Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе Тема: «Воздух. План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Что подсказала при

Цели:

  • Продолжать знакомить детей со свойствами воды: не имеет запаха, вкуса, вода растворитель
  • Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека
  • Уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ
  • Развивать навыки проведения лабораторных опытов
  • Активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия
  • Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а так же отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту
  • Воспитывать усидчивость, аккуратность.

Предварительная работа:

  1. Проведение мини-беседы «Если б не было воды» .
  2. Рассматривание глобуса, карты мира.
  3. Заучивание стихотворений о реке, море, отгадывание загадок о воде.

Оборудование и материалы:

Иллюстрации на тему: «Вода» ; плакаты, капельки воды, изготовленные из бумаги, аудиозапись – дождь, вода, молоко, сахар, ложки, стакан с питьевой водой, сосуды разной формы, фломастеры, воронка, бумага, вата, бинт, тазик, детали деревянного, пластмассового и металлического конструктора.

Ход НОД:

В: Ребята, для того чтобы узнать о чем сегодня пойдет речь, отгадайте загадку:

Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама,

Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы, скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без… (воды) .

Капли влаги на листочках –
На траве и на цветочках–
Это что за чудеса?
По утрам блестит … (роса) .

Он идёт, а мы бежим,
Он догонит всё равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно.

И по крыше тут да тук!
Нет, не впустим, милый друг! (Дождь.)

Итак, поговорим мы о воде. Мы вспомним, что знаем, узнаем новое, будем рассуждать и играть.

I. Игровой практикум: «Мама тучка» .

В: Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки. Делайте все, что я скажу:

Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя) . Полетели капельки на землю, попрыгали, попрыгали (дети прыгают) скучно им стало поодиночке прыгать, собрались они все вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки) , встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку) . Плывут капельки к большой реке, путешествуют, текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу) . Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться, а тут солнышко пригрело, стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнца и вернулись к маме Тучке.

В: Где встречается капелька воды?

Д: В капельке дождя, ручейке, реке, океане…

В: А кто это к нам пришел? Ты кто?

Девочка: Я капелька.

В: Как зовут тебя?

Девочка: Меня зовут Капелька.

В: А зачем ты к нам пришла?

Девочка: Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе.

В: В нашей группе? Ребята, а вы знаете, где живут сестрички-капельки? Тогда давайте покажем Капельке, что они делают эти сестрички у нас, и какую пользу приносят.

II. Дети идут по группе и делают остановки.

1. Уголок природы – возле растений.

Д: Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут – им нужна вода.

В: Правильно ребята (приклеивает капельку) .

2. Мойка в подсобном помещении.

Д: Помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль, убираться в группе (приклеивает капельку) .

3. Игровой уголок.

В: А здесь где вода нужна? Зачем?

Д: Чтобы мыть игрушки грязные, стирать кукольную одежду (приклеивает капельку) .

4. Туалетная комната.

Д: здесь, чтобы мы могли мыть руки, лицо (приклеивает капельку) .

5. У стола, где стоит кувшин с водой (приклеивает капельку) .

В: Ну вот Капелька, сколько в нашей группе живет сестричек-капелек, которые приносят нам большую пользу. Вода из большой речки течет по специальным трубам и попадает к нам в детский сад и в ваши дома – эти трубы называются водопроводными. Как называются эти трубы? Повторим…

Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду – не тратить ее зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.

Что же такое вода, какими свойствами она обладает? Все это выяснить мы попробуем в нашей лаборатории.

III. Основная. Исследование «Волшебная вода» .

В: Прежде, чем преступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

Д: Не шуметь – эти мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой.

В: Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.

Д: Слушать воспитателя. Внимательно следить за результатом опыта. Закончив наблюдение сделать вывод.

В: Молодцы! Все правила вы помните. Ну, что приступим (дети проходят к рабочим местам, на столах стаканы, вода, молоко, сахар, ложки, стакан с питьевой водой) .

Исследования:

1. Фильтр (сама)

В: Перед вами две емкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?

Д: Нет. Одна чистая, другая – грязная.

В: А как вы думаете очистить грязную воду можно? Посмотрите – я для этого возьму воронку, вложу в нее листок специальной бумаги и начну пропускать грязную воду через эту воронку. Что у нас получается?

Д: Вода становится чистой.

В: А что стало с нашей бумагой?

Д: Грязная стала.

В: Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить рыбки?

Д: В чистой.

В: Да, только в чистой воде могут жить рыбки и лягушки.

Этот опыт провела я. А сейчас вы будете проводить свои опыты.

2. Прозрачность воды.

Опустить в стакан с молоком мелкую ложку и посмотреть видна она или нет. Затем в стакан с водой.

Вывод: вода прозрачная.

3. Есть ли вкус у воды? Пахнет ли вода?

Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Вода не имеет вкуса.

Попробовать воду на вкус. Понюхать ее.

Вывод: вода не имеет вкуса и запаха.

Физкультурная минутка. Пальчиковая игра «Дождик» .

Дождик капнул на ладошку – правой рукой касаемся левой руки,

На цветы – круговые движения правой рукой,

И на дорожку – обе руки перед собой,

Льется, льется – ой-ой-ой! – покачивание головы,

Побежали мы домой – бег на месте.

4. Вода растворяет все вещества?

