Хлебников произведения футуризма. Русская литература XX века

28 октября 1885 года в селе Малые Дербеты Астраханской губернии родился Виктор Владимирович Хлебников. Отец поэта-Владимир Алексеевич -ученый- естественник. Мать- Екатерина Николаевна- историк по образованию. Семья Хлебниковых переезжала с места на место. В 1903г. поступил на математическое отделение физико-математического факультета Казанского университета. Увлекается математикой, орнитологией, историей и художественной литературой. Начинает писать стихи. В 1908г. переезжает в Петербург. Переходит на восточный факультет, а затем на славяно-русский отдел историко-филологического факультета. В 1911г. исключен за неуплату. Первая публикация Хлебникова в столице в газете "Вечер", в связи с аннексией Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины (осень 1908). В 1908г. журнале "Весна" напечатано стихотворение в прозе "Искушение грешника".1910- участник первых футуристических сборников. В 1912г. в Херсоне издана первая брошюра Хлебникова с математико-лингвистическими опытами "Учитель и ученик". В первые дни Октябрьской революции Хлебников в Петрограде. Революцию встретил с энтузиазмом. Гордился, что в своих числовых "пророчествах" предсказал год её свершения. В 1922 учащаются приступы малярии. Летом едет в Астрахань на лечение.28 июня 1922г. умер в Волдайской деревушке Санталово, в священных местах срединной России.В1960г. его прах был перевезен в Москву и захоронен на Новодевичьем кладбище.
Модернисты разных оттенков особенно поднимали на щит формально-экспериментаторские вещи Хлебникова - "словотворчество", "заумь"..: Вот одно из программных для раннего Хлебникова стихотворений:
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных - смех усмейных
смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно смех надсмейных
смеячей!
Смейево, смейево,
Усмей, осмей, смешики, смсшики,
Смсюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
("Заклятие смехом")

