы оценки социальных проектов. Основные методы реализации проекта

Из чего состоит социальный проект?

Если Вы научитесь правильно использовать эту формулу, считайте, что Вы на пути к Успеху!

Каждый этап - это логический шаг в построении социального проекта. Проблема должна быть обоснована объективными данными, выявленными путем исследования. Цель (конечный результат) должна плавно вытекать из проблемы. Задачи должны отображать пошаговые действия и иметь конкретные количественные и качественные результаты. Каждый метод - это инструмент с помощью которого решается задача. Для реализации каждого этапа требуются необходимые ресурсы. Для того, чтобы оценить результат нужна шкала оценки.

Пример логической таблицы для составления проекта.

Вопросы для заполнения.

Компоненты проекта

Объективные свидетельства

(данные, показатели, обснования)

Внешние условия

(факторы,предпосылки, допущения)

Постановка проблемы

1. Почему возникла необходимость в выполнении проекта? 2. Почему решение данной проблемы -приоритетная задача?

Какие источники информации (статистическая и аналитическая информация, публикации в прессе, материалы конференций, постановление администрации и т.п.) помимо самого заявителя свидетельствуют о том, что проблема существует и ее важно решить?

Цель

  1. 1. Какова цель, на достижении которой направлена деятельность в рамках проекта? Насколько ее достижение решит или снизит остроту поставленной проблемы?
  2. 2. Кто выиграет в результате достижения цели проекта?
  3. Каковы средства проверки достижения цели проекта?
  4. Каким образом проверяющие организации/лица смогут убедиться, что проект внес ожидаемый вклад в продвижении к цели?
  5. Предусматривается ли проектом сбор информации/данных, позволяющих измерить степень продвижения к цели?
    1. Насколько реально достижение поставленной цели в условиях данного региона (позиция администрации, наличие законодательной базы, доступность дополнительных ресурсов, наличие специалистов и т.п.)?

Задачи -

Ожидаемые результаты

  1. каковы конкретные шаги (этапы) на пути к достижению цели проекта?
  2. Какие результаты (их характер и количественное измерение) необходимо получить для выполнения поставленных задач?
  3. Как выполнение поставленных задач приближает ситуацию к достижению заявленных целей?
  1. Какие свидетельства, данные и показатели подтверждают, что поставленная задача решена?
  2. Каковы конкретные количественные методы измерения результатов, позволяющие проверяющему судить о степени выполнения работ по проекту?
  3. Предусматривается ли проектом сбор данных, позволяющих контролировать и корректировать ход выполнения работ?
  1. Какие события, условия или решения, находящиеся вне контроля проекта, необходимы для того, чтобы:
  • Выполнение поставленных задач способствовало продвижению к поставленной цели;
  • Достижение запланированных результатов проводило бы к выполнению задач;

Методы

(мероприятия, проводимые в ходе проекта)

  1. Какими методами будут решаться обозначенные выше задачи проекта?
  2. Насколько оптимально (адекватно) используемые методы ведут к получению указанных в проекте результатов?
  3. Насколько экономически эффективны используемые методы?
  4. Почему выбраны именно эти методы?
  5. Как можно обосновать необходимость (целесообразность) использования именно этих методов?
  6. Из какого набора методов был сделан выбор?
10. Какие количественно измеримые продукты будут получены в процессе реализации проекта?
  1. Применение указанных в проекте методов (проведение мероприятий) гарантировало бы получение ожидаемых результатов.

Ресурсы

  1. Какие ресурсы - кадры, оборудывание, услуги и др. - должны быть использованы для проведения мероприятий, намеченных в проекте?
  2. Из каких источников поступят эти ресурсы (исполнитель, сотрудничащие и поддерживающие организации, правительство, фонды и т.д.)?
11. Какие показатели позволяют оценить эффективность использования средств?
  1. Выделение необходимых ресурсов приводило бы к проведению мероприятий (применению указанных методов)
  2. Каковы возможные препятствия на каждом из этапов реализации проекта?

Результат - эффект

1. Какой конкретный эффект может быть достигнут во время выполнения проекта, т.е. если проект будет выполнен, то какого конкретно улучшения или изменения следует ожидать в связи срешаемой в рамках проекта проблемой?

Теперь мы рассмотрим каждый пункт еще более подробно

Постановка проблемы.

Самый важный раздел проекта. В нем должна быть представлена проблема, на решение которой направлен проект и ее анализ. При формулировании проблемы необходимо обратить внимание на то, что проблемы - это отсутствие чего-то , что-то негативное, приносящее вред, то, что требует изменения. Покажите причины этого негативного явления и его последствия.

Изложение проблемы должно быть не простым описанием, а сжатым анализом ее причин. Анализ факторов должен быть подтвержден количественными показателями, основанными на ранее проведенных исследованиях (необходимо использовать достоверные источники информации). В хорошо простроенном проекте обязательно присутствуют исходные данные - индикаторы, т.е. количественные и качественные показатели, которые являются точкой отсчета для измерения эффективности проекта.

Опишите, предпринимались ли организацией попытки осуществить подобного рода деятельность и насколько успешными они оказались. Обязательно укажите, как проект соотносится с деятельностью организации, ее миссией и задачами.

Именно в этом разделе нужно описать категорию благополучателей - целевую группу, на которую направлена деятельность по проекту и чья жизнь каким-либо образом улучшится в результате реализации проекта. Организация должна показать знание их проблем и наличие специалистов, которые будут работать с этой целевой аудиторией.

Проблема, над которой вы собираетесь работать, должна быть определена настолько конкретно, насколько это возможно.

Цель и задачи проекта.

