Исковое заявление в административном судопроизводстве. Как составить административное исковое заявление

В связи с вступившим с сентября 2015 года в законную силу Кодексом административного судопроизводства (за исключением некоторых норм), в судебной (практике) системе было введено множество нововведений. В частности это коснулось порядка рассмотрения административных дел. А также составления и подачи некоторых документов, в том числе и административных исковых заявлений.

Несоответствие требованиям законодательства при составлении и подаче административный иск может быть оставлен судом без рассмотрения, что может значительно затянуть процесс, а в некоторых ситуациях судебный орган вправе отказать в его приеме или вернуть исковое заявление с требованием доработать (донести документы, изменить содержание и т.п.).

Понятие, задачи, содержание

Что же такое административный иск? Согласно вновь принятому кодексу, это требование истца о защите его публичных имущественных прав, свобод и интересов. Но не стоит путать с административным исковым заявлением, основным отличием которого является тот факт, что в его состав могут входить несколько административных исков.

Административный иск ставит перед собой решение следующих задач:

  • признать действия/бездействия госорганов и органов власти безосновательными;
  • признать постановления, решения, приказы и т.д. органов власти любого статуса (федеральных, региональных, муниципальных и т.п.) неправомерными;
  • признать нормативные правовые акт, принятые одним из органов власти недействительными.
  1. Наименование суда (куда подается иск);
  2. Персональные данные истца:
    • если истом является юридическое лицо – наименование учреждения, юридический адрес, сведения из ЕГРЮЛ;
    • в случае подачи иска физическим лицом – ФИО, данные документа, удостоверяющего личность, дата, место рождения, адрес регистрационного учета, адрес фактического проживания, а также сведения об окончании ВУЗа с юридическим уклоном (если истец решит представлять свои интересы самостоятельно);
    • при использовании услуг по представлению в суде интересов истца, все данные доверенного с указанием серии, номера и срока действия доверенности;
    • контактные данные (номер телефона, эл. почта и т.п.).
  3. Все данные об ответчике (аналогичные истцу).
  4. Тело иска, с указанием нарушенных прав и требований к ответчику (обязательное указание нормативных актов/статей).
  5. Резолютивную часть (прошу, требую и т.п., с указанием нормативных актов).
  6. Далее указываются все приложенные документы.
  7. В заключении, ставится дата и подпись истца.

В наименовании исковых требований обязательно указывается, чьи/какие действия/бездействия обжалуются. Ими могут быть следующие претензии:

  • оспаривание решений органов власти (о признании решения незаконным);
  • обжалование действий/бездействий должностных лиц;
  • а также подать жалобу на действия/бездействия судебного пристава-исполнителя.

Все исковые требования должны быть составлены в соответствии с законодательством и ссылаться на нормы закона. Поэтому, не имея юридического образования и судебной практики, для лучшего исхода дела стоит обратиться к юристу, практикующему в данной сфере права.

Виды

Все административные иски подразделяются на конкретные категории/виды, к ним относятся:

  • иск на действия/бездействия должностных лиц;
  • иск на постановления, действия/бездействия исполнительной власти;
  • иск на признание нормативного правового акта недействительным;
  • иск об оспаривании кадастровой стоимости недвижимости и т.д.

Все исковые требования, относящиеся к административным нарушениям, так или иначе затрагивают все сферы власти и государственных служащих.

Важно! При составлении претензий (административных исков) к органам власти любое лицо может воспользоваться правом ходатайствовать по применению меры предварительной защиты, что в свою очередь приостанавливает действие вынесенного ранее решения госоргана.

Кто может обратиться

Субъектами административных исков могут быть любе заинтересованные лица, а также нерезиденты, если иное не предусмотрено законом.

Составление искового требования

  1. Вновь принятое судопроизводство (КАС) устанавливает такие же требования к написанию данного иска, как и остальные норм права, то есть – письменную. Но, как и другие сферы права, допускает написание иска как вручную, так и с использованием оргтехники.
  2. Обязательным требованием к составлению иска является подпись лица, а при его отсутствии – доверенного лица, действующего на основании нотариально заверенной доверенности.
  3. Можно воспользоваться и готовой формой административного иска. Скачать образец можно по форме ниже.

Образец 2019-2018

.