При жизни Хлебников был известен очень узкому кругу. После смерти поэта круг этот несколько расширился. Тогда же началась канонизация Хлебникова как художника и мыслителя для избранных. В его стихах легкий отблеск смысла присутствует в звуках человеческой речи, звук в определенной степени "содержателен". Соответствия "зрительного" и "звукового" Хлебников уловил. Он был большим мастером стихов-"перевёртышей", которые читаются слева направо и справа налево:
Кони, топот, инок,
Но не речь, а черен он.
Эти и подобные им вещи превозносились близким окружением поэта как откровения искусства будущего. Но был и другой Хлебников- поэт жесткого и мудрого зрения, благородной естественности, наивная и высокая душа.
Мне много ль надо? Коврига хлеба
И капля молока,
Да это небо,
Да эти облака!
("Каменная баба")
В одной строчке Хлебников способен явить огромный истори-чески-социальный смысл, явить его резко, без морализаций и повествовательных подробностей, жестоко и жестко, раняще сердце и воображение: "Вот Лена с глазами расстрела" (здесь и сами зловещие события расстрела рабочих на Ленских золотых приисках в 1912 году, потрясшие Россию; и образ беды, кошмара, муки - "глаза расстрела").
Жизненную миссию Хлебников осознал рано и отчетливо- "Стать звонким вестником добра". Свободно передвигаясь в "правременах", он остро чувствовал и время, а котором жил, "потоп торга и рынка", ужас войн, неправедность социального устроения, величие революции.
Удивительные крайности умещались в Хлебникове.С годами заметно побеждало в нем все же веление доискаться до правды,а не до "праязыка".
Когда в сентябре 1908г. Хлебников, вчерашний студент Казанского университета, увлекавшийся математикой и естественными науками, но уже немного писавший стихи и прозу, приехал в Петербург. Он приехал с благой целью и решимостью завершить высшее образование в центре научной и культурной жизни тогдашней России и быть ближе к источникам нового искусства и духовности,- он оказался в среде и атмосфере плодотворной и губительной одновременно. Университет он почти не посещал, хотя несколько раз переводился на разные отделения. Но судьба определилась - литература и философско-математические изыскания. Кстати, сам Хлебников всю жизнь считал свои занятия по исчислению "законов времени" главным делом, а поэзию и прозу - способом живого изложения их. Нелюдимый и странный в столичной среде провинциал, Хлебников своей подлинностью, оригинальным складом личности привлекал к себе внимание и вызывал интерес, но больше - любопытство. Он поражал мировоззрением, рожденным не столько книжными штудиями, сколько экзотическими для людей городской культуры "сцеплениями" с миром природы и редкой для его возраста самостоятельностью взглядов. Он хорошо знал современную литературу и изобразительное искусство (Хлебников сам был даровитым художником). Ценил символистов, особенно Федора Сологуба и Вячеслава Иванова. С последним он был уже знаком и переписывался. Литературный дебют Хлебникова отмечен 1908 годом - рассказ "Искушение грешника". Он познакомился со многими виднейшими символистами и близкими им литераторами. Алексей Ремизов и Михаил Кузмин благосклонно отнеслись к словесным опытам Хлебникова. Поначалу как свой он был принят и среди литературно-художественной молодежи, объединившейся вокруг редакции журнала "Аполлон". То были будущие акмеисты - Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам и другие. Чуть позднее произошли встречи, жизненно важные для Хлебникова: братья Д. и Н. Бурлюки, Е. Гуро, В. Маяковский, В. Каменский,.К. Малевич, П. Филонов, М. Ларионов, А. Крученых... Уже перечисление этих имен, при всей не равноценности судеб и талантов, говорит об одном - Хлебников в гуще русского "левого искусства", кубофутуризма в поэзии, кубизма и близких ему. Приход Хлебникова в русскую литературу был связан с футуризмом. По сравнению с соперниками- символистами и акмеистами, которые мыслили свое дело в пределах культуры, - футуризм осознает себя как антикультура и на этих основаниях пытается построить здание "искусства будущего". Футуризм осознавал себя искусством урбанистическим и современным - поэтизирование внешних примет машинной цивилизации и большого буржуазного города. Явная и прельстительная для многих антибуржуазность футуризма была революционной лишь в анархистском понимании этого слова. Потому творчество футуристов было прежде всего "творчеством разрушения" (заумь Крученых, беспредметное искусство в живописи). Возможно, было в футуризме и кое-что здравое - требование демократи-зации искусства, известное расширение изобразительных средств, ориентация на современность,- но сам пафос его был губителен и мертвящ. В этическом смысле футуризм оказался крайним проявлением нигилизма. Изгнав сердце и душу из своего творчества, футуристы мало чего добились. Достижения талантливых и честных людей (Маяковский, Хлебников, некоторые художники) произрастали там, где кончался футуризм и начиналось подлинное искусство. Хлебникова это касается прежде всего.)
Миросозерцание и художественные принципы Хлебникова сложились в основных чертах к началу десятых годов и при неизбежной изменчивости были на протяжении жизни довольно устойчивы. Детские годы поэта прошли в краях "первобытных". Природа и ее голоса были для Хлебникова "своими". Природоведческие интересы его лишены дилетантства. С помощью отца - ученого-естественника и одного из основателей Астраханского заповедника - будущий..поэт с профес-сиональной дотошностью изучал окружающий его растительный и животный мир, особенно царство пернатых. Мотивы языческой идиллии, столь отчетливые и красочные в его творчестве, были не надуманной мечтой о "земном рае", а свежей и цепкой, даруемой детством, памятью чувств. Анна Ахматова как-то заметила о стихах Хлебникова: "Это все увидено как бы в первый раз". И вот тому доказательство:
В сосне рокочет бойко
С пером небесным сойка.
И страстью нежною глубок
Летит проворный голубок.
В холодном озере в тени
Бродили сонные лини.
Из глубины зеркальных окон
Сверкает полосатый окунь.
А сине-черный скворушка
На солнце чистит перышко.
С глухого муравейника
Взлетит, стуча крылом, глухарка,
И перья рдяного репейника
Осветит солнце жарко.
Взовьется птица. Сядет около.
Чу, слышен ровный свист дрозда.
Вот умная головка сокола
Глядит с глубокого гнезда.
("В лесу, где лебедь с песней стонет...")
В детских впечатлениях также исток хлебниковского "евразийства", глубокого и здравого внимания к "азиатско-восточному": истории, природным условиям, верованиям, языкам, нравам. Позднее, уже в пореволюционные годы, мечта Хлебникова о вселенском братстве народов сопряжена с Азией как прообразом полуденной гармонии, а Октябрь- начало пути к ней:
Так смуглые войны горных кочевий
По-братски несутся, держась за нагайкой,
Под низкими сводами темных деревьях,
Под рокот ружейный и гром балалайки.
("Навруз труда")