Цель - общее описание предполагаемых результатов и ожиданий, наивысшая точка достижений, к которой стремится организация в ходе реализации проекта. Цель должна быть реалистичной, соотноситься с проблемой, задачами, видами деятельности и ресурсами организации. Предполагаемые цели должны соответствовать самому высокому уровню результата, т.е. существенно улучшить ситуацию, изложенную в описании проблемы. В то же время, цель должна быть реальной. Не включайте цели, воздействия от которых на ситуацию не могут быть количественно или качественно измерены.

Фактически цель - это уникальное решение проблемы организацией, обладающей необходимыми знаниями, опытом, ресурсами, действия по устранению негативного явления или его причин.

Все составные части проекта рассматриваются с точки зрения соответствия цели.

Задачи, которые предполагается решить

для достижения поставленных целей.

Задачи - конкретное описание того, что будет выполненно и достигнуто, частные результаты, этапы на пути к достижению цели. С точки зрения оформления текста проекта, задачи лучше формулировать и перечислять в виде списка, а не излагать и описывать в повествовательной форме. Задачи формулируются в виде утверждений о действиях, ориентированных на результат, основанных на эффективности работы и поддающихся измерению в терминах. Если в проекте перечислен ряд задач, то все они должны быть связаны между собой и являтьсянеобходимыми и достаточными для достижения цели проекта.

Признаки хороших задач:

  • Являются логическим следствием проблемы;
  • Напрямую связаны с деятельностью по проекту и направлены на решение заявленной проблемы для достижения поставленной цели (причинно-следственная связь);
  • Сформулированны четко и конкретно, выражены не общими словами, а в количественных и качественных индикаторах, которые могут стать показателями успешности выполнения проекта;
  • Представляют собой конкретные промежуточные измеряемые результаты в ходе реализации проекта.

Методы реализации проекта.

Метод - это инструмент с помощью которого достигается цель проекта.

Один из самых объемных и подробных разделов проекта. Описание того, каким образом будет осуществляться проект.

В данном разделе описываются стратегия и методы достижения поставленных целей, а также механизм реализации проекта. Организация должна ответить на вопросы: каким образом будут достигнуты намеченные цели, как будут выполняться поставленные задачи, кто будет осуществлять их реализацию, какие ресурсы будут использованы. Самое главное - чтобы у эксперта не возникло никаких вопросов.

При описании методов необходимо обратить внимание на следующее:

  • Соответствие стратегий и механизмов цели и задачам проекта;
  • Соответствие имеющихся ресурсов планируемой деятельности;
  • Соответствие деятельности заявленным результатам;
  • Реалистичность мероприятий, учитывая временные рамки и бюджет;
  • Инновационность / возможный риск;
  • Определены ли различные функции и как они распределяются среди сотрудников и исполнителей проекта;
  • Являются ли взаимосвязанными виды деятельности по проекту.

Календарный план.

Календарный план - это подробное описание всех видов деятельности и мероприятий с указанием сроков. При разработке этого раздела следует обратить внимание на следующие моменты:

  • Наличие плана - графика реализации проекта или поэтапного описания проекта (это можно сделать как в текстовом формате, так и в виде таблицы);
  • Реалистичность, выполнимость плана;
  • Наличие достаточного количества сотрудников и их профессиональный опыт; описание того, кто будет ответственным за проведение каждого мероприятия, каковы виды деятельности, какие ресурсы необходимы для его проведения;
  • Возможность выполнения проекта в заявленные сроки.

Пример план - графика приведен ниже:

Период

Мероприятие

Дата / период

проведения

ответственный

Мес.

дата

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты - это конкретные результаты, которые предполагается достичь в ходе реализации проекта в количественном и качественном выражении. К описанию ожидаемых результатов необходимо подходить очень серьезно и ответственно, поскольку они являются критериями эффективности проекта.

Основные характеристики результатов:

  • Соответствие результатов цели, задачам проекта;
  • Измеряемость (количественные и качественные показатели);
  • Реалистичность;
  • Выполнимость / достижимость.

Мониторинг и оценка проекта.

Сильные и опытные организации используют мониторинг и оценку не только в рамках отдельных проектов, но и в текущей деятельности для определения прогресса. В полноценном проекте мониторинг и оценка присутствуют во всех разделах. Если требуется отдельный раздел, это должно быть обобщение уже отраженных в заявке моментов. Ценность отдельного раздела заключается в возможности показать определенные методологические системы оценки, то есть, как и кем (организацией или независимым экспертом) будет проводиться промежуточная и итоговая оценка, какова роль систем мониторинга в управлении проектом, и т.д.

План оценки должен быть хорошо разработан, описаны ее инструменты. Критерии оценки должны быть адекватны результатам, количественные и качественные индикаторы (исходные данные для сопоставления) должны быть убедительными и обоснованными.

БЮДЖЕТ, РЕСУРСЫ

Важным этапом создания социального проекта является описание бюджета. Каждый этап реализации проекта требует определенной затраты денежных средств и ресурсов. Поэтому важно после описания методов и шагов точно просчитать сколько будет стоить каждый метод и каждый шаг вашего проекта. Для того, чтобы эксперт не задавал много вопросов, стоит после описания бюджета дать комментарии к бюджету, т.е. пояснить на что тратится та или иная сумма.

Мероприятие по проекту

Требуется

Имеется у организации

Всего

Известные в настоящее время методы реализации проекта - это такие способы, посредством которых можно добиться выбранного результата. Чаще всего говорят о таких методиках применительно к мероприятиям, но этим термин не исчерпывается. Важны и примеры методов реализации социального проекта, инвестиционного, инновационного. В любом из вариантов формулируется стратегия, направленная на развитие объекта. Идея применения эффективных методов реализации проекта в достижении устойчивости развития и корректных этапов роста, отвечающих требованиям социальных реалий. Предприятие, объект, прибегающие к таким методикам, заинтересованы в укреплении своего положения.