Подготовка и подача административного иска в суд

К основным правилам составления административных исков можно отнести следующие критерии:

  1. Обязательное использование норм права (использование КАС).
  2. Содержание вступительной части . К вступительной части относиться составление «шапки» документа, расположенной в правом верхнем углу, где указываются в первую очередь все данные об органе, куда подается иск и персональные данные истца и ответчика, с указанием контактных данных.
  3. Содержательная часть . Здесь необходимо прописать информацию о предмете нарушения (какие права/интересы нарушены). Выносилось ли решение другого органа об аннулировании вердикта предыдущей судебной инстанции. Указать доказательную базу, с приложением всех документов и т.п. Обязательны ссылки на статьи закона.
  4. Просительная часть . Нужно указать на норму закона, которую нарушил ответчик, с просьбой отменить в полной мере или частично.
  5. Заключительная часть . Указываются все приложенные документы, количество экземпляров каждого, подтверждение уплаты государственной пошлины (квитанция/чек). Подпись и дата.
Для рассмотрения административных дел главным является полная доказательная документальная база, допускается фото/видео-съемка. Устные подтверждения таким судом не рассматриваются.

Новый кодекс административного судопроизводства не регламентирует указание на конкретный судебный орган, который должен рассматривать такие дела. Административные иски могут подаваться как к мировому судье, так и в Арбитражный суд (каждое требование рассматривается по подсудности иска – военные к военным судам, предпринимательские – к арбитражным и т.п.).

Единственное требование закона указывает на то, что заявления должны подаваться по месту жительства/нахождения административного истца . Количество исков должно быть прямо пропорционально количеству сторон.

Госпошлина

Расходы судебного органа состоят из госпошлины и затрат, связанных с рассмотрение таких дел. определен Налоговым кодексом. Так же КАС допускает предоставление льгот для отдельных категорий граждан.

Сроки рассмотрения

  • Предварительно административный истец обязан попробовать разрешить проблему путем досудебного разрешения спора. Иначе судебный орган не станет даже рассматривать административный иск. Сроки подачи претензии ограничены тремя месяцами с момента, когда потерпевший узнал о своих нарушенных правах.
  • Исковое заявление на постановление судебного пристава подается в течение 10-ти дней с момента возбуждения производства по делу.
  • Сам судья принимает иск в течение 3-х дней с момента его представления. Далее судебный орган оповещает административного истца и все стороны процесса о месте, дате и времени проведения судебного разбирательства.

Подаче административного искового заявления об оспаривании решения органа власти, как правило, предшествует обращение в этот орган, получение официального отказа или не получение ответа в установленный срок.

К органам власти, действия которых можно оспорить в порядке административного судопроизводства можно отнести органы власти РФ, областные, краевые и республиканские органы власти, а также органы местной (муниципальной) власти. Объединяющих их признаком является то, что их решения и официальные документы являются обязательными для граждан и юридических лиц на определенной территории.

Для обжалования решений органа власти необходимо составить заявление в суд по представленному образцу.

Скачать образец:

Административный иск об оспаривании решения органа власти

Вы сможете скачать через 0 сек.

Пример административного искового заявления об оспаривании решения органа власти

В Ленинский районный суд г. Кемерово

Административный истец: Сильненко

Вячеслав Викторович,

адрес: г. Кемерово, ул. Васильевая, д. 78

Административный ответчик: УФМС России

по Кемеровской области

адрес: г. Кемерово, ул. Вилова, д. 99

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

об оспаривании решения органа власти

Я, Сильненко Вячеслав Викторович, гражданин Республики Казахстан, с сентября 2005 г. проживаю в России по виду на жительство. Здесь у меня имеется жена – гражданка Российской Федерации Сильненко Анна Павловна, дочь – Сильненко Василина Вячеславовна, 2010 г.р.

25 апреля 2015 г. обратился в УФМС России по Кемеровской области для продления вида на жительство. Срок действия вида истекал 25 сентября 2015 г. При приеме сотрудником документов, мне было в письменной форме разъяснено, что в отношении меня УФМС России по Кемеровской области 17 апреля 2015 г. вынесено решение о неразрешении въезда в Россию и что я обязан выехать. Кроме того, в связи с решением о неразрешении въезда мне аннулирован вид на жительство, о чем я также письменно уведомлен 25 апреля 2015 г.