Размешайте в одном стаканчике сахар, в другом – соль. Что произошло с сахаром и солью? (они растворились) . После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая и соленая.

В: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло она также исчезнет как сахар и соль? Добавьте в ваши стаканчики с водой несколько капель масла.

Идет самостоятельная работа детей.

В: Спрашивает 3 - 4 человек, что произошло с маслом в воде.

Д: Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.

В: Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились

Д: Вода одни вещества может растворять, а другие нет.

В: Правильно дети. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем. Вывод: вода растворяет вещества и приобретает их вкус.

5. Имеет ли вода свою форму?

В: Что вы возьмете для проведения опыта? (Дети отвечают) . Что вы будете делать с этими материалами? (Будем наливать воду в сосуды разной формы) . Как вы думаете, какой результат вы получите: имеет ли вода свою форму или нет?

Д: Вода не имеет свою форму.

6. Деревянные и легкие предметы плавают, а железные и тяжелые – тонут.

Воспитатель выставляет модель – плавучесть предметов.

В: Мои юные лаборанты, для этого опыта нам понадобится поочередно опустить в тазик с водой детали пластмассового, деревянного и металлического конструктора и пронаблюдать, что плавает, а что потонуло.

Вывод: Одни предметы могут плавать, а другие предметы тонут.

В: Итог всех экспериментов – Вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами:

Прозрачность.

Нет запаха.

Без вкуса.

Растворяет вещества, но не все.

Не имеет своей формы.

Одни предметы могут плавать, а другие предметы тонут.

В: Молодцы ребята! Видишь, Капелька, дети показали хорошие знания о твоих сестричках-капельках.

Капелька: Спасибо, ребята! на память о себе я дарю вам волшебную капельку, только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении (дарит капельку) .

Педагог проводит итог:

Что нового вы узнали?

Что было сложным? Почему?

Что было легким? Почему?

Вам понравилось играть?

Кто может сказать, как он занимался? Почему?

Камчатная Светлана Николаевна.

МАДОУ Родничок

Тема «Теремок «Смекалка».

Образовательные области: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Задачи:

Образовательные: обобщить знания детей о природе родного края, расширять представления детей об обитателях леса.

Развивающие: развивать у детей внимание, память, мышление, пространственную ориентацию.

Воспитательные: воспитывать чувство доброты, формировать элементарные навыки поведения в лесу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 1 р. п. РОВНОЕ

РОВЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Конспект НОД по экологическому воспитанию

в подготовительной группе

Подготовила и провела

Воспитатель: Котенко Л. Б.

Тема «Теремок «Смекалка».

Образовательные области: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Задачи:

Образовательные: обобщить знания детей о природе родного края, расширять представления детей об обитателях леса.

Развивающие: развивать у детей внимание, память, мышление, пространственную ориентацию.

Воспитательные: воспитывать чувство доброты, формировать элементарные навыки поведения в лесу.

Материалы: теремок, плоскостные изображения мухи, блохи, комара, мыши, лягушки, зайца, лисы, волка, медведя. Рисунки цветов, состоящих из геометрических фигур. Лепестки из цветного картона пяти цветов, желтые кружки, образец цветка, состоящего из пяти лепестков, альбомные листы. Картонные бревнышки, крыша для теремка, фланелеграф, картинки ежевики, малины, земляники.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Теремок», рассматривание иллюстраций с изображением диких животных, насекомых, грибов, растений, загадывание загадок.

Ход занятия.

Воспитатель: Всем известна русская народная сказка «Теремок». А я предлагаю вам «Теремок» на новый лад. Называется она «Теремок «Смекалка». Вспомним главных героев «Теремка»:

Целый день летает, всем надоедает,

Ночь настает, тогда перестает. (Муха)

Ее подковал Левша. (Блоха).

Придет месяц май, вылетит птица в рай.

Нос, как спица, саму чуть видно,

Зубы точит, дверь в полу сделать хочет. (Мышь).

Сестра жабы. (Лягушка).

Косоглазый, маленький, в белой шубе, валенках. (Заяц)

Рыжая плутовка, хитрая да ловкая,

В сарай попала – всех кур пересчитала. (Лиса).

Кто зимой холодной в лесу злой, голодный? (Волк)

Летом бродит без дороги между сосен и берез.

А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. (Медведь).

Воспитатель: Итак. Начинает сказка сказываться…

Построила муха в лесу терем и назвала его «Теремок «Смекалка», даже вывеску, написанную крупными буквами, на терем повесила, чтобы все знали, что в нем живет не обычная, назойливая муха, которая ко всем пристает и всем надоедает. А муха любознательная, сообразительная, которая, если и пристает к кому, то не по пустякам, а по очень важным вопросам. И вот, как – то бежит мимо теремка блоха – попрыгуха и стучится:

Я, муха – горюха. А ты кто?

Я, блоха – попрыгуха. Пусти меня к себе жить.

Пущу, если ты мне поможешь.

Постараюсь.

Ну, слушай. Мы с тобой в лесу живем, значит, хорошо должны знать лес и его обитателей. Ответь-ка на вопросы.

Воспитатель: Ребята, давайте мы поможем блохе – попрыгухе ответить на вопросы.

