Чем отличается милиция от полиции в рф. Чем отличается милиция от полиции: особенности и отличия

В Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных Законом о милиции и другими федеральными законами.

Милиция входит в структуру органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности (местная милиция).

Криминальная милиция осуществляет предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, организует и осуществляет розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия, суда и т.д.

Милиция общественной безопасности (МОБ) обеспечивает личную безопасность, охрану общественного порядка, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений и т.п. В нее входят дежурные части, подразделения патрульно-постовой службы, государственной автомобильной инспекции, группы объектов по договорам, участковые инспектора милиции и иные подразделения.

Милиция появилась в 1917 году как «рабоче-крестьянская милиция» в противовес прежней царской полиции. Под милицией в то время понимали временное войско, формируемое из граждан, от латинского militia - «ополчение, войско», от miles - «солдат». Милицейские отряды существовали и до революции. Они, например, помогали полиции бороться с забастовками на заводах и выступлениями против режима.

После Октябрьской революции было решено не возвращать полицию (очевидно, из-за неприятных ассоциаций большевиков, связанных с этим словом) и органы охраны правопорядка до сих пор именуются милицией, что не соответствует подлинному значению этого термина.

Милиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Всякое ограничение граждан в их правах и свободах допустимо лишь на основаниях и в порядке, предусмотренных законом.

Сотрудник милиции, прежде чем ограничить человека в правах и свободах, обязан разъяснить ему, почему это делается. И еще должен разъяснить его права и обязанности в связи с этим.

Милиция должна сообщить о задержании гражданина его родственникам (а в случае задержания несовершеннолетних - в обязательном порядке), по месту работы или учебы; при необходимости принять меры к оказанию доврачебной помощи, а также устранить опасность здоровью задержанных лиц.

Милиция обязана ознакомить задержанного с документами и материалами дела.

Сотрудники милиции имеют право применять физическую силу, в том числе и боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших.

Полиция - это система особых органов по охране общественного порядка и борьбе с преступностью. Полиция проводит расследование некоторых видов правонарушений. В зависимости от назначения выделяются криминальная, патрульная, дорожно-транспортная, налоговая, военная и другие виды полиции.

В русском языке слово это известно с начала XVIII века. Предполагают, что оно восходит к немецкому Polizei, а оно в свою очередь к латинскому politia - государственное устройство, государство.

В любом государстве полиция занимается прежде всего охраной порядка, а также предупреждением и раскрытием преступлений. В то же время основная ответственность за поддержание порядка ложится на государство. Если говорить в целом, то на полицию возложены три основные функции: предупреждение и расследование преступлений, поддержание общественного порядка и оказание помощи населению. Полиция работает в тесной связке с населением. Упор делается на предупреждение преступлений, а не на их расследование и установление причин совершения.

Полиция наделена широкими полномочиями. Сотрудники имеют при себе наручники, дубинки или огнестрельное оружие. Но до применения оружия или спецсредств дело доходит редко. В действительности большая часть работы полиции вообще не требует применения силы. Когда возникает такая необходимость, то полицейские начинают с самых щадящих методов. При этом они докладывают обо всех случаях применения огнестрельного оружия своему руководству.

Сотрудники полиции проходят регулярную спецподготовку, где их учат, как применять силу, а также разрешать конфликтные ситуации.

Полиция должна умело принимать тактические решения, оценивать свои действия. Сотрудник полиции вполне законно может арестовать подозреваемого и доставить его в полицейский участок для допроса.

В некоторых странах полиция использует так называемые «системы раннего предупреждения» или «системы раннего вмешательства». Они предусматривают хранение жалоб на действия сотрудников полиции, чтобы выявлять неблагонадежных. В некоторых департаментах полиции, например в США, если таких жалоб на полицейского много, то автоматически направляется рапорт начальнику полиции. Даже если все эти жалобы беспочвенны, но они есть и их много, значит, у сотрудника «хромает» индивидуальный стиль работы.

В современном обществе возникла необходимость появления единых международных стандартов подготовки полицейских кадров. Она обусловлена, прежде всего, ростом транснациональной преступности и существенными различиями в национальных системах подготовки полицейских кадров.

Международные универсальные стандарты подготовки полицейских разрабатываются в рамках Организации Объединенных Наций и других международных организаций. Региональные стандарты принимаются в рамках региональных международных организаций, таких как Совет Европы, и рассчитаны на строго региональное применение.

В Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных Законом о милиции и другими федеральными законами.

Милиция входит в структуру органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности (местная милиция).

Криминальная милиция осуществляет предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, организует и осуществляет розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия, суда и т.д.

Милиция общественной безопасности (МОБ) обеспечивает личную безопасность, охрану общественного порядка, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений и т.п. В нее входят дежурные части, подразделения патрульно-постовой службы, государственной автомобильной инспекции, группы объектов по договорам, участковые инспектора милиции и иные подразделения.

Милиция появилась в 1917 году как «рабоче-крестьянская милиция» в противовес прежней царской полиции. Под милицией в то время понимали временное войско, формируемое из граждан, от латинского militia - «ополчение, войско», от miles - «солдат». Милицейские отряды существовали и до революции. Они, например, помогали полиции бороться с забастовками на заводах и выступлениями против режима.

После Октябрьской революции было решено не возвращать полицию (очевидно, из-за неприятных ассоциаций большевиков, связанных с этим словом) и органы охраны правопорядка до сих пор именуются милицией, что не соответствует подлинному значению этого термина.

Милиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Всякое ограничение граждан в их правах и свободах допустимо лишь на основаниях и в порядке, предусмотренных законом.

Сотрудник милиции, прежде чем ограничить человека в правах и свободах, обязан разъяснить ему, почему это делается. И еще должен разъяснить его права и обязанности в связи с этим.

Милиция должна сообщить о задержании гражданина его родственникам (а в случае задержания несовершеннолетних - в обязательном порядке), по месту работы или учебы; при необходимости принять меры к оказанию доврачебной помощи, а также устранить опасность здоровью задержанных лиц.

Милиция обязана ознакомить задержанного с документами и материалами дела.

Сотрудники милиции имеют право применять физическую силу, в том числе и боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших.

Полиция - это система особых органов по охране общественного порядка и борьбе с преступностью. Полиция проводит расследование некоторых видов правонарушений. В зависимости от назначения выделяются криминальная, патрульная, дорожно-транспортная, налоговая, военная и другие виды полиции.

В русском языке слово это известно с начала XVIII века. Предполагают, что оно восходит к немецкому Polizei, а оно в свою очередь к латинскому politia - государственное устройство, государство.

В любом государстве полиция занимается прежде всего охраной порядка, а также предупреждением и раскрытием преступлений. В то же время основная ответственность за поддержание порядка ложится на государство. Если говорить в целом, то на полицию возложены три основные функции: предупреждение и расследование преступлений, поддержание общественного порядка и оказание помощи населению. Полиция работает в тесной связке с населением. Упор делается на предупреждение преступлений, а не на их расследование и установление причин совершения.

Полиция наделена широкими полномочиями. Сотрудники имеют при себе наручники, дубинки или огнестрельное оружие. Но до применения оружия или спецсредств дело доходит редко. В действительности большая часть работы полиции вообще не требует применения силы. Когда возникает такая необходимость, то полицейские начинают с самых щадящих методов. При этом они докладывают обо всех случаях применения огнестрельного оружия своему руководству.

Сотрудники полиции проходят регулярную спецподготовку, где их учат, как применять силу, а также разрешать конфликтные ситуации.

Полиция должна умело принимать тактические решения, оценивать свои действия. Сотрудник полиции вполне законно может арестовать подозреваемого и доставить его в полицейский участок для допроса.

В некоторых странах полиция использует так называемые «системы раннего предупреждения» или «системы раннего вмешательства». Они предусматривают хранение жалоб на действия сотрудников полиции, чтобы выявлять неблагонадежных. В некоторых департаментах полиции, например в США, если таких жалоб на полицейского много, то автоматически направляется рапорт начальнику полиции. Даже если все эти жалобы беспочвенны, но они есть и их много, значит, у сотрудника «хромает» индивидуальный стиль работы.

В современном обществе возникла необходимость появления единых международных стандартов подготовки полицейских кадров. Она обусловлена, прежде всего, ростом транснациональной преступности и существенными различиями в национальных системах подготовки полицейских кадров.

Международные универсальные стандарты подготовки полицейских разрабатываются в рамках Организации Объединенных Наций и других международных организаций. Региональные стандарты принимаются в рамках региональных международных организаций, таких как Совет Европы, и рассчитаны на строго региональное применение.