Поэзия Хлебникова держится не на переживании "чего-то" или на размышлениях о "чем-то". Поэт писал, скажем, само лесное утро, а не об утре, сам вечер в горах, а не о вечере. Каждый образ оказывается точным, созданным вновь. Эпичность Хлебникова интимна, миф его- домашний, добродушный, сказочно-яркий:
Зеленый плеск и переплеск
И в синий блеск весь мир исчез
("Синие оковы")
Изначальные мировоззренческие установки, жизненный опыт (Хлебников жил, после приезда из Казани в Петербург, всегда трудно, бездомно, голодно, в непредсказуемых скитаниях), социальные условия тогдашней России, мировая война предопределили отношение поэта к Октябрьской революции. Конечно же, революцию Хлебников мыслил в присущем ему духе, как "союз Разина и Лобачевского", бунтарское возмездие и космическое переустройство вселенной на путях слияния науки, труда и чистого духа, с помощью усвоенных людьми "законов времени" и "звездного" языка.
В послереволюционные годы Хлебников- художник неизмеримо вырастает. В декабре 1921 года он писал:"Я чувствую гробовую доску над своим прошлым. Стих свой кажется чужим". Его поэзия "обмирщается", делается проще, яснее, глубже. Он создает многочисленные произведения о событиях революции, гражданской войны в России, Иране. Напряженно думает и пишет о будущем. Стихотворения и поэмы Хлебникова становятся более непосредственными по тону и манере, образы жизненно и эмоционально более убедительными, морально-идейная позиция выявляется открыто и с максималистской неукоснительностью. Интонационный стих свободно вмещает разноголосицу эпохи. Появляются вещи сюжетно-фабульные, с чертами повествовательного психологизма. Хлебников приходит к страстной стихотворной публицистике. В 1921 году в Пятигорске поэт создает несколько стихотворений о голоде, который тогда смертоносно бушевал в Поволжье и унес миллионы жизней ("Голод", "Трубите, кричите, несите!").
Этическая глухота и претенциозная развязность почти всей футуристической поэзии и модернистского искусства задели своим механическим крылом прирожденную, тонкую подлинность Хлебникова, что-то в ней исказили, смешали, спутали, сбили с толка и лада. Слово дано поэту - для правды, для "испытанья сердец", как считал Блок. Таким оно было даровано и Хлебникову. Отступничества и соблазны свободного артистизма могли помешать и помешали поэту, но слово сильнее - оно "вначале было",- и оно победило.
Однажды Хлебников написал: "Родина сильнее смерти". И он - русский поэт Велимир Хлебников - с родиной.

Хлебников — поэт сложной и трудной литературной судьбы. Провозглашенный своими соратниками по футуризму гением, величайшим новатором и ниспровергателем традиций, он был встречен непониманием и насмешками критики. В глазах читателей он оставался «заумником» и, в лучшем случае, «поэтом для поэтов», понятным лишь немногим избранным.

Биография Велимира Хлебникова (1885-1922)

Уже к четырем годам Виктор (так его нарекли от рождения) бойко читал по-русски и по-французски, неплохо рисовал. Он родился 28 октября 1885 года в Калмыкии. В семье, кроме него, было еще два брата и две сестры. Мать дала всем пятерым детям блестящее образование, сумела привить им любовь к литературе, языкам, истории. Отец был орнитологом и часто брал сына с собой в степь. Ребенок мог часами слушать пение птиц и наслаждаться им, смотреть на небо, наблюдать ход облаков.