Про какого зверя говорят, что его ноги кормят? (Про волка)

Какой страшный зверь любит малину? (Медведь)

Что делает зимой ёж зимой? (Спит)

Кто такие листопаднички? (Зайчата)

У каких деревьев осенью листья красные? (Клен, рябина)

Какой лесной зверь сушит себе на деревьях грибы? (Белка)

Кем раньше была лягушка? (Икринкой)

Какая птица в лесу самая болтливая? (Сорока)

Воспитатель: Помогли вы, ребята, блохе – попрыгухе, пустила её муха к себе в теремок, стали они жить вдвоем. Летит мимо комар – пискун и стучится:

Кто, кто в теремочке живет?

Я, муха – горюха.

Я, блоха – попрыгуха. А ты кто?

Я комар – пискун. Пустите меня к себе жить.

Муха говорит:

Пустим, если ты наше задание выполнишь.

Я буду очень стараться.

Слушай, комарик очень внимательно. Возьми цветные лепестки и составь цветок таким образом:

Красный лепесток – под номером 1.

Синий под номером 2 – находится внизу.

Фиолетовый (3) – слева от синего лепестка.

Зеленый (4) лепесток предшествует фиолетовому.

Оранжевый (5) находится между зеленым и красным.

Сердцевина – желтая.

Воспитатель: Ребята, поможем комару?

(Дети выполняют задание под руководством воспитателя).

Воспитатель: Стали они жить втроем.

Бежит мимо мышка – норушка и стучится в теремок:

Кто, кто в теремочке живет?

Воспитатель: Ребята, глядя на рисунки героев сказки, расположенные на доске продолжите разговор мышки – норушки с обитателями теремка. (Дети продолжают разговор).

Воспитатель: Муха – горюха и говорит: «Мышка – норушка, выполни наше задание. Посмотри на рисунки цветов и скажи, какие геометрические фигуры ты видишь».

Воспитатель: Ребята, а вы хотите помочь маленькой мышке? (Дети выполняют задание). Думаю, теперь мышку пустят в теремок.

Ребята, какие правила поведения в лесу вы знаете? (Ответы детей). Все вместе повторим правила поведения в лесу: не разрушать муравейники, не сорить, не разводить костры, не разрушать гнезда, не топтать цветы и ягоды, не пугать птиц и зверей.

Послушайте замечательное стихотворение:

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтобы рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать. (С. Вургун)

А теперь, ребята, представьте себе, что вы, бабочки, и отдыхаете, сидя на цветке.

Физминутка

(И. п. сидя)
Спал цветок и вдруг проснулся,
(встать, руки на поясе)
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
(руки вверх, потянуться вправо, влево, вверх)
Взвился вверх и полетел.
(бег)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.

… Стали они жить вчетвером.

Скачет мимо лягушка – квакушка, стучится:

Кто, кто в теремочке живет?

Воспитатель: Ребята, продолжите разговор лягушки с жителями теремка. (Дети продолжают).

Воспитатель: Муха говорит: «Пустим, если, поможешь разрешишь наш спор. Ну, слушай. Я буду называть слова, а тебе надо исключить лишнее слово и объяснить свой выбор».

Воспитатель: Ребята, давайте, и мы поможем лягушке – квакушке.

Волк, лиса, заяц, медведь. (Заяц, т. к. он не хищник).

Лиса, волк, баран, заяц. (Баран, т. к. это домашнее животное).

Белка, сорока, крот, ёж. (Сорока, т. к. это птица).

Воспитатель: Ребята, помогли вы лягушке выполнить задание. Вот и стали они жить впятером.

… Идет зайчик – побегайчик. Стучится он в теремок:

Кто, кто в теремочке живет?

Ребята, поддержите беседу зайчика с героями сказки. (Дети продолжают разговор).

Воспитатель: Муха и говорит: « Зайчик, отгадай загадки о лесных ягодах».

Ребята, зайчику требуется ваша поддержка!

  1. Её любят взрослые, её любят дети

И, конечно, больше всех – бурые медведи.

Гроздья алые висят на колючей ветке

Своим видом говорят: «Угощайтесь, детки». (Малина)

2. Что за странную малинку

Мама принесла в корзинке?

Цветом чёрная она,

Вкусом кислая слегка.

Называют её дикой

И колючей… (Ежевикой)

3. Эту ягодку лесную

Я в ладошку наберу -

Ароматную такую

Я попробовать хочу. (Земляника)

Воспитатель: Вот и стали они жить вшестером.

Бежит мимо лисичка – сестричка – стук - постук:

Кто, кто в теремочке живет?

Ребята, изображения героев сказки, помещенные на доске, помогут вам продолжить разговор лисы с обитателями теремка. (Дети продолжают разговор).

Говорит Муха – горюха: «Лисичка, давай поиграем в игру «Съедобное - несъедобное» . Я буду называть грибы, если они съедобные – похлопай лапами, а если нет – потопай. Будь внимательна!»

Ребята, давайте и мы тоже поиграем, заодно и лисичке – сестричке подскажем!

Маслёнок! (Хлопают)

Поганка! (Топают)

Боровик! (Хлопают)

Волнушка! (Хлопают)

Хлопушка! (А- а-а! Нет такого грибочка, я пошутила!)

Шампиньон! (Хлопают)

Лисичка! (Хлопают)

Сестричка! Опять я пошутила!