Успех - это важно

Применением эффективных методов реализации проекта можно добиться хорошего результата и прийти к успеху. Многое оделяется своевременностью применяемых методик, а также способностью подстраивать их и структуру компании, ее направление деятельности под меняющиеся социальные условия. Современные методы реализации проекта показывают успешность только при взаимодействии с такими объектами, для управления которых внедрена гибкая контрольная система правил, быстро и корректно реагирующая на любые внешние изменения.

Коллективный

Можно смело сказать, что это наиболее часто применимый на практике, основной метод реализации проекта в рамках любого современного предприятия. Предполагается командная работа. Формируются спецификации основного рабочего процесса, описываются все фазы воплощения запланированного в реальность. Идея - распределение всех действий по этапам с целью оптимизации решения задачи, а также создания консенсуса.

В рамках этой методики воплощения задуманного в реальность необходимо сначала создать рабочую команду и распределить внутри нее обязательства с учетом узкой специализации каждого из участников рабочего процесса. Следующий шаг - мотивация, а после формулирования стимулов переходят к задачам обучения на практике. Для такого метода реализации социального проекта, инвестиционного, производственного очень важно совместное участие всех принятых в команду людей, и необходимо научить оказавшихся «в одной лодке» продуктивно взаимодействовать между собой.

Логика и структурированность

Такие методы реализации социального проекта, производственного, финансового основаны на конкретизации поставленной задачи. По всем вопросам, требующим срочного рассмотрения, нужно выработать установленные позиции, согласованные между собой, и уже на основании них формулировать окончательное решение. Создание подчиненной строгой логике структуры проблемы помогает четко сформулировать итоговые результаты, представляющие собой оптимальный, желанный конец работ.

Условия реализации метода проекта, основанного на формировании логической структуры, предполагают задание каждому участнику команды, работающей над идеей, основных обязательств. Это в первую очередь затрагивает управленческий персонал, привлеченный к реализации идеи. При применении логической формы и метода реализации проекта нужно учитывать внешние условия, а также регулярно контролировать, какими методиками корректнее всего оценивать результаты. Структурированность подхода делает гораздо проще взаимодействие между участниками команды.

Сетевой подход

Этот метод реализации инновационного проекта, инвестиционного, социального, производственного предполагает составление диаграммы, отражающей максимум информации по запланированным этапам работ. В график вносят временные промежутки, выделенные на каждый шаг рабочего процесса. Ориентируясь по диаграмме, можно понять, какой этап за каким следует, как они взаимодействуют между собой, как результаты одного шага влияют на исполнение другого.

График Ганга

Все этапы реализации проекта методом построения такого графика также завязаны на особенностях восприятия человеком диаграмм: информацию преподносят в такой форме. Составляется временная шкала, на которой отмечают ключевые элементы активности команды, воплощающей задуманное в реальности. По диаграммам можно заметить, к какому сроку какой этап выполнения проекта необходимо закончить. График представляет собой удобный систематизированный информационный блок, применимый для контроля над проектом. На его основе можно создавать точные отчеты, не теряя на это много времени, а также отслеживать рабочий процесс в реальном режиме времени.

Обязанности и должности

Пример метода реализации проекта, позволяющий эффективно добиться поставленной цели - карта должностных обязанностей. В рамках такого подхода формируется перечень ответственных за работу лиц, для каждого из них четко очерчивается круг возлагаемых обязательств на каждом из этапов воплощения в реальность. При распределении обязанностей особенное внимание необходимо уделять управленческой команде и возлагаемым на них задачам.

Алгоритм работы

Это пример метода реализации проекта, предполагающий модульный подход: задачу разбивают на блоки, для каждого из которых шаг за шагом прописывают мероприятия, необходимые для достижения результата. Такие шаги формируют собой последовательные серии. При работе над процедурами, процессами, не выбивающимися из стандартных, можно эффективно решать поставленные задачи. Например, когда нужно приобрести оборудование, материалы, такой подход можно назвать наиболее корректным и уместным. При его применении рабочий процесс становится организованным, оптимизированным, последовательным, а все операции - упорядоченными.

Отчет

Это довольно простой в применении метод реализации заданной идеи. Предполагается, что любое событие, мероприятие, переход из состояния в состояние сопровождаются сообщениями, сформулированными по установленному образцу. Этот подход позволяет вовремя получать информацию обо всем происходящем при реализации, включая возникающие сложности и проблемы.

Оценка

Подход требует высокого уровня организации. Касаемо каждого отдельного проекта оцениваются возможные достижения, формулируется система оценки того или иного успеха, применяемая весь период работы над идеей. Полученные в итоге такой деятельности результаты можно применять как базовые для корректировки плана, совершенствования. Это особенно актуально, когда речь идет о капиталовложениях, направленных на преумножение средств со временем.

Инвестиции: специфический вопрос

Методы реализации инвестиционных проектов традиционно вызывают намного больший интерес у общественности, нежели работа над социальными, производственными или другими. Объяснить это просто - большие деньги, большие перспективы, поэтому всякий, кто планирует начать инвестирование и получать через это прибыль, должен знать, какие применимы в современности методы реализации инвестиционных проектов.

В настоящее время выбор инвестпроектов просто огромен, и лишь оценив перспективы по каждому доступному варианту, можно выбрать оптимальный для себя, такой, который приведет к получению приличной прибыли. Принятие правильного решения предполагает глубокое исследование вопроса, сопровождающееся оценкой рисков.

