Как заполняется европротокол. Оформление дтп по европротоколу

Время чтения: 7 минут

Примерный алгоритм действий после столкновения известен большинству автомобилистов: основную роль в фиксации происшествия играет патруль ГИБДД. А вот оформление инцидента без участия полиции до сих пор вызывает замешательство. Хотя процедура призвана облегчить жизнь водителей и сэкономить их время, самостоятельное оформление аварии по-прежнему пугает их своей сложностью. С какой целью был введен европротокол при ДТП и что нужно учитывать в 2020 году при его заполнении?

Европротокол и извещение о ДТП: что это такое

«Европейский протокол» - это процедура регистрации дорожного происшествия без содействия сотрудников ГИБДД с целью последующего обращения за страховой выплатой. Этот подход, широко практикующийся в ЕС, позволяет водителям сэкономить сотни тысяч часов.

С 2009 года возможность зафиксировать обстоятельства дорожного происшествия с помощью европротокола появилась и в РФ. Практически каждый водитель в общих чертах знает, что такое европротокол при в 2020 году. Эта практика действует во всех регионах страны, но, по статистике, не более 10 % водителей регистрируют ДТП самостоятельно.

Тогда как достоинства европротокола очевидны:

  • оперативное оформление аварии позволяет быстрее освободить проезжую часть и снизить вероятность образования заторов;
  • патрульная служба ГИБДД имеет достаточно времени для разбора более серьезных происшествий;
  • водителям не приходится тратить много времени на оформление аварии.

Это преимущество приобретает особое значение при неблагоприятных погодных условиях. Разбор столкновений после первого снега нередко задействует все ресурсы автоинспекции, поэтому водителям приходится ожидать своей очереди по 8-10 часов.

Если с европротоколом все более или менее понятно, то вопрос, что такое извещение о ДТП, может озадачить неискушенного водителя.

Извещение, которое в народе называют европротоколом, - формуляр, который заполняется при самостоятельной фиксации аварии, тогда как европротокол (процедура) - это возможность упрощенного оформления ДТП без участия ГИБДД.

Два комплекта специальных бланков выдаются в страховой компании (СК) во время оформления полиса ОСАГО.

В каких ситуациях приветствуется европротокол, а в каких не удастся обойтись без помощи сотрудников ГИБДД, рассказывается в статье « ».

Новое в законодательстве

В прошлом году были внесены изменения в закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”, которые имеют отношения к оформлению ДТП с помощью европротокола. Одна часть изменений вступила в силу с 1.06.18, а другая вступит – с 1 октября 2020 года. С июня прошлого года вступили в силу следующие изменения:

  • с 1.06.18 сумма страхового возмещения была увеличена до 100 тыс. рублей, а с 1.10.19 – до 400 тысяч, но только, если между участниками нет разногласий по виновнику и обстоятельства ДТП были зафиксированы с помощью или специального приложения “ДТП. Европротокол”;
  • допускается самостоятельное оформление дорожного происшествия даже при наличии разногласий между его участниками, но при сумме возмещения – до 100 тыс. рублей;
  • вводится новая форма извещения, которая обязательна для полисов ОСАГО, выданных после 1.06.18.

Где взять бланк

Водители, оформившие полис давно, могут интересоваться, где взять европротокол при ДТП. Зачастую никто не проверяет, что за бумажки идут в «нагрузку» к полису, а ведь среди них находится и бланк извещения о происшествии. Его нужно найти и возить в машине. Бывалые водители, которые уже использовали бланки, могут в любое время обратиться к своему страховщику и бесплатно получить новый комплект.

Прежде чем исследовать, где взять бланк извещения о ДТП по , нужно учесть, что некоторые СК предпочитают получать не распечатку, а заполненный официальный бланк извещения. Это позволит исключить придирки и ускорить время выплаты.

К тому же оригинал имеет самокопирующуюся часть. В документ, распечатанный на обычной бумаге, всю информацию придется вносить дважды. Но для ознакомления можно загрузить бланк в смартфон и изучить вопросы. Благодаря такой подготовке заполнить документ в минуту стресса будет значительно проще.

Когда действителен европротокол

Воспользоваться европротоколом могут участники аварии, если обстоятельства ДТП таковы:

  1. Столкнулись два ТС.
  2. Повреждены только ТС (другой материальный ущерб не нанесен).
  3. Ответственность обоих водителей застрахована по ОСАГО или по международному полису « ».
  4. Между участниками нет разногласий или если они есть, но обстоятельства ДТП зафиксированы с помощью ГЛОНАСС или специального приложения.

Согласно нормам европротокола, если одно из них перечисленных условий нарушено, необходимо вызвать наряд ГИБДД.

Правила оформления происшествия

Причины, по которым водители не спешат переходить на упрощённое оформление ДТП, вызваны недостатком информированности. Кто-то опасается, что страховщики откажутся без или выплатят лишь незначительную часть. Другие беспокоятся, что не смогут заполнить документ правильно.

Чтобы действовать более смело, водителю нужно разобраться, как правильно оформить европротокол при ДТП в 2020 году, и определиться с последовательностью действий.

Прежде всего водители должны остановиться, включить сигнализацию и установить знак аварийной остановки. Им следует позаботиться о том, чтобы сохранить следы происшествия.

Главное условие того, как правильно оформить ДТП без вызова ГИБДД в 2020 году, - неукоснительное следование правилам заполнения извещения.

Общее руководство

Каждый день на городских дорогах возникает множество ситуаций, когда можно не вызывать ГИБДД при ДТП. Например, во время столкновения, при котором повреждены лишь стеклянные или пластиковые элементы автомобилей. Такой, казалось бы, пустяк способен сильно нарушить ритм движения транспорта.