Мухомор! (Топают)

Рыжик! (Хлопают)

Чижик! (Чижик – пыжик, да и не гриб это!)

Опенок! (Хлопают)

Слонёнок! (Топают)

… Стали они жить всемером.

Идет мимо волчище - серый хвостище.

Кто, кто в теремочке живет?

Воспитатель: Вам слово, ребята, продолжите разговор волка с другими героями сказки.

Воспитатель: Муха говорит волку: «Волк, отгадай пожалуйста, загадки про грибы» .

Ребята, поможем серому волку? (Дети отгадывают загадки).

Посмотрите-ка, ребята,
Тут - лисички, там опята.
Ну а это, на полянке,
Ядовитые... (поганки).
Удивляется народ:
Водят чудный хоровод
Рыжие сестрички -
То грибы...
(лисички).

Нет грибов дружней, чем эти,

Знают взрослые и дети:

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу. (Опята)

Он в лесу стоял, никто его не брал,

В красной шапке модной никуда не годный. (Мухомор)

Воспитатель: Дети, кто скажет, можно ли сбивать несъедобные грибы? Почему?

Если вы сомневаетесь, съедобный гриб или нет, вспомните правило грибников: «Неизвестный тебе гриб – не твой гриб!»

Воспитатель: Ребята, волк с нашей помощью загадки отгадал. Обитатели теремка пустили его к себе жить.

Вот и стали они жить ввосьмером.

Идет медведь косолапый и ревет во всю мочь:

Кто, кто в тереме живет?

Ребята, продолжите разговор героев сказки. (Дети продолжают).

Воспитатель: … Испугалась герои грозного голоса медведя косолапого и решили загадать ему самое трудное задание. Ну, слушай, Медведь! Я буду говорить предложение, а ты отвечай одним словом – «да» или «нет».

Воспитатель: Ребята, будем медведю помогать? (Ответы детей).

Вспомните, что случилось в русской народной сказке «Теремок», когда медведю разрешили поселиться в теремке. Он не мог войти через дверь, полез на крышу и раздавил теремок. Маловато оказалось жилище для бедолаги.

Итак, игра - «Да» или «Нет»?

Ворона – перелетная птица? (Нет)

Скворцы прилетают к нам осенью? (Нет)

Грач открывает весну? (Да)

Жаворонок любит петь над полем? (Да)

Кукушка подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда? (Да)

Дятел – санитар леса? (Да)

Сорока – молчаливая птица? (Нет)

Синички любят сало? (Да)

Воспитатель: Не смог медведь правильно выполнить задание. Ребята, вам медведя жалко? Давайте поможем медведю - построим для него другой дом. Вот лежат брёвнышки, из них и построим теремок. (Дети из бумажных брёвнышек строят теремок).

А теремок «Смекалка» до сих пор стоит и живут в нём весело и дружно все герои теремка.

Ребята, понравилась вам наша сказка? Как бы вы закончили нашу сказку?

А я бы закончила её так: «Вот и сказке конец, а кто сказку помогал рассказывать, загадки разгадывал, на вопросы правильно отвечал, смекалку, доброту проявлял – молодец!»


ГБОУ СОШ п. г. т. Осинки

муниципальный район Безенчукский

структурное подразделение д/с «Светлячок»

КОНСПЕКТ

НОД по экологическому воспитанию

в подготовительной группе

на тему: «Юные спасатели»

Конспект подготовила - Воронина Оксана Викторовна –

воспитатель I квалификационной категории

Пояснительная записка

«Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» (В. Сухомлинский.)

План-конспект имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. В процессе наблюдений они обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у ребят любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении темы конспекта у детей развивается мышление (образное и конкретное); зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

Возраст детей 6-7 лет.

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми.

  1. Дети должны знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными).
  2. Проявлять интерес, уважительное отношение к природным явлениям и объектам.
  1. Помогать друг другу, бережно, доброжелательно относиться к природе, проявлять творчество.

ТЕМА: «Юные спасатели».

ЦЕЛЬ.

Формировать представление у детей о неразрывной связи человека с природой (человек и природа - единое целое).

ЗАДАЧИ.

Познавательное развитие – способствовать укреплению знаний детей о лесе и его обитателях; развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах; закрепить знания детей о правилах поведения в природе, воспитывать бережное и ответственное отношение к природе, ко всему живому.

Речевое развитие – развивать речь, творческую, познавательную активность, устойчивость внимания, наглядно-действенное мышление.

Методы и приёмы.

  • Методы наглядного обучения– компьютернаяпрезентация слайдов «Пожар в лесу», использование картинок с изображением деревьев, растений, животных, птиц, насекомых и т. д.
  • Словесныйбеседа, обсуждение, отгадки на загадки, художественное слово.
  • Игровойигра «Вызовем пожарников», игровое задание «Лабиринт», дидактическая игра «Если бы я был волшебником», игра «Можно-нельзя».

Оборудование.

Игрушечная белка, мобильный телефон, ноутбук, карта-лабиринт, картинки с изображением жителей леса (животные, деревья, растения, насекомые, птицы и т. д.), мелодия песни «Милый лес», деревянные макеты деревьев, выставка детских рисунков.

Предварительная работа.

Беседа на темы: «Лес и здоровье», «Дары леса»; рассматривание иллюстраций с изображением леса и альбома «Звери леса»; заучивание пословиц о лесе; отгадывание загадок о лесных зверях; рисование на лесную тематику.