Вступивший в силу с 1 марта 2011 года вызвал в обществе массу обсуждений. Мы решили сравнить «Закон о Милиции» и «Закон о Полиции».

Чем вообще отличается милиция от полиции и зачем все это было нужно? Ведь такие проекты федерального масштаба всегда подразумевают существенные расходы бюджета. А бюджет, это наши с вами деньги, которые удерживаются в том числе из нашей ежемесячной зарплаты. Поэтому вполне справедлив вопрос: изменит ли это нашу жизнь к лучшему?

После распада СССР и всей социалистической системы многие бывшие социалистические страны и бывшие республики СССР переименовали милицию в полицию:

  • 1989 - Болгария, Словения
  • 1990 - Польша, Румыния, Эстония, Литва, Молдавия, Хорватия
  • 1991 - Латвия
  • 1992 - Монголия
  • 1993 - Грузия
  • 1997 - Сербия
  • 1998 - Казахстан
  • 1999 - Азербайджан
  • 2001 - Армения,Туркменистан
  • 2011 - Россия

Для начала давайте разберемся: чем отличается Милиция от Полиции?

Определения этих слов в энциклопедии Wikipedia:

Мили́ция (от лат. militia - «войско») - название органов правопорядка (эквивалент полиции) в СССР, а также в пяти социалистических странах: Болгарии, Монголии, Польше, Румынии и Югославии. В настоящее время название сохраняется во многих постсоветских странах и регионах - Абхазии, Белоруссии, Киргизии, Приднестровье, Таджикистане, Узбекистане, Украине, Южной Осетии. В Российской Федерации милиция была официально переименована в полицию 1 марта 2011 года со вступлением в силу .

Основные функции милиции - защита прав граждан, интересов общества и государства. Милиция представляет собой систему государственных органов исполнительной власти, выполняющих функции поддержания порядка и стабильности в стране, области, регионе.

Изначально словом было принято обозначать, и в этом значении оно используется в большинстве стран мира, нерегулярные вооружённые формирования, используемые в том числе и для поддержания общественного порядка, формируемые из добровольцев и не входящие в состав официальной системы государственных правоохранительных органов. В Российской империи отряды милиции (в первоначальном смысле) формировались во время крупных забастовок, других массовых выступлений против власти.

Термин «милиция» в значении «органы охраны общественного порядка» изначально произошел из установления Временного правительства, заменившего после Февральской революции «царскую» полицию «народным ополчением», занятым охраной порядка. В дальнейшем термин «милиция» был воспринят советским правительством России и распространялся на территории и страны, попавшие в сферу влияния СССР.

Поли́ция (фр. Police , от др.-греч. ἡ πολιτεία - государство, город) - система государственных служб и органов по охране общественного порядка. Осуществляет широкий спектр функций, набор которых неодинаков в разных странах. Наиболее характерной функцией является предотвращение и раскрытие преступлений и других правонарушений. На полицию могут также возлагаться задачи охраны различных объектов, непосредственного поддержания порядка в общественных местах, регулирования дорожного движения, предупреждения аварийности, осуществления административного контроля и надзора в различных сферах деятельности, исполнения решений других государственных органов и т. д. Во многих странах в ведении полиции находится пожарная охрана и спасательные операции. Для решения этих задач органы и должностные лица полиции располагают полномочиями, среди которых - полномочия на применение методов принуждения (что не исключает применения в её работе методов убеждения и иных способов обеспечения воздействия правовых норм).

Полицейские системы различных стран могут быть централизованными (Австрия, Франция, Россия после реформы и др.) либо децентрализованными (США, Великобритания, Германия и др.). Полицейские службы также могут быть объединены в одном ведомстве (Финляндия) или разбросаны по разным ведомствам (Италия - «страна пяти полиций», Франция - национальная полиция, жандармерия).

В большинстве стран органы полиции находятся в ведении министерства внутренних дел или непосредственно входят в его систему как составная часть, что подчеркивает значение полиции как проводника и орудия правовой политики государства. Встречается также подчинение полиции министерству юстиции, безопасности, либо наличие специализированного, обособленного министерства или ведомства.