Из копии решения о неразрешении въезда следует, что оно вынесено в соответствии с п. 11 ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ, т.е. за неоднократное совершение правонарушений: 13 января 2015 г. (за неподачу уведомления по факту проживания в России в 2014 г.) и 10 апреля по ст. 18.10 КоАП РФ (за работу у юридического лица без разрешения на работу). Однако УФМС России по Кемеровской области не принято во внимание, что 19 апреля 2015 г. мною направлена жалоба на действия должностного лица. И по факту вынесенное 10 апреля постановление не вступило в законную силу. Следовательно, учитываться при принятии решения о неразрешении въезда оно не может. Поскольку вынесенное УФМС России по Кемеровской области решение о неразрешении въезда в РФ является незаконным, нарушает мои законные права на свободу выбора места жительства и свободу передвижения, вынуждая покинуть Российскую Федерацию, где у меня имеются устойчивые семейные связи, решение органа власти является незаконным.

  1. Признать незаконным и отменить решение УФМС России по Кемеровской области о неразрешении въезда в Российскую Федерацию от 17 апреля 2015 г.
  2. Обязать УФМС России по Кемеровской области продлить срок выданного мне ранее вида на жительство в РФ.

Приложение:

  1. Копия административного искового заявления
  2. Квитанция об уплате
  3. Копия решения о неразрешении въезда
  4. Копия решения об аннулировании вида на жительство
  5. Копия решения суда об отмене постановления УФМС по Кемеровской области от 10.04.2015 г.

Сильненко В.В., 05.05.2015 г.

Подача административного иска об оспаривании решения органа власти

Заявление подается в районный суд по месту жительства административного истца или по месту нахождения органа власти. Заявление об оспаривании решения может подать любой гражданин или организация, считающие, что этим решением нарушены их права или ограничены гарантированные свободы и интересы.

При подготовке административного искового заявления рекомендуем ознакомиться с другими образцами по аналогичным ситуациям:

Следует учитывать, что срок обращения в суд с административным иском об оспаривании решения ограничен 3 месяцами со дня принятия этого решения или дня, когда заявитель узнал о принятом решении. При пропуске срока по уважительной причине одновременно подается заявление о восстановлении срока по административному делу .

  1. административное исковое заявление об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.
  2. административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Рассмотрение административного иска об оспаривании решения

Заявление принимается судом в течение 3 дней со дня подачи. После этого в течение 2 месяцев административный иск должен быть рассмотрен по существу с вынесением судебного постановления.

О рассмотрении дела суд извещает заявителя и орган власти, действия которого обжалуются. Суд может привлечь к участию в деле и других лиц, если решение суда может повлиять на их права и обязанности.

Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, не является основанием для его отложения. Однако суд может признать явку представителя органа власти обязательной.

Административный истец должен представить оспариваемое решение и обосновать нарушение своих прав. Орган власти должен представить суду доказательства законности принятого решения и соблюдение установленной процедуры при его принятии.

После принятия судебного решения в окончательной форме у недовольной стороны будет 1 месяц для подачи апелляционной жалобы по административному делу.

После вступления решения в законную силу оно становится обязательным для исполнения. При необходимости заявитель имеет право просить выдать исполнительный лист для принудительного исполнения.

Не нужно опасаться обращаться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения органа власти, поскольку именно такой порядок считается наиболее цивилизованным способом разрешения возникших проблем.

ОФОРМИВ ОНЛАЙН-ЗАЯВКУ НА ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ ПРЯМО СЕЙЧАС, ВЫ ПОЛУЧИТЕ СКИДКУ 10%

Кодексом административного судопроизводства РФ установлены специальные требования, определяющие, как проходит подготовка и подача административного иска. Нарушение любого из них приведет к оставлению административного иска без движения, увеличению сроков рассмотрения дела на время устранения недостатков, а в некоторых случаях – отказу в приеме или возвращению иска.

Суть определяет его содержание, а именно требование, которое должно содержаться в иске. Статья 124 Кодекса административного судопроизводства предусматривает необходимость формулирования административным истцом одного из следующих требований:

  • признать не действующим нормативный правовой акт полностью или в части;
  • признать незаконным решение, действие или бездействие решения органа власти или иного органа, наделенного властными полномочиями;
  • обязать административного ответчика вынести определенное решение, совершить определенные действия или воздержаться от их исполнения с целью устранить нарушения права административного истца;
  • установить наличие или отсутствие полномочий у административного ответчика принять решение по конкретному вопросу;
  • иные требования, связанные с целью защиты прав, законных интересов и свобод в сфере публичных отношений.