ХОД НОД.

Приветствие гостей в зале.

I . Оргмомент.

Мы речь сегодня поведём о том,

Что вся земля наш общий дом.

Наш добрый дом, просторный дом –

Мы все с рожденья в нём живём.

Много на нашей Земле разных чудес: и высокие горы, и глубокие реки, и ледяные моря, и жаркие пустыни. Но, пожалуй, самое большое чудо – это лес.

И сегодня из леса к нам пришла гостья – белочка - умелочка. Но она очень грустная. Послушайте историю, которую рассказало мне это милое животное.

В лесу под зелёною сосной

Вырос домик расписной,

И жила в нём белочка,

Белочка – умелочка.

Хорошо она жила:

Чай с орехами пила,

Вечером на лесенке

Распевала песенки,

Но вдруг произошёл пожар в лесу…

II . Просмотр презентации «Пожар в лесу».

Во время просмотра педагог читает стихотворение:

Огонь траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зелёный лес вошёл.

Он, как испуганная стая белок рыжих,

Метался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы.

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

Ребята, что же нам делать, ведь в лесу пожар?

Правильно, нужно позвонить в пожарную часть. Какой номер мы должны набрать? (01).

Что надо сказать по телефону? (Назвать своё имя и фамилию, адрес, рассказать, что случилось).

III . Игра «Вызовем пожарников».

(Импровизация звонка в пожарную часть. Звонит ребёнок).

Ну вот, пожарники уже в пути и я надеюсь, что они спасут лес!

Ребята, как вы думаете, какими должны быть пожарники? (Смелыми, выносливыми, бесстрашными, должны заниматься спортом, учиться, знать много приёмов по спасению людей).

Да, пожарники должны быть именно такими. Но ещё они должны хорошо ориентироваться на местности. Сейчас мы с вами будем тренироваться.

Представьте, что вы пожарники и вам нужно найти путь к «белочкиному» лесу, проложить маршрут на машине. А для этого важно знать, какой бывает лес.

Отгадайте загадки:

1. Любит подберёзовик

Лес какой? (Берёзовый)

2. Любит подосиновик

Лес какой? (Осиновый)

3. Сосны вышли на бугор

Лес такой – сосновый (Бор)

4. Ели словно на подбор,

С красной шапкой мухомор

Спрятался бездельник

В вечнозелёный (Ельник)

5. Дуб налево, дуб направо,

Это что у нас? (Дубрава)

- Ребята, а ещё какой бывает лес? (смешанный).

Какие деревья растут в смешанном лесу? (Лиственные и хвойные).

IV . Игра «Лабиринт».

А теперь путь к «белочкиному» лесу покажет… (на большой карте путь показывает один ребёнок, остальные дети наблюдают и контролируют).

Молодцы! С заданием справились!

Игровой момент – звонок из пожарной части (воспитатель разговаривает по телефону).

Я хочу сообщить вам радостную весть – «белочкин» лес спасён! Теперь и мы можем отправиться в лес и отнести белочку в дом.

Физкультминутка «Здравствуй лес!»

Педагог с детьми оставляют белочку в лесу, а сами возвращаются в детский сад.

Я очень рада, что пожарники спасли «белочкин» лес, но одна поляна сгорела.

Посмотрите, как она выглядит (показ фотосдайда «Лес после пожара»).

Как вы думаете, от чего мог произойти пожар? (От того, что разожгли костёр и не потушили, от молнии).

Почему после пожара лес умирает?

Дети выстраивают цепочку: погибли растения – негде жить и нечем питаться животным, птицам, насекомым. Повреждённые деревья заселяются вредными насекомыми и дереворазрушающими грибами, погибшие растения не выделяют кислород, воздух становится неживым – это вредит здоровью людей.

Для рождения нового леса нужно очень много времени. Давайте представим, что мы превратились в волшебников и каждый из вас должен подарить лесу подарок.

V . Дидактическая игра «Если бы я был волшебником». (Дети по очереди дарят лесу подарки, объясняя их значение).

  1. Лес, я дарю тебе солнышко, пусть оно ярко светит и согревает тебя.
  2. Лес, я дарю тебе дождик, пусть он напоит всех твоих жителей.
  3. Лес, я дарю тебе траву, чтобы смогли вернуться насекомые и животные.
  4. Лес, я дарю тебе деревья, чтобы вернулись птицы.
  5. Лес, я дарю тебе цветы, пусть они тебя украшают.
  6. Лес, я дарю тебе зверей, ведь ты для них – дом.
  7. Лес, я дарю тебе птиц, чтобы они радовали тебя своим пением.
  8. Лес, я дарю тебе насекомых, чтобы они украсили тебя своим ярким нарядом.
  9. Лес, я дарю тебе ягоды, ведь ими питаются птицы.
  10. Лес, я дарю тебе грибы, ведь ими питаются животные.

Ребята, мы совершили чудо, и сгоревший лес на нашей картине стал живым и цветущим. Сегодня мы спасли лес на рисунке, но мы обязаны делать это и в жизни.

Чтобы в лесу не случилось никаких бед, что нужно соблюдать? (Правила поведения в природе).

VI . Игра «Можно-нельзя.» (Дети отвечают хором).