Все это, конечно, интересно, но все мы понимаем, что одно только переименование милиции в полицию не изменит все сразу. Поэтому давайте обратимся к законодательной части этого проекта:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 07.02.2011 N 3-ФЗ «О ПОЛИЦИИ»

Согласно Федеральному закону от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» (далее — Закон о полиции) существенным образом изменяются порядок финансирования органов внутренних дел, а также права и обязанности сотрудников, закрепленные ранее в Законе РСФСР от 18.04.1991 N 1026-1 «О милиции» (далее — Закон о милиции).

Организация полиции

В ст. 4 Закона о полиции устанавливается, что полиция является частью федеральной системы органов государственной власти в сфере внутренних дел. В Законе о милиции отсутствовало специальное указание на то, что милиция является частью системы федеральных органов.

Статьей 7 Закона о милиции была определена организационная структура милиции и административная подчиненность в системе органов исполнительной власти. Согласно п. 4 ст. 4 Закона о полиции состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации ее подразделений определяются Президентом РФ.

Законом о полиции отменено разделение органов внутренних дел на криминальную милицию (полицию) и на милицию (полицию) общественной безопасности.

Финансирование органов внутренних дел

В ст. 35 Закона о милиции было установлено, что милиция финансируется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и иных поступлений. Особо оговаривалось (ст. 7 Закона о милиции), что криминальная милиция может финансироваться только за счет средств федерального бюджета. Теперь в ст. 47 Закона о полиции определено, что деятельность полиции финансируется только из федерального бюджета.

Таким образом, Закон о полиции предусматривает независимость органов внутренних дел от бюджетов субъектов РФ, муниципальных бюджетов и иных поступлений.

Права и обязанности сотрудников полиции

В Законе о полиции (гл. 3) права и обязанности полиции изложены более подробно, чем в аналогичных нормах Закона о милиции (раздел III). В новом Законе специально оговаривается, что перечень обязанностей полиции может быть установлен только в Законе о полиции.

Из многочисленных и детально изложенных в Законе прав и обязанностей полицейских стоит отметить следующие:

  • Сотрудники полиции обязаны информировать людей, заявивших о совершенном преступлении, о ходе рассмотрения их заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством РФ, но не реже одного раза в месяц (ч. 1 ст. 12 Закона о полиции).
  • В соответствии п. 20 ч. 1 ст. 13 Закона сотрудники полиции наделяются правом выдавать в установленном порядке разрешения на установку на транспортных средствах «спецсигналов».
  • Сотрудники полиции смогут получать от кредитных организаций информацию по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в целях пресечения и выявления налоговых преступлений (п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции), получать сведения, составляющие налоговую тайну (п. 29 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции).
  • Кроме того, согласно Закону о полиции расширяются функции полиции по обеспечению защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан (п. 17 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции). Такие полномочия предусматривались в Законе о милиции (ст. 11).
  • Полиция, как и милиция, по-прежнему сможет заниматься охраной имущества и объектов на договорной основе (п. 10 ч. 1 ст. 2 и п. 25 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции).

Изменения коснулись и порядка применения специальных средств сотрудниками органов внутренних дел. Так, сотрудники полиции будут вправе применять данные средства для пресечения административных правонарушений (п. 2 ч. 1 ст. 21 Закона о полиции). Это новшество по сравнению с нормами Закона о милиции (ст. 14 Закона о милиции).

Статьей 22 Закона о полиции установлены ограничения на применение специальных средств. Так, сотрудники полиции не вправе применять данные средства в отношении:

  • женщин с видимыми признаками беременности;
  • лиц с явными признаками инвалидности;
  • малолетних лиц;
  • участников незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.

Кроме того, не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца (п. 1 ч. 2 ст. 22 Закона о полиции). Такое ограничение не предусматривалось в Законе о милиции.

Однако данные ограничения не действуют в ситуациях, в которых сотрудник полиции вправе применить огнестрельное оружие (ч. 1 ст. 23 Закона о полиции). Это может быть защита от нападения, от посягательств на оружие или транспортное средство сотрудника полиции, освобождение заложников, пресечение побега из мест содержания под стражей и задержание пытающегося скрыться подозреваемого, застигнутого на месте совершения тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности или оказывающего вооруженное сопротивление. В этих случаях допустимо применение специальных средств, в частности, к беременным женщинам, инвалидам и малолетним.

Действия сотрудника полиции в отношениях с гражданами теперь законодательно регламентированы. Частью 3 ст. 5 Закона о полиции установлено, что сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание. Данное правило не было предусмотрено в Законе о милиции и является законодательной новеллой.