Инвестпроект: воплощение в жизнь

По мере получения одобрения после создания проекта можно приступать к работам, после чего необходимо также выбрать адекватный, соответствующий особенностям ситуации метод оценки реализации проекта. В ходе работ решают заранее очерченный круг задач, призванный сделать инвестирование источником прибыли. Внедрение проекта обычно сопровождается выбором организационной и правовой форм, так как внедрение может сопровождаться улучшением уже существующего юридического лица либо формированием нового специально для задуманной идеи.

В раках реализации нужно определить стратегию взаимодействия с государственными органами. Это особенно актуально, если привлечены ресурсы административных центров, государственные фонды.

Методы: какие применять?

Реализация инвестиционного проекта требует определения лиц, ответственных за выполнение предусмотренного программой. Для каждого из них прописывается перечень обязательств, функций. Выбранные лица будут нести личную ответственность по реализации проекта в реальности. Их задача - контроль всего цикла жизни инвестпроекта.

Планируя воплотить в жизни задуманную стратегию по получению прибыли через инвестиционную программу, необходимо создать техническую, материальную базу для работы. Речь идет о выделении круга средств, применимых для нового инвестнаправления. Одновременно с этим специалисты формулируют экономические параметры проекта, его ключевые особенности, характеристики, что предполагает проработку политики ценообразования, правил продажи, продвижения через рекламные кампании.

Работает ли это?

Чтобы оценить, насколько успешными и корректными стали мероприятия по воплощению в реальность проекта, необходимо применить общепризнанные методики оценки эффективности. Для этого составляют план, проводят анализ проекта и вычисляют ключевые показатели оценки. Основная задача - выявить факт наличия прибыли, обусловленной внедрением запланированного, а также сравнить ее величину с понесенными инвестором издержками.

Обычно инвестирование предполагает долговременное сотрудничество с проектом, что существенно усложняет расчет эффективности. Чтобы оценить инвестирование корректно, нужно внедрить план реализации, описывающий каждый шаг включения в экономическую среду. Создание плана подчинено общепризнанным критериям.

А если денег мало?

В последнее время инвестирование кажется привлекательным направлением деятельности для широкого круга лиц, но далеко не все располагают миллионами, которые можно вложить в некоторое предприятие. Иногда кажется, что для человека, имеющего ограниченные финансовые запасы, эта сфера работы закрыта, но это не так. Даже при наличии существенного ограничения в финансах можно воспользоваться возможностями инвестирования, хотя и не стоит рассчитывать на космические прибыли.

Инвестплан: основные аспекты

Как показывает практика, наилучший результат сопровождает такое вложение средств в предприятие, которое четко расписано по плану, все шаги продуманы, проанализированы и оговорены. Работа начинается с выявления жизненных этапов цикла проекта, привлекательного для вложения в него средств, затем анализируют возможные варианты развития событий - от наиболее негативных до самых привлекательных. Обязательно учесть, какие обстоятельства провоцируют наступление того или иного варианта.

Инвестор должен подобрать корректное обоснование для всех денежных потоков, характерных для проекта, как входящих, так и исходящих. Они позволяют корректно оценить эффективность проекта, сформулировать риски, найти сложные участки, заслуживающие специфического внимания. Экономическая среда, меняясь, может скорректировать эффективность предприятия, и это тоже нужно учесть при разработке плана реализации инвестпроекта. Нельзя упускать из внимания инфляцию, возможность внедрения новых законов и политический курс, оказывающий влияние на экономику.

Социальное проектирование

Конечно, эта тема не связана с обещанием высоких прибылей, как, к примеру, инвестирование, но определённого внимания она также заслуживает. Социальные проекты важны в настоящем и будущем, работать над такими нужно, и особенно актуально это для сообществ и активистов, желающих продемонстрировать свою гражданскую ответственность. Одновременно с этим применение эффективных методов реализации социальных проектов наглядно показывает, что субъект способен выжить в условиях конкуренции и готов приложить все усилия для развития общества, в котором он функционирует. Многие считают, что социальные проекты - задача сложная, но также призывают не опасаться ее, потому что решение найдется для всего, в том числе проблем, идей, связанных с социумом. Разработанные общеизвестные механизмы при применении их на практике показывают действительно хорошую эффективность.

О чем идет речь?

Под социальным принято понимать такой род деятельности, который приносит важный для социума результат. Заранее оговариваются сроки, в которые проект должен показать эффективность. Методы реализации предполагают применение последовательного набора действий, способов, известных своей актуальностью для конкретных обстоятельств. Чаще всего проекты связаны с образовательными задачами, нормализацией отношения к некоторому слою населения или поддержанием населённого пункта в чистоте.

Эффективный метод реализации такого проекта предполагает последовательность действий, начинающуюся с формирования проблемы. Важно, чтобы в рабочем процессе были задействованы только такие лица, которые интересуются целевым вопросом, но также значим и факт того, что тема должна беспокоить широкие слои населения, а не только лишь рабочую группу. Затем четко определяют цель и идею, ограничивают доступные для работы ресурсы, устанавливают сроки и выбирают критерии для оценки эффективности.

Реализация запланированного

Эффективные методы подхода к воплощению в жизнь задуманного предполагают формулировку описания проблемы, причем преамбула обязательно должна раскрывать ситуацию в обществе по исследуемым аспектам в настоящее время. Затем предлагаются варианты решения сложностей, аргументы, которые помогают донести до широкой аудитории, почему эту проблему нужно устранять именно подставленным в проекте методом.