  • Ломать ветки деревьев и кустарников - нельзя.
  • Сажать больше деревьев – можно.
  • Ходить и топтать на лугах цветы – нельзя.
  • Ходить только по тропинкам – можно.
  • Рвать большие букеты цветов – нельзя.
  • Любоваться ими – можно.
  • Оставлять мусор в лесу – нельзя.
  • Собирать мусор в яму и закапывать его – можно.
  • Разжигать костры в лесу – нельзя.
  • Беречь лес от пожара – можно.
  • В лесу шуметь – нельзя.
  • Разорять птичьи гнёзда, муравейники и норы зверей – нельзя.
  • Быть другом животных – можно.

Молодцы! Хорошо знаете правила поведения в природе.

Ребята, сегодня вы были настоящими спасателями. Так давайте будем беречь зелёный лес, птиц, животных, насекомых, цветы, реки. Ведь все они живут на нашей прекрасной Земле. А Земля – наш мир, наш общий дом. Человек должен быть добрым!

Исполняется песня «Милый лес» (слова – Л. Чадовой, музыка – Н. Лукониной).

Список литературы.

1. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми – Мн.: «Асар» –1996.

2. Горькова Л. Г., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. Издательство ВАКО –2008.

3. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду – Издательство «Мозаика – синтез» – 2002.

4. Алябьева Е. А. Итоговые дни по лексическим темам.Планирование и конспекты. – Издательство «Сфера» – 2008.

5. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников М.:Издательство: Просвещение – 2006.

6. Лапшина Г. А. Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста – Издательство «Учитель» – 2006

НОД по экологическому воспитанию «Береги природу» для подготовительной группы

Цель: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Развивать умение слушать, инициативно высказываться.
Задачи : расширять, пополнять и уточнять знания детей о природе, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных поведений (в лесу, у водоема).
Материалы и оборудование: Использование ИКТ (призентация, музыка «Голоса птиц», шум леса, журчание воды.
Ведущий. Красив и прекрасен наш край, наша малая Родина – город Перевоз. А какие богатства нашего города вы знаете, ребята?
Дети. ягоды, животные, рыбы, вода, люди.
Ведущий . Вы все правы, никто не ошибся. Даже мы с вами - богатство нашего города. Без нашей любви, внимания, заботы природе придется тяжело. для этого мы и собрались здесь, чтобы показать свои знания, умения, потому что мы юные защитники родной природы.
Поэтому давайте скажем все вместе наши добрые слова.
Вместе с солнышком встаем,
Вместе с птицами поем:
С добрым утром! С ясным днем!
Вот как славно мы живем!
Ребята а сейчас мы с вами подарим солнцу улыбки и тепло своих рук, протянем к нему ладошки.
Воспитатель . Вы чувствуете, какое солнце ласковое, доброе, теплое? Оно освещает и греет нашу планету.
А как называется наша планета?
(ответы)
Воспитатель: Правильно рябята, наша планета называется-Земля!
Посмотрите на экран вот это наша планета Земля!
На экране появляется изображение Земля
Воспитатель: А как назевается город в котором мы живем?
(Ответы)
Воспитатель: Правильно наш город называется Перевоз.
В самом центре России находится наш город.
Воспитатель. Ой ребята что это почему наша планета в черных пятнах!
Голос Земли. Я - Земля! Я - Земля! Я - Земля! Люди, планета в опасности! Земляне, вы слышите меня? Помогите мне! Спасите меня! (аудиозапись «Голос Земли»).
Воспитатель . Ребята Земля обращается к нам за помощью.
Как вы думаете Откуда эти черные пятна?
Дети. Может быть, это грязь.
Воспитатель . Я должна вам сказать Большой вред природе наносит человек. По вине людей происходит загрязнение лесов, водоемов мусором, вот отсюда на планете черные пятна.
Воспитатель . Слышате какой то шум? Нас снова зовут на помощь! Что или кто это может быть?
Дети. Шум леса.
Воспитатель. Да действительно лес нас зовет на помощь
Плакали ночью желтые клены,
Вспомнили клены, как были зелены.
С желтой березы тоже капало,
Значит, береза тоже плакала. (Э. Мошковская)
Почему деревья плачут?
Дети. Их могли сломать, срезать ветки, порубить.
Воспитатель. Как можно помочь лесу?
Дети. Не ломать, не рубить, посадить молоденькие деревья!
Воспитатель: правильно, а если дерево все таки погибло, что нужно сделать?
Ответы: нужно посадить новое дерево.
Воспитатель . Наша задача как юных защитников - посадить деревья.
Для этого необходимо занять места в экологической лаборатории.
Воспитатель: Перед вами листы с нарисованной половиной елки. Чтобы посадить ели, нужно дорисовать вторую половину дерева маркером. Но дорисовывать нужно так, чтобы правая половина была точно та кой же, как и левая. Приступайте к работе!
Воспитатель . Какими получились ваши ели? Давайте посадим наш лес!
А весной мы будем старше и сможем сами посадить настоящие деревья в землю.
(Дети ставят ели на подставки.)
Молодцы, вы настоящие юные защитники природы! Какие у вас получились ровные, симметричные и красивые ели!
Физкультминутка
(Дети слушают, затем звук выключается.)
Они нам говорили о правилах поведения в лесу.
Присаживайтесь на стульчики на против экрана.
Для того чтобы нам определить правила поведения в лесу нам понадобятся вот такое фишки.
Игра называется «Правильно -неправильно».
Я раздам вам фишки. Нужно поднять красную фишку, если вы увидите изображение неправильного действия в природе, и зеленую фишку - если поступок правильный (раздает фишки). Посмотрите на экран!
Правильно ли поступают дети?
Высвечиваются изображения: девочка поливает цветы; мальчик помает деревья; дети фотографируют;слайд 15 мальчик стреляет в птиц.
Воспитатель: Правильно ребята вы не ошиблись!
(На экране появляется изображение грязной реки.)
Что случилось с рекой?
Дети. В воде находится много мусора.
Воспитатель . Почему это случилось?
Дети. Люди отдыхающие на реке не убирают за собой мусор, а кидают его в реку.
Слышится звук журчащей воды (аудиоза-пись) .
Воспитатель . Что вы слышите?
Дети. Журчит ручей, плещется вода.
Воспитатель . Вода просит вас о помощи. Давайте определим правила поведения у реки.
Внимание на экран
На экране появляется изображение -дети моют велосипед около озера, девочка высыпает мусор в речку, другая девочка рвет лилии
Воспитатель . А у нас есть свой водоем и теперь мы можем отправиться к нему.
Дети подходят к надувному бассейну с водой и мусором.
Воспитатель. Какой должна быть вода в озере?
Дети. Чистой, прозрачной.
Воспитатель. Как нам помочь озеру?
Дети. Убрать мусор.
Воспитатель . У меня есть сачки и мешки для мора мусора.
Распределитесь в пары, договоритесь, кто будет вылавливать мусор сочком, кто собирать его в пакеты для мусора, а во время прогулки мы унесем мусор в мусорные баки.
Дети работают под музыку «Лебединая река» (аудиозапись).
Воспитатель. Молодцы, дети, справились с заданием! Давайте уточним, Кому вы помогли, убрав мусор?
(реке, рыбам, насекомым, водным растениям и людям.)
Хорошо потрудились, очистили воду в реке! Если вода в озере чистая, то там могут появиться лилии. хорошо пи будет нашим лилиям в этой воде? Как вы считаете?
Дети. Лилиям хорошо в нашем водоеме
Воспитатель.
Сегодня мы проделали большую работу по оказанию помощи природе. давайте посмотрим, какой стала наша Земля.
Дети. Без пятен, с густыми лесами.
Воспитатель. Правильно, посмотрите и город наш зацвел.
А теперь ребята подведем итог нашей деятельности.
Если считаете, что работа экологов нужная, опустите камешек в зеленую банку; если считаете, что эта работа не нужна, - в красную.
А сейчас мы узнаем, сколько детей считают, что работа экологов не нужна нашей планете. Молодцы, вы были настоящими юными защитниками! Для того чтобы вы не забыли правила поведения в природе, могли рассказать об этом своим друзьям и родителям, я дарю вам памятку «Береги природу! ».