Также устанавливается особый порядок обращения сотрудников полиции к гражданам. Представитель органов правопорядка обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения (ч. 4 ст. 5 Закона о полиции). Ранее это законом не закреплялось.

Законодательно установлена обязанность полиции принести извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или его учебы в соответствии с его пожеланиями (ч. 3 ст. 9 Закона о полиции). Законом о милиции подобные действия не предусматривались.

Законом исключен ряд не свойственных полиции функций. Полицейские не будут обязаны:

  • осуществлять административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы РФ;
  • организовывать работу медицинских вытрезвителей;
  • проводить технический осмотр автомототранспортных средств и прицепов к ним;
  • конвоировать задержанных лиц и лиц, заключенных под стражу, из следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы;
  • разыскивать должника, его имущество;
  • формировать и вести реестр дисквалифицированных лиц.

Согласно ч. 1 ст. 54 Закона о полиции данные нормы вступят в силу с 01.01.2012.

Применение полицией отдельных мер государственного принуждения

Глава 4 Закона о полиции регламентирует возможность применения сотрудниками полиции некоторых мер специального принуждения.

О нормативном регулировании вхождения (проникновения) сотрудников полиции в жилые помещения следует рассказать подробнее. Такое действие допускается в следующих случаях (ч. 3 ст. 15 Закона о полиции):

  1. для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;
  2. для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;
  3. для пресечения преступления;
  4. для установления обстоятельств несчастного случая.

Законом установлено, что сотрудник полиции вправе при необходимости произвести взлом запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые помещения.

Сотрудник полиции, осуществляющий вхождение (проникновение) в жилое помещение, обязан в первую очередь перед совершением этого действия уведомить находящихся в помещении граждан об основаниях вхождения. Этого можно не делать, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия.

При проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан сотрудники полиции должны использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба имуществу. Факты личной жизни граждан, ставшие известными сотрудникам полиции при проникновении в помещение, не должны разглашаться.

О каждом вхождении (проникновении) в жилое помещение сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику и в течение 24 часов представить соответствующий рапорт. О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно более короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируются собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие. О каждом случае вхождения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан письменно уведомляется прокурор в течение 24 часов.

В отношении задержания нужно отметить следующее. В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о полиции с момента задержания гражданин имеет право на юридическую помощь, о чем ему должен сообщить сотрудник полиции. В Законе о милиции устанавливалась только обязанность сотрудников милиции предоставить возможность задержанным реализовать установленное законом право на юридическую помощь (абз. 5 ст. 5 Закона о милиции). Задержанный вправе пользоваться услугами адвоката и переводчика с момента задержания, а также уведомить родственников посредством телефонного звонка не позднее трех часов с момента задержания (ч. ч. 3, 5 и 7 ст. 14 Закона о полиции).

Помимо норм о проникновении в жилое помещение и задержании в гл. 4 Закона о полиции содержатся нормы об оцеплении (ст. 16) и о формировании банков данных (ст. 17). В Законе о милиции подобные нормы были закреплены в разделе о правах и обязанностях милиции.

Как стать полицейским?

Для того чтобы служить в полиции, граждане РФ обязаны будут пройти специальную первоначальную подготовку (ч. 1 ст. 38 Закона о полиции). Аналогичное правило было предусмотрено и для службы в милиции (абз. 2 ст. 12 Закона о милиции). Однако в Законе о полиции закреплена целая система аттестаций сотрудников полиции на соответствие занимаемой должности и проверок на профессиональную пригодность к действиям, связанным с использованием физической силы и специальных средств (ст. ст. 34 — 36 и 38 Закона о полиции). Сотрудники полиции не смогут применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие до прохождения соответствующей проверки.

Специально установлено, что все сотрудники органов внутренних дел подлежат внеочередной переаттестации в порядке и в сроки, предусмотренные Президентом РФ (ч. 3 ст. 54 Закона о полиции). В случае выявления несоответствия занимаемой должности по результатам аттестации сотрудники полиции могут быть уволены (п. 10 ч. 1 ст. 40 Закона о полиции).

Кроме того, сотрудников полиции также будут регулярно проверять на знание Конституции РФ, законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере внутренних дел (ч. 1 ст. 27 Закона о полиции).