Составление административного искового заявления

Составление административного искового заявления начинается с указания наименования суда, определяемого в соответствии с правилами родовой и территориальной подсудности: как правило, это районные суды по месту нахождения административного ответчика. Обязательные сведения в отношении административного истца и ответчика, которые указываются в административном иске, в КАС РФ по сравнению с ГПК РФ расширены:

  • административный истец – гражданин указывает: Ф.И.О., место жительства или пребывания, дату и место рождения в соответствии с документами, устанавливающими личность (паспорт). Если КАС РФ предусмотрено обязательное участие в деле представителя, например, по оспариванию нормативных правовых актов, намерение лично вести дело подтверждается изложением сведений о наличии высшего юридического образования (ВУЗ, год окончания). Административный истец обязательно указывает номер телефона, адрес электронной почты и номер факса (при их отсутствии лучше в иске так и написать «отсутствуют»);
  • административный истец-организация, помимо наименования организации, указывает сведения о государственной регистрации, место нахождения, телефон, номер факса и адрес электронной почты;
  • административный ответчик: истец указывает наименование, место нахождение, если это организация, то сведения о государственной регистрации (если они известны), номера телефона и факса, адрес электронной почты.

Наименование административного иска формулируется исходя из требований и вида дела административного судопроизводства.

Текст административного иска должен содержать обязательное указание на то, какие права или законные интересы, свободы административного истца (других лиц, чьи интересы представляет истец) нарушены, или могут быть нарушены, требование к административному ответчику, доказательства позиции административного истца со ссылками на нормативные правовые акты.

По некоторым делам закон может предусматривать обязательное досудебное урегулирование спорного вопроса. В таких случаях в иске отражаются соответствующие сведения.

Большинство административных исков связаны с оспариванием решений органов власти: при их составлении важно воспользоваться правом заявить в иске ходатайство о применении мер предварительной защиты – приостановить действие решения или иное (подробнее – гл. 7 КАС).

Подготовка и подача административного иска в суд

Подготовив текст административного иска до подачи его в суд административный истец должен определить перечень прилагаемых документов. Указанному процессу следует уделить особое внимание, в противном случае судья может оставить его без движения. Помимо оригинала квитанции об уплате (которая определяется по общим правилам в соответствии с НК РФ), копии административного иска и всех материалов для вручения административному ответчику (или уведомление о вручении таких материалов самим административным истцом), к иску прилагаются:

  • копия нормативного правового акта, решения органа власти, которыми нарушены права обращающего в суд лица или доказательства невозможности его получения;
  • документы, которые подтверждают соблюдение досудебного порядка урегулирования административного спора, когда это обязательно;
  • доказательства, на которые ссылается истец в подтверждении своих доводов.

Если в деле участвует представитель, то он обязательно должен иметь высшее юридическое образование, что необходимо подтвердить копией диплома. Представитель участвует в деле либо по доверенности, либо по письменному или ходатайству административного истца. В последнем случае – только вместе с административным истцом.

Административный иск можно подать лично, через представителя (при наличии доверенности) или почтовой связью. Как и в гражданском процессе, получив административный иск, судья должен вынести одно из определений: принять к производству, оставить без движения, отказать в принятии административного иска или вернуть его. Основания вынесения соответствующего решения установлены ст. 127, 128, 129 и 130 КАС РФ.

Возможность подачи административным ответчиком встречного иска ограничена: например, при оспаривании нормативных правовых актов, обжаловании решений органа власти подача встречного иска не допускается.

Помимо общих рекомендаций по составлению административных исков, лицу, которое имеет намерение обратиться в суд с подобным иском, следует ознакомиться со специальными нормами КАС РФ, например, гл. 21-32, что поможет в подготовке и подаче административного иска.

Законодатель в статье 218 КАС РФ наделяет граждан, организации и иных лиц правом на подачу иска с требованием оспаривания решений при обнаружении факта нарушения их прав следующими субъектами:

  • органами, которые в силу закона наделены публичными правомочиями;
  • должностными лицами;
  • государственными/муниципальными служащими.

Поводом для обращения в суд могут служить:

  • прямое или косвенное нарушение прав;
  • создание препятствий к осуществлению прав;
  • создание препятствий к реализации интересов;
  • возложение не предусмотренных законом обязанностей.