Чтобы понять, как правильно оформить ДТП по европротоколу в 2020 году, предлагаем познакомиться с короткой инструкцией:

  1. Законодательство РФ требует, чтобы при заполнении извещения принимали участие оба водителя. При внесении данных о своей машине в графы лицевой стороны один из них выбирает колонку «А», другой - «В».
  2. В лицевой части бланка нужно указать место, дату/время аварии, сведения о каждом участнике, свидетелях, страховых компаниях, кратко перечислить поврежденные детали и элементы, описать обстоятельства события.
  3. Формулируя ответы, следует правильно пользоваться терминологией (например, «стоянка» и «остановка» не являются синонимами) и внимательно выбирать варианты («заезжал на перекресток» не то же, что «двигался по перекрестку», а «менял полосу» - не то же, что «обгонял»).
  4. Пункт «Замечания» предназначен для внесения дополнительных сведений. Если добавить нечего, нужно поставить прочерк.
  5. В завершении водители должны подтвердить достоверность данных, поставив свои подписи на обоих листках.
  6. Заполнять оборотную сторону нужно по отдельности. Если места для внесения дополнительных сведений недостаточно, можно приложить еще один лист бумаги (с пояснениями, к чему и кем составлен документ, и подписями водителей).

Чтобы вся подготовка к тому, как правильно составить европротокол о ДТП в 2020 году не пропала даром, следует позаботиться о сохранности информации. Для заполнения желательно использовать обычную шариковую ручку, а не карандаш, поскольку такие записи легко уничтожить.

Инициировать оформление извещения о ДТП без ГИБДД могут все водители, которые отвечают требованиям, указанным выше.

Многие водители интересуются, как составлять европротокол при ДТП, если у них сложилось разное представление об обстоятельствах аварии. Подобные противоречия свидетельствуют о том, что участники не достигли согласия, поэтому в их ситуации фиксировать событие без полиции нельзя. Исключением является ситуация, когда обстоятельства происшествия будут зафиксированы с помощью системы ГЛОНАСС или специального программного обеспечения (приложения “ДТП. Европротокол”). С 1.10.19 в таких случаях оформлять ДТП по европротоколу можно, но возмещение ущерба будет в пределах 100 тыс. рублей.

Если на основании представленных данных не удастся установить виновное лицо, страховщик не преминет .

Стоит уделить внимание тому, как оформить ДТП самостоятельно, чтобы СК получила ясное представление о событии. Одно из доказательств невиновности - информативные фотографии. На них должны быть четко виден план места аварии, а также крупным планом отображены ее последствия (тормозной путь, обломки, повреждения). Сведения на фото должны легко отождествляться с автомобилем, поэтому на снимках должны присутствовать читабельные регистрационные номера.

Дополнительные вопросы

Самостоятельное оформление ДТП без ГИБДД в 2020 году можно организовывать неограниченное количество раз на протяжении всего срока действия полиса ОСАГО. Использовав бланки извещений, обязательно получите новые экземпляры в своей СК.

Перед тем как оформить ДТП без ГАИ по европротоколу, проверьте, чтобы в вашем распоряжении был действующий экземпляр формуляра, поскольку время от времени в форму вносятся изменения. С июня прошлого года введен новый бланк, который обязателен при оформлении происшествий, если полисы ОСАГО оформлены после 1.06.18. Если полисы были оформлены раньше, то допускается использовать бланки прежнего образца.

Согласно правилам страхования, срок подачи европротокола при ДТП в 2020 году составляет 5 рабочих дней. В этот период нужно явиться в СК с заполненным извещением и подать заявление о возмещении ущерба.

Также водителям следует знать, можно ли оформить ДТП без ГИБДД, если в столкновении участвовал автомобиль с иностранными номерами. Использование европротокола допускается в том случае, если иностранец имеет полис «Зеленая карта». Если потерпевшим оказался гражданин РФ, извещение оформляется на бланке, выданном российской СК.

Сотрудник ГИБДД может в любой момент остановить поврежденное авто, чтобы установить, была ли зарегистрирована авария. Какой документ предъявить, если имел место порядок оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД? На этот случай еще перед подачей заявления в СК рекомендуется сделать ксерокопию извещения, заверить ее у страховщика и возить с собой.

Схема ДТП в извещении

Пункт 17 извещения предназначен для схематического изображения столкновения. Как должна выглядеть схема ДТП по европротоколу? Согласно «Правилам применения Типовых схем ДТП…», существует 5 схем, каждая из которых иллюстрирует определенный тип аварии.

Это ДТП, которые произошли при движении автомобилей:

  • в одном направлении;
  • в противоположных направлениях;
  • под углом друг к другу;
  • задним ходом.
  • при наезде на стоящее ТС.

Конечно, никто не рассчитывает, что в полевых условиях водители составят идеальный чертеж. Но, поскольку схема происшествия является доказательством при рассмотрении дела, следует позаботиться об отображении на ней важных деталей:

  • названия улиц и пр.;
  • направления движения автомобилей;
  • конечного положения машин;
  • дорожных знаков, разметки, светофоров;
  • предметов, относящихся к столкновению и т.д.

С тем, как составить схему в извещении о ДТП по европротоколу, можно познакомиться в статье: « »

Какую выплату можно получить

Для получения выплаты потерпевшему нужно знать, куда обращаться с европротоколом после ДТП в 2020 году: в свою СК или к страховщику виновного водителя. Некоторые водители, оформлявшие аварию по европротоколу, рекомендуют ехать вместе с виновником в его страховую.

После введения процедуры безальтернативного прямого возмещения убытков нужно обращаться в свою СК. Желая удержать клиента на последующие годы, «свой» страховщик будет более заинтересован в качественном урегулировании конфликта, что повышает шанс получить возмещение.

Согласно с изменениями в закон об ОСАГО, речь о которых шла выше, максимальная суммы выплаты по европротоколу при ДТП в 2020 году составит 100 000 рублей. Если этой суммы будет недостаточно, чтобы покрыть расходы на ремонт, потерпевший может обратиться в суд, чтобы взыскать недостающие средства с виновной стороны.

Таким образом, есть смысл оформлять европротокол при ДТП в 2020 году лишь если сумма ущерба точно не превысит 100 000 рублей. Из этого правила есть исключение для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Если в этих регионах ДТП зафиксировано с помощью ГЛОНАСС или специального приложения и между участниками нет разногласий, то сумма выплат может быть увеличена до 400 тыс. рублей

Для того чтобы подать уведомление в страховую о ДТП, нет необходимости заверять извещение об аварии в ГИБДД.

Отказ страховой при европротоколе

Многие автомобилисты с подозрением относятся к упрощенной процедуре, поскольку переживают, что при ДТП европейский протокол не будет веским основанием для получения возмещения.