В соответствии с ч. 6 ст. 29 Закона о полиции на сотрудника полиции распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и ст. ст. 17, 18 и 20 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В частности, сотрудники полиции будут обязаны ежегодно представлять сведения о своих доходах и имуществе. Исключение составляют ограничения, запреты и обязанности, препятствующие осуществлению сотрудником полиции «оперативно-разыскной деятельности» (в терминологии ч. 1 ст. 8 Закона о полиции).

Закон о полиции предусматривает создание профессиональных объединений работников полиции (ст. 31 Закона о полиции).

Увеличено количество оснований для увольнения со службы в полиции (ст. 40 Закона о полиции) по сравнению с тем, что было предусмотрено в ст. 19 Закона о милиции.

Законом о полиции установлено, что в период действия военного положения или чрезвычайного положения, в период проведения контртеррористической операции, в условиях вооруженного конфликта, при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуациях сотрудники полиции могут быть направлены в другую местность без изменения их служебных обязанностей (ч. 5 ст. 37 Закона о полиции). В случае несогласия сотрудника полиции с таким направлением он подлежит увольнению (п. 21 ч. 1 ст. 40 Закона о полиции).

При этом для всех сотрудников полиции, а также для членов их семей предусмотрены широкие социальные льготы и гарантии (гл. 8 Закона о полиции): от обеспечения жилым помещением за счет бюджета и бесплатного медицинского обслуживания до предоставления проездных документов на все виды транспорта и выделения мест для детей сотрудников полиции в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях по месту их жительства (ст. ст. 44 — 46 Закона о полиции).

Надзор и контроль над полицией

Глава 10 Закона о полиции предусматривает многосторонний контроль над деятельностью полиции. Государственный контроль в отношении полиции осуществляют (ст. 50 Закона о полиции): Президент РФ, Правительство РФ и палаты Федерального Собрания. Ведомственный контроль за деятельностью полиции осуществляется в порядке, который будет установлен руководителем исполнительного органа власти в сфере внутренних дел.

Закон о милиции предполагал также осуществление контроля и со стороны органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ (ст. 37). Данные органы теперь не будут иметь соответствующих полномочий.

Закон о полиции дополнительно предусматривает также общественный и судебный контроль, а кроме того судебный и прокурорский надзор над деятельностью полиции.

В ст. 53 Закона о полиции установлено, что действия сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы граждан, организаций или государственных или муниципальных органов, могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу или органу, а также в прокуратуру или в суд.

Следует отметить, что в Законе о полиции не разъясняются вопросы взаимодействия полиции и Следственного комитета РФ.

Принципы деятельности полиции:

В соответствии со ст. 3 Закона о милиции деятельность милиции строилась в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности, взаимодействия и сотрудничества с органами власти, организациями и гражданами.

Полиция будет осуществлять свою деятельность на основе следующих принципов:

  • соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина (ст. 5 Закона о полиции),
  • законности (ст. 6 Закона о полиции),
  • беспристрастности (ст. 7 Закона о полиции),
  • открытости и публичности (ст. 8 Закона о полиции),
  • общественного доверия и поддержки граждан (ст. 9 Закона о полиции),
  • взаимодействия и сотрудничества (ст. 10 Закона о полиции),
  • использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем (ст. 11 Закона о полиции).

Особый интерес вызывает принцип общественного доверия и поддержки граждан. Установлена обязанность органов внутренних дел проводить постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества (ч. 5 ст. 9 Закона о полиции).

Вы автомобилист? Возможно Вам будет интересно прочитать и .


Если Вам понравился наш сайт или именно эта страница, то нажмите на одну из кнопок социальных сетей ниже. Так Вы поделитесь информацией об этой странице со своими друзьями и у вас будет больше общих интересов и тем для увлекательного общения!

В свете недавней реформы российского МВД многие задаются вопросами – чем отличается милиция от полиции и так ли нужно было это переименование? Давайте рассмотрим смыслу помянутых слов и разберемся – правомерно ли смешивать данные понятия? Ведь оба термина возникли довольно давно и со временем поменяли свое значение. Начнем с самого начала.