При этом гражданину разрешается воспользоваться не только судебным способом защиты своих интересов. Если имеется такая возможность, разрешить спор можно путем обращения к вышестоящему руководству или употребить иные меры досудебного регулирования.

Более того, если в законодательном акте было установлено требование об обязательном досудебном разрешении вопроса, но истец по каким-то причинам его не исполнил, суд откажет в принятии заявления до выполнения данного требования в полном объеме. Если гражданин попробовал обойтись без суда и направил будущему ответчику бумаги, их копии необходимо приложить к иску, а оригиналы представить в судебном заседании.

В защиту интересов некоторых групп граждан (например, недееспособных или социально незащищенных) вправе обратиться в суд:

  • прокурор;
  • уполномоченный по правам человека (или ребенка, предпринимателя);
  • иные органы и должностные лица, которые наделены законодателем полномочиями по представлению интересов граждан.

В случае если заявление подает орган, в компетенцию которого данное полномочие не входит, суд иск не принимает.

Срок обращения административного истца в суд

Гражданин может подать иск в суд не позже 3 месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о том, что принятое решение нарушает его права. При этом законодатель предусмотрел и исключения. Так, срок сокращается до 10 дней, если:

  • речь идет о судебных приставах;
  • законные интересы были нарушены органом, отвечающим за дачу разрешения на осуществление публичных мероприятий;
  • дело касается отправки в отставку главы муниципалитета.

Если по каким-то причинам срок для обращения в судебные органы был пропущен, судья отказывает в принятии заявления к производству. Однако при наличии уважительных причин истец вправе заявить ходатайство о восстановлении срока. К уважительным причинам в этом случае законодатель относит, например, затягивание рассмотрения жалобы, которая была подана вышестоящему начальнику на действия его подчиненного.

Образец административного искового заявления об оспаривании решений

В Ленинский районный суд Ульяновска

Истец: Новиковская Гузель Романовна

Адрес регистрации: Ульяновск, ул. Гагарина, 2-36

Ответчик: отделение Пенсионного фонда РФ

по Ленинскому району Ульяновска

Административное исковое заявление

26.03.2017 я обратилась в отделение Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району Ульяновска с целью получения консультации для сбора документов о назначении мне пенсионных выплат. После того как на мои вопросы ответили, мне назначили дату следующей консультации, на которую я должна была прийти с документами. При этом сотрудница ПФ РФ пояснила, что пенсия мне точно будет назначена, так как с бумагами никаких проблем нет.

04.04.2017 я пришла в Пенсионный фонд, но уже к другому сотруднику, у меня взяли документы, я написала заявление и ушла. Сказали, что решение комиссии пришлют по почте. Его прислали 11.04.2017, однако в нем было сказано, что пенсия мне не полагается, так как стаж в роддоме не засчитывается в связи с тем, что законодатель не определяет такую организационную форму, как Объединение «Роддом № 1», в качестве места работы, стаж в котором учитывается при начислении досрочной пенсии.

Я написала жалобу вышестоящему руководству. Мне был дан ответ, в котором так же сказано, что мне пенсия досрочная не полагается, так как нет стажа.

Считаю, что мои права были нарушены. На основании вышеизложенного

ПРОШУ:

Отменить решение отделения Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району Ульяновска от 05.04.2017 № 856-р.

Перечень документов, прилагаемых к исковому заявлению:

  1. Исковое заявление в 1 экз. на 2 л.
  2. Решение отделения Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Ульяновска от 05.04.2017 № 856-р на 3 л. в 2 экз.
  3. Квитанция об уплате госпошлины на 1 л. в 1 экз.
  4. Жалоба вышестоящему руководителю на 2 л. в 1 экз.

Дата: 18.04.2017

Подпись: /подпись/

О чем еще стоит знать?