Если это происходит, потерпевший вправе требовать письменной аргументации отказа. На основании полученного ответа можно составить , которую следует отправить в СК, а также жалобу в или Федеральную службу по финансовым рынкам. В жалобе можно потребовать выплату неустойки за каждый день необоснованной задержки компенсации.

Когда европротокол невозможен

Составить евродоговор при ДТП невозможно, если другой водитель отрицает свою вину, ведет себя агрессивно, нетрезв или вообще . В этом случае не остается ничего иного, как только вызвать ГИБДД.

Запрещено ограничиваться самостоятельными действиями, если хотя бы один человек - пешеход или член «экипажа» - . Незначительная травма может обернуться серьезным вредом для здоровья, поэтому подобные действия являются противозаконными.

Оформлять европротокол нельзя, если в ДТП участвовал один автомобиль (например, столкновение с неподвижным препятствием) или одна из машин была с прицепом (он считается полноценным ТС).

Европротокол не применяется также в случае так называемых , если повреждается автомобиль, водитель которого пытался уйти от столкновения.

Оформление ДТП – правила Европротокола: Видео

Статья о том, зачем и как оформлять ДТП по европротоколу - советы и рекомендации. В конце статьи - видео о том, как избежать ошибок при составлении европротокола.


Содержание статьи:

Даже незначительные автомобильные аварии вызывают у водителей стресс и поднимают десятки вопросов: "Должен ли я позвонить в полицию?", "Вправе ли я переместить свой автомобиль?", "Когда и как я должен оформить заявление?"... По данным информационных агентств и страховых компаний, более 87% автовладельцев не хотели бы прибегать к помощи автоинспекторов при мелких ДТП, но вынуждены это делать, опасаясь совершить ошибки, из-за которых страховая компания откажется платить.

Европротокол, позволяющий самостоятельно оформлять документ об аварии - хорошее решение в условиях крупных городов. Пока его не было, страдали и те, кто стоит в километровых пробках, ожидая освобождения проезда, и попавшие в аварию люди, часами высматривающие вызванных представителей закона.

Что же такое европротокол, каковы правила его оформления и какие «подводные камни» могут нас ожидать? Говоря простым языком, это документ, фиксирующий всю информацию о ДТП. Оформляют его владельцы попавших в аварию транспортных средств в основном для страховых компаний, ибо ответственность перед законом в случае небольших повреждений техники и отсутствия трупов/тяжелораненых минимальна.


Попав в такого рода неприятность, участник ДТП должен:
  • проверить себя на травмы;
  • убедиться в благополучии спутников;
  • расставить аварийные знаки;
  • оказать посильную помощь пострадавшим;
  • побеседовать со второй стороной;
  • зафиксировать все аспекты аварии.
Всего два автомобиля-участника (машина с прицепом воспринимается как одно целое), адекватность водителей (трезвых, физически и психически здоровых) и отсутствие серьёзно пострадавших людей (включая пешеходов) и/или муниципальных объектов - необходимые условия для составления европротокола. В противном случае надо вызывать «органы».

В беседе со второй стороной необходимо выяснить, что вы не имеете претензий друг к другу, кроме имущественных, адекватно (и без разногласий) оцениваете степень вины и ущерб, имеете действующие страховые полисы и прочие необходимые документы и согласны разойтись мирным путём.

Что касается «аспектов аварии», тут нужна фото- и видеосъёмка, данные регистраторов обеих сторон и свидетелей, письменные показания зевак-прохожих, паспортные данные всех, кто участвовал в происшествии и наблюдал его со стороны.


Запечатлейте всё, что может иметь отношение к ДТП: общий вид аварии с разных сторон (в том числе издалека, желательно с дорожными знаками и светофорами в кадре), тормозной путь (измерить и сфотографировать), сколы краски, разбитые зеркала и другие повреждённые детали, протекторы шин (дабы не быть обвинёнными в езде на неподходящей по сезону или изношенной резине), владельцев машин и пассажиров (желательно в полный рост во избежание впоследствии возможных претензий по поводу травм) и прочие вещи, которые вам покажутся достойными внимания.

Можете приобщить к делу интервью с прохожими. Возите с собой большой блокнот и несколько ручек - так вы сможете быстро раздать листочки окружающим, попросив написать свои Ф.И.О, дату, время и пару слов о происшествии. Хотя бы в виде "синие Жигули ожидали на светофоре, а красный Запорожец наехал на них сзади".

Чем больше материалов окажется у вас на руках, тем спокойнее вы будете себя чувствовать. Помните, что оборудование, на котором содержится запись о ДТП, должно быть представлено экспертам в натуральном виде, перезаписывать данные на иной носитель нельзя - это даёт право страховщикам оспорить их подлинность. Придётся тратить время и деньги на независимую экспертизу, но не факт, что это поможет.

Заполнение протокола


После того как вы вместе со своим оппонентом пришли к выводу, что вмешательство правоохранителей не требуется, и сделали всё вышеперечисленное, освобождайте проезжую часть и приступайте к написанию европротокола. Бланк из двух соединённых листов выдаёт страховщик при заключении договора. Инструкция прилагается. После израсходования своего заедьте в офис своей страховой компании и попросите новый.

Все данные с лицевой стороны автоматически отпечатываются (самокопируются) на втором экземпляре, потом бланк разъединяется и заполняется обратная сторона. Чей бланк пойдёт в дело (виновника или пострадавшего), не имеет значения, но убедитесь, что ваше видение события не расходится с оппонентом (иначе придётся вызывать госслужбы). В соответствующих графах указываете:

  • место происшествия (детально, вплоть до номера соседнего дома или километра на трассе);
  • дату и время;
  • количество участников ДТП (не более 2-х);
  • «нет» в графе о погибших и раненых (если таковые имеются, европротокол составлять нельзя);
  • «нет» в пункте о медицинском освидетельствовании;
  • «нет» в пункте об ущербе другим транспортным средствам;
  • данные очевидцев с Ф.И.О, адресом и номером телефона;
  • «нет» в пункте о составлении протокола сотрудниками ГИБДД (даже если они сами являются участниками аварии);
  • информацию об обеих машинах и их собственниках;
  • данные о страховой компании и действующем полисе ОСАГО (или «Зелёной карты» для иностранных гостей);
  • место первого удара указываете стрелкой;
  • список повреждений - видимых и скрытых, с указанием характера (трещина, скол, вмятина, разрыв);
  • предполагаемая степень вины обеих сторон;
  • подробности, описывающие момент ДТП;
  • детальная схема ДТП с направлением движения обоих ТС, позициями при столкновении и после него.
Заполнили? Проверьте и оба подпишите. Вторую страницу оформляете в гордом одиночестве, как и ваш сосед. Указываете:
  • собственное транспортное средство ("А" или "В" - вы обозначали его так при заполнении первой страницы протокола);
  • обстоятельства происшествия с кратким описанием столкновения и предшествующих ему событий (ещё раз укажите дату, время, адрес и т.д.);
  • данные того, кто управлял машиной в момент аварии;
  • в состоянии ли автомобиль передвигаться после происшествия своим ходом.
  • наличие относящихся к делу письменных материалов, фото и видео.
Автограф и дата завершают заполнение документа. Пишите спокойно, разборчиво, старайтесь избегать ошибок и исправлений любого рода, чтобы на их основании не получить отказ в возмещении ущерба. Ни одну графу не оставляйте пустой - заполняйте прочерком или буквой «Z». Не вместившееся в основное описание внесите в «Приложение». Подписи обеих сторон должны быть на всех важных моментах.

Справились? Жмите друг другу руки и отправляйтесь по домам. Не забудьте побыстрее отослать документ в офис страховщика (у вас есть 5 рабочих дней). Морально приготовьтесь к осмотрам автомобиля представителями страховой компании или иных экспертов. С ремонтом машины придётся ждать 15 календарных дней или просить разрешения у страховщика.


Когда пострадавший получит материальное возмещение, никаких претензий к виновнику по данному происшествию он предъявить не сможет, разве что подать иск, заявив о незаметном на момент аварии и проявившемся впоследствии вреде здоровью. Доказать это трудно, но некоторые любители потрепать нервы никогда не отказываются от удовольствия, поэтому при ДТП меняйтесь расписками об отсутствии претензий в будущем.

Кто поможет в составлении бумаг


Многие водители по-прежнему боятся самостоятельно оформлять европротокол из-за страха допустить ошибку, вследствие чего страховая компания откажется платить. Учить самостоятельной регистрации несчастных случаев начали в автошколах, а тем, кто не прошел спецподготовку, предлагаются услуги горячей линии и контакт-центров.

Операторы работают круглосуточно и помимо оформления документов могут помочь с поиском парковок и остановок общественного транспорта, а также подскажут, куда направить апелляцию, жалобу или предложение. Уточните свежие номера служб в своём регионе у любого автоинспектора или страховщика.


Люди до сих пор могут осуществлять свои гражданские права и вызывать ГИБДД на место происшествия. По крайней мере, теоретически. При отсутствии жертв и участии не более двух автомобилей им настоятельно рекомендуют разбираться самостоятельно, не прибегая к услугам автоинспекции.


С одной стороны, инновации облегчают жизнь водителей, устраняя дополнительный стресс от общения с не всегда лояльными представителями закона и сокращая время на процедуру оформления ДТП.

Но, сложив два плюс два, видим, что органы ДПС просто сняли с себя лишнее бремя, ибо кровавых аварий на дорогах значительно меньше, чем обычных столкновений. Сокращается нагрузка - можно уменьшить и штат сотрудников. Полицейских патрулей на дорогах станет намного меньше. Массу их функций возьмут на себя водители и камеры автоматической фиксации дорожного движения.


Экономия бюджетных средств - это, конечно, замечательно, но водители начнут в массовом порядке скрывать номерные знаки под слоем грязи и гонять, не опасаясь стационарных камер и чужих видеорегистраторов. Остановить их будет некому, а наказание за нечитаемый номерной знак смешное - можно нагло провоцировать аварийную ситуацию. В конечном итоге добропорядочные граждане на дорогах получат крупномасштабный «привет из 90-х».

Затронем и финансовую сторону. В настоящее время европротоколы дают право на возмещение потерь лишь до 50 000 рублей (в Москве, Санкт-Петербурге и прилегающих к ним районах - до 400 000).

Страховщики обещают рассмотреть вопрос повышения размера выплат, а пока убеждают автовладельцев, что большинство несчастных случаев укладывается в 50 тысяч и нет никакой необходимости в большей сумме для устранения трещины в бампере и едва заметных царапин.


Да, это выход для человека на потрёпанной Ладе. Но иногда даже пустяковый несчастный случай «влетает в копеечку»: одна замена сработавших подушек безопасности может обойтись дороже, что уж говорить о повреждении дорогостоящих деталей роскошных машин. То, что не удалось покрыть страховкой, пострадавшие будут взыскивать с виновника. Через суд или бандитов.


Законодательные органы, минфин и страховщики продолжают дорабатывать правила и расчёты в рамках регистрации мелких аварий по европротоколу. Планы на ближайшее будущее содержат три важных нововведения.
  1. Действие такого протокола распространится на ДТП с участием больше двух машин.
  2. Его можно будет оформлять, даже если водители не пришли к согласию в определении виновника аварии и её обстоятельств.
  3. С 1 июля 2018 года сумма выплат в большинстве регионов Российской Федерации должна увеличиться с 50 до 100 тысяч рублей. Но это положение будет действовать при условии наличия в транспортных средствах современного оборудования и мобильных приложений, которые в некотором смысле должны заменить ГИБДД, осуществляя «привязку» к месту ДТП и сообщая страховщику об аварии в режиме реального времени.


Многих россиян беспокоит то, что всё это может спровоцировать хаос на дорогах. Автовладельцев приучают к независимости и добропорядочности, но найдётся масса желающих получить страховку «на ровном месте» и намеренно создающих аварийную ситуацию.

Маловероятно, что подобные прогрессивные инновации понравятся добропорядочным водителям. Зато сотрудники дорожной полиции в восторге - нагрузка на них снизилась в разы, что не может не радовать, особенно с учетом некоторого сокращения персонала. Они больше всех заинтересованы в продвижении и развитии новой практики, ибо с ростом автомобильного парка страны количество «мелких» дорожно-транспортных происшествий только за одно десятилетие после введения ОСАГО увеличилось в несколько раз.