Формулируя цели, необходимо выбирать их соразмерными, максимально точно определять конкретику, понимать, что достижимо в сложившихся обстоятельствах. Важно координировать сроки реализации проекта и поставленные перед группой задачи. Описывая проект, готовя для него сопроводительную документацию, авторы должны так формулировать идеи и особенности рабочего процесса, чтобы потенциальный инвестор знал точно, куда и как будут израсходованы его деньги.

Термин "проект" имеет специфическое практическое значение. Под ним понимают что-либо однажды задуманное. В качестве проекта выступает задача с некоторыми исходными данными и поставленными целями (требуемыми итогами). Последние обуславливают способы ее решения. Далее в представленной статье рассмотрим некоторые методы реализации проекта. Примеры схем также будут представлены.

Общие сведения

Проекты представляют собой все то, что способствует изменению окружающей обстановки. К этой категории относятся:

  • Строительство сооружений.
  • Формирование новых организаций.
  • Разработка и реализация проектов научно-исследовательской работы.
  • Реконструкция предприятий.
  • Сооружение корабля.
  • Программа реализации проекта по внедрению новой техники и технологии.
  • Создание киноленты.
  • Реализация по развитию регионов и многое другое.

Терминология

Система управления проектами предусматривает формулирование целей, которые создаются либо модернизируются для воплощения технологических приемов, претворения в жизнь организационной документации, применения трудовых, материальных и прочих ресурсов. Эта структура включает в себя следующие элементы:

  • Проблему (замысел).
  • Методы реализации проекта (способы решения задачи).
  • Эффекты, получаемые в процессе воплощения.

В рамках проблемы устанавливаются сроки реализации проекта.

Специфические признаки

Система управления проектами представляет собой целенаправленную и ориентированную во времени последовательную структуру. В нее входят обычно комплексные, однократные и нерегулярно повторяющиеся действия (работы либо мероприятия). План реализации проекта обладает следующими признаками:

  • Однократностью и комплексностью структуры.
  • Сложностью.
  • Специфичностью финансовых и содержательных результатов.
  • Нерегулярностью воплощения.
  • Конкретностью начальных и конечных сроков - заданностью во времени.

Выступая в качестве совокупности задач и действий, данная структура имеет также следующие особенности:

  • Четкость поставленных целей, которые необходимо достичь. При этом предусматривается одновременное исполнение определенных экономических, технических и прочих требований.
  • Внешние и внутренние взаимосвязи операций, работ, задач и используемых ресурсов. Все эти элементы требуют достаточно четкой координации в ходе воплощения замысла.
  • Ограниченность ресурсов.
  • Определенный уровень уникальности условий реализации, целей проекта.
  • Неизбежность возникновения разных конфликтов.

Заинтересованное лицо

Проект можно считать определенным товаром, который реализуется в соответствии с условиями и потребностями заказчика - потенциального владельца. В рыночной экономике он выступает в качестве заинтересованного лица. Владелец (заказчик) вкладывает в проект собственные либо заемные средства. Будучи заинтересованным в воплощении замысла, он принимает решения, связанные с вопросами временных рамок осуществления, стоимости, качества, контроля и прочего.

Методы реализации проекта: значение

Приемы, которые используются при воплощении задуманного, позволяют:

  • Определять цели комплекса мероприятий, провести обоснование его жизнеспособности.
  • Выявлять В данном случае речь идет об определении таких элементов, как подцели, задачи, те или иные работы, обязательные к выполнению.
  • Определять необходимые источники и объемы финансирования.
  • Подбирать исполнителей. Наиболее распространенным способом решения данной задачи считается объявление торгов либо конкурсов.
  • Подготавливать и заключать контракты.
  • Определять сроки реализации, устанавливать график проведения мероприятий, рассчитывать необходимые ресурсы.
  • Предусматривать риски.
  • Обеспечивать контроль над процессом воплощения замыслов.

От искусства руководства и координации материальных и человеческих ресурсов в течение жизненного цикла задумки будут зависеть результаты реализации проекта. Для достижения целей по объему и составу работ, качеству, времени, стоимости и удовлетворению участников используются разные способы.

Методы реализации проекта: примеры схем

Существует несколько вариантов, при помощи которых осуществляется планомерное и эффективное воплощение задуманного. К ним, в частности, относят:

  • Схему расширенного управления. В рамках данной системы менеджер (руководитель) проекта принимает на себя ответственность за реализацию в пределах сметной (фиксированной) стоимости. Он обеспечивает организацию и координацию процессов в соответствии с соглашениями между ним и участниками. В качестве менеджера может выступать консалтинговая или подрядная компания (в некоторых случаях инжиниринговая фирма).
  • Схему ускоренного строительства. В данном случае в качестве руководителя выступает проектно-строительная организация. Заказчик заключает с ней соглашение "под ключ".
  • Основную систему. В рамках данной схемы менеджер (руководитель), агент (представитель) заказчика, не несет ответственности финансового характера за принимаемые решения. В качестве него может выступать любая компания - участник проекта. В данном случае менеджер отвечает за организацию и координацию проводимых мероприятий. Он не состоит в контрактных отношениях с прочими участниками (за исключением заказчика). Преимуществом данной схемы можно считать объективность руководителя. В качестве недостатка выступает тот факт, что риск лежит на заказчике.

Инвестиционные проекты

Данное определение рассматривается в двух смыслах. В частности, под инвестиционным проектом понимают мероприятие, дело, которое предполагает выполнение конкретного комплекса действий, в результате чего будут достигнуты поставленные цели. С другой стороны, это совокупность расчетно-финансовых, организационно-правовых документов, которые необходимы для осуществления каких-то поведенческих актов или для их описания. В качестве инвестиций могут выступать:

  • Имущественные права, которые, как правило, оцениваются в денежном эквиваленте, производственные секреты, лицензии на передачу права промышленной собственности.
  • Земля.
  • Денежные активы либо их эквиваленты (залоги, займы, кредиты, ценные бумаги, доли и паи в уставном средства, вклады и прочее).
  • Сооружения, здания, оборудование и другое имущество, обладающее ликвидностью и использующееся в производстве.