  1. Суд в качестве одной из обеспечительных мер вправе полностью или частично приостановить действие оспариваемого в иске решения, причем об этом в обязательном порядке должны быть извещены стороны. Делается это для того, чтобы действие акта не принесло еще больший вред заявителю, или просто до выяснения всех обстоятельств дела, если у судьи имеются сомнения в правомочности принятого решения.
  2. Если от решения, принятого органом, пострадали несколько граждан и ими были поданы иски в один и тот же суд, судья вправе объединить их в одно дело и рассмотреть требования всех заявителей в едином заседании.
  3. В своем решении по делу судья должен аргументированно объяснить, почему он отменяет решение органа или оставляет его без изменений. При этом непосредственно после заседания будет готова только резолютивная часть акта, в которой указывается вердикт судьи. В полном объеме решение изготавливается позже, причем стороны об этом должны быть извещены заранее. И только после того как стороны получат на руки полную версию судебного акта, они вправе его обжаловать в вышестоящей инстанции.
  4. Если в ходе судебного разбирательства оспариваемый акт был отменен или изменен в части, которой он нарушал права заявителя, суд выносит постановление о прекращении дела.
  5. В случаях, когда стороны подают жалобу на принятое решение, суд апелляционной инстанции проверяет дело в полном объеме (ст. 308 КАС РФ). Это значит, что вне зависимости от того, какие доводы приводит заявитель жалобы, при обнаружении существенных нарушений решение суда первой инстанции будет отменено либо изменено даже в том случае, когда податель жалобы об этом не указывал.

Таким образом, административный иск, предметом которого является оспаривание принятого уполномоченным органом или должностным лицом решения, может подать лицо, которое узнало о том, что его права были нарушены. Если имеется возможность досудебного урегулирования вопроса, гражданам рекомендуется воспользоваться данным вариантом и заявлять иск только при отсутствии положительных результатов (в этом случае к поданному иску прилагаются бумаги, которые направлялись для разрешения спора).

Если действия должностных лиц органа власти, в той или иной степени нарушили чьи-либо права, при оспаривании НА, при нарушении прав судопроизводства на разумный срок и в других случаях – граждане и организации имеют право подать административное исковое заявление. Рассмотрим подобно процедуру подачи и принцип написания административного искового заявления, а так же практику его рассмотрения.

Когда подается иск об административном правонарушении

Как правило, перед составлением административного иска, гражданин или организация обращаются в тот или иной орган власти, и после получения официального отказа, либо неполучения письменного ответа в установленный срок, оспаривают действие или бездействие.

К таким органам власти относят:

  1. областные;
  2. краевые;
  3. республиканские;
  4. муниципалитет.

Для оспаривания принятого решения, юридическое или физическое лицо составляют заявление в суд. Правила заполнения документа не предусмотрены законом, но структура прописана в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ).

Процедура подачи искового обращения

Подача обращения производится по месту жительства истца, либо по юридическому адресу ответчика (т.е. органа власти). Заявление подается гражданином или организацией в районный суд, каждым кто считает, что его права были нарушены в той или иной степени, или органы власти совершили акт ограничения гарантированной свободы и интересов.

Нужно учесть, что сроки обращения ограничены – исковое заявление гражданин или организация вправе подать в течение 3 месяцев со дня оглашения решения органом власти. Если срок подачи заявления упущен по уважительной причине, дополнительно составляется заявление о восстановлении срока подачи иска.

В соответствии с КАС РФ определяются порядок и требования к административным искам и их подаче в суд:

  1. Форма и содержание обращения.
  2. Перечень приложений.
  3. Порядок рассмотрения и принятия решения.
  4. Возврат искового заявления, отказ, приостановка дела.

Административное исковое заявление направляют в суд в письменном или печатном виде, подписанным заявителем или доверенным лицом. Если доверенное лицо непосредственно будет участвовать в судебном разбирательстве, представитель должен иметь нотариально заверенную доверенность для представления интересов истца в суде.

Судебная коллегия вправе потребовать предоставление документа о юридическом образовании, на законных основаниях.

Составление иска через интернет

На сегодняшний день гражданам и юридическим лицам доступно составления обращения в сети интернет. Подача производится на официальном сайте учреждения, где будет слушаться дело. Судебная коллегия на законодательном уровне имеет право отказать в принятии обращения. В каких случаях?

  1. Составление иска не по подведомственности либо подсудности.
  2. Обращение подает гражданин или организация не наделенные правом подачи.
  3. Текст обращения не говорит об административной ответственности ответчика.
  4. По данному делу уже вынесено решение судебной коллегией.
  5. Иные случаи, имеющие законодательную силу.

Истец имеет право обжаловать отказ в рассмотрении дела, судебная коллегия в свое время обязана указать причину отказа, ссылаясь на нормативные правовые акты.