Несмотря ни на что, популярность европротокола растёт. По данным РСА, если до введения поправок в правила дорожного движения (в частности, в порядок регистрации дорожно -транспортного происшествия) его использовали ежемесячно около 12 тысяч участников ДТП, то в настоящее время (по данным на конец 2017 - начало 2018 года) их количество выросло до 38 тысяч в месяц.

Доля несчастных случаев, зарегистрированных по европейскому протоколу в Москве, до июля 2017 года составляла около 6%, а уже в октябре превысила 21%. На данный момент в некоторых регионах РФ цифра достигает 46-55%, а к середине 2018-го, по прогнозам, должна дойти до 62-68%.

Видео о том, как оформить европротокол без ошибок:

Все участники дорожного движения рискуют тем, что могут оказаться в дорожно-транспортном происшествии. Поэтому каждый из них должен знать, как действовать в сложившейся ситуации. Если еще несколько лет назад водители в любом случае должны были вызывать сотрудников ГИБДД, то сейчас правила изменились. Но далеко не все знают, как теперь действовать на дороге.

Я и сама недавно оказалась в ДТП в качестве водителя. Поэтому мне пришлось разобраться во всех тонкостях составления европротокола без вызова сотрудников ГИБДД. На самом деле все не так сложно, только надо знать основные правила, когда водители могут составить документы без вызова правоохранительных органов, а также требования к составлению самого европротокола. Об этом я и расскажу вам в этой статье.

Такое название позаимствовано из Европейских стран, так как там водители оформляют самостоятельно около 80 % дорожных происшествий. В России решили также облегчить ситуацию на дорогах тем, что теперь водители могут самостоятельно оформить ДТП и им не придется ждать несколько часов прибытия ГИБДД. Для этого участники происшествия должны использовать определенную форму извещения о случившемся.

Европротоколом в нашей стране называется обычный бланк извещения о произошедшем дорожном случае страховой компании, при котором были повреждены транспортные средства. Также в этом документе отражается и причинение вреда здоровью. Он всегда выдается при заключении ОСАГО каждой страховой компанией.

Но так как в последние годы большинство страховщиков оформляют электронные полисы через интернет, то данной формы к распечатанному полису не прилагается. Поэтому многие автовладельцы не знают, где получить нужный бланк.

Вы можете получить его:

  • в любом офисе вашей страховой компании;
  • скачать с любого проверенного правового ресурса;
  • в этой статье.

Форма бланка строго унифицирована. Поэтому использование другого формата извещения не допустимо. Страховая компания просто не примет от вас заявление и не будет компенсировать ваши убытки. Поэтому обязательно проверьте, есть ли у вас в машине бланк европротокола.

Условия оформления

По факту происшествия заполнять такой бланк надо всегда, если в дальнейшем один участник происшествия планирует обращаться к страховщику. Если водители урегулируют вопрос мирным путем без обращения к страховщику, то заполнять его не потребуется.

Однако законодательством установлены условия, при которых участники могут оформить происшествие самостоятельно, не вызывая представителей ГИБДД. А также есть условия, при которых вызов их на место обязателен. Эти правила необходимо знать, так как при несоблюдении их водителям грозит административная ответственность, вплоть до лишения водительских прав (за оставление места аварии).

Обойтись без вызова инспектора разрешается в следующих случаях:

  • когда участие приняли только 2 транспортных средства в произошедшей ситуации;
  • если каждый водитель имеет действующий полис ОСАГО;
  • вред причинен только этим транспортным средствам и не повреждена больше ничья собственность;
  • не нанесен вред здоровью ни одному участнику;
  • максимальный размер убытков не превышает 100 000 рублей (эта сумма была увеличена с 50 тысяч рублей с 1 июня);
  • между участниками происшествия нет спорных моментов относительно происшествия, и по поводу виновности одного из них.

Также надо знать, что запущен пилотный проект, в рамках которого жители Москвы и Санкт-Петербурга, а прилегающих к ним областей: Ленинградской и Московской, могут самостоятельно фиксировать суммы ущерба до 400 000 рублей при обязательно условии, что во время аварии водители зафиксируют это происшествие на устройства со спутником ГЛОНАСС. Таким образом, при возникновении сомнений страховщик может в любом момент проверить, где произошла авария, и какие части автомобилей в ней пострадали.

Во всех остальных случаях вызов ГИБДД обязателен. Но составлять данное извещение все равно придется для обращения к страховщику.

Порядок заполнения

Этот документ представляет собой 3 листа, где первые два – это бланки для каждого водителя, а последний лист – инструкция по заполнению. Если вы не знаете или не помните, как заполнять, рекомендую изначально ознакомиться с правилами, указанными в инструкции. Потому что если вы заполните документ неправильно, то страховщик имеет право отказать вам в компенсации ущерба.

Помните, что первая страница сделана самокопирующейся. Поэтому все, что вы напишите на первом бланке, будет отражаться на втором. А вот оборотная сторона каждой из этих страниц идет обычная. Она предназначена для заполнения индивидуально каждым водителем.

Но если вы распечатали бланк с интернета, то листы у вас будут обычными и копироваться ничего не будет. Для удобства вы можете положить копировальную бумагу между листами, либо заполнить бланк повторно. Но вся информация в нем должна совпадать с первым бланком.

Основные правила

Важно придерживаться установленных правил, для того чтобы в дальнейшем не пришлось переписывать извещение:

  1. Все сведения вносите шариковой ручкой, тогда они хорошо откопируются на втором листе. Не допускается использование маркеров, карандашей, ручек других цветов, кроме синего и черного.
  2. Все сведения должны быть написаны понятным почерком. Лучше заполнять печатными буквами, чтобы потом не возникло вопросов к написанному.
  3. Обязательно должны быть заполнены все поля и все страницы бланка. Там, где информацию предоставлять не требуется, надо ставить прочерк или большую Z.
  4. Бланк не должен быть мятым, рваным. Это документ, поэтому он должен быть надлежащего вида.
  5. Не допускается зачеркиваний, исправлений, помарок. Но если требуется внести корректировку, ее надо заверить подписью и фразой «Исправленному верить».