Происхождение терминов

«Милиция» изначально – название нерегулярного воинского формирования, набираемого на время войны, то есть просто – народное ополчение. Название это латинское (militis), однокоренное с английским прилагательным military– военный. Милиция как военная структура существовала еще в Римской империи, а в Средние века это было классическое народное ополчение, как альтернатива регулярным войскам, набираемым из дворян или наемников. Порой милиция была эффективнее регулярного войска. Как, например, в 1302 году в Битве золотых шпор, когда фламандское войско, представляющее собой преимущественно милицию, наголову разбило французских рыцарей, забрав у погибших знак принадлежности к дворянству – золотые шпоры (отсюда и название сражения).

Главное отличие милиции от полиции в том, что последняя изначально создавалась как государственная структура. Слово «полиция» по происхождению греческое, однокоренное с термином «полис», обозначающим особую форму античного города-государства. В 1750 году Николя де Ламар издает трактат «О полиции», где он под этим термином понимает общественный порядок. Правда, двумя веками ранее слово «полиция» в том же значении применял лейпцигский правовед Мельхиор фон Осса. Полиция как правоохранительный орган впервые появилась еще позже – в 20-е годы 19 века в Лондоне.

Сравнение

Милиция в СССР фактически выполняла полицейские функции, то есть обеспечение правопорядка. Это общеизвестно и в доказательствах не нуждается. Отчего же возникла путаница с названиями? Причина чисто идеологическая: дело в том, что после прихода к власти в 1917 году большевики, понимая, что структура с функциями, аналогичными полицейским, необходима, без этого государства не построить, решили все же дистанцироваться от старого названия. Покопавшись в анналах истории (благо образованных людей среди них было в избытке), решили назвать подобную структуру милицией, подчеркивая тем самым народность нового органа.

Полицию Российской империи недолюбливали не только политические заключенные или уголовники, так что возражений не было. Интересующихся можно отослать к книге Гиляровского «Москва и москвичи» – там Владимир Алексеевич прекрасно расписывает взаимоотношения народа с полицией в конце 19 века. Название прижилось, и о возвращении старого наименования правоохранительных органов не могло быть и речи. Тем более что во время Великой Отечественной войны полицейские структуры, набранные оккупантами из местных жителей, создали себе крайне отрицательный имидж.

Но время шло, негатив к термину «полиция» постепенно улетучивался, и в 2011 году в рамках реформы МВД российская милиция была переименована в полицию. Хорошо это или плохо? Однозначно сказать сложно; в одной пословице говорится – как кошку ни назови, лишь бы мышей ловила. Возможно, возвращение к старому, изначальному названию правоохранительных органов и оправданно, только вот за почти столетнее существование термина «милиция» в новом значении он устоялся, оброс праздниками, традициями и даже фольклором. Так что стоила ли в данном случае овчинка выделки – вопрос дискуссионный.

Таблица

Подведем итог, в чем разница между милицией и полицией. Учитывая, что термин «милиция» более многозначен, чем «полиция», в приведенной ниже таблице учтены оба варианта.

Будучи президентом РФ, Дмитрий Медведев внес предложение о переименовании милиции в полицию, обусловив это тем, что людям необходимы профессионалы своего дела, "которые работают максимально эффективно, честно, крайне слаженно". Все это происходило в пределах РФ, вызвавшей у рядовых граждан недоумение по поводу толка, который она принесет.

История милиции

В ходе революции, произошедшей в 1917 году, с царской полицией было навсегда покончено, была осуществлена ее замена на "народную милицию". Работу и правовую деятельность органа учредило Временное правительство. Было выпущено постановление, которое называлось "Об утверждении милиции". Кроме того, свет увидело "Временное положение о милиции" в апреле.

10.05.1918 г. коллегия НКВД РСФСР обозначила, что милиция действует в режиме постоянного штата лиц, которые исполняют особые функции. Здесь и было положено начало ее профессиональной деятельности. В этом же году утвердили инструкцию, которая закрепила существование милиции. Служба была на добровольной основе.

Со временем в милиции было много изменений, появление новых подразделений. Среди них и отделы особого и специального назначения, и орган по борьбе с организованной преступностью. В ходе переименования РСФСР в РФ в декабре 1991 г. учреждения и организации СССР были перекинуты под юрисдикцию России с вступлением их в систему МВД России, деятельность которой регулировалась уже положениями Конституции РФ.