Прочая классификация

Существуют различные виды проектов. Они классифицируются по разным признакам. Тому или иному типу соответствуют определенные методы реализации проекта. Способы воплощения могут зависеть от используемых ресурсов, кадрового состава, целей, объемов и прочего. Так, различают следующие виды проектов:

  • Малые. В таких схемах используются упрощенные методы реализации проекта, способы формирования команды и так далее.
  • Качественно-бездефектные. В таких схемах доминирующим выступает фактор качества (атомные станции).
  • Мегапроекты. Они представляют собой включающие в себя множество взаимосвязанных комплексов. Объединены общими целями, выделенными ресурсами, а также временем, отпущенным на их выполнение.
  • Мультипроекты. Они представляют собой комплекс нескольких взаимосвязанных схем.
  • Монопроекты. Такие структуры отличаются четко очерченными ресурсными, временными и прочими рамками. Они исполняются единой командой.

Рабочие блоки

В любом проекте выделяется две купные категории:

1. Основная деятельность. Она сводится к:

  • Прединвестиционной деятельности.
  • Планированию.
  • Формулированию документации.
  • Проведению торгов, подписанию контрактов.
  • Осуществлению строительно-монтажных мероприятий.
  • Выполнению пуско-наладочных работ.
  • Сдаче проекта.
  • Эксплуатации, выпуску продукции.
  • Ремонту оборудования и развитию производства.
  • Демонтажу оборудования (закрытию проекта).

2. Обеспечение проекта, касающееся следующих моментов:

  • Организационного.
  • Правового.
  • Кадрового.
  • Материально-технического.
  • Финансового.
  • Маркетингового (коммерческого).
  • Информационного.

Структура

Представляет собой организацию отношений и связей между проектными элементами. Строительные схемы обычно имеют переменную Она формируется в соответствии с условиями функционирования. Применительно к реальным схемам внутреннее их устройство должно быть разбито на:

  • Элементы продукции.
  • Стадии жизненного цикла.
  • Компоненты организационной структуры (в том числе и методы реализации).

Задачи структуризации

За счет четкого определения элементов осуществляется:

  • Разбивка проекта на блоки, поддающиеся управлению.
  • Распределение ответственности относительно использования, воплощения, проведения тех или иных мероприятий, установление связи работ с ресурсами.
  • Точный анализ необходимых затрат. К ним относят средства, время, материальные ресурсы.
  • Формирование единой базы для составления смет, планирования и контроля над направлением расходов.
  • Увязка работ с бухгалтерской отчетностью предприятия.
  • Переход от общих целей к определенным задачам, которые выполняют подразделения организации.

Последовательность действий при структуризации

Она имеет существенное значение в обеспечении эффективной реализации задач. Процесс структуризации можно представить следующим образом:

  • Формирование дерева целей. В данном случае речь идет о составлении схем, графиков, отражающих то, как цель разбивается на подцели последующего уровня. Так выражается взаимосвязь и соподчинение элементов.
  • Составление дерева решений. Эта схема отражает структуру задачи по оптимизации многоэтапного процесса. Ветви отображают разные события, имеющие место, узлы (вершины) отражают участки, в которых появляется необходимость выбора.
  • Формирование дерева работ. Для каждой стадии деятельность по воплощению задуманного должна быть поделена на части.
  • Создание организационной исполнительной структуры. Цель данного действия заключается не только в указании исполнителей. Создаются пакеты работ, в которых указаны лица, задействованные в их реализации. Это позволяет подготавливать сетевые графики узловых событий.
  • Образование структуры потребляемых ресурсов. Это нужно для проведения анализа средств, необходимых для исполнения комплекса работ. Кроме того, определяются отделы, ответственные за проведение тех или иных мероприятий.
  • Формирование сетевых моделей. По ходу реализации проекта образуются деревья целей и подцелей, производится структуризация ресурсов разного рода. В иерархически построенном графе фиксируются необходимые для каждого уровня ресурсы.
  • Составление матрицы ответственности.

Научные подходы

Проектирование представляет собой ответственное мероприятие. Оно требует знания законов общественного развития. Это означает, что оно не может опираться исключительно на субъективные потребности людей. Избавиться от субъективизма позволяют научные методы реализации проекта. К ним, в частности, относят применение матрицы идей. Эта схема предполагает составление разных решений на основании ряда независимых переменных. Такой прием весьма актуален при реализации социальных проектов. Как правило, при их воплощении имеет место ограниченность ресурсов.

Следует назвать также такие важные методы реализации социального проекта, как аналоги и вживание в роль. Данные подходы могут выступать как образец, эталон, даже в том случае, если в их структуре не все проработано до конца. Вживание в роль позволяет более точно представлять задачи, которые следует ставить при проектировании. Аналогия может быть использована при конструировании общественных целей в глобальном смысле.

Весьма приемлемым методом в соцпроектировании считается ассоциация. В данном случае посредством решения задач в иной общественной сфере можно найти верный и более легкий путь. В данном методе имеет место сочетание таких приемов, как полная реорганизация, модификация и приспособление.

Критерии оценки и показатели эффективности проекта.

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.

В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях.

Становление учебно-познавательной деятельности – один из основных факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников.

Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.

Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов ее решения или рассмотрения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.