При составлении европротокола потребуется только один комплект европротокола. Поэтому не имеет значения, кто из участников происшествия его предоставит.

Пошаговая инструкция

Заполнять бланк надо обязательно в присутствии обоих водителей, так как потребуются сведения о каждом из них. Чтобы избежать дополнительных разногласий, лучше делать это вместе.

Порядок действий будет следующий:

  1. Место ДТП: прописываем город и адрес ближайшего здания. Если это трасса, то указываем ее название и примерный километр от крупного населенного пункта.
  2. Дата: вписываем не только день, но и время события поминутно.
  3. Количество ТС: их может быть только 2, если вы оформляете протокол без вызова ГИБДД.
  4. Количество раненых, погибших везде ставим прочерки, потому что при их наличии вы не имеет право оформить ДТП самостоятельно без правоохранительных органов. Но при заполнении этого документа при ГИБДД вы должны указывать фактические данные в документе.
  5. Освидетельствование , в нашем случае ставим крестик к слову «нет », так как направить на него имеют право только сотрудники правоохранительных служб.
  6. Материальный ущерб третьим ТС, имуществу: также ставим крестик к слову «нет », потому что в ином случае вызов ГИБДД будет обязательным.
  7. Свидетели: лучше всего будет, если вы сможете найти незаинтересованного свидетеля, находившегося рядом. Здесь надо указать ФИО, адрес, телефон человека.
  8. Оформление сотрудником ГИБДД: указываем, что не проводилось.
  9. С 9 до 15 пункта надо заполнять за обоих водителей. Один из них будет водителем автомобиля «А», другой водителем автомобиля «В». При этом в отношении виновности, неважно, кто будет под какой буквой. В п. 9 указываем сведения из СТС: марку автомобиля, VIN, государственный номер, реквизиты СТС .
  10. Собственник: также указываем из свидетельства о регистрации вашего автомобиля. Кроме ФИО надо указать еще и адрес регистрации .
  11. Водитель: он может быть владельцем авто или другим человеком. Здесь надо указать не только ФИО и адрес , но и телефон , номер водительского удостоверения , категорию прав и дату их выдачи , название документа, на основании чего этот человек управлял данным ТС .
  12. Страховщик: сюда вписываем его название из страхового полиса, далее реквизиты этого полиса, срок действия. Также надо сделать отметку, если ли страхование от ущерба (КАСКО).
  13. Место удара: здесь надо отметить то место, которым первоначально вы столкнулись с другим ТС. Будьте внимательны, так как там изображены 3 ТС: грузовик, легковой автомобиль и мотоцикл. Выбирайте ТС, соответствующее габаритам вашего.
  14. Перечень повреждения: здесь мы указываем только видимые повреждения деталей. Для этого надо внимательно осмотреть свой автомобиль на наличие сколов, царапин, трещин и прочих появившихся дефектов.
  15. Замечания: здесь надо указать, считаете ли вы себя виновным. Для обоюдного заполнения документа один из водителей должен написать, что признает себя виновным, а второй не признает себя виновным. На основании этого страховщик выплатит компенсацию невиновному и востребует ее со страховой компании виновного.
  16. Обстоятельства ДТП: этот пункт очень важен. Здесь надо быть очень внимательным, так как отметки и своих действиях должны поставить оба водителя. На практике при заполнении европротокола многие допускают здесь ошибки. Водитель ТС «А» должен сделать отметки с левой стороны, ближе к колонке, где он вносил сведения о себе. Водитель ТС «В» ставит отметки правее. Сначала прочитайте все возможные пункты и определите, что должен отметить каждый из водителей. Также внизу не забудьте поставить количество клеток, где вы сделали отметку.
  17. Схема: большинство водителей не любят именно этот пункт, потому что бывает иногда очень сложно изобразить понятную схему аварии. Вы должны изобразить схематично два прямоугольника «А» и «В» в момент столкновения на дороге. Кроме этого вокруг вы должны отметить расположение дорожной разметки, наличие полос, направление движения (стрелочками), а также указать номер дома или другого здания, чтобы понимать расположение машин относительно улицы. Помимо этого желательно отметить все дорожные знаки и светофоры.
  18. Подписи: их ставят оба участника, что является подтверждением правильности введенных данных и согласия с тем, что написано.

Рекомендую проверить действительность полиса ОСАГО второго водителя не только по распечатанному документу, так как он может оказаться поддельным, а также по электронной базе. Сделать это легко. Достаточно войти на сайт РСА и воспользоваться услугой проверки действительности полиса.

На оборотной стороне каждый водитель заполняет сведения самостоятельно:

  1. ТС: надо указать, водитель какого автомобиля заполняет эту сторону.
  2. Обстоятельства: Здесь вы должны кратко, но точно описать, при каких обстоятельствах произошло столкновение. Также вы должны указать все факты вашей невиновности и вины другого водителя. Здесь же указываете свидетеля аварии. После окончания текста поставьте Z, чтобы никто не смог за вас дописать лишнего.
  3. Водитель ТС: здесь надо указать, кто управлял автомобилем: владелец или иной человек.
  4. Сведения о других ТС: здесь ставим прочерки, так как составление этого документа без вызова сотрудников правоохранительных органов не допускает участие более 2 средств.
  5. Повреждения имущества: всегда будет прочерк, если пострадали только автомобили. Если ущерб был причинен другим материальных средствам, вызов ГИБДД будет обязательным.
  6. Возможность передвижения ТС своим ходом: отмечаем в соответствии с действительностью.
  7. Примечания: здесь можно указать все, что вы считаете нужным дополнительно сообщить страховой компании. Это могут быть сведения о том, что у вас есть запись видеорегистратора или запись на телефон последствий столкновения.
  8. Подпись, дата, расшифровка.

Посмотреть наглядный пример заполнения вы можете в этом видео.

Заполненные бланки необходимо предоставить страховщикам. Виновный участник должен направить его в течение 5 дней (однако страховой договор может предусматривать иной срок подачи), а невиновный в течение 15 дней. Если этот срок будет пропущен невиновным участником, то страховщик может отказать ему в компенсации ущерба. В этом случае он вправе через суд требовать компенсации ущерба с виновника происшествия. Аналогичный риск есть и в случае, если извещение будет составлено неправильно, и на этом основании страховщик откажет в выплате.