Увлеченно, даже одержимо Виктор учился в Симбирской гимназии, а затем в Казанском и Петербургском университетах. Казалось, он пытается объять необъятное. Увлечение математикой сменялось любовью к химии и кристаллографии. Санскрит и восточные языки способствовали рождению интереса к славянскому корнесловию. В 1903 году Хлебников принимает участие в студенческой антиправительственной демонстрации. Следуют арест, исключение из университета и месяц тюрьмы, после чего он резко изменяется как человек. Хлебников приезжает в Москву. Он дает себе обет - найти законы времени. Известность Хлебникова начинается после того, как он приезжает для продолжения учебы в Петербург.

Творчество Велимира Хлебникова

Вначале начинающий автор входит в круг символистов. Хлебников бывал на знаменитой «Башне» Вячеслава Иванова. Здесь, кстати, его и окрестили Велимиром. Затем, вместе с Маяковским, Крученых, Д.Бурлюком Хлебников публикует стихи в сборнике «Садок судей», с которого начинается русский футуризм. Однако творчество самого Хлебникова с самого начала не укладывалось в рамки футуризма. Его стремление к примитиву, к природе, идеализация языческой Руси и прошлого славянства знаменовали иные тенденции, чем у его сотоварищей по футуризму. Даже вместо термина «футуристы» он создал термин на основе русского словообразования — «будетляне».

Хлебников чрезвычайно много занимался изобретением новых слов, но мало что прижилось и осталось в языке - разве что «самолет» (и то некторые исследователи считают автором этого неологизма другого поэта-футуриста - Василия Каменского). Рассеянный чудак в быту, углубленный в свои думы и вычисления, привыкший к одиночеству и житейским лишениям, Хлебников своей неприспособленностью и непрактичностью отличался от своих товарищей по футуризму, задиристых, энергичных.

Он скитался по каким-то комнатушкам, все время без средств, без сколько-нибудь налаженного быта, перебиваясь на весьма скромную и далеко не постоянную поддержку семьи или на грошовые уроки. Неприятие Хлебниковым буржуазно-мещанского быта, его бунтарский пафос, хотя и политически неопределенный, неоднократно прорывается и в его стихах, особенно позднего периода.

  • В силу рассеянного характера и скитальческого образа жизни Хлебников не берег написанное. Однажды он даже поддерживал собственными рукописями огонь костра, ночуя в голой степи, чтобы не замерзнуть окончательно.
  • Во второй половине 60-х гг. прошлого века прах Хлебникова был перенесен на одно из московских кладбищ с погоста глухой деревушки Санталово, где он окончил свои земные дни, убитый недоеданием и параличом ног в 1922 году. Этот факт нашел отражение в одном из стихотворений поэта Бориса Слуцкого.
  • Хлебникова по праву причисляют к поэтам-пророкам. Он предвидел

Сочинение

Велимир Хлебников (1885-1922). Неоценимый взнос в развитие идей футуризма внес выдающийся русский поэт Велимир Хлебников.
Хлебников - хляби созвучий мятежной,
превозмогание косности космоса.
Надобно сердце неслыханно нежное,
чтобы предтечей стать Маяковского
…Думали: музы запущенный хлев,
ритмов расхристанных душный склеп.
Вышло: сиротство судьбы одолев,

Хлебников - века насущный хлеб”, - писал о поэте Зиновий Валвшонок. “Колумбом новых поэтических материков” назвал его Маяковский, с горечью констатируя прижизненную не признанность поэта. Хлебников был ни на кого не похожим, выделялся поэтической экстравагантностью даже среди футуристов, которых он называл будетлянами. Его поэзия - это каскад бесконечных художественных экспериментов и творческих поисков, попытка поиска корневых, наиболее сущностных закономерностей исторического развития человечества и бытия каждого отдельного человека, попытка построения универсальных законов мышления и языка и таких же вечных законов космоса, который ассоциировался для него с огромной звездной книгой с вписанными в нее в виде таинственных символов знаками природы.