Задачи:

Образовательные: Закрепить знания детей о живой природе, расширять представления о взаимосвязях человека с ней.

Развивающие: развивать у детей мыслительные процессы, умственную операцию сравнения и доказательную речь, обогащать словарный запас.

Воспитательные: воспитывать уважительное, осознанно-правильное отношение к природе, интерес к познанию.

Материал: иллюстрации диких животных, насекомых, растений, подводных обитателей, разнообразных инструментов и техники, слайды по теме занятия. Книга Т.И. Тарабарина, Е.И. Соколова «И учёба, и игра, природоведение», белая плотная бумага, цветные карандаши, краски.

Предварительная работа: чтение книги Б.Зубкова «Что подсказала летучая мышь», рассматривание иллюстраций с изображением диких животных, насекомых, морских обитателей, открыток «Живые барометры».

Ход занятия.

Звучит музыка и на экране меняются слайды с изображением леса, птиц, животных, насекомых.

Педагог: Ребята, что вы сейчас видели на экране? (лес, луга, поля, птиц, разных животных), а как всё это можно назвать одним словом?

Дети: Природа.

Педагог: Что же означает слово природа?

Дети: Природа это - растения, птицы, разные животные, рыбы, насекомые.

Педагог: А вы любите наблюдать за природой?

Дети: Да.

Педагог: Расскажите, что интересного вы увидели во время таких наблюдений. Рассказы из опыта детей.

Педагог: Человек очень любознателен и издавна наблюдал за зверями и птицами, за насекомыми и растениями. Многое его поражало и удивляло. И человек подумал: что бы можно было у них позаимствовать? Что бы такое с пользой для себя применить?

На слайде появляется изображение тигра – вот у тигра острые зубы.

Слайд с изображением медведя – у медведя мощные когти.

Слайд с изображением слона – у слона огромные бивни.

И древний человек, который жил много тысяч лет назад, подумал: «А не сделать ли мне такие когти, как у медведя, такие бивни, как у слона, такие зубы, как у тигра?» (слайд с изображением древнего человека и орудиями труда). Для чего же он это всё сделал?

Ответы детей.

Педагог: Ребята подумайте, а какие машины придумал человек, в которых есть резцы и зубья, очень похожие на клыки и зубы разных зверей и зверушек. На слайде появляются разные машины и инструменты, и детям предлагается найти сходство между изобретением человека и природой.