Все спорные вопросы со страховщиком в любом случае будут решаться через суд. И если невиновный водитель не сможет его выиграть, тогда он сможет взыскать свой ущерб с виновника, также через суд.

Если виновный водитель своевременно не известит своего страховщика о произошедшей аварии, то страховая компания вправе предъявить ему требование о компенсации ей выплаченного ущерба невиновному участнику.

Поэтому крайне важно сразу обращаться в страховую компанию для извещения ее о произошедшем. Потому что в противном случае последствия могут быть очень негативными. Будьте внимательны при составлении европротокола, а также удачи вам на дорогах!

Раньше сотрудников ГИБДД приходилось ждать после любой дорожной аварии. Сейчас ситуация изменилась: если ДТП «лёгкое», без пострадавших и значительных повреждений, водители могут разобраться с оформлением сами. Однако для этого им понадобится бланк Европротокола. Давайте разберёмся, где достать такой бланк и как он выглядит.

Как работает Европротокол

Оформление ДТП по Европротоколу – это установление факта и обстоятельств аварии без участия ГИБДД. Под самим Европротоколом понимается специальная форма Извещения о ДТП, которую заполняют оба водителя сразу после столкновения.

Европротокол удобен: не нужно вызывать автоинспекторов, дожидаться их приезда, рассказывать об аварии и следить за заполнением обычного протокола с другими бумагами. Водители могут просто заполнить бланк и разъехаться. Это займёт буквально 15 минут. Затем заполненный бланк можно передать в страховую, чтобы получить выплату за повреждения.

Закон позволяет оформить ДТП самостоятельно, если:

  • оба водителя единодушны в оценке аварии (не возникает споров о том, кто виновник);
  • у обоих есть действующие полисы ОСАГО;
  • пострадали только их машины;
  • не нанесён ущерб здоровью.

Важна и сумма ущерба. В Москве и СПб она не должна превышать 400 тыс. рублей, в регионах – 50 тыс. Если повреждения серьёзные – надо звонить в ГИБДД. Тем более, что страховые компании любят придираться к автомобилистам, заполнившим бланк самостоятельно. Есть риск, что при большой сумме ущерба получить компенсацию не удастся.

Повреждения ограничиваются слегка помятым бампером или разбитой фарой? Значит, можно смело использовать Европротокол.

Где взять Европротокол?

Бланк Европротокола выдают в страховой компании вместе с полисом ОСАГО или КАСКО. Он отпечатан на копирующей бумаге, что упрощает его заполнение: когда вы пишете на одном экземпляре, записи одновременно появляются на втором. Этот бланк страховщики должны выдавать «по умолчанию» — если вы приобрели полис, а Европротокола там нет, требуйте приложить его к комплекту документов по страховке. Каждый автомобилист-страхователь имеет на это полное право.

Есть ещё два важных момента:

  • получить бланк у страховщика можно даже после приобретения полиса;
  • его обязаны выдать в любом отделении вашей СК (страховой компании), а не только в том, где вы заключали договор страхования «автогражданки».

Если вы попали в аварию, а отделение вашей СК совсем рядом – можно просто зайти туда, попросить бланк, вернуться на место ДТП и заполнить его вместе с другим водителем. Для сотрудника СК выдать эту анкету – минутное дело.

Скачиваем и распечатываем бланк

Бланк – это всего лишь анкета установленной формы, в которую заносят информацию о ДТП. Хотя страховщики распечатывают его на копировочной бумаге, бланк на обычном листе для печати тоже подойдёт. Ни один страховщик не вправе предъявлять претензии по этому поводу.

Скачать бланк можно:

  • на сайте РСА (Российского союза автостраховщиков);
  • на официальном сайте любой страховой компании;
  • на сайтах страховых брокеров или других надёжных справочных сервисах.

Распечатайте его на обычном принтере и возите с собой.

Как вы знаете, полис ОСАГО сейчас тоже можно купить через интернет – страховщик присылает этот документ по электронной почте. Теоретически бланк Европротокола при онлайн-покупке тоже должны высылать на ваш почтовый ящик, но на практике так бывает не всегда. Ничего страшного: форма бланка только одна, поэтому нет риска скачать устаревшую версию. Если его не прислали, воспользуйтесь любым из перечисленных выше способов.

Небольшой совет: если вы решили скачать извещение, загрузите заодно образец его заполнения . Образец будет полезно распечатать и возить с собой, чтобы было, с чем свериться.

Оформление Европротокола при ДТП

Итак, бланк у вас на руках. Теперь главное – правильно его заполнить. Это важно, потому что из-за допущенных при оформлении нарушений страховая может отказать в выплате. Такое бывает, даже если нарушения незначительны.

  • Заполняйте бланк шариковой ручкой. Гелиевая может соскользнуть, оставить помарки и сделать неразборчивым то, что вы написали в какой-либо графе. Для страховой компании это отличный способ оспорить необходимость выплаты.
  • Бланк должны заполнять оба водителя. Для этого в нём предусмотрены соответствующие колонки. Нельзя записывать показания за другого участника ДТП, даже если он просит вас это сделать.
  • Оборотную сторону бланка каждый участник аварии тоже обязан заполнить самостоятельно.
  • После заполнения можно внести какие-либо дополнения. Однако их обязательно нужно заверить подписью обоих водителей.
  • Пустые графы оставлять нельзя, каждая из них важна. Если по каким-то пунктам никаких данных нет, поставьте прочерк на всю длину графы.

И обязательно дважды перечитайте написанное. Убедитесь, что ваши со вторым водителем показания совпадают. Оформление Европротокола при ДТП – дело ответственное, одна небольшая ошибка – и останетесь без компенсации. Если вы не уверены, что бланк заполнен правильно, лучше пожертвовать часом-другим времени и вызвать дорожных полицейских.

Страховщик примет заполненный бланк с другими документами в течение 5 дней после аварии. Не забудьте, что до проведения экспертизы повреждений ремонтировать автомобиль нельзя.