Зачем переименовали милицию в полицию

Реформа несет в себе решение нескольких важных вопросов. Во-первых, привнести в правоохранительную систему профессионализм. Полиция должна защищать свободу и права граждан РФ и людей, охранять общественный порядок, создавать социальную безопасность и противостоять преступности. Во-вторых, это выражение высокого профессионализма, ответственности, дисциплинированности полицейских, что будет им помогать эффективно решать задачи в области установления правопорядка и защиты любого гражданина РФ. Вот зачем переименовали милицию в полицию - чтобы добиться новых поставленных задач.

Была проведена переаттестация сотрудников различных ведомств МВД, в ходе которой кто-то был понижен в должности, кто-то остался работать на своих местах либо вовсе уволен.

Не всеми были поддержаны столь затратные изменения ведомств правопорядка. Политики, эксперты, а также, согласно ряду опросов населения, значительная часть граждан недоумевают, зачем переименовали милицию в полицию, и не видят в этом как такового смысла. Они считают, что на работе правоохранительных органов реформа никак не скажется. Противниками данных действий продвигался список отрицательных аргументов против перехода от одного термина к другому:

  • большие финансовые затраты;
  • нехорошие ассоциации исторического характера с оккупантами (так называемыми полицаями);
  • что-то западное и несвойственное российской культуре.

В каком году

Милицию переименовали в полицию ФЗ от 7 февраля 2011 года № 3 "О полиции". Закон вступил в силу с 1.03.2011 г. и вытеснил документ от 18 апреля 1991 года № 1026-1 "О милиции". Поэтапно выглядело переименование так:

  • 28.01.2011 г. - одобрение Государственной Думой;
  • 2.02.2011 г. - принятие Советом Федерации;
  • 7.02.2011 г. - подписание главой РФ;
  • 1.03.2011 г. - вступление в силу.

Изменения в форме

На изменения после переименования милиции в полицию ушел не один миллиард рублей. Средства понадобились на нагрудные знаки, вывески, таблички для зданий и наклейки на служебные автомобили, а также полицейскую форму. Появились обязательные для ношения нагрудные жетоны с личным номером. Цветовая гамма полицейской формы осталась традиционного темно-синего цвета. Все это было принято правительством РФ и отражено в Постановлении № 828 "О форменной одежде, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом работников правоохранительных органов Российской Федерации".

Отличие слов "полиция" и "милиция"

Милиция - это военное ополчение, в переводе с латинского "военная полиция", исконно - название нерегулярного воинского формирования, которое было необходимо только во время боевых действий.

Самым весомым отличием является то, что полиция в первую очередь создавалась как государственная структура. По происхождению слово греческое, однокоренное с понятием "полис", которое, в свою очередь, понимается как особая форма античного города-государства. Понятие "полиция" в значении правоохранительного органа появилось в 20-е годы 19-го века, хотя несколькими столетиями ранее уже были упоминания этого термина в роли общественного порядка.

В действительности выполняла полицейские функции, обеспечила правовой порядок в обществе. Это известно всем и в аргументировании не нуждается. Может показаться, что в послереволюционное время произошла путаница с терминами, но причина перехода от одного понятия к другому была в том, что большевики понимали, что орган, регулирующий правовые основы общества, должен быть, и без него не выстроить государство. Но решено было отойти от старого названия. И итогом изучения хроник стал переход полиции в милицию. Термины имеют различие в отношении людей к ним. Понятие "милиция" является более народным, многозначным, со своими уже сложившимися праздниками, традициями и даже фольклором.

Итак, подводя итог об отличиях, можно считать их чисто идеологическими, впрочем, их функции одинаковы - охрана общественного порядка и здесь же выявление, пресечение и раскрытие преступлений. В данном свете, возможно, было правильным возвращение к старому названию одной из важных государственных структур - полиции, в 2011 году осуществленное Дмитрием Анатольевичем Медведевым.

В заключение

По мнению многих граждан, уходя от термина "милиция", законодательные органы в очередной раз брали пример с Запада. Но все же основной причиной переименования, скорее всего, была попытка выстроить новое общество и лица правопорядка.

Хотя Владимир Владимирович Путин на одной из пресс-конференций, поддерживая реформы в системе МВД, выразился, что можно было бы и не делать переход милиции в полицию, но структурные изменения были крайне необходимы в данных органах. Тем не менее, как говорится, "нет предела совершенству".

Вопрос о том, зачем переименовали милицию в полицию, может привести к большим дискуссиям. В них каждый может оказаться прав, отстаивая свою точку зрения. Относительно того, в каком году переименовали милицию в полицию, мы уже дали ответ - в 2011-м.