Идеи Хлебникова отображены в его многочисленных поэтических и прозаичных произведениях: “Учитель и ученик”(1912), “Слово как таковое” (1913), “Битвы” (1917), “Сборник стихов” (1907- 1914), “Творение” (1901 - 1908), “Ошибка смерти” (1917), “Зангези” (1922) и другие. Спектр творческих интересов поэта чрезвычайно широкий: это и история Руси, ее верования и фольклор, общеславянская мифология, азиатские религиозные и мифологические мотивы, автобиографический элемент, перспективы развития человеческой цивилизации и т.п. Хлебников создал немало образцов экспериментальной лирики, в которой проявили себя принципы нового словотворчества. Это и стих, полностью построенный на однокоренных словах, объединение которых создает необыкновенный звуковой эффект и сложную игру эмоционально-смысловых значений:

О, рассмейтесь, смехачи!
В, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!…

Это и стихи звукообразы, которые создают пластический, почти наглядный портрет рождаемого через стих и артикулярного звука. Это и стихи “оборотни”, которые читаются и слева направо, и справа налево. В такой форме он написал целую поэму “Разин”:

Сетуй утес!
Утро черту!
Мы, низари, летели Разиным.
Течет и нежен, нежен и течет.
Волгу див несет, тесен вид углов…

В поисках сугубо славянских слов Хлебников часто обращался к украинскому языку: “дом”, “вырей”, “чоботы”, “онучи”, “Горинож”, “что ты робишь печенеже?”. Украинская тематика звучит и в отдельных его произведениях - “Из песен гайдамаков” (1912), “Курган” (1915). Знакомый поэта Д. Петровский рассказывал, что “Хлебников, по материнской линии был украинцем, …чем и объясняется большое количество образованных от украинских корней слов в его произведениях. Украинский язык, который до этого времени остается более непосредственным и свежим, такой, что сохраняет звуковую символику, был необходим Хлебникову, который экспериментировал в это время с языком”. Интересно, что Хлебников не только был знаком с творчеством Т. Шевченко, но и в своих письмах, написанных с войны (1914 г.) проводил аналогии между своей тяжелой солдатской судьбой и солдатчиной Т. Шевченко времен его ссылки. Но чуть ли не наиболее интересным и значительным был взнос поэта в разработку создаваемого футуристами высокомерного языка.

Высокомерный язык - это, как известно, специфическая разновидность индивидуального словотворчества, которая вбирает слова и словообразовательные повороты, которые характеризуются ослабленностью или полным отсутствием предметных значений. Язык, который лежит за пределами рационального понимания, общепринятых его норм, беспредметный язык. Эксперименты над языком проводили все футуристы, но концепция высокомерного языка Хлебникова была наиболее аргументированной и глубокой, “…слово, - писал он, - звуковая кукла, словарь - собрание игрушек. Но язык естественно развивался с немногих единиц азбуки: согласные и громкие звуки были струнами этой игры в звуковые куклы. А если брать соединения этих звуков в произвольном порядке, например: бобзоби или дыр бул щ(ы)л, или Манч! Манч! (или) или бреос! - это такие слова, которых нет ни в одном языке, но вместе с тем они что-то говорят, что-то неуловимое, но существующее.

Эти произвольные соединения (звуков), игра голоса вне слов, получили название высокомерного языка. Высокомерный язык - означает то, что лежит за пределами понимания. То, что в заклятиях, заказах высокомерный язык подчиняет и вытесняет понятный, доказывает, что у него особая власть над сознанием, особые права. Но есть путь сделать высокомерный язык понятным. Если взять одно слово, скажем, “чашка”, то мы не знаем, какое значение имеет для целого слова каждый отдельно взятый звук. Но если собрать все слова с первым звуком Ч (чаша, череп, чан и т.д.), то все другие звуки друг друга взаимоуничтожают, и то общее значение, которое есть у этих слов, и будет значением Ч. Сравнивая эти слова на Ч, мы видим, что все они означают “одно тело в оболочке другого”. Ч - означает “оболочка”.