Сроки рассмотрения иска

  1. Три месяца на подачу заявления;
  2. Два месяца – максимальный срок рассмотрения искового заявления судебной коллегией. Существуют исключения предусмотренные законодательством.
  3. Десять дней на подачу обращения, в случаях:
  4. права были нарушены органами власти РФ, которые рассматривают вопросы проведения публичных мероприятий;
  5. нарушение прав органами ФССП;
  6. а так же органами РФ, которые выносят решения об отставке руководителей муниципалитета.

В статье 125 КАС РФ предусмотрена только структура иска, то, что должно указываться обязательно. Сам иск составляется физическим или юридическим лицом в свободной форме. Рассмотрим подробнее структуру:

  • наименование суда;
  • ФИО истца, адрес постоянного места регистрации и фактического места проживания в случае иных сведений;
  • данные об ответчике, юридический адрес;
  • подробное описание нарушения прав;
  • данные о решении спора в досудебном порядке, если он предусмотрен законодательно;
  • пронумерованный список приложений.

Административное исковое заявление составляется на основе любых доказательств, предусмотренных законом. Варианты предоставления могут быть различны: фото и видео съемка, аудиозаписи, показания свидетелей, письменные отказы и другие официальные бумаги.

Какие приложения помимо доказательных документов потребуется предоставить:

  • квитанция об оплате государственной пошлины;
  • копии бумаг, для отправки лицам, участвующим в разбирательстве, если истец не выполнил процедуру уведомления самостоятельно;
  • документы, подтверждающие требования административного обращения;
  • если в суде интересы истца представляет третье лицо, прикладываются документы, подтверждающие полномочия (диплом о юридическом ВО), и доверенность;
  • документы, подтверждающие решение спора в досудебном порядке, если он предусмотрен законодательно.

Рассмотрение обращения судебной коллегией

После рассмотрения обращения, судебная коллегия должна выставить определение по административному иску. Основания для его вынесения регламентированы статьями 127 – 130 КАС РФ. Регламентировано три варианты рассмотрения жалобы: положительное, приостановление, и отказ в рассмотрении. Принять в рассмотрение суд обязан в течение 3-х дней, после этого коллегия будет изучать приложения и само исковое заявление в течение 2-х месяцев.

По результату рассмотрение суд вынесет законодательное определение, которое так же можно оспорить. В случае принятия положительного решения, суд уведомляет о дате, месте и времени проведения слушания. Неявка одной из сторон не является препятствием для проведения судебного заседания, в большинстве случаев суд могут перенести, вторая неявка считается автоматическим доказательством виновности стороны.

Отложение слушания по административному иску

Административное исковое заявление рассматривается на законодательном уровне, и считается эффективным способом восстановления прав, которые были нарушены в той или иной степени, или снятия ограничений гарантированной свободы и интересов. В некоторых случаях судебное разбирательство может быть отложено органами исполнительной власти, оснований для отсрочки слушания несколько:

  • требуется дополнительное производство процессуальных действий, таких как: экспертизы, специализированная помощь и т.д.;
  • ходатайство о принятии дополнительных доказательств по иску;
  • неявка одной из сторон, присутствие, которого считается обязательным условием судебного разбирательства;
  • иные причины прописанные в КАС РФ.

В случае отсрочки рассмотрения дела, судебная коллегия выносит решение, в котором указываются новые дата, время и место проведения слушания, неявка на судебное разбирательство во второй раз, может послужить досрочному вынесению решения.

Практика подачи искового заявления

На практике судопроизводства, можно оспорить незаконные действия любых категорий органов власти. Согласно ч. 6 ст. 198 КАС РФ, судебная коллегия выносит решение незамедлительно после определения. Суд вправе объявить только резолютивную часть, в таком случае обязательство полного определения переносится на срок не более пяти дней. Объявленная резолюция подписывается судьей и приобщается к делу в соответствии с установленным регламентом проведения.

Заключение

После официального оглашения решения суда, истцу и ответчику дается месяц на подачу апелляции, после чего решение является обязательным для исполнения. Подача искового заявления несложная процедура, но все же требующая определенных юридических знаний. Рекомендовано обратиться за помощью к специалистам, адвокатам, которые квалифицируются на ведении административных дел.

Не стоит забывать о том, что в отдельных случаях предусмотренных законодательством, в суде могут участвовать лица, имеющие соответствующие права, в частности высшее юридическое образование. Поэтому перед подачей, необходима консультация специалиста, который не только поможет в оформлении, но и представит ваши интересы в суде.