Проектная и исследовательская деятельности дают возможность формировать на их основе учебно-познавательную деятельность учащихся, так как структурно эти виды деятельности сходны.

Ученическое проектирование – это процесс работы над учебным проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного «продукта» (проекта).

Ученическое проектирование становится популярной формой организации творческой активности учащихся в образовательных учреждениях различного уровня. В пользу его применения педагоги находят многочисленные и самые разнообразные аргументы. Ученическое проектирование получает известность как универсальное средство решения различных проблем образования.

Включая младших школьников в проект можно сформировать у них следующие умения:

  1. Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.
  2. Выполнять мыслительные операции. Входящие в состав проектной деятельности.
  3. Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.

Осуществление проекта проводится с целью воспитания детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.

Темы проектной деятельности необходимо четко продумывать. Предметный материал необходимо выстраивать в соответствующей логической последовательности, учебно-познавательную деятельность младших школьников проектировать так, чтобы она отражала логику научно-познавательной деятельности.

Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.

Такая работа готовит младших школьников к более глубокому изучению основ наук. Следовательно, важной задачей является вооружение учащихся методами научного познания. Обучение должно строиться на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности.Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью..
Проектная деятельность содержит:
- анализ проблемы;
- постановка цели;
- выбор средств ее достижения;
- поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;
- оценка полученных результатов и выводов.
Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
Принципы организации проектной деятельности:
- Проект должен быть посильным для выполнения;
- Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов - Вести подготовку учащихся к выполнению проектов
- Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов - обсуждение выбранной темы, плана работы и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений - рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта.
- В том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта, т.к. каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.
- Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
в центре внимания - ученик, содействие развитию его творческих способностей;
образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.
Метод проектов целесообразно применять, если
Существует значимая проблема (интеграция знания, исследование).
Есть значимость результата (теоретическая, практическая).
Предполагается самостоятельная деятельность учащихся.
Возможно структурирование (этапность) проекта.
Метод проектов- это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Проектный метод направлен на …
Развитие критического мышления:
Развитие творческого мышления:
Умения работать с информацией;
работать в коллективе;
владеть культурой коммуникации.
Проект (от лат. рrojectus, букв.- брошенный вперед), 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2) Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план.
Следует остановиться и на общих подходах к этапам проекта:
1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах
6. Защита проектов.
7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
ТИПЫ ПРОЕКТОВ
По доминирующему в проекте методу:
1. Исследовательские. 2. Информационные. 3. Творческие. 4. Игровые. 5. Практические.
По количеству участников проектов, можно выделить проекты:
Личностные; парные; групповые.
И наконец, по продолжительности проведения проекты могут быть:
краткосрочными; средней продолжительности; долгосрочные.
Стадии работы над проектом То есть проект - это «пять П»
Проблема - Проектирование (планирование) --Поиск информации - Продукт - Презентация.
Шестое «П» проекта - его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации; список литературы в алфавитном порядке и т.д.

Требования к учебному проекту - совершенно особые.
Требования, в общем простые, и главное из них – «исходи из ребёнка». Все темы должны быть посильны пониманию ученика. Чем меньше ребёнок – тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только незамысловатые проекты.
Для направления деятельности учеников была разработана памятка.
Памятка начинающему исследователю
Выбери тему исследования
Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
Сделай выводы.
Оформи результаты своей работы.
Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.
Выбор формы продукта проектной деятельности - важная организационная задача участников проекта.
Приведем перечень (далеко не полный!) возможных выходов проектной деятельности:
- Атрибуты несуществующего государства;
- Бизнес-план;
- Видеофильм;
- Выставка;
- Газета;
- Журнал;
- Законопроект;
- Праздник - Статья;
- Сценарий;
- Учебное пособие;
- Чертеж;
Паспорт проектной работы
Как правило, паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов:
1)Название проекта.
2) Руководитель проекта.
3) Учебные ДИСЦИПЛИНЫ, близкие к теме проекта.
4) Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс).
5) Тип проекта 6)Заказчик проекта.
7) Цель проекта(практическая и педагогическая цели).
8) Задачи проекта 9) Необходимое оборудование.
10) Аннотация 11) Предполагаемые продукт(ы) проекта.
12) Этапы работы над проектом
Виды презентаций проектов могут быть различными, например:
- Игра с залом.
- Научный доклад.
- Отчет исследовательской экспедиции.
- Пресс-конференция.
- Путешествие.
- Реклама.
«Подводные камни» проектного метода
1)Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить его процесс.
2) Главная опасность при выполнении исследовательского проекта - его превращение в реферат.
3) При организации системы проектов в школе не всегда удается обеспечить содержательное единство тем.
В результате многолетнего педагогического проектирования учитель на практике доказал, что проектное обучение даёт ему возможность поиска, воспитания и обучения талантливых, одарённых и творчески - развитых детей, является условием развития индивидуальных способностей учащихся, формирует у них навыки «всегда быть успешными».
из сундучка».
Вывод: проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

Методы можно определить, отвечая на вопрос "как именно или с помощью чего будут выполнены задачи?", то есть это мероприятия, которые необходимо провести для достижения намеченных результатов и для решения поставленных задач. Этапы - это последовательность действий, с помощью которых будут достигнуты цели и задач проекта (например, подготовительный этап включает... исследовательский этап... основной этап (собственно деятельность по решению главных задач проекта), этап оценки (подведение итогов, анализ результатов, разработка будущих планов, составление отчетов), т.е. схема организации работы по проекту.

Определяя методы выполнения цели и задач проекта, необходимо провести исследование данной проблемы со стороны методов, которые уже использовались в направлении ее реализации другими организациями или специалистами, каких результатов было достигнуто, тем самым обосновать собственный выбор. Демонстрируя знакомство с аналогичными работами и объясняя свой выбор используемых средств, организаторы вызывают больше доверия у потенциальных доноров.