И, таким образом, высокомерный язык перестает быть высокомерным. Он превращается в игру по осознанной нами азбуке - новым искусством, на пороге которого мы стоим. Высокомерный язык выходит из двух предпосылок: Первый согласный звук простого слова руководит всем словом - приказывает другим. Слова, которые начинаются одинаковым согласным звуком, объединяются одним и тем же понятием и словно летят с разных сторон в одно и то же пятнышко сознания. Если собрать слова на Ч: чулок, чувяк, чуни, чуп(а)ки, чехол и чаша, чара, чан, челнок, череп, чахотка, чучело, - то видим, что все эти слова встречаются в пятнышке такого образа. Будет это чулок или чаша, в обоих случаях объем одного тела (ноги или воды) заполняет пустоту другого тела, которое служит для него поверхностью.

Если окажется, что Ч во всех языках имеет одно и то же значение, то решается вопрос о мировом языке: все виды обуви будут называться на Ч, все виды чашек – на - все ясно и просто. По крайней мере “дом” означает дом не только по-русски, но и по-египетски; “хижина, хутор, храм, хранилище “, - мы видим, что значение (X) - “полоса препятствия между точкой и другой точкой, которая двигается к ней”. Значение В в обращении одной точки вокруг другой, недвижимой. Отсюда - водоворот, ворот, вьюга, вихрь и много других слов. Таким образом, высокомерный язык является будущим мировым языком в зародыше. Только он может объединить людей». Вот характерный образец практического использования высокомерного языка у самого Хлебникова (монолог Зангези из одноименной “надповести”, плоскость XIX): “К Зангези подводят коня. Он садится.

Зангези
Иверни выверни,
Умный игрень!
Локоны тучери,
Мучери ночери,
Точери тучери, вечери очери.
Четками чуткими
Пали зари,
Иверни, выверни,
Умный игрень! и т.д.

Спектр творческих интересов Хлебникова чрезвычайно широкий. По оценке С. Бавина, “все творчество Хлебникова можно расценивать как исполинский фрагмент словесного выражения природно-космического и земного бытия. История Руси в соотнесенности с историей Польши (поэма “Марина Мнишек”), с историей Азии (поэма “Хаджитархан”), с современностью (поэма “Сельская дружба”); мифология индуистская (стих “Меня приносят на слоновьих…”) и славянская (стихи “Перун”; “Ночь в Галиции”); то же разнообразие - в повестях: азиатские мотивы - в “Охотнике Усагали”, русские - в “Николае”, южнославянские (”черногорские”) - в “Закаленном сердце”… Во многих из названных произведений заметно выделяется и элемент автобиографизма, что легко объединяется с чрезвычайно широкими историческими обобщениями”.

Среди произведений Хлебникова - многочисленные “эпосы” - славянский фольклорный эпос (”Лесная дива”, “Вила и Леший”, “Шаман и Венера”, драма-сказка “Снижимочка” и прочие), азиатский (”Труба Гульмули”, “Азы и узы”, “Тиран без То”), фантастическая лирикофилософская повесть “Ка” - о человеческом духе, который объединяет времена, народы, мифологические и исторические представления о душе, творчестве, любви. Это, в конце концов, статья “Ряв о железных дорогах”, в которой Хлебников размышляет о развитии цивилизации в связи с развитием транспорта в странах Европы, Америки, России.

В 1921 году романтик-фантазер Хлебников присоединился к частям Красной Армии, которые осуществляли поход в Персию с целью предоставления помощи иранским революционерам. В том же 1921 г. Хлебников сказал: “Люди моей задачи часто умирают, когда им исполняется тридцать семь лет”. В следующем году он умер в возрасте 37 лет.

Основные положения футуристической программы своеобразно выразились в творчестве Велимира Хлебникова (псевд.; наст. имя – Виктор Владимирович Хлебников; 1885-1922) –участника группы кубофутуристов (или «будетлян», как назвал их поэт). Произведения этого большого и оригинального художника явно не укладывались в программные рамки футуристического течения. Опыты его в области стихосложения, языковое творчество, упорное стремление обновить, оживить слово, выявить его «корневой», глубинный смысл, вывести из него целые ряды родственных значений и звучаний – все это оказало плодотворное влияние на развитие русского стихосложения.