Слайд с изображением одуванчика. Педагог предлагает, кому-либо из детей назвать цветок и вспомнить стихотворение о нём (носит одуванчик жёлтый сарафанчик…)

Педагог: Что же за беленькое платье появляется у одуванчика, когда он отцветает? Если вы подуете на него, что произойдёт?

Дети: Пушинки разлетятся в разные стороны (показ слайда).

Педагог: На что похожи эти пушинки.

Дети: На маленькие парашютики.

Педагог: Как вы думаете, наблюдая за такими парашютами, что придумал человек?

Дети: Большие парашюты для людей и грузов (показ слайдов).

Педагог: Вот так обыкновенный одуванчик надоумил человека изобрести парашют. А кто из вас видел летом, что цветок одуванчика вдруг закрылся днём, что он подсказывает человеку своими закрывшимися цветами (показ слайда). Погода будет пасмурная, пойдёт дождь. Человек всё время учится у природы.

Педагог: Ребята, посмотрите у вас на столах, на подносах лежат семена с разных деревьев. Найдите семена клёна.

Дети находят и показывают их.

Педагог: А теперь подумайте, на что они похожи, и где человек это использует?

Дети: На пропеллер, самолётный винт (показ слайда).

Физкультминутка «Самолёты».

Педагог: А теперь скажите, что мог придумать человек, наблюдая за птицами (слайд с изображением летящей птицы) Что позаимствовал у птиц человек?

Дети: Крылья.

Педагог: Что общего есть у самолёта и птиц? А чем они отличаются друг от друга?

Ответы детей.

Педагог: Не было бы на свете птиц, не знал бы человек вообще, что такое «летать». На что похожи самолёты?

Дети: На больших птиц (показ слайда).

Педагог: Воспитатель показывает слайд с изображением стрекозы. Кто это? (стрекоза) Это птица? А к какому классу она относится? (к насекомым). А что придумал человек, наблюдая за стрекозой?

Дети: Вертолёт (показ слайда).

Педагог: А теперь, я приглашаю вас в путешествие в подводное царство (слайд подводного мира). Многие из вас ездили отдыхать на море, и что вы видели под водой?

Ответы детей.

Появляется слайд с изображением медузы.

Педагог: Кто знает этого морского обитателя?

Дети: Это медуза, её нельзя брать в руки.

Педагог: Люди подсмотрели у медузы и изобрели устройство, которое предсказывает морякам приближение бури. Оказывается, у медузы есть особое ухо. Устроено оно просто, но хитро. Всё ухо – шарик с жидкостью. Внутри шарика мельчайшие камешки. Задолго до бури разносятся над волнами особые, неслышимые для человека тревожные звуки. Дошёл звук до уха медузы, дрогнул в ухе шарик с жидкостью, заколебались камешки, растревожили медузу. Поплыли медузы подальше от грозных звуков, на мелководье. Когда человек узнал, как устроено ухо медузы, он сделал прибор, который предсказывает бурю. Прибор тоже умеет слушать неслышный рокот, гул ветра и волн. За 15 часов до бури прибор сообщает капитану корабля: «Буря идёт! Надо укрыться в порту или уйти подальше от бури» (показ слайда)

Педагог: Наблюдая за природой, человек учится у неё, используя свои наблюдения с пользой для себя. Если в лесу гулять да не по сторонам зевать, а присматриваться и приглядываться – много интересного и полезного заметишь. Ребята, а вы знаете правила вежливости в лесу?

Дети называют правила поведения в лесу.

Педагог: Я прочитаю стихотворение С. Михалкова «Прогулка», а вы внимательно послушайте и ответьте, какие правила забыли и взрослые, и дети.

После прочтения стихотворения дети называют, какие правила поведения были нарушены.

Педагог: Чтобы таких нарушений не было, давайте с вами придумаем и нарисуем экологические знаки, которые можно поставить в лесу. Для чего нужны такие знаки? Кто их видел в парке, лесу. Ответы детей.

Педагог: Такие знаки напомнят людям о правилах поведения в природе. Давайте и мы с вами попробуем придумать и нарисовать такие знаки, которые помогут людям не нарушать правила поведения в природе.

Дети придумывают и рисуют экологические запрещающие знаки, а затем показывают и объясняют их значение.

С.Михалков «Прогулка»

Мы приехали на речку воскресенье провести

А свободного местечка возле речки не найти!

Тут сидят и там сидят: загорают и едят,

Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.

Мы по берегу прошли и поляночку нашли.

Но на солнечной полянке тут и там - пустые банки

И, как будто нам назло, даже битое стекло!

Мы по бережку прошли, место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели; жгли костёр, бумагу жгли

Тоже пили, тоже ели, насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо… - Эй, ребята! – крикнул Дима.

Вот местечко хоть куда! Родниковая вода! Чудный вид!

Прекрасный пляж! Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали, жгли костёр, в футбол играли

Веселились, как могли! Пили квас, консервы ели, хоровые песни пели…

Отдохнули и ушли!

И остались на полянке у потухшего костра:

Две разбитых нами склянки, две размокшие баранки - словом мусора гора!

Мы приехали на речку понедельник провести,

Только чистого местечка возле речки не найти!