При планировании фандрайзинговой кампании очень важным является соблюдение логической цепочки: проблема - цель - задача - метод, т.е. согласованности и определенности между каждым компонентом.

Выбор методов зависит от внешних факторов: политическая, социальная, экономическая, технологическая ситуация, опыт работы организации-заявителя, технические, нормативно-правовые условия реализации проекта, возможности и ресурсы заявителя, наличие политической поддержки неправительственных организаций властными структурами, поддержка в обществе, степень доверия целевой группы проекта до организации-исполнителя, возможность доступа целевой группы к услугам проекта .

Возможными методами деятельности являются:

Информационно-образовательные программы (мероприятия, связанные с повышением уровня информированности участников проекта);

Программы формирования мотивации и навыков (мотивационная деятельность, связанная с консультированием и информированностью);

Программы с привлечением к участию клиентов проекта и специалистов заинтересованных организаций (организация групп взаимопомощи, подготовка и привлечение волонтеров и специалистов, подготовка и проведение тренингов и т.д.).

Определив комплекс вероятных методов и проанализировав возможность их выполнения, важно сравнить их прогнозируемое влияние и охват: методы деятельности, которые имеют большее влияние на проблему и охватывают большую часть целевой группы, имеют приоритетнее значения относительно методов, которые имеют меньшее влияние и охватывают меньший круг людей. В ситуации, когда недостаточно информации о влиянии конкретного метода, или это влияние не поддается измерению, целесообразно оценить его вероятный воздействие по эффективности в целевой группе. Методы, которые более продуктивно действуют в целевых группах, будут иметь тенденцию сильнее влиять на решение проблемы.

Для сравнения охвата и влияния различных методов рекомендуется проанализировать степень влияния каждого метода (от низкого до высокого) и уровень охвата (от низкого до высокого) целевой группы в виде диаграммы "охват/влияние". Например, PR - кампании в средствах массовой информации охватывают значительную аудиторию, однако высокая эффективность деятельности достигается методом индивидуальных консультаций, что и отражено на диаграмме (рис. 5.4).

Рис. 5.4. в Диаграмма "охват/влияние",

Необходимым на первом этапе фандрайзинга является определение ожидаемых результатов и показателей их измерения. Это означает описание ожидаемых изменений в обществе (целевой группе), в окружающей среде или конкретной ситуации, которые произойдут в результате реализации проекта и их оценку. Результаты проекта можно разделить на три уровня :

1. Результаты первого уровня - продукты. Продукты определяются как кратковременные развитию результаты, что логично вызванных проектными мероприятиями. Они, как правило, срочные, конкретные и ощутимые. Однако в определенных обстоятельствах продукт может быть менее відчутнім, скажем, степень внутреннего изменения личности или группы - улучшение знания или понимания концепции.

2. Результаты второго уровня - последствия. Последствия есть факторы длительными результатами, что является логической последовательностью получения комбинации продуктов. Следствие может рассматриваться как нечто отличное, лучше или дополнительное в отношении чего-то сделанного в прошлом. Последствий, как правило, возможно достичь в срок существования определенного проекта.

3. Результат третьего уровня - влияние. Влияние является долгосрочным результатом развития, что является логической последовательностью получения комбинации продуктов и последствий. Влияние проекта конечно не становится видимым до тех пор, пока не пройдет некоторое время после завершения проекта.

Пример формулировки ожидаемых результатов проекта.

1. Выпуск информационного бюллетеня Полтавского городского конкурса проектов развития города.

2. Привлечение внимания общественности к проблемам и перспективам развития своего города.

3. Популяризация знаний относительно дополнительных источников реализации собственных инициатив и путей их поиска.

4. Привлечение внимания органов власти и других институциональных форм относительно актуальности привлечение активной и талантливой молодежи к решению социально значимых проблем общества.

5. Повышение чувства собственной значимости, ответственности и патриотизма в становлении и дальнейшем развитии родного города в сознании молодежи.

Результатом первого уровня (продуктом) стал выпуск информационного бюллетеня.

Как следствие (результат второго уровня), появился дополнительный источник информации, чтобы привлечь внимание общественности к проблемам и перспективам развития своего города; популяризировать знания относительно дополнительных источников реализации собственных инициатив и путей их поиска и привлечь внимание органов власти и других институциональных форм относительно актуальности привлечение активной и талантливой молодежи к решению социально значимых проблем общества.

Конкурс проектов, проводимый в г. Полтаве (результат третьего уровня) повысил чувство собственной значимости, ответственности и патриотизма в становлении и дальнейшем развитии родного города в сознании молодежи.

Ожидаемые результаты могут выражаться в количественных и качественных показателях измерения, и быть всегда обоснованы.

К количественным показателям можно отнести тираж выпущенных изданий, количество часов (дней), использованных для реализации проекта, количество обученных людей, заохоченої аудитории, поданных проектов на конкурс и другие цифры и факты.

К качественным показателям относятся признаки, по которым можно узнать, что изменение ситуации на самом деле является положительной для общества, а не наоборот; и насколько стабильны и устойчивы будут эти изменения, а также на каком уровне решения потребность целевой группы будет довольна и т.д.

Основные критерии отбора показателей: силу (показатель действительно измеряет результат?), чувствительность (если результат меняется, сможет показатель отразить эти изменения?); надежность (или это последовательный показатель во времени); простота (или легко будет собирать и анализировать информацию?); использование (или будет полезной информация для принятия решений?); рентабельность (стоит информация затраченных средств?).