Поэзию Хлебникова сближает с лирикой Маяковского гуманистический характер протеста против превращения человека в буржуазном мире в вещь, мотивы бунта человека (поэма «Журавль»). Хлебников выступает как создатель «первобытной» утопии о докультурной гармонии человека с природой («Лесная дева», «Шаман и Венера» и др.). Для поэта современность – только отрезок в нескончаемом ряду времени, которое в своем движении может быть устремлено и в будущее, и в прошлое. Метод «сдвига» во времени лег в основу многих его произведений; образы современности и первобытного мира, мифологии часто выступают у Хлебникова в одном ряду («Маркиза Дэсес», «Внучка Малуши» и др.). Противопоставляя буржуазной действительности культуру далекого прошлого, Хлебников идеализировал некое «естественное» бытие, поэтизировал людей, которые и в современности сохраняют свою «естественность», первобытную красоту («Охотник Уса-Гали»).

Принцип временных «сдвигов», ставший основой художественного мышления поэта, обусловил и его подход к поэтическому языку, реформу которого он предпринимает. Выявляя фольклорно-мифологические формы мышления («Дети Выдры» и др.), Хлебников пытается выделить в слове смысл, заложенный в нем в древнюю эпоху, «разложить» слово на его «первоначальные» значения, части, из которых поэт производит затем новые слова, стремясь создать новый тип языкового мышления. Так строилось хрестоматийно известное стихотворение поэта «Заклятие смехом» (1908–1909):

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,

О, засмейтесь усмельяно!

О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных

смехачей!

О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных

Смейево, смейево,

Усмей, осмей, смешики, смешики,

Смеюнчики, смеюнчики!

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Но эти попытки Хлебникова (и других футуристов) создать «самовитый» язык, «самовитое слово» не отвечали живым законам развития языка, были выражением крайне субъективистских тенденций в поэзии. Теория «сдвигов» отразилась и в собственно поэтической манере

Хлебникова – в «сдвигах» синтаксиса, интонации, ритмики стиха.

Война оказала на Хлебникова, как и на других футуристов, сильнейшее воздействие. В 1916 г. он был призван на военную службу, служил рядовым. В поэмах «Война в мышеловке», «Невольничий берег» он резко выступил против империалистической бойни. Антивоенные стихи Хлебникова были наиболее идейно и художественно значительными в его поэзии.

Вплоть до Октябрьской революции Хлебников оставался в рамках своих утопических мечтаний, верил в «законы времени», был полон иллюзий о возможности создания некоего всемирного государства ученых и общественных деятелей, которые осуществят мировое братство народов. Октябрьскую революцию Хлебников воспринял восторженно, но смутность социальных идеалов поэта продолжала сказываться в его лирике и в послереволюционные годы. Он приветствовал революцию как вихрь «всеочищения», говорил об исторической справедливости ее («Ночь в окопе», 1918–1919), встал на защиту нового мира. Но в его стихах прорывались и прежние идеи о мистической предопределенности исторических событий. Революция трактовалась им прежде всего как стихия. Поэт хотел передать космически-стихийный размах революционного движения как всемирного возмездия, которое принесет новый «лад» миру (поэма «Ладомир»), организует человечество на основе социальной справедливости и новых научных открытий. Этот социальный утопизм основывался на вере поэта в якобы открытые им «законы времени», выводимые из повторяемости исторических событий, которая объяснялась им математическими формулами (овладение ими казалось поэту основой знаний о будущем развитии человечества). Утопические мечты Хлебникова о едином человечестве привели его к попыткам создать некий всеобщий «мировой язык», «звездный язык», основанный на буквенных цифрах, что было явно бесплодным экспериментом.

Жанровая система поэзии Хлебникова сложна и подчас глубоко отлична от классической.

В ней встречаются и малые (стихотворения), и большие формы (поэмы, драмы, рассказы, повести), и так называемые «сверхповести». До нас дошло более пятидесяти поэм Хлебникова, среди них – произведения лирические, эпические, драматические и произведения того особого, «хлебниковского» жанра, в котором лирика оборачивается эпосом, эпос – драмой, и наоборот.

Самым значительным произведением Хлебникова, в котором наиболее наглядно выразились основные черты его поэтики, является поэма «Ладомир». Маяковский назвал ее «изумительной книгой». В поэме речь идет обо всем мире и обо всем человечестве, обо всех временах и обо всех пространствах. Поэма – о революции. О революции как конкретном социальном явлении и о революции как явлении космическом, природном, беспредельном. Первоначально поэма должна была называться «Восстание». Объясняя смысл названия и основной сюжет поэмы, Р. Дуганов пишет, что название «Восстание» имело для Хлебникова, по меньшей мере, три значения: «Оно, прежде всего, конечно, означало революцию; затем оно означало не только революцию как историческое событие, но и революцию как явление природы. Вместе с тем это восстание природы, показанное не просто как разрушение и переворот, но именно как переустройство и пересоздание, означало в конечном счете ВОССТАНИЕ природы, ее восстановление, воскресение и возрождение. В свете этой перспективы поэма, по-видимому, и получила окончательное название «Ладомир», являющееся как бы продолжением "Восстания"».

На протяжении всей сознательной жизни постоянным и основным предметом творчества Хлебникова, его размышлений была Россия, ее народ, ее история и ее природа. Он хотел «открыть Россию в ее Законах», понять ее настоящее, провидеть будущее. И творчество свое он рассматривал как форму этого провидения, более того – предварения будущего. Как и Блок, Хлебников судьбу свою неразрывно связывал с судьбами России. В раннем еще стихотворении «Юноша Я-Мир» он писал: «Я клетка волоса или ума большого человека, которому имя Россия? Разве я не горд этим?». Это мироощущение проходит через все творчество поэта, вплоть до последних его произведений, где оно выражено с предельной простотой и ясностью, как в стихотворении «Я и Россия»:

Россия тысячам тысяч свободу дала.

Милое дело! Долго будут помнить про это.

А я снял рубаху,

И каждый зеркальный небоскреб моего волоса,

Каждая скважина

Города тела

Вывесила ковры и кумачовые ткани.

Голый стоял около моря.

Так я дарил народам свободу,

Источник задания: Решение 2740. ЕГЭ 2017. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов.

Задание 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Велимир Хлебников - русский поэт, один из ЗАЧИНАТЕЛЕЙ футуризма, смелый экспериментатор в области поэтической формы и языка.

Приглашаем вас присоединиться к поздравлениям и порадовать ваших знакомых приятными и ПРАКТИЧНЫМИ подарками!

Перед тем как ОДЕТЬ линзу, необходимо убедиться, что она влажная и чистая, что на ней нет разрывов, трещин и других видимых дефектов.

Закаливание холодом повышает СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ организма простудным заболеваниям.

ЭТИЧЕСКИЙ кодекс врача, содержащий важнейшие понятия этой профессии, впервые был составлен в Индии.

Решение.

1. Определим лексическое значение (смысл) выделенных слов.

Велимир Хлебников - русский поэт, один из ЗАЧИНАТЕЛЕЙ (родоначальников) футуризма, смелый экспериментатор в области поэтической формы и языка.

Приглашаем вас присоединиться к поздравлениям и порадовать ваших знакомых приятными и ПРАКТИЧНЫМИ (полезными) подарками!

Закаливание холодом повышает СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ (устойчивость) организма простудным заболеваниям.

ЭТИЧЕСКИЙ (соответствующий этике) кодекс врача, содержащий важнейшие понятия этой профессии, впервые был составлен в Индии.

2. Найдём слово, которое употреблено неверно.

Перед тем как ОДЕТЬ (покрыть одеждой) линзу, необходимо убедиться, что она влажная и чистая, что на ней нет разрывов, трещин и других видимых дефектов.

3. Вспомним слово-пароним к выбранному.

Надеть (укрепить что-то на чем-то).

Проверка. Вспомните слова-паронимы ко всем выделенным словам в задании. При подстановке этих паронимов предложения утратили смысл? Если да, то ответ верный.

Велимир Хлебников - русский поэт, один из ЗАЧИНЩИКОВ (виновников) футуризма, смелый экспериментатор в области поэтической формы и языка.

Приглашаем вас присоединиться к поздравлениям и порадовать ваших знакомых приятными и ПРАКТИЧЕСКИМИ (соотносящимися с практикой) подарками!