Подведём итоги

Скорее всего, бланк Европротокола у вас уже есть. Проверьте пакет документов, который вы получили в страховой компании при покупке ОСАГО. Помимо полиса, там должна быть брошюра с правилами страхования и тот самый бланк извещения о ДТП. Вы его сразу узнаете:

  • лицевая сторона бланка разделена на три колонки;
  • в той, что посередине, прописаны основные обстоятельства ДТП и оставлено место для схемы аварии;
  • в левой и правой колонках нужно указать личные данные водителей и сведения об автомобиле;
  • на бланках, выдаваемых в СК, обе крайние колонки выделены голубым цветом.

Европротокол – плохое решение, если за полученные в ДТП повреждения вы планируете получить выплату по КАСКО. Многие СК в своих правилах страхования обязуют водителей оформлять аварии только через ГИБДД. Если у вас есть КАСКО, ещё раз изучите условия договора – прописан ли там такой пункт?

При получении полиса ОСАГО или КАСКО в страховой компании, сотрудник, представляющий страховщика должен выдавать такой бланк в любом случае. Если этого не было сделано, по тем или иным причинам, необходимо попросить – напомнить представителю страховой компании о его обязанности.

Но бывает так, что автовладелец в момент оформления полиса не знает о необходимости иметь под рукой документ, о котором идет речь. А потом узнает, что бумага может понадобиться. Где в таком случае ее брать?

Если «озарение» пришло до ДТП, то можно заехать в свою страховую и взять бланк у страховщика. Если же происшествие на дороге уже случилось, то ситуация осложняется.

Конечно, если офис страховщика рядом, то можно, оставив автомобиль, обратиться в организацию за документом. Но такую ситуацию, если честно, сложно представить. Человек, находясь в стрессовом состоянии, куда-то бежит, оставляя свою поврежденную машину на дороге или на обочине. А что, если офис страховщика находится далеко? Это же придется потратить много времени.

Есть альтернативный вариант: вызвать аварийных комиссаров и купить у них вместе с их услугами. Эти люди зарабатывают себе на хлеб, оформляя ДТП. Необходимые бланки у них есть. Проблема только в том, что за услуги аварийных комиссаров нужно будет внести им определенную плату. Но есть и другие варианты, о которых речь еще будет вестись в настоящей статье.

Нюансы оформления, если полис ОСАГО электронный

Если полис ОСАГО покупался через интернет, то есть два варианта:

  1. Заехать в офис СК и взять чистые бланки.
  2. Оформлять извещение о ДТП в электронном виде.

Законодательство разрешает заполнения извещения через интернет, данное правило регламентируется Указанием Банка России от 08.10.2019 N 5283-У . Так называемые е-ОСАГО, а теперь и е-Извещение, могут значительно упростить всем жизнь:

  • нагрузка на страховщиков становится меньше, потому что документ подготавливает сам автовладелец;
  • нет необходимости возить с собой бланки;
  • нет необходимости ехать в СК и лично отвозить документ;
  • если в процессе заполнения допущена ошибка, можно набрать информацию заново.

Можно ли распечатать извещение самому?

Действующее законодательство устанавливает, что бланк Извещения должен иметь определенную форму. Но требования о том, что его нужно обязательно получить у представителя СК нет. Конечно, те экземпляры, которыми обладает страховщик, имеют определенное преимущество. Дело в том, что в СК бланки Извещения изготовлены на специальной бумаге. Говоря просто – на копирке.

Закон устанавливает, что у каждого участника происшествия должен остаться экземпляр Европротокола. Таким образом, если бланк получен у страховщика, то его не нужно заполнять дважды – экономится время ( ?). Стороны оформляют один лист, а на второй вся информация копируется автоматически. Но это единственное преимущество. Европротокол можно распечатать и из интернета и возить с собой.

Совет: стоит имеет под рукой не только чистый бланк Извещения, но и его заполненный образец, чтобы в случае ДТП не возникло никаких сложностей с оформлением.

Где взять документ?

В принципе, можно сделать это, где угодно. Главное, чтобы форма бланка была той, которая предусмотрена действующим законодательством. Если это так, то страховщик не может предъявить претензию относительно того, что документ получен не у него.

Если же форма или содержание Европротокола не соответствуют установленным требования, то с печатью могут возникнуть проблемы. Поэтому лучше использовать авторитетные источники.

Справочно-правовые системы

Существуют две крупные компании (Консультант и Гарант), которые занимаются тем, что публикуют на страницах своих сайтов тексты правовых актов, образцы и бланки различных документов.

Чтобы получить бланк Извещения, нужно зайти на один из этих сайтов и ввести в поиске: «Бланк Европротокола» или «Бланк Извещения о ДТП». Нет сомнений в том, что в результатах поиска найдется необходимый документ. Его нужно распечатать в нескольких экземплярах – чтобы подстраховаться – не у всех получается с первого раза правильно при ДТП ( ?). Далее эти листы бумаги необходимо положить в машину и возить с собой всегда.

РСА

Российский союз автостраховщиков – это организация, которая, во многом, контролирует и регулируют деятельность страховых компаний, занимающихся ОСАГО и КАСКО в России.

На официальном сайте РСА можно найти массу полезных советов и документов, которые могут пригодиться водителям. Есть там и бланк Извещения о ДТП. Его можно скачать по этой ссылке .

Сайт страховой компании

Чтобы получить документ, о котором идет речь, как и в случае с полисом, вовсе не обязательно ехать в офис страховщика. Достаточно зайти на официальный сайт.

На сайтах, как минимум, крупнейших компаний имеется раздел, где можно скачать нужный бланк. Например:

В принципе, не обязательно заходить на сайт именно той компании, в которой был приобретен полис. Как отмечалось, бланк имеет установленную форму, поэтому каких-то различий быть не должно.

Таким образом, отсутствие бланка на руках – это не беда. Его всегда можно получить одним из вышеуказанных способов. Проще всего, конечно, когда у человека под рукой есть компьютер и принтер. Тогда, даже не возникнет необходимости выходить из дома.

Лучше позаботиться о получении документа, о котором шла речь в настоящей статье, заранее. Потому что искать бланк после того как произошло ДТП – не лучший вариант. Если происшествие случилось, то возникает масса других забот и проблем. Осуществлять поиски бумаги не будет ни желания, ни времени.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .